Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Мнение сына ефремова. «в органах считали: все фантасты - чьи-то агенты»

В биографии писателя-фантаста и профессора палеонтологии Ивана Ефремова до сих пор не раскрыта одна тайна. Умер он 5 октября 1972 года, а через месяц, 4 ноября, в его квартире органы КГБ провели многочасовой тщательный обыск. Что хотели найти? До сих пор неизвестно. Но существуют версии, согласно которым писатель предстает то как английский шпион, то как агент… другой цивилизации.

По свидетельству жены писателя Таисии Ефремовой, обыск начался с утра и закончился за полночь, проводили его одиннадцать сотрудников московского Управления КГБ, - рассказывает историк, доктор философии, заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра общества «Мемориал» Никита Петров. - По протоколу, искали «идеологически вредную литературу». Однако вынесли из квартире совсем другое.

В перечне изъятого старые фотографии Ефремова и его друзей, письма его к жене и читателей, квитанции, «оранжевый тюбик с иностранными словами», образцы минералов, разборная трость, «металлическая палица из цветного металла», книга про Африку, «различные химические препараты в пузырьках и баночках», которые оказались гомеопатическими лекарствами. Всего - 41 предмет.

Самое странное, что в поисках чего-то сотрудники КГБ прощупали все стены, потолки, полы металлоискателем, - продолжает Никита Васильевич. - На прямой же вопрос Таисиии, в чем обвиняется писатель, ответили: «Ни в чем, он уже покойник».

Однако обыск имел прискорбные последствия. Было приостановлено издание пятитомного собрания сочинений писателя - Ефремова не издавали до середины 1970-х годов. Даже не цитировали его в специальных трудах по палеонтологии, хотя Иван Антонович являлся основоположником целого научного направления.


Иван Ефремов и его жена Тая.

За 8 лет, что прошли после смерти писателя, спецы Второй службы (контрразведки) Московского управления КГБ состряпали 40 томов(!) дела оперативной разработки против фантаста. На следы какого преступления вышли оперативники?

ВЕРСИЯ 1: АНГЛИЙСКИЙ РАЗВЕДЧИК

Правда, что ходили слухи, будто бы что Ефремов - шпион?

Гэбисты считали, что Иван Антонович, как минимум, это не тот человек, за кого себя выдает, - говорит доктор Петров. - Якобы он англичанин, на которого подменили настоящего Ефремова во время экспедиции в Монголию. Или еще раньше – в годы юности.

Шпионская версия, конечно же, ущербна. Представьте: подставной, тщательно законспирированный резидент - он же стоит дорого. Должен работать на очень высоком уровне. А Ефремов «внедрен» в рядовой, не секретный Институт палеонтологии. Хотя до войны он работал в геологии - отрасли, которая могла представлять интерес для иностранной разведки. В конце 1940-х, когда СССР занят созданием атомной бомбы, а геологи ищут урановую руду, - наш «британский резидент» исследует ископаемых позвоночных в пустыне Гоби. Нет, что-то не то.

Появление шпионской версии можно объяснить лишь одним: в конце 1960-х, поднимая престиж КГБ, новый его председатель Юрий Андропов породил шпионофобию, всюду искали иностранных агентов-нелегалов. Вот и Ефремова «нашли».

ВЕРСИЯ 2: ЖЕРТВА ОТРАВЛЕНИЯ

Сама слышала однажды, что Ефремова убили…

Было и такое подозрение. Дело в том, что при жизни за Иваном Антоновичем вели слежку оперативники. И один из них докладывал начальству: смерть писателя наступила в тот момент, когда «объект» вскрыл письмо, полученное им якобы из какого-то иностранного посольства. На основании этой справки было сделано следующее заключение: английская разведка, установив, что чекистское кольцо вокруг ее резидента замкнулось, убрала его, направив Ефремову письмо, обработанное сильнодействующим ядом.

Но только, по свидетельству жены Ефремова, тот скончался ночью в постели от очередного сердечного приступа. И в 1989 году в официальном письменном ответе Следственного отдела Московского управления КГБ подтвердили, что «возникшие подозрения о возможности его насильственной смерти не подтвердились».

В романе «Час быка» писатель порочит коммунистический образ жизни - наше светлое будущее. Может, он был тайным антисоветчиком?

В 1970-м Ефремова, действительно, заподозрили в попытках иносказательно критиковать советскую действительность. Даже председатель КГБ Юрий Андропов 28 сентября 1970 года в письме в ЦК КПСС прямо пишет, что Ефремов в романе «Час быка» «под видом критики общественного строя на фантастической планете «Торман» клевещет на советскую действительность». Секретарь ЦК Петр Демичев, отвечавший тогда за идеологию и культуру, пригласил писателя на беседу. Попросил внести кое-какие правки в текст. И Ефремов согласился. Роман, в итоге, издали. А изымать из библиотек начали уже после таинственного обыска.

Так что дело было не в «Часе быка». И в диссидентском движении писатель не участвовал.

Очевидно, что все три версии выглядят сомнительными. В чем же тогда причина странного обыска? Удалось ли найти какие-нибудь свидетельства, которые бы проясняли загадку?


Историк Никита Петров.

Да, я изучал документы по делу Ефремова, заведенному в Отделе по надзору за следствием в органах государственной безопасности Прокуратуры СССР. Но и они, на удивление, никак не проясняют тайну. 22 января 1973 года - почти через 4 месяца после того, как писатель скончался, следственный отдел Московского УКГБ возбудил уголовное дело по факту смерти Ефремова «в связи с неясностью причины смерти и для проверки его личности». Несколько раз следствие продлевали, и, наконец, прекратили 7 марта 1974 года «за отсутствием события преступления».

Если бы писателя всерьез подозревали в сотрудничестве с иностранными разведками, то в деле имелось бы прямое указание на сей счет. Там же были заявлены иные мотивы, включая «проверку личности». Будто бы Ефремов и в самом деле был «не тот, за кого себя выдавал».

Среди тысяч надзорных дел Прокуратуры СССР дело Ефремова - единственное, из которого неясно, на предмет чего оно заведено.

МНЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ

Председатель секции прозы Союза писателей Санкт-Петербурга, писатель Андрей Измайлов:

«В ОРГАНАХ СЧИТАЛИ: ВСЕ ФАНТАСТЫ - ЧЬИ-ТО АГЕНТЫ»

Эту версию я услышал от ныне покойного Аркадия Стругацкого. По его словам, в конце 1960-х и начале 1970-х годов в двух организациях США - контрразведке и в армии были созданы учреждения, которые серьезно занимались «летающим тарелкам» и возможностью проникновения на Землю инопланетян.

Вот, что в свое время рассказал мне по этому поводу Аркадий Натанович: «У наших могла появиться аналогичная идея, - предполагал. - И тогда же у любителей фантастики родилась идея-фикс: мол, ведущие писатели-фантасты это агенты внеземных цивилизаций. Мы с братом получили не одно письмо про инопланетных шпионов. Можно себе представить, что вновь созданный отдел компетентных органов возглавил чрезвычайно романтически настроенный офицер, который поверил в абсурд «фантасты суть агенты». И потому за Ефремовым стали наблюдать. При жизни трогать боялись: бог знает, чего ждать от инопланетянина. А узнав о смерти, пришли в надежде что-нибудь найти.

Я ставлю себя на место гипотетического романтического офицера, и рассуждаю здраво: если Ефремов - агент внеземной цивилизации, то должно быть какое-то средство связи. Но как выглядит средство связи у цивилизации, обогнавшей нас лет на триста-четыреста, да еще и хорошенько замаскировавшей это средство?! Поэтому брали первое, что попалось. Потом, удовлетворенные тем, что взятое не есть искомое, все вернули».

И ведь в самом деле - все сходится: посмертный обыск, металлоискатель, изъятие химических препаратов. Они даже пытались вскрыть урну с прахом писателя, которая в ту пору хранилась дома. А на допросах все выспрашивали у его супруги, почему не проводилось вскрытие тела? Почему кремация, вопреки обычаю, последовала на второй день после смерти? Да и вообще как давно она знает мужа? Словно бы искали инопланетные артефакты и анатомические отличия замаскированного пришельца.

Кстати, если придерживаться внеземной версии, то и некоторые факты обычной, в общем-то, биографии писателя можно истолковать соответствующим образом. Например, вполне себе подозхрительными выглядят его геологические изыскания и раскопки останков позвоночных. Или тяга к «черепам динозавров». Был такой рассказ у Ефремова, как палеонтологи в могильнике ящеров нашли череп инопланетянина.

В среде любителей фантастики авторитет Ефремова был велик, за ним прочно закрепилась слава человека, предвосхитившего некоторые научные открытия. Вспоминали в этой связи, например, о голографии. Все это в совокупности мистифицировало сотрудников органов, которые даже за довольно невинными событиями видели некие «тайные пружины», «влияние извне». При таком подходе писатель мог стать подозрительной или удобной для отработки теорий фигурой.

Разработчики версии «Ефремов-пришелец» даже своему прямому руководству не могли прямо сказать о «внеземных подозрениях». И доверить бумаге не осмеливались. От этого, возможно, и нет прямых доказательств связи писателя с инопланетянами. Их и не может быть.

МНЕНИЕ СЫНА ЕФРЕМОВА

ВОЗМОЖНО, БЫЛ ДОНОС

На международном симпозиуме «Иван Ефремов - ученый, мыслитель, писатель. Взгляд в 3-е тысячелетие. Предвиденья и прогнозы», прошедшем в Биоцентре РАН, сын писателя, геолог Аллан Ефремов, на вопрос «а был ли донос перед обыском?», ответил:

Несомненно. Но кто именно точно написал, мы не знаем. Да, мы имеем определенные подозрения, но пока они не подтверждены, говорить, считаю, не имеем права.

Однако старший следователь по особо важным делам следственного отдела УКГБ при СМ СССР по г. Москве и Московской области подполковник Ришат Хабибуллин, проводивший обыск, уверял в беседе с журналистами, что доноса не было.

МНЕНИЕ ДРУГОГО СПЕЦИАЛИСТА

Физик, исследователь околонаучной мифологии Павел Полуян:

«АСТРАЛЬНЫЙ» ШПИОНАЖ БЫЛ ПРОДУКТИВНЕЕ РЕАЛЬНОГО»

Иван Ефремов был не просто писатель, а геолог-палеонтолог, профессор, лауреат Сталинской премии. Помимо раскопок динозавров в пустыне Гоби, он участвовал в поиске руд, в том числе урана, – знал многое. Однажды опубликовал рассказ с описанием алмазного месторождения в Якутии – то есть раскрыл гостайну. Пришлось Ефремову доказывать «в органах», что описание дал по наитию – еще до того, как нашли там первый алмаз. Не утечка информации, а сбывшийся научный прогноз. И это не единичное его прозрение.

Не в этом ли причина? Возможно, секретные службы Советского Союза озаботились не шпионством, а очевидной загадкой: как писатель получает пророческую информацию? Например, в рассказе «Эллинский секрет» говорится о странных снах. Герой видит себя в древней Греции и узнает рецепт вещества, размягчающего слоновую кость, что позволяет создавать изделия поразительной утонченности. Объяснение: генная память – знания предков передаются потомкам, записанные в ДНК.

Позднее генная память превратилась у Ефремова в «ноосферу». Так геохимик Вернадский называл сферу деятельности разума. Но писатель-фантаст «ноосферу» отождествил с тем, что в индийской мифологии именуется «Небесные хроники Акаши». Это уже не гены, а некая геофизическая структура, которая записывает и хранит информацию о происходящем на планете Земля. Возможно, с таким «банком данных» и вступал писатель в контакт - получал из «ноосферы» картинки времен египетских фараонов, Александра Македонского и Таис Афинской.

Но откуда вообще берется информация о будущем, об инопланетных мирах и продвинутой сверхнауке? На этот вопрос писатель отвечает в романе «Туманность Андромеды». Там говорится про «Великое кольцо»: космос заполнен визуальной информацией, которую посылают с далеких звезд наши братья по разуму. В романе эти радиосигналы улавливаются спутниками. Но сделан намек и на другие контакты: героя книги во время эксперимента посещает видение инопланетянки, она изрекает: «Оффа алли кор!» Как будто Ефремов рассказывает о своем собственном опыте сверхчувственного восприятия.

Загадочные слова «оффа алли кор» до сих пор звучат как заклятье, и любители книг Ефремова призносят их, как секретный пароль. Но что означают эти слова - так никто и не догадался. Может, узнаем, когда действительно встреча двух космических цивилизаций произойдет?

Но многие обвиняли Ефремова в излишнем мистицизме. На такие нападки Ивану Антоновичу даже пришлось дать ответ в статье в «Комсомольской правде» 28 января 1968 года: «Во второй половине нашего века уже нельзя больше проводить знака равенства между мистикой и парапсихологическими явлениями». В 1962 году членкор АМН СССР Леонид Васильев издал книгу «Экспериментальные исследования мысленного внушения», а в Чехословакии как раз тогда прославился Станислав Гроф, создавший трансперсональную психологию с внетелесными путешествиями.

Понятно, что спецслужбы не могли не интересоваться такой «экстрасенсорикой»: вдруг «астральный» шпионаж окажется продуктивнее реального? Вероятно, именно этим объясняется столь пристальный интерес советских разведывательных органов к личности писателя Ефремова…

Тайна писателя-фантаста стала пеплом, что захоронен под странным каменным многогранником на Комаровском кладбище.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Какие «предсказания» Ефремова сбылись?

В 1944 году в рассказе «Алмазная труба» писатель рассказал об открытии месторождения алмазов в Якутии. А в 1954 году, всего на 300 км южнее от описываемых в рассказе мест, было открыто первое якутское месторождение алмазов - трубка «Мир».

Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае - в рассказе «Озеро горных духов» (1943).

Голография - в рассказе «Тень минувшего» (1945).

Особенность поведения жидких кристаллов - в рассказе «Атолл Факаофо»(1944).

В романе «Туманность Андромеды» (1955): трехмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном, геостационарный спутник, который всегда находится над одной точкой земной поверхности, и экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение.

ОТ РЕДАКЦИИ

Мы направляем запрос в УФСБ по Москве и Московской области с тем, чтобы понять истинные причины обыска и уголовного дела, заведенного после смерти Ивана Ефремова.

Иван Антонович Ефремов - легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века. Иван Антонович родился в поселке Вырица под Петербургом. Отец его - солдат лейб-гвардеец из заволжских крестьян, ставший крупным лесоторговцем, имел прекрасную библиотеку. Рано научившийся читать, Ваня с 6 лет увлекся романами Жюля Верна, книгами о путешествиях.

В годы революции Ефремов становится воспитанником красноармейской автороты, проходит с ней по дорогам гражданской войны до Перекопа. После этого возвращается в Петроград, где работает чернорабочим, подручным шофера и учится в трудовой школе. Уже в это время Иван Ефремов знакомится с рядом ученых, получает возможность пользоваться крупными научными библиотеками. Особую роль в его судьбе сыграл знаменитый зоолог и палеонтолог академик П. П. Сушкин, распорядившийся поставить стол для юного энтузиаста науки в своем рабочем кабинете.

Сдав экзамены за Мореходные классы, Ефремов уезжает служить на Тихий океан, затем переводится на Каспий. Через некоторое время П. П. Сушкину удается выхлопотать ставку в геологическом музее для своего любимого ученика. Ефремов работает препаратором, посещает лекции в университете и ездит в многочисленные палеонтологические экспедиции - на Север, Урал, в Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан, Киргизию.

В 20 лет Ефремов публикует свою первую научную работу, через несколько лет их насчитываются уже десятки. С 1929 года Иван Антонович начинает принимать самое активное участие и в геологических исследованиях, также совершая ряд открытий. Расширяется «география» его экспедиций - Сибирь, Якутия, Монголия, пустыня Гоби...

В 1935 г. Ефремов заканчивает экстерном геолого-разведывательный факультет Горного института, а в марте 1941 г. получает степень доктора биологических наук. Его имя приобретает все большую известность, особенно после того, как он становится основоположником тафономии - науки о закономерностях исследования древней жизни на Земле. В 1952 году его книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950) отмечается Государственной премией.

С литературой, которой Ефремов увлекался с детства, его прочно связала болезнь. В 1942 году он оказывается надолго прикованным к постели. Человек неукротимой энергии, он находит ей выход в создании цикла своих первых приключенческих и научно-фантастических новелл, которые объединяет названием «Рассказы о необыкновенном». Это были «Эллинский Секрет», «Олгой-Хорхой», «Озеро Горных Духов» и другие.

С 1944 г. эти и другие рассказы начинают публиковаться в «Новом мире», «Технике молодежи», в военных журналах «Краснофлотец» и «Красноармеец». Вскоре выходят отдельные сборники, названные по одноименным рассказам: «Встреча над Тускаророй» (1944), «Белый Рог» (1945), «Алмазная Труба» (1946), в сборник «Семь румбов» должен был войти рассказ «Сумашедший танк», но сам автор его забраковал, а «Эллинский секрет» не пропустил редактор, поэтому озаглавлен по числу вошедших в них произведений: «Пять румбов» (1944). Одним из первых высоко оценил литературный дебют Ефремова тяжело больной А. Н. Толстой - за правдоподобие необычайного и изящный стиль.

Вскоре к 13 рассказам, опубликованным в 1944-1945 годах, прибавляется историческая дилогия «Великая Дуга» (повести «На краю Ойкумены», 1949, и «Путешествие Баурджеда», 1953), первые «космические повести» («Звездные Корабли», 1947, и «Сердце Змеи», 1959), а также увлекательный путевой дневник «Дорога Ветров» (1956).

Ефремов рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия. Славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет «Туманности Андромеды» (1957) и «Часа Быка» (1968). Оба романа, подчеркнуто обращенные к молодежной читательской аудитории, представляют собой образное воплощение антропоморфической гипотезы автора, считавшего что любые формы жизни на определенном этапе развития должны стать человекообразными. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо Миров. Законы эволюции универсальны для всей Вселенной - и главный среди них - борьба с ИНФЕРНО. Судьба цивилизации зависит от того, как решается ею частная судьба человека - ведь «человек - та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая». Свой оптимизм автор черпает в утверждении колоссальных возможностей человека, а не в надеждах на неких «высших существ» из Космоса.

