Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Особенности античной литературы, определившие облик жанров. Периодизация и особенности античной литературы Как был сотворен мир в античной литературе

Термин «античная литература» был впервые введён гуманистами эпохи Возрождения, которые называли так Греции и Рима. Термин сохранился за этими странами и стал синонимом классической древности - мира, который повлиял на формирование европейской культуры.

Периодизация литературы античности

История античной литературы основывается прежде всего на В связи с этим выделяют три периода её развития.

1. Первый период принято называть доклассическим или архаическим. Литература представлена устным народным творчеством, которое зародилось благодаря религии язычников. К нему относятся гимны, заклинания, истории о богах, плачи, пословицы и многие другие жанры, которыми представлен фольклор. Временные рамки первого периода точно определить невозможно. Устные жанры формировались на протяжении многих веков, но примерное время его окончания - первая треть I тысячелетия.

2. Античная литература второго периода занимает VII - IV в. до н. э. Её принято называть классической, так как она совпадает со временем становления в Греции классической формы рабовладения. В этот период появились многочисленные лирические и эпические произведения, а также проза, в развитие которой огромный вклад сделали ораторы, философы и историки. Отдельно нужно отметить V век до н. э., который называют Золотым. Центральное место в литературе этого периода занимал театр.

Эллинистический период в истории античной литературы связывают с развитием рабовладения. С появлением военно-монархической формы организации власти происходит резкая дифференциация жизни человека, которая в корне отличалась от простоты классического периода.

Это время часто трактуется как период деградации литературы. В нём выделяют ступень раннего и позднего эллинизма, которые занимают промежуток времени с III века до н. э. до V века н. э. В этот период впервые заявила о себе римская античная литература.

Античная мифология

Основу античной мифологии составляют рассказы о древнейших божествах, богах-олимпийцах и героях.

Легенды о древнейших богах появились у греков и римлян в то время, когда общество было матриархальным. Этих богов называли хтоническими, или звероподобными.

С наступлением патриархата боги начали больше походить на людей. В это время появляется образ Зевса или Юпитера - верховного божества, жившего на горе Олимп. Именно отсюда происходит название богов-олимпийцев. В представлении греков эти существа имели жёсткую иерархию, которая оправдывала такой же порядок, существующий в обществе.

Героями античных мифов были необычные люди, которые появлялись в результате связи между простыми смертными и богами-олимпийцами. К примеру, одним из самых знаменитых является Геракл - сын Зевса и обычной женщины Алкмены. Греки верили, что каждый из героев имел особое предназначение: очистить Землю от чудовищ, которых породила Гея.

Эпос

Произведения античной литературы в представлены такими именами, как Гомер и Вергилий.

Гомер - легендарный поэт, которого считают автором древнейших сохранившихся эпических поэм - «Илиады» и «Одиссеи». Источниками для создания этих произведений стали мифы, народные песни и предания. Гомера были написаны гекзаметром.

Лирика и драма

Одной из самых известных представительниц можно назвать поэтессу Сапфо. Она использовала традиционные фольклорные мотивы, но насыщала их яркими образами и сильными чувствами. Широкую известность поэтесса получила ещё при жизни. Её творчество насчитывало девять книг стихов, но до нашего времени сохранились только два стихотворения и сотня лирических отрывков.

Театральные постановки были одним из наиболее популярных развлечений Древней Греции. Античная литература Золотого века этого направления представлена в двух основных жанрах: трагедии и комедии.

По сути, античная трагедия представляла собой оперу. Её основателем считается древнегреческий драматург Эсхил. Его перу принадлежат более 90 пьес, но до нашего времени сохранилось только семь. Одной из самых известных трагедий Эсхила является «Прометей Прикованный», образ которого до сих пор используется литераторами.

Античная комедия имела политическую направленность. К примеру, один из представителей этого жанра - Аристофан - в своих комедиях «Мир» и «Лисистрата» осуждает войну между Грецией и Спартой. Комедия «Всадники» жёстко критикует недостатки демократии, которая сложилась в Афинах.

Зарождение жанра прозы

Список античной литературы в жанре прозы представлен, прежде всего, диалогами Платона. Содержание этих произведений излагается через рассуждения и спор двух собеседников, которые должны найти истину. Главным героем диалогов Платона был его учитель Сократ. Эта форма подачи информации получила название «сократический диалог».

Известно 30 диалогов Платона. Самыми известными из них являются миф об Атлантиде, «Пир», «Федон», «Фёдр».

Античная литература - это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X-IX вв. до н. э. по IV-V вв. н. э.Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.

    Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Мифология - это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.

Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходимой идеологией. Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных. Особенно широко использована мифология в греческой трагедии.

    Античное наследие в европейской литературе.

Историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей особое положение. Историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития.

Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе почти до XIX века, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона.

    Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя, письменной литературы вообще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников.

В эпоху полисного строя появляется письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. В эпоху эллинизма и римского владычества письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров.

Вопросы для самоконтроля.

    Что такое античная литература?

    Что такое мифология?

    Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

    В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

    Когда появилась письменная литература?

    Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

    Гомер и «гомеровский вопрос».

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором.Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.

    Поэмы «Илиада» и «Одиссея» - образцы древнего героического эпоса.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.

    Мифологическая и историческая основы поэм.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

    Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.

Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

Вопросы для самоконтроля.

    В чем сущность «гомеровского вопроса»?

    Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

    Какова мифологическая основа «Илиады»?

    Какие исторические факты лежат в ее основе?

    Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?

    В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?

Лекция 3. Дидактический эпос.

    Гесиод: «Теогония» и «Труды и дни».

От греческой литературы архаического периода сохранились два самостоятельных произведения, принадлежащих к жанру дидактического эпоса. Их автор - Гесиод (конец VIII - начало VII в. до н. э.), о котором мы получаем вполне определенные сведения из его собственной поэмы «Труды и дни».

К созданию «Трудов и дней» Гесиод приступил, уже имея опыт работы над своим ранним произведением - поэмой «Теогония» («Происхождение богов»). «Теогония» повествует о происхождении различных богов и обожествленных стихий из первоначального Хаоса и Земли.

«Труды и дни» делятся по содержанию на несколько частей, связанных между собой мыслью о необходимости для людей честно трудиться, соблюдать справедливость и сохранять верность исконным моральным нормам добрососедства. По мнению Гесиода, поведение людей находится под неослабным контролем Зевса, который в этой поэме выступает как страж справедливости и судья над ее нарушителями. К этим доводам присоединяется целый ряд советов, касающихся индивидуального и общественного поведения, а затем следуют собственно наставления по хозяйству: когда лучше всего жать, косить, сеять, как готовить утварь, какого нанимать батрака и т. п. Заключительную часть поэмы составляет еще один набор предписаний и запретов, а также перечень дней, удобных или неудобных для всякого рода начинаний.

    Зарождение жанра философской литературы.

В целом жанр дидактического эпоса, впервые представленный в европейской литературе поэмами Гесиода, но возникший в Греции не без влияния аналогичных стихотворных поучений в древнеегипетской и ближневосточной литературе, нашел, в свою очередь, продолжение и в «ученой» греческой поэзии александрийского периода, и в «Георгиках» Вергилия.

Вопросы для самоконтроля.

    Древнегреческий дидактический эпос и его творец.

    Каковы структура и основная мысль «Трудов и дней»?

    Функции Зевса в представлении Гесиода.

    «Труды и дни» как истоки позднейшего жанра философской литературы.

Лекция 4. Древнегреческая драма, формирование трагедии и комедии.

    Социально-эстетические функции и организация античного театра.

Трагедия в Аттике была впервые поставлена в 534 г. до н. э. при тиране Писистрате. Установлением государственного культа Диониса афинский правитель стремился укрепить свои позиции среди демоса. С тех пор в праздник Великих Дионисий, приходившийся на конец марта - начало апреля, было включено обязательное исполнение трагедий. Каждый год на Великих Дионисиях выступали три драматурга в поряд­ке художественного состязания, которое завер­шалось присуждением победителям почетных наград. Вместе с поэтом и - впоследствии - первым актером награды удостаивался также хорег - богатый гражданин, но поручению го­сударства бравший на себя материальные из­держки, связанные с постановкой трагедий.

    Трагедия; ее структура и эволюция: Эсхил, Софокл, Еврипид.

Решающий шаг в направлении к драме-действию сделал Эсхил: он ввел вто­рого актера и на первое место поставил диалог, соответственно сократив партию хора, хотя по­следняя все еще оставалась у него очень значи­тельной как по объему, так и по содержанию. Еще дальше пошел Софокл, который ввел тре­тьего актера и перенес на диалогические пар­тии основную сюжетную и идейную нагрузку трагедии. Тем не менее на протяжении всего V в, до н. э. хор являлся непременным участни­ком древнегреческой трагедии: у Эсхила он состоял из двенадцати человек, Софокл увеличил это число до пятнадцати.

Участие хора определило основные особенности в построении древнегреческой трагедии. Выход хора (так называемый парод) на сце­ническую площадку (орхестру) еще в ранних трагедиях Эсхила знаменовал собой их начало; в большинстве же трагедий Эсхила и всегда у Софокла и Еврипида пароду предшествует вступительный монолог или целая сцена, содер­жащая изложение исходной ситуации сюжета или дающая его завязку. Эта часть трагедии получает название пролога (т. е. предисловия). Все дальнейшее течение трагедии происходит в чередо­вании хоровых и диалогических сцен (эписодиев).

Вопросы для самоконтроля.

    Как возникли и как были организованы постановки трагедий в Древней Греции?

    Какова структура древнегреческой трагедии?

Лекция 5. Комедия; ее происхождение и художественная специфика.

    Этапы развития древнегреческой комедии.

Наряду с трагедией и сатировской драмой равноправной участницей театральных представлений в честь Диониса была начиная с 487/486 г. до н.э. комедия.

Происхождение комедии столь же сложно, как и происхождение трагедии. В ее развитии уже позднеантичная критика выделила три периода, обозначив их соответственно как древний, средний и новый.

    Новоаттическая комедия: Менандр.

Круг действительности, изображаемый в новой комедии, - это жизнь средней, наиболее аполитичной прослойки полисного общества. Лучшим из мастеров новой комедии считался афинянин Менандр. Самая сильная сторона творчества Менандра - его изображение характеров.

    Психологизм и гуманизм его творчества.

Необычно для афинской комедии внимание, уделяемое драматургом внутреннему миру девушки или молодой женщины, которой предоставляется право самой решать свою судьбу. Еще одной характерной чертой Менандра является его отношение к покинутым незаконным детям - он убежденно вступается за их права. Именно в этом ясно выраженном сочувствии, питаемом Менандром ко всем ошибающимся (как старый Кнемон), ко всем обиженным судьбой, ко всем слабым, и состоит тот подлинный гуманизм Менандра, который бросается в глаза всем, особенно современным читателям.

Вопросы для самоконтроля.

    Какие периоды выделяются в развитии древнегреческой комедии?

    Каковы особенности древней аттической комедии?

    Новоаттическая комедия и ее виднейший представитель.

    Какие черты характерны для комедий Менандра?

    В чем проявляется психологизм и гуманизм его творчества?

Лекция 7. Зарождение и развитие греческой прозы.

    Греческий роман: истоки великого жанра.

Первые фрагменты греческих романов восходят еще к III-II вв. до н. э. Только от II-III вв. мы располагаем не разрозненными папирусными фрагментами, а первыми полностью сохранившимися греческими романами. Все они построены по одной и той же сюжетной схеме. Юноша и девушка необычайной красоты и благородства воспламеняются взаимной любовью с первого взгляда, но судьба разлучает их; в разлуке они претерпевают множество несчастий, наконец они встречаются, узнают друг друга и обретают долгожданное счастье.Мотивировка всей этой цепи приключений вполне условна - игра судьбы или воля богов. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. Композиция обычно основана на параллелизме - несчастия героя развертываются параллельно несчастиям героини. Все греческие романы объединены одним общим признаком: они изображают мир экзотических мест, драматических событий и идеально возвышенных чувств, мир, сознательно противопоставляемый действительной жизни, уводящий мысль от житейской прозы.

Вопросы для самоконтроля.

    Какова общая сюжетная схема греческих романов?

    В чем заключается их общий признак?

Традиционализм античной литературы был следствием общей медлительности развития рабовладельческого общества. Не случайно наименее традиционной и наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время бурного социально-экономического переворота VI-V вв. до н. э.

В остальные же века перемены в общественной жизни современниками почти не ощущались, а когда ощущались, то воспринимались преимущественно как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя тосковала по эпохе общинно-родовой (отсюда - гомеровский эпос, созданный как развернутая идеализация «героических» времен), а эпоха больших государств - по эпохе полисной (отсюда - идеализация героев раннего Рима у Тита Ливия, отсюда же - идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в эпоху Империи). Все эти представления переносились и на литературу.

Система литературы казалась неизменяющейся, и поэты последующих поколений старались идти по следам предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший законченный его образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямба, Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид - для трагедии и т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или поэта измерялась степенью его приближения к этим образцам.

Особое значение такая система идеальных образцов имела для римской литературы: по существу, всю историю римской литературы можно разделить на два периода - первый, когда идеалом для римских писателей были греческие классики, Гомер или Демосфен, и второй, когда было решено, что римская литература уже сравнялась с греческой в совершенстве, и идеалом для римских писателей стали уже римские классики, Вергилий и Цицерон.

Конечно, были и такие эпохи, когда традиция ощущалась как бремя и новаторство ценилось высоко: таков, например, был ранний эллинизм. Но и в эти эпохи литературное новаторство проявлялось не столько в попытках реформировать старые жанры, сколько в обращении к более поздним жанрам, в которых традиция еще не была достаточно авторитетна: к идиллии, эпиллию, эпиграмме, миму и т. п.

Поэтому легко понять, почему в тех редких случаях, когда поэт заявлял, что слагает «досель неслыханные песни» (Гораций, «Оды», III, 1, 3), гордость его выражалась столь гиперболически: он гордился не только за себя, но и за всех поэтов будущего, которые должны последовать за ним как за основоположником нового жанра. Впрочем, в устах латинского поэта такие слова часто означали только то, что он первый перенес на римскую почву тот или иной греческий жанр.

Последняя волна литературного новаторства прокатилась в античности около I в. н. э., и с этих пор осознанное господство традиции стало безраздельным. У древних поэтов перенимали и темы, и мотивы (изготовление щита для героя мы находим сперва в «Илиаде», потом в «Энеиде», затем в «Пунике» Силия Италика, причем логическая связь эпизода с контекстом все более слаба), и язык, и стиль (гомеровский диалект стал обязателен для всех последующих произведений греческого эпоса, диалект древнейших лириков - для хоровой поэзии и т. п.), и даже отдельные полустишия и стихи (вставить строчку из прежнего поэта в новую поэму так, чтобы она естественно прозвучала и по-новому осмыслилась в данном контексте, считалось высочайшим поэтическим достижением).

А преклонение перед древними поэтами доходило до того, что из Гомера в поздней античности извлекали уроки и военного дела, и медицины, и философии и пр. Вергилий же на исходе античности считался уже не только мудрецом, но и колдуном и чернокнижником.

Третья черта античной литературы - господство стихотворной формы - результат древнейшего, дописьменного отношения к стиху как к единственному средству сохранить в памяти подлинную словесную форму устного предания. Даже философские сочинения в раннюю пору греческой литературы писались в стихах (Парменид, Эмпедокл), и еще Аристотелю в начале «Поэтики» приходилось объяснять, что поэзияотличается от непоэзии не столько метрической формой, сколько вымышленным содержанием. =

Однако эта связь вымышленного содержания и метрической формы оставалась в античном сознании очень тесной. Ни прозаического эпоса - романа, ни прозаической драмы в классическую эпоху не существовало. Античная проза с самого своего зарождения была и оставалась достоянием литературы, преследовавшей не художественные, а практические цели, - научной и публицистической. (Не случайно «поэтика» и «риторика», теория поэзии и теория прозы в античной словесности различались очень резко.)

Более того, чем больше эта проза стремилась к художественности, тем больше она усваивала специфически поэтические приемы: ритмическое членение фраз, параллелизмы и созвучия. Такова была ораторская проза в том виде, какой она получила в Греции в V-IV вв. и в Риме во II-I в. до н. э. и сохранила до конца античности, оказав мощное влияние и на историческую, и на философскую, и на научную прозу. Беллетристика в нашем смысле слова - прозаическая литература с вымышленным содержанием - появляется в античности лишь в эллинистическую и римскую эпоху: это так называемые античные романы. Но и тут интересно, что генетически они выросли из научной прозы - романизированной истории, распространение имели бесконечно более ограниченное, чем в Новое время, обслуживали преимущественно низы читающей публики и ими высокомерно пренебрегали представители «подлинной», традиционной литературы.

Следствия этих трех важнейших особенностей античной литературы очевидны. Мифологический арсенал, унаследованный от эпохи, когда мифология была еще мироосмыслением, позволил античной литературе символически воплощать в своих образах самые высокие мировоззренческие обобщения. Традиционализм, заставляя воспринимать каждый образ художественного произведения на фоне всего предшествующего его употребления, окружал эти образы ореолом литературных ассоциаций и тем самым бесконечно обогащал его содержание. Поэтическая форма давала в распоряжение писателя огромные средства ритмической и стилистической выразительности, которых была лишена проза.

Такова действительно была античная литература в пору высшего расцвета полисного строя (аттическая трагедия) и в пору расцвета больших государств (эпос Вергилия). В последующие за этими моментами эпохи общественного кризиса и упадка положение меняется. Мировоззренческие проблемы перестают быть достоянием литературы, отходят в область философии. Традиционализм вырождается в формалистическое соперничество с давно умершими писателями. Поэзия теряет ведущую роль и отступает перед прозой: философская проза оказывается содержательнее, историческая - занимательнее, риторическая - художественнее, чем замкнувшаяся в узких рамках традиции поэзия.

Такова античная литература IV в. до н. э., эпохи Платона и Исократа, или II-III вв. н. э., эпохи «второй софистики». Однако эти периоды приносили с собой другое ценное качество: внимание переходило на лица и предметы повседневности, в литературе появлялись правдивые зарисовки человеческого быта и человеческих отношений, и комедия Менандра или роман Петрония при всей условности их сюжетных схем оказывались насыщены жизненными подробностями более, чем это было возможно для стихотворного эпоса или для аристофановской комедии. Однако можно ли говорить о реализме в античной литературе и что больше подходит под понятие реализма - философская глубина Эсхила и Софокла или бытописательская зоркость Петрония и Марциала, - остается до сих пор вопросом спорным.

Перечисленные основные особенности античной литературы по-разному проявлялись в системе литературы, но в конечном счете именно они определяли облик и жанров, и стилей, и языка, и стиха в литературе Греции и Рима.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Античное литературное мышление было жанровым: принимаясь писать стихотворение, сколь угодно индивидуальное по содержанию и настроению, поэт тем не менее всегда мог заранее сказать, к какому жанру оно будет принадлежать и к какому древнему образцу стремиться.

Жанры различались более древние и более поздние (эпос и трагедия, с одной стороны, идиллия и сатира - с другой); если жанр очень уж заметно менялся в своем историческом развитии, то выделялись древние, средние и новые его формы (так делилась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») к героическому эпосу («Энеида») явно осознавался и поэтом, и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшему».

Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую: Аристотель отмечал, что даже мифологические темы используются трагедией не полностью, некоторые излюбленные сюжеты перерабатываютсяпо многу раз, а другие используются редко. Силий Италик, сочиняя в I в. н. э. исторический эпос о Пунической войне, считал необходимым ценой любых натяжек включить туда подсказанные Гомером и Вергилием мотивы: пророческие сны, перечень кораблей, прощание полководца с женою, состязание, изготовление щита, спуск в Аид и пр.

Поэты, искавшие в эпосе новизну, обращались обычно не к героическому эпосу, а к дидактическому. Это также характерно для античной веры во всемогущество поэтической формы: любой материал (будь то астрономия или фармакология), изложенный стихами, считался уже высокой поэзией (опять-таки несмотря на возражения Аристотеля). Поэты изощрялись в выборе самых неожиданных тем для дидактических поэм и в пересказе этих тем самым традиционным эпическим стилем, с перифрастическими заменами почти каждого термина. Разумеется, научная ценность таких поэм была весьма невелика.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров. Низким жанрам был свойствен низкий стиль, сравнительно близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, формируемый искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и пр.). Так, учение об отборе слов предписывало избегать слов, употребление которых не освящено предшествующими образцами высоких жанров.

Поэтому даже историки вроде Ливия или Тацита, описывая войны, всеми силами избегают военных терминов и географических названий, так что представить конкретный ход военных действий по таким описаниям почти невозможно. Учение о сочетании слов предписывало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмического благозвучия. Поздняя античность доходит в этом до таких крайностей, что риторическая проза далеко превосходит даже поэзию вычурностью словесных построений. Точно так же менялось использование фигур.

Повторяем, что строгость этих требований изменялась применительно к разным жанрам: Цицерон пользуется разным стилем в письмах, философских трактатах и речах, а у Апулея его роман, декламации и философские сочинения настолько несхожи по стилю, что ученые не раз сомневались в подлинности той или иной группы его произведений. Однако с течением времени даже в низших жанрах авторы пытались сравняться с высшими по пышности стиля: красноречие усваивало приемы поэзии, история и философия - приемы красноречия, научная проза - приемы философии.

Эта общая тенденция к высокому стилю порой вступала в конфликт с общей тенденцией к сохранению традиционного стиля каждого жанра. Результатом были такие вспышки литературной борьбы, как, например, полемика между аттицистами и азианцами в красноречии I в. до н. э.: аттицисты требовали возвращения к относительно простому стилю древних ораторов, азианцы отстаивали развивавшийся к этому времени возвышенный и пышный ораторский стиль.

Система языка в античной литературе также была подчинена требованиям традиции и также через посредство системы жанров. Это с особенной ясностью видно в греческой литературе. Из-за политической раздробленности полисной Греции греческий язык издавна распадался на ряд ощутимо различных диалектов, важнейшими из которых были ионийский, аттический, эолийский и дорийский.

Разные жанры древнегреческой поэзии зарождались в разных областях Греции и соответственно пользовались разными диалектами: гомеровский эпос - ионийским, но с сильными элементами соседнего эолийского диалекта; из эпоса этот диалект перешел в элегию, эпиграмму и другие смежные жанры; в хорической лирике преобладали черты дорийского диалекта; трагедия пользовалась аттическим диалектом в диалоге, но вставные песни хора содержали - по образцу хорической лирики - много дорийских элементов. Ранняя проза (Геродот) пользовалась ионийским диалектом, но с конца V в. до н. э. (Фукидид, афинские ораторы) перешла на аттический.

Все эти диалектные особенности считались неотъемлемыми признаками соответствующих жанров и тщательно соблюдались всеми позднейшими писателями даже тогда, когда первоначальный диалект давно уже вымер или изменился. Тем самым язык литературы сознательно противопоставлялся языку разговорному: это был язык, ориентирующийся на передачу канонизированной традиции, а не на воспроизведение действительности. Особенно заметно это становится в эпоху эллинизма, когда культурное сближение всех областей греческого мира вырабатывает так называемый «общий диалект» (койнэ), в основе которого лежал аттический, но с сильной примесью ионийского.

В деловой и научной литературе, а отчасти даже в философской и исторической, писатели перешли на этот общеупотребительный язык, но в красноречии и тем более в поэзии остались верны традиционным жанровым диалектам; более того, стремясь как можно более четко отмежеваться от повседневности, они нарочно сгущают те особенности литературного языка, которые были чужды языку разговорному: ораторынасыщают свои произведения давно забытыми аттическими идиомами, поэты извлекают из древних авторов как можно более редкие и непонятные слова и обороты.

История всемирной литературы: в 9 томах / Под редакцией И.С. Брагинского и других - М., 1983-1984 гг.

идеал, но, в силу ничтожности политической роли немецкой буржуазии в XVIII в., на первый план была выдвинута не политическая, а эстетическая сторона идеала, «благородная простота и спокойное величие» античных образов. Античность рассматривается как царство красоты и гармонии, блаженное детство человечества, воплощение «чистой человечности». Одним из теоретических основоположников этого направления, впоследствии названного «неогуманистическим», был знаменитый искусствовед Винкельман (1717 - 1768), главными литературными представителями в конце XVIII в. - Гете и Шиллер. «Неогуманизм» перенес центр тяжести интереса к античности из Рима в Грецию и от поздних эпох греческого общества к тем ранним периодам, на которые придворный классицизм глядел с известным пренебрежением. Этот интерес прогрессивной буржуазии к эпохам роста античного общества поднимал истолкование античности на высшую ступень. Винкельман, призывая к «подражанию грекам», устанавливал прямую связь между расцветом греческого искусства и политической свободой древних республик, между потерей свободы и эпохами упадка искусства; в политической свободе он видел базу античной «гармонии». Однако революционное содержание, заложенное в художественном учении Винкельмана и нашедшее большой отклик во Франции, совершенно выветрилось на его собственной родине, и эстетическое приобщение к античному «идеалу» знаменовало в немецком буржуазном классицизме отказ от революционного переустройства общества и призыв к «самоограничению» (Гете). Неогуманистическое понимание античности сыграло огромную роль как в литературе, так и в науке и легло в основу взглядов Гегеля на философию истории и эстетику. Некоторые положения Винкельмана были впоследствии восприняты, в материалистической переработке, Марксом.

В России ярким представителем нового понимания античности был Белинский. Вместе с неогуманистами он утверждал, что «греческое творчество было освобождением человека из-под ига природы, прекрасным примирением духа и природы, дотоле враждовавших меж собой. И поэтому греческое искусство облагородило, просветило и одухотворило все естественные склонности человека... Все формы природы были равно прекрасны для художественной души эллина; но.как благороднейший сосуд духа - человек, то на его прекрасном стане и роскошном изяществе его форм и остановился с упоением и гордостью творческий взор эллина, - и благородство, величие и красота человеческого стана и форм явились в бессмертных образах Аполлона бельведерского и Венеры медицейской». Но революционное мировоззрение великого русского просветителя не могло удовлетвориться односторонне-эстетическим отношением к античности, и он выдвигает ее прогрессивное значение в борьбе с «феодальной тиранией»: «там, на этой классической почве, развились семена гуманности, гражданской доблести, мышления и творчества; там начало всякой разумной общественности, там все ее первообразы и идеалы». Вместе с тем Белинский считал, что в античном мире «общество, освободив человека от природы, слишком и покорило его себе»; он старается избежать опасной ошибки, в которую впадали многие исследователи древнего мира, - модернизации* античности, стремления приписать ей