Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сравнение портретов рокотова и боровиковского с джокондой. Как начиналась галерея. Портрет в искусстве России

Портрет – это художественное изображение лица конкретного человека и в то же время его интерпретация художником. На портрете изображаются внешние черты человека, а через них – его внутренний мир.

Для чего создаются живописные портреты?
Это не риторический вопрос. Вот как отвечал на него Альбрехт Дюрер: «Я пишу, чтобы сохранить образы человеческие после их смерти». Примерно так говорил и художник Возрождения Леон Баттиста Альберти: «Картина делает отсутствующих людей присутствующими, а мёртвые кажутся живыми». Так могли бы ответить и многие другие художники прошлых веков.
Но вот изобрели фотографию, и портрет можно получить быстро, не вкладывая в него столько труда, сколько требуется для написания живописного портрета. Почему же портретный жанр не исчезает, а продолжает развиваться и совершенствоваться? Да, за долгую историю своего существования портрет претерпел и взлёты, и падения, но не исчерпал себя.

Разновидности портрета

Не всегда портрет ограничивается только лишь внешними данными человека. Внутри жанра портрета существуют свои поджанры: исторический портрет, портрет-картина (человек изображён в окружающей природе или архитектуре. Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы), портрет-тип (собирательный образ), аллегорический портрет (например, «Екатерина II в виде Минервы»), семейный портрет, автопортрет, групповой портрет и др.
Вот пример исторического портрета.

В. Васнецов «Портрет Ивана Грозного» (1897)
Такой портрет можно написать только на основе изучения художником древностей и впечатлений от театральных постановок.
А вот портрет-тип.

Б. Кустодиев «Купчиха за чаем» (1918)
Групповые портреты обычно предназначались для парадного интерерьера.

И. Репин. Групповой портрет «Торжественное заседание Государственного совета»
Этот портрет был предназначен для зала петербургского Мариинского дворца, интерьеры которого отличаются чрезвычайной роскошью, и «скромный» портрет на их фоне терялся бы.

По характеру портрет может быть парадным (обычно на архитектурном или пейзажном фоне, как правило – в полный рост), камерным (чаще поясное или погрудное изображение), миниатюра.

Сходство портрета с оригиналом

Важно ли в портрете сходство? Безусловно. Но, кроме сходства внешнего, должно быть и сходство внутренне, т.е. именно внутреннее сходство убеждает зрителя, в том, что таким и должен быть портретируемый человек.
Но люди, изображённые на полотнах старых художников, нам не известны, мы не можем убедиться в том, что их внешность соответствует оригиналу. Как же тогда определить, хороший портрет или нет? Значит, есть что-то в портрете, что важнее точной внешности?
Хорошо написанный портрет должен показывать внутреннюю сущность модели с точки зрения художника: не только физические, но и духовные черты. Эта необходимость была сформулирована ещё во время утверждения европейского портрета. В 1310 г. Пьетро д"Абано сказал, что портрет должен отражать и внешний облик, и психологию модели. Французский портретист Морис Кантен де Латур говорил о своих моделях: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком».
Очень важным моментом в заказных портретах является воплощение в полотне одновременно и ожиданий модели, и её реальной внешности. Как писал А. Сумароков:

Фуфана свой портрет писати заказала,
Но живописцу то сказала:
Ты видишь, я крива;
Однако, напиши, что я не такова.

Суждения человека о собственной личности, о своей внешности, характере и внутреннем мире далеко не тождественны с тем, что думает на этот счёт художник. И чем сильнее расходятся их взгляды, тем острее может быть конфликт между требованиями заказчика и волей художника

Эпоха и портрет

Хороший портрет – это ещё и представление об образе жизни людей определённых эпох, их идеалах и представлениях о человеке. Хороший портрет даёт современному зрителю возможность узнать о быте, нравах того времени, к которому относится портрет. Портрет – это своего рода история.

О. Кипренский «Портрет Евграфа Давыдова»
Вот перед нами портрет гусара Евграфа Давыдова кисти Ореста Кипренского. Это портрет конкретного человека, но, глядя на этот портрет, мы узнаём о том, какой была форма гусаров того времени, причёска, внутреннее состояние военного – картина изображает эпоху. И, конечно же, портретный жанр даёт возможность узнать тот идеал личности, который был характерен для того времени. То есть это своеобразный художественный портрет героя своего времени.
Социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и прочее – всё это должно присутствовать в хорошем портрете. Можно научиться передаче сходства с моделью, но при этом не приобрести способности к выражению её характера – добиться этого гораздо труднее.

Особенности портрета

Важным моментом является взгляд: модель может смотреть прямо на зрителя, будто приглашая его к разговору, или же мимо. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. Если поворот головы направлен в одну сторону, а зрачки в другую, то есть человек как бы оглядывается, то в портрете возникает движение. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойной. Для портрета не характерно выражение сильных чувств, т.к. они кратковременны и не характеризуют человека полностью.
Через выражение глаз видна душа, особенно через взгляд, устремлённый на зрителя. К тому же «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству» (А. Карев).

В. Перов «Портрет Владимира Ивановича Даля»
Другое важнейшее средство психологической характеристики – руки. Взгляните на портрет В.И. Даля кисти В. Перова. Кто-то из критиков описал портрет так: «...его взгляд выражает спокойствие: он свое дело сделал. Нельзя не обратить внимание на прекрасные руки старика: этим длинным пальцам позавидует любой хирург». Действительно, Даль был замечательным хирургом, причём он одинаково успешно владел обеими руками, что очень важно во время операции.
Многое может сказать о человеке и его осанка.

В. Серов «Портрет актрисы Ермоловой»
Подчёркнуто гордая осанка подчёркивает величие человека. Бывает, что так изображают самомнение, но Мария Николаевна Ермолова действительно была великой актрисой. По словам Станиславского, величайшей из виденных им актёров.
Портреты современного художника А. Шилова привлекают фотографической точностью, но этого, как мы уже знаем, недостаточно для хорошего портрета. Через выражение глаз героев его портретов всегда видна душа. Вот как на этом портрете.

А Шилов «Портрет Оленьки» (1981)


ным, драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигу-ры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых и холодных тонов.

Художественному строю портре-та Делакруа созвучна музыка Этюда ми мажор для фортепиано Шопена. За ней стоит реальный образ - об-раз Родины. Ведь однажды, когда его любимый ученик играл этот этюд, Шопен поднял вверх руки с воскли-цанием: «О, моя Родина!»

Мелодия Шопена, неподдельная

и могущественная, была главным средством выражения, его языком. Могущество его мелодии - в силе ее воздействия на слушателя. Она как развивающаяся мысль, которая по-добна развертыванию сюжета повести или содержанию исторически важно-го сообщения.

В портретном искусстве ХХ-XXI вв. условно можно выделить два направ-ления. Одно из них продолжает клас-сические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое - ищет новые абс-трактные формы и способы выраже-ния его внутреннего мира.

Ф. Буше. Концерт.

А. Ватто. Меццетен.

Найдите на разворотах учебника те порт-реты, о которых идет речь в тексте. Сравните их между собой, определите сходные и различные черты. Дайте собственную трактовку их обра-зов.

Какие портреты вы отнесете к традицион-ному классическому направлению, а какие - к абстрактному искусству. Аргументируйте свое мнение.

Сопоставьте язык различных направле-ний портретной живописи. Определите вы-разительность линий, цвета, колорита, ритма, композиции каждого из них.

Послушайте музыкальные сочинения. Подберите к портретам те произведения, кото-рые созвучны образам, запечатленным на них.

Подготовьте альбом, газету, альманах, ком-пьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».

Включите в них информацию о художни-ках, скульпторах, графиках, а также стихи, от-рывки прозы, фрагменты музыкальных произ-ведений, созвучные образам вашей портретной галереи.


iskusstvo maket8!.indd 33 6/18/09 5:12:17 PM

Портрет в искусстве России

Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, свя-занной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитате-лями жилища, их костюмами, привычками.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника

Федора Степановича Рокотова (1735-1808)образовалсяособый эмоциональный словарь для выражения впечатле-ний зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живопис-ных новшеств, художник открывает новые возможности ка-мерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтиза-ции образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездон-ности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портре-та в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819- 1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (1787-1825).Портрету к тому времени тоже

было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сло-жилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...»

И в голове его начали складываться стихи:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви и мысли - тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас.

Так, часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...

iskusstvo maket8!.indd 34 6/18/09 5:12:21 PM

Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравил-ся или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал пре-красный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?


Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач.

Ф. Рокотов. Портрет А.Струйской


Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Подберите музыкальные произведения рус-ских композиторов (романсы, камерно-инстру-ментальная музыка), которые можно использо-вать как фон, способствующий более глубокому восприятию портретной живописи.

Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с осо-бенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что раз-личает?

Найдите в тексте стихотворения эпитеты,

метафоры, сравнения. Каким образом они уси- ливают восприятие образа А. Струйской? В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной

iskusstvo maket8!.indd 35 6/18/09 5:12:24 PM

Портреты наших великих соотечественников

Портретный жанр занимает значи-тельное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина

(1844-1930). Обращение к портретной галерее этого художника дает возмож-ность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, куль-туры, искусства - учеными, писателя-

ми, живописцами, музыкантами, меце-

И. Репин. А.Бородин

И. Репин. Автопортрет.

Рассмотрите изображения людей. Определите, в какое время они созданы, какие особеннос-ти личности (облик, черты характера, увлечения, социальная принадлежность и др.) стремились подчеркнуть в них художники. Какие средства выразительности помогли вам понять это?

Послушайте два фрагмента из произведений А. Бородина - «Ноктюрн» из Струнного квар-тета № 2, экспозицию Симфонии № 2 («Богатырская»). Какому из этих фрагментов созвучен пор-

трет композитора? Найдите общие средства выразительности портрета и музыки.

iskusstvo maket8!.indd 36 6/18/09 5:12:29 PM

натами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России.

Знаменитые люди на портретах изоб-ражены Репиным в разных душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дири-жер, основатель Петербургской кон-серватории А. Рубинштейн), спокойно-го размышления (писатель Л. Толстой), глубокого раздумья (коллекционер кар-тин, меценат, создатель собрания Го-сударственной Третьяковской галереи П. Третьяков).

На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми пред-

метами, которые составляют суть их профессиональной деятельности, - писатель с книгой в руках, музыкант-исполнитель у дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.


И. Репин. Портрет Льва Толстого


И. Репин. Антон Рубинштейн

Рассмотрите портрет А. Рубинштейна. Вы-скажите предположение, каким знакомым вам сочинением он дирижирует.

Послушайте вступление к опере «Хованщи-на» М. Мусоргского - «Рассвет на Москве-реке». Какие особенности развития этой музыкальной картины необходимо подчеркнуть дирижеру-ис-полнителю?

Вглядитесь в портрет писателя Л. Толстого. Какое эмоциональное состояние передано в нем художником?

Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи) как диа-лог, по ролям. Какие черты характера героинь раскрывает писатель? Какую из сфер жизни об-щества начала XIX в. (война? мир?) описывает?

Какими знаниями обогащает вас знакомство

с различными произведениями искусства - жи-вописным портретом, литературным текстом?


Художественно-творческое задание

Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, под-берите музыкальный фон для этой сцены.


iskusstvo maket8!.indd 37


6/18/09 5:12:34 PM


Как начиналась галерея

…Павел Михайлович Третьяков… ходил из комнаты в комнату, раздумывая, куда же поместить новые приобретения. В ка-бинете все забито битком. Против окон

- «Княжна Тараканова», над большим дива-ном - «Привал арестантов», над угловым, по одной стене - «Охотники». В широком простенке - «Рыболов» и «Странник» тоже Перова. Нет, в гостиной явно негде было ве-шать. Павел Михайлович опять перешел в столовую и наконец с трудом выбрал мес-то. Развешивая картины, он приговаривал, вздыхая:

Тесно, до чего тесно!

Перестань покупать, - лукаво при-щурился Александр Степанович Каминский, пришедший с Соней проведать родных.

Павел Михайлович, обернувшись, молча на-градил его негодующим взглядом. Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ и спо-койно, весело посоветовал:

Тогда строй помещение.

Третьяков оставил картины, по-смотрел на зятя.

И. Репин. Портрет П.М.Третьякова -Думаешь?Я и сам так считаю.Давноуже, - сказал он, помолчав, - А за проект

возьмешься?..

…Он вышел на воздух... и погрузился в густую тень грушевого сада. Третьякову было бесконечно жаль уничтожать этот славный уголок сада. Но место его уже при-надлежало галерее.

Откладывать нечего, Саша. Пора на-чинать. Только, будь другом, последи, чтоб с грушами поаккуратнее…

Прочитайте отрывок из книги Н. Ненаро-кова «Почетный гражданин Москвы».

Рассмотрите портрет П. Третьякова кисти И. Репина. В чем, по вашему мнению, проявля-ется общность образов картины и рассказа?

38 В. Перов. Странник

iskusstvo maket8!.indd 38 6/18/09 5:12:39 PM

В. Перов. Рыболов

К. Флавицкий. Княжна Тараканова

В. Перов. Охотники на привале

iskusstvo maket8!.indd 39 6/18/09 5:12:45 PM

Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особеннос-воссоздания облика человека в ли-, изобразительном искусстве,

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интона-ции спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она разверты-вается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состоя-

ний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями рас-ширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, вопло-щая различные его состояния, харак-тер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед

Н. Рерих. Эскиз декорации оперы«Князь Игорь»

iskusstvo maket8!.indd 40 6/18/09 5:12:52 PM

Персонаж, лирический герой, рас-сказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном про-изведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержа-ния программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, непов-торимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встре-титься с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения со-здают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда со-чинял музыку, имея в виду характер-ные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женс-ких образах в инструментальной му-зыке Моцарта» (В. Медушевский).

А. Головин. Эскиз декорации оперы«БорисГодунов»


Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увиде-ли » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Художественно-творческое задание

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбив-шихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характерис-

Русская живопись второй половины XVIII века - совершенно новое явление, независимое от западноевропейских веяний в живописи от классицизма до романтизма, это ранний ренессансный реализм, ренессансная классика, что становится особенно очевидным, когда высокая классика как в живописи, в архитектуре, так и в литературе не замедлит явиться в первой половине XIX века. Всему этому есть объяснение. Поскольку художник обратил взор от лика Спаса и богоматери к лику человека - самая характерная черта ренессансного миросозерцания и искусства, то естественно ведущим жанром, в течение XVIII века почти единственным, становится портрет и высшие художественные достижения связаны с ним. Человек во всей его трепетной жизненности - вот что одно волнует и занимает художника, то как образец гражданских добродетелей, то сам по себе, самоценна личность человека, она достойна всяческого уважения, внимания и восхищения. Эта человечность чувств и самосознания личности проступает уже у Матвеева в «Автопортрете с женой» и становится отличительной чертой русского портрета в творчестве Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского.

Ф.С.Рокотов (1735 или 1736 - 1808)

«Портрет неизвестной в розовом платье», написанный в 1770-х годах, особенно примечателен. Открытость человека к другому и миру предполагает интимность, затаенное внимание и интерес, возможно, где-то снисходительность, улыбку про себя, а то задор и веселость, порыв, исполненный благородства, - и эта открытость, доверие к другому человеку и к миру в целом - свойства юности, молодости особенно в эпохи, когда новые идеалы добра, красоты, человечности витают в воздухе, как дуновения весны.

Ренессанс, как было в эпоху Возрождения в Италии, - обращение к античности и к человеку, каков он есть, вне религиозной рефлексии.

И подобная атмосфера зародилась в России впервые, может быть, еще в пору детства Петра, и его игры с "потешными", учение и труды были овеяны этим предчувствием и ощущением новой жизни. Недаром Петр, построив корабль, спустив его на воду, призывал художников запечатлеть его на бумаге, холсте или на меди, чтобы отпечатать гравюры. Также и с городом, пока он рос, также и с людьми.

Ренессанс - это культура, ее сотворение, изучение природы и природы человека через анатомию и искусство портрета. До сих пор отношение человека к другому опосредовалось Богом, присутствием сакрального, теперь сам человек опосредует это отношение к другому и миру, что и есть гуманизм в самом общем и непосредственном виде. Человек предстает перед самим собой - через другого, словно глядясь в зеркало, в нашем случае, художник. Новизна этой ситуации - один из феноменов новой жизни, Ренессанса. И это мы видим, ощущаем, чувствуем в портретах Рокотова, который при этом виртуозно владеет кистью и обладает неповторимым чувством цвета. Это редкий мастер даже в ряду величайших художников эпохи Возрождения в Италии.

Великолепны и мужские портреты Рокотова. «Портрет А.М.Римского-Корсакова» (Конец 1760-х годов.) Художник не просто схватывает облик модели, у него живой облик явлен во всей новизне его впечатления и самой жизни, как по весне бывает, при этом и прическа, и кафтан с тонкими штрихами отделки - все ново также, а новизна создает ощущение легкости. Это молодость модели и поразительное мастерство художника, который играючи владеет кистью гения.

«Портрет графа А.И.Воронцова». (Около 1765 года.) Здесь еще яснее проступает отличительное свойство портретов Рокотова - это артистизм, присущий как художнику, так и его моделям. В отношении созданий Рафаэля говорят о «грации», она несомненно присутствует и у Рокотова. О графе А.И.Воронцове нам известно, как о крестном отце Пушкина в будущем. Это значит, Пушкин в детстве мог видеть портрет его крестного отца в юности и даже его автора.

«Портрет В.И.Майкова» (Между 1775 и 1778 годами). Известно, Василий Иванович Майков служил в Семеновском полку, и карьера военного для него была естественна, как и сочинение стихов, ведь так начинал и Державин. Но молодой офицер или поэт проявил «леность» и вышел в отставку в 1761 году. Он поселился в Москве, откуда и был, вероятно, родом и, по его словам, «жаром собственным влеком спознался я со Аполлоном и музам сделался знаком». В 1763 году он издал героико-комическую поэму «Игрок ломбера». Он писал басни, сатиры, его трагедии шли на сцене.

«Портрет Н.Е.Струйского» (1772). Это еще один поэт из круга семейств, в которых Рокотова, очевидно, ценили. Николай Еремеевич служил в Преображенском полку; выйдя в отставку в 1771 году, он жил в своем имении Рузаевка Пензенской губернии. Он завел собственную типографию, чтобы печатать на дорогой бумаге свои стихи, и, говорят, с такой же решительностью наказывал крестьян в зале искусств под названием «Парнас», где висели портреты Рокотова, которого высоко почитал поэт, обращался к нему в стихах и прозе как к другу.

«Портрет А.П.Струйской» (1772). Дисгармония в облике мужа проступает в облике его жены сосредоточенной гармонией. Можно ничего не знать об этой женщине, художник запечатлел ее образ с пленительной полнотой, это воплощение грации и женской красоты. Приглушенное драгоценное сияние платья на словно устало опущенных плечах. В больших глазах с выпуклыми зрачками нет открытости, словно внутренняя завеса опущена, с пеленою слез, угаданных художником.

«Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х годов). Он висел в доме Струйских. Это молодой человек или молодая женщина в маскарадном костюме, поскольку в рентгеновских лучах проступает женский портрет, то есть высокая прическа, серьги, декольтированное платье, при этом лицо остается без изменений. Здесь тайна, а скорее всего просто игра в маскарад художника и его друзей.

Но особенно знаменательно в этом плане творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Родился он на Украине в семье священника, который вместе с тем был известным гравером. Учился он в Петербурге у А.П.Антропова с 1758 по 1762 год и в его команде занимался украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II.

Портрет Марии Алексеевны Дьяковой (Львовой) (1778 г.)

Портрет воспитанниц императорского Воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущевой и княжны Екатерины Николаевны Хованской (1773 г.)

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Натальи Семеновны Борщовой (1776 г.)

Портрет архитектора Александра Филлиповича Кокоринова (1769 г.)

Весьма знаменательно, что в первом же из известных работ Левицкого, "Портрете А.Ф.Кокоринова" (1769-1770), мы видим архитектора, строителя здания Академии художеств и ее ректора. "Кокоринов стоит у отделанного бронзой, темного лакированного бюро, на котором лежат чертежи здания Академии художеств, книги, бумаги, - пишет исследователь. - На Кокоринове светло-коричневый, густо шитый золотым позументом мундир, поверх него - шелковый кафтан, опущенный легким коричневым мехом".

Портрет князя Александра Михайловича Голицына (1772 г.)

Портрет флигель-адъютанта Александра Дмитриевича Ланского (1782 г.)

"Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика. Он стоит у стола на террасе, опершись локтем левой руки о лейку; у основания колонн, за которыми виден вдали Воспитательный дом, горшки с растениями, - их-то хозяин, видимо, поливал, выйдя утром, одетый, но в халате и ночном колпаке. Атласная одежда, алая и серебристая, сверкает. Крупная фигура, крупное лицо - энергия и сила лишь угадываются, а жест руки в сторону чертежей на столе и выражение глаз выказывают затаенную усталость или грусть. И парадный портрет с выработанными приемами и необходимыми аксессуарами выявляет личность во всей ее жизненной непосредственности.

"Портрет Н.А.Сеземова" (1770), "села Выжигина поселянин", гласит надпись на обороте холста. Бородатый, дородный, в длинном, на меху, кафтане, подпоясанный ниже выступающего живота, мужик? Это крепостной графа П.Б.Шереметева, откупщик, наживший огромное состояние, то есть купец новой формации. Он пожертовал двадцать тысяч рублей в пользу Московского Воспитательного дома, и по этому случаю был заказан Левицкому его портрет, парадный, но с темным фоном, без особых аксессуаров, лишь бумага на опущенной руке, а другая рука показывает на нее, бумага с планом Воспитательного дома, с изображением младенца и с текстом из Священного писания. Это знамение времени. Два портрета, два героя - уже их соседство уникально, но оно характерно именно для ренессансной эпохи.

"Портрет Д. Дидро" (1773). Философ по настоятельному приглашению Екатерины II посетил Россию в 1773-1774 годах. Голова без парика, с остатками волос на затылке, чистый покатый лоб; голова не откинута и все же впечатление, что Дидро смотрит не просто в сторону, а в высоту, то есть дает себя знать, видимо, внутренняя устремленность мысли вдаль.

Три портрета всего - и целая эпоха преобразований Петра Великого на новом этапе общественного развития встает воочию.

Боровиковский. «Портрет М.И.Лопухиной (1797, ГТГ) принадлежит к той поре, когда наряду с господством классицизма утверждается сентиментализм. Внимание к оттенкам индивидуального темперамента, культ уединенно-частного существования выступают как своеобразная реакция на нормативность общественного по своей природе классицизма. Естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда».

В данной статье мы рассмотрим портрет в искусстве России. Ценность этого жанра заключается в том, что художник старается передать с помощью материалов образ реально существовавшего человека. То есть при должном мастерстве мы можем познакомиться посредством картины с определенной эпохой.

Кроме этого, живописцы стараются не только изобразить внешние атрибуты, но и передать внутреннее состояние личности, которая позирует.

в искусстве

Портрет в так, как мы его понимаем сегодня, выделился относительно недавно. Только в середине семнадцатого века историк при дворе французского короля Людовика XIV, Андре Фелибьен, предложил называть этим словом исключительно изображения людей.

До этого времени под данным термином понимались все образы, будь то животное, растение или минерал. В к зверям было немного другое отношение, чем сейчас. Их могли вызвать в суд, пытать и судить, согласно юридическим нормам.

Вслед за Фелибьеном выразил мысль, что животным присущи исключительно родовые признаки, у них нет человеческой индивидуальности. Также сегодня портретами не считают иконы, ведь они не написаны с оригинала.

Таким образом, портрет в искусстве и литературе появился давно, но в древности под ним понимали любое «изобразительное произведение».

Развитием этот жанр обязан двум вещам - усовершенствованию техники письма (композиция, анатомия и прочее), а также изменению восприятия места человека в мире. Наибольший расцвет портретов приходится на восемнадцатый век, когда в Западной Европе преобладали идеи об индивидуальности и реализации идеального в личном.

Ранний период

Собственно портрет в искусстве России зародился лишь на границе семнадцатого и восемнадцатого веков. До этого были изображения в средневековом стиле, когда индивидуальность отходила на второй план.

Основу раннего периода русской живописи составляют иконы. Именно такие произведения просуществовали вплоть до семнадцатого столетия.

Но изменения начались еще в поздний период Киевской Руси. До наших дней дошли подобия групповых портретов семьи Святослава, дочерей Ярослава Мудрого. Также есть несколько примеров рисунков с некоторой индивидуальностью, например, с храмом в руке. Так он был вознагражден за пожертвование на строительные работы.

Первые попытки отхода от канонического и церковного письма в сторону светской живописи произошли во время правления Ивана Грозного. Мы видим его изображения в некоторых книгах. Такой шаг был сделан исключительно благодаря который постановил и узаконил отражение царей, князей и народа на иконах.

Парсуна

В семнадцатом веке продолжает совершенствоваться живопись. Мы видим, что портрет в искусстве России приобретает все более индивидуальные черты. Появляется такой жанр, как «парсуна». Это искаженное слово «персона».

Подобные произведения еще создавались на дощечках темперой, то есть в стиле иконописцев, но отображали прижизненные образы людей. Самой древней такой картиной была парсуна Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.

Правда, она создавалась как надгробный портрет «оплечье». Но изображенный на ней князь писался «воскрешенным», ожившим в лучшем мире, поэтому его черты отличны от канонических ликов на иконах.

Постепенно происходит отход от церковной догмы, заимствуются технологии из Европы. Так, с территории Речи Посполитой приходит «сарматский портрет», жанр изображения шляхтичей.

Кроме этого, в Московское царство приезжают живописцы из стран Западной Европы, чтобы обучать местных художников. Создаются «титулярники» (специальные книги, в которых изображались примерные портреты европейских правителей).

Петровская эпоха

Собственно «портрет» в искусстве России появляется только во время правления Петра Первого. Именно этот период стал переломным в жизни страны. Искусство отразило веяние новых тенденций.

У портретов появляется объемность и глубина, художники осваивают перспективу. Рождается понимание игры света и тени, начинаются эксперименты с цветами на полотне. Также происходит окончательное разделение церковного и светского искусства.

Теперь живопись разделяется на три течения - архаизирующая, россика и отечественная школа.

Первой присущ переход от «парсуны» к станковой живописи. Вторая представлена работами иностранных мастеров в России. Отечественная же школа выразилась в произведениях Никитина, Антропова, Вишнякова, Матвеева и Аргунова.

Примечательно, что русские художники этого периода сначала осваивали, так сказать «догоняли», европейцев. Но через несколько лет уже появляются работы полностью самостоятельные, со своим видением. То есть начинается развитие местных центров живописи мирового уровня.

Конец XVIII века

Постепенно портрет в русском искусстве становится достоянием средних слоев общества. Если до середины восемнадцатого века изображались только знатные лица, приближенные к царской семье, то теперь появляются портреты не только дворян и помещиков, но даже нескольких крестьян. Последнее, в частности, имело место исключительно благодаря просветительским идеям в обществе.

В пятидесятых и шестидесятых годах восемнадцатого века особый тон задавали портреты императрицы Елизаветы Петровны. Многие дворянские семьи заказывали себе полотна, похожие на этот образец.

Также важным исследователи видят самостоятельный путь отечественных мастеров. Они выражали свое видение в цветах и атрибутах, более присущих барокко, в сравнении с европейскими художниками, которые работали в стиле рококо.

Произведения русских живописцев просто переполнены красочными образами, лицами, наполненными жизнью, румяными и розовощекими барынями.

Классицизм и Серебряный век

Постепенно происходит отход в сторону камерности. В конце восемнадцатого века уже сложно различить западноевропейский и русский портрет. Жанр в изобразительном искусстве выходит на мировую арену. Только теперь нет ярких и пышных барочных форм.

Идет переход через рококо к неоклассицизму и предромантике. Появляются сентиментальные и легкие нотки. Главной чертой этого периода был историзм. То есть тон задавался парадными портретами императорской семьи.

Данная эпоха отражена в работах Щукина, Рокотова, Боровиковского и Левицкого.

Позже приходит реализм, который присущ полотнам Репина, Сурикова и Серова.

Серебряный век русской живописи подарил миру таких мастеров, как Малевич, Врубель, Малютин, Сомов, Кончаловский и другие.

Портрет в современном искусстве определяется не идеологией, как было в советское время, а финансовой стороной вопроса.

Но между картинами Малевича и нашим временем есть целая эпоха Советского Союза.

Здесь развиваются идеи первой волны авангардизма, московская и ленинградская школы, «Строители Братска». Основополагающей чертой был социалистический реализм.

Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с историей портрета в российском искусстве.

Разработка урока по Искусству в 9 классе
Тема урока. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих
соотечественников.
Цель: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, познакомить с историей
возникновения портрета; формировать умение находить прекрасное во внутреннем и внешнем
облике человека; развить понимание того, что в портретном изображении должен выражаться
характер человека.
Рассмотреть произведения художников Рокотова и Боровиковского, изображающих женские
портреты. Прочитать стихи, написанные к женским портретам. Воспитывать интерес и любовь к
искусству.
Оборудование: Презентация, план конспект, учебник.
Ход урока
Орг.момент. Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих.
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы,
именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России
называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.
Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью,
утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова
(1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений
зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и
таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность
душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник
открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного
мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов
наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является
ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера
письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов
мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое
целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской
Джокондой».
Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819-
1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной,
написанный русским художником Владимиром Лукичом
Боровиковским (1787-1825). Портрету к тому времени
тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в
задумчивости перед небольшим холстом. Он практически

ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего­то сложилась
несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо - живопись! Все
давным­давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца. . .»
И в голове его начали складываться стихи:
Она давно прошла - и нет уже тех глаз.
И той улыбки нет, что молча, выражали
Страданье - тень любви и мысли - тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела.
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать. . .
Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали,
кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравился или меньше трогал? Конечно, нет!
Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ
женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы.
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова.
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают.
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
Поделитесь своими впечатлениями от женских портретов, написанных русскими
художниками.
Подберите музыкальные произведения русских композиторов (романсы, камерно­
инструментальная музыка), которые можно использовать как фон, способствующий
более глубокому восприятию портретной живописи.

Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с
особенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их
роднит, что различает?
Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Каким образом
они усиливают восприятие образа А. Струйской?
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве
русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).
Обращение к портретной галерее этого художника дает
возможность современным зрителям узнать о его многочисленных
творческих связях с деятелями отечественной науки, культуры,
искусства - учеными, писателями, живописцами, музыкантами,
меценатами, которые внесли свой вклад в культурное наследие
России.
Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных
душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А.
Бородин), активного действия (композитор, пианист, дирижер,
И.Репин Автопортрет основатель Петербургской
консерватории А. Рубинштейн),
спокойного размышления (писатель Л. Толстой), глубокого
раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель собрания Государственной Третьяковской
галереи П. Третьяков).
На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми
предметами, которые составляют суть их профессиональной
деятельности, - писатель с книгой в руках, музыкант­исполнитель у
дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в
окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.
И.Репин А.Г.Рубинштейн дирижер