Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Показатели профессиональной деформации. Личностные факторы риска выгорания. Профессиональные деформации личности

Содержание статьи:

Профессиональная деформация личности - это состояние, которое отражается на характере человека из-за специфики его трудовой деятельности. Помимо наследственности, социума и различных жизненных обстоятельств, именно она в первую очередь влияет на изменение мировоззрения людей. Следует разобраться в сути данного понятия, которое формирует модель поведения человека.

Описание профессиональной деформации личности

Озвученный термин подразумевает наличие у людей когнитивного искажения личности при некоторой ее дезориентации в социуме. Происходит этот процесс на фоне давления на некоторых особ внутренних и внешних аспектов профессиональной деятельности. Впоследствии подобного прессинга у человека формируется специфический тип личности.

Питирим Сорокин, известный культуролог и социолог, впервые обозначил данное понятие. Рассматривал он его исключительно с позиции негативного влияния производственной деятельности на сознание человека.

В дальнейшем такие ученые, как А.К. Маркова, Р.М. Грановская и С.Г. Геллерштейн, озвучили свою точку зрения относительно профессиональной деформации. Именно они выделили разновидности данного явления, которое не может классифицироваться однотипно.

При данной проблеме следует рассмотреть все перспективы ее разрешения. Иногда ситуацию стоит отпустить, если она не приносит в жизнь человека и его близких людей существенный дискомфорт.

Если дело касается семьи, то подобное изменение сознания может быть полезно. Учитель способен дать своим детям дополнительные знания вне школьной программы прямо на дому. Медик всегда может вылечить родственников, не дожидаясь их похода в поликлинику. Руководящий работник с легкостью организует быт своей семьи и устроит торжественные мероприятия в ней. Главное при этом различать, где заканчивается трудовая деятельность и начинается повседневная жизнь за стенами рабочего места.

В данном случае имеется в виду эмоциональное выгорание, при котором излишне увлеченные своей деятельностью особы разрушают подобным рвением психологический защитный барьер. Психологи также отмечают негативное влияние на человека управленческой эрозии (превращение начальника в деспота) и чувства административного восторга (высокомерного отношения к сослуживцам после повышения в должности).

Причины развития профессиональной деформации личности


Развитие озвученного изменения сознания обычно происходит из-за следующих факторов-провокаторов:
  • Работа не по душе . Далеко не каждому человеку дано самореализоваться в какой-либо приглянувшейся сфере деятельности. Для достижения конкретных результатов в своей профессии необходимо разбираться в ее нюансах и любить дело, которым занимаешься.
    В ином случае создается благодатная почва для возникновения озвученной деструкции личности.
  • Профессиональное сгорание . Довольно часто оно происходит через 10-15 лет после начала трудовой деятельности. Даже любимое дело порядком надоедает при отсутствии других интересов, кроме работы.
  • Возрастные изменения . То, что нравилось в пору юности, иногда способно вызвать оскомину в более зрелый период. По мере взросления у человека может возникнуть профессиональная деформация личности из-за переоценки своих взглядов на жизнь.
  • Монотония . Исключительно дятел способен долбить кору дерева с поразительным постоянством. Мыслящий человек устает от монотонной работы буквально через пару лет после начала занятия каким-либо однообразным делом.
  • Трудоголизм . При излишнем желании достичь всего и сразу происходит существенная нагрузка на организм. Заканчивается она синдромом хронической усталости и профессиональной деформацией.
  • Завышенная планка . Подобные ставки в большинстве случаев обращаются фиаско. Выше головы не прыгнешь, о чем иногда забывают некоторые тщеславные карьеристы.
  • Постоянная стрессовая ситуация . Причины профессиональной деформации в некоторых случаях кроются в изменении сознания, которое возникает из-за систематического прессинга на нервную систему из-за работы с повышенным риском для жизни.
  • Невозможность профессионального роста . Если человек не имеет перспектив своего дальнейшего развития, то он начинает превратно позиционировать себя как личность и теряет интерес к выбранной сфере деятельности.
Озвученные причины профдеформации на каждого человека действуют по-разному. Кому-то они создадут временный дискомфорт, а для кого-то станут основополагающими для дальнейшего поведения в социуме.

Разновидности профессиональной деформации личности


Существует четыре типа влияния производственной деятельности на психику человека:
  1. Общепрофессиональное изменение . В данном случае речь идет о конкретной сфере занятости людей. Полицейскому часто повсюду мерещатся преступники, а педагогу - нарушители внутреннего распорядка школы.
  2. Специальная дисфункция . Конкретная профессия, которая подразумевает гибкость ума, в дальнейшем способна вызвать профессиональную деформацию личности. В качестве примера можно привести адвокатов, которые довольно часто мастерски обходят букву Закона.
  3. Профессионально-типологическое изменение . Обычно оно наблюдается у руководителей компаний. Умение справляться с большим коллективом накладывает на них некоторый отпечаток относительно восприятия существующей действительности.
  4. Индивидуальная деформация . В данном случае речь идет о таких проявлениях искажения сознания, как трудовой сверхфанатизм, неверное понятие о коллективизме и гиперактивности.
Перечисленные виды профессиональной деформации в состоянии серьезно осложнить жизнь человека. В любом случае он становится в итоге жертвой озвученного явления даже при желании на людях казаться победителем.

Основные признаки профессиональной деформации


Необходимо задуматься над изменениями в своей жизни, если ее основой стала следующая модель поведения:
  • Авторитаризм . В разумных пределах он даже полезен для поддержания дисциплины в коллективе. Если руководитель из мудрого наставника превращается в деспота, то речь уже идет о признаках профессиональной деформации.
  • Демонстративность . Подобное качество является отличным способом выделиться среди сослуживцев. Однако оно часто переходит в самолюбование, когда за излишним выставлением себя напоказ теряется ощущение реальности.
  • Догматизм . Озвученная жизненная позиция довольно опасна, если человек занимает руководящую должность. Он видит людей не со всеми проявлениями их слабости, а в виде бездушных роботов.
  • Доминантность . В данном случае речь идет не просто о постоянной готовности вступить в конфликт с коллегами, а о регулярной демонстрации своего превосходства в профессиональной сфере.
  • Индифферентность . У подобных деятелей все разложено по полочкам. Эмоциональная сухость у них сопровождается игнорированием личностных особенностей других людей и полным безразличием к интересам трудового коллектива.
  • Консерватизм . Люди с такой профессиональной деформацией на дух не переносят любые нововведения. Они являются тормозом прогресса и обычно относятся к представителям старшего поколения.
  • Аскетизм в чувствах . Излишняя моральность становится проблемой для человека с подобной жизненной позицией. В данном случае вспоминается Елена Соловей, которая исполнила роль учительницы словесности в фильме «Вам и не снилось».
  • Ролевой трансфер . Для этого определения подходит поговорка, что с кем поведешься, от того и наберешься. Профессиональная деформация подобного рода подразумевает появление у человека желания подстраиваться под коллег с более сильной жизненной позицией и успешной карьерой.

Особенности профессиональной деформации личности

Каждая специальность накладывает определенный отпечаток на поведение ее представителей. В данном случае следует ориентироваться на сферу деятельности людей с описываемой проблемой.

Нюансы работы педагогов


Воспитывать подрастающее поколение реально только в случае, если не произошло профессионального сгорания. В Японии специалисты настаивают на том факте, что учитель после 10-летнего стажа утрачивает свои способности адекватно преподносить знания ученикам. Подобный вывод можно оспорить, потому что и в довольно солидном возрасте можно остаться опытным педагогом.

Профессиональная деформация учителя, имеющего определенный стаж работы, выглядит следующим образом:

  1. Поиск несуществующих ошибок . Со временем некоторые работники образования начинают придираться к каждой букве и цифре. Их начинает раздражать независимое мнение учеников, и они приравнивают смелые рассуждения своих подопечных к заблуждению.
  2. Превращение родных в учеников . Авторитарность в поведении свойственна многим педагогам, которые долгое время занимались обучением и воспитанием детей. Их желание изменить мир к лучшему не исчезает и в родных стенах, где они настойчиво внедряют в жизнь наследие Макаренко и Сухомлинского.
  3. Негативная оценка посторонних людей . Не только близкие люди педагога, но и абсолютно посторонние особы становятся порой жертвой нападок учителя с профессиональной деформацией. Вполне адекватные личности превращаются в блюстителей порядка и нравственности из-за специфики своей сферы деятельности.
Далеко не всегда озвученное искажение сознания случается с людьми в возрасте. В качестве контраргумента можно привести пример в виде молодого учителя русского языка из фильма «Весна на Заречной улице», которая поучала всех и каждого при полном отсутствии педагогического опыта.

Профессиональная деформация менеджера


Человек, который реализует себя в подобной сфере деятельности, довольно часто старается навязать свое мнение по интересующему его вопросу. Выглядят такие попытки, которые напрягают людей, следующим образом:
  • Менеджер по туризму . При любом воспоминании об отлично проведенном отпуске человек рискует получить порцию рекомендаций от подобной особы. Ей будет интересно все: отель, страна, авиакомпания, которые выбрал в свое время курортник. На каждый ответ будет выдана резолюция с множеством подпунктов.
  • Менеджер по продажам . Его обычно интересуют не только постоянные клиенты, а любой человек, которому можно предложить определенный товар. Люди с такой сферой деятельности уже на автоматизме начинают каждый разговор переводить в предложение что-либо купить у их фирмы.
Озвученные профессиональные издержки не являются асоциальной моделью поведения. Однако в некоторых случаях подобное изменение сознания трансформируется в навязчивость.

Профессиональная деформация врача


Целители человеческого организма довольно часто подвержены описываемому фактору, который выражается у них в виде таких признаков:
  1. Автоматическое оценивание состояния здоровья . Даже при рукопожатии некоторые медики начинают определять самочувствие человека. При этом они мысленно вычисляют пульс людей, влажность их ладони и предположительную температуру тела.
  2. Визуальная постановка диагноза . При профдеформации врач в мешках под глазами увидит проблемы с почками, а при желтизне лица авторитетно посоветует проверить печень. У человека подобные изменения могут возникнуть после бессонной ночи и при авитаминозе, что не учитывают врачи с изменением сознания.
  3. Цинизм . Некоторым медикам сложно избежать профессиональной деформации, потому что их работа связана со спасением человеческой жизни и огромной ответственностью. Абстрагируясь, используя «черный» юмор и становясь холодными аналитиками, они защищают собственную нервную систему от излишних потрясений.

Изменение сознания у юриста


Правовые отношения часто накладывают отпечаток на мировоззрение людей данной профессии. У человека, который связан с этой сферой деятельности, профдеформация проявляется в следующих формах:
  • Нигилизм . В данном случае служители Фемиды начинают применять в своей практике принцип пользы в разрез с общепринятыми ценностями. Не обходя при этом закон, такие юристы, найдя определенные лазейки, довольно успешно его игнорируют.
  • Правовой инфантилизм . Обычно озвученное явление наблюдается у тех людей, которые занимают свою должность не по праву. Их сознание изменяется исключительно из-за юридической некомпетентности или родственников-покровителей, занимающих более высокий чин.
  • Правовой радикализм . При подобном отношении к своим обязанностям человек превращается в робота, который неукоснительно следует всем догмам закона. При этом его абсолютно не интересует человеческий фактор, через который он с легкостью переступает.
  • Негативно-правовой радикализм . Является он обратной стороной медали честного отношения к выполнению своих обязанностей. В основе такой модели поведения лежит мошенничество и откровенное взяточничество.

Профдеформация у сотрудников ОВД


Довольно часто люди этой профессии сталкиваются с экстремальными ситуациями, поэтому у них прослеживаются следующие видоизменения характера:
  1. Излишняя напористость . Находясь постоянно в состоянии боевой готовности, им сложно сдерживать свою активность в некоторых жизненных ситуациях. Социализация при этом нарушается, что мешает иногда сотрудникам ОВД устроить свою личную жизнь.
  2. Властность . Представители озвученной правовой структуры довольно часто не желают слышать какую-либо критику в свой адрес. Собственное мнение они начинают считать единственно верным, подавляя таким образом ближайшее окружение и посторонних людей.
  3. Черствость . Одним из проявлений профдеформации у работников ОВД является тот факт, что они перестают видеть проявления человеческого горя. При этом такие особы способны продолжать четко выполнять свои служебные обязанности и стоять на страже интересов государства.
  4. Несоблюдение профессионально-этических норм . Постоянное общение с преступниками иногда заканчивается для служителей закона враждебным отношением к тем, кто нарушил его. Вследствие этого учащаются случаи физического и морального унижения человеческого достоинства задержанных лиц.

Профессиональная деформация руководителя


Далеко не все подчиненные могут похвастаться мудрым начальством, которое вникает в проблемы своего коллектива. В некоторых случаях профессиональная деформация руководителей выглядит следующим образом:
  • Авторитарность . В этом проявлении начальники чем-то напоминают педагогов с их безапелляционностью взглядов на многие жизненные ситуации. Пользуясь своим служебным положением, они со временем начинают считать себя сверхлюдьми с уникальными организаторскими способностями.
  • Сухость . Привычка раздавать указания делает некоторых руководителей скупыми на реплики людьми. С одной стороны, это не является явным недостатком, но содержательной беседы от такого человека ждать не приходится.
  • Некорректность . Определенная власть способна вскружить голову даже адекватным особам. Особенно это касается тех людей, которые долго поднимались по служебной лестнице. Получив заветную руководящую должность, они могут приобрести вульгарно-бесконтрольное изменение личности.

Профдеформация у программистов


Даже самый простой вопрос люди с подобной профессией способны превратить в анализ сложнейшей проблемы. Им довольно часто присуща следующая профдеформация личности:
  1. Повышенная концентрация . В данном случае у них полностью отключается внешнее внимание. Гипер-сосредоточенность на определенном процессе затем переносится и на повседневные дела. При той же уборке квартиры таких людей будут раздражать все внешние звуки в виде телефонного звонка или включенной у соседа дрели.
  2. Зависимость от поставленной цели . Только четкая формулировка задачи доходит до сознания программиста. В ином случае у него можно наблюдать ярко выраженную профессиональную деформацию. Отправляя такого субъекта в магазин, нельзя обходиться общими фразами-наставлениями. Лучше всего составить четкий список с указанием количества продуктов и точной марки их производителя.
Некоторые обыватели при слове «программист» или «компьютерщик» сразу представляют себе фанатика своего дела, отрешенного от внешнего мира. Далеко не всегда профессиональная деформация возникает у подобных людей. Они вполне могут иметь интересы помимо работы над созданием кодов.

Профилактика профессиональной деформации личности


Озвученная проблема имеет психологический характер ее возникновения. Следовательно, бороться с ней необходимо самому человеку. Помогут ему в этом следующие советы специалистов:
  • Развитие у себя самокритики . При адекватной оценке собственных возможностей даже люди на руководящей должности остаются компетентными особами и создают здоровый микроклимат в коллективе.
  • Поиск нового опыта . Довольно часто именно рутина способна спровоцировать возникновение профессиональной деформации. Чтобы избежать ее, необходимо посещать различные тренинги и курсы по повышению квалификации.
  • Организация правильного режима дня . Профдеформация никогда не появится у тех людей, которые хорошо высыпаются, грамотно организовывают свой пищевой рацион, занимаются спортом и не имеют вредных привычек.
  • Отдых от работы . Эмоциональное истощение наступает из-за того, что некоторые трудоголики просто живут своей профессией. Подобное рвение похвально только в том случае, если периодически давать своему организму отдохнуть.
  • Выход из комфортной зоны . Именно в ней происходит постепенная деградация личности, когда не хочется покорять новые вершины. Эмоционально отдыхать нужно, но не следует это занятие превращать в привычный образ жизни.
  • Участие в нестандартных проектах . Не нужно бояться проявить свою неординарность в каком-либо необычном деле. Яркие впечатления от проделанной интересной работы помогут осуществить профилактику профессиональной деформации.
  • Общение с новыми людьми . Лучше всего выбирать для знакомства активных и креативных личностей. Хорошо, если они будут принадлежать к представителям других профессий.
  • Отказ от накопления негативных эмоций . Человек, который держит все проблемы в себе, напоминает мину замедленного действия. Неприятности на работе можно и нужно обсуждать со своими близкими людьми, чтобы не случилось необратимого процесса в виде разрушения личности.
Что такое профессиональная деформация - смотрите на видео:


Профессиональную деформацию рекомендуется устранять при первых же ее проявлениях. Она способна уничтожить не только желание творить и приносить пользу обществу, подобное изменение сознания создает множество проблем человеку, который стремится состояться как личность на профессиональном поприще и в личной жизни. 13 542 0 Замечали ли вы за своими родными, знакомыми или коллегами, что иногда они забывают о том, что находятся не на работе? Есть среди ваших близких те, кто даже в обычных жизненных ситуациях ведет себя как на работе: как учитель, как психолог, как командующий военной частью? Думаю, практически все могут привести такие примеры. Такое поведение человека в обычных жизненных условиях вызвано профессиональной деформацией, которая чаще приносит вред, чем пользу. Вы спросите какая в этом польза? К примеру, бывшие военные очень хорошие бизнесмены. Их стойкость и сила характера, выдержка, дисциплина, твердость в принятии решений все эти качества помогают в суровом современном бизнесе. Итак, проблема профессиональной деформации личности: причины, виды, факторы, последствия и профилактика.

Профессиональная деформация встречается у представителей многих профессий, среди которых чаще всего можно увидеть людей, которые по долгу службы постоянно работают с большим количеством людей – врачи, учителя, военные, психологи, управленцы в самых разных областях деятельности.

В приведенной шутке фотограф стал снимать пальто на камеру, а как проявляется деформация у других? Военный начинает командовать дома, не делая различия между взводом солдат и семьей, учительница начинает учить не только детей в школе, но и соседей, делая им замечания по любому поводу. Откуда тянутся причины такого поведения? На самом деле, у этих людей, может, и есть желание вести себя нормально, но одни просто боятся измениться, а другие не могут признаться себе в том, что разочаровались в своей профессии.

Среди причин деформации можно назвать большие нагрузки, специфические условия работы, однообразие функций, жесткий регламент, постоянные столкновения с проблемами чужих людей.

По мнению психологов, профессиональная деформация развивается из профессиональной идентичности, когда человек настолько привыкает только к одной социальной роли, что не может из нее выбраться. Он становится исполнителем своих обязанностей не только на работе, но и дома. Вот только оценить уровень своей профессиональной деформации сложно, так как для этого требуется умение посмотреть на себя со стороны, причем максимально критично. За объективным мнением психологи советуют обратиться к близкому человеку.

Деформация уже близко, если :

  • близкие все чаще говорят тебе, что с тобой сложно иметь дело;
  • тебе часто говорят, что разговор с тобой напоминает разговор с психологом / учителем / следователем / юристом / врачом – ты переносишь в обычную жизнь профессиональный язык общения;
  • твой круг знакомых практически полностью состоит из коллег;
  • все твои разговоры рано или поздно сводятся к рабочим вопросам;
  • тебя интересует только то, что относится к твоей профессии;
  • ты воспринимаешь знакомых как объект своей работы;
  • ты исключаешь наличие у себя и своих коллег проявлений эмоций и переживаний в рабочей обстановке;
  • ты связываешь свой успех исключительно с профессиональной деятельностью;
  • ты боишься потерять работу, профессию, коллег.

Как проявляется профессиональная деформация?

Как проявляется деформация? Приведем несколько примеров.

Учитель. Деформация учителя заключается в том, что со временем он начинает искусственно выискивать ошибки в ученических работах, придираться. В домашней обстановке он продолжает оценивать действия членов семьи, родственников, знакомых, выставляя им оценки (даже если оценки ставятся мысленно!). Доходит до того, что он дает оценку и действиям посторонних людей, которые просто попадаются ему на улице: он оценивает приемлемость их поведения, возмущается отсутствием воспитания.

Менеджер турфирмы. Проявление деформации у представителя этой профессии заключается в том, что как только он слышит чей-нибудь рассказ о совершенной поездке или планируемом путешествии, он начинает задавать чисто профессиональные вопросы и давать такие же рекомендации. Выглядит это так: а каким маршрутом летели, а как вам аэропорт в этом городе, на какой сезон планируете отпуск, почему выбрали эту страну, как вам тот отель и т.д.

Врач. Профессиональная деформация врача заключается в том, что он уже «на автомате» начинает оценивать здоровье человека, даже при пожатии руки: он сразу отмечает пульс, температуру, влажность ладони. Начинает искать связи между внешним видом собеседника и заболеваниями, дает советы типа: что-то ты неважно выглядишь, у тебя мешки под глазами, надо сходить провериться и т.д.

И так в любой другой профессии. Маркетолог может оценивать каждый рекламный ролик, попавшийся ему во время просмотра телевизора, психолог будет пытаться вывести собеседника на разговор с целью покопаться в его проблемах (хотя собеседник в этом вовсе и не нуждается), программист будет постоянно алгоритмизировать любой даже самый простой процесс.

Причины профессиональной деформации

Многолетняя профессиональная деятельность просто не может постоянно сопровождаться непрерывным
профессиональным развитием личности. Периоды стабилизации, когда вы никуда практически не движетесь, неизбежны. В начале профессионального пути эти периоды недолговременны, затем начинают становиться все длиннее, достигая года и более. В таких случаях эти периоды уже классифицируются психологами как периоды профессиональной стагнации личности. Стагнация наступает даже тогда, когда уровень вашей деятельности достаточно высок, но реализуется ваша работа стереотипно, с помощью одних и тех же приемов. Дальнейшая стагнация приводит к деформации, когда человек уже настолько увяз в своей профессии, что выбраться назад не может – он может исполнять в обществе только эту роль.

Предпосылками деформации являются :

  • однообразные функции и действия, которые в итоге приводят человека к психологическому барьеру : ему уже будет сложно приспособиться, если он окажется в новых условиях;
  • акцент на мотивы выбора профессии : это может быть стремление доказать свою значимость, приобрести определенный социальный статус, добиться власти;
  • сверхожидания в начале профессиональной деятельности, которые в итоге не соответствуют реальности.

Эти факторы являются лишь предпосылками, которые в итоге рано или поздно приведут к профессиональной деформации работника.

Основными причинами ее развития являются :

  • нежелание работать в этой области – некоторые понимают, что эта работа не для них, сразу, кому-то нужны годы;
  • профессиональная усталость, накапливающая за годы работы;
  • возрастные изменения – в молодости эта профессия была для вас подходящей, а сейчас вы выполняете свои функции автоматически, хотя с возрастом цели поменялись;
  • непонимание целей своей работы;
  • монотония – постоянная однообразная работа;
  • перегруз служебными делами;
  • высокая самоуверенность;
  • высокий уровень нервозности, утомляемость;
  • постоянный стресс;
  • неправильная дисциплина;
  • отдача всего себя работе при непризнании ваших заслуг коллегами;
  • напряженность, конфликты среди коллег;
  • нехватка условий для самовыражения, когда творческий подход и новые идеи отвергаются без обсуждения;
  • невозможность дальнейшего обучения, повышения квалификации, профессионального роста.

Причины деформации у конкретного человека могут быть несколько иными – каждый из нас индивидуален. Общими же причинами можно назвать монотонность работы, однообразные функции, высокий уровень стресса, утомляемость, профессиональную усталость.

Виды профессиональной деформации

Изменения личности человека в результате профессиональной деформации разделяют на четыре типа:

  1. Общепрофессиональные – изменения, которые характерны для работника конкретной профессии (например, работник полиции каждого встречного рассматривает как возможного преступника);
  2. Специальные – деформации, возникающие у работника конкретной специализации (например, изворотливость у юристов, так необходимая им в работе);
  3. Профессионально-типологические – изменения, связанные с наложением на личность некоторых психологических особенностей работы (например, умение справляться с толпой у руководителя компании);
  4. Индивидуальные – деформации, которые могут проявиться у представителя любой профессии и вызываются активным развитием профессиональных качеств (например, чувство повышенной ответственности может быть характерно для работника любой профессии).

Последствия деформации

Профессиональная деформация может быть как полезной, так и проносить серьезные проблемы.

Начнем с пользы . Иногда деформация действительно полезна, потому что некоторые чисто профессиональные навыки могут очень помочь в обычной жизни. Например, человек, занимающий пост начальника, может применить свои способности для организации какого-нибудь семейного мероприятия. Врач всегда знает как оказать первую медицинскую помощь. Главное, не стоит забывать о границе между работой и жизнью. Вы можете ненадолго включать в себе профессионального работника в обычных условиях, но только ненадолго.

Негативных последствий деформации гораздо больше:

  • Чувство административного восторга – когда человек, получивший мало-мальски значимую должность, смотрит на окружающих свысока;
  • Эмоциональное выгорание – когда работа поглощает настолько, что психологический защитный барьер падает, человек сгорает и не видит смысла в жизни;
  • Управленческая эрозия – когда в результате деформации руководитель превращается в неэффективного и скорого на расправу тирана;
  • Снижение адаптивности личности – когда человек не ищет в своей профессии ничего нового;
  • Ухудшение взаимоотношений с окружающими – когда шаблоны общения на работе переносятся на обычную жизнь.

Чтобы таких последствий деформации избежать, надо вовремя заметить первые ее признаки и устранить их. Так проблема имеет психологическую природу, то все ее причины кроются в нас самих, а, значит, и победить ее можем только мы сами.

Профилактика профессиональной деформации

Начните с самостоятельной проверки того, насколько деформация проявляется именно в вас. Советуем использовать два приема:

Прием № 1: ответьте сами себе на вопрос «кто я?». Ответов должно быть не менее 10, каждый из них запишите на листе бумаги. Затем к каждому ответу придумайте три определения «какая я?». Определения не должны повторяться. Записали? А теперь анализируем записанное. Чего не хватает в списке? Какие роли ты не учла, потому что их число ограничено 10, но они для тебя важны? Важнее ли они тех ролей, которые ты записала? Если важнее, то именно на эти социальные роли (жена, подруга, мама, болтушка и т.д.) и стоит обратить внимание. Также проанализируй и характеристики, которыми ты себя описала в каждой роли.

Прием № 2: нарисуй круг и отдели от него сектор, отражающий объем твоих функций как работника. Остальную часть круга раздели между остальными своими интересами. Теперь проанализируй, объем каких ты хотела бы увеличить? За счет каких секторов? Вот тебе и ответ на вопрос, о каких сферах жизни ты практически забыла, задвинув их работой.

Для предотвращения профессиональной деформации проводите такую самодиагностику почаще, а также выполняйте следующие рекомендации:

  • Развивайте в себе способность к самокритике;
  • Старайтесь быть открытыми к новым знаниям и новому опыту;
  • Не забывайте отдыхать и расслабляться;
  • Выходите из зоны комфорта;
  • Постарайтесь снизить уровень эмоциональных затрат в своей работе;
  • Поддерживайте правильный режим сна и питания, занимайтесь спортом;
  • Участвуйте в нестандартных для себя проектах на работе;
  • Активизируйте свою социальную жизнь, общайтесь с друзьями, заводите новых знакомых;
  • Работайте с людьми других профессий и интересов, разносторонне развивайтесь.

Профессиональная деформация сопровождается психологическим дискомфортом, постоянной напряженностью, конфликтами, кризисами. Успешное и своевременное разрешение профессиональных трудностей позволит вам дальше развиваться и как личности, и как профессионалу в своем деле. Кроме этого, предотвратив проявления профессиональной деформации, вы избавитесь от .

В следующем видео вы увидите наглядный пример профессиональной деформации личности.

По статистике, четвёртую часть своей жизни человек отдаёт работе. А это немного немало 18 лет из 80. Поэтому воздействие специфики профессиональной деятельности на личность работника весьма заметно.

Многие замечают, что военные, обязанные быть подтянутыми и серьёзными по долгу службы, выглядят так и в обычной жизни. А представители творческих профессий, например, актёры, отличаются впечатлительностью и излишней эмоциональностью. И это не проблема. Неприятности начинаются только тогда, когда «человек в погонах » начинает раздавать команды во время дружеской беседы, а актёр — выдавать вымышленный мир очередного своего героя за реальность. Такое поведение свидетельствует о профессиональной деформации личности. Поговорим об этом явлении подробнее.

Что такое профессиональная деформация личности?

Профессиональная деформация личности (ПДЛ ) — это изменение структуры личности, развивающееся в ходе длительного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами данное явление означает, что профессия «пустила корни» и укрепилась во всех сферах жизнедеятельности человека.

Искажению подвергаются все качества личности:

  • характер;
  • поведение и способ общения;
  • мотивация;
  • стереотипы восприятия;
  • шкала ценностей.

Всё что происходит вокруг, любые события, обыденные или важные, человек, пострадавший от профессиональной деформации, будет воспринимать только через призму его компетенции, как профи.

Примеров тому много. Психологи начинают диагностировать и типировать всех и каждого, филологи — раздавать замечания и беспощадно бороться за чистоту речи окружающих.

Больше всех от этого состояния страдают близкие и друзья. Становится сложно провести совместные выходные, не говоря уже о том, чтобы просто жить вместе и вести быт. Особенно тяжело приходится детям. Познавать окружающий мир, шалить и взрослеть под чутким руководством профессионально деформированного папы-следователя и мамы-учителя очень тяжело. И, пожалуй, самое печальное, что такие люди плохо осознают факт деформации личности. Ведь не каждому под силу признаться самому себе в том, что твоё искреннее рвение и стремление к успеху, твоя погружённость в профессию делает невыносимой жизнь твоих близких и мешает тебе самому.

Однако не следует воспринимать высокий уровень профессионализма, как фактор, провоцирующий ПДЛ. Человек может оставаться профи, не перенося свою высокую квалификацию в обыденную жизнь и сохраняя самобытные качества своей личности.

Отличия проявлений профессионализма от деформации личности

Доктор психологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена — Евгений Павлович Ильин в своём труде «Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень]» цитирует своего коллегу, профессора психологических наук, полковника МВД Безносова С. П. , который приводит пример отличий проявления профессиональных качеств от ПДЛ.

Он пишет, что под воздействием профессиональной деятельности у диспетчеров железнодорожного транспорта вырабатывается навык выполнять свои обязанности максимально точно, не допуская даже малейших ошибок. А телефонисткам приходится развивать скорость реакции до максимальной. Автоинспекторы постепенно «оттачивают глаз» на определение скорости движения и ошибок водителей при манёврах, а паспортистки — на подделку документов…

Далее Е. П. Ильин пишет о том, что когда новая особенность личности формируется под воздействием профессиональных обязанностей (как это происходит на примере телефонисток и диспетчеров ), можно говорить о ПДЛ. Но когда паспортистка или автоинспектор научаются дифференцировать какие-либо объекты или ситуации, здесь уже речь идёт развитии профессиональных навыков.

Плюсы и минусы профессиональной деформации личности

Для начала поговорим о минусах. Для примера возьмём профессиональных управленцев. На фоне ПДЛ у них может развиться:

  • Административный восторг . Состояние, при котором человек чрезмерно увлекается процессом администрирования и упивается властью, что обычно заканчивается административным произволом и злоупотреблением.
  • «Порча властью» или другое название «управленческая эрозия ». Этот феномен с точки зрения психологии заключается в том, что в результате длительного пребывания у власти эффективность деятельности руководителя значительно снижается. Более того, решения, которые принимает данный субъект власти, становятся всё более иррациональными. Такие руководители страдают эгоцентризмом, и вся суть их деятельности сводится лишь к тому, чтобы сохранить и расширить свои полномочия. Их жажду власти можно сравнить с наркоманией, при этом говорить о какой-либо общественной пользе даже не приходится.

С подобными проблемами сталкиваются не только руководители верхнего звена, но и менеджеры, вне зависимости от проводимого ими стиля руководства.

Ещё один частый случай ПДЛ — синдром эмоционального выгорания. Это специфическая разновидность ПДЛ у людей, профессиональные обязанности которых вынуждают их тесно общаться с людьми. Это проблема представителей многих профессий.

Сам термин «эмоциональное выгорание » (burnout ) был предложен психиатром Фрейденбергом (США) ещё в 1974 году. То есть данная проблема изучается уже не один десяток лет.

Для синдрома профессионального выгорания характерны следующие проявления:

  • постепенно возрастающее чувство эмоционального истощения, изнеможения и безразличия (человек уже не может столь же воодушевлённо погружаться в работу, как это было раньше);
  • дегуманизация (у него развивается негативное отношение или нетерпение к клиентам и коллегам);
  • навязчивое чувство недостатка профессионального мастерства.

Согласно концепции известного психолога М. Буриша сильная зависимость от работы в итоги заканчивается полным отчаянием и экзистенциальной пустотой.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что профессиональная деформация личности не только не полезна, но и опасна для самого человека. Так как эмоциональное истощение приводит не только к проблемам психологического характера, но и серьёзно подрывает его физическое здоровье.

Это лечится?

Как говорила героиня фильма Г. И. Гайдая: «И тебя вылечат…, и тебя тоже вылечат…. и меня вылечат…»

На самом деле полностью исключить развитие профессиональной деформации личности не удастся, но контролировать этот процесс любой человек в состоянии. Даже если он уже кинулся «с головой в омут» рабочей рутины, если он постоянно думает о своих обязанностях и задачах, необходимо найти в себе силы, чтобы сказать: «Стоп»!

Нужно начать :

  • Учиться отделять работу от других сфер жизни. Все рабочие проблемы оставляем на работе.
  • Следить за собой. Близкие и друзья — не ваши подчинённые, поэтому долой командный тон, критику и нравоучения. Присмотритесь к себе и будьте в меру самокритичны.
  • Искать хобби. Увлечение должно быть кардинально противоположным профессии. Вы учитель — играйте в футбол, юрист — как вам гончарное дело?
  • Отдавать «пальму первенства» дома, если вы руководитель, а подчинённым стоит попробовать взять на себя ответственность за руководство в семье.

Хорошим профилактическим мероприятием для самих руководителей и компаний является регулярная ротация. Многие организации заранее определяют максимальный срок выполнения обязанностей руководителя. По прошествии этого срока, должность занимает новый управленец, полный энтузиазма, инновационных и творческих идей.

Резюмируем : человеку жизненно необходимо разностороннее развитие. У него есть дар, позволяющий превращаться в бабочку из гусеницы не один раз. Если же став профи, он считает, что это вершина его эволюционной миссии, то он становится обезличенным эффективным винтиком в системе. Каждая сфера жизни человека требует своих знаний и навыков, а начинать приходится снова с нуля, что, согласитесь, очень интересно!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter , и мы её обязательно исправим! Огромное спасибо вам за помощь, это очень важно для нас и наших читателей!

Замечали ли вы, что некоторые профессии видны невооруженным глазом? Стоит посмотреть на человека с выраженным цинизмом и сарказмом и можно предположить, что перед нами врач. Юрист всегда найдет, что сказать из опыта или припомнит какую-нибудь статью. Учитель старается все как можно подробнее объяснить, научить. Диктор обладает хорошо поставленной, быстрой и четкой речью. Психологи задают много вопросов и хотят как можно глубже вас «копнуть».

Продолжать можно долго, но в каждом случае речь идет об одном и том же – профессиональных деформациях личности. Проще говоря, о переносе профессиональных качеств, навыков и привычек в жизнь.

К сожалению, часто можно услышать чью-то историю болезни, начинающуюся со слов «Мой отец был военным, потому дома царила жесткая дисциплина…». Но так не должно быть, это и есть пример профессиональной деформации.

Впервые феномен профессиональных деформаций был описан в 60-х годах XX века. Начиналось все с изучения профессии учителя. На сегодняшний день известно, что чаще профессиональные деформации возникают в профессиях типа «человек-человек» (социономических профессиях). Это обусловлено тесным взаимодействием, обоюдным влиянием специалиста и клиентов на друг друга.

В таких профессиях отношение специалиста к клиенту должно быть:

  • как к равному участнику взаимодействия;
  • нравственное;
  • уважительное и гуманное;
  • но без лишней жалости и нервозности, чтобы сохранить собственное психическое здоровье.

Профессиональные деформации вытекают из профессиональной адаптации. Так, например, врачу необходимо научиться некой эмоциональной холодности в отношении людей. Но иногда эта холодность поглощает человека, тогда он становится подобием машины (робота) везде, в любых сферах жизни, а не только в профессиональной. Ну, а к пациенту в итоге врач обращается как к объекту, а не субъекту.

Рассмотрим особенности деформаций на примере профессии психолога:

  • отождествление пациентов с их диагнозами и разговоры только в этом контексте («самая странная социофобия на моей практике»), употребление жаргонных слов;
  • общение с клиентами и их родственниками с нескрываемым раздражением, демонстрацией занятости и важности;
  • оскорбления клиентов по их диагнозам, синдромам и симптома («этот психопат»).

Очевидно, что это негативные деформации, не имеющие ничего общего ни с этическим профессиональным кодексом, ни с элементарными нормами общечеловеческой морали.

Можно ли заметить профессиональные деформации? Да, если человек осознает переживания и не заглушает их. Ощущается это как рассогласованность в и во взаимоотношениях с людьми. Если человек говорит от своего лица («Я устал за сегодня»), а не обвиняя других («Меня достали и утомили эти клиенты»), переживает и рефлексирует по этому поводу, то есть шанс выявить деформации и избавиться от них.

Профессиональные деформации не возникают за короткий промежуток времени, на это уходят годы. В результате профессиональной деятельности меняется:

  • активность специалиста;
  • уровень энергетических запасов;
  • активность психомоторных реакций;
  • структура отношений с окружающими людьми;
  • позиция относительно профессиональных вопросов.

Кроме того, меняется устойчивость психики и организма в отношении внешних раздражителей. Отмечается угасание или ослабление позитивных психических свойств. В совокупности это опасно и профессиональными деформациями личности.

Профессиональные деформации встречаются у всех людей, но не всегда они характеризуются как проблемные и требующие корректировки. Важен уровень выраженности деформаций и их влияние на жизнедеятельность человека как личности, гражданина и члена семьи.

Модель деформаций, или факторы, вызывающие их

На возникновение профессиональных деформаций оказывают влияние как внешние факторы, так и внутренние. К внешним относится все то, что регламентирует профессиональную деятельность:

  • нахождение в какой-либо структуре, иерархии;
  • выполнение обязанностей, социального заказа;
  • инструкции, учебники, методички.

Если специалист принимает инструкции как единственную истину, то тем самым принуждает себя к деформациям и формальному (функциональному) отношению к другим людям (клиентам). При таком дифференцированном отношении к человеку (только в рамках диагностик, методик, классификаций) специалист, естественно, изменяет свое сознание.

В итоге если специалистом руководит только «как надо», «что должно быть», «я лучше знаю», «так должно быть», то сознание его становится неподвижным и стереотипным. Не секрет, что теория всегда очень отличается от практики. И если специалист применяет что-то, не анализируя реальные условия жизни конкретного человека, а слепо следуя учебникам, то тут недалеко не только до профессиональных деформаций личности, но и до непрофессионализма.

Кроме этого, влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Вероятность возникновения профессиональных деформаций выше у людей:

  • с неподвижными нервными процессами;
  • узостью профессии и ее культивированием;
  • склонностью к формированию жестких стереотипов поведения;
  • рефлексией;
  • чрезмерной самокритичностью;
  • нравственными пробелами воспитания.

Чем больше человек подвержен созданию и следованию стереотипам, тем сложнее ему усваивать что-то новое, мыслить иначе, видеть проблемы и решать их. Все мировоззрение в итоге вертится только вокруг профессии. Нет других интересов или хобби, а если и есть, то ходит он туда с коллегами и говорит о работе.

Очень часто профессиональным деформациям предшествуют , которые человек вынужден включать, чтобы сохранить свое «Я». К наиболее популярным механизмам относится:

  • отрицание,
  • вытеснение,
  • проекция,
  • рационализация,
  • идентификация,
  • отчуждение.

Чем выше эмоциональное напряжение на работе, тем больше вероятность развития деформаций. Эмоциональная обстановка в свою очередь очень часто угнетается по мере роста стажа труда.

Деформации могут быть следствием эмоционального выгорания. Это неустойчивое психическое состояние, возникающее на фоне повышенной эмоциональности на работе и сопровождающееся раздражением, тревожностью, перевозбуждением и нервными срывами. Как следствие – усталость от работы, неудовлетворенность, потеря перспектив роста, профессиональные деструкции (деформации) личности.

Виды деформаций

Принято выделять 3 типа деформаций:

  1. Общепрофессиональные деформации. Возникают под продолжительным влиянием условий труда и особенностей самой деятельности.
  2. Типологические деформации. Возникают в результате взаимного влияния особенностей личности и трудовой деятельности, узкой направленности профессии.
  3. Индивидуальные деформации. Возникают на основе индивидуально-личностных особенностей, интересов, потребностей, способностей, мотивов.

Кроме того, все деформации делятся на деструктивные и конструктивные. Например, усвоение пунктуальности и исполнительности во всем – полезная деформация, но ее переход в педантизм, требовательность (самотребовательность) и раздражение от нерасторопности других – деструктивные деформации.

Существует и еще одна популярная классификация (Э. Ф. Зеер):

  1. Общепрофессиональные деформации. Типичные для какой-либо профессии деформации. Например, подозрительность охранников.
  2. Специальные профессиональные деформации. Изменения в рамках узкой специализации, например, обвинительность прокурора, изворотливость адвоката.
  3. Профессионально-типологические деформации. Комплекс особенностей профессии и личности. В рамках этого можно выделить три группы деформаций: профессиональной направленности (изменение мировоззрения, ценностей, мотивов), способностей (постепенно развиваются синдромы типа превосходства или нарциссизма), черт характера (усиление каких-либо черт, например, властолюбие).
  4. Индивидуальные деформации. Подразумевают развитие под влиянием особенностей профессии сверхкачеств или акцентуаций характера (трудоголизм, сверхобязательность).

Что интересно: деформации могут отражаться не только на личности, но и на человеке как индивиде. Например, спортсмены отличаются физической развитой формой, а военные – идеальной осанкой. Но это скорее положительные деформации. Среди отрицательных можно отметить психосоматические заболевания.

На практике разграничить сферу работы (одних норм) и жизни (других норм) практически невозможно. Потому люди тяжелых профессий (полицейские, сотрудники специальных служб и МВД, палачи, психиатры и психологи) нередко сами оказываются в плену психических расстройств, заболеваний, угнетающих состояний и даже подвержены суициду.

Конечно, нельзя нарушать из-за общих принципов трудовые инструкции, как и регулярно подавлять усвоенные личностью общественные нормы. Потому можно заключить, что неправильно выбранная профессия – предвестник деформаций.

Профилактика деформаций

Таким образом, профессиональные деформации – это изменения в познавательных процессах личности и дезорганизация ее психологии. В контексте проблемы деформаций обычно говорят о деструктивных изменениях, снижающих работоспособность человека, понижающих продуктивность, вызывающих развитие негативных личностных черт и признаков в поведении. В широком смысле профессиональная деформация – след (положительный или отрицательный), который оставляет человеку профессия.

Признаки профессиональных деформаций:

  • возведение своей профессии в абсолют (единственная достойная форма активности);
  • ригидность в поведении (невозможность менять поведение вне работы);
  • следование определенным поведенческим стереотипам и профессиональным ролям;
  • снижение работоспособности, ухудшение производительности;
  • усталость;
  • утрата знаний, навыков и способов выполнения работы (обеднение репертуара).

При ухудшении трудовой деятельности обязательно происходит и замедление , так как она развивается только в условиях активности и какой-либо , для взрослого человека – трудовой.

Особую роль в проявлении и профилактике деформаций играет . Важно иметь развитую систему морально-нравственных качеств и норм. Их носитель – человек и продукты культуры. Но именно нравственные нормы, к которым человек обращается в сложных ситуациях выбора или ситуациях, которые не прописывает частный профессиональный кодекс, оказывают регулирующее влияние на деятельность.

Очевидно, что развивать нравственные качества (долг, ответственность, честность) можно только самостоятельно, читая книги, просматривая фильмы, занимаясь социальной деятельностью. То есть нужно формировать в себе моральную воспитанность.

Риск развития деформаций возрастает, если ценности (моральные убеждения и требования) человека как личности и как субъекта профессии, то есть общественная мораль и профессиональная, расходятся. Если такие ситуации возникают часто, а человек отдает предпочтение нормам профессии, то личностные деформации не заставят себя ждать. Ярким примером такого противоречия может быть противостояние общественного убеждения «не убей» и исполнители смертных приговоров, либо случая эвтаназии в медицине или ситуации выбора, кого спасать, если есть шанс спасти лишь одного человека.

Если подобный выбор изначально делается легко, то человеку не стоит бояться деформаций, ведь нормы профессии уже соответствуют его личностному самосознанию. Если же выбор непросто делать ни в первый год работы, ни через 5 лет, то возрастает стрессовое влияние профессии. В таком случае стоит обучиться техникам саморегуляции или сменить сферу деятельности.

Интересно с точки зрения профилактики деформаций и расстройств выглядит практика в Греции, которую используют в отношении осуществляющих смертный приговор людей. Там узаконен расстрел как форма смертельного приговора. Так вот, исполняют его несколько человек, а патроны им выдают наполовину боевые, а наполовину холостые. Таким образом, ни у одного исполнителя нет четкого ощущения себя как палача.

Однако практически для любой профессии важно умение переключаться с одной роли на другую, разграничивать семью и работу. Для этого нужно:

  • вырабатывать гибкость ;
  • развивать артистичные умения;
  • учиться менять восприятие людей.

В противном случае и дома, и на работе возникают , разногласия, а сам человек страдает от деформаций.

Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения трудовой деятельности и негативно влияют на ее продуктивность. Они порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное и личное поведение человека.

В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип отечественной психологии -принцип неразрывного единства сознания, личности и деятельности. Принято считать, что трудовая и социальная деятельность является ведущей характеристикой зрелой личности. В процессе трудовой деятельности человек развивает свои задатки, проявляет свойственные ему способности, формирует свои ценности, удовлетворяет свои потребности и интересы. Именно профессиональная деятельность накладывает отпечаток на личностные характеристики человека. Необходимо также учитывать, что, с одной стороны, особенности личности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, а с другой - само формирование человеческой личности происходит в ходе профессиональной деятельности и под се влиянием.

Одним из первых, кто обратил внимание па деформирующую роль профессиональной деятельности, был известный социолог П. А. Сорокин. Он начал с того, что успешно восполнил пробелы в изучении влияния профессий на поведение людей с психологической и медицинской точек зрения. Была осуществлена подробная разработка программы и методов исследования профессиональных групп, профессионального отбора и профессиональной деформации, что послужило дальнейшей отправной точкой в изучении проблем профессиональной деформации личности и поиске возможных путей преодоления и разрешения этих проблем.

Рассматривая профессиональную деформацию в общем плане, Э. Ф. Зеер отмечает: "Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности".

Деформация личности профессиональная - это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная деформация негативно сказывается как на производительности труда, так и на взаимоотношениях личности в профессиональной и личной сферах.

Овладеть мастерством означает достигнуть автоматизации типовых движений и их последовательной организации в пространстве и времени. Профессиональный разделенный труд не только формирует или переформирует личность специалиста, но и иногда, в наиболее крайних формах, деформирует личность.

Профессиональная деформация личности отличается по своей модальности, направленности. Она может носить положительный или отрицательный характер. Благотворное влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении им служебного опыта, в навыках, умениях, знаниях, в углублении интересов, в творчестве и т.п. Например, работники правоохранительных органов очень тонко могут замечать признаки противоправного повеления людей, у них обостряется внимательность, бдительность, готовность противостоять уловкам и ухищрениям.

У человека, занимающимся профессиональной деятельностью, вырабатывается стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, который может отрицательно сказываться на его отношениях с окружающим миром. Формирование профессиональных стереотипов являются неизбежным атрибутом профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности. Решение типовых задач, с которыми сталкивается человек в ходе своей работы, совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стиль общения. Человек начинает планировать свою деятельность и строить свое поведение в соответствии с принятым решением, независимо от того, насколько эффективно это решение новым задачам.

Р. М. Грановская так отмечает влияние профессиональной роли на личность: "Па профессиональное общение существенное влияние оказывает самооценка человека. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профессиональную деформацию, которая обнаруживается в особенностях установки и стереотипах поведения, затрудняя общение. Профессиональные стереотипы, вообще говоря, есть неотъемлемое отражение достигнутого высокого уровня мастерства, т.е. проявление не только знаний, но и вполне автоматизировавшихся умений и навыков, управляемых подсознательными установками и даже не загружающими сознание. Они развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Однако если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях или эти специфические установки начинают распространяться на внепрофессиональные сферы, то это неблагоприятно влияет и на работу, и на общение в быту".

Сформированные упрощенные установки могут приводить к тому, что даже простое и очевидное решение новой задачи не замечается. Одна из форм профессиональной деформации проявляется в возникновении ложного представления, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность, а главное - успешность деятельности. Ежедневно выполняя определенные задачи, специалист и не замечает, как начинает пользоваться стереотипными действиями. Закрепляется излишняя шаблонность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению уровня специалиста, его деградации. Другая сторона деформации проявляется в перенесении профессиональных привычек, полезных в работе, на семейное и дружеское общение. Во время автоматизации действий образы, регулирующие процесс деятельности, становятся все более обобщенными, экономичными, быстрыми и бессознательными. Вместе с тем ежедневное выполнение стереотипных задач развивает ригидность мышления и поведения. Индивид не обращает внимание на отрицательные сигналы своего внепрофессионального окружения и, соответственно, не видит необходимости в изменении своего поведения. Ярким проявлением профессиональной деформации у военных служит развивающаяся со стажем работы ригидность поведения, мышления, ценностей и установок. Это приводит к затруднению установления и поддержания ими социальных связей, а их поведение характеризуется бедностью ролевого репертуара.

Со временем формируются и профессиональная усталость, обеднение репертуара способов выполнения деятельности, утрата профессиональных умений и навыков, снижение работоспособности. Изменения эмоционально-личностной сферы негативно сказываются на продуктивности труда, взаимодействии с другими людьми, а также на развитии самой личности. У человека вырабатывается стереотип поведения как в профессиональной деятельности, так и личной жизни.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи, социальные работники, полицейские). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям, равнодушии и безразличии.

Профессиональные деформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей - в авторитарности и категоричности суждений, желании давать указания в любой ситуации; у психологов - в стремлении навязать определенную картину мира, не учитывая желания самого человека; у работников правоохранительных органов - в подозрительности и настороженности; у программистов - в склонности к алгоритмизации, в попытках искать ошибки в различных жизненных ситуациях; у управленцев - в росте агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций. Таким образом, профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на другие сферы жизни.

Необходимо отметить, что избыточно развитое профессионально важное качество превращается в профессионально нежелательное. Так, ответственность в принятии решений переходит в авторитарность, переоценку собственных возможностей, нетерпимость к критике, властность, потребность командовать другими людьми, грубость, отсутствие стремления учитывать чувства и интересы других людей, требование к безоговорочному подчинению, что в конечном счете приводит к деспотизму. Демонстративность становится не просто одной из личностных черт, а потребностью к постоянной самопрезентации, чрезмерной эмоциональности, расцвечивании своих внешних поступков, экзальтированностью. Именно демонстративность начинает определять стиль поведения, становясь средством самоутверждения.

Желание во всем соответствовать выбранной профессии проявляется в тотальной погруженности в профессиональную деятельность, в фиксации на собственных профессиональных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании назидательных и обвинительных высказываний, безапелляционных суждений, в речи появляется много профессиональных жаргонизмов, которые используются и в повседневной жизни. Овладев какой-либо технологией, индивид считает ее единственно верной и правильной. Профессиональное мировоззрение становится определяющим, вытесняя философское, гуманистическое мировоззрение, тем самым ограничивая способы реагирования на различные ситуации.

Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений, в лицемерную пропаганду моральных принципов и норм поведения. Потребность контролировать проявляется в сверхконтроле, потребности контролировать все свои эмоции, сдерживании чувств, чрезмерном контроле своей деятельности, скрупулезности следования инструкциям, подавление спонтанности. Умение грамотно и выразительно излагать свои мысли, способность донести важную информацию до аудитории переходит в монологизм речи, нежелание выслушивать мнение другого человека.

Профессиональное мышление становится ригидным, человек оказывается неспособным гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, принимать решения, соответствующие новым обстоятельствам, проявляет приверженность устоявшимся технологиям, отрицание любых инноваций. Ему становится комфортно лишь в тех ситуациях, где работают наработанные ранее методы и приемы, стереотипные приемы превращаются в штампы как в мышлении, так и в речи. Из богатого арсенала способов решения выбираются только какие-то одни трафаретные, шаблонные способы без учета особенностей ситуации и действующих лиц.

Противоположным ригидности можно считать так называемый инновационный невроз, когда повое становится не средством для улучшения жизни, а самоценностью: новации ради новаций. Человек любые традиции начинает воспринимать как отжившие, ненужные и требует их "отменить", искренне верит в любую появившуюся теорию и пытается сразу претворить ее в профессиональную деятельность.

Рефлексивность из механизмов развития личности и деятельности превращается в самоцель: человек постоянно возвращается к одним и тем же ситуациям, пытается постоянно анализировать их.

Деформированная деятельность характеризуется следующими изменениями в ее содержании. Во-первых, реализация привычных приемов работы снижает творческий уровень деятельности. Сотрудник реализует эти приемы без глубокого осмысления их соответствия новым условиям в развитии ситуации, без учета личностных особенностей участников совместной деятельности и других факторов. Во-вторых, при рутинном исполнении профессиональных действий или операций существенные изменения претерпевают цели и мотивы деятельности. Цель деятельности осознается менее четко, а в крайних случаях теряет свое самостоятельное значение, происходит замена цели деятельности на цель действия или операции, т.е. важным становится лишь совершение определенных действий. Например, у медицинского работника главным становится не лечение, а заполнение истории болезни.

Следствием профессионально-личностных деформаций являются психическая напряженность, конфликты, как в профессиональной, так и личностной среде, снижение продуктивности в профессиональной деятельности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Неизбежным атрибутом профессионализации специалиста является формирование стереотипов - образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.

Стереотипизация является одним из достоинств нашей психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры. Помимо шаблонных действий профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции.

Стереотипы и стереотипные установки представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, перешедших в подсознательный план. Сотрудник пользуется этими знаниями, навыками, умениями и считает, что существующий когнитивный уровень сможет постоянно обеспечивать эффективность деятельности. В ряде профессий подобные стереотипы и установки очень опасны. Примером такой профессии может служить деятельность следователя. Подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости в следственной деятельности. Этот феномен получил название "обвинительный уклон" и представляет собой неосознаваемую установку на то, что человек, чья вина еще не доказана, определенно совершил преступление. В исследованиях было выявлено наличие установки на обвинение у всех специальностей юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами.

Для обнаружения профессиональной деформации бывает вполне достаточно понаблюдать за человеком, анализируя его общение с другими людьми, стереотипность выполнения заданий. Профессиональная деформация личности может проявляться в употреблении профессионального жаргона в повседневной жизни, в манерах поведения, даже в физическом облике (например, искривление позвоночника и близорукость у служащих, проводящих свой день за компьютером).

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет сложную динамику и затрагивает различные стороны психики (мотивационную, когнитивную, эмоционально-личностную). Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Было выявлено, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем постепенно начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте утраченных положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника.

Вместе с тем в эмоционально-личностном отношении профессиональная деформация создает у человека чувство уверенности и непогрешимости в своих знаниях и оценках, тем самым ограничивая когнитивные функции. Продолжая заниматься профессиональной деятельностью, сотрудник не замечает, что и новые задачи старается выполнить привычным, но уже не эффективным способом (например, продолжает использовать бумажный, а не электронный документооборот).

Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен трудоголизма, когда человек большую часть времени проводит на рабочем месте, говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни, в том числе и к личной. В некоторых случаях человек настолько сосредоточен на своей деятельности, что на другие интересы и развлечения у него просто не остается времени. Иногда такой "уход" в профессию может быть следствием нерешенных семейных проблем. Кроме того, отдавая себя полностью работе, такие люди неосознанно рассчитывают на свое признание со стороны общества. Если внепрофессионального пространства не существует, то любые неудачи и проблемы в профессиональной сфере становятся жизненной трагедией, потерей смысла жизни.

Согласно концепции Э. Ф. Зеера профессиональная деформация личности может проявляться в трех видах:

  • 1) собственная профессиональная деформация. Под воздействием постоянных эмоциональных и нервных нагрузок на психику человек стремится отгородиться от них и избежать их, автоматически включая психологическую защиту от разного рода потрясений, и в определенной степени этим деформирует личность;
  • 2) приобретенная профессиональная деформация. Специалист в процессе своей профессиональной деятельности, направленной на преодоление отдельных проявлений отклоняющегося поведения, набирается негативного опыта;
  • 3) выработанная профессиональная деформация. Приобретенная профессиональная деформация под воздействием продолжающейся профессиональной деятельности и специфических особенностей личности специалиста трансформируется в иную форму, существенно отличную от приобретенной.

Э. Ф. Зеер выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформаций:

  • 1) общепрофессиональные деформации, типичные для работников определенной профессии, например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый индивид воспринимается как потенциальный нарушитель);
  • 2) специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации, например, в юридических и правозащитных профессиях - у следователя - правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора -обвинительность;
  • 3) профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности, когда происходит усиление отдельных черт характера - некоторые функционально нейтральные свойства личности трансформируются в профессионально отрицательные качества. В результате складываются профессиональные и личностно обусловленные комплексы:
    • - деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);
    • - деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);
    • - деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, ""должностная интервенция", доминантность, индифферентность);
  • 4) индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций, например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и др.

Сформированные у профессионалов стереотипы и установки могут мешать освоению новых профессий, что становится особенно актуальным в наши дни. Например, при происходящей демобилизации из армии множество бывших военных вынуждены искать новую работу. Однако их ригидность, жесткость позиции, труднокоррегируемость старых установок и стереотипов поведения не дает им возможность эффективно работать в новых условиях, вызывая конфликты в новых деятельностях.

Крайняя степень профессиональной деформации получила название профессиональной деградации. В этом случае происходит изменение ценностных ориентиров личности. Стереотипы профессиональной деятельности изменяются, личность начинает формально относиться к своим обязанностям, ее не интересует, насколько эффективна теперь ее деятельность.