Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Как определить вид предложения по эмоциональной окраске. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске












Словарная работа. Эмоция – душевное переживание, чувство. Эмоциональный – 1) насыщенный эмоциями, выражающий их; 2) подверженный эмоциям. Задание: составить со словом эмоции 2 словосочетания так, чтобы в первом слово эмоции было главным, а во втором – зависимым.


Конспект. Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится … Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится …


Конспект. Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются какие-либо чувства -произносятся с эмоциональной интонацией -в конце предложения ставится! Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются какие-либо чувства -произносятся без эмоций -в конце предложения ставится. ?




Задание: записать предложения, поставить в конце знак завершения, определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. 1.Откуда снег в эту пору 2.Хорошо в лесу 3.На долгие годы запомнился мне прощальный клич прекрасных птиц 4.Не разоряйте муравейников 5.Дослушайте фразу до конца Самостоятельная работа. Упражнение Найти границы предложений, поставить знак завершения. 2.Подчеркнуть грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). 3.Определить вид предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.


Эмоционально насыщенные предложения, произносящиеся с особой интонацией, называются восклицательными. Все функциональные типы предложений могут быть восклицательными. Например: повествовательно-восклицательные предложения: Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс! (Маяковский);

вопросительно-восклицательные предложения: Что может быть пленительнее раннего детства, прожитого на Украине! (Паустовский); побудительно-восклицательные предложения: Друзья, давайте видеться почаще! (Ваншенкин).

Восклицательные предложения по своей структуре могут быть как простые, так и сложные, как двусоставные, так и односоставные, и особенно нечленимые, так как в последних преобладает выражение чувств (Ах! Увы! Боже мой! Батюшки! и т. п.).

Кроме восклицательной интонации, восклицательные предложения характеризуются наличием в их составе междометий, местоимений и наречий (какой, такой, как, так, что за и др.), приобретающих свойства эмоционально-усилительных частиц. Например: О жизнь моя, как ты мне дорога! (Винокуров); О, я недаром в этом мире жил (Заболоцкий); Ох, как пели веселые сосны, как звенели они на ветру! (Наровчатов); - Что за чудесный пес! - ликовал я (Куприн).

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Простое предложение - центральная коммуникативная единица синтаксиса. Оно обладает определенной структурой (строением), обусловленной его семантикой.

По характеру логико-синтаксической членимости простые предложения делятся на членимые (двусоставные и односоставные) и нечленимые, среди которых наиболее ярки междометные предложения. По наличию / отсутствию второстепенных членов членимые предложения делятся на распространенные и нераспространенные.

По структурной и семантической полноте членимые (двусоставные и односоставные) предложения делятся на полные и неполные.

Система структурно-семантических типов простого предложения. Основную классификационную систему структурно-семантических типов простого предложения образуют членимые (двусоставные и односоставные) и нечленимые предложения.

Заснеженный зимний лес может получить оценку в виде следующих предложений: Лес как сказка! Чудесно! Ах! Выбор одного из структурно-семантических типов и его лексическое наполнение определяются субъективными факторами, среди которых наиболее важными являются характер членимости мысли в сознании говорящего, его эмоциональное состояние, лексический запас и т. д.

Эти предложения имеют общие и отличительные признаки. Их объединяет то, что все они являются коммуникативными единицами и имеют двучленную семантическую структуру (есть предмет мысли (речи) и его характеристика: «определяемое» и «определяющее» «высказывание чего-то о чем-то»), а отличает прежде всего их строение: в первом (двусоставном) предложении Лес как сказка! есть подлежащее и сказуемое; во втором (односоставном) Чудесно! есть только сказуемое; в третьем (нечленимом) Ах! нет ни подлежащего, ни сказуемого.



Двусоставное предложение построено по схеме: П + С («сущ. + как + сущ.»), схему односоставного предложения создает лишь сказуемое (гибридное слово, сочетающее свойства прилагательного и категории состояния); структурная схема нечленимого предложения не может быть представлена в терминах членов предложения - можно лишь отметить, что слово, создающее нечленимое предложение, является междометием.

В основе деления предложений «по структуре» лежат семантические различия, среди которых наиболее существенными являются различия в форме выражаемой мысли и в оформлении предикативности и предикативных отношений.

Предметом мысли (речи) является лес - определенная ситуация (реальная действительность), которая отражается в сознании в виде суждений, понятий и наглядно-чувственных образов (логических и психологических категорий). Способ отражения действительности в мысли и определяет различие форм мысли, выражаемых в наших предложениях: Лес как сказка! Чудесно! Ах!

В двусоставном предложении выражается типичное логическое суждение.

В односоставном предложении выражен словом лишь предикат. Предмет мысли (речи) не назван, но он отражен в сознании в виде наглядно-чувственных образов (восприятий, ощущений и представлений).

Таким образом, степень членимости мысли, характер мысли обусловливают степень синтаксической членимости предложений, характер их структурных схем и способ выражения компонентов схем.



Все структурно-семантические типы предложений обладают предикативностью, так как то, о чем сообщается в них, мыслится как реальное в настоящем времени. Однако очевидно, что нечленимые предложения существенно отличаются от двусоставных и односоставных тем, что в них не выражены модальность и синтаксическое время глагольными формами. Ограничения в формальном выражении проявляются у нечленимых предложений и в оформлении предикативных отношений.

В заключение особо выделим следующие положения:

1. Наиболее общее деление на предмет речи (мысли) и его предикативную характеристику свойственно всем структурно-семантическим типам простого предложения. Подлежащее двусоставного предложения соотносится обычно с субъектом логического суждения.

В односоставных и нечленимых предложениях предмет мысли (речи) входит в их семантическую структуру или в виде суждений (при наличии контекста), или в виде наглядно-чувственных образов, если предметом мысли (речи) является окружающая действительность (ситуация).

2. У двусоставных предложений - самый большой список структурных схем, компоненты их имеют самый абстрактный характер, наиболее свободны от лексико-грамматических и лексических значений слов, реализующих структурные схемы. Компоненты односоставных предложений больше связаны с лексико-грамматическими разрядами слов - частями речи, с лексико-семантическими группировками слов. У нечленимых предложений - максимальная связь с лексикограмматическими разрядами слов и их значениями.

3. Наибольшей степенью эмоциональности характеризуются нечленимые (междометные) предложения. Двусоставные реже бывают восклицательными, чем односоставные.

Понятие о членах предложения . При описании и изучении простого предложения и его разновидностей выделяются члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство).

Члены предложения - это структурно-семантические компоненты предложения, связанные друг с другом синтаксическими отношениями.

Как и само предложение, члены предложения многоаспектны, поэтому глубокое и всестороннее изучение их предполагает учет всех аспектов предложения.

В конкретном предложении (высказывании) члены предложения выступают и как носители логических значений, и как структурные, строевые элементы предложения, и как выразители «данного» и «нового», и как носители лексических значений слов и т. д.

Структурные свойства членов предложения включают способ их выражения, характер связей, синтаксическую позицию (место).

Общим свойством, объединяющим все структурно-семантические признаки, является то, что они представляют собой внешние, формальные средства выражения семантики членов предложения.

Структурно-семантическая емкость членов предложения с точки зрения строгих классификационных критериев - свойство отрицательное, а с точки зрения функциональной - чрезвычайно важное,

Морфологизованные члены предложения - это члены предложения, выраженные теми частями речи, для которых данная синтаксическая функция является первичной, основной. Неморфологизованные члены предложения - это члены предложения, выраженные теми частями речи, для которых данная синтаксическая функция является вторичной.

В результате устанавливается следующая соотносительность: для подлежащего типичны существительные в им. п. и личные местоимения; для глагольного сказуемого - спрягаемая форма глагола; для именного - существительные в им. п. и прилагательные; для определения - прилагательные и причастия (в полной форме); для дополнения - существительные и местоимения в косвенных падежах; для обстоятельства - наречия, деепричастия, предложнопадежные сочетания и падежные формы слов.

Синтаксические позиции главных членов предложения обусловлены структурой двухкомпонентной мысли, выражаемой в предложении, а синтаксические позиции второстепенных членов - строением словосочетаний, валентностью главного слова, его лексико-грамматическими свойствами, так как второстепенные члены в предложении обычно являются зависимыми компонентами словосочетаний.

Главные синтаксические позиции занимают подлежащее и сказуемое, обычно соответствующие субъекту и предикату мысли, выражаемой в предложении.

Таким образом, главные члены предложения являются компонентами предикативных сочетаний, а второстепенные члены - компонентами непредикативных сочетаний, чаще всего - словосочетаний.

В структурно-семантическом направлении сохраняется традиционное деление членов предложения на главные и второстепенные, так как и те и другие являются компонентами одного уровня - уровня предложения, поэтому главные члены предложения выделяются как главные лишь на фоне второстепенных.

Главные члены предложения не отграничены от второстепенных членов по своей структурной и семантической роли в предложении: как те, так и другие могут быть обязательными и факультативными.

Структурно обязательные члены предложения занимают ключевые синтаксические позиции в предикативных и непредикативных сочетаниях слов. Главные члены, как правило, структурно обязательны, а второстепенные члены могут быть факультативны в двусоставных предложениях и структурно обязательны в односоставных, косвенно характеризуя предмет речи (мысли).

Члены предложения могут быть обязательными и факультативными и в семантическом отношении.

В структурном отношении главные члены предложения обычно обязательны, а второстепенные - факультативны. Структурная роль главных членов определяется преимущественно их участием в выражении двухкомпонентной мысли, а структурная роль второстепенных членов - их ролью в блоке слов, составляющих многословный член предложения.

Семантически обязательными и факультативными могут быть как главные, так и второстепенные члены. Семантически значимыми могут быть и незамещенные словами синтаксические позиции, наличие которых обусловлено как строением выражаемой мысли, так и валентностью главных слов словосочетаний.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Двусоставные предложения - основной структурно-семантический тип простого предложения, обладающий наиболее полным набором дифференциальных признаков простого предложения.

Двусоставные предложения - это предложения с двумя главными членами - подлежащим и сказуемым, которые могут быть распространены второстепенными членами. Подлежащее с относящимися к нему второстепенными членами образует состав, или группу, подлежащего; сказуемое с относящимися к нему второстепенными членами - состав, или группу, сказуемого. Например: Капельки осеннего тумана\По стволам бегут ручьями слез (Кедрин); Желание служить общему благу \ должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья (Чехов).

Составы подлежащего и сказуемого, разделенные вертикальной черточкой, соответствуют компонентам мысли и актуальному членению: состав, подлежащего выражает логический субъект и является выразителем «данного», состав сказуемого выражает логический предикат и является выразителем «нового», поэтому подлежащее предшествует сказуемому.

Двусоставные предложения образуются в речи по языковым моделям (структурным схемам). Компоненты структурных схем двусоставных предложений могут быть представлены условно-графическими обозначениями в терминах членов предложения, в названиях частей речи.

Основные структурные схемы двусоставных предложений, выделяемые в зависимости от лексико-грамматических свойств главных компонентов, следующие: «имя+спряг. глаг.», «имя + имя», «инф.+ имя», «инф.+инф.» и др.

Частотность употребления предложений, реализующих выделенные схемы, различна. Реже других встречаются высказывания, построенные по образцу «инф.+инф.». Частотность двух первых схем может зависеть от стиля речи (в научной речи чаще встречается схема «имя+имя», от условий речевой ситуации.

Главные члены предложения входят в качестве строевых компонентов в структурную схему двусоставных предложений и образуют их предикативный центр.

Подлежащее

Подлежащее как структурно-семантический компонент предложения имеет следующие свойства: входит в структурную схему предложения (в группу главных членов); обозначает предмет речи (субъект мысли); содержит «данное»; выражается именем в форме именительного падежа; занимает позицию перед сказуемым; является структур, но независимым словом, подчиняющим сказуемое в двусоставном предложении.

В конкретных высказываниях под влиянием характера выражаемой мысли, цели высказывания, коммуникативного аспекта и т. д. подлежащее может не иметь полного набора указанных свойств.

Общим вопросом к подлежащему, обусловленным указанными выше семантическими свойствами, является классический вопрос: о чем говорится в предложении? Этот вопрос позволяет выявить предмет речи (мысли) - логический субъект и «данное». Естественно, что при нетипичном подлежащем, когда отсутствуют какие-либо из выделенных признаков, этот вопрос не всегда возможен. Так, при актуализации подлежащего, когда оно обозначает «новое», и в некоторых других случаях этот вопрос не может быть поставлен, так как он ориентирован на обозначение подлежащим «данного».

Способы выражения подлежащего . Эталоном подлежащего являются существительное и местоимение в им. п.: существительное называет предмет речи (мысли), а местоимение указывает на него, поэтому местоимения часто заменяют подлежащее, выраженное существительным.

1. Подлежащее, выраженное именем существительным в им. п., может обозначать живое существо, неживой предмет, абстрактное понятие, явление природы и т. д. в соответствии с категориальным значением предметности, свойственным существительному как части речи. Например: Человек создан для счастья, как птица для полета (Короленко); Орденом осени ржавый лист Силою ветра к груди приклеен (Багрицкий);

2. Подлежащее может быть выражено местоимениями в им. п. Наиболее частотны подлежащие, выраженные личными местоимениями: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты... (Пушкин).

В естественной речи вопрос о деятеле и носителе признака является полным предложением. Например: А кто может решить этот вопрос? (Серебровская). В таких вопросах в сказуемом названы известные действия, а местоимения замещают предмет речи (деятеля, носителя признака), поэтому в ответных предложениях подлежащее будет выразителем «нового».

При подлежащем это местоимения кто и что обычно выполняют функцию сказуемого. Например: - Что это у тебя? - Кораблик (Яковлев); - Кто это? - Это мой друг (Б. Васильев) .

Особого внимания требуют относительные местоимения, выполняющие роль подлежащего в придаточных предложениях. Например: Кто работает, тот не скучает (Горький); Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе (Л. Толстой);

Из других разрядов местоимений употребляются в роли подлежащего субстантивированное местоимение все, неопределенные кто-то и что-то, отрицательное никто и др. Например: Снова замерло все до рассвета (Исаковский); Гениальность - редчайший дар, но профессионалом может и должен быть каждый (Нагибин); Нет, не забудет никто никогда школьные годы (Долматовский).

3. Позицию подлежащего могут занимать все части речи, однако только часть их подвергается субстантивации, то есть приобретает некоторые свойства существительных. Так, субстантивированные прилагательные и причастия сочетают категориальное значение предметности со значением признака, то есть одновременно и называют лица, предметы и т. д., и обозначают их признаки. Например: Большое видится на расстоянье (Есенин); Разумное и нравственное всегда совпадают (Л. Толстой); Будущее принадлежит людям честного труда (Горький); Упорствующий до предела почти всегда бывает прав (Винокуров); Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии (Н. Островский).

Инфинитивное подлежащее - самое емкое в семантическом отношении, так как инфинитив в своем категориальном значении сочетает свойства глагола и существительного. Бесспорные случаи инфинитивного подлежащего можно иллюстрировать следующими примерами: Жить только для семьи - это животный эгоизм, жить для одного человека - низость, жить только для себя - позор (Н. Островский); Любить-значит жить жизнью того, кого любишь (Л. Толстой); Быть светлым лучом для других, самому излучать свет - вот высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть (Дзержинский); Быть, а не казаться - девиз, который должен носить в своем сердце каждый гражданин,. любящий свою родину (Пирогов);

Далеко не всегда препозитивный инфинитив выполняет роль подлежащего, так как нередко препозиция инфинитива - лишь способ его актуализации: О людях говорить при жизни надо (Луконин).

В следующих предложениях можно включить в состав подлежащего семантические конкретизаторы - прилагательные (более строгим будет структурный критерий, он и предпочтительнее):

Хороший человек должен беречь себя (Горький); Самодовольный человек - это затвердевшая опухоль на груди общества (Горький).

Подлежащее с лексическим значением приблизительности времени, количества предметов и т. д. может быть выражено и не именительным падежом: Прошло около часа; Пришло до ста человек; Прошло больше (меньше) часа; Пришло больше (меньше) ста человек и т. д.

Некоторые ученые рассматривают такие предложения как переходные между двусоставными и односоставными (безличными).

Очевидно, что словоформы в родительном падеже, занимая позицию подлежащего, не становятся типичными подлежащими, так как не приобретают полного набора свойств подлежащего, хотя прямо или косвенно раскрывают предмет речи (мысли).

Значение подлежащего (предмета речи) может быть выражено предложением или группой контекстных предложений. Такие случаи наблюдаются в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях. Например: - Подтянись! - прошелестело по колонне (Бондарев); Блажен, кто рядом славных дел Свой век украсил быстротечный (А. К. Толстой); Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем (Блок).

Сказуемое

Сказуемое как структурно-семантический компонент предложения имеет следующие свойства: входит в структурную схему предложения (в группу главных членов); содержит модально-временную характеристику предмета речи (мысли), обозначая его действие или признак; содержит «новое»; выражается спрягаемой формой глагола и именами; занимает позицию после подлежащего; структурно подчиняется подлежащему в двусоставном предложении.

Самым общим вопросом к сказуемому является вопрос: «Что говорится о предмете речи (мысли)?», отражающий самую общую семантику сказуемого. В информативной семантике сказуемого можно выделить три основных компонента: категориальное значение сказуемого (действие, состояние; признак, квалификация и т. д.); модально-временные значения; лексический смысл сказуемого, связанный с лексическим значением слов, входящих в его состав в том или ином высказывании.

Так, вопросы «Что делает предмет?» и «Каков он?» отражают первую степень конкретизации общего логико-смыслового вопроса «Что говорится о предмете речи (мысли)?», «Чем характеризуется предмет речи?».

Подлежащее лишь называет предмет речи (мысли), а сказуемое характеризует его по действию или признаку в модальном и временном аспектах. Таким образом, основным функциональным свойством сказуемого является характеристика модально-временных свойств предмета речи (мысли). Для характеристики действия предмета используются спрягаемые формы глагола, для характеристики собственно признака - существительные, прилагательные и т. д. В конечном счете значение определяет способ выражения сказуемого и его структуру.

По значению и способу выражения категориального компонента семантики сказуемое делится на глагольное и именное. Глагольное сказуемое обозначает действие, именное - признак. Эта классификация сказуемого не зависит от свойств подлежащего, она определяется тем, что именно говорится о предмете речи: сообщается ли о его действии или о его признаке. Эти свойства сказуемого позволяют дифференцировать подлежащее как деятеля или как носителя признака.

Ср.: Незримо по лесам поет и бродит осень (Бунин).- Осень - самое лучшее время года. Подлежащее осень в первом предложении - деятель, во втором - носитель признака.

В зависимости от строения и способа выражения модально-временного компонента сказуемое делится на простое, составное и сложное. При этом делении учитывается количественный состав сказуемого, характер составляющих его элементов.

Эти две классификации дополняют друг друга, накладываются одна на другую. В результате разнообразие типов сказуемого может быть сведено к следующим: простое глагольное сказуемое; составное (глагольное и именное) сказуемое; сложное (глагольное и именное) сказуемое.

Простое глагольное сказуемое.

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в каком-либо наклонении. Обычно все компоненты семантики в таком сказуемом выражаются одним словом (словоформой).

· Например, изъявительное наклонение: У берега серебряная ива Касается сентябрьских ярких вод (Ахматова); Еще я долго буду петь (Есенин); Его накрыло с головой (Нагибин);

· повелительное наклонение: Вспоминайте Толстого. Толстой всем нам теперь помогает и светит (Блок); Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет (Есенин); сослагательное наклонение: А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился... (Пушкин).

Простое глагольное сказуемое обычно выражает действие какого-либо деятеля, который может быть и не назван в подлежащем: Век живи, век учись; Слезами горю не поможешь; От лип душистых медом тянет (Фет).

В состав простого глагольного сказуемого могут входить частицы: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от божьего суда.

Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологизмами, главным структурным элементом которых является спрягаемая глагольная форма: Марьяна, как всегда, не сразу отвечала и медленно подняла глаза на казаков (Л. Толстой)} Но все усилия были напрасны. Изменники точно в воду канули (Никитин).

Примечание. Простым глагольным сказуемым является сказуемое, выраженное глаголом быть со значением бытия, наличия, существования: На рассвете был туман (Фогель); Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум... (Тютчев); У каждого есть или будет Немало заветных дорог (Лебедев-Кумач).

Составное глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего главную информацию в семантике сказуемого. Вспомогательная часть несет на себе двойную нагрузку: выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет основное информативное значение.

Лексическое значение вспомогательной части включает:

1. Указание на начало, конец, продолжение действия: начать, стать, кончить, остаться, продолжать, перестать, прекратить и др. Такие глаголы называются фазовыми и образуют особую лексико-семантическую группу, вследствие чего приобретают и грамматическое значение: Уже ты стал немного отцветать (Есенин); На бровях и ресницах сразу начал таять снег. Антоненко не стал вытирать лицо и поднимать ремешок у фуражки (Конецкий); Перед грозой рыба переставала клевать (Паустовский).

2. Указание на необходимость, желательность и возможность действия: мочь, хотеть, желать, намереваться, решать, предполагать, рассчитывать и т. д. Такие глаголы называются модальными.

Как и фазовые, модальные глаголы также выражают грамматическое значение: Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте... (Ушинский); Ах, если б вас могла я ненавидеть (Пушкин); Забыть я не хочу и не могу (Светлов).

3. Эмоциональную оценку действия: любить, бояться, страшиться и т. д. Например: Андерсен любил придумывать свои сказки в лесах (Паустовский).

Различие между простым и составным глагольным сказуемым особенно ярко проявляется при сопоставлении. Ср.: Читатель видит и понимает то, что хочет и может увидеть и понять.

В главном предложении все компоненты семантики сказуемого выражены спрягаемыми глагольными формами видит и понимает, в придаточном предложении модально-временной компонент семантики выражен вспомогательными глаголами хочет и может, дополняющими своими лексическими значениями основное значение сказуемых, выраженное инфинитивами.

Инфинитив, входящий в составное глагольное сказуемое, называют «субъектным», так как он обозначает действие того же лица, что и вспомогательная часть: хотел сказать, могу поспорить, люблю поговорить и т. д.

Инфинитив реализует потребность фазовых, модальных и эмоциональных глаголов в объекте, поэтому инфинитив, входящий в состав сказуемого, может чередоваться в речи с существительным, выполняющим роль дополнения. Ср.: Я хочу идти вперед и с каждым днем, с каждым часом хочу нового, а он хочет остановиться и меня остановить с собой (Л. Толстой); Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно (Лермонтов);

В зависимости от синтаксических условий и лексико-семантических значений вспомогательных глаголов в инфинитиве усиливаются то глагольные, то именные свойства. Фазовые и модальные глаголы менее ярки и самостоятельны, чем эмоциональные, поэтому сочетания с глаголами, содержащими эмоциональную оценку действия, не имеют в литературе однозначного толкования и рассматриваются то как сказуемое, то как сочетание сказуемых с дополнениями.

Составное именное сказуемое.

Составное именное сказуемое, как и глагольное, имеет две части: вспомогательную и основную.

Вспомогательная часть включает:

1) глагол-связку быть, выражающую только модально-временные значения. В настоящем времени связка обычно отсутствует («нулевая связка»): Труд на благо общества - священная обязанность каждого человека (Из Программы КПСС); Книга - ключ к знанию (Пословица); Личное счастье невозможно без счастья других (Чернышевский); Утро было мглистое, небо неяркое (Вигдорова).

2) глаголы-связки, не только выражающие модально-временные значения, но и вносящие в лексическое значение сказуемого различные дополнительные оттенки, иногда весьма существенные: делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.: У нас зима. Все делается светлее, веселее от первого снега (Пушкин);

3) глаголы со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени с разной степенью ослабления лексического значения: приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и т. д.: Осень пришла дождливая, холодная (Вигдорова) ; Она вышла из бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды (Куприн); На его столе лежало раскрытым письмо из Вены (Данин).

В составном глагольном сказуемом первый компонент называется вспомогательным глаголом, так как он полностью сохраняет свое лексическое значение; в составном именном сказуемом - глаголом-связкой, так как в нем ослаблено лексическое значение. Провести четкую границу между вспомогательными глаголами и глаголами-связками трудно, так как и те и другие обслуживают грамматические значения предложения в целом и сказуемого в частности и сохраняют основные свойства глагола, его грамматические категории: наклонение, время, вид и др.

Основными способами выражения именной части сказуемого являются имя прилагательное в полной и краткой форме (причем полная форма начинает теснить краткую), имя существительное и краткое страдательное причастие. Кроме того, именная часть может быть выражена предложно-падежными сочетаниями, цельными словосочетаниями, фразеологизмами и т. д. Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений (Паустовский); Парус старый, выбелен дождями, с_ большими квадратными заплатами (Яковлев);

В вопросительных предложениях именная часть сказуемого может быть выражена местоимением или сочетанием местоимений: Кто это? Что это? Кто такой Иванов? Что такое искусство? Какая сегодня погода? Каков итог нашей работы? и т. д.

2. В составное именное сказуемое могут входить частицы: С этой болью я будто моложе (Есенин); Она мне как песня была (Есенин); Ночь как будто сегодня бледней (Есенин); Самый верный признак истины - это простота и ясность (Л. Толстой) ; Волк не пастух (Пословица) .

Сложное сказуемое.

Сложное сказуемое представляет собой осложненное простое или (чаще) составное сказуемое.

Именной или глагольный тип сложного сказуемого определяется по последнему компоненту: если это инфинитив, сказуемое квалифицируется как сложное глагольное, если - имя, то - как сложное именное.

Модально-временные значения выражаются спрягаемыми глагольными формами (в настоящем времени они могут отсутствовать).

Именная часть в первом компоненте (в составном именном сказуемом) двусоставных предложений может быть выражена краткими прилагательными: рад, готов, способен, намерен, должен и т. д., а в односоставных предложениях - словами категории состояния с модальным значением (надо, необходимо, нельзя, можно и под.) или с эмоционально-оценочным значением: весело, грустно, приятно и т. д.

Основная часть сложного именного сказуемого подключается к первому компоненту с помощью инфинитива быть или других глагольных форм со значением бытия, существования (жить, существовать и под.).

Методическое примечание. В школьном учебнике не выделяется сложное сказуемое. Оно рассматривается как разновидность составных сказуемых.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Изучение односоставных предложений показывает богатство средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и путем использования «арсенала» синтаксических конструкций. Наличие только одного главного члена позволяет актуализировать что-либо одно, наиболее важное для сообщения (действие, состояние, признак, предмет или явление и т. д.).

По совокупности семантических и структурных свойств среди односоставных предложений выделяются следующие основные типы:

1. Определенно-личные (Люблю грозу в начале мая).

2. Неопределенно-личные (В нашем поселке построили новую школу).

3. Обобщенно-личные (Слезами горю не поможешь).

4. Безличные (Светает; Меня знобит; Мне холодно; Ветра нет).

5. Инфинитивные (Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить).

6. Номинативные (назывное) (Зима; Вот и зима; Зима!).

7 Вокативные («предложения-обращения»).

Методическое примечание. В школьном учебнике выделяются четыре разновидности односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные (сюда включаются инфинитивные) и назывные (номинативные).

Структурные признаки односоставных предложений . По структуре односоставные предложения отличаются от двусоставных наличием одного главного члена, а от нечленимых - синтаксической членимостью, способностью иметь второстепенные члены (или наличием их). Ср.: 1. Я благодарю Вас за книгу; Благодарю Вас за книгу; Спасибо!

По способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на глагольные и именные.

Общим структурным свойством односоставных глагольных предложений является отсутствие подлежащего: его нет и быть не может во всех разновидностях глагольных односоставных предложений. Включение подлежащего в предложение (а это возможно во многих случаях) изменяет структурный тип предложения, вносит новые оттенки в его семантику, превращает односоставные предложения в двусоставные. Так, следующие синонимичные пары четко различаются по структуре: первые двусоставные, вторые односоставные (полные): Я люблю музыку. - Люблю музыку.

Семантика односоставных предложений.

Структурно-семантические типы простого предложения выражают двучленную мысль: предмет речи (мысли) и его предикативная характеристика.

По характеру грамматической семантики глагольные односоставные предложения объединяются тем, что в них говорится о действии, производитель которого не назван. Различаются же они степенью отвлечения действия от деятеля (производителя действия, действующего лица).

Сказуемое в односоставных предложениях имеет те же типы, что и в двусоставных: простое, составное и сложное; глагольное и именное.

Рассмотрим структурно-семантические разновидности односоставных предложений;

Определенно-личные предложении - это такие односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом, указывающим личным окончанием на определенное (конкретное) лицо, которым может быть говорящий или его собеседник: я, ты, мы, вы. Например: Знаю, что шутишь - а все-таки верю. Зачем же мучаешь? (А. Н. Толстой); И вот, наконец, едем. Нас двое. Сидим в столовой на станции Шилово (Песков)

Предложения с такими сказуемыми при отсутствии подлежащего (оно выясняется на основании контекста) являются двусоставными неполными.

Неопределенно-личные - это такие односоставные предложения, в которых действующее лицо мыслится как неопределенное, а сказуемое выражено глаголом в форме мн. ч. 3-го лица настоящего или будущего времени, формой мн. ч. глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения, формой мн. ч. кратких прилагательных или причастий: Из Москвы говорят (Проскурин); Из Москвы будут говорить; Из Москвы говорили; Дома с ним ласковы. (не полная парадигма)

Внимание говорящего (пишущего) и адресата речи сосредоточено на действии, действующее лицо остается в тени, так как оно неизвестно или не важно для сообщения. Например: Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне (Есенин);

Иногда деятель назван в контексте, но намеренное устранение его имени (названия) позволяет актуализировать действие и выразить дополнительные семантические оттенки: Прощаясь, Ипполитов поцеловал ей руку. Впервые в жизни ей целовали руку (Гранин). Такие предложения не являются неполными.

Обобщенно-личные - это такие односоставные предложения, действие которых относится к обобщенному лицу, а сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица (реже - в других личных формах): Слезами горю не поможешь (Пословица); Души от ветра времени не прянь... (Солоухин); Собираем в августе урожай плодов (Маршак).

Обычно действие обобщенно-личных предложений может быть отнесено к любому лицу, поэтому этот тип предложений широко распространен в пословицах.

Степень обобщения деятеля может быть различна: действие может относиться не только к любому, всякому лицу, но и к обобщенно мыслимой группе лиц, к любому лицу, которое попадает в соответствующую ситуацию.

В форме обобщенно-личных предложений излагаются советы, пожелания, приказы и т. д., адресованные не конкретному лицу, а обобщенной группе лиц: Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык (Горький)

Безличные предложения - это такие односоставные предложения, в которых выражается действие или состояние (признак), возникающие и существующие независимо от производителя действия и носителя признака. Например: Светало, когда они перебрались на другую сторону развалин (Б. Василье

1.2 Типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

По функции, по целенаправленности заключенного в предложения высказывания они делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения служат для передачи соответственно трех основных форм мысли – суждения: А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремиться навстречу морю, гремя камнями…(М. Горький); вопроса: А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? (М. Горький); побуждения: А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся (М. Горький). Каждый тип характеризуется соответствующей структурной интонацией и набором формальных показателей – глагольных форм, служебных слов и других факторов. Предложение каждого из трех функциональных типов могут быть эмоционально окрашенными – с использованием средств интонации, а возможно и частиц: Безумство храбрых – вот мудрость жизни! (М. Горький)

В зависимости от цели высказывания различают предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные (13, с. 296)

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии. Содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение. Законченность мысли выражается в интонации: для повествовательных предложений характерно понижение тона в конце предложения.

Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре, отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал Пугачева и толпою бежал за ним (А. С. Пушкин). Содержательной сущностью повествовательных предложений в русском языке, является то, что в коммуникативном отношении они сообщают законченную мысль о явлениях действительности, факте, событии.

Интонационно повествовательные предложения произносятся в среднем темпе: тон речи медленно повышается, а ближе к концу предложения постепенно понижается. Повествовательные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными; по составу - двусоставными и односоставными.

Повествовательное предложение может представлять собой:

Описание: Всадник сидел в седле ловко и небрежно (М. Горький); Повествование о действиях, событиях: Старик покойно и бодро шагал с камня на камень и скоро пропал среди них (М. Горький);

Сообщение о желании или намерении совершить действие: Я не так еще бы сыграл бы (А. Твардовский);

Классифицируя повествовательные предложения, П. А. Лекант предлагает различные способы выражения интонации. Как уже говорилось выше, для таких предложений характерно понижение тона в конце. Понижение бывает особенно заметно, когда в середине предложения на каком-либо слове голос значительно повышается. Заметного понижения тона не наблюдается в однословных предложениях, например в безличных или номинативных, однако в этом случае голос не должен повышаться. В распространенных номинативных предложениях голос плавно понижается от начала предложения к концу (11, с. 388)

Также существуют вопросительные предложения. Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, то есть цель их познавательная. Вопросительные предложения заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему. Средствами выражения вопросительности являются: особая вопросительная интонация, вопросительные слова (местоимения и наречия), вопросительные частицы (неужели, разве, ли) и порядок слов.

Вопросительные предложения обычно содержат вопрос, направленный на побуждение собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Оно служит для выражение вопроса. С помощью него говорящий стремиться получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либо предположения. Вопросительное предложение имеет свою грамматическую форму, которая представлена интонацией, вопросительными словами, частицами, а на письме обозначается вопросительным знаком.

Для вопросительной интонации характерно более или менее значительное повышение тона в конце предложения, что особенно заметно при сопоставлении с повествовательными предложениями. Существенной чертой вопросительной интонации является повышение тона на слове, в котором заключена суть вопроса, выделение этого слова (ср.: Отец приедет этим поездом? – Отец приедет этим поездом?) (9, с. 206-214).

Вопросительное предложение, которое, сохраняя структурные признаки, общие с повествовательным предложением, приобретает вопросительную функцию и может отличаться от повествовательного предложения только интонацией. Это позволяет понимать вопросительное предложение как трансформу повествовательного и противопоставить невопросительные и вопросительные предложения Особенно в текстах художественных произведений можно заметить, что в русском языке вопросительные предложения оформляются с помощью разнообразных средств и активнее всего при помощи вопросительных слов, в качестве которых чаще других выступают вопросительные местоимения, наречия, частицы, вопросительная интонация в устной речи, а также порядок расположения слов в предложении. Так же внимание привлекает тот факт, что вопросительное предложение в русском языке отличается и разнообразием интонационных конструкций, находящихся в прямой зависимости от структуры предложения и содержательной сущности вопроса.

Невсякое предложение, вопросительное по форме, заключает в себе вопрос. Поэтому эти предложения, Павел Александрович Лекант разделяет по целенаправленности высказывания: на собственно вопросительные и на предложения, не заключающие в себе вопрос, но имеющею вопросительную форму, которые в свою очередь, могут быть разделены на четыре группы: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно-утвердительные (11, с. 391-393).

В собственно вопросительных предложениях заключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа или предполагающий его. С помощью вопроса говорящий стремиться узнать что-то неизвестное. По способу выражения вопроса эти предложения можно разделить на местоименные и неместоименные. Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, который наиболее кратко выражается нечленимыми предложениями словами Да и Нет. Говорящий, задавая вопрос, ждет лишь подтверждения или отрицания чего предполагаемого. Вопросительное значение выражается главным образом интонацией, причем выделяется слово или группа слов, в котором заключена суть вопроса. Очень часто для подчеркивания значения конкретного слова, его выносят в начало или в конец предложения: Сильно я изменился с тех пор? (А. П. Чехов).

Кроме интонации могут быть использованы вопросительные частицы ли, разве, неужели и другие. Частица ли имеет "чистое" значение вопросительности: "Да еще отдаст ли?". А, например, частицы разве, неужели, кроме вопросительного значения выражают удивление, сомнение, вносят в предложении оттенок неуверенности.

Местоименные вопросительные предложения. Они требуют развернутого ответа, включают в себя вопросительные слова – местоимения и местоименные наречия: что, кто, какой, чей, зачем, откуда. В ответах должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах: "А куда вы идете?" - "Да к вам" (К. Паустовский).

Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются различные чувства и переживания говорящего - раздумья, сомнение, грусть, сожаление: Что день грядущей мне готовит? (А. С. Пушкин). Такие предложения очень часто встречаются в художественных произведениях и создают эмоционально окрашенный, взволнованный тон повествования.

Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В них нет собственно-вопросительного значения. Говорящий не намеривается получить новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-либо действие или приглашает сделать что-то совместно: "Синиц идем ловить, дядя?" (М. Горький).

Побуждение часто сопровождается оттенками досады, нетерпения. Поэтому вопросительно-побудительные предложения эмоциональны, экспрессивны и могут употребляться вместо собственно побудительных.

Вопросительно-отрицательные предложения имеют такую же форму, как собственно вопросительные. В них употребляются вопросительные местоимения, наречия, частицы, однако эти предложения не имеют вопросительного значения, а содержат сообщение. Хотя в них нет специальных отрицательных слов, они выражают невозможность какого-либо действия, состояния, невозможность приписать предмету какой-либо признак: Какой вы охотник? Вам в кухне на печи лежать да тараканов давить, а не лисиц травить (А. П. чехов).

Вопросительно-отрицательные предложения выражают разнообразные модальные оттенки (невозможность, нецелесообразность) с помощью так называемых вопросительных слов (они в данных предложениях не содержат вопроса) и интонации, которая отличается от собственно вопросительной меньшем повышением тона в конце.

Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, местоимения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не. Однако эта частица в данных предложениях не выражает отрицания. Напротив. Предложения с сочетаниями разве не, кто не, куда не. Выражают утверждения, окрашенное модальными значениями неизбежности, уверенности: Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал на корабле с изодранными в клочья парусами? (К. Паустовский). Вопросительные слова и частицы могут сочетаться с глагольным словом нет; эта конструкция так же имеет утвердительное значение: И где нас только нет?!

Вопросительно-утвердительные предложения эмоциональны, выразительны, они используются в художественных текстах для выражения усиленного утверждения: Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? (А. С. Грибоедов)

Так же одним из типов предложений по цели высказывания является побудительные предложения. Они выражают волеизъявление, побуждение к действию. Такие предложения адресованы собеседнику или третьему лицу. Объектом побуждения могут быть несколько лиц: Цветите, юные и здоровейте телом (С. Есенин). Не являются побудительными те предложения, в которых волеизъявление выражается как желание или намерение самого говорящего человека совершить действие.(6, с.210)

Побуждение имеет разную степень категоричности. В зависимости от этого различают виды побуждения: приказания, просьба, совет, разрешение или согласие, призыв. Эти формы побуждения, в свою очередь, могут иметь оттенки повеления – резкого, категорического или мягкого, что достигается с помощью частиц: Ушла бы ты с дороги девчонка! (М. Горький).

Побуждение выражается различными средствами. Побудительным предложениям свойственны интонация побуждения (повышения тона, усиление голоса), а так же специальные грамматические формы слов.

В побудительных предложениях используются формы повелительного наклонения глагола:

1. Формы второго лица единственного и множественного лица. Эти формы могут употребляться с частицей – ка, обычно смягчающие повеление;

2. Аналитические формы третьего лица с частицами пусть, да;

3. Форма первого лица множественного числа, выражающая приглашение совместно с говорящим лицом совершить действие;

Со значением побуждения употребляются формы изъявительного и сослагательного наклонений, а также инфинитив. Побудительные предложения могут строиться без глагола - из наречий или форм косвенных падежей существительного, обозначающих направление движения, объект действия и: В угол! А так же побуждение может быть выражено описательно, без помощи специальных словоформ (11, с. 388-390)

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут иметь эмоциональную окраску, то есть выражать отношение говорящего. Если эмоциональность передаются с помощью интонации или специальных служебных слов, то такое предложение является восклицательным. Восклицательными называются предложения эмоционально окрашенные, что передаются специальной восклицательной интонацией, выражение содержания сопровождается особой чувствительностью.

С помощью восклицательной интонации могут передаваться чувства радости, восхищения, гнева, страха. Возможно, что предложение по цели высказывания повествовательное, но с помощью восклицательной интонации, а так же междометия выражено любое другое чувство: Ну же, Таня, говори! (М. Горький) – предложение побудительное, эмоциональное по интонации – восклицательное, в нем выражено нетерпение, досада.

В восклицательных предложениях эмоциональность создаются с помощью восклицательных частиц как, какой, что за, вот, ну и другие частицы. Восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску. В них выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего. Восклицательные предложения могут выражать интеллектуальные состояния (удивление, недоумение, сомнение, презрение), различные чувства (гнев, ненависть, страх) и побуждение (приказ, призыв, просьбу) (11, с 394-395).

Изучая работы П. А. Леканта, Н. Г Гольцова, В. П. Жукова, можно придти к выводу, что классификация предложений русского языка по структуре является ступенчатой: на первом этапе противопоставляются наиболее общие типы, каждый из которых, в свою очередь, представлен определенной системой подтипов и разновидностей, следовательно, самое главное - противопоставление простых и сложных предложений. Дело в том, что простое предложение имеет одно предикативное ядро: В городе стреляли. Ходили с флагами (А. Н. Толстой); сложное - два и более: Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем простом предложении может быть нескольких подлежащих и дышали в небо, и бились волны внизу о камень (М. Горький). В сказуемых, но они составляют одно предикативное ядро: Сегодня молодые и старые веселились и пели.


Выводы по первой главе

Изучив и проанализировав теоретический материал по теме исследования "Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе", мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, предложение одна из основных единиц синтаксиса, оно несет в себе какое–либо сообщение, обладает предикатом и строится по определенному грамматическому принципу. Выделяется определенной интонацией, соответствующей типу предложения по цели высказывания. Предложение служит так же для выражения эмоций и волеизъявлений, входящих в сферы чувства и воли.

Во-вторых, следуя из выше рассмотренного, можно сказать, что предложение является минимальной единицей человеческой речи, представляющее собой грамматическое соединение слов (или одно слово), которое обладает смысловой и интонационной законченностью, предикатом, а также грамматической основой.

В-третьих, предложение по цели высказывания может содержать в себе сообщение, вопрос и побуждение (совет, приказ, просьба). Классификация типов предложения по цели высказывания является многомерной, они делятся по принципу заключенного в них высказывания.

В-четвертых, каждый тип характеризуется соответствующей структурной интонацией и набором формальных показателей – глагольных форм, служебных слов и других факторов. А, также предложения могут быть эмоционально окрашенные при помощи интонации или соответствующих частиц.


Глава II Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе


Недели с момента исследования, испытуемым вновь задавались общие вопросы. Их ответы фиксировались и сравнивались с полученными во время первого исследования. Экспертная оценка рекламной продукции на основе двухкомпонентной методики Оценка рекламных продукций производилась нами на основе выделения в них двух компонентов: текста и изображения, т.е. вербально-визуального и визуального уровней. Эти...

Выбора хорошо работает при использовании невербальных средств коммуникации. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучив литературу по данной теме и проанализировав тексты печатной рекламы, мы пришли к следующим выводам. - При создании слогана огромную роль играют различные средства экспрессивного синтаксиса и специальные приемы, такие как нумерация по пунктам, рифма и др. - Экспрессивный синтаксис...




Позиции. Такая тенденция характерна и для других стран, в том числе с развитой рыночной экономикой. Глава 2. Реклама как средство визуальной коммуникации 2.1. Особенности коммуникативного воздействия в рекламе Рекламные коммуникации, представляя собой часть информационной среды, образовали вместе с массовыми коммуникациями новое информационное коммуникативное поле. Особенно ярко они...

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, являющаяся группой слов (иногда одним словом), связанных друг с другом грамматически и по смыслу.

Состав предложения

Слова, входящие в состав предложения, подразделяются на главные (они образуют грамматическую основу) и второстепенные (служат для пояснения, дополнения, уточнения подлежащего и сказуемого) члены. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.

Подлежащее служит для указания для названия предмета, действующего лица, признак которого определяется сказуемым и отвечает на вопросы кто? что?. Подлежащее обычно выражается существительным в именительном падеже или местоимением:

Книга лежит. Он подошёл через час. Кто звонил?

Сказуемое служит для обозначения признака предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? каков? который? и пр. Сказуемое обычно выражается различными формами глагола, либо прилагательными:

Книга лежит. Мы будем идти до заката. Он неподвижен.

К второстепенным членам предложения относятся определение, дополнение и обстоятельство. Определение служит для пояснения слова с предметным значением и указывает на признак, качество или свойство предмета. Отвечает на вопросы какой? который? чей?. Как правило, определение выражается прилагательным либо существительным с предлогом:

Лежит новая книга. Она пришла в юбке.

Дополнение поясняет слово со значением действия, предмета или признака и обозначает объект в каком-либо отношении к действию или признаку. Выражается существительным в косвенном падеже:

Сегодня я закончу работу пораньше.

Обстоятельство поясняет слово со значением действия или признака и обозначающий, при каких обстоятельствах имело место действие или признак, либо в какой мере они были проявлены. Выражается наречиями, косвенными падежами существительных, деепричастиями, наречиями:

Завтра пойдём на рыбалку. Ходили купаться на озеро.

Таким образом, каждый из членов предложения несёт свою смысловую нагрузку.

Виды предложения по цели высказывания

Различают три вида предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные. Повествовательные предложения служат для выражения относительно законченной мысли. В разговорной речи это выражается понижением интонации в конце предложения.

Я пришёл ненадолго, чтобы забрать вещи.

Побудительные предложения служат, как правило, для того, чтобы заставить других выполнять какое-либо действие (реже, чтобы продемонстрировать намерение говорящего сделать что-либо). В них могут содержаться различные оттенки изъявления воли: просьба, пожелание, приказ, мольба, совет, угроза, пожелание, предупреждение и т.п.:

Сходите, пожалуйста, возьмите у него подпись.

Вопросительные предложения, как следует из названия, используются для того, чтобы задать вопрос: Куда ты пошёл после работы?

Виды предложений по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные . Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным, в случае, если говорящий придаёт своим словам дополнительную эмоциональность.

По наличию или отсутствию эмоциональной окраски выделяются предложения восклицательные и невосклицательные.

Восклицательные - это предложения, эмоционально ярко окрашенные, в них сообщение, вопрос или побуждение сопровождается сильно выраженным чувством говорящего.

И повествовательное, и вопросительное, и побудительное предложения могут быть восклицательными, если они приобретают в речи эмоциональную окраску, например: 1) Какой упоительный аромат! (Паустовский); 2) Ох, полезно человеку увидеть себя со стороны, да еще в увеличительное стекло! (Вигдорова). В этих предложениях сообщения окрашены чувством восхищения (1), иронии (2), поэтому по цели высказывания они повествовательные, а по эмоциональной окраске - восклицательные.

1)- Что сделаю я для людей?!- сильнее грома крикнул Данко (Горький); 2) Кто там клевещет на Россию?! (Островой). В этих примерах вопрос произносится с чувством восторга и решимости (1), с возмущением (2), поэтому эти предложения - вопросительные по цели высказывания и восклицательные по эмоциональной окраске. 1) Принимай, Москва, постоянство Безраздельной моей любви! . (Жаров); 2) Орленок, орленок, Взлети выше солнца И степи с высот огляди! (Шведов). В этих предложениях, побудительных по цели высказывания и восклицательных по эмоциональной окраске, побуждение окрашено чувством любви, восторга, восхищения.

Таким образом, восклицательными могут быть разные по цели высказывания предложения, если они произносятся с чувством восторга, радости, нежности, огорчения, возмущения, ненависти, досады, злости, страха, удивления и т. п.

Основным средством оформления восклицательных предложений является особая, восклицательная интонация: тон голоса в восклицательных предложениях более высокий и напряженный по силе.

Наивысшая сила напряжения и высота тона обычно бывает на слове, выражающем чувство, например: Покамест упивайтесь ею, Сей милой жизнию, друзья! (Пушкин). Восклицательные предложения произносятся или сильно убыстренным темпом или, наоборот, замедленным.

Наряду с интонацией в формировании восклицательных предложений могут участвовать также междометия и частицы, например: 1) Ах, в какую хорошую пору Мы с тобою на свете живем! (Жаров); 2) О, если б ты видеть могла Неистовство мрака и света! (Островой); 3) Что за скука, что за горе наше бедное житье! (Пушкин); 4) Как мне нездоровиться! Как голова горит! (А. Островский); 5) Куда нам до таких воззрений! (Некрасов) .

На письме в конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Если такое предложение по цели высказывания вопросительное, то ставится два знака: вопросительный и восклицательный.

Предложения, в которых сообщение, вопрос или побуждение не сопровождается ясно выраженным чувством говорящего, называются невосклицательными.

Например: 1) Для меня все ново в мире (Борисов)-повествовательное невосклицательное предложение;

2) Хотите заглянуть в будущее? (Кетлинская) - вопросительное невосклицательное предложение; 3) Выбирай жену не в хороводе, а в огороде (пословица) - побудительное невосклицательное предложение.

Отношение повествовательных, вопросительных и побудительных предложений к восклицательным можно представить в следующей схеме (см. с. 289).

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

§ 3. Типы предложений по эмоциональной окраске

релевантные научные источники:

  • Лекции по Русскому языку

    | Лекция(и) | 2016 | Россия | docx | 0.08 Мб

    ПОНЯТИЕ ЗВУК РЕЧИ (1) ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (2) ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ. СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ (3) ОРФОГРАФИЯ. ЕЁ РАЗДЕЛЫ.