Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Лидия Литвяк: биография, подвиги, исторические факты, фото. Белая Лилия Сталинграда: каким был боевой путь легендарной советской лётчицы Лидии Литвяк

Лидия Литвяк - самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны, чей рекорд по одержанным в воздухе победам занесён в Книгу Рекордов Гиннеса. На персональном счету Героя Советского Союза Лидии Литвяк значатся 12 сбитых вражеских самолётов, и ещё четверых стервятников она воткнула в советскую землю в составе группы, то есть с помощью своих товарищей-пилотов. В данном случае речь идёт о подтверждённых победах. В реальности она сбила на пару самолётов больше. Итого: 18 поверженных захватчиков и ещё один аэростат - корректировщик артиллерийского огня. При этом воевала Лидия Литвяк всего один год. За это время она совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боёв. В свои неполные 22 года при освобождении Донбасса она пропала без вести…

О Лидии Литвяк написано множество статей и снято несколько документальных фильмов. В них очень подробно описан весь боевой путь героической лётчицы: где и при каких обстоятельствах она карала врагов, над какими городами и сёлами сбивала «мессеры» и «юнкерсы», за какие подвиги получала награды. Я не стану дублировать эти факты, а расскажу вам несколько историй из короткой, но очень яркой жизни белокурой красавицы Лиды Литвяк. Простые «человеческие» истории, которые мне показались наиболее интересными.

Начну с удивительного совпадения - Лида, которую все домашние и близкие друзья называли Лилей, родилась 18 августа 1921 года - во Всесоюзный день авиации. Она всегда невероятно гордилась этим фактом. Девушка была безумно влюблена в небо и в самолёты. В 14 лет она записалась в Центральный аэроклуб имени Чкалова, и уже в 15-ть совершила свой первый самостоятельный полет. После того, как Литвяк окончила Херсонское лётное училище, она стала лётчиком-инструктором и до начала войны сумела поставить на крыло 45 курсантов. Вы только вдумайтесь в это: миниатюрная девятнадцатилетняя красотка подготовила для страны 45 военных пилотов!

Когда началась война, советское командование приняло решение сформировать из женщин-добровольцев три женских авиаполка под руководством легендарной лётчицы Марины Расковой .

И Лидия Литвяк приложила все усилия, чтобы попасть в новую часть. Кстати, чтобы быть зачисленной в 586-й истребительный авиаполк, Литвяк приписала к своему налёту 100 недостающих часов. То есть, она совершила серьёзный подлог во имя великой цели - ради изгнания захватчиков с территории Родины.

Лидия успешно освоила истребитель «Як-1» и в первом же своём бою в небе над Саратовом в составе группы сбила свой первый вражеский самолёт-бомбардировщик - «Юнкерс Ju-88». А вот во время второго боевого вылета над Сталинградом молодая лётчица совершила невероятное - она сбила сразу два самолёта: бомбардировщик «Юнкерс Ju-88» и истребитель «Мессершмитт Bf.109». Причём, сделала это, выручая из беды свою подругу Раю Беляеву, у которой закончились боеприпасы. Две победы - в одном бою! Да ещё и во время своего второго (всего лишь второго!) по счёту вылета! Вы знаете, не каждый советский мужчина-пилот мог осенью 1942 года похвастать подобным достижением. То есть, отсутствие боевого опыта у Литвяк целиком перекрывалось удивительным лётным мастерством. И везением, наверное, тоже.

Некоторые источники сообщают, что немецкий лётчик сбитого Me-109, который приземлила Лидия, оказался бароном, одержавшим до этого 30 воздушных побед. Пленённый барон во время допроса пожелал познакомиться со своим победителем. К нему на встречу пришла белокурая, хрупкая, нежная с вида, голубоглазая девушка. Это попросту взбесило барона. Он посчитал, что русские захотели над ним поиздеваться! Бывший немецкий небожитель пришел в ярость и воскликнул: «Вы смеетесь надо мной!? Я - лётчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер Рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот лётчик дрался мастерски!».

А вот когда Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, барон изменился в лице, снял с руки золотые часы и протянул их ей, девушке, которая свергнула его с небес.

Даже на войне женщина хочет оставаться женщиной. Об этом в мемуарах сослуживцев Литвяк есть одно забавное воспоминание. Однажды Лидия вышла на общее построение с шикарным и необычным меховым воротником на лётной куртке. Это было не по Уставу. А потом все вдруг поняли, откуда взялся мех - Лидия срезала его со своих унтов и украсила им воротник. Командир Марина Раскова заметила эту женскую «штучку» и приказала Литвяк перешить всё обратно. И та всю ночь, вместо сна, находясь под арестом, возвращала унтам и куртке уставной вид.


По воспоминаниям однополчан Лида любила изящно одеваться. Она носила необычные вещи: белый подшлемник, вывернутую мехом наружу безрукавку, хромовые сапоги и длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка. Летом в кабине её истребителя всегда находился букетик полевых цветов. После нескольких побед в небе над Сталинградом Лидия заслужила право на персональный бортовой знак - на фюзеляже её «Яка» появилась нарисованная белая лилия. А в эфире стали звучать новые радиопозывные: либо просто «Лилия» , либо «Белая Лилия - 44» . 44 - это по бортовому номеру её самолета. Да и саму девушку часто стали называть не Лидой, а Лилей.

Очень интересный случай произошёл с ней в середине февраля 1943-го.

В одном из боёв её самолёт «Як-1» был подбит, и лётчица совершила вынужденную посадку на вражеской территории. К ней бросились немецкие солдаты-пехотинцы и попытались взять Лидию в плен. Она стала отстреливаться из пистолета. И когда у Лиды остался только один патрон, на выручку прилетел наш штурмовик. Он пронёсся над головами гитлеровцев, и, поливая их огнём, заставил зарыться в землю. А затем приземлился рядом с Белой Лилией и взял её к себе на борт. Ну, вот прямо готовая слёзо-выжимательная сцена для героического художественного фильма! Только если её снять, то зрители скажут: - Не верим! Не бывает такого!...

Однако, бывает. Ещё как бывает!

В начале 1943 года Лидия Литвяк была переведена в 296-й истребительный авиационный полк и назначена ведомой к командиру эскадрильи Алексею Соломатину. Для справки, вдруг кто не знает: ведущий летчик должен идти в атаку, а ведомый - его прикрывать. Между ведущим Соломатиным и ведомой Литвяк возникла любовь, и спустя несколько месяцев совместных полётов, в апреле 43-го, в перерыве между боями пара поженилась. Но фронтовое семейное счастье оказалось не долгим…

21 мая муж Лиды Герой Советского Союза Алексей Соломатин погиб в авиакатастрофе.

А ещё через месяц от множественных ранений скончалась лучшая подруга Лиды - Катя Буданова .

Этот роковой 1943-й год стал последним и для самой Лидии Литвяк. В конце июля шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе.

1-го августа 1943 года Белая Лилия совершила свой последний полёт. В тот день гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, (особо акцентирую: четыре боевых вылета!) в ходе которых лично сбила два самолёта противника и ещё один в группе. Из последнего четвёртого вылета она не вернулась…

То ли сказалась физическая усталость и эмоциональное напряжение, то ли отказало оружие. В бешеной круговерти смертельной карусели жаркого воздушного боя самолёт с Белой Лилией на борту был подбит, но упал не сразу, а вошёл в зону облаков и исчез...

Через две недели Лиде Литвяк должно было исполниться 22 года.

Долгое время отважная пилотесса считалась пропавшей без вести. Конечно же, её искали. И сразу после освобождения Донбасса, и после войны. Искали долго и упорно. Так, например, в 1967 году в городе Красный Луч Луганской области школьная учительница Валентина Ивановна Ващенко основала поисковый отряд под названием РВС, что расшифровывается как Разведчики Военной Славы. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята-разведчики узнали от местных жителей, что летом 1943 года на окраине хутора упал советский истребитель. Его пилотом, раненным в голову, была девушка. Похоронили её в селе Дмитровка Шахтерского района в братской могиле. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк. Белую Лилию опознали по двум белым косичкам.

Только спустя 45 лет после гибели лётчицы, в 1988 году, в личном деле Лидии Литвяк появилась запись: «Погибла при выполнении боевого задания».

А в 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

P.S.

Подборка колоризированных фотографий о войне. Посмотрите - какие прекрасные лица!

Лидия Литвяк, самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны, по воспоминаниям сослуживцев, была образцом женственности и обаяния. Главным для неё была борьба с фашизмом, и этому она отдавала все свои силы.

Невысокая белокурая девушка очень сдержанно относилась к восторженным взглядам и словам однополчан и, что особенно импонировало лётчикам, никому не отдавала предпочтения.
Родилась Лилия Литвяк 18 августа 1921 года в Москве. В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 - выполнила первый самостоятельный полёт. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север.
После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела «поставить на крыло» 45 курсантов - будущих воздушных бойцов.
С первых дней войны Литвяк пыталась попасть на фронт. А когда узнала о том, что известная лётчица Герой Советского Союза Марина Раскова приступила к формированию женских авиаполков, быстро добилась своего. Схитрив, ей удалось приписать к имевшемуся налёту 100 часов и получить назначение в авиагруппу Марины Расковой.
Вспоминает старший сержант Инна Паспортникова, бывшая в годы войны техником самолёта Лидии Литвяк:

«В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: „Ночью...“
Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха.
Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке...»
Свои первые боевые вылеты отважная лётчица совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налётов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолётов с важными грузами.
10 сентября 1942 года, в составе того же полка, прибыла под Сталинград и за короткий период времени совершила 10 боевых вылетов.


13 сентября, во втором боевом вылете по прикрытию Сталинграда, открыла свой боевой счёт. Сначала сбила бомбардировщик Ju-88, затем выручая свою подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, заняла её место и после упорного поединка подбила Ме-109.
В конце сентября она добилась перевода в составе группы девушек - лётчиц в 437-й истребительный авиаполк, защищавший небо Сталинграда.
Женское истребительное звено просуществовало недолго. Его командир, старший лейтенант Р. Беляева, вскоре была сбита и после вынужденного прыжка с парашютом долго лечилась. Вслед за ней выбыла из строя по болезни М. Кузнецова. В полку остались только 2 лётчицы: Л. Литвяк и Е. Буданова. Именно они достигли наивысших результатов в боях. Вскоре Лидия сбила ещё один «Юнкерс».
С 10 октября женская пара находилась в оперативном подчинении 9-го Гвардейского истребительного авиаполка. Уже 3 сбитых немецких самолёта, из них один - лично имела она, когда пришла в полк советских асов. Недолгое, но заметное пребывание в полку Лили Литвяк, её техника Инны Паспортниковой и Кати Будановой надолго остались в памяти Гвардейцев.
В те дни основной задачей девушек было прикрытие стратегически важного прифронтового центра (города Житвур), сопровождение транспортных самолётов. Литвяк выполнила 58 таких боевых вылетов.


За отличное выполнение заданий командования Лидия была зачислена в группу «свободных охотников» за самолётами противника. Прибыв на передовой аэродром, она выполнила 5 боевых вылетов и провела 5 воздушных боёв. Школа 9-го Гвардейского ИАП закалила отважных лётчиц и повысила их боевое мастерство.
Новыми боевыми победами была увенчана их слава и после перевода 8 января 1943 года в 296-й истребительный авиационный полк. К февралю Литвяк выполнила 16 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск противника и прикрытие наших наземных войск.
5 февраля 1943 года командование 296-го ИАП сержант Л. В. Литвяк была представлена к первой награде - ордену Красной Звезды.
11 февраля 1943 года командир полка подполковник Н. И. Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре 1942 года, Лида одержала двойную победу: сбила лично бомбардировщик Ju-88 и в группе - истребитель FW-190.
В одном из боёв её «Як» был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся к ней немецких солдат.

Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе… И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолёта, лётчик отчаяно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолёт пошёл на взлёт и вскоре Лида была в полку…
23 февраля 1943 года Литвяк вручили новую боевую награду - орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью «За оборону Сталинграда».



Весной обстановка в воздухе ещё более осложнилась. 22 апреля в небе Ростова участвовала в перехвате группы из 12 Ju-88 и одного из них сбила. Подошедшая на помощь «Юнкерсам» шестёрка Ме-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом лётчица, получившая ранение в ногу, привела искалеченный «Як» домой. Доложив, что задание выполнено, она потеряла сознание…

После короткого лечения в госпитале, она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия вернулась в полк.
5 мая, ещё не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков Пе-2 в район Сталино. В районе цели наша группа была атакована истребителями противника. В завязавшемся бою, Лидия атаковала и сбила истребитель Ме-109.
В апреле 1943 года весьма популярный журнал «Огонёк» поместил на первой странице (обложке) фото боевых подруг - Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и короткое пояснение: «12 самолётов противника сбили эти отважные девушки».
В конце мая на участке фронта, где действовал полк, немцы эффективно использовали аэростат - корректировщик. Неоднократные попытки сбить эту «колбасу», прикрываемую сильным зенитным огнём и истребителями, ни к чему не привели.
Лидия эту задачу решила. 31 мая, поднявшись в воздух, она прошла вдоль линии фронта в сторону, затем углубилась в тыл противника и на аэростат зашла уже из глубины вражеской территории, со стороны солнца. Скоротечная атака длилась менее одной минуты!.. За эту блестящую победу младший лейтенант Литвяк получила благодарность от Командующего 44-й армией.
К тому времени имя Лидии Литвяк уже хорошо знали не только в 8-й Воздушной армии. Командование допустило Лиду к полетам на «свободную охоту». На капоте своего «Яка» Литвяк нарисовала яркую, издалека заметную, белую лилию.


16 июля 1943 года, сопровождая группу Ил-2 к линии фронта, шестёрка наших «Яков» завязала бой с противником. 30 «Юнкерсов» и 6 «Мессеров» пытались нанести удар по нашим войскам, но их замысел был сорван. В этом бою Литвяк сбила лично один вражеский бомбардировщик Ju-88 и подбила истребитель Ме-109. Но был подбит и её самолёт. Преследуемая противником до самой земли, она сумела посадить свой «Як» на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнём её приземление. Они были вохищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка. Невзирая на лёгкие осколочные ранения в ногу и плечо, на требование ехать лечиться ответила категорическим отказом.
20 июля 1943 года командованием 73-го Гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка командир звена Гвардии младший лейтенант Л. В. Литвяк была представлена к ордену Красного Знамени. К тому времени, согласно наградного документа, она выполнина более 140 боевых вылетов, сбила лично 5 и в составе группы 4 самолёта противника, а также 1 аэростат наблюдения.
1 августа 1943 года командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Л. В. Литвяк не вернулась с боевого задания.
Согласно последнего наградного документа от 8 августа 1943 года, Лидия Литвяк совершила 150 боевых вылетов. В воздушных боях сбила лично 6 самолётов противника (1 Ju-87, 3 Ju-88, 2 Ме-109) и 1 аэростат-корректировщик, в составе группы сбила ещё 6 самолётов и 2 подбила. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 4 личные и 3 групповые победы. ]
Отважная лётчица награждена орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.
Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го ИАП, с которым Лиде пришлось некоторое время воевать, Борис Ерёмин вспоминал:
«Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух».
В тот роковой день она совершила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с ведомым сбила Ме-109. В 4-м вылете группа из 9 «Яков», вступив в бой с 30 бомбардировщиками Ju-88 и 12 истребителями Ме-109, завязала смертельную круговерть. И вот уже горит сбитый кем-то «Юнкерс», затем разваливается на куски «Мессер». Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Собралась и наша группа. Прижавшись к верхнему краю облаков, лётчики полетели домой.

Як-1Б Л. В. Литвяк - её последняя машина. 73-й Гвардейский ИАП, лето 1943 года.
Внезапно из белой пелены выскочил «Мессер» и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему 3-й пары с бортовым номером «23». Лидин «Як» как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его… Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом бою - Александр Евдокимов. Это родило надежду, что Лида осталась жива.

Были срочно организованы её поиски. Однако ни лётчицы, ни её самолёта найти не удалось. После гибели в одном из боёв сержанта Евдокимова, который лишь один знал в каком именно районе упал Лидин «Як», официальный поиск прекратили.
Именно тогда, лётчица Лидия Владимировна Литвяк посмертно была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза. Фронтовая газета «Красное Знамя» от 7 марта 1944 года писала о ней как о бесстрашном соколе, лётчице, которую знали все воины 1-го Украинского фронта.
Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолёту подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними…
Вот что пишет в своих воспоминаниях лётчик - истребитель Дмитрий Пантелеевичй Панов:

«Женщины-авиаторы были настоящим варварством. Мало того, что на аэродромах, как известно - открытых пространствах, женщине не так-то легко сходить по малой или большой нужде, что лётчики-мужчины решают относительно просто. Тем более не предусмотрено никаких удобств в самолётах. Для пилотесс даже сшили комбинезоны специального покроя с отстегивающейся нижней частью. А уж месячные циклы, во время которых женщину и близко не стоит подпускать к самолёту, наших отцов-командиров, вообще не интересовали. Такова была реальная практика участия женщин в лётном ремесле в мирное время.
Не лучше было и на войне. Хлебнули мы горя, в частности, с Лилей Литвяк, которую нужно было обязательно сделать героиней и не дай бог не позволить „Мессерам“ её слопать. Не просто было этого добиться, если Лиля, судя по её маневрам в воздухе, частенько плохо представляла, куда и зачем летит. Кончилось тем, что Лилю сбили в районе Донецка и она выпрыгнула с парашютом. Наши лётчики, оказавшиеся в плену вместе с Лилей, рассказывали, что видели её разъезжающей по городу в автомобиле с немецкими офицерами...»
Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.
Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасет её честного имени.
Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь. Но Лидию искали, искали долго и упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го Гвардейского ИАП Иван Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены…

В 1968 году газета «Комсомольская Правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом!
Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитриевка Шахтерского района, в братской могиле. Это была Лида, что подтвердилось ходом дальнейших расследований.
В июле 1988 года имя Лидии Владимировны Литвяк было увековечено в месте её захоронения, а ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза посмертно. И справедливость восторжествовала - спустя почти полвека, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года это звание было ей присвоено! Орден Ленина № 460056 и медаль «Золотая Звезда» № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.
В Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения, в селе Дмитриевка Снежнянского района Донецкой области.

Лидия Владимировна Литвяк - легендарная советская летчица времен . Родилась 18 августа 1921 года в Москве. С раннего детства увлекалась авиацией. В возрасте 15 лет Лидия совершила первый в своей жизни самостоятельный полет. Окончив летную школу в Херсоне, девушка устраивается работать инструктором в Калининский аэроклуб. За время, проведенное там, Лидия Литвяк успела обучить 45 летчиков.

На фронт отправилась в 1942 году, зачислившись в 586 ИАП, негласно называвшийся «женским авиаполком». При оформлении приписала себе 100 недостающих часов налета. Лидия Литвяк быстро освоила истребитель Як- 1 и летом 1942 года совершила первый боевой вылет. В конце лета того же года юная летчица сбивает свой первый вражеский самолет - бомбардировщик Ю-88.

В начале осени 1942 года Лидия Литвяк переводится в авиационный истребительный полк № 437. 13 сентября, в воздушном бою над Сталинградом, летчица в группе сбивает два самолета, пилотом одного из них был немецкий барон, кавалер Рыцарского креста, летчик-ас, на счету которого было 30 сбитых самолетов. Осенью того же года Лидия Литвяк сбила еще два самолета.

На фюзеляже Як зрительной памяти Лидии Литвяк была изображена белая лилия. Поэтому многие называли ее не иначе как « », вскоре «Лилия» стала ее радиопозывным.
Спустя некоторое время, Лидия Литвяк была переведена в гвардейский истребительный авиационный полк № 9. В декабре 1942 года она сбивает бомбардировщик Люфтваффе Do-217. В конце 1942 года Лидию Литвяк переводят в 296-й полк.

11 февраля 1942 года Лидия Литвяк сбивает два самолета - один лично, и еще один в группе. В том же месяце в одном из воздушных боев ее Як- 1 был подбит, и ей пришлось совершить вынужденную посадку на территории противника. Немецкие военные попытались взять ее в плен, но один из советских штурмовиков вынудил их отойти шквальным огнем из пулеметов. Затем летчик приземлился и взял Лидию на борт. 23 февраля 1943 года Лидия Литвяк становится обладательницей своей первой награды - .

22 марта 1943 года во время воздушного боя не далеко от Ростова-на-Дону сбила еще один самолет. В той же битве, выполняя отвлекающий маневр, вступила в неравный бой с шестью самолетами противника. Получила тяжелые ранения, однако сумела самостоятельно долететь до аэродрома и посадить поврежденный самолет.

Быстро оправившись от полученных ран, Лидия Литвяк возвращается на фронт, и уже в мае 1943 года сбивает два самолета противника. В конце месяца, девушка сбивает немецкий аэростат, выполнявший функции корректировщика артиллерии, который долго не могли сбить из за шквального зенитного огня противника. За выполнение задания Литвяк награждают орденом Красного Знамени. В том же месяце в боях гибнет ее муж - Герой Советского Союза, старший лейтенант Соломатин, служивший в том же полку начальником эскадрильи. В воздушном бою 15 июня летчица сбивает два немецких самолета.

В конце июля 1943 года шли ожесточенные бои на реке Миус, в которых одну из ведущих ролей играла авиация. 1 августа 1943 года Литвяк совершает четыре боевых вылета, во время которых сбивает 3 самолета Люфтваффе. Из последнего вылета девушка не вернулась. Командованием дивизии были подготовлены документы на представление летчицы посмертно к званию Героя Советского Союза. Однако, из-за того, что Литвяк официально считалась пропавшей без вести, процедура была отложена. После войны удалось обнаружить останки летчицы. 5 мая 1991 года, почти спустя 48 лет с момента гибели, Лидии Литвяк было присвоено Героя Советского Союза посмертно.

Литвяк Лидия («Лилия») Владимировна

Гвардии старший лейтенант, командир звена.

Родилась 18 августа 1921 года в городе Москва (Россия). Русская.
Окончила среднюю школу-десятилетку.
В 1935 году в 14-летнем возрасте поступила в Кировский аэроклуб.
Поступила на курсы геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север.
Окончила Херсонскую авиационную школу лётчиков.
Работала инструктором-летчиком в Калининском аэроклубе, обучила и подготовила 45 пилотов.
В Красную Армию была призвана Коминтерновским районным военкоматом Москвы 10 октября 1941 года.
С декабря 1941 года в звании сержанта служила в 586-м истребительном авиационном полку.
Участница Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. С 25 апреля 1942 года защищала Саратов от налетов немецкой авиации, произвела 35 (55) боевых вылетов на патрулирование над Саратовом и сопровождение транспортных самолетов с ценными грузами для фронта.
С 10 сентября 1942 года воевала на Сталинградском фронте в составе 437-го истребительного авиационного полка, произвела 10 боевых вылетов на прикрытие Сталинграда.
В бою 13 сентября 1942 года в период 07.40 – 08.45 вместе со старшим лейтенантом Р. В. Беляевой, младшими лейтенантами Е. В. Будановой и М. М. Кузнецовой сбила один Ю-88 западнее Сталинграда.
27 сентября 1942 года в бою над тракторным заводом в северной части Сталинграда сбила лично один Ю-88 и в паре со старшим лейтенантом Р. В. Беляевой - один Ме-109.
С 10 октября 1942 год воевала в составе 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, произвела 58 (55) боевых вылетов на патрулирование над Житкуром и сопровождение транспортной авиации с важным грузом для фронта. Кроме того, в группе «свободных охотников» 9-го авиаполка произвела 5 боевых вылетов на прикрытие Сталинграда и участвовала в 5 воздушных боях.
С 8 января 1943 года воевала на Южном фронте в составе 1-й эскадрилье 296-го истребительного авиационного полка (в дальнейшем - 73-й гвардейский истребительный авиационный полк).
С 8 января по 5 февраля 1943 года произвела 16 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск противника и прикрытие наших наземных войск.
Предположительно, некоторое время летала на истребителе Як-1, на капоте (фюзеляже) которого была изображена «Белая лилия».
11 февраля 1943 года восточнее Ростова-на-Дону сбила один Ме-109.
22 марта 1943 года во время налета вражеских самолетов на Ростов, в составе шестерки Як-1 вела бой с двенадцатью Юнкерсами-88. Двумя атаками самостоятельно сбила один Ю-88, после чего на протяжении пятнадцати минут одна вела бой с шестеркой Ме-109. Несмотря на сильное повреждение машины и ранение в левую ногу осколками снаряда, привела свой самолет на аэродром и совершила благополучную посадку.
5 мая 1943 года во время сопровождения группы бомбардировщиков Пе-2 при налете на вражеский аэродром Сталино, лично сбила один Ме-109.
В мае 1943 года присвоено воинское звание «младший лейтенант».
В конце мая 1943 года была переведена в 3-ю эскадрилью.
31 мая 1943 года в паре с младшим лейтенантом И. И. Борисенко сбила в районе Кондаковки корректировочный аэростат противника.
16 июля 1943 года в составе шестерки Як-1 в районе Куйбышево вступила в бой с 30 Ю-88, под прикрытием 6 Ме-109. В бою была легко ранена в ногу и плечо, совершила вынужденную посадку на фюзеляж.
19 июля 1943 года лично сбила один Ме-109 в районе Первомайского.
В воздушном бою 21 июля 1943 года была подбита, совершила вынужденную посадку на фюзеляж в районе села Новиковка.
31 июля 1943 года в составе звена сбила один Ме-109 в районе Петровского.
Всего за время участия в боевых действиях произвела 138 боевых вылетов, лично сбила 5 самолетов и 3 в составе групп, а также 1 аэростат.
1 августа 1943 года в составе девятки Як-1 вылетела на прикрытие наших войск в район Мариновка – Степановка. Группа вела воздушный бой с четырьмя Ме-109, затем ещё с шестью Ме-109 и тремя десятками Ю-88. Как сказано в наградном документе «В результате ожесточенных неравных воздушных боев наши истребители сбили 1 Ме-109 и 1 Ю-88, но с боевого задания не вернулась младший лейтенант Литвяк».
В 1943 году посмертно присвоено воинское звание «лейтенант».
29 июля 1969 года местными мальчишками у хутора Кожевня были найдены и захоронены в братскую могилу села Дмитровка останки «неизвестной летчицы». Летом 1979 года, после многолетних поисков, проводимых поисковым отрядом 1-й школы города Красный Луч, останки «неизвестной летчицы» были идентифицированы как останки Лидии Литвяк.
В 1990 году ей посмертно было присвоено воинское звание «старший лейтенант».

Была замужем: в апреле 1943 года вышла замуж за однополчанина Героя Советского Союза старшего лейтенанта Алексея Фроловича Соломатина (погиб 21 мая 1943 года в авиационной катастрофе).

Список известных воздушных побед Л. В. Литвяк:
13.09.1942 1/4 Ю-88 западнее Гумрак (западнее Сталинграда)
27.09.1942 1 Ю-88 СТЗ (северная часть Сталинграда)
27.09.1942 1/2 Ме-109 СТЗ (северная часть Сталинграда)
11.02.1943 1 Ме-109 Веселый (восточнее Ростов-на-Дону)
22.03.1943 1 Ю-88 Чалтырь – Синявка (севернее Ростов-на-Дону)
05.05.1943 1 Ме-109 южнее аэродрома Сталино (ныне Донецк)*
31.05.1943 1 аэростат Кондаковка (северо-восточнее Покровское - Троицкое)**
19.07.1943 1 Ме-109 Первомайское
31.07.1943 1/3 Ме-109 западнее Петровский

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Литвяк Лидие Владимировне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 11616).
Награждена орденами Ленина*** (05.05.1990), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943), Красной Звезды (17.02.1943), медалью «За оборону Сталинграда» (22.12.1942).

Примечание:
* Воздушная победа включена в список только на основании данных из наградного материала. В штабных документах не упоминается.
** На уничтожение аэростата вылетела в паре с младшим лейтенантом И. И. Борисенко, который добил аэростат после атаки Литвяк.
*** Орден имел порядковый № 460056.

Тайны и легенды Лилии Литвяк

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года, за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками, знаменитая летчица Лилия Литвяк, сражавшаяся в годы Великой Отечественной войны на боевом истребителе, посмертно была удостоена звания Герой Советского Союза. Это высокое звание было присвоено отважной летчице с очень большим опозданием, спустя 47 лет после её гибели, и причинами столь позднего признания её заслуг принято считать неясные обстоятельства её последнего боя 1 августа 1943 года, из которого она не вернулась и была объявлена пропавшей без вести. Но, судя по всему, были и какие-то другие, неведомые нам причины…

Вообще, надо сказать, в биографии Литвяк, в отличие от всех других наших летчиц, есть много неясного и загадочного. Начнем с того, что настоящее имя нашей героини не Лилия, под каким её все знают, а Лидия. Однако, почему-то, это имя самой девушке не нравилось, и поэтому она называла себя Лилией или просто Лилей. Со временем и все остальные стали звать её Лилией, и именно под этим именем она вошла в историю.

Много загадочного и в семье Литвяк. Откуда родом её родители - ничего не известно. Её мать - Анна Васильевна была то ли портнихой, то ли работала в магазине. Правда, кем она работала в магазине, - продавщицей, уборщицей или директором, - история умалчивает. Об отце летчицы, которого, по некоторым данным, звали Владимир Леонтьевич, практически, ничего не известно. Подозрительно глухо о нем говорится только то, что он ушел из семьи, что работал на железной дороге, то ли простым рабочим-железнодорожником в депо, то ли контролером, то ли инспектором, а в 1937 году, якобы, «по ложному доносу был репрессирован, подвергнут пыткам и расстрелян». Возможно, легенда о «замученном отце» была придумана самой Лилей, тяжело переживавшей разрыв отца с матерью. Как бы то ни было, считается, что ради неба Лилия вынуждена была отказаться от родного отца, объявленного «врагом народа».

Практически все, кто знал Лилию Литвяк, отмечают, что она была молчаливой и скрытной. Возможно, это было связано с довольно туманными семейными обстоятельствами. Хотя, по большому счету, скрыть что-то от сотрудников особого отдела НКВД, находившихся во всех воинских частях Красной Армии, было нереально и, как говорится, очень чревато. Поэтому, вне всяких сомнений, особисты полков, в которых служила Лилия Литвяк, были прекрасно осведомлены обо всех членах её семьи, но, видимо, ничего предосудительного и опасного в их действиях не находили. В противном случае, ей вряд ли бы доверили боевой самолет. А может быть, она просто скрывала свое происхождение? Есть предположение, что Литвяк по национальности была не русской, как записано в документах, а еврейкой. И во многих современных средствах массовой информации недвусмысленно говорится об этом. Между прочим, сама фамилия Литвяк, а также Литвак, означает в буквальном смысле «литовский еврей». Видимо, именно по этой причине, младший брат летчицы Юрий, будучи уже взрослым, поменял свою родную фамилию Литвяк на более толерантную - Канавин. И это - несмотря на то, что его сестра Лиля прославилась именно под фамилией Литвяк. Казалось бы, такой фамилией нужно гордиться. А он взял, да и поменял её. С чего бы это, интересно?

Даже лицо Лилии было своеобразно, и дело здесь не в красоте, а в её необычно прямом носе, явно не соответствующим курносым русским. Такой прямой, так называемый «греческий нос», более характерен для лиц еврейской национальности.

К особенностям внешности Литвяк можно добавить также общепринятое мнение о ней, как о блондинке. На самом же деле, она была шатенкой, то есть имела от природы темно-русые или каштановые волосы. Но, будучи очень женственной девушкой, для которой внешняя красота была главным критерием, Лиля считала красивыми исключительно блондинок, поэтому для большей привлекательности перекрашивалась в блондинку с помощью перекиси водорода.

К вышесказанному добавим также, что нет абсолютно никаких сведений о других ближайших родственниках Лили: ни о дедушках и бабушках, ни о дядях и тётях, ни о двоюродных братьях и сестрах. Ничего не известно также о её подругах детства и юности. Нет ничьих воспоминаний о её детстве, школьных годах и так далее. Даже её родной младший брат Юрий никогда не упоминал о каких-либо подробностях семейной истории. В общем, о личной жизни Лили до войны почти ничего не известно.

Впрочем, для нас довоенная жизнь Литвяк и её семьи не так уж и важна. Гораздо более важными для нас являются факты участия Лили в Великой Отечественной войне, в которой она, вне всяких сомнений, проявила себя незаурядной летчицей.

Кстати, о её незаурядном и неукротимом характере говорит хотя бы тот факт, что, желая, во что бы то ни стало попасть в женский истребительный авиаполк, она, каким-то образом, приписала к имевшемуся налету 100 недостающих часов.

