Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сказуемое из двух глаголов. Составное глагольное сказуемое. Предложения с составным глагольным сказуемым

Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). - Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). - Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь ; Я хочу петь ; Я боюсь петь .

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

    Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

    Cр.: я начал - что делать?; я хочу - что делать?.

    Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив - второстепенный член предложения.

    Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть .

    Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

    Ср.:
    1. Я хочу петь . Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я , петь буду - я ).
    2. Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я , петь будет - она ).

Значения вспомогательного глагола

Значение Типичные глаголы и фразеологизмы Примеры
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить .
Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

Я умею петь .
Я хочу петь .
Я боюсь петь .
Я люблю петь .
Я стыжусь петь .
Я рассчитываю спеть эту арию.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.

Образец разбора

Старик опять пустился жевать .

Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Система сказуемого в русском языке довольно разнообразна и включает в себя три вида: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. В этой статье мы поговорим о составном глагольном сказуемом.

Особенности составного глагольного сказуемого

По названию понятно, что составное сказуемое состоит из нескольких компонентов. Из каких же?

В его состав входит часть, выражающая основной смысл сказуемого, во-вторых - часть, которая берет на себя выражение грамматического значения. Если в простом глагольном сказуемом обе функции выполняло одно слово, то в составном они поделены между двумя элементами.

Со смысловой частью все понятно - это инфинитив глагола, называющего основное действие, о котором и сообщается в предложении. В примере «Я хотел поговорить» это слово «поговорить» , ведь о том и речь, что говорящий стремится совершить именно это действие.

Грамматическая же часть составного глагольного сказуемого может выражаться разными способами.

Способы выражения сказуемого

Вариантов здесь три:

  • глагол с фазовым значением;
  • глагол с модальным значением;
  • краткое прилагательное с модальным значением (как это ни странно).

Рассмотрим первое. Слово «фаза» означает «стадия, этап какого-нибудь процесса». Иногда мы говорим: «На какой фазе находится работа над сочинением?» и т.п. То есть фазовый глагол называет фазу: начало (начать, стать» и т.п.), середину («продолжить» и т.п.) или конец («закончить», «завершить» и т.п.)

Модальность выражает отношение говорящего к предмету речи (хочу, например) или отношение предмета речи к действительности (реально ли происходит то, о чем говорят). Модальные глаголы: хотеть, мочь, желать, пытаться, намереваться и др.

Наконец, в русском языке в том же значении используются и несколько кратких прилагательных : рад, должен, обязан, готов, намерен, способен. Они также могут выступать в качестве грамматической части, но, конечно, не самостоятельно: ведь прилагательное не может выражать глагольный смыл. Так что в этом случае сказуемое состоит не из двух, а из трех компонентов: инфинитив, краткое прилагательное и глагол «быть» в нужной форме (он и берет на себя всю грамматическую работу).

В настоящем времени глагол «быть» в русском языке не употребляется: Я был рад помочь ему - Я рад помочь ему (а не «есть рад»).

Глагол, выражающий грамматический смысл, может стоять в любой форме любого времени и наклонения.

Надо сказать, что тема эта непростая и требует внимания и четкого рассуждения, поэтому изучающие в 8 классе русский язык школьники нередко испытывают сложности с этим материалом.

Возможные ошибки

Ошибки чаще всего возникают тогда, когда школьники принимают два глагола в предложении (личную форму и инфинитив) за одно составное сказуемое. Например, в предложении «Я пошел купить хлеба» простое глагольное сказуемое «пошел» , инфинитив же выступает в роли обстоятельства цели (я пошел зачем? - купить) .

Глаголы движения никогда не бывают грамматической частью составного глагольного сказуемого.

Приведем несколько примеров составного глагольного сказуемого.

  • Продолжайте рассказывать, пожалуйста.
  • Мне хотелось бы вам ответить.
  • Я был бы рад сделать все от меня зависящее.

Что мы узнали?

Составное глагольное сказуемое состоит из смысловой части (инфинитива) и вспомогательной, выражающей грамматический смысл. В роли вспомогательной части могут выступать глаголы с фазовым или модальным значением в любой форме, кроме инфинитива, или краткие прилагательные с модальным значением (тогда требуется еще глагол-связка «быть» в нужной форме).

Цель урока - познакомиться с составным глагольным сказуемым; узнать, как оно может быть выражено.

Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Урок: Составное глагольное сказуемое

Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время, наклонение и т.д.) - в вспомогательной части.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

а. вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время, наклонение и т.д.);

б. основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.

Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Схема построения составного глагольного сказуемого.

Но не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия :

1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Я начал - что делать?; Я хочу - что делать?.

