Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

«Крик» Эдварда Мунка. История самой загадочной картины-рекордсмена. Экзистенциальный ужас картины "крик" эдварда мунка Мунк крик история картины

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Национальная галерея Норвегии в г. Осло.

«Крик» Эдварда Мунка (1863-1944 гг.) знают все. Слишком значительно его влияние на современное массовое искусство. И, в частности, на кинематограф.

Достаточно вспомнить обложку видеокассеты «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.

С чем же связана такая популярность картины? Как образу из XIX века удалось «пробраться» в век XX и даже XXI? Попробуем разобраться.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. , Париж

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.


Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».


Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.


Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.


Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».


Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Типичен ли «Крик» для Мунка?

«Крик» - это не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его творческой коллекции немало вампиров и убийц.



Слева: Вампир. 1893 г. Музей Мунка в Осло. Справа: Убийца. 1910 г. Там же.

Изображение персонажа со скелетоподобной головой тоже было Мунку не в новинку. Такие же лица с упрощенными чертами лица он уже рисовал. За год до этого они появились на картине «Вечер на улице Карла Иоанна».


Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 г. Коллекция Расмуса Мейера, Берген

Вообще Мунк сознательно не прорисовывал лица и руки. Он считал, что любую работу нужно смотреть на расстоянии, чтобы воспринять её целиком. А в таком случае не важно, прорисованы ли ногти на руках.


Эдвард Мунк. Встреча. 1921 г. Музей Мунка, Осло

Тема моста была очень близка Мунку. Он создал бесчисленное количество работ с девушками на мосту. Одна из них хранится в Москве,

Картина «Крик», созданная предположительно в конце XIX - начале XX века, обрела невероятную популярность в наше время. Ее неоднократно пародировали, создавали комиксы и переосмысленные наброски. Образ с картины использовался в рекламе, мультфильмах, видеороликах. Идея маски из фильма ужасов «Крик» была навеяна именно этим полотном. Существуют легенды о проклятии картины - вокруг нее много загадочных заболеваний, смертей, таинственных случаев.

Писал ли это полотно Винсент Ван Гог? Картина «Крик»изначально называлась «Крик природы».

Художник Ван Гог

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот (Нидерланды). Кроме него, в семье пастора было еще пять детей. И только один из них, младший брат Тео, имел огромное значение в жизни Винсента. Тео всю жизнь финансировал брата, он единственный верил в его гениальность.

Ван Гог по семейной традиции пробовал себя в роли комиссионера в художественно-торговой фирме, был проповедником и преподавателем. Потерпев неудачу на этих поприщах, он обратился к искусству.

Обучаясь живописи, Ван Гог копировал полотна мастеров прошлых веков. Изучал тонкости ремесла на примере гениальных художников. При этом он создал свой неповторимый авторский стиль.

Приобщение к живописи

К 30 годам Ван Гог полностью посвятил себя живописи. В пейзажах, натюрмортах, портретах, художник искал свой цвет и свет. Он часто работал на природе - под жарким солнцем или на пронизывающем ветру. Ван Гога стремительно ухудшилось. Он несколько раз проходил лечение в психиатрической клинике. Художник понимал, что участившиеся приступы и галлюцинации свидетельствуют о скорой кончине.

Он яростно принимается за работу, изображая светлый и прекрасный мир («Жатва», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», «Долина Ла-Кро»). В периоды тоски и одиночества проявляется совсем другое настроение картин («У врат вечности», «Ночное кафе в Арле», «Прогулка заключенных»). Когда смотришь на эти полотна, создается ощущение, что в таком же состоянии была создана картина «Крик». Ван Гогачастосчитают автором этого шедевра. Верно ли это утверждение?

Его единственная продажа при жизни - картина «Красные виноградники в Арле». Оставаясь непонятым современниками, художник обдумывает самоубийство. 29 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь из пистолета. Ван Гог всегда понимал, что его время ограничено. Он работал из последних сил, отдавая себя искусству. Музей в Амстердаме, посвященный творчеству безумного художника, ежегодно собирает толпы туристов и поклонников.

Осознавая свою гениальность, был ли счастлив в жизни Ван Гог? Картина «Крик» полна звенящего ужаса и безысходности. Но кто автор этого полотна?

Картина «Звездная ночь»

Одной из самых Ван Гога, помимо полей и подсолнухов, является полотно «Звездная ночь». Известен факт, что она была написана в психиатрической лечебнице Сен-Реми. В периоды улучшения состояния здоровья художнику разрешалось рисовать.

Брат Тео позаботился о том, чтобы Винсенту была выделена отдельная комната для занятий живописью. Ван Гог изображал местные пейзажи и цветы с натуры. Но «Звездная ночь» была написана по памяти. Движения звезд изображены широкими мазками - светящиеся огни словно кружатся по спирали в причудливом танце. Тонкие ветви кипариса тянутся в вышину небес. И под этим загадочным небосводом замер поселок, окруженный синевой неба.

Что хотел сказать своим полотном Ван Гог? Картина «Крик» напоминает стилем «Звездную ночь». Те же и внутреннее беспокойство - ничтожность человека перед мощью природы. Ощущение беды, надвигающееся отчаяние проглядывают сквозь космическую необъятность бытия.

Реальность или измененное состояние?

В среде искусствоведов и психиатров по сей день ведутся споры о том, насколько правдиво видел реальность Винсент Ван Гог. «Крик» - картина необычная. Она явно указывает на деформацию сознания художника.

Поздняя живопись Ван Гога является плодом исследований творчества душевнобольных. Психиатры, далекие от эволюции искусства, называют живопись художника плодом измененного сознания. Они утверждают, что реальность в его полотнах проходит сквозь призму нездорового состояния. Необычность стиля указывает на патологию психического состояния.

Мнение искусствоведов

Историки искусств, наоборот, сходятся в мнении, что живопись Ван Гога - это проявление гениальности. Неповторимый стиль, основанный на классике и импрессионизме, указывает на индивидуализм художника. В перерывах между приступами безумия и галлюцинаций Ван Гог проявлял удивительную точность в постановке художественных целей и задач. Его самоконтроль подчеркивает ясность мышления в момент творчества.

Средство для создания воображаемого мира - такой видит свою живопись Ван Гог. Картина «Крик» пронизана мрачным предчувствием беды. Дребезжащее марево на вопль ужаса на переднем плане - это поистине мистическое предчувствие будущей катастрофы.

История с ухом

Поль Гоген, был другом Ван Гога. В 1888 году они решили провести вместе зиму в Арле. Вспыльчивость обоих живописцев, их бурные ссоры привели к беде. В полубезумном состоянии Винсент после скандала с Гогеном отрезал себе ухо - так гласит одна из версий поступка художника.

По другой версии, совместное распитие алкоголя и жаркие споры о живописи привели к небольшой потасовке между приятелями. Может быть, это Гоген отрезал Есть вариант, что у художника было отрезано не все ухо, а только мочка.

Существует еще одна версия, по которой Ван Гог страдал отитом. Сильная боль, совместные распития алкоголя с Гогеном и их ссоры сподвигли Винсента на такой способ избавления от страданий.

Легенда о проститутке, из-за которой поспорили два товарища, закончилась неприятным инцидентом с ухом. Такой вариант развития событий пришелся по душе творческим людям. Именно эта версия конфликта легла в основу книги и фильма о Ван Гоге.

Самая банальная версия происшедшего: после бурного застолья наутро Винсент случайно отрезал себе ухо. Во время бритья сильный тремор рук привел к нелепому случаю, который стал визитной карточкой художника.

Существует ли связь между этим событием и образом полотна «Крик»? Главный герой картины, зажав руками уши, отчаянно вопит от боли. Такая характеристика картины Ван Гога «Крик» невозможна по той простой причине, что он не является ее автором.

Таинственная картина

Картина «Крик» написана в период между 1893 и 1910 годом. Полыхающее зарево неба, жуткое отчаяние в глазах главного героя, нереальность всего происходящего - автор находился в состоянии полного душевного смятения. Можно ли допустить, что картина «Крик» - Ван Гога?

Замечены некоторые особенности этого таинственного полотна. Когда человек "взаимодействует" с картиной, у него внезапно начинаются проблемы. У некоторых людей умирали родственники, кто-то сходил с ума или впадал в длительную депрессию.

