Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (Школьные сочинения). Образ наташи ростовой - самый женственный в русской литературе

Любимая героиня Толстого

Открывая замечательную книгу, читатель понимает, что образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» один из главных для писателя. Объёмное повествование насыщено героями. Люди разных возрастных категорий, социального положения, уровня образования живут на страницах произведения. Но Наташа Ростова выделяется в пёстрой и многообразной череде лиц и характеров. Автор с особой теплотой и любовью описывает героиню, заставляя читателя внимательно следить за её судьбой.

На протяжении романа Наташа из юной угловатой девочки превращается в почтенную даму, главу многочисленного семейства, счастливую жену и многодетную мать. Как же происходит это чудесное перевоплощение.

Юная графиня Ростова

Для Наташи Ростовой «Война и мир» становится фоном, на котором разворачиваются события её жизни, происходит взросление.

Вот Наташа четырнадцатилетний подросток «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». В семье праздник: именины графини Ростовой и любимицы Наташи. Чувствуется атмосфера искренней любви и добра. Гостеприимный дом Ростовых полон гостей, улыбок, детского смеха. Вместе с автором мы любуемся смелой девочкой, которая манипулирует взрослыми людьми, чувствуя, что сегодня ей позволена любая шалость.

Следующая встреча с героиней происходит на балу. Затаив дыхание, мы вместе с Наташей входим в сверкающую залу, разглядываем своё отражение в огромных зеркалах и, замирая от восторга, кружимся в вальсе с Андреем Болконским. Такой рисует нам писатель свою любимую героиню на заре её юности. Безоблачное детство, дружная семья, атмосфера творчества и влюблённости – окружающая атмосфера юной Наташи.

Любовь в жизни Наташи

Повествование движется вперёд. Мы с интересом следим за судьбой юной графини и подробнее знакомимся с её внутренним миром.

Главная черта в характеристике Наташи Ростовой – состояние постоянной влюблённости. Любовь для неё основа жизни. Будучи ещё маленькой девочкой, она увлекается Борисом Друбецким, восхищается учителем танцев. В шестнадцатилетнем возрасте собирается замуж за героического Василия Денисова. Всё это ожидание настоящей любви. Глубокое всепоглощающее чувство рождается в душе Наташи после знакомства с Андреем Болконским. Но ошибка молодой наивной девушки, её неожиданное увлечение порочным Анатолем Курагиным расстроило свадьбу и привело влюблённых к разрыву отношений. Душевная рана заживает постепенно. Вновь зародившаяся в сердце любовь Наташи Ростовой помогает ей оправиться после болезни и снова начать жить. Её верным другом, утешителем, любимым мужем становится Пьер Безухов. Отношения героев, по мнению автора – образец для подражания. Наташа находит себя в этой жизни. Обретя верного супруга, заботясь о детях, она счастлива и довольна своей судьбой.

Богатый душевный мир

В романе «Война и мир» образ Наташи Ростовой раскрывается Толстым достаточно полно.

Героиня – личность творческая и увлекающаяся. Она с удовольствием занимается танцами, прекрасно поёт, играет на фортепьяно. В самые тяжёлые моменты жизни именно музыка помогает справиться с обстоятельствам и возвращает желание жить.

Отдельной чертой характера автор выделяет близость Наташи Ростовой к народным традициям. Её любят простые люди, живущие в доме Ростовых. Распоряжения молодой хозяйки выполняются с особым усердием и желанием. Она с удовольствием ездит верхом, принимает участие в охоте брата, пляшет барыню под гитару дядюшки. Её поведение искренне и естественно. «Дух и приёмы были те самые неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка».

Наташа Ростова любит природу и умеет тонко чувствовать её красоту. Лунная ночь в Отрадном приводит её в восхищение: «Ах какая прелесть!…Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки…и полетела бы. Вот так!».

Сила характера слабой девушки

Описание Наташи в романе Льва Николаевича Толстого создаёт перед нами образ весёлой беззаботной, жизнелюбивой особы. Слегка кокетливой, немного легкомысленной, влюбчивой и романтичной. На самом деле девушка обладает силой духа и способностью совершать решительные поступки. Забывая о себе, Наташа ухаживает за матерью. Своим постоянным присутствием, тактом, любовью спасает графиню от отчаяния после гибели младшего сына Пети. Не отходит от постели тяжелораненого Андрея Болконского. Изнеженными руками обрабатывает гноящиеся раны, меняет повязки. Любовь, милосердие, готовность к самопожертвованию гармонично сочетаются в ней с чувствительностью и нежностью.

Любовь к Родине

В доме графа Ростова мало говорят о патриотизме, в отличие от светского салона Шерер и гостиной графини Безуховой. Члены семьи Ростовых любят свою Родину не на словах, а на деле. Храбро сражается Николай Ростов, защищая свою страну от захватчиков. Маленький Петя собирается тайком убежать на фронт. Наташа готова пожертвовать своим приданым, чтобы помочь раненым выехать из осаждённой французами Москвы. Она эмоционально убеждает родителей отдать подводы раненым и взять с собой лишь самое необходимое.

Отношение к Наташе Ростовой

Небольшой объём сочинения на тему «Наташа Ростова» не позволяет подробно остановиться на всех деталях описания любимой героини Толстого. Её многогранный характер открывается нам по мере прочтения книги. Ею незабываемый образ со всеми достоинствами и недостатками становится понятным и любимым для многих читателей бессмертного романа.

Тест по произведению

3 ответа

Одним из самых ярких и привлекательных образов романа является образ Наташи Ростовой. Подобно легкому весеннему ветерку врывается эта нежная, хрупкая девушка в скучную, чопорную окружающую жизнь, освежает ее, наполняет энергией и заражает всех своим счастьем. «Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки », - такой видим мы Наташу на первых страницах романа. Такой же она останется и в дальнейшем, выдержав множество испытаний, пройдя через трудности и разочарования. Потому что душевную чистоту и красоту этой девушки не способны затмить никакие превратности судьбы.

* «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!»

Это были первые слова, которые услышал из уст Наташи Ростовой Андрей Болконский. И эти слова, а также великая энергия радости и счастья словно перевернули весь его внутренний мир, всю его прошлую жизнь. Наташа, как прекрасная птица, летела по жизни, увлекая за собой не только князя Андрея, ной всех, кто с ней сталкивался. Внутренний мир героини Толстого открывается нам уже через отдельные штрихи к ее портрету. Достаточно обратить внимание на ее глаза: «любопытные», «умоляющие», «сияющие», «несколько насмешливые» или «печально-вопросительные».

Русская природа - это ее стихия. Вспомним дни, проведенные героиней в Отрадном: скачки на тройках святочной морозной ночью, пляски с ряжеными, игры, пение. В этих сценах отражается вся прелесть натуры Наташи Ростовой, ее тесная связь с народной жизнью. Ее простота и естественность объясняются тем, что она « умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке ». Боль и страдания солдат, защищавших родину, она переживает как свои собственные. Именно потому она ощущает невероятный прилив душевных сил. Она отдает все подводы раненым, оставляет вещи, потому что просто не представляет себе, что можно поступить иначе в данной ситуации. Что значит теперь все богатство, когда речь идет о спасении русских солдат и офицеров?!

Героиня Толстого живет не умом, а сердцем. А сердце вообще никогда не обманывает. Потому Наташа Ростова так хорошо понимала людей и всегда могла прийти им на помощь. Она понимает чувства Николеньки, когда он проиграл почти все состояние. В тот вечер Наташа пела только для брата, и он, слушая ее голос, забыл обо всех неприятностях. Она хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал ». В преуспевающем Борисе Друбецком, своем детском женихе, она без труда сумела разглядеть мелкого, тщеславного себялюбца и карьериста. Этот человек никак не мог стать спутником такой чуткой и открытой девушки, как Ростова. Обладая огромной способностью к состраданию, Наташа начинает плакать вместе с Соней, даже не зная причины слез подруги, а «только оттого, что Соня плакала».

Героиня Толстого отличается удивительной эмоциональностью, открытостью, душевной цельностью. Она способна ни глубокую привязанность и сильные чувства, она чистосердечна и искренна как в радости, так и в страдании.

Будучи открытым, искренним человеком, Наташа не понимает всей фальшивости окружающего ее общества. Ей кажется, что все одинаково добрые, милые, прекрасные люди, искренне любящие друг друга. Вероятно, это происходит оттого, что сама она всей душой стремится ко всеобщей любви и дружбе. Нежелание видеть отрицательных черт нередко приводит героиню к опрометчивым поступкам. Так, она не сразу смогла разгадать истинную натуру Анатоля Курагина, который лишь использовал, обманывал ее.

Героиню Толстого характеризует чистая, искренняя любовь к людям. Наташа Ростова и любовь неразделимы. Она искренне любит отца и мать, Николая и Соню… Но особенно полно ее душевный мир раскрывается в любви к Волконскому. Пройдя через многие жизненные испытания, эта любовь сохранила свою чистоту, глубину и нежность. Наташа полюбила князя Андрея с первого взгляда. Когда он пригласил ее на вальс, ее лицо осветилось счастливой, почти детской улыбкой. «Давно я тебя ждала», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых пролиться слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». Счастью и радостью переполнялось сердце девушки от сознания, что она может стать женой этого человека. Тяжело переживала Наташа предстоящую разлуку с женихом: « Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее… «Не уезжайте!» - только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться, и который он долго помнил ».

Юная Ростова, казалось, не осознавала до конца, что с ней происходит. После отъезда Болконского она чувствует растерянность. Не думая, что делает, девушка просто раскрывалась навстречу чувствам. Иногда эти чувства оказывались ошибочными - как в случае с Анатолем. Только спустя какое-то время настоящая любовь проснулась в душе Наташи, она полностью осознала свои чувства к Андрею. То было радостное и новое чувство, поглотившее Ростову целиком, вернувшее ее к жизни.

В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил все те качества, которые должны, по мнению автора, присутствовать в душе каждого настоящего человека, качества, которые сам он больше всего ценил в людях. Его героиня жизнерадостная, чуткая, естественная, непосредственная девушка. Она отличается одаренностью, способностью видеть и понимать душу другого человека, готовностью прийти на помощь, тонкой интуицией. Она любит людей и всем делает только добро, она стремится жить полной жизнью, наслаждаться каждой прожитой минутой. И каждую минуту излучать тепло и свет. В самом деле, героиня Толстого, благодаря своим неповторимым душевным качествам, богатству своего внутреннего мира, становится ярким лучиком света в скучном и сером светском обществе.

Наташа Ростова является центральным женским персонажем романа-эпопеи “Война и мир” Л.Н. Толстого и его любимой героиней. Действие романа охватывает период времени с 1805 по 1820 год, и в течение этого времени мы следим за тем, как развивается образ Наташи.

Впервые мы видим Наташу тринадцатилетним подростком. Она еще нескладна и некрасива, ее волосы сбиты сзади черными кудрями, но она искренна и одновременно прекрасна в своей непосредственности.

Героиня еще является гадким утенком, но который уже готов превратиться в прекрасного лебедя. У нее есть необыкновенные музыкальные способности, она наделена удивительным голосом, непосредственна и отзывчива. При этом героиня имеет сильный характер, с несгибаемым нравственным стержнем.

Наташа растет в атмосфере счастья, любви и веселости, которая свойственна семье Ростовых. Дом Ростовых в Москве всегда полон жизни, но не меньшую идиллию представляет и жизнь семейства в Отрадном, где героиню окружают великолепные пейзажи, она участвует в святочных играх, гаданиях. А ведь известно, что классики всегда изображали своих любимых героев в единении с природой и в непосредственной связи с национальными традициями.

По мере того, как развивается сюжет, героиня превращается в привлекательную, живую, умеющую чувствовать девушку. Наташа способна на самопожертвование, ей не чужды высокие душевные порывы. Так, она решительно обжигает руку, доказывая Соне свою дружбу и любовь, принимает участие в судьбе раненых, когда отдает подводы для вывоза их из горящей Москвы. Во время Отечественной войны 1812 года Наташа занимает ответственную позицию. Она уверенна и мужественна. Она не дает оценки происходящему, а повинуется своим жизненным принципам, которые диктует ей ее искренний и чистый характер. Именно героиня спасает мать от умственного помешательства после смерти Пети, она ухаживает за тяжело раненным князем Андреем. Однако Толстой не идеализирует свою героиню, в ее поведении нередко прослеживаются эгоистичные мотивы, ее поступки не всегда диктуются разумом, по словам автора, она «не удостаивает быть умной». Однако эта нелестная в современном понимании характеристика говорит о главной отличительной черте образа Наташи – эмоциональности и интуитивной чуткости. Она стремится жить полной жизнью, хочет любить и быть любимой. Но ее эмоциональность, влюбчивость сыграли с ней плохую шутку: будучи помолвленной с Андреем Болконским, она увлекается Анатолем Курагиным, явно недостойным объектом ее внимания. Лишь когда она просыпается от этого наваждения и встречает в Мытищах раненого князя Андрея, она осознает свою вину и хватается за возможность искупить ее. Уход за князем Андреем возрождает ее к жизни.