Не путайте! Составное глагольное сказуемое с сочетанием сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели!

Она присела (с какой целью?) отдохнуть.

2.Действие инфинитива должно относиться к подлежащему.

Я хочу петь. Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я, петь буду - я).

Не путайте! Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я, петь будет - она).

3. В таблице представлены основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизма, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания
Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия

закончить

приняться

продолжить

прекратить

стараться

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

Например:

(он) горит нетерпением (участвовать)

Я умею петь. Я хочу петь. Я люблю петь. Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду. Он бросил курить.

План разбора составного глагольного сказуемого

1. Указать тип сказуемого.

2. Указать, чем выражена основная часть; какое значение имеет вспомогательная часть и какой формой глагола она выражена.

Образец разбора

Старик опять пустился жевать.

Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет значение начала действия и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

1. Простые предложения (коллекция материала по теме урока) ().

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ().

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса (на материале русского языка) ().

5. Русский филологический портал ().

6. Презентации « Сказуемые» ().

1. Выделите грамматические основы предложений.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н. Заболоцкий

2. Занимательно о русском.

Интересные вопросы:

1. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу?

2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

3. В каких словах пишутся три буквы е ?

4. Какие слова начинаются с четырех согласных букв?

5. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов?

6. В каких словах пишутся подряд 3 буквы е?

Грамматическая основа предложения в русском языке представлена двумя членами предложения - подлежащим и сказуемым. Последнее может принимать несколько форм, но самое распространенное из них - глагольное. Чаще всего оно простое и согласуется с подлежащим в лице, числе, а в прошедшем времени - и в роде. Но существует и такая категория сказуемого, как составное. Оно может быть составным глагольным (СГС) и составным именным (СИС). Сегодня мы будем говорить о первом случае.

Конструкция составного глагольного сказуемого

Его состав прост: это вспомогательный или модальный глагол, согласованный с подлежащим, и основной глагол в инфинитиве. Иногда, вместо простой связки, может быть и составная, и об этом мы тоже скажем.

Связка в СГС может быть:

  • фазовая;
  • модальная.

Фазовое значение связки определяет момент действия, а модальное - отношение к действию. Самостоятельной лексической нагрузки они не несут. Для лучшего понимания можно привести таблицу с примерами предложений с составным глагольным сказуемым:

Значение Глагол Пример
Фазовое стать В 18 лет я стану работать.
начать Он начал читать.
приняться Она принялась писать письмо.
продолжить Они продолжили строить дом .
перестать Вы перестанете когда-нибудь кричать?
прекратить Я прекратил петь.
Модальное уметь Мышь умеет рыть норы .
мочь Больной может вставать .
хотеть Я хочу есть.
желать Царь трапезничать желает!
стараться Мы постараемся сдать дом вовремя .
намереваться Он намеревался довести дело до конца .
осмелиться Как ты осмелился перечить мне?
отказаться Задержанный отказывается давать показания .
думать Мы думаем пристроить к дому веранду.
предпочитать Я предпочитаю не связываться с чиновниками .
привыкнуть Обломов привык лежать на диване.
любить Мама любит перебирать безделушки в комоде.
ненавидеть Ненавижу дежурить ночью!
остерегаться Он остерегался лишний раз туда заглядывать.

Это неполный перечень возможных вариантов СГС. Оно может состоять и более, чем из двух слов. Так, к этой категории сказуемых также относятся конструкции, где роль связки выполняет сочетание глагола быть с краткими прилагательными и наречиями, характеризующими модальность.

Примеры таких предложений:

Отличия от составного именного сказуемого

Однозначно его можно отличить от составного именного (СИС). Определить его достаточно просто - оно после связки содержит не инфинитив, а прилагательное. Но в остальных сложных сказуемых бывают подвохи. Существуют внешне похожие случаи, когда на самом деле никакого СГС в предложении нет. Их можно подразделить на такие категории:

  • фразеологизмы;
  • целеполагание;
  • разная субъектность;
  • аналитическое будущее.

Вот несколько подобных случаев.

Сказуемое-словосочетание

  • И есть не ест, и нервы вымотал.
  • Жду не дождусь, когда же нормальная зима будет.
  • Он пошел было в магазин, да тот закрыт оказался.

Это частный случай простого сказуемого (ПГС).

Словосочетание с целеполаганием

Сюда относятся случаи, когда между глаголом в спряжении и инфинитивом можно задать вопрос «зачем?» или вставить союз «чтобы»:

Инфинитив в таких предложениях является дополнением, поскольку сказуемое имеет вполне полноценную лексическую нагрузку.

Глаголы, относящиеся к разным субъектам

В таких случаях действие, обозначенное инфинитивом, будет выполнять не то же лицо, к которому относится глагол в спряжении. При желании его можно даже убрать, и смысл предложения не потеряется:

  • Учитель попросил ученика выполнить задание на доске. – Учитель попросил, чтобы ученик выполнил на доске задание.
  • Директорпотребовал вызвать меня к себе. – Директор потребовал меня к себе.

Аналитическое будущее время

Случай странный, но тем не менее он действительно не относится к СГС. Глагол быть утратил всякое и модальное, и фазовое значение, оставшись лишь грамматическим показателем будущего времени.

  • Я буду любить тебя.
  • Наши потомки будут нас вспоминать .

Краткая справка

Сложное будущее время в русском языке было не всегда, как и в других родственных языках. Чаще всего в древнерусском языке для выражения неопределенного будущего использовалось условное наклонение, а потом стали набирать обороты выражения с модальными глаголами хотеть, быть, иметь , причем каждый из них долгое время не утрачивал свою модальность. В итоге выиграл гонку глагол быть , и произошло это ближе к XVIII веку.


Составное глагольное сказуемое имеет следующую структуру: вспомогательная часть + инфинитив.

Во вспомогательной части используется вспомогатель ный глагол в форме одного из наклонений, выражающий грамматическое значение, а в основной части - инфини тив (или устойчивое сочетание глагольного типа в форме инфинитива), который выражает лексическое значение, т.е. непосредственно называет действие: Он охладительное слово в устах старался удержать (А. Пушкин); Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин и начал делать свои наблюдения (= наблюдать) (М. Лермонтов).

Кроме грамматического значения наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают и дополнительные значения: 1) начала, конца или продолжения действия, т.е. фазы действия (такие глаголы называются фазисными): на чать, стать (= начать), продолжать, закончить, перестать и т. п.; 2) желательности/нежелательности, возможности/невозможности, целесообразности/нецелесообразности, и т. п. действия, а также склонности, привычности, эмоционального отношения к действию (такие глаголы называются мо дальными, они выражают отношение деятеля к действию): хотеть, мочь, желать, стремиться, пытаться, стараться, решиться, любить, бояться и др.:

1) Между тем княжна Мери перестала петь (М. Лермонтов); Наташа начинала успокаиваться ... (Л. Толстой); От горячих лучей солнца стал плавиться снег (М. Пришвин).

2) Я не хочу печалить вас ничем (А. Пушкин); Не сме ют , что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки? (М. Лермонтов); Мы любим слушать иногда страстей чужих язык мятежный (А. Пушкин); Я сама стараюсь у огня по частям снежинку разобрать (Н. Мат­веева).

Во вспомогательной части вместо модальных глаголов могут использоваться также глагольные фразеологизмы и устойчивые глагольно-именные обороты с модальным значением: гореть желанием, иметь обыкновение, иметь пра во, дать обещание, иметь намерением, иметь возможность и под.

Например: Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения (= не намеревался) жениться (Н. Гоголь); Теперь хоть имеете возможность (= можете) возразить , если что не так (В. Вересаев); Я уже дал себе слово (= пообещал) больше не играть с ним (Л. Толстой).

Вместо глаголов и глагольных фразеологизмов во вспомогательной части составного глагольного сказуемого возможны и другие части речи (с модальным значением) в сочетании с глаголом-связкой быть (в настоящем времени связка опускается, т.е. имеет нулевую форту):

1) прилагательные (обычно краткие): рад, готов, обязан, вынужден, должен, согласен и др.: Шутить и он горазд , ведь нынче кто не шутит! (А. Грибоедов); Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства (А. Пушкин);

2) существительные мастер, мастерица, охотник, любитель: Он был охотник подшутить (М. Лермонтов); Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины (Н. Гоголь);

3) наречия и наречные сочетания, а также категория состояния (в односоставных безличных предложениях) с модальным значением: вправе, не прочь, в силах, надо, в состоянии, можно, нельзя и под.: Не в силах Ленский снесть удара (А. Пушкин); Я думаю: он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя (М. Лермонтов); Мне нужно на кого-нибудь молиться (Б. Окуджава).

Следует помнить, что инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если: 1) у действий, названных инфинитивом и глаголом в форме наклонения, разные исполнители; инфинитив в таких предложениях является дополнением; 2) инфинитив зависит от глагола движения (или прекращения движения); такой инфинитив является обстоятельством цели.

Например: 1) Непонятная душевная тревога мешала ему читать и сосредоточиться. (А. Чехов); 2) Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару (А. Пушкин); Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов).