Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Конспект урока по литературному чтению для начальных классов "А. Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"". Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению "Читая А.Линдгрен "Малыш и Калсон" план-конспект занятия (4 класс) на тему Крош

Учитель МАОУ СОШ № 16 города Березники, Пермского края Маркив Ольга Дмитриевна

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Учебник «Литературное чтение» О.В.Кубасовой, 4 класс, 1 часть. Раздел 1 «Что за прелесть эти сказки». Третий урок.

Цель: научить понимать основную мысль произведения А.Линдгрен через поступки и состояния героев.

Задачи:


  1. Формировать читательские компетенции через акцентное вычитывание текста

  2. Воспитывать сострадание к близкому человеку, желание помочь
Формируемые УУД.

Регулятивные. Обучающиеся учатся формулировать учебную задачу, контролировать её выполнение и оценивать себя по итогам работы

Познавательные. Обучающиеся учатся находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксируя её с помощью схемы, анализировать поступки героя с опорой на систему вопросов и оценивать их, определять основную идею произведения, задавать вопросы.

Коммуникативные. Обучающиеся получат возможность высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, задавать вопросы по прочитанному материалу.

Оборудование. Презентация, политическая карта Европы, карточки с именами героев и описанием чувств.

Ход урока

1 этап. Мобилизующий
Учитель. Какой у нас сейчас урок?

Ученики. Урок литературного чтения.

Учитель. Для чего нужны уроки литературного чтения?

Ученики. На них мы знакомимся с интересными произведениями, узнаём об авторах, учимся оценивать поступки героев, высказывать своё отношение к ним, т.е. учимся быть внимательными читателями.

Учитель. Какое произведение мы изучаем? Кто автор?

Ученики. А.Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

Учитель. Кто назовёт и покажет на карте страну, в которой жила писательница?

(Ученики показывают Швецию)
2 этап Актуализация знаний
Учитель. Какие сведения о писательнице запомнили? (демонстрируется портрет и книги А.Линдгрен) Слайд 2,3

Ученики. Написала более 100 книг, произведения напечатаны в 60 странах, получила медаль от королевства Швеция за литературные достижения. В Стокгольме ей поставлен памятник.

Учитель. Скажите, а как вы поняли, что действие, описанное в данном произведении, происходит в Швеции?

Ученики. Использованы нерусские имена – Бертиль, Нильс, Мэрта, географические названия – Сёдертелье, Линьянскуген с.121

Учитель. У Астрид Линдгрен было большое любящее сердце, которое понимало детей как никто другой. Много раз в своих сказках она затрагивала судьбы одиноких детей. Она знала, что одиночество - это понятие несовместимое с детством, но она также знала и о том, что, к сожалению, многие дети с этим сталкиваются.

Связаны ли эти сведения с изучаемым произведением? Ученики. Да, главный герой одинок.

Учитель. Можно ли сформулировать тему урока словами одного из героев?

Ученики. «Скучно жить одному, ведь, правда?» с 122

Учитель. Кто из героев так говорит?

Ученики. Нильс

Учитель. Какие задачи поставим на урок?

Ученики. Проследить, как герою удалось справиться с одиночеством.

Учитель. Как мы это будем делать?

Ученики. Через работу с текстом

Учитель. Значит, вторая задача на урок?

Ученики. Учиться работать с текстом.

(Задачи появляются на слайде) Слайд 4

3 этап. Анализ произведения.
Учитель. К какому жанру относится данное произведение?

Ученики. Это волшебная сказка

Учитель. Что здесь сказочного? Ученики. Волшебный гвоздик, превращения, волшебные заклинания, сказочные существа.

Учитель. Но она совсем не похожа на такие привычные нам, русские волшебные сказки. Здесь много реального. Что именно, назовите? Ученики. Мальчик Бертиль. Он одинок, у него умерла сестра, родители работают на фабрике, есть квартира, в которой Бертиль живёт с семьёй
1 часть

Учитель. Как вы думаете, семья Бертиля живёт богато или бедно?

Ученики. Бедно, т.к. им приходится работать, они не могут позволить нанять няню, мало книжек, печку они топят только утром и мало, т.к. к обеду уже уходило всё тепло.

Учитель. Какие чувства вызывает у вас Бертиль?

Ученики. Сочувствие, жалость, сострадание

Учитель. Почему вам его жаль? Зачитайте нужные эпизоды в первой части.

Ученики. Ему нечем заняться, на улице холодно – не погулять, пообщаться не с кем, дома неуютно. Слайд 5

Учитель. (Приглашает к столу) Выберите карточки со словами, описывающими чувства Бертиля. (На доске появляются карточки)


Бертиль ль


одинокоьль


тоскливо
холодноьль

2 часть

Учитель. Кто пришёл на помощь мальчику? Кто он такой?

Ученики. Это домовой. Его зовут Нильс. Слайд 6

Учитель. Что поразило Бертиля в Нильсе? Найдите ответ на с.120


скучно
Нильс
Нильс
Учитель. Что вы узнали из 2 части про этого маленького человечка? Ученики. Летом он жил под корнями дерева, сейчас живёт в крысиной норке, в которой нет мебели и очень холодно. Учитель. Послушайте диалог Бертиля и Нильса (читают двое учеников, заранее подготовленных, с. 122 -121) и ответьте на вопрос, почему Нильс, едва познакомившись, приглашает Бертиля в гости? Ученики. Он видит в нём родственную душу, ему также холодно скучно, одиноко (На доске появляются карточки)


скучно


одиноко


холодно

3 часть

Учитель. О чём говорится в 3 части? Ученики. О том, как Бертиль спустился к Нильсу в норку, став маленьким

Учитель. Я предлагаю объединиться в малые группы и придумать вопросы к данной части. Помните, что вопросы бывают простые – по сюжету и объясняющие. Или по-другому: тонкие и толстые. 1, 2,3 группы придумывают тонкие вопросы, 4,5 группы – толстые. (Ученики работают в группах) Примеры вопросов. Какой была комнатка? Что в ней находилось? Почему Бертиль решил спуститься к Нильсу? Почему ему захотелось помочь? Какие чувства испытал Бертиль к Нильсу?


жалеет
Учитель. Назовите слова, которые выражают отношение Бертиля к этому маленькому человечку?


захотелось помочь
(Появляются карточки)


заботится

Физминутка для глаз Слайд 7

4часть, 5 часть


жалеет
Учитель. Давайте вспомним, как Бертиль заботился о Нильсе.


жалеет
Ученики. Приносит дрова (ими служат спички), еду, мебель, помогает делать уборку. (Слова подтверждают, зачитывая эпизоды) Слайд 8

Учитель. Как ему это удавалось?


жалеет
Ученики. Он превращался в маленького

Учитель. Был ли в этой части кульминационный момент? Зачитайте с.125-126 Нильс просит Бертиля о помощи?

Ученики. Нет. Учитель. Как это характеризует Нильса? Ученики. Он скромный. Учитель. Тогда зачем мальчик всё это делает: ради интереса превращения или почему-то ещё? Ученики. Он желает помочь, сделать добро, ему нравится заботиться.

Учитель. Почему он дарит Нильсу кукольную мебель своей погибшей сестры Мэрты, ведь он мог принести какую-нибудь коробочку?

Ученики. Мэрта была дорога ему, она его родной человек, а сейчас её нет и Нильс теперь для него очень дорог

Учитель. Скажите, мальчик что-то просит взамен?

Ученики. Нет, Бертиль помогает Нильсу бескорыстно, он не ищет никакой выгоды.

Учитель. Кому так помогают?

Ученики. Другу

Учитель. Бертиль считает его своим другом. Какие чувства он сам испытывает, заботясь о своём друге?


радость
Ученики. Мальчику радостно (Появляется карточка в столбике Бертиль)

Учитель. А что чувствует Нильс?


радость
Ученики. Он очень рад (Появляется карточка в столбике Нильс)

Учитель. Отчего ему радостно? Ученики. Появился друг. Преобразилась комнатка. В ней стало тепло, чисто, уютно.

Учитель. Какими словами автору удалось показать, что маленький человечек несказанно рад всем появившимся вещам? Поработаем группами . Каждая группа перечитывает свою страницу и приготовится зачитать классу найденные слова и выражения.

(Ученики работают группами: 1 группа – с. 127, 2 группа – с.128, 3 группа – с.129, 4 группа – с. 130, 5 группа – с. 133) Слайд 9

4 этап. Обобщение и связывание информации.


жалеет
Учитель. Давайте вернёмся к нашей схеме


захотелось помочь

Бертиль

Нильс


заботится
радость
радость
скучно
тоскливо
одиноко
холодноьль
холодно
одинокоьль

Учитель. Что объединяло героев?

Ученики. Одиночество, тоска

Учитель. Что изменилось в их жизни?

Ученики. Бертиль теперь не одинок, ему есть о ком заботиться, он приобрёл друга. Нильс в тёплой комнатке. Он тоже счастлив от того, что есть с кем проводить время.

Ученики. Малыш, крошка, человечек.

Ученики. Он, хоть маленький, но он – друг, и о нём можно заботиться

Учитель. Вспомните, где мальчик прячет Нильса?

Ученики. Под рубашкой у сердца, т.к. Нильс согрел его душу, в которой поселилась тоска и одиночество.

Учитель. Прочитайте об этом на с.136.
5 этап. Итог урока

Учитель. Давайте вспомним, какие задачи ставили? (Ученики называют) Как герою удалось преодолеть одиночество?

Ученики. Принимая участие в судьбе другого, заботясь о маленьком человечке.

Учитель. Задачей творчества Линдгрен было нести утешение детям и помогать им в преодолении трудных жизненных ситуаций. И она писала сказки о детях, которые смогли победить одиночество, болезнь, непонимание, разлуку, чтобы настоящие, живые дети прочитали эти истории, получили надежду и знали, что они тоже могут справиться со своей бедой.

Учитель. Только отдавая себя, ты не будешь одинок.
6 этап. Рефлексия



    1. Я умею находить в тексте информацию. Да нет

    2. Я умею задавать вопросы. Да нет

    3. Я умею слушать собеседника. Да нет
Учитель. Кто обвёл все «да»? Вы сегодня – самые внимательные читатели. Молодцы!

Домашнее задание. Выберите понравившийся диалог и разыграйте с другом.

«Ломоносов в литературе» - Строгая иерархия жанров. ДРЛ XI-XVII в. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. 1759 год – Ломоносов пишет «Рассуждения о большой точности морского пути». Вопросы: -Деление литературы на строго определенные жанры произведений; В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».

«Малыш и Карлсон» - И Карлсон своим поведением показывает нам, как поступать не следует. Каким был Малыш до встречи с Карлсоном? Каким был Карлсон? И друга уважают не за внешние данные, а за душевные качества. Мне кажется каждый из вас хотел бы иметь такого друга. Нам легче увидеть чужие недостатки, чем свои. Ворчливым, обидчивым, сладкоежкой, хвастливый.

«Поэзия Ломоносова» - Награды имени Ломоносова. Разработал первую научную грамматику русского языка. Серьезно занимался русской поэзией. Средний стиль. Ломоносов закончил реформу русского стихосложения. Личность Ломоносова. Научные и технические слова. Поэтическое творчество. Реформа стихосложения. 22 года работал он в Академии наук.

«Биография Лондона» - Участие в походе безработных. Военный корреспондент. Сборники рассказов. 1902 год – поездка в Англию в качестве корреспондента. Творческий кризис. Джек Лондон. Имя при рождении. Книги. Путешествие к Соломоновым островам. Покончил жизнь самоубийством. Путешествия Джека Лондона. Поездка на Аляску. Путь к творчеству.

«Линдгрен» - Волшебница из Швеции. Астрид Линдгрен. Урок по творчеству шведской писательницы А.Линдгрен. Произведения А.Линдгрен. Обучение читателей. Составление кроссворда. Задание «Юные грамотеи». Формы работы на уроке. Составление библиографического списка литературы. Любимые сказочные герои произведений. Награждение победителей.

«Луконин» - Хожу, дымлю, а ты стоишь на месте, Так можно оказаться на мели. Волга дымит полыньёй, не застыла, Хочет быть на виду. Секретарь правления СП СССР (с 1971). Волга, слышишь меня? От слов таких совсем могу отчаяться, На рёбра ляжет вьедливая ржа. Хочу я к простору припасть снеговому В свете ясного дня.

Всего в теме 13 презентаций

Астрид Линдгрен – это поистине сказочница номер один в нашем мире. И даже те, кто никогда не слышал этого имени, прекрасно знают ее героев – Карлсона и Малыша (а также «домомучительницу» фрекен Бок), Пеппи Длинныйчулок, Эмиля из Леннеберги, принца Мио, разбойницу Ронью…

Мои студенческие годы совпали с периодом, когда стали активно издавать произведения этой шведской писательницы. Было куда потратить стипендию. Могу похвастаться, что в моей домашней библиотечке собраны все сказки Астрид Линдгрен, кроме «Братьев Львиное сердце». Остальное все есть. Целый сказочный мир.

Еще тогда, полжизни назад, большим открытием для меня стали маленькие сказки Линдгрен. Такие изящные, отточенные, до краев наполненные чудесами, светом и грустью, пониманием того, как непроста наша жизнь, и яркой, чарующей надеждой на то, что обязательно, непременно все будет хорошо…

Только один недостаток был у моей книжки: в ней отсутствовали картинки. Вот почему сейчас, когда подрастает сын, у нас дома появилась новая книга сказок Астрид Линдгрен. Большая, иллюстрированная, красочная, насквозь пронизанная волшебством.

Мальчикам и девочкам

Что мне всегда нравилось в творчестве Линдгрен, так это его универсальность. Если некоторые писатели создавали сказки и повести преимущественно для девочек (вспомнить хотя бы Лидию Чарскую) или приключенческие истории для мальчиков (серия Шклярского о Томеке), то у Линдгрен всегда выдерживался баланс между персонажами – мальчиками и девочками, приключениями и романтикой, колдовством – и баловством. Не заскучаешь!

Каждому юному читателю наверняка понравятся истории об отважном Петере, что защищал куклу Мимми от свирепого разбойника Фиолито и его банды, или приключения Йорана, который лихо управляется с автобусом, трамваем и большим строительным ковшом.

А девочкам наверняка придутся по душе и принцесса Лиса-Лотта с ее набитой игрушками детской, и маленькая эльфа, шьющая платье из носового платочка, и разноцветное жемчужное ожерелье куклы Мимми, и хлопоты выдумщика Бертиля, который обустраивает комнатку крошечного домового, превращая спички в дрова, зубную щетку в швабру, а маленькую чашечку для желе – в самую настоящую ванну для купаний.

Каждая сказка – как будто готовый сценарий для будущей игры. Хочешь – кукольный домик мастери или бусы для куклы нанизывай, а хочешь – с деревянным мечом прокрадывайся в сумерках по дому: не прячется ли там, в темноте, грозный разбойник с большими усами? Не хочет ли украсть сокровища?

Между светом и тьмой

Нужно отметить, что для своих историй Астрид Линдгрен всегда брала за основу наш, реальный мир. Она редко создавала какую-то особенную сказочную страну с волшебными героями. Нет, действие почти всех ее сказок происходит в Швеции, в Стокгольме или других городах, и герои ее совершенно реальны: обычные люди, взрослые и дети, со своими проблемами, сложностями, страхами, болезнями.

И вот в этот-то обыденный, такой знакомый и не такой уж радужный мир и вкрадывается волшебство. Чьи-то тихие шаги слышатся под кроватью, какой-то странный человечек в большой шляпе стучится в окно четвертого этажа, проезжающий мимо старичок оказывается волшебником, из подаренного семечка вырастает на грядке кукла…

Волшебство всегда начинается неожиданно, исподволь, тихонько.

И если его не спугнуть – дарит много радости и приключений.

Читаешь такие сказки – и невольно прислушиваешься: кто там шуршит под твоей собственной кроватью? Кошка? Мышка? А может быть, маленький домовой?

Кстати говоря, эти волшебные создания у Линдгрен ничуть не отличаются от людей, и жизнь у них порой тоже не сахар. У каждого свои горести и заботы, порой так похожие на наши, человеческие. Крошка Нильс Карлссон снимает комнатку у крысы, за корку сыра в месяц. Дорого, но что поделать!

Сам знаешь, как трудно найти маленькую квартирку.

Нильс голодает и мерзнет, потому что печка есть, а вот топить нечем. Да и поесть не каждый день доводится…

Горько плачет цветочная Эльфа, потому что у нее нет платья для бала.

Крошечные Петер и Петра, из маленького народца, перестают ходить в школу, потому что переезжают в другой район: «мама сказала, что там жилье получше». А они так любили кататься на коньках! Но каток теперь слишком далеко, чтобы они добрались туда…

Да, в сказочной стране все, как у людей. Может, потому заботы и нужды этих вымышленных персонажей мы воспринимаем так близко к сердцу: ведь нам очень легко их понять!

Совсем как взрослые

Да и дети, главные герои сказок Линдгрен, взрослеют довольно рано, сталкиваясь с болезнями, голодом, нуждой, одиночеством.

Йоран из сказки «В стране между Светом и Тьмой» уже год лежит в постели с больной ногой, и родители опасаются, что он уже никогда не сможет ходить.

У Бертиля из сказки «Крошка Нильс Карлсон» умерла сестричка, а сам он целыми днями просиживает дома, пока мама и папа работают на фабрике.

Родители Бритты-Кайсы из сказки «Мирабель» не могут купить дочери куклу, о которой она мечтает.

Это совершенно невозможно, ведь все деньги, которые папа выручал за овощи, уходили на одежду, еду и другие необходимые вещи.

И маленькая Майя из сказки «Принцесса, которая не любила играть в куклы», отдавая принцессе свою драгоценную и горячо любимую куклу Крошку в обмен на другую, рассуждает по-взрослому умудренно:

Да, вздохнула она, – надо же подумать и о Крошкином счастье. Так чудесно, как здесь, у меня дома ей никогда не будет.

Обыденность и чудо, реальность и волшебство, заботы и радости, – все в сказках Линдгрен переплетено так тесно, что поневоле веришь в них, в этих маленьких ниссе, эльфов, волшебников и разбойников, говорящих кукол и странных человечков, что в сумерках забирают детей в Страну, которой нет.

Воображаемые друзья

Не думаю, что Астрид Линдгрен специально ставила себе такую задачу, но так уж получилось, что почти все ее сказки – об одиноких или больных, не очень счастливых детях – и об их воображаемых друзьях. Просто образцовая иллюстрация к статье в учебнике по психологии. И если детский взгляд на сказки очевиден: «Домовые и эльфы существуют!!!», то взрослый (особенно психолог) мог бы прочитать все эти сказки и по-другому, трезво и скептически.

Бертиль сидит целыми днями дома один – вот и придумал себе друга-домовенка, и таскает кукольную мебель из шкафа умершей сестры и играет в куколки, разговаривая с ними, как с живыми…

Йоран прикован к постели – вот и придумывает себе воображаемую Страну, Которой Нет, где больные ноги и неспособность ходить не имеют никакого значения, и где Йоран исполняет все свои заветные мальчишеские мечты: летает по воздуху, отлично танцует, объедается карамельками, водит трамвай.

Гуннар и Гунилла болеют уже четыре недели и от скуки придумывают, будто деревянная кукушка в часах – не простая, а волшебная: она летает по делам, несет золотые яйца и покупает детям подарки к Рождеству.

Лена теряет подаренный ей красивый платочке и придумывает, что его забрала эльфа для бального платья…

Барбру чувствует себя такой заброшенной и ненужной с тех пор, как у нее появился младший брат, что придумывает себе воображаемую сестру, живущую в волшебной подземной стране под розовым кустом:

Папа больше всех любит маму, а мама больше всех любит моего маленького брата, который родился прошлой весной. А Ильва-ли любит только меня!

Астрид Линдгрен хорошо понимала детей, их чувства, желания, мечты и страхи. Поэтому в ее историях редко встретишь беззаботного и счастливого ребенка, ее персонажи чаще – задумчивые, немного грустные, понимающие всю сложность жизни… И даже принцесса Лиса-Лотта, у которой есть все, что угодно, и даже больше, – она тоже грустит, печалится, не хочет играть…

Тема: А. Линдгрен. « Карлсон, который живет на крыше »

Цель: рассказать о дружбе обыкновенного мальчика по прозвищу Малыш и необыкновенного Карлсона, научить любви и терпимости к тем, кого любить трудно; вызвать интерес к содержанию произведения, желание прочитать произведение полностью; развивать читательские навыки, прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты (задачи урока):

Предметные: чтение и анализ отрывков из повести А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».

Личностные: воспитывать чувство любви и добра, терпимости, умение с юмором относиться даже к тем, кого считают невоспитанным, умение дружить и быть верным другу.

Системно-деятельностные: умение рассуждать о дружбе, привести примеры из прочитанных книг; умение выбрать из текста главное и пересказать, сохраняя языковые особенности, уделяя внимание деталям описанных действий; умение работать в коллективе (группе).

Ход урока

1. Организационно мотивационный момент. Слово учителя.