Поначалу, 586-й истребительный авиационный полк, в котором служила Литвяк, действовал в районе тылового города Саратова, где Лиля, как и все остальные летчицы, занималась патрулированием над городом и сопровождением транспортных самолетов. Подобная рутинная деятельность не доставляла особой радости ни Лиле, ни другим летчицам. Поэтому, в начале сентября 1942 года восемь летчиц полка, в том числе и Лиля, при не совсем ясных обстоятельствах, фактически, самовольно «упорхнули» на фронт под Сталинградом и стали воевать в составе 437-го истребительного авиационного полка. Именно с этих пор имя Лилии Литвяк становится известным всей стране.

Практически во всех современных средствах массовой информации, в том числе в Интернете, утверждается, что уже во втором или третьем боевом вылете 13 сентября 1942 года она, участвуя в воздушном бою в составе группы, лично сбила один бомбардировщик Ю-88, а затем добила истребитель Ме-109, поврежденный Раисой Беляевой. Любопытно, что подробности этого боя обросли невероятными легендами, согласно которым немецкий летчик-истребитель спасся на парашюте, был взят в плен и был доставлен в 437-й авиаполк, где ему устроили встречу со сбившей его летчицей. Правда, свидетели этой встречи описывают её по-разному.

Вот, например, есть такое описание: «Немец, летчик из эскадры «Рихтгофен» попросил показать ему летчика, продемонстрировавшего высокое мастерство и сумевшего сбить его. Командование почему-то удовлетворила его просьбу. Стремительной, легкой походкой в штабную землянку вошла Лилия Литвяк в темно-синем комбинезоне в шлемофоне с очками и доложила генералу: «Младший лейтенант Литвяк прибыла». Фашистский ас смотрел на Литвяк с любопытством, затем любопытство сменилось недоумением: «Зачем вы смеетесь надо мной? Я летчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот летчик дрался мастерски». Люди в землянке молча смотрели на победителя и побежденного. Немец попросил доказательства - Литвяк напомнила подробности боя, известные только им двоим. Вначале он недоверчиво слушал, затем, видимо, понял - именно она сбила его. Немец вдруг вскочил и вытянулся во фрунт, говорили и иное - снял с себя золотые часы и протянул победителю».

А вот другое свидетельство: «Как-то после вылета, в котором она сбила очередной истребитель, Лилию срочно вызвали в штаб полка. Оказалось, что немецкий пилот сбитого ею «Мессершмитта-109Е» в стиле тевтонских рыцарей изъявил желание увидеть того, кто поверг его. Холеный барон, полковник элитной эскадрильи люфтваффе «Рихтгофен», кавалер трех Железных крестов, увидев своего победителя, был настолько потрясен, что смог лишь привстать перед Лилией, склонив голову в почтительном поклоне».

И такое есть показание: «Под вечер она вновь встретилась со своим противником, но уже на земле. Лётчик сбитого ею «Мессера», пленённый немецкий барон, полковник из отборной эскадры «Рихтгофен» награждённый тремя Железными Крестами, просил показать ему своего победителя. Мог ли предположить матерый имперский Ас, что у великой русской реки придёт к нему возмездие от руки русской девушки. Узнав, кто его сбил, он был потрясён и предсказал ей, как лётчице, большое будущее».

Вот ещё чье-то свидетельство: «Один из фашистских асов чудом спасся, выпрыгнув из горящего самолета с парашютом. На допросе он попросил показать ему того русского, который сумел победить его, никем не побежденного ни в небе Испании, ни в небе Франции и Италии.
Увидев перед собою маленькую стройную белокурую девчушку с темно-синими от ненависти глазами (это была Лиля), он в ярости закричал:
- Неправда! Нет! Не может быть!

Лиля жестами показала элементы боя, и фашист понял - она. А затем, сорвав со своей груди многочисленные награды, в числе которых были четыре креста, он бросил их под ноги советской летчице и встал перед нею на колени, отдавая дань ее мужеству и героизму».

Ну, и так далее. В общем, встречаются разные описания этой встречи, правда, ни в одном из них, почему-то, не указаны конкретные имена присутствующих при этом лиц, включая вышеупомянутого генерала. Создается впечатление, что все «очевидцы» просто повторяют услышанную от кого-то историю, дополняя её, явно выдуманными подробностями. Как говорится, «слышали звон, да не знают - откуда он». И действительно, ни во фронтовой печати, ни в наградных, ни в прочих документах, нет никакого упоминания об этом эпизоде.

Например, в газете «Красная Звезда» № 256 от 30 октября 1942 года, под фотографией Литвяк кратко сообщается о её первых успехах: «Летчик-истребитель старший сержант Л. Литвяк, сбившая в одиночном бою «Ю-88» и в групповом - «Мессершмитт-109».

Практически то же самое, под другой фотографией Литвяк, написано в газете «Комсомольская правда» № 277 от 25 ноября 1942 года: «Гремит слава лётчицы-истребителя Л. В. Литвяк: в воздушном поединке она сбила вражеский самолет «Ю-88», а в групповом бою сбила самолет «Ме-109».

Вот и всё! Никаких упоминаний о сбитом немецком асе и свидании с ним Литвяк в штабной землянке! А ведь если бы это действительно произошло? Представляете, сколько бы об этом писалось в прессе тех лет?! Короче говоря, все описания этого рандеву - исключительно в современной художественной литературе и в современных средствах массовой информации. Откуда же пошла красивая легенда о юной красавице, одолевшей в поединке одного из лучших асов Люфтваффе? Судя по некоторым публикациям, эту историю сочинил в середине 60-х годов писатель С. В. Грибанов, который, между прочим, родился в 1935 году и никак не мог присутствовать при удивительной встрече.

Кстати, в то время Лиля была в звании сержанта, а не младшего лейтенанта, да и глаза у неё были зеленые, а не «темно-синими от ненависти».

Справедливости ради надо сказать, что 13 сентября 1942 года в районе Сталинграда был действительно взят в плен один немецкий летчик: унтер-офицер Эрвин Майер из 53-й истребительной эскадры «Пиковый туз», на счету которого было 11 сбитых советских самолетов. Но сбила его не Литвяк, а летчик 620-го истребительного авиаполка капитан Г. В. Крюков. Вот как об этом сообщается в наградном документе на Крюкова (орфография сохранена): «Капитан Крюков вёл воздушный бой над районом Пролейская на исходе горючего, сбил в 10 часов 5 минут самолёт противника Ме-109F, который упал в 2 км восточнее Пролейской и без горючего посадил самолёт на свой аэродром. Пленный немецкий лётчик штабом 283-й ИАД был направлен в штаб 16-й Воздушной армии».

Однако самое поразительное в том, что, согласно официальным документам, в этот день Литвяк не сбивала Ме-109: 13 сентября в групповом бою, вместе со своими подругами - старшим лейтенантом Р. В. Беляевой, младшими лейтенантами Е. В. Будановой и М. М. Кузнецовой - она сбила бомбардировщик Ю-88. А вот в другом воздушном бою она уже лично сбила ещё один Ю-88 и, действительно, добила истребитель Ме-109, поврежденный Раисой Беляевой. Но произошло это, согласно тем же штабным документам 27 сентября, а в этот день немецкие истребители под Сталинградом не потеряли ни одного своего лётчика!

В общем, не было никакого холеного барона-полковника с Рыцарским крестом или тремя-четырьмя Железными крестами из отборной эскадрильи «Рихтгофен». Никто не дарил Литвяк золотые часы, не кричал яростно и не бросал перед ней свои награды, не вытягивался перед ней во фрунт, не склонял головы в почтительном поклоне и, тем более, не становился перед ней на колени. И всё это - всего лишь одна из самых красивых фронтовых легенд.

В современных книгах и средствах массовой информации множество и других, не менее красивых легенд о Литвяк. Утверждают, что после победы над немецким асом на капоте своего «Яка» она нарисовала большую белую лилию или розу и многие немецкие летчики, увидев этот цветок, уклонялись от боя. Рассказывают, что после каждой сбитой вражеской машины молодая привлекательная москвичка рисовала на фюзеляже своего самолета белые лилии. Говорят, что её позывной был «Белая лилия», что все называли её не иначе как «Белой лилией Сталинграда». Многие убеждены, что Литвяк вместе с другими пятью девушками создала эскадрилью, которая называлась «Белыми Розами Сталинграда» и, что эта эскадрилья стала для немецких летчиков настоящим кошмаром, что сама Лилия Литвяк была грозой Люфтваффе над Сталинградом и Ростовом, королевой асов всех времен и народов, что, увидев её самолет, перепуганные немцы вопили: «Ахтунг! В небе - «Белая лилия!!!». И так далее, и тому подобное. Надо ли объяснять, что ничего общего с действительностью все эти слухи и громкие титулы не имеют. Например, не найдено ни одной фотографии самолета Литвяк с изображением белой лилии, хотя фронтовые корреспонденты несколько раз фотографировали её рядом с самолетом. Не упомянул о каких-либо рисунках на самолете Литвяк и бывший техник 73-го гвардейского полка Н. И. Миньков, обслуживавший Як-1, на котором Литвяк произвела 42 боевых вылета. В частности, рассказывая о Литвяк и её самолете, он сообщил следующие интересные подробности: «На ручке управления самолетом (на верхней её части) было выцарапано две буквы «ЛЛ» (то есть Лиля Литвяк, это она выцарапала ножом во время дежурства), а на приборной доске вверху выцарапано слово «мама». Цвет обшивки самолета сероватый. Хвостовой номер самолета 18». Вот и всё. Ни о какой «Белой лилии» ничего не говорится…

Кстати, о бортовом номере Лилиного самолета, на котором она летала в последнее время. Как мы уже знаем из вышеприведенного текста, техник её самолета Н. И. Миньков упомянул о номере 18, другие же источники называют номер 23...

А вот ещё, сочиненные кем-то, удивительные истории о Литвяк: якобы, в боях она была дважды сбита над вражеской территорией и оба раза чудесным образом спасалась. Первый раз она, якобы, три дня пробиралась через линию фронта. Второе спасение было ещё более удивительным и, в послевоенной литературе эту историю описывают примерно следующим образом. Якобы, совершившую вынужденную посадку и выскочившую из кабины летчицу пытались захватить в плен солдаты «полевой жандармерии с собаками». Увязая в снегу, Литвяк отстреливалась из пистолета, естественно, «приберегая последний патрон для себя». Летчица уже прощалась с жизнью, как вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немцев огнем, он заставил их броситься на землю. Затем спланировал рядом с Литвяк и остановился, а летчик «с большой окладистой цыганской бородой», не вылезая из кабины, замахал ей руками. Подбежав к штурмовику, Литвяк втиснулась в тесную кабину и примостилась на коленях у пилота. Под огнем вражеских солдат, самолет пошел на взлет, и вскоре совершил посадку на аэродром Лилиного полка. Затем пилот одноместного штурмовика, почему-то, тут же улетел. Конечно, имени его никто спросить не успел, да и дату этого чудесного Лилиного спасения, все как-то запамятовали. Такая вот сентиментальная история. Правда, в наградных документах о вынужденных посадках Литвяк говорится совершенно по-иному. Так вот, согласно документам, 16 и 21 июля 1943 года Литвяк действительно совершала вынужденные посадки на фюзеляж, но не на вражеской территории, а на территории, занятой советскими войсками, в районе Куйбышево и села Новиковка. В газетах и журналах военной поры тоже ничего не сообщалось о чудесных спасениях Лили, хотя о ней и её подвигах писали довольно часто.

Кстати, по поводу боя 21 июля. Встречаются утверждения, что в том бою Литвяк сбили, и она спаслась на парашюте: «…её самолет загорается от огня противника и камнем летит к земле, беспорядочно вращаясь. Летчицу прижимает к борту истребителя. Встречный поток воздуха врывается в кабину, мешает дышать. Собрав силы, Лилия вывалилась из горящей машины и рванула кольцо парашюта…». Однако, в действительности, Литвяк посадила самолет «на пузо» в 700-900 метрах от передовой, и аварийной команде ночью удалось благополучно эвакуировать поврежденный истребитель.

В общем, опять приходится констатировать, что и на этот раз мы имеем дело с чьим-то явным сочинительством: не пробиралась Лиля трое суток по вражьим тылам, не гнались за ней собаки с фельджандармами, не стреляла по ним Лиля из пистолета, не спасал её неизвестный летчик-штурмовик «с большой окладистой цыганской бородой». Из горящего самолета она тоже не вываливалась и не рвала кольцо парашюта…

Много внимания в прессе уделяется одному эпизоду из боевой деятельности Лили, когда она сбила аэростат 31 мая 1943 года. Причем, все утверждают, что сбила она его в одиночку. На самом же деле, на боевое задание по уничтожению вражеского аэростата, Литвяк вылетела в паре с младшим лейтенантом И. И. Борисенко, который добил аэростат после атаки Литвяк. И за успешное выполнение боевого задания благодарность от командующего 44-й армии генерал-лейтенанта В. А. Хоменко была объявлена не только Литвяк, но и Борисенко.

Но, пожалуй, больше всего легенд связано с гибелью Лилии Литвяк. Многие исследователи и журналисты считают, что в последний день своей жизни 1 августа 1943 года она «совершила 4 вылета, сбила 2 самолета противника, 1 - в группе». Механик её самолета Н. И. Миньков также утверждал, что в день своей гибели Литвяк успела произвести три боевых вылета, и её роковой вылет уже под вечер был четвертым по счету. Примерно в это же время, в 16 часов 35 минут, 23-летний немецкий ас фельдфебель Ганс-Йорг Меркле из 52-й истребительной эскадры на высоте 3,5 км сбил Як-1. Это была его тридцатая и последняя воздушная победа, так как подбитый им советский истребитель, протаранил его самого и оба рухнули на землю примерно в 3 километрах восточнее деревни Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области. Заметим, что деревня Дмитриевка находится буквально в 6 км от хутора Кожевня, на окраине которого, как мы уже знаем точно, упал самолет Лилии Литвяк. Зная неукротимый нрав Лили, логично предположить, что, видимо, смертельно раненая очередью немецкого аса, она решила отомстить ему и, уже умирая, протаранила его своим самолетом, совершив свой последний подвиг. Очень красивая версия! Жаль, но документы не подтверждают этой героической версии, по данным документов всё произошло совсем по-другому. Приведем выдержку из оперативной сводки штаба 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии за 1 августа 1943 года, лишь слегка отредактировав её:

«В течение дня полк патрулированием в воздухе прикрывал наши войска и вылетал на сопровождение Ил-2 1-й гвардейской Сталинградской штурмовой авиационной дивизии.
С аэродрома совхоза им. Калинина летало 18 Як-1. Проведено три воздушных боя, в которых участвовало 18 Ю-88, 40 Ме-109, 3 Ю-87, 4 ФВ-190, всего 65 самолетов противника с нашими 30 Як-1.
Сбито 3 Ме-109 (Горхивер, Самохвалов, Евдокимов, Угаров)
1 Ю-88 (Борисенко)
1 Ю-87
10.40 – 11.50 9 Як-1 ведущий гвардии старший лейтенант Домнин… на высоте 4.500 метров встретили 30 Ю-88 и 18 Ме-109. С «мессерами» завязался бой. Гвардии старший сержант Евдокимов сбил один Ме-109. Гвардии старший сержант Мельницкий наблюдал падение одного Як-1 в 4-5 км восточнее Мариновки.
Гвардии младший лейтенант Литвяк, гвардии младший лейтенант Борисенко и гвардии сержант Табунов вели бой с 12 Ю-88. Борисенко зажег один Ю-88 и сел вынужденно в Дарьевке. Литвяк и Табунова он потерял в момент атаки бомбардировщика противника. В 1 км северо-восточнее Мариновки наблюдал падение одного Як-1, который при ударе о землю взорвался.
Гвардии сержант Табунов в паре с гвардии младшим лейтенантом Литвяк были атакованы 4 Ме-109 со стороны солнца. Первую атаку Табунов отбил, вторую отбить не успел и видел, как «мессера» сбили Литвяк, которая упала в районе 2 км северо-восточнее Мариновки. После чего Табунов продолжал вести бой вместе с Борисенко и отстал от него из-за недостатка горючего, произвел вынужденную посадку на аэродроме Барилокрепинская. По дозаправке вернулся в свою часть. Гвардии старший сержант Евдокимов с задания не вернулся. 2 августа Евдокимов вернулся с вынужденной посадки на аэродроме Новошахтинск.
Свои потери: два Як-1: гвардии младший лейтенант Литвяк и гвардии сержант Угаров сбиты в воздушном бою, летчики, по-видимому, погибли. Один Як-1 гвардии старшего сержанта Фомичева подбит в воздушном бою. Сел вынужденно на живот в поле, самолет требует ремонта, летчик имеет ушибы правой руки и правой ноги».

Как видим, о сбитых Литвяк самолетах в этом последнем бою ничего не говорится. Время её гибели тоже не совпадает с воспоминаниями Н. И. Минькова и других.

К сожалению, сводка не дает четкого ответа о судьбе Литвяк, после того, как её сбили. Поэтому, после освобождения территории, над которой был сбит самолет Литвяк, сослуживцы Лили ездили в тот район и искали следы летчицы, но ничего найти не смогли. Зато поползли смутные слухи о том, что летчица попала в плен и даже стала сотрудничать с врагом.

Так, летчик 85-го гвардейского истребительного авиаполка с характерной фамилией Баламут клялся-божился, что местные жители рассказывали ему, как в районе Чистяково приземлился советский самолёт-истребитель, лётчиком которого была худенькая, беленькая, прямоносая девушка. Якобы, её забрали фашисты, посадили в легковую автомашину и увезли в свою часть…

Известный советский ас Герой Советского Союза лётчик 9-го гвардейского истребительного авиационного полка Владимир Лавриненков, в августе 1943 года ненадолго попавший в плен, якобы, встречал там Литвяк. Об этом он, якобы, рассказывал Лилиной бывшей однополчанке Клаве Панкратовой…

А командир 586-го истребительного авиаполка подполковник Александр Гриднев, якобы, лично слышал по радио обращение Литвяк к советским солдатам: «Слушайте, говорит по немецкому радио Лиля Литвяк…» и, якобы, рукопись этого выступления он передал, кому следует и теперь она находится в Монинском архиве…

Тогдашний командир 31-го гвардейского истребительного авиационного полка Борис Еремин вспоминал: «О ее гибели ходили смутные слухи: говорят, дралась, попала в плен… Воззвания потом какие-то писала… Не знаю… Уже одно то, что эти девчата летали как летчики-истребители, заслуживает всяческой доброй памяти о них. Столько было брехни всякой – ужас! Выдумок бывает очень много, к сожалению».

В общем, слухов было много, и были они один невероятней другого, в результате чего представление Лилии Литвяк на звание Героя Советского Союза было отложено на многие годы…

Даже найденные в 1979 году останки Лили, подтвержденные судмедэкспертизой, не убедили многих людей, до сих пор верящих в то, что «Белая лилия» жива.

Так, на 55-ю годовщину Великой Победы телевидение показало телерепортаж из Швейцарии. В нем была представлена некая русская женщина, якобы, бывшая лётчица и «участница второй мировой войны». Как сообщалось, она дважды была ранена и теперь живёт далеко от Родины, мать троих детей. Телерепортаж видела бывшая лётчица 46-го гвардейского ночного бомбардировочного женского авиаполка Нина Распопова, которая узнала в женщине из Швейцарии Лилю Литвяк. Своей догадкой Распопова поделилась с другими ветеранами:

«Так что наша Лилька Литвяк жива, пусть не боится и приезжает через передачу «Жди меня» на встречу с оставшимися в живых лётчиками, которые смело сражались и победили матерого врага. Смело сражалась и сама Лиля Литвяк. Но говорят, что спас ее врач из Швейцарии, с ним она якобы и была помолвлена… И жить осталась в Швейцарии…».

Сенсацию тут же подхватили вездесущие СМИ: «…Лиле Литвяк удалось выпрыгнуть из горящего самолета. Она попала в плен, освобождена американцами, вышла замуж за шведа, проживает в Швеции, вырастила троих детей. Ехать в Россию стесняется, дескать, слишком много всего вокруг моего имени... И не получила она совершенно заслуженную Звезду Героя Советского Союза…».

Ну, что тут скажешь? Даже не хочется спорить и выяснять, в какой же стране проживает двойник Лилии Литвяк, - в Швейцарии или в Швеции.

В принципе, уже не удивляет множество легенд, связанных с именем Лилии Литвяк. Нет только ответа на вопрос: каковы же причины возникновения всех этих легенд? Ведь среди сотен других наших летчиц нет ни одной, с чьим именем были бы связаны какие-либо легенды. Почему же в народной памяти сохранились легенды исключительно о Литвяк? Только ли потому, что она была самой результативной по количеству сбитых вражеских самолетов?

Безусловно, Лилия Литвяк была отважной летчицей, много раз летала на боевые задания и имела на своем боевом счету воздушные победы. Правда, по поводу количества боевых вылетов, воздушных боев и сбитых самолетов существуют разные мнения. Так, официально признано, что она произвела 138 боевых вылетов. А по другим данным Лиля произвела 150 или 168 боевых вылетов. Утверждается также, что Литвяк участвовала в 69 или даже в 89 воздушных боях, но, и в том, и в другом случае, эти цифры фантастически завышенные. Нетрудно посчитать, что из общего числа произведенных ею боевых вылетов, больше ста вылетов она произвела на патрулирование в районе Саратова и Житкура, а также сопровождение транспортных самолетов Ли-2, причем боев с немецкой авиацией тогда не имела. Такая же неразбериха и в количестве воздушных побед. Так, многие утверждают, что Литвяк сбила 16 самолетов (в том числе четыре - в группе) и 1 аэростат. В представлении к званию Героя Советского Союза указано, что она сбила лично 6, в составе группы 6 самолетов и 1 аэростат. Есть данные о том, что на её счету 11 воздушных побед. По другим данным она сбила лично 5 самолетов, в группе 1 самолет, а также 1 аэростат. А по данным фундаментального справочника «Советские асы 1941-1945. Победы Сталинских соколов» известного исследователя М. Ю. Быкова боевой счет Литвяк составляет 5 личных воздушных побед и 3 победы в групповых боях, а также 1 аэростат. Кому же верить? Думается, данным М. Ю. Быкова, так как материалом для его справочника послужили исключительно документы, включая журналы боевых действий всех советских истребительных авиационных соединений и частей. Итак, мы остановились на том, что лично и в составе групп Лилия Литвяк одержала в общей сложности 9 воздушных побед (включая аэростат). Много это или мало? Думается, достаточно для того, чтобы назвать Лилию Литвяк лучшей летчицей среди женщин, воевавших на истребителях. Перефразируя одно очень известное изречение, о Лиле Литвяк можно высказаться и так: «Летчица-истребитель, комсомолка, спортсменка, наконец, она - просто красавица!».

Так может быть, причина возникновения легенд заключалась просто в необыкновенной внешности Лили? Ведь, как отмечают все, знавшие её, Литвяк была очень романтичной, нежной и привлекательной девушкой, всегда тщательно следила за своей внешностью, носила белый шарф из парашютного шелка и держала в кабине букеты свежих полевых цветов. Миниатюрная (всего 150 см!) стройная блондинка обращала на себя всеобщее внимание звонким смехом, обладала невероятным шармом и являлась для всех образцом женственности и обаяния. Может быть, именно поэтому, красавица с загадочным лицом настолько окуталась героическим ореолом и тайнами, что люди готовы поверить во все легенды связанные с ней? Ведь всем хорошо известна истина, согласно которой красивым женщинам не только многое прощается, но и многое приписывается. Не правда ли?

1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной женщиной-пилотом времён Великой Отечественной войны. Всего за год участия в воздушных боях она осуществила 186 вылетов, одержав 12 личных побед и четыре - в составе группы. Литвяк, известная как Белая Лилия Сталинграда, долгое время считалась пропавшей без вести. Точное место её гибели было установлено лишь спустя несколько десятилетий, а звание Героя Советского Союза посмертно лётчице присвоили только в 1990 году. О боевом пути Белой Лилии Сталинграда - в материале RT.

  • Советская лётчица Лидия Литвяк у своего истребителя
  • РИА Новости

Рождённая летать

Связать свою жизнь с небом Лидии Литвяк было суждено буквально с рождения. Она появилась на свет в Москве 18 августа 1921 года — во Всесоюзный день авиации. О самолётах девочка мечтала с детства. В 14 лет она записалась в аэроклуб и уже через год впервые самостоятельно подняла в небо крылатую машину. Образование продолжила в Херсонской авиационной школе Осоавиахима СССР, после окончания которой была направлена на работу в Калининский аэроклуб. Там она успела лично подготовить 45 курсантов. Но Лидия стала стремиться на фронт. Чтобы попасть в ряды военных лётчиков, девушка даже пошла на хитрость, приписав себе часы налёта.

  • Самолёты У-2 Калининского аэроклуба. Лето 1935 года © Wikimedia Commons

В 1942 году Лидия Литвяк была зачислена в состав 586-го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны. Службу, как и некоторые другие лётчики, не имеющие диплома о выпуске из военного училища, изначально проходила в звании сержанта. Освоив истребитель Як-1, Лидия занималась патрулированием воздушного пространства в районе Саратова и сопровождением транспортных самолётов. Но в начале августа она попала на фронт и открыла свой личный боевой счёт под Сталинградом, сбив бомбардировщик Ju 88. 13 сентября в ходе своего второго боевого вылета Литвяк лично сбила ещё один бомбардировщик, а работая в паре — истребитель Ме-109. В сентябре Лидия была переведена в 437-й истребительный авиационный полк.

  • Як-1 © Wikimedia Commons

«Як-1 был далеко не самой удачной машиной. И то, что Лидия Литвяк сразу же начала на нём весьма результативно воевать, свидетельствовало о редком сочетании умения и везения», — заявил в беседе с RT историк и писатель Дмитрий Хазанов.

Белая Лилия Сталинграда

На фюзеляже своего самолёта Лидия попросила нарисовать белую лилию. Вскоре за ней закрепились прозвище Белая Лилия Сталинграда и позывной Лилия-44. Одержав ещё ряд воздушных побед, Лидия Литвяк была на некоторое время переведена в оперативное подчинение 9-го гвардейского истребительного полка.

«Это было везение и признание заслуг. В 9-м полку служили лучшие лётчики-истребители, некоторые из них дважды стали Героями Советского Союза. Там можно было многому научиться», — рассказал Хазанов.

По информации биографов Лидии, лётчик одного из сбитых ею истребителей успел эвакуироваться с парашютом и попал в плен к советским войскам. Им оказался немецкий барон, одержавший до этого, по его словам, около 30 воздушных побед. Он не мог поверить, что его сбила девушка, и был шокирован, когда Белая Лилия жестами показала ему некоторые детали боя, известные только пилотам.

В конце 1942 года Лидию Литвяк перевели служить в 296-й истребительный авиационный полк. 11 февраля 1943 года она снова сбила в ходе одного вылета два самолёта: лично — Ju 88, а в составе группы — истребитель FW 190. Однажды в ходе боёв самолёт Литвяк был подбит и приземлился на занятой врагом территории. Но сослуживцы помогли ей вернуться к своим. 23 февраля 1943 года сержант Лидия Литвяк была награждена орденом Красной Звезды.

22 марта в районе Ростова-на-Дону Белая Лилия сбила немецкий бомбардировщик, а затем, прикрывая товарищей, вступила в бой сразу с шестью истребителями противника.

«Её машина держалась в воздухе буквально на честном слове и на одном крыле. Сама Литвяк получила ранение в ногу, но всё же сумела привести самолёт на аэродром», — отметил в беседе с RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов.

В 1943 году Белой Лилии было присвоено звание младшего лейтенанта.

Победы и потери

Сразу несколько побед Лидия Литвяк одержала в мае 1943-го. Помимо истребителей противника, она смогла уничтожить аэростат — корректировщик действий артиллерии, к которому другие самолёты не могли приблизиться из-за плотного огня средств противовоздушной обороны. Белая Лилия подлетела к нему с тыла против солнца и сбила.

Однако в том же месяце у Лидии произошла личная трагедия. Незадолго до этого она вышла замуж за своего ровесника — командира эскадрильи 296-го полка Алексея Соломатина, у которого была ведомой. 1 мая он был награждён звездой Героя Советского Союза, а 21-го — погиб в авиакатастрофе прямо на глазах у супруги и сослуживцев.

  • Алексей Соломатин © Wikimedia Commons

«Потеряв любимого человека, Лидия не опустила руки, а стала сражаться ещё более яростно», — отметил Хазанов.

В июле 1943 года она одержала ряд новых побед и, даже получив ранение, не захотела обращаться в госпиталь. Однако 19 июля её ждала новая утрата. В бою над Донбассом Литвяк была подбита вместе со своей близкой подругой Екатериной Будановой. Лидия успела выпрыгнуть с парашютом, а Екатерина смогла посадить самолёт, но уже на земле скончалась от полученных ран. По числу воздушных побед Буданова уступала только самой Белой Лилии.

  • Лётчицы 586-го истребительного авиационного полка Лидия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова
  • РИА Новости

По воспоминаниям однополчан, после этого инцидента Лидия всё чаще стала говорить, что у неё возникло ощущение приближающейся гибели.

1 августа 1943 года в ходе боёв в районе реки Миус Литвяк совершила четыре боевых вылета и сбила два вражеских самолёта лично, а один — в составе группы. Во время последнего вылета её самолёт был подбит и упал, однако детально рассмотреть, что же с ним произошло, сослуживцы не смогли из-за сильной облачности.

«Большое исключение»

Лидия Литвяк была представлена к званию Героя Советского Союза, но получила его не сразу. Одно время в прессе циркулировала информация, что это произошло якобы потому, что Лидию обвиняли в сдаче в плен врагу. Однако подобные доводы сомнительны, отмечают историки, поскольку в сентябре 1943 года младший лейтенант Лидия Литвяк была награждена орденом Великой Отечественной войны I степени с припиской «посмертно» и повышена в звании до лейтенанта, хотя официально и считалась пропавшей без вести.

Также по теме


«Умру, а подлецом не буду»: за какие подвиги подпольщик Иван Кабушкин был удостоен звания Героя Советского Союза

4 июля 1943 года в минской тюрьме гитлеровцы расстреляли легендарного советского подпольщика Ивана Кабушкина по прозвищу Жан. Он лично...

Чтобы окончательно установить судьбу Белой Лилии Сталинграда, потребовались десятилетия. Как выяснилось позднее, её останки были обнаружены только в 1969 году у хутора Кожевня, но личность тогда определить не смогли. Лидию похоронили в братской могиле как «неизвестную лётчицу». И только в 1970-е годы юные поисковики из города Красный Луч опознали в погибшей Лидию Литвяк.

После завершения всех необходимых процедур в 1988 году имя лётчицы увековечили на месте захоронения, а в приказ Главного управления кадров Народного комиссариата обороны от 1943 года Министерство обороны СССР внесло изменения, свидетельствующие о том, что Лидия Литвяк не пропала без вести, а погибла при выполнении боевого задания. 5 мая 1990 года ей были посмертно присвоены звание Героя Советского Союза и звание старшего лейтенанта.

«По традиции, сложившейся ещё в годы Первой мировой, асом считается лётчик, сбивший более пяти самолётов противника. На счету Лидии Литвяк было 12 личных побед и ещё четыре — в группе. За десять месяцев она совершила 186 боевых вылетов и провела 69 боёв. Её мастерство ценили настолько, что включили в особую группу «свободных охотников» — лётчиков-экспертов, которым командование доверяло самостоятельный поиск и уничтожение самолётов противника. В одном из приказов о её награждении автор документа, не стесняясь в выражениях, написал: «Для неё нет невыполнимых задач», — рассказал Сергей Белов.

  • Гитлеровский самолёт, сбитый в бою над Сталинградом
  • РИА Новости

По словам Дмитрия Хазанова, подразделения истребителей, сформированные из женщин-лётчиц, в годы Второй мировой войны были только в Красной армии. Девушки при этом выдерживали такие перегрузки, какие порой не могли вынести даже мужчины.

«Лидия Литвяк была отважной лётчицей, прекрасно стреляющей в воздухе, что дано очень немногим», — подчеркнул эксперт.

По словам семикратной абсолютной чемпионки мира по самолётному спорту, лётчика-инструктора I класса Светланы Капаниной, управлять самолётом женщине до сих пор на порядок тяжелее, чем мужчине, не говоря уж о периоде Великой Отечественной войны.

«Вести самолёт девушке очень тяжело физически. Поэтому в небе — это не правило, а большое исключение», — подытожила специалист.