Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Старт в науке. Жилин и Костылин— два разных характера, две Имена главных героев

    Что такое характер?

    Словарная работа: характер -

    Судьба 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни).
    2. Участь, доля, жизненный путь

    1. Работа над новым материалом.

    1.Сообщение ученика

    В какое время происходят события, описанные в рассказе?

    В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

    В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

    Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.

    Обратимся к рассказу. Сегодня вы будете работать в группах. У каждой группы свои задания. На обсуждение отводится 3-5 минут.

    2. Работа в группах

    1 группа.Почему фамилии Жилин и Костылин «говорящие»?Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии? Найдите в тексте детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Объясните значение слов: колода и удалой и охарактеризуйте героев.

    2 группа Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по -другому? При каких условиях? Охарактеризуйте поведение героев по время погони, пленения.

    3 группа Жизнь в плену. Как ведут себя Жилин и Костылин, когда с них требуют выкуп? Чем занимаются пленники? Как к ним относятся местные жители? Какие качества Жилина вы можете отметить?

    Музей забытых вещей: кто забыл эти вещи?(глиняный кувшинчик, колодки, часы, куклы из глины, конверт, лепёшка, перо, чернильница)

    4 группа

    1 побег пленников. Сравните поведение героев. Найдите глаголы, характеризующие поведение каждого. Почему Костылин во время побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Что значит- обуза? Сделайте вывод:какие качества можно отметить в этом эпизоде?

    5 группа

    Сравните второй побег с первым. Кто помогает Жилину? Как вы считаете, почему Жилину удаётся спастись?

    Работают в группах.

    (1 группа). Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

    Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных, Костылин словно на костылях, на подпорках

    Костылин- мужчина грузный, толстый…Жилин хоть не велик ростом, а удал был.

    Колода- о толстом неповоротливом человеке.

    Удалой- полный удали.

    Костылин струсил и бросил Жилина одного, ружьё было только у Костылина, один Жилин с татарами ничего сделать не смог, тем более без ружья, да ещё татары убили лошадь Жилина. Она упала и придавила ему ногу. Ситуация, может, разрешилась бы по -другому, если бы Костылин не ускакал. Костылин закатился что было духу.Жилин - живой не дамся, готов биться

    Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.

    Жилин повел себя иначе. Не падает духом. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мать. Жилин Костылин

    ходит по аулу спит

    всматривается скучает

    выпытывает информацию считает дни

    рукодельничает ждет ответ на письмо

    Эти глаголы - антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;- Жилин - мастер: изготавливает куклы, водяное колесо; однажды выступил в качестве врача. (Цитаты) он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз. А Костылин безвольно ждет решения своей судьбы.)

    Глаголы- действия Жилина: полез, выбрался, почёсывает, поднялся, примечает, снял, бросил, пошёл, попрыгивает, осмотрелся…

    Глаголы-действия Костылина: зацепил, загремел стал отставать, изрезал, одёт покряхтывает, отстаёт, охает.

    Обуза- то, что мешает, тяготит, лишнее.

    1 побег: двое, Костылин мешает, помощников нет, заблудились;

    2 побег: Жилин один, никто не мешает, была помощница-Дина.

    Борется до конца, не теряет веру в себя, не опускает руки.

    Вывод: Почему рассказ называется «Кавказский пленник»? Герои оказались в одинаковой ситуации, но исход различный, т.к. многое зависит от самого человека, от его выбора. Нельзя терять веру, нужно бороться до конца.

    Какие важные проблемы поднимает Толстой в рассказе? (храбрость и стойкость в трудной ситуации, верность дружбе и товариществу, Толстой славит сильных духом людей, говорит о дружбе, способной сближать людей всех национальностей, Толстой выступает против национальной вражды)

    Распределительная работа: распределите качества, принадлежащие разным героям, на 2 группы

  • Благородство
  • Доброта
  • Великодушие
  • Дружелюбие
  • Уважение
  • Мастерство
  • Внимательность
  • Прощение
  • сострадание
  • Эгоизм
  • иждивенчество (Стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.
  • равнодушие
  • равнодушие
  1. Итог урока.
  2. Рефлексия - составление синквейна.

Составьте синквейн о Жилине, т.к. именно этот герой является носителем таких качеств характера, которые помогают ему бороться и побеждать.

Храбрый, добрый(находчивый, стойкий)

Трудится, высматривает, готовится(борется, не сдаётся, помогает)

Под лежачий камень вода не течёт(нельзя падать духом)

Молодец (герой)

Оценки за урок

Д/з: творческое задание: подобрать для интервью с главным героем или письмо, адресованное главному герою.

Если в конце уроки останется время, то перед синквейном включить фрагмент фильма «Кавказский пленник» (01.09.20)- 1,5 мин(И из уст героя мы слышим слово «судьба».Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.)

Толстой очень любил свой рассказ «К.п.» и считал его одним из лучших. Этим рассказом писатель показывает, что жизнь человека зависит от его характера, от того выбора, который каждый из нас делает сам.

Просмотр содержимого документа
«Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы»

Жилин и Костылин-два разных характера, две разные судьбы.

Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал.

Пословица


  • Характер – совокупность свойств и качеств личности, определяющих поведение и образ жизни человека.
  • Судьба - 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни). 2. Участь, доля, жизненный путь

  • Внешность героев.

2 группа Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?

Жилин

  • пытается уйти

от погони

  • надеется на

помощь товарища

  • «Не дамся же живой!»
  • до последнего

сражается с татарами

Костылин

  • не думает помогать Жилину
  • даже не пытается отпугнуть татар
  • трусливо сбегает


4 группа Первый побег.

Жилин

Костылин

  • Знает дорогу, ведет за собой товарища.
  • Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.
  • Помогает Костылину
  • Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли)
  • «Бросать товарища не годится»

5 группа Второй побег

Жилин

  • постоянно думает о вольном житье
  • уговаривает Дину помочь ему
  • шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил
  • не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Костылин

  • отказывается от побега
  • не может превозмочь свою боль
  • Прекращает бороться:

«Уже мне, видно, отсюда не выйти»


Почему так по-разному сложились судьбы героев?

  • Человек (по Л.Н. Толстому)

сам отвечает за свою судьбу


  • Благородство
  • Эгоизм
  • Равнодушие
  • Дружелюбие
  • Уважение
  • Мастерство
  • Прощение
  • Иждивенчество (стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.
  • Великодушие
  • Доброта
  • Внимательность

Синквейн

Жилин

  • 1 строка – имя существительное (тема)
  • 2 строка – 2 имени прилагательных
  • 3 строка – 3 глагола
  • 4 строка – мысль по теме
  • 5 строка – 1 существительное – синоним к первой строке.

Цели:

дать понятие о сравнении;

учиться сравнивать литературных героев;

воспитывать ответственность за свои поступки, стремление найти своё место в жизни;

развивать логическое мышление, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи по литературе.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.

Цели: дать понятие о сравнении;

Учиться сравнивать литературных героев;

Воспитывать ответственность за свои поступки, стремление найти своё место в жизни;

Развивать логическое мышление, речь.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. Постановка темы и целей урока.
  3. Беседа по теории литературы.
  • Что такое сравнение?

СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета или явления с другим.

  • Мы с вами будем сравнивать двух литературных героев – Жилина и Костылина.
  1. Аналитическая беседа по теме урока.
  • Почему рассказ называется «Кавказский пленник», хотя в нём два главных героя, попавших в плен?
  • Ответить на этот вопрос мы сможем более полно в конце урока.
  • Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?
  • Давайте выразительно прочитаем по ролям эпизод «Выкуп» гл.2 с. 211 – 212.
  • Почему Костылина татары называют смирным?
  • Из гл.3 выпишите глаголы, относящиеся к Жилину и Костылину отдельно.

Жилин: высматривает, выпытывает, бежать, ходит, насвистывает, рукодельничает, слепил, сделал, разобрал,разложил и др.

Костылин: писал, ждал, скучал, сидит, считает, спит.

  • К какому герою можно отнести понятие ДЕЙСТВИЕ?
  • О ком из героев можно сказать, что он бездействует?
  1. Пересказ эпизода « Неудачный побег».
  • Расскажите о том, как герои попытались бежать первый раз.
  • Как это характеризует каждого из героев?
  • Почему второй побег удался?
  1. Работа с иллюстрациями.
  • Рассмотрите иллюстрацию на стр.224 художника А.Иткина.
  • Какие эпизоды проиллюстрировал художник? Почему?
  • Как на картине показаны различия в поведении героев?
  • Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр.227 художника М.Родионова.
  • Какие чувства вложил в иллюстрацию художник? Совпадают ли они с чувствами автора? А с вашими?
  1. Словарная работа.
  • Фамилии героев находятся как бы в паре и даже рифмуются: Жилин – Костылин. Давайте посмотрим, что означают слова, от которых они образованы.

Выступают учащиеся, получившие задание на дом. Они рассказывают о значении слов ЖИЛА и КОСТЫЛЬ.

  1. Итог урока.

В одних и тех же условиях герои проявляют себя по-разному.

Подобный тип поведения можно наблюдать в экстремальной ситуации, и в повседневной жизни. От характера зависит судьба человека.

  • Почему же рассказ называется «Кавказский пленник»?
  1. Домашнее задание.

Рассказать о характере и поведении Жилина и Костылина.

Составить план своего рассказа.


I. Артикуляционная разминка

II. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы
Беседа
Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
- Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
- Кто из героев вызвал уважение, кто - неприязнь?
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин - герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

Составление сравнительной таблицы
Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев.
Ход работы: ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.

Вариант таблицы

Качество Жилин Костылин
Смысл фамилии Жилы - кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый - сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами Костыль - палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги
Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»
Предусмотрительность «- Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)
Отношение к лошади «Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...» «...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...» «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»
Храбрость - трусость «- ...Не дамся же живой...» «- ...С ними что робеть, то хуже» «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «А Костылин заробел». «Костылин так и упал со страху»
Поведение в плену «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“». «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает - или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер» «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»
Мнение татар о пленниках «Джигит» «Смирный»
Наблюдательность, любознательность «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему». «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»
Выносливость, мужество «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» «Костылин все отстает и охает»
Верность, преданность «...не годится товарища бросать» Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Домашнее задание
Закончить составление таблицы.
Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».



Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки ученики рассказывают, как они закончили составление таблицы.
Слушаем устные сочинения одного-двух учеников.
Подводим итоги работы по сравнению двух героев: слабодушию и пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и человечность Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все преграды.
Главная идея рассказа - показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

II. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни
Беседа
- Как показана жизнь аула: глазами Костылина или глазами Жилина? Почему?
Предложим ученикам найти в тексте описания жизни аула, прочитать и пересказать эти описания близко к тексту.
Татарская деревня представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, все заняты своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с башенкой (т. е. мечеть с минаретом).
Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры, на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят татары и угощаются.
Жилин наблюдал, как одеваются татары - и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро. В доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают. Женщины только прислуживают за едой, но не сидят вместе с мужчинами.
Обратим внимание детей на описание похорон татарина, на детали, рассказывающие о богослужениях и о жизни женщин в селении.
- Почему старуха разбила первую куклу Дины?
Мусульманская традиция запрещает изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.
- Как относились татары к Жилину? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина тоже.
- Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей - колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.
Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей - это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.



III. Картины природы в рассказе
Выразительное чтение
Отметим, что в рассказе нет больших описаний: картины природы краткие и емкие.
Прочитаем описание гор, которые увидел Жилин, сидя на вершине горы (глава четвертая), от слов: «Уговорил малого, пошли» - до слов: «И так думается ему, что это самое - крепость русская».
- В чем особенность этого описания?
Отметим, что очень мало прилагательных. Пейзаж показан будто в действии.
- Где еще в рассказе мы видим изображение природы, словно бы активно сопровождающей действия человека?
Читаем выразительно эпизод из главы шестой от слов: «Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке...» - до слов: «Только слышно, внизу речка журчит».
Будем стремиться к тому, чтобы текст рассказа прозвучал на уроке в чтении учеников. Рассказ о втором побеге Жилина должен быть обязательно прочитан целиком.

Домашнее задание
Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. (Распределим класс на четыре-пять групп и предложим каждой группе поработать с текстом одной из глав.)

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

Урок развития речи

I. Краткость и выразительность языка рассказа
Эта работа была уже начата на предыдущем уроке. Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина - главные достоинства рассказа.

Словарная работа (по группам)
Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

Глава первая
Выправил отпуск - оформил отпуск.
Провожатые солдаты - солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло - миновал полдень.
Нападусь на татар - внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая - лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь - лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает - сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать - стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась - лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась - вздрогнула.
Ногаец - ногайцы - народ в России, говорят на языке тюркской группы.

Глава вторая
Распояской - без пояса.
Бешмет - мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.
Храп мокрый - морда мокрая.
Галунчиком обшит. Галун - плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.
Башмачки сафьянные. Сафьян - тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.
На рукавах оторочено красным - рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).
Монисто из русских полтинников - ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).
Церковь ихняя, с башенкой - мечеть с минаретом.
Чистый, как ток. Ток - площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.
Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти.
Масло коровье распущено в чашке - масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.
Лоханка - деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь - для мытья рук.
Ружье осеклось - ружье дало осечку, т. е. не выстрелило из-за неисправности оружия или патрона.

Глава третья
Три аршина. Аршин - мера длины, равная 71,12 см; три аршина - 2,13 м.
Утвердил их - твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) - начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться - спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

Глава четвертая
Под мышки да под лытки - под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел - испытал робость, испугался.

Глава пятая
Овца перхает в закуте - овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
Высожары спускаться стали. Высожары , или Стожары, или Плеяды - рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
Рассолодел. Солод - продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел - стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.

Глава шестая
Камень вострый - камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю - спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

II. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа
В учебнике (с. 278) даны определения: идея, сюжет, рассказ, эпизод . Определение композиция можно посмотреть в словаре, на с. 309 учебника . Будем работать с ними исходя из того, что дети знают о повествовании из уроков русского языка. Запишем определения в тетрадь.

Сюжет - это цепь событий, происходящих в произведении.

В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ - небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?
Композиция - явление, которое знакомо детям на уровне представления.
Композиция - построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временнóй последовательности.
Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.
Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог .
Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.
Завязка - получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации - второму побегу Жилина.
Развязка - Жилин успевает добежать до своих.
(Часто понятие композиции повествовательного произведения дается на уроках русского языка, поэтому мы не пишем здесь подробно о структурных элементах композиции повествовательного произведения.)
Побеседуем по 7-му вопросу (с. 278 учебника) :
- Что взял писатель из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау, что является авторским вымыслом? Какие идеи, мысли, чувства хочет сообщить читателю автор рассказа?
Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Ф. Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и домыслил историю первого и второго побегов. Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать.

Идея - главная мысль произведения.

Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Цели урока:

Специальные:

1. Познавательные: 1) Рассказать о том, как нужно готовиться к сочинению на основе пройденного на прошлых уроках материала. 2) Показать различия в характерах героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

2. Развивающие: 1) Формирование навыков сопоставительного анализа и умение их применять на практике.

Общепредметные:

1) Развивать критическое мышление, умение сравнивать персонажей;

2) Воспитывать внимание к слову и характеристикам героев на фоне развития сюжета в процессе чтения.

Оборудование:

1) Учебник-хрестоматия («Литература. 5 класс. В 2 ч. Часть 2»/ В.Я Коровина, М., 2010);

2) Поурочное планирование по литературе: 5 класс. К учебнику В.Я Коровиной «Литература: 5 класс». Еремина О.А., М., 2009.

Ход урока:

1. Организационный момент:

У: Сегодня мы с вами на уроке будем готовиться к домашнему сочинению на тему «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы» по рассказу Л. Толстого «Кавказский пленник», который мы вместе читали на прошлом уроке. Вашим домашним заданием было–подготовить пересказ и ответить на вопросы по тексту.

2. Беседа по вопросам:

У: Каким образом фамилии двух главных героев рассказа Л. Толстого говорят об их характерах?

Д: Жилин в толковом словаре от «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, двужильный – сильный, упругий. Костылин от «костыль» - палка для хромых, бессильных.Фамилии указывают на разницу в характерах героев.

У: Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему?

Д: Глазами Жилина, он всем интересовался, так как с первой минуты пребывания в плену, думал о побеге. Костылин же все лежал.

У: Справедливо ли говорят о Жилине, что он «джигит», а о Костылине «смирный»?

Д: Жилин храбрый, он спорит с татарами, торгуется с ними, ставит им свои условия. Костылин соглашается на все: дать выкуп 5 тысяч, жить в сарае…

У: Почему к Жилину стали приезжать люди из других аулов?

Д: Его приняли за лекаря, он считался мастером на все руки.

У: Выберите из текста глаголы, характеризующие поведение Жилина и Костылина.

Д: Жилин: ходит, высматривает, рукодельничает, роет. Костылин: пишет, ждет, скучает, спит.

У: Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?

Д: Жилин общается с местными жителями, наблюдает их обычаи, все высматривает свою крепость. Костылина ничего не интересует, он только ждет, когда за него пришлю выкуп.

У: Какой вывод мы можем сделать из сопоставления двух героев?

Д: Жилин не сидит, сложа руки, старается убежать, Костылин и не думает о побеге, надеясь на помощь родных.

3. Выразительное чтение 5 главы.

4. Практикум - работа в парах:

У: Из главы выбрать глагольные описания действий обоих героев.

Д: Жилин (1) - Раскопал яму, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе.

Костылин (2) - Зацепил камень ногой, Жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает.

У: Почему Костылин оказался не помощником Жилина, а его обузой? Ожидали ли вы это заранее, как поведут себя два героя при побеге?

Д: Костылин слабый, у него нет силы воли, терпения. То, как поведут себя герои во время побега, было ясно из их поведения в плену.

У: Назовите качества каждого из героев.

Д: Жилин: мужественный, находчивый, стойкий, активный. Костылин: нерешительный, трусливый, эгоистичный.

У: Сделаем выводы: Почему герои в одних и тех же ситуациях ведут себя по-разному?

Д: Это зависит от их характеров.

У: Расскажите о дружбе Дины и Жилина. Что этим хотел сказать Толстой?

Д: Дети-чеченцы относятся к русским с любопытством, а не враждебно. Чувство вражды не является врожденным. Жилин с уважением относится к храбрости и доброте Дины. Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, дружба людей - норма человеческого общения.

5. Составление сравнительной таблицы.

Качество

Жилин

Костылин

Внешность

«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был».

«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет».

Отношение к лошади

«Матушка, вынеси, не зацепи ногой».

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

Поведение в плену

«Думает: «Я уйду». А сам все выпытывает, высматривает, как ему бежать. Ходит по аулу насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает».

«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит».

Отношение татар к пленникам

Рассказ Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" повествует о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к горцам во время войны. Сюжет рассказа довольно простой. История одна на двоих, но судьбы разные.

Автор выбирает для героев фамилии, которые полностью им соответствуют. Такие фамилии в литературе называют говорящими, ведь они много могут поведать о своем носителе. Жилин ‒ небольшого роста, худой, но жилистый и подвижный. Костылин ‒ грузный, толстый, ленивый мужчина, очень тяжелый на подъем. Много может рассказать о героях момент, когда они только попадают в плен. Когда герои решили отбиться от каравана, Костылин настаивал, что ружье заряжено, кони верные. Поэтому убедил Жилина, что они смогут продолжить путь в одиночку. Хотя опасность осознавали оба. Но очень устали ехать медленно по такому зною.

Особенно Костылину было тяжело. Офицеры погнали коней вперед. Но очень быстро наткнулись на татарский отряд. Костылин струсил и, бросив товарища, припустил свою лошадь обратно. Вместе с Костылиным "уехало" и ружье. Жилин остался с горцам один на один, но продолжал бороться. Он не сдавался до последнего, даже когда ему уже скручивали руки. В доме татарина выяснилось, что Костылин также угодил в плен. У него лошадь встала и ружье перестало стрелять. То есть при наличии большого отрыва, резвого жеребца и ружья, ему не удалость отбиться. Его задержали после Жилина, времени было достаточно.

В плену Жилин ведет достаточно активный образ жизни. Он мастерит глиняные куклы для татарских детей, чинит часы и даже оружие. Все поселение горцев удивляется его мастерству и идеям. И даже жители соседних аулов приезжают к нему как к мастеру. Люди едут со сломанной утварью, чтобы он ее чинил. Таким образом он завоевывает доверие и симпатию хозяина. А хозяйская дочка Дина приносит ему вкусную пищу тайком. Он даже собаку сумел прикормить и приласкать. Жилин готовился к побегу. За них требовали выкуп. Он сторговался на пятьсот рублей. Но Иван понимал, что матери не собрать таких денег, жалел мать. И написал на конверте неверный адрес. Надеялся только на побег. Костылин же, попав в плен, все больше спал и лежал. Написал родным про выкуп в пять тысяч рублей. И только и ждал, когда за ним приедут. Побег Жилина провалился только потому, что он взял с собой Костылина. Он даже какое-то время нес его на руках, хотя ноги стер не меньше. Но и это не спасло их побег.

Когда их вернули обратно, Жилин находит способ бежать. Ему помогает Дина. А измученного Костылина потом выкупают за пять тысяч, собрав деньги. У этих героев разные судьбы, потому, что характеры разные. Даже не характеры, а разное отношение к жизни. Только активные люди, смело идущие вперед, всегда побеждают. Такие как Жилин.

5 класс. Литература

Несколько интересных сочинений

  • Образы градоначальников в романе История одного города Салтыкова-Щедрина сочинение характеристики Глупов

    Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной

  • Тема повести Тарас Бульба Гоголя

    «Тарас Бульба» - известная историческая повесть Н. В. Гоголя. Ее основная тема – беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха

  • Смысл, суть и идея рассказа Горького Старуха Изергиль

    Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа Старуха Изергиль. Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.

  • Русский солдат – это уникальная личность не только русской истории, но и всего мира. Русские показали свою стойкость и храбрость. Русских бояться, и уважают во всем мире. Даже на генетическом уровне понимают

  • Моргач в рассказе Певцы Тургенева сочинение

    Есть в обществе люди, которых мы не любим, которые нам не милы, но при этом мы их уважаем. Один из таких людей в Рассказе «Певцы» - это Моргач.