Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Необычные художественные техники. Техники рисования акварелью — советы и приемы

В Древнем Египте рисовали отточенной палочкой с кусочком верблюжьей шерсти на конце красками из размельченной земли. Это и была первая техника акварели, которой уже около четырех тысяч лет. С тех пор акварельная живопись прочно вошла в употребление в Европе.

Само слово «акварель» имеет латинский корень “aqua” - вода. Поэтому главный принцип техники рисования акварелью - это степень увлажнения бумаги. Именно вода дает прозрачность красок, чистоту цвета и позволяет разглядеть фактуру бумаги.

Для художника имеется выбор из существующих техник рисунка акварелью:

  • aкварель по-сухому (итальянская акварель);
  • акварель по-мокрому (английская акварель);
  • комбинированная (смешанная) техника;
  • акварель по фрагментарно увлажненной бумаге.

Акварель по-сухому (Итальянская акварель)

Acquarello - это слово звучит музыкально для уха. Наносятся слои краски (один, если это однослойная акварель) или несколько (если это лессировка) на сухой лист бумаги.

«Акварель - это нежное обещание масла», и эта техника прямое тому подтверждение.

Тональность краски гуще, цвета ярче, мазки видны словно рисунок написан маслом. Основная трудность в том, что если масло все стерпит, работу можно подкорректировать, то в акварели ошибаться практически нельзя. У итальянцев даже есть термин “A la Prima”, то есть «в один прием» . Картина пишется без этапов. Чистыми, неразведенными цветами надо смело схватить суть, сделать зарисовку с натуры.

Шаги художника в технике акварель по-сухому:

  1. нанесение контурного рисунка, разработка теней;
  2. акварель в один слой, или лессировка;
  3. мазки непрозрачные, мозаичные, точные;
  4. избегать грязных наплывов, большая скорость работы.

У кого поучиться итальянской манере: Российская академическая живопись XIX века. Например, «Итальянский пейзаж» А.А.Иванова, хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Акварель по-мокрому (Английская акварель)

Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)

Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность - непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.

В своей книге «Как понять акварель» писатель Том Хоффманн сказал: «Картина акварелью - диалог между художником и зрителем, причем у каждого своя роль. Если говорить будет лишь один, второму станет скучно.»

Шаги художника в технике акварель по-мокрому:

  1. добавление воды в краски;
  2. смешивание краски, не имеет значения где, на палитре или на листе;
  3. обильно намочите лист, затем разгладьте так, чтобы не осталось неровностей;
  4. удалите излишки воды с листа кусочком ваты, чтобы он перестал блестеть;
  5. рисунок выполняйте, делая предельно точные мазки;
  6. просушивание рисунка от 2-х часов;
  7. проработка элементов переднего плана (если требуется).

У кого поучиться английской манере: у блистательного английского живописца Уильяма Тернера. По свидетелям современников, он создавал сразу по четыре рисунка в этой технике «с удивительной, чудовищной скоростью».

Из российских художников примером является рисунок Максимилиана Месмахера «Вид Кельнского собора».

Смешанная техника акварели

Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.

Приемы комбинированной (смешанной) техники:

  1. на мокрый лист положить первый слой краски;
  2. проработка планов, создание требуемой степени размытости;
  3. просушивание рисунка;
  4. следующие слои краски выкладывать поэтапно;
  5. проработка среднего и ближнего планов.

Основное правило техники : бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.

Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника. Примеры комбинированной техники в работе художника Константина Куземы.

Следующим вопросом для художника является создание красочных слоев. Различают однослойную и многослойную техники (лессировку).

Однослойная техника акварели

Если перефразировать знаменитого сатирика, одно неосторожное движение, и в лучшем случае получится графика вместо акварели. Краска накладывается в один слой, корректировку производить нельзя. Однослойную технику можно применять сухим-по-сухому, и мокрым-по-сухому.

Особенности однослойной акварели «сухим по сухому»:

  • исполнение буквально в одно-два касания;
  • надо заранее намечать контуры рисунка;
  • выбрать используемые цвета, для скорости работы;
  • для колоризации применять оттенки только на влажном слое;
  • больше четкости и графичности, меньше переливов.

Особенности акварели в один слой «мокрым по сухому»:

  • больше переливов, меньше графичности и четкости;
  • мазки наносить быстро, до просыхания, один за другим;
  • для колоризации успевать добавлять краску, когда мазок еще не просох.

Плюсом в однослойной технике является создание живописных акварельных переливов. На сухом листе легче контролировать текучесть и очертания мазков. Современные художники часто проводят мастер-классы и выкладывают видео в Youtube. Технику однослойной акварели можно посмотреть, например, у акварелиста Игоря Юрченко.

Тем же, кто неустанно совершенствует технику акварели, стоит овладеть многослойной техникой (лессировкой), в которой работают известные мастера.

Многослойная техника акварели (лессировка)

Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка - многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.

Особенности многослойной техники акварели:

  • реалистичность изображения: картина в ярких, насыщенных тонах;
  • нижний слой светлых и прозрачных мазков должен успеть просохнуть перед следующим нанесением;
  • видны границы мазков;
  • краска не смешивается в разных слоях;
  • мазки делаются аккуратно, планы воздушны, живопись в мягком стиле;
  • можно разделить процесс на несколько сеансов, выполнить большое полотно.

Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.

Непревзойденным мастером многослойной акварели считается Сергей Андрияка. Помимо творчества художник активно занимается преподавательской деятельностью, работы его и учеников постоянно выставляются.

«Масляная живопись - это словно езда на лимузине, а акварель - на «Феррари». Не та респектабельность и безопасность, но это правда круто» - остроумно заметил хорватский акварелист Джозеф Збуквич. Что же требуется для того, чтобы написать хорошую акварель, или «с ветерком проехаться на «Феррари» по мнению художника? Он же отвечает: «Следуй за акварелью, или просто рисуй».

Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).

Приемы в многослойной технике также разнообразны:

  1. Мазки надо делать по принципу «дело мастера боится», изобретать свою технику, делая точечные, линейные, размытые, фигурные, сплошны и прерывистые мазки.
  2. Заливка покрывает большую часть рисунка одним цветом, применяется для того, чтобы обеспечить плавные цветовые переходы.
  3. Отмывка - нанесение не более трех слоев краски, один на другой после высыхания для усиления полутонов, прописывания деталей и теней. Таким образом достигается общий тон.
  4. Градиентная растяжка - мазки плавно переходят друг в друга, каждый следующий светлее предыдущего. Это делается при радужном переходе цветов.
  5. Вытягивание краски - чистая сухая кисть делает тон мазка светлее, проходит по бумаге, собирая лишний пигмент.
  6. Резерваж - та часть листа, которую оставляют белой.

Виды резерважа:

  • «обходка » - название говорит само за себя, надо аккуратно обходить кистью нужные места. В мокрой акварели на резерваж надо оставлять побольше места из-за протеканий краски.
  • механическое воздействие : процарапывание, маскировка. Надо избегать повреждения бумаги острыми предметами и резких контрастов. Дополнительные материалы: бритва, восковые мелки и т.п.
  • вымывание краски сухой салфеткой или отжатой кистью. Возможно использование мастихина, если краска просохла.

Можно создавать акварели в технике гризайль (монохромные), дихромные (с охрой) и многоцветные рисунки.

Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:

  • Смешивание акварели с белилами, гуашью, акварельными карандашами, тушью, пастелью. Это уже не чистая техника, а смешанная. Что это дает? — ясность (карандаши), штрихование (пастель), отмывку (тушь), книжные иллюстрации (перо), резерваж (белила), линейные штрихи (акварельные карандаши).
  • Спецэффект «рисунок на смятой бумаге » дает удивительный эффект светотеней на сгибах бумаги.
  • Спецэффект с солью : на рисунок наносятся кристаллы соли, в результате трения с бумагой появляются фантастические разводы. Подходит для рисования звездного неба или заливного луга.
  • Спецэффект «разбрызгивание » - этот эффект знаком всем 1-2-летним карапузам. Оказывается, прием разбрызгивания существует в живописи, и за него не отругают. С помощью зубной щетки наносятся мельчайшие капли краски. Подходит для написания стихий, бурь, штормов.
  • Акварель с чаем : для эффекта «состаривания» бумаги, фактурой напоминающей пергамент. Лист тонируется чайной заваркой.
  • Спецэффект с пищевой пленкой: пленка, смоченная краской, резко отделяется от листа бумаги. Полученные разводы используются как фон.

