Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Способы воздействия на психику. Психология влияния на человека

Как повлиять на человека, заставить его действовать иначе, изменить его поведение, чувства, мысли? Такие манипуляции можно проводить на подсознательном уровне. Для этого нужно знать некоторые приемы психологии, которые может использовать каждый человек. Чтобы все получилось, необходимо вникнуть в некоторые тонкости.

Оказывать влияние на людей под силу не только психологам, но и обычным людям, для этого даже не нужна магия. Во время общения с человеком важно уделять внимание интонации, с которой произносят слова. Именно интонация способна творить чудеса. С давних времен, когда колдуны произносили заговор, они меняли скорость речи, акцентировали внимание на отдельных словах.

Можно подумать, что магия, различные колдовские ритуалы — что-то мистическое . Даже небольшой багаж знаний психологической науки помогает одним лицам без особых усилий воздействовать на других. Часто магия основана на процессе закладывания в подсознание субъекта скрытых команд, из-за этого создается иллюзия, что человек самостоятельно изменил собственную жизнь, судьбу, или что это дело рук мага.

Чтобы повлиять на человека, не нужно иметь сверхспособностей. Достаточно знать немного теории и умело применять ее на практике. Во время общения специально употребляют отдельные фразы, чтобы манипулировать человеком. Их можно выделять жестами или интонационно. Субъект, с которым ведется беседа, может даже не заметить, что его собеседник использует какие-то приемы. А в это время в его подсознании уже отложилась определенная фраза.

К примеру, если нужно успокоить знакомого, можно сказать: «У моего коллеги вчера дома проводили обыск, но при этом он находился в состоянии полного спокойствия и уверенности». Интонационно выделяют именно конец предложения. Разговор ведется о коллеге. На подсознательном уровне запоминаются слова о том, как нужно себя вести.

Учимся скрытому влиянию

Важным условием скрытых команд, способных менять жизнь человека, являются уровни их восприятия. Два уровня запрещено смешивать в смысловом отношении. Если этого правила не придерживаться, то команда не будет воздействовать на подсознание человека, а восприниматься сознательно.

Если сказать: «Сейчас будем расслабляться, получать удовольствие от жизни», положительного результата не добиться. Призыв будет понятен окружающим, однако психологически он неверен, поскольку до подсознательного уровня не доберется. Поднять настроение расстроенным или уставшим людям, повлиять на психику человека удастся при помощи рассказа. Достаточно изложить вкратце предложения со скрытыми командами. В нем может идти речь о том, как недавно друзья проводили время в клубе, расслаблялись, и вечер с этого только начинался. Благодаря этому приему настроение в кругу собравшихся друзей быстро поднимется.

Интонационное влияние на человека действенно при выделении отдельных, нужных фраз. Вспомогательные слова, служащие в качестве обрамления ключевых, произносят обычным тоном.

Читайте также

6 способов, которые помогут существенно улучшить решение проблемы

За счет этого удастся добиться желаемого эффекта. Для максимальной результативности управления людьми допустимо делать паузу перед и после произнесения важной части предложения.

Чтобы действительно изменить подсознание человека в нужную сторону, необходимо использовать скрытые фразы максимально грамотно, соблюдая осторожность. Нельзя употреблять отрицательные фразы, команды негативного направления. Благодаря им можно испортить отношения с человеком, обидеть, расстроить, нередко навредить.

Психология — наука, которая основана не только на теоретических знаниях, даже понятные истины требует практического подтверждения. Если нет уверенности, что удастся переубедить кого-то или заставить что-то сделать, можно сначала потренироваться на другом лице. Можно спросить, как бы он воспринял такие действия или слова.

Не всегда можно за счет скрытых фраз изменить судьбу человека, поднять настроение, отвлечь от негативных мыслей. Можно рассмотреть случай, когда друг развелся с женой или лишился имущества. Позитивные рассказы с выделением интонацией отдельных слов не всегда убедительны и действенны. Для этого существуют другие методы.

Многообразие методов

Психология воздействия на человека бывает разной. Применяемые методы могут быть неимперативными и императивными, дисциплинарными. Часто изменить судьбу человека удается благодаря убеждениям. С их помощью воздействие производится на сознание. К примеру, объяснив ребенку, почему он должен учиться в высшем учебном заведении, можно добиться того, что ребенок окончит университет, после чего он станет успешным ученым, бизнесменом, политиком и пр.

Влияние посредством убеждений позволяет добиться желаемого. Для этого достаточно грамотно разъяснить, осветить суть вопроса или проблемы, напомнить о причинах, последствиях. Нужное решение человеком после правильного убеждения принимается вроде бы самостоятельно, поскольку он понимает его значимость.

Повлиять на человека на расстоянии или непосредственно в беседе с ним можно за счет похвалы. Это тип положительного воздействия, который нужно применять для всех людей. Жизнь человека станет радостней и приятней, если отметить его достижения в карьере, учебе, спорте.

Воздействовать на окружающих, менять их мысли и поведение удастся за счет психологического приема в виде внушения. Для этого используют разные средства (речевые и не только). За счет внушений легко изменить судьбу человека, поскольку внушаемая информация приобретает форму внутренней установки. С ее помощью можно стимулировать и направлять лицо в процессе формирования его намерений. Среди психологов используются различные формы, которые меняют подсознание человека. Это воздействие эмоционально-волевого типа, уговоры и давление.

Мысли и сознание могут подвергаться воздействию с помощью принуждения. Такое влияние применяют, когда остальные приемы не действуют или для их задействования нет времени. Принуждение связывают с выражаемым требованием принятия некоторого поведенческого эталона, так, можно заставить согласиться с принятым решением или существующей точкой зрения. При помощи принуждения иногда можно избежать развития конфликта, например, заставить выполнить в данный момент какие-то действия.

Если рассматривать способы дисциплинарного влияния на лиц, популярностью пользуются выговоры, предупреждения, наказания. Предупреждения имеют мягкую форму, сигнализируя о более серьезных последствиях, которые будут применяться в будущем (при необходимости). Выговоры часто используют руководители для своих сотрудников. Наказание — лишение лица чего-то важного, например, какого-то предмета.

Читайте также

Как стать богатым - законы достижения успеха

Сила внушения

Сталкиваясь с проблемами в семье, в учебе, на работе люди часто пытаются изменить в лучшую сторону судьбу человека. Многие пытаются обратиться к опытным людям, которые используя заговор, заставят, к примеру, пьющего мужа отказаться от вредной привычки, вернуться к жене и пр.

На самом деле такие методы действительно в большинстве случаев помогают. Заговор обычно произносят вслух. Присутствие больного необязательно, однако ему часто тоже предстоит выполнять некоторые действия (пить специальный травяной настой или что-то другое).

На самом деле заговор — что-то близкое к молитве. Можно и самому человеку произнести определенные слова, чтобы помочь себе в трудоустройстве, получении более высокой должности, удачном замужестве и т. д. Все сказанные слова или мысли, которые не произносят вслух, должны быть искренними, необходимо верить в собственные действия.

На практике чтобы оказать на судьбу положительное воздействие, изменить жизнь в лучшую сторону, следует ежедневно произносить некоторые фразы. Они положительно воздействуют на сознание, притягивают удачу и благополучие. К ним относят такие предложения:

  1. Уверен, что сегодня случится что-то чудесное.
  2. Уверен в великолепном исходе каждой ситуации в жизни.
  3. С каждым днем ощущаю себя лучше и лучше (повлияет на судьбу человека и сделает его здоровей).
  4. Пусть добрым будет день сегодняшний.

Такие установки обладают невероятной силой, настраивают субъекта на позитивные мысли.

Воздействие на поведение человека, будь то заговор или любые психологические приемы , может оказываться незаметным для субъекта. Освоить правила влияния на подсознание окружающих людей несложно, особенно если закреплять их на практике. Применять их нужно только в благих целях, при попытке изменить человеческую жизнь в лучшую сторону.

20 простых способов влияния

  1. Заинтересовать

Любой человек ищет в разных ситуациях личную выгоду. Когда вы в очередной раз будете объяснять свою позицию, то обязательно расскажите слушателю, что с того он может найти и для себя.

  1. Найти компромисс

Просто зазомбировать человека невозможно. Хотите на кого-то повлиять – научитесь вести переговоры, а при необходимости идти на компромиссы.

  1. Общаться

Безусловно, общение является основным ключом к влиянию. Чем больше вы будете развивать свою коммуникабельность, тем больше людей будут поддерживать именно ваше мнение.

  1. Стать вдохновителем

Чтобы убедить в чем-то других людей, вам и самим необходимо излучать бодрый энтузиазм.

  1. Загипнотизировать

Конечно, загипнотизировать собеседника нужно не в буквальном смысле этого слова. Это делается с помощью обаяния. Не следует забывать, что большинство людей люди охотнее согласятся с теми, кого уважают и любят.

Человек постоянно находится в социуме, из-за чего ему приходится ежедневно общаться и взаимодействовать с другими людьми. И это в жизни каждого из нас служит одним из главных факторов. Ведь успешность человека и его социальное положение во многом определяются умением договариваться с другими людьми, находить к ним подход и оказывать на них влияние. При этом нередко все мы сами подвергаемся влиянию окружающих, что чаще всего противоречит нашим интересам.

Методы психологического воздействия на человека рассматриваются в отдельном направлении психологии. Они состоят из различных способов оказания влияния, которыми мы пользуемся практически каждый день, занимаясь построением профессиональных, общественных и семейных отношений. Какие существуют методы психологического воздействия на человека, и какой цели можно добиться при их применении?

Понятие влияния

Данный термин чаще всего используется в социологии и психологии. Психологическое воздействие на человека - это не что иное, как влияние на его мысли и чувства. Оно представляет собой процесс, изменяющий поведение, установку, намерения, желания и представления кого-либо из окружающих. Такое психологическое воздействие на человека идет в обход его сознания, разума и логики. Осуществляется оно с использованием внушения, обращения к переживаниям и чувствам, к привычкам и бессознательному, к затаенным страхам и живым впечатлениям.

Цели влияния

Среди особенностей психологического воздействия на человека можно выделить его неосознанный и спонтанный характер, а также отсутствие социального контроля. Использование его производится с определенными целями, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

Тема психологического воздействия на других людей особенно интересна бизнесменам, маркетологам, рекламистам и предпринимателям. Используя существующие механизмы подобного влияния, они могут выгодно реализовывать свой товар. Правильное применение инструментов психологического влияния позволяет представителям этих профессий получать неплохую прибыль.

Существуют и другие цели психологического воздействия на человека. В их число входит:

  • удовлетворение личных потребностей за счет окружающих или через них;
  • подтверждение факта собственного существования и его значимости;
  • преодоление пространственно-временных границ собственного «Я».

Но в любом случае цель психологического воздействия на человека состоит в желании заставить его осознанно или на уровне подсознания подчиняться определенным требованиям, законам, установкам или нормам. Например, используя подобные приемы, директор, оказывая влияние на своих подчиненных, стремится сплотить коллектив или дать людям пищу для размышлений, чтобы они действовали на благо компании. Родители психологически воздействуют на своих детей с целью формирования полноценной личности, из которой получится воспитанный и законопослушный гражданин своей страны и хороший человек.

Реклама создается для того, чтобы заставить покупателя приобрести тот или иной товар. И в этом заключается ее основная цель психологического воздействия на человека. Также она может быть создана для того, чтобы люди проголосовали за определенного кандидата, посмотрели фильм, бюджет которого потребовал траты больших средств, которые нужно срочно вернуть, и т. д.

Не всегда цели психологического внушения имеют позитивный характер. Примером тому служат террористы-смертники. Перед выполнением задания их подвергают внушению, гипнозу и обработке, убеждая убивать других людей, умирая самому. Все это противоречит природе человека.

Виды влияния

Как правило, свою социально-психологическую активность люди направляют на отдельных индивидуумов или на целые группы.

При этом ученые и исследователи выделяют следующие виды психологического воздействия на человека:

  1. Информационно-психологическое. Порой его называют идеологическим и пропагандистским. Оно представляет собой воздействие информацией или словом. Основная цель подобного влияния заключена в формировании определенных социальных (идеологических) идей, убеждений и взглядов. Его использование вызывает у людей как положительные, так и отрицательные эмоции, активные массовые реакции, формируя одновременно с этим устойчивые представления-образы.
  2. Психогенное. Такое воздействие производится на мозг человека, в результате чего в нервно-психической деятельности индивида начинают наблюдаться отклонения от нормы. Причиной этого могут быть, например, шоковые воздействия каких-либо событий или окружающих условий. Так, картины многочисленных жертв или массовых разрушений столь негативно влияют на сознание человека, что он теряет ориентацию, утрачивает возможность действовать рационально, впадает в ступор, панику и т.д. Психогенное воздействие может быть оказано и цветом. Так, проведение экспериментов позволило установить, что желтый, оранжевый, красный и пурпурный учащают пульс, повышают артериальное давление и углубляют дыхание, а фиолетовый, синий, голубой и зеленый производят обратный эффект.
  3. Психоаналитическое. Для этого вида воздействия характерно влияние на подсознание человека различными терапевтическими средствами. Наиболее ярким примером тому может служить состояние глубокого сна или гипноза. Существуют также методы, при которых психологическое воздействие на сознание человека исключают возможность сопротивления не только отдельно взятого индивида, но и группы людей, находящихся в бодрствующем состоянии.
  4. Нейролингвистическое. Данный вид психологического воздействия на человека позволяет изменить его мотивацию. Происходит это при введении в сознание индивида особых лингвистических программ. Особенности психологических воздействий на людей в этом случае заключены в оказании влияния на нейрофизиологическую активность мозга. Одновременно с этим происходит изменение волевых и эмоциональных состояний. Основные средства психологического воздействия на человека при этом - специально подобранные словесные (вербальные) и невербальные программы, при усвоении содержания которых можно изменить в нужном направлении представления, убеждения и взгляды индивида или групп людей.
  5. Психотронное. Такое воздействие на других людей осуществляется при передаче информации через неосознаваемое (внечувствительное) восприятие. Например, существуют разработки, результатом которых являются генераторы низкочастотной и высокочастотной кодировки мозга, а также биолокационные установки, стимулирующие определенные психологические реакции. Последние осуществляются с помощью биологических и химических средств.
  6. Психотропное. Средством данного воздействия являются медицинские препараты, а также биологические и химические вещества. Так, оказывать влияние на психику могут некоторые сильно пахнущие элементы. Их применение позволяет изменять поведение человека и провоцировать его на выполнение тех или иных действий.

В социологии и психологии различают также направленное влияние и ненаправленное. К первому из них относят такие методы воздействия на человека, как внушение и убеждение. Ненаправленное влияние возможно при подражании и заражении.

Убеждение

Данный метод психологического воздействия является одним из самых безобидных, но при этом наиболее действенных. Этот способ основан на предоставлении фактов, которые становятся очевидными в случае выстраивания логической цепочки во время размышлений.

Но следует иметь в виду, что, используя различные психологические приемы воздействия на человека, необходимо учитывать уровень его интеллектуального развития. Доказывать что-либо индивиду, который стоит на ступеньку ниже в умственном развитии, по меньшей мере нелепо. Приведенные доводы будут для него непонятны, и поэтому он их просто не примет. Не стоит также убеждать в чем-то кого-то, кто умнее вас, ведь выглядеть это будет просто смешно.

Только после того как сознание человека освоит новую порцию информации, его мозг начнет искать объяснений. В этот момент все будет зависеть от искусства убеждения говорящего. Хорошо если ему удастся заставить собеседника довериться ему. В этом случае понадобится лишь чередовать в разговоре новые данных.

Самое главное требование любых способов психологического воздействия на человека состоит том, что говорящий не должен обманывать своего оппонента. Если только в его голосе прозвучит фальшь, то уровень доверия тут же начнет падать. В любом случае тот человек, который пытается убедить своего собеседника, должен создавать впечатление авторитетной личности.

Стратегии убеждения

Как оказать социально-психологическое воздействие на людей? Для этого можно использовать одну из нескольких стратегий:

  1. Агрессивную. Ее выстраивают на противоречии имеющихся фактов. Подобное позволит доказать собеседнику, что говорящий является личностью неординарной. У человека тут же возникает желание выслушать доводы до конца, чтобы распутать созданную во время разговора логическую цепочку. Подобную стратегию применяют, как правило, профессионалы убеждения и слова.
  2. Пассивную. Подобная стратегия может сработать лишь в том случае, когда человек хорошо знает своего собеседника. Для того чтобы убедить его в чем-либо, он начинает осторожно приводить примеры из своей жизни, сравнивая их со случаями, хорошо известными широкой публике. Этим он и подводит оппонента к той мысли, которую он стремится до него донести. Подобное информационно-психологическое воздействие на человека возможно лишь при отсутствии расхождений и нестыковок в суждениях. Подобные оплошности не позволят получить желаемого результата.

Внушение

Это также один из способов психологического воздействия на человека. При его применении влияние на оппонента оказывается благодаря созданному эмоциональному фону. Это и заставляет человека действовать так, как говорит ему собеседник.

Внушение - это убеждение, использующее вербальные инструменты, такие как визуальный контакт, слова и т. д. Данные средства и заставляют человека поступать так, как ему это говорят.

Внушение может стать действенным инструментом только в том случае, когда человек будет соответствовать своим словам. Если он начнет пытаться «учить жить», рассказывать о законах достижения успеха и правилах поведения в обществе, но при этом его манеры и внешний вид не будут вызывать уважения, то вряд ли у оппонента появится желание подражать ему. Слова измученного индивидуума в грязной одежде, от которого разит перегаром, будут выглядеть нелепо, смешно и жалко. Именно поэтому тому, кто желает помочь своему собеседнику советом, стоит вначале разобраться в сложившейся ситуации, проникнуться возникшей проблемой и поставить себя на место своего оппонента. Только это позволит начать высказывать правильные мысли и поддержать того, кто нуждается в этом.

В чем кроется успех внушения?

Данный метод психологического воздействия имеет некоторые нюансы. Так, внушать свои мысли человек обязательно должен уверенным голосом, без всякой тени сомнения. Порой от того, каков тон произнесенной фразы, напрямую зависит успех идеи или ее провал.

Еще одним фактором, определяющим результат воздействия на человека, является его внушаемость. А этот показатель сугубо индивидуален. Например, высокий уровень внушаемости наблюдается у детей до 12-14 лет, а также у нерешительных и неуверенных в себе людей.

Особенно эффективным окажется подобный метод в том случае, когда смысл высказанных слов будет соединен с внешней информацией, которая понятна и знакома собеседнику.

При желании доказать человеку, что согласившись с имеющимися доводами, он останется довольным, следует привести пример какого-либо отрицательного результата, который непременно ожидает его при отказе от внушаемых мыслей.

Подражание

Нередко мы пользуемся теми или иными методами воздействия на человека и даже сами не подозреваем об этом, ведь происходит подобное на уровне подсознания. Так, человек, достигший каких-либо высот в интеллектуальном плане или карьере, непременно становится предметом восхищения и уважения. При этом с того, кто успел воплотить в жизнь свои стремления, менее опытные люди начинают брать пример. Стоит иметь в виду, что объект подражания на высоте должен находиться всегда. Для того чтобы воспользоваться данным методом психологического воздействия на людей, он должен быть восхитительным, запоминающимся, ярким и привлекательным в любых ситуациях. Другими словами, ему необходимо удовлетворять желание окружающих людей следовать своему идеалу.

Основу подражания нередко составляет эмоциональный всплеск или неосознанная зависть. Так, все дети стремятся брать пример со своих родителей, а подрастая - со сверстников или кумиров. Порой тягу к подражанию человек проносит через всю свою жизнь. Иногда именно это психологическое воздействие толкает людей на положительные или отрицательные поступки. Например, подросток берет в руки сигарету, ведь так делают многие из его одноклассников. Или молодой человек начинает заниматься тем или иным видом спорта в стремлении быть похожим на своего кумира.

Подобные методы оказания психологического воздействия людьми используются непроизвольно. Вряд ли знаменитости ставят перед собой цель склонить своих поклонников нарастить массу или похудеть. Но, тем не менее, подобное влияние ими оказывается, причем порой оно бывает довольно сильным.

Заражение

Подобный способ психологического воздействия на людей является самым древним и наиболее изученным. В его основе лежит передача эмоционального состояния от одного человека к другому.

Наверняка многие в своей жизни сталкивались с такой ситуацией, когда прекрасное настроение портилось из-за внезапно появившегося человека, который со слезами на глазах начинал рассказывать свою жалостливую историю. Замечательное душевное состояние куда-то улетучивалось. Настроение падало и становилось похожим на то, которое было у собеседника. Особо впечатлительным натурам в такой ситуации даже не нужно было слышать печальных слов. Настроение начинало падать на эмоциональном уровне при восприятии сигналов от тех, кто находится рядом.

Еще одним ярким примером, который характерен для метода заражения, является паника. Особенно яркое влияние подобное психологическое воздействие оказывает в толпе. При наличии большого скопления людей, находящихся в равных критических условиях, при возникновении паники у одного из них этому чувству начинают поддаваться практически все из присутствующих.

Однако заражение может наступить не только какими-либо отрицательными эмоциями. Очень хорошо от человека к человеку передаются веселье, смех и позитивное настроение.

Существуют самые разные методы и способы психологического воздействия на человека , которые повсеместно используются на протяжении всей нашей жизни. То, насколько эффективным будет воздействие, и каковы будут его результаты, напрямую зависит от того, каким образом производилось оказание влияния на личность. Если обобщить все известные способы влияния на людей, то можно сгруппировать их в три больших класса: класс убеждения, класс внушения и класс заражения. Давайте более подробно остановимся на каждом из них.

Заражение.

Этот способ воздействия является одним из первых, охарактеризованных людьми, методом. В его основе лежит сознательная передача эмоционально-психологического состояния от одного человека к другому. При использовании данного метода, тот, кто является источником заражения, действует сознательно, его оппонент же воспринимает потоки энергии на бессознательном, эмоциональном уровне. Как пример такого воздействия, можно рассмотреть случаи, когда один человек начинает паниковать, а постепенно и всех окружающих охватывает ощущение страха. Это зачастую встречается при полете в самолете или в том случае, если группа людей оказалась в неисправном лифте, который остановился между этажами. Заразительными бывают и положительные эмоции, такие как смех, активность, хорошее настроение.

Внушение.

Если говорить о внушении, как о методике воздействия на психику человека, то, конечно же, его стоит отнести к влиянию на основе эмоционального фона, бессознательного следованию человека тем факторам, которые внушает ему оппонент. Но если заражение происходит на невербальном уровне, то внушению производится с использованием таких вербальных инструментов, как слова, общение разговор. Весомым фактом для успешного внушения служит также и авторитарность того, кто практикует данную методику. Человек, использующий внушение должен , сильным, успешным, иными словами он сам должен олицетворять того, кому хочется довериться и поверить. Если человек, который внушает что-либо своему оппоненту, будет испуганным, закомплексованным и неуверенным, единственное, к чему приведет его попытка внушения – вызовет улыбку или жалость. Для того, чтобы человек захотел следовать вашим советам и проникся тем, что вы пытаетесь до него донести, необходимо представлять из себя того, к кому интуитивно собеседник будет тянуться и кому он захочет подражать. Психологическое воздействие внушением зачастую основано на той интонации, с которой вы произносите ключевые фразы. Иногда, именно то, каким тоном сказана фраза, как подана информация, на девяносто процентов гарантирует успех эффекта или провал вашего замысла.

Также, большое значение на успешность воздействия путем внушения имеет такой фактор, как внушаемость человека. Этот показатель индивидуален для каждой личности. Он характеризует то, на сколько человек склонен поддаваться внушению и как воспринимает информацию, которая подается со стороны. Существует несколько видов сигнальной системы, но те люди, которые наделены первым из них, намного легче поддаются внушению. Дети имеют очень высокий уровень внушаемости, а также те люди, которые не имеют четких и сильных личностных установок, склонны к сомнениям и нерешительности.

Главные критерии, на которых основывается внушение, это понижение уровня критичности восприятия субъектом информации извне, а так же использование эмоциональных рычагов управления психологическим восприятием фактов. Психологическое воздействие на субъект путем внушения будет иметь гораздо больший успех, если вы постараетесь совместить новую для него информацию, с ранее знакомой и приемлемой. Попробуйте провести параллель между тем, что вы рассказываете человеку впервые и фактами, которые давно ему известны и приняты его сознанием. Это могут быть упоминания о людях, которые хорошо знакомы человеку, о явлениях или процессах, с которыми он когда-либо сталкивался. Также можно связать информацию, передаваемую путем внушения, с фактами, которые являются для него истиной. Главное необходимо помнить, что отношение человека к получаемой от вас информации, напрямую будет зависеть от того, какие ассоциации она будет у него вызывать. Если вы хотите, чтобы человек принял те факты, которые вы передаете внушением, как положительную информацию, необходимо провести ассоциацию с теми фактами, которые вызывают у него позитивные эмоции. Точно также можно действовать и в обратном случае – хотите, чтобы человек отторгал информацию, сравните её с чем-либо неприятным, негативным для него, и подсознание автоматически настроится на отрицательное восприятие.

Существует ряд фраз, которые направлены на снижение критичности восприятия и повышение податливости оппонента: используйте цитаты великих, известных людей, можно также ссылаться на общественное мнение и мнение большинства.

Убеждение.

Этот метод психологического воздействия основан, прежде всего, на логическом восприятии действительности. Для того чтобы достигнуть желаемого при использовании методики убеждения, необходимо оценить уровень интеллектуального развития вашего оппонента. Человек, у которого коэффициент умственного развития не слишком высок, может не поддаться воздействию убеждений. Процесс воздействия на личность путем убеждения происходит последовательно, так как любой человек, получая информацию, нуждается в её анализе и оценке. Изначально, объект, который подвергается убеждению, должен воспринять те факты, которые вы пытаетесь донести до него, это делается в несколько этапов.

1. После того, как определенная порция информации достигает сознания оппонента, она подвергается анализу, сравнению с теми данными, которыми владел человек ранее. Далее формируется отношение к тому, кто представляет новые факты. В зависимости от того, как человек будет себя позиционировать, в каком ключе представлять новые данные и с какой стороны подойдет к методике воздействия, может меняться и реакция оппонента. Если человек проникнется к вам доверием, то и все факты, которые вы будете приводить ему, в качестве аргументов убеждения, будут действенны и достигнут своей цели. Если же человек почувствует какой-либо обман или подвох в вашем поведении, то уровень его доверия к вам резко снизится, что приведет к недостаточной силе влияния ваших убеждений на личность.

2. После того, как информация достигает сознания человека, он приступает к оценке объекта, от которого она была получена. Для того чтобы оказать психологическое воздействие на человека путем убеждения, необходимо создать о себе впечатление, как о человеке, имеющем определенный авторитет и силу. Также следует контролировать свои высказывания и следить за тем, чтобы все ваши доводы были логичны и обоснованы, иначе вы рискуете потерять доверие субъекта.

3. Если человек признал поданную ему информацию, а также воспринял вас, как авторитетную личность, которая способна дать дельный совет или указание, то наступает третья фаза восприятия информации. Для того, чтобы убеждение оказало должный эффект, человек должен почувствовать, что его психологические установки и взгляды собеседника не сильно отличаются. Если разница в восприятии жизни между собеседниками слишком велика, то вряд ли вам удастся убедить оппонента принять вашу точку зрения. Для того, чтобы получить максимальный эффект от убеждения на третьей фазе, постарайтесь сделать ударение на тех сторонах личности, которые у вас схожи с оппонентом. Чем большая общность будет проявляться между взглядами людей, тем более восприимчивы они будут к информации, которая поступает друг от друга.

Иногда, люди, которые профессионально владеют даром убеждения, используют другую, более агрессивную стратегию поведения. В таком случае, убеждение начинается с того, что приводятся факты противоположенного восприятия того или иного утверждения. Так, оппонент практически сразу понимает, что ваш взгляд значительно отличается от его собственного. После этого, вам необходимо грамотно и осторожно доказать человеку то, что на самом деле ваше восприятие является единственно правильным. Для такого процесса необходимо использовать все доступные средства психологического воздействия: приводите неоспоримые доводы, основывайтесь на примерах из жизни, приводите примеры из собственного опыта – так вы сможете повлиять на психологию восприятия своего оппонента. Однако следует учитывать и тот факт, что если собеседник заметит какие-либо нестыковки, или почувствует, что вы сами сомневаетесь в том, что говорите, то все попытки убеждения могут закончиться неудачей.

Подведя черту, можно выделить определение убеждения. Убеждение – это те методы и способы психологического воздействия, которые основываются на приемах логики, а также включают в себя различные элементы психологического давления, социального влияния на личность. Гораздо более эффективно применение данной методике на группах людей, а не при индивидуальном контакте.

Как мы уже сказали, любое убеждение должно иметь под собой крепкую логическую основу. Убеждение позволяет нам доказать правильность своего взгляда на тот или иной вопрос, путем оценки уже существующего мнения и обоснования его путем развития тематики, в которой находится суждение. Каждое правильно сформулированное доказательство, имеет свою структуру. Зачастую, оно включает в себя три основных части, начальная из которой является тезисом, после этого приводятся доводы, а далее демонстрация результатов. Рассмотрим каждый элемент последовательно:

Тезис. В понятии тезис заключается непосредственно та мысль, которая нуждается в доказательстве. Эта часть всегда должна быть обоснована, фактически подтверждена и иметь ясное, четкое определение, которое не должно быть двусмысленным.

Довод. Это вспомогательная часть доказательства, которая должна быть использована для того, чтобы подтвердить правильность высказанного тезиса. С помощью довода можно обосновать как верность тезиса, так и ложность представленной информации.

Демонстрация. Вся весомость данной фазы заключается в том, что именно здесь используются логические рассуждения. Возможно обоснование на основе законов, правил, установленных норм, примеров из жизни или опыта – все это регулирует то, как информация буде воспринята вашим собеседником.

В принципе, все доказательства подразделяются на определенные группы согласно своим особенностям. Это может быть разделение на прямые и косвенные доказательства, или дедуктивные и индуктивные.

В процессе убеждения собеседника вы можете использовать различные способы психологического воздействия, которые помогут вам достигнуть цели при общении с человеком. Приведем примеры нескольких из них:

В процессе того, как будет проводиться доказательство ранее установленного тезиса, его можно слегка подкорректировать, заменить;

Зачастую, можно прибегнуть к тому, чтобы приводить ложные доводы. Если не совсем ложные, то существуют доказательства, которые являются весомыми только в одном или нескольких случаях, а вы можете привести их, как заведомо верные при любом варианте развития событий.

Помните о том, что если вы докажете то, что какой-либо из доводов не является верным, это не значит, что ошибочный весь тезис. Не стоит рассматривать неверные факты, которые используются в других доводах, как доказательство своей правоты.

Метод подражания.

Этот метод довольно известен тем, что способен расположить человека, успокоить его и заставить чувствовать себя расслаблено и комфортно в создавшейся обстановке, если он используется, как психологический прием. Метод подражания включает в себя использование жестов, поступков, качеств и черт характера того человека, на которого хотелось бы быть похожим. Каковы же основные условия правильного подражания, рассмотрим поочередно:

Для того, чтобы у человека возникло желание подражать другому, он должен испытывать чувство сильного восхищения, уважения или положительного отношения к объекту подражания;
Тот человек, который подражает другому, возможно является менее опытным или образованным в той или иной отрасли;
Объект подражания является привлекательным, ярким, запоминающимся;
Тот человек, которому вы подражаете, является доступным для вас в какой-либо сфере вашей жизни;
Подражание означает тот факт, что человек полностью удовлетворен всеми сторонами того объекта, которому он хочет подражать и готов воспринимать его, как идеал для соответствия. Иными словами, человек готов на то, чтобы поменять своё собственное я на те особенности характера, которые содержит объект для подражания.

Любое воздействие на психику человека изначально приводит к изменению его отношения к окружающей реальности, смене поведенческих установок и деятельности. Для того чтобы повлиять на личность, используется ряд различных факторов, которые давно известны в психологии:

Использование вербальных факторов влияния. К вербальному источнику относится воздействие на человека путем словесного влияния: ведения диалога, беседы, формирование словестной стороны убеждения человека в правильности вашей идеи. При использовании вербальных факторов влияние необходимо учитывать и индивидуальные личностные особенности человека. Те, кто воспримет определенную фразу, как руководство к действию, могут значительно отличаться от других людей, для которых именно такая подача информации недопустима, и влечет за собой депрессию и сомнения в собственных способностях. Психологическое воздействие также базируется и на личностных особенностях: самооценка индивида, интеллект, типаж личности и черты характера.

Невербальное влияние на оппонента. К таким методам воздействия можно отнести интонацию, жестикуляцию, мимику, а также те позы, которые принимает человек во время разговора. Именно на основе этих факторов можно сделать выводы о том, насколько человек расположен к диалогу, как он воспринимает собеседника и какие элементы, употребляемые в разговоре, максимально действенны для него.

Для того, чтобы воздействовать на человеческое мышление , можно привлечь индивида к какой либо активной деятельности, что позволит ему почувствовать свой статус и желание ему соответствовать. Заставляя человека почувствовать себя в новом амплуа, вы позволяете ему изменить линию поведения, его моральное и душевное состояние. Это происходит за счет резкой смены приоритетов и заново выстроенных целей.

Контроль над уровнем удовлетворения личности. Для того чтобы заинтересовать человека, необходимо дать ему почувствовать, что соответствуя вашим советам, он достигает своей цели, идет к тому, что удовлетворяет его потребности. В противном случае, ваше влияние на него будет минимальным и не принесет желаемых результатов.

Прежде, чем задаться целью повлиять, или оказать социально-психологическое давление на человека , необходимо определиться для себя – зачем это надо вам и какого результата вы хотите добиться в итоге. Существует несколько вариантов конечной цели, которой хотелось бы достигнуть манипулятору:

Донести до сознания человека ту информацию, которую необходимо, сделать её установочной, основной в сознании собеседника.
Изменить установленные приоритеты человека. Это возможно сделать путем изменения расстановки последовательности восприятия информации. Донести новые сведения до оппонента, путем разрушения старых взглядов и создания новых связочных цепей между объектами.
Изменение самой сути восприятия окружающего мира, а именно переоценка ценностей собеседника, формирование нового мировоззрения.

Установки социально-психологического восприятия.

Что же представляет собой социально-психологическая установка личности и в чем она заключается. Социально-психологическая установка человека – это восприятие окружающего мира человеком, основанное на том, насколько его психология готова к пониманию окружения, а также опыта, который был получен за определенный временной промежуток. Именно эти установки формируют отношение человека к окружающему миру, к людям, которые присутствуют в его жизни. Существует четыре основных вида социально-психологических установок:

Для того, чтобы стимулировать человека к получению максимально комфортного ощущения в той или иной ситуации, зачастую используется функция приспособления. Этот метод установки позволяет влиять на восприятие человеком различных факторов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. С помощью установки приспособления вы можете развить как положительное, так и отрицательное отношения индивида к обстоятельствам, которые его окружают.

Существует защитная функция человека, которая формируется на основе отношения к субъекту того или иного человека со стороны. Если личность ощущает негативное к себе отношение, то на уровне подсознания, происходит изоляция от данного субъекта, подсознательное отторжение его влияние. Такая установка называется эгозащитой. Обосновать необходимость данной функции можно тем, что человек подсознательно защищается от тех угроз, которые может нанести ему окружающий мир для сохранения своей целостности. Именно по этой причине, когда какой либо человек, который имеет в данный момент большое значение в жизни оппонента, не признает его, возникает желание абстрагироваться от него, и формируется негативное отношение.

Установка, которая основана на ценностном восприятии окружающего мира, а также на отношении к тем личностям, которые окружают человека, зачастую положительна только в том случае, когда типажи людей схожи. То возможно только в том случае, если сам человек оценивает себя, как положительный объект. Таким образом, отношения строятся на взаимопонимании людей. Допустим, если индивид является сильным человеком, который не зависит от мнения окружающих, то к таким же людям он будет тянуться. В то же время, другой тип людей не будет вызывать у него интереса или желания общаться. Здесь в основе лежит именно фактор единого мировоззрения субъектов.

Существует вариант психологической установки человека, когда он действует на основе своих собственных знаний, полученных на протяжении жизненного пути. Это регулируется функцией, которая организует мировоззрение субъекта. На основе тех или иных фактов, были сформулированы определенные установочные шаблоны, которые и являются регулятивными в жизни человека. Зачастую, это эмоциональные восприятия людей, те ситуации, в которых они познали различные стороны окружающего мира. Эти установки являются настолько устоявшимися, что человек не всегда готов изменить их. Именно по этой причине все те факты, которые противоречат таким установкам, воспринимаются, как посягательство на собственное мнение и вызывают негативное отношение. Именно по этой причине инновационные открытия часто встречают отрицательную оценку, и только спустя некоторое время, приживаются в мире.

Все перечисленные установки имеют отношение друг к другу и являются взаимозависимыми. Именно поэтому, психологическое воздействие нельзя оказать на человека мгновенно – это длительный процесс, который требует определенных навыков и терпения. Те психологические установки, которые оказывают максимальное влияние на индивида, называются центральными, фокальными установками. Те, которые находятся далеко от центральных, называют вторичными или второстепенными установками. Они подлежат воздействию значительно быстрее и проще, чем фокальные. К центральным установочным группам можно отнести те качества человека, которые отвечают за формирование его личностного восприятия жизни, собственного Я, со всеми исходящими моральными и физическими установками.

Эмоциональное влияние, как социально-психологическое воздействие на оппонента.

На основе различных исследований, были сформированы выводы, которые гласят, что для того, чтобы изменить психологические установки, действенным является метод смены первоначального отношения к вопросу. Есть определенная группа людей, которая не поддается эмоциональному влиянию и закрывается от возможности изменения точки зрения в силу того, что остерегаются быть признанными не правыми, а логика их суждений – неверной.

Как пример, можно рассмотреть ситуацию, когда для ознакомления людям, которые курят, была предложена статья о вреде табакокурения. На удивление, адекватность оценки данного материала напрямую зависела от того срока, который человек курит. Чем дольше человек является курильщиком, тем больше его блок для осознания информации о вреде курения. Таким образом, подсознание защищается от информации, которая дискредитирует его.

Для того, чтобы изменить определенные психологические установки, необходимо большое количество данных, которые противоречат привычному информационному потоку. Способы психологического воздействия довольно разнообразны и одним из них является масштабный информационный поток. Степень влияния информации напрямую зависит от того, какое её количество поступает к объекту: так, если это всего лишь несколько фактов, которые были мимолетно восприняты человеком, то вряд ли они останутся у него в памяти. Если же поток информации довольно обширный, богатый примерами, то вполне вероятно, что человек действительно задумается о значимости полученных данных.

То, какова вероятность изменений зависит, прежде всего, от психологических характеристик индивида. Если привычки или устои соответствуют типажу личности, то изменить их будет намного сложнее, чем в том случае, когда это перенятые или приобретенные взгляды, которые не устраивают и саму личность. На уровне подсознания, любой человек стремится избегать дискомфорта, конфликтных ситуаций и когнитивного диссонанса, поэтому закрывается от тех фактов, которые способны разорвать нить его привычного восприятия. Ведь это повлечет за собой дисбаланс между тем, как человек себя позиционирует и тем, кем он есть на самом деле.

В некоторых случаях мнение индивида и взгляд на его поведение со стороны находят нечто общее и, в таком случае, психологическое воздействие намного более вероятно. Помните о том, что для того, чтобы оказать желаемое влияние на психологическое восприятие ситуации объектом вашего воздействия, необходимо показать свою близость к пониманию его проблем. Человеку намного легче будет воспринять того, кто понимает и поддерживает его, нежели человека, осуждающего и поучающего. Намного легче изменить мировоззрение человека, который не достиг какого-либо консервативного мнения, а все еще находится посередине. Существует определенная система, согласно которой, человеческое восприятие делит информацию. Давайте ознакомимся с ней:

Первый уровень – уровень внимания собеседника. Любой индивид направляет внимание на то, что является для него интересным, то, что соответствует восприятию человека;

После первого этапа информация переходит на стадию восприятия, где все зависит от психологического настроения индивида. В большей части случаев, то, как человек воспримет ту или иную ситуацию, зависит от его психологической установки;

Восприятие на памятном уровне. Человеку свойственно запоминать то, что ему интересно и близко по духу.

Основные методы психологического воздействия.

В первую очередь, стоит учесть те методы, которые влияют на формирование новых социальных необходимостей, возникающих перед индивидом. Для того чтобы создать новые стремления у человека, следует стимулировать его к иному восприятию реальной действительности. С этой целью можно использовать различные средства, наиболее действенными из которых является привлечение его к групповой деятельности. В основе такой деятельности лежит желание человека быть востребованным, нужным в той или иной области. Иногда помогает соотношение себя с другим человеком, который является авторитетом и порождает желание соответствовать. В другом случае, за основу берется желание не отставать от остальных членов группы и выйти на передовые уровни. Как мотивация, здесь может сработать девиз: «Я не отстану от всех» или «Я должен соответствовать установленным стандартам» . Основополагающим фактором в такой ситуации могут быть различные цели, которые преследует личность: поддержание имиджа, соответствие стандартам, желание достигнуть определенного уровня. Необходимо показать человеку, что он может получить желаемое, затрачивая минимум усилий для этого. Тот факт, что человек может испугаться слишком затруднительных обстоятельств, является весомым в формировании его отношения к деятельности.

Необходимо учитывать то, что в основе всех действий человека лежат его желания и ощущения, которые он стремится реализовать в жизни. Если вы стремитесь изменить его отношение или цели, то необходимо правильно выстроить иерархию потребностей. Возможно, индивид имел определенные цели, мотивы или побуждения к тому, чтобы поступить именно так. Вам необходимо разобраться в данной ситуации и оценить все те стороны, которые могут иметь положительное или отрицательное влияние в данной ситуации. Для того, чтобы это осуществить, зачастую используется мотивация путем первоначальных потребностей, таких как, стремление выжить, желание есть или ощущение безопасности. Такой психологический ход довольно распространен в политической сфере, когда кандидаты предлагают восстановление жилищных условий, бесплатные наборы еды или необходимых средств для содержания дома, на основе того, что условия для проживания были ухудшены.

Для того, чтобы восприятие окружающей реальности изменилось на уровне подсознания человека, потребуется изменить все те установки, которые были заложены на протяжении долгого времени. Для того, чтобы изменить структуру восприятия окружающего мира, в первую очередь, необходимо поменять отношение человека к этому миру.

Неопределенность влияет на то, насколько тревожно может воспринять человек новую информацию. Если вы хотите переориентировать индивид на свою точку зрения, то необходимо максимально четко и подробно объяснить ему суть ваших суждений;

Неопределенность также может быть равносильна признанию человека его не востребованности или потерь, поэтому надо осторожно подходить к тому, чтобы объяснить личности, в чем была его ошибка, и что он делал не так. Важно провести разговор, не дискредитируя собеседника и не вызывая у него чувство неполноценности;

Неправильно предоставленная информация может разрушить те факты, которые вы предоставили человеку. Помните о том, что далеко нелегко поверить и переосмыслить своё отношение к жизни на основе чьих-то слов. Поэтому необходимо предоставлять максимально четкие факты, уверенно говорить и владеть своими невербальными способностями;

У каждого человека существуют свои моральные ограничения и свои восприятия социальных устоев. Постарайтесь не нарушать эти границы, в противном случае вы столкнетесь с тем, что человек будет закрываться от вас и негативно относиться к вашим суждениям.

На самом деле, использование неопределённости, как способ воздействия н психологию человек, довольно таки действенный. В такой ситуации у человека разрушаются созданные им самими установки и психологические барьеры. Таким образом, защита ослабевает, и возможность влияния на индивида значительно повышается – человек уже готов воспринять тот факт, который преподносится ему, как альтернатива разрушенным суждениям и приоритетам. Используя дополнительные инструменты воздействия, такие, как мнение окружающих, бытующие суждения и исторические подтверждения, вы легко сможете переосмыслить мировоззрение индивида.

Также не стоит забывать том, что для получения положительной реакции необходимо использовать ассоциативное мышление. Делайте ударение на те моменты, которые вызывают положительные эмоции у собеседника, и тогда, он автоматически будет формировать позитивное отношение и к тем фактам, которые вы ему доносите. Также можно использовать фразы-стереотипы, которые на самом деле способны скрыть окраску того или иного высказывания. Например, для того, чтобы не внушать негативное отношение к какому-либо объекту, можно заменить его название обобщающим словом.

Методы и способы психологического воздействия позволяют выбрать именно тот инструмент, который подойдет в конкретной ситуации при общении с определенным индивидом.

Описание методов воздействия и различных приемов для воздействия на человеческую психику с целью достижения желаемого результата.

Полезные психологические приемы, техники и методы воздействия, влияния на людей: описание, вопросы, примеры психологических приемов

Жизнь человека в социуме подразумевает общение с другими людьми. Случаются такие ситуации, когда человек подвергается психологическому воздействию со стороны других людей. Это может происходить осознанно для манипулятора, или же он сам может не подозревать, что влияет на психику собеседника.

Важно: Методы воздействия на психику людей известны работникам различных служб, которые заинтересованы в том, чтобы заставить человека принять нужное им решение.

Например, многие продавцы знают, какие слова подобрать, чтобы буквально заставить покупателя приобрести товар. При этом покупатель может не осознать, что им манипулируют.

Также методы психического воздействия известны аферистам, которые обворовывают человека путем обмана. При этом жертва сама отдаст мошенникам деньги или драгоценности.

Разберемся, какие существуют методы воздействия на людей.

Заражение

Данный метод наука психология изучила уже давно. Этот метод основан на передаче эмоционального состояния от одного человека к другому. Многие сейчас могут вспомнить ситуацию из своей жизни, когда человек с плохим настроением запросто портил настроение всем окружающим. Представим еще ситуацию: лифт остановился, и один паникер заставил паниковать остальных людей. Но также «заразиться» можно положительными эмоциями, например, смехом.

Психологическое воздействие на людей: методы

Внушение

В отличии от первого метода, где в ход идет воздействие на эмоциональном уровне, внушение характеризуется такими чертами: слова, визуальный контакт, интонация голоса, авторитетность. Другими словами, человек убеждает вас действовать так или иначе, преследуя личные цели. Внушение обречено на провал, если манипулятор будет говорить неуверенным голосом.

Важную роль играет внушаемость. Показатель этот индивидуальный, дети до 13 лет подвластны внушению сильнее, чем взрослые люди. Также высоким уровнем внушаемости обладают нерешительные люди, склонные к неврозам.



Искусство внушения

Убеждение

Метод, основанный на логических доводах, взывает к разуму человека. Важно то, что данный метод плохо работает, если применять его относительно слаборазвитых людей.

Другими словами, глупо доказывать что-либо человеку, опираясь на логические доводы, если у него низкий уровень интеллекта. Ваши доводы оппонент не поймет.

Искусство убеждения зависит от совокупности некоторых факторов:

  1. Отсутствие фальши в речи. Если оппонент почувствует нотки фальши, доверие будет потеряно, и цепочка убеждения оборвется.
  2. Соответствие высказываний вашему образу. У человека, которого вы убеждаете, должно сложиться впечатление, что вы — сильная, авторитетная личность, тогда он вам поверит.
  3. Всякое убеждение строится по принципу: тезис , довод , доказательство .

Если вы хотите убедить человека в чем-либо, важно соблюдать все вышеуказанные правила.



Убеждение — метод психологического влияния на людей

Подражание

Данный метод, как и вышеперечисленные, имеет важное значение при воздействии на психику человека. Особенно метод подражание действует на детей и в дальнейшем влияет на формирование личности.

Подражание подразумевает осознанное или неосознанное желание человека походить на другого: поступками, поведением, внешним видом, образом жизни и мыслей. к сожалению, подражают не всегда положительным героям.

Объект подражания должен соответствовать идеалам подражателя всегда, тогда желание быть похожим будет поддерживаться на постоянном уровне.



Пример положительного подражания взрослым

Полезные психологические приемы, техники и методы психологического воздействия на собеседника при общении: описание, вопросы, примеры психологических приемов

Многие люди даже не подозревают, что во время общения ими могут управлять. Стоит ознакомиться с психологическими приемами, чтобы понять, как влиять на людей в процессе общения или осознать то, что манипулируют вами.

Если вы хотите направить разговор в нужное русло при общении с человеком, обратите внимание на следующие моменты:

  • Чаще обращайтесь к собеседнику, произнося его имя. Психологами было доказано, что собственное имя на уровне подсознания является для человека самым приятным звуком.
  • Искренняя радость при встрече влияет на дальнейшие встречи с этим человеком. В дальнейшем при встрече с вами у него будет вырабатываться приятное чувство.
  • Эффект зеркала вызывает расположение собеседника. Другими словами, ненавязчиво постарайтесь копировать жесты, мимику, интонацию во время общения с нужным вам человеком. Только делать это нужно очень тонко, не слишком откровенно.
  • Во время первой встречи постарайтесь запомнить цвет глаз собеседника. Длительный контакт глазами поможет сформировать более доверительные отношения.
  • Льстите, но очень аккуратно. Удачный комплимент поможет расположить к себе человека, однако перегибание палки вызовет противоположное отношение.

Кроме приемов, которые вы можете употреблять сами, постарайтесь обращать внимание на жесты и мимику собеседника. Так вы поймете, как он относится к вам. Несколько простых примеров:

  1. Во время смеха человек человек машинально начинает смотреть на того, кто ему симпатичен. Расскажите смешной анекдот, шутку и проследите за тем, на кого смотрит нужный вам человек, или кто смотрит на вас.
  2. Вы приятны человеку, если во время разговора носки его обуви направлены к вам. Если же носки обуви смотрят в сторону, такой знак символизирует желание поскорее закончить беседу и уйти.
  3. Научитесь слушать. Прежде чем высказать свое мнение, выслушайте собеседника и самое главное — постарайтесь вникнуть в ход его мыслей. Так вы поймете его отношение к вам и сложившейся ситуации, дальше сможете направлять разговор в нужное вам русло.

Видео: Хитрости для манипулирования людьми

Полезные психологические приемы, техники и методы убеждения человека, партнера: описание, вопросы, примеры психологических приемов

Искусство убеждения оттачивается временем и не всем подвластно. Даже самые способные в этом деле люди иногда сталкиваются с упертыми собеседниками, которых убедить крайне сложно.

В ход идут различные приемы, которые помогают добиться желаемого результата. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Правило трех «да» . Секрет этого правила состоит в том, чтобы ни на один ваш вопрос собеседник не смог ответить отрицательно. Таким образом вы подведете его к тому моменту, когда он примет положительное решение. Это правило успешно применяют консультанты сетевых компаний.
  2. Правило сильных аргументов . К процессу убеждения следует заранее готовиться. Необходимо выделить сильные, средние и слабые аргументы. В процессе убеждения сначала стоит выдвинуть сильный аргумент, затем два-три средних и закончить опять сильным аргументом. Слабые аргументы не следует применять совсем.
  3. Не унижайте личность собеседника . Человек не согласится с вашим мнением, если вы будете пытаться открыто или косвенно принижать его достоинство, авторитет, личность. Приводя доводы, опирайтесь только на поступки, действия, мысли, факты, но не переходите на личности.
  4. Следите за мимикой собеседника при убеждении. Если вы заметили, что после определенного аргумента у собеседника дернулся глаз или изменилась мимика, продолжайте раскрывать этот аргумент.
  5. Не отрицайте все сказанное оппонентом . Хорошо действует на человека такой прием, когда в чем-то с ним соглашаются. Тогда человек сделает вывод, что с его мыслями соглашаются, а значит, он будет готов и сам прислушаться к вашим.


Секреты убеждения

Полезные психологические приемы, техники и методы управленческого воздействия руководителя: описание, вопросы, примеры психологических приемов

Важно: В арсенале руководителя целый арсенал методов и приемов управления работниками. Талантливые руководители пользуются этими приемами интуитивно, другие же оттачивают мастерство управления годами.

О том, как эффективно руководить, написано много книг, существует множество техник, которые невозможно описать вкратце. Мы перечислим некоторые моменты, которые помогут руководителю достичь эффективности в своей работе.

  1. Четкое, ясное, понятное формулирование заданий и требований поможет сформировать авторитет и уважение у подчиненных.
  2. Обсуждение неудач без грамотного предложения решения проблемы в будущем приведет к негативному настрою работников.
  3. Разговор с подчиненным следует заканчивать на позитивной ноте, чтобы последующий разговор начался с позитива.
  4. Руководитель не должен заострять внимание на недостатках работника, лучше опираться на достоинства. В таком случае руководитель покажет, что ожидает от работника хорошего результата, работник, в свою очередь, пожелает оправдать ожидания руководителя.
  5. Дружелюбие и улыбка приводят к уважению и эффективности работы. Не пренебрегайте этим приемом, даже если у вас личные проблемы.


Психологические приемы для руководителя

Приемы психологического воздействия на людей в социальной рекламе: примеры

  • Осведомление;
  • Достижение целевого поведения;
  • Формирование одобренных представлений;
  • Усвоение информации;
  • Рекомендация моделей поведения.

Социальная реклама для психологического воздействия на людей должна обладать таким понятием, как эмоциональность . То есть реклама должна вызывать эмоции. Эти эмоции могут быть, как негативными, так и позитивными. Позитивные эмоции, например, побуждают человека брать пример, действовать так, а не иначе. Негативные, наоборот, приводя человека к осознанию того, что так делать не надо.

Особым эмоциональным эффектом обладают социальные ролики, где главными персонажами выступают дети, люди с ограниченными возможностями, пожилые.

Теперь вы знаете, какие есть приемы и методы психологического воздействия на людей. Вы можете пробовать применять их на практике, это куда более интересно, чем читать теорию.

Видео: Сильная социальная реклама

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение .

Самый древний механизм воздействия – это заражение , он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом).

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем внушающий должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации: если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).

Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, – мыслителя) и “апелляция ко всем” (“большинство людей считает, что…”) снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

Убеждение:

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:

1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как источник преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что источник не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;

3) сравниваются установки источника и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.

Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко – вспомним о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение – метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.

Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

Довод – это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса.

Демонстрация – логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.

Приёмы манипуляции в процессе убеждения:

– подмена тезиса в ходе доказательства;

– использование для доказательства тезиса доводов, которые его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах; либо применение заведомо ложных доводов;

– опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения - антитезиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.

Подражание

Важным социально-психологическим феноменом является подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условия подражания:

  1. наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к объекту подражания;
  2. меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;
  3. ясность, выразительность, привлекательность образца;
  4. доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;
  5. сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

Психологическое воздействие информации на человека предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются:

  1. вербальная информация, слово - но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (влияют уровень самооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности);
  2. невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия);
  3. вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения (изменение статуса во взаимодействии приводит к изменению поведения, а также реальные переживания, связанные с реализацией определенной деятельности, могут изменить человека, его состояние и поведение);
  4. регуляция степени и уровня удовлетворения потребности (если человек признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения своей потребности, тогда изменения могут происходить; если не признает, воздействия не будет как такового).

Целью воздействия является:

  1. ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
  2. изменить структурные отношения в системе установок , т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками , взглядами человека;
  3. изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов, сдвиг в системе ценностей слушателя.

Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Выделяют четыре функции установок:

  1. Функция приспособления - связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде, и поэтому человек приобретает положительные установки к полезным, положительным, благоприятным для себя стимулам, ситуациям, и отрицательные установки - к источникам неприятных отрицательных стимулов.
  2. Эгозащитная функция установки связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, вследствие чего человек приобретает отрицательную установку к тем лицам, действиям, которые могут послужить источником опасности для целостности личности. Если какое-то значимое лицо отрицательно оценивает нас, то это может привести к понижению самооценки, поэтому мы склонны выработать отрицательную установку к этому человеку. При этом источником отрицательной установки могут являться не сами по себе качества человека, а его отношение к нам.
  3. Ценностно-выразительная функция связана с потребностями в личностной устойчивости и заключается в том, что положительные установки, как правило, вырабатываются по отношению к представителям нашего личностного типа (если мы оцениваем свой личностный тип достаточно положительно). Если человек считает себя сильным, независимым человеком, то будет положительно относиться к таким же людям и достаточно «прохладно» или даже отрицательно к противоположным.
  4. Функция организации мировоззрения: установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире. Все эти знания образуют систему, т. е. система установок - это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может встречаться с такими фактами и информацией, которые противоречат устоявшимся установкам. Функция таких установок заключается в том, чтобы не доверять или отторгать такие «опасные факты», к подобной «опасной» информации вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение, недоверие, скепсис. По этой причине новые научные теории, новшества первоначально встречают отпор, непонимание, недоверие.

Поскольку установки соединены между собой, образуют систему, то они не могут изменяться быстро. В этой системе есть установки, которые находятся в центре с большим количеством связей - это центральные фокальные установки. Есть установки, которые находятся на периферии и имеют мало взаимосвязей, поэтому поддаются более легкому и быстрому изменению. В качестве фокальных установок выступают установки к знаниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо. Главная центральная установка - это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок.

Эмоциональное воздействие

Исследования показали, что более надежным и быстрым методом изменения установок является изменение эмоционального значения, отношения к той или иной проблеме . Логический способ воздействия для изменений установки срабатывает не всегда и не для всех, поскольку человек склонен избегать тех сведений, которые могут доказать ему, что его поведение ошибочно.

Так, в опыте с курильщиками им было предложено прочесть и оценить в баллах достоверность научной статьи о вреде курения. Чем больше человек курит, тем менее достоверно он оценивает статью, тем меньше возможность логическим воздействием изменить его установку к курению. Играет роль и количество поступившей информации. На основе многочисленных экспериментов была выявлена зависимость между вероятностью изменения установки и количеством информации об установке: небольшое количество информации не приводит к изменению установки, но по мере роста информации вероятность изменения повышается, правда до определенного предела, после которого вероятность изменения резко падает, т. е. очень большой объем информации, наоборот, может вызвать отторжение, недоверие, непонимание. Вероятность изменения установки зависит и от ее сбалансированности. Сбалансированные системы установок, мнений человека характеризуются психологической совместимостью, поэтому с большим трудом поддаются воздействию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к разрыву.

Человек, как правило, стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс - несоответствие между установками или несоответствие между установками и реальным поведением человека.

Если мнения человека близки к мнению источника, то после его речи они еще более приблизились к позиции источника, т.е. происходит ассимиляция, объединение мнений.

Чем ближе установки аудитории к мнению источника, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде уровней:

  1. на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует, соответствует взглядам человека);
  2. отбор на уровне восприятия (так, даже восприятие, понимание юмористических картинок зависит от установок человека);
  3. отбор на уровне памяти (запоминается то, что совпадает, приемлемо интересам и взглядам человека).

Какие методы воздействия применяются?

  1. Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: его вовлекают в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать или соотносить, ассоциировать себя с каким-то определенным лицом, либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание ребенка приобщиться к взрослой жизни или желание человека к повышению престижа. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению. Если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.
  2. Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, - регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).
  3. Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается.

Условия, которые этому способствуют:

  • фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности;
  • неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий);
  • неопределенность поступающей информации (ее противоречивость; неясно, какой из них можно доверять);
  • неопределенность моральных и социальных норм - все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься, пытаясь переосмыслить ситуацию, осуществляя поиск новых целей, либо уходя в регрессивные формы реагирования (безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.).

Виктор Франкл (всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой Третьей Венской Школы психотерапии) писал: «Самый тяжелый вид неопределенности - неопределенность окончания неопределенности».

Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультиках в свое время опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос “Все советское – опасное, плохое”).

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием “совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить”, поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут “Запустить ракету в объект Б” (а не в город Б), поскольку стереотипное слово “объект” снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку).

Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием “воспоминания горького прошлого” – если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности, “как было плохо до того, как…”, увидев прошлую жизнь в черном свете, происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются “розовые иллюзии” на будущее.

Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием “канализации настроения”, когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей.

Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие информации будет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц.

По материалам П.Столяренко