Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Что означает двусоставное предложение. Простое предложение

Предложение считается двусоставным, если его предикативное ядро представлено двумя позициями — подлежащего и сказуемого, и односоставным, если структура предложения предполагает лишь одну позицию главного члена.

Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена предложения.

Двусоставные предложения - это тип простого предложения, грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого.

Односоставные предложения

Односоставные предложения — предложения, в которых есть один главный член предложения: только сказуемое или только подлежащее: Тишина. Светает. На улице никого нет. В односоставном предложении только один главный член, он может являться как подлежащим, так и сказуемым. Это главный член предложения. Лес. Утро. Они отвечают на вопросы существительных.

Отличительная особенность глагольных односоставных предложений — бессубъектность: в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?; За окном поют; Его не проведешь; Ему было весело; Здесь не пройти. Глагольные односоставные предложения подразделяются на:

  • определенно-личные ;

    Определенно-личное предложение — односоставное предложение с главным членом — сказуемым, выраженным глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголом в форме повелительного наклонения. Сказуемое обозначает действие говорящего или его собеседника.

    Если в предложение можно подставить местоимения я , ты , мы , вы и смысл от этого не изменится, то это определенно-личное предложение.

    Люблю вкусно поесть. В этом предложении сказуемое выражено глаголом в форме 1-го лица. Можно дополнить предложение местоимением я .

    Уважайте котов! В этом предложение сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения.

    Давай поедем в Гондурас! В этом предложении сказуемое также выражено глаголом в форме повелительного наклонения.

  • неопределенно-личные ;

    Неопределенно-личное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, которое обозначает действие или состояние неопределенного лица. Сказуемое в таких предложениях выражено глаголом в форме 3 лица мн. числа в настоящем или будущем времени или в форме мн. числа в прошедшем времени.

    Тебе будут платить стипендию.

    По улицам слона водили.

  • обобщенно-личные ;

    Обобщенно-личное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, действие которого потенциально относится к любому лицу.

    По форме такие предложения похожи на определенно-личные или неопределенно-личные.

    Слезами горю не поможешь. Это предложение по форме является определенно-личным.

    Дареному коню в зубы не смотрят. Это предложение по форме является неопределенно-личным.

    Не все лингвисты выделяют обобщенно-личные предложения в отдельную категорию. В ЕГЭ такие предложения не встречаются.

  • безличные .

    Безличное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия субъекта действия (подлежащего). В таком предложении нет и не может быть подлежащего.

    Сказуемое в таких предложениях может быть выражено:

    а) предикативным наречием или сочетанием предикативного наречия (нельзя , можно , нужно и др.) и неопределенной формы глагола

    На ноль делить нельзя.

    Коту скучно сидеть взаперти.

    В комнате холодно.

    б) безличным глаголом в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода ед. числа в прошедшем времени (или сочетанием такого глагола и неопределенной формы глагола)

    Очень хочется шоколада.

    Хотелось уехать далеко-далеко.

    в) личным глаголом в безличном значении (например, при обозначении природного явления или изменения времени суток) в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода ед. числа в прошедшем времени

    После отмены перехода на зимнее время зимой темнеет совсем рано.

    г) неопределенной формой глагола

    Всем встать!

    д) словом нет.

    Нет правды на земле. (А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери») В этом предложении сказуемое — слово нет .

Субстантивное односоставное предложение

Главный член выражен формой существительного . Субстантивные предложения являются не просто безглагольными, в них действие даже не предполагается. В зависимости от смысла субстантивные предложения разделяют на:

  • номинативные;
  • генитивные;
  • назывные .

Номинативные предложения утверждают бытие предмета в настоящем времени: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А. А.).
Генитивные предложения, кроме бытийности и настоящего времени, имеют значение избыточности, усиленное эмоциональной окраской. Генитивные предложения могут быть распространенными: Злато, злато, сколько через тебя зла-то! (Островский А. Н.).

Двусоставные предложения

Двусоставные предложения — это один из типов простого предложения. Грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого. В основной разновидности двусоставных предложений входят согласование подлежащего и сказуемого в числе, роде и лице.

Двусоставное просто предложение состоит из подлежащего и сказуемого.

Начнём с подлежащего:

  • Подлежащее — главный член двусоставного предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое:

  • Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, который характеризует подлежащее и грамматически зависимый только от него.

Сказуемое обозначает действие, признак, состояние предмета речи и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что такое предмет.

Различают глагольное и именное сказуемое.

Глагольное сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет?, а именное- что такое предмет? каков он? По структуре глагольное сказуемое бывает простым (один глагольный компонент) и составным (инфинитив в сочетании с вспомогательным глаголом); именное — составным (имя в сочетании с глагольной связкой или без неё).

Сказуемое является простым глагольным, если в его состав входят:

  • частицы;
  • сочетания одного и того же глагола в инфинитив и спрягаемой форме с частицей не;
  • сочетания двух однокоренных глаголов с частицей не при выражении значения невозможности;
  • повторяющиеся сказуемые чтобы обозначить длительное действие;
  • повторяющиеся спрягаемые формы: с частицей так;
  • сочетания двух разных глаголов в одинаковой спрягаемой форме.

Составное глагольное сказуемое образуется аналитически — из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение сказуемого, и инфинитива.

Составное именное сказуемое — это сказуемое, в котором есть глагол-связка, выражающий грамматическое значение сказуемого, и именной части.

Следует различать односоставные предложения и двусоставные неполные.

Неполное предложение — это предложение, в котором опущен один из членов предложения (главный или второстепенный).

Такие предложения часто встречаются в разговорной речи.

Что тебе подарить?
— Щенка.

Второе предложение в этом диалоге является неполным. Его значение понятно из контекста. В этом предложении пропущено сказуемое подари и дополнение мне . Полное предложение звучало бы так: «Подари мне щенка».

Если в двусоставном предложении пропущено подлежащее или сказуемое, то такое двусоставное неполное предложение можно перепутать с односоставным.

Признаки неполного предложения

  • Ощущается пропуск слова. При этом пропущенное слово можно восстановить из предыдущих предложений или из ситуации речи.

О пропуске члена предложения может свидетельствовать тире. Рассмотрим предложение «Мама хочет пойти на балет, а папа — на футбол ». Во второй части этого предложения пропущено сказуемое хочет пойти . Однако предложение с тире может быть и полным. Например, предложение «Васька — кот » полное.

  • В предложении есть второстепенные члены, которые могут относиться только к пропущенному члену предложения.

— Ты куда?
— Я в магазин.

Во втором предложении обстоятельство (в ) магазин может относиться только к пропущенному сказуемому иду или пойду

  • В предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме ед. числа в прошедшем времени. Исключение составляют безличные глаголы(например, полагается, запрещается, светает) и личные глаголы в безличном значении (например, темнеет ).

Новичок оказался хорошим боксером. Пришел и сразу всех победил. он . Это двусоставное неполное предложение.

Соседский кот целый день спит. Иногда просыпается и просит есть. Во втором предложении пропущено подлежащее он . Это двусоставное неполное предложение.

Иногда только из контекста можно понять, является ли предложение односоставным или двусоставным неполным. Рассмотрим предложение «Играют на пианино », употребленное в разных ситуациях.

— Что это за музыка?
— Играют на пианино
.
Второе предложение односоставное неопределенно-личное, так как лицо, совершающее действие, не определено.

— Чем занимаются ваши дети?
— Играют на пианино.

Второе предложение двусоставное неполное, так как речь идет о детях одного из собеседников.

Предложение со сказуемым, выраженным глаголом в форме множ. числа в прошедшем времени, тоже может быть односоставным неопределенно-личным или двусоставным неполным в зависимости от контекста.

В нашей квартире темно, потому что напротив построили дом.
Вторая часть этого сложного предложения — односоставное неопределенно-личное, так как лицо, совершающее действие, не определено.

— Что вы сделали за прошлый год?
— Построили дом
.
Из контекста понятно, что дом построил говорящий (и, вероятно, его семья), поэтому это предложение не может быть неопределенно-личным. Это двусоставное неполное предложение.

Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин «Медный всадник»)

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .

Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

Существует несколько видов односоставных предложений:

Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).

Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.


Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .

Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).

В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).

Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .

Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .

Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).

Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

Например: Холодает / холодало / будет холодать .

2) личным глаголом в безличной форме:

Например: Темнеет .

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Например: Ветра не было / нет .

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями .
Пора собираться в дорогу .

Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль старика .

На улице. становилось свежо .

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

Например: В комнате было накурено .

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .

Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .

Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень .

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень . (Сравните: Скоро наступит осень .)
На улице дождь . (Сравните: На улице идет дождь .)

Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель 22 года. Синева . Снег стаял.

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница .

3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек ! Ай да …! А уж характер ! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье . Только не смерть . Если бы счастье .

5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).

Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир» .

Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )

Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва . Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень . Это время года я особенно люблю.

При высказывании построение предложений играет далеко немаловажную роль. Это определяет не только компетентность говорящего, но и общую понятность того, что он хочет донести.

Предельное внимание стоит уделить построению художественных предложений.

Они активно используются в журнальных и газетных статьях, звучат в новостях и театральных постановках.

Собранное художественное предложение способно пробудить чувственность и интерес слушателя, либо ввести его в замешательство.

Двусоставное предложение

В стандартном варианте сказание должно в себе вмещать оба главных члена речи: прилагательное и сказуемое. Вы четко указываете, о чем или о ком идет речь и точно говорите о действии указанного лица.

Тогда выражение звучит полно, легко воспринимается тем, к кому оно идет. Такое предложение является двусоставным, ведь в нем выступают два состава – прилагательное и сказуемое. Разберем такого рода фразы на примерах.

  • Вечер коснулся города. (Предложение простое. Четко просматриваются оба состава).
  • Непринужденные прежде глаза Марии Ивановны отображали свет потускневшей лампы, а в голосе внезапно возникла дрожь. (Это сложное предложение, которое вмещает в себе 2 простых. Между ними сочинительный союз «а»).
  • Я посмотрела в аквариум: черепаха живо шевелила лапками. (Сложное бессоюзное предложение. Обе его части являются двусоставными).
  • Оливер уже несколько часов заглядывал в окно лавки, в которой трудился его товарищ. (Сложноподчинительное предложение, где четко просматриваются основная часть: «Оливер уже несколько часов заглядывал в окно лавки» и придаточная: «в которой трудился…». Обе части двусоставные).

Односоставное предложение

С односоставными фразами несколько сложнее. Они относятся больше к свободным, поэтическим сказаниям, нежели научным. Содержат такого рода предложения один состав : либо сказуемое, либо подлежащее. Рассмотрим специфику на нескольких примерах.

  • Весной соберу цветы. Прогуляюсь. Увижу завораживающие ночи.
  • Сметают пурпурную листву.

Односоставные сказания являются не целыми, однако понятными без контекста. При изучении они даются школьникам более тяжело, ведь имеют собственную классификацию. Виды односоставного выражения такие:

  • обобщенно-личное;
  • неопределенно-личное;
  • безличное;
  • номинативное или назывное;
  • определенно-личное.

Обобщенно-личное

В таком выражении выступает главным образом глагол. Кто выполняет роль субъекта неясно. Это проясняется из контекста. Также обобщенно-личное предложение нередко используется для построения пословиц и других народных сказаний.

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Мечтают о будущем – забываю о былом.

Сказуемое задействуется во втором лице. Допускается как единственное, так и множественное число. Когда говорят о будущих событиях, задействуют глагол третьего числа во множественном числе.

Неопределенно-личное

Главным членом здесь также выступает сказуемое, а подлежащее остается неизвестным . Глагол стоит в третьем лице в множественном или единственном числе. Допускается как настоящее так, и будущее время. Наклонение может быть повелительное, либо изъявительное.

  • Во дворе играли со щенком.
  • Разрешили бы ей подумать о завтрашнем дне.
  • Пели песни до самого вечера.

Чтобы отличать неопределенно-личное от обобщенного важно понять один смысловой нюанс. В обобщенно-личных предложениях речь идет сразу обо всех . Кто именно задействован не важно – фраза является универсальной.

Допустим, пословица: «Что посеешь, то и пожнешь» не направлена на конкретное лицо, применять ее реально к любому человеку. В определенно-личных изречениях субъект также не упоминается, но затрагивает фраза конкретную группу людей.

Безличное

В отличие от вышеуказанных разновидностей, безличная фраза характеризуется полным отсутствием даже намека о лице. В подавляющем большинстве предложение короткое, может состоять из одного слова.

  • Похолодало.
  • Скоро светает.
  • В ночном саду затихло.
  • Каждое утро становилось прохладно.
  • Отправиться бы в Америку.
  • Замолчи!
  • Вспомнить бы.

Номинативное

Узнать данную разновидность односоставного предложения несколько проще других. Состав здесь выражается как количественно-именное сочетание , либо именное существительное. В такого рода предложениях обозначается только наличие сущности и ничего не говорится о действии.

  • Вот знак пешеходного перехода.
  • Там за углом аптека.
  • За окном солнце.
  • Скоро дождь.

Определенно-личное

Главным образом здесь выступает сказуемое . Отличить его также не сложно, ведь глагол проявляется в первом или втором лице во всех временах, за исключением прошедшего. Применяют как единственное, так и множественное число.

  • Попробуй себя проявить.
  • Не грустите более.

Класс 8 Русский язык Время проведения_______

Тема урока: Односоставные и двусоставные предложения

Цели урока:

    умение находить в тексте двусоставные и односоставные предложения;

    развитие речевых навыков;

    воспитание эстетического вкуса.

Задачи:

    углубить знания о типах односоставных предложений;

    уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;

    развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

    вызвать интерес к урокам русского языка, к самостоятельной работе.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь улыбнитесь и прикоснитесь ладошками друг к другу, и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня с вами всё получится,(молодцы ребята) а теперь садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Как видите у нас много гостей. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами. Каждый урок русского языка - это достижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь и этот урок станет для нас открытием.

Прежде чем приступить к работе, давайте поделимся на 2 группы. У меня на столе лежат стикеры, подойдите и возьмите. Пожалуйста соберитесь в группы по цветам, желтый цвет -первая группа, синий цвет- вторая группа. А теперь выберите спикера команды. Вот мы с вами разделились на группы а теперь скажите, что они означают? (синий цвет- это символ удачи, цвет неба и вечности, цвет доброты, цвет нашего флага т.е синий цвет означает благополучие, спокойствие мира и единства) (желтый цвет- это цвет золота, богатства, цвет солнца и тепла, это источник жизни и энергии т.е цвет живости, яркости и радостного восприятия жизни и ещё ребята это любимый цвет нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева)

Учитель . Дает задание. Ситуация вызова.

Как вы думаете, какое задание выполняла девочка?

Ученики. Разделила сочетания слов на словосочетания и предложения.

Учитель. Как вы определили, что в одном столике словосочетания, а в другом предложения?

Ученики . Есть знаки препинания, интонационная и смысловая законченность, имеет грамматическую основу.

Задание. 1 Восстановите лингвистический тест, вставляя необходимые по смыслу слова. (работа в группах)

Грамматическая основа предложения – это ___________________.

Члены предложения - это _____________ и сказуемое.

Обозначает действие, _______, состояние предмета;

Обозначает предмет речи.

На вопросы: Что делает предмет речи? Каков предмет речи? Что это такое? Кто это такой? - отвечает главный член предложения_________

На вопросы: Кто? Что? О чем говорится в предложении? О ком говорится в предложении? – отвечает главный член предложения _______

Сказуемое может быть выражено глаголом, _________и ____________

Чаще всего подлежащее может быть выражено существительным или___________

Задание 2 Исследовательская работа по карточкам (минигруппы)
Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на две группы.

Летом ребята отдыхали в лагере. Люблю классическую музыку.

Сухие листья шелестели под ногами. По радио объявили о посадке самолёта.

Мне долго не открывали. Мне не спится.

Печальный дождь падает из туч на землю. Какая ночь!

Учитель : По какому принципу вы их поделили?

Ученики: Принципы разделения – состав основы предложений. (Подчеркиваем грамматические основы)

Учитель. С какими предложениями было легко работать, а какие вызвали затруднение? По какой причине возникло затруднение?

Ученики. Остальные предложения вызвали затруднения, так как в них нет одного члена либо подлежащего, либо сказуемого.

Учитель. А если у предложения есть и подлежащее, и сказуемое, как мы называем такое предложение?

Проведите параллель - а если один?

Молодцы, всё верно!

Попробуйте самостоятельно определить тему и цели нашего урока.

Тема: Двусоставные и односоставные предложения.

Цель: Научиться о пределять разницу между односоставными и двусоставными предложениями.

ІІ. Первичное закрепление знаний .

Самостоятельная работа (Индивидуальная работа с интерактивным тестом 5 человек)
Актуализация знаний с помощью таблицы.

Предложения

Вид предложения

Деревья быстро пожелтели.

двусоставное

Ему до­ве­ри­ли важ­ное и почти опас­ное дело.

односоставное

Часто осенью я пристально следил за падающими листьями

двусоставное

Кинофильм очень интересный.

двусоставное

С моря веет свежестью

односоставное

Еду, еду в чистом поле.

односоставное

Слышишь, как сегодня лес расшумелся?

На небе звезды!

односоставное

Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений?

Некоторые предложения имеют в наличии оба главных членов предложения, а другие предложения состоят только из одного главного члена предложения. Значит, мы сегодня большую часть времени будем говорить об односоставных предложениях и двусоставных предложениях.

По наличию грамматических основ простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из двух членов – подлежащего и сказуемого: Наступила зима .

В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена: Весна. К вечеру похолодало.

Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?»

3. Упр.138стр.84. (в устной форме)

- Определите, какие предложения являются двусоставными, какие – односоставными

(1-5 пр.)

I II. Закрепление материала.

Задание 3 «Мозаика» .

Соберите предложения и подчеркните грамматическую основу выполним письменно

1. Утро, наступило, зимнее (Наступило зимнее утро)

2. Первый, на снег падает улице (На улице падает первый снег).

3. снежная, зима, морозная.(Морозная, снежная зима).

4. Музыку, люблю, классическую.(Люблю классическую музыку).

Какие это предложение? (односоставные и двусоставные предложения)

Задание 5. «Конструктор»

Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

Люблю грозу в начале мая.- Я люблю грозу в начале мая.

Зима.- Наступила долгожданная зима

Яркое солнце.- Светит яркое солнце

Задание 5. «Выборочный диктант».

Я прочитаю предложения, а вы должны записывать только грамматическую основу.

На перевале караван задержался. Тянуло вечерней прохладой. Снежинки медленно падали на сырую землю. С утра моросит. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Присаживаемся к костру.

Задание 6 . Разберите по членам предложения. Охарактеризуйте данное предложение.

Мы с нетерпением ждали наступления зимы.

Переделайте односоставное предложение в двусоставное. Прекрасная музыка.

Задание 5 .«Угадай слово»

Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.

Вся его история – это история людей, их жизни и борьбы.

Оно – зеркало жизни.

Существует очень много его видов.

По-казахски это ө нер.

По-английски это art.

Итак, это слово искусство.

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления

человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Томас. Манн.

А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

Задание 6. Работа в группах. Составление кластера.

Вот вам листочек напишите ассоциирующие слова.

1.Слова напишите на трех языках.

2. Составить по одному предложению и подчеркнуть грамматическую основу.

Музыка живопись театр скульптура кино литература

Назовите эти слова на трёх языках

литература - ә дебиет - literature

музыка – ә н, ә уен -music

кино - кино - cinema

театр – театр - theatre

живопись – майменсурет салу - draw

скульптура – мү сін - sculpture

архитектура- сә улет ө нері – architecture

Составить по одному предложению.

Музыка украшает нашу жизнь.

Сегодня на уроке была интересная викторина о живописи.

Живопись помогает человеку раскрыть свою душу.

Искусство означает осмысление действительности мастером, отражение его внешнего и внутреннего мира, которое в итоге дает продукт, приносящий эстетическое удовлетворение, но не только самому творцу, но и обществу .

IV . Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

Если вам все понятно то выберите красное яблоко, если вам что то непонятно выберите зеленое яблоко.

V . Рефлексия. Выставление оценок

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

Доволен ли тем, как прошёл урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель был внимателен к тебе?

Ты сумел показать свои знания?

Я благодарю вас за старание, добросовестное выполнение заданий. Спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам.

Что такое двусоставное предложение? Давайте вместе с вами разберемся с терминологией. Как известно, все они по составу главных членов делятся на односоставные и двусоставные. двусоставного предложения имеет два главных члена: подлежащее и сказуемое, односоставного - лишь один, который называется особым термином - "главный член односоставного предложения".

Типы двусоставных предложений

В свою очередь, двусоставные в соответствии с типом сказуемого делятся на именные и глагольные, которые далее еще дробятся. Так, среди двусоставных глагольных предложений имеются спрягаемо-глагольные (например, "Ребенок засмеялся" ) и инфинитивные ("Ребенок - смеяться!" ); среди именных выделяются предложения со сказуемым, выраженным прилагательным ("Ночь удивительно светлая" ; "Этот шум - лесной" ) или существительным в форме любого падежа ("Он был, казалось, лет двадцати" ).

Неполные двусоставные

Для того чтобы точно определить, что такое следует понимать отличие неполного от односоставного.

Такое, в котором один из членов (главный или второстепенный) опущен. Они часто употребляются в разговорной речи. Примеры предложений данного типа распространены в диалогах.

- Что ему подарили?

- Котенка.

В этом диалоге второе предложение является неполным. Значение его понимается нами из контекста. Пропущены здесь дополнение "ему" и сказуемое "подарили". выглядело бы следующим образом: "Ему подарили котенка".

Признаки неполного предложения

Если в двусоставном предложении сказуемое или подлежащее пропущено, то его можно перепутать с односоставным. Чтобы этого не произошло, необходимо знать признаки неполного предложения.

1. В нем ощущается пропуск некоторого слова, которое при этом можно восстановить из ситуации речи или из предыдущих предложений.

Так, наличие тире может подсказать нам, что пропущен один из членов. Рассмотрим, например, следующее предложение: "Сестра хочет пойти в театр, а я - на хоккей". Вторая часть данного предложения - с пропуском сказуемого ("хочу пойти"). Однако не любые случаи с тире являются неполными предложениями. Так, например, "Жучка - собака" , - полное.

2. В предложении присутствуют второстепенные члены, которые можно отнести лишь к пропущенному члену.

- Ты куда?

- Я за покупками.

В этом примере обстоятельство "(за) покупками" может относиться лишь к пропущенному сказуемому "пойду" или "иду", поэтому это неполное двусоставное предложение.

3. Отсутствует подлежащее, а сказуемое представлено глаголом в форме третьего лица единственного числа в будущем либо настоящем времени или же в форме единственного числа прошедшего времени. Исключение - (такие как "запрещается", "полагается", "светает"), а также личные в безличном значении ("темнеет"). Приводим следующее двусоставное предложение с пропуском подлежащего в качестве примера.

Спортсмен оказался хорошо подготовленным к соревнованию. Сразу же победил всех конкурентов.

Здесь во втором предложении имеет место пропуск подлежащего "он". Этот пример - неполное двусоставное предложение.

Значение контекста

Иногда лишь по контексту можно определить, является ли то или иное предложение двусоставным неполным или односоставным. Так, рассмотрим, например, типичный случай, который употреблен в двух различных ситуациях.

- Что за музыка звучит?

- Играют на фортепиано.

Здесь второе предложение - неопределенно-личное, односоставное, поскольку нельзя определить лицо, совершающее действие.

- Чем занимаются ваши ученики?

- Играют на фортепиано.

В этом случае представлено неполное двусоставное, так как говорится о конкретных учениках одного из собеседников. Что такое двусоставное предложение, было определено нами в начале статьи.

Сказуемое - глагол во множественном числе прошедшего времени

Предложение со сказуемым, которое выражено глаголом в прошедшем времени и множественном числе, также может быть либо неполным двусоставным, либо неопределенно-личным односоставным, в зависимости от контекста.

В вашем доме темно, потому что напротив него построили другой.

В этом вторая часть - неопределенно-личное односоставное предложение, поскольку нельзя определить лицо, совершившее действие.

- Что вы сделали в этом году?

- Построили дом.

В данном контексте ясно, что говорящий (и, возможно, его семья) совершили действие, поэтому данное предложение нельзя назвать неопределенно-личным. Это пример неполного двусоставного.

Надеемся, мы понятно объяснили, что такое двусоставное предложение, и как его отличать от односоставного. Более подробную информацию можно отыскать в любом учебнике русской грамматики, в разделе "синтаксис". Там же можно найти и примеры предложений этих двух типов.