Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Павел мочалов актер. Значение мочалов павел степанович в краткой биографической энциклопедии. Павел Федоров Pavel Fedorov

КОГДА МЫ думаем о великом актере русского театра Павле Степановиче Мочалове, важно осознать, что Мочалов - коренной москвич. Если взглянуть на летопись его жизни и творчества (скоро должна выйти книга Маргариты Ласкиной, издаваемая Малым театром), то выяснится, что Мочалов - не просто москвич, а москвич арбатский. Быт его, жизнь вертелись вокруг да около арбатских переулков, постепенно приближаясь к Петровской площади, на которой в 1824 году в доме купца Варгина появляется Малый театр.

Если крещение Павла Мочалова было отмечено в метрической книге Вознесенской церкви на Гороховом поле Сретенского сорока, а это все-таки далеко от Арбата, то позже мы находим его местопребывание и в Серебряном переулке, и в Калашном - в доме номер 2, совсем рядом со зданием РАТИ. Следы Мочалова можно обнаружить и на Поварской улице, сохранилась запись в церковных книгах Храма Симеона Столпника - того самого, что чудом уцелел после реконструкции Арбата и теперь красуется рядом с Домом книги. Есть и такая запись 1817 года: "Билеты на ложи и кресла можно получать у девицы Мочаловой, живущей близ Арбатских ворот, в приходе Николы Явленного, в доме диакона". Незаконные дети Мочалова будут регистрироваться в церкви у Сивцева Вражка. Спектакли, в которых будет участвовать вся династия Мочаловых, будут идти словно по одной линии, соединяющей Арбат и Петровскую площадь, все ближе и ближе подбираясь к теперь уже священному месту, будущему Малому театру: в театре близ Арбатских ворот, на Знаменке в доме Апраксина, а потом уже и в доме Пашкова, на углу Моховой и Никитской.

Когда-то Николай Лесков так написал об актере Александре Мартынове: "Глубоко верующий, как почти все русские артисты". Мочалов был глубоко верующим христианином, очень боялся грозы, в минуты разгула небесной стихии молился особенно усердно. Дочка Мочалова вспоминала: "Религиозен он был до фанатизма. Целые ночи молился Богу, стоя на коленях. И в доме все предполагали, что он скорее всего будет монахом, нежели актером". Такие случаи, когда потенциальный актер принимал постриг, сохраняя при этом любовь к театру, случались (к примеру, вспомним митрополита Трифона (Туркестанова). В судьбе Мочалова такого не произошло, но когда мы потом в связи с его искусством вспоминаем такие слова, как "жрец храма" или выражение Белинского "откровение таинства, сущности сценического искусства", то надо отдавать себе отчет в том, что есть глубокая связь между игрой Павла Мочалова и его верой. Вспоминает литератор Беклемишев: "Любил он весной, когда уже все было зелено, бродить по Москве, словно изучал ее. Ходил в Кремль, заходил в соборы, смотрел, словно их будто никогда и не видел. Иногда к обедне и ко всенощной ходил к Николе Большой Крест, подолгу стоял на его крыльце и ходил вокруг него, рассматривая его. В этом же храме его и отпели".

Есть еще один замечательный фрагмент воспоминаний, который может послужить отменным бытовым штрихом к теме "Церковь и театр": "В Москве в приходе Косьмы и Дамиана в Кадашах славился своими проповедями диакон Владиславлев... Этот диакон Владиславлев был близким другом покойного артиста. Помимо дружбы, они чувствовали между собой духовное родство и желание видеться, проводить время вместе... В то время вышел "Потерянный рай" Мильтона на русском языке, и Мочалов, получив книгу, отправился рано утром к Владиславлеву. Но диакон ушел в баню, и нетерпеливый артист отправился туда. Домой они возвратились около двенадцати часов ночи. Вся книга был прочитана там на месте, и как прочитана! Читал тот и другой, и оба с восторгом, и вот когда диакон дошел до места "Тогда сказал им Совершенный", и прочел эту фразу, то Мочалов вырвал книгу и повторил его, да так повторил, что слово "Совершенный" выразилось и приобрело выражение беспредельной могучей громады". Артист и диакон, читающие в бане Мильтона, - вот где настоящее чудо!

Мочалов - человек пушкинского поколения. Есть предположение, что поэт видел Мочалова в 1827 году в "Керим-Гирее, крымском хане", инсценировке своего "Бахчисарайского фонтана", но теперь доказать это точно невозможно. Конечно, приходит в голову мысль - как два гения могли не встретиться, как когда-то Мережковский негодовал по поводу того, что Пушкин и Серафим Саровский, живя в одно время, ничего не знали друг о друге. Мочалов чуть моложе Дельвига и Кюхельбекера, одногодка Боратынского, которого знал и читал. В числе его младших современников - Тютчев, Одоевский, Хомяков, Александр Иванов с их религиозными исканиями. Это было время, которое Флоровский потом назовет "философским пробуждением". Конечно же, Мочалов - артист, а не философ. Документальных сведений о том, что он действительно учился в Московском университете на математическом факультете (в том числе и у известного тогда историка Давыдова), нет, хотя об этом говорилось в мемуарах.

Но дело, разумеется, не в том, учился он в университете или нет. Важно, что рассуждения о его необразованности в корне неверны. В его случае мы про гения говорим поменьше, а про беспутство - побольше. Павел Степанович был достаточно образованным человеком, хорошо знал русскую поэзию: Пушкина, "Чернеца" Козлова, ценил Цыганова, Кольцова. Достоверно известно, что Мочалов знал и европейскую литературу - Байрона, Жорж Санд, Гюго, музыку Бетховена и Шуберта. Он стеснялся своего французского языка, но по-французски не только говорил, но и читал. В поздние годы Мочалов заводит знакомство с известнейшим профессором-западником Тимофеем Грановским. И это факт очень существенный - в сознании культурного сообщества актеры перестают быть просто комедиантами, они "вхожи" в дома интеллигенции. Не он набивался в кружок Грановского, а сам Грановский, один из образованнейших людей своего времени, хотел поддерживать с Мочаловым связь. Его наброски к трактату об актерском мастерстве показывают человека с теоретическим складом ума, пытающегося зафиксировать опыт "работы актера над собой": "Постигнуть характер представляемого лица и войти в разные его положения - значит удовлетворить требованиям зрителя. Прежде всего актер должен заняться рассмотрением мыслей или намерений сочинителя, то есть узнать верно, что он хотел выразить такими-то словами и какая цель его. Согласитесь ли вы, милостивый государь, что это не всегда ясно и безошибочно можно увидеть. Итак, беседа с людьми просвещенными и любящими его искусство - есть одно из вернейших орудий, дабы преодолеть сим это первое препятствие".

Выгодский писал о том, что критика есть организация последствий искусства. Если собрать вместе имена тех свидетелей, в душе которых оставил свой след актер Мочалов, то мы увидим, каковы были "последствия искусства" великого трагика. Сергей Тимофеевич Аксаков на десять лет старше Мочалова, а дальше - Белинский, Герцен, Лермонтов, Тургенев, Фет, Достоевский и вплоть до Аполлона Григорьева - человека, на двадцать лет моложе Мочалова. В очень короткий период времени (Мочалов умер на 48-м году жизни) его еще успели принять старшие современники и уже успели - младшие. Это чрезвычайно важно для актерского искусства, "преходящего, тленного" - в XIX веке еще больше, нежели в XX. Если люди спустя десятилетия после его смерти вспоминали о нем столь восторженно, то игра его была действительно впечатляющей.

РОМАНТИЗМ ЖИЗНИ

В 1817 году Мочалов впервые выходит на сцену в роли Полиника в трагедии Озерова "Эдип в Афинах" - в спектакле, где его отец играет Тезея, а сестра - Антигону. Русская культура за те 30 лет, пока Мочалов царствовал на сцене, прошла путь ускоренного развития - актер застает еще остатки классицизма, проходит весь романтизм и умирает при зарождении "натуральной школы". Несколько эпох уживаются в тридцати годах его творческой жизни. "Тридцать лет, или Жизнь игрока" - название пьесы, где он играл, может быть полностью применено к нему.

Не будем спорить с предшественниками, которые видели в Мочалове актера, отразившего протест против николаевской эпохи. Его протест и разлад с жизнью, отраженные в творчестве, имели, увы, только внутренний характер: несчастливая любовь, неудачный брак, сложные отношения с тестем и отсутствие духовной близости с женой.

Лучшие дня

В год театрального дебюта, в Николин день, Мочалов встречается с девушкой, любовь к которой проносит в своем сердце 17 лет и имя которой так и осталось неизвестно. Вот отрывок из незаконченной автобиографической пьесы: "Я увидел ее в первый раз в день праздника Святого Николая. Представь себе, в приходе, где товарищ мой по пансиону жил, был приходский праздник. И товарищ, царствие ему небесное, пригласил меня в свою церковь к обедне. Я приехал в церковь, уже начата была обедня, церковь полна народу, и товарища своего я увидел вдалеке, и тут же девицу - его соседку - тоже далеко от меня стоящую..." Здесь пьеса обрывается. Это, с одной стороны, факт жизни, а с другой - событие романтической пьесы Мочалова. Как будто бы жизнь заставляла его быть тем, про кого пишут пьесы.

Из этой трогательной любви ничего не вышло, через несколько лет "российской труппы актер Павел Степанович, сын Мочалов, просит дозволить вступить в законный брак с мещанской дочерью, девицей Натальей Бажановой". Девица Наталья Бажанова была, судя по всему, мещанкой не только с точки зрения социального положения, а в том смысле, каким наделял Горький героев своей пьесы "Мещане". В 1822 году брак распадается, и Мочалов уходит к актрисе Пелагее Петровой, от которой имел незаконных детей. Отрывок из письма Грановскому: "Пленившись лицом, я не заглянул в душу человека. И скоро нашел, что ошибся я. С этой стороны, как видите, жизнь не баловала меня. Я полюбил одну девушку, которая стала негласной женой моей. И как любила меня она! Она была хороша собой, скромна, умна. И как я был счастлив! Я молился всегда на коленях и благодарил Христа за счастие, посланное мне. Ее насильно оторвали от меня. Последнее расставание наше было при чужих: два квартальных торопили меня и они же на рассвете привели меня к жене моей".

Этому событию предшествовал следующий сюжет: "Отец жены Мочалова, некто Бажанов, содержатель известной кофейной, во время пребывания государя в Москве, явился с дочкой к графу Бенкендорфу и привел жалобу на бывшую актрису Петрову, обольстившую добродушного артиста. Бенкендорф утер слезы, доложил, Николай Павлович изъявил свое желание на законное соединение мужа с женой, но, вероятно, заметил начальнику III отделения, чтобы он не очень налегал на талантливого преступника, и не вздумал его скрутить и выслать куда-нибудь". Трогательна опека начальника III отделения и государя над семейной жизнью артиста московского театра - трогательна, но вместе с тем и трагична. Государь, кстати, Мочалова не любил - за его пьянство и неординарность поведения: как-то Николай I приехал в Москву и захотел увидеть Мочалова, а тот уехал в Донской монастырь к обедне.

ДУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Рост Мочалова описывается критиками как небольшой или средний, на сцене ему была свойственна некоторая неуклюжесть, явно не соответствующая эстетическим нормам того времени - вполне может быть, что в наше время неуклюжесть Мочалова восприняли бы как заурядный натурализм. В 1820-1830-х же годах средний рост воспринимался как маленький, а манеры - как неблагородные. Аксаков пишет: "К сожалению, но мы должны заметить дурные привычки г. Мочалова, как то ходить раскачиваясь, сгибаться, пожимать часто плечами, не удерживаться на одном месте в порывах страстей и хлопать ладонями по бедрам".

С другой стороны, в статьях того времени уже появляется формула "натуральность игры г. Мочалова" - это за пятнадцать- двадцать лет до появления натуральной школы в литературе: "Мочалов, который в трагедиях, в стихах не только не поет, не декламирует, но даже не читает, а говорит"; "человек среднего роста, без искусства держать себя хорошо на сцене, с дурными привычками, с небольшим голосом и говорящий как все люди". Мочалов все время описывается через отрицание: "Мочалов при своем малом росте, небольшом голосе, горбленьи едва ли не больше говорит душе и сердцу зрителей".

В конце 20-х - начале 30-х годов, когда еще велики рецидивы классицизма, мочаловские манеры воспринимаются и как новаторские, и как раздражающие. Критикам они казались недостатком благородства, но позже у Белинского именно этот недостаток будет зачислен в "плюс": Мочалов - артист-плебей, противостоящий артисту-аристократу Каратыгину. По высказыванию критика Надеждина, - "Дикие порывы разъяренных страстей, клубившиеся вихрями в огненной душе его, особенно беспрестанные переходы из неистовости наступления дикой радости к неистовости наступления дикого отчаяния - передаваемы были им с ужасающей истиной и естественностью", нам станут заметны в игре Мочалова переходы и контрасты, свойственные эстетике романтизма. О Мочалове часто писали и так: "Придет надлежащая минута, и он вспыхнет как порох:" Самыми частыми словами, которые употребляли критики той эпохи в статьях о Мочалове, были "минуты" и "переходы", и, с другой стороны, "стихия", "пламенность". Аполлон Григорьев скажет еще мощнее: "Он был целая эпоха". В своих "минутах" Мочалов выражал целую эпоху, "веяния эпохи", а это особый дар, редчайший для театральных артистов. В 40-е годы о Мочалове и Щепкине Герцен напишет как о лучших артистах Европы, в которых он видит залог будущего развития России. Впервые в истории русской культуры театр начинает значить так много.

1837 год - год создания роли Гамлета - вершина в карьере Мочалова, на этой высокой ноте проходят еще года два-три, а затем наступает спад. Мочалов чувствует, как к сорока годам гаснет его успех, как наступает биологическое старение. Эта внутренняя тема для актера - сыграв Гамлета, Лира, Отелло, Ричарда III, он в 40 лет берется за Ромео, и тут, конечно же, успеха ждать не приходится. И тут еще директор театра Михаил Загоскин издает приказ: "Государь Император высочайше повелеть соизволил актеру Императорского московского театра Павлу Мочалову, прослужившему при оном двадцать лет, производить из кабинетов пенсион по четыре тысячи рублей в год, почему контора имеет известить о сем Мочалова, и с 8 декабря прекратить производство ему жалования, продолжая, однако, по-прежнему производство поспектакльной платы и оставить при нем полный бенефис".

Смерть любимой женщины, несчастный брак и пенсион на вершине славы - тут любой запьет! А о спектакле, состоявшемся спустя десять дней после приказа, Белинский напишет: "Никогда Мочалов не играл Гамлета так истинно, как в этот раз. Невозможно вернее ни постигнуть идеи Гамлета, ни выполнить ее". Парадокс, если хотите! Но для артиста-романтика вся жизнь - в парадоксах. Здесь начинается самый драматический период его жизни, со срывами спектаклей, с запоями. В 1839 году на гастролях в Харькове кто-то пишет, что игра Мочалова - уже пародия. Да и в столицах начинают потихонечку высказываться о его игре те, кто не находит в ней прежнего одушевления.

В феврале 1848 года Мочалов играет в Воронеже свою коронную, старую роль Мейнау в пьесе "Ненависть к людям и раскаяние" и по дороге из Воронежа, переезжая реку по весеннему льду, проваливается и простужается. По возвращении в Москву, по словам дочери, Мочалов "осунулся, похудел, постарел. Отец таял с каждым днем. На четвертой неделе поста ему сделалось заметно хуже. Он стал забываться, но чувство религиозное в нем так было велико, что и в забвении, лежа с закрытыми глазами, он пел: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко". 16 марта в 8 часов утра его не стало.


КОГДА МЫ думаем о великом актере русского театра Павле Степановиче Мочалове, важно осознать, что Мочалов - коренной москвич. Если взглянуть на летопись его жизни и творчества (скоро должна выйти книга Маргариты Ласкиной, издаваемая Малым театром), то выяснится, что Мочалов - не просто москвич, а москвич арбатский. Быт его, жизнь вертелись вокруг да около арбатских переулков, постепенно приближаясь к Петровской площади, на которой в 1824 году в доме купца Варгина появляется Малый театр.

Если крещение Павла Мочалова было отмечено в метрической книге Вознесенской церкви на Гороховом поле Сретенского сорока, а это все-таки далеко от Арбата, то позже мы находим его местопребывание и в Серебряном переулке, и в Калашном - в доме номер 2, совсем рядом со зданием РАТИ. Следы Мочалова можно обнаружить и на Поварской улице, сохранилась запись в церковных книгах Храма Симеона Столпника - того самого, что чудом уцелел после реконструкции Арбата и теперь красуется рядом с Домом книги. Есть и такая запись 1817 года: "Билеты на ложи и кресла можно получать у девицы Мочаловой, живущей близ Арбатских ворот, в приходе Николы Явленного, в доме диакона". Незаконные дети Мочалова будут регистрироваться в церкви у Сивцева Вражка. Спектакли, в которых будет участвовать вся династия Мочаловых, будут идти словно по одной линии, соединяющей Арбат и Петровскую площадь, все ближе и ближе подбираясь к теперь уже священному месту, будущему Малому театру: в театре близ Арбатских ворот, на Знаменке в доме Апраксина, а потом уже и в доме Пашкова, на углу Моховой и Никитской.

Когда-то Николай Лесков так написал об актере Александре Мартынове: "Глубоко верующий, как почти все русские артисты". Мочалов был глубоко верующим христианином, очень боялся грозы, в минуты разгула небесной стихии молился особенно усердно. Дочка Мочалова вспоминала: "Религиозен он был до фанатизма. Целые ночи молился Богу, стоя на коленях. И в доме все предполагали, что он скорее всего будет монахом, нежели актером". Такие случаи, когда потенциальный актер принимал постриг, сохраняя при этом любовь к театру, случались (к примеру, вспомним митрополита Трифона (Туркестанова). В судьбе Мочалова такого не произошло, но когда мы потом в связи с его искусством вспоминаем такие слова, как "жрец храма" или выражение Белинского "откровение таинства, сущности сценического искусства", то надо отдавать себе отчет в том, что есть глубокая связь между игрой Павла Мочалова и его верой. Вспоминает литератор Беклемишев: "Любил он весной, когда уже все было зелено, бродить по Москве, словно изучал ее. Ходил в Кремль, заходил в соборы, смотрел, словно их будто никогда и не видел. Иногда к обедне и ко всенощной ходил к Николе Большой Крест, подолгу стоял на его крыльце и ходил вокруг него, рассматривая его. В этом же храме его и отпели".

Есть еще один замечательный фрагмент воспоминаний, который может послужить отменным бытовым штрихом к теме "Церковь и театр": "В Москве в приходе Косьмы и Дамиана в Кадашах славился своими проповедями диакон Владиславлев... Этот диакон Владиславлев был близким другом покойного артиста. Помимо дружбы, они чувствовали между собой духовное родство и желание видеться, проводить время вместе... В то время вышел "Потерянный рай" Мильтона на русском языке, и Мочалов, получив книгу, отправился рано утром к Владиславлеву. Но диакон ушел в баню, и нетерпеливый артист отправился туда. Домой они возвратились около двенадцати часов ночи. Вся книга был прочитана там на месте, и как прочитана! Читал тот и другой, и оба с восторгом, и вот когда диакон дошел до места "Тогда сказал им Совершенный", и прочел эту фразу, то Мочалов вырвал книгу и повторил его, да так повторил, что слово "Совершенный" выразилось и приобрело выражение беспредельной могучей громады". Артист и диакон, читающие в бане Мильтона, - вот где настоящее чудо!

Мочалов - человек пушкинского поколения. Есть предположение, что поэт видел Мочалова в 1827 году в "Керим-Гирее, крымском хане", инсценировке своего "Бахчисарайского фонтана", но теперь доказать это точно невозможно. Конечно, приходит в голову мысль - как два гения могли не встретиться, как когда-то Мережковский негодовал по поводу того, что Пушкин и Серафим Саровский, живя в одно время, ничего не знали друг о друге. Мочалов чуть моложе Дельвига и Кюхельбекера, одногодка Боратынского, которого знал и читал. В числе его младших современников - Тютчев, Одоевский, Хомяков, Александр Иванов с их религиозными исканиями. Это было время, которое Флоровский потом назовет "философским пробуждением". Конечно же, Мочалов - артист, а не философ. Документальных сведений о том, что он действительно учился в Московском университете на математическом факультете (в том числе и у известного тогда историка Давыдова), нет, хотя об этом говорилось в мемуарах.

Но дело, разумеется, не в том, учился он в университете или нет. Важно, что рассуждения о его необразованности в корне неверны. В его случае мы про гения говорим поменьше, а про беспутство - побольше. Павел Степанович был достаточно образованным человеком, хорошо знал русскую поэзию: Пушкина, "Чернеца" Козлова, ценил Цыганова, Кольцова. Достоверно известно, что Мочалов знал и европейскую литературу - Байрона, Жорж Санд, Гюго, музыку Бетховена и Шуберта. Он стеснялся своего французского языка, но по-французски не только говорил, но и читал. В поздние годы Мочалов заводит знакомство с известнейшим профессором-западником Тимофеем Грановским. И это факт очень существенный - в сознании культурного сообщества актеры перестают быть просто комедиантами, они "вхожи" в дома интеллигенции. Не он набивался в кружок Грановского, а сам Грановский, один из образованнейших людей своего времени, хотел поддерживать с Мочаловым связь. Его наброски к трактату об актерском мастерстве показывают человека с теоретическим складом ума, пытающегося зафиксировать опыт "работы актера над собой": "Постигнуть характер представляемого лица и войти в разные его положения - значит удовлетворить требованиям зрителя. Прежде всего актер должен заняться рассмотрением мыслей или намерений сочинителя, то есть узнать верно, что он хотел выразить такими-то словами и какая цель его. Согласитесь ли вы, милостивый государь, что это не всегда ясно и безошибочно можно увидеть. Итак, беседа с людьми просвещенными и любящими его искусство - есть одно из вернейших орудий, дабы преодолеть сим это первое препятствие".

Выгодский писал о том, что критика есть организация последствий искусства. Если собрать вместе имена тех свидетелей, в душе которых оставил свой след актер Мочалов, то мы увидим, каковы были "последствия искусства" великого трагика. Сергей Тимофеевич Аксаков на десять лет старше Мочалова, а дальше - Белинский, Герцен, Лермонтов, Тургенев, Фет, Достоевский и вплоть до Аполлона Григорьева - человека, на двадцать лет моложе Мочалова. В очень короткий период времени (Мочалов умер на 48-м году жизни) его еще успели принять старшие современники и уже успели - младшие. Это чрезвычайно важно для актерского искусства, "преходящего, тленного" - в XIX веке еще больше, нежели в XX. Если люди спустя десятилетия после его смерти вспоминали о нем столь восторженно, то игра его была действительно впечатляющей.

РОМАНТИЗМ ЖИЗНИ

В 1817 году Мочалов впервые выходит на сцену в роли Полиника в трагедии Озерова "Эдип в Афинах" - в спектакле, где его отец играет Тезея, а сестра - Антигону. Русская культура за те 30 лет, пока Мочалов царствовал на сцене, прошла путь ускоренного развития - актер застает еще остатки классицизма, проходит весь романтизм и умирает при зарождении "натуральной школы". Несколько эпох уживаются в тридцати годах его творческой жизни. "Тридцать лет, или Жизнь игрока" - название пьесы, где он играл, может быть полностью применено к нему.

Не будем спорить с предшественниками, которые видели в Мочалове актера, отразившего протест против николаевской эпохи. Его протест и разлад с жизнью, отраженные в творчестве, имели, увы, только внутренний характер: несчастливая любовь, неудачный брак, сложные отношения с тестем и отсутствие духовной близости с женой.

В год театрального дебюта, в Николин день, Мочалов встречается с девушкой, любовь к которой проносит в своем сердце 17 лет и имя которой так и осталось неизвестно. Вот отрывок из незаконченной автобиографической пьесы: "Я увидел ее в первый раз в день праздника Святого Николая. Представь себе, в приходе, где товарищ мой по пансиону жил, был приходский праздник. И товарищ, царствие ему небесное, пригласил меня в свою церковь к обедне. Я приехал в церковь, уже начата была обедня, церковь полна народу, и товарища своего я увидел вдалеке, и тут же девицу - его соседку - тоже далеко от меня стоящую..." Здесь пьеса обрывается. Это, с одной стороны, факт жизни, а с другой - событие романтической пьесы Мочалова. Как будто бы жизнь заставляла его быть тем, про кого пишут пьесы.

Из этой трогательной любви ничего не вышло, через несколько лет "российской труппы актер Павел Степанович, сын Мочалов, просит дозволить вступить в законный брак с мещанской дочерью, девицей Натальей Бажановой". Девица Наталья Бажанова была, судя по всему, мещанкой не только с точки зрения социального положения, а в том смысле, каким наделял Горький героев своей пьесы "Мещане". В 1822 году брак распадается, и Мочалов уходит к актрисе Пелагее Петровой, от которой имел незаконных детей. Отрывок из письма Грановскому: "Пленившись лицом, я не заглянул в душу человека. И скоро нашел, что ошибся я. С этой стороны, как видите, жизнь не баловала меня. Я полюбил одну девушку, которая стала негласной женой моей. И как любила меня она! Она была хороша собой, скромна, умна. И как я был счастлив! Я молился всегда на коленях и благодарил Христа за счастие, посланное мне. Ее насильно оторвали от меня. Последнее расставание наше было при чужих: два квартальных торопили меня и они же на рассвете привели меня к жене моей".

Этому событию предшествовал следующий сюжет: "Отец жены Мочалова, некто Бажанов, содержатель известной кофейной, во время пребывания государя в Москве, явился с дочкой к графу Бенкендорфу и привел жалобу на бывшую актрису Петрову, обольстившую добродушного артиста. Бенкендорф утер слезы, доложил, Николай Павлович изъявил свое желание на законное соединение мужа с женой, но, вероятно, заметил начальнику III отделения, чтобы он не очень налегал на талантливого преступника, и не вздумал его скрутить и выслать куда-нибудь". Трогательна опека начальника III отделения и государя над семейной жизнью артиста московского театра - трогательна, но вместе с тем и трагична. Государь, кстати, Мочалова не любил - за его пьянство и неординарность поведения: как-то Николай I приехал в Москву и захотел увидеть Мочалова, а тот уехал в Донской монастырь к обедне.

ДУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Рост Мочалова описывается критиками как небольшой или средний, на сцене ему была свойственна некоторая неуклюжесть, явно не соответствующая эстетическим нормам того времени - вполне может быть, что в наше время неуклюжесть Мочалова восприняли бы как заурядный натурализм. В 1820-1830-х же годах средний рост воспринимался как маленький, а манеры - как неблагородные. Аксаков пишет: "К сожалению, но мы должны заметить дурные привычки г. Мочалова, как то ходить раскачиваясь, сгибаться, пожимать часто плечами, не удерживаться на одном месте в порывах страстей и хлопать ладонями по бедрам".

С другой стороны, в статьях того времени уже появляется формула "натуральность игры г. Мочалова" - это за пятнадцать- двадцать лет до появления натуральной школы в литературе: "Мочалов, который в трагедиях, в стихах не только не поет, не декламирует, но даже не читает, а говорит"; "человек среднего роста, без искусства держать себя хорошо на сцене, с дурными привычками, с небольшим голосом и говорящий как все люди". Мочалов все время описывается через отрицание: "Мочалов при своем малом росте, небольшом голосе, горбленьи едва ли не больше говорит душе и сердцу зрителей".

В конце 20-х - начале 30-х годов, когда еще велики рецидивы классицизма, мочаловские манеры воспринимаются и как новаторские, и как раздражающие. Критикам они казались недостатком благородства, но позже у Белинского именно этот недостаток будет зачислен в "плюс": Мочалов - артист-плебей, противостоящий артисту-аристократу Каратыгину. По высказыванию критика Надеждина, - "Дикие порывы разъяренных страстей, клубившиеся вихрями в огненной душе его, особенно беспрестанные переходы из неистовости наступления дикой радости к неистовости наступления дикого отчаяния - передаваемы были им с ужасающей истиной и естественностью", нам станут заметны в игре Мочалова переходы и контрасты, свойственные эстетике романтизма. О Мочалове часто писали и так: "Придет надлежащая минута, и он вспыхнет как порох:" Самыми частыми словами, которые употребляли критики той эпохи в статьях о Мочалове, были "минуты" и "переходы", и, с другой стороны, "стихия", "пламенность". Аполлон Григорьев скажет еще мощнее: "Он был целая эпоха". В своих "минутах" Мочалов выражал целую эпоху, "веяния эпохи", а это особый дар, редчайший для театральных артистов. В 40-е годы о Мочалове и Щепкине Герцен напишет как о лучших артистах Европы, в которых он видит залог будущего развития России. Впервые в истории русской культуры театр начинает значить так много.

1837 год - год создания роли Гамлета - вершина в карьере Мочалова, на этой высокой ноте проходят еще года два-три, а затем наступает спад. Мочалов чувствует, как к сорока годам гаснет его успех, как наступает биологическое старение. Эта внутренняя тема для актера - сыграв Гамлета, Лира, Отелло, Ричарда III, он в 40 лет берется за Ромео, и тут, конечно же, успеха ждать не приходится. И тут еще директор театра Михаил Загоскин издает приказ: "Государь Император высочайше повелеть соизволил актеру Императорского московского театра Павлу Мочалову, прослужившему при оном двадцать лет, производить из кабинетов пенсион по четыре тысячи рублей в год, почему контора имеет известить о сем Мочалова, и с 8 декабря прекратить производство ему жалования, продолжая, однако, по-прежнему производство поспектакльной платы и оставить при нем полный бенефис".

Смерть любимой женщины, несчастный брак и пенсион на вершине славы - тут любой запьет! А о спектакле, состоявшемся спустя десять дней после приказа, Белинский напишет: "Никогда Мочалов не играл Гамлета так истинно, как в этот раз. Невозможно вернее ни постигнуть идеи Гамлета, ни выполнить ее". Парадокс, если хотите! Но для артиста-романтика вся жизнь - в парадоксах. Здесь начинается самый драматический период его жизни, со срывами спектаклей, с запоями. В 1839 году на гастролях в Харькове кто-то пишет, что игра Мочалова - уже пародия. Да и в столицах начинают потихонечку высказываться о его игре те, кто не находит в ней прежнего одушевления.

В феврале 1848 года Мочалов играет в Воронеже свою коронную, старую роль Мейнау в пьесе "Ненависть к людям и раскаяние" и по дороге из Воронежа, переезжая реку по весеннему льду, проваливается и простужается. По возвращении в Москву, по словам дочери, Мочалов "осунулся, похудел, постарел. Отец таял с каждым днем. На четвертой неделе поста ему сделалось заметно хуже. Он стал забываться, но чувство религиозное в нем так было велико, что и в забвении, лежа с закрытыми глазами, он пел: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко". 16 марта в 8 часов утра его не стало.

Pavel Mochalov Карьера: Артист
Рождение: Россия, 15.11.1800
Мочалов - человек пушкинского поколения. Есть предположение, что поэт видел Мочалова в 1827 году в "Керим-Гирее, крымском хане", инсценировке своего "Бахчисарайского фонтана", но теперь доказать это точно невозможно. Конечно, приходит в голову мысль - как два гения могли не встретиться, как когда-то Мережковский негодовал по поводу того, что Пушкин и Серафим Саровский, живя в одно время, ничего не знали друг о друге. Мочалов чуть моложе Дельвига и Кюхельбекера, одногодка Боратынского, которого знал и читал. В числе его младших современников - Тютчев, Одоевский, Хомяков, Александр Иванов с их религиозными исканиями. Это было время, которое Флоровский потом назовет "философским пробуждением". Конечно же, Мочалов - артист, а не философ. Документальных сведений о том, что он действительно учился в Московском университете на математическом факультете (в том числе и у известного тогда историка Давыдова), нет, хотя об этом говорилось в мемуарах.

КОГДА МЫ думаем о великом актере русского театра Павле Степановиче Мочалове, существенно понять, что Мочалов - коренной столичный житель. Если посмотреть на летопись его жизни и творчества (быстро должна вылезти книжка Маргариты Ласкиной, издаваемая Малым театром), то выяснится, что Мочалов - не без затей столичный житель, а житель столицы арбатский. Быт его, существование вертелись кругом да примерно арбатских переулков, понемногу приближаясь к Петровской площади, на которой в 1824 году в доме купца Варгина появляется Мкумачовый театр.

Если крещение Павла Мочалова было отмечено в метрической книге Вознесенской церкви на Гороховом поле Сретенского сорока, а это все-таки вдали от Арбата, то позже мы находим его местопребывание и в Серебряном переулке, и в Калашном - в доме номер 2, совершенно рядом со зданием РАТИ. Следы Мочалова разрешается приметить и на Поварской улице, сохранилась запись в церковных книгах Храма Симеона Столпника - того самого, что чудом уцелел потом реконструкции Арбата и ныне красуется рядом с Домом книги. Есть и такая запись 1817 года: "Билеты на ложи и кресла не возбраняется обретать у девицы Мочаловой, живущей близ Арбатских ворот, в приходе Николы Явленного, в доме диакона". Незаконные дети Мочалова будут регистрироваться в церкви у Сивцева Вражка. Спектакли, в которых будет участвовать вся династия Мочаловых, будут шагать будто по одной линии, соединяющей Арбат и Петровскую площадь, все ближе и ближе подбираясь к в настоящее время уже священному месту, будущему Малому театру: в театре близ Арбатских ворот, на Знаменке в доме Апраксина, а после этого уже и в доме Пашкова, на углу Моховой и Никитской.

Когда-то Николай Лесков так написал об актере Александре Мартынове: "Глубоко верующий, как без малого все русские артисты". Мочалов был сильно верующим христианином, сильно боялся грозы, в минуты разгула небесной стихии молился в особенности усердно. Дочка Мочалова вспоминала: "Религиозен он был до фанатизма. Целые ночи молился Богу, стоя на коленях. И в доме все предполагали, что он скорее всего будет монахом, нежели актером". Такие случаи, когда потенциальный артист принимал постриг, сохраняя при этом влюбленность к театру, случались (к примеру, вспомним митрополита Трифона (Туркестанова). В судьбе Мочалова такого не произошло, но когда мы затем в связи с его искусством вспоминаем такие слова, как "жрец храма" или выражение Белинского "откровение таинства, сущности сценического искусства", то необходимо возвращать себе доклад в том, что есть глубокая связь между игрой Павла Мочалова и его верой. Вспоминает литератор Беклемишев: "Любил он весной, когда уже все было зелено, разгуливать по Москве, будто изучал ее. Ходил в Кремль, заходил в соборы, смотрел, вроде их словно ни при каких обстоятельствах и не видел. Иногда к обедне и ко всенощной ходил к Николе Большой Крест, подолгу стоял на его крыльце и ходил около него, рассматривая его. В этом же храме его и отпели".

Есть ещё единственный отличный фрагмент воспоминаний, тот, что может послужить отменным бытовым штрихом к теме "Церковь и театр": "В Москве в приходе Косьмы и Дамиана в Кадашах славился своими проповедями диакон Владиславлев... Этот диакон Владиславлев был близким другом покойного артиста. Помимо дружбы, они чувствовали между собой духовное родство и стремление видеться, проводить время сообща... В то время вышел "Потерянный рай" Мильтона на русском языке, и Мочалов, получив книгу, отправился раньше времени утром к Владиславлеву. Но диакон ушел в баню, и торопящийся артист отправился туда. Домой они возвратились примерно двенадцати часов ночи. Вся книжка был прочитана там на месте, и как прочитана! Читал тот и иной, и оба с восторгом, и вот когда диакон дошел до места "Тогда сказал им Совершенный", и прочел эту фразу, то Мочалов вырвал книгу и повторил его, да так повторил, что словечко "Совершенный" выразилось и приобрело выражение беспредельной могучей громады". Артист и диакон, читающие в бане Мильтона, - вот где настоящее диковинка!

Мочалов - дядя пушкинского поколения. Есть предположение, что стихотворец видел Мочалова в 1827 году в "Керим-Гирее, крымском хане", инсценировке своего "Бахчисарайского фонтана", но сейчас привести доказательства это точь-в-точь нельзя. Конечно, приходит в голову мысля - как два гения могли не увидаться, как когда-то Мережковский негодовал по поводу того, что Пушкин и Серафим Саровский, живя в одно время, ничего не знали дружбан о друге. Мочалов капельку моложе Дельвига и Кюхельбекера, одногодка Боратынского, которого знал и читал. В числе его младших современников - Тютчев, Одоевский, Хомяков, Александр Иванов с их религиозными исканиями. Это было время, которое Флоровский позже назовет "философским пробуждением". Конечно же, Мочалов - артист, а не философ. Документальных сведений о том, что он истинно учился в Московском университете на математическом факультете (в том числе и у известного тогда историка Давыдова), нет, хотя об этом говорилось в мемуарах.

Но занятие, разумеется, не в том, учился он в университете или нет. Важно, что рассуждения о его необразованности в корне неверны. В его случае мы про гения говорим поменьше, а про беспутство - побольше. Павел Степанович был довольно образованным человеком, славно знал русскую поэзию: Пушкина, "Чернеца" Козлова, ценил Цыганова, Кольцова. Достоверно известно, что Мочалов знал и европейскую литературу - Байрона, Жорж Санд, Гюго, музыку Бетховена и Шуберта. Он стеснялся своего французского языка, но по-французски не только говорил, но и читал. В поздние годы Мочалов заводит знакомство с известнейшим профессором-западником Тимофеем Грановским. И это факт сильно немаловажный - в сознании культурного сообщества актеры перестают быть легко комедиантами, они "вхожи" в дома интеллигенции. Не он набивался в круг Грановского, а сам Грановский, единственный из образованнейших людей своего времени, хотел помогать с Мочаловым связь. Его наброски к трактату об актерском мастерстве показывают человека с теоретическим складом ума, пытающегося зафиксировать навык "работы актера над собой": "Постигнуть нрав представляемого лица и зайти в разные его положения - значит удовлетворить требованиям зрителя. Прежде всего артист должен заняться рассмотрением мыслей или намерений сочинителя, то есть познать правильно, что он хотел выказать такими-то словами и какая мишень его. Согласитесь ли вы, милостивый правитель, что это не вечно ясно и безошибочно не возбраняется заприметить. Итак, болтовня с людьми просвещенными и любящими его искусство - есть одно из вернейших орудий, дабы одолеть сим это первое препятствие".

Выгодский писал о том, что критика есть организация последствий искусства. Если справить сообща имена тех свидетелей, в душе которых оставил свой след артист Мочалов, то мы увидим, каковы были "последствия искусства" великого трагика. Сергей Тимофеевич Аксаков на десять лет старше Мочалова, а дальше - Белинский, Герцен, Лермонтов, Тургенев, Фет, Достоевский и вплоть до Аполлона Григорьева - человека, на двадцать лет моложе Мочалова. В шибко недлинный отрезок времени времени (Мочалов умер на 48-м году жизни) его ещё успели принять старшие современники и уже успели - младшие. Это очень значимо для актерского искусства, "преходящего, тленного" - в XIX веке ещё больше, нежели в XX. Если люди через десятилетия после этого его смерти вспоминали о нем настолько восторженно, то развлекуха его была воистину впечатляющей.

РОМАНТИЗМ ЖИЗНИ

В 1817 году Мочалов впервой выходит на сцену в роли Полиника в трагедии Озерова "Эдип в Афинах" - в спектакле, где его папа играет Тезея, а сестра - Антигону. Русская культура за те 30 лет, покуда Мочалов царствовал на сцене, прошла дорога ускоренного развития - артист застает ещё остатки классицизма, проходит весь романтизм и умирает при зарождении "натуральной школы". Несколько эпох уживаются в тридцати годах его творческой жизни. "Тридцать лет, или Жизнь игрока" - наименование пьесы, где он играл, может быть всецело применено к нему.

Не будем дебатировать с предшественниками, которые видели в Мочалове актера, отразившего протест супротив николаевской эпохи. Его протест и разлад с жизнью, отраженные в творчестве, имели, увы, только внутренний характер: несчастливая влюбленность, неудачный брак, сложные отношения с тестем и отсутствие духовной близости с женой.

В год театрального дебюта, в Николин день, Мочалов встречается с девушкой, влюбленность к которой проносит в своем сердце 17 лет и имя которой так и осталось неизвестно. Вот отрывок из незаконченной автобиографической пьесы: "Я увидел ее в первостепеннный раз в день праздника Святого Николая. Представь себе, в приходе, где друг мой по пансиону жил, был приходский торжество. И приятель, царствие ему небесное, пригласил меня в свою церковь к обедне. Я приехал в церковь, уже начата была обедня, церковь полна народу, и товарища своего я увидел вдалеке, и тут же девицу - его соседку - также вдалеке от меня стоящую..." Здесь пьеса обрывается. Это, с одной стороны, факт жизни, а с прочий - событие романтической пьесы Мочалова. Как подобно тому как бы существование заставляла его быть тем, про кого пишут пьесы.

Из этой трогательной любви ничего не вышло, сквозь немного лет "российской труппы артист Павел Степанович, наследник Мочалов, просит дозволить вступить в легитимный брак с мещанской дочерью, девицей Натальей Бажановой". Девица Наталья Бажанова была, судя по всему, мещанкой не только с точки зрения социального положения, а в том смысле, каким наделял Горький героев своей пьесы "Мещане". В 1822 году брак распадается, и Мочалов уходит к актрисе Пелагее Петровой, от которой имел незаконных детей. Отрывок из письма Грановскому: "Пленившись лицом, я не заглянул в душу человека. И резво нашел, что ошибся я. С этой стороны, как видите, бытие не баловала меня. Я полюбил одну девушку, которая стала негласной женой моей. И как любила меня она! Она была хороша собой, скромна, умна. И как я был счастлив! Я молился неизменно на коленях и благодарил Христа за счастие, посланное мне. Ее насильно оторвали от меня. Последнее расставание наше было при чужих: два квартальных торопили меня и они же на рассвете привели меня к жене моей".

Этому событию предшествовал следующий сюжет: "Отец жены Мочалова, некто Бажанов, содержатель известной кофейной, во время пребывания государя в Москве, явился с дочкой к графу Бенкендорфу и привел жалобу на бывшую актрису Петрову, обольстившую добродушного артиста. Бенкендорф утер слезы, доложил, Николай Павлович изъявил родное охота на законное соединение мужа с женой, но, наверное, заметил начальнику III отделения, чтобы он не весьма налегал на талантливого преступника, и не вздумал его скрутить и выслать куда-нибудь". Трогательна опека начальника III отделения и государя над семейной жизнью артиста московского театра - трогательна, но вкупе с тем и трагична. Государь, уместно сказать, Мочалова не любил - за его пьянство и неординарность поведения: как-то Николай I приехал в Москву и захотел приметить Мочалова, а тот уехал в Донской монастырь к обедне.

ДУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Рост Мочалова описывается критиками как невеликий или обычный, на сцене ему была свойственна некоторая неуклюжесть, очевидно не соответствующая эстетическим нормам того времени - полностью может быть, что в наше время неуклюжесть Мочалова восприняли бы как заурядный натурализм. В 1820-1830-х же годах обычный увеличение воспринимался как мелкотравчатый, а повадки - как неблагородные. Аксаков пишет: "К сожалению, но мы должны заприметить дурные привычки г. Мочалова, как то бродить раскачиваясь, сгибаться, пожимать зачастую плечами, не удерживаться на одном месте в порывах страстей и хлопать ладонями по бедрам".

С прочий стороны, в статьях того времени уже появляется формула "натуральность игры г. Мочалова" - это за пятнадцать- двадцать лет до появления натуральной школы в литературе: "Мочалов, тот, что в трагедиях, в стихах не только не поет, не декламирует, но более того не читает, а говорит"; "джентльмен среднего роста, без искусства удерживать себя ладно на сцене, с дурными привычками, с небольшим голосом и говорящий как все люди". Мочалов все время описывается посредством отрицание: "Мочалов при своем малом росте, небольшом голосе, горбленьи чуть ли не больше говорит душе и сердцу зрителей".

В конце 20-х - начале 30-х годов, когда ещё велики рецидивы классицизма, мочаловские привычки воспринимаются и как новаторские, и как раздражающие. Критикам они казались недостатком благородства, но позже у Белинского как раз тот самый недочет будет зачислен в "плюс": Мочалов - артист-плебей, противостоящий артисту-аристократу Каратыгину. По высказыванию критика Надеждина, - "Дикие порывы разъяренных страстей, клубившиеся вихрями в огненной душе его, в особенности беспрестанные переходы из неистовости наступления дикой радости к неистовости наступления дикого отчаяния - передаваемы были им с ужасающей истиной и естественностью", нам станут заметны в игре Мочалова переходы и контрасты, свойственные эстетике романтизма. О Мочалове зачастую писали и так: "Придет надлежащая минута, и он вспыхнет как порох:" Самыми частыми словами, которые употребляли критики той эпохи в статьях о Мочалове, были "минуты" и "переходы", и, с иной стороны, "стихия", "пламенность". Аполлон Григорьев скажет ещё мощнее: "Он был целая эпоха". В своих "минутах" Мочалов выражал целую эпоху, "веяния эпохи", а это особенный дар, редчайший для театральных артистов. В 40-е годы о Мочалове и Щепкине Герцен напишет как о лучших артистах Европы, в которых он видит залог будущего развития России. Впервые в истории русской культуры театр начинает означать так немало.

1837 год - год создания роли Гамлета - маковка в карьере Мочалова, на этой высокой ноте проходят ещё года два-три, а следом наступает спад. Мочалов чувствует, как к сорока годам гаснет его счастливый момент, как наступает биологическое старение. Эта внутренняя предмет для актера - сыграв Гамлета, Лира, Отелло, Ричарда III, он в 40 лет берется за Ромео, и тут, конечно же, успеха поджидать не приходится. И тут ещё босс театра Михаил Загоскин издает приказ: "Государь Император высочайше повелеть соизволил актеру Императорского московского театра Павлу Мочалову, прослужившему при оном двадцать лет, изготовлять из кабинетов пенсион по четыре тысячи рублей в год, отчего контора имеет известить о сем Мочалова, и с 8 декабря перестать фабрика ему жалования, продолжая, и все-таки, по-прежнему фабрика поспектакльной платы и бросить при нем совершенный бенефис".

Смерть любимой женщины, бедный брак и пенсион на вершине славы - тут каждый запьет! А о спектакле, состоявшемся через десять дней потом приказа, Белинский напишет: "Никогда Мочалов не играл Гамлета так истинно, как в тот самый раз. Невозможно вернее ни постигнуть идеи Гамлета, ни исполнить ее". Парадокс, если хотите! Но для артиста-романтика вся бытие - в парадоксах. Здесь начинается что ни на есть драматический отрезок времени его жизни, со срывами спектаклей, с запоями. В 1839 году на гастролях в Харькове кто-то пишет, что развлекуха Мочалова - уже пародия. Да и в столицах начинают потихонечку высказываться о его игре те, кто не находит в ней прежнего одушевления.

В феврале 1848 года Мочалов играет в Воронеже свою коронную, старую образ Мейнау в пьесе "Ненависть к людям и раскаяние" и по дороге из Воронежа, переезжая реку по весеннему льду, проваливается и простужается. По возвращении в Москву, по словам дочери, Мочалов "осунулся, похудел, постарел. Отец таял с каждым днем. На четвертой неделе поста ему сделалось видно хуже. Он стал забываться, но ощущение религиозное в нем так было велико, что и в забвении, лежа с закрытыми глазами, он пел: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко". 16 марта в 8 часов утра его не стало.

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Суханов Pavel Suhanov

Блистательный комедийный актёр, почти всю жизнь проработавший в Ленинградском театре комедии. Наиболее известные роли в кино: кузен Бенедикт..

Павел Коган Pavel Kogan

Павел Коган - дирижёр, народный артист Российской Федерации, академик Российской Академии искусств, художественный руководитель и главный дирижёр..

Павел Федоров Pavel Fedorov

Федоров (Павел Степанович, 1803 - 1879) - драматург. С 1853 г. состоял начальником репертуарной части санкт-петербургских театров.

Павел Хомский Pavel Homsky

Всего же в творческом багаже П.О.Хомского более 150 постановок. Свыше 10 постановок были осуществлены им в разных театрах. Среди них: "Здравствуйте,..

(1884 - 1955)

рабочий, член РСДРП с 1903 года, активный участник событий 1905 года

"Главный сормовский террорист" и "герой, преданный делу революции" (по словам участника событий 1905 года Г.Н. Котова).
Г.Н. Котов писал: "Он вполне соответствовал своему назначению. Это был еще совсем молодой парень внушительной комплекции, ладно скроенный и крепко сшитый человек, без страха и сомнений, с самообладанием, с большой энергией, а главное - преданный делу революции". (Цит. из книги В бой роковой... : путеводитель по местам революционной славы нижегородского пролетариата [Текст] / [сост. М.А. Панкова]. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1977. - С. 122).
Родился Павел Сергеевич Мочалов в Самаре 12 декабря 1884 года в рабочей семье. Родители на сбережения и ссуду построили в Сормове дом, но, когда Павлу исполнилось шесть лет, погибли во время пожара. Остались в доме на Шоссейной улице трое сирот на иждивении бабушки. "Нужда в семье была настолько велика, - вспоминал впоследствии Мочалов, - что даже о простой еде досыта можно было только мечтать".
Нужда заставила бабушку искать для Павла заработок сразу после окончания начального училища. Так в 11 лет он стал учеником на Сормовском заводе. В 14 лет он стал рабочим одного из паровозостроительных участков. В 1900-1901 годах Павел Мочалов стал регулярно посещать один из искровских кружков на Сормовском заводе.

Горельеф в Сормове на Школе Баррикад с изображением начальника сормовской боевой дружины Павла Мочалова и его соратников был выполнен по проекту скульптора В. П. Ма-линовского и установлен архитектором Г. П. Малкиным. Он был создан в 1977 году.

"Для скульптурной композиции папа приглашал позировать рабочих с "Красного Сормова", - рассказывает Сергей Малиновский. - А сама идея горельефа возникла не случайно, она связана с историей нашей семьи. У моего дедушки был брат Андрей, молодой 17-летний парень. Когда в Сормове начались революционные события, его друзья с завода говорят: "Андрей, приходи на баррикады. Ты же охотник, у тебя есть ружье, бери его". Парнишка пришел, а буквально сразу после столкновения с жандармами в здание попал снаряд. И Андрей погиб". (Цит. по Чистяков, И. Русская история в полотнах художников Малиновских [Текст] / И. Чистяков // Православное слово в Нижнем Новгороде. - 2012. - № 3. - С. 25).

Литература в фондах сормовских библиотек:
1. В бой роковой... : путеводитель по местам революционной славы нижегородского пролетариата [Текст] / [сост. М.А. Панкова]. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1977. - 150 с. : ил.
2. Владимирский, М. Ф. Очерки рабочего и социал-демократического движения в Нижнем Новгороде и Сормове [Текст] / Михаил Федорович Владимирский. - М. : Госполитиздат, 1957. - 174 с.
3. Горький (1221-1971) [Текст] : [в 14 кн. ]. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1971. - 495 с. : ил. - (Город Горький).
4. Зайцев, А. А. Чистые люди : [воспоминания двоюродной сестры Павла Мочалова, участника демонстрации 1 мая 1902 г.] [Текст] / А. А. Зайцев // Красный Сормович: [архив]. - 2002. - 30 апр. (№ 50). - С. 4.

5. Келлер, Л. С. Павел Мочалов [Текст] / Лев Степанович Келлер, В. В. Ниякий. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1974. - 79 с. - (Нижегородцы-революционеры).

6. Очерки истории Горьковской организации КПСС [Текст] . Ч. 2: 1918-1941 / В. Ф. Аржанова [и др.]. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1966. - 448 с.
7. Чистяков, И. Русская история в полотнах художников Малиновских [Текст] / И. Чистяков // Православное слово в Нижнем Новгороде. - 2012. - № 3. - С. 23-25.

Можно посмотреть в интернете (о Павле Мочалове и событиях 1905 года):

1. Революционные события 1905-1907 годов в Нижнем Новгороде.
2 . Из истории сормовских улиц
3 . Нижний Новгород. Школа баррикад в Сормове
4
. Мальцев, В. Кровавый декабрь 1905 года
5 . Список литературы
6 . Яковлев, Н. Н. Боевые дружины 1905

Отрывок из книги Л. С. Келлера Павел Мочалов [Текст] / Лев Степанович Келлер, В. В. Ниякий. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1974. - С. 24-27.

"В связи с арестом Павел Мочалов попал в «черный список» администрации: месяца через полтора после выхода из тюрьмы он был уволен с завода. Предлогом было отсутствие для него работы. Но Мочалов отлично понимал, в чем истинная причина, и не поверил утверждению администрации. «До 16 июня я работал на Сормовском заводе, а затем получил расчет ввиду будто бы неимения на заводе работы»,—сдержанно заявил он впоследствии во время допроса. Объяснять было ни к чему: жандармы отлично знали причину увольнения.

После первого ареста летом 1903 года Павел Мочалов по поручению комитета всю свою кипучую энергию направил на организацию патрулирования и охраны тайных собраний, сходок и массовок, проводимых социал-демократической организацией. Однажды Павел и несколько товарищей из числа патрульных ценой своей свободы спасли организацию от провала ее руководителей-сормовичей и пропагандистов-интеллигентов из города.

Дело было так. В конце августа 1903 г. Сормовская организация РСДРП готовила крупную массовку с целью обсуждения новых задач борьбы в связи с массовыми политическими стачками в крупных промышленных центрах Украины и Закавказья. Через внедренных в организацию агентов об этом узнал начальник Нижегородского охранного отделения ротмистр Грешнер: «Двадцать третьего сего августа были получены мною агентурные сведения об имеющейся состояться того же дня в 9 часов вечера в селе Сормове, в лесу, в определенном месте, большой, до четырехсот человек, сходке рабочих под ру¬ководством некоторых интеллигентов из города. На сходке продолжалась пропаганда по поводу июльских беспорядков на юге России».

Боясь отпора со стороны вооруженной охраны сходки («сходчиками на случай появления полиции решено оказывать самое энергичное сопротивление с оружием в руках»), Грешнер дал указание сормовской полиции перекрыть тропинки в лес нарядами и заворачивать идущих на сходку рабочих. Интеллигентов же заманивать к засаде условными, принятыми у патрульных сходки свистками. «В том месте, где должны были пройти на сходку интеллигенты, было установлено секретное наблюдение с целью выяснения их личности и, буде нужно, задержания таковых».

Получив сообщение о появлении на подступах к лесу полиции и почувствовав неладное в условных свистках, Павел Мочалов бросился к подозрительным кустам, где неожиданно был схвачен за обе руки засевшими там полицейскими и обезоружен («по личному его обыску был найден финский нож и заряженный пятизарядный револьвер»). Тем самым полицейские себя демаскировали. Патрульные сделали около 15 выстрелов в сторону полиции, которая поспешно ретировалась, мигом забыв об особом задании ротмистра Грешнера по поводу интеллигентов. Стрельба послужила предостережением всем находившимся в лесу рабочим, и после нее ни один человек задержан не был. В руках полиции остались лишь те семь рабочих, которые были схвачены обманным путем до выстрелов патрульных. По сути дела, это было первое в Сормове вооруженное столкновение полиции с рабочей охраной, предшественником боевой дружины. Кончилось оно в пользу революционеров, так как решительные дей¬ствия патрульных предотвратили гораздо более тяжелые последствия для организации.

Формированию черт профессионального революцио¬нера в немалой степени способствовало почти пятимесяч¬ное пребывание Павла Мочалова в нижегородской тюрьме. Во время допроса Мочалов вел себя так, как предписывалось революционной этикой. Пригодилась изученная в кружке брошюра «Как вести себя на допросах» и опыт товарищей.

Во-первых, революционер не дал жандармам никаких сведений о деятельности социал-демократической организации: «Я ничего не знаю о том, что на Сормовском заводе существует преступная организация среди рабочих. Преступных прокламаций никогда не читал и не видел». Во-вторых, скрывал свое участие в сходке 23 августа: «Пошел гулять в Сормовский лес один. Погуляв один и никого не встретив и не видев (так в документе. — В. Н.) в лесу, я пошел домой». В-третьих, отрицал какое бы то ни было знакомство с арестованными вместе с ним рабочими, в том числе с ближайшим другом Леонидом Командиным.

Отрицать наличие при нем оружия Мочалов не мог, а поэтому дал простейшее объяснение: «Всегда ношу при себе, боясь нападения пьяных буянов». По условиям жизни в Сормове тех лет это выглядело правдоподобным, и законом не каралось. Другое дело, если бы в кармане обнаружили «Искру»... Но даже во время обыска в доме Мочалова никаких улик, «обличающих» его в принадлежности к социал-демократической организации, обнаружено не было: «Ничего вредного как печатного, так и письменного не найдено». Литература хранилась надежно. У охранки были лишь агентурные данные. Однако ротмистр Грешнер не хотел раскрывать своего осведомителя из сормовских рабочих Беляева, который сообщил, что во время сходки в числе бросившихся к опушке после сообщения о появлении полиции вооруженных рабочих он «заметил своего знакомого — рабочего Павла Мочалова». В надежде, что обнаружатся новые «улики» или кто-либо из семерых арестованных даст показания, их и держали в тюрьме.

«Тюремный университет» работал вовсю. Порядки в тюрьме были еще не столь жесткими, как впоследствии, после 1905 года. Арестованных содержали в общих камерах, во время прогулок они общались друг с другом. Поэтому до Мочалова моментально дошла весть, что в конце сентября 1903 года в тюрьму поступила группа хорошо ему знакомых сормовичей: Урыков, Чугурин, Савин, Хрусталев и другие. Они были арестованы по делу об убийстве шпика Пятницкого. По тому же делу был доставлен в тюрьму 18 сентября 1903 г. Яков Свердлов. (Он встречался с провокатором и публично разоблачил его.) Это дело послужило Мочалову весьма наглядным предметным уроком вреда индивидуального террора для рабочего движения.

Кто такой Пятницкий? Ответ находим в его характеристике, данной департаменту полиции начальником губернского охранного отделения: «Портняжный подмастерье, совершенно неграмотный; но тем не менее является одним из самых деятельных сотрудников по г. Нижнему Новгороду». Ротмистр Грешнер довольно-таки равнодушно сообщал 23 августа 1903 года, что Пятницкий «очень близок к провалу» вследствие того, что был привлечен к дознанию свидетелем. Освобожденный из-под ареста сормовский рабочий Минеев «заявляет всем и каждому, что Пятницкий шпион, о чем-де он, Минеев, узнал при допросе его в жандармском управлении». Для Грешнера этот провокатор — выжатый лимон, отстрелянная гильза. Через две недели после этого сообщения ротмистра, 17 сентября 1903 г., труп избитого палками до смерти Пятницкого был найден в лесу под Сормовом…»

МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ

Мочалов, Павел Степанович - знаменитый трагик (1800 - 1848), сын известного московского актера, бывшего дворового человека помещика Демидова. Учился в пансионе братьев Терликовых, одно время состоял слушателем Московского университета. С детства сцена неудержимо привлекала М. 17 лет от роду он с исключительным успехом дебютировал в Москве в роли "Полиника" ("Эдип в Афинах" Озерова). Поездка его за границу почему-то не состоялась. За тридцать лет (с небольшими перерывами) своего служения на московской сцене М. пришлось выступать в самых разнообразных ролях, не исключая и ролей в водевилях с пением. М. часто играл в комедиях князя Шаховского ("Аристофан", "Пустодомы", "Урок женатым" и др.), исполнял Альмавиву в "Севильском Цирюльнике", Чацкого в "Горе от ума", но большого впечатления не производил и своей игрой в комедиях всегда был недоволен. В мещанской драме М. пользовался огромным успехом. Его лучшие роли были Альфред Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока"), граф д"Обервиль ("Графиня д"Обервиль") и в особенности Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние", Коцебу), который, по словам Ап. Григорьева, "вырастал у него в лицо почти байроновской меланхолии". Из пьес русского репертуара М. выступал в драмах Ободовского, Полевого и Кукольника. В трагедиях Шиллера и Шекспира гений М. проявился во всю свою мощь. В пьесах Шиллера М. играл Дон-Карлоса, Карла и Франца ("Разбойники"), Фердинанда и Миллера ("Коварство и Любовь"), Мортимера ("Мария Стюарт"), в пьесах Шекспира - Отелло, Ричарда III, Лира, Ромео, Кориолана и Гамлета. Исполнение им роли Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра; он приводил в восторг всех, кто его видел в этой роли. Как и всегда, М. не дал вполне выдержанного типа, переделал меланхолического, слабовольного датского принца в человека исключительной энергии, огненного темперамента и чуть ли не титанической силы. Его игра была чересчур субъективна, но она подкупала художественным совершенством исполнения. "М. играл свою собственную душу" - писал Ап. Григорьев несколько лет спустя после Белинского, давшего яркое описание игры артиста в статье "Гамлет, драма Шекспира и М. в роли Гамлета". Современники в один голос характеризуют М. как артиста "Божьей милостью". Он рос и работал без всякой школы. Упорный, систематический труд, постоянное изучение ролей, которыми так много занимался соперник М. по сцене В.А. Каратыгин, были ему чужды. Он был рабом своего вдохновения, художественного порыва, творческого наития. Когда его оставляло настроение, он был посредственным артистом, с манерами провинциального трагика; его игра была неровна, на него нельзя было "положиться"; часто во всей пьесе он хорош был только в одной сцене, в одном монологе, даже в одной фразе. Гений М. не опирался, как у Каратыгина, на образование. Все попытки друзей артиста, например, С.Т. Аксакова, содействовать развитию М., ввести его в литературные кружки ни к чему не привели. Замкнутый, застенчивый, неудачник в семейной жизни, М. убегал от своих аристократических, образованных поклонников в студенческую компанию или запивал свое горе в трактире, с случайными собутыльниками. Всю жизнь он прожил "гулякой праздным", не создал школы и был положен в могилу с эпитафией: "безумный друг Шекспира". Перу М. принадлежит драма "Черкешенка" и несколько стихотворений, напечатанных в "Еж. Имп. Театр." (сезон 1900 / 1901 г., прил. 3). - См.: С.Т. Аксаков "Литературные и театральные воспоминания"; Барсуков "Жизнь и труды Погодина"; М.П. Погодин "Два слова о М." ("Антракт", 1868, ¦ 25); Каратыгин "Записки" (1880, Санкт-Петербург); А.Д. Галахов "Литературная кофейня в Москве" ("Русская Старина", 1886, ¦ 4); П.П. Вейнберг "Из моих театральных воспоминаний" ("Еженедельник Императорский Театр.", 1894 - 1895, кн. I); А.А. Ярцев "П.С. Мочалов" ("Еженедельник Императорский Театр.", 1896 - 1897, кн. 3). Об игре М. писали Белинский, Ап. Григорьев, Галахов ("Шекспир на Руси", "Русская сцена", 1864, ¦ 4), М.С. Щепкин ("Воспоминания", Санкт-Петербург, 1914), Сиротинин ("Арт.", 1893, ¦ 26). А. Поляков.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Павел Степанович , русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца - видного актёра московской …
  • МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ
    (1800-48) российский актер. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Прославился …
  • МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ
    знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком. М. не получил …
  • МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком. М. не …
  • ПАВЕЛ в Новейшем философском словаре:
    (Paulus) Апостол (первоначальное имя Савл или Саул) (ум. 66/67) - христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и …
  • ПАВЕЛ в Краткой биографической энциклопедии:
    Павел - в христианской церковной истории с этим именем известны: 1) П., житель Птолемаиды (умер в 273 г.), при въезде …
  • ПАВЕЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    VI (Paulus) (1897-1978) римский папа с 1963. Выступал за сохранение мира. Первый из римских пап, который, нарушив традицию затворничества пап …
  • ПАВЕЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Павел Петрович - император Всероссийский, сын имп. Петра III иимператрицы Екатерины II, род. 20 сент. 1754 г., вступил на престол,после …
  • МОЧАЛОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Павел Степанович) - знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком. …
  • ПАВЕЛ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПАВЕЛ в Энциклопедическом словарике:
    (еврейское Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. …
  • ПАВЕЛ
    П́АВЕЛ САМОСАТСКИЙ (3 в.), епископ Антиохийский в 260-х гг. Учение П.С., отрицавшее божеств. природу Иисуса Христа, было осуждено как ересь …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ ДИАКОН (Раulus Diaconus) (ок. 720- 799), автор "Истории лангобардов" (до 744). Из знатного лангобардского …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ VI (Раulus) (1897-1978), папа Римский с 1963. Выступал за сближение церквей. Нарушив традицию затворничества пап, не покидавших Ватикан с …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ I (1901-64), король Греции с 1947. Из династии Глюксбургов, брат греч. короля Георга II. Участник греко-тур. войны 1919-22. С …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ I (1754-1801), рос. император с 1796, сын императора Петра III и Екатерины II. Вступив на престол, стремился противопоставить "пагубной" …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Род. в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в евр. фарисейской …
  • ПАВЕЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АВЕЛ (Раulus) Юлий, рим. юрист 3 в. В 426 сочинениям П. была придана обязат. юрид. сила. Извлечения из работ П. …
  • МОЧАЛОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОЧ́АЛОВ Пав. Степ. (1800-48), актёр, крупнейший предст. романтизма в рус. т-ре. С 1817 на моск. сцене (с 1824 в Малом …
  • ПАВЕЛ
    Пестель, Буре, …
  • ПАВЕЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ПАВЕЛ в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, имя, савл, …
  • ПАВЕЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Павел, (Павлович, …
  • ПАВЕЛ в Словаре Даля:
    арх.-кем. …
  • ПАВЕЛ
    (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. …
  • МОЧАЛОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Павел Степанович (1800-48) , российский актер. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене (с 1824 в …
  • НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-20 Time: 08:55:11 Навигация Тема = Николай Гумилёв Википедия = Гумилёв, Николай Степанович Викитека = Николай Степанович Гумилёв Викисклад …
  • МОЛЧАЛИН, АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-11 Time: 12:20:36 Молчалин Алексей Степанович — герой комедии «Горе от ума». *Я только нес их для докладу, Что …
  • ГЕРАСИМ СТЕПАНОВИЧ ЛЕБЕДЕВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-24 Time: 09:08:03 Навигация Тема = Герасим Лебедев Википедия = Лебедев, Герасим Степанович Викитека = Гера?сим Степа?нович Ле?бедев (1749—1817) …
  • АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ ПЛАХОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-08-30 Time: 18:16:56 Андрей Степанович Плахов (р. 1950) — российский кинокритик и киновед. …
  • ЧИСТОСЕРДОВ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Чистосердов Дмитрий Степанович (1861 - 1919), протоиерей, священномученик. Память 26 декабря и …
  • УСПЕНСКИЙ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Успенский Павел Степанович (+ …
  • СТЕПАНОВ ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Степанов Федор Степанович (1869 - 1937), священник. Родился в 1869 году. Священник в …
  • СКОБЕЛЕВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скобелев Михаил Степанович (1887 - 1937), священник, священномученик. Память 18 сентября и …
  • СЕРГИЕВСКИЙ ИРОДИОН СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергиевский Иродион Степанович (1780 - 1830), протоиерей. Окончил курс Коломенской духовной семинарии и …
  • ПАРФЕНЮК ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Парфенюк Евгений Степанович (1921 - 2008), протоиерей. Родился 11 августа 1921 г. в …
  • ПАВЕЛ ТАГАНРОГСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел Таганрогский (1792 - 1879), блаженный. Память 10 марта. Блаженный Павел (Павел …
  • ПАВЕЛ ПРУССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел Прусский (1821 - 1895), архимандрит, известный деятель, писавший против старообрядческого раскола. …
  • ПАВЕЛ КОЛОМЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел (+ 1656), б. епископ Коломенский и Каширский, единственный из иерархов Русской Православной Церкви …
  • ПАВЕЛ (ГОРШКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел (Горшков) (1867 - 1950), игумен, наместник Псково-Печерского монастыря, организатор " Первой российской …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Степанович Ортутай (1914 - 1977), протоиерей. Родился 12 марта 1914 в селе …
  • ГУНДЯЕВ ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Степанович Гундяев (ок. 1878 - 1969), священник. Родился около 1878 года. Работал машинистом …
  • ГРИМАЛЬСКИЙ ЛЕОНТИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гримальский Леонтий Степанович (1869 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 13 февраля, …
  • ГРИБКОВ НАЗАРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грибков Назарий Степанович (1879 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 28 ноября, …
  • ГЕРАСИМ (МОЧАЛОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Герасим (Мочалов) (1870 - 1937), иеромонах, преподобномученик. Память 22 ноября, в …
  • ВЕРШИНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вершинский Дмитрий Степанович (1798 - 1858), протоиерей, в свое время пользовался известностью и как …