Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Теории формирования эмоций. Биологическая теория эмоции П.К. Анохина

Рассматривая проблему эмоций с биологической точки зрения, П.К. Анохин подчеркивает, что эмоции охватывают весь организм и придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, и руководствуется самым древним и универсальным критерием всего живого - стремлением выжить; это и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.

Он рассматривает эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирается на теорию эволюции Ч. Дарвина. Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Исходя из этого эмоциональные состояния, не только удерживающиеся в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немножко вредны или бесполезны для жизни. При этом Анохин утверждает, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность, как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Активационная теория Д. Линдсли

В своей теории Линдсли заменил широкое понятие организмического возбуждения, которое было предложено Даффи, на понятие активации.

Активация - "нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры".

Толкование эмоций Линдсли предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным. Эти стимулы порождают импульсы, которые в свою очередь активизируют ствол мозга, дальше импульсы посылаются к таламусу и к коре больших полушарий. "Гипотетический активизирующий механизм" преобразует все эти импульсы в поведение, которое характеризуется "эмоциональным возбуждением".

Согласно представлениям П. Мак-Лина, в формировании мотивационно-эмоциональных состояний играют роль два круга: амигдалярный и септальный . Первый связан с пищевыми и защитными реакциями, второй - преимущественно с половыми.

Подкорковые эмоциогенные структуры оказывают активирующее влияние на кору головного мозга. Она же, в свою очередь, на основании оценки сигналов из внешней и внутренней среды определяет формирование эмоционально окрашенных целостных поведенческих актов.

У человека и животных существует функциональная, межполушарная асимметрия . Специализация больших полушарий головного мозга проявляется и в эмоциональной сфере. Более эмоциогенным является правое полушарие, играющее преимущественную роль на ранних этапах овладения навыками. У человека положительные эмоции связаны в основном с левым полушарием, отрицательные - с правым. Соответственно различается и оценка афферентации от периферических рецепторов: различные психосоматические проявления чаще связаны с левой половиной тела. Левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая - положительные эмоции. Эти различия проявляются уже у новорожденных, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.

Трудности в определении локализации эмоциогенных структур мозга у животных были в значительной степени преодолены после открытия в 1954 г. Дж. Олдсом и П. Милнером феномена внутримозгового самораздражения . Крыса получала возможность, нажимая на педаль, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные в мозг электроды различные его отделы. Высокий уровень положительного подкрепления в тех случаях, когда электрод находился в положительной эмоциогенной структуре ("зоны награды", "центры удовольствия", "система поощрения"), приводил к выработке инструментального условного рефлекса в течение нескольких минут.

"Зоны награды" созревают очень рано и уже в первые дни после рождения включаются в регуляцию поведения. Системы отрицательного подкрепления ("зоны наказания") также готовы к функционированию на самых ранних этапах постнатальной жизни. Если электрод вживлен в "зону наказания", животное, замкнув один раз цепь тока, в дальнейшем избегает нажимов на педаль.

Таким образом, по стремлению животного к максимизации или минимизации электростимулирования данной "точки" можно отнести ее к системам положительного или отрицательного подкрепления.

Гипоталамическая теория Э. Гельгорна

Активационная функция эмоций отмечается многими авторами. Э. Гельгорн (1948) считает, например, что ускорение и усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем, представляет одну из самых ярких черт эмоционального реагирования. Она состоит в том, что при возникновении эмоций происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения (Линдсли, 1960; Арнольд, 1967). Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и ее отдельных подструктур. Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации. Отсюда можно говорить о мобилизационной функции эмоций.

Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т. к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Концепция Арнольда

Концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. В классификации эмоций М. Арнолд делит эмоции на положительные и отрицательные, критерием этого деления является тенденция (возможность) к действию по сближению/ удалению с объектом.

Это свойство выражается в том, что человек может одновре­менно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние (в связи с чем П. В. Симонов говорит о смешанных эмоциях). А. Н. Леонтьев (1971) подвергает сомнению наличие этого свойства и отмечает, что представления психологов об этом свойстве возникли в результате несовпадения чувства и эмоции, противоречия между ними. И...

Что само по себе уже представляет несомненный интерес. ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности. 2.1 Постановка эксперимента. Экспериментальное исследование проводилось для определения уровня выраженности эмоциональных состояний у...

Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. 1.2. Психологические теории эмоций Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями...

Волнения следует отнести физиологический аффект, характеристика которого дана была нами выше. Второй вид эмоционального состояния, относимый к ситуациям сильного душевного волнения, носит название (по данным С.П. Бочаровой) повышенное психоэмоциональное возбуждение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение. Его еще называют иногда аффективным состоянием, для которого характерно...

Эмоции рассматриваются как продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Возникновение потребностей приводит к возникновению отрицательных эмоций. Они играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит достижение запрограммированного результата – удовлетворение потребности, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности поиски новых, более успешных способов достижения цели.

Информационная теория П.В.Симонова

Эмоции являются ответом на недостаток (дефицит) или избыток (профицит) информации, требующейся для удовлетворения актуальной потребности. Автор предложил структурную формулу эмоций:


· Э − эмоция, ее степень, качество и знак;

· f − знак функции;

· П − сила и качество актуальной потребности;

· (Ин − Ис ) − оценка вероятности (возможности) удовлетворения по­требности на основе врожденного и онтогенетического опыта;

· Ин − информация (необходимая) о средствах, прогностически необ­ходимых для удовлетворения потребности;

· Ис − информация (существующая) о средствах, которыми распола­гает субъект в данный момент;

· ... − многоточие, означает ряд факторов (известных и неизвест­ных), способных повлиять на конкретные значения параметров (силы, знака, качества) эмоции. К ним относятся - индивидуальные (типологичес­кие) особенности субъекта, запас времени для реагирования и принятие решения, особенности по­требности и др. Такие до­полнительные факторы «обусловливают лишь вариации бесконечно­го многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточ­ными являются всегда два и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения».

В упрощенном варианте формула выглядит так:

Из последней формулы следует:

1) Обладая необходимой информацией к удовлетворе­нию актуальной потребности, субъект не переживает эмоции

Соответствующая эмоция отсутствует (Э = 0):

· при отсутствии потребности (П = 0)

· при полной информированности (Ин = Ис, когда Ин − Ис = 0)

2) Эмоция отрицательна при нехватке информации (Ин > Ис);

3) Эмоция положительна при избыточности информации (Ин < Ис)

Иногда полученная информация сама несет эмоциональный заряд, так как вызывает болезненное или драматическое воспоминание о пережитом раньше. Это может еще больше усилить эмоцию, возникающую в новой ситуации, с которой человек сталкивается.

Эксперименты Спайсмана.

В эксперименте Спайсмана и его коллег было показано, что отрицательные эмоциональные реакции наблюдаются чаще всего из-за неприятной информации и из-за недостаточной информации. Положительные эмоции возникали при получении достаточной информации, особенно если она была ожидаемой. Четырем группам испытуемых показывали фильм, о тот как в каком-то австралийском племени осуществляют обряд инициации подростков. Операция состояла в том, что острым камнем надрезали поверхность пениса по всей его длине, а подростка в это время крепко держали четыре взрослых человека. Все четыре показа осуществлялись по- разному.

1 группа смотрела картину без звукового сопровождения.

2 группа прослушивала комментарий, произносимый патетическим тоном, где подчеркивали жестокость и травматизм подобной практики.

3 группа получала комментарий, в котором делался упор на обычность сцены и незначительность травмы.

4 группа получала нейтральный комментарий. который объективно описывал детали различных фаз данной практики.

По результатам записи сердечного ритма и кожно - гальванической реакции в группах 3 и 4 наблюдалась умеренная реакция, а в группе 2 и 1 – сильная

(Анохин П.К., 1949). Рассматривает эмоции в плане дарвиновской концепции об эволюции полезных приспособлений. Эмоции в онто– и филогенезе возникают в связи с формированием потребностей. Неудовлетворенным потребностям соответствуют отрицательные эмоции, удовлетворенным – положительные. Закрепление эмоциональных проявлений происходит по механизмам деятельности функциональной системы и акцептора действия. При совпадении сигналов обратной афферентации с акцептором действия возникают положительные эмоции, если же эти сигналы не совпадают с акцептором действия – отрицательные. Такого рода закономерность распространяется не только на биологические потребности, но и на социально обусловленные. В образовании эмоций, таким образом, придается большое значение оценке результатов действия до его совершения, что соответствует положению И.П. Павлова о присущем любому условно-рефлекторному акту предсказывающем, "предупредительном" компоненте деятельности.

  • - Этимология. Происходит от лат. actus - действие, движение. Авторы. Arnold ; Lindsey . Категория. Теория эмоций. Специфика...
  • - см. теория эмоций...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Т. э. Дж.-Л. сразу же после ее опубликования в труде Джемса «Принципы психологии» превратилась в предмет многочисленных научных дискуссий...

    Психологическая энциклопедия

  • - Биологическая теория эмоций Анохина - теория возникновения положительных эмоций, согласно которой нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение акцептора действия, как...

    Психологический словарь

  • - Двухкомпонентная теория эмоций С. Шехтера - теоретический конструкт, объясняющий возникновение эмоций. По мнению Шехтера, переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов...

    Психологический словарь

  • - Теория активации эмоций - теория эмоций; Lindsey), происходит из более старой таламической теории У. Кеннона - и Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга...

    Психологический словарь

  • - Выделение в деятельности любого живого организма и в формировании присущих ему поведенческих актов замкнутых образований с обязательным наличием канала обратной афферентации, информирующей о результатах действия...
  • Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Психофизиологическая теория, связывающая появление эмоций с периферическими изменениями, возникающими сугубо рефлекторно, без непосредственной реакции высших центров на внешние впечатления...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Основное значение в происхождении эмоций придается центральным нервным механизмам, и в первую очередь таламусу и подкорковым центрам...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - См. Отчуждение чувств...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Возникновение эмоций рассматривается в связи с адекватностью информационного запаса организма реальной ситуации...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Член-корреспондент РАМН; родилась 24 мая 1932 г.; работает в государственном научном центре наркологии Минздравмедпрома России; направление научной деятельности: наркология...
  • - Род. в г. Тбилиси. Образование среднее. Печатается как поэт с 1949: газ. "Таганрогская правда", "Молот". Автор пьес: Приемная мать; Зеркало; Волшебное эхо; Гуси-лебеди; Сказки Тихого Дона...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - теория, согласно которой эмоциональное состояние человека является производным от состояния его внутренних органов...

    Большой медицинский словарь

  • - Автор. С.Шехтер. Категория. Теоретический конструкт, объясняющий возникновение эмоций. Специфика. По мнению Шехтера, переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов...

    Большая психологическая энциклопедия

"Анохина биологическая теория эмоций" в книгах

автора Александров Юрий

2.6. Теория П.К. Анохина как целостная система представлений

Из книги Основы психофизиологии автора Александров Юрий

2.6. Теория П.К. Анохина как целостная система представлений Итак, первое важнейшее преимущество и признак, отличающий ТФС от других вариантов системного подхода, – введение представления о результате действия в концептуальную схему. Таким образом, ТФС, во-первых,

Глава 3. Природа эмоций. Роль эмоций в эволюции жизни

Из книги Сущность и Разум. Том 1 автора Левашов Николай Викторович

Глава 3. Природа эмоций. Роль эмоций в эволюции жизни Эмоции... чувства, - переживания, волнения, страдания, вдохновение и разочарование, любовь и ревность, возвышенность и безысходность и многие другие проявления нашей души заполняют нашу жизнь от первого крика, с которым

10.6. Неживая и живая природа (биологическая теория эволюции)

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

10.6. Неживая и живая природа (биологическая теория эволюции) Всем хорошо известно, что бесконечно многообразная окружающая нас природа распадается на живую и неживую. Уже в древности людям было вполне понятно, что любой живой организм сильно отличается от любого неживого

Биологическая теория эволюции. Неживая и живая природа

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Биологическая теория эволюции. Неживая и живая природа Всем хорошо известно, что бесконечно многообразная окружающая нас природа распадается на живую и неживую. Уже в древности людям было вполне понятно, что любой живой организм сильно отличается от любого неживого

Неживая и живая природа. Биологическая теория эволюции

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Неживая и живая природа. Биологическая теория эволюции Всем хорошо известно, что бесконечно многообразная окружающая нас природа распадается на живую и неживую. Уже в древности людям было вполне понятно, что любой живой организм сильно отличается от любого неживого

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БРОЖЕНИЙ

Из книги 100 великих научных открытий автора Самин Дмитрий

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БРОЖЕНИЙ В 1680 году голландец Антони Ван-Левенгук впервые увидел пивные дрожжи в свой самодельный микроскоп. Он описал их в письме, адресованном в Королевское общество, и дал рисунок, на котором видны почкующиеся круглые клетки, образующие скопления.

3. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ERG К… Альдерфера

Из книги Менеджмент: конспект лекций автора Дорофеева Л И

ВОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА АНОХИНА

Из книги Секреты атлетизма автора Шапошников Юрий

ВОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА АНОХИНА В начале XX века большую известность снискала система физического развития русского атлета доктора А. К. Анохина (псевдоним Б. Росс). Книги с описанием системы Анохина выдержали семь изданий при жизни автора, даже далекий от спорта журнал «Нива»

Теория эмоций Кэннона – Барда

автора Клейнман Пол

Теория эмоций Кэннона – Барда В 1930?х годах Уолтер Кэннон и Филипп Бард разработали в качестве аргумента против описанной выше теории Джеймса – Ланге свою теорию. По утверждению психологов, физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает,

Теория эмоций Шехтера – Сингера

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Теория эмоций Шехтера – Сингера Двухфакторная теория эмоций Шехтера – Сингера была разработана в 1952 году Джеромом Сингером и Стэнли Шехтером. Она представляет собой пример когнитивного подхода к эмоциям. Согласно этой теории, на первом этапе формирования эмоции

Теория эмоций Лазаруса

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Теория эмоций Лазаруса Познавательная теория эмоций, разработанная в 1990?х годах Ричардом Лазарусом, утверждает, что любой эмоции или физиологической активации организма непременно предшествует мысль. Иными словами, прежде чем у вас возникнет какая-либо эмоция,

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

Волевая гимнастика Анохина

Из книги Уникальная система изометрических упражнений Железного Самсона автора Драбкин Александр Семенович

Волевая гимнастика Анохина В начале XX века большую известность снискала система физического развития доктора А.К. Анохина. Книги с описанием системы Анохина выдержали 7 изданий при жизни автора, даже далекий от спорта журнал «Нива» в 1909 году опубликовал ее полностью,

Биологическая теория памяти

Из книги Уникальные способности мозга автора Мельников Илья

Биологическая теория памяти Сторонники этой теории считают, что:1. Память имеет двухступенчатый характер запоминания.2. Физиологические изменения в мозгу вызывает кратковременная, ежесекундная реакция.3. Физиологические изменения имеют обратимый характер и являются

В данной теории эмоций, эмоции рассматриваются, как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животного. В это точки зрения прослеживается то, что Анохин опирался на теорию Дарвина. Данная теория рассказывает нам о том, что при возникновение потребностей возникают отрицательные эмоции, которые мобилизуют организм для выполнения поставленных задач(в данном случае удовлетворения какой-либо потребности) при выполнении человек испытывает удовольствие. Если же не удается, то силы направляются на поиск иных решений.

Информационная теория эмоций П. В. Симонова

Симонов выдвинул свою оригинальную теорию о происхождения эмоций. Он предполагает, что эмоции возникают вследствие недостатка или же избытка сведений, которые необходимы нам для удовлетворения той или иной потребности. Эмоциональное напряжение описываться как сила в потребности и дефицита прагматичной информации которые необходимы для исполнения цели. Также он вводит формулу (рис 4)

где Э - эмоция; П - потребность; Ин - информация, необходимая для удовлетво­рения потребности; Ис - информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.

Физиологические структуры эмоций

Рассмотрев теории происхождений эмоций, перейдём к рассмотрению физиологической структуре эмоций. Джейму Пейпеце удалось совершить подтвердить научное открытие о «циркуляции эмоционального возбуждения» в структурах мозга. Эмоции по концепции Пейпеци связаны с определёнными структурами мозга. Он выделил «Круг Пейпеца» которая задаёт эмоциональное состояние нашей психики в вовлекает в эмоциональные реакции одновременно множество связанных между собой структур мозга. В «круг Пейпеца» входят такие структуры:

1. Гипоталамус

2. Передневентральное ядро таламуса

3. Поясная извилина

4. Гиппокамп

5. Мамиллярные ядра гипоталамуса

Лимбическая система взаимосвязана с новой корой большого мозга, с ее лобными, височными и теменными долями, а также ретикулярной формацией мозгового ствола. Височная область отвечает за передачу информации со зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалевидному телу и гиппокампу. Лобный участок регулирует деятельность лимбической коры. Ретикулярная формация повышает активность восходящих влияний на лимбическую систему. Именно через эти связи осуществляется сознательное управления, появления и проявления эмоций. Какова не была эмоция, переживаемая человеком, - сильной или едва выраженной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.



Сравнение эмоций и чувств

В этом разделе мы сравним эмоции и чувства. Не секрет то что эмоции и чувства взаимосвязаны друг с другом, но всё же стоит упомянуть, что в эти понятие вложен разный смысл их и они не отождествлены, как это считают некоторые учёные. Для начала стоит разобраться привести понятие терминов.

Эмоции по Гамезо М.В это особый класс психических явлений, которые протекает в форме переживания и отражает отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных потребностей.

Чувста по Гамезо М.В это наиболее устойчивые переживания человека, которые возникают при удовлетворение или неудовлетворение социальных потребностей таких как любовь, гордость, ненависть и др.

Исследую эмоции и чувства и их соотношения учёные разделились на четыре группы:

1)Отождествляют эмоции и чувства

2)Считают эмоции одним из видов чувств

3)Определяют чувства, как родовое понятие объединяющее различные виды эмоций

Наиболее явно раздели эмоции, и чувства А.Н Леонтьев он даёт эмоциям такую характеристику они имеют ситуационный характер т.е выражают оценочное к наличной или к будущей ситуации. Чувство же носит объективный характер. Чувства есть не что иное, как устойчивое эмоциональное отношения. Так же Леонтьев отмечал, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу(например любимый нами человек может вызывать у нас в определённых ситуациях преходящею эмоцию неудовольствия, и даже гнева)

В. А. Крутецкий (1980) придерживался мнению Леоньтев и считал, что чувства- это это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. А отличаю тем эмоции это- более простое переживания которое мы ощущаем сейчас.



Р. С Немов в своих работах, что эмоции не всегда осознаются, а чувства внешне весьма заметны. По моему мнению, дело обстоит совсем иначе часто человек не может признаться в том что у него возникло чувство в отличие от эмоций, которые как переживания не могут не осознаваться. Немов считает чувства и эмоции личностными образованиями, которые характеризуют человека социально-психологически, отрицая тем самым биологическую природу эмоций.

Подводя итоги о чувствах, и эмоциях я предлагаю рассмотреть мнения, Ильна Е.П. считает, что чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, которому данный человек испытывает чувство. Например во время сессии родители беспокоятся за своего ребёнка. В день экзамена родители будут испытывать чувство тревоги в случае удачной сдачи экзамена родители будут испытывать радость, в случае неудачи разочарования и даже злость. Данный пример подтверждает, что эмоции и чувства не являются одним и тем же. Так мы приходим к мнению, что прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет ведь одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Человек,может не проявлять снаружи эмоции тем самым,скрывая свои чувства.

Виды эмоций

В Психологии выделяют такие виды и формы эмоций:

По влиянию:

1)Стенические повышают жизнедеятельность,активны

2)Астенические подавляют жизнедеятельность,пассивны

По качеству:

1)Положительные

1.1)Радость

1.2)Гордость

1.3)Доверие

1.4)Нежность

1.5)Любовь

1.6)Симпатия

1.7)Спокойствие

1.8)Блаженство

1.9)Ликование

2)Отрицательные

2.2)Печаль

2.4)Отчаяние

2.5)Тревога

2.6)Жалость

2.8)Ненависть

3)Нейтральные(амбивалентные)

3.1)Любопытство

3.2)Изумление

3.3)Безразличие

3.4)Созерцание

3.5)Удивление

Также эмоции разделяют на:

1)Высшие связаны с удовлетворениям социальных потребностей

2)Низшие связаны с органической потребностью

2.1) Гомеостатические

2.2) Инстинктивные

В зависимости от субъективной ценности переживаний Б.И. Додонов выделяет следующие виды эмоций:

1)Альтруистические- переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям.

2)Коммуникативные- возникают на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями и т.д

3)Глоричные- связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности.

4)Практические- определяются успешностью или не успешностью деятельности, трудностями ее осуществления и завершения.

5) Романтические- проявляются в стремлении ко всему необычному, тайному: ожидание чего-то необычного и очень хорошего.

6)Гностичные- связаны с потребностью в поздравительной и духовной гармонии: стремление познать суть явлений.

7) Эстетические- связанные с лирическими переживаниями: потребностью в красоте, чувство изящного.

8)Гедоничные- связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знания.

9)Акизитивные- возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию.

10)Мобилизационные- происходят от потребности в преодолении опасности, интерес к борьбе.

Из списка выше можно сделать вывод, что эмоции разновидные, и каждый вид влияет на нас по-своему.

Функции эмоций

Как известно основные функции эмоций направлены на то, чтобы человек мог понимать другого человека без слов, благодаря этому ему удаётся лучше настраиваться на общение и кооперацию.Такой обмен информации происходит с помощью мимики лица, и жестов, говоря одним словом это есть невербальное общение. Рассмотрим по подробнее основные функции эмоций:

1)Функция побуждения- данная функция даёт эмоциям возможность стимулировать деятельность которая направлена на удовлетворения потребности или же наоборот притормаживать её. Эмоции направляют и контролируют поведения человека в зависимости от ситуации.Различные потребности побуждают у человека разнообразные эмоции.

2) Следообразующая функция- эта функция проявляется лишь в экстремальных ситуациях.

3) Эвристическая и предвосхищающая функция- определенное проявление эмоций выясняется за счет психологического механизма, который и находится у истоков данных проявлений эмоциональных состояний.

4) Синтезирующая (предвосхищающая) функция- данная функция направлена на итерацию проявляющихся эмоций с когнитивными процессами, которые обеспечивают возможность структурированного и целостного отражения переживания и раздражения.

5) Экспрессивная функция- данная функция отвечает за влияния социальной среды на коммуникацию человека.

С точки зрения физиологии можно выделить такие функции эмоций:

Функции конкретной эмоции можно анализировать на трех уровнях.

1) Эмоция выполняет специфически биологическую функцию, например, направляет поток крови и энергетические ресурсы от гладких мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движения, как это бывает при переживании человеком эмоции гнева.

2) Эмоция оказывает мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение.

3) Каждая из эмоций выполняет социальную функцию. Сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений.

Функции эмоций носят лишь положительный характер, так как по-другому они бы не закрепились в нашем генотипе. Несомненно, они могут и повлиять на наш организм отрицательно, но это происходит лишь при большой интенсивности и это относится к роли эмоциям. Приведу такой пример соль и витамины в умеренной дозе полезны, но если употреблять их с избытком человек может отравиться. Так собственно происходит и с эмоциями. При выполнение своих функций эмоции не «спрашивают» полезны или вредны они для человека с его точки зрения.

Глава 2 Воздействие эмоций