Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Музей академии художеств Императорская академия художеств

Учреждение, объединяющее крупнейших мастеров изобразительного искусства и архитектуры, подготавливающих профессиональные художественные кадры высшей квалификации.

В России заботы о развитии художеств начинаются с императора Петра I , который приглашал из-за границы граверов, живописцев и архитекторов, а затем предложил открыть преподавание искусств в «академии наук и курьезных художеств». План Петра отчасти осуществился, когда в открытой при Екатерине I АН было введено преподавание живописи и скульптуры. В 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова, ставшего первым главным директором в 1757-1763, была создана «Академия трех знатнейших художеств»: живописи, зодчества и ваяния. С 1764 она преобразована в Императорскую А. х. с воспитательным училищем при ней (в дальнейшем — Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры). Первоначально, по уставу 1764 обучение в А. начиналось с 6-летнего возраста и длилось 15 лет. Помимо изучения Закона Божьего, чтения и писания на русском и иностранных языках, занятий арифметикой и рисованием, ученики получали краткие сведения из географии, геометрии и истории. В старших классах к прежним предметам прибавляется математика, основы физики и «натуральной истории», а также «правила архитектуры и делание чертежей». Проявившие наибольшие способности к рисованию продолжали обучаться в высших классах А. х., а остальные переводились в ремесленные классы — резьбы по дереву, позолоты и т. п. В 1802 срок пребывания в А. сократился до 12 лет, а прием учеников стал производиться с 9-летнего возраста. Учебные программы были расширены за счет введения оптики, теории архитектуры и эстетики. По окончании А. х. выпускники получали звание художника, а наиболее талантливые посылались на стажировку в Италию. В 1893 в А. была проведена реформа, когда в число ее профессоров вошли крупные художники-реалисты — И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин, В. В. Матэ и др. Президентами А. х. были: И. И. Бецкий (1764-1794), А. И. Мусин-Пушкин (1795-1797), Г. А. Шуазель-Гуфье (1797-1800), А. С. Строганов (1800-1811), А. Н. Оленин (1817-1843), Максимилиан Лейхтенбергский (1843-1852), вел. княгиня Мария Николаевна (1852-1876), вел. князь Владимир Александрович (1876-1909), великая княгиня Мария Павловна (1909-1917). В 1918 Императорская А. х. была ликвидирована, а взамен был создан учебный центр, название которого несколько раз менялось. В 1932-1947 А. стала именоваться Всероссийской А. х. В 1947 на ее базе была создана А. х. СССР, в 1992 преобразованная в России А. х. Президентами А. х. СССР были: А. М. Герасимов (1947-1957), Б. В. Иогансон (1958-1962), В. А. Серов (1962-1968), Н. В. Томский (1968-1983), Б. С. Угаров (1983-1991), Н. А. Пономарев (1991-1997). Современная Российская А. х. — высшая государственная творческая и научная организация, объединяющая мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства , архитектуры, дизайна и искусствознания, внесшая значительный вклад в развитие теории и практики искусства. Высшим органом Российской А. х. является Общее собрание, а в промежутках между сессиями ее деятельностью руководит Президиум во главе с президентом А. х. имеет отделы живописи, скульптуры, графики, декоративных искусств, архитектуры, дизайна, искусствознания и художественной критики. В системе А. х. находятся НИИ теории и истории изобразительных искусств, Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова с Академическим художественным лицеем им. Н. В. Томского, С.-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина с Академическим художественным лицеем им. Б. В. Иогансона, научно-исследовательский музей с филиалами, Научная библиотека в Петербурге с филиалом в Москве, Научно-библиографический архив, творческая мастерская и лаборатории. С 1997 президентом Российской А. х. является З. К. Церетели.

Российская Историческая Энциклопедия

Петербу́ргская акаде́мия худо́жеств - российское высшее учебное художественное учреждение, основана в Петербурге в 1757 году, с 1764 года официально называлась Императорской академией художеств. Идея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана Петром I Великим в конце 1690-х годов. «Академия трех знатнейших художеств», закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в Петербурге в 1757 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны , по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова . Именно Шувалов стал первым директором академии, пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников, а в 1758 году подарил академии свою художественную коллекцию, которая положила начало библиотеке и музею. Учебные классы открылись в 1758 году, первый выпуск состоялся в 1762 году. В 1764 году Екатериной II Великой был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской академии художеств. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. Академия получила самоуправление - ее возглавлял Совет профессоров и президент.

В том же 1767 году году по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова началось строительство каменного здания академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788. В 1764 при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему - «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.
В 1802 при президенте А. С. Строганове устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.
В 1840 было закрыто Воспитательное училище и оставлены лишь учебные классы. С 1843 президентами назначались только лица императорской фамилии. В 1847 при академии было учреждено Мозаичное заведение в составе художественного и технического отделений. По уставу 1859 академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца. Во время подъема демократического художественного движения из академии ушли 13 ее выпускников во главе с И. Н. Крамским , которые создали самостоятельное объединение «Артель художников ».
Благодаря деятельности крупных педагогов, в том числе выдающегося преподавателя П. П. Чистякова , академия и во 2-й пол. 19 в. сохраняла свое значение главной в России школы художественного образования. В 1893 был утвержден новый устав, который вернул академии самоуправление. Учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры (ВХУ), при котором были открыты мастерские во главе с выдающимися художниками И. Е. Репиным , В. Е. Маковским , И. И. Шишкиным , А. И. Куинджи . ИАХ было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений. Музей академии, основанный графом И. И. Шуваловым в 1758, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились все поколения студентов. На основе этой коллекции в 1895 был основан Русский музей императора Александра III .
В 1918 академия была закрыта, часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж . Вместо ВХУ после ряда преобразований в 1932 был создан Институт живописи, скульптуры и архитектуры. В 1933-1947 в бывших зданиях ИАХ располагалась Всероссийская академия художеств, преобразованная затем в Академию художеств СССР. В этих заданиях располагается музей, архив, библиотека Петербургской академии художеств. Среди выпускников Императорской академии художеств: А. П. Лосенко , Ф. И. Шубин , В. И. Баженов , Ф. С. Рокотов , И. Е. Старов , А. А. Иванов ,


Прошло всего два года после открытия Московского университета, когда в конце 1757 года был издан указ Сената об учреждении Академии живописи, скульптуры и архитектуры. В ней учились – а некоторые потом и преподавали – выдающиеся мастера: В. Баженов, А. Захаров, И. Старов, Ф. Шубин, И. Мартос, М. Козловский, .

За свой долгий путь Российская академия пережила подлинный расцвет и сложное время нескольких реорганизаций. Но она всегда стремилась сохранить свой высокий статус.

По первоначальному замыслу Академия художеств должна была открыться в Москве. Ее созданию способствовали передовые деятели России, выдвигая многочисленные проекты ещё с петровских времен. Немало усилий приложил великий русский учёный М.В.Ломоносов, явившийся подлинным инициатором организации академии. Поскольку подходящего здания в Петербурге не было, первые учащиеся были направлены в Москву, в недавно образованный университет. Однако принятые на службу профессора-иностранцы не пожелали жить вдали от столицы, и вскоре специальное здание для академии стали строить в Петербурге по проекту А.Кокорина и Ж.Валлен Деламота. Строилось оно долго. Основная часть его завершена в 1764 - 1771 годах, а отделка интерьеров заканчивалась уже в первой трети XIX века.

Сначала занятия проходили в доме первого президента Академии художеств Ивана Ивановича Шувалова. О самом раннем периоде её существования сохранились отрывочные сведения. Многие документы погибли, когда академический архив эвакуировали во время войны с Наполеоном в 1812 году. Со смертью архивариуса, досконально знавшего факты, их так и не удалось восстановить, что отмечал в 1829 году президент А.Оленин.

Среди смет на постройку здания академии сохранились интересные наставления строителям конца XVIII века, как должны выглядеть будущие классные комнаты, спальни учащихся и преподавателей. Все следовало строго подчинить особенностям петербургского климата, назначению помещений. Именно этим и определялось их декоративное убранство. Комнаты для занятий предполагалось лишь сделать «приятнее», чем спальни.

До утверждения штата и устава Академии в 1764 году она вошла в историю под названием шуваловской. Возраст учеников колебался от 15 до 27 лет. Преимущественно это были выходцы из Московского университета, стремившихся заниматься искусством, которых направили в Петербург в 1758 году. Поскольку все они получили уже какие-то основы знаний, академия стремилась главное внимание уделять обучению в живописном, скульптурном, архитектурном и гравировальном классах.

Педагогов наряду со специально выписанными художниками из-за границы приглашали сначала из Академии наук, существовавшей с 1724 года. Там также шло обучение различному мастерству – гравировальному, камнерезному, токарному, переплетному. На первых порах своих преподавателей не хватало, и лишь в начале XIX века. русские педагоги почти полностью вытеснили иностранцев.

В числе первых в Россию в феврале 1758 года прибыл француз Н.Жилле, который вместе с Дювелли вел натурный класс, а также скульптурный, в том числе «орнаментной скульптуры». За 20 лет он воспитал блестящую плеяду русских скульпторов: Ф.Шубина, Ф.Гордеева, И.Мартоса, Ф.Щедрина. В 1759 году наряду с ежегодно сменявшимися иностранцами в академии появились в качестве наставников А.Лосенко, К.Головачевский и И.Саблуков – живописцы, прошедшие основательную школу в мастерской И.Аргунова. Вскоре преподавателем был зачислен известный портретист Ф.Рокотов. Во главе архитектурного класса с октября 1758 года стал А.Кокоринов, а через год в академии преподавал уже и профессор архитектуры Валлен Деламот.

В торжественной обстановке в 1764 году были одобрены регламент и устав Академии художеств. Круг специальностей, предусмотренных штатом, свидетельствовал о широте поставленных задач, о стремлении готовить профессионально разносторонних мастеров.

Нововведением стало создание при Академии художеств в 1764 году Воспитательного училища, в которое принимались дети пяти-шести лет, чаще всего придворных служителей – истопников, дворников, певчих и солдат. Изредка попадали сюда и крепостные художники и их дети. В то время профессия живописца считалась недостойной для выходцев из дворян. В Воспитательном училище подростки полностью изолировались от общества, им запрещалось общаться с посторонними, даже с учениками смежных специальностей. Царский двор хотел создать особое сословие, призванное обслуживать его нужды. Дети с малолетства приучались к упорному труду. Они вставали в пять часов утра, и занимались до часу дня специальными предметами. Затем после небольших перерывов на обед и отдых снова начиналась учеба в различных классах, специальных и общеобразовательных. Ученики получали казенное платье – «по сюртуку на год» - и полностью состояли на «казенном коште», то есть на содержании академии. Стремясь готовить широко образованных художников, академия с первых лет существования обучала не только общеобразовательным дисциплинам, различным художествам, но и смежным с их будущей профессией областям – музыке, танцам, пению, театральному искусству.

«Установлением о мастерствах», принятом весной 1764 года, было узаконено обучение и декоративным искусствам – резьбе по дереву и камню, чеканке и литью, мастерству золотых и серебряных дел, работе с эмалями (финифти), миниатюрному письму, мозаике и медальерному делу. Первоначально к изучению прикладных ремесел назначались плохо успевающие ученики на кратковременный срок, в который они по-прежнему могли посещать основные классы живописи, скульптуры и архитектуры. Впоследствии классы «мастерства и ремесел» были узаконены, и они сравнялись в правах с основными «художествами». Академия в XVIII веке стала не только крупнейшим центром подготовки живописцев, скульпторов, архитекторов, граверов, но и художников декоративного профиля. Для их обучения приглашались мастера-иностранцы, а позднее их русские воспитанники, прошедшие академическую школу.