Роль жены и матери, которую выполняет Наташа Ростова в эпилоге романа, неслучайна. Героиня становится женой Пьера Безухова, который близок ей по духу, ведь именно он еще вначале романа в тринадцатилетней девочке увидел прекрасную и возвышенную душу с богатым внутренним миром.

В эпилоге романа Наташа полностью погружена в семейные заботы, она разделяет интересы мужа и понимает его. Автор рисует Наташу такой, какой, по его мнению, должна быть идеальная женщина. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила”, – пишет Толстой, называя свою героиню “сильной, красивой и плодовитой самкой”. Но в этом видит смысл своей жизни Наташа Ростова. Эта характеристика героини, данная в эпилоге, еще раз свидетельствует о том, что Наташа будто является частью природы, она даже мыслит не разумом, “а всем существом своим, т. е. плотью”. Наташа принимает роль добровольной и счастливой рабы: “Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа”. Героиня любит и любима. А это и есть для нее истинное содержание полноценной и счастливой жизни.


Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой, работая над созданием романа-эпопеи «Война и мир», наряду с другими проблемами проводит следующую идею: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Все любимые герои автора в той или иной мере соответствуют данной идее.

Раскрывая «мысль семейную» в романе, Лев Николаевич проповедует идеал женщины, которую сравнивает с зеркалом, отражающим все черты характера и привычки мужа. Близкой к такому идеалу он считает Наташу Ростову.

Наташа, будучи подростком, отличается от всех окружающих. Внешне некрасивая, она поражает всех своей непосредственностью, открытостью и бесконечным обаянием. Она готова заплакать, если рядом кто-то страдает. Сам автор считает Наташу воплощением любви.

Читая роман, от страницы к странице невольно начинаешь понимать, что с кем бы ни встретилась на жизненном пути эта чудная девочка, девушка, а позже молодая женщина, всем становится от нее теплее.

Она, как яркий солнечный лучик, согревает всех вокруг своей добротой и душевной щедростью.

Вот первая встреча с Наташей, когда она вбегает в комнату. Обаяние ее – в простоте и естественности. Она все хочет увидеть, все узнать, ее жизнерадостность заражает присутствующих. Показательна в этом отношении первая встреча князя Андрея и Наташи в Отрадном. Князь, переживая тяжелый душевный кризис, считает, что все кончено, «он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». И вдруг, нечаянно услышав, как взволнована девушка красотой лунной ночи, Болконский «вспоминает все лучшие минуты» своей жизни, и его восприятие мира меняется.

Пьер Безухов также чувствует себя счастливым в обществе Ростовой. Он говорит о ней так: «Она обворожительна». Кроме того, девушка обладает тонкой интуицией, ее сердце моментально чувствует, с кем случилась беда и кому требуется помощь. Когда ее брат Николай, проиграв крупную сумму Долохову, впадает в уныние, именно сестра своим чудным голосом выводит его из этого состояния.

Восторженной и замирающей от волнения мы видим Наталью во время ее первого бала. На нее сразу обращаются десятки глаз: в отличие от многих эта девочка по-настоящему счастлива и искренна в своих чувствах.

Так же естественно ведет себя девушка в непривычной обстановке в гостях у дядюшки. Наташе весело на душе, ей нравится и угощение, и песни. Не ожидая уговоров, героиня идет в пляс. Автор задает вопрос: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы?» В сцене пляски проявляется связь Наташи с простым народом.

Показывая ошибки неопытной девушки (роман с Анатолем Курагиным и измену князю Андрею), Толстой хочет сказать, что это тоже естественно для его героини, потому что она действует, ошибается, приобретает опыт и в результате приходит к своему счастью. Русский дух, живущий в Наташе на подсознательном уровне, диктует ей о помощи раненым во время войны 1812 года. Она настаивает, чтобы подводы, предназначенные для вывоза семейного скарба, отдали раненым, и счастлива от этого. Наташа обладает тем, что позднее Антон Павлович Чехов назовет особым человеческим талантом-чутьем к чужой боли. Например, когда мать оплакивает смерть сына Пети, в Наташе «вновь просыпается жизнь», и она как может успокаивает мать.

В финале романа Наташа показана как мать четверых детей и любящая жена. С Пьером они понимают друг друга с полуслова. Он «видел себя отраженным в своей жене».