И опять о принципе «дело мастера боится»: каждый художник может создавать свои, авторские приемы и техники. Делиться или нет с окружающими - его дело, но каждый художник отвечает за оригинальность своей работы. Как сказал уже упомянутый акварелист Джозеф Збуквич: «Акварель - босс. Я лишь ее юный помощник».

Чем заняться дома с малышом, когда на улице холодно? Конечно же творчеством! А мы сделали для вас просто огромную подборку, в которой рассказали о всевозможных необычных способах рисования. Скорее приступаем!

Топ-40: необычные способы рисования!

Если у Вас дома есть карандаш с ластиком на другом конце, то эта идея для Вас! Немного времени на подготовку, и можно создавать яркие картины. Вы оцените простоту и доступность такого вида творчества, а кроха весело и с пользой проведёт время.
Рисуем ластиком!

У нас есть занимательная идея для Вас и Ваших крох, которая объединяет в себе творчество и изучение законов физики! Это занятие увлечёт всю семью!

Благодаря этой идее крохи смогут лучше изучить цвета и их сочетания. А способ их точно удивит!
Делаем волшебное цветное молоко!

У нас есть для Вас отличная идея, как развлечь малыша, развивая при этом его творческие способности. Это не отнимет у Вас много времени и средств, но кроху идея точно развеселит!
Рисуем спреем!

Если на улице вдруг пошёл дождь- это не повод грустить! Предлагаем Вам и Вашим малышам развлечение в ненастную погоду. Только не забудьте надеть дождевики)

Для чего нужны машинки? Конечно, устраивать гонки, катать свои любимые игрушки и делать родителям массаж спины по утрам) А Вы пробовали использовать их в качестве инструмента для рисования? Хотим предложить Вам и Вашим непоседам простую, но очень необычную идею.

Все малыши любят заниматься чем-то необычным и интересным, открывая для себя массу новых забав. Поэтому мы стараемся находить для Вас и Ваших крох только самые любопытные и познавательные идеи! И в этот раз мы предлагаем Вам сделать яркие ледяные краски! В процессе рисования кроха легко выучит цвета и их сочетания.

Вы когда-нибудь рисовали в формате 3D? Мы нашли для Вас и Ваших малышей необыкновенную идею для творчества, которая совмещает в себе живопись, бумажную скульптуру и изучение природы! Реализовать её очень просто, но сколько радости и новых открытий принесёт Вам это занятие!

После рисования мелками остаются маленькие «огрызочки», которыми пользоваться уже не так удобно. Мы хотим предложить вам идею, как можно их использовать. Продолжайте рисовать ими, только уже немного по-другому! Сделайте из них краску!

Нам понадобится: мелки, плотные пакетики для еды, молоток.
Мелки одинаковых оттенков положите в пакетик, плотно закройте. Постучите по пакетику молотком, чтобы мелки превратились в порошок. Будьте аккуратны, не бейте слишком сильно, иначе пакет может порваться. Высыпьте получившийся порошок в мисочку и добавьте воды. Краска готова! Вот так просто! Такая краска будет мягко ложиться на бумагу или любую другую поверхность. Рисуйте с удовольствием!

В этот раз мы опять хотим предложить Вашим малышам порисовать, только теперь ледяными мелками по маслу! Получается очень красиво и здорово, к тому же в процессе малыш наблюдает, что масло не смешивается с водой, и это можно использовать как художественный приём.

Летом природа предстает перед нами во всей красе! Созревают ягоды, фрукты и овощи, на улице - буйство зелени, распускаются цветы и дарят нам свой аромат. Предлагаем Вам и Вашим деткам попробовать одну интересную летнюю забаву- сделать природную акварель! А если на улице холодно, то цветы можно купить в магазине. Эта краска будет полностью натуральна и безопасна, к тому же так весело её делать! Попробуйте сами!

Хотим рассказать вам об одном художнике, которого зовут Джексон Поллок, и о его технике рисования, которая непременно понравится вашим детям. Самое примечательное в этой технике, это то, что нужно «брызгаться» краской в свое удовольствие! Техника Джейсона Поллока заключается в том, что холст кладется на пол, а краску разбрызгивают с кистей, не прикасаясь кистью к холсту. В 2006 году картину с названием «Номер 5, 1948» продали на аукционе «Сотбис» за 140 миллионов долларов!

Уверены, что вы еще ни разу не рисовали замороженной краской! Сегодня тот самый день, чтобы открыть для себя новые горизонты и попробовать этот веселый вид рисования.

Дождь все еще идет или уже закончился, а вам не удалось увидеть радугу?! Не беда! Сегодня мы сделаем свою радугу из цветного риса (как его покрасить мы Вам тоже расскажем), а заодно повторим все цвета и выучим веселый стишок про радугу. Своей радугой мы cможем любоваться ей в любой момент, не зависимо от погоды и времени года!

Вы когда-нибудь думали о том, как становятся художниками? Правильно, с помощью практики и тренировок. Вообще, у учителей по рисованию множество интересных и занимательных упражнений, выполняя которые и не скажешь, что проходишь обучение. Именно так мы к ним и относимся – как к творческим развлечениям! Сегодня мы поделимся с вами одним из них - рисованием кругов.

Обычно на каждом празднике обязательными гостями становятся воздушные шарики. Но вот проходит время, и шарики начинают сдуваться. Думаете, они уже не могут принести радость, а вот и ошибаетесь! Сегодня мы расскажем, как создать чудесный портрет с помощью шарика. Веселье гарантируем! :)

Мы хотим рассказать про еще один забавный вид художества – рисование пленкой с пупырышками.Так что самое время достать до сих пор не выкинутую коробку из-под телевизора, миксера или соковыжималки, пленочка оттуда нам сегодня очень пригодится в творческом процессе;)

Сегодня мы предлагаем вам воплотить в жизнь нашу хулиганскую затею. Давайте соединим бросание воздушных шариков с водой и искусство! Что у нас получится? Конечно же, прекрасное развлечение для теплого летнего дня! Заинтригованы? ;)
Порисуем акварельными карандашами!

Мы решили предложить вам с детьми освоить необычный вид рисования, который обязательно позабавит всю семью своим чуть-чуть хулиганским настроем! Сегодня мы предлагаем вам рисовать с помощью старых кусочков пряжи или плотных ниток, которые наверняка найдутся в каждом доме!

Мы решили вам показать рецепт, как сделать краски для тела в домашних условиях. Самое приятное в этом рецепте, что краска абсолютно безопасна для кожи вашего малыша! Если ваши дети подросли, то обязательно давайте им самим делать краску, представьте их удовольствие, когда из разных материалов у них получится самая настоящая краска для тела!

Про рисование на асфальте мелками знают все! Сегодня мы расскажем вам еще об одной любопытной идее асфальтного художества - рисовании красками, а также дадим рецепт, как из подручных материалов эти краски сделать! С этой идеей у вас всегда будет в запасе ответ на вопрос вашего ребенка «Чем мы сегодня займемся?!»

Каждый знает про рисование пальчиками, ладошками или кисточкой. А пробовали ли Вы рисовать живым цветком?

Хотите узнать еще один необычный вид рисования? Тогда эта идея для вас, ведь сегодня мы будем рисовать на камнях. Идея очень простая, но, тем не менее, она с успехом сможет занять вашего ребенка очень надолго. Такое необычное рисование развивает воображение и способствует становлению творческого Я у вашего непоседы.

Раскрашивание - это всегда веселое времяпрепровождение для детей. После прочтения этой статьи вы узнаете, как легко и просто сделать собственные уникальные шаблоны для рисования и раскрашивать их! Абстрактное раскрашивание стимулирует детей использовать свое воображение и может занять их на целый день. Также рисование активно развивает мелкую моторику, что благоприятно влияет на развитие речи и умственных способностей.

А давайте на сегодня станем художниками? Вот только создавать свои творческие шедевры мы будем весьма необычным способом – ставить разноцветные штампики, сделанные из обычного перца. Этот простой способ позволит даже самым маленьким творцам создать свою первую художественную работу, а более взрослым художникам - проявить свою фантазию и понять, что границ для творчества практически нет.

Мы предлагаем Вам показать своему ребенку, какие бывают чудеса в мире науки. Ваш ребенок когда-нибудь видел, как краски растут на глазах? Если нет, то попробуйте сделать этот необычный эксперимент. Ребенок будет в восторге, когда увидит, что картина стала объемной!

Воплощать свой полет фантазии в рисунках, наверняка, любит каждый ребенок. Но обычные краски и карандаши уже успели надоесть? Попробуйте предложить маленькому художнику новый способ рисования с помощью соли и клея. Вы будете удивлены, сколько восторга и эмоций вызовет этот необычный способ рисования. Ведь так интересно наблюдать, как краски сами "расходятся" по рисунку, а картина получается яркая и объемная.

Для многих осень – пора вдохновения, кто-то начинает писать стихи или целые поэмы, кто-то передает увиденное в рассказах, а у кого-то творческий процесс выливается в осенние картины. Именно на рисовании мы хотим остановиться и рассказать вам про еще один необычный вид - рисование на осенних листьях.

Как прекрасно, когда можно погулять по осеннему парку и насладиться шорохом осенних листьев. Но не всегда погода располагает к такой прогулке. Сегодня мы предлагаем вам вместе с вашими непоседами создать неповторимое осеннее настроение у вас дома - мы будем делать листья с необычной, креативной расцветкой.

Чтобы ваши прогулки стали более яркими и красочными, мы предлагаем вам налить краску в пульверизаторы и раскрасить слепленного снеговика или нарисовать целую картину на снегу.

Рисование, как известно, развивает творческие способности и фантазию ребенка, поэтому мы решили предложить Вам еще один необычный способ рисования, а именно рисование мыльными пузырями. У Вас получится необычная картина, в которой можно искать и представлять животных, растения или даже различных героев из мультфильмов.

Эксперимент очень интересный и волшебный. Вы увидите, как белые цветы становятся цветными. К тому же, на носу прекрасный праздник 8 марта и такой весенний букет станет отличным подарком для мам и бабушек!

Существуют разные техники рисования - одни из них традиционные, другие нетрадиционные и даже новаторские. Вообще, техника рисования характеризуется не столько использованными материалами, сколько способом нанесения красок. Имеет значение длина и направление штрихов, их яркость, способы смешивания красок. Все это индивидуальное у каждого художника, и формирует его стиль. Но все же есть основные разновидности техник в рисовании, которые выделяются по используемым краскам. Так к самым известным и популярным техникам рисования относятся: рисование карандашом, гуашью, акварелью, маслом и пастелью.

Самой простой техникой считается техника рисования карандашом. Все начинают с карандашных рисунков. Маленькие дети берут в руки карандаш и начинают создавать свои шедевры. Техника рисования карандашом не требует какого-то особого мастерства. Кроме того, карандашные рисунки являются подготовительным этапом для других техник. Однако и в карандашной технике есть свои секреты того, как добиться точности рисунка, его высокого качества. Например, одним из таких секретов является прием растушевки.

Гуашевые краски хороши для начинающих. Ими хорошо учиться рисовать. Они разводятся водой, непрозрачны и могут перекрывать один цвет другим. При рисовании гуашью можно брать любые цвета и рисовать ими в любом порядке. Краски можно смешивать на палитре и получать разные оттенки.

Гуашевые краски

Техника акварели более сложна, она часто остается непостижимой и загадочной. Кажущаяся легкость здесь обманчива. Акварель от латинского aqua вода. Вот умение художника управлять этой водной стихией, смешанной с краской, и определяет его мастерство и освоение этой техники. Акварель текуча и прозрачна, восприимчива к движению кисти. Это излюбленная техника многих художников.

Масляными красками пишут в основном двумя способами: с подмалевком и без него. Первый способ требует достаточно сложной подготовки. Никаких строгих правил нанесения мазка маслом или красочных слоев не существует. Попробуйте различные варианты. Иногда оттенок вертикального мазка не вписывается в работу, но если положить его горизонтально, то он будет хорошо смотреться. Вообще, написать картину маслом может и непрофессиональные художник.

Для того, чтобы работать мягкими пастельными мелками необходима шероховатая ворсистая поверхность. Пастелью можно и рисовать, и писать, то есть можно изображать фигуры линиями и контурами, а потом закрашивать их, а можно создавать многоцветные картины мелкими штрихами, которые смешиваются, растираются и растушевываются. Очень красиво смотрится пастель на темном фоне, поэтому часто в этой технике используют тонированную бумагу.

В последнее время появилась еще одна очень популярная и распространенная техника рисования - рисование стилусом на экране планшета. Эта техника подходит и для начинающих и для профессионалов. Появились даже программы, которые помогают освоить технику рисования на экране и детям, и взрослым. Например, программа «Как рисовать» предлагает освоить рисунки разной степени сложности и разных стилей.

Рисование на экране планшета

Но в какой бы технике вы ни решили проявить свои творческие способности, помните, что тренировка поможет вам реализовать ваши самые смелые идеи.

В этой статье вы найдете 11 интересных способов рисования с детками.

Монотипия
Нарисуйте с ребенком что-нибудь на целлофане или на стекле, а затем перепечатайте на лист бумаги.

Кляксография
Поставьте несколько жирных клякс или нарисуйте линии н одной половине листа. Затем согните его пополам. Снова разверните. Вот теперь всматривайтесь вместе с ребенком в этот рисунок, чтобы разглядеть образы, предметы или придумать целый сюжет.

Рисование на мокрой бумаге
Увлажните бумагу чистой водой. Далее рисуйте красками.

Рисование точками
Вам понадобится ватная косметическая палочка и краски. С помощью тычкования нарисуйте цветы, ягоды или все, что пожелаете.

Рисование нитями
Для этого нужно шерстяную нитку обмакнуть в густую краску и затем зажать между двумя листами картона. Далее дернуть за конец и поводить ниткой внутри картона. Получится интересное изображение, в котором можно увидеть много интересных образов.

Отпечатки
Сделайте из поролона разные фигурки. Затем, обмакните в краску и ставьте отпечатки. Для начала хаотично, потом нарисуйте орнамент. Отпечатки можно ставить и с помощью овощей или фруктов. Разрежьте яблоко пополам, или возьмите кочан пекинской капусты. Опустите в краску и ставьте штампики на бумаге.

Рисование пеной
Смешайте в стакане воду, шампунь и немного краски. Возьмите трубочку для коктейлей, опустите ее в стакан и дуйте в нее до тех пор, пока пузыри не поднимутся выше стакана. Затем прикладывайте бумагу к этой пене и смотрите, что получилось.

Волшебный рисунок
Нарисуйте на белой бумаге восковой свечой или восковым карандашом изображение. Затем нанесите краску поверх этого изображения. Краска не будет ложиться на жирное изображение от свечи. Сделанный вами рисунок как будто проявляется.

Пальчиковое рисование
Можно рисовать пальцами, кулаками, ладошками, ступнями, и даже носом!

Рисование солью
Для начала порисуйте клеем. А потом посыпьте рисунок солью.

Рельефные рисунки
Добавьте в краску муки. Рисуйте этой краской, а когда высохнет – увидите результат.

Монотипия - это отпечаток красками: на лист бумаги нанося пятна краски (с водой или без), сверху кладут еще один чистый лист, прижимают и разглаживают. Получается два листа с необычным пятнистым узором. Его можно использовать либо как фон будущего рисунка, либо его можно доработать, добавить деталей, превратив бесформенное пятно в полноценный рисунок.

Если брать не два листа, а один, сложенный пополам, краска отпечатается практически зеркально. В таком варианте техники очень хорошо получаются акварельные пейзажи: более четкая половина - это, допустим, лес, а более размытая - это отражение леса в каком-нибудь водоеме. Остается только доработать детали.

Акварель и чертежная тушь

Так как акварель и тушь - краски прозрачные, текучие, требующие обилия воды, монотипию с их использованием можно делать двумя способами. Во-первых, можно смочить лист бумаги водой, а потом широкой кистью или каплями наносить краску. Во-вторых, можно наносить краску на сухой лист, а потом разбавлять ее каплями воды. Результаты в обоих случаях будут заметно различаться.

Не берите слишком много краски и мало воды - отпечатки получатся излишне яркими. Если, наоборот, необходимо избавиться от лишней жидкости, промокните лист смятой бумажной салфеткой или насыпьте на бумагу крупную соль. Это еще и создаст необычные текстуры. После высыхания краски соль можно просто стряхнуть.

Акрил и гуашь

Эти краски, в отличие от акварели и туши, плотные и непрозрачные. Оттиски получаются так же другими: они фактурные и текстурные (особенно при использовании акрила). Акрил, кстати, для монотипии подойдет абсолютно любой. Если использовать густую, неразбавленную краску, при снятии второго листа (если снимать без сдвига) вы получите красивые древовидные или коралловидные структуры. Если при снятии верхнего листа его слегка сдвинуть или повернуть, получится красивый и фактурный эффект размазывания.

Состаривание бумаги при помощи лимона и молока

Это «предрисовальная» техника, которую используют для того, чтобы придать бумаге вид старой пожелтевшей страницы. Нанесите на чистый лист бумаги капли лимонного сока, некоторые можно размазать. Подойдет и сок лайма. Когда сок подсохнет, прогладьте лист утюгом. Лимонный сок потемнеет, создавая эффект состаривания. Кроме того, лист еще и слегка сморщится, что придаст ему еще большее сходство со старой бумагой.

Вместо лимонного сока можно использовать жирное молоко или сливки. Этот метод уходит своими корнями в давние времена, когда молоко использовали в качестве невидимых чернил. Нанесите молоко кистью на лист бумаги, дайте просохнуть. Потом лист прогладьте утюгом или нагрейте другим способом. Молоко станет коричневым и затонирует лист «под старину».


Смывание черной туши

Еще один способ оригинально затонировать бумагу (внимание, процесс очень грязный). Вам понадобятся листы бумаги, белая гуашь, чертежная тушь, большая кисть. Бумага должна быть очень плотной, чтобы не порвалась при промывке. Закрашиваем белой гуашью центральную часть листа (можно не стараться сделать контур ровным, подойдут и хаотичные мазки). Ждем, пока краска просохнет. Теперь черной тушью аккуратно закрашиваем весь лист. Снова оставляем сохнуть.

Теперь берем просохший лист и отправляемся в ванную. С листа под струей воды аккуратно смываем тушь (можно слегка потереть руками). Вымываем среднюю часть листа (тушь поверх гуаши должна легко смыться). А края листа, так как тушь впиталась в бумагу, так и останутся черными. Положите отмытый лист на стопку газет и оставьте сохнуть. Пока ждете, отмойте ванну, иначе тушь сильно въестся.

Рисование пеной для бритья и тушью

Вы сможете этим способом получить очень красивые разводы. Вам необходимы пена или гель для бритья и цветная тушь. Выдавите пену на пластиковую палитру (если гель, добавьте к нему чуток воды и взбейте кисточкой), размажьте ровным слоем по палитре и капните несколько капель чертежной туши. Ручкой кисточки сделайте разводы из туши на пене. Теперь положите сверху лист бумаги, слегка прижмите, снимите. Остатки пены уберите бумажными салфетками.

Рисование нитками

Очень нестандартный способ рисования, который дает потрясающие результаты. Вам понадобится бумага, тушь и толстые вязальные нитки. Кусок нити обмакните в тушь и красиво разложите на листе бумаги (но кончик нитки должен выходить за край). Накройте еще одним листом бумаги, сверху положите книжку и придавите слегка рукой. Теперь медленно вытягивайте нить. Когда вы уберете книгу и разделите листы, вы увидите, что оба листа бумаги покрыты красивым затейливым узором. Узор можно доработать, превратив в полноценный рисунок.

Пятна-кляксы

Такие пятна из туши могут стать заготовкой для полноценной работы: они могут быть фоном, а могут и являться базой рисунка, которую необходимо дополнить деталями. На сухой лист бумаги нанесите несколько капель цветной туши (если хотите много, лучше наносите их не все сразу). Берем трубочку для коктейля и раздуваем каплю. Можно просто дуть, стараясь растянуть кляксу как можно дальше, а можно пытаться придать пятну какую-то форму, чтобы потом использовать его для создания рисунка.

«Мятый» рисунок

Интересный эффект дает краска на мятой бумаге. Вам понадобится бумага, восковые мелки и гуашь (акварель). Мелками нарисуйте на листе желаемый объект (контур), пространство вокруг объекта так же закрасьте мелками. Теперь лист надо аккуратно смять, потом расправить. Закрашиваем гуашью, а потом, при помощи губки и воды, быстро смываем краску. Краска должна остаться только в местах сгиба бумаги на незакрашенной области.

Технологии в действии

Можно рисовать обычной зубной щеткой. А можно рисовать электрической. Подойдет и массажная щетка. Получаются необычные концентрические узоры, которые можно использовать в качестве фона для рисунка (особенно если взять не один цвет). Необходимая краска - гуашь или акрил.

Штампование

При помощи различных штампов (которыми, кстати, могут являться практически все мелкие и не очень предметы) можно создавать интересный фон к рисункам, сами рисунки и даже украшать одежду и интерьер. Можно использовать как подручные предметы с интересной текстурой, так и сделанные самостоятельно штампы: вырежьте их из ластика или из картофеля (на один раз). Потом вам просто остается окунать штамп в краску и начать творить.

Разбрызгивание

Разбрызгивать краску на лист можно двумя способами. Первый - разбрызгивание по трафарету, когда на лист бумаги кладется какой-либо предмет, и его контур отпечатывается брызгами. Второй - разбрызгивание целенаправленное, с разной интенсивностью, концентрацией краски, размером капель. Так можно создавать целые рисунки, причем, довольно презентабельные и не «детские».

Точечная техника

Похожа на штампование. Кроме того, что техника дает довольно необычный результат, она еще и является отличным способом снять свой стресс. Вам понадобятся ватные палочки, листы бумаги, краска на ваш выбор. Обмакните ватную палочку в краску и начинайте ритмичными движениями наносить рисунок на бумагу. Очень интересно в этой технике пытаться смешивать цвета и оттенки.

Рисование поролоном

Текстурный фон или «пушистость» на рисунке можно создать при помощи обыкновенной губки. Можно попробовать этот прием и с мягкой фольгой или тонким целлофановым пакетом: небольшой кусок губки (если фольга или пакет - небольшой комочек) обмакните в краску и макайте по поверхности листа.

"Расчесывание краски"

Чтобы создать текстуру попробуйте провести по еще сырой краске гребешком с зубчиками или обыкновенной вилкой. Линии можно делать как прямые, так и волнистые. Только не перестарайтесь, чтобы не повредить бумагу.

Граттаж

Это тоже процарапывание острым предметом, только здесь создается не текстура, а сам рисунок. Плотный лист бумаги надо натереть свечой, поверх воскового слоя наносим тушь или гуашь (так, чтобы она полностью закрыла лист, без просветов). В тушь надо добавить несколько капель жидкого мыла, так она лучше ляжет. Когда краска просохнет, берем острый предмет и процарапываем рисунок.

Рисование с использованием пищевой пленки

На лист бумаги наносим крупные пятна краски, накрываем поверх пищевой пленкой. Но разглаживать ее не надо, напротив, слегка сомните ее. Когда краска полностью просохнет, снимаем пленку. На листе останутся тонкие черточки и пузырьки, которые паутинкой покрывают лист.

Поверьте, это далеко не все приемы, способы и техники рисования, которые вы можете опробовать, если вам захочется чего-то необычного в творчестве. В конце-концов, вам никто не мешает включить фантазию и попытаться придумать что-то свое, новое!