Одна из лучших русских утопий нового времени - «Туманность Андромеды» создавалась под влиянием писательского кредо - «либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мертвой планете». Сочетание строгой научности взгляда с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и «изящный, холодный стиль» (по определению А. Н. Толстого). «Отстраненность» взгляда героев романа на окружающую действительность, так же как «холодноватость» авторского видения объяснялись установкой писателя на воссоздание взгляда человека будущего на его настоящее, а не человека сегодняшнего дня на его будущее - «их горе - не наше горе, их радости - не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными...». В 1959 году роман получил первую премию на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

По мнению автора главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.

Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И. А. Ефремова «Час Быка». Этот роман появился через 10 лет после «Туманности Андромеды» и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности «другого пути» цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз «посткоммунистическая» Земля - лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс - планета эволюционного тупика, в который зашла цивилизация, нарушившая основной закон эволюции - параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ - так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания). Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком «опасной» для своего времени: через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет «вредной идеологической литературы», забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а «опальный» роман был запрещен к изданию.

Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы «Лезвие бритвы» (1963) - посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности - и «Таис Афинская» (1972) - написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях - ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека.

Уникальными были и дарование и сама личность И. А. Ефремова. Проникновение в глубинные закономерности развития природы и общества дает носителям такого разума феномен предчувствия и предвидения. К этому следует добавить и дар футуролога. Общеизвестно, что месторождение алмазов в Якутии нашли именно там, где происходило действие рассказа «Алмазная Труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в «Озере Горных Духов». Ефремовская фантастика стала реальностью, когда в Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных. Изобретатель голографии Ю. И. Денисюк подчеркивал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе «Тень Минувшего».

Последний период жизни и творчества Ефремова оказался для него очень нелегким - огромной работы потребовали романы, катастрофически ухудшалось здоровье. Многие замыслы остались незавершенными. Были задуманы и «выношены»: повесть о Руси ХIII в. «Дети Росы», роман «Чаша отравы», повесть о бое броненосца «Ретвизан» с японской эскадрой, автобиографическая повесть «Последние зубцы».

Легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века. Иван Антонович родился в поселке Вырица под Петербургом. Отец его - солдат лейб-гвардеец из заволжских крестьян, ставший крупным лесоторговцем, имел прекрасную библиотеку. Рано научившийся читать, Ваня с 6 лет увлекся романами Жюля Верна, книгами о путешествиях.

В годы революции Ефремов становится воспитанником красноармейской автороты, проходит с ней по дорогам гражданской войны до Перекопа. После этого возвращается в Петроград, где работает чернорабочим, подручным шофера и учится в трудовой школе. Уже в это время Иван Ефремов знакомится с рядом ученых, получает возможность пользоваться крупными научными библиотеками. Особую роль в его судьбе сыграл знаменитый зоолог и палеонтолог академик П. П. Сушкин, распорядившийся поставить стол для юного энтузиаста науки в своем рабочем кабинете.

Сдав экзамены за Мореходные классы, Ефремов уезжает служить на Тихий океан, затем переводится на Каспий. Через некоторое время П. П. Сушкину удается выхлопотать ставку в геологическом музее для своего любимого ученика. Ефремов работает препаратором, посещает лекции в университете и ездит в многочисленные палеонтологические экспедиции - на Север, Урал, в Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан, Киргизию.

В 20 лет Ефремов публикует свою первую научную работу, через несколько лет их насчитываются уже десятки. С 1929 года Иван Антонович начинает принимать самое активное участие и в геологических исследованиях, также совершая ряд открытий. Расширяется «география» его экспедиций - Сибирь, Якутия, Монголия, пустыня Гоби...

В 1935 г. Ефремов заканчивает экстерном геолого-разведывательный факультет Горного института, а в 1940 г. получает степень доктора биологических наук. Его имя приобретает все большую известность, особенно после того, как он становится основоположником тафономии - науки о закономерностях исследования древней жизни на Земле. В 1952 году его книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950) отмечается Государственной премией.

С литературой, которой Ефремов увлекался с детства, его прочно связала болезнь. В 1942 году он оказывается надолго прикованным к постели. Человек неукротимой энергии, он находит ей выход в создании цикла своих первых приключенческих и научно-фантастических новелл, которые объединяет названием «Рассказы о необыкновенном». Это были «Эллинский Секрет», «Олгой-Хорхой», «Озеро Горных Духов» и другие.

С 1944 г. эти и другие рассказы начинают публиковаться в «Новом мире», «Технике молодежи», в военных журналах «Краснофлотец» и «Красноармеец». Вскоре выходят отдельные сборники, названные по одноименным рассказам: «Встреча над Тускаророй» (1944), «Белый Рог» (1945), «Алмазная Труба» (1946), в сборник «Семь румбов» должен был войти рассказ «Сумашедший танк», но сам автор его забраковал, а «Эллинский секрет» не пропустил редактор, поэтому озаглавлен по числу вошедших в них произведений: «Пять румбов» (1944). Одним из первых высоко оценил литературный дебют Ефремова тяжело больной А. Н. Толстой - за правдоподобие необычайного и изящный стиль.

Вскоре к 13 рассказам, опубликованным в 1944-1945 годах, прибавляется историческая дилогия «Великая Дуга» (повести «На краю Ойкумены», 1949, и «Путешествие Баурджеда», 1953), первые «космические повести» («Звездные Корабли», 1947, и «Сердце Змеи», 1959), а также увлекательный путевой дневник «Дорога Ветров» (1956).

Ефремов рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия. Славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет «Туманности Андромеды» (1957) и «Часа Быка» (1968). Оба романа, подчеркнуто обращенные к молодежной читательской аудитории, представляют собой образное воплощение антропоморфической гипотезы автора, считавшего что любые формы жизни на определенном этапе развития должны стать человекообразными. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо Миров. Законы эволюции универсальны для всей Вселенной - и главный среди них - борьба с ИНФЕРНО. Судьба цивилизации зависит от того, как решается ею частная судьба человека - ведь «человек - та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая». Свой оптимизм автор черпает в утверждении колоссальных возможностей человека, а не в надеждах на неких «высших существ» из Космоса.