Таким образом, Толстому удалось показать идеал женщины, как он это представлял. По его мнению, предназначение женщины – быть женой и матерью, отдавать все силы семье, обретая в этом и собственное счастье. «Кто счастлив, тот прав!» - записал он в дневнике в 1863 году, когда только начинал работу над романом. Таким счастливым человеком и приносящим счастье другим показана любимая героиня Толстого.

Обновлено: 2018-02-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Образ Наташи Ростовой в романе-эпопее Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой использует прием антитезы, противопоставляя настоящую жизнь - фальшивой, истинные жизненные ценности - ложным, внутреннюю красо­ту - внешней. Олицетворением внешней красоты и внутренней пустоты является в романе Элен Безухова, воплощением же внут­ренней красоты, жизни, любви - Наташа Ростова.

Наташа - любимая героиня Толстого. Она покоряет читате­ля своей искренностью, непосредственностью, жизнелюбием, поэтичностью, богатством внутреннего мира. «Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой» называет ее Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с Наташей в доме

Ростовых, она предстает перед нами тринадцатилетней девоч­кой, совсем юной, трогательной, непосредственной. «Черногла­зая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками… с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и малень­кими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмач­ках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Мы видим, как Наташа взрослеет, едет на свой первый бал, переживает свою первую любовь.

Эта героиня очень непосредственна, близка к природе. Она восхищается красотой лунной ночи в Отрадном, очень органич­на в сцене охоты.

Наташа очень музыкальна, романтична. Она прекрасно поет, тонко чувствует музыку, ее пением восхищается Денисов. А пляс­ка Наташи, в которой раскрывается вся ее русская душа? Эта пляска приводит в восторг и дядюшку, и Николая, и тетку Ани­сью, которые вдруг понимают, что эта юная девочка «умела по­нять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисье, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Наташа близка к народу. Во время отъезда из Москвы она про­сит родителей отдать подводы раненым солдатам. «Люди собира­лись около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странно­му приказанию, которое она передавала, пока сам граф от имени своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы выдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые».

Главное качество этой героини - ее любовь к людям, эмоци­ональность, человечность. Из всех героинь романа она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взгля­дов и выражений лиц». Наташе не свойственна нравственная рефлексия, глубокие раздумья о смысле жизни. «Она не удоста­ивает быть умной», - замечает Пьер. Однако Наташа наделена «умом сердца». Она тонко чувствует людей, понимает их. Так, она интуитивно чувствует фальшивую, подлую натуру Бориса Трубецкого, Берга. И наоборот, ей с самого начала симпатичен Пьер Безухов.

В романе Наташа Ростова словно олицетворяет собой саму природу и любовь. Стремление к любви, жизнь чувствами - это главное в ее натуре. Отсюда все ее ошибки, побег с Анатолем

Курагиным. Однако эта любовь не эгоистична, она распростра­няется на всех близких ей людей. Так, в трудную минуту Наташа становится опорой для матери. «Любовь Наташи, упорная, тер­пеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала гра­финю».

В финале мы видим Наташу женой Пьера, матерью большого семейства. Она утратила свое прежнее очарование. «Все, знав­шие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней пе­ремене, как чему-то необыкновенному.. Одна мать удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерной женой и мате­рью…». Однако натура героини не изменилась, любовь по-прежнему составляет для нее смысл жизни.

Наташа Ростова в романе «Война и мир» — это воплощение национального женского характера

Образ Наташи Ростова для Толстого очень значим

Образ Наташи Ростовой для Толстого особенно значим, во-первых, потому, что она являет собой воплощение русского характера, во-вторых, потому, что именно эта героиня наиболее полно отражает взгляд автора на идеальную сущность женщины и место женщины в обществе.

В понимании Толстого женщина есть олицетворение любви, но любви духовной, роль женщины в обществе — это роль хранительницы семьи.

Детство и семья Наташи

Такой характер, как у Ростовой, мог появиться только в семье, олицетворяющей мир патриархальной дворянской семьи, в которой не только все ее члены, но и слуги, и остальные домочадцы представляют собой единое целое, связанное любовью.

Мы узнаем, например, что графиня вышла за графа Ростова по любви, хотя он был не так именит и богат, как остальные претенденты. Мир старых Ростовых и их детей — это мир бесконечной доброты и самопожертвования (реакция старого графа на проигрыш Николая, подводы для раненых в Москве в ущерб своему имуществу, поведение Пети и Николая и многое другое). Сама же Наташа — любимица всей семьи. Мы встречаемся с ней, еще девочкой, на первых страницах романа, на именинах, которые являют контраст со страницами, посвященными салону Анны Павловны Шерер. Непосредственностью героини любуются не только мать и отец, но и все гости.

Черты характера Наташи

Наташа щедро наделена лучшими человеческими качествами

Ростова щедро наделена лучшими человеческими чертами:

  • она талантлива (прекрасно поет),
  • одарена внутренней чуткостью (как понимает она чувства других людей, например, Пьера),
  • мечтательна (ночь в Отрадной и беседа с Соней, которую слышит князь Андрей),
  • в высшей степени олицетворяет лучшие качества русской души (сцена танца у дядюшки, поведение героини во время отъезда из Москвы).

«Сущность ее жизни была любовь»,

— пишет Толстой. Без любви Наташа страдает, как в год отъезда князя Андрея. Даже в ее чувствах к Анатолю проявляется сущность её характера. Она не может лгать и поэтому уверена, что и остальные так же правдивы, как она.

Героиня Ростовой живет как бы на одном дыхании, неудержимо отдается тем чувствам, которые ее одолевают. Забота о матери, раненом князе Андрее, даже о совершенно чужих ей раненых составляет суть ее отношений с людьми. Толстой показывает, что натура Наташи может быть искажена при соприкосновении с лживым миром Курагиных, но суть ее при этом остается прежней. Недаром Пьер понимает, что любит Наташу именно в дни, когда раскрывается ее роман с Курагиным.

В эпилоге романа читатель подчас видит совсем не ту героиню, к которой привык и которую хотел бы видеть. Но, по Толстому, именно в семье находит она свое предназначение. Именно такая женщина является идеалом писателя. Заботы о муже и детях, деятельное участие в их судьбе — вот предназначение женщины. Ростова не вдумывается в те идеи, которые обуревают Пьера, но она полностью доверяет ему и готова последовать за ним всюду.

Образ Наташи в системе романа и авторское отношение Толстого к ней

Княжна Марья во многом близка Наташе

Княжна Марья во многом близка Наташе (сущность ее жизни тоже любовь), но в то же время в Марье значительно больше духовной работы, скрытой от других внутренней жизни. Обе любимые героини романа Толстого некрасивы, но в минуты высоких душевных переживаний они прекрасны. Толстой постоянно пишет о «блестящих», «сияющих» глазах героини, о «прекрасных, лучистых глазах княжны Марьи.

Душевной красоте Ростовой противопоставлена мертвая, мраморная красота Элен Курагиной. Принципиально для писателя, что любовь, которая составляет суть характера и образа Наташи, абсолютно не свойственна Элен.

Элен — хищница, ее внешность не соответствует внутреннему миру

Элен — хищница, ее внешность не соответствует внутреннему миру. Толстой не устает подчеркивать, что в человеке, прежде всего, прекрасен внутренний мир, который делает его красивым и внешне. А вот обратное (когда прекрасный облик обязательно связан с внутренней красотой) совсем необязательно. Таким образом, противопоставление Наташи и Элен (например, в сцене первого ее бала) помогает автору раскрыть идеал красоты:

красота обязательно связана с духовностью.

Толстой пристрастно относится к . И этого он не скрывает. Он заставляет своих любимых персонажей совершать ошибки, мучаться, падать духом и воскресать снова. Наташу он любит всей душой, выбирая самые разнообразные краски для того, чтобы обрисовать ее характер.

Смотрите нашу презентацию по данной теме:

Сущность жизни Наташи Ростовой — любовь

(«любовь к матери показала ей, что сущность ее… — любовь — еще жива в ней),

  • отношение к героине других персонажей (в трагические минуты жизни Ростова необходима другим: именно ее зовет старая графиня после известия о смерти Пети),
  • излюбленный прием Толстого — контраст (контраст внешности Наташи и Элен в описании первого бала героини, контраст между некрасивым, даже страшным лицом героини и внутренним огнем души при встрече с Андреем в Мытищах).

Каким бы противоречивым ни было восприятие образа Наташи Ростовой современными читателями, мы сталкиваемся в нем с особенным миром души русской женщины, русской дворянки, начала ХIХ века. В этом характере, с одной стороны, отразились черты века, с другой — общенациональные и общечеловеческие черты.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь