Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Генрих семирадский картины. Картины генриха семирадского

В Генрих Семирадский. Календарь дат

Девушка с кувшином в оливковой роще, XIX век

Генрих Ипполитович Семирадский - русский и польский художник, родился 24 октября 1843 года. Семирадский, на картинах которого почти всегда солнечно и тепло, принадлежит русской культуре, потому что учился в Петербургской академии художеств, был её академиком, профессором. Одновременно с этим по происхождению он поляк. Родился под Харьковом, в семье польского дворянина, генерала царской армии.
Павел Михайлович Третьяков картины Семирадского принципиально не покупал по каким-то личным соображениям и оставил завет Совету галереи не покупать Семирадского. Три работы художника попали в галерею уже позже.
Его творчество порождало разноречивые толки. Часть публики принимала его работы с восторгом, а демократическая критика порицала за легковесность его полотен, за декоративную интерпретацию истории. В Польше его порицали за то, что он равнодушен к страданиям порабощённого польского народа. Его очень не любили передвижники. Произведения в основном рассеяны по музеям Польши, Украины и России, а также частным собраниям европейских стран. Персональные выставки художника проходили в Польше, но сводной экспозиции, которая создавала бы энциклопедическое представление о Семирадском, до сих пор не проводилось. Многие работы утрачены, например росписи храма Христа Спасителя в Москве. Генрих Семирадский скончался 23 августа 1902 года в имении Стшалково и был погребён в Варшаве рядом с могилами отца и матери. Однако 26 сентября 1903 года его прах был перенесён в Краков, в Крипту церкви святого Станислава.
Несколько интересных фактов из его биографии - удивительно, но он учился на факультете физико-математических наук в Харьковском университете, написал диссертацию об инстинктах насекомых.
Его семья была связана с семьёй Адама Мицкевича, он общался со многими польскими писателями, был очень образован. Прекрасно знал языки.
Генрих Семирадский был очень состоятельным человеком. У него была большая семья и прекрасный дом в Риме в античном стиле, который входил во все путеводители по Риму XIX века. К сожалению, дом не сохранился, сейчас рядом находится посольство России.
Небольшая подборка его солнечных работ подтверждает, что его творческим кредо была красота.

Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу, 1870. Минск, Национальный художественный музей Республики Беларусь


Светочи христианства, 1876. Национальный музей в Кракове


Опасный урок

Игра в кости

Окрестности Рима. В деревне, 1880

Танец среди мечей, 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Христос у Марфы и Марии, 1886

Пастушок, играющий на свирели

Ночь накануне Ивана Купалы, 1880-е. Национальная галерея искусств им. Бориса Возницкого, Львов


Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла, 1887. Частное собрание

Фрида на празднике Посейдона в Элевсине, 1889. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Отдых, 1890. Львовская национальная галерея искусств

Суд Париса, 1892. Национальный музей, Варшава

По примеру богов, 1899. Львовская галерея искусств, Львов

Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902)

Выдающийся русский художник-портретист. Семирадский родился в семье полкового врача-поляка. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии под руководством ученика К. П. Брюллова Д. И. Безперчия, которого позже называл единственным своим учителем.

В 1860 г. по настоянию отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук. Спустя четыре года будущий певец античной красоты получил степень кандидата за "рассуждение" на тему "Об инстинктах насекомых". И тут же уехал в Петербург, где определился вольно-приходящим в АХ. Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать учеником АХ.

В 1870 г. ему присудили большую золотую медаль за конкурсную картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" с правом на шестилетнее пребывание за границей. Семирадский отправился в Мюнхен - второй после Парижа художественный центр Европы. Здесь он написал первое свое крупное произведение - "Римскую оргию блестящих времен цезаризма" (1872). Картина имела успех, ее приобрела Петербургская АХ, что позволило художнику переехать в Италию.

В Риме, где все живет и дышит искусством, воспоминаниями об античности, он остался на долгие годы и в России бывал лишь изредка. И все же Петербургская АХ присвоила живописцу все возможные звания (причем заочно), он получал большие официальные заказы. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. Однако искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной художественной школе, оно интернационально. Сам же художник - один из ярчайших представителей позднего европейского академизма. Правда, он внес в академическую традицию живописность, пленэрные начала, не случайно в его картинах большую, а иногда главенствующую роль играет пейзаж.

Семирадский - мастер создания атмосферы, атмосферы природной и атмосферы действия. К тому же он умел соединить их с занимательным сюжетом. Вот почему академическая риторика, мотивы и позы, равно знакомые и привычные публике, давно ставшие штампами, выглядели у него по-новому, а сам художник казался чуть ли не новатором.

Круг излюбленных сюжетов Семирадского был достаточно узок. Это евангельские сюжеты, эпизоды античной истории и сцены из повседневной жизни античных времен - популярный в конце XIX в. античный жанр. Вторая крупная картина Семирадского "Христос и грешница" (1872) принесла художнику шумный успех и всеевропейскую известность. В ней хорошо видны основные особенности его искусства: композиция в целом весьма эффектна, однако фигуры сами по себе банальны и малоинтересны как по характерам, так и по живописи. Важен пейзаж, помогающий создать общее впечатление...

В другой картине "Христос в доме Марфы и Марии" (1886) пейзаж уже главенствует. А лучшая картина художника на евангельскую тему "Христос и самаритянка" (1890) почти совсем лишена повествовательности. Это пронизанный солнцем пейзаж, в который мастерски вписаны фигуры Христа и женщины у колодца. Гигантская (3,85х7,04 м) картина, одна из двух наиболее знаменитых исторических композиций художника, "Светочи христианства. Факелы Нерона" (1876) официально завершила пенсионерство Семирадского. На ней изображен заключительный эпизод первого гонения на христиан (1 в. н. э.). Император Нерон с приближенными наблюдают, как слуги зажигают огромные факелы, в которые превращены опутанные паклей и обмазанные смолой христианские мученики. К сожалению, интересный замысел был безнадежно погублен исполнением.

Достаточно сумбурная композиция вызвала резкую критику. Семирадского упрекали в холодности и отсутствии экспрессии в изображении действующих лиц. Зато зрители восторгались тем, как написаны разноцветные мраморы, ткани и прочие аксессуары.

Достоинства и недостатки Семирадского проявились в "Светочах..." (в силу сложности замысла) особенно наглядно. Семирадский не был мастером психологической и пластической характеристики, не был даже оригинальным рассказчиком, но он умел "поставить" зрелище в целом, создать общее впечатление. Он был как бы пейзажистом исторического жанра. Картина принесла Семирадскому академическое звание профессора и Гран-при на Всемирной выставке в Париже, однако продать он ее не смог и подарил Краковскому музею.

Кульминацией творческой деятельности Семирадского стала прославленная "Фрина на празднике Посейдона в Эливсине" (1889). Это не просто огромная (только на переднем плане более 30 фигур в натуральную величину) картина, это программа, своего рода художественный манифест Семирадского. Представлен реальный исторический эпизод. В Эливсине на празднике Посейдона греческая красавица гетера Фрина на мгновение сбросила одежды и предстала перед народом как земное воплощение богини любви и красоты Афродиты (позже Фрину привлекли к суду за "оскорбление богов").

Явление, откровение красоты в мире было вожделенной целью и задачей всего творчества Семирадского. Наконец найден сюжет, найден безошибочно. Что же получилось? Вот мнение И. Е. Репина: "Большая картина... несмотря на всю академическую риторику, производит "веселое" впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления". Очень точный и, если учесть размах замысла, убийственный отзыв. К этому следует добавить, что позы фигур весьма условны, их живопись, особенно в тенях, маловыразительна. Что же касается фигуры Фрины (натурщицы Праксителя), ради которой и создавалась композиция, к которой направлены все взгляды присутствующих, то она может показаться деревянной не только в сравнении с пленительной пластикой Афродиты Книдской, но и рядом с женскими фигурами на картинах другого знаменитого поклонника классики - Энгра ("Источник", "Венера Анадиомена" и др.).

И все же "Фрина..." почиталась среди современников бесспорным шедевром. Молодому К. С. Петрову-Водкину даже пришлось провести целое исследование, дабы доказать товарищам по ЦУТР, что эта картина не является одним из величайших созданий в истории живописи, а ее творец вовсе не гений.

Пользовались успехом и другие работы художника: монументальные росписи в храме Христа Спасителя в Москве (1876-79), картины для Исторического музея - "Похороны вождя руссов в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году" (обе в 1883).

В перерывах между исполнением больших полотен Семирадский писал многочисленные "античные жанры": "По примеру богов" (1879), "Танец среди мечей" (1881), "Песня рабыни" (1884) и др. На фоне прекрасной природы показана жизнь, какой, вероятно, никогда не было в действительности. Жизнь-мечта...

До конца своих дней Семирадский продолжал активно трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским художникам, искал мастерские для пенсионеров АХ в Италии.

Умер Семирадский в 1902 г. Был похоронен в Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и перезахоронены в костеле "На Скалке", где покоятся многие знаменитые поляки.

Картины художника

Александр Невский принимает папских легатов


Баловник


Блудный сын


В лавке гробовщика


Восточный пейзаж


Гречанка


Грешница

Две фигуры у статуи сфинкса


Девушки на террасе у бюста Гомера


Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу


Дорога из Рима в Альбано


Женский портрет


Игра в кости


Из античной жизни. По дороге на праздник урожая


Итальянский дворик


Итальянский пейзаж


Корсары

Красота и любовь


Наяды


Ночь накануне Ивана Купалы


Опасный урок


Оргия времен Тиберия на острове Капри


Орфей в подземном царстве


Отдых


Отдыхает. Лежащая натурщица


Пастушок, играющий на свирели

Песня рабыни


По примеру богов

Портрет графини Тышкевич


Портрет молодой римлянки

Портрет неизвестной

Портрет римлянки


Похороны знатного руса


Похороны руса в Булгаре


Рим. Деревня. За водой.


Римская оргия блестящих времен цезаризма


Римский пейзаж


Светочи христианства (Факелы Нерона).


Женский портрет. 1866

Семирадский Генрих Ипполитович (1843 - 1902) - выдающийся художник позднего академического направления. Выдающийся русский художник-портретист.

Христос у Марфы и Марии. 1886

Семирадский родился в семье полкового врача-поляка. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии под руководством ученика К. П. Брюллова Д. И. Безперчия, которого позже называл единственным своим учителем.

Христос и самарянка. 1890

В своем творчестве отдавал предпочтение античным и библейским сюжетам. Произведения Семирадского при жизни мастера пользовались самым широким зрительским признанием. Отношение к ним критики было менее однозначным. Последовательный сторонник академизма, Семирадский подвергался резкой критике со стороны «реалистов» за свою твердую приверженность темам далекого прошлого.

У источника. 1898

В советский период творчество Семирадского было практически вычеркнуто из истории русского национального изобразительного искусства. К художнику был прилеплен ярлык «космополита», а его картины признаны «идеологически чуждыми».

У храма (Идиллия). 1881

В 1860 г. по настоянию отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук. Спустя четыре года будущий певец античной красоты получил степень кандидата за "рассуждение" на тему "Об инстинктах насекомых". И тут же уехал в Петербург, где определился вольно-приходящим в АХ. Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать учеником.

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889

В 1870 г. ему присудили большую золотую медаль за конкурсную картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" с правом на шестилетнее пребывание за границей. Семирадский отправился в Мюнхен - второй после Парижа художественный центр Европы. Здесь он написал первое свое крупное произведение - "Римскую оргию блестящих времен цезаризма" (1872). Картина имела успех, ее приобрела Петербургская АХ, что позволило художнику переехать в Италию.

Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898

В Риме, где все живет и дышит искусством, воспоминаниями об античности, он остался на долгие годы и в России бывал лишь изредка. И все же Петербургская АХ присвоила живописцу все возможные звания (причем заочно), он получал большие официальные заказы. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. Однако искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной художественной школе, оно интернационально. Сам же художник - один из ярчайших представителей позднего европейского академизма. Правда, он внес в академическую традицию живописность, пленэрные начала, не случайно в его картинах большую, а иногда главенствующую роль играет пейзаж.

У водоёма. 1895

Семирадский - мастер создания атмосферы, атмосферы природной и атмосферы действия. К тому же он умел соединить их с занимательным сюжетом. Вот почему академическая риторика, мотивы и позы, равно знакомые и привычные публике, давно ставшие штампами, выглядели у него по-новому, а сам художник казался чуть ли не новатором.

Тени волос. Последняя четверть XIX века

Круг излюбленных сюжетов Семирадского был достаточно узок. Это евангельские сюжеты, эпизоды античной истории и сцены из повседневной жизни античных времен - популярный в конце XIX в. античный жанр. Вторая крупная картина Семирадского "Христос и грешница" (1872) принесла художнику шумный успех и всеевропейскую известность. В ней хорошо видны основные особенности его искусства: композиция в целом весьма эффектна, однако фигуры сами по себе банальны и малоинтересны как по характерам, так и по живописи. Важен пейзаж, помогающий создать общее впечатление...

Танец среди мечей. 1881

В другой картине "Христос в доме Марфы и Марии" (1886) пейзаж уже главенствует. А лучшая картина художника на евангельскую тему "Христос и самаритянка" (1890) почти совсем лишена повествовательности. Это пронизанный солнцем пейзаж, в который мастерски вписаны фигуры Христа и женщины у колодца. Гигантская (3,85х7,04 м) картина, одна из двух наиболее знаменитых исторических композиций художника, "Светочи христианства. Факелы Нерона" (1876) официально завершила пенсионерство Семирадского. На ней изображен заключительный эпизод первого гонения на христиан (1 в. н. э.). Император Нерон с приближенными наблюдают, как слуги зажигают огромные факелы, в которые превращены опутанные паклей и обмазанные смолой христианские мученики. К сожалению, интересный замысел был безнадежно погублен исполнением.

Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. 1875

Достаточно сумбурная композиция вызвала резкую критику. Семирадского упрекали в холодности и отсутствии экспрессии в изображении действующих лиц. Зато зрители восторгались тем, как написаны разноцветные мраморы, ткани и прочие аксессуары.

Сцена из римской жизни. 1883

Достоинства и недостатки Семирадского проявились в "Светочах..." (в силу сложности замысла) особенно наглядно. Семирадский не был мастером психологической и пластической характеристики, не был даже оригинальным рассказчиком, но он умел "поставить" зрелище в целом, создать общее впечатление. Он был как бы пейзажистом исторического жанра. Картина принесла Семирадскому академическое звание профессора и Гран-при на Всемирной выставке в Париже, однако продать он ее не смог и подарил Краковскому музею.

Талисман. 1884

Кульминацией творческой деятельности Семирадского стала прославленная "Фрина на празднике Посейдона в Эливсине" (1889). Это не просто огромная (только на переднем плане более 30 фигур в натуральную величину) картина, это программа, своего рода художественный манифест Семирадского. Представлен реальный исторический эпизод. В Эливсине на празднике Посейдона греческая красавица гетера Фрина на мгновение сбросила одежды и предстала перед народом как земное воплощение богини любви и красоты Афродиты (позже Фрину привлекли к суду за "оскорбление богов").

Сельская идиллия. 1886

Явление, откровение красоты в мире было вожделенной целью и задачей всего творчества Семирадского. Наконец найден сюжет, найден безошибочно. Что же получилось? Вот мнение И. Е. Репина: "Большая картина... несмотря на всю академическую риторику, производит "веселое" впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления". Очень точный и, если учесть размах замысла, убийственный отзыв. К этому следует добавить, что позы фигур весьма условны, их живопись, особенно в тенях, маловыразительна. Что же касается фигуры Фрины (натурщицы Праксителя), ради которой и создавалась композиция, к которой направлены все взгляды присутствующих, то она может показаться деревянной не только в сравнении с пленительной пластикой Афродиты Книдской, но и рядом с женскими фигурами на картинах другого знаменитого поклонника классики - Энгра ("Источник", "Венера Анадиомена" и др.).

Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882

И все же "Фрина..." почиталась среди современников бесспорным шедевром. Молодому К. С. Петрову-Водкину даже пришлось провести целое исследование, дабы доказать товарищам по ЦУТР, что эта картина не является одним из величайших созданий в истории живописи, а ее творец вовсе не гений.

Римский пейзаж

Пользовались успехом и другие работы художника: монументальные росписи в храме Христа Спасителя в Москве (1876-79), картины для Исторического музея - "Похороны вождя руссов в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году" (обе в 1883).

Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872

В перерывах между исполнением больших полотен Семирадский писал многочисленные "античные жанры": "По примеру богов" (1879), "Танец среди мечей" (1881), "Песня рабыни" (1884) и др. На фоне прекрасной природы показана жизнь, какой, вероятно, никогда не было в действительности. Жизнь-мечта...

Портрет неизвестной

До конца своих дней Семирадский продолжал активно трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским художникам, искал мастерские для пенсионеров в Италии.

Похороны знатного руса

Умер Семирадский в 1902 г. Был похоронен в Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и перезахоронены в костеле "На Скалке", где покоятся многие знаменитые поляки.

Дорога из Рима в Альбано. 1873

Гречанка. 1877

Грешница. 1873

Две фигуры у статуи сфинкса. 1870

Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870

Итальянский дворик

Из античной жизни. По дороге на праздник урожая. 1890

Игра в кости. 1889

Корсары. 1880

Красота и любовь. 1894

Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е

Отдых. 1890

Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881

Опасный урок

Пастушок, играющий на свирели

Песня рабыни. 1884

По примеру богов

Портрет графини Тышкевич. 1889

Рим. Деревня

Цыганка. 1877

Шопен в салоне князя Антона Радзивилла в Берлине в 1829 году

Сцена у колодца. 1890

Орфей в подземном царстве. Конец 1880-х

Итальянский пейзаж

Оригинал записи и комментарии на

Генрих Ипполитович Семирадский родился в 1843 году в Харьковской губернии. Его отец служил в царской армии и был удостоен титула потомственного дворянина. Отец-поляк не был против художественных пристрастий сына, но не считал это серьезным занятием, потому настоял на обучении сына естественным наукам.

Выполнив волю отца и отучившись на физико-математическом факультете Харьковского университета, в 1864 году юноша против воли родителей все же поступил в петербургскую Академию художеств. Генриха взяли только вольнослушателем, так как для официального обучения он не подходил по возрасту (принимали до 20 лет). Однако серебряные медали в первые же годы обучения помогли ему получить статус ученика.

В 1868 году Семирадский выиграл конкурс на малую золотую медаль, обойдя конкурсной работой «Диоген, разбивающий чашу» своего товарища . А два года спустя ему вручили большую золотую медаль и возможность бесплатной шестилетней командировки за границу за работу «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу».

За годы своей творческой деятельности художник зарекомендовал себя явным сторонником академической живописи. Не изменяя до конца жизни своим убеждениям, он сумел добиться успеха как в России, так и за рубежом. Несмотря на переезд в Италию, Семирадский продолжал сотрудничать с Академией художеств, и в 1870-х годах получил звание академика, а затем и профессора. Одновременно с этим живописец был избран членом академий изящных искусств сразу нескольких стран, включая Италию.

Писал мастер в основном на историческую тематику древней Греции или Рима, затрагивал религиозную тему, создавал идиллии, портреты и пейзажи. К числу наиболее известных его работ относятся такие: «Светочи христианства», «Христос и грешница», «Христос у Марфы и Марии», «Танец среди мечей» и другие.

Скончался Генрих Ипполитович в 1902 году в возрасте 58 лет от рака. Его прах захоронили в Усыпальнице великих поляков.

Творчество мастера

Несмотря на то, что Семирадский писал на довольно популярные в то время античные сюжеты, его манера письма заметно отличалась от манеры других академистов. Он мог создать оригинальный сюжет и построить эффектную композицию, приводя публику в восторг. В отличие от традиционной живописи академического направления мастер рисовал широкими энергичными мазками, достигая особого эффекта.

Настоящей находкой для него стало перенесение традиционных мотивов на плэнер, что было новым для академической живописи. Удивительное переплетение античного сюжета и утонченного пейзажа создавало особую атмосферу картины, наполняло ее жизнью и энергией. Немаловажную роль в этом играло умение по-особенному работать со светом, делать мягкие световые переходы, что заставляло зрителей буквально находиться внутри сюжета, слышать пение птиц, чувствовать ароматы цветов или дуновение ветерка.

Большой успех ему принесли монументальные полотна «Христос и грешница» и «Светочи христианства». Правда, вместе со славой и почетными званиями пришла и острая критика недоброжелателей.


Особое место в живописи мастера занимают так называемые идиллические картины, изображающие все тот же античный мир, но уже со смещением внимания с иносказаний на красоту жизни. В них герои стали более естественными, а в сюжете преобладал пейзаж. В смутные 1890-е годы люди охотно покупали такие прекрасные работы, так что Семирадскому порой приходилось собирать сюжеты словно конструктор из однотипных героев и предметов.


Рекорды продаж, цена картин Семирадского

За годы своей жизни Семирадский хорошо узнал, что такое бедность. Чтобы прокормить себя, ему приходилось браться за самые разные заказы. Но сегодня его картины пользуются большим спросом и уходят с аукционов за значительные суммы. Чтобы определить, сколько стоят картины Семирадского, рассмотрим несколько наиболее крупных аукционных уходов.

В 2011 году на MacDougall`s была выставлена картина «Новый браслет», написанная автором в 1883 году. Это произведение считается настоящей находкой для художественного мира, так как является прекрасным образцом идиллических работ Семирадского. Его художественные идиллии помогали зрителям отвлечься от своих проблем, окунуться в мир прекрасного и вновь обрести смысл жизни. После создания «Новый браслет» долгие годы никто не видел, так как холст купил неизвестный коллекционер. Но до продажи картины друг художника С. Левандовский успел опубликовать ее в монографии о Семирадском.

На аукционе картина ушла за 621 тыс. фунтов (1 млн долларов) при эстимейте 250-300 тыс. фунтов.

В 2004 году состоялась еще одна крупная продажа работ Семирадского. В ноябре на Christie`s было продано полотно «Путешественник в Древней Греции». Картина любимой художником тематики древнего мира, выполненная в академической манере, имела большой успех на торгах. Ее выставили с эстимейтом всего 100-120 тыс. фунтов, но продали в несколько раз дороже за 733 тыс. фунтов (1,4 млн долларов).


Еще один великолепный образец идиллических картин художника был продан на Sotheby`s. Это произведение «Потерпевший кораблекрушение (Римский нищий)», выставленное на аукцион в 2013 году. По описанию самого автора, на полотне изображена превратность жизни, когда красивая и полная сил женщина, окруженная роскошью, встречается с нищим отступником, на шее которого висит картина о кораблекрушении.

В год своего создания холст был представлен на парижской выставке Universelle. Несмотря на свои огромные размеры, трехметровое полотно отлично сохранилось и дошло до нашего времени в оригинальной раме. На аукционе оно ушло за высокую цену в 1 млн фунтов (1,7 млн долларов) при эстимейте 1-1,3 млн фунтов.


Но самой крупной считается продажа картины «Танец среди мечей» на Sotheby`s в 2011 году. Это произведение имеет довольно любопытную историю. Сюжет танцующей среди мечей обнаженной женщины так понравился публике, что художник воспроизводил его несколько раз. Все версии отличаются друг от друга небольшими деталями и размером.

Самый первый вариант картины был завершен в 1878 году и продан графу А. Орловскому. Где находится эта работа, остается тайной.

Вторую версию Семирадский написал по заказу московского предпринимателя К. Солдатенкова. Сегодня ее можно увидеть в Третьяковской галерее.

Третья авторская копия, самая миниатюрная, досталась по наследству коллекционеру из Германии, родители которого купили ее в Польше. По поводу продажи этой картины в ноябре 2017 года разразился скандал, так как польское правительство заявило на нее свои права. Представители Польши утверждали, что картина находится в списке разыскиваемых полотен, незаконно вывезенных из страны. Так как владелец холста не имел никаких документов, подтверждающих право собственности или разрешения на вывоз, аукционному дому пришлось снять картину с торгов незадолго до их начала.

Зато четвертую версию картины ожидал большой успех на торгах Sotheby`s, где ее выставили в 2011 году. До продажи работа принадлежала американскому коллекционеру Ю. Слотковскому. На апрельских торгах холст ушел за рекордные 2,1 млн долларов при эстимейте 600-800 тысяч.


Есть и другие уходы его картин по стоимости, превышающей миллион долларов или близкой к нему.

Чтобы составить полное представление о том, сколько стоят картины Семирадского, упомянем и другие аукционные продажи. Традиционно спросом пользуются его произведения на тему античного мира, пейзажи и идиллические работы. Например, в 2006 году за 86 тыс. фунтов на Sotheby`s были проданы картины «Южная красота» и за 6 тыс. фунтов «Переговоры», а в 1999 году на Christie`s ушла картина «Три классические девы» за 11,5 тыс. фунтов.

Как оценить и продать картину Семирадского

Подготовка картины к продаже

Перед продажей рекомендуется провести ряд мер, которые обеспечат более выгодную сделку. Во-первых, нужно удостовериться в подлинности картины, во-вторых, собрать информацию, которая увеличит ее ценность. Установить авторство и оценить картину Семирадского по другим параметрам поможет профессиональная экспертиза. Специалист изучит произведение в лаборатории и найдет по нему всю необходимую информацию в специальной литературе.

Заказать экспертизу картины Семирадского можно у нашего партнера - . По вашему выбору услуга может быть частичной или полной.

Площадка для продажи

Возникает вопрос, где и как продать картину Семирадского, которая может стоить значительную сумму? В ответ на него мы предлагаем сделать это в галерее «Лермонтов» - на площадке, которую посещают состоятельные ценители живописи (познакомиться с ).


Художник Генрих Семирадский | 1843-1902гг.

Художник Генрих Ипполитович Семирадский (Henryk Hektor Siemiradzki). Родился 12 октября 1843 году в Ново-Белгороде, Харьковская губернии. Умер 23 августа 1902 года в Стшалково, (Петроковская губерния). Русско-польский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма. Учился в Харькове и Петербурге, но большую часть активной творческой жизни провёл в Риме. Наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из античной истории Греции и Рима; также успешно работал в жанре камерной идиллии, пейзажа и портрета. Занимался оформлением театров и частных интерьеров. Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств. Произведения в основном рассеяны по музеям Польши, Украины и России, а также частным собраниям европейских стран. Персональные выставки художника проходили в Польше в 1903, 1939, 1968 и 1980 годах, но сводной экспозиции, которая создавала бы энциклопедическое представление о Семирадском, до сих пор не проводилось. Многие работы утрачены, например росписи храма Христа Спасителя в Москве.

* картины по клику можно увеличить


Опасный урок.



Сцена из римской жизни. 1883.


У водоёма. 1895.


Гонители христиан у входа в катакомбы


Грешница. 1873.

Первой картиной, завершённой Семирадским в Риме, была «Грешница». Она была написана по заказу президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, сюжет - поэма «Грешница» А. К. Толстого - был задан заказчиком ещё в Мюнхене. Поэма и картина созданы на основе апокрифа, данный сюжет отсутствует в канонических Евангелиях: под воздействием силы личности Христа происходит духовное перерождение красавицы-блудницы. Композиция картины чётко делится на две части: слева Христос и апостолы в строгих белых одеяниях, справа - разряженная куртизанка с толпой праздных мужчин и женщин. Семирадский старался не отступать от текста Толстого, выписывая главную героиню и сообщая ей избыточное «обилие красы».
Картиной «Грешница» Семирадский открыл в своём творчестве тему противостояния христианства и язычества, на этом конфликте основана драматургия его основных полотен. В «Грешнице» Семирадский сознательно не делал выбора в пользу христианства, показывая свою красоту у представителей обоих миров. Также он впервые в русской живописи соединил масштабность исторического сюжета и пленэрные эффекты. В 1873 году картину демонстрировали в Вене, где на Всемирной выставке она была удостоена Золотой медали - это была первая зарубежная экспозиция Семирадского. Далее картину перевезли на академическую выставку в Петербург, где её ожидал шумный успех; полотно было приобретено цесаревичем за 10 000 руб. Семирадский удостоился титула академика Императорской Академии Художеств.
В.В. Стасов в статье, специально посвящённой «Грешнице», неоднократно повторял термины, которые потом будут сопровождать характеристику творчества Семирадского: «эффекты» и «виртуозность». Этим он подчёркивал, что внешние эффекты второстепенны, а картина Семирадского лишена подлинного психологизма и глубины. В статье «Двадцать пять лет русского искусства» Стасов называл грешницу - «современной парижской кокоткой Оффенбаха», а также заявлял, что «Христос и апостолы состоят из одного костюма». И. Е. Репин открыто назвал Семирадского «шарлатаном» и заявил, что «Грешница» - «легковесная, альбомная вещь, хотя и громадная по размеру». Таким образом, в лексиконе передвижников имя Семирадского стало нарицательным, а его творчество стало своего рода «пугалом», как главная ударная сила косной Академии, к которой однако по недоразумению принадлежат вкусы широкой публики; с ним следовало вести бескомпромиссную борьбу. Контрастом выглядело на этом фоне одобрение австрийского критика Лемана, который писал: «Его (Семирадского) способ трактования библейского материала во всех отношениях нов и, быть может, единственно пригодный для европейских картин». Характерно, что сам Семирадский в эти споры не ввязывался.
Успех «Грешницы» привёл к конфликту между Семирадским и Репиным: они одновременно были выдвинуты на звание академика живописи (Репин - за картину «Бурлаки на Волге»). Всё решили позиция ректора Академии Ф. Бруни, назвавшего картину Ильи Ефимовича «великой профанацией живописи», и президента великого князя Владимира Александровича, который заказал Семирадскому копию «Грешницы» сепией. Хотя И. Е. Репин удостоился золотой медали «За экспрессию», он от огорчения заболел, и с тех пор неизменно противопоставлял «правду» в живописи её «красоте», критикуя Семирадского.


Игра в кости. 1889.


Отдых. 1890.


Похороны знатного руса.


Рим. Деревня.


Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882.

Новая большая работа Семирадского была основана на сюжете, изложенном в «Анналах» Тацита: император Нерон обвинил в большом пожаре Рима первых христиан и обрёк их на мучительную казнь. Эта работа получила название «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Семирадский, однако, не желал иллюстративности, а поместил сюжет Тацита в широкий философский и исторический контекст. Это выразилось в том, что изображённая лестница Золотого дворца Нерона перпендикулярна вереницам столбов с привязанными мучениками-христианами, образуя композиционный центр картины - крест. Крест, помимо всего прочего, символизирует пересечение двух путей развития мира - старого языческого, погрязшего в пороке, и в муках рождающегося христианского мира. Оптическая ось, на которой расположены фигуры Нерона и окружения, упирается в ряд жертвенных столбов, образуя тупик. Столбов на картине 13, они прямо символизируют число апостолов и Христа. Семирадский выступил в обычном для себя амплуа художника-историка и эрудита. Образованную публику в картине привлекли и точные археологические детали; художник основывался на монографии Луиджи Канина «Здания античного Рима» (1848-1856), а также собственных впечатлениях от раскопок Помпей. На эмоциональное восприятие эпохи Семирадским могла повлиять повесть И. Крашевского «Рим при Нероне», опубликованная в 1866 году в Кракове. Художник писал родным, прося выслать ему в Рим книги Крашевского, а в начале работы над картиной даже поехал в Дрезден, чтобы встретиться с живущим там писателем.
Работа над монументальным полотном потребовала в итоге четырёх лет труда. За это время была создана большая серия графических набросков и как минимум три эскиза основной композиции, которые экспонировались на выставке в Варшаве в 1939 году. Картина стала известна в Риме ещё до своего окончания, Семирадский с гордостью писал в Петербург, что в 1876 году его навестил Альма-Тадема, а, кроме того, его избрали в жюри ежегодной выставки Римской Академии живописи Св. Луки. В Римской Академии «Светочи христианства» были впервые представлены ещё до отправки в Петербург. Студенты Академии увенчали Семирадского лавровым венком, а король Италии наградил его орденом Короны. По подсчётам, только в последний день выставки картину увидели 5000 человек. По пути в Петербург картина была выставлена в Мюнхене и Вене, а в 1878 году была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где Семирадский был удостоен Золотой медали, а правительство наградило его кавалерством Ордена почётного легиона.
Успех «Светочей христианства» сильно осложнил отношения Семирадского с Императорской Академией художеств. Пенсионер нарушил правило, согласно которому командированные в Европу художники не имели права участвовать в зарубежных выставках. В Петербурге картину выставили в отдельном зале, и она вновь вызвала ожесточённые споры публики и критиков. Отрицательные рецензии написали В. В. Стасов и В. М. Гаршин. П. П. Чистяков, мечтавший написать картину на тот же сюжет, сокрушался, что Семирадский его «испортил». Ещё более безжалостными были польские критики, так, С. Виткевич обвинил Семирадского в том, что трагический сюжет предстал под его кистью как едва ли не праздник. Тем не менее, Совет Академии удостоил Семирадского звания профессора и официально заявил, что «его деятельность приносит честь Академии и русскому искусству»