Одна из лучших русских утопий нового времени - «Туманность Андромеды» создавалась под влиянием писательского кредо - «либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мертвой планете». Сочетание строгой научности взгляда с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и «изящный, холодный стиль» (по определению А. Н. Толстого). «Отстраненность» взгляда героев романа на окружающую действительность, так же как «холодноватость» авторского видения объяснялись установкой писателя на воссоздание взгляда человека будущего на его настоящее, а не человека сегодняшнего дня на его будущее - «их горе - не наше горе, их радости - не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными...». В 1959 году роман получил первую премию на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

По мнению автора главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.

Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И. А. Ефремова «Час Быка». Этот роман появился через 10 лет после «Туманности Андромеды» и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности «другого пути» цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз «посткоммунистическая» Земля - лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс - планета эволюционного тупика, в который зашла цивилизация, нарушившая основной закон эволюции - параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ - так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания). Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком «опасной» для своего времени: через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет «вредной идеологической литературы», забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а «опальный» роман был запрещен к изданию.

Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы «Лезвие бритвы» (1963) - посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности - и «Таис Афинская» (1972) - написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях - ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека.

Уникальными были и дарование и сама личность И. А. Ефремова. Проникновение в глубинные закономерности развития природы и общества дает носителям такого разума феномен предчувствия и предвидения. К этому следует добавить и дар футуролога. Общеизвестно, что месторождение алмазов в Якутии нашли именно там, где происходило действие рассказа «Алмазная Труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в «Озере Горных Духов». Ефремовская фантастика стала реальностью, когда в Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных. Изобретатель голографии Ю. И. Денисюк подчеркивал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе «Тень Минувшего».

Последний период жизни и творчества Ефремова оказался для него очень нелегким - огромной работы потребовали романы, катастрофически ухудшалось здоровье. Многие замыслы остались незавершенными. Были задуманы и «выношены»: повесть о Руси ХIII в. «Дети Росы», роман «Чаша отравы», повесть о бое броненосца «Ретвизан» с японской эскадрой, автобиографическая повесть «Последние зубцы».

(1907-1972) русский писатель и ученый

Фантастические романы Ивана Антоновича Ефремова сразу же обрели популярность среди миллионов читателей. Он создавал свои произведения в послевоенное время, когда страна только начинала залечивать нанесенные войной раны. Трагедия коснулась практически каждой семьи, и казалось, что живая память о пережитом требовала разговора именно об этом. Писатель же сознательно уводил своих читателей в глубину веков или в необъятные просторы отдаленных галактик. Но он удивительным образом предвосхитил читательский интерес к новым открытиям, которые будут совершены вместе с полетами человека в космос.

Жизнь Ивана Ефремова, можно сказать, распадается на две составляющие. Он был ученым и писателем, причем даже трудно сказать, какая его ипостась оказалась наиболее существенной для общества.

Еще в детстве, в деревне Вырица под Петербургом, Иван Ефремов увлекся чтением, поскольку в доме его родителей была большая библиотека. Правда, отец не имел никакого отношения к творческой интеллигенции: он был известным в городе лесоторговцем, однако считал, что книги являются свидетельством благосостояния семьи. Маленький Ваня перечитал практически все из домашней библиотеки и множество других книг, которые брал у друзей. Так получилось, что первыми авторами, которых он прочитал, стали Жюль Верн , Дж. Конрад, Р. Хаггард.

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Ивана, если бы не болезнь младшего брата. Врачи посоветовали мальчику перемену климата, и вся семья перебралась на юг, в город Бердянск. Там Иван пошел в школу, но закончить ее не успел, поскольку началась революция. К тому же родители развелись, и мальчики оказались в доме своей тети, жившей в Херсоне.

Стихия революции и гражданской войны захлестнула не только взрослых, но и подростков. Как и многие другие ребята, Иван Ефремов отправился на фронт и оказался в автороте при штабе Шестой армии. Вместе с красноармейцами он участвовал в штурме Перекопа, а после разгрома Врангеля вернулся домой. К тому времени его отец разыскал и забрал к себе младших детей, а Иван оказался практически предоставленным самому себе.

В то время в Херсоне трудно было заработать на жизнь, и Иван Ефремов уезжает в Петроград. Там он работает то помощником шофера, то пильщиком дров, то просто чернорабочим. Одновременно учится в школе, стремясь как можно скорее наверстать упущенное и догнать сверстников. Именно в это время он заинтересовался палеонтологией - наукой об ископаемых животных.

Прочитав в журнале «Природа» статью известного ученого-палеонтолога П. Сушкина о северодвинской пермской фауне, Ефремов решил с ним познакомиться и написал письмо в редакцию. Письмо Сушкину передали, и он пригласил юношу к себе в Геологический музей. Так постепенно возникла их дружба, а позже и научное сотрудничество.

Однако Иван Антонович Ефремов еще не определился в выборе будущей профессии, он был полон романтики, мечтал увидеть дальние страны и потому отправился во Владивосток. К тому времени он уже имел диплом штурмана, но ему пришлось работать матросом на кораблях дальнего плавания. Ефремов посетил множество южных морей и навсегда заболел страстью к путешествиям.

Через год он поддался на уговоры Сушкина и поступил учиться в Ленинградский университет на геологоразведочный факультет. Одновременно он устроился препаратором в Геологический музей.

Однако страсть к путешествиям не оставляла его, и каждое лето Иван Ефремов неизменно отправлялся в различные экспедиции. Он искал ископаемых животных и открывал для себя неизведанные места. Уже во время первой поездки на север России в 1928 году он открыл обширные захоронения древнейших земноводных, необычайно хорошо сохранившихся. Ефремов обладал необыкновенной везучестью, которую сам объяснял достаточно просто: если отправляешься в экспедицию, обязательно должен что-то найти. И он пытался найти нефть, уголь, золото, рудные месторождения. Попутно уточнялись географические карты и велись топографические съемки. При этом работать часто приходилось в экстремальных условиях, без транспорта и радио.

С 1924 по 1935 год Иван Антонович Ефремов участвовал в экспедициях в Закавказье, Среднюю Азию и Восточную Сибирь, И отовсюду он привозил скелеты древних животных. На основе их изучения Ефремов постепенно отрабатывал научную методику исследования процессов формирования земного рельефа. Причем выводы ученого нередко опережали науку своего времени. Так, в частности, Иван Ефремов впервые заговорил о необходимости изучать рельеф океанического дна. Но его статья получила отрицательную оценку рецензента, который счел доводы молодого ученого фантастикой. Правота его стала очевидной лишь после открытия эхолокации.

Наиболее же примечательными оказались его поездки, совершенные в 1946-1949 годах в пустыню Гоби. Тогда Иван Антонович Ефремов не только открыл неизвестные скопления скелетов динозавров, но и опроверг теорию работавших там в 30-е годы американцев, которые утверждали, что на этом месте всегда была пустыня. Ефремов доказал, что в далеком прошлом здесь было обширное море, населенное множеством животных. Правда, сделанный им в 1957 году, а затем и в 1959 году в Пекине доклад «О биологических основах палеозоологии» вызвал неоднозначную реакцию ученых. Но позднейшие находки морских ископаемых снова подтвердили его правоту.

В то же время, Иван Ефремов постоянно ощущал недостаток знаний и поэтому поступил на геологический факультет Горного института, который закончил экстерном, всего за три года. Сочетание геологического и биологического подходов и привело Ефремова к созданию новой науки - тафономии. Он разработал методику, которая позволяла восстанавливать ландшафт, животный и растительный мир безмерно далеких геологических эпох. Открытие Ивана Ефремова позволяло заглянуть в прошлое и понять динамику процессов, происходивших на Земле в течение миллионов лет. Обобщением его наблюдений стала книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950).

Казалось, Иван Ефремов добился всего, чего хотел: в 1940 году он являлся автором 65 научных работ, получил степень доктора биологических наук. Но как же случилось, что известный ученый-палеонтолог, чье имя уже приобрело международную известность, стал не менее известным писателем?

Несколько раз Иван Антонович Ефремов пытался писать рассказы о своих путешествиях, но всякий раз обстоятельства мешали ему, да и качество написанного не удовлетворяло. Так продолжалось до 1942 года, когда он заболел тифоидной лихорадкой и оказался надолго прикованным к постели. Тогда-то ученый и начал писать.

Всего за несколько месяцев, Иван Ефремов написал первый рассказ и отправил его в журнал «Техника - молодежи». Рассказ напечатали, и, вдохновленный своим первым успехом, Ефремов написал еще несколько рассказов, которые составили цикл «Семь румбов». Начиная с 1944 года он уже серьезно занимается литературой. Его рассказы печатаются в разных журналах, а в издательстве «Молодая гвардия» выходит первый однотомник.

Очень большое значение для творчества Ивана Ефремова имела его встреча с известным писателем Алексеем Николаевичем Толстым , который сказал, что самое ценное в рассказах Ефремова - «правдоподобность необычайного», исходящая из глубокого знания всего, что он описывает. Позже ученый признавался, что после беседы с Толстым он окончательно поверил в свое призвание стать писателем. После разговора с маститым литератором, Иван Антонович Ефремов передал свои рассказы в журнал «Новый мир».

В его творчестве очень удачно соединился талант ученого и писателя. Занявшись литературой, он получил возможность описывать свои научные идеи в художественной форме. Не случайно сюжет одного из рассказов Ефремова - «Тень минувшего» - подтолкнул физика Ю. Денисюка к изобретению голографии.

Первые произведения Ивана Ефремова часто возникали из научных гипотез, некоторые из которых в будущем подтвердились. Таковой стала, например, гипотеза о существовании наскальных рисунков, которую он изложил в рассказе «Юрта ворона». В другом же рассказе, «Алмазная труба» (1945), писатель предсказал открытие месторождения алмазов в Якутии. Свои замыслы Ефремов брал не только из различных наук, но и из фольклора, с которым знакомился во время экспедиций. Так, в частности, появилась его повесть «Дорога ветров». Однако вымысел в произведениях Ивана Ефремова всегда связывается с реально допустимыми, хотя и маловероятными, на первый взгляд, причинами.

К концу войны, Иван Ефремов написал еще несколько рассказов, а уж потом перешел к более крупному жанру - повести. В 1949 году он публикует историческую дилогию «Великая дуга», которая имела еще одно название - «На краю Ойкумены» - и была переработана писателем в 1956 году. Вслед за этой повестью вышел роман «Путешествие Баурджеда».

В этих произведениях писатель показывает мир глазами древних египтян и ярко воссоздает не только картины быта, но и природу минувших эпох. Тогда же в творчестве Ефремова появляется космическая тема. Он пишет повесть «Звездные корабли», в которой впервые обращается к теме пришельцев с далеких планет. Она явилась как бы пробой пера на пути создания более крупных произведений. Вместе с тем Иван Ефремов одним из первых задумался о существовании других цивилизаций.

После большой экспедиции в пустыню Гоби писатель выпускает книгу очерков «Дорога ветров», в которых соединяет реальность и фантастику. Сам автор предстает в них сразу в двух временных планах - он видит настоящее и далекое прошлое. Так постепенно, от произведения к произведению, Иван Ефремов оттачивал литературную технику и раздвигал границы своих произведений. Одновременно он окончательно определил содержательную структуру своих книг, в которых будут соединяться зрительные картины прошлого и настоящего, анализ научных гипотез, философские размышления автора и некоторые его футурологические прогнозы.

От научно-технической утопии писатель переходит к фантастике. Роман «Туманность Андромеды» (1957) не только ознаменовал новую страницу в творчестве Ефремова, но и стал этапным в развитии всей фантастической литературы. Правда, другие писатели-фантасты не стали продолжать предложенную Ефремовым форму утопии.

Конечно, для современного читателя, многие новации Ивана Ефремова кажутся наивными, но в главном - жизнеутверждающем пафосе книги, ярких образах героев - его творчество нисколько не устарело и сейчас. Напротив, ставшие реальностью длительные космические экспедиции подтвердили, что во многих случаях Ефремов оказался прав.

В романе «Туманность Андромеды» он рассказывает историю звездолета «Лебедь», который отправился в путешествие к далеким мирам. Ефремов показывает мир будущего изнутри, он как бы становится современником описываемых событий и уже оттуда смотрит в прошлое, т.е. в наше время. Впоследствии, этот художественный прием Ивана Антоновича Ефремова прочно войдет в фантастическую прозу всех стран. Интересен и язык романа. Писатель делает его подчеркнуто литературным, старательно избегая вульгарных оборотов, бытовизмов. Вслед за первым романом он публикует повесть «Сердце Змеи», в которой завершает рассказ о своих героях. Повествование о встрече представителей двух разных миров, находящих взаимопонимание, несмотря на полную физическую несовместимость, прозвучало весьма актуально.

Действие следующего романа Ивана Ефремова - «Лезвие бритвы» (1963) - происходит в наши дни. В нем писатель соединяет фантастику и детектив. По мысли Ефремова, яркий, захватывающий сюжет произведения должен был привлечь самого разного читателя, независимо от уровня его образования. Но роман получился слишком рыхлым и перегруженным подробностями.

Возможно, поэтому писатель снова обратился к жанру чистой фантастики. Роман «Час быка» (1969) стал последним крупным произведением Ивана Антоновича Ефремова. Он вновь переносит действие в далекое будущее, используя уже привычную для себя форму утопии. Но пафос романа стал совершенно иным. Вместо привычного для писателя оптимизма в нем звучат ноты трагического предостережения. Это произведение, конечно, отражает изменения во взглядах и самого писателя - ведь в стране начиналась эпоха застоя. Поэтому практически сразу же после первого издания роман был запрещен, изъят из библиотек и вернулся к читателям лишь много лет спустя.

Иван Ефремов написал также несколько исторических произведений. Это романы «Таис Афинская» и «Рок Персеполиса». Однако историческими их можно назвать скорее условно, поскольку фантастика в них преобладает над исторической точностью, свойственной этому жанру.

В истории отечественной культуры Иван Ефремов остался не только как известный ученый-палеонтолог и основоположник новейшей советской фантастики, но и как интересный мыслитель, внесший немало любопытного в теорию цивилизаций, общения между мирами и прогнозирования будущего человечества.

Ива́н Анто́нович Ефре́мов (9 (22) апреля 1908, Вырица, Санкт-Петербургская губерния - 5 октября 1972, Москва) - русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии; философ-космист и социальный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952).Известен благодаря своим книгам, в которых показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества.
Согласно записи в метрической книге, родился в семье вырицкого лесопромышленника в 1908 году, однако ещё в юности Ефремов приписал себе год, чтобы раньше начать работать, поэтому обычно в своих автобиографиях он ставил годом рождения 1907-й.

Биография

Способности Ефремова проявились достаточно рано: в четыре года он научился читать, в шесть - познакомился с творчеством Жюля Верна и полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных. В 1914 году его семья переехала в Бердянск, где он поступил в гимназию. Во время революции родители развелись, и в 1919 году мать с детьми перебралась в Херсон, вышла замуж за красного командира и уехала с ним, оставив детей тётке, которая вскоре умерла от тифа. Иван прибился к красноармейской автороте, вместе с которой «сыном полка» дошел до Перекопа. При бомбардировке Очакова был контужен, и с этого времени начал немного заикаться. В 1921 году, демобилизовавшись, уехал в Петроград с твёрдым намерением учиться и, благодаря бескорыстной помощи учителей, окончил школу за два с половиной года. «Революция была также и моим освобождением от мещанства», - говорил он позже.

Учёбу пришлось совмещать с заработком на жизнь: Ефремов работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, затем шофёром в ночную смену. В 1923 году он сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уехал на Дальний Восток.

К палеонтологии Ефремов пришёл, познакомившись с академиком П. П. Сушкиным, который открыл для него эту науку и помог сделать в ней первые шаги. Отплавав в 1924 году матросом навигацию на Тихом океане, будущий палеонтолог вернулся в Ленинград и поступил в университет на биологическое отделение. С середины 1920-х годов его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия.

Маршруты палеонтологических экспедиций Ивана Ефремова пролегали по Поволжью, Уралу и Средней Азии; в первой половине 1930-х он участвовал в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Некоторые эпизоды его экспедиционной жизни позже вошли в рассказы «Алмазная труба», «Тень минувшего», «Голец Подлунный» и др.

В 1935 году Ефремов экстерном окончил Ленинградский горный институт. В том же году он стал кандидатом, а в марте 1941 года - доктором биологических наук (диссертация «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР»). В это время Иван Антонович уже жил в Москве, поскольку в 1935 году сюда переехал Палеонтологический институт. В соавторстве с А. П. Быстровым опубликовал монографию по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, за которую авторы впоследствии будут удостоены почётных дипломов Линнеевского общества (Англия).

В начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, оттуда - во Фрунзе. Там перенёс тяжёлую форму лихорадки, получив тяжёлую болезнь сердца.

В 1940-е годы Ефремовым разрабатывается новая отрасль знания, тафономия - учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Рукопись «Тафономия» была завершена в 1943 году, но опубликовать её удалось только в 1950 году («Тафономия и геологическая летопись»); в 1952 году автор был удостоен Сталинской премии. Общее признание новая отрасль получила лишь в 1970-е годы, однако выводы своей науки Ефремову удалось успешно применить ещё во время экспедиции в монгольскую пустыню Гоби, принёсшей богатейший материал. Экспедиция, руководимая заведующим отделом древних позвоночных Палеонтологического института И. А. Ефремовым, работала в Монголии в 1946, 1948 и 1949 годах, и о ней написана документальная повесть «Дорога Ветров».

Во время войны И. А. Ефремов начал писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения. В этих рассказах он предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию. Небольшой повестью «Катти Сарк» он непосредственно повлиял на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.

В пустыне Гоби, в экспедиции за «костями дракона», у Ефремова родился замысел создать произведение о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о красивых, «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Таким произведением стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году. Будущее, описанное в книге, коммунистическое - без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти.

Второй роман писателя, «Лезвие бритвы», стал ответом на проблемы, возникшие перед страной к началу 1960-х годов, когда «осадный социализм» прежних лет ушёл в прошлое, требовались новые подходы к управлению обществом и воспитанию, развитие наук о человеке, объединение всех людей планеты в борьбе за ядерное разоружение и подлинный социализм. Всё это Ефремов и стремился показать в форме приключенческого романа «в несколько хаггардовском вкусе».

Однако реальные тенденции мирового развития становились иными, всё более тревожными, и к концу 1960-х появился роман-предупреждение «Час Быка». Писатель предупреждал о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. В книге светлому миру Земли, продолжающему линию «Туманности Андромеды», противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией. Распространённое мнение о том, что роман представляет собой карикатуру на СССР, некорректно: хотя писатель отразил тупиковые тенденции развития «реального социализма» (роман был воспринят как «клевета на советскую действительность», изъят из библиотек и запрещён к переизданию), герои романа Ефремова так и не пришли к однозначному выводу, из какого общественного строя возникла олигархия Торманса - из «муравьиного лжесоциализма» или из «гангстеризующегося капитализма». В 1969 году в письме американскому коллеге писатель говорит о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры».

Ефремов был женат дважды. В 1936 году на Елене Дометьевне Конжуковой, которая сама была известным учёным-палеонтологом. От их брака у Ефремова появился сын Аллан Иванович Ефремов. После смерти Елены Дометьевны в 1961 году Иван Антонович вторично женился в 1962 году на Таисии Иосифовне Юхневской, с которой прожил до своей смерти.

Памятник И. А. Ефремову на могиле

Ефремов умер 5 октября 1972 года, не дожив до окончания публикации своего четвёртого романа - «Таис Афинская», посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой. Похоронен на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом.

Через месяц после смерти писателя сотрудники КГБ СССР провели в его квартире обыск. Существуют сведения, что писатель и его жена подозревались в шпионаже в пользу Великобритании. По факту смерти КГБ СССР было заведено уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года.

Позже в материалах писателя обнаружены и опубликованы в журнале «Студенческий меридиан», а после и в полном собрании сочинений две художественные работы: рассказ «Каллиройя» и повесть «Тамралипта и Тилоттама», некоторые фрагменты которой вошли позже в «Лезвие бритвы».

Мировоззрение Ефремова замечательно своей цельностью, в нём палеонтолог-эволюционист дополняет социального мыслителя и писателя. От примитивных биологических форм к кострам палеолита, и далее, через собирание жемчужин мысли и красоты, создаваемых человеком во все эпохи, к построению справедливого общества. Основные источники и составные части ефремовского мировоззрения: социалистическая мысль - диалектика марксизма, Н. Чернышевский, А. Богданов, Г. Уэллс; романтико-приключенческая литература - Г. Хаггард, А. Грин; русская поэзия Серебряного века - Николай Гумилёв, Максимилиан Волошин (эти поэты цитируются во многих произведениях Ефремова см. Л. Акопов. Поэзия в произведениях Ефремова); «Номогенез» выдающегося биолога Льва Семёновича Берга; гуманистическая психология К. Роджерса и Э. Фромма; идеи русского космизма - К. Циолковского, В. Вернадского и Живой Этики Рерихов.

Ефремов стал прототипом Фёдора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Сбывшиеся «предсказания»

Открытие месторождения алмазов в Якутии - в рассказе «Алмазная труба» (до Ефремова в 1940 году доктор геологических наук В. С. Соболев в своём докладе сделал вывод, что на реке Вилюй должны быть кимберлитовые трубки и алмазные россыпи[источник не указан 338 дней]).
Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае - в рассказе «Озеро горных духов».
Открытие голографии - в рассказе «Тень минувшего».
Особенность поведения жидких кристаллов - в рассказе «Атолл Факаофо».
Трехмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном в романе "Туманность Андромеды" (было уже известно см. История стереокинематографа).
Экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение (в романе „Туманность Андромеды“).
Микрокибернетическое лечащее устройство, заглатываемое больными. Ставит диагноз и лечит изнутри (в романе «Сердце Змеи»)

Награды

Орден Трудового Красного Знамени (1945) за заслуги в палеонтологии.
Орден Трудового Красного Знамени (1968) за заслуги в развитии советской литературы и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся.
Орден «Знак Почета».
Сталинская премия второй степени (1952) за книгу «Тафономия и геологическая летопись».

Память

Именем Ефремова названа библиотека в посёлке Вырица.
Названная в честь писателя ежегодная литературная конференция «Ефремовские чтения» проходит ежегодно в пос. Вырица; с 2009 года - также и в Москве.
Именем Ивана Ефремова названа литературная премия за вклад в развитие и пропаганду фантастики. В честь Ивана Ефремова названа малая планета 2269 Ефремиана, открытая 2 мая 1976 года астрономом Н. Черных.

Основные работы

1942-1943 - первый цикл рассказов (издан в 1944 году, «Эллинский секрет» в 1968):
Встреча над Тускаророй
Эллинский секрет
Озеро горных духов
Путями старых горняков
Олгой-Хорхой
Катти Сарк
Голец Подлунный
1944 - второй цикл рассказов (издан в 1945 году, «Звёздные Корабли» - в 1948):
Белый Рог
Тень минувшего
Алмазная труба
Обсерватория Нур-и-Дешт
Бухта Радужных Струй
Последний Марсель
Атолл Факаофо
Звёздные корабли
1946 - рассказ «Каллиройя» (впервые опубликован в 2007 году в октябрьском номере журнала «Студенческий меридиан»)
1954 - повесть «Тамралипта и Тиллоттама» (впервые опубликована в журнале «Студенческий меридиан», № 8, 2008 - № 1, 2009)
1946 - повесть-дилогия «Великая дуга» («На краю Ойкумены »), первая часть - "Путешествие Баурджеда" опубликована в 1953, вторая - "На краю Ойкумены" - в 1949
1948 - рассказ «Адское пламя»
1955 - художественно-документальная повесть «Дорога ветров»
1955-1956 (издана в 1957) - роман «Туманность Андромеды»
1958 - рассказ «Юрта ворона» и повесть «Сердце змеи»
1958-1959 - рассказ (фактически - повесть) «Афанеор, дочь Ахархеллена»
1959-1963 - роман «Лезвие бритвы»
1965 - рассказ «Пять картин»
1963-1968 - роман «Час Быка»
1971-1972 - роман «Таис Афинская»


Ефремов Михаил Григорьевич - военачальник
Ефремов Михаил - первый профессиональный военный лётчик
Ефремов Филипп Сергеевич - русский путешественник
Ефремов Николай Николаевич - химик
Ефремов Иван Ефремович. Генерал-Лейтенант.