Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Образ василисы прекрасной в сказке царевна лягушка. Характеристика Василисы Премудрой из сказки «Царевна Лягушка. Краткая история персонажа

Женский персонаж в русских народных сказках. Является одним из множества воплощений собирательного образа Царевны. Также встречается под именами Василиса Премудрая , Елена Прекрасная , Марья Искусница , Марья-Моревна .

Прежде чем переходить к характеристике образа, важно отметить, что все русские народные сказки имеют глубокие корни. Они неявно повествуют о тех временах, когда в обществе господствовали древние общинно-племенные порядки. Порой, популярный и, казалось бы, простой сюжет повествует о таких немыслимых, для современного человека вещах, что волосы на голове встают дыбом. Кстати, образ Василисы -Царевны здесь не исключение.

Общие черты

Итак, как выглядят сказочные девицы? Они непременно очень хороши собой. При виде царевны главный герой с первого взгляда влюбляется в нее. Причем, влюбляется даже в том случае, если видит не саму девушку, а лишь ее портрет или отражение.

Девицы почти всегда являются носителями какой-либо сверхъестественной силы, которая достается им по праву родства. Например, . Нередко, они по своей воле или против нее перевоплощаются в животных (Царевна-Лебедь, и др.).
В конце любой сказки, Царевна становится женой главного героя. Однако, путь к замужеству может быть различным. Так выделяются два основных вида таких женских персонажей:

  • кроткие и покладистые девушки, для которых замужество – спасение. Они вечно благодарны главному герою и безропотно становятся его сказочными помощницами (Царевна-Лебедь);
  • агрессивные, насильно выдаваемые замуж, старающиеся всячески отвратить от себя главного героя (Марья-Моревна, Царевна-Несмеяна).

Роль отца

Рядом с каждой сказочной девицей непременно присутствует второстепенный персонаж – ее отец. В некоторых сказках он почти нейтрален и не обладает властью. В иных же, словно руководит сюжетом. Например – царь, выдавая свою царевну замуж придумывает различные испытания для женихов. Он, вроде бы и хочет устроить судьбу дочери, но, с другой стороны, делает все, чтобы помешать женихам.

В чем подтекст ситуации?

Дело в том, что в общинах древности существовал порядок, согласно которому престолонаследие переходило не по мужской линии, а по женской. То есть, преемником на престол становился не сын царя, а муж царской дочери. Отсюда и борьба за власть.

На данный факт также указывает еще один интересный момент. Нередко, сказочная героиня, желая все же помочь будущему супругу, открывает ему какой-то секрет – указывает, где у нее изъян, отметина, отличительная особенность, и тем самым помогает пройти испытание. Речь идет о древнем родовом клеймении. Каждый род имел свои отметины – татуировки. Присоединяясь к клану женщины (элементы матриархального строя), мужчина узнавал ее клеймо и, в последствии, сам получал такое же.

Тайный дом

Девушка оказывается в заброшенном лесном доме, в окружении одних лишь мужчин. Ее роль вполне очевидна. Мужчины «сосланные» на время своей инициации или наступления половозрелости, проживают отдельно от остальной общины, узнают тайны мироздания, приобретают секретный опыт. Женщина (или женщины ), после проживания с ними, обязана забыть все, что она видела и слышала. Именно поэтому, согласно сказочному сюжету, она умирает. Ее кладут в хрустальный (кварцевый) гроб и оставляют одну.

Известно, что хрусталю в древности предавалось особое значение, так как он обладал очистительной силой. После данной процедуры, девушка могла вернуться к обычной жизни, то есть создать семью в рамках общинных устоев.

Брошенная

Нередко в сказках случается так, что сказочный герой забывает возлюбленную. Она просит его не забывать ее, а он, нарушая данное слово, возвращается в родные земли и встречает другую. Конечно, в итоге по сюжету, он возвращается к своей первой любви. Но это только в сказке.

Речь все о том же обряде инициации. Женщины, с которыми молодые мужчины вступали в связь во время своего проживания в отдалении от общины, впоследствии оставались брошенными. Мужчины возвращались в общину и заключали браки по законам своего племени. Идея о неизбежности хэппи-энда появилась в культуре лишь с наступлением эпохи христианизации. Полигамия стала порицаема. Так, сказочный герой, под влиянием совести, был вынужден вернуться к девушке, с которой имел связь ранее.

Итог

Несмотря на такую, довольно прозаичную картину первобытно-общинных отношений в сказочных сюжетах, образ Царевны (Василисы Прекрасной , Василисы Премудрой , Царь-Девицы и др.) остается одним из самых возвышенных в русских народных сказках. С особой важностью здесь подчеркивается роль женского начала, нетривиальные свойства женского ума и многие другие достоинства.

Описание Царевны-лягушки из сказки «Царевна-лягушка» поможет вспомнить все об этом герое в деталях.

«Царевна лягушка» описание Василисы Премудрой

В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.

Описание Василисы из сказки «Царевна-лягушка» : Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашку, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла…

Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Только благодаря ей герои сказок оказываются вместе. Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

«Царевна лягушка» характеристика Василисы Премудрой

Когда стрела младшего брата упала на грязное болото, он потерял всякий интерес к жизни, так как в жены ему досталась лягушка. С этого момента его начинают все время преследовать горькие размышления о том, что судьба распорядилась по отношению к нему очень жестоко, дав ему в жены отвратительную, пучеглазую лягушку. Однако, он и предполагает, что Царевна-лягушка – это на самом деле красивая и милая девушка, которую околдовали за то, что она ослушалась отца, в результате чего была заколдована и должна была носить лягушечью шкуру целых три года.

Всю работу по дому Царевна-лягушка делает ночью, так как жених не должен видеть ее в образе девушки. Когда царь велит каждой невесте сшить кафтан для него, то Царевна-лягушка оказывается замечательной рукодельницей и шьет такой кафтан, в котором даже не стыдно выйти королю на праздник. Когда же царь захотел, чтобы каждая из невест испекла хлеб, он даже не предполагал, какой красивый хлеб испечет невеста младшего сына. Украшен хлеб был печатными узорами, а сверху украшали его города с заставами. Когда же они Иван Царевич с невестой явились на пир, то она поразила всей своей необычайной красотой. Во время пира наследник престола совершает опрометчивый поступок, он находит лягушачью кожу и бросает ее огонь.

Василиса Премудрая очень опечалилась, так как оставалось ей носить лягушечью шкуру всего три дня, обернулась Царевна-лягушка кукушкой серой и улетела в царство Кощея Бессмертного. Теперь для него начинаются действительно настоящие приключения, поскольку его невеста оказывается в замке у Кощея и чтобы ее спасти – нужно много пройти и испытать немало трудностей.

Во время своего путешествия в царство Кощея, Иван-Царевич сталкивается и с другими животными, а именно: с зайцем, селезнем и щукой. Сначала он собирался убить их, но потом ему становится жалко животных, и он отпускает их. Животные проявляют свою благодарность и становятся его верными друзьями и помощниками в его нелегком пути к царству Кощея.

Образ Царевны-лягушки ранее рассматривали как архетип тотемной супруги, на которой должен был жениться первобытный охотник для того, чтобы охота выдалась удачной. Рассматривался миф, который объясняет этот смысл ритуала и поясняет, что женитьба необходима для того, чтобы культурный герой смог получить определенные блага для людей.

Описание Василисы Премудрой из сказки «Царевна-лягушка» Вы можете расширить через форму комментариев.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

140055, МО, г.о.Котельники, мкр. Белая Дача, д.8 тел/факс 559-96-00, 559-86-09

УРОК

по литературе в __5 б___ классе

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

(тема урока)

Учитель : Кабанова Елена Николаевна

Подпись

Цель урока: подготовить учащихся к анализу сказки

Задачи урока:

Образовательные: научить видеть художественные особенности жанра;

Воспитательные: помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера;

Развивающие: развить речевые умения путем пересказа произведения.

Оборудование: доска, портреты писателей

Предполагаемые результаты урока: овладение учащимися навыков анализа художественного произведение, речевых умений.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа
  3. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке
  4. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова
  5. Беседа обобщающего характера
  6. Заключительное слово учителя
  7. Домашнее задание

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. К какому виду сказок она относится?

3. Какие особенности народной сказки можете назвать?

4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

5. Почему Василису называют Премудрой?

II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.

Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.

ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА «СВАТОВСТВО ЦАРЕВИЧЕЙ».

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

В некотором царстве, в некотором государстве...; ...Где стрела упадет, там и сватайтесь; ...Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь... испугался Иван, хотел убежать»?

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.

Обобщающие вопросы:

Что вы поняли, читая этот эпизод?

Какие они - наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай - потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это

сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй - «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

«Василиса Премудрая... пьет... остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного - косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей... чего не допьют - в рукав льют, чего не доедят - в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)

III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.

Учитель предлагает сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

IV. Беседа обобщающего характера .

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

V. Заключительное слово учителя .

Василиса Премудрая - образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки - быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина - Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая - обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»?

В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Домашнее задание . Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

О.В.Романова

«__»_______________ 20___ г.


Очень важная и неотъемлемая часть нашей жизни - это волшебные русские народные сказки. Они учат отличать зло от добра, ценить в людях хорошие качества. Каждая имеет свой отдельный сюжет, но все без исключения поучительны.

Русские сказки всегда заканчиваются тем, что добро торжествует над злом. У каждого народа есть свои положительные и отрицательные герои, наша задача - характеристика Царевны-лягушки. Она является одним из самых любимых персонажей детей. Василиса Премудрая - это олицетворение женственности, ума, доброты и заботы. Полная характеристика Царевны-лягушки, которую мы предоставим в данной работе, включает в себя и описание образа героини.

Внешность

Образ прекрасной девушки встает перед нашим взором, когда автор описывает само совершенство божественного творения. Характеристика Царевны-лягушки, как и любого другого героя, должна начинаться с описания внешности. Предлагаем к этому и приступить. Множество образов прекрасных невест есть в русских народных сказках, почему же Царевна-лягушка так сильно запоминается? Она надолго остается в нашей памяти именно потому, что предстает в образе не человеческом. Она трудолюбива, мудра и заботлива. Автор делает акцент на ее внутренних качествах, тем самым показывая, что главное в человеке - не обертка, а внутренний мир.

Внутренний мир

Василиса Премудрая по своей натуре очень проста, но и величественна. Она гордится собой, но не выставляет этого напоказ. Ее сердце наполнено до краев любовью и заботой, иногда возникает ощущение, что оно у нее бездонное. Она готова жертвовать собой ради блага других людей, а это очень важное качество, свойственное малому количеству представителей нашего мира.

Как же в полной мере дать характеристику героине из сказки «Царевна Лягушка»? Очень яркая и разносторонняя натура - вот что на самом деле кроется под лягушачьей шкурой.

Роль

Характеристика Царевны-лягушки нами кратко рассмотрена, но остается еще один очень важный вопрос. Зачем ввели этот образ в русские народные сказки?

Как показалось бы на первый взгляд, сказки пишутся для детей, чтобы они на примере придуманных персонажей учились видеть в людях положительные и отрицательные моменты. Но раньше они писались для взрослых. Образ Василисы Премудрой повествует о том, что жена должна во всем и всегда помогать своему мужу. Всегда быть готовой его поддержать, какая бы беда ни случилась.

Фантазия русского народа сотворила множество различных плохих и хороших образов, но именно Царевна-лягушка - это идеал русской женщины. С помощью сказок мы узнаем еще и то, какие качества ценились на Руси. Доброта, порядочность, умелые руки, ум - все это в полной мере отражается в образе нашей героини. Часто мучает вопрос: "Почему выбран именно образ лягушки?" Все на самом деле очень просто. В сказках часто встречается прием антитезы или противопоставления. Так и здесь Василиса - это имя возвышенное и утонченное, а лягушка - это приземленное и безобразное существо.

Каждый ребенок любит слушать сказки, ведь они погружают в таинственный и волшебный мир, где оживают звери и птицы, говорят деревья и происходят чудеса. Одной из моих любимых сказок является . Сюжет этой сказки очень интересный, а главное поучительный. Но не о сюжете пойдет сегодня речь в моем , а о главной героине Василисе Премудрой и ее , ради которой главный герой Иван царевич прошел серьезные испытания.

Василиса Премудрая краткая характеристика

В сказке мы сразу знакомимся с Василисой Премудрой, которая предстает перед нами в образе лягушки. Именно к ней прилетела стрела, выпущенная Иваном. Кроме того, что лягушка может разговаривать человеческим голосом, ничто больше не говорит о том, что в лягушачьей шкурке скрывается прекрасная девушка Василиса, которую заколдовал Кощей.

С первых дней своего замужества, пусть и в образе лягушки, Василиса старается поддержать мужа и предстает любящей, заботливой женой и мастерицей на все руки. Тому свидетельством являются выполненные на отлично все задания царя. В образе Василисы Премудрой воплотились лучшие черты русских женщин. Это верность, покорность, ум и терпение. В ее характере переплелись душевная простота, скромность, величавость, спокойствие и хитрость. В любых ситуациях она сохраняет способность здраво мыслить, а ее фраза Утро вечера мудренее многим людям помогает в настоящей жизни.

Это Василиса Премудрая — мудрая женщина, которая не стала упрекать своего мужа, когда тот спалил шкурку лягушки, хоть и понимает — ей теперь нужно возвращаться к Кощею. Но она верит в Ивана и в то, что он ее не оставит в беде. И Иван оправдал все надежды Василисы Премудрой. Они остаются вместе.

Если подвести итог, то в образе царевны мы видим олицетворение любви, доброты, семейного счастья и мира.