Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Древняя цивилизация ацтеков, десять фактов из жизни племени. Древние цивилизации латинской америки

Ацтекская столица.

Легенды и традиции

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка.

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долин и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико , но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан , и принадлежали к последнему из семи науатлаков (аст. nahuatlaca , «говорящие на науатле », от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (аст. Huitzilopochtli ), что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, - образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена - орел, поедающий змею, - изображена на мексиканском флаге.

К приходу ацтеков земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько , ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, - большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула , штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра - Науи-Оллин (аст. Nahui-Ollin ), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, - избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля , что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов - Тескатлипоки (аст. Tezcatlipoca ) и Кетцалькоатля . Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Ацтекская империя

Эволюция территориальных владений ацтеков

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей .

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, - пурепеча (аст. purépecha ) - был главным производителем медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, поесть и даже оправиться в особых благоустроенных для этого местах, расположенных каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани ), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани (аст. Huey Tlahtoani ) переводится примерно как «Великий Оратор»: тлатоке (аст. tlatoque , «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул «тлатоани» уже можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской империи , он не передавался по наследству.

К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях современных Гватемалы , Перу , Колумбии и Венесуэлы . С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинилось ацтекам.

Ацтекское общество

Структура классов

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли (аст. macehualli, люди ), или крестьянство, и пилли (аст. pilli ), или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли . Со временем социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами; и со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверых или пятерых пленников, его называли текиуа (аст. tequiua ), и он мог получить ранг Орла или Ягуара ; позже он мог получить ранг тлакатеккатль (аст. tlacateccatl ) или тлакочкалькатль (аст. tlacochcalcatl ). Чтобы стать тлатоани , нужно было захватить хотя бы 17 пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк (аст. iyac ). Если после прошествия определенного времени - обычно трех битв - они не могли взять пленника, они становились масеуалли (аст. macehualli ); считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных; однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека (аст. pochtecatl ), или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако так или иначе отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

В поздние годы империи понятие масеуалли изменилось. Эдуардо Ногера подсчитал, что только 20 % населения занималось сельским хозяйством и производством продовольственных товаров. Система хозяйствования, называемая чинампа (аст. chinampa ), была очень эффективна, она могла обеспечить продовольствием около 190,000 жителей. Также значительное количество продовольствия получалось в виде дани и благодаря торговле. Ацтеки были не только завоевателями, но и умелыми ремесленниками и предприимчивыми торговцами. Позже большинство масеуалли посвятили себя искусству и ремеслам, их работы были важным источником прибыли для города.

Раскопки некоторых ацтекских городов показывают, что большинство предметов роскоши было произведено в Теночтитлане. Необходимо больше исследований, чтобы установить, верно ли это для остальных районов; но если торговля была так важна для ацтекского хозяйства, как это представляется, это может объяснить возвышение почтека как влиятельного класса.

Рабство

Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.

Обычно при смерти владельца те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Другой весьма поразительный способ освобождения раба был описан Мануэлем Ороско-и-Берра (исп. Manuel Orozco y Berra ): если на базаре раб мог избежать пристального наблюдения хозяина, выбежать за стены рынка и наступить на человеческие экскременты, он мог представить свое дело судьям, которые освобождали его. Затем бывшего раба мыли, давали ему или ей новую одежду (чтобы он или она не носили одежду, принадлежащую бывшему хозяину), и объявляли свободным. А поскольку, в полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не пытался помогать владельцу поймать раба.

Ороско-и-Берра также пишет, что раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти классифицировали раба как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению). Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег в толпе или в узких проходах.

При покупке закованного в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более высокую цену.

Однако если закованный раб добивался представления в королевском дворце или храме, он получал свободу.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по её желанию. Отец мог продать своего сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, также могли продать в качестве рабов.

Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы, - около года, - после чего шли к новому хозяину. Обычно это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» (аст. ahuini ) - куртизанок или проституток.

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить. (Все жертвы - для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь)

Все это готовило людей к высшему пожертвованию - человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд - куаушикалли или чак-мооль , а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (аст. tzompantli ), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005 году) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Однако неясно, как городское население в 120 000 человек смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырёх дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (исп. Bernal Díaz del Castillo ), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100 000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60 000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (англ. William Arens ), при раскопках было найдено 300 черепов.

Характерные сообщения о каннибализме ацтеков:

  • Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.
  • Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в плен и съеденными.
  • В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.
  • В летописи Рамиреса, составленной ацтеками после завоевания, латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.
  • В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нём не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Недавние археологические находки (2005 г.) в подвалах ацтекских храмов свидетельствуют о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.

Поэзия

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных во времена Конкисты , дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Несауалькойотль (аст. Nezahualcóyotl ) и Куакуацин (аст. Cuacuatzin ). Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мысли ацтеков, независимо от «официального» мировоззрения.

В подвальном этаже Великого Храма (исп. Templo Mayor ) находился «Дом орлов» (см. также «Дом ягуаров»), где в мирное время ацтекские военачальники могли выпить пенящегося шоколада , покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах (аст. teponaztli ). Одна из наиболее распространённых тем (среди сохранившихся текстов) стихов - «жизнь - реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем.

Самая большая коллекция стихов была собрана Хуаном Баутистой де Помаром. Позже этот сборник был переведен на испанский учителем Леона-Портильи. Хуан Баутиста де Помар был правнуком Нецауалькойотля. Он говорил на языке науатль , но был воспитан как христианин, - и стихи своего деда записал латинскими символами.

Ацтеки любили драму , однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры - представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.

Современные ацтеки

Библиография

Ацтекские источники

  • Пресвитер Хуан; Антонио Перес; фрай Педро де лос Риос (глоссы) . Кодекс Теллериано-Ременсис . www.kuprienko.info. - Украина, Киев, 2010. Перевод с испанского - А.Скромницкий, В.Талах. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 16 августа 2010.
  • Анонимный автор . Кодекс Мендоса. . www.kuprienko.info (1 декабря 2010). - Украина, Киев, 2010. Перевод с испанского - А.Скромницкий, В.Талах. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 1 декабря 2010.
  • Анонимные авторы . Кодекс Мальябекки (XVI век). . www.kuprienko.info (17 августа 2011). - Украина, Киев, 2011. Перевод с испанского - В.Талах.. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 17 августа 2011.

Майянские источники

  • Талах В. М. (ред.) Документы Пашболон-Мальдонадо (Кампече, Мексика, XVII век). (рус.) . kuprienko.info (26 июня 2012). Архивировано из первоисточника 28 июня 2012. Проверено 27 июня 2012.

Испанские источники

  • Фрай Бернардино де Саагун . "Обычаи и верования" (отрывок из книги "Общей истории о делах Новой Испании") . www.kuprienko.info (16 апреля 2006). - Украина, Киев, 2006. Перевод с испанского - А.Скромницкий. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 29 июля 2010.
  • «История мексиканцев по их рисункам» (документ 16 века по религии и истории колуа-мешика или ацтеков.)
  • «Рассказ о некоторых вещах Новой Испании и великом городе Теместитане, Мехико» (написано соратником Эрнана Кортеса, Анонимным Конкистадором)
  • Кортес, Эрнан «Второе послание императору Карлу V» (письмо писанное в Сегура-де-ла-Фронтера 30 октября 1520 года)
  • Альва Иштлильшочитль, Фернандо де . История народа чичимеков, его поселения и обоснования в стране Анауак. . www.kuprienko.info (22 марта 2010). - пер. с исп. - В. Талах, Украина, Киев, 2010. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 29 июня 2010.
  • Хуан Баутиста де Помар. Сообщение из Тескоко. . www.kuprienko.info (16 мая 2011). - пер. с исп. - В. Талах, Украина, Киев, 2011. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 16 мая 2011.

Литература

  • Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский - М.:Советская энциклопедия, 1991 г.
  • Баглай В.Е., «Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй»
  • Галич, Мануэль. «История доколумбовых цивилизаций»
  • Зубарев В.Г.,
  • Кинжалов, Ростислав на Озоне
  • Керам, К., «Боги, гробницы, ученые» , «Сокровища Монтесумы» , «Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи»
  • Косидовский, Зенон , «Как Кортес завоевал страну ацтеков» , «Конец пожирателей человеческих сердец»
  • Кузьмищев, Владимир Александрович на Озоне
  • Соди, Деметрио, «Великие культуры Месоамерики» - «Ацтеки»
  • Стингл, Милослав . «Индейцы без томагавков» , «Поклоняющиеся звездам» , «Тайны индейских пирамид»
  • Сустель, Жак «АЦТЕКИ. Воинственные подданные Монтесумы»
  • Мигель Леон-Портилья, «Философия нагуа»
  • Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации», «Ацтеки: империя крови и величия»
  • Гуляев В. И. «По следам конкистадоров », «Наука», 1976, - 160 с.
  • Агилар-Морено М. Ацтеки: Энцикл. справочник / Пер. с англ. - М.: Вече, 2011. - 544 с. - (Библиотека мировой истории). - 3000 экз. - ISBN 978-5-9533-4666-5

Райдер Хаггард-Дочь Монтесумы

См. также

  • Юто-астекские языки , Астекские языки , Мифология ацтеков .
  • Майя , Ольмеки , Тольтеки , Миштеки .
  • Месоамерика , Центральная Америка , Средняя Америка .

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

До прихода европейцев, на территории нынешней Мексики , проживало много индейских народностей и племен, одним из самых интересных и загадочных, было племя создавшее самую развитую империю того времени (в Северной Америке) - империю ацтеков.

Цивилизация Ацтеков

Ацте́ки - индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. На языке науатль, родном языке ацтеков, слово "ацтек" означает буквально "некто из Ацтлана", мифического места, расположенного где-то на севере. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом и заимствовано мексиканскими учеными XIX века, как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения. Сами ацтеки называли себя "мешика", "теночка" или "тлальтелолька" - в зависимости от города происхождения (Теночтитлан , Тлателолько). Что касается происхождения слова "мешика" (аст. mexica, от которого, собственно, и происходит слово Мексика), то высказываются весьма различные версии его этимологии: слово "Солнце" в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекштли), тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко.

Цивилизация ацтеков (XIV-XVI века) обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков, был город Теночтитлан , расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco ), там, где сейчас располагается город Мехико .

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка. Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак, вокруг озера Тескоко, с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков. Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков («говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли, что означает «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе, на острове посреди озера и поедавшем змею, - образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена - орел, поедающий змею, - изображена на мексиканском флаге.

Итак, в 1256 году, ацтеки остановились на скале, омываемой родником и окружённой зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда - лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко. К приходу ацтеков, земли вокруг озера Тескоко, давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Теночтитлан в 1325 году. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, - большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков, тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции, со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра - Науи Оллин, пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, - избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (буквально - «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки. Другой миф, описывает Землю, как создание двух богов-близнецов - Тескатлипоки и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа, Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, - пурепеча - был главным производителем медных топоров. Основным управленческим вкладом ацтеков, стала система коммуникаций между завоёванными городами.

В Месоамерике, не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов - население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек и к моменту Конкисты, государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях Гватемалы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло, не подчинилось ацтекам.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана, европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль, титул императора - Уэй Тлатоани (ацт. HueyTlahtoani) переводится примерно как «Великий Оратор». Тлатоке (ацт. tlatoque - «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля, титул «тлатоани» уже можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской империи, он не передавался по наследству.

C 1397 по 1487 годы, империю возглавлял Тлакаэлель (Tlahca é lel с науатля - «отважное сердце»). Он мог стать тлатоани , но предпочёл остаться в тени циновки ягуара. Тлакаэлель был племянником тлатоани Ицкоатля и братом Чимальпопоки и Мотекусомы Ильуикамина, и носил титул «Сиуакоатль» (в честь богини Чиуакоатль, эквивалент советника). Как написано в рукописи Рамиреса: «что приказывал Тлакаэлель, осуществлялось как можно скорее». Это был жёсткий реформатор, он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков. Кроме того, Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли, на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят (возможно, преувеличивая) введение обычая «цветочных войн» и установление постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу.

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли, или крестьянство, и пилли, или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли . Со временем, социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами, и со временем, воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверо или пятеро пленников, его называли текиуа , и он мог получить ранг Орла или Ягуара. Позже он мог получить ранг тлакатеккатль или тлакочкалькатль . Чтобы стать тлатоани , нужно было захватить хотя бы 17 пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника. Иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк . Если после прошествия определенного времени - обычно трех битв - они не могли взять пленника, они становились масеуалли . Считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных, однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков – почтека , или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой, почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако, так или иначе, отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность, и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами. Обычно при смерти владельца те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по её желанию. Отец мог продать своего сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, также могли продать в качестве рабов. Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы, - около года, - после чего шли к новому хозяину. Обычно это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» - куртизанок или проституток. Несмотря на то, что можно было пить «пульке» - сброженный напиток с невысоким содержанием алкоголя, ацтекам запрещалось напиваться до достижения шестидесятилетнего возраста. Нарушение этого запрета каралось смертью.

Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был «тлачтли» - ацтекский вариант древней месоамериканской игры «улама». В эту игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли «олли», откуда происходит испанское «уле» (исп. hule ), означающее резину. По другим данным, мяч был каменным, а игра в него отличалась необычайной жестокостью - вес мяча был настолько велик, что было большой проблемой закинуть его в специальное кольцо, расположенное достаточно высоко, не причинив себе физических повреждений. Неплохим «стимулом» к игре был тот факт, что члены проигравшей команды приносились в жертву.

В ацтекских городах обычно были два специальных комплекса для этой игры. Игроки могли бить по мячу бёдрами. Целью игры, было пробросить мяч сквозь каменное кольцо. Удачливому игроку, умудрявшемуся это сделать, давалось право забрать одеяла публики, поэтому победа сопровождалась беготней, криками и смехом. Люди делали ставки на результаты игры. Бедняки могли ставить свою еду, пилли могли ставить свои богатства, «текутли» (собственники ) могли поставить на кон своих наложниц или даже города, а те, у кого ничего не было, ставили свою свободу и рисковали стать рабами. Ритуальная игра в мяч оканчивалась жертвоприношением лучшего игрока или капитана команды победителей (впрочем, по другим источникам - капитана и игроков проигравшей команды).

В Месоамерике и Южной Америке, во времена расцвета ацтекского государства, жертвоприношения были широко распространенным явлением; однако ацтеки практиковали их с особым размахом, принося в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря. Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек. Частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами - их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания, носили специальные шипы, постоянно ранящие тело.

Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа, жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце, боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить.(Все жертвы - для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь).

Все это готовило людей к высшему пожертвованию - человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд - куаушикалли или чак-мооль, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными. Если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами - внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли , а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005 год) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Однако неясно, как городское население в 120 000 человек, смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырёх дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Ацтеки вели так называемые « цветочные войны» (исп. guerras floridas ) - специальные набеги для захвата пленников, для совершения жертвоприношений, называемых ими нештлауалли - это была своего рода «долговая плата богам», чтобы солнце могло светить в течение следующего 52-летнего цикла. Человеческие душа-сердце и душа-кровь необходимы, чтобы мир не разрушился - эта идея лежала в основе практики захвата людей на подчинённых землях, причём населению было предписано встречать воинов с цветами в руках (одна из причин, давших имя «цветочным войнам»).
Неизвестно, совершали ли ацтеки жертвоприношения до того, как пришли в долину Анауак, или же они впитали этот обычай так же, как впитали многие другие обычаи и культуры. Первоначально жертвоприношения были посвящены Шипе-Тотеку, божеству северной Месоамерики. Ацтекские летописи утверждают, что человеческие жертвоприношения начались во времена правления Тисока. Во времена правления Тлакаэлеля, человеческие жертвоприношения стали неотъемлемой частью культуры ацтеков, - не только по религиозным, но и по политическим причинам.

Информации касательно каннибализма ацтеков немного. Есть лишь несколько сообщений о каннибализме со времени Конкисты, при этом ни одно из них не говорит о широком ритуальном каннибализме. В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нём не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

После захвата испанцами, цивилизация ацтеков практически прекратила свое существование, города и храмы были разрушены, а книги сожжены...

В начале XIV столетия на исторической арене появилась новая сила - племя тепанеков. За какие-то сто лет им удалось покорить все поселения долины Мехико. Так, после нескольких столетий вторжений и борьбы все население долины вновь, как во времена тольтеков, оказалось объединенным под единой властью. Тепанекам в их борьбе за первенство в долине помогало немногочисленное племя теночков, которые жили на западном берегу озера Тескоко, около Чапультепека.

Теночки и были ацтеками. Так они называли себя, а ацтеками их называли соседние племена. Таким образом, первое упоминание о владыках Мексиканской долины появляется только в XIV столетии, за 200 лет до испанского вторжения. И упоминаются они как какое-то незначительное, маленькое племя. Одно из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных северных районов Мексики в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.

В период с 1068 по 1168 годы племя чичимеков покинуло свою легендарную прародину - остров Астлан. Точное месторасположение острова неизвестно, но многие исследователи полагают, что он находился где-то в северной части Калифорнийского залива. От слова Астлани произошло название ацтек. Сами себя они называли мешики.Еще одно название ацтеков - теночки- в честь легендарного вождя Теноча.

Ацтеки были большие любители словесности и собирали библиотеки пиктографических книг, так называемых кодексов, с описаниями религиозных обрядов и исторических событий или представляющих реестры сбора дани. Бумагу для кодексов изготавливали из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее.

В целом сохранилось не больше двух десятков индейских кодексов. Некоторые из ученых утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие считают, что таковых два - Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для разных целей.

Европейцы получили первые сведения об ацтеках в период конкисты, когда Эрнан Кортес отослал 5 писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания Мексики. Приблизительно через 40 лет участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил «Подлинную историю завоевания Новой Испании», где ярко и обстоятельно описал теночков и соседние народы.

Информация о разных аспектах ацтекской культуры поступала в XVI и начале XVII веков из хроник и этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а более часто описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.

В развитии письменности ацтеки не пошли далее пиктографии, суть которой заключается в передаче информации при помощи рисунков. Пиктографию называют поэтому тоже рисуночным письмом или картинописью. Рисунки, которыми изображаются предметы, события, действия, еще не приобрели постоянного, устойчивого значения, и читать пиктограмму довольно трудно. К тому же этот вид письма крайне несовершенен.

Он непригоден для написания литературных произведений, отвлеченных понятий и многого другого. Но ацтеки, как видно, вполне удовлетворялись выработавшимся у них на протяжении столетий рисуночным письмом. При помощи они записывали размеры дани, получаемой с покоренных племен, вели свой календарь, отмечали религиозные и памятные даты, составляли историческую хронику.

У каждого народа в древние времена имелись предания о своем происхождении и своих народных героях. Предания о происхождении своего народа были и у ацтеков. Они, к примеру, сознавали, что являются поздними пришельцами долины Мехико.


В незапамятные времена, сказано в их преданиях, ацтеки жили где-то очень далеко от долины, на западе Мексики. Они занимали остров, находящийся посреди озера, и переправлялись на материк на легких пирогах. Остров этот называли Астлан. От этого слова пошло и название народа - ацтеки (правильней: астеки - люди из Астлана). В древней ацтекской рукописи имеется изображение этого острова с пирамидой в центре.

В горной пещере недалеко от озера ацтеки обнаружили статую бога Уицилопочтли. Эта чудесная статуя, согласно легенде, имела пророческий даром и давала мудрые советы. Потому ацтеки начали почитать ее. По совету Уицилопочтли они оставили Астлан и отправились странствовать с восемью другими племенами: чичимеками, тепанеками, кулуа, тлас-каланцами и другими.

Пустившись в далекий и опасный путь, ацтеки взяли с собой статую Уицилопочтли и по ее советам выстраивали свой маршрут. Продвигались вперед они довольно медленно, порой по году задерживаясь на каждом новом месте. Тем временем передовые части продолжали поиски новых, более удобных мест и осваивали их, обрабатывали и засевали поля. Ко времени прибытия всего племени на новую стоянку на ней уже созревал урожай кукурузы.

Теперь ацтеками называют народы, которые населяли долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521 г. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые разговаривали на языке науатлъи обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и ацтеками иногда называли именно этот народ.

Ацтекские города-государства появились на обширном горном плато под названием долина Мехико, где теперь находится столица Мексики. Эта плодородная долина площадью около 6500 кв. км находится на высоте 2300 м над уровнем моря и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, доходящими в высоту до 5 000 м.

Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с озером Тескоко, самым обширным из них. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения представляли постоянную проблему для населения, проживавшего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки были удобным средством передвижения.

Основная пища ацтеков это кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и другие овощи, а также семена чиа и амаранта, различные фрукты из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительная пища дополнялась мясом одомашненных индюков и собак, дичью, рыбой. Из всех этих компонентов ацтеки готовили очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, который предназначался для знати. Из сока агавы готовили алкогольный напиток пульке.

Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получали из хлопка, который культивировали за пределами долины Мехико и ввозили в столицу ацтеков. Носить одежду из хлопчатых тканей могли лишь знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывали замысловатые узоры.

Основа хозяйства ацтеков — земледелие. Земледельческая техника их была примитивна. Основным орудием служила деревянная, заостренная с одного конца палка. Подчас такие палки имели у острого конца небольшое расширение чем немного напоминали наши лопаты. Эти палки применяли как для разрыхления почвы, так и при посеве, чтобы делать небольшие ямки, в которые потом бросались зерна. В старинных индейских рукописях часто можно увидеть изображения земледельцев с такой палкой, занимающихся посевом.

Под жарким солнцем Мексики даже эта немудреная техника щедро вознаграждала за труд, если только растения получали достаточно влаги. Потому у ацтеков широко применялось искусственное орошение. Название одной из лагун Мексиканской долины - Чалко (в переводе - Много каналов) - прямо указывает на это.

Любопытной и своеобразной особенностью ацтекского земледелия были плавучие огороды, по-мексикански - чинампа. Такие огороды устраиваются и в наше время на лагунах Чалко и Шочимилко. Сделать чинампу в то время было непросто. На небольшие легкие плоты, построенные из деревянных реек и плетеного тростника, накладывался ил, взятый со дна озера. К илу прибавляли немного земли. В этой плодородной смеси, всегда влажной из-за соприкосновения с водой, растения развивались в особенности быстро и пышно.

Несколько таких плотов, связанных вместе, привязывались к сваям, вбитым в дно озера. Теночтитлан, расположенный на небольшом островке и, следовательно, не имевший достаточного количества земли, был окружен множеством плавучих огородов. На них разводили преимущественно разные огородные растения: помидоры, бобы, тыквы, перец, кабачки, сладкий картофель и разнообразные цветы. Ацтеки очень увлекались разведением цветов. Недаром лагуна Шочимилко, изобиловавшая чинампа, переводится как цветочные сады.

Основной сельскохозяйственной культурой у ацтеков, как и у всех других индейских племен Центральной Америки, была кукуруза, или маис. От ацтеков или других племен Америки европейцы получили какао, табак, помидоры, подсолнечник, разные виды бобов, картофель, тыкву, ананас, ваниль, земляной орех, каучуковое дерево, многие из лекарственных растения, хину, стрихнин, кокаин, в конце концов, множество прекрасных декоративных растений: георгины, бегонии, фуксии, опунцию, кальцеолярию, различные виды орхидей. Не зря многие названия этих растений взяты из индейских языков, к примеру, шоколад или томат- искаженные ацтекские слова чоколатлъ и томатлъ.

Ни одного из возделываемых американскими индейцами растений до заселения американского континента белыми не знали ни в Европе, ни в Азии, ни в Африке. Знакомство с этими сельскохозяйственными культурами и освоение их более чем удвоило пищевые ресурсы Старого Света. В распоряжении ацтекских земледельцев были также такие культуры, как чия- растение, зерна которого использовали для выделки масла и приготовления освежающего напитка; ямс- растение со съедобными крахмалистыми клубнями; камоте- растение из семейства вьюнковых, корень которого употребляют в пищу.

Из областей с более жарким и влажным климатом они ввозили бобы какао, ананасы и ваниль. Агава использовалась в домашнем хозяйстве ацтеков в основном из-за своего сока. Из него путем брожения готовили крепкий напиток - октли. На плантациях нопального кактуса ацтеки усердно разводили кошениль - маленькое насекомое, дававшее прекрасный краситель для тканей темно-малинового цвета.

Землю у ацтеков обрабатывали мужчины. В первое время, когда ацтекское общество не знало еще классов, племенной совет распределял землю между родами. Внутри рода земля делилась между семьями пропорционально числу едоков. Когда умирал глава семьи, обработкой участка занимались его сыновья. Если он не имел потомства или на протяжении двух лет не засевал своих полей, участок передавали новому владельцу.

Со временем, при появлении в ацтекском обществе классов, положение изменилось. Специальные участки начали предназначаться для содержания правителя племени и жрецов. Эти земли обрабатывались, конечно, не ими, а простыми членами племени и частично рабами. Богатые и знатные захватывали себе более плодородные и обширные участки. Бедные не могли прокормить себя и свою семью на отведенных им клочках земли и были вынуждены идти в кабалу к богачам.

Из живности, которая была у ацтеков, следует назвать индюков. Об этой птице европейцы узнали лишь после открытия Америки. Собак ацтеки разводили в основном ради мяса, считавшегося лакомством. Есть основания считать, что ацтеки разводили также гусей, уток и перепелов. Широко было развито пчеловодство. Мед употребляли в пищу не только богатые, но и средние по достатку семьи.

Важным источником мяса была охота. Ацтеки славились как искусные охотники и меткие стрелки. Охотились они с помощью лука со стрелами и разного рода ловушек. Были им известны и простейшие приспособления для метания копья, и выдувные трубки для метания глиняных шариков. Люди, жившие на берегах озер, занимались также и рыболовством.

Хотя основные орудия труда у ацтеков были каменные и деревянные, в те времена начинался постепенный переход к изготовлению металлических орудий. Ацтекам была известна медь - ее взимали в качестве дани с покоренных племен. Соединяя ее с оловом, древние металлурги получали сплав, близкий к бронзе. Из него делали топоры, ножи, тесла, разные украшения, а также зубчатые наконечники копий. Медные орудия применяли в основном при обработке дерева. Но и медные, и бронзовые предметы, постепенно входившие в употребление, не вытеснили еще орудий из камня и имели относительно небольшое значение.

Сохранившиеся до наших дней произведения древнемексиканской культуры показывают, какого совершенства в обработке камня достигли ацтеки, пользуясь при этом каменными орудиями. Такого рода памятников найдено немало. Ацтекские гранильщики превращали куски обсидиана, горного хрусталя, нефрита, лунного камня, опала, аметиста в замечательные скульптурные изображения.

Большого успеха достигли ацтеки в обработке золота и серебра. Не зря все испанские завоеватели единодушно восхищались изумительными ювелирными изделиями ацтекских мастеров. Один из испанских историков написал о мексиканских ювелирах: «Они превосходят ювелиров Испании, поскольку могут отлить птицу с движущимся языком, головой и крыльями или обезьяну с подвижной головой, языком, ногами и руками, а в руку вложить игрушку, так что может показаться, словно она танцует с ней. Больше того, они берут слиток, половина которого из золота, а половина из серебра, и отливают рыбу со всеми ее чешуйками, при этом одна чешуйка из золота, а другая - из серебра».

К сожалению, до наших дней сохранилось очень небольшое число ацтекских изделий из золота. Большая часть их была переплавлена в слитки испанскими завоевателями. Уцелевшие от варварских рук испанцев ювелирные вещи ацтеков являются гордостью нескольких крупнейших музеев мира. По рисункам и описаниям процесса литья, сохранившимся в ацтекских рукописях, мы имеем возможность представить себе труд индейских металлургов и ювелиров.

Из мелкозернистой глины лепилась модель украшения и покрывалась тонким слоем воска, поверх которого налеплялась глина. При нагревании формы воск выплавлялся и в ней образовывалась полость, в точности воспроизводящая конфигурацию модели. Расплавленное золото или серебро вливалось в специально сделанное верхнее отверстие. Оно заполняло все пустоты формы. Теперь оставалось только подождать, пока металл застынет, чтобы извлечь из формы отливку. Потом ее шлифовали, а для придания блеска погружали в ванну из квасцов.

На самом деле процесс этот был в значительной степени сложней. Основная трудность заключалась в создании вокруг восковой модели прочной, жаростойкой оболочки, которую бы не разрушил расплавленный металл. Хрупкую восковую модель как бы облекали в тонкий, но невероятно прочный керамический чехол, который предохранял от образования пригара, шероховатостей, оспенной поверхности. Это достигалось подбором соответствующих сортов глины и песка, строгим температурным режимом заливки, искусством изготовления формы. Всем этим в совершенстве владели древние ацтекские металлурги. Глаза заменяли им точные приборы, которыми пользуются сейчас литейщики.

Весьма разнообразны и красивы были гончарные изделия мексиканских мастеров. Каждое племя, зачастую даже отдельное селение, изготавливало свои, особой формы глиняные сосуды, имевшие также разные орнаменты. Сосуды лепили «от руки», так как гончарный круг не был известен древним жителям Мексики. В особенности славились своей характерной, богато орнаментированной керамикой Тласкала и Чолула. Сосуды из Чолулы, украшенные изображениями людей, богов, животных и растений, были самыми ходовыми предметами при меновой торговле. Недаром археологи находят их во время раскопок во всей Южной Мексике и в значительной части Центральной Америки.

Высоко ценили у ацтеков и ткацкое ремесло. Их ткани отличались сложными и красивыми рисунками, играли яркими красками. Ацтекские мастера могли придавать тканям вид бархата, парчи, разнообразных мехов. К сожалению, разрушения, произведенные временем, а впоследствии - испанскими завоевателями, очень велики. Сохранилось не много образцов этих чудесных тканей, и мы знаем о них большей частью по описаниям и рисункам.

Связанное с ткачеством другое ацтекское ремесло - составление узоров из перьев - было настоящим искусством. Мастер брал самые различные по окраске перья и составлял из них довольно сложные узоры. Потом стержни этих перьев в определенном порядке или прикрепляли к сетчатой ткани в местах скрещения нитей, или попросту наклеивали на хлопчатую ткань. Таким способом изготавливали знаменитые плащи из перьев и пышные головные уборы вождей, которые так поразили испанских завоевателей. Такой же перьевой мозаикой, изображавшей разных животных или воспроизводившей геометрические узоры, часто украшали щиты знатных воинов.

В изделиях из перьев поражало удивительно гармоничное сочетание цветов и оттенков. Трудно было поверить, что это не произведение живописи - до такой степени совершенен был подбор красок. Изделиями из перьев в особенности славился Теночтитлан. Своеобразное ремесло мастеров перьевой мозаики сохранилось до нашего времени. Мексиканские мастера и сейчас умеют создавать с помощью перьев красивые пейзажи и забавные бытовые картинки.

Ацтеки носили одежду, по которой возможно было почти безошибочно определить род занятий и состоятельность человека «с одного взгляда». Люди в скромных белых одеждах - это земледельцы. Более состоятельные опоясывали себя широкими кушаками с густой бахромой и красивой вышивкой. Меховую одежду и шерстяные ткани носили лишь очень богатые. Знатные лица щеголяли в плащах из перьев - легких, теплых и чрезвычайно изящных. Черные мантии были принадлежностью жрецов. Хотя, их можно было узнать и по следам самоистязаний - изодранным ушам и запекшейся крови на голове. Ацтекские женщины ходили с распущенными волосами, ниспадавшими на плечи.

Г.Железняк, А.Козка

Ацтеки - сравнительно поздние жители долины Мехико. За много столетий до их появления тут уже жили культурные народы, которые обрабатывали землю, воздвигали величественные здания, создавали замечательные произведения искусства. К моменту появления в стране испанских завоевателей, не только сами эти народы, но даже память о них почти совершенно угасла.

Ацтеки - не народ, а общность народов, которые населяли долину Мехико до 1521 года. Среди этих племен, несомненно, главными были теночками, и «ацтеками» часто называют именно их. Также под ацтеками подразумевают тройственный союз созданный:

  • теночками Теночтитлна
  • аколуа Тескоко
  • тепанеками Тлакопана

Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом и заимствовано мексиканскими учеными XIX века, как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.

Города ацтеков

Их города-государства возникли на плодородной долине Мехико и подчинили себе огромную территорию, получив доступ к неограниченным природным ресурсам.

Цивилизация ацтеков (XIV-XVI века) обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков, был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), там, где сейчас располагается город Мехико.

Ацтеки обосновались на двух тогда небольших островах на озере Тескоко и построили город Теночтитлан в 1325 году. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр Мехико .

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка. Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак, вокруг озера Тескоко, с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков. Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков («говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»).

Ацтеки пришли что называется не на пустое место. Постепенно они переняли знания и часть культуры ранее осевших на этих замлях племен. Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, - большей частью от древних тольтеков.

Представления ацтеков о мироустройстве

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными. Среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой.

Наша эра - Науи Оллин, пятая эпоха (Блаватская тоже писала о пяти), пятое солнце или пятое сотворение, - избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах». По-русски обычно переводится «весь в бубонах». Это самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце.

Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (буквально — «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф, описывает Землю, как создание двух богов-близнецов - Тескатлипоки и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа, Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Империя ацтеков

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически. Это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, - пурепеча - был главным производителем медных топоров. Основным управленческим вкладом ацтеков, стала система коммуникаций между завоёванными городами.

В Месоамерике, не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов — население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек и к моменту Конкисты, государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях Гватемалы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло, не подчинилось ацтекам.

Основные занятия ацтеков

Ацтеки были воинственным народом, но, занимались земледелием, добывали уголь, серебро, золото, владели гончарным и оружейными ремеслами, обрабатывали металлы и шили одежду. Много внимания уделялось развитию письменности и науки.

Достижения ацтеков в сельском хозяйстве проявлялись в изобретении «плавающих садов» - чинампа и изобретение сети орошения. Земледельцы выращивали бобовые, тыквенные, распространили по завоеванным территориям такой, ставший в последствие очень важным продукт, как кукуруза. Научили использовать зерна какао для приготовления душистого напитка, и использовать сок агавы для приготовления алкогольных напитков. Они первые научились выращивать какао и помидоры, присвоив им название «томато».

Прибывшие на их земли колонизаторы, были восхищены уровнем архитектурных проектов и строений. Плавающие деревни, дома, возведенные на сваях, величественные храмы, монументальные здания с роскошными садами на крышах. Поселения, снабженные водопроводом с развитой городской инфраструктурой. Парикмахерские, аптеки, постоялые дворы, харчевни – все это присутствовало в поселении и говорило о высоком уровне развития цивилизации.

На базе своей письменности, ацтеки создали зрелую литературу, в основном представленную религиозной и исторической прозой. Эпические повествования рассказывали о происхождении индейцев, странствиях предков, войнах и потопах.

Архитектура ацтеков

Основным элементами архитектуры ацтеков были пирамидальные храмы до 70 метров. Высота этих построек была продиктована культовыми требованиями. Храмы непременно должны были превосходить своими размерами любые другие постройки. Яркий образец такого сооружения – Храм Надписей в Паленке, все стены которого покрыты надписями. Также известны храмы Солнца, Креста и Лиственного Креста.

Прекрасные дворцовые ансамбли и сооружения, к сожалению, были разрушены конкистадорами. Но и в наше время, мы можем оценить масштабы и профессионализм древних архитекторов – ацтеков, благодаря Храму в Малиналько, высеченном непосредственно в скале и обнаруженному в конце ХХ века в центре Мехико – главному Храму – Темпло Майор.

На примере, которого мы можем увидеть уникальную работу строителей, и характерные черты искусства ацтеков в виде изделий скульпторов и художников. Но не только храмовые и дворцовые комплексы строились ацтеками. Их мастерство позволяло создавать мосты, крепости, каналы, акведуки. Самым красивым городом, несомненно, был «растущий на камнях, среди кактусов» - город Теночтитлан – столица ацтеков.

Наивысшего периода своего развития культура этого удивительного народа достигла в начале 16 века, но действия колониальных захватчиков уничтожили возможности ее дальнейшего развития.

После захвата испанцами, цивилизация ацтеков практически прекратила свое существование, города и храмы были разрушены, а книги сожжены… Так конкискодоры выразили свое восхищение от увиденного. А что еще было ожидать — европейцы живут грабежом уже много веков, да еще поначалу связывали это с великомученником Христом. Кем бы он не был, но крестовые походы устраивать он не учил…

Использованы материалы сайтов:

Теночтитлан - город-государство, находившийся на месте современного города Мехико. Предание таково, что однажды, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал индейцам «мешика» (они же ацтеки), чтобы они основали город Теночтитлан на том месте, где увидят картину - орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. Такая возможность им предоставилась аж через 130 лет скитаний в южных землях Северной Америки, когда на одном из островов озера Тескоко индейцы увидели орла, державшего в когтях змею.

Теночтитлан – столица ацтеков

По более реальной версии, племя «мешика» пришло в долину Мехико с севера - с земель, ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами, и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко. Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками и увиденный ими орёл, держащий в своих лапах змею. По понятиям ацтеков, это символизировало торжество добра над злом. Таким образом, приблизительно в 1325 году, на острове посредине соленого озера Тескоко был основан Теночтитлан (в переводе с ацтекского - «дом кактусовой скалы»), а в 1337 году, к северу от Теночтитлана, отделившаяся часть племени основала город - спутник Тлателолько.

Город быстро рос: 7,5 квадратных км и 100 000 жителей - таковы были показатели его роста примерно через 100 лет после основания. А в течение последующих ещё 100 лет город разросся до 13,5 квадратных км, на которых размещалось до 212 500 жителей (по другим данным, до 350 000 и даже - до 500 000 жителей). Испанский губернатор, назначенный Кортесом, говорил о миллионном населении города.
В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам Теночтитлан был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от водотоков.

Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли (Змеиная стена). Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

Город Теночтитлан: достопримечательности

В городе было много интересных архитектурных сооружений. Город Теночтитлан украшают:
Великая пирамида. Храм пирамидальной формы достигал в высоту 45 метров. Его фасад был обращен строго на запад. Широкая сдвоенная лестница, состоящая из 114 ступеней, вела на вершину храма, где на площадке располагалось два храма меньших размеров. Это храмы двух главенствующих богов: Тлалока – бога дождя и Уитцилопочтли – бога солнца и войны. Впоследствии, после того, как Великая пирамида была разрушена, каменные блоки храма были использованы испанцами для воздвижения католического собора – самого большого на всей территории Америки. Великая пирамида за свою новую историю пережила несколько этапов раскопок. Во время последних исследований было обнаружено множество каменных статуэток и масок Тлалока, однако, археологам не удалось найти изображений Уитцилопочтли. Согласно испанским хроникам, его изображения делались из особого материала – тесто и семена, а, следовательно, давно разложились. В настоящее время открыта для посещения и находится на Сокало, справа от кафедрального собора Мехико.

Дворец Тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из десятка каменных одноэтажных зданий. По внешнему виду комплекс представлял собой совокупность внешних и внутренних двориков, а также помещений различного назначения. Так, в зданиях, помимо жилищ знати и помещений Тлатоани, находились комнаты суда, и заседания совета. В общей суме дворец насчитывал около трехсот комнат. Испанцы в своих хрониках писали, что на территории дворцового комплекса можно было с легкостью заблудиться. Все входы и выходы в дворцовый комплекс, коих было около 20, соединялись с несколькими патио. Дворец располагался за пределами ритуального центра. Дворцовый комплекс, как и сама древняя столица Америки, обладал собственной инфраструктурой. При нем находились: арсенал, здание суда, здания совета, ткацкая мастерская, где женщины шили одежду для императора и его семейства, ювелиры? мастера по металлу, и другие ремесленники. За одними лишь животными и птицами ухаживало около пятисот слуг.


Кроме дворца Тлатоани на территории города располагался дворец Ашайакатля. Здание тыльной частью выходило на главную пирамиду ацтекской столицы. Дворец был огромен и выполнял функцию сокровищницы, и по совместительству храма. Дворец Ашайакатля обладал не меньшим количеством залов и комнат, по сравнению с императорской резиденцией. В комнатах дворца могло спокойно разместиться несколько тысяч посетителей. Наиболее примечательной комнатой дворца являлась замурованная сокровищница, созданная отцом Монтесумы II, и впоследствии разграбленная испанцами.
Цомпантли. Это была постройка в форме амфитеатра с рядами черепов, установленными зубами наружу. Располагался Цомпантли неподалеку от главных ворот пирамиды ацтеков. В конце постройки стояло две башни, возведенные из строительных смесей и ксотей. На верху башен располагались штыри, на которые насаживались черепа поверженных воинов. Также на ритуальной площади столицы государства ацтеков располагалось здание в виде башни. Вход в него охранялся двумя каменными сооружениями в виде голов с открытыми ртами. Внутри здания хранились ножи для жертвоприношений, котлы и посуда для варки жертвенного мяса, и прочая церемониальная утварь.

Главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и вмещала от 25 до 50 тысяч посетителей. Рынок был настолько велик, что шум его был слышен во всей столице ацтеков. Рынок работал без выходных. Под каждый вид торговли было выделено отдельное место, а наиболее важные товары были снабжены собственными торговыми площадками. Денег у ацтеков не было и функцию волюты выполняли бобы какао, кукуруза, рабы и другие важные товары.
Городские дамбы. Теночтитлан со всех сторон был окружен озером Тескоко. Однако строительство дамб было не столько вынужденной мерой, сколько возможностью облегчения быта. Дамбы возводились постепенно, в несколько этапов. Сооружались дамбы из земли и дерева. Почти все дамбы служили для передвижения по ним, но некоторые выполняли свою прямую функцию – сдерживали воду, наступающую во время сезоном дождей. Наибольшая дамба достигала 9 километров в длину.

Несмотря на то, что ацтекская столица была огромнейшим городом, большая часть крестьян обитала на городских окраинах. Проживали семьи группами, называемыми кальпулли. Каждый клан Теночтитлана силился в отдельном жилом массиве, состоящем из множества одноэтажных домиков - хижин. Дома по большей части являлись мазанками, сделанными из ила, прутьев и других подручных материалов. Несмотря на немалое количество жителей, столица империи ацтеков не страдала от перенаселения. В одном доме проживало от двух до 6 человек. Женатая пара занимала один дом или же большую комнату в редких двухэтажных постройках.

Столица ацтеков Теночтитлан и приход испанцев

В XV-XVI веках столица ацтеков Теночтитлан превратился в один из красивейших городов Западного полушария. По всей видимости, он являлся тогда одним из крупнейших в мире: численность населения к началу XVI века, составляла почти 500 тыс. человек, - по тем временам колоссальная цифра. Этот величественный город успел просуществовать около двух столетий. Испанские конкистадоры под предводительством Эрнана Кортеса, прибывшие в Теночтитлан 8 ноября 1519 года, были поражены великолепием огромного города.

По словам одного из прибывших на остров испанцев, «такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чём-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели». Ацтеки - далеко не мирный народ - военной силой подчинили себе большую часть соседей, но испанцев встретили, на удивление радушно, ведь по древней легенде, изгнанный индейцами бородатый, светлолицый и белокожий бог Кецалькоатль должен был вернуться именно в год тростникового прута, и Кортеса с товарищами приняли именно за него.
Политика Кортеса, однако, привела к конфликту: вспыхнуло восстание, и испанцам пришлось убегать из Теночтитлана в ночь на 1 июля, в дальнейшем получившую название «Ночь печали». Потерпев поражение, Кортес и не думал сдаваться. Пополнив армию людьми и оружием, он развернул новое наступление на ацтекскую столицу - Мехико, как уже тогда испанцы называли Теночтитлан и 13 мая 1521 года, после семидесятидневной осады город пал. Так закончилась история одного города и началась история другого.
Про другие древние города Центральной Америки можно почитать в наших статьях про Паленке, Чичен-Ица и Мачу-Пикчу.