Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Различные черты ленского и онегина. Чего общего межу Онегиным и Ленским

Ах, милый Александр Сергеевич! Написано ли вашим пером нечто более совершенное, нежели живой и вечный роман «Евгений Онегин»? Не в него ли вложили вы большую часть себя, своего неистового вдохновения, всей своей поэтической страсти?

Но не слукавили ли вы, о, бессмертный классик, говоря о том, что Онегин не имеет ничего общего с вами? Не являются ли черты его характера свойственными именно вам? Не ваша ли «хандра» на нем, не ваша ли разочарованность? Не ваши ли «черные эпиграммы» черкает он своим недругам?

А Ленский! Право, как он похож на вас, влюбленного, юного! На вас - другого, на того вас, которого вы не смели более открывать миру явно…

Ленский и Онегин... их обоих - ваш, о бессмертный Александр Сергеевич, пестрый и живой портрет на стене поэзии. Согласитесь ли вы с мыслью подобной дерзости?

Впрочем, как бы то ни было, позвольте, ввиду вашего молчания, каждому поклоннику вашего гения делать свои выводы, пустив в полет собственную фантазию.

Мы же сравним и сопоставим двух ярких едва касаясь граней непосредственно вашей личности. Во избежание навязчивых параллелей между вами, сударь, и персонажами вашей поэмы, приложим все усилия для осуществления сухой констатации их ярких характеристик.

Итак, Онегин. Красив, умен, статен. В описании его петербургского распорядка дня, любезный Александр Сергеевич, мы находим ваши строки о не менее чем трех часах, проводимых им у зеркал в прихорашиваниях. Вы даже сравниваете его с одетой по-мужски барышней, спешащей на бал. Духи, помады, стрижка по моде. Денди, педант и франт. Всегда элегантен в одежде. И, к слову будет сказано, ногти-с… Он, как и вы, сударь, проводит много времени за туалетным столиком, ухаживая за ними.

Увы, все действия, производимые им над собой с целью быть привлекательным, - всего лишь дань светской привычке. Он давно остыл к противоположному полу, разочарованный в любви. Ему вовсе не хочется нравиться женщинам. Нет! Любовь давно сменилась «искусством обольщения», не приносящим, впрочем, никакого удовлетворения.

Светские рауты давно утратили для него весь вкус. На балах он бывает часто, но по инерции, от скуки и от нечего делать. Светский скучен ему. Все опостылело, надоело! Но, другой жизни не зная, продолжает он влачить привычный образ жизни. Ни друзей, ни любви, ни интереса к жизни.

Образ мысли, мировосприятие Онегина - все подвергаете вы, Александр Сергеевич, беспощадной «русской хандре», или депрессии. Неизмеримая внутренняя пустота, отсутствие мечты, скука, безотрадность. Вместе с тем живость холодного, трезвого ума, отсутствие цинизма, благородство.

Его прозаичность вы подчеркиваете неспособностью «хорей от ямба отличить», а предпочтение им Скотта Смиту, с его политэкономическими книгами, лишь подтверждает наличие непоэтического точного мышления.

То ли дело Ленский!

Какая злая муза посетила вас, Александр Сергеевич, когда сводили вы в дружеских узах своих столь разных героев? Могли ли отношения Ленского и Онегина не привести к трагедии? Ваш Ленский…

Красив, но красив иначе, нежели Онегин. Вы наделяете его естественной красотою длинными, темными, вьющимися волосами. Вдохновенным взглядом поэта и живым, горячим сердцем, открытым миру.

Владимир Ленский чуток к восприятию природы и мироздания в целом. Во всем «подозревая чудеса», он по-своему понимает и чувствует мир. Идеалист, право слово!

Влюбленный в жизнь восемнадцатилетний мечтатель свято верит в существование своей второй половинки, которая его ждет и томится. В верную, преданную дружбу и «священную семью», как вы, почтенный Александр Сергеевич, изволили назвать Святую Троицу.

Своим же пером описывая взаимоотношения Онегина и Ленского, вы сравниваете их с союзом воды и камня, пламени и льда, поэзии и прозы. Как они непохожи!

Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика

Вам было угодно, властитель муз, играть этими двумя прекрасными юношами в печальной игре, по сей день побуждающей читателя окроплять слезами страницы Вашего великого романа. Вы родните их дружбою, сначала «от нечего делать», а после более близкой. А потом жестокосердно…

Нет, лучше по порядку. Итак, они сближаются: Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух, таких характерных для вашего, Александр Сергеевич, времени героев, может быть полной только при описании их дружбы.

Итак, противоречия встречаются, как утверждает Поначалу они скучны друг другу по причине несхожести суждений. Но немного погодя эта разность превращается в, притягивающий противоположности магнит. Каждый тезис становится причиной оживленных споров и обсуждений между друзьями, каждый спор превращается в предмет глубоких раздумий. Возможно, никто из них не принимал позиций товарища, но и интерес, уважение к течению чужой мысли они сохраняли. Слушая Ленского, Онегин не перебивает его по-юношески наивных суждений, стихов и древних сказаний. Будучи разочарованным реалистом, он не спешит упрекать Владимира в идеализации людей и мира.

Сходство героев

Ежедневные совместные конные прогулки, ужины у камина, вино и беседы сближают молодых людей. И, вместе с тем, с течением времени обнаруживаются сходства Онегина и Ленского. Наделяя их такими яркими чертами, вы, повелитель пера, вырываете их из обычного круга сельского общения, со скучными беседами о псарне, собственной родне и прочем вздоре. Образованность главных героев, являющаяся одной из немногих общих для них обоих черт, заставляет зевать их в кругу сельской знати.

Две судьбы, две любви

Онегин старше Ленского лет на пять-шесть. К такому выводу можно прийти, исходя из указанных вами, драгоценный Александр Сергеевич, двадцати шести годах его в окончании романа... Когда, приклоняя колени, он плакал от любви у ног ее... у ног Татьяны... Но, нет. Все по порядку.

О, великий знаток души человеческой, о, тончайший психолог глубинных чувств! Ваше перо являет пред мертвой душой Онегина светлый, чистый идеал девы юной - Татьяны Лариной. Ее юная, нежная страсть проливается пред ним в откровенном письме, которое вы приписываете ему сохранить на всю жизнь как свидетельство возможности искренности и красоты чувств, в которые он уже не верил. Увы, его хандрящее зачерствевшее сердце не было готово ответить взаимностью. Он старается избегать встреч с Татьяной после разговора с ней, в котором отказывает ей в высоких чувствах.

Параллельно этой нестройной любви Вы развиваете чувства Владимира Ленского к Татьяниной сестре - Ольге. О, как не похожи эти две любви, как сами Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух чувств была бы лишней. Любовь Ольги и Владимира полна целомудренной страсти, поэзии, юного вдохновения. Наивный Ленский, искренне желающий счастья другу, пытается подтолкнуть его в объятья Татьяны, зазывая того на ее именины. Зная нелюбовь Онегина к шумным приемам, он обещает ему тесный семейный круг, без лишних гостей.

Месть, честь и дуэль

О, сколько же сил прилагает Евгений для сокрытия своего бешеного негодования, когда, согласившись, он попадает на провинциальный бал с множеством гостей, вместо обещанного семейного ужина. Но более того он возмущен Татьяниным смятением при восседании им на уготованное ему заранее место… напротив нее. Ленский знал! Все подстроено!

Онегин, право, не желал того, что уготовило ваше, Александр Сергеевич, неумолимое перо, когда мстил Ленскому за его обман! Когда увлекал его возлюбленную Ольгу в свои объятья в танце, когда шептал ей вольности на ушко, изображал нежный взгляд. Цинично и недальновидно воззвав к ревности и презрению юного поэта, он послушно следовал предначертанному вами для них обоих року. Дуэль!

Утром у мельницы…

Оба уже отошли от глупых обид. Оба уже с трудом находили повод для дуэли. Но никто не остановился. Гордыня тому виной: никто не намеривался прослыть трусом, отказавшись от поединка. Результат известен. Юный поэт повержен пулей друга за две недели до собственной свадьбы. Онегин, не в силах предаваться воспоминаниям и сожалениям о смерти единственно близкого ему человека, покидает страну…

По возвращении он полюбит повзрослевшую и расцветшую Татьяну, только теперь уже княжну. Преклоняя пред ней колени, будет целовать ее руку, молить о любви. Но нет, слишком поздно: «Теперь другому отдана и буду век ему верна», - произнесет она, горько плача. Онегин останется совсем один, лицом к лицу с воспоминаниями о любви и друге, убитом его же рукой.

Дуэли творца Онегина и вполне уместные параллели

Вас упрекали, милейший Александр Сергеевич, в недостаточности оснований для дуэли между вашими героями. Смешно! Разве ваши современники не проводили параллелей этих двух юношей с вами непосредственно? Разве они не отметили сходств таких противоположных Онегина и Ленского с вашей противоречивой, двойственной натурой? Этого граничного раздвоения на Ленского - вдохновенного поэта, суеверного лирика - и светского повесу, охладевшего, уставшего Онегина... неужели не обнаружили они? Одному вы отдаете свой пламенный гений, любовь, жизнерадостность и, сами того не подозревая, вашу же собственную смерть. Другому отданы скитания, отчуждение и, в конце концов, длительная поездка за границу, о которой вы сами так мечтали. Характеристика Онегина и Ленского является всесторонним раскрытием вас самого, не так ли? А если столь очевидное сходство обоих героев с вами, многоуважаемый классик, было разоблачено вашими современниками, разве не ведомо было им, каких легких, незначительных поводов для дуэлей было достаточно вам самому? И сколько раз в каждую неделю своей жизни вы приступали к игре со смертью, бесстрашно и равнодушно взирая на холодный ствол в руках своего взбешенного противника?

Всесторонне познакомив читателя с Евгением Онегиным, Пушкин вводит в действие романа второго главного героя - Владимира Ленского и тут же дает обоим точную характеристику:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
И при этой непохожести Онегин и Ленский тем не менее имеют нечто общее, роднящее и сближающее их. Именно это общее и привлекает Пушкина, помогая создать вокруг героев нужный ему мир. Именно они станут для поэта теми персонажами, опираясь на которые он построит свою концепцию мыслящего человека эпохи.
Из первой главы читатель узнает о воспитании Онегина, образовании, интересах, распорядке дня, о впечатлении, произведенном на общество молодым героем. Что же можно выделить главное в этом повествовании об Онегине?
Вероятно, то, чем герой резко выделялся из своей среды. В эпоху, когда властителями дум были поэты и философы, Онегин явно тяготеет к точным наукам, к политэкономии Адама Смита, которую, кстати, вскоре попытается применить в своей деревенской жизни: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил». Однако самым главным в этом рассказе о герое оказывается признания автора: Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Пушкин не разъясняет, в чем состоит эта «неподражательная странность», но, упомянутая автором вскользь в первой главе, она отзовется позже в восьмой главе романа.
О Ленском рассказано значительно меньше. Можно с уверенностью предположить, что его раннее детство было весьма похоже на детство Онегина, с той лишь единственной разницей, что его отправили учиться в Европу, откуда он и приезжает в деревню.
...Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт,
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Воспитанный «под небом Шиллера и Гете», Ленский далек от разврата света, столь знакомого Онегину, а потому верит в чистую любовь, высокие идеалы. Онегин снисходительно воспринимает откровенные признания приятеля: «Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред».
Разность темпераментов и умственных интересов сделала их страстными спорщиками, интересными собеседниками, но одновременно они стали чужими всем деревенским соседям с их разговорами «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Скептик Онегин и романтик Ленский непонятны соседям. Они не вписывались в тоску и монотонность привычной деревенской жизни.
Естественно возникает вопрос: чего же больше между героями романа - притяжения или отталкивания? Пожалуй, существенно и то и другое. Конечно, Онегин и Ленский антиподы, но они не антагонисты, как многие другие традиционные пары русской литературы: Чацкий и Молча- лин, Печорин и Грушницкий, Гринев и Швабрин, Базаров и Кирсанов.
Едва ли не главным художественным открытием Пушкина стало соединение в сюжетном конфликте романа не героя и злодея, а молодых героев, просто по-разному воплотивших в себе мысли и чувства определенной исторической эпохи. Автор не сталкивает их в остром конфликте, а развивает две линии романа, идущие параллельно, отличающиеся одна от другой не меньше, чем характеры главных героев.
Современники Пушкина считали недостаточно мотивированной дуэль Онегина и Ленского. В связи с этим Юрий Тынянов обращает внимание на черты характера прототипа Ленского - такого же заоблачного мечтателя Кюхельбекера - и утверждает, что для Пушкина эти мотивировки оказались достаточными, хотя и остались за пределами произведения.
Дуэль Онегина и Ленского - переломный пункт, кульминация романа. Для Ленского дуэль кончается гибелью, для Онегина становится началом отсчета новой жизни. Пустившись в странствия, оставив деревню, Петербург и свет, Онегин ищет не просто новых впечатлений, а нового смысла жизни, ищет самого себя.
Об этой странице его биографии читатель ничего не узнает. Пушкин сознательно вынес «Путешествие Онегина» за пределы романа. Герой возвращается в свет знакомым незнакомцем, разгадать которого окружающие не могут, а поэтому торопятся осудить его за несхожесть со светской толпой.
Теперь Онегин не по плечу пустому свету, а поэтому странен, так же как был странен грибоедовский Чацкий, горестно восклицавший: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож?» Эти странные герои не находят себе места в жизни.
Поэту Пушкину, естественно, жаль поэта Владимира Ленского, который, «быть может... для блага мира иль хоть для славы был рожден». Но жаль ему и Евгения Онегина, которому «грустно думать, что напрасно была нам молодость дана». Очень разные, почти противоположные Онегин и Ленский объединены состраданием автора к их несостоявшимся жизням, к их погибшим надеждам.
Эти два героя Пушкина будили мысль, живое чувство своим отрицанием общепринятых норм, ясным пониманием, что им не хочется того, чем так довольна самолюбивая посредственность.

План
  1. Противопоставление Онегина и Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  2. Что роднит Онегина и Ленского
    1. Нерусское воспитание
    2. Стоят выше других
    3. Благородство, высокое понимание личности человека
    4. Вольнолюбие
  3. Онегин и Ленский – представители новой, молодой России

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил двух представителей молодого поколения современной ему России – Онегина и Ленского. Онегин и Ленский «различны меж собой», как «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».

Пушкин противопоставляет в них внешность, образ жизни, стремления, желания. Контраст обозначается особенно прямо и резко между романтической натурой одного и скептицизмом другого. Но тесно сошлись Онегин с Ленским, «стали неразлучны» друг с другом не только потому, что крайности сходятся, а потому, что, несмотря на их различие, у них имеется много общих черт.

Что же роднит Онегина и Ленского? Как известно, основы будущей личности закладываются в детстве, поэтому воспитание играет огромную роль в формировании моральных принципов, привычек, вкусов и характера человека. В воспитании Онегина и Ленского много общего. Онегина воспитывали иностранцы-гувернеры, в отрыве от русской действительности:

«Судьба Евгения хранила:
Сперва madame за ним ходила,
Потом monsieur ее сменил».

Ленский же «из Германии туманной привез учености плоды», он жил и воспитывался за границей, поэтому Пушкин называет его «полурусским».

Но не только воспитание стало основной причиной сближения Онегина и Ленского, оно помогло им найти общий язык, главное то, что они резко выделяются из окружающей среды, стоят выше других, оба ищут. Онегин уезжает из Петербурга, оставляет свет, так как «чувства в нем остыли, ему наскучил света шум», он стремится вырваться оттуда. Ленский прямо говорит: «Я модный свет ваш ненавижу».

Среди приниженной глупости и тупости поместного дворянства Онегин и Ленский – яркие личности. Их связывает благородство – черта, противоположная этой одноликой массе. Благородство мысли, желаний, поступков свойственны им обоим. Это видно на примере отношения Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны. Ленского и Онегина сближает их вольнолюбие, высокое понимание личности. Ленский увлечен «вольнолюбивыми мечтами», а Онегин стремится быть свободным от света, от его условностей, от тягостного положения крепостника. Он освобождает своих крестьян.

И Ленский, и Онегин – представители новой, молодой России. Романтическая восторженность Ленского, его вера в добро, мечтательность, пылкость были присущи и Одоевскому, и Оболенскому, и младшему Бестужеву – декабристам.

В одном из черновиков Пушкин замечает, что Ленский «мог быть повешен, как Рылеев». Хотел сблизить Пушкин и Онегина с декабристами. Он показывает, как во время путешествий зарождается у Онегина патриотическое чувство, как он проникается декабристскими идеями. Пушкин говорил одному из своих знакомых, что «…Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».

Таким образом, Онегин и Ленский, люди различных характеров и настроений, оказываются связанными с передовым движением своего времени.

Одной из сюжетных линий романа в стихах «Евгений Онегин» служат отношения двух молодых людей – и .

По сути, Ленский и Онегин − герои противоположности. Но не было бы противостояния без единства. В них много общего. Оба были молодыми людьми дворянского происхождения. Оба рано остались без родителей и получили в наследство имение, став полноправными хозяевами. Правда, онегинское имение, полученное от отца, ушло за долги, зато ему досталось имение дяди. Оба молодых человека богаты, привлекательны, и представляли собой завидных женихов для уездных барышень. Оба приехали в имение почти одновременно: один из Германии, другой из Санкт-Петербурга. Для обоих честь и благородство не было пустым звуком. В политических вопросах придерживаются либеральных взглядов, и оба увлекаются философией и экономикой. Причем Онегин тут же постарался свои экономические познания применить на практике.

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил…

Чем вызвал недовольство соседей. Молодые люди были не похожи на провинциальных помещиков, и те считали их обоих странными.

В чем был смысл жизни для Онегина и Ленского? Наверное, они и сами не смогли бы ответить на этот вопрос. Хотя с Ленским более-менее понятно. Со временем он женился бы на Ольге и вел свое хозяйство, постепенно дряхлея и становясь похожим на своих соседей.

А Онегин жил сегодняшним днем, не заглядывая в завтра. В литературной критике появилось выражение – лишние люди. Онегин был одним из них. Он не стремился создать семью. Не проявлял вообще никакого желания служить отечеству ни на гражданской, ни на военной службе. Евгений по-настоящему никого не любил, кроме самого себя, был ленив.

Несмотря на сходство некоторых взглядов и условий, в которых оказались Онегин с Ленским, молодые люди были совершенно разными. Попробуем осветить их основные различия.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.

Камнем, прозой и льдом был Онегин, который считал, что к своим 26 годам успел познать жизнь и характер женщин. Онегин получил образование поверхностное. В отрочестве мусье не утруждал дитя занятиями. Достаточно было того, что «он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал». Философские познания Онегин приобрел самостоятельно, читая книги. Ленский со своим беспокойным характером, был как волна, страстным и энергичным. Он получил блестящее образование в Геттингенском университете. И в то время, когда Ленский изучал в Германии философию, экономику и прочие науки, Онегин в столице познавал «науку страсти нежной».

Ленский был поэтом, Онегин же

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;

Ленский был восторженным мечтателем, влюбленным романтиком с искренней и чистой душой. Все его чувства и мысли были на поверхности, на лице. Онегин, напротив

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

Любовь, взаимоотношения с людьми были для него игрой.

Вполне возможно, если бы Ленский мог бы хоть вполовину подозревать в Онегине эту его способность, он не воспринял бы так остро злую шутку Онегина на именинах Татьяны. Но не умея кривить душой сам, Ленский не подозревал подобные таланты в других.

В поэме оттеняет и дополняет Онегина. Не нужно забывать о том, что между молодыми людьми значительная разница в возрасте. Каким был Онегин в 18, и каким бы стал Ленский в 26, мы не знаем. Пушкин ничего не говорит о первой любви Онегина. Была ли она, чем закончилась. Ведь не просто так, не от душевной лени Онегин стал скептиком. А может быть и от нее, родимой. Может быть, Онегин никогда не испытывал истинной любви к женщине, а только подражал героям прочитанных книг, да салонным ухажерам?

Полюбил ли Онегин Татьяну, когда встретился с ней в Петербурге? Или это было страдание уязвленного самолюбия? Он пытался завоевать расположение женщины, которую отверг когда-то. Пушкин, считает, что действительно любил, но сама Татьяна Онегину не верит. На все эти вопросы Пушкин не дает ответа, давая тем самым читателям пищу для размышления.

ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"

Пушкин работал мод романом свыше восьми лет, это было самое
любимое его произведение, в нем воплотилась вся душа поэта. Роман
был, по словам Пушкина, "плодом ума холодных наблюдений и сердца
горестных замет". На широком фоне картин русской жизни показана
драматическая судьба лучших людей передовой дворянской
интеллигенции. Принадлежа к высшим аристократическим кругам,
Пушкин хорошо знал жизнь света. Его герой, Евгений Онегин, лучшие
свои годы тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры,
любовные приключения. Очень скоро он начинает понимать, что эта
жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царят
скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы на пустяки и
томятся

, не зная, как выйти из заколдованного круга. Евгений получает
типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: "Сперва
маман за ним водила, потом мосье ее сменил". Учили его всему шутя,
но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался
обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы
вспоминает свою молодость: Мы все учились понемногу, Чему-нибудь
и как-нибудь, Но вocnumaньем, слава богу, У пас немудрено блеснуть...
Далее он дает характеристику Онегину: Он по-французски
совершенно
Мог изъяснятъся и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся
непринужденно. Чего вам больше? Свет решил, Что он умен и очень
мил.
По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал
немного классическую литературу, имел представление об Адаме
Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим,
пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкости политического
протеста, как у грибоедовского Чацкого. Резкий, охлажденный ум и
пресыщение удовольствиями света привели к
тому, что Онегин теряет
интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:Xaндpa ждала его на
страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена.
От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо
деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка не
привела ни к чему. Пушкин пишет: "Но ничего не вышло из пера его".
В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще
одну попытку практической деятельности:Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своем
надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед...
Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие
и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил
от "высшего света".
В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип
дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в
постижении характера Онегина. Ленский - дворянин, по возрасту он
младше Онегина. Он получил образование в Германии: Oн из Германии
туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный...
Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он
"поклонник Канта и поэт". У него над разумом давлеют чувства, он
верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый

идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский
смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную
душу в Ольге, которая является самой обыкновенной девушкой.
Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле
он
погибает от грубого прикосновения жесткой действительности. Что
общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к
привилегированному кругу, они умны, образованны, выше стоят по
своему внутреннему развитию, чем те, кто их окружает, романтическая
душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это
прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин
пишет о Ленском: "Он сердцем милый был невежда, его лелеяла
надежда, и мира новый блеск и шум". Онегин слушал пылкие речи
Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию.
Пушкин пишет: "И думал, глупо мне мешать его минутному
блаженству, и без меня пора придет, пускай покамест он живет да
верит мира совершенству. Простим горячке юных лет и юный жар, и
юный бред". Для Ленского дружба - острая потребность натуры, Онегин
же дружит "скуки ради", хотя по-своему привязан к Ленскому. Не
знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный
тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в
жизни Онегин.
Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее замечает
общие черты характера. Он пишет: "Они сошлись: волна и камень,
стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой? "Не столь
различны меж собой"? Как понимать эту фразу? На мой взгляд,
объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие
индивидуальности, которые сосредоточены только на своей, якобы
неповторимой личности. "Привычка всех считать нулями, а единицами
- себя" рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин
вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его
мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства
чести, он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба
Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а,
может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман,
считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин.пишет: "Во
многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне
счастлив и рогат носил бы стеганый халат". Я думаю, Онегин все-таки
был внутренне глубже Ленского. Его "резкий, охлажденный ум" гораздо
приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы
исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность
жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе
Онегин, он пишет о себе и о нем:
Я был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жuзнъ
обоих нас, В обоих сердцах жар угас.
Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические
отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это
можно понять из строк: "Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не
хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне
крепка! Чего мне ждать? Тоска. Тоска. "Пушкин воплотил в Онегине
многие из тех черт, которые позднее развернутся в отдельных
персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других. А
такие романтики, как-Ленский, не могут противостоять ударам жизни:
они либо примиряются с ней, либо гибнут.