Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Как выбрать паспарту для картины. Правильный багет для вышивки

Вы никогда не обращали внимание на то, что порой даже очень хорошая картина выглядит безвкусно?

Приглядываешься к ней повнимательнее и понимаешь, что дело не в бездарности художника, а в непродуманности оформления - то есть в плохо подобранной рамке. В то же время, журнальные иллюстрации просто зачаровывают - если человек не поленился и довел их до ума, прежде чем повесить на стену… Получается так: чтобы рисунок, фотография и прочие предметы настенного интерьера выглядели стильно, им нужно подобрать "правильную одежду", т.е. багет . А дело все в том правильный багет или нет.

Багет - это деревянная планка с вырезанным профилем, используемая для изготовления рам. В настоящее время наблюдаются две тенденции: классический багет и багет простого профиля. Давно устарело утверждение, что современная работа просто обязана быть оформлена в стиле модерн. В корне неверно и то, что рама должна максимально концентрировать внимание на картине.

В наше время стилисты уходят от традиционных представлений о классическом дизайне. Все чаще багет используется в качестве переходного элемента от самой работы к стене. Он может как придавать завершенность картине или фотографии, так и быть их продолжением или просто служить декоративным элементом интерьера.

Сегодня производители багетов в состоянии удовлетворить пожелания самых привередливых заказчиков. Вариантов - более чем достаточно: рамки могут быть выполнены как под натуральное дерево, так и под драгоценный металл. При желании багет можно просто покрасить в нужный цвет. Тут уж все зависит от пожеланий клиента.

Багет ведет свою историю со времен античности. Тогда в храмах, дворцах и загородных виллах полы, стены и потолки украшались мозаиками, которые, в свою очередь, обрамлялись называемым "декоративным багетом", или бордюром.

В таком виде багет и изображение были неразделимы и составляли одно целое. Такое оформление настенных изображений можно считать первыми шагами к культуре создания гармоничного интерьера.

Если говорить о более позднем периоде, то в средневековье поля страниц рукописей украшались декоративными бордюрами, которые заполнялись орнаментом: как скромного, так и достаточно богатого содержания.

Это еще не современный багет, однако функция орнамента очевидна: он служит разграничением внешнего хаоса и творческого порядка.

С XI века (который принято называть Золотым веком готики) во внутреннем убранстве церквей появляется большое количество декоративных элементов: такие, как триптихи, ретабло (так в старину называли декоративное украшение алтаря) и многое другое. Все произведения украшались изысканной резьбой из того же самого дерева, по которому работал художник.

Со временем настенная живопись приобретает тенденцию "отделения от стены". Именно тогда зарождается искусство иконописи на деревянной или металлической основе. Таким образом религиозное искусство начинает выходить за пределы храма.

Так, например, в Тоскане сохранились примитивные рамы, сделанные в свое время для работ Джотто, Чимабуэ, Джуччо (XIII век). Они имитировали мрамор и даже были украшены фигурами святых…

Эпоха Возрождения подарила нам такое изобретение, как живопись по холсту, которую необходимо было "защищать". Именно тогда и появляется классический багет - во всем своем великолепии.

В то время он уже выполнял 2 основные функции: защитную и декоративную.

В конце XV - начале XVI веков багет наконец занимает свою нишу в искусстве. После этого техника выполнения багетов развивается и крепнет, соответствуя всем архитектурным стилям разных эпох.

В Европе достоинства багета уже давно оценены по заслугам.

Характеристики багета

Багет различают по ширине, глубине, орнаменту . Существуют несколько типов багета.

Багет, имеющий высокую наружную кромку , которая как бы ниспадает вниз к произведению, помещенному в раму, называют классическим .

А багет, высшая точка которого приходится на кромку , называют обратным .

Обратный багет интересен тем, что создает эффект выдвижения картин на передний план.

Плоский багет делают из цельного материала. Внешняя и внутренняя часть этого багета находится на одной плоскости. Кассетный багет имеет равные по размеру внутреннею и внешнюю кромку, и опущенную ниже их уровня плоскость между ними.

Выявить, какие плюсы, и какие минусы присущи определенному виду багета, обычно не сложно – достаточно лишь задуматься о том, какие функции он выполняет.

Считается, что багет выполняет утилитарную, декоративные функции.

  1. Первая функция – утилитарная . Багет защищает картину от повреждений, яркого света, неблагоприятных климатических условий, пыли, насекомых и т.п. Для этих целей лучше всего подойдут металлические или пластмассовые багеты.

    Эти материалы просты в уходе, очень прочны. Качественно сделанные (для этого необходима мастерская багета), они способны служить долгие годы, если их не ронять с высоты и не повреждать специально.

  2. Вторая функция – декоративная, выделяющая достоинства картины. Рама должна быть красива сама по себе, акцентировать помещенное в нее произведение, выделять его из окружающего интерьера.

    Благодаря удачно подобранному багету можно сделать тусклую картину более яркой, а чересчур броскую – более приглушенной. Для этих целей лучше всего подходит деревянный багет, хоть ухаживать за ним и сложнее, чем за багетами из других материалов.

  3. Третья функция – тоже декоративная , но призванная украсить и дополнить окружающий работу интерьер, гармонизировать пространство.

    В этом случае багету отводится очень важная роль – подчеркнуть красоту и особый стиль мебели или помещения в целом, стать связующим звеном между картиной и окружающим ее пространством.

После того, как вы определитесь, какой багет лучше всего подходит для выполнения различных функций, полезно будет рассмотреть, что же вообще принято обрамлять багетом или рамой, и ознакомиться с некоторыми тонкостями обрамления предметов в багет.

Как подобрать багет к вышивке

Подобрать правильный багет для вышивки - очень сложная задача, ведь неверно подобранный, он способен испортить впечатление даже от выдающегося произведения. На вышивку мастерица тратит столько средств, сил, времени: от разметки канвы и последним стежком часто проходят годы!

Поэтому для обрамления вышивки, а также живописи лучше обратиться в специализированную мастерскую, где специалист поможет вам сделать правильный выбор. Обязательным условием является сочетание багетной рамы со стилем интерьера. Специально подбираются цвет, профиль, орнамент высота и другие параметры багетной рамы.

Так, например, если интерьер оформлен в классическом стиле, то картина будет превосходно смотреться в традиционной деревянной раме в теплых, пастельных тонах. В том случае, если квартира оформлена в современном стиле, то необходимы пластиковые или алюминиевые багетные рамы, которые могут подчеркнуть современный облик помещения.

Если жилище оформлено в восточном стиле, то необходимы специально оформленные, вычурные деревянные рамы с эффектом «старения» и особыми узорами.

Самым лучшим материалом для багета является дерево. Однако такие багетные рамы и очень требовательны к перепадам температуры, влажности воздуха в помещении и различных негативных воздействий.

При создании деревянных багетных рам используются дуб, яблоня вишня, орех. Кроме этого, может использоваться бальза, сосна и ель. Для старинных картин желательно приобрести багетные рамы с лепниной из гипса и позолотой или бронзовым напылением.

Пластиковые багетные рамы отлично подойдут для влажных помещений, таких как ванна, кухня. Пластик не боится перепадов температуры и повышенной влажности и его стоит использовать лишь в подобных помещениях, так как в гостиной, такая багетная рама будет смотреться весьма нелепо.

Профессионалы советуют большое внимание уделять и профилю багета. Так, классические багетные рамы предпочтительнее для любых картин, а обратный профиль багета используется для создания эффекта перспективы внутри картины и применяется для панорамных картин, различных пейзажей.

Использование плоского профиля багета оправдано для создания рам с применением обычной декоративной планки.

Выбор правильного багета (рамки) для вышивки во многом зависит от сюжета, общего стиля, размера и цветовой гаммы вышивки.

Рамка подбирается в зависимости от наличия или отсутствия паспарту. Если всё же вышивка оформляется без паспарту, то рамку для неё лучше подобрать достаточно широкую или использовать сочетание двух видов багета для изготовления составной рамы. Для вышивки обычно используется деревянный или пластиковый багет, но иногда вышивка неплохо смотрится и в алюминиевой рамке.