Чаще всего жертвами картины становились работники музея. Им больше всех приходилось контактировать с полотном. Известна трагическая история о сотруднике, который случайно уронил картину. Начавшиеся сильные боли в голове довели несчастного до самоубийства. Другой работник музея для чистоты эксперимента потрогал картину. Вечером он сгорел заживо в собственном доме. Насколько правдивы эти истории? Достоверно это неизвестно. Но отрицательная энергетика картины ощущается даже на репродукции.

Учитывая алкоголизм и душевное заболевание, можно допустить, что картина «Крик» - Ван Гога. Фото полотна доносит до зрителя волну безысходности. Но истинным автором является другой художник.

Описание картины «Крик»

На полотне изображена реальная местность. Она находится в городе Осло, рядом с клиникой для душевнобольных. В ней лечилась от недуга сестра автора картины.

Кричащая фигура на полотне вызывает разные ассоциации. Ее сравнивают со скелетом, мумией или эмбрионом. Главный герой картины вопит от отчаяния, охватившего его. Болью и страхом веет от волнообразных линий пейзажа. Они, словно в мареве, дребезжат на высокой ноте, рождая диссонанс с воплем героя. Политональным аккордом пронизанакартина «Крик». Ван Гога (описание,эмоции, общий стиль шедевра)недаром считают автором полотна. Судя по всему, его душевное состояние было схоже с тем, в котором написал свою картину Эдвард Мунк.

Кто написал «Крик»?

Эдвард Мунк - норвежский живописец, театральный художник, график, теоретик искусств является автором «Крика». Возможно, что общий стиль полотна навеян творчеством нидерландского художника. Космические вибрации на заднем плане словно рисовал Ван Гог. Картина «Крик»находится в Национальной галерее и Музее Мунка (г. Осло, Норвегия).

Эдвард Мунк создал несколько вариантов шедевра в желании избавиться от своего мучительного ощущения. Мост на полотне, две фигуры на заднем плане - единственная реальность того хаоса, в который погружается главный герой. Безучастность этих фигур подчеркивает полное одиночество человека перед страхом и тоской.

Художник: Эдвард Мунк
Название картины: «Крик»
Картина написана: 1893 г.

Размер: 91 × 73,5 см

Картина Эдварда Мунка «Крик»

Художник: Эдвард Мунк
Название картины: «Крик»
Картина написана: 1893 г.
Картон, масло, темпера, пастель
Размер: 91 × 73,5 см

Картина «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник.

Продажа этой картины когда-то установила абсолютный рекорд на рынке искусств и на торгах аукциона «Сотбис» в частности. Ожидаемая высокая цена на знаменитую картину оказалась выше, чем предполагали самые смелые эксперты! Впрочем, этот рекорд вскоре был побит...

«Крик» - самое известное произведение мастера, общеизвестный знаковый образ в живописи XX века. Мунк передает внезапно охвативший героя ужас через цветовую гамму и с помощью извивающихся линий, которые словно опутали кричащего человека.

Уже в начале карьеры выставка Мунка вызвала скандал и была досрочно закрыта: публика оказалась не готова воспринимать тяжелую атмосферу его полотен.

Страдавший душевным расстройством Мунк видел мир по-особому: он привнес в живопись отрицание гармонии цветов и форм, насытил свои работы философией разочарования и одиночества.

Картина «Крик» однажды побывала в руках похитителей: в 2004 году вооруженные злоумышленники похитили полотно из музея. Картина пострадала - на ней остались следы влаги, холст был надорван. И несмотря на это коллекционеры посчитали за честь иметь «Крик» в своем собрании.

23 января мир искусства отмечает 150 лет со дня смерти норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Самая известная из его картин - "Крик" - была выполнена в четырех вариантах. Все полотна этой серии окутаны мистическими историями, а замысел художника до сих пор не разгадан до конца.

Сам Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил "крик природы". "Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы", - эти слова выгравированы рукой художника на рамке, обрамляющей одно из полотен.

Искусствоведы и историки по-разному трактовали то, что было изображено на картине. По одной из версий, кроваво-красным небо могло стать из-за извержения вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет - это явление можно было наблюдать в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884. Мог его наблюдать и Мунк.

По другой версии, картина стала плодом психического расстройства художника. Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, всю жизнь его мучали страхи и кошмары, депрессии и одиночество. Свою боль он пытался заглушить алкоголем, наркотиками и, конечно же, переносил ее на холст - четырежды. "Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь", - писал Мунк о себе.

Экзистенциальный ужас, пронзительный и панический - вот, что изображено на картине, утверждают искусствоведы. Он такой сильный, что буквально обрушивается на зрителя, который сам вдруг превращается в фигуру на переднем плане, закрывающую голову руками - чтобы защитить себя от "крика", реального или вымышленного.

Некоторые склонны видеть в "Крике" пророчество. Так, сопредседатель совета директоров аукциона Sotheby"s Дэвид Норман, которому посчастливилось продать одну из картин серии за 120 миллионов долларов, выразил мнение, что Мунк в своих работах предрек 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Существует поверье, что все версии "Крика" прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными случаями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотнами, заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картинам недобрую славу. Однажды служащий музея в Осло случайно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее, и в конце-концов он покончил с собой. Посетители музея до сих пор поглядывают на картину с опаской.

Фигура не то человека, не то призрака в "Крике" также вызывала множество споров. В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм высказал курьезное мнение, что бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Другим комментаторам она напоминала скелет, эмбрион и даже сперматозоид.

"Крик" Мунка нашел отражение в массовой культуре. Создатель знаменитой маски из фильма "Крик" был вдохновлен именно шедевром норвежского экспрессиониста.

Эдвард Мунк в конце XIX века сильно взбудоражил художественное сообщество своими работами, выходившими далеко за рамки общепринятых норм того времени. Он отказался от царящего в кайзеровской Германии натурализма в пользу символа и эмоции, вызвав порицание со стороны многих состоявшихся художников и восхищение молодых творцов, во все времена жаждущих нового. Как рассудило время — новаторство Мунка было не стремлением выделиться, а проявлением неповторимого стиля, вершиной которого стала картина «Крик».

Рисование для Мунка было не просто ремеслом или увлечением — это было его страстью, настоящей болезнью, излечиваться от которой он категорически не желал. Состояние созидания художник описывал как опьянение, и трезвость, в данном контексте, нисколько не привлекала его. В результате он создал огромное количество произведений: гравюр, рисунков и картин. Продуктивность художника поистине поражает — одних лишь полотен маслом он написал более тысячи.


Мир воспринимался художником как не самое радужное место. Отчаяние, пессимизм и трагичность — именно так можно охарактеризовать его мироощущение. Именно эти эмоции и проступают на работах Мунка, но не в формах болезненной фобии, а как философская реакция на действительность.

Но философию в картинах мастера бывает порой трудно рассмотреть за бурей эмоций: вместо реальных предметов его полотна полны контрастных пятен, пространство размыто, а лица больше похожи на скорбные маски, выступающие символами человеческого горя. В такой манере выполнена серия его работ «Фриз жизни», которой художник посвятил около тридцати лет жизни. Именно к этой серии принадлежит и «Крик», которому предшествует «Отчаяние».

История создания картины была описана самим автором: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу ».

Именно «Крик» стал самой известной работой Эдварда Мунка. Почему безликий силуэт, издающий вопль отчаяния, вошел в резонанс с массовым сознанием? Ответ кроется в самом вопросе. Практически каждому более-менее чувствительному человеку, обремененному интеллектом и сознанием, живущему в социуме — периодически приходится испытывать то самое отчаяние, страх, ощущение бессилия. Картина — это апогей психического обобщения. Внимательно всмотритесь в напряженную маску, беззвучно вопящую от нестерпимого психологического напряжения на фоне размытого, но не менее напряженного фона.

Всмотритесь и прислушайтесь к своим ощущениям. Абстрагируйтесь от имени автора, сиюминутного момента и самого смысла происходящего. Прочувствуйте весь тот ужас, что вложил художник в свой беззвучный крик. Позвольте ассоциациям провести параллели с вашим собственным опытом, обнажить вашу душу, нежную и трепетную, изнывающую от бессмысленности и тщетности, уставшую и разочарованную, изнасилованную чужой грубостью и безразличием. Выплесните все это через зрительный образ крика и оставьте его на холсте. Раз и навсегда.