Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Викторина по сказкам (начальные классы). Конспект урока литературного чтения «Викторина по сказкам конкурс «Волшебный сундучок»

Конспект урока литературного чтения

Класс : 2 «б»

Образовательная система (УМК): «Школа России»

Тема : «Викторина по сказкам»

Тип урока : уроки развивающего контроля

Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Цель урока : в игровой форме проверить качество знаний, полученных при изучении темы «Русские народные сказки»;

Задачи урока:

    Образовательная: обобщать знания учащихся по изученным сказкам, прививать интерес к чтению.

    Развивающая: развивать мышление, внимание, память, устную речь , творческие способности , фантазию, наблюдательность.

    Воспитательная: воспитывать интерес к предмету,

Планируемые образовательные результаты:

    Предметные

- осознание значимости чтения для личного развития;

Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

Овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

    Личностные

Формировать мотивацию к обучению и познанию;

Формировать способность детей к саморазвитию;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

    Метапредметные

Создать у учащихся мотивацию к уроку;

Формировать умение формулировать тему урока;

Развивать речь и обогащать её словарный запас;

Мотивировать детей к развитию устной речи;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Используемые технологии : здоровьесберегающая, ИКТ, игровая.

Оборудование : учебник «Литературное чтение» автор Климанова Л.Ф. 2 класс УМК «Школа России», интерактивная доска, презентация, кроссворд.

Ход урока

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты и проверьте, всё ли у вас готово к уроку. А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А сейчас посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас тихонечко сядет первый ряд, еще тише сядет второй ряд, и совсем тихо сядет третий ряд. Ребята, сегодня мы проведём с вами не обычный урок, а урок-викторин у, на котором вы должны будете вспомнить русские народные сказки. В нашей игре три команды: команда 1- первый ряд, команда 2 – второй ряд, команда 3 – третий ряд. Каждый вопрос обсуждаете вместе. Когда вы готовы дать ответ, поднимаете руку. За выкрики с места и нарушение дисциплины я буду списывать с команды баллы. Если одна из команд затрудняется дать ответ на свой вопрос, то вторая, подняв руки, может ответить за них, тем самым получить дополнительный балл. Всем понятны правила? Я желаю командам удачи!

2.Работа по теме урока.

    Кроссворд

Каждая команда получит кроссворд. По моей команде, вы переворачиваете листы с кроссвордом и начинаете его разгадывать. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит кроссворд. За него вы можете получить от одного до трёх баллов.

Вспомните, как зовут сказочных героев и как называются сказочные предметы:

1 .Курочка… (Ряба) 6. Гуси -… (лебеди)

2 .Баба -… (яга) 7. Ковёр -… (самолёт)

3. Жар -… (птица) 8. Скатерть -…( самобранка)

4. Иванушка -… (дурачок) 9. Сапоги -… (скороходы)

5 .Царевна -… (лягушка) 10. Сивка -… (Бурка)

Всё правильно – 3 жетона.

1-2 ошибки – 2 жетона.

3 и больше ошибок – 1 жетон.

II. Сегодня, торопившись на урок, я уронила карточки с названиями сказок и они перепутались. Вы поможете мне их собрать? Та команда, которая справится быстрее, получит 1 жетон.

- Составьте названия сказок:

Зёрнышко

III. Следующее задание оценивается в 1 балл. Здесь вы должны подумать и ответить на вопросы. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Ответьте на вопросы:

    Чем угощала лиса журавля? (Кашей)

    Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком)

    Из чего варил кашу солдат? (Из топора)

    Кто помог спасти брата в сказке «Гуси – лебеди?» (Мышка)

    Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси – лебеди?» (Платочек)

    Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)

IV . Для каждой команды я зачитаю начало сказки, а вы должны назвать сказку. Оценивается в один балл за каждый ответ. После того, как прозвучит вопрос, вы советуетесь, поднимаете руки и даёте окончательный ответ.

- Назовите сказку, которая начинается со следующих слов:

    Жили – были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:

Петя, не торопись. Петя, не торопись.

    Жили – были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки с огурчик, у мышки – с напёрсток. («У страха глаза велики»)

    Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок.

Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. («Гуси-лебеди»)

    Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь открыла старуха:

Заходи, служивый.

А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. («Каша из топора»)

    Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

Спасибо на добром слове, - сказал тетерев. («Лиса и тетерев»)

    Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! («Лиса и журавль»)

V . - Отгадайте название сказки по иллюстрации. За каждый правильный ответ – один жетон.

    Солдат, старуха, топор. («Каша из топора»)

    Брат, сестра, гуси, Баба-яга. («Гуси-лебеди»)

    Лиса, тетерев, собаки. («Лиса и тетерев»)

    Курочка, корова, кузнец. («Петушок и бобовое зёрнышко»)

    Лиса, журавль, кувшин. («Лиса и журавль»)

    Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка («У страха глаза велики»)

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня вы все были молодцы! Но пора узнать результаты викторины...

Какие сказки мы повторили сегодня на уроке. Героев, каких русских народных сказок мы вспомнили?

Игра-викторина "В гостях у сказки"

Цель:

  • заинтересовать детей в чтении книг;
  • расширить их кругозор и словарный запас;
  • воспитывать у ребят чувство добра, справедливости, умение любить видеть красивое.

Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, билеты с заданиями, карточки со скороговорками, диск с песнями, поощрительные призы.

Условия игры: в игре принимают участие дети младшего школьного возраста. Играют 2 команды. За каждый правильный ответ - 1 очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ход викторины.

Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получится это может лишь у того, кто любит читать. Самые первые наши произведения - это сказки. В самом раннем детстве мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу, мы изучаем литературные сказки и устное народное творчество. Как вы думаете - зачем? (ответы детей) Верно, ведь благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней викторины - вспомнить как можно , их авторов и героев, а ещё больше приобщиться к чтению.

Представление жюри. Класс делится на две команды, отвечающий участник зарабатывает очко для своей команды. Если представитель команды не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко.

Давайте будем мы играть!

Раз, два, три, четыре, пять…

Кто в викторине победит?

Конечно, лучший эрудит!

У нас сомнений в этом нет -

Он самый первый даст ответ.

Первый конкурс «Сказочные фразы».

Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.

(команды отвечают по очереди)

  1. В некотором царстве…(в некотором государстве).
  2. По щучьему велению…(по моему хотению).
  3. Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
  4. Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
  5. И я там был, мёд - пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
  6. Стали они жить - поживать…(и добра наживать).

Второй конкурс «Угадай сказку».

(за каждый правильный ответ 1 очко)

Вопросы для первой команды:

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

К дому подошла - обманула петуха.

Унесла его в тёмные леса,

За высокие горы, за быстрые реки.

(Петушок - золотой гребешок.)

2. В какой сказке главных героев спасает от догонявших гусей речка с кисельными берегами, яблоня с ржаными пирожками?

(Гуси - лебеди.)

3. В сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трёхглазка?

(Крошечка Хаврошечка.)

4. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына-все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (рус.нар.сказ. Царевна-лягушка.)

Вопросы для второй команды:

1. Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

2. В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробке с пирогами, которую нёс медведь?

(Маша и медведь.)

3. В какой сказке главный герой говорит такие слова:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах.

Несу косу на плечах: хочу лису посечи!

Слезай, лиса, с печи!

(Лиса и заяц.)

4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван - дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…»(Сивка-бурка.)

Третий конкурс «Бой скороговорок».

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит.

Остальных прошу молчать.

Кто три раза без ошибки

Сразу вслух произнесёт,

Два очка своей команде

Непременно принесёт.

Произнести скороговорку, побеждает тот, кто меньше сделал ошибок.

(Соревнуются капитаны команд).

Король - орёл, орёл - король.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Четвёртый конкурс «Невидимка».

(звучит песня «В гостях у сказки»)

Загадки про сказочных героев. (Команды отвечают по очереди)

Он пиявок добыл,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…(Буратино - Дуремар).

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали пёсика…(Тотошка - Шарик).

Он гулял по лесу смело.

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали…(Чебурашка - Колобок).

Бедных кукол бьёт и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это доктор…(Айболит - Карабас).

И красива, и мила,

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

А зовут…(Снегурочка - Дюймовочка).

Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив, как старичок,

Этот грустный…(Пятачок - ослик Иа).

С голубыми волосами

И огромными глазами,

Эта куколка - актриса,

И зовут её… (Алиса - Мальвина).

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный. Кто же это? (Буратино).

Музыкальная пауза под песню «Буратино».

Пятый конкурс «Удивительные превращения».

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

Вопросы для 1 команды:

Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя).

Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).

Вопросы для 2 команды:

Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев - принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).

Шестой конкурс «Лотерея».

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем вас

На конкурс - лотерею.

Участники подходят к жюри, берут билеты, на которых написано, что им надо сделать: прочитать стихотворение, спеть песенку назвать несколько пословиц или загадок. Лучший в этом конкурсе приносит команде 2 очка.

(звучит песенка Чебурашки)

Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение мне хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Литература:

1. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: "Аквариум». К.: ГИППВ,1999 г.

2. Внеклассные мероприятия: 1 класс./ Авт. -сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая и др. -3-е изд. перераб. и доп. - м.: ВАКО, 2006 г.

3. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. - М.:Вако,2007 г.

4. Летний лагерь на базе школы / Авт. - сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачёва, Е.И. Гончарова. - М.: ВАКО, 2007 г.

5. Басюк О.В., Головкина М.А. и др. Классные часы 1-4 классы. - Вып.2. Кн. для учителя. - Волгоград, 2008 г.

Тема: Урок – викторина по сказкам А.С.Пушкина

Провела: Гаврилова Е.А.

Цели: 1. Закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина. 2. Развивать образное мышление, речь, память. 3. Прививать интерес к предмету.

1.Организационный момент . Дети делятся на 3 команды.

2. Ход урока.

Ребята, сегодня у нас викторина по сказкам вашего любимого поэта А.С. Пушкина.

Начнем с разминки:

    », «Где родился А.С. Пушкин? (В Москве)

    От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны)

    Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6;5 и1 – не закончил)

    Какие? («Сказка о царе Салтане и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» , «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхСказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

1-й этап

Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

    Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

………………………

(То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».)

«Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

………………………

(То на весь бы мир одна

Наткала я полотна)

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

……………………………..

(Я б для батюшки царя

Родила богатыря»)

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно… (тридцать лет и три года

Старик ловил неводом рыбу

3. Свет мой, зеркальце, скажи

(Да всю правду доложи:

Я ль на свете милее,

Всех румяней и белее?»)

    Навстречу ему Балда

Идет. сам не зная куда.

«Что, Батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ:…(Нужен мне работник

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»)

2 этап

1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)

2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)

3. Сколько раз старик закидывал невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3)

4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву)

5. Помогла ли рыбка старику и как?

6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц ветер.)

7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка)

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу.

3 этап

Узнайте сказку по следующим словам:

    Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне»).

    Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. (Сказка о попе и о работнике его Балде»)

    Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. (Сказка о золотом петушке»)

4 этап

Узнай сказку по рисунку. (Детям показывают рисунки.)

    Кораблик («Сказка о царе Салтане»)

    Зеркало («Сказка о мертвой царевне»)

    Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Яблоко («сказка о мертвой царевне»)

    Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

    Месяц («Сказка о мертвой царевне»)

    Лебедь («Сказка о царе Салтане»).

Итоги урока. Награждение команды – победительницы и лучших знатоков сказок А.С.Пушкина.

Викторина по сказкам А.С. Пушкина
«Что за прелесть эти сказки!»
Цель викторины – формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.
2. Расширить кругозор учащихся 5 классов
3. Развивать внимание, память, речь и мышление.
4. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
5. Развитие коммуникативных способностей.
6. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.
Учитель:
Есть у каждого свой Пушкин.
В самого себя взгляни:
Есть и у тебя свой Пушкин,
Он твоей душе сродни.
Если из сердец влюблённых
Пушкиных извлечь на свет,
То предстал бы в миллионах
Разных обликов поэт.
Но творит законы гений:
Тем­то гений и хорош,
Что хоть несколько мгновений
Даже самый скромный схож…
С тем, который по заслугам
Почитаем и любим.
Все мы связаны друг с другом
Этим образом одним.

Вспомним
Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о творчестве этого великого
поэта.

Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам
необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать
себе название и выбрать капитана.
сказки.

1 конкурс «Из какой сказки отрывок?»
(Каждой команде предлагается по очереди по 4 отрывка. За каждый
правильный ответ по 1 баллу)
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком («Сказка о царе
2.
3.
Салтане…»)
«Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…»
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
«Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно».
(«Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, а пред нею
разбитое корыто». (« Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил­был поп, толоконный лоб». («Сказка о попе и его работнике
6.
7.
8.
Балде»)
«В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил­был славный
царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)
Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх
текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане»)
«Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о
спящей царевне и семи богатырях»)
2 конкурс «Узнай, от кого пришла телеграмма»
Командам выдаются телеграммы. Они должны угадать, кому из
сказочных персонажей они принадлежат (За каждый правильный ответ
– 2 балла)
Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море
морщить, да проклятое племя корчить. (Ответ: Балда)
Телеграмма 1.
Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна.
Ждите, ждите. Очень спешим! (Ответ: Корабельщики)
Телеграмма 2.
Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна.
(Ответ: Вторая сестрица)
Телеграмма 3.

Телеграмма 4.
Очень жаль, приехать не могу. Горе мне! Попались в сети оба наших
сокола! Горе! Смерть моя пришла.
(Ответ: Царь Дадон)
3 конкурс «Чёрный ящик»
Каждой команде по очереди нужно угадать, что спрятано в черном
ящике. На вопросы они получают ответ «да» или «нет».
Например:
­Это одушевленный предмет?
­Нет.
(одной команде можно положить зеркальце, а другой – яблоко)
За угаданный предмет – 3 балла.
4 конкурс «Лучший знаток сказок»
Вопросы задаются по очереди каждой команде. За каждый правильный
ответ по 1 баллу (максимум за этот конкурс – 4 балла)
1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
(Ответ: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»)
2. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
(Ответ: «Смилуйся, государыня рыбка…»)
3. Что

кричал
Петушок,

спице?
(Ответ: «Кири­ку­ку! Царствуй лежа на боку!»)
4. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал
Балда с укоризною?
(Ответ: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною»)
5. Что молвила третья сестрица?
(Ответ: Я б для батюшки царя родила богатыря»)
6. Что молвила Золотая рыбка, когда старик её поймал?
(Ответ: «Отпусти ты, старче, меня в море…»)
7. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(Ответ: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»)
8. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане…» ?
(Ответ: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
5 конкурс «Кроссворд»

В выделенной
«Лукоморье»
строке (по вертикали) должно получиться
1 С А Л Т А Н
2 Р У С А Л К А
3 К О Т
4 Б О Ч К А
5 Т Е М Н И Ц А
6 К О Л Д У Н
7 Ч Е Р Н А В К А
8 Л Е Б Е Д Ь
9 Н Е В О Д
КРОССВОРД
Разгадав кроссворд, вы сможете прочитать по вертикали его название.
Оно и будет ключом.
1. Как звали отца князя Гвидона?
2. Кто сидит на ветвях известного вам дуба?
3. Самое учёное животное на свете?
4. Вид морского транспорта князя Гвидона и его матери?
5. Где обычно тужат царевны?
6. Кто носит богатырей по воздуху?
7. Какзвали служанку, которая отвела царевну «в глушь лесную»?
8. Кем была жена Гвидона до свадьбы?
9. Чем старик ловил рыбу?
6 конкурс «Помести героя в сказку»
Ведущий: Вам дан список героев и сказок, необходимо поместить каждого
героя в его сказку.

1. Тридцать три богатыря
2. Царь Дадон
3. Старуха
4. Семь богатырей
5. Шамаханская царица
6. Князь Гвидон
7. Молодая царевна
8.
9. Царевич Елисей
10. Рыбка
11. Белочка
12. Петушок
Сватья баба Бабариха
«Сказка о царе Салтане»_____________________
«Сказка о рыбаке и рыбке»_______________________
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»_______________________
«Сказка о золотом петушке»_______________________
7 конкурс «Шифровка»

Расшифруй слово и назови, из какой оно сказки.
АЗРОКЕЛ
ЫБАРК
ТЕОШПКУ
ЕЛАБК
АРХИБААБ
ЬЕЛДЕБ
Ответы:
Зеркало («Сказка о мертвой царевне»)
Рыбак («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Петушок («Сказка о золотом петушке»)
Белка («Сказка о царе Салтане»)
Бабариха («Сказка о царе Салтане»)
Лебедь («Сказка о царе Салтане»)
8 конкурс «Капитанов»
Капитан должен составить как можно больше слов из слова ЛУКОМОРЬЕ.
8 конкурс «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Для болельщиков

1. Где встретились поп и Балда? (на базаре)
2. Что хотел посмотреть поп на базаре? (Кой­какого товару)
3. Какую смежную профессию имел Балда? (повар)
4. Кто обещал за своё спасение дорогой откуп? (рыбка)
5. Кем был муж сварливой старухи? (рыбак)
6. Кто чахнет над златом? (Кащей)
7. Кого Балда назвал своим младшим братом? (Зайку)
8. Куда попала золотая рыбка? (невод)
9. Кто указал дорогу королевичу Елисею? (ветер)
10.Кого убил из лука князь Гвидон? (коршуна)
11.Советник царя Дадона. (Полкан)
12.Что помогло Салтану с корабля увидеть Гвидона? (Труба)
13.Каков был рост Гвидона при рождении? (Аршин)
14.Что захотел устроить себе под старость царь Дадон? (Покой)
15.Что должен был есть Балда согласно договору? (Полбу)
16.Что принёс Балда от чертей попу? (Оброк)
17.Что увидел Дадон промеж высоких гор? (Шатёр)
18.Кто ел за четверых, а работал за семерых? (Балда)
19.Что является уроком для добрых молодцев? (Сказка, намёк)
9 конкурс «Доскажи словечко и узнай сказку»
1. Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных …(усачей).

2. «Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому …(зверюшку)».

3. Пошел поп по базару
Посмотреть кой­какого товару.
Навстречу ему …(Балда)
Идет, сам не зная куда.

4. Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать …(золотую рыбку).

5. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь…(Дадон)
Дал отпор со всех сторон!

6. «А теперь нам вышел срок -
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна
В царство славного … (Салтана...)
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
7. «Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей…
(Королевич Елисей)».
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
8. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка…
(Золотого петушка).
А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
9. Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на …(русский авось).
А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
10.И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он

И нарекся: князь…(Гвидон).
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
11.Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе …(Чернавку).
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
12. Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, …(простофиля)!
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
13. Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька …(Черномор).
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Подведение итогов
Учитель:
Пушкин ­ это сказки детства.
Мне достались по наследству
Книжки мамы. Я читаю
И за всех переживаю.
Вот о рыбке золотой.
Старику, увы, с женой
Из­за жадности и злобы
Не набить своей утробы.
Золотого петушка
Я читаю не спеша.
Шамаханская царица…
Не хочу с такой жениться.
Царь Гвидон. Обидно, право,
Что словесная отрава
Даже тут внесла раздоры,
Разрослась до долгой ссоры.
Очень нравится Людмила
И Руслан. И сердцу мило
Лукоморье. Наизусть
По строкам знакомым мчусь.

Позже будет и «Онегин»,
И любовные забеги
На лирические строчки.
Запятые будут, точки.
А пока читаю сказки
И беру в ладони краски, и рисую то, что слышу,
То, чем книга эта дышит.
Пушкин – это красота,
Пушкин – это доброта.
Чтобы лучше было жить,
Надо с Пушкиным дружить.
Итог: Дорогие ребята! Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим
поэтом, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его
повести, поэмы, романы. До новых встреч!!!

Разминка Назвать сказки, героиней которых была, например, лиса. («Золотой ключик», «Волк и лиса», «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Рукавичка», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль» и т. д.)

Подборка «сказочных» вопросов с ответами по авторским и русским народным сказкам.

Викторина по авторским сказкам

1. В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья: именины и свадьба?
2. Кто из перечисленных персонажей был героиней одной из сказок А. С. Пушкина: Царевна-лягушка, Золушка, Царевна-лебедь?

3. Где проживал Карлсон?

4. Директором чего был Карабас - Барабас?

5. Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе?

6. Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли?

7. Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники?

8. Почему гусиная стая все же разрешила Нильсу путешествовать вместе с ними?

9. Каких вещей в сказке «Цветик семицветик» было по 7 штук?

10. Кто подарил девочке красную шапочку?

11. Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами?

12. Сколько часов каждая пара уток держала в клюве прутик с лягушкой-путешественницей?

13. Какой предмет перемещал с места на место героев сказки «Аленький цветочек»?

14. Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора?

15. Кто Золушке дал такое имя?

16. В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед?

17. Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов?

18. Как назывался город, в котором жил Незнайка?

19. О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок?

20. Какое имя было у медвежонка-поэта?

Ответы:

1. «Муха-Цокотуха». 2. Царевна-лебедь. 3. На крыше. 4. Кукольного театра. 5. Горошина. 6. Сняла с шеста. 7. Март. 8. Спас гусей от лиса Смирре. 9. Баранок, лепестков, белых медведей. 10. Ее бабушка. 11. Осел, петух, кот и собака. 12. По два часа. 13. Золотой перстень. 14. Нашел клад. 15. Младшая дочка ее мачехи. 16. Во льва и мышку. 17. Гулливер. 18. Цветочный. 19. Маугли. 20. Винни-Пух.

Викторина по русским народным сказкам

1. В какой сказке хищная рыба исполняла желания?

2. Чью избушку заняла коза-дереза?

3. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?

4. Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым?

5. Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля?

6. Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу?

7. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика?

8. В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?

9. Кого пытался заморозить Мороз – Синий нос?

10. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора?

11. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка?

12. Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле?

13. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку?

14. Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин?

15. Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там?

16. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка?

17. Как получилось, что Иван-царевич ездил на волке, а не на коне?

18. Какое дерево грызла ведьма, чтобы достать Терешечку?

19. Как у стариков появилась дочка Снегурочка?

20. Чем закончилась сказка «Теремок»?

Ответы:

1. «По щучьему велению». 2. Зайчика. 3. Вершки. 4. Жучка. 5. Нет. 6. Крошечка-Хаврошечка. 7. Три раза перекувыркнулся через голову. 8. «Три медведя». 9. Мужика. 10. Крупу, масло и соль. 11. На гуслях. 12. В ухе у лошади. 13. Василиса Премудрая. 14. Окрошку. 15. Так приказала старуха-мачеха. 16. Из соломы, палок и смолы. 17. Волк съел коня.18. Дуб. 19. Сами вылепили из снега. 20. Звери построили новый теремок.

Конкурс «Название сказки»

Представитель каждой команды берет у ведущего листок с названием сказки. Нужно при помощи пальцев, рук, ног изобразить буквы, составляющие название. Один человек – одна буква. Если зрители сумели прочитать название, то команда получает балл. («Репка», «Пых», «Клад», «Заяц», «Маугли» и т. д.)

Игра для всех «Одна буква»

Ведущий называет по порядку буквы алфавита (кроме: й, ъ, ы, ь). Дети выкрикивают имя сказочного героя на сказанную букву. Например, «А» - Айболит, «Б» - Буратино, … «Я» - Яга.

Конкурс «Одна буква»

Выбирается какая-либо буква алфавита (можно не глядя ткнуть карандашом в книгу или один ребенок говорит про себя алфавит и, когда ему говорят «Стоп!» он озвучивает букву, на которой остановился). От каждой команды выходят по одному игроку. Ведущий по очереди задает 6 любых вопросов. Игрок отвечает словом, начинающимся на выбранную букву.

Например, буква «К».

Твое имя? (Коля, Катя)

Твоя фамилия? (Ковалев, Ковалева)

В каком городе живешь? (Курске, Киеве)

Добрый сказочный герой? (Колобок)

Злой сказочный герой? (Кощей)

Любимая сказка? («Курочка Ряба»)

1. Не открывай двери незнакомым людям.

2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ.

3. Покушал, вымой за собой посуду.

4. Не ходи по лесу один.

5. Помогай друзьям в трудных ситуациях.

6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды.

7. Не выполняй просьбы малознакомых людей.

8. Пей только чистую воду.

9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход.

10. Хорошо учись.

11. Читай художественные и научные книги.

12. Не ешь много сладкого.

Ответы:
1. Семеро козлят. 2. Мойдодыр. 3. Федора. 4. Красная Шапочка. 5. Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди». 6. Курочка из сказки «Бобовое зернышко». 7. Колобок. 8. Братец Иванушка. 9. Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда. 10. Буратино. 11. Знайка. 12. Винни Пух.

Викторина «Сколько?»

1. Сколько сказочных героев тянуло репку?

2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра?

3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами?

4. Сколько глаз у Бастинды?

5. Сколько козлят похитил волк?

6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать?

7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке?

8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино?

9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж?

10. Сколько мартышек составляют длину удава?

11. Сколько лет спала спящая красавица?

12. Сколько лет крокодилу Гене?

Ответы: 1. Шесть. 2. Двенадцать. 3. Четверо. 4. Один. 5. Шесть. 6. Четыре. 7. Пять. 8. Пять. 9. Четверо. 10. Пять. 11. Сто. 12. Пятьдесят.


Эстафета «Да» или «Нет»

Ведущий по цепочке называет фамилии известных людей, а дети отвечают «Да», только если этот человек писал сказки. Во всех других случаях – «Нет».

Чуковский («Да»), Чайковский, Успенский («Да»), Гагарин, Перро («Да»), Андерсен («Да»), Маршак («Да»), Шишкин, Гримм («Да»), Киплинг («Да»), Некрасов, Пушкин («Да»), Линдгрен («Да»), Родари («Да»), Крылов, Кэрролл («Да»), Носов («Да»), Есенин, Бажов («Да»), Бианки («Да»), Шварц («Да»), Михалков («Да»), Чехов, Волков («Да»), Гайдар («Да»).

Викторина по сказкам от Юлии Белки

  • Какое число встречается в сказках чаще всего? Какие ещё числа встречаются в сказках?

(Число 3 - три брата, три всадника, тридевятое царство, три года. Ещё ДВОЕ из ларца, СЕМЕРО козлят и т.д.)

  • Какие всадники встретились Василисе Премудрой на пути в Бабе Яге? Кто это был?

(Красный, белый и чёрный всадники. Это были белый день, красное солнышко и тёмная ночь)

  • Кто из сказочных персонажей использовал хвост в качестве удочки?

(Волк в сказке «Лиса и Волк»)

  • Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата.

(Баба-Яга)

(Печка у Емели, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы)

(Каша из топора)

  • Сколько человек участвовало в сборе небывалого урожая репы?

(Трое. Все остальные – звери)

  • Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги?
  • Она бывает живой и мёртвой.
  • Что такое сусек?

(Ларь или отсек в амбаре для хранения зерна и муки)

Где хранится смерть Кощея?
(На кончике иглы)

  • Музыкальный инструмент, на котором подыгрывали своему рассказу сказители в давние времена?
  • Что случилось с избушкой Лисы в сказке «Заюшкина избушка»?

(Она растаяла, потому что была сделана изо льда)

  • Из какой посуды угощали друг друга Лиса и Журавль?

(Из тарелки и кувшина)

  • Какую рыбу выловил Емеля?
  • Вспомните ещё одну рыбку-волшебницу. Правда, она не из русской народной сказки.

(Золотая рыбка)

  • Почему братец Иванушка превратился в козлёнка?

(Не послушался сестры и попил из копытца)

  • В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»?

(Зима, так как щуку выловили из проруби)

  • Кто был помощником Хаврошечки?

(Коровушка)

  • Кому удалось прогнать Лису из Заюшкиной избушки?
  • Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»?

Пара вопросов повышенной сложности: