Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Платон каратаев в жизни пьера. Платон Каратаев в романе “Война и мир”: образ и характеристика, описание портрета. Значение людей, подобных Каратаеву, для победы над французами

«Война и мир» оказываются люди. Через героев автор транслирует собственные мысли и идеалы, стремясь донести до читателя вечные истины, на которых построена его философия. Образ Платона Каратаева возник в произведении неслучайно. В высказываниях героя заключаются невероятная мудрость и принципы, провозглашаемые автором.

История создания персонажа

Платон Каратаев – русский солдат из Апшеронского полка, с которым провел месяц в плену. Герой остался в памяти дворянина сильным впечатлением от этого периода жизни. Платон – собирательный образ русского мужика, отражающий философию народа. Толстой вводит персонажа в непривычные для него условия, в которых ярко видна духовность человека. Имя героя означает «мощный, сильный», и таким видит писатель русский народ.

Солдат преисполнен любви к окружающим вне зависимости от тягот войны. В отличие от , он не вымещает злость на ближних и жалеет людей. Платон не обходит вниманием даже бездомную собаку. Словами он облегчает людям души. Его сочувствие и доброжелательность становятся лекарством. Платон оказался средоточием гармонии и подчинения божественной воле. Он верен христианским идеалам и не разделяет пессимизма Безухова.

Роль героя в произведении велика. Хотя Платон и стал персонажем короткого действия, он поселяет в душе Пьера осознание смысла жизни и веру в Бога.

Биография Патона Каратаева

Персонаж фигурирует в нескольких главах романа, но оставляет неизгладимое впечатление у главного героя произведения. Благодаря ему судьба Безухова меняется. Читатель встречается с Каратаевым, когда герой находится в сложных жизненных условиях. Крестьянину 50 лет. Он выходец из простых неграмотных крестьян, поэтому свой точный возраст мужчина не знает. Мудрость персонажа, его теории о счастье, мировоззрение и жизненная позиция основываются исключительно на опыте прожитых лет. Несмотря на это, он демонстрирует ум, превосходящий ум любого мещанина.


Постоянно сталкивавшийся с трудностями и проблемами, Платон Каратаев имеет больший опыт, чем Пьер, и этим покоряет того. Он живет в мире утопии, распространяя доброту и душевность на всякого рядом с собой. Его внешность располагает, а оптимизм вызывает улыбку. Невысокий мужчина с яркой улыбкой, гибкий и аккуратный, едва ли напоминает крестьянина.

Характеристика героя дополнена его историей. О юных годах почти ничего неизвестно, так как становление героя мало интересует автора. Каратаев представлен цельной личностью. Мужчина был женат, имел дочь, но девочка умерла, когда он ушел на службу. Других фактов о его семье не дается, хотя ясно, что она не бедствовала. Случайно пойманный на вырубке чужого леса, Платон попал в солдатские ряды и переживает о том, что находится вдалеке от дома.


Благодаря хорошему отношению к окружающим, крестьянин находит со всеми общий язык. Неизвестно, всегда ли он был таким или жизненные трудности повлияли на его духовный склад. Возможно, смерть дочери или заточение в плену стали переломными моментами, открывшими ему взгляд на истину.

«Война и мир»

Встреча Платона Каратаева и Пьера Безухова происходит в бараке для пленных. Будучи в шоковом состоянии от расстрела людей, Безухов теряет веру в человечество. В бараке Платон и Пьер сидят рядом. Простой крестьянин и аристократ оказались в одинаковых условиях Платон заметил подавленное состояние Пьера и поддерживал аристократа. Он делился печеной картошкой и давал советы, которые Безухов часто вспоминал впоследствии.


Каратаев убеждал графа, что главной целью остается стремление выжить и выстоять. Этому мужик научил Безухова, способствуя внутреннему перерождению героя. Солдат ежедневно влиял на личностную трансформацию Пьера каждым поступком, добрым словом или даже мимолетной лаской, подаренной бездомной собаке.

В ужасных условиях плена здоровье Каратаева пошатнулось. Проведя долгое время в больнице с сильной простудой, мужчина не успел от нее оправиться. В плену организм ослаб и недуг вернулся. Незаинтересованные в лечении пленных французы не обратили внимания на состояние Платона. Мужчину лихорадило. Французы застрелили его перед уходом из лагеря.

Смерть героя была предсказуема и оправданна: оказав влияние на сознание главного героя, персонаж выполнил свое предназначение и покинул сюжетную канву романа.


  • Характеристика Платона Каратаева часто сравнивается с описанием образа Тихона Щербатого. Персонажи имели схожие черты, но отличались образом мыслей. Щербатый не проявлял той душевности, которой славился Каратаев, поэтому симпатии автора на стороне последнего. Гуманист Толстой, описывая историю персонажа, транслировал через него свои убеждения.
  • Война для автора – это страшное свершение, проявление жестокости и бездушия. Проповедуя любовь, веру в людей, нравственность и милосердие, он не находил войне оправданий. Рисуя картины сражения при Бородино, смерть подростка Пети и , Толстой вызывает сострадание и сочувствие в душах читателей. Платон Каратаев – образ, олицетворяющий философию Толстого.

Роман "Война и мир"
  • «Война и мир» часто становится литературной основой для фильмов. В немых картинах Петра Чардынина 1913 и 1915 годов персонаж отсутствует. Яков Протазанов тоже не уделил ему внимания в своей ленте. Джон Миллс изобразил в кадре русского крестьянина в ленте 1956 года, снятой Кингом Видором. Михаил Храбров сыграл Каратаева в картине в 1967 году. Гарри Лок изобразил героя в телесериале Джона Дейвиса в 1972, а воплотил Каратаева в ленте Роберта Дорнхельма в 2007 году. Актер Эдриан Роулинз сыграл крестьянина в телесериале 2016 года, снятом Томом Харпрером.

Цитаты

В уста Платона Каратаева Толстой вложил присказки и поговорки. Речь мужчины транслирует народную мудрость простыми словами.

«Страдаешь час, а живешь всю жизнь. Все когда-то заканчивается»

Такое напутствие давал русский солдат, ожидая лучшей судьбы и надеясь на божественное проведение. Он искренне верил, что испытываемые им тяготы даются свыше, что Бог не пошлет больше, чем Платон сможет вынести.

«Не нашим умом, а Божьим судом»

Поговаривал он, не сетуя на горести и неурядицы. Всепоглощающее упование на Бога освобождало мужчину от злобы и негатива.

Каратаев понимал, что от нытья и пессимизма не будет прока. Они ведут лишь к деградации. Не намереваясь жалеть себя, он поддерживал окружающих:

«На болезнь плакаться - Бог смерти не даст».

Веря в непредсказуемость судьбы, герой давал завет:

«От сумы и от тюрьмы никогда не отказывайся».

Сложная и полная лишений крестьянская жизнь по душе Каратаеву. Он тосковал по деревне, где спорилось любое дело, и по семье. Счастье состояло для него из простых мелочей, а большие надежды он не воспринимал всерьез:

«Счастье, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь – ничего нету»

На страницах романа "Война и мир" даже, казалось бы, второстепенные герои появляются неслучайно. Характеристика Платона Каратаева занимает в важное место. Попробуем вспомнить, каким был этот герой.

Встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым

Характеристика Платона Каратаева в великом произведении Л. Н. Толстого начинается с момента его знакомства с Пьером. Эта встреча происходит в тяжелый для Безухова жизненный период: он сумел избежать казни, но видел гибель других людей. Главный герой лишился веры в возможность благоустройства мира и в Бога. Преодолеть этот переломный момент жизни Пьеру помогает выходец из народа «Платоша».

Народный философ

Платон Каратаев, характеристика которого является темой данной статьи, - это человек, который смог приобщить Пьера Безухова к народному началу и мудрости простых людей. Он - настоящий философ. Неслучайно Л. Н. Толстой дал Каратаеву имя Платон. Его речь полна народными присказками, от этого обыкновенного, казалось бы, солдата веет мудрым спокойствием.

Встреча с Платоном Каратаевым стала для Пьера одной из самых значимых в жизни. Даже спустя много лет уже стареющий Безухов оценивает свои поступки и мысли по тем принципам, которые он усвоил для себя, общаясь с этим случайным знакомым.

"Круглое" начало

Характеристика Платона Каратаева, которая складывается в нашем представлении, очень необычна благодаря образной речи автора. Толстой упоминает о «круглых» и спорых движениях народного философа. Руки Платона Каратаева сложены так, будто он собирается что-то обнять. Западают в душу его добрые карие глаза и приятная улыбка. Во всем его облике, в его движениях было что-то успокоительное и приятное. Платон Каратаев был участником большого количества военных походов, но, попав в плен, отказался от всего «солдатского» и вернулся к складу выходца из народа.

Почему же именно округлостью движений наделяет Толстой своего героя? Вероятно, Лев Николаевич подчеркивает этим мирный характер Платона Каратаева. Современные психологи говорят, что круг обычно предпочитают рисовать мягкие, обаятельные, покладистые люди, которые подвижны и расслаблены одновременно. Круг - это символ гармонии. Неизвестно, знал ли об этом автор великого романа, но интуитивно он, конечно, чувствовал это. Характеристика Платона Каратаева - безусловное подтверждение жизненной мудрости Толстого.

Речь Платоши

Речь может многое рассказать о таком герое, как Платон Каратаев. «Война и мир» - характеристика психологического мира персонажей, так как в этом романе Толстой очень много внимания уделяет особенностям языка и поведения тех, о ком хочет рассказать более подробно.

Первые слова, с которыми наш герой обратился к Безухову, наполнены простотой и лаской. Речь Платона Каратаева напевная, она пронизана народными поговорками и присказками. Его слова не просто отражают собственные мысли, но и выражают народную мудрость. «Час терпеть, а век жить», - так говорил Платон Каратаев.

Характеристика этого персонажа невозможна без упоминания о его повествовании про купца, который был приговорен к каторге за чужое преступление.

Речь Платона Каратаева, его высказывания - это отражение идей христианской веры о смирении, справедливости.

О смысле жизни

Характеристика Платона Каратаева в романе «Война и мир» дана автором для того, чтобы показать другой тип человека, не такой, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Этот простой солдат, в отличие от вышеупомянутых главных героев, не размышляет о смысле жизни, он просто живет. Платон Каратаев не испытывает страха перед смертью, он верит в то, что его жизнью распоряжается высшая сила. Этот герой смотрит на свою жизнь не как на что-то отдельное, а как на часть целого. Суть каратаевской натуры - это любовь, которую он испытывает ко всему в мире.

В завершение следует сказать, что Л. Н. Толстой, создав образ Платона Каратаева, хотел показать, насколько важен человек не сам по себе, а как член общества, который осуществляет общие цели. Только участвуя в общественной жизни, можно реализовать свои желания. Лишь так удается достичь гармонии. Все это стало понятно Пьеру после знакомства с Платоном Каратаевым. В соответствии с этой идеей хочется добавить, что этот конечно, интересен нам сам по себе. Однако гораздо важнее то, какую роль он сыграл в жизни Пьера Безухова. Благодаря этой встрече, главный герой смог обрести внутреннюю гармонию и согласие с миром и людьми.

Образ Платона Каратаева - это душевное народное начало, безграничная гармония, которая дается лишь через веру в Бога, в его волю на все, что происходит в жизни. Этот герой любит всех вокруг, даже французов, к которым попал в плен. Благодаря беседам с «народным философом» Пьер Безухов приходит к пониманию, что смысл жизни состоит в том, чтобы жить, осознавая божественное начало всего происходящего в мире.

Итак, мы охарактеризовали Платона Каратаева. Это выходец из народа, который сумел привнести в жизнь главного героя, Пьера Безухова, понимание мудрости простых людей.

Появление Платона Каратаева традиционно связывается с одним из этапов духовных исканий Пьера. Встреча с крестьянином в солдатской шинели означала для Безухова приобщение к народной мудрости, сближение с простыми людьми, обретение «спокойствия и довольства собой, к которым он тщетно стремился прежде», душевной свободы и умиротворения.

Платон принадлежит к миру крестьянской общины. Его облик не индивидуализирован, подчеркнуто лишен каких бы то ни было личностных характеристик, потому что Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Он чувствует себя частицей единого и слаженного природного организма, «частицей целого»: «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь».Этот герой лишен эгоистических желаний, подчинен некоему высшему разуму, все создавшему и за все отвечавшему. Платон Каратаев живет легко и радостно. Ему чуждо стремление изменить окружающую действительность, переделать ее в соответствии с какими-то абстрактными идеалами.

Смысл бытия для Платона Каратаева -- радостное ощущение слияния с миром. Его отношение к жизни выражается единственным словом -- любовь. Каратаев не имел «привязанности, дружбы, любви, как понимал их Пьер», но «любил и любовно жил со всем, с чем сводила его жизнь». Это глубокое христианское чувство составляло суть души Платона, суть народной души. Каратаев безропотно принимает все, что ниспослано свыше. Каратаев не смеет ничего требовать от жизни. Толстовский «Божий человек» кроток и счастлив тем малым, что имеет. Даже предчувствуя приближение смерти, он не утрачивает ощущения «восторженной радости».

По-своему прекрасные каратаевские идеи противоположны идее движения, развития, напряженного поиска истины, которой жил Безухов. Платон явился Пьеру в страшный момент и вернул герою веру «и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога». Эта встреча исцелила молодого графа Безухова. Солдат заставляет Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде», он «...узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей...».

Окончание нравственных исканий; гармония у удовлетворение в жизни Пьера.

Пьер Безухов всегда искал ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». Герой закономерно приходит к идеям декабристов, вступает в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека.

В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в «Войне и мире» духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Духовные искания Пьера Безухова.

Уроки Платона Каратаева

(на материале IV тома романа Л. Толстого «Война и мир»)

Цели и задачи урока:

1. Осмысление духовно-нравственных исканий Пьера Безухова, в числе их итогов.

2. Осознание роли Платона Каратаева в романе Л. Толстого.

3. Постижение «мысли народной» в романе.

4. Приобщение учащихся к философским и религиозно-нравственным исканиям Л. Толстого, воплотившимся в романе «Война и мир» в образах Пьера Безухова и Платона Каратаева.

5. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников.

Эпиграф к уроку: Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?

(I Кор. 3,16).

Оборудование урока:

1. ондарчука «Война и мир» (4 серия, мин.37-40).

2. CD «Кирилл и Мефодий».Литература. 10 класс . Урок.

3. Тренажер «Восстановите в хронологической этапы жизненных исканий Пьера Безухова».

План урока, записанный на доске:

1. Духовные искания Пьера Безухова до встречи с Платоном Каратаевым.

2. Платон Каратаев – воплощение народного духа в романе.

3. Изменения, произошедшие в Пьере после встречи с Каратаевым.

4. Итог духовных исканий Пьера Безухова.

Слово учителя.

Цели и задачи урока. План урока, запись его в тетрадях.

Как известно, отношения Л. Толстого с христианством и русской православной церковью были сложными и драматичными, писатель все подвергал сомнению, в том числе и христианские догматы: Бог - Троица. На страницах романа «Война и мир» отразились философские и религиозно-нравственные искания писателя, которые нам хочется понять.


в разгар Крымской войны, в марте 1855 года, писал в своем дневнике о том, что чувствует себя способным посвятить жизнь осуществлению великой и громадной мысли: «Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле».За три года до смерти Л. Толстой почувствовал себя, по его словам, «обязанным» исправить Христа, Конфуция, Будду, «потому что они жили 3-5 тысяч лет тому назад» и их учения устарели. Но в годы создания романа «Война и мир» до этого было еще далеко. Что представляли собой взгляды писателя в середине 60-х годов, какая религия соответствовала, по его мнению, «развитию человечества», была «практической», давала «блаженство на земле», делала людей счастливыми?

, богослов и исследователь русской литературы , в своей книге «Вера в горниле сомнений» пишет о том, что Л. Толстой в романе, говоря о христианстве, не упоминает Христа, но пользуется словом Бог, которое обладает некоторой неопределенностью. «Разумеется, историческая эпопея не богословское изыскание. Однако, если речь о Боге заходит постоянно в произведении, то не обойти стороной вопроса: христианский ли это Бог-Троица?» По мнению, «Бог у Толстого не мыслится в пространстве одного из христианских догматов». И хотя на страницах романа «Война и мир» речь часто заходит оевангельской любви, о Божьей любви, о роевой жизни, это собственно толстовское, а не христианское, православное понимание.

Л. Толстой, как видим, находясь в поисках религии «практической», думая о том, что может сделать людей счастливыми, отходит от подлинного православного вероучения . Его герои, и прежде всего Пьер Безухов, мучительно размышляют над вопросами: что есть жизнь, смерть, человек, Бог; что надо любить, что ненавидеть; что есть добро, что зло; зачем жить? Любимые герои Л. Толстого живут честно, поэтому путаются, ошибаются, редко бывают счастливыми.

Мы уже рассматривали тему духовных исканий Пьра Безухова на материале I, II, III томов романа-эпопеи. В последнем томе романа, в годину бедствий и страданий народных, в сожженной Москве, во французском плену, эти искания продолжаются, герой приближается к истине, как ее понимал Л. Толстой.

Работа с классом в форме беседы.

1. По фрагментам романа давайте вспомним этапы духовных исканий Пьра Безухова. Поможет нам в этом тренажер, составленный ученицей хронологическую последовательность исканий героя, дайте краткий комментарий. Тренажер.

2. Каким предстает Пьер до встречи с Платоном Каратаевым? В чем отличительные особенности героя?

– Героя отличают искренность, естественность, пытливость ума, увлеченность (Наполеоном, масонами). В то же время он слабоволен, подвержен чужому влиянию (Анатоля, Долохова, Василия Курагина, Баздеева). Но герой критически относится к себе, рефлексирует, раскаивается, испытывает потребность в нравственном самоусовершенствовании, живет мучительной, но интенсивной духовной жизнью. Пьер бескорыстен , сорит деньгами, в нем есть потребность делать добро. Во время общей беды в 1812 году он жаждет пострадать, принести жертву, совершить подвиг. Но Пьер не удовлетворен жизнью, его существование безрадостно, хотя он умеет и любить, и дружить.


3. По какому пути идет развитие героя?

– По пути сближения с народом, узнавания народа, восхищения им в Бородинском сражении.

4. В какой момент жизни Пьер Безухов встречается с Платоном Каратаевым?

– После расстрела поджигателей, в тяжелейший период, когда мир для героя разрушился и превратился «в кучу бессмысленного сора».В нем «уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога».

5. олстой рисует в романе Платона Каратаева, мы с вами говорили на предыдущем уроке. Давайте посмотрим, каким он предстает в фимьме Сергея Бондурчука в исполнении Михаила Храброва. На чем великий режиссер и актер сделали акцент, представляя героя?

– Сергей Бондарчук очень бережно относится к тексту Л. Толстого. Он точно передает обстановку и атмосферу встречи: сарай; подавленность Пьера и ласковость, мягкость, сердечность Платона, его услужливость, заботливость. Голос героя негромок, проникновенен. Речь пересыпана пословицами и поговорками, от которых веет верой в лучшее, оптимизмом, успокоенностью. Эпизод из фильма роизводит сильное впечатление.

6. Обратимся к слайду, посвященному Платону Каратаеву. Авторы программы «Кирилл и Мефодий» дают свою трактовку образа героя. Чем она отличается от нашей? Что в ней для нас нового?

– Мы не говорили о том, что Каратаев отказался от собственного «я», в нем нет эгоизма, концентрации на себе, своих переживаниях. Осмысление действительности ему тоже чуждо, он не делает попытки что-либо изменить в окружающем его мире. «Не нашим умом, а Божьим судом». Это отличает его от Пьера. Он всех любит одинаково, во всех видит Божье начало. Платон стал спасением для Пьера.

7. Как изменился Пьер Безухов под влиянием Платона Каратаева? (Анализ 11-12 гл. IIч. IVтома)

– До неузнаваемости изменился его внешний облик, прежде всего костюм: грязная продранная рубаха, солдатские портки, завязанные на щиколотках веревочками для тепла, кафтан, мужицкая шапка.

– Герой изменился физически: не казался толст, но сохранился «вид крупности и силы, наследственной в их породе».Борода, усы, «спутанные волосы на голове, наполненные вшами». Ноги босы.

– Изменилось выражение глаз: «твердое, спокойное и оживленно-готовое, такое, какого никогда не имел прежде.» В облике ощущались энергичность, готовность к деятельности.

– Иным стало настроение Пьера: с удовльствием переставлял босые ноги. На лице появилась « улыбка оживления и самодовольства».В душе его жили приятные воспоминания о пережитом за последние 4 недели.

– Подчеркивая изменения в своем герое, Л. Толстой рисует два пейзажа в его воспиятии. До плена Пьер не замечал природы, как и жизни вокруг себя, был погружен в мир собственных сомнений и раздумий. Обращает на себя внимание то, что утренний пейзаж, купола Новодевичьего монастыря, «морозная роса на пыльной траве», «прикосновение свежего воздуха», крик галок, брызнувшее лучами солнце вызвали в герое «не испытанное им чувство радости и крепости жизни»

– В главе автор дает прямые оценки своему герою, характеризуя его внутреннее состояние. Пьер «получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». «Успокоение и согласие с самим собою»,что так восхитили героя в солдатах в Бородинском сражении, он ощутил и в себе.

– Пьер переоценил себя прежнего: наивно, как ему теперь казалось, было искать гармонии с собой в филантропии, масонстве, в любви к Наташе. «Ему казалось теперь непонятным и даже смешным его намерение у бить Наполеона»; его ненависть к жене, чрезмерная забота о тайне имени представлялись «не только ничтожны, но и забавны».

– Герой настолько был погружен в процесс выживания, что ему не было дела до войны с французами, до судьбы России, хотя до плена, до встречи с Платоном Каратаевым он любил поразмышлять над судьбами мира. «Ему очевидно было, что все это не касалось его, что он не призван был и потому не мог судить обо всем этом».

– Пьер приобрел новое представление о счастье. «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие этого свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека.» Он оценил наслаждение еды, питья, сна, тепла, разговора с человеком, когда во всем этом была потребность.

– Погружение в жизнь естественную изменило отношение окружающих к Пьру. Если раньше петербургский свет смеялся над ним, то теперь его уважали и французы, и свои, он представлялся им «несколько таинственным и высшим существом».Имел «положение почти героя».

8. Какие изменения произошли во французских солдатах и офицерах после оставления Москы?

– В них появились злобность и жестокость. Это ощутил Пьер, он осознал таинственную и роковую силу, котороя управляла людьми, лошадьми, событиями. Именно этот герой почувствовал, что роковой силе противостоит «крепость и сила жизни».

9. Как ведет себя герой, когда по отношению к нему французы проявляют жестокость?

– Пьер хохочет. Произносит, на первый взгляд, странные слова: «Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!»

10. Какой смысл герой вкладывает в эти слова?

– Он ощущает в своей душе Бога. Ему ничего не страшно. Это чуство он приобрел благодаря Платону Каратаеву. Он стал ощущать себя частью Божьего мира. «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. И все это мое, и все это во мне, и все это я! … И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!»

Анализ XII главы 3-ей части третьего тома.

на вопрос: как Пьер Безухов среагировал на смерть Платона Каратаева? Почему?

Каким предстает Пьер в эпилоге романа?

В период своего становления оба персонажа романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов и его друг Андрей Болконский восторгались Наполеоном. Они хотели походить на него, видели величие и разум правителя. Однако реальная жизнь расставила всё по местам. Всё меняется, Пьер в плену у французов понимает ужас и бессмысленность людских смертей.

Решение убить Наполеона

Влияние масонов, разочарование в браке, дикое одиночество и непонимание смысла жизни толкает Пьера на странный необдуманный поступок. Безухов попадает на поле Бородинской битвы, он ощущает страх и вместе с тем единение с простыми людьми, которые делают историю. Он считает, что сможет избавить мир от тирана и пытается прорваться в логово французов в оккупированной Москве. Естественно, что человек державший оружие в руках лишь однажды (во время дуэли с Долоховым) не был готов к такому шагу.

Пьер попадает в плен, его приговаривают к расстрелу за то, чего он не совершал. Всё происходящее герой видит по-новому: существует смерть, несправедливость, дикий животный страх, настоящая смелость и самопожертвование. Именно время, проведённое в плену, влияет на всё то, что было огромной неразрешённой проблемой для героя – Пьер начинает ценить жизнь, перестаёт искать некий высший смысл, учится мудрости и смирению.

Платон Каратаев и его мудрость

В заточении Безухов знакомится с простым крестьянином Каратаевым Платоном, тот делится своим пониманием жизни. Это очень важный момент в биографии героя: жизнь начинает обретать настоящий смысл. Простой человек даёт герою больше, чем 10 лет, проведённых за границей в роскоши и безмятежности. Каратаев учит Пьера пониманию того, что жизнь дана человеку для того, чтобы приминать то, что она даёт с благодарностью, любить, растить детей, работать. Самые простые истины становятся откровением для Пьера, в том числе и то, что все проблемы от излишества, а не от недостатка денег.

В плену Каратаев постоянно чем-то занят, он чинит вещи, латает то, что рвётся, готовит еду, подсказывает другу-аристократу, как уберечь своё здоровье. Через персонажа из простого народа Толстой делится своей жизненной позицией: человек должен искать, ошибаться и снова искать, получать знания и идти своей дорогой дальше, не оставаясь в подчинении того, кто делится своими знаниями. Пьер учится жить эмоциями, а не разумом, прислушиваться к себе, относиться ко всему просто и спокойно. Разговоры с Каратаевым успокаивают душу героя, он видит свою жизнь другими глазами, понимает, что счастлив здесь и сейчас. Автор так говорит о случайном духовном наставнике Безухова: он был “как бы живой сосуд, наполненный чистейшей народной мудростью”.

Эпизод в плену – его значение в развитии образа Пьера Безухова

Там, в плену у французов, Пьер переосмыслил все составляющие своей реальности. Ушли различия в происхождении, сословиях, богатстве, воспитании и образовании. Всех объединила общая беда, сострадание, желание помочь друг другу. Там Пьер обретает хорошую физическую форму, его полнота уходит остаётся крепость и сильное тело, он становится сильнее не только физически, но и морально. Пьер понимает, что больше ничего в жизни не стоит бояться, “он узнал, что на свете нет ничего страшного”. Ужас пережитый в первые дни плена, когда перед Безуховым произошла сцена расстрела двоих пленных, оставил отпечаток на всю жизнь героя. Понимание того, что не только русские, но и французы против убийства и насилия, делают эти события ещё более трагичными и абсурдными.