Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека. Деятельность человека и её основные формы

3.1.1. Потребности и мотивы

Мотивация - побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих начало, направленность и уровень активности поведения человека.. Включает в себя потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения (в т.ч. идеальные мотивы и материальные цели), имеющиеся у человека, а также внешние факторы, которые заставляют его вести себя определенным образом (стимулы). Мотивация является причиной изменения поведения, конкретных поступков. Именно психологическое понимание мотивации позволяет описывать поведение не как реакцию на сиюминутную ситуацию, а как взаимодействие внутренних и внешних мотиваций. Мотивация определяет избирательность и эмоциональную окрашенность познавательных процессов.

В состав мотивации входят потребности, мотивы и цели, организованные в иерархическую структуру.

Потребности - состояние нужды в определенных условиях, которых недостает человеку или животному для нормального существования и развития, дефицит. Чем выше эволюционное развитие организма, тем больше у него потребностей. Основные характеристики потребностей - сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения и предметное содержание. Потребности бывают органические, материальные, социальные и духовные; более подробно на видах потребностей мы остановимся ниже.

Мотив – непосредственное побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направление. Мотив можно определить также как желательное состояние, к которому человек стремится и представление о котором складывается под влиянием текущей потребности. Например, когда человеку не хватает пищи (пищевая потребность), он испытывает голод и хочет стать сытым. Это желание и побуждает его искать возможность достать пищу. Отвергаемый обществом человек хочет почувствовать себя уважаемым и признанным (социальные потребности). Для этого он принимает какие-то меры для расширения общения и привлечения к себе внимания и т.п.

Характеристики мотивов: широта - это разнообразие мотиваций данного человека; гибкость - это способность удовлетворять мотивацию различными способами, например, есть разнообразную пищу или получать информацию не из одного источника, а из многих.

Важной характеристикой мотивации любой деятельности человека является отношение мотива к содержанию деятельности.. При внутренней мотивация деятельность имеет для человека личностное значение сама по себе, например, как познавательная или содействующая личностному росту. Особую форму внутренней мотивации представляет собой интерес - познавательная мотивация без точной связи с какой-либо потребностью, кроме ориентировочно-исследовательской. При внешней мотивации деятельность выступает как средство для удовлетворения других потребностей (в зарплате, социальном престиже и т.п.).

Внешняя мотивация может быть положительной – стремление к успеху и отрицательной – избежание неудач. Стремление к успеху, мотивация достижений в сочетании с интеллектом образуют единую структуру, которая обеспечивает личности успешную адаптацию к жизненным условиям. Преобладание мотива избежания неудач ведет к неадекватной самооценке и нереальному уровню притязаний. Люди с преобладанием этого мотива выбирают для себя очень легкие или очень трудные задачи, т.е. такие, которые они наверняка решат или такие, которые не стыдно не решить.

Наиболее очевидная общая характеристика любого мотива – это его сила , которая выражается в том психологическом "давлении", которое оказывает мотив на текущее поведение, и в способности это поведение изменить. Силы мотивации зависит от нескольких факторов, прежде всего эта сила тем больше, чем больше субъективная значимость, важность достижения данной цели и субъективная вероятность ее достижения в результате данного поведения. Таким образом, большой мотивирующей силой может обладать либо то, что человеку очень нужно, либо то, что легко достижимо. Кроме того, Аткинсон указывает на такой фактор, как сила мотива достижения личного успеха, который присутствует в любой деятельности, независимо от ее конкретного содержания и цели. Все эти факторы активно используются в рекламе. Для того, чтобы создать у человека желание купить какую-либо вещь, создатели рекламы прямо или косвенно внушают, что, во-первых - она ему необходима, во-вторых – ее легко приобрести, в-третьих – обладание этой вещи приведет его к личному успеху, решит его проблемы.

Еще с 1908 года известны законы Йекса – Додсона , которые устанавливают связь между силой мотива и эффективностью (продуктивностью) деятельности. Согласно первому закону, для каждой деятельности имеется оптимальный уровень мотивации, при котором эта деятельность выполняется наиболее эффективно. Любое отклонение от оптимального уровня, как снижение, так и излишнее повышение мотивации, приводят к уменьшению эффективности деятельности, в т.ч. трудовой и учебной. Согласно второму закону, чем сложнее для человека выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным. (рисунок).

Согласно теории Роттера, мотивационная сфера человека характеризуется через понятие локуса контроля , который описывается как устойчивое представление человека о том, насколько результаты его деятельности зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от обстоятельств (внешний локус контроля). Если у человека преобладает внутренний локус контроля, его поведение в разных ситуациях относительно стабильно, предсказуемо. При внешнем локусе контроля поведение человека сильно зависит от того, кто и какой контроль над ним осуществляет. Например, человек на работе может быть сдержанным и вежливым, т.к. боится начальника и общественного мнения, а в семье превращаться в хама и тирана, потому что считает, что бояться ему некого. Особенно резко проявляется внешний локус контроля у подростков. Такой подросток может быть вполне благополучным, хорошо себя вести пока чувствует на себе контроль родителей или учителей. Но если обстоятельства складываются так, что этот контроль ослабевает, подросток "неожиданно" срывается и совершает "немотивированные" антисоциальные поступки и даже преступления, которые от него никто не мог ожидать.

Субъективно для человека мотив выступает как желания и намерения - актуальные эмоциональные состояния, изменяющиеся при изменении условий достижения цели.

_3.1.2. Цель и результат.

Цель - непосредственный ближайший ожидаемый результат деятельности, опредмеченный мотив (предмет, пригодный для удовлетворения мотива). Всегда в центре внимания, "притягивает" все познавательные процессы, т.е. внимание прежде всего концентрируется на предметах или мыслях имеющих отношение к цели, помогающих или мешающих достичь ее.

В различных теоретических школах психологическое значение цели понимали по- разному. Вот некоторые примеры понимания цели в разных теориях:

1. отрицание реальности цели - классический бихевиоризм Скиннера: поведение как человека, так и животного, полностью определяют "стимул, реакция и подкрепление";

2. в необихевиоризме цель - это любой полезный результат, завершающий поведение, то же, что подкрепление, при этом поведение человека и животного не различаются;

3. в классической когнитивной психологии цель - конечная ситуация, заданная любым формальным описанием и достижимая в ходе функционирования любой достаточно сложной системы, при этом нет различий между людьми, животными и техническими устройствами,

4. собственно психологический подход, особенно под влиянием теории деятельности рассматривает цель как осознанный образ будущих результатов, связанный с мотивом.

Понимание процесса целеобразования, его конкретно-психологическое исследование базируется на следующих принципах:

1. Целенаправленность действий отличает общественную жизнь человека от процессов, происходящих в природе. Хотя отдельные действия животного могут быть вполне целесообразны, природе в целом цели не свойственны. (Это положение оспаривается некоторыми философами, но эти споры выходят далеко за пределы данной книги).

2. Цели обусловлены внешними условиями и знаниями человека об их закономерностях, иначе говоря, человек реально ставит перед собой только те цели, которые в имеющихся или планируемых условиях кажутся ему хотя бы принципиально достижимыми. (О мечтах и грезах будет написано ниже.)

3. Полное совпадение целей и результатов если и возможно, то на очень короткое время, достижение каждой цели ведет к раскрытию условий для постановки новой цели.

В каждом действии не одна цель, а их иерархия, прежде всего, есть общая идеальная цель (может долго оставаться постоянной) и серия реальных промежуточных целей (могут изменяться по обстоятельствам). Например, цель: "иметь сегодня вкусный ужин" распадается на промежуточные цели: "выбрать рецепты блюд", "купить продукты", "приготовить еду". Чтобы выбрать рецепт, нужно сначала найти его в книге или позвонить подруге. Покупка продуктов – это целая серия промежуточных действий, каждое – со своей целью: одеться, взять сумку, дойти до магазина, выбрать продукты, заплатить и др. Приготовление еды так же включает в себя ряд промежуточных действий и целей. Каждое из этих действий может быть выполнено в нескольких вариантах в зависимости от конкретных условий.

При представлении будущих результатов в форме цели конкретная цель может быть представлена с разной степенью детализации и ясности, она может быть перцептивным образом (при копировании образца), может быть словесным описанием разной степени определенности, от очень точного до: "Посмотрим, что получится...".

Сам по себе образ возможного будущего может и не быть целью (например, прогноз погоды). Образ результата становится целью только при появлении мотива. Мотив дает цели личностный смысл. Одна и та же цель может соответствовать разным мотивам и иметь разный смысл. Например, человек может разыскивать палку для драки, для опоры или как материал для скульптора. Другой пример: человек идет в магазин с целью купить продукты, но мотивы могут быть разные: поесть самому, накормить детей, угодить жене, продемонстрировать соседям свою заботливость или свой достаток и т.д.

Цель формируется при "встрече" мотивов с препятствием. Если условия таковы, что у человека есть все для удовлетворения данного мотива и активная деятельность не требуется, не возникает и цель.

Предвосхищенный результат не всегда достигается, поэтому действия бывают успешными или не успешными. Но результат не бывает единственным. Кроме основного есть побочные результаты: изменения функционального и эмоциональное состояния, совершенствование умений и т.п. - все это внутренние результаты, которые могут проявиться сразу или быть отсроченными, составлять личный опыт человека.

3.1.3 Теоретические взгляды на мотивацию и ее виды.

А. Маслоу, один из основателей современной гуманистической психологии, создал теорию иерархического строения потребностей человека. Согласно этой теории модель системы потребностей человека можно представить в виде пирамиды. В основании этой пирамиды лежат базовые физиологические потребности, витальные, то есть необходимые для жизни потребности человеческого организма в еде, воде, укрытии от непогоды, и т.п. Вторая ступень пирамиды - это потребность в надежности и безопасности , то есть в определенной материальной обеспеченности в данный момент и в обозримом будущем, в здоровье, в защите от внешних опасностей и т.п. Эта ступень непосредственно связана с первой и является, по сути дела, социально-культурным "оформлением" базовых потребностей.

На третьей ступени располагаются собственно социальные потребности, прежде всего потребность в общении , в социальных контактах, в том, чтобы быть принятым какой-либо социальной группой. Эти потребности есть у каждого человека, хотя имеются большие индивидуальные различия – одни люди нуждаются в большом количестве таких контактов, а другим достаточно минимального их количества. Выше, на четвертой ступени, находятся более сложные социальные потребности – в осознании собственного достоинства , для которого необходимы уважение, престиж, социальная успешность, самоидентификация с какой-либо социальной группой.

Наконец, 5, высший уровень человеческих потребностей, метамотивации – потребность в развитии личности, самореализации, осмыслении своего назначения в мире.

Нижние уровни являются жизненными необходимостями, более высокие уровни меньше связанны с жизнеобеспечением и поэтому их удовлетворение может откладываться. Пока не удовлетворены потребности нижних уровней (хотя бы в минимально необходимой степени) потребности высших уровней не актуальны. Но как только потребности нижних уровней удовлетворяются и, следовательно, теряют мотивирующую силу, ведущими становятся потребности более высокого уровня. Способы удовлетворения потребностей нижних уровней ограничивается потребностью высшего уровня. (Например, человек рассматривает в качестве еды не все, что потенциально съедобно, а то, что соответствует той культуре, к которой он себя причисляет. Если он хочет быть принятым в каком-либо сообществе, он должен придерживаться существующих в этом сообществе правил поведения, в том числе – правил поведения во время еды, при выборе брачного партнера и т.п.)

При удовлетворении потребностей первых трех-четырех уровней у человека может сложиться "дефицит мотивов", ему становится нечего желать, а значит – незачем действовать. Длительный "дефицит мотивов" приводит человека в состояние "невроза существования" при котором человек не понимает зачем живет, страдает от "бессмысленности" своего существования. Поиск более осмысленной жизни может порождать самые разные формы поведения – от различных увлечений до экстремального спорта или алкоголизма. Причем конкретный выбор зависит, конечно, от личности, но может быть и относительно случаен, во многом зависит от сложившихся обстоятельств.

Только относительно немногие люди, преодолев "невроз существования" достигают высшего уровня мотивации - уровня самоактуализации. Таких людей отличает то, что они не бегут от реальности, отказываются от психологических защит и занимают активную позицию изучения и преодоления неблагоприятных обстоятельств. Им свойственна конгруэнтность - соответствие переживания реальному содержанию опыта, т.е. способность без страха "взглянуть правде в глаза", глубокое осознание проблем, трудностей и своих возможностей. Они бывают готовы идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста –понимания себя, смысла своей жизни, внутренней гармонии. Поведение этих людей относительно независимо от внешних обстоятельств и подчиняется, прежде всего, их собственным критериям правильности, стремлению к самоактуализации, истине, красоте, справедливости. Например, вероятно, именно таким человеком был известный астрофизик и биофизик А.В.Чижевский. В 30-е годы, будучи политзаключенным, он не бросал свои исследования. Когда его освободили, он обратился к начальству с просьбой оставить его в лагере на 2 месяца, т.к.: Переезд приведет к изменению ракурса звездного неба и нарушит исследования".

Анализ биографий многих выдающихся людей позволил А. Маслоу сделать вывод, что именно люди, достигшие уровня самоактуализации, вносят большой творческий вклад в разные сферы человеческой деятельности. Поэт Б.Пастернак (вероятно, сам принадлежавший к таким людям) выразил жизненную позицию личности, достигшей высшего уровня самоактуализации, когда написал: "Цель творчества – самоотдача, а не удача, не успех", по его же словам цель жизни "Жить, жить и только…".

3.1.4.Смысл.

А. Н. Гальперин и А. Н. Леонтьев выделили понятие личностного смысла - отражения в сознании личности отношения мотива деятельности к цели конкретно действия. Будучи порождением жизни, жизнедеятельности субъекта, система личностных смыслов является характеристикой индивидуальности человека. Именно мир личностных смыслов образует внутренний мир личности или, по-другому, "мой мир" - индивидуальный, субъективный мир отношений к внешнему миру, к событиям, к другим людям, который имеет конкретное пространственное, временное и социальное измерение. По А.Г. Асмолову, личностный смысл представляет собой индивидуализированное отношение к действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность

Б.С. Братусь уточнил, что личностный смысл возникает при соотнесении психологических образований с более общими: действий - с целями и мотивами, мотивов - с более общими и их системой, с контекстом жизни (например, если человек бежит, то этот бег может иметь смысл как способ добыть спортивный кубок или догнать трамвай; сам же кубок или трамвай имеют смысл в контексте более общих жизненных планов человека). Действия или предметы, не включенные в более общий контекст, представляются бессмысленными.

Смысл осознается и переживается как значение чего-то для самого человека, смысл существует у человека как эмоционально переживаемое отношение к чему-то, более или менее ясно осознаваемому, т.е. для возникновения смысла не достаточно (хотя и необходимо) воспринимать и знать нечто, нужно еще переживание осмысленности. Например, в детской книжке про старика Хотабыча герой впервые увидел футбол, и ему показалось бессмысленным то, что взрослые мужчины бегаю за одним мячом. Но когда ему разъяснили правила игры и чемпионата, он стал страстным болельщиком.

Смысл действий и предметов не остается неизменным, он постоянно формируется и изменяется в процессе деятельности человека. Рассмотрим кратко условия создания или изменения смысла действий и предметов:

1. Смысл изменяется при изменении значимости мотива или предмета потребности. Это изменение может достигаться:

а) через внешние стимулы, с помощью оценок и мнений других людей (Например, в рассказе Чехова "Хамелеон" городовой, который узнал, что собака покусала человека, обвиняет собаку, если думает, что она бездомная, и человека, когда узнает, что хозяин собаки – важная персона. Другой известный литературный пример: пьеса Грибоедова "Горе от ума" кончается репликой Фамусова: "Что будет говорить княгиня Марья Алексевна?" - для Фамусова смысл событий в его собственной семье не в их содержании, а в мнении о нем других);

б) самостоятельно, через сравнение привлекательных и отрицательных сторон предмета и намеренное уменьшение одних и увеличение других (например, в известной басне "Лиса и виноград" лиса не может достать винограда и уговаривает себя, что недоступный виноград зелен, неспел);

2. Изменение позиции человека, его роли, изменяет систему его смыслов. (Например, смысл учебного предмета, упражнения и т.п. для учителя и ученика часто бывает совершенно различен. Когда человек меняет роль, он часто начисто забывает и свойственные ей смыслы, не замечая этого; так многие, даже молодые родители, не понимают смыслов поступков своих детей, хотя они мало отличаются от тех, которые были у них самих в недавнем прошлом.).

3. Предвидение и переживание возможных последствий действия или отказа от него для себя или других людей может создать или изменить смысл действия;

4. Смысл действий может быть усилен или даже создан с помощью символов и ритуалов, увеличивающим значимость действий, а также через обращение к другим людям (к вышестоящим или к авторитетной группе) или к божеству за поддержкой (например, известно, что для спортсменов, особенно молодых, важно защищать цвета своего клуба, услышать при победе гимн своей страны и т.п. Однако, обращение к "ритуальным" смыслам может быть и очень опасным, т.к. может превращать людей в фанатиков, толкать их на ассоциальные действия).

5. В ситуациях, когда выполнение действия объективно необходимо, но трудно создать у человека его личностный смысл, возможно совмещение в одном действии двух смыслов, один из которых задан ситуацией, а второй создается через связь действия с новым мотивом, привнесенным извне или созданным сами человеком:

А. Новый мотив создается другим человеком:

а) для старого действия задается новая цель - соревноваться с кем-то, научить кого-то и т.п. (Например, дети в детском саду должны не просто аккуратно застелить постель, а соревноваться, кто сделает это быстрее или научить этому детей из младшей группы);

б) ставится более конкретная цель, например, выполнить определенную работу за определенное время;

в) заданное действие рассматривается как условие или средство достижения другой, более привлекательной цели; такой способ создания смыслов широко распространен, он составляет основу внешней мотивации, о которой было написано выше (например: "Уберешь комнату – сможешь пойти на футбол". Вспомним, также, что множество людей выполняют неприятную им работу ради высокой зарплаты.);

Б. Создание нового мотива, изменение задачи делает сам человек:

а) связать заданное действие с мотивами долга, чести ответственности т.п. («Я должен поступить так, чтобы не посрамить чести своей семьи»….. города»….профессии»….осознавая свою ответственность перед детьми» и т.п.);

б) постановка задачи соревнования с воображаемым соперником или самопроверки на выносливость, терпение и т.п. ("Докажу себе, что я это могу"); часто сопровождается речевой самостимуляцией (самоприказы, похвалы и т.п.).

6. Привлечение целей и мотивов из воображаемой, а не реальной ситуации. Побудительная сила воображаемых мотивов может быть даже больше, чем реальных. Установка, созданная воображением, может даже искажать восприятие действительности.

ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

3.2.1. Определение и основные характеристики эмоций.

Эмоции - класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для его жизнедеятельности или реализации целей. Эмоции сопровождают любое проявление активности субъекта и служат одним из главных механизмов регуляции его деятельности. Эмоции отражают оценочное отношение человека ко всему, что его окружает: к другим людям, предметам или событиям.

Экспериментальные возможности при изучении эмоций ограничены. Исследование познавательных процессов идет по схеме: сопоставление объективного (физического) эталона с его субъективным отражением. С эмоциями это невозможно. Эмоции не отражают объективные явления, а выражают субъективное к ним отношение. Объект или событие - повод для эмоции, а не источник информации для ее анализа и описания. Поэтому можно только сравнивать эмоции между собой, а не с некими объективными внешним эталоном.

В языке недостаточно слов для описания эмоций, но можно описать их при помощи 3 основных измерений: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - расслабление. У эмоций 3 главных характеристики: возбуждение (сила), знак и качество (содержание).

Эмоциональное возбуждение – характеризуется повышением уровня активации центральной нервной системы, мобилизационными сдвигами в организме. Оно может ограничиться внутренней ассоциативной активностью и сильными переживаниями, но может и существенно изменять поведение человека, причем эти изменения могут иметь противоположную направленность. Стенические эмоциональные реакции выражаются в усилении двигательной и всякой другой активности. Астенические эмоциональные реакции приводят к снижению активности, даже к ступору. Это бывает при полной невозможности приспособительных действий или после сильного или длительного возбуждения (запредельное торможение). Сильные стенические и астенические реакции могут стать патологическими.

Сила эмоционального состояния обратно пропорциональна его продолжительности. Аффект – наиболее сильная эмоция – обычно непродолжителен. Он возникает обычно в экстремальных условиях, когда человек не может справиться с ситуацией. Настроение – слабо выраженное эмоциональное состояние – может длиться долго, даже много дней и составлять эмоциональный фон всей деятельности человека. Другая довольно устойчивая форма эмоций – чувства – строго избирательны, относятся только к определенным людям предметам или предметам. Сильное, доминирующее чувство называется страстью .

Эмоциональное напряжение - состояние повышенной эмоциональной активации, блокированное в исполнительной фазе, т.е. оно появляется в ситуации, когда эмоция возникает, но не может быть выражена адекватным действием (бегством при страхе, бурным выражением гнева или радости и т.п.) или в состоянии конфликта эмоций (когда, например, объект привлекателен и страшен одновременно). Возникают вегетативные сдвиги и непроизвольные выразительные движения. Эмоциональное напряжение может накапливать возбуждение и вести к взрыву - это кумулятивное развитие эмоции.

3.2.2. Знак_эмоции.

Знак эмоции отражают соотношение между актуальными мотивами и возможностью реализовать соответствующие им действия. Отрицательная эмоция в норме должна возникать при затруднениях в достижении цели, при вредных или не отвечающих потребностям индивида воздействиях (или их возможности). Положительная эмоция - при полезных, согласующихся с потребностями условиях или воздействиях (или их возможности). Эмоции создают субъективную "координатную сетку", в которой рассматриваются все детали среды по отношению к имеющемуся у человека на данный момент мотиву. Например, если человек любит сладкое и давно не ел его, вывеска кондитерского магазина, вид торта ему приятны. А если он переел сладостей, те же объекты вызовут у него отвращение.

В норме, положительные эмоции должны вызывать те объекты и воздействия, которые полезны человеку, а отрицательные – те, которые вредны. Реально так происходит не всегда, поскольку у человека бывает не один, а несколько мотивов и они могут противоречить друг другу. Если личность хорошо интегрирована (включена в реальную жизнь и приспособлена к ней), то интересы, доминирующие в данный момент, не противоречат интересам человека в целом. Но в случае плохой интеграции (инфантильные люди, наркоманы и т.п.) эмоциональные реакции, отвечая только одной, непропорционально выраженной потребности, могут оказаться в противоречии с главными интересами субъекта.

Например, в норме сытый человек равнодушен к еде, но, если у человека мало источников положительных эмоций, он компенсирует их тем, что получает удовольствие от еды и ест гораздо больше, чем нужно, причем именно вкусные продукты независимо от того, полезны они ему или вредны. Другой пример: человек хочет общаться с другими, но не умеет налаживать контакты. При совместном курении ему гораздо легче преодолеть смущение. В результате человек привыкает к курению и не может бросить, хотя и осознает, что это вредно для здоровья. Но актуальная потребность в общении и удовольствие, связанное с ее удовлетворением гораздо сильнее влияют на его поведение, чем вероятность заболеть в будущем.

Отрицательная эмоция возникает при вредном воздействии и направлена на то, чтобы устранить это воздействие, но сама имеет тенденцию к сохранению, особенно в виде слабого длительного плохого настроения или грусти. Поэтому поглощение грустью может оказаться приятным, а избавление от нее - неприятным.

Фрустрация - особая форма отрицательно эмоционального состояния, которая возникает при невозможности непосредственно реализовать текущий мотив либо из-за столкновении с неожиданным препятствием, либо из-за борьбы двух мотивов. Психологически наиболее сложной является именно ситуация борьбы мотивов. Имеется 3 типа таких ситуаций:

1. выбор из двух (или нескольких) равно привлекательных целей притом, что, избрав одну, от других придется отказаться (сложность этой ситуации описана в древней притче о Буридановом осле – этот осел умер между двумя копнами сена, т.к. не смог решить, какая из них лучше);

2. выбор из двух "зол" - ситуация, когда какая-то неприятность неизбежна, но надо не ошибиться и выбрать меньшую;

3. необходимо решиться на временные неприятности ради получения награды впоследствии (например, в такой ситуации находится человек, который должен пойти на неприятное медицинское вмешательство ради возможного, но не гарантированного улучшения своего здоровья в будущем).

3.2.3.Избирательное влияние эмоций на поведение и познавательные процессы - регуляторная функция эмоций.

Эмоция возникает как реакция на значимое воздействие (актуальное или возможное) и вызывает разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности в целом. Но эмоции - это не только реакции на то, что полезно или вредно, но и побуждения к соответствующим действиям. К действию субъекта побуждает не воздействие как таковое (боль, пища и т.п.), а вызываемая им эмоция (гнева, страха, удовольствия, разочарования и т.д.). Немецкий философ Барон писал: "Люди никогда не жертвуют собой ради вещей понятных, лишь под властью любви они сдвигают с места горы".

Эмоции – один из ведущих психических процессов, регулирующих деятельность человека. Положительная эмоция содействует поддержанию или повторению действий, которые привели к ее возникновению. Отрицательная эмоция дезорганизует те действия, которые приводят к ее возникновению, но организует действия по ее устранению или уменьшению.


Похожая информация.


Потребности и мотивы личности

Потребность – это нужда человека в чем-либо.

В научной литературе понятие потребность используется в 3 основных значениях :

1. Потребность – объект внешней среды, необходимый для нормальной жизнедеятельности.

2. Потребность – состояние психики, отражающее нужду в чем-то или нехватку чего-либо.

3. Потребность – фундаментальное свойство личности, отражающее ее отношение к внешнему миру.

В психологии потребность определяется как:

ü осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для нормального существования и развития;

ü состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования.

Понятие мотива – одно из наиболее словных понятий в психологии. Уже в 1924 г. западный психолог Бернер насчитал более 14 тыс. определений исходного понятия.

Мотив – субъективная форма отражения и переживания потребностей. Мотив может рассматриваться как внутреннее побуждение к деятельности, обусловленное наличием или актуализацией какой-либо потребности.

В западной психологии мотив рассматривается как устойчивая, обобщенная, личностная диспозиция. Диспозиция – это внутренние психологические факторы, обуславливающие поведение человека. К диспозиции относятся потребности, мотивы, цели, намерения, желания, интересы.

Цель – это непосредственно осознаваемый и предвосхищаемый результат деятельности, направленный на удовлетворение актуальной потребности.

Соотношение исходных понятий

Потребности и мотивы

Соотнесение нужды (потребности) с ее объектом или предметом (опредмечивание) превращает потребность в мотив, поэтому мотив – это опредмеченная потребность. Опредмечивание и осознание потребности (осознание мотива) является основой для постановки сознательных целей и организации деятельности по ее достижению.

Мотивы и цели

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке целей. В реальных соотношениях мотивов и целей возникает смыслообразующая функция мотива (отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности и цели образует личностный смысл деятельности). Мотивы в поведении человека выполняют 2 функции: побуждающая функция (внутреннее побуждение к деятельности) и смыслообразующая функция.

Потребности, мотивы и цели нельзя отождествлять, т.к. одна и та же потребность может приводить к возникновению разных мотивов. При этом один и тот же мотив может служить средством реализации разных потребностей. Один и тот же мотив будет реализовываться при достижении различных целей.

Далеко не все психологи придерживаются таких взглядом на содержание исходных понятий и их соотношение. В некоторых работах встречается отождествление понятия потребности и мотива (например, Маслоу). Некоторые авторы наделяют потребности побудительной силой. В работах некоторых авторов сам мотив рассматривается как одно из побуждений наряду с потребностями, целями, эмоциями и установками личности.

Потребности

Потребности – это источник активности человека.

По мнению Обуховского («Психология влечений», 1972) существует более 100 классификация потребности и классификация потребностей – задача невозможная.

1. По происхождению потребностей выделяют:

1.1. Естественные потребности отражают зависимость от таких условий, которые необходимы для сохранения и поддержаний жизни самого человека и его потомства. Это биологические потребности.

1.2. Культурные потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой культуры. Это приобретенные потребности.

2. По предмету потребности выделяют:

2.1. Материальные потребности выражают зависимость человека от продуктов материальной культуры. Естественные потребности всегда материальны по своему предмету.

2.2. Духовные потребности выражают зависимость человека от продуктов общественного сознания: познавательные, моральные, эстетические потребности. Культурные потребности могут быть как материальными, так и культурными.

3. По степени устойчивости потребностей выделяют:

3.1. Ситуативные потребности – потребности данного момента времени.

3.2. Устойчивые потребности сопровождают нас в течение всей жизни. Они ненасыщаемы.

4. Классификация Ковалева :

4.1. Естественные .

4.2. Духовные .

4.3. Социальные .

5. Классификация Немова :

5.1. Органические .

5.2. Материальные .

5.3. Духовные .

5.4. Социальные .

Мотивы

Классификации мотивов также различны.

Все мотивы можно разделить на:

1. Осознаваемые мотивы:

1.1. Интересы – эмоциональное проявление познавательной потребности личности. Некоторые авторы трактуют данное понятие более широко: интерес – это специфическое отношение личности к объекту в силу его эмоциональной привлекательности или жизненной значимости. Критерии классификации интересов:

1.1.2. Цель: непосредственные (эмоциональная привлекательность объекта) и опосредованные интересы (жизненная значимость).

1.1.3. Широта: односторонние (узкие) и многосторонние (широкие) интересы.

1.1.4. Устойчивость: ситуативные (неустойчивые) и устойчивые интересы

1.2. Убеждение – это осознаваемый мотив, в основе которого лежит потребность действовать в соответствие со своими взглядами, принципами и мировоззрением в целом. Это идеи, знания, ставшие мотивами поведения и определяющие отношение человека к действительности. Структура убеждения:

ü Знание как основа принятия решения.

ü Позитивное личное отношение к этому знанию.

ü Потребность поступать в соответствие с имеющимся знанием.

Термин «убеждение» в различных науках используется в разных значениях. В психологии убеждение – аспект мотивационной сферы личности.

1.3. Стремление – это мотив, в основе которого лежит такая потребность существования, которая не представлена в данной ситуации, но может быть создана путем специально организованной деятельности. Варианты стремлений: мечта, идеалы, намерения.

2. Неосознаваемые мотивы:

2.1. Влечения – побуждение к деятельности, в основе которого лежит недифференцированная (недостаточно осознаваемая) потребность. По мере осознания потребности влечение превращается в один из осознаваемых мотивов.

2.2. Установка – устойчивая предрасположенность человека к определенным формам реагирования или неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, формам поведения.

3. Социальные мотивы (могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми).

Это такие мотивы, которые могут быть удовлетворены только в процессе взаимодействия с другими людьми, поэтому их цели могут быть реализованы только в процессе взаимодействия; они имеют социальную природу. Понятие «социальный мотив» их классификацию предложил Мюррей. Первоначально он выбелил 20 мотивов, но изучены только 5:



3.1. Мотив достижения – устойчивое стремление человека к достижению высокого результата в любой, но, прежде всего, значимой для него деятельности. В отечественной психологии этот мотив является синонимом уровня притязаний личности. Виды мотива достижения:

· Мотив стремления к успеху (надежда на успех).

· Мотив избегания неудачи (боязнь, страх неудачи).

Мотив стремления к успеху проявляется в инициативном поведении, стремлении к соревновательности и разумному риску. Мотив избегания неудачи проявляется в уклонении от участия в деятельности, связанной с риском или с ответственностью, необходимостью проявлять инициативу.

Структура мотива достижения:

1. Стремление к достижениям в значимой деятельности – стремление к мастерству.

2. Стремление к известности, признанию, престижу.

3. Стремление к соперничеству, т.е. к соревновательности и лидерству.

Специфика деятельности Лица, побуждающиеся стремлением к успеху Лица, боящиеся неудачи
Ожидание успеха Настроены на успех, поиск деятельности, которая обеспечивает успех. Выполнение деятельности сопровождается позитивными эмоциями Настроены на неудачу, боятся ее, стараются избегать деятельности, которая может быть неудачной, негативные эмоции при выполнении деятельности
Степень адекватности уровня притязаний и самооценки личности Адекватный уровень, реальные цели Неадекватный уровень, чрезмерно завышенная или чрезмерно заниженная самооценка, легкие или заведомо нереалистичные цели
Реакция на неудачу Неудача вызывает усиление мотивации, повышение интереса к деятельности При неудаче снижается интерес к деятельности вплоть до полного отказа от ее выполнения
Атрибуция (причины) достигнутых результатов При объяснении неудач прибегают к ситуативной атрибуции, при объяснении успехов – к личностной При объяснении неудач прибегают к личностной атрибуции, при объяснении неудач – к ситуативной

3.2. Мотив аффилиации (от франц. контакт в общении). Основа мотива - потребность в общении с другими людьми и положительное отношение к другим людям. Мотив проявляется в стремлении к сотрудничеству, к дружескому доверительному общению. Виды мотива аффилиации:

· Надежда на аффилиацию или стремление к принятию.

· Боязнь отвержения .

Эти виды мотива порождают стиль общения. Стремление к принятию отличается уверенностью, непринужденностью, открытостью, социальной смелости в контактах. Боязнь отвержения характеризуется скованностью, стеснительностью, робостью, неловкостью и дискомфортом в процессе общения. При этом лица, стремящиеся к принятию, отличаются высокой инициативностью и активностью в общении. Они выбирают такие виды деятельности, которые требуют активного общения с другими людьми, и они лучше выполняют другую деятельность в присутствии других. Они лучше относятся к другим людям. Лица, боящиеся отвержения, отличаются противоположными качествами.

3.3. Мотив альтруизма – мотив помощи, стремление оказывать помощь, заботиться о людях. Альтруизм – бескорыстная забота о других. Это стремление не к любой помощи, а к бескорыстной.

В основе мотива лежит положительное отношение к другим людям. Предпосылкой могут быть определенные личностные качества: склонность к эмпатии, интернальность личности. Альтруистическое (просоциальное) поведение осуществляется ради блага других людей без надежды на вознаграждение и по собственному убеждению, а не под давлением со стороны.

3.4. Мотив агрессии – это антисоциальный мотив. Под агрессией понимается намеренное причинение вреда другому человеку (морального, физического, материального). Виды мотива агрессии:

· Тенденция к агрессии – склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция проявляется в открытых формах агрессивного поведения.

· Тенденция к подавлению агрессии – предрасположенность человека оценивать свои собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаления и угрызения совести. На поведенческом уровне тенденция проявляется в подавлении агрессивных намерений и в осуждении агрессивных действий.

В основе обеих тенденций лежит желание агрессивных действий.

Природа мотива агрессии (теории агрессивного поведения)

Природа мотива агрессии: негативное отношение к другим людям, отсутствие способности к эмпатии, сочувствию.

1. Инстинктивная теория агрессии (биологическая теория) З. Фрейда, Мюррея и Макдаугала. Агрессия рассматривается как проявление инстинктов.

2. Теория социального научения Бандуры. Агрессия – форма приобретенного поведения, своеобразный результат социального научения, т.е. подражания другим, усвоения норм поведения определенных социальных групп.

3. Фрустрационная теория Долларда. Агрессия – следствие фрустрации.

4. Теория Э. Фромма. Агрессия – особенность самосознания или самооценки личности, способ самоутверждения. Деструктивизм характерен для лиц с низкой самооценкой.

3.5. Мотив власти проявляется в стремени человека подчинить другого своей воле: командовать, управлять, властвовать над другими людьми.

а) потребности

С точки зрения А. Н, Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.

Личность – это, прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, - во внешних предметах или другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходным побуждением его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное существо.

Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит идентификация с предметом – фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

Все потребности человека могут быть разделены на материальные и духовные. Потребности в пище, жилье и одежде являются насущными потребностями человека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производство не только удовлетворяет, но и порождает потребности людей, определяет их уровень развития и характер.

Органические потребности представлены в психике, прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности.

Возникающие в связи с потребностями мотивы вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.

б) структура деятельности

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельности, цель, предмет, средства осуществления, результат.

Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделение труда порождают своеобразный характер ее мотивации. В силу общественного характера, деятельность из инстинктивной, как у животных, - становится сознательной. Вместе с тем создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности.

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью. Мотивы человеческой деятельности могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание вещей и инструментов, обслуживающие естественные потребности и т.п. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, умения и навыки, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели. Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата еще какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив – стремление выполнить свои обязанности, а также проявить себя, заслужить общественное внимание.

Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивом, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности, в отличие от мотивов и целей отдельных действий, носят обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Способы и приемы – это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей. Они могут состоять из одной или нескольких операций. Выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно назвать и операций. Характер операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и самого человека, а также значимость его деятельности.

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория «поля» К. Левина (см. Топологическая психология), этология), детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами (психоанализ), иерархия мотива (психоанализ, «гуманистическая психология» и др.), целенаправленность активности (теория деятельности), стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики мотива. Развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотива, дан от природы и ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных форм деятельности. У человека же источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.

Потребность (в психологии) - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Потребность человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребности является одной из центральных задач формирования личности.



ЦЕЛЬ - осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель - всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях: 1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система; 2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (=> целеобразование). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности. Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное - разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов.