Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Рисунки иллюстрации к литературным произведениям. Книжная иллюстрация как жанр графического искусства

Книга – сама по себе вещь занимательная и интересная. Однако, для того, чтобы читателю было легче переносить триста страниц сплошного текста, великие люди придумали такую вещь как иллюстрации к ним. Согласитесь, моральная нагрузка на мозг – это замечательно. Но чтобы не впадать в скучную монотонность, нам порой не помешает капля визуального наслаждения на страницах любимой книги.

Сразу же в памяти всплывают пестрые картинки из детских книг, однако чем значительнее книга в мировой культуре, тем серьезнее и глубже художники подходят к делу создания изображения. И тут уже никакие рисунки “Айболита” не станут рядом с тем, что создают люди под впечатлением культовых книг. Сегодня я хочу продемонстрировать вам 7 разных взглядов иллюстраторов на книги, созданные в разную эпоху, но одинаково оставившие след в мировой литературе. Расположены они в хронологической последовательности. Наслаждайтесь!

“Ромео и Джульетта” – Савва Бродский

И раз уж я решила следовать хронологической последовательности, то первыми в списке станут иллюстрации к знаменитейшей трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”. Сава Бродский – советский художник и книжный иллюстратор, чьи работы для трагедии не могли не привлечь внимания. Каждая из них буквально пронизана духом печальных событий: темные цвета, бледные лица и оттенок готического стиля – все это придает образам привкус горечи, а картинам – атмосферу действительно “печальнейшей повести на свете”.


“Дон Кихот” – Сальвадор Дали

Сальвадор Дали – неугомонный гений, который создал целых четыре разноплановых цикла иллюстраций к известнейшей после Библии книге – «Дону Кихоту». Но, пожалуй, я продемонстрирую вам фрагменты к самому первому циклу романа Сервантеса, так как именно его Дали любил больше всего и любовался им в одиночестве. Эти иллюстрации, к сожалению, мало известны в мире, однако доставляют эстетическое наслаждение не хуже других знаменитых произведений великого художника.

“Азбука Эдгара Аллана По” – Ero Nel

Сами произведения По явно не славились своей позитивностью и радужностью. А если вспоминать его “Черного кота” и “Ворона”, то в общем-то от хорошего настроения останется кошачий хвост, а тело покроется дрожью от щекотания нервов черным пером “Nevermore”. Именно эту атмосферу удалось передать молодой художнице Анастасии Черной (Ero Nel) в так называемой “Азбуке По”. Каждая картина – отдельный рассказ писателя. Каждая заглавная буква – часть алфавита Аллана По.

Б – “Береника”

У – “Убийство на улице Морг”

Ч – “Черный Кот”

“Джен Эйр” – Елена и Анна Бальбюссо

Дабы создать контраст, после мрачного и пугающего По познакомлю вас с “теплыми” сёстрами Бальбюссо. Само произведение Шарлотты Бронте хоть и содержит местами пугающие события, но, несмотря на это, является трогательным и душевным романом, где на темном фоне преобладают яркие краски любви. На иллюстрациях художниц большую роль играют именно теплые оттенки, которые пронзают душевностью даже самые пугающие моменты книги.

“Превращение” – Eda Akaltun

Eda Akaltun – современный иллюстратор, который создал серию изображений для небезызвестной повести Франца Кафки «Превращение». Рисунки, исполненные всего тремя цветами, должны были скорее охватить и обличить черный юмор и атмосферу клаустрофобии самой истории, нежели её повествование.

“1984” – Андрей Замура

Чеканить шаг. Ходить строем. Нет, это не армия, это Оруэлл. Мало сказать о том, что знаменитейшая антиутопия “1984” повлияла на одно лишь искусство. Нет, она повлияла на видение целого мира. А как изобразить его понятнее и “безопаснее”, кроме как в изображении? Именно это и попытался сделать современный российский иллюстратор Андрей Замура. Строгие линии, абстрактные фигуры и максималистское видение – идеальный рецепт изображения под впечатлением “1984” Джорджа Оруэлла.

“Старик и море” – Слава Шульц

Студентка Харьковской академии дизайна и искусств Слава Шульц создала впечатляющую серию иллюстраций к повести Э. Хемингуэя “Старик и море”, мимо которой пройти, не восхитившись, было затруднительно. Техника рисования маслом по фотобумаге, добавить к этому книжную графику и, конечно же, холодные цвета, от которых кровь в жилах стынет, – вот околоидеальный рецепт блестящего труда, тепло принятый общественностью.

“Властелин колец” – Грег и Тим Хильдебрандт

Ну и напоследок я все-таки разбавлю уже создавшуюся мрачную атмосферу сказочными иллюстрациями братьев Хильдебрант по роману Толкина “Властелин колец”. Более ярких и впечатляющих иллюстраций, сложно найти. Они так и пестрят красками, жизнью и эмоциями. И кажется, глядя на них, любой взрослый человек на какой-то миг окунается в сказку и ощущает это дикое желание, взяв книгу и фонарик, забраться под одеяло и утонуть в огромнейшем мире, созданном гениальнейшим писателем Джоном Толкином.

Левиза Никулина

Задания для участников 5-6 классов

Первый тип заданий

Укажите названия произведений и их автора, страну создания, опишите сюжет.

1 2 3

1Англ сказка в переводе Л.Н. Толстого

2. Мальчик- с – пальчик Шарль Перро Франция

3. Снежная королева Ганс Кристиан Андерсен Дания

Оценивается знание сюжетов литературных произведений и их авторов, страны созданных произведений, сформированность представлений об иллюстрировании.

За каждое правильно названное произведение, автора начисляется по 1 баллу. За описание сюжета по 3 балла к каждому произведению. Максимальное количество баллов 20.

Внимательно прослушай музыкальное произведение. Определи композитора, название, жанр музыки. Опиши сюжет.

(П.И. Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

За правильное название - произведение, автор начисляется по 1 баллу. За описание сюжета до 10 баллов.

Второй тип заданий

1. Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту. Напишите название и автора. Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него.

Шишкин «Утро в сосновом лесу»

За каждое правильное название произведения, автора начисляется по 1 баллу. За описание до 10 баллов Максимальное количество баллов – 12.

2. Продолжи: «Опера – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица______________. Приведи примеры оперных произведений

(поют).

Третий тип заданий

Дан ряд имен. Их можно разбить на 2 и на 4 группы. Предложите свои варианты разбивки. Дайте название каждой группе.

Геракл, Илья Муромец, Пушкин, Дюймовочка, Винни Пух, Маршак, Снежная Королева, Герда, Чехов, Алеша Попович, Афродита, Тютчев, Добрыня Никитич, Андерсен.

ИМЕНА

НАЗВАНИЕ ГРУППЫ

ИМЕНА

НАЗВАНИЕ ГРУППЫ

Оценивается умение классифицировать, обобщать знания из разных периодов развития культуры. Баллы рекомендуется начислять за каждое слово, включенное в обоснованно составленный ряд и отдельно за точность определения принципа систематизации.

Четвертый тип задания

Моцарт, Чайковский, Пушкин, Глинка,

Андерсен, Репин, братья Гримм, Льюис Кэрролл, ____________________________________________________________________

краски, кисти, рояль, акварель, палитра,

____________________________________________________________________

аккордеон, вальс, скрипка, арфа, виолончель.

____________________________________________________________________

Пятый тип задания

В школе готовится осенний бал. Как бы оформили зал, какие музыкальные произведения использовали.

Задания для участников 7-8 классов

Первый тип заданий

1. Даны иллюстрации к литературным произведениям.

Укажите названия произведений и их автора, художника, опишите сюжет.

Оценивается знание сюжетов литературных произведений и их авторов, сформированность представлений об иллюстрировании.

1. Сказка о рыбаке и рыбке 2.Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди 3. Сказка о золотом петушке

А.С. Пушкин, художник Иван Яковлевич Билибин



1 2 3

За каждое правильно названное произведение, автора начисляется по 1 баллу. За описание сюжета по 3 балла к каждому произведению. Максимальное количество баллов 15.

Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам познакомиться с содержанием задания и материалом таблицы к заданию, объявляет, что файлы можно будет прослушать дважды

Внимательно прослушай музыкальное произведение. Определи композитора, название, жанр музыки. В небольшом рассказе вырази свое суждение и влияние музыки на слушателя.

Бетховен «Симфония№5»

За правильное название - произведение, автор начисляется по 1 баллу. За рассказ до 10 баллов.

Максимальное количество баллов 12.

Второй тип заданий

1. Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту. Напишите название и автора.Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него.

Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.

Суриков «Боярыня Морозова»

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

За каждое правильное название произведение, автора начисляется по 1 баллу. За описание до 10 баллов Максимальное количество баллов – 12.

2. Путаница: В эту путаницу букв попали музыкальные термины. Помоги их найти, и подпиши правильно музыкальные слова.

А) СЬАНБАЛМ

Б) АФАР

В) АКМИНАИД

Г) ЫТНО

Д) СТИЛОС

А) ансамбль

Б) арфа

В) динамика

Г) ноты

Д) солист

За правильно определение начисляется 1 балл. За каждое правильное название произведения по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 15.

Третий тип заданий

Если правильно разгадаете кроссворд по горизонтали, то по вертикали в выделенном столбце определится название художественного творчества в целом.

5

1.Вид изобразительного искусства, основанного на сочетании черного и белого цветов.

2.Учение о способах передачи пространства на плоскости.

3.Изображение комически преувеличенных характерных черт человека.

4.Вид изобразительного искусства, произведения которых имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов.

5.Простейшее графическое изображение.

6.Показ произведений широкой публике.

7.Произведение искусства, в котором запечатлен внешний облик человека.

8.Главное выразительное средство живописи.

9.Жанр изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие человека предметы.

Ответ.

1 г

р

а

ф

и

к

а

2 п

е

р

с

п

е

к

т

и

в

а

3 к

а

р

и

к

а

т

у

р

а

4 с

к

у

л

ь

п

т

у

р

а

с

к

и

з

6 в

ы

с

т

а

в

к

а

7 п

о

р

т

р

е

т

8 ц

в

е

т

9 н

а

т

ю

р

м

о

р

т

Оценивается умение выделять главное, классифицировать, обобщать знания, владеть терминологией. Баллы рекомендуется начислять за каждое правильно вписанное слово, за итоговое слово по вертикали ставится дополнительно 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

Четвертый тип задания

Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.

Лермонтов, Толстой, Чайковский, Пушкин

____________________________________________________________________

Левитан, Поленов, Васнецов, Шишкин

____________________________________________________________________

соус, гуашь, восковые мелки, гелиевые ручки, фломастеры

____________________________________________________________________

опера, вальс, балет, мюзикл.

____________________________________________________________________

Оцениваются знания из разных областей искусства, умение видеть принцип обобщения и систематизации, умение назвать явление, не вписывающееся в обобщение.

Пятый тип задания

В детском саду готовится новогодний утренник. Как бы оформили зал, какие музыкальные произведения использовали. На основе каких литературных произведений вы бы написали сценарий утренника.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцениваются творческость и метапредметность. Максимальное количество баллов 20.

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ 2015 ГОД

Задания для участников 9 класса

Первый тип заданий

1. Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте. Составьте анализ произведения в соответствии с планом:

1. Определите произведение по перечисленным приметам.

2. Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит.

3. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ.

4. К культуре какого народа произведение принадлежит?

5. Укажите век или эпоху, когда он был создан.

6. Если возможно, укажите место его нахождения.

Пример текста

В этом произведении воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека... Ресницы... не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи, при внимательном взгляде, можно видеть биение пульса. Улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иною.

Задание позволяет определить диапазон знаний конкретных произведений искусства: Мона Лиза (Джоконда) Леонардо да Винчи.Лувр Париж Франция

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение описывать произведения по алгоритму и отвечать полным предложением в виде текста

За каждое правильно составленное полное предложение начисляется по 1 баллу. За дополнительные сведения по каждому пункту по 2 балла дополнительно Максимальное количество баллов – 18.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Напишите:

3. время их создания

1. Афинский акрополь. Древняя Греция

2. Бюст НефертитиДревний Египет хранятся в берлинском Государственном музее

3. Дискобол.Древний Рим.хранится в Национальном музее в Риме.

Второй тип заданий

1. Внимательно рассмотрите.

1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.

2.Опишите данное произведение.

3. Опишите историю создания произведения.

4.Назовите не менее трех известных произведений этого же города, их авторов.


Медный всадник (памятник Петру 1 в Санкт – Петербурге) скульптор Фальконе

Оценивается узнавание произведения и скульптора, знание истории его создания, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения. А ткже общее культурое развитие.

За каждый правильный ответ- произведение, автор начисляется по 1 баллу. За описание и историю создания до 10 баллов за каждое. За общее владение информацией по культуре Санкт-Петербурга – до 10 баллов.

Максимальное количество баллов –32.

2 . Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Примерный перечень эпизодов:

1. романс «Я помню чудное мгновенье» музыка М.И. Глинки, слова А.С. Пушкина (фрагмент). сполняет Дмитрий Хворостовский

2. Ария Руслана из оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" (фрагмент). Исполняет Федор Иванович Шаляпин

Удивительная история создания во многом раскрывает тайну непревзойденного лирического очарования этого произведения. Пушкин посвятил свои строки Анне Петровне Керн - замужней красавице, несчастливой в своем браке. Глинка же спустя годы влюбился в ее дочь - Екатерину Ермолаевну. Но будучи женатым человеком, он также не имел возможности соединить свою судьбу со своей возлюбленной. Нежность, печаль, надежда - и все это "вдвойне" омытое гением Пушкина и талантом Глинки.

Задание

3.Приведите примеры и произведений в данных музыкальных жанрах (другие произведения разных авторов).

Музыкальные жанры

Номер звучащего фрагмента, название, музыка, слова, исполнитель

Задание 3

романс

опера

4. Напишите историю создания автором литературного произведения по музыкальному фрагменту №1.

За правильное название - название, музыка, слова, исполнитель, определение жанра начисляется по 1 баллу. За краткую характеристику каждого произведения начисляется до 10 баллов. За примеры других произведений в данных жанрах по 1 баллу за название, музыку, слова, исполнителя.

Третий тип заданий

Рассмотрите и проанализируйте картину Б. Кустодиева "Утро".

1. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.

2. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции.

3. Определите общее настроение картины.

4. Назовите 3 произведения живописного искусства, запечатлевающие бытовые сцены.

5. Укажите 3 известные работы этого же художника.

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

За описание до 10 баллов

За дополнительные правильные ответы на вопросы №3 и 4 начисляется дополнительный балл

Максимальное количество баллов за правильные ответы на вопросы №3 и 4 – 6 баллов.

Четвертый тип заданий

1. Объедините понятия и термины в группы.

2. Дайте определение каждому термину.

Симфония. Поэма. Портрет. Сонатина. Эпиграмма. Натюрморт. Пейзаж. Ода. Анапест. Графика. Оратория. Ария.

Номер группы

Название группы

За каждое правильное определение группы по 1 баллу. Максимальное количество баллов 3.

Максимальное количество баллов за все задание 15.

Пятый тип заданий

Создайте презентацию «Художественный альбом» из 5-ти слайдов (листов) из произведений, использованных в заданиях олимпиады. Постарайтесь максимально полно и емко представить найденную информацию о выбранных вами произведениях.

Оцениваются творческость и метапредметность. Максимальное количество баллов 20.

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ 2015 ГОД

Задания для участников 10 класса

Первый тип заданий

Даны изображения 3 произведений искусства.

Напишите:

2. к какой эпохе в истории культуры Европы они относятся,

3. № 1. Вид искусства, материал, № 2 вид искусства, что раньше находилось на этом месте № 3. Вид искусства, техника

3. их местонахождение в настоящее время.

1.

2.

3.

1.

1. Рождение Венеры, БоттичеллиРождение Венеры Боттичелли.Материал – материал темпера. Живопись, холст. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.

2. Собор Святого Петра в Риме Микела́нджелоБуонарро́ти. Архитектура. Находится в Риме. Раньше на этом месте был цирк 2.

3. Тайная вечеря ЛеонардодаВинчи. Фреска – живопись по сырой штукатурке. Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

2. Возрожде́ние , или Ренесса́нс пришедшая на смену и предшествующая . Приходится - в Италии - на начало (повсеместно в Европе - с 15-16 вв.) - последнюю четверть и в некоторых случаях - первые десятилетия .

Данный тип задания направлен не только на узнавание конкретного произведения, но и на сформированность определённых умений анализа произведения, понимание принадлежности конкретного произведения искусства к определённому виду искусства, эпохе (времени) его создания. Расширением ответа в данном случае является знание авторов произведения, местонахождение произведения (если речь идёт, например, об архитектурном сооружении). Знание точных дат от участника не требуется.

Знание дополнительных сведений выявляет наиболее подготовленных участников.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

2. Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия изображенных на иллюстрациях памятников,

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

1

2

3

1. НикаСамофракийская древняя Греция Париж Лувр

2. Большой Сфинкс в Гизе древний Египет

3. Колизей Древний Рим

Данный тип задания направлен не только на узнавание конкретного произведения, но и на сформированность определённых умений анализа произведения, понимание принадлежности конкретного произведения искусства к определённому виду искусства, эпохе (времени) его создания. Расширением ответа в данном случае является знание авторов произведения, местонахождение произведения (если речь идёт, например, об архитектурном сооружении). Знание точных дат от участника не требуется.

Знание дополнительных сведений выявляет наиболее подготовленных участников.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Рекомендуется предусмотреть начисление баллов за возможные дополнительные сведения. Рекомендуемая максимальная оценка задания 20 баллов.

Второй тип заданий.

1. Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Участникам предлагается прослушать 2 музыкальных эпизода.

Предлагаемый ряд музыкальных эпизодов для 10 класса:

1. Л.Бетховен Соната№14 (лунная)

2. Моцарт симфония №40;

Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам познакомиться с содержанием задания и материалом таблицы к заданию, объявляет, что файлы можно будет прослушать дважды. Перед включением каждого фрагмента дежурящий в аудитории преподаватель объявляет: "Фрагмент N 1", "Фрагмент N 2" и т.д.

Задание

1. Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 2 фрагмента музыкальных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известно название, и автор укажите их. Дайте краткую характеристику произведению.

Музыкальные жанры

Номер звучащего фрагмента

соната

симфония

Максимальное количество баллов 40.

Третий тип заданий.

Рассмотрите и проанализируйте известное произведение русской школы.

1. Напишите название работы и имя ее автора.

2. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.

3. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции.

5. Назовите известные произведения этого же жанра.

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

За правильное название произведения, автора начисляется по 1 баллу.

За описание (вопрос №2,3,4) до 10 баллов за каждый.

Максимальное количество баллов – 32.

За дополнительные правильные ответы на вопросы №5,6 начисляется по 1 дополнительному баллу

Максимальное количество баллов 40.

Четвертый тип заданий.

Даны 12 имен, понятий и терминов, связанных с искусством.

Классицизм. Бах. Зал. Шпиль. Романтизм. Модернизм. Арка. Шопен. Колонна. Сцена. Кулиса. Моцарт.

1. Объедините имена, понятия и термины в группы. Дайте определение.

Номер группы

Название группы

Определение каждого термина в группе

1.

2.

3.

4.

За каждое правильное определение группы по 1 баллу. Максимальное количество баллов 4

За каждое правильное определение термина в группе по 1 баллу. Максимальное количество баллов 12.

Максимальное количество баллов за все задание 16.

Пятый тип заданий.

(выполняется после того, как участник сдает письменные ответы)

Составьтедоказательство, что выбранный вами 1 объект вашего района может быть назван "восьмым чудом света". Выбирать объект можно из любой культурно-исторической эпохи, художественного направления или произведений искусства.

Оцениваются творческость и метапредметность. Максимальное количество баллов 20.

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИММПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ 2015 ГОД

Задания для участников 11 класса

Рекомендуемое время выполнения заданий учащимися 11 классов в течение 4-х астрономических часов

1.

2.

3.

1. Дама сгорностаем » была написана ЛеонардоДаВинчи. Париж Лувр

2. Рождение Венеры Сандро Боттичелли. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция темпера, живопись, холст

3. Давид - мраморная статуя работы Микеланджело. Находитя во Флоренции.

Данный тип задания направлен не только на узнавание конкретного произведения, но и на сформированность определённых умений анализа произведения, понимание принадлежности конкретного произведения искусства к определённому виду искусства, эпохе (времени) его создания. Расширением ответа в данном случае является знание авторов произведения, местонахождение произведения (если речь идёт, например, об архитектурном сооружении). Знание точных дат от участника не требуется.

Знание дополнительных сведений выявляет наиболее подготовленных участников.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Рекомендуется предусмотреть начисление баллов за возможные дополнительные сведения. Рекомендуемая максимальная оценка задания 30 баллов.

Второй тип заданий.

1. Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Участникам предлагается прослушать 2 музыкальных эпизода.

Предлагаемый ряд музыкальных эпизодов для 11 класса:

1. Фридерик Шопен Вальс №7 кис- молл

2.Фредерик Шопен Весенний вальс (вальс любви)

Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам познакомиться с содержанием задания и материалом таблицы к заданию, объявляет, что файлы можно будет прослушать дважды. Перед включением каждого фрагмента дежурящий в аудитории преподаватель объявляет: "Фрагмент N 1", "Фрагмент N 2" и т.д.

Задание

1. Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 2 фрагмента музыкальных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известно название, автор, жанр укажите их. Дайте краткую характеристику произведению (тема произведения).

3.Приведите примеры и произведения в данных музыкальных жанрах (другие произведения разных авторов).

Музыкальные жанры

Номер звучащего фрагмента

За правильное название - название, автор, определение жанра начисляется по 1 баллу.

За краткую характеристику каждого произведения начисляется до 10 баллов. За примеры других произведений в данных жанрах по 1 баллу за название, автор.

3. Опишите общую композицию работы и укажите количество изображенных на ней фигур.

4. Определите общее настроение работы.

5. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции, историю их написания.

6. Укажите известные работы этого же художника.

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

За правильное определение главного героя: Портрет Шаляпина Кустодиев, название произведения, автора, жанр начисляется по 1 баллу.

За описание (вопрос №3,4,5) до 10 баллов за каждый.

Максимальное количество баллов – 33.

За дополнительные правильные ответы на вопрос №,6 начисляется по 1 дополнительному баллу

Максимальное количество баллов 40.

Задание четвертого типа.

Даны 10 понятий и 9 определений.

Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие буквы в таблицу. Дайте определения оставшемуся понятию.

1 – Адажио. 2 – Горельеф. 3 – Житие. 4 – Импасто. 5 – Контрфорс. 6 – Метафора.

7 – Перформанс. 8 – Пленэр. 9 – Синкопа. 10 – Эклектика.

А. смещение ритмической опоры в музыке с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.

Б. густая, сочная накладка красок, нередко употребляемая в живописи масляными красками, в особенности для усиления светового эффекта.

В. дополнительная опора, принимающая на себя тяжесть перекрытия. Вертикальный устой внутри или снаружи здания.

Г. медленный темп; музыкальная пьеса или часть её, исполненная в этом темпе, - обычно одна из средних частей симфонии, квартета, сонаты и т.п.

Д. живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.

Е. жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Ж. вид художественного тропа (греч. tropos - «оборот»), один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и соединении отдельных образов, не связанных между собой в действительной жизни в целое.

З. форма современного искусства, в которой действия художника или группы в определённом месте и в определённое время составляют произведение.

И. искусственное соединение элементов содержания и формы, имеющих различное происхождение.

Таблица к заданию.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буквы

Определение:

Задание направлено на выявление уровня специальных предметных компетенций, степень понимания участниками смысла выразительных особенностей разных произведений искусства. Участники должны не только пояснить специфические определения, но и продемонстрировать соотнесённость этих определений с образной структурой разных явлений в искусстве.

Максимальная оценка 20 баллов.

Пятый тип заданий.

(выполняется после того, как участник сдает письменные ответы)

Составьте доказательство, что выбранный вами 1 объект Москвы или Санкт- Петербурга может быть назван "восьмым чудом света". Выбирать объект можно из любой культурно-исторической эпохи, художественного направления или произведений искусства.

Оцениваются творческость и метапредметность. Максимальное количество баллов 20.


Страну чудес откроем мы И встретимся с героями. В строчках на листочках, Где станции на точках.


Как вы думаете, что такое иллюстрация?

Иллюстрация - это вид книжной графики, ее основа.

Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение?

Иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.


ДОКЛАД

Известные иллюстраторы

Известный русский иллюстратор

Евгений Иванович Чарушин , был писателем и художником. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (Маршак С. «Детки в клетке, «Теремок»).


Замечательный художник Евгений Михайлович Рачёв. Ведущая тема творчества Е. Рачёва - иллюстрации русских, украинских, башкирских, белорусских, болгарских, северных народных сказок, басен, сказок классиков русской и мировой литературы. Кроме того, автор иллюстраций многих сборников рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В. В. Бианки, М. М. Пришвин, П. Н. Барто, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, О. Д. Иваненко и другие.

ДОКЛАД


Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор Владимир Григорьевич Сутеев . Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.

ДОКЛАД


Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».


В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»


А. Платонов «Неизвестный цветок»


А.С. Грин «Алые паруса»


М.М.Пришвин « Кладовая солнца»


ЗАДАНИЕ

Внимательно перечитайте свою любимую книгу и продумайте композиционное построение иллюстрации.

Парфенова Анна

Материал основан на художественных произведениях предмета "Литература" в 8 классе.

Цель проекта:

Изучение роли иллюстраций в понимании литературного произведения,

Изучение и анализ произведений художественной литературы,

Выполнение иллюстраций к произведениям художественной литературы,

Развитие навыков по сбору, фильтрации и систематизации материала из источников художественной литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Иллюстрация в восприятии произведений художественной литературы » Проектная работа исполнитель:Парфенова Анна, 8в класс руководители: Суглобова Л. Г., Юсупова М. Н. Чехов, 2015

Цель проекта: -изучение роли иллюстраций в понимании литературного произведения, -изучение и анализ произведений художественной литературы, -выполнение иллюстраций к произведениям художественной литературы, -развитие навыков по сбору, фильтрации и систематизации материала из источников художественной литературы.

Планируемый результат: -передать через иллюстрацию внутренний смысл произведения и характер творчества писателей, -творческое овладение знаний художественных литературных произведений, -умение задействовать зрительные образы в понимании художественных литературных произведений.

Роль иллюстрации в понимании литературного произведения: Иллюстрация – это рисунок, относившийся к определённой части текста, поясняющий какой-то момент и одновременно украшающий книгу. Иллюстрации доставляют радость читателю, активизируют его чувства, мысли, расширяют кругозор, способствуют усвоению родного языка, помогают углубить восприятие и понимание художественных произведений. Иллюстрации, более точно и последовательно передающие основные моменты содержания текста, позволяют шаг за шагом проследить события, о которых рассказывается, что увеличивает эффективность воспроизведения содержания. Восприятие литературного произведения невозможно без активной работы воображения. Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно читатели выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, читатели охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения. Художник - иллюстратор должен уметь разговаривать с читателем «языком » простым, ясным, предельно искренним. П онимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для читателя. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста читатель должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» «Внизу глубоко подо мной Поток усиленный грозой Шумел, и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился. Хотя без слов Мне внятен был тот разговор, Немолчный ропот, вечный спор С упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней Он раздавался в тишине; И вот, в туманной вышине Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы; Дохнули сонные цветы, И, как они, навстречу дню Я поднял голову мою... Я осмотрелся; не таю: Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал, Где выл, крутясь, сердитый вал; Туда вели ступени скал; Но лишь злой дух по ним шагал, Когда, низверженный с небес, В подземной пропасти исчез.»

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» ЭССЕ. Этот эпизод является самым красивым в произведении. Читатель понимает, что шанса найти свою Родину среди великих, бесконечных просторов Кавказа у героя нет. В этой иллюстрации читается безнадежность, но не совсем фатальная. Отблеск зари над горами- это как символ надежды в душе мальчика, решительно настроенного отыскать свою Родину. Видно, как герой хотел бы воспарить вместе с орлами и улететь на свою Родину.

А. С. Пушкин «Дубровский». «Марья Кириловна жадно воспользовалась позволением удалиться. Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал ее как плаха, как могила… «Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Тут она вспомнила о письме и жадно бросилась его читать, предчувствуя, что оно было от него. В самом деле оно было писано им и заключало только следующие слова: «Вечером в 10 час. на прежнем месте».

А. С. Пушкин «Дубровский ». ЭССЕ. Главная героиня Маша Троекурова читает письмо от Дубровского. В этой иллюстрации я передала состояние девушки. Ею овладела печаль и грусть из-за того, что придется выходить замуж за нелюбимого человека. Письмо в ее руках, возможно, дает ей надежду, что еще есть выход из, казалось бы, безнадежной ситуации. Письмо снимает напряжение и состояние безнадежности, выступает в роли единственного шанса на спасение от неравного брака.

В. А. Жуковский «Светлана». «Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Темно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье... Робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи... С треском пыхнул огонек, Крикнул жалобно сверчок, Вестник полуночи.»

В. А. Жуковский «Светлана ». ЭССЕ. На этой иллюстрации я изобразила момент гадания перед зеркалом. На мой взгляд именно в этом заключен смысл баллады и виден настрой героини Светланы. Ей, конечно, страшно, но желание увидеть своего жениха сильнее страха.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». « Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана. -- Прощайте, товарищи! -- кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.. А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана. -- Прощайте, товарищи! -- кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.. А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба ». Я изобразила момент, в котором раскрывается величайшие качества героя – его верность и любовь к товарищам, готовность на самопожертвование ради других. Старый Тарас Бульба мысленно рад, что его товарищи спаслись от врагов, не смотря на то, что его смерть уже неминуема.

в. Г. Короленко «В дурном обществе». «Я поневоле вспомнил слова Валека о "сером камне", высасывавшем из Маруси ее веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце; мне казалось, что я ощущаю на ней и на себе невидимый каменный взгляд, пристальный и жадный. Мне казалось, что это подземелье чутко сторожит свою жертву.»

в. Г. Короленко «В дурном обществе». Эссе. Эту иллюстрацию я решила посвятить именно Марусе, потому что ее образ вызывает самое сильное чувство жалости. Маруся сидит около своего любимого места – возле серого камня. Иллюстрация выполнена в графике, что позволяет показать всю трагичность рассказа. Маруся неподвижна, почти безжизненна и похожа на статую. Незаполненное перед ней пространство как знак того, что к Марусе приближается смерть.

А. П. Чехов «Хамелеон». Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса. - По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.- Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал? - Иду я, ваше благородие, никого не трогаю...- начинает Хрюкин, кашляя в кулак.- Насчет дров с Митрий Митричем,- и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете... - Гм!.. Хорошо...- говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,- обращается надзиратель к городовому,- узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю? - Это, кажись, генерала Жигалова! - кричит кто-то из толпы. - Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину.- Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

А. П. Чехов «Хамелеон ». ЭССЕ. Этот эпизод является главным в произведении, поэтому я его выбрала. На иллюстрации запечатлен момент, когда … показывает свой окровавленный палец генералу, в надежде, что будет наказан виновник-собака. Собралась толпа, что бы «поглазеть» чем же все закончится. Дух лицемерия пронизывает весь разговор вокруг этой ситуации.

А. А. Блок « Вербочки » «Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной. Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня! В Воскресенье Вербное Завтра встану первая Для святого дня.»

А. А. Блок « Вербочки » ЭССЕ. На этой иллюстрации я хотела передать хорошее весеннее настроение, ощущение света, которое пронизывает все стихотворение. Эти образы я использовала для того, чтобы от картины веяло добром и приближением Святого праздника Пасхи.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин ». Меня впечатлило яркое стихотворное описание А. С. Пушкиным русской зимы. Особенно хороша зима в деревне: пухлая, снежная пелена покрыла реки, поля и дома. Блеск мороза отражается во множестве оттенков синего. Я пришла к выводу, читая этот отрывок, что истинная красота заключается в простоте.

Вывод: -Художественно исполненная иллюстрация воздействует, прежде всего, эстетически, дает познание жизни и познание искусства, -Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.

Источник информации: 1.А. А. Блок « Вербочки ». 2.А. П. Чехов «Хамелеон ». 3.А. С. Пушкин «Евгений Онегин». 4 .А. С. Пушкин «Дубровский ». 5.В. А. Жуковский «Светлана». 6.В. Г. Короленко «В дурном обществе ». 7.М. Ю. Лермонтов «Мцыри ». 8.Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». 9. http:// otvet . mail . ru / question /34536311 10. http:// www.bestreferat.ru/referat- 380962.html

ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКИХ РУССКИХ ИЛЛЮСТРАТОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗВЕСТНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Исмагилова Евгения Павловна

студент 3 курса, кафедра «Городское строительство и хозяйство», РФ, г. Орел

Книги. Источник знаний для ученика и ученого, вдохновение для художника, развлечение для усталого. Много лет тому назад был зарожден культ книги, культ который до сих пор не могут вытеснить даже современные технологии.

Книга может быть другом и ребенку и взрослому, об этом не хорошо знает русский человек, так как наша земля подарила литературе столько именитых писателей, сколько не дала ни одна другая страна. Именно поэтому роль книжной графики в изобразительном искусстве я считаю особенно важной.

Книжная графика - это иллюстрации, сюжетные рисунки. Это один из видов графического искусства, включающий в себя, в первую очередь иллюстрации, буковицы и виньетки . Графика может быть однотонной и разноцветной, может заполнять книгу полностью и изображать определённые истории, а может украшать переплет и предварять главы, там самым делая книгу живой и уникальной. Наиболее сложное формой является иллюстрация - сюжетный рисунок.

Не было бы смысла отдельно разбирать этот вид искусства, если бы он нес только роль художественного оформления. Познакомить читателя с книгой, сделать ее более привлекательной на вид не достаточно, на самом деле его роль гораздо глубже. Это проводник в мир писателя, тропинка ведущая читателя по сюжетной линии произведения. Иллюстрация дополняет впечатление от прочитанного, идейно и эстетически обогащает читателя. Претворенная в форму графического искусства, мысль писателя приобретает как бы новую силу, находит новые пути к сердцу и разуму человека .

К счастью большинство величайших произведений русских писателей изучается в школах, поэтому все считают их родными, помнят и любят. К такого рода книгам относится роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», проиллюстрированный Д.А. Шамариновым. На этом произведении воспитываются дети, оно прививает чувство ответственности за собственные поступки, развивает понятие чести и нравов времени. Рисунки Шамаринова к этой книге особенно примечательны, помимо своей красоты они наполнены глубочайшим смыслом и словно живут отдельно, своей собственной жизнью, при этом не теряя связи с романом. Многие иллюстрации посвящены Питерским улочкам. Почему нас восхищают старые районы Петербурга? Потому что, гуляя по этой части города, мы видим множество старинных зданий, каждое из которых стоит здесь долгие годы и создает незабываемую, неповторимую атмосферу книжного романа. Для нас это воспоминание, символ эпохи, поэтому нам столь милы эти виды. На самом же деле, Д.А. Шамаринову громады домов, узкие улочки и темные удручающие лестницы помогли раскрыть холодный облик города того времени, который ассоциировался с холодной тоской пропитывающей роман. Город скрывает в себе томительную безысходность людей которые казалось бы потеряли все. Художник не показывая лиц, лишь силуэтами передает атмосферу безжалостного противоречия романа, жестокое бессердечие одних героев перекликается с отчаянием других (рис. 1).

Возможно Шамаринов не добился бы такого мастерства если бы не подсказки А.М. Горького. Он стал для молодого художника другом и наставником. Горький был не только мастером пера и слова, он так же прекрасно умел видеть талант и раскрывать его, так он и раскрыл Шамаринова, давая тому ненавязчивые советы. Во время работы художника над произведением «Жизнь Матвея Кожемякина», писатель направлял иллюстратора, помогая указаниями. Горький старался ориентировать Шамаринова на создание не просто описательных картин, а использовать в иллюстрации ярких, острых социально-психологических портретов. Возможно благодаря этим советам и появилась картина, которую невозможно оставить без внимания, особенно западающее в душу изображение Сони (рис. 2). Хрупкая, худенькая девушка, с огромными тоскливыми глазами, кажется совершенно беззащитной. Весь ее силуэт выражает усталость, невозможность бороться со всеми тяготами жизни, которые передаются через гнетущее, мрачное изображение жилища. Несмотря на все это, художнику с помощью угля у бумаги удалось передать многогранность характера героини. Ужас, страх, беззащитность и обида девушки не застилают полностью ее внутреннюю силу и величие духа .

Ярким примером великолепной работы иллюстратора являются рисунки в повести «Тарас Бульба» Гоголя. Писатель так описывает горе Тараса в связи со смертью его сына Остапа: «И, положив ружье, полный тоски, садился он на морской берег. Долго сидел он там, понурив голову и все говоря: «Остап мой! Остап мой!». Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою» .

Желая запечатлеть этот эпизод Е.А. Кибрик, известный советский иллюстратор, своеобразно интерпретировал замысел писателя. Рисунок выполненный углем, обречен на черно белое существование и нужно иметь талант чтобы заставить его загореться эмоциями. Монолитная фигура Тараса со скорбно опущенной головой зрительно соединяется с бушующими волнами. За спиной героя зарождается буря, так же как в душе его зарождается горе. Тоска большого, сильного человека ассоциируется с мощью бездонного, безбрежного моря, мощью разбушевавшейся стихии. Как у писателя, у художника есть свои средства заставляющие поверить изображенному, почувствовать скорбь человека (рис. 3).

Казалось бы что мастерство иллюстратора заключено в рамки бумажного листа. Эта мысль разбивается о безграничный талант старшего поколения художников, к которому принадлежит В.А. Фаворский. Мало кто в современное время знает определение термина - ксилография. Так называют гравюру на дереве, это очень сложный вид иллюстраций, которой мастерски владел Фаворовский. Именно в этой технике выполнены рисунки к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Художник смог выразить на дереве все: мятежные страсти прислужников, тяжелые думы главных героев, силу духа народа .

Нельзя не поражаться богатству фантазии художника, ведь он смог оживить орнамент. В его руках замысловатая графическая вязь оживала, помогая обрисовывать разностороннюю гамму человеческих характеров. Каждый рисунок был уникальным, отражая разные стороны духовной жизни человека. Орнамент ненавязчиво обрамляем картину, выступая где-то имитируя деревянную резьбу, где-то сложный узор обрамляющий рамку словно прорастает тонкими ядовитыми щупальцами (рис. 4), напоминая зрителю о муках совести и темном прошлом главного героя.

Великие книги не умирают вместе с автором, они продолжают жить за него, увековечивая его память. Произведение погибает и через поколение, если мораль вложенная в него автором действительно глубока. Каждый человек ищет в книгах классиков ответ на свои вопросы, отражение своих переживаний, мыслей.

Истинный художник никогда не будет «доделывать», дополнять чье-то произведение, не будет пассивным «переводчиком» из мира текста в мир красок, он останется полноправным творцом этих образов, используя текст произведение лишь в качестве вдохновенной музы. Эту сложную задачу каждый решает по-своему, именно поэтому одно и то же произведение могут иллюстрировать сотни разных художников и их рисунки никогда не будут идентичны, каждый внесет что то новое, оттеняя все новые и новые грани чувств героев.

Кто может любить книгу больше чем художник иллюстратор? Только он может истинно понять замысел автора, ведь недостаточно внимательного прочтения произведения, осмысления замысла и повести, изучения реквизита и вещей описываемой эпохи. Художник вынужден опираться на свои впечатления и иметь потрясающее воображение, которое не будет ограничиваться строками романа или повести. Он должен быть способным заметить в окружающей его жизни такие ситуации, которые потом помогут в его творческой деятельности для яркого выражения сути эпизода и душевных переживаний героев.

Рисунок 1. Д.А. Шамаринов. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Рисунок 2. Д.А. Шамаринов. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

При работе над книгой, художник должен постичь суть произведения, почувствовать манеру изложения автора и подобрать к этому всему особый стиль графики.

Рисунок 3. Е. Кибрик. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Тарас бульба»

Рисунок 4. В. Фаворский. Иллюстрация к драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Список литературы:

1.Гоголь Н.В. Тарас Бульба: учеб. пособие. М.: 1986. - 123 с.

2.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: учеб. пособие. М.:1980. - 383 с.

3.История русского искусства. Конспект лекций Жуковский В.ИСФУ, 2007. - 397 с.

4.Пушкин А.С. Борис Годунов / Рис. В. Фаворского. Изд. 10-е. М.: Дет. лит., 1980 - 240 с.

5.Шантыко Н.И. Творчество иллюстраторов. Издательство Академии художеств СССР.:1962. - 74 с.