Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Мягкий знак в конце существительных. Мягкий знак после шипящих

Цель урока: изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода».

Задачи урока:
- образовательная:

  • познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих;

- развивающая:

  • развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
  • развитие внимания, зрительной памяти учащихся;

- воспитывающая:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы обучения: поисковый, словесный, практический

Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • презентация 24 слайда (среда POWER POINT);
  • учебник русского языка для 3 класса (авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, изд. «Просвещение», 2007 год, УМК «Школа России»);
  • алгоритм работы «Существительные с шипящими на конце»;
  • бланки для проверки знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.
Слайд № 1.
Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь, дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.

II. Чистописание.
На доске:
ж ч ш щ ь
- Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ч, щ? ([ж] – согласный, твёрдый непарный, звонкий парный звук, [ш] – согласный твёрдый непарный, глухой парный звук, [ч"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук, [щ"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук).
- Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Пропишите каллиграфически правильно буквы.

III. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
На слайде №2:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.
- Прочитайте слова.
- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные, ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный). Объясните написание орфограмм.
- Выпишите слова в два столбика.
- По каким признакам вы распределите слова в два столбика? (в один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости , а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
- Какие гласные вставили? Назовите их.
- Как вы распределили слова по двум столбикам?
Проверка. (Слайд № 2, по щелчку)
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «помощь»).
(Слайд № 3)
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

IV. Создание проблемной ситуации.
(Слайд № 4)
Устно: Замените словосочетания одним словом:
Она бывает устной и письменной – речь
Человек, который играет на трубе – трубач
Место, где купаются и загорают – пляж
Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь
- Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).
- Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).

V. Открытие детьми нового знания.
- Сейчас будем работать парами.
- Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод.
(Слайд № 5)

Исследуем слова

  1. Прочитайте слово.
  2. Какой частью речи является слово?
  3. Определите род имен существительных.
  4. Какой звук слышится на конце слова?
  5. Подумайте, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их на группы.
  7. Чем отличаются слова из каждой группы?
  8. Сделайте вывод. Попробуйте сформулировать правило.

(Слайд № 6). На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.
Каждая пара выполняет задание в тетрадях. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях.
- Давайте проверим, как вы распределили слова в два столбика. (Слайд № 6, по щелчку)
- Какова же работа мягкого знака в эти словах? (грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
- Какой вывод можно сделать? (мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Схемой это можно записать так: (Слайд № 7)

VI. Работа с учебником (правило).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила на странице 69.
- Правы ли были мы с вами?

VII. Физминутка.
(Слайд № 8)
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода – подпрыгивайте.
Дичь, чиж, ночь, грач, тишь, дочь, врач, брошь, кулич, мышь, плащ.

VIII. Закрепление полученных знаний.
- У каждого на парте имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных
а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 58 на стр. 70
(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)
- Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род имени существительного)
б) - Отгадайте загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в женском роде и без него в мужском роде).
(ученик - у доски)
(Слайд № 9)

1) Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок.
(Ключ )
2) В небе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет
(Печь )
3) Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождём.
(Душ )
4) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь )
5) Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
А потом вдруг убежала.
(Ёж )
6) Утка в море,
Хвост на заборе.
(Ковш )
7) Стукнешь о стенку -
А я подскачу.
Бросишь на землю -
А я отскачу.
Чтобы было! А что было?
(Мяч )
8) Ходит вдоль каравая,
Его разрезая.
(Нож )

IX. Практическая работа.

Сейчас каждому предстоит побывать в роли учителей. (Слайд № 10). Один ученик написал текст, и я уже вижу в нём ошибки. Исправьте ошибки. Запишите правильно.

Сколько ошибок насчитали? Какую оценку надо ставить такому ученику?
Самопроверка. (Слайд № 10, по щелчку)

X. Картинный диктант.
(Слайды № 11 – 22)
- Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите. (ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ).

XI. Тест (самостоятельная работа)
- А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания.

XII. Обобщение знаний по теме.

Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали? Чему научились?

XIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:
(Слайд № 23)
1. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
3. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
Самопроверка. На экране правильные ответы, дети проверяют.
(Слайд № 24)

XIV. Домашнее задание.
Правило на странице 69, упражнение 59 на странице 70.

XV. Окончание урока.

Задачи уроков 102-104: 1) формировать умение определять род имени существительного; 2) познакомить учеников с новой орфограммой - правописанием мягкого знака в конце имен существительных женского рода; 3) научить детей разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него; 4) показать новую функцию мягкого знака - грамматическую.

Это важно! Надо обратить внимание детей, что мягкий знак после шипящих в конце слова пишется не просто в именах существительных женского рода, но обязательно у существительных женского рода в единственном числе. Иначе будут возможны ошибки типа пять тысячь, из-за тучь и т. п.

Урок 102

Подведение учащихся к самостоятельной формулировке правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных (упр. 62 из учебника).

Уточнение сделанного школьниками вывода при чтении сообщения Самоварова на с. 48 учебника.

Письменное выполнение упр. 63 из учебника с обязательным объяснением принятых решений.

Игра «Найди третье лишнее» (упр. 64 из учебника).

Выполнение упр. 66 из учебника.

Упр. 65 из учебника может быть выполнено или при работе в паре, или в форме самодиктанта со словами-отгадками.

Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний (упр. 67 из учебника).

Итог урока: С какой новой орфограммой мы познакомились на уроке? Когда в конце имен существительных после шипящих надо писать мягкий знак?

Домашнее задание. Упр. 44 из РТ.

Урок 103

Проблемный вопрос: Зачем пишется мягкий знак в словах отмель, шмель ? А в словах рожь, мышь ?

Выслушиваются варианты ответов детей, затем читается сообщение Самоварова на с. 50 учебника.

Важно показать, что в конце имен существительных после шипящих мягкий знак выполняет только роль указателя на женский род, то есть чисто грамматическую функцию.

Уточнение знаний учащихся о роли мягкого знака в конце имен существительных после шипящих при выполнении упр. 45 из РТ.

Разграничение случаев употребления мягкого знака: а) мягкий знак служит для указания на мягкость согласных; б) мягкий знак служит для указания на существительные женского рода (упр. 68, 70 из учебника).



Игра «Волшебные превращения слов» (упр. 46 из РТ).

Командная игра «Кто больше?». Одна команда подбирает и записывает на доске имена существительные женского рода с шипящим согласным в конце, вторая команда - имена существительные мужского рода с шипящим согласным в конце, третья команда - имена существительные, в которых мягкий знак в конце слова указывает на мягкость согласного звука.

Систематизация знаний учеников об употреблении мягкого знака в русском языке: Для чего может употребляться в словах мягкий знак?

Работа с упр. 71 из учебника.

Итог урока: Какие три разные роли может выполнять мягкий знак в словах?

Домашнее задание. Упр. 69 из учебника.


Урок 104

Формирование умения употреблять мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода, разграничивать случаи употребления мягкого знака в словах: игра «Кто самый внимательный?» (упр. 47 из РТ); комментированное письмо (упр. 48 из РТ); при работе с текстом (упр. 72 учебника - последнее задание к упр. на уроке не выполняется).

Итог урока: Для чего в конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак? Когда еще пишется мягкий знак?

Домашнее задание. Выполнить последнее задание к упр. 72 из учебника.

Уроки 105-107. Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Задачи уроков 105-107: 1) познакомить учащихся с понятиями склонения и падежа; 2) ввести названия падежей, познакомить детей с этимологией этих терминов для лучшего их запоминания; 3) способствовать усвоению учащимися алгоритма определения падежа; 4) показать роль окончания при изменении имен существительных по падежам; 5) познакомить детей, с одной стороны, со словами-«помощниками» при определении падежей, а с другой стороны - с предлогами, употребляемыми с определенными падежами.

Урок 105

Работа по заданиям и вопросам учителя: Определите, как изменяются имена существительные: река - рéки, глаз - глазá . (Изменяются по числам.) Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание.) А теперь прочитаем словосочетания из упражнения 73 учебника и поможем Ане ответить на вопрос Совенка.

Наблюдение за изменением формы слова и формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное (упр. 74 из учебника). Важно научить детей ставить вопрос к имени существительному не произвольно, а обдуманно: от главного слова в словосочетании (залили для чего? для катка; спешат к чему? к катку и т. д.). Обратить внимание детей на изменение окончания в слове.

Чтение диалога Совенка, Вани и Самоварова на с. 54 учебника помогает учащимся понять цель изменения имен существительных по падежам - имя существительное изменяется для связи слов в предложении по смыслу.

Чтение названий падежей по учебнику (сообщение Самоварова на с. 55). Надо обратить внимание на сокращения при указании падежей. Целесообразно параллельно с чтением сообщения Самоварова делать запись на доске: И. п. (кто?) брат , (что?) зима и т. д., обязательно выделяя окончания существительных.

Коллективное выполнение упр. 75 из учебника для лучшего запоминания названий падежей.

Знакомство учеников с этимологией названий падежей (упр. 78 из учебника) также будет способствовать запоминанию этих терминов.

Итог урока: Как еще могут изменяться имена существительные? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежи и вопросы к ним.

Домашнее задание. Просклонять существительные вода, конь, степь .


Урок 106

Вступительная беседа: Зачем надо уметь определять падеж имени существительного? Что говорит об этом Самоваров? (Чтение первого предложения из сообщения Самоварова на с. 56 учебника.) Докажем это (учитель записывает на доске): Р. п. (чего?) рук и́ , лейк и . Д. п. (чему?) рук е, лейк е. Не зная падежа, верно окончание не написать.

Знакомство детей с алгоритмом определения падежа (сообщение Самоварова на с. 56 учебника): Как определить падеж?

Отработка данного алгоритма при выполнении упр. 76 из учебника. При определении падежа каждого выделенного слова обязательно нужно использовать весь алгоритм (проходить все три указанные Самоваровым этапа).

Наблюдение за ролью слов-«помощников» и предлогов в определении падежа (чтение советов Совенка и работа с таблицей на с. 57 учебника). Обязательно устно должны быть приведены примеры существительных с каждым из предлогов.

Определение падежа имен существительных в пословицах (упр. 77 из учебника) проводится сначала устно, с обязательным выделением имени существительного в словосочетании вместе с вопросом (учиться чему? грамоте , вскачь с чем? с грамотой и т. д.). Затем пословицы списываются, падеж указывается сверху над именем существительным.

Диктант с грамматическим заданием. Записать на доске и в тетрадях предложения, найти имена существительные, определить их падеж (учитель обязательно подсказывает детям, как нужно написать безударные окончания в словах): 1. Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге. (Г. Ладонщиков.) 2. Вот ворона на крыше покатой так с зимы и осталась лохматой. (А. Блок.) 3. Над зеленой крышей дома спит зеленый дуб. (С. Черный.)

Итог урока: Какие три действия надо выполнить, чтобы верно определить падеж имени существительного? Что может оказать помощь при определении падежа имени существительного? Для чего надо уметь верно определять падеж существительного?

Домашнее задание. Упр. 53 из РТ.

Урок 107

Формирование умения определять падеж существительных (упр. 50, 52 из РТ).

Наблюдение за ролью окончаний существительных: служат для связи слов в предложении по смыслу (упр. 51 из РТ).

Наблюдение за верным употреблением предлогов с именами существительными (упр. 54 из РТ).

Игра «Помоги автору сказки». Учащиеся заканчивают каждое из данных предложений словосочетаниями с именами существительными, определяют их падеж: Жил старик со своею старухой ... .Мачеха отправила падчерицу ... . Ласточка посадила Дюймовочку ... .Винни-Пух отправился в гости ... . Лучшие предложения записываются.

Итог урока: Как определить падеж имени существительного?

Домашнее задание. Упр. 56 из РТ.

Сказка про мягкий знак

Жила-была в алфавитном саду очень странная буква – буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву – Со многими буквами Мягкий Знак очень дружил, поэтому решил, что может занять место и после шипящих. Подошёл Ь к существительным женского рода и вежливо так сказал:

«Моя но ч ь , ве щ ь и ро ж ь ,
Моя до ч ь , пе ч ь , бро ш ь ,
Мои дорогие, красивые,
Вам нужна моя помощь,
Любимые!

Растрогались добрые существительные женского рода с буквами Ч (че), Щ (ща), Ж (же), Ш (ша) в конце слова и согласились дружить с Мягким Знаком .




Объясни, почему надо писать мягкий знак (Ь ) в этих словах?

Обрати внимание, какого рода эти существительные. Эти существительные женского рода. Значит мягкий знак (Ь ) будем писать.

Но на этом сказка не закончилась. Читай (слушай) дальше .

Обрадовался Ь . Побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие звуки и закричал:

Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера. Они сказали Ь :

«Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда, не приставай к нам!»

Назови слова с шипящими на конце. Нужен ли здесь мягкий знак (Ь )?

Объясни, почему мягкий знак (Ь ) при написании этих слов не нужен.

(ж.р.) для письма
Играть туш (м.р.)

Определи, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:

дрож(?)
брош(?)
богач(?)
нож(?)
молодеж(?)

Посмотри и запомни!

Внимательно прочти памятку написания мягкого знака (Ь) в существительных с шипящим на конце.

Определи, какое слова в каждой строке лишнее.

Проверь, верно ли ты определил лишние слова. Проверь себя .

Прочти пословицы. Объясни их смысл. Объясни написание существительных с шипящим на конце.

Ложь человека не красит.
Умный товарищ – половина дороги.
Всякая вещь хороша на своем месте.
Речь вести – не лапти плести.

Замени (устно) словосочетания одним словом с шипящим на конце. Произнеси это слово и поясни нужно ли в конце этого слова ставить мягкий знак.

Футбольное соревнование.
Человек, лечащий больных.
Мелкие деньги.
Часть суток от вечера до утра.
Молодые люди.
Непромокаемая легкая одежда от дождя.
Чёрная птица, вестник наступающей весны.
Предмет, на котором ездил Емеля.
Близкий приятель, друг.

Объясни учителю (можно в видеокомнате) или взрослым.

Проверь, верно ли ты выполнил задание. Проверь себя .

Прочти стихотворение.

Выучи это стихотворение наизусть. Расскажи его взрослым или учителю (можно в видеокомнате).

Прочитай пословицу. Объясни взрослым или учителю (можно в видеокомнате), почему слово «ложь» пишется с мягким знаком.

Сказка – ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Посмотри внимательно плакат.

Повтори, когда надо писать Ь в существительных с шипящим на конце.

Мягкий знак, наверное, самая загадочная буква в русском языке. Звука она не обозначает, к разряду гласных/согласных ее не относят. Для чего она тогда нужна? Оказывается, ее роль в нашей письменной речи велика. В этой статье разберемся, когда употребляется «ь» после шипящих с именами существительными, наречиями и глаголами.

Имена существительные. Мягкий знак после шипящих согласных

Точное написание мягкого знака, находящегося после этих согласных, вызывает наибольшее затруднение, поскольку на слух неясно, нужно его писать или нет.

Оказывается, правило очень простое: мягкий знак после шипящих в им. сущ. пишется лишь в словах жен. рода, относящихся к 3-му склонению.

Слова «печь», «речь», «дочь», «ночь», «дичь» относятся к женскому роду, имеют именительный падеж и стоят в единственном числе. Поэтому мы непременно должны написать в них «ь».

Но будьте внимательны: не стоит их путать со словами 1-го склонения, которые стоят в косвенных падежах: «много туч», «нет задач», «несколько куч». Все эти слова, казалось бы, женского рода, и, вероятно, их следует отнести к 3-му склонению.

Но приглядимся внимательнее: они стоят в родительном падеже. Если возвести их к начальной форме («туча», «задача», «куча»), то мы убедимся, что они относятся к первому склонению, а значит, этому правилу не подчиняются.

Есть и еще одна «ловушка» в русском языке, где ни в коем случае не употребляют мягкий знак после шипящих. Слова, оканчивающиеся на шипящую согласную, но относящиеся ко второму склонению, не пишутся с «ь» («грач», «врач», «плащ» - 2-е скл.). Поэтому внимательней задавайте вопрос к существительному. Делайте это, прежде чем определить склонение, поскольку от него зависят и род им. сущ, и число.

Когда пишем «ь» у наречий?

Наречие является одной из неизменяемых частей речи. Его не склоняют, в нем не выделяют окончания. Правописание «ь» у наречий поддается совсем не трудным правилам.

  • В тех наречиях, которые оканчиваются на согласный «ш» или «ч», всегда пишут мягкий знак. К примеру: «вскачь», «точь-в-точь».

В наречиях на «ж», его не пишут никогда. Исключением будет слово «настежь».

  • Еще одно правило, которому подчиняется наречие: мягкий знак после шипящих употребляется всегда, за исключением «уж», «замуж», «невтерпеж». Несомненно, такое шуточное предложение легко запоминается школьникам, особенно девчонкам.

Не так важно, какое правило вы запомните, главное, что и то и другое отражает суть правописания наречий.

Глагол и мягкий знак после шипящих

Глагол - одна из самых употребляемых частей речи, без которой наш язык очень бы обеднел. Правописание «ь» с глаголами вызывает много затруднений не только у учащихся, но и у взрослых людей.

  1. Если глагол в неопределенной форме (инфинитив) оканчивается на шипящий, то «ь» в таком случае всегда будет писаться. И здесь безо всяких исключений. «Беречь», «печь», «жечь». Будет он сохраняться и в возвратной форме, перед постфиксом «-ся»: «увлечься», «зажечься», «беречься».
  2. Во всех глаголах 2-го лица, стоящих в единственном числе, используется мягкий знак. Это относится как к настоящему времени: («ты сейчас») «пишешь», «рисуешь», «гуляешь», «спишь», так и к будущему: («ты завтра») «поработаешь», «подумаешь», «закончишь», «переделаешь». Мягкий знак будет сохраняться и перед постфиксом «-ся»: «понравишься», «воспользуешься», «прикасаешься», «набираешься», «оформишься». В глаголах, которые стоят в повелительном наклонении и оканчиваются на шипящий согласный, всегда пишут мягкий знак: «отрежь», «поешь», «намажь», «спрячь». Перед постфиксом множественного числа «-те», он обязательно сохраняется: «обозначьте», «нарежьте», «спрячьте».

Перед постфиксом «-ся» он также не исчезает: «утешься», «не порежься».

И снова будьте внимательны и не попадите в «капкан» коварного русского языка! Слова «плач» и «плачь» - совершенно разные части речи, а потому и пишутся по-разному.

«Плач» без мягкого знака - это имя существительное 2-го склонения, и, соответственно, мягкий знак в нем писать нельзя. А вот «плачь» с мягким знаком - это глагол повелительного наклонения, а в них, как известно, обязательно пишем «ь». Все это легко угадывается по предложенному контексту, в котором станет понятен смысл слова.

Заключение

Мягкий знак после шипящих употребляется со многими частями речи. Зная простые правила, вы никогда не столкнетесь с проблемой правописания его после этих согласных. Если вдруг вы забудете некоторые нюансы, то наша статья напомнит вам о них.