Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Образ классной дамы в легком дыхании. Истолкование рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание

Рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание» принадлежит к кругу произведений, требующих особо внимательного чтения. Сжатость текста обусловливает смысловое углубление художественной детали.

Сложная композиция, обилие многоточий, фигура умолчания заставляют остановиться для раздумья в моменты неожиданных «изгибов» сюжета. Содержание рассказа столь многопланово, что он вполне мог бы стать основой целого романа. Действительно, каждый из нас, размышляя над очередным многоточием, как бы дополняет, «дописывает» текст в соответствии со своим восприятием. Может быть, именно в этом кроется загадка бунинского рассказа: писатель как будто призывает нас к сотворчеству, и читатель невольно становится соавтором.

Анализ этого произведения принято начинать с разговора о композиции. В чем необычность построения рассказа? Как правило, ученики сразу отмечают особенности композиции: нарушение хронологии событий. Если выделить смысловые части текста, то обнаружится, что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения. Какая идея воплощена в такой сложной художественной форме? Для ответа на этот вопрос внимательно вчитываемся в содержание каждого абзаца.

В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища, монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами (словосочетанием поразительно живые сам автор подчеркивает этот контраст).

Почему следующее предложение (Это Оля Мещерская) выделено в отдельный абзац? Возможно, в большом произведении это предложение предваряло бы подробное описание героини, ее портрета, характера, привычек. В рассказе Бунина названное имя еще ни о чем не говорит, однако мы уже вовлечены в действие, заинтригованы. Возникает множество вопросов: «Кто эта девушка? Какова причина ее ранней смерти?..» Читатель уже готов к разворачиванию мелодраматического сюжета, но автор сознательно медлит с ответом, поддерживая напряженность восприятия.

В чем необычность портретной характеристики героини? В описании гимназистки Мещерской есть недоговоренность: отсутствует развернутый портрет, образ едва намечен отдельными штрихами. Случайно ли это? Несомненно нет. Ведь у каждого свое представление о привлекательности, молодости, красоте… Сравнение с подругами выделяет идейную основу образа - простоту и естественность: Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за ее сдержанными движениями! А она ничего не боялась<...> Без всяких забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз... Создание целостного облика героини - дело нашего воображения.

Настораживающе звучит упоминание о том, что Оля очень беспечна, ветрена, едва не довела до самоубийства гимназиста Шеншина... Однако многоточие, прием умолчания, обрывает сюжетную линию, которой хватило бы на отдельный рассказ.

В следующем абзаце слова последняя зима вновь напоминают о трагической развязке. Есть что-то болезненное в неуемном радостном возбуждении Мещерской (совсем сошла с ума от веселья). К тому же автор подсказывает нам, что она только к а з а л а с ь самой беззаботной и счастливой (разрядка наша - А.Н., И.Н.). Пока это едва намеченный внутренний диссонанс, но вскоре героиня, не теряя простоты и спокойствия, расскажет раздраженной начальнице о своей связи с 56-летним Малютиным: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом - знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне... Мы в недоумении: что это - ранняя испорченность? цинизм?

Едва контраст между внешним обликом и душевным состоянием героини выходит на поверхность, автор вновь прерывает повествование, оставляя читателя в раздумье, заставляет вернуться назад в поисках ответа на вопрос: «Что за человек Оля Мещерская? Беспечная ветреница или глубокая, противоречивая личность?» Должно быть, ответ спрятан где-то в этом абзаце. Перечитываем его и останавливаемся на многозначительном «казалась», за которым, возможно, и скрывается разгадка: может быть, эта беспечность и легкость лишь попытка цельной натуры спрятать душевную боль, личную трагедию?.

Далее следует отстраненный, избегающий ложного пафоса «протокольный» рассказ о смерти Оли. Казачий офицер, застреливший Мещерскую, изображен подчеркнуто непривлекательно: некрасивый, плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская... Почему же героиня встречалась с этим человеком? Кем он был для нее? Ответ попробуем найти в дневнике девушки.

Дневниковые записи - важный момент в раскрытии характера. Впервые мы остаемся с Олей один на один, становимся свидетелями настоящей исповеди: Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... После этих слов новым смыслом наполняется трагическая сцена гибели Мещерской. Героиня рассказа, представлявшаяся нам привлекательной, но чересчур легкомысленной, оказывается душевно надломленным человеком, пережившим глубокое разочарование. Упоминанием о Фаусте и Маргарите Бунин проводит аналогию между несчастной судьбой Гретхен и растоптанной жизнью Оли.

Итак, всему виной глубокая душевная рана. Может быть, Оля сама спровоцировала убийство, зло посмеявшись над офицером, чужими руками совершила самоубийство?..

Замкнутая композиция возвращает нас к началу рассказа. Напряженный эмоциональный тон исповеди сменяется картиной города, кладбищенского покоя. Теперь наше внимание сосредоточено на образе классной дамы, которому, на первый взгляд, автор уделяет неоправданно много внимания. Женщина эта - классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, - она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она - идейная труженица… Персонаж, безусловно, малопривлекательный. Какова его роль? Может быть, он должен оттенить все лучшее в облике главной героини?

Сопоставляя образы Мещерской и ее классной дамы, приходим к выводу, что это два «смысловых полюса» рассказа. Сравнение показывает не только различие, но и определенное сходство. Оля, юная женщина, с головой окунулась в жизнь, блеснула и погасла, как яркая вспышка; классная дама, немолодая девушка, прячется от жизни, тлеет, как догорающая лучина. Главное, что ни одна из героинь не смогла найти себя, обе - каждая по-своему - растратили все лучшее, что было дано им изначально, с чем они пришли в этот мир.

Финал произведения возвращает нас к заглавию. Не случайно ведь рассказ назван не «Оля Мещерская», а «Легкое дыхание». Что же это такое - легкое дыхание? Образ сложный, многогранный и несомненно символичный. Сама героиня дает буквальное его толкование: Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю… Но каждый из нас понимает этот образ по-своему. Наверное, в нем слиты естественность, чистота души, вера в светлое начало бытия, жажда жизни, без которых немыслим Человек. Все это было в Оле Мещерской, а теперь это легкое дыханье с н о в а рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре (разрядка наша - А.Н., И.Н.). Выделенное слово подчеркивает цикличность происходящего: «легкое дыхание» снова и снова обретает земные формы. Может быть, сейчас оно воплощено в ком-то из нас? Как видим, в финале повествование приобретает всемирное, всечеловеческое значение.

Перечитывая рассказ, мы вновь и вновь восхищаемся мастерством Бунина, который незаметно руководит восприятием читателя, направляет мысль к глубинным причинам происходящего, сознательно не давая увлечься занимательностью интриги. Воссоздавая облик героев, восстанавливая опущенные звенья сюжета, каждый из нас становится творцом, словно пишет собственный рассказ о смысле человеческой жизни, о любви и разочаровании, о вечных вопросах человеческого бытия.

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.

Истолкование рассказа И.А. Бунина "Легкое дыхание // "Русская словесность. - 2002. - № 4. - С. 25-27.

Одним из самых широко известных произведений И.А. Бунина является, несомненно, рассказ «Легкое дыхание». Можно предположить, что толчком к его написанию послужила поездка писателя на Капри, где во время прогулки писатель увидел на небольшом кладбище надгробие с медальоном. На нем была изображена совсем еще молодая и необыкновенно красивая девушка со счастливым выражением лица. Трагизм этой страшной противоречивости, видимо, настолько поразил писателя, что он решил «оживить» героиню на страницах своей прозы.

Образ «легкого дыхания», организующий весь рассказ, взят из старинной книги, которую читает главная героиня Оля Мещерская, пересказывая подруге особенно поразивший ее эпизод. Там говорится о том, что женщина должна уметь быть красивой и самое главное в ней - как раз «легкое дыхание». Героиня радостно заключает, что у нее оно есть и что в жизни ее ждет только счастье. Однако судьба распоряжается иначе.

Центральный персонаж этого рассказа - гимназистка Оля Мещерская. Она славится своей красотой, милой непосредственностью, очаровательной естественностью. «Она ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена», - с любовью пишет о ней автор рассказа. В Оле есть даже что-то от Наташи Ростовой -такое же жизнелюбие, такая же открытость всему миру. Никто лучше Оли не танцевал, не катался на коньках, ни за кем так не ухаживали. Это юное существо с блестящими, живыми глазами, казалось, создано лишь для счастья.

Но один казачий офицер, добивавшийся близости с ней и получивший отказ, одним выстрелом обрывает эту юную прекрасную жизнь.

Финал этот слишком трагичен, и порою хочется упрекнуть "писателя за такой тягостный конец. Но вдумаемся: действительно ли выстрел убил героиню? Может быть, офицер лишь нажал на курок, а трагедия случилась гораздо раньше?

Действительно, читая рассказ, удивляешься, почему, кроме Оли, в этом провинциальном городке нет ни одного человека, хоть сколько-нибудь достойного быть изображенным с таким же любованием. Остальные герои просто оставляют нас равнодушными, как, например, подруга Мещерской, или же вызывают отвращение. Таков друг Олиного отца пятидесятишестилетний Малютин. Весь город словно пропитан удушливой атмосферой пошлости, косности и разврата. Действительно, чем можно объяснить поведение Оли? Да, она очаровательна, мила, естественна, но, читая сцену, где Мещерская признается начальнице гимназии, что она уже женщина, невольно смущаешься от такой ужасной раздвоенности личности: с одной стороны, Оля - само совершенство, с другой же - она всего лишь девица, слишком рано познавшая радость плотских утех. Эти противоречивые образы одной и той же героини не дают понять ее характер однозначно, и иногда в голову приходит почти хулиганская мысль: не есть ли Оля набоковская Лола, введенная Буниным в литературу задолго до автора «Лолиты»?

На мой взгляд, мотивы поступков героини «Легкого дыхания» очень трудно оценить с логической точки зрения. Они иррациональные, «утробные». Раскрывая образ такой неоднозначной героини, как Мещерская, не нужно бояться рассматривать разные и даже противоположные точки зрения. Выше мы сказали, что судьба и характер Оли есть порождение косной провинциальной среды, где она выросла. Теперь же, столкнувшись с поразительной противоречивостью героини, можно предположить совсем иное.

Бунин, как известно, хоть и считается последним классиком критического реализма, все же не до конца следует его принципам изображения действительности. Сказать, что Мещерская есть всего лишь порождение среды, растлевающей и убивающей молодую невинность, значит, на мой взгляд, рассматривать рассказ слишком прямолинейно, обедняя тем самым первоначальный авторский замысел. Исправьте общество, и пороков не будет - так говорили в XIX веке, но в XX все чаще не ищут причин, говоря, что мир непознаваем. Мещерская такова, и больше ничего. В качестве еще одного аргумента можно вспомнить рассказы Бунина

о любви, в особенности - «Темные аллеи», где поступки героев тоже очень сложно мотивировать. Ими словно управляет какая-то слепая, нерассуждающая сила, стихийно дающая людям счастье с горем пополам. В целом для Бунина характерно как раз такое мировосприятие. Вспомним рассказ «Господин из Сан-Франциско», в котором судьба неожиданнейшим образом распоряжается жизнью героя, не давая никаких объяснений. В свете этих рассуждений можно составить суждение об Оле, противоположное и в какой-то мере уравновешивающее наши первые выводы: писатель в образе непохожей на других гимназистки хотел показать истинную природу женщины, полностью находящейся во власти слепых, «утробных» инстинктов. Убеждение в том, что жизнь распоряжается нами исключительно по своему усмотрению, как нельзя лучше иллюстрируется примером юной девушки, слишком рано познавшей жизнь и от того безвременно погибшей.

Наверное, однозначного ответа на вопрос, кто же на самом деле есть Оля, какие проблемы поднимает Бунин в этом рассказе, дать нельзя, да и вряд ли нужно. Глубже проникнуть в образ главной героини, лучше понять специфику и проблематику рассказа и попытаться примирить две противоположные точки зрения, изложенные выше, можно, подумав над названием. «Легкое дыхание», которое «навсегда рассеялось в этом холодном ветре», - это, на мой взгляд, образное выражение того, что есть в человеке духовного, истинно человеческого. Очаровательная и в то же время развращенная гимназистка, глупый и злой офицер, убывший ее, провинциальный городок со всеми своими уродствами - все это останется на грешной земле, а этот дух, живший в Оле Мещерской, унесется ввысь, чтобы снова воплотиться во что-нибудь и напомнить нам, что кроме наших суетных и мелких помыслов и дел в мире есть еще что-то такое, что неподвластно нам. В этом, на мой взгляд, непреходящее значение выдающегося рассказа Ивана Алексеевича Бунина.

На кладбище над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская. Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц: что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама? Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам. В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей. Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз... Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее. Незаметно стала она девушкой, и незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство. Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии. Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой. И вот однажды, на большой перемене, когда она вихрем носилась по сборному залу от гонявшихся за ней и блаженно визжавших первоклассниц, ее неожиданно позвали к начальнице. Она с разбегу остановилась, сделала только один глубокий вздох, быстрым и уже привычным женским движением оправила волосы, дернула уголки передника к плечам и, сияя глазами, побежала наверх. Начальница, моложавая, но седая, спокойно сидела с вязаньем в руках за письменным столом, под царским портретом. — Здравствуйте, mademoiselle Мещерская, — сказала она по-французски, не поднимая глаз от вязанья. — Я, к сожалению, уже не первый раз принуждена призывать вас сюда, чтобы говорить с вами относительно вашего поведения. — Я слушаю, madame, — ответила Мещерская, подходя к столу, глядя на нее ясно и живо, но без всякого выражения на лице, и присела так легко и грациозно, как только она одна умела. — Слушать вы меня будете плохо, я, к сожалению, убедилась в этом, — сказала начальница и, потянув нитку и завертев на лакированном полу клубок, на который с любопытством посмотрела Мещерская, подняла глаза. — Я не буду повторяться, не буду говорить пространно, — сказала она. Мещерской очень нравился этот необыкновенно чистый и большой кабинет, так хорошо дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки и свежестью ландышей на письменном столе. Она посмотрела на молодого царя, во весь рост написанного среди какой-то блистательной залы, на ровный пробор в молочных, аккуратно гофрированных волосах начальницы и выжидательно молчала. — Вы уже не девочка, — многозначительно сказала начальница, втайне начиная раздражаться. — Да, madame, — просто, почти весело ответила Мещерская. — Но и не женщина, — еще многозначительнее сказала начальница, и ее матовое лицо слегка заалело. — Прежде всего, — что это за прическа? Это женская прическа! — Я не виновата, madame, что у меня хорошие волосы, — ответила Мещерская и чуть тронула обеими руками свою красиво убранную голову. — Ах, вот как, вы не виноваты! — сказала начальница. — Вы не виноваты в прическе, не виноваты в этих дорогих гребнях, не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей! Но, повторяю вам, вы совершенно упускаете из виду, что вы пока только гимназистка... И тут Мещерская, не теряя простоты и спокойствия, вдруг вежливо перебила ее: — Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне... А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом. И невероятное, ошеломившее начальницу признание Оли Мещерской совершенно подтвердилось: офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке — одно ее издевательство над ним, и дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине. — Я пробежал эти строки и тут же, на платформе, где она гуляла, поджидая, пока я кончу читать, выстрелил в нее, — сказал офицер. — Дневник этот, вот он, взгляните, что было написано в нем десятого июля прошлого года. В дневнике было написано следующее: «Сейчас второй час ночи. Я крепко заснула, но тотчас же проснулась... Нынче я стала женщиной! Папа, мама и Толя, все уехали в город, я осталась одна. Я была так счастлива, что одна! Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто. Потом заснула у папы в кабинете, а в четыре часа меня разбудила Катя, сказала, что приехал Алексей Михайлович. Я ему очень обрадовалась, мне было так приятно принять его и занимать. Он приехал на паре своих вяток, очень красивых, и они все время стояли у крыльца, он остался, потому что был дождь, и ему хотелось, чтобы к вечеру просохло. Он жалел, что не застал папу, был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что он давно влюблен в меня. Когда мы гуляли перед чаем по саду, была опять прелестная погода, солнце блестело через весь мокрый сад, хотя стало совсем холодно, и он вел меня под руку и говорил, что он Фауст с Маргаритой. Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет — мне не понравилось только, что он приехал в крылатке, — пахнет английским одеколоном, и глаза совсем молодые, черные, а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная. За чаем мы сидели на стеклянной веранде, я почувствовала себя как будто нездоровой и прилегла на тахту, а он курил, потом пересел ко мне, стал опять говорить какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою руку. Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок... Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» Город за эти апрельские дни стал чист, сух, камни его побелели, и по ним легко и приятно идти. Каждое воскресенье, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляется маленькая женщина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева. Она переходит по шоссе грязную площадь, где много закопченных кузниц и свежо дует полевой воздух; дальше, между мужским монастырем и острогом, белеет облачный склон неба и сереет весеннее поле, а потом, когда проберешься среди луж под стеной монастыря и повернешь налево, увидишь как бы большой низкий сад, обнесенный белой оградой, над воротами которой написано Успение божией матери. Маленькая женщина мелко крестится и привычно идет по главной аллее. Дойдя до скамьи против дубового креста, она сидит на ветру и на весеннем холоде час, два, пока совсем не зазябнут ее ноги в легких ботинках и рука в узкой лайке. Слушая весенних птиц, сладко поющих и в холод, слушая звон ветра в фарфоровом венке, она думает иногда, что отдала бы полжизни, лишь бы не было перед ее глазами этого мертвого венка. Этот венок, этот бугор, дубовый крест! Возможно ли, что под ним та, чьи глаза так бессмертно сияют из этого выпуклого фарфорового медальона на кресте, и как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединено теперь с именем Оли Мещерской? — Но в глубине души маленькая женщина счастлива, как все преданные какой-нибудь страстной мечте люди. Женщина эта — классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, — она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она — идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская — предмет ее неотступных дум и чувств. Она ходит на ее могилу каждый праздник, по часам не спускает глаз с дубового креста, вспоминает бледное личико Оли Мещерской в гробу, среди цветов — и то, что однажды подслушала: однажды, на большой перемене, гуляя по гимназическому саду, Оля Мещерская быстро, быстро говорила своей любимой подруге, полной, высокой Субботиной: — Я в одной папиной книге, — у него много старинных, смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины... Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой! — черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, — я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть? Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре. 1916