Канты для паспарту при оформлении вышивки

Кант - это пластиковая или деревянная планка (она может быть гладкой, резной, тонированной, крашенной и даже состаренной), которая отделяет паспарту непосредственно от работы.

Рамки со стеклом для вышивки

При оформлении вышивки в рамку со стеклом, работа становится законченной, да и защищенной от внешнего воздействия (пыль, грязь и т.д.). При этом лучше использовать специальное безбликовое стекло.

Выбор стиля рамы, наряду с подбором цвета - главный и решающий элемент в оформлении произведения.

Вопрос это не простой и заслуживает отдельной статьи, поскольку одних только стилей начитывается более десятка. В настоящее время очень популярно и модно совмещение не совместимых стилей картины и рамы. Конечно это дело вкуса или таковы условия задачи декорирования, но при традиционном оформлении стили картины и рамы все же должны совпадать, то есть, например, для абстрактной картины или постера применяем современный по стилю багет, а для традиционного пейзажа или натюрморта – классический.

Как правильно подобрать ширину рамы? Правило очень простое - широкий багет на большие по размеру картины, узкий на маленькие.

Баланс между шириной багета и размером картины

Широкая рама добавит солидности и значимости произведению, тем более, если оно будет располагаться на «почетном месте» - над камином, столом или диваном. Широкая рама выглядит как часть самой картины. Невозможно представить некоторые известные живописные полотна в музеях без массивных рам. Широкая рама добавляет картине основательности.

Очень часто широкий багет используют в качестве декоративного элемента при оформлении современной живописи и графики.

Тонкие и легкие рамы подчеркнут изящество произведения, позволят лучше сконцентрировать на нём внимание, при этом первенство остается за картиной, а сама рама отступает в тень. Современная музейная классика часто оформлена в тонкие и средние рамы.

Тонкая рама - воздушно и современно. Тонкие рамы предпочтительнее, когда картины или графика будут группироваться на стене. Хотя, бывают исключения. Со вкусом подобранный широкий багет к небольшой картине, способен привнести в нее элемент роскоши и стиля, а комбинация широких и узких рам на стене задает определенный ритм.

Выбор цвета рамы едва ли не самый важный вопрос и не простая задача, поскольку часто нужно идти на компромисс, следить, чтобы рама одновременно подходила и к картине и к интерьеру. При выборе рамы, общий, преобладающий тон картины, гораздо важнее одиночных локальных цветов.

Изображения, преимущественно в теплых тонах (красный, оранжевый, желтый, коричневый), будут выглядеть лучше в рамах из дерева цвета орех или макогон, а также в не блестящем антикварном золоте. Рама из ореха хорошо сочетается с теплым тоном акварели.

Картины, где преобладают холодные цвета (синий, зеленый, фиолетовый, серый) хорошо смотрятся в неокрашенном светлом дереве, серебре, либо в блестящем золотом багете. К холодному синему цвету подходит серебряный багет.

Общее правило – используйте светлый багет к светлым картинам , а темный – к темным.

Хотя, иногда из правил бывают удачные исключения. Изящные, тонкие и тёмные рамы могут прекрасно подойти светлым изображениям, поскольку не слишком утяжеляют их. Золотые рамы - универсальны и благодаря множеству оттенков, подходят практически к любой картине.

Большинство современных, особенно абстрактных картин замечательно смотрятся в черном багете, точно так же как и работы, выполненные в импрессионистической манере. Для лучшего восприятия картины, цвет рамы должен отличаться от цвета стены, аналогично – цвет паспарту не должен совпадать с багетом.

О вкусах не спорят, однако не переусердствуйте.

Иногда приходится видеть оформленные картины – украшенные как новогодние елки, где рама составлена из двух или трех видов багета различных стилей.

И еще некоторые советы

Не стоит привязывать оформление вышивки к вашему домашнему интерьеру. Картина - это индивидуальность. И ни в коем случае нельзя, подбирая багет, вспоминать о цвете обоев в вашей квартире. Конечно же учитывайте цветовую гамму интерьера в общем, чтобы все в нем выглядело гармонично, а не шокирующе. Первостепенна должна быть вышивка, а только потом куда ее повесить.

В основном оформление портретов выглядит лучше в паспарту.

Размер полей паспарту как правило стандартный 5 см. Нижнее поле можно сделать на сантиметр больше.

Этот небольшой секрет оформления сделает картину выразительнее, но зрительно этот сантиметр не будет лишним. В отдельных случаях для того чтобы зрительно расширить размеры картины, поля паспарту увеличивают и в итоге даже самая маленькая картинка выглядит на фоне большого паспарту выразительнее и просторнее.

Стекло может быть обычным легким толщиной 2 мм и антибликовым.

Антибликовое стекло - это стекло с особым напылением, которое не отсвечивает при попадании солнца или света. Оно имеет свойство отталкивать солнечные лучи, предотвращая выгорание цвета ниток вашей вышивки.

Если вы предпочитаете в оформлении обычное стекло, то стоит размещать работу подальше от окна и солнечного света.

Фотографировать работу нужно с таким стеклом не прямо, а чуть сбоку, чтобы свет от вспышки не давал бликов. Можно снять картину со стены и найти подходящий ракурс для фото.

Как подобрать паспарту

Вышивки наиболее часто оформляются в рамки с паспарту. Их аккуратно натягивают на картон или оргалит, при этом в некоторых ситуациях для натяжки вышивки, необходимо использование подрамника. При помощи рамки и паспарту возможно более эффектно выделить изображение на вышивке, которое будет сочетаться и с поверхностью стен помещения и с установленной мебелью в ней.

Разнообразие цветовой гаммы вышивки должно гармонично сочетаться с выбранными оттенками цветов рамки и паспарту. Рамка может использоваться прямоугольная, квадратная, овальная, круглая - т. е. форма рамки, в идеале должна в максимальной степени соответствовать существующей композиции.

Паспарту бывает гладкое, фактурное ("бархатное") или с тиснением.

Паспарту выполняет функцию прокладки между вышивкой и стеклом. Оно не позволяет деформировать стежки.

Обычно, вышивку оформляют, натягивая или наклеивая ее на картон. Дополнительно между основой для натяжки и вышивкой можно подложить цветной картон, тогда дизайн работы станет еще более индивидуальным.

Все вышивки, как правило, смотрятся намного эффектнее, если при их оформлении применяется паспарту. Оно создает ощущение невесомости и глубины работы. Паспарту - связующее звено между вышивкой и рамкой. Поэтому цвет и фактура паспарту играют далеко не последнюю роль в оформлении вышивки.

Оптимальный оттенок паспарту даст возможность акцентировать важные детали вышивки, на ее общей композиции. Неудачно же подобранное паспарту может, в конечном счете, испортить всю работу.

Паспарту должно быть как бы нейтральным , оно должно не отвлекать внимание от вышивки, а наоборот, концентрировать на ней. Обрамление в багет и паспарту придает вышивке законченный вид, с тем, что бы она могла выделиться в интерьере помещения, в котором будет вывешена.

Применяться паспарту может как одинарное, так и двойное, или даже тройное.

Паспарту может, отличаться так же по своей контрастности и тону. Применение сразу нескольких оттенков паспарту одного тона может усилить общее впечатление от произведения. Внутреннее паспарту, как правило, соответствует цвету исходного изображения.

Подбирать внутренне паспарту так же необходимо особо внимательно, для того что бы оно идеально сочеталось с выбранной рамкой.

Двойное паспарту, целесообразно подбирать одного цвета. В этом случае, возможно, добиться эффекта глубины "фацета" - внутренней кромки окна паспарту.

Эффект "фацета" возможно, усилить, если использовать для паспарту более толстый картон. Для более сложных вышивок уместно применять тройное паспарту, комбинируя паспарту яркого цвета и спокойного, пастельного тона. Когда используется многослойное паспарту оно, как правило, придает вышивке определенный дополнительный объем, что на порядок усиливает общее впечатление от вышивки.

В некоторых багетных мастерских, которые имеют специальное оснащение, возможно, заказать паспарту, форма которого повторяет форму вышивки, с вырезанными в паспарту узорами. Паспарту необходимый элемент для вышивки сложной формы при оформлении в прямоугольную или квадратную рамку.

Используя рамку с паспарту, возможно, добиться эффекта единого пространства для нескольких вышивок одновременно. Подобным же образом, возможно, сочетать вышивку с рисунками, постерами. Паспарту обязательно должно вписываться в цветовую гамму основного элемента композиции вышивки.

Перефразируя известную мысль, можно сказать, что в изображении все должно быть прекрасно: и работа творца, и паспарту, и багет, и развеска работ в выставочном зале. В этой небольшой статье речь пойдет о том, как не испортить хорошую работу плохим оформлением.

Что такое паспарту и зачем оно нужно?

Паспарту - это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту - это поля между физической рамой и изображением.

Зачем оно нужно? Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя. В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами. В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства. Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.

О вреде симметрии

К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан. Эту мысль часто пытаются оспорить. Так, например, Шарон Хаймс (Sharon Himes) пишет: «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями. Так как подобные ситуации редки, то обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам». С тем, что верхняя развеска требует дополнительного увеличения нижнего поля паспарту трудно не согласиться. А вот с чем никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

Рис. 1

Попробуем разобраться, в чем тут дело. Для этого вспомним хорошо известный пример с латинской буквой S. Взгляните на рис. 1. Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180°.

Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

Рис. 2

Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.

Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле - и восприятие изображения значительно улучшается.

Как правильно поместить изображение в раму

Во всех случаях, когда речь идет о зрительном восприятии человека, жесткие формальные правила сформулировать не удается. Все, что будет изложено ниже, не более чем рекомендации. Иногда они быстро приводят к успеху. Иногда они требуют значительных коррекций. Разумнее всего относится к ним, как к хорошей отправной точке. Следует также помнить, что в данной статье речь идет исключительно об одинарных паспарту, обрамляющих единственное изображение в раме.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: какого размера должно быть паспарту? Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии». Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).


Рис. 3

В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Несколько слов о цвете паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).


Рис. 4

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», — пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.

Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.

Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.

Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме (см. рис. 5), так и цветные (см. рис 6).


Рис. 5

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.


Рис. 6

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рис. 6 это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.

В начале статьи говорилось, что рамка и паспарту служат также для защиты произведения от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В этой связи важно понимать, что и рамка в целом и ее отдельные элементы сами по себе должны удовлетворять определенным требованиям. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит на многие годы обеспечить сохранность произведения.

1. Помимо прочего, накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть. По этой причине при оформлении «под стекло» не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку. Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.

2. Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки. Пример такого безопасного крепления можно найти в статье Дейла Коттона.

3. Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны (нейтральный фактор pH). Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.

Более подробные сведения об обеспечении сохранности работ можно получить из других публикаций, например, из статьи на сайте Американского института консервации произведений искусства и исторических ценностей (AIC)

Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. (Речь, конечно, идет исключительно о тех затратах, которые можно выразить в денежном эквиваленте). Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.

Декорирование — один из важнейших этапов в дизайне интерьера.
Именно с его помощью помещение приобретает ту индивидуальность и самобытность, которой не хватает сразу по окончании ремонта.

Наверное, самым используемым приемом стало декорирование стен. Это могут быть картины, постеры, гобелены — да все что угодно. Но чаще всего — это рамки с изображениями.

1

В рамки могут быть вставлены фотографии членов семьи, пейзажи, абстрактные рисунки, детское творчество, гравюры.
Все это добавляет свою нотку в создание уюта.

2

Что такое паспарту?

Но есть один маленький секрет, который сделает ваши изображения в рамках еще более выразительными.
И секрет этот — паспарту . Да. все именно так просто. Говоря простым языком, паспарту — это контрастная по цвету «окантовка» вашего изображения.
Паспарту может быть тонким — см 5 или очень широким — 10, 15 или даже 30 см. Его размер регулируете исключительно вы в зависимости от ваших вкусовых предпочтений.

1

Как подобрать паспарту?

Решение №1: Чаще всего паспарту имеет одинаковую ширину со всех четырех сторон. Но это совершенно не догма. Очень интересным может стать и решение, когда паспарту шире в нижней части (это наиболее выгодная сторона для того, чтобы подчеркнуть все достоинства вашего изображения и не исказить восприятие).


1


1

Решение №2: В идеале паспарту должно быть контрастным как по отношению к рамке, так и к изображению.
То есть, если рамка черная, а фотография черно-белая — паспарту априори белого цвета.
Его, конечно же, можно сделать и ярко-салатовым, но не будем вдаваться в крайности.
Обсудим ключевые базовые приемы, а уже интерпретировать их каждый может на свое усмотрение.


1

Решение №3: Паспарту даже может быть… два.
Это в случае, когда рамка и изображение между собой контрастны.
В этом случае уместен вопрос: «Для чего же в этой ситуации паспарту?»
Дело в том, что парспарту очень хорошо фокусирует внимание. И любое изображение будет выглядеть более выигрышно в окружении контрастных цветов.
Кроме того, не пользуясь паспарту, вы рискуете «украсть» часть своего изображения. Оно будет спрятано под рамой.

Решение №4: Нетрадиционным решением может стать прозрачное паспарту. То есть, скорее — его отсутствие.


4

7

Решение №5: И еще одно решение — паспарту в один цвет. Особо выигрышно смотрится в белом цвете.
И это еще одно приятное исключение, которое подтверждает правила, описанные выше.

3

3

Как сделать паспарту?

1 вариант: Отправиться в багетную мастерскую.
Захватите с собой изображение и раму. Мастера помогут вам подобрать цвет паспарту и вырежут его из очень плотного картона, стыкуя края по диагонали.

2


1

2 вариант: Сделать .
Этот вариант уместно использовать, если изображения будут под стеклом.
В этом случае просто вставьте в рамку лист плотной белой бумаги, а потом аккуратно по центру разместите ваше изображение (можно его немного закрепить сухим карандашным клеем).
Предварительно, конечно же, следует сделать соответствующие замеры, чтобы все точно и ровно соприкасалось.


1


1

Экспериментировать с диагональной прирезкой в домашних условиях и без соответствующих навыков и инструментов, думаю, не стоит. Хороший результат придет к n-ному разу. А сумма за испорченные материалы превысит стоимость услуг багетной мастерской.


1

Картина без рамы, как актер без зрителей. И то и другое неполноценно. Ничто так не украшает изображение, как искусно подобранные рама и паспарту. Это добавляет ей эффектности и завершенности. Картина, как и фотография, становится самостоятельным объектом, который привлекает внимание и восхищает.

Что такое паспарту и для чего оно используется?

К вопросу об определении. Паспарту - это широкая рамка из многослойного картона, которая обрамляет рисунок, фотографию, коллаж или другое произведение искусства. В результате этого создается граница между картиной и рамой. Таким способом принято выделять портреты.

Рамка паспарту применяется для нескольких целей. Среди них можно выделить основные:

  • акцент внимания на отдельных деталях изображения, способствующий усилению воздействия на зрителя;
  • облегчение восприятия произведения за счет его отделения от остального интерьера;
  • защита предмета искусства от отрицательного воздействия окружающей среды.

К тому же паспарту нередко выступает как элемент искусства.

Почему вредна симметрия?

Большая часть готовых паспарту имеет одинаковые размеры со всех сторон. Такой ход оправдан с коммерческой точки зрения, его можно использовать для обоих направлений: книжного и альбомного. Однако такой формат паспарту не всегда уместен с точки зрения эстетики.

Объясняется этот факт особенностями зрительного восприятия человека. При рассмотрении вертикальных объектов наиболее гармоничным будет тот, у которого нижняя часть имеет больший вес. Этот факт известен и широко применяется в печати. Например, латинская буква S или цифра 8 несимметричны. Их нижние чисти слегка увеличены, но в целом они выглядят весьма гармонично.

Так же происходит и с паспарту. Если оно будет слегка увеличено в нижней части, то вся картина будет восприниматься лучше.

Стоит отметить, что симметричная рамка паспарту - это не всегда плохо. К примеру, если само изображение имеет яркий акцент в нижней части, тогда дополнительного усиления не требуется. Другая ситуация, когда нет необходимости в несимметричном паспарту - это познавательные и научные иллюстрации.

Принципы подбора

Первое, на что нужно обратить внимание, это цвет картона. Во-первых, он должен быть отличающимся от оттенка рамы. Дальше все строится на том эффекте, которого хочется добиться. Если нужно выделить изображение, то его лучше разместить на очень светлом фоне, почти белом или даже совсем белоснежном. Когда нужно добиться уменьшения рисунка, его ограничивают темным паспарту. Самым нейтральным является серый оттенок. Он практически не взаимодействует с изображением.

При выборе оттенка паспарту рекомендуется остановиться на спокойных и приглушенных тонах. Пусть он будет немного перекликаться с оттенком, который использован в самом изображении. Тогда паспарту для рисунка эффектно подчеркнет достоинства. В некоторых случаях таким способом можно приглушить или вовсе скрыть недостатки.

К тому же на паспарту могут быть нанесены орнаменты и линии. Тогда они просто обязаны составлять единое целое с предметом искусства.

Второй момент - выбор рамы. Она должна идеально сочетаться с изображением. Распространенной ошибкой считается подбор рамы под мебель и цвет стен.

Существуют моменты, когда стоит отказаться от паспарту - это картины маслом и огромный формат изображения. В первом случае их просто нет необходимости дополнительно декорировать, а во втором - размер рамы может нарушить восприятие предмета искусства. Есть еще ситуации, когда сами гравюры уже содержат элементы декора, расположенные по краям. Тогда их тоже не нужно убирать в паспарту.

Немного слов о картоне

Его толщина обычно варьируется от 0,5 до 3 миллиметров. Картон для паспарту может быть цветным или однотонным. Во втором случае цвет среза не отличается от его лицевой стороны. А вот первый вариант имеет другой оттенок на срезе. Бывает такое паспарту, что его поверхность имеет текстурный рисунок.

К тому же картон может быть разным по составу. У самого популярного отмечается нейтральный уровень кислотности. Он изготовлен из целлюлозы, которая содержит лигнин. Последний подвергается окислению и портит бумагу рисунка.

Лучшими свойствами обладает картон музейного качества. Он менее подвержен воздействию грибка.

На последней ступеньке стоит картон с качеством консервации. Он изготовлен из натурального хлопка и совсем не позволяет грибку развиваться.

Как определить размер паспарту?

Слишком маленькие поля не будут выполнять своей функции. Но, с другой стороны, чересчур широкое паспарту отвлечет на себя внимание от предмета искусства. В результате этого изображение просто потеряется.

Для боковых и верхнего полей существует правило: ширина паспарту должна лежать в пределах от трети до половины той стороны изображения, которая меньше. Это в большинстве случаев. Но бывают особые ситуации, когда боковые части можно сделать больше. Примером может быть несбалансированное или очень плотное изображение.

Широкое паспарту может быть применено в таких случаях:

  • изображен большой предмет практически на весь рисунок;
  • портрет или натюрморт;
  • пейзажу не хватает неба (увеличить полосу сверху) или моря (сделать низ еще больше).

Примером рамки паспарту для фотографии 10 х 15 могут быть такие размеры: по бокам 5 см, сверху 4 см, снизу 6 см.

Какие существуют варианты паспарту

С кантом. Это планка, изготовленная из дерева или пластика. Ее внешний вид может быть весьма разнообразен. От гладкой до резной, от тонированной и окрашенной до состаренной. Кант играет роль перегородки между паспарту и рисунком и является дополнительным декором.

Многослойное паспарту. Когда используется два или три варианта картона. Они имеют разные оттенки, но обязательно сочетаются с изображением. Причем внутренний слой можно сделать светлее или темнее внешнего.

Способы расположения паспарту

Первый: паспарту под рисунком. В этом случае изображение закрепляется на сплошном листе картона. Для этой цели можно использовать резиновый клей, который легко снять, причем рисунок при этом не испортится. Другой подход: взять уголки или двухсторонние стикеры.

Этот способ не подойдет, если планируется поместить фотографию под стекло. Она может намертво приклеиться и будет безвозвратно утеряна. Следует отметить, что такое паспарту для рисунка добавит жесткости детской поделке, в результате чего ее можно будет легко разместить на стене.

Второй способ: паспарту над рисунком. Это выглядит, как плотная рамка, под которую помещается готовое изделие. Здесь нужно взять два листа картона. Тот, что тоньше, пойдет на подложку, а из более толстого будет изготовлена рамка. В последнем нужно вырезать окошко по размеру рисунка, оставив припуск на 3 мм. Он пойдет на наклонный срез под углом в 45 градусов. Этот скос дает плавности переходу от изображения к паспарту. На подложку нужно закрепить картинку, а потом к ее краям двухсторонней клейкой лентой приклеить верхнюю рамку.

Последний вариант требует больше материальных затрат, но и выглядит солиднее. К тому же с его помощью можно закрыть фотографию стеклом и не беспокоиться о том, что по истечении времени ее невозможно будет достать.

Паспарту играет важнейшую роль в общей концепции обрамления произведения. Данный элемент выступает в роли изысканного завершающего штриха шедевра. Правильно подобранная и идеально выполненная цветная рамка несет ценную эстетическую функцию, уравновешивая или, напротив, «раскрашивая» художественную работу, подчеркивая ее глубину, выделяя нюансы и акцентируя внимание на деталях. Естественно, паспарту призвано также играть роль связующего звена между картиной и рамой, а также окружающим пространством и авторским интерьером.

Однозначного ответа на вопрос о том, как выбрать паспарту, не существует. Об этом вам скажет любой профи искусства обрамления. Каждое произведение - это яркая индивидуальность, неповторимая композиция, имеющая свои нюансы, которые необходимо визуализировать, или некие недочеты, которые требуется скрыть от глаз зрителя.

Пожалуй, о некоторых правилах подбора паспарту сказать все-таки можно. Точнее, их можно назвать скорее некими секретами опытных мастеров, ведь четких правил в данном деле не существует. Работа настолько творческая, тонкая и глубокая, что формировать какие-либо нормы не представляется возможным.

Таинство процесса подбора идеального паспарту: маленькие секреты

Если речь идет о цветной работе, будь то акварельный живописный шедевр или цветное фото, то паспарту подбирается, ориентируясь на колористическую концепцию или цветовой настрой произведения. Здесь можно руководствоваться принципом создания гармонии, подбирая паспарту схожих с композицией тонов, или же сыграть на контрасте.

Паспарту родственных оттенков, которое по своему решению тяготеет к общей цветовой гамме произведения, обладает уникальным свойством зрительного увеличения работы и гармонизации ее цветового строя. Создавая контрастную концепцию, то есть используя паспарту противоположных цветов, появляется возможность выделить цветовые акценты шедевра. Однако здесь следует соблюдать большую осторожность, ни в коем случае не перейти незримую грань и не получить обрамление, при котором паспарту будет визуально более сильным по сравнению с картиной, отвлекая внимание на себя.

Классическим вариантом паспарту считается рамка легких, воздушных кремовых тонов. Такие оттенки абсолютно нейтральны, поэтому могут отлично гармонировать с практически любым произведением. Наряду с паспарту «сливочной» цветовой гаммы достаточно часто мастерами применяются рамки монохромных цветов - белого, черного и серого. Они идеально сочетаются с графическими шедеврами и черно-белыми фото, но не всегда подойдут к цветным работам. При помощи паспарту белого цвета можно визуально расширить произведение, продемонстрировав его глубину и яркость. Черный цвет паспарту сделает работу более резкой и контрастной. Он также может создать некое напряженное настроение и достаточно непростую атмосферу произведения, поэтому применять такие рамки нужно с осторожностью.

Сейчас мы кратко рассказали вам лишь о нескольких секретах подбора идеального паспарту. Все эти нюансы - лишь верхушка огромного айсберга, который представляет собой процесс обрамления произведения. Говорить обо всех аспектах выбора цветной рамки для картин можно часами. Да и стоит ли делать это? Ведь обладание этими секретами, а точнее навыками их материального воплощения доступно лишь настоящим профи багетного искусства, которые настолько тонко чувствуют работу, что могут при одном взгляде на нее решить, какое паспарту станет идеальным завершением концепции. Доверьте данный процесс настоящим мастерам. А себе оставьте удовольствие созерцания удивительного результата. Ваш «Багетчик».