Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Диагностика уровней читательского восприятия. Методические основы литературного развития младших школьников. применять их в анализе произведения

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Молодежь - это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia - терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

Возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

Самоорганизация и независимость от официальных структур;

Обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения .

Агрессивная самодеятельность. Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (фр. epater - пора­жать, удивлять) самодеятельность. Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т.д.)


Альтернативная самодеятельность. Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность. Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность. Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

2. Типология политических режимов .

Политический режим – совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

Характеристики политического режима:

· объем прав и свобод человека,

· методы осуществления государственной власти,

· характер отношений между государством и обществом,

· наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,

· пути формирования политических институтов,

· методы выработки политических решений.

2. Классификация политических режимов

Уровни восприятия художественного произведения

детьми младшего школьного возраста

Косоротова Надежда Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 29 г. Й-Олы

Ямалиева Елена Валерьевна,

учитель начальных классов МОБУ «Знаменская СОШ»

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?»

Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление.

А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.

Каждый ребёнок развивается. Когда он становится школьником, основным видом деятельности становится учебный процесс.

Литературное развитие – это одновременно возрастной и учебный процесс. Ребенок накапливает жизненный, читательский опыт, у него расширяется кругозор и одно и то же произведение он воспринимает по-разному в 7 лет и в 17 лет. По-разному выражает свои читательские впечатления.

Учебный процесс напрямую влияет на литературное развитие. Обучение может, как способствовать развитию, так и тормозить его. Поэтому учителю необходимо знать закономерности процесса литературного развития.

Единого взгляда на критерии литературного развития школьника ещё не выработано. Психологи выделяют следующие критерии:

Объем литературоведческих знаний;

Направленность интересов;

Умения, связанные с анализом художественного произведения;

Умения, связанные с литературным творчеством детей;

Мотивы чтения, установки, последействие произведения.

Методика выявления уровня литературного развития младших школьников.

Наиболее традиционные способы проверки восприятия – постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы, заданные учителем.

Вопросы:

    Понравилось ли тебе стихотворение?

    От чьего имени написано стихотворение?

    О каких событиях идёт речь в стихотворении?

Критерии оценивания:

    Умение выражать своё мнение о прочитанном (2 балла)

    Умение определять динамику эмоций, смену настроений (1 балл)

    Умение определять мотивы поступков:
    -с опорой на житейское представление (1 балл)
    -с опорой на произведение (2 балла)

    Умение определять от чьего имени написано стихотворение (1 балл)

    Умение различать и определять позицию автора (2 балла)

    Понимание главной мысли (3 балла)

8-11 баллов – уровень «идеи»;
6-7 баллов – уровень «героя»;
5-8 баллов – констатирующий уровень;
менее 5 баллов – фрагментарный уровень.

Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. Начнем с самого низкого.

Фрагментарный уровень

У ребенка отсутствует целостное представление о произведении, его внимание сосредоточено на отдельных событиях, он не может установить связь между эпизодами. При этом ребенок эмоционально реагирует при чтении, но не может подобрать слов при выражении о прочитанном, не отмечает динамики эмоций. При воссоздании образа обращается к жизненным впечатлениям, без опоры на произведение. Ребенок не соотносит мотивы поступков героев. На вопросы учителя отвечает неохотно, отказывается говорить. Художественное произведение воспринимается, как описание какого-то случая, не определяет авторскую позицию, не обобщает прочитанное.

Констатирующий уровень

Читатель, находящийся в этой группе, отличается точной эмоциональной реакцией, способен увидеть смену настроений. При словесном рисовании ограничивается словами «весело» и «грустно», без названия оттенков чувств. Слабо развито воображение. Легко восстанавливает последовательность событий, но не улавливает связи между ними. Подробно и точно пересказывает, но не размышляет над прочитанным. Но при специальных вопросах учителя может определить мотивы поступков героя, опираясь на житейское представление. Не устанавливает авторской позиции, обобщение заменяет пересказом.

Уровень героя

Читатель этого уровня отличается точной эмоциональной реакцией, соотносит изменение чувств с конкретными событиями произведения. Хорошо развито воображение, может воссоздать образ героя, опираясь на художественные детали. Ребенок верно определяет мотивы поступков героя, дает им оценку и имеет свою точку зрения. При вопросах учителя способен определить позицию автора. Обобщение не выходит за рамки образа героя.

Уровень идеи

Читатель данной группы способен эмоционально отреагировать на художественную форму произведения. Хорошо развитое воображение помогает воссоздать образ на основе художественных деталей. Ребенок любит перечитывать произведение и размышлять над прочитанным. Способен определить авторскую позицию, его интересует авторское отношение к персонажам. Обобщение выходит за рамки конкретного образа. Читатель улавливает идею, проблему произведения.

Итак, детям младшего школьного возраста свойственны четыре уровня восприятия художественного произведения. По уровню восприятия можно судить о литературном развитии школьника. Фрагментарный уровень школьника свидетельствует об отставании в литературном развитии, часть детей находится на констатирующем уровне и лишь 1-2 ученика воспринимают произведение на уровне «героя», что говорит о высоком уровне развития.

Чтобы поднять уровень восприятия учащихся, нужна систематическая работа на уроках литературного чтения. Над каждым художественным произведением в соответствии с современной методикой проводим три этапа деятельности: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. Используем различные виды пересказов, составление плана, словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, различные виды чтения, составление рассказа о герое, инсценирование. При этом ведущей деятельностью ученика является анализ произведения под руководством учителя.

Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, приёмами работы с произведением и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.