Писательница Астрид Линдгрен написала для вас, ребята, чудесную книгу «Малыш и Карлсон». Одиноким и несчастным чувствовал себя Малыш, пока к нему не стал прилетать забавный и добродушный, неистощимый на выдумки толстяк Карлсон, который живет на крыше.

Все окружающие считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Однако сам Малыш ни минуты не сомневается в существовании своего замечательного друга. Причем он уверен, что, несмотря на наличие у Карлсона пропеллера, позволяющего ему летать, Карлсон - его товарищ по играм. И действительно, Карлсон - самый обыкновенный толстый человечек, сластена, проказник, отчасти эгоист. Он постоянно ищет забав. Но если дело дойдет вдруг до беды, Карлсон всегда выручит, не под ведет. К тому же он умен, находчив, по-своему добр, старается защищать слабых.

Прочитаем о дружбе Малыша и Калсона.

2. Чтение текста.

3. Анализ содержания. Где жил Малыш, в каком городе? (Стокгольме.) Описал ли автор внешность Малыша? (Нет.) Какая была мечта у малыша? (Иметь собаку.)

Можем ли мы сказать, какой был Малыш? (Добрый, мечтательный, любящий животных.) Где стоял Малыш? (У окна.) О чем он думал? (О собаке.) Что насторожило Малыша? (Жужжание.) Почему Карлсон летал кругами вокруг Малыша? Что можно предположить? Он боялся Малыша или присматривался к нему? Почему Малыш стоял, не шелохнувшись? Какие чувства он при этом испытывал? Что значит «дух захватило»? (Это когда тяжело дышать от избытка чувств, сильных переживаний.)

Какой была первая встреча Малыша с Карлсоном? Каким Малыш увидел Карлсона? Понравился ли он ему?

(У Карлсона рыжие волосы, голубые глаза, пухлые ручки, и сам он не худой. Самое главное, у него была кнопка на животе и пропеллер на спине. Карлсон умел летать. У него был домик на крыше. И это было самым фантастичным!)

4. Анализ характера и поведения нового друга Малыша.

Каким оказался по характеру Карлсон? Что в нем нравилось и что не нравилось Малышу?

(Противный, капризный, невоспитанный, вечно требующий вкусной еды... Каждое мгновение он готов проказничать, и не всегда невинно. Конечно, это не нравилось Малышу. Но с Карлсоном было всегда так интересно!

Ведь Карлсон для Малыша - не отпетый хулиган и заводила в рискованных играх, а скорее одинокий ребенок, который нуждается в ласке, участии и семейном тепле. Карлсон - веселый, добрый, хороший товарищ. Но, как и у любого человека, у него были и минусы. Малыш, несмотря на свой маленький возраст, жалеет Карлсона и прощает ему многое.)

Найдите в тексте доказательство того, что Карлсон очень рассудительный человечек, он непрестанно дума ет и рассуждает. Какие словечки Карлсона вам понравились? Почему? Что в проделках Карлсона вызывает смех?

Докажите, что с одной стороны, Малыша увлекают проказы Карлсона, а с другой - он начинает протестовать, когда шалости переходят дозволенные границы.

Дайте характеристику Малышу. Каким представляется вам герой? (Образ Малыша показан писательницей в развитии. Герой непрестанно думает и рассуждает. Он очень добр, щедр, уступчив. В нем все время происходит внутренняя борьба. Малыш обожает животных и очень хочет иметь собаку. Он уважает старших, помогает слабым.)

Как, вы думаете, Карлсон повлиял на воспитание Малыша? (Карлсон повлиял на Малыша положительно. Он помог ему раскрыться и научил его нескольким своим фразам: «Пустяки, дело житейское», «Спокойствие, только спокойствие».) Сделайте вывод: почему книга о Карлсоне так нравится вам? (Все произведение пронизано добротой, тонкой иронией и юмором. В нем много шуток, ярких, запоминающихся выражений.)

О чем это произведение? (О дружбе, мальчику нужен друг и он его нашел.)

5. Работа с иллюстрацией . Давайте рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен на иллюстрации? Таким ли вы представляли себе Карлсона? Прав ли художник, изобразив такого героя? Как бы вы нарисовали этого смешного человечка?

6. Подведение итогов урока. Что вы узнали нового? Понравились ли вам герои? Чем именно? Чему научила вас эта книга?