Интегрированное занятие по рассказу И.А Бунина «Легкое дыхание»

Урок по рассказу И.А.Бунина « Легкое дыхание» (Учитель Стеблева Р.И).

Тема: Ответственность человека за то, как складывается его жизнь (по рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание»).

Рассказом И. А.Бунина « Легкое дыхание» завершаем изучение творчества писателя. Героиня – ровесница одиннадцатиклассников, поэтому судьба ее им очень интересна.

Тема трагической ранней смерти молодой девушки волновала Бунина на протяжении всего его творчества. Кажется, писатель всю жизнь не мог примириться с такой жестокостью судьбы, когда гибнет то, что всем своим существом олицетворяет жизнь, молодость, радость. Бунину помогли осознать свои чувства, сформулировать свои жизненные принципы, взгляды на мир, людей философские сентенции римского стоика Марка Аврелия. Наиболее важной представлялась идея круговорота бытия, внутри которого рождение и смерть оказывались равноправными.

Индивидуальное домашнее задание.

1группа – выразительное чтение и анализ стихотворения Бунина «Эпитафия». 2группа – « Портрет».

Ученик и делятся впечатлениями об услышанных стихах.

Индивидуальное задание. Краткое сообщение об истории создания рассказа.

Работа с текстом.

Какие чувства возникают у вас с первых строк рассказа? Поразило место действия – кладбище. Тягостное впечатление оставляет «новый крест, крепкий, тяжелый, гладкий». Увидели, что не случайно и время действия, когда « дни серые». Отметили, что использование автором контраста (живые глаза и дубовый крест на могиле) сильно воздействует на чувства.

- Сформулируйте и запишите вопросы, которые хотелось бы обсудить . (Такое задание было дано заранее.)

Цель: выявление проблем, волнующих учащихся, готовности вступить в диалог с художественным текстом.

Видим, что вопросы, поставленные одиннадцатиклассниками, находились в центре внимания самого автора и обсуждение их в классе вполне естественно.

- Запись на доске этих проблемных вопросов:

1.Почему рассказ называется « Легкое дыхание?»

3.Как относится Бунин к героине рассказа – Оле Мещерской.

4.Что в ней главное: безмятежность и чистота юности или бездумность и легкомыслие?

На первом этапе урока обращаемся к эпиграфам (записаны на доске) :

« Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни…» (И.Бунин.)

«Все из века равно самому себе, пребывая в круговороте…» (М.Аврелий.)

- Прокомментируйте эпиграфы, выделите в каждом из них ключевые слова.

Обратимся к словосочетанию « легкое дыхание». Назовите слова-ассоциации, слова-ощущения. Цель: погружение в подсознание, выявление личностно значимых слов, которые « станут симптомами смысла».В результате коллективных творческих усилий появляется запись: «Легкое дыхание- это чистота, свежесть, беззаботность, недумание, беспечность.»

- Стихотворение А..Фета « Бабочка» расширит смысл словосочетания «легкое дыхание. »

Вопросы к стихотворению.

1.Чем мила бабочка? В чем ее особенность?

2.Что символизирует бабочка в системе эстетических ценностей А.Фета? (Символ красоты, легкости, беззаботности, скоротечности и мимолетности жизни.)

На втором этапе урока идет погружение в словесную ткань произведения

Класс делится на группы .

1 группа выписывает из текста слова и словосочетания, определяющие характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние и отвечают на вопрос: « что общего между героиней рассказа и бабочкой А.Фета?» («Беспечна к наставлениям», «сошла с ума от веселья», « ничего не боялась», « самая беззаботная», «никогда не думала любить его»,» все разговоры о браке – одно издевательство», « я не понимаю, как это могло случиться».)

2 группа отвечает на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя философская проблема жизни и смерти?», выявляя эпизоды, в которых звучат эти мотивы.

3 группа обдумывает вопросы о роли образа классной дамы и холодного весеннего ветра в рассказе.

Такой методический прием, как ассоциативный, способствует развитию читательского восприятия, языкового чутья, ассоциативного мышления, совершенствованию аналитических способностей учащихся.

На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы, отвечают на вопросы.

Оля Мещерская беспечна, кокетлива, изящна, грациозна. Как бабочка, выпархивает из норм поведения, из возраста, из жизни. Она не слушает наставлений начальницы, преждевременно превращается из девочки в девушку, из девушки в женщину и умирает преждевременно. Во всех ее мыслях, чувствах, действиях легкость легкокрылого существа, пришедшего в этот мир на мгновение.

Какова логика поведения героини? (Это странная логика. Кружение по жизни: на балах, на катке, вихревой бег по гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки. О ней говорят: «она совсем сошла с ума». «Я совсем сошла с ума»,- говорит героиня.

- Что рушит гармонию в душе Оли Мещерской? (Появление на даче Малютина, перед домогательствами которого оказалась беззащитной.)

- Какие чувства испытывает героиня к Малютину? (Страшно то, что никаких, То, что нравилось ей в нем, было малозначительно.) Работа с текстом.

- Замечает ли героиня свое беззаботное легкомысленное поведение, может, раскаивается? (На первых порах Оля была потрясена тем, что произошло с ней: «Я не понимаю, как это могло случиться…я никогда не думала, что я такая!» Боль раскаяния не была продолжительной. Героиня стремится заглушить ее буйным весельем.

Какую вторую ошибку повлекла за собой непоправимая первая? (Анализ эпизода связи с казачьим офицером.)

Это уже нельзя назвать шалостью. Эта легкомысленность ведет к опасной бессознательной ветрености, когда человек становится игрушкой в чужих руках.

- Каковы же причины этой трагедии?

Где Оля Мещерская познакомилась с « кодексом женской красоты», слагаемым которой стало «легкое дыхание»? (Оля познакомились при чтении книг отца.) Они-то и оказали отрицательное воздействие на неокрепшую душу. (Работа с текстом.)

В этом бульварном кодексе женской красоты говорится лишь о внешности, причем утрированно, вульгарно. И ничего - о духовности, нравственных качествах.

- Как Бунин показывает отсутствие такой черты у героини, как душевная тонкость? (Все, что она сообщила о женской красоте, подчеркивало некрасивость подруги ее, Субботиной.)

Семнадцатилетняя гимназистка не могла не прочесть отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Толстого. Эти произведения были включены в гимназическую программу по литературе. К сожалению, не они оставили след в ее душе. Как подсказывает автор, в семейных книжных шкафах было место лишь для бульварной беллетристики.

Писатель показал причины несостоявшейся жизни Мещерской.

Это – бездуховность. Оля ни разу не задумалась над тем, что волнует девушку ее возраста, - о любви, о своей будущности.

Каждый эпизод - этап в жизни героини, ее взросление, нравственное падение и гибель..

- Каково же отношение Бунина к героине рассказа ? (Бунин испытывает двойственное чувство: восторженное и горестное.)

Какой композиционный принцип рассказа является основным? (Контраст.) Почему? (С его помощью создается образ главной героини, выражается авторская позиция.)

Грустные строки начала рассказа предваряют и завершают читательское восприятие и служат своеобразной эпитафией ускользающей красоте, безвременно оборвавшейся жизни.

Какие понятия могли бы стать символами судьбы Оли Мещерской? ((Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символы ее судьбы.)

Образ легкого дыхания. Это не просто образ, это образ-символ в рассказе. Какие ассоциации он вызывает у вас? (Множество ассоциаций: радостное восприятие жизни, мира, незатейливость, простота, красота, беззаботность.)

-«Легкое дыхание» в одноименном рассказе – символ беспечной радости жизни во всей полноте ее ощущений, символ жизни ради жизни – без рефлексий и каких бы то ни было сомнений.

- Для Бунина слова «легкое дыхание» олицетворяют юность, буйство жизненных сил, но и в то же время легкомыслие и бездумье: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», недумание».

Как вы воспринимаете рассказчика? (Чувствуем глубокое сожаление человека, сказавшего свое слово о неразвернувшихся возможностях девушки.)

Высказывания учащихся.

Мечты, планы, стремления оборвались. Прервалась жизнь, остался лишь «звон ветра в Фарфоровом венке». Оля действительно обладала легким, естественным дыханием – жаждой жизни, какой-то особенной, неповторимой судьбы. Об этой ее заветной мечты сказано лишь под конец. Автор раскрывает нам не только красоту девушки,(конечно, не ее опыт) , а лишь не развившиеся прекрасные возможности.

- Какова роль образа классной дамы в рассказе? (С образами классной дамы и холодного весеннего ветра связано возвращение легкого дыхания Оли Мещерской миру, людям. По мнению автора, не может исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.)

Чем явился для вас этот рассказ?

Если бы не бездумное порхание по жизни героини, не примитивное представление о счастье, ее жизнь могла сложиться совсем иначе.

Рассказ звучит как предостережение. Ведь самое опасное – это легкомыслие. Оля оступилась однажды, но цена этой ошибки – жизнь.

Итоги урока.

Жизнь и смерть, разлука и любовь, красота – вечные темы в литературе.

Но есть в рассказе и другой глубинный смысл. Взрослый мир может быть чужд и враждебен красоте, а еще он может ломать судьбы и губить неокрепшие души. Человек ответственен за то, как складывается его жизнь. Он во многом творец своей судьбы.

Заполнение Листа обратной связи.

Психологический тренинг (педагог-психолог)

«Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой (Сократ)»

(по рассказу И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»)

Цели урока:

  • Рассмотреть мотивы, которые движут поступками героев: классной дамы и Оленьки.
  • Сопоставить внутренний мир героев с внешними проявлениями.
    Задачи:
  • Дать понятие о защитных механизмах личности.

Ход занятия

Вводная часть

Как уже было сказано, легкое дыхание - символ беспечной радости, жизни без рефлексии и сомнений.

- Что такое рефлексия?

Рефлексия (от лат. гейехо - «обращение назад») - самопознание внутренних психических актов, чувств, ощущений, а также анализ своих поступков.

  • Нужны ли нам в жизни сомнения и анализ своих действий, чувств?
  • Что дает человеку жизнь без сомнений? (Дискуссия.)
  • Это отсутствие ответственности за свои действия.
  • Это детскость, наивность, так же беспечно живут дети. Они непосредственны. Любое их
    чувство имеет место только в это самое мгновение. Дети полны жизни и радости. Каждый
    день для них - открытие нового.
  • Это легкое отношение к жизни, ничего не принимаешь близко к сердцу.
  • А что есть легкость жизни для Бунина? (Жить настоящим моментом, во имя чувств и
    ощущений.)
  • Откуда у Оли Мещерской такое отношение к жизни? (С детства беспечна, беззаботна, -
    Бунин неоднократно это подчеркивает - счастлива, любила придуманный ею образ, который
    вычитала в книге...)
  • Чем детство отличается от других периодов жизни? (Дискуссия о роли детства в
    формировании личности.)

Основная часть.

«Классная дама - немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительность».

  • Какую роль играют фантазии в жизни человека? Какие это могут быть фантазии, в чем
    они выражаются?
  • Что заставляет человека уйти в выдуманный виртуальный мир? Как этот уход
    отражается на реальной жизни, реальных отношениях с людьми?
  • Осознает ли человек, живущий в ирреальности, что он не живет настоящей жизнью?
    Или это защитная реакция психики? А ему нужно это осознавание?
    (Рассказ о защитных
    механизмах психики: отрицание, проекция, рационализация, компенсация, обращение к
    собственному опыту учащихся.)

Люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни подавляют свои склонности, отрицая их существование. Другие «забывают» о травмирующем их событии. Третьи ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим слабостям. А четвертые стараются исказить реальность и занимаются самообманом. И все это так искренне: искренне «не видят» проблему, искренне «забывают» о причинах... Но к какому бы способу ни прибегали люди, защищая свою психику от болезненного напряжения, помогают им в этом защитные механизмы.

Что же такое защитные механизмы?

Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе психоаналитика 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы эго против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Механизм психологической защиты направлен на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты. Так, например, Лиса из известной басни, которая не могла достать виноград, объявила его незрелым, потому что не хотела признаться (даже себе) в своей несостоятельности - неспособности его достать.

Таким образом, можно сказать, что защитные механизмы - система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимума негативных, травмирующих личность переживаний. Эти переживания в основном сопряжены с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Ситуации, порождающие психологическую защиту, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Эта субъективная угроза может, в свою очередь, порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности либо несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я.

Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности. Защитных механизмов много. Я расскажу лишь о некоторых из них:

Отрицание -это попытка не принимать за реальные нежелательные для себя события. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях пережитые неприятные события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.

Проекция - подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Этому механизму соответствует поговорка: «В чужом глазу соринку замечаешь, в своем - и бревна не заметишь».

Рационализация - это построение разумных объяснений причин для тревожащих человека неприемлемых желаний, мыслей, поступков или ситуаций, с которыми человек не справился. Развернутое самооправдание. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения своих мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы. Таким образом, рационализация направлена на сохранение статус-кво жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации. Классический пример - «Лиса и виноград».

Компенсация- это механизм, который помогает преодолеть чувство неполноценности. Человек под воздействием этого защитного механизма склонен идентифицировать себя с конкретным или абстрактным идеалом, получая от этого удовлетворение. Он реализует комплекс несостоятельности в мечтах о славе, силе и богатстве. Испытывает сверкомпенсаторное желание доказать всем свою значительность в определенном виде деятельности.

  • Что есть эта «страшная мечта» для классной дамы? Чего она
    страшится
    ?(Нереализованности себя как женщины.)
  • А какой защитный механизм ей в этом помогает? Нужно ли «разоблачать» классную
    даму?

Заключительная часть

Инсценировка двух сценок (спонтанно, без подготовки), максимально опираясь на текст:

  1. Разговор классной дамы с Оленькой Мещерской.
  2. Разговор подруг о легком дыхании (а классная дама слушает его случайно).

После каждой сценки психолог задает вопросы о чувствах героев. Учащиеся, которые играют, отвечают от имени персонажей, не выходя из роли. Потом продолжается разговор с ними же об их ощущениях (изменились ли они по отношению к герою, которого они играли), после выхода из роли.

Задание. Разделиться на 2 группы. 3 минуты подготовки. Одна группа выступит с тезисами в защиту «легкого порхания по жизни», другая - против этого.

Зачитываются ответы. Организация дискуссии. Обратная связь