Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Лори Андерсон: «Теперь я — “артист, который дает концерты для собак”. «Наполовину это вранье». Супруга Михаила Ефремова прокомментировала скандал в Самаре Как называют актера которому не верят зрители

Двухсерийный фильм «Москва слезам не верит» стал громким событием в мире советского кинематографа. Картина вышла весной 1980 года как «подарок» женщинам к 8 Марта. Именно так воспринимали историю главной героини - провинциалки, матери-одиночки, самостоятельно добившейся успеха в жизни и встретившей любовь в зрелом возрасте. Фильм получил премию «Оскар» в 1981 году как лучший фильм на иностранном языке. Но ни режиссера, ни исполнителей главных ролей не выпустили из страны на вручение награды. «СтарХит» вспомнил о том, как сложились судьбы актеров культовой картины.

Раиса Рязанова сыграла много ролей в кино. Но в кинофильме «Москва слезам не верит» исполнительница роли Тоси, подруги главной героини, запомнилась и полюбилась зрителям, как ни в каком другом. Позже в своих интервью актриса вспоминала: «Для меня эта картина ничем не выделялась в ряду других: работа как работа. Не проснулась после нее знаменитой, узнавать на улицах и просить автографы стали значительно позже. Весь успех культовой картины прошел мимо, достался киноподругам Вере Алентовой и Ире Муравьевой, они ездили по фестивалям». Актриса относилась к этому с пониманием. «Благодарна удаче, что сыграла в картине, которая стала буквально народным достоянием», - говорила Раиса Рязанова в интервью.

На одном из творческих вечеров, на вопрос о счастье, Раиса Рязанова ответила так: «Тося моя счастлива. У Рязановой такой судьбы нет». Сейчас, спустя много лет, актриса осознала, что помешало ее спокойному семейному счастью. Но в молодые годы она не смогла устоять перед чувством, завладевшие ею. Страстный роман стал причиной ее развода с мужем. Роман с женатым мужчиной продлился около 10 лет, но браком так и не закончился: «Он был для меня и царь, и бог. А может, просто подпитывался моей любовью и преданностью, льстило мое молчаливое восхищение, - вспоминала актриса о предмете своей страсти. – А когда Рая за десять лет оперилась, «подросла» - и профессионально, и личностно, твердо на свои ножки встала, так и отпустил из своих объятий. Однажды просто перестал звонить». Она принимала все как есть, ни о чем не просила, не ревновала его к другой жизни, хотя и понимала, «если б осталась с мужем, примерно как у моей Антонины и была бы у меня жизнь».

Исполнитель главной мужской роли, Гоши, или Георгия, - Алексей Баталов. Величайший актер, режиссер, вобравший в себя несколько эпох. Он был лично знаком с Анной Ахматовой, даже некоторое время жил у нее дома в Ленинграде. В 40 лет он был уже народным артистом. Студенты ВГИКа боготворили его. Он играл во МХАТе и Центральном Театре Советской Армии. Долгое время работал на радио.

«У Баталова необыкновенный голос. У него оттаивающий голос… его нужно разливать по аптечным пузырькам и продавать как витамины. Более того, его нужно давать слушать в санаториях и больницах - он возвращает людей к жизни», - так сказал про Алексея Владимировича друг и коллега Юрий Норштейн.

Почти 60 лет он прожил в браке со своей женой Гитаной. Казалось, их чувства прошли испытания: они вступили в брак только после 10 лет знакомства. Но в семью пришла беда. Из-за врачебной ошибки новорожденная дочь актера на всю жизнь осталась инвалидом.

«Когда мы осознали, что наша девочка стала инвалидом из-за чьей-то халатности, было чувство и злости, и горечи. Но я понимал, что, конфликтуя с кем-то, здоровье дочери не вернешь. Время было упущено, мы смирились… Конечно, мы надеялись, что дочь выздоровеет. Не хотели сдаваться», – делился актер.

А дальше – долгие годы борьбы и реабилитации. Гитана Аркадьевна и Алексей Владимирович делали все возможное, чтобы их дочь росла человеком с широким кругозором. Мария дистанционно получала образование, много читала. «Маша очень любит музыку, пишет профессиональные критические статьи. Благодаря специальной клавиатуре может работать на компьютере», – рассказывал Алексей Владимирович. Он сам иллюстрировал книгу сказок Марии «И были, и не были» - это была особая гордость артиста. «Испытания посылаются свыше, и Бог смотрит, как люди их выдерживают», - так сказал актер в одном из своих интервью.

Актер Борис Сморчков сыграл в кинофильме роль образцового семьянина Николая. А вот личная жизнь актера всегда оставалась «за кадром». Актер был женат лишь однажды. Это был ранний «студенческий» брак. К сожалению, семейное счастье длилось недолго. Молодая жена мечтала уехать из страны. Борис не стал препятствовать ее отъезду. Но, оставшись один, до конца своих дней болезненно переживал расставание. «В моей жизни была только одна страсть – моя жена Анна Варпаховская, дочка известнейшего режиссера. Но, к большому сожалению, счастливы мы были недолго. Она все время рвалась в Канаду. Но я наотрез отказался покидать родину, мы развелись. Рад, что в Торонто у нее все сложилось: роскошная квартира, новый муж, дети, собственный театр… А я с тех пор живу один», - вспоминал актер в одном из интервью незадолго до смерти.

На счету актера более 80 киноролей второго плана. С 1971 по 2004 он служил в театре «Современник». Но ни славы, ни больших гонораров работа актеру не принесла. В одном из интервью Борис признался, что за полтора года работы над картиной «Москва слезам не верит» он получил около 600 рублей. Как бы то ни было, об атмосфере на съемочной площадке актер всегда вспоминал с теплотой: «на съемках мы постоянно хулиганили, смеялись, дурачились, а в кадре пили настоящую водку». Долгие годы дружеские отношения связывали Бориса с актрисой Раисой Рязановой, его партнершей по фильму.

До шестого десятка актер, коренной москвич, жил в общежитии при театре «Современник», из которого ушел по состоянию здоровья. Его знает и помнит не одно поколение актеров этого театра. Только за несколько лет до своей кончины он получил двухкомнатную квартиру в центре Москвы.

20-летняя актриса, исполнившая роль Александры, дочери главной героини, запомнилась зрителям своей красотой и ярким талантом. Успех фильма укрепил желание Натальи стать профессиональной актрисой. Она легко закончила ВГИК и продолжала сниматься в 80-е годы. Кстати, именно на премьере кинофильма Наталья познакомилась с режиссером Самвелом Гаспаровым, однокурсником Владимира Меньшова, который впоследствии стал ее мужем.

Но в 1986 году на съемках фильма «Николай Подвойский» с актрисой случилось несчастье. Фильм снимался на студии Горького. До того как приступить к съемкам, Наталья долгое время ходила на тренировки и прекрасно держалась в седле. Было решено сниматься без дублера. Но на репетиции работник ипподрома по ошибке вывел лошадь с больной спиной. От боли животное встало на дыбы и скинуло наездницу. Актриса получила травму позвоночника, которая спровоцировала психологический стресс. Тем более, что режиссер фильма Юрий Борецкий быстро нашел замену Наталье Вавиловой. Чтобы избавиться от хандры, Наталья с мужем отправились в путешествие по Европе. Наталья набралась сил и вернулась к прежней жизни. Однако после травмы она снялась всего в двух кинофильмах: в картине своего мужа «Стервятники на дорогах»(1990), а также в фильме «Дело Сухово-Кобылина» (1991). На этом актерская карьера Натальи Вавиловой закончилась.

С начала 90-х Наталья Вавилова крайне редко идет на контакт с прессой. Известно, что она посещает церковь, общается с батюшкой, занимается благотворительностью. Актриса с большой любовью выращивает цветы и увлекается дизайном.

Артист исполнил в кинофильме роль Сергея Гурина, спортсмена. Эта роль надолго «приклеилась» к актеру. Александр, как и его киногерой, увлекался спортом. В детстве играл в футбол в юношеской команде «Алмаз» (Рязань), входил в состав футбольной сборной актеров Москвы. Был дружен со многими футболистами.

«С одной стороны, Саша гордился. Я - оскароносец! Успех, слава - здорово, да. Но была и обратная сторона: «Фатюшин? Это тот алкаш, спившийся хоккеист?». Эта история преследовала его всю жизнь, - вспоминала вдова актера, актриса Елена Мольченко.- Основная часть поклонников так и проводила Сашу в последний путь с мыслью, что умер опустившийся от пьянки спортсмен. И меня постоянно спрашивали: «отчего он умер?», готовясь смаковать трагическую историю, как Фатюшин, голодный и холодный, не дождавшись порции водки, замерзает под забором…»

В последние годы у актера был конфликт с режиссером театра имени Маяковского с Сергеем Арцибашевым. В результате нервного напряжения обострились давние недуги. У актера были проблемы со зрением - на одной из репетиций Александр получил травму сетчатки глаза, потребовалась срочная операция. Также у него была хроническая пневмония с детства. И осложнения после этого заболевания отразились на сердце. В результате Александр скончался в возрасте 52-х лет.

У актрисы Евгении Ханаевой, исполнительницы роли «принципиальной» матери Родиона, было немного работ в кино. В основном это роли второго плана. Актриса начала сниматься уже в зрелом возрасте. Ей прекрасно удавались и драматические, и комедийные, и гротесковые персонажи. Каждая ее роль увлекательна и яркая.

Совсем не такой «правильной» была жизнь актрисы. В результате «служебного романа» с партнером по сцене, актриса ушла из семьи, оставив 14-летнего сына. Евгения не надеялась на создание семьи со своим новым возлюбленным. Сын не мог простить ей предательства и перестал всяческое общение. Личную жизнь актрисе заменила работа. Когда актриса купила автомобиль «Жигули», он стал новой страстью, которая оказалась роковой.

В середине 1980-х, через несколько лет после выхода кинофильма «Москва слезам не верит», Евгения Ханаева на своем автомобиле попала в ДТП, в результате которого получила травму позвоночника. Актриса испытывала очень сильные боли, но при этом продолжала играть в театре. В надежде на улучшение, звезда кино обратилась к известному нейрохирургу Эдуарду Канделю. Накануне она решилась позвонить сыну. Он тотчас же приехал. Операция была проведена в октябре 1987 года, но, к сожалению, неудачно. Евгения Никандровна не вышла из комы после ее окончания, и не приходя в сознание, скончалась в возрасте 66 лет. Актриса не узнала о присуждении ей звания Народной артистки СССР...

Олег Табаков сыграл в кинофильме роль Владимира, любовника Катерины. Увы, эта роль знакома актеру не только по сценарию. После прихода в театр «Табакерка» молодой актрисы Марины Зудиной, в душе мэтра разгорелись нешуточные страсти. В то время он был женат на актрисе Людмиле Крыловой. В семье росли сын и дочь. Марина была всего на год старше дочери Табакова Александры. Но между учителем и ученицей вспыхнул роман, продолжавшийся более 10 лет.

Двенадцать лет режиссер не решался уйти из семьи. Он считал, что пока дети твердо не встанут на ноги, он не имеет права оставить семью. Табаков подал на развод в 1994 году, после 35 лет брака. Он посчитал, что дети уже выросли, и он вправе начать новую жизнь. Сыну Антону тогда было 33 года, а дочери Саше - 29. Однако дети сочли предательством такое решение отца. Позже отношения отца и сына все же наладились. Антон общается с отцом и его новой семьей. Но дочь Александра, тоже актриса, не смогла смириться с уходом отца. Она ушла из отцовского театра, а позже и из профессии. Девушка неожиданно для всех вышла замуж за студента из Германии Яна Лиферса, и уехала из страны. У пары родилась дочь Полина. Но семейное счастье длилось недолго. Уже через пару лет Александра Табакова вернулась в Россию, сначала работала на радио, озвучивала детские сказки, некоторое время вела телепередачу «Поехали!». Александра по сей день пресекает всяческое общение с отцом и его детьми от второго брака. Более 20 лет они не общаются.

82-летний режиссер тяжело переживет разрыв с дочерью. В браке с Мариной Зудиной у Табакова также двое детей. Сын Павел – актер, а дочь Мария еще учится в школе. У актера трое внуков, которые старше Павла и Марии.

Исполнитель роли Антона Круглова - известный советский актер Владимир Басов. На его счету много ролей в кино и театре. Басов - талантливый, разносторонний артист. Он обладал запоминающейся внешностью, выразительной мимикой, и неотразимым «отрицательным» обаянием. Все работы актера глубокомысленны и притягательны. Но далеко не всем известна личная жизнь актера, полная трагедий и разочарований.

Три неудачных брака с яркими, красивейшими актрисами. Актер страдал от приступов ревности, уходил в запои и депрессии. Тем не менее, в результате развода с актрисой Валентиной Титовой суд постановил оставить детей с отцом.

Актер поддержал желание дочери Елизаветы стать танцовщицей. Когда девушка поступила в Вагановское училище в Ленинграде, Басов, чтобы видеться с дочерью, часто ездил в Северную столицу, совмещая эти поездки с работой на «Ленфильме». Окончив училище, Елизавета вышла замуж за гражданина Греции и покинула страну. Двое сыновей Басова, Владимир и Александр, связали свою жизнь с кинематографом. Сегодня они успешные режиссеры и продюсеры.

Через несколько лет после выхода кинофильма «Москва слезам не верит», в 1983 году, актер перенес первый инсульт. В результате у Владимира Басова парализовало левую сторону. Для поддержания материального положения ему дали ставку режиссера-консультанта. Актер скончался в сентябре 1987 года в Москве от второго инсульта.

В феврале 1980 года у всех московских кинотеатров выстроились длинные очереди. Тогда было холодно, но люди все равно стояли в билетные кассы. Стояли, чтобы увидеть самую популярную новинку года – фильм «Москва слезам не верит»!

Эта картина стала одной из самых любимых и самых кассовых за всю историю советского кино. Для всех до сих пор остается загадкой магнетизм и феноменальная популярность этой легендарной ленты, ставшей классикой отечественного кинематографа. Наверное, потому что это вечная история о любви и предательстве. Но во многом и благодаря той неповторимой ностальгической атмосфере, которую авторам удалость воссоздать при помощи мельчайших деталей и любопытных подробностей двух периодов в жизни нашей страны – 50-х и 70-х годов.

Мы «вернулись» на съемочную площадку фильма «Москва слезам не верит» и узнали, почему никто, даже актеры, не верил в успех фильма? За что режиссер Владимир Меньшов все время кричал на Веру Алентову? Почему хрустальные бокалы, магнитофоны и шерстяные пледы на протяжении всего фильма «кочевали» из квартиры в квартиру? Мы разыскали тот самый холодильник из квартиры главной героини и телевизор, по которому транслировался «Голубой огонек»…

Оказывается, Владимир Меньшов пригласил на пробы всех самых популярных актеров конца 70-х. Главными героинями могли стать Ирина Купченко и Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская и Галина Польских. А роль Гоши чуть было не пришлось исполнять самому режиссеру. Оказывается, далеко не все звезды тех лет хотели участвовать в будущем оскароносном фильме. Но Меньшов каким-то образом уговорил сняться в эпизодах Юматова и Смоктуновского, Конюхову и Харитонова! Даже искушенному зрителю будут интересны откровения Владимира Валентиновича, почему ему так важно было снять этот фильм, и где он находил такое количество шуток и оригинальных фраз для своих героев. Татьяна Конюхова раскрыла тайну появления в картине своего мехового палантина, а композитор Сергей Никитин рассказал, как написал знаменитую «Александру» за 3 дня… уже после того, как фильм был снят и смонтирован.

В павильонах «Мосфильма» мы разыскали старенький 401-й Москвич, на котором ездили герои, и попробовали его завести. А в архивах киностудии нам показали фотопробы актёров и даже стенограммы худсовета. За что «Москву…» жестко критиковал директор «Мосфильма», и какие сцены вырезали из уже готовой картины?..

В нашем фильме мы уделили особое внимание деталям и предметам, которые сделали картину «Москва слезам не верит» такой атмосферной и теплой. И благодаря которым ее любят и с удовольствием смотрят зрители всех возрастов.

Ни для кого не секрет, что интерес зрителей к фильму зависит в первую очередь от того, насколько хороши актеры и роли. «Москва слезам не верит» - жизнеутверждающая мелодрама, покорившая аудиторию многими достоинствами, в том числе и талантом артистов, сыгравших главных героев. Персонажи получились удивительно живыми, вызывающими сочувствие и понимание. Не удивительно, что кинопроект, снятый Владимиром Меньшовым, не только завоевал премию «Оскар», но и сохраняет популярность вот уже более 35 лет.

Несколько слов о сюжете

Многотысячную армию поклонников в свое время приобрел увлекательный фильм «Москва слезам не верит». Актеры, роли, сюжет мелодрамы известны всем, но почему бы не освежить воспоминания? Действие происходит в Москве, на дворе царят 50-е годы. В центре внимания оказываются приключения трех подруг-провинциалок, мечтающих покорить столицу. Девушки вынуждены жить в общежитии, работать на заводе.

Катерине, одной из трех подруг, дальние родственники предлагают на время их отъезда переехать в квартиру, находящуюся в элитном здании, так как им больше не с кем оставить собаку. Людмила, вторая девушка, убеждает Катю решиться на рискованную авантюру. Подруги начинают изображать дочерей состоятельного академика, пытаясь найти перспективных женихов, которые могут помочь им закрепиться в столице. Однако результат оказывается вовсе не таким, как хотелось бы девушкам.

Актеры и роли фильма «Москва слезам не верит»: Вера Алентова

Катерину Тихомирову, девушку из провинции, мечтающую поступить в столичный вуз, сыграла Вера Алентова. Великолепные актеры и роли фильма «Москва слезам не верит» - главное достижение мелодрамы, не стала исключением и актриса, сыгравшая главную героиню. Алентовой превосходно удалось передать такие качества своего персонажа, как воля к победе, целеустремленность. Екатерина Тихомирова делает блестящую карьеру, в одиночестве растит дочь, не переставая искать свою любовь. Разумеется, она находится.

Роль Екатерины могли бы сыграть такие звезды советских времен, как Теличкина, Терехова, Сайко, однако все актрисы по разным причинам отказались или не подошли. Когда же Меньшов увидел пробы со своей женой, он решил, что Вера Алентова справится с созданием образа волевой провинциалки лучше всех. Убедиться в правильности своего решения режиссеру помог тот факт, что Алентова превосходно смотрелась с исполнителем роли Гоши.

Алексей Баталов и его герой

Интерес для поклонников представляют и другие актеры и роли фильма «Москва слезам не верит», в первую очередь Алексей Баталов, сыгравший возлюбленного Екатерины Гошу. Мало кто знает, что среди претендентов на эту роль были такие звезды, как Тихонов и Соломин. Даже сам режиссер подумывал о том, чтобы взять на себя создание образа этого персонажа после тщетных поисков исполнителя. Однако он отказался от этой мысли, случайно увидев картину «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым.

Актер сначала отверг предложение Меньшова, но уже спустя два дня передумал. Его взяли в мелодраму, не обратив внимания на то, что он был существенно старше своего персонажа. Георгий Иванович - слесарь, с которым Тихомирова знакомится в электричке, уже добившись должности директора завода. Несмотря на разницу в социальном положении, Екатерина влюбляется в этого умного, интересного, уверенного в себе мужчину.

Людмила и Гурин

Заслуживают внимания и другие актеры и роли. «Москва слезам не верит» - мелодрама, которая позволила зрителям в очередной раз удостовериться в таланте такой замечательной актрисы, как Эта женщина превосходно сыграла заводную и яркую Людмилу, которая мечтает найти обеспеченного москвича и стать его женой. Интересно, что Ирина разрыдалась, когда впервые ознакомилась со сценарием, настолько ей не пришлась по душе ее Людмила. Актриса сочла свою героиню воплощением всех качеств, которые отталкивали ее в людях, была поражена ее грубостью и пошлостью.

Какие еще достойны упоминания актеры и роли? «Москва слезам не верит» - фильм, получившийся чрезвычайно жизненным. Во многом картина обязана этим образу Гурина, за которого выходит замуж Людмила. В начале фильма герой предстает перед зрителями в качестве многообещающего молодого спортсмена, во второй половине он уже алкоголик без каких-либо перспектив. Гурина сыграл Александр Фатюшин, которого режиссер утвердил сразу, будучи в восторге от их дуэта с Муравьевой.

Юрий Васильев и его персонаж

Конечно же, выше упомянуты еще не все заслуживающие внимания актеры и роли. «Москва слезам не верит» - мелодрама, одним из самых ярких персонажей которой оказался Родион Рачков. Коварный соблазнитель, бросающий Тихомирову с ребенком, а затем возникающий в ее жизни, чтобы снова навредить, - Юрий Васильев превосходно справился с ролью. Больше всего это удивило его жену, которая охарактеризовала актера как верного мужа и заботливого отца, который души не чает в дочери.

Таковы самые яркие персонажи мелодрамы «Москва слезам не верит», актеры и роли которой до сих пор представляют интерес для зрителей.

12 марта умер актер и режиссер, художественный руководитель Московского Художественного театра (МХТ) имени А.П. Чехова Олег Табаков. Ему было 82 года

Фото: из личного архива Олега Табакова

Олег Табаков родился в 1935 году в Саратове в семье врачей. Во время учебы в школе начал заниматься в театральном кружке «Молодая гвардия» в Саратовском дворце пионеров и школьников.

Во время войны отец Олега Табакова ушел на фронт, а мать заболела тифом и попала в госпиталь. «В 1943 году мне восемь лет. Мама заболела тифом и никак не могла встать, — вспоминал Табаков. — А потом дядя Толя, который был на войне в это время, устроил маму в госпиталь под Сталинградом, на озере Эльтон. Я (там) пел: «Ночь прошла в боевом лазарете, где дежурили доктор с сес-трой, в полумраке осеннем рассвета умирает герой молодой». Раненые не могли встать, только плакали. Не потому, что я хорошо пел, а потому, что таких же мальчишек оставили у себя дома. Как-то много лет спустя после того, как отец вернулся с фронта, куда ушел добровольцем, хотя и был любимый ученик академика Миротворцева, я вдруг обнаглел и спросил: «Ты зачем пошел воевать? Как все — за Родину, за Сталина?» Он ответил: «У меня была мать-старуха, жена-красавица и ты — выпердыш. За вас и воевал». Вот такой вот мужской разговор».

Кинофильм «Люди на мосту». Олег Табаков в роли Виктора Булыгина

В 1953 году Табаков поступил в Школу-студию МХАТ на курс Василия Топоркова. Будучи третьекурсником, сыграл свою первую роль в кино — в фильме «Саша вступает в жизнь» Михаила Швейцера. «Снявшись в 20 лет в первом фильме в главной роли, я заработал на машину — 16,5 тыс. руб. «Победа» стоила. Не могу сказать, что она мне таким уж тяжким трудом далась», — вспоминал Табаков.

Табаков в роли Николая Ростова в фильме-эпопее режиссера Сергея Бондарчука «Война и мир»

За свою карьеру в кино один из самых популярных советских и российских актеров сыграл более чем в ста фильмах, среди которых «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Человек с бульвара Капуцинов», «Москва слезам не верит» и многие другие. Также Табаков озвучивал мультфильмы, наиболее известная его работа в этой области — кот Матроскин в сериале «Трое из Простоквашино».

Табаков с французскими актрисами Женевьевой Казиль (слева) и Франсуаз Фалькон

В 29 лет Табаков перенес инфаркт. «Слово «инфаркт», если честно, на меня впечатления не произвело. По молодости я даже не бросил привычку курить трубку. Сейчас, конечно, делаю это реже. Но на сцене — бывает, есть два спектакля, где я курю. Так что балуюсь», — признавался актер.

Сцена из спектакля по пьесе Василия Аксенова «Всегда в продаже». Табаков в роли заведующей буфетом Клавдии Ивановны

С 1957 по 1983 год был ведущим артистом студии молодых актеров, впоследствии ставшей театром «Современник». В 1970 году, после назначения Олега Ефремова художественным руководителем МХАТа, стал директором «Современника». «Этот театр возник не как обычно — сверху, а снизу, как добровольное объединение вокруг Олега Ефремова молодых единомышленников, мечтавших о новом гражданственном театре. И пару лет не имел официального признания. Репетировали мы в основном по ночам», — рассказывал Табаков.

Вячеслав Тихонов в роли Штирлица и Олег Табаков в роли Шелленберга на съемках фильма «Семнадцать мгновений весны»

Табаков — лауреат множества премий и наград, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Главный режиссер театра-студии на улице Чаплыгина Олег Табаков (в центре) с актерами после спектакля

В 1973 году Табаков начал преподавать — под его руководством был создан театральный кружок для старшеклассников при Бауманском дворце пионеров. В 1976-1986 годах выпустил два курса в ГИТИСе, которые стали основой студии Табакова на ул. Чаплыгина, позднее «выросшей» в Московский театр под руководством Олега Табакова. Выпускники студии с успехом гастролировали еще в 1980 году, однако согласие на создание отдельного театра было получено только в 1987 году. «Мне не очень нравится фамильярное название «Табакерка», и я склонен все-таки называть наше во всех смыслах выстраданное дело «Подвальный театр», — рассказывал Табаков.

Олег Табаков и актер Олег Янковский

(Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости)

В июне 2000 года Табаков стал художественным руководителем МXТ имени А.П. Чеxова, с января 2004 года исполнял и обязанности директора театра. «В 2000 году, когда не стало Олега Николаевича Ефремова и меня взгромоздили на этот стул, не думаю, что был хоть один человек, который верил, что это назначение успешное. Знаешь, сколько было зрителей в театре в 2000 году? 42% от вместимости зала. Спустя два года было 90 с чем-то процентов. А через три года стало 95, запятая и еще какая-то цифра. Хотя разное бывало. Я не выпускал спектакли, на которые уже были потрачены деньги на декорации и репетиции. Или снимал с репертуара, не испытывая никакой неловкости. Потому что я всегда думал о зрителях», — рассказывал Табаков.

Наина Ельцина (слева) и Хиллари Клинтон (в центре) с Олегом Табаковым после посещения его театра-студии

(Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости)

В 1986-2000 гг. Табаков был ректором Школы-студии МXАТ, где выпустил четыре актерских курса. В 1992 году основал Летнюю школу им. К.С. Станиславского в Бостоне (США), а в 2009 году — Московскую театральную школу.

Олег Табаков (граф Альмавива) и Ирина Пегова (Сюзанна) в сцене из спектакля в постановке Константина Богомолова «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

80-й день рождения Олега Табакова МХТ отметил спектаклем — «Юбилей ювелира». Еще два спектакля — «Дракон» и «Последняя жертва» — шли в театре до декабря 2017 года, когда Табаков попал в больницу.

Олег Табаков с женой, актрисой Мариной Зудиной

Олег Табаков был дважды женат. В браке с актрисой Людмилой Крыловой родились сын Антон (известный ресторатор) и дочь Александра (радиоведущая). В 1995 году Табаков женился на актрисе Марине Зудиной (на фото). У них родились сын Павел (актер) и дочь Мария.

В ноябре 2017 года Табаков был госпитализирован с воспалением легких. 5 января заммэра Москвы по социальным вопросам, заслуженный врач России Леонид Печатников сообщил об улучшении состояния Табакова. Он рассказал, что артист находится в сознании. Однако через два дня СМИ , что состояние актера вновь ухудшилось, его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.

16 декабря известный российский драматург и кинорежиссер Иван Вырыпаев провел мастер-класс для студентов Воронежской академии искусств. Режиссер рассказал о собственном подходе к театру, о том, чем сегодня можно «попасть» в зрителя и зачем современным актерам нужна йога.

В самом начале лекции Иван Вырыпаев сказал, что искусство закончилось и это нужно принять как факт:


- Если художник говорит, что занимается искусством в чистом виде – он симулирует, потому что пространства искусства больше не существует, мы не можем развивать новую форму. Если мы покажем «Рублева» Тарковского в пустом кинотеатре, то показ все равно состоится, даже без зрителей. А если так показать мой фильм «Кислород», то без зрителя его не будет. Потому что сам по себе «Кислород» не существует. Сегодня, так называемое, современное «искусство» - это абсолютное разрушение стены между актером и зрительным залом, полное соединение с ним.

Современному театру, по мнению режиссера, нужны актеры, которые показывают на сцене собственные человеческие эмоции, а не просто играют персонажа:

Станиславского постоянно обвиняли в излишнем натурализме, а посмотрите его работы сейчас – они покажутся вам искусственными. А ведь «Чайка» того времени вызывала шок! «Как в жизни» - говорили они, а нам покажется, что актеры очень театрально разговаривают. Зритель больше не верит в существование персонажа, на первый план выходит сам человек. Сейчас важен диалог «человек – человек», а не «актер-человек». Кроме того, исчезновение пространства искусства помогает освобождать настоящую энергию.
Мы не можем испытать эмоцию персонажа, мы можем испытать только свою эмоцию. Разве я могу почувствовать так же, как это чувствовал Гамлет? Никогда в жизни! Потому что Гамлета вообще не существует. Я могу почувствовать лишь то, что я сам чувствую по отношению к Гамлету.


По словам Вырыпаева, метод, который он использует в постановках своих спектаклей или на съемочной площадке, опирается на классическую школу, но в большей степени его сформировало время. На первый взгляд, он очень прост, но, на самом деле, требует не столько профессионального мастерства, сколько развития личности, внутреннего «Я».

Я понял, что попадаю в зрителя, когда я с ним говорю. Именно я! То есть, когда я присутствую. На этом и основан мой театральный метод, на тотальном присутствии человека на сцене. Актер весь спектакль должен держать в голове: « Я играю Лопахина, я играю Лопахина», а не «Я - Лопахин». Тогда искусство от Бога, которое находится на небе, спускается вниз, ведь Бог – это не религиозное понятие, это присутствие.
Ключевое понятие «я здесь» - это не просто теория. Для того, чтобы развить это ощущение нужна йога, медитация, правильное питание. Я убежден, что все это влияет на актера. Актер – это четкость, концентрация, ясность. Современный актер не может играть пьяным или под марихуаной, алкоголь – это уже не «я – есть»

Под йогой и медитацией Иван не подразумевает конкретные духовные практики, а наоборот, резко подчеркивает, что это абсолютно не связано с религиозными вещами. Это познание самого себя, управление внутренней энергией. Чтобы студентам было понятно, режиссер принял позу треугольника и показал, как во время расслабления тела происходит выброс энергии. По этому принципу работает и взаимодействие актера со зрителем.


В финальной части встречи зрители смогли пообщаться с режиссером, задав ему вопросы.

- Вы чувствуете большую разницу, когда пишете пьесу на заказ и для себя?

Я почти все свои пьесы писал на заказ. Обычно мне не говорят сюжет, а только, сколько героев должно быть. Я это люблю, это дисциплинирует. Но я всегда пишу ее как человек, который это поставит. И это минус, потому что никто не может их поставить кроме меня. К моим пьесам нужен ключ, а ключ – это мой метод. В принципе их можно поставить, но у меня другой подход к режиссерской работе. Я ставлю саму пьесу, а не интерпретирую, не строю другую реальность.
Недавно я поставил «Женитьбу» Гоголя с польскими актерами в Варшаве, и это было очень интересно – просто поставить гоголевский текст, это лучше, чем напихать в себя Гоголя и ничего о нем не узнать.

- Должен ли у актера существовать этический кодекс, как у многих других профессий?

Да. Ты не можешь играть без любви, ты должен любить этот зал. Ты не имеешь права закрывать человека. Мы все это нарушаем, ничего страшного, если ты не хотел, если ты ошибся. Но мы должны стараться раскрывать людей, а не закрывать их. Даже когда мы говорим о тяжелых вещах, зритель должен выходить со светлым чувством.

- Как Вы работаете со своими актерами?

Нужно, чтобы актер чувствовал себя свободным и защищенным, нельзя насиловать человека, а потом требовать от него творчества. Но как режиссер ты решаешь на площадке определенную задачу, поэтому демократии в полном смысле нет.

Что делать с идеями, которые вдруг появились, а воплотить их в данные момент невозможно? Как удержать вдохновение?

Бывает, что я просыпаюсь в пять утра и понимаю, что знаю, как эту сцену поставить. А потом думаю: «Вот сейчас посплю и все запишу», но потом просыпаюсь и все забываю. Но это не страшно. Сегодня одна идея, завтра другая. Зачем за них держаться? Если вы творческий человек, то они никуда не денутся.

Комментарии

Условия размещения комментариев на Сайте:

Не подлежат публикации комментарии:

Объемом более 2000 символов с пробелами;
- содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и т.п. характеров;
- содержащие переход на личности, оскорбления в адрес официальных и публичных лиц (в т.ч. умерших), грубые выражения, оскорбления и принижения других участников комментирования;
- содержащие ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме;
- нарушающие положения действующего законодательства;
- рекламные тексты и ссылки.

Не допускаются оскорбления журналистов и других сотрудников журнала «Культура ВРН», его авторов, администраторов сайта, руководства издания, читателей.

Нажатие кнопки "Отправить" является безоговорочным принятием этих условий.