Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Начало революционных преобразований большевиков. Революционные преобразования большевиков

К осени 1917 г. большевики пришли к руководству в Петроградском и Московском Советах, в Советах больших городов. К середине сентября лидер партии большевиков В.И. Ленин пересмотрел свои взгляды на ход революции в России. В ЦК РСДРП (б) он пишет письма "Большевики должны взять власть" и "Марксизм и восстание". В этих работах перед своей партией он поставил задачу перехода власти в стране к большевизированным Советам путем вооруженного захвата. В.И. Ленин считал, что общенациональный кризис уже назрел, и массы готовы к решительной борьбе.

К осени социально - экономическая и политическая ситуация в России еще более обострилась: в развале находились промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Усилились национальные противоречия. Катастрофическим становилось положение на фронте. Немцы перешли в наступление и захватили Моондзунские острова. Балтийский флот вынужден был уйти в Финский залив. Пала Рига. Германские войска стали приближаться к Петрограду. Правительство страны не имело плана выхода из кризиса.

В сентябре большевики вновь выдвинули лозунг "Вся власть Советам!" и начали подготовку к вооруженному восстанию. В начале октября в Петроград возвратился В.И. Ленин. 10 и 16 октября состоялись два заседания ЦК РСДРП (б). На них между большевистскими лидерами развернулась борьба по поводу стратегии большевиков в сложившейся обстановке. Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев выступили с предложением придерживаться линии мирного развития революции, которая предполагала взятие власти, используя выборы в Учредительное собрание. Л.Д. Троцкий предложил отложить восстание до открытия II Всероссийского съезда Советов, который бы голосованием решил вопрос о власти. Эти предложения были отвергнуты, и было принято решение о начале подготовки к вооруженному восстанию с целью свержения Временного правительства.

Октябрьская социалистическая революция. 12 октября Петроградский Совет избрал Военно-революционный комитет (ВРК). Он стал центром подготовки вооруженного восстания. 22 октября ВРК взял на себя руководство Петроградским военным гарнизоном. По указанию ВРК в столице проводилась замена назначенных правительством комиссаров в государственных учреждениях, организациях, воинских частях большевиками. С 24 октября отряды ВРК из рабочих - красногвардейцев, революционных солдат и матросов Балтийского флота стали занимать ключевые пункты города: вокзалы, мосты, телеграф, электростанции.

А.Ф. Керенский пытался противодействовать большевикам. Ему удалось мобилизовать роту ударного женского батальона (200 чел.), 134 офицера и 2 тыс. курсантов из школы прапорщиков, 68 юнкеров из Михайловского военного артиллерийского училища. Этими силами премьер пытался обеспечить охрану Зимнего дворца, правительственных зданий, других жизненно важных объектов.

В Петрограде большевики обладали численным преимуществом. В их составе были основные силы 150-тысячного Петроградского военного гарнизона, красногвардейские отряды численностью в 23 тыс. человек и 80 тыс. матросов Балтийского флота.

Вечером 24 октября ко всем революционным частям было послано предписание ВРК о немедленном выступлении. К утру 25 октября все главные учреждения Петрограда контролировались ВРК Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Только Зимний дворец, Главный штаб и Мариинский дворец оставались под контролем Временного правительства. Утром 25 октября ВРК выпустил воззвание "К гражданам России", в котором сообщалось о низложении Временного правительства и переходе власти в ВРК, передавшим ее II Всероссийскому съезду Советов. Вечером отряды красногвардейцев арестовали членов правительства в Зимнем дворце.

Осознав невозможность противостоять восстанию, 25 октября А.Ф. Керенский покинул столицу и выехал в Псков в штаб Северного фронта, чтобы привести в город войска и восстановить власть Временного правительства.

Придя к власти, большевики ликвидировали старый государственный аппарат и создали принципиально новую политическую систему - диктатуру пролетариата - политическую власть рабочих.

Высшим представительным органом стал Съезд Советов. В перерывах между съездами действовал постоянный орган - Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК). Первым председателем ВЦИКа стал Л.Б. Каменев, но вскоре его сменил Я.М. Свердлов. Правительством являлся Совет Народных Комиссаров. Председателем СНК стал В.И. Ленин. СНК стал осуществлять как исполнительную, так и законодательную власть. Четкого разделения властей между ВЦИК и СНК не существовало. Местное управление сосредоточилось в губернских и уездных Советах.

До Октября 1917 г. представления большевиков о государстве диктатуры пролетариата были пронизаны духом романтизма. В частности, В.И. Ленин предполагал распустить армию и полицию и заменить их всеобщим вооружением народа. Но действительность опровергла представления большевиков о пролетарском государстве. Чтобы удержать власть, необходимо было создавать аппарат насилия.

11 ноября (по новому стилю) 1917 г. для охраны общественного порядка была организованна рабоче-крестьянская милиция. Декретом СНК учреждались народные суды. В декабре 1917 г. был создан карательный орган новой власти - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), возглавил которую Ф.Э. Дзержинский. ВЧК была выведена из-под государственного контроля и согласовывала свои действия лишь с высшим партийным руководством. ВЧК обладала неограниченными правами: от ареста и следствия до вынесения приговора и приведения его в исполнение. В ноябре - декабре 1917 г. СНК подчинил себе руководство армией и уволил более тысячи генералов и офицеров, не принявших Советскую власть. В 1918 г. приняты декреты о создании Рабоче - Крестьянской Красной Армии и Рабоче - Крестьянского Флота на добровольной основе.

До октября страна жила по юлианскому календарю, который в ХХ в. отставал от европейского на 13 суток. 1 февраля 1918 г. большевики объявили 14 февраля 1918 г.

Деятельность большевистского правительства вызвала сопротивление многих социальных слоев (помещиков, буржуазии, чиновничества, офицерства, духовенства). В Петрограде и других городах зрели антибольшевистские заговоры. Левые эсеры заняли выжидательную позицию, так как не хотели порывать с социалистическими партиями и в то же время боялись потерять поддержку народных масс. Левые эсеры поддержали идею Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников (Викжель) создать многопартийное социалистическое правительство и сместить В.И. Ленина с поста Председателя СНК. Это предложение вызвало серьезные разногласия среди большевистского руководства. Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, А.И. Рыков, В.П. Милютин, В.П. Ногин в первых числах ноября вышли из состава ЦК, часть наркомов - из правительства. Возникший конфликт В.И. Ленину удалось разрешить: Л.Б. Каменева на посту председателя ВЦИК заменили Я.М. Свердловым, в СНК ввели Г.И. Петровского, П.И. Стучку, А.И. Цюрупу и др. В середине ноября было достигнуто соглашение с левыми эсерами, и в декабре их представители вошли в СНК.

Роспуск Учредительного собрания. 5 января 1918 г. открылось Учредительное собрание, к которому столько стремилась российская интеллигенция. Его заседание длилось всего 12 часов, но значение этого события выходит далеко за рамки этого недолгого срока.

Победу на выборах одержала партия эсеров - более 40% голосов, на втором месте оказались большевики - более 23% голосов.

Полностью провались на выборах кадеты - 5%, меньшевики - менее 3%. Конфликт между Учредительным собранием и Советской властью был неизбежен.

5 (18) января 1918 г. в Таврическом дворце состоялось открытие Учредительного собрания. Председателем был избран правый эсер В.М. Чернов. Уже в своей большой вступительной речи председатель бросил вызов большевикам, заявив, что "ни донские казаки", "ни сторонники самостийной Украины" с "Советской властью не примирятся". Далее представитель большевиков Я.М. Свердлов предложил утвердить внесенную большевиками "Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа", которая подтверждала первые законодательные акты Советской власти, провозглашала эксплуатацию человека и курс на построение социализма. Собрание решило отложить обсуждение декларации. Большевики потребовали перерыва и ушли на совещание фракции. После перерыва представитель большевиков Ф.Ф. Раскольников зачитал резкую декларацию фракции большевиков, в которой большевики правых эсеров назвали "врагами народа", которые "кормят народ посулами". Около 2 часов ночи большевики и левые эсеры покинули заседание.

Около 4 часов утра начальник охраны Таврического дворца 22 - летний матрос А. Железняков приказал присутствующим покинуть зал заседания под предлогом того, что "караул устал". Депутаты успели поставить на голосование подготовленные эсерами проекты законов о мире, земле и республике.

Заседание длилось уже более 12 час. Депутаты устали, решили сделать перерыв и возобновить работу в 17 часов того же дня.

Вечером того же дня депутаты пришли на очередное заседание. Двери Таврического дворца оказались запертыми, у входа стоял вооруженный пулеметами караул.

На следующий день ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания, одобренный III Всероссийским съездом Советов.

Учредительное собрание давало возможность для развития страны в сторону парламентаризма, многопартийности и общественного согласия, эта возможность была упущена. Депутат эсер Н. Святицкий с горечью писал позднее, что Учредительное собрание погибло не от матросского окрика, а от "того равнодушия, с каким отнесся народ к нашему разгону и которое позволило Ленину махнуть на нас рукой: "Пусть себе расходятся по домам!".

Тем не менее, разгон большевиками законно избранного представительного органа обострил ситуацию в стране. Началась борьба за Учредительное собрание, она продолжалась весь 1918 г.

Конституция РСФСР 1918 г.- первая Конституция, принятая вскоре после Октябрьской революции, роспуска Учредительного Собрания, - имела следующие особенности.

По сравнению со всеми последующими советскими Конституциями она, как первая Конституция, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.

Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур последней. Между тем 23 апреля 1906 г. были приняты Основные Государственные законы, которые, хотя и не именовались официально Конституцией, но фактически таковыми были. Эти законы представляли собой внушительное нормативно-правовое образование, состоящее из 11 глав и 124 статей, включающих в себя основные государственно-правовые институты.

Как и подобает конституции, законы наделялись особой юридической силой, они изменялись в особом порядке. Так, законодательная инициатива по внесению изменений в Основные законы принадлежала исключительно императору, однако самостоятельно изменить их он не мог.

Впервые в своей истории Основные законы провозгласили гражданские права и свободы: неприкосновенность личности, жилища, свободу передвижения, места жительства, свободу печати, слова, собраний, совести и т.п. С приобретением этих прав подданные России становились ее гражданами. Конституция России 1906 г. принадлежала к числу октроированных, т.е. дарованных монархом, за что она в дореволюционный период подвергалась критике. Однако такой порядок принятия первых конституций был характерен для большинства стран мира.

Из всех советских Конституций Конституция 1918 г. была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции.

Конституция 1918 г. отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем.

К числу отличительных черт Конституции 1918 г. относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все мировое сообщество. Так, в ст. 3 закреплялось в качестве основной задачи «…уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах…». В ст. выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма....

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции.

конституция гражданский федеративный революция

Первые аграрные преобразования. Декрет о земле повторял основные поло­жения аграрной программы эсеров. Уничтожение ЧС на землю. Землепользование уравнительное, земля распределяется между трудящимися по трудовой или потребительной норме. Периодическое перераспределение, которое должно осуществляться органами МСУ. Земельные участки с высококультурными хозяйствами не делятся, превращаются в показательные, передаются государству или общинам, в зависимости от значения.

Закон «О социализации земли» обнародован 19.02.18. Распределением земель ведают «земельные отделы Советов». Цели социалистической аграрной программы: «развитие коллективного хозяйства в земледелии, как более выгодного в смысле экономии труда и продуктов, за счет хозяйств единоличных, в целях перехода к социалистическому хозяйству». Большевистский принцип коллективного ведения хозяйства. Основные эсеровские принципы полностью признавались. «Право пользоваться землей принадлежит лишь тем, кто обрабатывает ее собственным трудом». «Распределение земли между трудящимися должно производиться на уравнительно-трудовых началах, «кол-тво земли, отводимой хозяйствам не должно превышать потребительно-трудовой нормы». Осенью – зимой 1917-1918 продолжался стихийный раздел земель. В густонаселенных центральных губерниях земля распределялась преимущественно по числу едоков, в менее населенных – по трудовым возможностям.

14.11.17 «Положение о рабочем контроле» ВЦИК. Фабрично-заводские комитеты получили право вторгаться в деятель­ность администрации. Рабочие организации трактовали декрет как декрет о рабочем управлении. Предприниматели рас­ценивали его как акт, опрокидывающий основы хозяйственной деятельности, и пытались свернуть производ­ство. Государство применяло как репрессивную меру национализацию отдельных фабрик. Дек­рет СНК от 17.11.17 о национализации Ликинской мануфактуры, прав­ление которой отказалось признать конт­роль ФЗК над производством, положил начало национализации предприятий. Ноябрь 1917 – март 1918 «красногвардейская атака на капитал.

Первый этап национализации (ноябрь 1917 - февраль 1918) характеризовался быстрыми темпами, инициативой местных органов, национализация только отдельных предприятий. 14.11.17 объявлена национализация частных банков в Петрограде. Государствен­ная монополия на банковое дело. В январе 1918 Советское правительство аннулировало долговые обязательства царского и Временного правительств. В январе 1918 национализирован торговый флот. 22.04.18 установлена монополия внешней торговли.

3-й съезд Советов ввел всеобщую трудовую повинность. Тенденция к огосударствлению хозяйственной жизни. 2.12.17 создан Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ). В его состав вошли и органы руководства рабочим контролем. Фактически это означало замену рабочего контроля государственным. ВСНХ делился на главные комитеты (главки) и центральные управления (центры), управляющие отдельными отраслями промышленности. Ему подчинялись региональные СНХ. Председателем стал Осинский (В.А. Оболенский).


Говорит­ся о необходимости привлечения буржуазных специалистов путем назначения им лучшего материального обеспечения. Ленин предлагает ввести строжайший контроль производства и распределения, сдельную оплату, дисциплину на производстве, привлечение за высокую плату буржуазных специалистов. Ключ к успеху Ленин видит в «госкапитализме», имея в виду три формы: хлебную монополию, подконтрольных гос-ву предпринимателей и кооперацию. В ленинских новациях «левые коммунисты» увидели возврат к буржуазным порядкам. Их требования - никаких компромиссов с капиталом, тотальная нац-я. Позиция левых была господствующей в партии.

Декрет ВСНХ 3.03.18. Содержал официальное признание функций технического управления в промышленности. Каждый главк или центр должен был назначать на каждое предприятие своего комиссара или уполномоченного, который призван играть роль представителя правительства и осуществлять надзор, а также двух директоров, одного – технического, а другого – административного. Административный директор подчинялся решениям «хозяйственно-административного совета», в состав которого входили представители рабочих, предпринимателей и инженерно-технического персонала предприятия, а также профсоюзов и местных Советов. Большевики пытались достичь компромисса с предпринимателями, чтобы использовать опыт в организации хозяйства. В это время велись переговоры с крупным предпринимателем Мещерским о создании советского металлургического треста. Обсуждался проект промышленника Стахеева, контролировавшего около 150 предприятий Урала, который предлагал создать на паритетных началах с правительством мощное промышленное объединение. Однако даже эти скромные попытки партнерства большевиков с предпринимателями были вскоре сорваны.

- 52.50 Кб

Введение ………………………………………………………………………... ...3

Первые преобразования большевиков ………………………………………….4

Заключение ………………………………………………………………………10

Список литературы …………………………………………………………....... 11

Введение

Первые социальные преобразования, предпринятые партией большевиков в конце 1917 и начале 1918 г. через созданное ими «Временное рабочее и крестьянское правительство» (более употребимое название - Совет народных комиссаров) и Центральный Исполнительный Комитет Советов второго созыва (см. Политические и социально-экономические преобразования большевиков в 1917 - 1918 гг.) началось во время Октябрьской революции. Эти мероприятия включали в себя передачу государственной власти в руки Советов в центре и на местах, уничтожение сословий и гражданских чинов, воинских званий и знаков отличия, введение гражданского брака и обеспечение прав внебрачных детей наряду с рожденными в браке, отделение церкви от государства и школы от церкви. Наряду с социальной областью первые декреты Октябрьской революции отменили помещичью собственность на землю и объявили всю землю общенародной собственностью, национализировали частные банки и начали процесс национализации промышленных предприятий. Советская власть немедленно начала переговоры о перемирии с Германией и ее союзниками, а затем, ввиду отказа Англии и Франции присоединиться к переговорам и наступления германских войск на Петроград в феврале 1918 г., вынуждена была подписать неравноправный и грабительский Брестский мирный договор, обеспечивавший выход страны из первой мировой войны.

Первые преобразования большевиков.

В первые месяцы существования Республики Советов правительство осуществило ряд глубоких преобразований во всех сферах общественной жизни.

Сущность всех преобразований в сфере организации власти и управления сводилась к ломке старого государственного аппарата и созданию нового аппарата управления в центре и на местах.

За короткое время были упразднены центральные органы власти - сенат, государственная канцелярия, министерства. Одновременно шло формирование новых органов власти и управления - ВЦИК, Совнаркома.

Для решения всех экономических вопросов в составе центральных органов государственной власти был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), а на местах - областные, губернские и уездные Советы народного хозяйства. Председателем ВСНХ стал В.Оболенский.

Для подавления сопротивления всех противников нового режима в начале декабря 1917 года была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Возглавил ее член ЦК - Ф. Дзержинский. При Советах для охраны общественного порядка была создана рабочая милиция.

В декабре были приняты декреты, предусматривающие демократизацию армии, - отмену чинов и званий, введение выборности командования, передачу власти солдатским комитетам. 15 января 1918 года правительство приняло Декрет о создании рабоче-крестьянской Красной армии , а 20 февраля - Красного флота . Эти декреты устанавливали классовый принцип формирования армии: только из представителей трудящихся классов.

Сущность всех преобразований в социально-политической сфере сводилась к улучшению жизни трудящихся, укреплению союза рабочего класса с крестьянством, дружбы между народами бывшей Российской империи. Этому способствовали декреты о рабочем законодательстве , о равноправии женщин, о ликвидации сословного деления и др. И все же наибольшее значение для последующего развития страны имели два законодательных акта - “Декларация прав народов России” (2 ноября 1917 года) и “Основной закон о социализации земли” (27 января 1918 года).

“Декларация прав народов России” провозглашала основные принципы национальной политики Советской власти: равенство и суверенность народов России, право народов России на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмену всех и всяких национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп.

“Основной закон о социализации земли” обсуждался на III съезде Советов и после доработки был утвержден ВЦИК 27 января 1918 года. Этот закон являлся продолжением Декрета о земле, поскольку он устанавливал конкретный механизм реализации всех аграрных преобразований в стране. Он подтвердил отмену частной собственности на землю. Земля, ее недра, леса, воды 0"бъявлялись всенародным достоянием. Право пользования землей было передано органам Советской власти. В соответствии с желаниями крестьян устанавливался уравнительный принцип землепользования на основе трудовой или потребительской нормы." Предусматривались, в зависимости опять-таки от желания крестьян, различные формы землепользования: подворная, хуторская, артельная. Вместе с этим говорилось и о необходимости поощрения, и даже предпочтительности (в интересах социализма) коммунистических форм хозяйствования. Но это было уже шагом назад по сравнению с Декретом о земле".

Уравнительный принцип землепользования - основной пункт аграрной программы эсеров. Трудовая норма - количество земли, которое может обработать семья без применения наемного труда; потребительская норма - количество земли, "которое необходимо для обеспечения прожиточного минимума.

Преобразования в сфере экономики в соответствии с марксистскими установками были нацелены на подрыв экономического господства буржуазии и создание нового социалистического уклада хозяйства. Целой серией декретов предусматривалась национализация крупной промышленности, банков, внешней торговли и транспорта, изъятие из обращения денежных средств буржуазии, организация товарообмена между городом и деревней через объединение населения в потребительские общества. Декретом от 14 ноября 1917 года на денационализированных предприятиях был введен рабочий контроль, осуществляемый выборными органами рабочих-фабзавкомами.

До весны 1918 года в экономической политике Советской власти доминировали методы экспроприации экспроприаторов, т. е. методы принуждения и насилия. Ленин характеризовал это время как период “красногвардейской атаки на капитал”. Необходимость этих методов он обосновывал ссылками на ряд обстоятельств: военное сопротивление буржуазии, отсутствие опыта управления и необходимого количества специалистов. Но уже в конце апреля 1918 года, оглядываясь на итоги проделанной работы, Ленин заявил о наступлении нового периода в экономической политике Советской власти и необходимости перехода к новым, высшим формам борьбы с буржуазией. В данном случае он имел в виду использование в борьбе с ней мер организационного и экономического характера. “Мы побеждали, - писал Ленин, - методами подавления, мы сумеем побеждать и методами управления”.

За первым шагом вскоре последовал и второй: в 1919 году было принято “Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию”, где, в частности, говорилось, что вся земля, в чьем бы пользовании она ни была, считается единым государственным фондом. В результате основные положения Декрета о земле были перечеркнуты и большевики вернулись к своей идее национализации земли.

Ленин предложил изменить центр тяжести экономической и политической работы Советской власти. На первый план он выдвинул задачу строжайшего и всенародного учета над производством и распределением, поскольку именно эта работа, по его мнению, сильно отстала от работы по непосредственной экспроприации экспроприаторов. Причем введение учета и контроля предполагалось не только на национализированных предприятиях, но и в других секторах экономики, в том числе и в сельском хозяйстве.

Учет и контроль в социалистическом секторе экономики рассматривался как важная и необходимая предпосылка перехода к плановому ведению хозяйства. А введение его в частнохозяйственном секторе на практике означало бы создание государственно- капиталистических предприятий. В тех условиях госкапитализм рассматривался как одна из форм преобразования частнокапиталистической собственности. По мнению Ленина, он был выгоден Советской власти, так как создавал дополнительные возможности получения нужных для восстановления экономики средств, для налаживания экономических связей с деревней.

Учет и контроль в мелкотоварном секторе, в деревне, рассматривался как важнейшее средство государственного воздействия и регулирования индивидуальных крестьянских хозяйств, преодоления опасной для революции мелкобуржуазной стихии. А в сочетании с различными формами кооперации он способствовал бы повышению технической оснащенности и культурного уровня деревни, облегчал бы ее переход к социалистическим формам хозяйствования.

В. И. Ленин считал, что организация учета и контроля позволит Советской власти решить первоочередные задачи экономической и финансовой политики: завершить национализацию банков, подготовить монополию внешней торговли, установить госконтроль за денежным обращением, ввести поимущественный и подоходный налог, трудовую повинность. Он обращал также внимание и на политический аспект этой проблемы, рассматривая учетно-контрольную работу в качестве одного из важнейших путей привлечения широких масс к управлению государством.

Задача организации учета и контроля рассматривалась и масштабе. Были четко обозначены и условия ее решения: в неразрывной связи с другой важной очередной задачей-повышением производительности труда в общенациональном развитие крупной промышленности, повышение общеобразовательного и культурного уровня населения, “повышение дисциплины трудящихся, умения работать, спорости, интенсивности труда, лучшей его организации”".

Ставились и такие задачи: использование новейших научно-технических достижений, опыта капиталистических стран в организации труда и производства, подготовка нужных специалистов различных отраслей науки и техники, а также привлечение к строительству нового общества старых буржуазных специалистов с использованием для этого более высокой оплаты их труда, организация соревнования на основе массовости, гласности, сравнимости результатов и материального стимулирования. Характерная черта новых ленинских подходов к проблемам экономической политики - неразрывная их связь с задачей укрепления диктатуры пролетариата, которая, по словам Ленина, должна быть твердой, железной властью, поскольку без этого невозможен переход к социализму. Однако по-прежнему, как и в период “красногвардейской атаки на капитал”, социально-экономические задачи Советской власти рассматривались вне связи с товарно-денежными отношениями, с рынком, так как Ленин и большевики были приверженцами марксистской идеи о безрыночном социализме. Деньги, торговля рассматривались как категории отмирающие, хотя и признавалась неизбежность их временного сохранения. Основной формой экономических связей между городом и деревней считался непосредственный продуктообмен. Социалистическое государство и общество мыслились “как сеть производительно- потребительских коммун”, как обязательное объединение населения “в единый, пролетарски руководимый кооператив”.

Новые подходы к проблемам экономической политики, как своеобразная корректировка прежнего экономического курса Советской власти, оказались нереализованными, поскольку уже в мае 1918 года большевики перешли к еще более жесткой, чем ранее, политике чрезвычайных мер. И произошло это на новом этапе гражданской войны.

Заключение.

Сущность преобразований, принятых Советской властью:

  • в сфере организаций власти и управлений сводилась к ломке старого государственного аппарата с созданию нового аппарата в центре и на местах;
  • в социально-политической сфере сводилась к улучшению жизни трудящихся, укреплению союза рабочего класса с крестьянством, дружбы между народами бывшей Российской империи. Этому способствовали декреты о рабочем законодательстве , о равноправии женщин, о ликвидации сословного деления и др.
  • в сфере экономики преобразования были нацелены на подрыв экономического господства буржуазии и создание нового социалистического уклада хозяйств.

    Характерная черта новых ленинских подходов к проблемам экономической политики - неразрывная их связь с задачей укрепления диктатуры пролетариата, которая, по словам Ленина, должна быть твердой, железной властью, поскольку без этого невозможен переход к социализму.

    Я считаю, что все преобразования были нацелены на улучшение жизни в России.

Список литературы:

  1. Гапоненко Л. С., Гусев К. В., Жигунов Е. К. и др.; Великий Октябрь: Краткий историко-революционный справочник. – Москва: «Политиздат», 1987
  2. Ушаков А. В., Розенталь И. С., Клокова Г. В., Карпачев С. П., Островский Н. М.,: Отечественная история XX века – Москва: «Аграр», 1999; «Рандеву-АМ», 1999
  3. Дегтев С. И., Ефимов Н. А., Жупикова Е. Ф., и др.; Хрестоматия по истории СССР 1917-1945: Учебное пособие. – Москва: «Просвещение», 1991

Описание

Первые социальные преобразования, предпринятые партией большевиков в конце 1917 и начале 1918 г. через созданное ими «Временное рабочее и крестьянское правительство» (более употребимое название - Совет народных комиссаров) и Центральный Исполнительный Комитет Советов второго созыва (см. Политические и социально-экономические преобразования большевиков в 1917 - 1918 гг.) началось во время Октябрьской революции. Эти мероприятия включали в себя передачу государственной власти в руки Советов в центре и на местах, уничтожение сословий и гражданских чинов, воинских званий и знаков отличия, введение гражданского брака и обеспечение прав внебрачных детей наряду с рожденными в браке, отделение церкви от государства и школы от церкви. Наряду с социальной областью первые декреты Октябрьской революции отменили помещичью собственность на землю и объявили всю землю общенародной собственностью, национализировали частные банки и начали процесс национализации промышленных предприятий. Советская власть немедленно начала переговоры о перемирии с Германией и ее союзниками, а затем, ввиду отказа Англии и Франции присоединиться к переговорам и наступления германских войск на Петроград в феврале 1918 г., вынуждена была подписать неравноправный и грабительский Брестский мирный договор, обеспечивавший выход страны из первой мировой войны.

История и СИД

II съезд Советов в отсутствие правых эсеров меньшевиков представителей других социалистических партий они покинули заседание протестуя против свержения Временного правительства принял Декрет о мире выход России из войны Декрет о земле ликвидация помещичьего землевладения передача земли крестьянам на уравнительных началах Декрет о власти установление власти Советов образование Совета Народных Комиссаров во главе с В. Исполнительным органом власти стал ВЦИК в который были избраны большевики и левые эсеры. Наконец триумфальное...

Советская Россия и СССР в первой половине XX в.

Первые преобразования большевиков

Переворот и первые преобразования большевиков. В ночь с 25 на 26 октября 1917 г. в Петрограде под руководством Военно-революционного комитета Петроградского Совета победило вооруженное восстание. Временное правительство было свергнуто, собравшийся немедленно II Всероссийский съезд Советов заявил о победе социалистической революции. II съезд Советов в отсутствие правых эсеров, меньшевиков, представителей других социалистических партий (они покинули заседание, протестуя против свержения Временного правительства) принял Декрет о мире (выход России из войны), Декрет о земле (ликвидация помещичьего землевладения, передача земли крестьянам на уравнительных началах, Декрет о власти (установление власти Советов, образование Совета Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Аграрный вопрос был решен на основании крестьянских наказов о земле.

Исполнительным органом власти стал ВЦИК, в который были избраны большевики и левые эсеры. Последовали стремительная национализация крупной промышленности, банков, транспорта, эта полиика была назван « красногвардейской атакой на капитал ». Наконец, триумфальное шествие советской власти выражалось в быстром и повсеместном переходе власти на местах в руки Советов. К марту 1918 г . почти на всей территории России установилась советская власть. С самого начала ее основой стала партия большевиков: отвергнув предложение левых партий о создании «однородного социалистического правительства» (хотя его и поддерживала часть большевистского руководства), Ленин твердо отстаивал курс на формирование однопартийных органов власти.

Судьба Учредительного собрания . Выборы, в Учредительное собрание, проведенные 12 ноября 1917 г., принесли победу социалистическим партиям, но среди социалистов большинство голосов получили не большевики (23%), а эсеры (около 40%). Такое положение дел не могло устроить Ленина. Захватившие вооруженным путем власть большевики не собирались ее ни с кем делить и ориентировались на жесткий курс подавления всех оппозиционных движений. Парламентская демократия, по убеждению большевиков, была несовместима с диктатурой пролетариата и построением социализма. Собравшемуся 5 января 1918 г. Учредительному собранию был поставлен ультиматум: одобрить принятую накануне ВЦИКом «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (главный тезис — о переходе всей полноты власти Советам). Отказ Учредительного собрания принять эту декларацию стал предлогом для его разгона. Учредительное собрание не выполнило своего предназначения. Оно не создало власти, признанной большинством народа, не провело насущных и долгожданных реформ, не предотвратило гражданской войны в России. Тем не менее, его значение велико.

С одной стороны оно было центром всех политических и правовых дискуссий после февраля 1917 года. Все партии связывали с ним будущее России, ее государственное устройство, правовую систему, стабильность. Учредительное собрание не было государственной структурой. Его полномочия были намного шире. Оно должно было учредить новую систему правоотношений, российскую государственность в целом.

Учредительное собрание было поистине всенародным представительством. Никогда еще в мировой практике население не наделялось столь широкими избирательными правами. Правом избирать и быть избранным обладали все российские граждане, достигшие 21 года (на фронте с 18 лет). Особенностью выборов было и то, что впервые в мировой практике в них на равных участвовали женщины. Голосовали за партийные списки, по пропорциональному принципу. В выборах не принимали участие лишь находившиеся под стражей и душевнобольные. Россия показала пример самого демократичного в мире избирательного права, став примером для разработки законодательства о выборах в странах западной демократии в XX веке. Разгон большевиками Учредительного собрания стал формальным поводом и основным лозунгом антибольшевистских выступлений в годы Гражданской войны.

С другой стороны, события 6 января 1918 года не получили должной реакции в обществе. Хотя представители практически всех политических партий (кроме большевиков и левых эсеров) резко осудили действия большевиков, основная часть населения отнеслась к разгону собрания достаточно равнодушно. Обращение депутатов «Ко всем гражданам России» с призывом «остановить преступное насилие» не произвело практически никакого влияния. Важной и высшей точкой развития России после февраля 1917 года считала Учредительное собрание лишь небольшая группа активных политических деятелей, представители интеллигенции, предприниматели, часть военных. Для большинства населения это был лишь еще один эпизод сложного времени. Крестьянство, например, в январе уже получило землю по декрету о земле. Все это еще раз иллюстрирует ту разницу, которая возникала между политическими решениями и их восприятием.

Политика большевиков . Большевики поспешили закрепить свою победу. Для этого 10 января был созван III Всероссийский съезд Советов, подобранный из делегатов от партии большевиков и левых эсеров. Противодействие оппозиции было слабым. Съезд одобрил политику Совнаркома и ВЦИК, постановил устранить все ссылки на Учредительное собрание в советских законодательных актах. Съезд убрал приставку «временный» из названия советского правительства, тем самым, узаконив его власть.

Жизненно важным для нового режима в первые месяцы его существования был вопрос о мире с Германией. Ценой огромных территориальных уступок (ценой потери Финляндии, Прибалтики, части Белоруссии, Карса, Батума, Ардагана, вывода войск с Украины) и выплаты многомиллиардных контрибуций 3 марта 1918 г . в Брест-Литовске подписан договор о прекращении войны с Германией. Брестский мир позволил большевикам остаться у власти. Вместе с тем он привел не только к территориальным и материальным потерям, но и к началу иностранной интервенции, военно-политической блокаде России, к углублению раскола в обществе, стал шагом к началу Гражданской войны.

10 июля 1918 г . V Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР: принцип всевластия Советов, задачи установления диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, наделение основными политическими правами лишь трудящихся, утверждение названия государства — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР).

Советская система управления, декларировавшаяся большевиками, предусматривала формирование органов власти в центре и на местах снизу вверх. Трудящиеся избирали Советы, которые в свою очередь формировали из своего состава органы исполнительной власти. Управление страной должно было быть передано в руки не профессиональных чиновников, а трудящихся. Ежегодно их состав должен был обновляться. Утопичность такого плана стала понятна сразу после взятия большевиками власти. Саботаж бывших чиновников полностью парализовал работу. К концу ноября 1917 года большевикам удалось подчинить себе старый аппарат. Вместе со служащими в новую власть проникли и все негативные черты российской бюрократии: мздоимство, волокита и т.д. Большевики не только не отказались от использования профессионального чиновничества, но и постепенно увеличивали его количество.

Количество Советов неуклонно росло. Вместе с тем они постепенно теряли свои властные функции. Они становились частью государственной системы. С июля 1918 года, после подавления мятежа левых эсеров в стране установилась однопартийная система. Советы постепенно попали под влияние местных и центральных комитетов РКП(б).

Высшим органом власти, согласно Конституции стал Всероссийский съезд Советов . В выборах принимали участие лишь трудящиеся. Предприниматели, священнослужители, бывшие служащие полиции, а также лица использовавшие наемный труд были лишены избирательных прав. Большевики, будучи рабочей партией, всегда настороженно относились к крестьянству. Конституция устанавливала разные нормы представительства для городского и сельского населения (соответственно 1 депутат от 25 и 125 тысяч человек). Съезд собирался периодически, и потому избирал из своего состава ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

Большевики считали систему разделения властей не нужной. В связи с этим ВЦИК был высшим законодательным и исполнительным органом власти. Постепенно работа этого органа сосредоточилась в руках нескольких человек – Президиума ВЦИК. Советским правительством, согласно конституции был Совнарком (СНК ). СНК зачастую подменял собой деятельность ВЦИК. Так за первый год советской власти им было принято более 85 % декретов, т.е. высших законодательных актов

Фактически, в условиях однопартийной системы власть сосредоточилась в руках Центрального комитета партии. Постепенно управление страной переходило в руки высших партийных деятелей, которые одновременно работали и во ВЦИКе, и в СНК, подменяя собой принципы широкого народного представительства.

В условиях начинавшейся гражданской войны, экономического кризиса появился ряд чрезвычайных органов управления. Так в 1918 г. появился Совет рабочей и крестьянской обороны, который сосредоточил в своих руках большинство функций ВЦИК и СНК . Руководил им В.И. Ленин . Персонально в него входили те же деятели, что и в другие высшие органы. Однако, его функции не были прописаны в конституции, а значит его деятельность даже формально не была ограничена законом. Правовой метод управления страной заменялся директивным, отдавая все больше властных полномочий небольшой группе партийных функционеров. Принцип «диктатуры пролетариата» постепенно заменялся диктатурой партии, а вернее ее руководителей. На местах власть передавалась ревкомам, которые заменяли деятельность советов и их исполнительных комитетов.

В экономической политике советского правительства в 1917—1920 гг. выделяются два взаимосвязанных периода: « красногвардейская атака на капитал» (по лето 1918 г.) и « военный коммунизм». Принципиальных различий в направлениях, формах и методах не было: ставка на жесткую централизацию экономики, курс на национализацию и обобществление производства, конфискацию помещичьего землевладения, национализацию банковской и финансовой систем были свойственны и «красногвардейской атаке», и «военному коммунизму».

К лету 1918 г. были осуществлены следующие мероприятия: создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) , который должен был управлять всеми отраслями экономики, переходившими из рук частных предпринимателей в собственности государства (национализированными); национализированы банки (декабрь 1917г.), торговый флот (январь 1918 г.), внешняя торговля (апрель 1918г.), крупная промышленность (июнь 1918 г.); осуществлен передел помещичьей земли между крестьянами на уравнительных началах («по справедливости»); объявлен режим продовольственной диктатуры (май 1918 г., государственная монополия, твердые цены, запрет частной торговли хлебом, борьба со «спекулянтами», создание продовольственных отрядов).

Политика « военного коммунизма». С началом Гражданской войны централизация экономических, военных, финансовых, продовольственных и иных ресурсов в руках государства достигла качественно нового уровня. Политика «военного коммунизма» в экономической и социальной сферах складывалась из следующих элементов: ликвидация частной собственности, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности, ее огосударствление; подчинение промышленности и сельского хозяйства непосредственному руководству центральных органов исполнительной власти, нередко наделенных чрезвычайными полномочиями и действующих приказными, командными методами; свертывание товарно-денежных отношений, введение прямого продуктообмена между городом и деревней на основе продразверстки (с января 1919 г .) — изъятия у крестьян всех излишков хлеба сверх установленного государством минимума ; утверждение государственной системы распределения по талонам и карточкам, уравнительная заработная плата, всеобщая трудовая повинность, создание трудовых армий, милитаризация труда.

Экономика играла важную роль в марксистском учении. Согласно ей эволюция человечества представляла собой смену экономических формаций: первобытно – общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм и, наконец, коммунизм. Россия накануне гражданской войны представляла из себя среднеразвитую аграрно-индустриальную страну с элементами пережитков феодализма. Большинству населения были близки идеи коллективизма, уравнительства. Но это были не признаки коммунизма, а пережитки традиционных докапиталистических отношений.

В программе РКП (б), принятой VIII съездом в марте 1919 г., политика «военного коммунизма» была теоретически осмыслена как непосредственный переход к коммунистическому обществу. «Военный коммунизм», с одной стороны, позволил подчинить контролю «воюющей партии» все ресурсы, превратить страну в единый военный лагерь и, в конечном счете, победить в Гражданской войне. С другой стороны, он не создавал стимулов для экономического роста, порождал недовольство практически всех слоев населения, создавал иллюзорную веру в насилие как всемогущий рычаг решения всех проблем, стоящих перед страной.

С окончанием войны военно-коммунистические методы исчерпали себя. Понято это было не сразу: еще в ноябре—декабре 1920 г. были приняты декреты о национализации мелкой промышленности, об отмене платы за продукты питания и топливо, коммунальные услуги.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58691. Понятие про орнамент. Последовательность создания орнамента. Создание орнамента из растительных форм 38 KB
Цель: развивать творческие способности фантазию воспитывать экономное и бережное отношение к бумаге и к природным материалам Оборудование: плакат с зашифрованным словом украинский национальный костюм образцы готовых аппликаций орнаментов.
58692. Однорідні члени речення 38 KB
Усно доповнити власними реченнями про красу осінньої природи Під осінніми високими зорями затихають оселі і тепер стає чутнішою мова роси напівроздягнених дерев вчорнілих задуманих соняшників що вже не тягнуться ні до зірок ні до сонця.
58693. Звязок прикметників з іменниками 47 KB
Мета: Навчаюча: допомогти учням засвоїти матеріал про звязок прикметників з іменниками; закріплювати вміння встановлювати логіко-граматичні звязки; вдосконалювати вміння розрізняти прикметники серед інших частин мови...
58694. Чергування голосних звуків о е і в коренях слів 56.5 KB
Мета: вчити учнів правильно писати о е і в корені слова; формувати орфографічну навичку письма вміння визначати корінь в слові; розвивати навичку чіткого мовлення уваги мислення; сприяти виховуванню почуття поваги до старших.
58695. Леся Українки “Бояриня” 39.5 KB
Мета. Ознайомити учнів зі змістом твору, дослідити, як крізь призму особистого життя героїв розкрито трагедію рідного краю; розвивати творче мислення учнів, уміння аналізувати прочитане; виховувати любов до України, до її історичного минулого.
58696. Схоже і відмінне в кольорах. Порівняння предметів за кольором. Кольори. Вживання закінчень прикметників -й, -а, -е, -і 99 KB
Мета: Продовжити засвоєння українських назв кольорів; збагачувати й активізувати словниковий запас учнів; удосконалювати орфоепічні вміння; формувати вміння вживати закінчення прикметників (-й, -а, -є, -і); порівнювати предмети за кольором; розвивати мовленнєві навички; виховувати любов до природи.
58697. Іменник. Загальне значення і граматичні ознаки іменника 8.41 MB
Мета: розширювати і поглиблювати знання учнів про іменник як частину мови; познайомити з іменниками назвами істот та неістот їх характерними ознаками; з іменниками на позначення власних і загальних назв навчити розрізняти їх учити писати в великої літери власні іменники...

Февральская революция

Поражения на фронте в борьбе с Герман, гибель мил россиян, ухудш. положения народа, вызванное войной, - все это породило массовое недовольство. В стране нарастали антивоенные настроения. Наиболее радикальные силы выступали за прекращ войны. Большевики вообще желали пораж/ царскому правительству и призывали народы превратить войну из империа листич-ой в гражданскую. Активизи ровалась либеральная оппозиция. Усил. противостояние Гос думы и прав-ва. В авгте 1915 г. представ ители больш-ва думских фракций объединились в «прогрессивный блок» и потребовали созд. прав-ва «народного доверия», ответст венного перед Думой. Однако Николай II отверг это предложение. Возможность относительно стабилизировать ситуацию была упущена. Страну все явственней охватывала волна общ-го недовольства.В нач. 1917 г. усил. перебои в поставках продовольствия в крупные города Рос. 23 фев в Междун жен. день (по новому стилю 8 марта) на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!».Эта полит. демонстрация полож. начало революции.25 фев. забастовка в Петрограде стала всеобщей.Попытки властей с помощ войск погасить волну протестного движения успеха не дали.27 фев массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими арсенала и Петропав ловской крепости,ознаменовали победу революции. Начались аресты царских министров и образование новых органов власти. 27 февраля на совещании лидеров думских фракций

было решено образовать Временный комитет Гос. думы во главе с М. В. Родзянко. Задачей комитета было «восстановление государственного и общественного порядка», созд. нового прав-ва. Николай II,понимая, что сил у него для подавления революции нет,2 марта подписал Манифест об отречении от престола засебя и своего сына Алексея в пользу брата, великого князя Михаила Александ ровича. Но Михаил отрекся от престола,заявив, что дальнейшую судьбу политического строя в Рос должно решить Учредительное собр.. Закончилось 300-летнее правление дома Романовых. Самодержавие в Рос пало. Это был глав. итог революции. Революция породила еще один орган власти - Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Он опи-

рался на поддержку народных масс, владевших оружием, и его полит. роль была велика. Для руководства егодеятельностью был избран исполнит комитет.Председателем стал меньшевик Н. С. Чхеидзе, его заместителем - эсер А. Ф. Керенский.

Март-июль.

Февральская революция победила. Старая гос. система рухнула.2 марта 1918 г. после переговоров представителей Временного комитета Гос. думы и Исполкома Петросовета было сформировано Временное прав-во страны. Председателем и министром внутр.дел стал князь Г. £ Львов, министром инностранных

дел - кадет П. Н. Милюков, военным и морским министром - октябрист А. И. Гучков, министром торговли и промышленности - прогрессист А. И. Коновалов. От левых партий в прав-во вошел эсер А. Ф. Керенский, получивший портфель министра юстиции.Это прав-во нацелило страну на модернизацию всех областей общественной жизни на принципах демократии, частной собственности, целостности государства и защиту его интересов участием в мировой войне.

Первым шагом на этом пути было провозг лашение демократических свобод для всех слоев населения. Устанавливалась свобода слова, печати, собраний и стачек, профессиональных союзов. Отменялись сословные и национальные ограни чения.Намечалось реоргани зовать органы местного самоуправ ления, созвать Учреди тельное собрание для принятия Конституции и установ ления формы правления.Данные меры своей широтой и глубиной обеспечили относит ельное согласие всех оппозиционных самоде ржавию сил. Но многочисленные противоречия, накопленные Россией к 1917 г., разрешить в одночасье было невозможно. Они прорывались на поверх ность, разрушая единство революц ионно-демократических рядов. В апреле 1917 г. в стране разразился правительственный кризис. Катали затором стала нота П. Н. Милюкова от 18 апреля, в которой выражалось намерение нового пра-тва вести войну до победного конца. Это привело к массовому недовольству, движению протеста со стороны народных масс. Для стабилизации ситуации Временное прав-во совместно с Исполкомом Петроградского Совета пришли к соглашению о создании коалиции.В новое прав-во вошли 6 меньшевиков и эсеров.В апреле 1917 г. в Россию вернулся из эмиграции В. И. Ленин. Он разглядел в Советах возможный потенциал как инструментов борьбы за власть в ходе перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.Ленинский тезис о двоевластии (хотя В. И. Ленин пони-

мал «неразвитость» Советов как государственной формы)искус ственно поднимал значимость Советов. Ленинская концеп ция двух диктатур - Временного правительства и Советов выстраивала сценарий не социального партнерства, а непримиримой классовой борьбы. Положением о двоевластии Советам предоставлялся шанс вести борьбу за первые роли. И такой исторический шанс вскоре по-

Июль-сентябрь 1917.

Коалиционному правительству не удалось решить проблему достижения мира, наступление на фронте не было приостановлено. Это вызвало новый взрыв негодования.18 июня в Петрограде состоялись массовые демонстрации с требова ниями немедленно прекратить войну и передать власть Советам. Это вызвало новый кризис. 3-4 июля демонст рации рабочих и солдат в Петербурге сост. вновь. Но демонст ранты были разогнаны. Начались репрессии против большевиков и левых эсеров как наиболее экстремистских сил, которых обвиняли в подготовке вооруженного захвата власти. С этого момента, по мнению В. И. Ленина, завершился этап революции, когда власть могла перейти к Советам мирным путем. 24 июля образовалось второе коалиционное правительство, во главе которого стал эсер А. Ф. Керенский. С поста главнокоманд ующего был смещен либеральный А А Брусилов и назначен Л. Г. Корнилов. Началась консолидация контрреволюционных сил, Ратова вших за наведение встране порядка. Казалось, что страной пройдена критическая точка развития революции. Теперь открыва лась возможная перспектива стабилизи ровать власть на основе соглашения ведущих политических сил. 12-15 августа в стране прошло Государственное совещание, созванное Временным прав-вом.

Но примирить политические силы ему не удалось. 25 августа Л. Г. Корнилов начал наступление на Пет-роград с целью установления военной диктатуры. Эта угроза заставила А. Ф. Керенского обратиться за поддержкой к народу и даже пойти на сотрудниче ство с большевика-ми. Против корниловщины выступили все социалистические партии, Советы и подчинявшиеся им отряды рабо-

чей Красной гвардии. К 30 августа мятежные войска были остановлены, Л. Г. Корнилов арестован. Провал корниловского мятежа изменил ситуацию в стране. Престиж А. Ф. Керенского и кадетов резко падал. Началась большевизация Советов.27 августа распалось второе коалицио нное правительство. На смену ему пришла Директория в составе 5 чел во главе с А. Ф. Керенским. 1 сентября Россия была провозг лашена республикой. Но даже это не смогло снять проблему раскола в революционном лагере, который начал после августовских событий принимать лавинообразный характер. Августовские события показали, насколько слабыми в Рос оказались капиталистские отношения, демократические институты и принципы. Эти события и выявили значимость для Рос монархической формы прав ления как выверенной веками основы управл,

скрепляющей общество.

Октябрьская революция

После августовских событий резко возросло влияние Советов, которые могли начать непосредственную борьбу за власть. Чтобы предот вратить такое развитие событий, в

Петрограде 14 сентября 1917 г. было созвано Всероссийское демокр. совещание. На совещании был создан Демократический совет Республики (предпарламент). От его имени А. Ф. Керенский 25 сентября сформировал третье коалиционное прав-во на основе компромисса «умеренных социалистов» с кадетами.Но с осени 1917 г. стала набирать силу другая линия революционной борьы. Большевистский ЦК партии принял резолюцию «О власти», призывавшую к созданию правительства без буржуазии. Этот документ большевиков получил признание в Петроградском совете, что привело эсеро-меныиевистский Исполком к фактической отстав-

ке. Новый большевистский Исполком во главе с Л. Д. Троцким сумел объединить усилия фабрично-заводских и районных комитетов с Петросоветом. Из столицы это движ-е распространилось в другие города. Большевистская идея о передаче власти Советам была поддержана крестьянскими и солдатскими массами. Все это сделало социалистическую альтернативу, выдвинутую В. И. Лениным еще в апреле 1917 г., приемлемой для народа. Сегодня спорят: могла ли страна выбрать иной путь, нежели тот, который ей уготовили большевики. В стране был шанс создать однородную социалистическую коалицию. Возможность демократического развития страны была вполне реальной. Но непоследовательная пол-ка А. Ф. Керенского, его заигрывание то с правыми силами,то с левыми привела к раздражению и недовольству и тех и других. Социальный раскол обществу преодолеть неудалось. Агитация большевиков, обещавших мир, хлеб и

землю, значительно укрепила их позиции и обеспечила им массовую поддержку.12-1 4 сентября В. И. Ленин обратился к большевис-

тскому руководству с письмами, в которых требовал, чтобы партия немедленно призвала народ к восстан. Ленин очень спешил, по дням и часам планируя и подготавливая восстание. Он понимал, что в случае выборов в Учредительное собрание, большевики могут оказаться в меньшинстве и будут отброшены назад с непредсказуем последствиями. Ленин проявил невероятную энергию и силу воли, чтобы доказать большинству членов ЦК РСДРП(б) необходимость немедленного взятия власти,напис. около 40 работ, в которых продумал план боевых действий. Л. Д. Троцкий стал инициатором создания соответствующих руководящих органов восстания. Вооруженное восстание в Петрограде началось до открытия II съезда Советов. В ночь с 25 на 26 октября был взят Зимний дворец,арестовано прав-во.

Первые революционные преобразования

После победы восстания власть взял Петрог радски совет, в котором преобладали большевики, чтобы пер дать ее Всероссийскому съезду Советов. Знаменитое заседание съезда Советов, начавшееся вечером 25 октябр 1917 г., открыл Л. Д. Троцкий. На заседании В. И. Лени сообщил о победе рабоче-крестьянской революц в Росии. Делегатами съезда единодушно было принято нап Санное Лениным «Воззвание ко всем гражданам Рос в котор. провозг лашалось установление советской власт Однако по вопросу о принципах и формах организации власти согласия между делегатами не было. Меньшеви и эсеры делали акцент на законный порядок формировния власти, опирающийся на волеизъ явление всего нарда, на результаты выборов во Всероссийское Учредителное собрание, считая решение Всероссийского съезд Советов неправовым. Они были против того, чтобы Совты взяли на себя функции государственной власти и управления. Встретив противо действие со стороны болшевистского большинства, они покинули зал заседанисъезда Советов. Больше вики предложили съезду решение самых насущных задач. Вечером 26 октября съезд единогласно принял Декрет о мире, содержащий призыв к воюющим странам заключить демократ мир без аннексий и контрибуций. В ночь с 26 на 27 октября был утвержден Декрет о земле. Он учитывал крестьянские требования и основывался на эсеровской программе решения аграрного вопроса. Провозглашалась отмена частной собственности на землю, национализация всей земли и ее недр. Конфисковывались земли помещиков. Вводилось уравнительное

землепользование. На съезде было создано однопартийное большевис тское правительство - Совет народных комиссаров (СНК). В него вошли

крупные деятели большевистской партии - А. И. Рыков,Л. Д. Троцкий, А. В. Луначарский, И. В. Сталин, П. Е Дыбенко,Н. В. Крыленко, В. А. Антонов-Овсеенко. Возглавил первое советское прав-во В. И. Ленин.Съезд избрал новый состав Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). В него вошли большевики и левые эсеры. Председ ателем ВЦИК стал Л. Б. Каменев. Съезд подтвердил намерение провести выборы в Учредительное собрание. Победа революции в Петрограде привела к «триум фальному шествию» советской власти. К весне 1918 г. Советы сформировались на большей части территории страны. Большевики, совершив революцию, установили строй, не имевший аналогов в мировой истории. Отголоски этого грандиозного для страны события разнеслись по всему миру, кого-то вдохновляя, кого-то предупреждая об опасности революционного исхода развития. Учредительное собр. Октябрьская революция привела к власти Советы. Ноони не были готовы к выполнению новых функций. Предстоял долгий и мучитель ный путь выстраивания новой централизованной вертикали власти, формирования концепции государственного управления, подготовки новых кадров.Широкие демократические круги возлагали большие надежды на Учредительное собрание, которое могло бы легитимизировать решения II съезда Советов, укрепить соц. базу новой власти.Большинству народа идея Собрания казалась до предела простой, ясной, привлекательной. 12 ноября 1917 г. состоялись выборы в Учредительное собрание. Социали стические партии надеялись на создание однородного социали стического правительства. Абсол ютное большинство избирателей поддержало социалистов и их детище - Советы. Большевики получили лишь четверть депутатских мест. Ситуация, которая вела к созданию Советов без большевиков, была опасной для большев истской власти. Но,несмотря на это, Всерос Учредительное собрание сост.. Оно открылось 5(18) января 1918 г. и после тринадцатичасового заседания глубокой ночью было рас пущ.Выборы, созыв и роспуск Учред итель собрания на протяжении нескольких десятилетий служат темой идеологических дискуссий, незатухающим костром политической борьбы. Этот вопрос и ныне рождает полярные суждения, приобретает эмоциональный накал. Но все же нынешняя историческая вершина дает возможность для более спокойного рассуждения о том, что именно произошло в январе 1918 г., и о значении произошедшего. К январю 1918 г. советская власть довольно быстро укепилась не только в центре, но и в большинстве региоов страны. Большевики стали реально господствующей олитической силой. Эсеры вместо поиска компромисса большевиками встали на путь конфронтации с ними, отазавшись утвердить внесенную на Учредительное собраие «Декларацию прав трудящегося и эксплуати руемого арода». Учредит.собрание тем самым отвергло становление советской власти. Поэтому действия большевистской власти, разогнавшей Собрание, были реакцией на сложившуюся обстановку. Советы в январе 1918 г.мели перевес над собранием не только политический,о и силовой. Но судьба Учреди тельного собрания была продолженим и логическим завершением рожд енной в февральской уре российской демократии. Эта демократия оказ.оворливой, но слабой, беспомощной. Она не решила наущных вопросов, волновавших народ, тем самым способтвовала его радикализации, и она была сметена. Учредиельное собрание было порождением послефеврал емократии, но ее время истекло.

Брестский мир

Фев. революция не привела Россию к выходу из войны. Временное прав-во объявило о верности союзническому долгу. Большевики, придя к власти, провозгласили Декрет о мире и начали переговоры с Герма8 ноября 1917 г. Советская Россия обратилась с официальной нотой к правительствам воюющих государств,предлагая приступить к мирным переговорам. Мирные предложения Советской Рос были отвергнуты правительствами воюющих стран Антанты.

Наконец прав-во Германии решило принять предложения Советского правительства о мирных переговорах. 14 ноября 1917 г. Германия и ее союзники сообщили Советскому правительству о своем согласии приступить к переговорам. Во второй половине ноября делегация Сов. гос-ва, возглавл А. А. Иоффе, выехала в Брест-Литовск для ведения мирных переговоров,которые начались 20 ноября. В результате переговоров

было заключено соглашение о приостановке военных действий. На всем русско-германском фронте смолкли пушки; миллионы солдат получили надежду на скорое воз-

вращение домой. После заключения перемирия советская делегация на переговорах 9 декабря выдвинула четкую программу заключения мира. Австро-германская делегация вынуждена была присоединиться к ней. Однако дальнейшее поведение делегации не соответствовало достигнутым договоренностям. Возглавлявший немецкую делегацию министр иностранных дел Кюльман и генерал Гофман предъявили

советской стороне условия мира, предусмат ривающие отторжение от Рос всей Украины, части Белорус. и Прибалтики. Советская делегация вынуждена была прервать перегов.Они возобн. 27 декабря 1917 г. Советская республика не могла продолжать войну.На втором этапе мирных переговоров сов.делегацию возглавлял Л. Д. Троцкий. Он должен был подписать мир на любых услов. Но он не выполнил этого, напротив, прервал переговоры.В феврале 1918 г. немцы снова начали наступление на Восточном фронте.Сов.прав-ву пришлось принять грабитель ские и унизительные условия, предложенные Германией. Мирный договор с Герман советской делегацией был подписан 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске.В середине марта IV Чрезвычайный съезд Советов большинством голосов ратифицировал Брестский мир. Левые эсеры были против и в знак протеста вышли из состава Совнаркома. С этого времени утвердилась однопартийность в системе испол-й власти Сов. Рос.Ноябрьская революция 1918 г. в Германии смела кайзеровскую империю. Это позволило Рос аннулировать Брестский договор и вернуть утраченные территории.

Военный коммунизм»

Внутренняя пол-ка Сов. правительства лет.1918 - в начале 1921 г. получила название «военный коммунизм».Данная пол-ка была вызвана, с одной стороны, представлением части руководства РКП(б) о возможности быстрого построения безрыночного социа лизма. Так, программа партии, принятая в марте 1919 г. VIII съездом РКП(б), напрямую связывала «военно-коммунистические» меры с теоретическими представле ниями о коммунизме.Ставилась задача завершить экспроприацию буржуазии,перейдя от торговли к продуктообмену, от индивидуаль-

ного крестьянского хозяйства - к коллективному, от денежного - к безденежному хозяйству, от рыночного к максимально централизованному плановому хозяйству.С другой стороны, эта пол-ка была вынужденной, обусловленной крайней разрухой в стране, нарушением традиционных экономических связей между городом и деревней, а также необходимостью мобилизовывать все ресурсы для победы в Граждан войне. Впослед- ствии многие большевики признавали ошибочность этой политики, пыталис оправдать ее тяжелым внутренним и внеш. полож. страны, обстановкой военного времени. Полка «военного коммунизма» в ключала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и оциальнополитическую сферу. Главным при этом было: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительного труда.Для решения продовольственной проблемы в деревне вводилась продразверстка, заставлявшая крестьянствопост авлять продукцию без учета их возможностей. За изы- маемые продукты крестьянам оставляли квитанции и деньги, терявшие из-за инфляции свою стоимость. Деревня отчаянно сопротивлялась, и поэтому продразверстка реализовывалась насильст венными методами с помощью продотрядов, комбедов.В период «военного коммунизма» в политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б). Партия большевиков перестала быть чисто политической органи- зацией, ее аппарат постепенно срастался с осударственными структурами. Деятельность других политических партий была запрещена. Все попытки возродить политическую оппозицию насиль ственно пресекались. Против ников большевистского режима заключали в тюрьмы и концлагеря. В стране усилилась роль ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюци- ей и саботажем во главе с Ф. Э. Дзержинским). Она имела неогр полномочия. Пол-ка «военного коммунизма» усугубила ситуацию в стране. Однако централизация управления страной позволила большевикам удержать власть в ходе Гражданской войны.