Академический курс обучения был рассчитан на 15 лет. Первые три года занятия шли в Воспитательном училище. Следующие шесть лет ученики разных специальностей занимались по общей для всех программе – так называемый «2-й и «3-й возрасты». Лишь на старших «возрастах», то есть с 15 до 21 года, они получали специализацию. Система обучения в Академии художеств XVIII – первой половине XIX века была прогрессивной для своего времени.

Опубликовано: Июль 26, 2011

Императорская Академия художеств

Императорская Академия художеств была правительственным органом, регулирующим художественную жизнь страны, распределяющим среди художников государственные заказы и присуждающим звания. Вплоть до середины 90-х годов XVIII века Академия художеств своим авторитетом побуждала живописцев, архитекторов, скульпторов участвовать в создании иллюзорной картины идеального гармонического государства с всепопечительным правительством. В первые два десятилетия XIX века роль Академии художеств в культурной жизни России ослабла. Царское правительство стало усиливать ее значение в связи с особыми обстоятельствами.

Дело в том, что русское изобразительное искусство не было столь тесно связано с ненавистным Николаю I движением декабристов, как русская литература, и в идеологическом контрнаступлении под лозунгом «самодержавие, православие, народность» искусству отводилась особая роль. Царь лично оценивал произведения живописи и скульптуры - и сам утверждал архитектурные проекты, подчиняя их главной цели - превращению Петербурга в цитадель самодержавия.

Академии художеств был поручен контроль над художественной жизнью страны, несравненно более жесткий, нежели при Екатерине II. Права Академии были расширены, ее власть укреплена. Поставленный во главе Академии художеств энергичный чиновник А. Н. Оленин был крупным ученым, он обладал обширными знаниями в области истории и археологии. При его поддержке в 1826 году в Петербурге на реке Фонтанке строится мост, названный Египетским. В 1827 году в Царском Селе при одобрении Академии закладываются «Египетские ворота». На императорских гранильных мануфактурах изготовляются вазы и канделябры с фигурами древних египтян. Запрос царя рассматривал Совет Академии под председательством Оленина и по его настоянию решил, что «приобретение полезно».

Пока писари академической канцелярии перебеляли текст заключения, Николай I уехал в Пруссию. Когда же бумага была доставлена в Берлин, государь уже находился на Украине. Пакет настиг Николая I в Подольской губернии, откуда фельдъегери повезли его с царской резолюцией в столицу, а оттуда с препроводительным письмом посланнику Российской империи графу Рибопьеру в Константинополь. Когда инструкция пересекла Черное море и посол отписал из Константинополя в Александрию мистеру Солту, сфинксы уже были проданы.

Французский король Карл X стремился к восстановлению престижа Бурбонов, сметенного Великой Французской революцией. Ему представлялось, что сфинксы, будучи установлены в Париже, прославят его династию в веках. Сделка французского правительства с Солтом была заключена на выгодных для англичанина условиях, и потому пришедшее вскоре сообщение об июльской революции 1830 года и о низложении Бурбонов было для английского консула громом среди ясного неба. Теперь он сам обратился к графу Рибопьеру и уступил ему сфинксов за сорок тысяч рублей.

Для перевозки гигантов потребовалось выпилить шесть балок палубы и восемь балок межпалубного перекрытия на паруснике «Буэна Сперанца». Грузить монолит весом в 46 тонн с причалов Александрийского порта было невозможно. Пришлось строить плавучую пристань с подъемным краном из мощных пальмовых стволов. Сфинкс не без труда был поднят с нильской баржи и уже повис было над кораблем, когда плавучая пристань сорвалась с якорей и каменная громада рухнула. Грохот был такой, что в первый момент показалось, что сфинкс разбился. Но судьба хранила его и на этот раз. Если не считать глубокой борозды, прорезанной лопнувшим канатом от середины шеи к макушке, скульптура осталась невредимой. Погрузка второго сфинкса прошла без происшествий.

«Буэна Сперанца» направилась к устью Невы через Гибралтар, мимо берегов Испании, Франции и Германии. Плавание длилось год.

В 1823 году каменные гиганты благополучно прибыли в Петербург. Их выгрузили на Васильевском острове и временно установили во внутреннем круглом дворе Академии художеств.

Здание Академии художеств было построено архитектором А. Ф. Кокориновым по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота в 1765-1772 годах. Оно сооружено в строгом и сдержанном стиле классицизма. Здание имеет форму, близкую к квадрату, с круглым двором посредине. Его главный фасад обращен к Неве, тогда еще не имевшей гранитных набережных, а два боковых и задний - к площади и зеленым партерам.

В начале XIX века застройка Васильевского острова подошла вплотную к зданию Академии художеств, утратившему свое господство над окружающим пространством. Между тем возросшая роль Академии в системе николаевского государства требовала максимальной репрезентативности и официальности ее облика.

В 1829 году ректор архитектурного отделения академик К. А. Тон разработал проект постройки гранитной пристани перед зданием Академии художеств. Пристань для разгрузки материалов и погрузки монументальных скульптур на баржи призвана была своим обликом связать творение Ж.-Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова с зеркалом реки. По сторонам гранитной лестницы предполагалось установить две конные статуи, стоимость изготовления которых определялась в 500 тысяч рублей, что составило сумму, значительную даже для государственного бюджета.

«Буэна Сперанца» со своим необыкновенным грузом прибыла в Петербург в то время, когда в казначействе полумиллиона рублей не оказалось. Поскольку судьба сооружения оказывалась под угрозой, К. А. Тон разработал новый вариант проекта, в котором место конных групп заняли египетские сфинксы. Одаренный и образованный зодчий и еще более тонкий дипломат, К. А. Тон лучше других понимал, что царь стремится любой ценой утвердить идею незыблемости самодержавия и что творения художников XIX века не могут выразить идею победы над временем полнее, нежели древние гранитные сфинксы. Он предвидел, что бескрайние просторы Невы, воды, беспрерывно текущие мимо львов с головой неизвестного фараона, сделают этот символ особенно выразительным.

В 1835 году сфинксы вознеслись над Невой на гранитных выступах набережной, напоминающих пилоны. Оба выступа окаймляют широкую гранитную лестницу, ступени которой с противоположного берега Невы кажутся спускающимися к реке прямо от парадного портика Академии художеств.

Поставленные лицом друг к другу гранитные изваяния приподняты над лентой облицованного гранитом берегового откоса и играют роль кулис, за которыми фасад кажется театральным задником. Пристань придала ансамблю собранность, торжественность и суровость, не свойственную архитектуре века Просвещения, но столь типичную для Петербурга 30-х годов XIX века.

Раздел: Жизнь в веках



От: ,  

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

В середине 18 века в Петербурге была создана Академия художеств. Еще Петр понимал, что в России нет своих мастеров, которые могли бы при строительстве новой столицы использовать многовековой европейский опыт по планировке города, по украшению зданий. Поэтому в Россию ехали архитекторы, скульпторы, художники из Италии, Франции, Германии. В то же время в Европу для получения специального художественного образования отправляли талантливых русских юношей. Создавая Академию наук, Петр предполагал, что при ней будут обучать и "знатным художествам", царь даже называл иногда Академией Рисовальную школу при петербургской типографии, хотя школа эта готовила только мастеров для иллюстрирования книг. Сохранилась запись о посещении Петром этой школы в 1715 году: "Его Величество были в академии, срисовали человека".

В середине 18 века общественные деятели и ученые России снова подняли вопрос о необходимости создании Академии художеств. М.В.Ломоносов, который был не только блестящим ученым, но поэтом и художником, писал о том, что Россия прославилась во всем мире своими победами и "требует величеству и могуществу своему пристойного и равномерного великолепия, какового ни откуду приобрести невозможно, как от почтенных художеств…". Ломоносов же разработал "Идеи для живописных картин из Российской истории", которые должны были стать темами работ, прославляющих Россию.

Идеи Ломоносова поддерживал И.И. Шувалов - один из самых образованных и культурных людей своего времени, меценат, попечитель Московского университета, основанного в сотрудничестве с Ломоносовым в 1755 году. В 1757 году именно Шувалов обратился в Сенат с ходатайством об основании Академии художеств. В ответ на его обращение был издан указ: "Означенную Академию художеств здесь, в Санкт-Петербурге, утвердить, а на каком основании она быть может, имеет о том генерал - поручик и Московского университета куратор и кавалер Шувалов подать в Правительствующий Сенат проект и штат". Созданное учебное заведение называли Академией трех знатнейших художеств - живописи, ваяния и зодчества.

Основатель академии Шувалов

Шувалов передал в Академию свою прекрасную библиотеку, коллекцию картин, гравюр, слепков с произведений античного и западноевропейского искусства. Эти предметы стали экспонатами первого художественного музея, созданного при Академии и по сути первого художественного музея России, а сегодня хранятся в Эрмитаже.

В первые годы Академия существовала как часть Московского университета, предполагалось вначале, что и находиться она будет в Москве. Но выяснилось, что лучшие иностранные художники "не хотят в Москву ехать, как в надежде иметь от двора работы". Так окончательно решился вопрос о местонахождении нового учебного заведения. Курировал Академию, как и университет, сам Шувалов. Для обучения в ней из числа учеников гимназии при университете набрали 16 талантливых юношей. При отборе учеников Шувалов обращал внимание в первую очередь на способности кандидатов, а не на их происхождение, так, например, часть учеников были набраны "из солдатских детей". И уже в первом наборе были те, кто впоследствии прославил русское искусство - скульптор Федот Шубин, художники Федор Рокотов и Антон Лосенко, архитекторы Василий Баженов и Иван Старов. Преподавали в академии в первые годы в основном иностранные педагоги, но через несколько лет академиками стали и русские мастера. Среди них был и Ломоносов, удостоенный звания почетного академика как мозаичист.

Первый выпуск Академии состоялся в 1762 году. Шувалов добился, чтобы окончившие Академию с золотой медалью могли за казенный счет на три года поехать за границу, чтобы познакомиться с шедеврами мирового искусства.
В 1762 году на престол взошла императрица Екатерина II, и государственная политика по отношению к Академии изменилась. Шувалова отстранили от руководства Академией, отправили за границу, а его должность занял известный деятель екатерининского времени И.И. Бецкой. Он начал реформирование Академии в соответствии с модными тогда в Европе идеями французских просветителей.

По мысли Бецкого, Академия должна была не только готовить мастеров, но и воспитывать. Поэтому для обучения стали набирать мальчиков 5-6 лет, которым вначале следовало пройти курс общеобразовательных дисциплин в Воспитательном училище, а затем учиться в специальных классах Академии.

Инаугурация Императорской Академии художеств

Официальной датой учреждения Императорской Академии художеств стало 4 ноября 1764 года, когда Екатерина II утвердила Устав и "Привилегии" Академии, тем самым подчеркивалось, что теперь Академия существует самостоятельно, а не как часть Московского университета. Органом управления стал Совет, возглавляемый президентом. Им стал И.И. Бецкой.

В том же 1764 году профессора академии Александр Кокоринов и Жан-Батист Вален-Деламот создали проект нового здания Академии художеств. 7 июля 1765 года состоялась его торжественная закладка. Церемония была необычайно пышной, поскольку на ней должны были присутствовать императрица с наследником. На Неве построили три пристани, к которым должны были причаливать знатные гости, преподаватели и ученики в специальных парадных костюмах встречали императрицу "при играни труб и литавр". Сама Екатерина с помощью золотой лопаточки заложила первый камень в основание нового здания.

Но строительные работы на набережной Васильевского острова затянулись надолго и завершились только к 1788 году. В это время Кокоринова уже не было в живых, а Вален - Деламот уехал из России, и работу по осуществлению проекта первых профессоров Академии художеств продолжали их ученики.

Впервые в России было построено специальное здание для большого учебного заведения. Кроме того, здание Академии художеств стало первой в Петербурге постройкой в стиле зарождавшегося классицизма.

Величественный и монументальный фасад Академии художеств уже двести с лишним лет украшает невскую набережную Васильевского острова и по праву считается одним из шедевров петербургской архитектуры.

Текст подготовила Галина Дрегуляс