Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Армяне происхождение. Кто такие армяне

Кандидат исторических наук, профессор ЕрГУ, старший научный сотрудник Института Востоковедения, арменовед Артак Мовсисян отвечает на вопросы ведущего и автора проекта Вадима Арутюнова. Вопросы подготовлены на основе различных обсуждений, ведущихся в сети интернет, по вопросам истории Армении и армянского народа.

- Часто задается вопрос, касающийся происхождения армянского народа, в частности, откуда родом протоармяне?

Это довольно большая тема. В интернете у меня есть специальная лекция длительностью около часа о происхождении армянского народа для тех, кто интересуется, а сейчас попробую представить в очень сжатом и более популярном виде. Говоря о происхождении армян, очень четко надо понимать, что армяне - автохтонный народ. Армянские сказания свидетельствуют о том, что армяне - коренной народ. Армянский историк 18 века Микаэл Чамчян и другие историки, основываясь на Библии и армянских источниках, пошли еще дальше. Они утверждали, что Армения - колыбель человечества, страна, где возродилась жизнь после Потопа, а армяне - коренной народ этой божественной, райской, библейской земли, земли Ноeва ковчега.

Но наступил 19 век и что случилось? При расшифровке найденных в Армении клинописей, обнаружилось, что они были не на армянском языке, это были клинописи, называемые урартскими или клинописями Биайнили, а имена царей - Менуа, Аргишти, Сардури, не упоминались у Мовсеса Хоренаци. Сегодня, конечно, ясно и понятно, почему их нет, но в 19-ом веке это дало повод для сомнений. Тем более, что поднимался вопрос - где искать родину индоевропейцев или ариев, как их называют некоторые ученые, то есть надо было понять, где находится прародина индоевропейцев. В 19-м веке в среде европейских ученых было принято считать, что прародина индоевропейцев находится в Европе, в юго-восточной части Европы - на Балканах. То есть, получилось с одной стороны, что найденные на Армянском нагорье клинописи были прочитаны не на армянском, цари не упоминались у Хоренаци, а с другой стороны было принято считать, языкознание считало, что родина индоевропейцев находится на Балканах. Если она находится в Европе, на Балканах, следовательно, и армяне пришли оттуда. И возникла такая теория, что, якобы, армяне пришли с Балкан, захватили территорию Армянского нагорья, а позднее создали свое государство. И это, несмотря на то, что находились клинописи, где упоминаются древнейшие варианты наименования Армения, упоминаются более чем 30 раз еще до известной Бехистунской надписи. Первые упоминания относятся к 24-23 веку до Рождества Христова. Аккадские правители - Саргон Аккадский, Нарам-Суен и другие, упоминают страну Армани, которая является древнейшей формой названия Армения. И поскольку бытовало представление, что армян тут не было, они пришлые, то считалось, что и схожесть названий Армения, армяне, Арарат носит случайный характер. Если армян здесь не было, значит и схожесть названий случайна. Случайность может быть 1, 2, 3 раза, но не десятки раз, есть сотни клинописей, где упоминаются в разных вариантах наименования армен, хай, Арарат. Впоследствии, эта Балканская теория не получила развития, поскольку было обнаружено, что родина индоевропейцев находилась не на Балканах, а на севере Передней Азии, конкретнее на территории Армянского нагорья, на востоке Малой Азии, на северо-западе Ирана и в северной части Междуречья. И это сегодня подтверждают не только данные языкознания, археологии, но и генной инженерии, а исследования на уровне изучения ДНК дают сверхточные данные. Сегодня мы можем утверждать, что - армяне автохтонный народ. Период отделения армянского языка от протоиндоевропейского, языковеды возводят к концу 4 тысячелетия до Р. Х, а данные генной инженерии еще раньше, к 6 тысячелетию до Р. Хр., то есть за 8 тысяч лет до нас. То есть мы четко можем говорить о наличии отдельного армянского этноса уже за эти прошедшие 8 тысяч лет, можем говорить, что армяне создавали всю свою историю на этой территории, на Армянском нагорье, которое, кстати, не армянские ученые назвали Армянским. В письменных источниках, самых древних шумерских письменных источниках еще с 28-27 в. до Р. Хр. говорится о государстве Аратта, которое является древнейшим названием Арарата в шумерских источниках.

В разные времена у армян и Армении были связи с семитскими народами. Можно ли сказать, что помимо индоевропейского начала, у армян нельзя исключить и какой-то процент семитской крови?

С точки зрения происхождения нет. Но в течение истории, говоря семитский, мы должны иметь ввиду в том числе и, например, ассирийцев. Конечно, они жили в Армении, были нашими южными соседями, в 4 веке мы пользовались ассирийским языком и письменами, многие труды ассирийских авторов сохранились только на армянском языке, ассирийцы пользовались армянским языком. Контакты были, конечно, и некоторое количество ассирийцев ассимилировалось с армянами. Некоторое очень небольшое количество евреев могло ассимилироваться с армянами. Сегодня, когда говорят семитский, люди почему-то страшатся этого термина, понимая под этим сугубо евреев. Это не так, в конце концов, не надо забывать, что был огромный арабский мир, арамейцы, которые были южными соседями армян. С точки зрения происхождения мы чистые индоевропейцы. Но в историческом разрезе каждый народ общается, каждый отдает кровь и берет, и это естественно. И последние исследования ДНК дали поразительные результаты. Даже в китайской генетике обнаружилось 4 процента армянской крови, что на первый взгляд очень удивительно. Можно показать в результате каких исторических событий, в какие временные промежутки наблюдались миграция и эмиграция. Неслучайно, что доля армянской крови довольно часто встречается в крови других народов, а не только кровь других народов обнаруживается у нас, мы не жили, окружив себя крепостной стеной. Но с точки зрения происхождения, армяне - не семитского происхождения. Хотя, надо сказать, что согласно иудейскому преданию, которое сохранилось у Иосифа Флавия, армяне являются потомками Арама, следовательно, они семиты, то есть находятся с иудеями в родстве. В преданиях многих народов древних и средних веков сохранились сведения о том, что они в родстве с армянами. Но это имеет свое простое объяснение, потому что в древние и средние века Армения была могущественным государством, армяне были великим народом, а родство с могущественным всегда желательно. Вот очень простое объяснение.

Учитывая, что эти самые семиты: ассирийцы, евреи, арабы относятся к арменоидной субрассе, мне кажется, что и в них есть индоевропейское зерно, благодаря может быть тем же армянам.

Есть такое мнение в науке, причем автор не армянин - Игорь Дьяконов. Он выдвинул теорию, по которой арамейцев, в древнейших клинописях их называют ахламу, которые пришли в Армению начиная примерно с 14 века до Р Хр., стали называть ахламу-арамейцы, а потом - арамейцы и Дьяконов выдвинул точку зрения, что имя Арам, этническое название, они взяли от армян. Мы знаем, что французы, например, название франк взяли от немцев, это нормальное явление. Естественно, такие связи были, но видеть под этим какие-то сверхсложные явления не надо, Я знаю, что сегодня есть крайние, преднамеренно политизированные мнения, но и только.

Много разговоров также идет вокруг государства Урарту. Кто были его жители и на каком языке они разговаривали?

Начнем с того, что сам термин Урарту восходит к ашуро-вавилонскому варианту наименования Арарата. Как в шумерских источниках это была Аратта, а в Библии Армения всегда зовется Арарат. В ашуро-вавилонских клинописях есть чередование звуков а-у: Арме- Урме, Арбела-Урбилу, Арарат-Урарту. И что интересно, в Палестине в Кумранских пещерах, где нашли огромное количество древних рукописей 1-го тысячелетия до Р. Хр, там вместо Арарата упоминается Урарат. Арарат-Урарат-Урарту, то есть сохранилось даже промежуточное переходное звено. То есть это одно из названий Армении. И сегодня говорить, что армяне - это один народ, а хайи другой, или сомехи, как нас называют грузины, третий, это просто абсурд.

На каком основании решили, что Урарту - армянское государство? Расшифровав клинописи, поняли, что они не на армянском. Но давайте не забывать, что в Урарту пользовались тремя системами письма: в ассирийских клинописях использовался ассирийский, в местных клинописях, условно говоря, урартский или биайнийский, и местная иероглифика, расшифровка, которой показывает, что это древнейший армянский. Обе клинописи импортированы, привнесены из Междуречья, а местная иероглифика, которая восходит к армянским наскальным изображениям, армянская. И даже эти письмена уже свидетельствуют в пользу армянского происхождения. Можно привести множество аргументов. Например, урартская иерархия богов - это классическая индоевропейская иерархия, с тремя верховными божествами, с трехступенчатой структурой, то есть, нет никаких сомнений, что она связана с индоевропейским миром. Что касается имен царей, то уже очень давно Менуа связывают с Миносом, Аргишти с Аргестесом и т.д, которые были известны в индоевропейском мире. Есть множество критериев: в каком случае государство можно считать армянским, скажем, грузинским, русским или монгольским. Можно ли считать династию достаточным условием? Конечно, нет. Династия может быть армянской, но государство не быть армянским. Например, в Византии династия, начало которой в 867-м году взойдя на трон положил Василий Первый, была армянской по происхождению, но государство Византия от этого не стало армянским государством. Или, допустим, династия Аршакидов, которая утвердилась в Армении, была парфянской по происхождению, но понятно, что от этого Армения не стала Парфией. И таких примеров множество. Так в каком случае государство считается, скажем, армянским? Если подавляющее большинство населения составляли армяне, можно ли считать, что государство было армянским? И да, и нет. Нет, потому что, например, и в восточных районах Османской империи, то есть в Западной Армении, большинство населения было армянами, но государство не было армянским. Таким образом, сопоставляя все критерии, который же из них можно считать определяющим? Есть только один ответ. А именно: определяющим является то, интересы какого этноса представляет верховная элита государства. Сталин был грузином, но ведь Советский Союз не был грузинским государством. Напротив, Сталин все время говорил о великом русском народе, и даже имел великорусские взгляды, понятно, что он взошел на трон и должен был подчиняться интересам русских. Таким образом, возвращаясь к Урарту, интересы какого этноса он выражал? Безусловно, армян. Это было первое всеармянское государство, вобравшее всю территорию Армянского нагорья и соседние области. И не случайно, что окончательное формирование армянского этноса большая часть ученых относит именно ко времени существования государства Урарту. Армянские племена были многочисленны, и естественно объединившись в составе единого государства, слились воедино именно в период Урарту. И если бы был другой какой-то этнос, то он где-то упоминался бы и в дальнейшем. Как может быть, что в 7 веке до н. э. Урарту упоминается, а в 6 веке - нет, нет урартов, нет Урарту. Нет, потому что Урарту - это Армения, урарты - это те же армяне. Я в своих работах часто об этом говорю, и хотелось бы, чтобы больше знали, о том, что термин Урарту употреблялся вплоть до 360-ых годов, до 4 века до н. э. То есть после падения Ванского царства, царства Урарту-Биайнили, термин употреблялся еще 200-300 лет. И употреблялся как эквивалент понятия Армения. Как в Бехистунской надписи 520 года до Р. Хр., которая, как вы знаете, написана на трех языках, Армения в персидской надписи зовется Армина, в эламской - Харминуа, вавилонской - Урарту. В ашурских и вавилонских текстах Урарту в последний раз упоминается в клинописях ахеменидского царя Артаксеркса Второго, который правил до 360 года до н. э. В вавилонских текстах Армения зовется Урарту, а армяне - урартами.

- Тогда откуда пошел тезис, что от урартов пошли кавказские племена?

Здесь мы имеем дело с политикой, причем в чистом виде. Скажу почему. Еще в 1890-ых годах очень известный русский востоковед Никольский издал сборник «Клинописные надписи Закавказья». И уже в предисловии он пишет: «Почему нас русских интересуют эти клинописные надписи, культура клинописи? Потому что Урарту был первым государством на территории Российской империи». То же самое было в советский период: Урарту считался первым государством, рабовладельческим государством на территории СССР. Именно поэтому была проделана довольно большая работа, были проведены раскопки, выделены достаточно большие средства, все это делалось не ради прекрасных глаз армян. Смотрите, что получилось в итоге: помните, что писалось в советских учебниках истории? Что потомками урартов считаются армяне, грузины, азербайджанцы. Азербайджанцы… Турки, предки которых, турки-сельджуки появились в этих краях в лучшем случае только в 11 веке нашей эры, а Урарту существовало в 9 веке до нашей эры, то есть за 2000 лет до этого. Но ведь советское государство пропагандировало интернационализм, и потомками урартов провозглашались закавказские народы, тогда как ни грузины, ни азербайджанцы никак не соотносились с Урарту. И появилась теория, что надо оторвать Урарту от индоевропейства. И были даже признания - Борис Пиотровский сам признавался, что была спущена соответствующая директива ЦК. В конце 19-го - начале 20 века Урарту считалось индоевропейским государством, советское же урартоведение получает директиву отрезать Урарту от индоевропейского мира. Естественно, Урарту, будучи отрезанным от индоевропейского мира, отделяется и от нас, но это наша территория, урартские слова сохранились в армянском. Когда уже в 1960-70-ые выдвигается новый тезис об углублении связи с русским государством, потому что, если это индоевропейское государство, то только армянское, а армяне начали иметь дело с Российской империей только после 1801 года, надо было углубить связь с севером. И тут вышла на арену северо-кавказская, восточно-северо-кавказская и протодагестанская теория родства языков, которая резко критиковалась уже в 60-ые годы. И Джаукян, наш известный языковед, и немецкий ученый, представитель немецкой языковедческой школы просто камня на камне не оставил от этой теории. Но сверху был спущен заказ. К сожалению, изучая историю исследования Урарту, мы видим, что в основном исполнялся политический заказ, а не чистая наука. Мы сейчас работаем над документальным фильмом об Урарту. Надеюсь, он будет готов до конца года и выйдет на трех языках: армянском, русском, английском. Надеюсь, что наши телезрители, также и на youtube, получат возможность его посмотреть и получат ответы на все вопросы. Это будет большой фильм из 2 частей, каждый длительностью 40-50 мин.

Известно, что есть чеченские историки, которые изучают грабар, так как свои корни они ищут на Армянском нагорье.

Я сам видел карты, где Нахиджеван они считают своим городом, поскольку их самоназвание нохчи, а аван - это поселение по-армянски. И, кажется, чеченские авторы самоназвание нохчи тоже интерпретируют как сын Ноя, Нохчи, Нохчаван и считают своим городом.

Часто обсуждается культ богини Анаит. Некоторые ее имя связывают чуть ли не с проституцией. Что представлял из себя культ этой богини?

В армянских источниках, у армянских авторов Анаит считалась матерью всех добродетелей. Само имя Анаит переводится как непорочная, добродетельная. У некоторых греческих авторов, в частности у Страбона, есть упоминание того, что культ богини Анаит был распространен почти у всех народов Востока, но особенно ее любили армяне. Это восходит к гетеризму - научное название священной жреческой проституции. Был один день в году, когда каждый мог совокупляться с кем хотел. Надо отметить, что греческие авторы, часто, обращаясь к Востоку, представляли все в гипертрофированном виде, желая подогреть интерес к своим историям.

Что касается культа богини Анаит у армян, то был день в году, это был день культа богини, когда бесплодным женщинам, только бесплодным, позволялось вступать в связь с другим мужчиной. И это деяние древних жрецов достойно уважения и не имеет никакой связи с проституцией. Мы живем в 21 веке и проблема бесплодия и сегодня все еще актуальна - несоответствие хромосом и т.д. То, что сегодня делается с помощью медицинского вмешательства, тогда делалось таким образом. Причем, часто это делалось конфиденциально, женщина не видела лица того, с кем вступала в связь, и это не имело никакого отношения к проституции. И если от этой связи рождался ребенок, его часто называли Анахтатур или Аствацатур (Богоданный), он считался даром матери-богини и никто не имел права обвинить эту женщину, или назвать ее аморальной или проституткой. Это я считаю проявлением человеколюбия. И сегодня в 21 веке любят, женятся, но часто, когда нет возможности иметь детей, брак разваливается и пара разводится. И только уважения достойно, что жрецы в древние времена были озабочены и этой проблемой: и в день культа богини материнства бесплодной женщине давалась такая возможность, а кто хочет наклеивать ярлыки, это уже пусть будет на его совести.

Беседовал Вадим Арутюнов

Говоря о праздниках армян, где традиционно присутствуют и национальные костюмы, нельзя не упомянуть о музыкальном наследии этого народа. Музыка у них очень напевна, поскольку впитала в себя не только ближневосточные мотивы, но и взяла кое-что от средиземноморской .

Ярким образцом музыкальных инструментов можно считать армянский дудук , который многие называют уникальным , а те, кто его слышат, утверждают, что это райская музыка. Под такие сказочные мотивы невозможно двигаться нескладно. Поэтому всегда отличаются крайней гармоничностью и внутренним эстетизмом.

Не остается без внимания , которая, как доказали историки, относится к древнейшим в мире. В гастрономическом наборе кулинаров всегда много зелени, мяса, молочных продуктов. Широко известны сладости, созданные зачастую всего лишь из сахара и муки, но обладающие непередаваемым вкусом.

Не менее уникальны и другие армянские блюда, среди которых на первом месте стоит и шашлык. Не случайно их рестораны славятся на весь мир своими изысканными кушаньями.

Какие они – современные армяне?

Армяне – это неотъемлемая часть современного общества. Их одинаково можно отнести и к европейскому, и к восточному этносам. На сегодняшний день их численность не может быть точно подсчитана, однако, по данным статистики, в мире до 10 до 12 млн представителей этого народа. Они проживают во многих странах, начиная от России и заканчивая Бразилией и Австралией. И везде они вносят нотку армянского колорита, что, несомненно, достойно уважения.

Даже анекдоты про армян говорят о том, каким необычным менталитетом обладают эти люди. В многочисленных литературных источниках они предстают доброжелательным, храбрым и веселым народом, который может и пошутить, и потанцевать, и встать на защиту своей независимости, если понадобится. А старые добрососедские отношения с русскими во многом стали залогом того, что их вклад в российскую и мировую и культуру не остался незамеченным.

Так, среди тех, кто воевал с фашистскими агрессорами в Великой Отечественной войне, было немало армян-героев. Это и старший лейтенант Сергей Бурназян, подполковник Гарник Вартумян, маршал Советского Союза Иван Баграмян. Это всего три фамилии из тех представителей армянского народа, которые стали Героями Советского Союза. А таких людей были десятки, и еще тысячи простых армян наравне с русскими, белорусами, грузинами сражались за общую родину.

Не меньше насчитывается и тех, которые вошли в число символов мировой культуры и спорта. Среди самых знаменитых армян можно назвать , кинорежиссера Сергея Параджанова, актеров Дмитрия Харатьяна и , писателя Уильяма Сарояна, футболиста , шахматиста , певца Булата Окуджавы (фамилии обоих последних – по материнской линии). Эти и многие другие люди внесли свой вклад в развитие современной цивилизации.

Они действительно дали многое не только тем народам, рядом с которыми они исторически были вынуждены проживать, но и всему мировому сообществу. Сегодня особым образом дополняют общность кавказских этносов, сохраняя свою самобытность и при этом оставаясь народом, генетически цельным. Армянские диаспоры, существующие во всем мире, только подтверждают это.

Армяне - один из самых древних народов на Земле. Это хорошо известно. Тем интересней узнать - как происходило формирование этноса, а также вспомнить несколько теорий.

Впервые теория о связи современных армян с жителями древнего государства Урарту появились в XIX веке, когда историки обнаружили на Армянском нагорье следы древней цивилизации. Полемика по этому вопросу ведется в научных и околонаучных кругах по сей день.

Однако Урарту как государство пришло к закату уже в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Современные ученые признают, что генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами могут свидетельстовать заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также можно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного древнего государства.

Античные источники

"Греческая версия" этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал её из записей военачальников Александра Македонского.

По всей видимости, учитывая отсутствие более ранних источников, именно в годы походов "царя мира" это предание и возникло. В принципе, это не удивительно. В то время была даже распространена версия о греческом происхождении персов и мидийцев.

Более поздние историки - Евдокс и Геродот говорили о фригийском происхождении армян, находя схожесть двух племен в одежде и языке. Сегодняшние ученые признают, что армяне с фригийцами - родственные нации, развивавшиеся параллельно, но никаких научных доказательств происхождения армян от фригийцев до сих пор не найдено, поэтому обе греческие версии этногенеза армян можно считать околонаучными.

Армянские источники

Основной версией происхождения армян вплоть до XIX века считалось предание, оставленное "отцом армянской историографии" и автором труда "История Армении" Мовсесом Хоренаци.

Хоренаци возводил армянский народ к легендарному прародителю Хайку, который по дохристианской версии мифа был титаном, по христианской - потомком Иафета и сыном родоначальника армян Фогарма. По мифу, Хайк вступил в схватку с тираном Междуречья Белом и победил его. После Хайка правил его сын Арам, затем его сны Арай. В этой версии армянского этногенеза считается, что от Хайка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья.

Хайасские гипотезы

В середине прошлого века в армянской историографии стали популярны так называемые "хайасские гипотезы", в которых первородиной армян становится Хайас - территория восточнее Хеттского царства. Собственно, в хеттских источниках Хайас и упоминается. Армянские учёные, такие как академик Яков Манандян (бывший приверженец миграционной теории), профессор Еремян и академик Бабкен Аракелян написали научные работы на тему новой "колыбели армян".

Основная до этого времени миграционная теория была признана "буржуазной".

Изложение хайасской теории стали печатать в советских энциклопедиях. Однако уже в 60-е годы XX века она подверглась критике. В первую очередь, со стороны заслуженного востоковеда Игоря Дьяконова, издавшего в 1968 книгу "Происхождение армянского народа". В ней он настаивает на миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза, а "хайасские теории" называет ненаучными, поскольку по ним слишком мало источников и доказательной базы.

Цифры

По одной из гипотез (Иванова-Гамкрелидзе) центром формирования индоевропейского языка являлась восточная Анатолия, находившаяся на Армянском нагорье. Это так называемая глоттальная теория, то есть основанная на языке. Однако формирование индоевропейских языков шло уже в IV тысячелетие до нашей эры, а время предположительного заселения Армянского нагорья - I тысячелетие до нашей эры. Первое упоминание армян - в записях Дария (520 год до н.э.), первые тексты - V век нашей эры.

Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянскогонарода, который является спорным в некоторых вопросах. Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках. Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов. Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования. Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

а) Армянское предание

Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов. В данном предании можно выделить два слоя, первый – древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальникаАйка, который был одним из титанических сыновей богов. Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира, и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя – Хама, Сима и Иафета. Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне». Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка –Айкашен, Араманяка – гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса – Армавир, от Ераста – Ерасх (Аракс), от Шары – Ширак, от Амасии – Масис, от Гегама – озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака – Сюник, от Ара Прекрасного – Айрарат и др.).

б) Греческое предание

Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения. Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского. Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет. По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания. Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век). Этисведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого. Фригийцы и армяне – родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

в) Грузинское предание.

Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX – XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели и др.). Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса – армяне, Картлоса – грузины, от других сыновей многие народа Кавказа. Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

г) Арабское предание.

Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки. Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины. Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

д) Древнееврейское предание.

Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.). Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности. Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» – царем, упомянутым в клинописях Ванского царства. В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

е) Вопрос этногенеза армян в историографии.

Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии. Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка, и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной». Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

В XIX веке в сравнительном языкознании получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны – греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию о переселении армян. Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство). Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

Следующая теория о происхождении армянского народа – это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен. Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины. Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

Мовсисян А.

Армянский народ один из древнейших народов мира. Они проделали долгий путь через века и их история восходит к тысячам лет. В разные периоды своей жизни, армянский народ получили различные характерные черты. Вы узнаете о них позже в этой статье.

Важно отметить, что наряду с армянским народом, вавилоняне и Хеттеянин существовали. Сегодня, однако, они являются лишь частью мировой истории нет будущего, но армянский народ продолжает существовать и развиваться.

Истоки армянского народа

Истоки армян всегда были предметом историки, лингвисты и археологи придают о. Лингвисты начал обращать внимание на многие сходства, которые были индоевропейские и семитские языки. Единственное объяснение языковых сходств между ними будет движение колыбели индоевропейских языковых групп географически дальше на восток, то есть, на Армянском нагорье.

Люди населяли Армянское нагорье примерно с 2000000 до нашей эры. Люди поселились в горах с каменного века, эпохи палеолита. Армяне называют сыновей хая, который был региональный бог тогда. Источником этого является то Armenic Шумерские записи с 2700 г. до н.э., который, скорее всего, самая ранняя запись когда-либо об армянской нации.

Много подземных до исторического сайты показали существование цивилизаций в Армении с усовершенствованными сельскохозяйственными знаниями, металлургией, а также промышленным производством.

На основании другой записи (аккадские надписи) от 2300 г. до н.э., Армани находится вместе с Иб, как территории завоеванных Нар-Син.

Тутмос III Египта также упоминает народ Ermenen в 1446 году до нашей эры. Он говорит, что в земле своей «небо лежит на своих четырех столпах». До сих пор турки и курды называют армяне Эрмен я.

Царство Арарат был первым крупным государством. Он появился вокруг озера Ван в 13 веке. До нашей эры

Первые предварительно армянские племена имели ссылки в хрониках 4 – третьего тысячелетия до нашей эры. На протяжении всей истории, армянский народ унаследовал физические черты некоторых племен.

Особенно Khurrito – урартские племена сыграли большую роль в качестве наиболее распространенного этнического элемента нагорья. В связи с этим, физической основой армян была составлена.

Армянское нагорье со своим народом столкнулся со многими инвазий. Одним из примеров является экспедиции Александра Великого на восток. Армянские люди сражались с римскими легионами и Сасанидов персов. Они также остановили арабскую экспансию.

Около двух веков война между иранским и Османской империи буквально уничтожила Армению.

В 20 – м веке, Армения была разделена между империями России и Османской (Турецкой). С 1890 – х лет, турецкие власти организовали резню армянского народа, которые имели свою кульминацию в геноциде 1915-1923. Руководство младотурок Османской империи охотно воспользовалось первой мировой войной, чтобы физически удалить армянское население .

Армяне, которые жили под властью Турции должны были пройти через жестокость и в конце концов были полностью стерты. Оставшиеся в живых, однако, бежал в разных местах по всему миру. Это, позже стало известно как первым документированным геноцид 20-го века. Во время геноцида, более 1,5 миллиона армян погибли.

Армянский народ являются ethnos and the descendants of the Indo-Europeans branch.

Есть около 10 миллионов армян по всему миру. Тем не менее, только 3 миллиона людей живут в Армении. Армянские диаспоры проживают в России, Франции, Иране, США, Канаде, Украине и Грузии. Многие армяне живут также в Нагорно-Карабахской Республике. Большинство армян принадлежат к Армянской Апостольской Церкви.

Армяне имеют свой собственный и язык, который является независимой ветвью языка индоевропейской семьи.

Армяне называют себя «Ай» и страна «Айастан». Они любят свою страну, очень много, и они выражают свою любовь через искусство, литературу, а иногда даже повседневную работу.

Армения постоянно страдала от того, чтобы быть полем боя между многочисленными народами и племенами. Он также был под властью иностранного контроля. Из-за прошлое полны трудностей, армянский народ сформировал различные черты национального характера, такие как экспрессивная национальную гордость, глубокую любовь к своей земле, настойчивости, высокий интерес к наукам и ремеслам, гостеприимству, способность к самоиронии и большое чувство юмор.

К счастью, сегодня каждый армянин счастливо живет в , и все они поставили свои усилия в развитие своей страны.

Характеристики армянского народа

В большинстве стран есть свой уникальный характер, который описывает их. Их манера говорить, их реакция на вещи, и как они относятся к иностранцам много говорят о них.

Армянский народ хорошо адаптируется. Они способны легко приспосабливаться к новым условиям, такие как изменение страны (выезжающих за рубеж), изучение новых языков сравнительно легко, а также, что они имеют очень похожий на произношение на носителей языка. Это одна из наиболее важных особенностей армянского менталитета. Причиной этого может быть постоянно вынужденные миграции армян в иностранных государствах на протяжении истории.

Армяне очень гордые люди и честные, а также. Они ценят семью много и стараются изо всех сил, чтобы сохранить единство. Они также имеют огромное уважение к старшим людям и всегда учиться на их опыте. Таким образом, они передают свои знания от одного поколения к другому.

Армянские люди вежливые, hard working and very hospitable.

Они любят собираться с семьей и близкими друзьями во время особых случаев и не только. Во время этих случаев, будь то свадьбы, дни рождения или крестины, армяне всегда рады тратить свое время и деньги щедро.

Они любят собираться с семьей и близкими друзьями во время особых случаев и не только. Во время этих случаев, будь то свадьбы, дни рождения или крестины, армяне всегда рады тратить свое время и деньги щедро.

Так же, как и все, армяне имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Для того, чтобы говорить о негативе, то первое, что может быть ревность. Армяне, как правило, имеют доминирующий «ревность» ген в их характерах. Это может быть плохим, но и имеет свои преимущества, так как это является причиной, почему армяне в основномhard working people.

В большинстве случаев, они не принимают тот факт, что какой-то другой человек лучше или более обеспеченными, чем они, следовательно, они работают очень трудно, и в конце концов превосходят их.

Еще одна негативная сторона может быть, что большинство армян может быть эгоистичным. Кроме того, иногда ничто не может удовлетворить их всех. Дело в том, что они эгоцентричны заставляет их думать и заботиться только о себе и постоянно просят бесплатную помощь от других людей. Армянская поговорка, «Вы размять руку, чтобы помочь, они хотят всю руку» описывает этот символ очень хорошо.

Физические характеристики

В чистых армянин называют арийской в особенности со светлыми волосами цвета и голубыми глазами. Сегодня, однако, очень небольшой процент армян эти чистые черты. Армяне, как правило, имеют выразительные характеристики лица. Цвет варьируется от оливкового до темно, и большинство из них имеют черные или коричневые волосы. Цвет глаз варьируется от черного и ореховые до светло – серого, а иногда и синего цвета. Как правило, армяне имеют коричневый / темно – коричневый цвет глаз.

Глаза

Всем известно, что глаза являются зеркалом души. Глаза армянского народа символизируют их истинную природу вместе со своим характером. Они очень глубоко, и они показывают все трудности, они прошли.

Армяне очень хорошо, что их глаза уникальны и отличаются знают, следовательно, есть много песен и стихов, связанные с ними.

Сегодня, однако, армяне имеют различные формы и цвета глаз. Главным образом, цвет темный, коричневый или черный, иногда синий, зеленый или медового цвета.

Армяне владеют большими глазами и, как правило, их глаза держать некоторую печаль. Независимо от того, как радостно и молодых людей, они до сих пор, что всеобщая печаль в их глазах.

брови

армянские Брови

Формы бровей тоже очень разные. Армянские мужчины, как правило, имеют толстые, длинные брови искривляющими вниз глаза.

Армянские женщины, как правило, имеют арочные брови.

Волосы

Армянский волос

Как армянских государств мифологии, родоначальника армян Айка были вьющиеся / волнистые золотые волосы, которые достигли его плечи. Сегодня, однако, большинство армян имеют либо черные или каштановые волосы. Некоторые из них имеют светло-окрашенные волосы тоже, но темно является наиболее распространенным.

В прежние времена, армянские мужчины были длинные волосы. В настоящее время, однако, короткие волосы, как правило, более предпочтительно.

Женщины, в настоящее время, как и в древние времена, иметь длинные и красивые волосы в основном.

Нос

Армяне, как правило, в форме крюка (орлиный) нос. Высокий, гордый и честный; это как армяне описывают свои носы. Они на самом деле гордятся своими большими носами и часто юмористический о них.

армянская диаспора

Армянский народ общин за пределами Республики Армения, который имеет название армянской диаспоры. Есть около 10 миллионов армян по всему миру, 3 из них живет. Так, около 7 миллионов армян представляют диаспору.

Диаспора в основном сформировались после 1915 года, как прямой результат геноцида армянского народа.

В настоящее время, самые большие диаспоры существуют в России, Украине, США, Франции, Бразилии, Грузии, Ливане, Иране и Сирии.