Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Какие отношения были в семье Простаковых? В комедии " Недоросль ". Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Комедия «Недоросль» – гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, чьи имена в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов пьесы является мать недоросля Митрофанушки – госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает негативное отношение, а местами и насмешку читателей. Тем не менее, сам образ является тонко психологичным и требует подробного анализа.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как уже было сказано выше, Митрофан был единственной отрадой Простаковой. Чрезмерная любовь женщины вырастила из него «маменькина сынка». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать лет он все еще напоминает маленького ребенка, который капризничает и бегает гонять голубей вместо того, чтобы учиться. С одной стороны, чрезмерная забота и огораживание сына от каких-либо забот реального мира может быть связана с трагичной историей семьи самой Простаковой – один ребенок не восемнадцать. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, чтобы Митрофан оставался большим слабоумным ребенком.

Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).

В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Простакова как носитель устаревшей морали

В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.

Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой

В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.

По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.

Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своём сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»

Тест по произведению

Что можно сказать о ме­тодах воспитания в семействе Простаковых?

Человек не рождается на свет плохим или хорошим, нрав­ственные качества, характер, интересы и наклонности фор­мируются в семье. Многое зависит от родителей, от той ат­мосферы, что царит в доме. Поистине, воспитание - это «ве­ликое дело: им решается участь человека…».

Проблеме воспитания в семье русского помещика посвя­щена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». С первой же реп­лики автор вводит нас в атмосферу русской помещичьей усадь­бы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образован­ностью, держит в подчинении все свое семейство. Достается от своенравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофа­на, старой Еремеевне. В речи Простаковой преобладают бран­ные выражения, она грубо обращается со своими дворовыми, подавая тем самым негативный пример собственному сыну. Так, Еремеевна для нее - «бестия», портной Тришка - «скот». Единственный человек, на которого обращена ее любовь, - ее сын Митрофанушка.

Это недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его - гонять голу­бей. Митрофан не особенно жалует науки, он не слишком ус­пешен в них. В речи его присутствуют разговорные выраже­ния: «така дрянь», «авось-либо». Госпожа Простакова,же, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные ка­чества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания пла­чевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонра­вен, хитер. В этой сцене мы видим, что он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах.

Герой предстает в этой сцене любимцем всего своего се­мейства. Для отца он - «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.

Героем-резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум, персонаж, не присутствующий в данной сцене. Однако мы считаем нужным упомянуть о нем, раскрывая ав­торскую позицию в комедии. «Вот злонравия достойные пло­ды!» - восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в пьесе авторские взгляды, утверждая, что достойное воспита­ние должно быть залогом благосостояния государства. Обра­зование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний че­ловеческих - «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Ско­тинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка - все в этой комедии, по замечанию Н.В. Гоголя, «кажется чудовищ­ной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души».

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

В эпоху царствования Екатерины II была написана комедия «Недоросль». В то беспокойное время был век крепостничества, и практически все помещики угнетали и унижали своих крестьян. Это доказывают речи г-жи Простаковой: «Разве я не властна и в своих людях?», «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?» и Скотинина: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?».

В ту эпоху было множество таких дворянских семей, как Простаковы, подлых, двуличных и трусливых. Они пресмыкались перед старшими по чину и званию, но, как бы в отместку, тиранствовали и издевались над своими крестьянами. Крепостным жилось очень плохо: почти всё заработанное у них отнимали в виде оброка помещики, и почти всё они отрабатывали барщину у хозяев. Недаром многие крестьяне пытались бежать. И все эти зверства происходили почти в каждом поместье.

Центральная героиня комедии – г-жа Простакова. Её суть видна в речи, например, любимое ругательство – «скот». Она управляет хозяйством. Колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Но в образе Простаковой есть и хорошая черта, хоть и доведённая до абсурда. Эта «презлая фурия» очень любит своего сына и искренне заботится о нём. В конце пьесы, преданная Митрофаном, она становится униженной и жалкой. И нам тоже её жаль.

Простакова в семье главная, об этом свидетельствует хотя бы то, как Скотинин, Простаков и Митрофан представляются перед Стародумом: «Это я, сёстрин брат», «Я жёнин муж», «А я матушкин сынок».

Благодаря говорящим фамилиям, мы можем определить характер героев. Скотинин любит свиней и говорит, как на скотном дворе. Его речь переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью свиней. Например: «Да и своих поросят завести хочу», «Коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светёлку». И гордится этим: «Ну, будь я свиной сын, если…».

Речь положительных героев не столь ярка, и это в первую очередь связано с тем, что они не используют разговорные, просторечные фразы. Для книжной речи тех лет и речи образованных людей того времени было характерно отсутствие эмоций. Чёткость, правильность, однообразие – вот отличительные черты речевых характеристик положительных героев.

У таких семей, как Простаковы, нет будущего. Жизнь состоит из постоянного развития и движения вперёд, а они низкоразвитые, достигли своего совершенства, очень низкого по отношению к другим и, особенно, образованным людям.

жил во время царствования Екатерины II. Эпоха ее царствования была довольно мрачной. Это было время, когда эксплуатация крепостных крестьян приняла такую форму и дошла до такого предела, что крестьяне оказались на грани бунта. Екатерина II боялась народной вспышки и поэтому старалась успокоить народ, издавая всевозможные указы, которые способствовали бы уменьшению суровости помещиков. Она хотела приостановить рост народного гнева. Но испытавшие страх дворяне и помещики, наоборот, требовали от нее ужесточения крепостничества.

Сам Фонвизин также опасался полной свободы крестьян, но, как и все просветители того времени, был обеспокоен их невыносимым положением. И в комедии «Недоросль» на первое место была вынесена тема произвола помещиков. Все действия происходят в имении помещиков Простаковых.

Полновластной и неограниченной хозяйкой в этом доме является сама госпожа Простакова. Следует заметить, что она единственная в пьесе, которой присвоено звание «госпожа». Все остальные герои имеют лишь имена или фамилии. Свое звание госпожа Простакова подтверждает тем, что господствует она нагло, деспотично и с полной уверенностью в своей безнаказанности.

Пользуясь сиротством Софии, она завладевает ее имением и, не спросив согласия девушки, принимает решение выдать ее замуж.

Отношение к крепостным крестьянам показывает весь характер Простаковой, жестокий нрав. Она твердо убеждена, что имеет право оскорблять и наказывать крестьян: они для нее существа низшей породы. При этом она еще их и обдирает. Все ее благосостояние держится на ограблении крепостных. Скотинину она жалуется на то, что, отобрав у крестьян все, что было у них, большего она не может содрать. И слово подобрала такое страшное, как она сама.

С самого утра порядок в имении наводится только бранью, побоями: «С утра до вечера, — жалуется Простакова, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Унижение своих домочадцев, прислуги и крестьян доставляет ей удовольствие. На вопрос Еремеевны, сколько полагается жалованья, Простакова отвечает с издевкой, но со слезами: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день».

Но как только Простакова чувствует силу другого человека, она тут же становится трусливой и подобострастной. Она очень груба с Софьей, но с возвращением Простакова моментально меняет и тон, и поведение. Она валяется в ногах у Правдина, который решает отдать ее под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам. А когда вымаливает прощение, то тут же решает отыграться на своих слугах, которые упустили Софью: «Простил! Ах, батюшка! ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке».

Не отстает от своей сестры и ее брат Скотинин. Он в точности копирует ее крепостническую практику: «Не будь я Тарас Скотинин, — заявляет он, — если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою…, а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». Его отношение к крестьянам такое же, как и у сестры, даже слово «сдеру» они употребляют оба. Помещики, подобные Простаковой и Скотинину, были типичным явлением того времени. В своем умственном развитии такие господа стоят настолько низко, что их можно уподобить только животным.

Госпожа Простакова, урожденная Скотинина, и в комедии все время сравнивается с собакой, Скотинин же — со свиньей. Да и сами они называют себя скотами. «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» — спрашивает Простакова. Брат ее постоянно признается, что любит свиней: «Люблю свиней…» И сын Простаковой , по словам матери: «… до свиней сызмала такой же охотник… Бывало, увидя свинку, задрожит от радости». Выходит, что скоты обладают людьми, — вот та проблема, которую Фонвизин осмелился поднять в своей комедии.

Фонвизиным был совершен переворот в области комедийного языка. Вся неправильность языка невежественных героев пьесы была им сохранена: «котора», «голоушка», введены также были и пословицы и поговорки. А бранные слова и вульгаризмы с уст Простаковой не сходят: «скот», «харя», «каналья», «… раздернула ему рыла по уши» и многое другое звучит на протяжении всей комедии.

Простаковы и Скотинины считают себя умными людьми, но никто из них даже читать не умеет. Они и учиться наукам не хотят и убеждены, что все это не нужно и бесполезно. «Без науки люди живут и жили», — заявляет Простакова. Обучение своего сына она доверяет отставному солдату Цыфиркину, кучеру немцу Вральману и недоучившемуся семинаристу Кутейкину.

Сын Простаковой Митрофан — один из главных героев комедии, он изображен Фонвизиным как величайший лентяй. Но то, что он такой, не вина его учителей, а результат воспитания родителей. Не зря писатель дал ему такое имя, потому что «Митрофан» в переводе с греческого значит «подобный матери». Он и действительно похож на свою мать, от которой он перенял презрение к труду, знаниям и людям, грубость и хамство, жадность. Именно такое скотское воспитание дала своему сыну Простакова.

Все представления о жизни у Простаковых связаны только с деньгами. По их убеждению, все высокие должности существуют только для обогащения. Отец Простаковой был воевода лет пятнадцать и по ее словам «… не умел грамоте, а умел достаточек нажить». Все преимущество «благородного» сословия, по понятиям Простаковых и Скотининых, состоит в возможности обирать зависимых от них людей.

Помещики развращены крепостничеством, они превратили своих крестьян в рабов, с которыми можно делать все, что душе угодно. Но и сами они превратились в скотов, потеряли все человеческое — совесть и честь.

Творчество этого драматурга очень важно, потому что образы Фонвизина прошли через всю последующую литературу.

Проблема воспитания детей, наследия уготовленного стране, играло важную роль в обществе в старину и остаётся актуальна по сей день.Члены семьи Простаковых чужие друг другу люди. Они совсем не похожи на крепкую, любящую семью. Госпожа Простакова груба, властолюбива, лицемерна. Она потомственная дворянка. Следуя образцу предков, барыня пользуется своей бесконтрольной властью над крепостными крестьянами, неоправданно жестоко к ним относится, подавая дурной пример сыну, она унижается пред власть имущими и знатными людьми, что выражает её рабскую сущность.

Господин Простаков, полностью подверженный влиянию жены и подчинённый её слову, недалёк, апатичен, мягкотел. В отношениях родителей Митрофана царит неуважение, порождённое тотальным матриархатом, пренебрежением закона о подчинении жены, хранительница очага, мужу - главе семейства.Митрофан ленивый, беспечный юноша 16-ти лет, ни к чему не стремящийся и не задумывающийся о собственном будущем. Он предстаёт занеженным маменькиным сынком.

Зная, кто в доме хозяин, пользуется безграничной, слепой любовью матери для удовлетворения своих прихотей. Простакова же, ни в чём не ограничивает сына, видя его счастье в богатстве и праздности. Зная о сложностях государственной службы, она «позволяет» Митрофану насладиться последними беспечными годами жизни. Время проходит, дети растут, а родители, готовя их к тяжёлой взрослой жизни в соответствие со своими идеалами, нередко воспитывают по своему образу и подобию. Дети наследуют от родителей привычки, образ мысли и жизни.

«Злонравие» Митрофана есть прямое следствие дурных качеств его родителей. Всё окружение главного героя антидобродетельно, так откуда взяться у него чести, состраданию?

Возможно это вас заинтересует:

  1. 1.Тема проекта: «Наша дружная семья» 2.Актуальность проекта Проблема духовно-нравственного воспитания человека всегда была и остается актуальной – в любую историческую эпоху и в любом государстве....

  2. Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание -- одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя...

  3. Внеклассное мероприятие «ПАПА, МАМА, Я – ОЛИМПИЙСКАЯ СЕМЬЯ» Цель проведения: Формировать здоровый образ жизни у детей и их родителей в условиях школы. Задачи: Популяризация семейных...

  4. Простакова – дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы...

  5. Прочитав комедию Фонвизина «Недоросль», познакомившись с ее героями, лишний раз убеждаешься в том, какое огромное влияние оказывает общество, семья на воспитание человека, на формирование его...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 565 просмотров
    • - 11 062 просмотров
    • - 10 650 просмотров
    • - 9 827 просмотров
    • - 8 733 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;