Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Легендарные «THE BEATLES. История британской рок-группы The Beatles

Группа «Битлз» внесла большой вклад в развитие рок-музыки и стала ярким феноменом мировой культуры шестидесятых годов двадцатого века. В этой статье мы узнаем не только историю возникновения группы «Битлз».

Биография каждого участника после распада легендарного коллектива также будет рассмотрена.

Начало (1956-1960)

Когда возникла группа «Битлз»? Биография и творчество коллектива интересуют уже несколько поколений поклонников. Историю возникновения группы можно начать с формирования музыкальных вкусов участников.

Весной 1956 года лидер будущей звездной команды, Джон Леннон, впервые услышал одну из песен Элвиса Пресли. И эта песня, Heartbreak Hotel, перевернула всю жизнь молодого человека. Леннон играл на банджо и губной гармошке, но новая музыка заставила его взяться за гитару.

Биография группы «Битлз» на русском обычно начинается с первой группы, организованной Ленноном. Со школьными друзьями он создал коллектив «Куорримен», названный в честь их учебного заведения. Подростки играли скиффл, разновидность любительского британского рок-н-ролла.

На одном из выступлений группы Леннон и познакомился с Полом Маккартни, который удивил парня знанием аккордов самых последних песен и высоким музыкальным развитием. А с весны 1958 к ним присоединился Джордж Харрисон, друг Пола. Троица стала костяком группы. Их приглашали играть на вечеринках и свадьбах, но до настоящих концертов дело не доходило.

Вдохновившись примером первопроходцев рок-н-ролла, Эдди Кокрана и Бадди Холли, Пол и Джон решили сами писать песни и играть на гитарах. Тексты они писали совместно и давали им двойное авторство.

В 1959 году в группе появился новый участник – Стюарт Сатклифф, приятель Леннона. Состав группы был почти сформирован: Сатклифф (басс-гитара), Харрисон (лидер-гитара), Маккартни (вокал, гитара, пианино), Леннон (вокал, ритм-гитара). Не хватало только барабанщика.

Название

Кратко о группе «Битлз» рассказать сложно, увлекает даже история возникновения такого простого и короткого названия группы. Когда коллектив начал встраиваться в концертную жизнь родного города, им потребовалось новое название, ведь к школе они уже отношения не имели. К тому же группа начала выступать на различных конкурсах талантов.

Например, на телевизионном конкурсе 1959 года команда выступала под названием Johnny and the Moondogs («Джонни и Лунные Псы»). А название The Beatles появилось уже несколько месяцев спустя, в начале 1960 года. Кто точно его придумал, неизвестно, скорее всего, Сатклифф и Леннон, которые хотели взять слово, имеющее несколько значений.

При произношении название звучит как beetles, то есть жуки. А при написании виден корень beat - как бит-музыка, модное направление рок-н-ролла, возникшее в 1960-х. Однако промоутеры считали, что это название не броское и слишком короткое, поэтому на афишах ребята наименовались как Long John and The Silver Beetles ("Долговязый Джон и Серебряные Жуки").

Гамбург (1960-1962)

Мастерство музыкантов росло, но они оставались просто одной из многих музыкальных групп родного города. Биография группы «Битлз», краткое содержание которой вы начали читать, продолжается переездом коллектива в Гамбург.

Молодым музыкантам на руку сыграл тот факт, что многочисленные гамбургские клубы нуждались в англоязычных группах, а несколько команд из Ливерпуля неплохо себя зарекомендовали. Летом 1960 года битлы получили приглашение приехать в Гамбург. Это было уже серьезной работой, поэтому квартету пришлось срочно искать барабанщика. Так в группе появился Пит Бест.

Первый концерт состоялся на следующий день после приезда. Несколько месяцев музыканты оттачивали свое мастерство в гамбургских клубах. Им приходилось подолгу играть музыку разных стилей и направлений – рок-н-ролл, блюз, ритм-энд-блюз, петь эстрадные и народные песни. Можно сказать, что во многом благодаря опыту, полученному в Гамбурге, и состоялась группа «Битлз». Биография коллектива переживала свой рассвет.

Всего за два года битлы дали в Гамбурге около 800 концертов и подняли свое мастерство с уровня любителей до профессионалов. «Битлз» не исполняли собственные песни, сконцентрировавшись на композициях известных исполнителей.

В Гамбурге музыканты познакомились со студентами местного арт-колледжа. Одна из студенток, Астрид Кирхер, начала встречаться с Сатклиффом и активно участвовать в жизни группы. Эта девушка предложила парням новые прически – зачесанные на лоб и уши волосы, а позже и характерные пиджаки без лацканов и воротников.

Вернувшиеся в Ливерпуль битлы были уже не любителями, они стали в один ряд с самыми популярными группами. Именно тогда они познакомились с Ринго Старром, барабанщиком конкурирующей команды.

После возвращения в Гамбург состоялась первая профессиональная запись группы. Музыканты аккомпанировали рок-н-ролльному певцу Тони Шеридану. Квартет записал и несколько собственных песен. В этот раз их название было The Beat Brothers ("Бит-братья"), а не «Битлз».

Биография краткая Сатклиффа продолжилась выходом из коллектива. По завершении гастролей он отказался возвращаться в Ливерпуль, решив остаться со своей девушкой в Гамбурге. Через год Сатклифф умер от кровоизлияния в мозг.

Первый успех (1962-1963)

Группа вернулась в Англию и начала выступать в ливерпульских клубах. 27 июля 1961 года состоялся первый значительный концерт в зале, который стал крупным успехом. В ноябре у группы появился менеджер – Брайан Эпштейн.

Он встретился с Джорджем Мартином, продюсером крупного лейбла, который проявил интерес к группе. Демозаписями он был не совсем доволен, но вживую молодые люди его очаровали. Был подписан первый контракт.

Однако и продюсер, и менеджер группы были недовольны Питом Бестом. Они считали, что тот не дотягивает до общего уровня, кроме того, музыкант отказывался делать фирменную прическу, поддерживать общий стиль коллектива и часто конфликтовал с другими участниками. Несмотря на то что Бест пользовался популярностью у фанатов, было решено заменить его. Место барабанщика занял Ринго Старр.

По иронии судьбы именно с этим барабанщиком группа записала за собственные средства любительскую пластинку в Гамбурге. Гуляя по городу, ребята встретили Ринго (Пита Беста с ними не было) и зашли в одну из уличных студий, чтобы записать несколько песен просто ради удовольствия.

В сентябре 1962 группа записала первый сингл - Love Me Do, который стал очень популярен. Большую роль здесь сыграла и хитрость менеджера – Эпштейн за собственные средства купил десять тысяч пластинок, чем повысил продажи и вызвал интерес.

В октябре состоялось первое телевизионное выступление - трансляция одного из концертов в Манчестере. Вскоре был записан второй сингл Please Please Me, а в феврале 1963 за 13 часов был записан одноименный альбом, в который входили кавер-версии популярных песен и собственные композиции. В ноябре этого же года стартовали продажи второго альбома With The Beatles.

Так начался период бешеной популярности, которую пережила группа «Битлз». Биография, краткая история начинающего коллектива, окончилась. Начинается история легендарной группы.

Днем рождения термина «битломания» принято считать 13 октября 1963 г. В Лондоне, в зале Palladium, состоялся концерт группы, который транслировался на всю страну. Но тысячи фанатов предпочли собраться вокруг концертного зала в надежде увидеть музыкантов. Битлам пришлось пробираться к машине с помощью полицейских.

Разгар «битломании» (1963-1964)

В Британии квартет имел бешеную популярность, но в Америке синглы группы не издавались, так как обычно английские группы не имели особого успеха. Менеджеру удалось заключить контракт с небольшой фирмой, но пластинки не были замечены.

Как попала на большую американскую сцену группа «Битлз»? Биография (краткая) коллектива рассказывает, что все изменилось, когда музыкальный критик известной газеты прослушал сингл I Want To Hold Your Hand, уже весьма популярный в Англии, и назвал музыкантов «величайшими композиторами после Бетховена». В следующем месяце группа оказалась на вершинах чартов.

«Битломания» перешагнула через океан. В первый приезд группы в Америку музыкантов в аэропорту встречали несколько тысяч фанатов. «Битлз» дали 3 больших концерта и выступили на телешоу. За ними наблюдала вся Америка.

В марте 1964 г. квартет приступил к созданию нового альбома A Hard Day"s Night и одноименного музыкального фильма. А появившийся в этом месяце сингл Can’t Buy Me Love/You Can’t Do That поставил мировой рекорд по количеству предварительных заявок.

19 августа 1964 г. стартовало полноценное турне по Северной Америке. Группа дала 31 концерт в 24 городах. Изначально планировалось посетить 23 города, но хозяин баскетбольного клуба из Казас-Сити предложил музыкантам 150 тысяч долларов за получасовой концерт (обычно ансамбль получал 25-30 тысяч).

Гастроли проходили тяжело для музыкантов. Они находились будто в тюрьме, полностью изолированные от внешнего мира. Места, где битлы останавливались, круглосуточно осаждали толпы фанатов в надежде увидеть кумиров.

Концертные площадки были огромными, оборудование низкого качества. Музыканты не слышали друг друга и даже себя, часто сбивались, но зрители этого не слышали и практически ничего не видели, так как сцена в целях безопасности устанавливалась очень далеко. Выступать приходилось по четкой программе, ни о какой импровизации и экспериментах на сцене не могло быть и речи.

Yesterday и утерянные записи (1964-1965)

После возвращения в Лондон началась работа над альбомом Beatles For Sale, в который входили заимствованные и собственные песни. Через неделю после издания он взлетел на вершины хит-парадов.

В июле 1965 вышел второй фильм Help!, а в августе альбом с таким же названием. Именно в этот альбом вошла самая знаменитая песня коллектива Yesterday, которая стала классикой популярной музыки. Сегодня известно более двух тысяч интерпретаций этой композиции.

Автором знаменитой мелодии стал Пол Маккартни. Он сочинил музыку ещё в начале года, слова появились позднее. Композицию он назвал Scrambled Egg, так как, сочиняя её, напевал Scrambled egg, how I love a scrambled egg… ("Яичница, как я люблю яичницу"). Записана песня была под аккомпанемент струнного квартета, из участников группы при этом участвовал только Пол.

Во втором американском турне, которое стартовало в августе, произошло событие, которое до сих пор не дает покоя меломанам всего мира. Что же сделала группа «Битлз»? Биография коротко описывает, что музыканты побывали в гостях у самого Элвиса Пресли. Звезды не только беседовали, но и сыграли вместе несколько песен, которые были записаны на магнитофон.

Записи никогда не были изданы, и установить их местонахождение не удалось музыкальным агентам со всего мира. Стоимость этих записей сегодня невозможно оценить.

Новые направления (1965-1966)

В 1965 году на большую сцену вышло множество групп, которые составили достойную конкуренцию «Битлз». Группа приступила к созданию нового альбома Rubber Soul. Эта пластинка ознаменовала новую эпоху в рок-музыке. В песнях начали появляться элементы сюрреализма и мистики, которыми известна группа «Битлз».

Биография (краткая) повествует, что в то же время вокруг музыкантов стали возникать скандалы. В июле 1966 года участники группы отказались от официального приема, что вызвало конфликт с первой леди. Возмущенные этим фактом филиппинцы едва не разорвали музыкантов, им пришлось в буквальном смысле уносить ноги. Гастрольного администратора сильно избили, квартет толкали и чуть ли не выпихнули к самолету.

Второй большой скандал разразился, когда Джон Леннон в одном из интервью сказал, что христианство умирает, и битлы сегодня популярнее Иисуса. По США прокатились акции протеста, пластинки группы сжигались. Лидер коллектива под давлением принес извинения за свои слова.

Несмотря на неприятности, в 1966 году вышел альбом Revolver, один из лучших альбомов группы. Его отличительная особенность в том, что музыкальные композиции были сложны и не предполагали исполнения вживую. Теперь «Битлз» стали студийной группой. Измученные гастролями, музыканты отказались от концертной деятельности. В этом же году прошли последние концерты. Музыкальные критики называли альбом гениальным и были уверены, что квартету уже не удастся создать что-либо такое же совершенное.

Однако в начале 1967 года был записан сингл Strawberry Fields Forever/Penny Lane. Запись этой пластинки длилась 129 дней (сравните с 13-часовой записью первого альбома), студия работала буквально круглосуточно. Сингл был чрезвычайно сложен в музыкальном плане и имел просто оглушительный успех, находился на вершине хит-парада 88 недель.

Белый альбом (1967-1968)

В 1967 году выступление «Битлз» транслировалось на весь мир. Его могли увидеть 400 миллионов человек. Была записана телеверсия песни All You Need Is Love. После этого триумфа дела коллектива пошли на спад. Роль в этом и сыграла смерть «пятого битла», менеджера группы Брайана Эпстайна, в результате передозировки снотворного. Ему было только 32. Эпстайн был важным членом коллектива «Битлз». Биография группы после его смерти претерпела серьезные изменения.

Впервые группа получила первые негативные отзывы, касающиеся нового фильма Magical Mystery Tour. Много претензий вызвал тот факт, что лента выпущена только в цветном варианте, тогда как у большинства людей были только черно-белые телевизоры. Саундтрек выпущен в виде мини-альбома.

В 1968 году за выпуск альбомов отвечала компания Apple, так объявила группа «Битлз», биография которой продолжалась. В январе 1969 был выпущен мультфильм «Yellow Submarine» и саундтрек к нему. В августе – сингл Hey Jude, один из лучших в истории группы. А в 1968 вышел знаменитый альбом The Beatles, больше известный как белый альбом. Он получил такое название, так как его обложка была белоснежной, с простым оттиском названия. Фанаты приняли его прекрасно, однако критики уже не разделяли восторга.

Эта пластинка ознаменовала начало распада группы. Ринго Старр покинул коллектив на некоторое время, несколько песен были записаны без него. Партию барабанов исполнил Маккартни. Харрисон был занят сольной работой. Обстановка накалялась и из-за жены Джона Леннона, Йоко Оно, которая присутствовала в студии постоянно и порядком раздражала участников группы.

Распад (1969-1970)

В начале 1969 года у музыкантов было много планов. Они собирались выпустить альбом, фильм, рассказывающий об их студийной работе, и книгу. Пол Маккартни сочинил песню Get Back ("Вернись"), которая дала название всему проекту. Группа «Битлз», биография которой начиналась так непринужденно, приближалась к распаду.

Участники группы хотели показать атмосферу веселья и непринужденности, которая царила на выступлениях в Гамбурге, но это не удавалось. Было записано множество песен, но отобрано лишь пять, отснято много видеоматериала. Последней записью должна была стать съемка импровизированного концерта на крыше студии звукозаписи. Он был прерван полицией, которую вызвали местные жители. Этот концерт стал последним выступлением группы.

3 февраля 1969 года у коллектива появился новый менеджер, Аллен Клейн. Маккартни был резко против, так как считал, что лучшим кандидатом на эту роль будет его будущий тесть, Джон Истмен. Пол начал судебное разбирательство против остальных членов группы. Таким образом, группа «Битлз», биография которой описывается в данной статье, начала переживать серьезный конфликт.

Работа над амбициозным проектом была заброшена, но группа все-таки выпустила альбом Abbey Road, в который вошла гениальная композиция Джорджа Харрисона Something. Музыкант долго трудился над ней, записал около 40 готовых вариантов. Песню ставят в один ряд с Yesterday.

8 января 1970 года вышел последний альбом Let It Be, переработанный американским продюсером Филом Спектором материал неудавшегося проекта Get Back. 20 мая вышел документальный фильм о коллективе, который к моменту премьеры уже распался. Так закончилась биография «Битлз». На русском языке название фильма звучит как «Пусть будет так».

После распада. Джон Леннон

Закончилась эпоха «Битлз». Биография участников продолжается сольными проектами. На момент распада группы все участники уже занимались самостоятельной работой. В 1968 году, за два года до распада, Джон Леннон выпустил совместный с женой Йоко Оно альбом. Он был записан за одну ночь и при этом содержал не музыку, а набор различных звуков, шумов, криков. На обложке супруги предстали в обнаженном виде. В 1969 последовали ещё две пластинки того же плана и концертная запись. С 70-го по 75-й год были выпущены 4 музыкальных альбома. После этого музыкант перестал появляться на публике, посвятив себя воспитанию сына.

В 1980 г. был издан последний альбом Леннона Double Fantasy, который был хорошо принят критиками. Через несколько недель после выпуска альбома, 8 декабря 1980 г., Джон Леннон был убит Марком Дэвидом Чепменом несколькими выстрелами в спину. В 1984-м увидел свет посмертный альбом музыканта Milk and Honey.

После распада. Пол Маккартни

После того как Маккартни покинул «Битлз», биография музыканта приобрела новый поворот. Разрыв с группой тяжело отразился на Маккартни. Сначала он уединился на отдаленной ферме, где переживал депрессию, но в марте 1970 г. вернулся с материалом для сольного альбома McCartney, а вскоре выпустил и второй – Ram.

Однако без группы Пол чувствовал себя неуверенно. Он организовал коллектив Wings, в состав которого вошла и его жена Линда. Группа просуществовала до 1980 года и выпустила 7 альбомов. В рамках сольной карьеры музыкант выпустил 19 альбомов, последний из которых вышел в 2013 году.

После распада. Джордж Харрисон

Джордж Харрисон ещё до распада «Битлз» выпустил 2 сольных альбома - Wonderwall Music в 1968 и Electronic Sound в 1969. Эти пластинки были экспериментальными и особого успеха не имели. В третий альбом, All Things Must Pass, вошли композиции, написанные во время «битловского» периода и отклоненные другими участниками группы. Это самый успешный сольный альбом музыканта.

За всю сольную карьеру, после того как Харрисон покинул «Битлз», биография музыканта обогатилась на 12 альбомов и более 20 синглов. Он активно участвовал в благотворительности и внес значительный вклад в популяризацию индийской музыки и сам принял индуизм. Харрисон умер в 2001 году, 29 ноября.

После распада. Ринго Стар

Сольный альбом Ринго, работу над которым он начал ещё в составе «Битлз», вышел в 1970, но был признан провальным. Однако в дальнейшем он выпускал более успешные альбомы, во многом благодаря сотрудничеству с Джорджем Харрисоном. Всего музыкант выпустил 18 студийных альбомов, а также несколько концертных записей и сборников. Последний альбом выпущен в 2015 году.

Отрывок из концерта 1963 года:

В марте 1957 года Джон Леннон основал музыкальную группу с друзьями из школы "Кворри Бэнк". Пол Маккартни познакомился с Ленноном в июле и вскоре после этого стал в группе ритм-гитаристом. В феврале 1958 года Маккартни пригласил на свой концерт Джорджа Харрисона, и тот тоже стал членом коллектива. В августе 1960 года появляется название The Beatles. Фото: AP/Fleetwood Owen, Astrid Kirchherr

Как таковая история "Битлз" начиналась в 1962-м. В мае этого года продюсер Джордж Мартин пригласил группу, менеджером которой был Брайан Эпстайн, записать пластинку для лейбла EMI Parlaphone. Первая запись состоялась в лондонской студии EMI на Эбби Роуд 6 июня 1962 года. В середине августа Ринго Старр стал новым ударником, заменив Пита Беста. Первый сингл "Love Me Do" был выпущен 5 октября и занял в чарте Record Retailer 17-е место. Фото: BBC

Первый альбом "Битлз" "Please, Please Me" появился на прилавках в марте 1963 года. Он возглавил четыре британских хит-парада. Альбом 30 недель продержался на первом месте чарта Record Retailer. За четыре недели после выхода четвертого сингла "She Loves You" было продано 750 тысяч его копий. В феврале "Битлз" отправились в первое концертное турне по Британии. Появляется новое явление "битломания". В ноябре был выпущен второй альбом "With the Beatles". За одну неделю было продано полмиллиона копий. Он удерживал первое место в чартах в течение 21 недели и не покидал хит-парады 40 недель. Фото: ВВС



В феврале "Битлз" впервые отправились в США. Группа появилась на американском телевидении в шоу Эда Салливана. Программу посмотрели 73 миллиона американцев в 23 миллионах домов, то есть 34% населения страны. В марте-апреле "битлы" снялись в кинокомедии "A Hard Day"s Night", где они играли самих себя. Одноименный альбом "A Hard Day"s Night" появился 10 июля 1964 года. Четвертый студийный альбом "Beatles For Sale" был выпущен 4 декабря 1964 года. Фото: AP

В июне 1965 года королева Елизавета II наградила членов группы орденом Британской империи. В июле вышел второй фильм группы "Help!". В августе появился одноименный альбом. Одна из песен с альбома - "Yesterday" - стала одной из самых популярных в поп-музыке. Ее перепели уже более двух тысяч раз. В декабре "Битлз" выпустили шестой альбом "Rubber Soul", который восторженно встретили критики, назвав его новой вехой в становлении группы. Харрисон использовал ситар в балладе "Norwegian Wood (This Bird Has Flown)", что стало еще одним шагом в расширении границ поп-музыки. Фото: ВВС

Американский журнал Datebook опубликовал интервью Леннона: "Мы теперь популярнее Христа. Не знаю, что исчезнет раньше - рок-н-ролл или христианство. Христос был нормальный парень, но его ученики - тупые и скучные". Эти слова вызвали протесты, прокатившиеся по США и другим странам. Проходили "антибитловские" демонстрации, их музыку запрещали к исполнению на радио, а пластинки публично сжигались. В августе вышел альбом "Revolver". Последнее коммерческое выступление группы состоялось в парке Кэндлстик в Сан-Франциско. Photo: Larry Ellis/Express/Hulton Archive/Getty Images

Восьмой альбом группы "Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band" появился в июне 1967 года. Журнал Rolling Stone назвал его "самым важным альбомом в истории рок-н-ролла". На обложке пластинки была группа окружена знаменитостями. 25 июня 1967 года "Битлз" исполнили песню "All You Need Is Love" в программе Our World, которую увидели 400 млн человек в 26 странах. Песня была написана по заказу Би-би-си. В начале декабря 1967 года был выпущен альбом с саундтреком к телевизионному фильму "Magical Mystery Tour". Фото: Press Association.

В анимационном фильме "Yellow Submarine" члены группы стали мульт-персонажами. Саундтрек фильма включал 11 песен. Зрители увидели фильм в июне 1968 года и получил самые лестные отзывы от критиков за музыку, юмор и иновационный визуальный стиль. Но альбом с песнями из фильма увидел свет лишь семь месяцев спустя. Девятый альбом группы, названный "The Beatles", известный еще как "Белый альбом" за практически пустую обложку, был выпущен в ноябре. Альбом был записан после посещения Махариши Махеш Йоги в Индии. Фото: Michael Webb/Keystone/Getty Images.

Одиннадцатый студийный альбом группы "Abbey Road" появился 26 сентября. Было продано 4 млн копий альбома за три месяца. Он продержался на верхней строчке британских чартов 17 недель. За шесть дней до этого (20 сентября) Джон Леннон объявил музыкантам об уходе из группы, и согласился держать это в секрете. Последнее "живое" выступление "Битлз" состоялось на крыше компании Apple Corps 30 января 1969 года. В последний раз музыканты собрались вместе в студии 20 августа 1969 года на сведение песни "I Want You (She"s So Heavy)". Фото: ВВС

Последний - 12 по счету - альбом группы назывался "Let It Be". Он появился 8 мая 1970 года. Незадолго до этого группа объявила о разрыве. В том же месяце появился документальный фильм "Let It Be". Он был удостоен премии Оскар 1970 года за лучшую музыку к фильму. Пол Маккартни подал исковое заявление об аннулировании контрактных обязательств членов группы. Юридические споры продолжались и после распада "Битлз". Официально прекращение деятельности группы вступило в силу 9 января 1975 года. Фото: АР

8 декабря 1980 года в Нью-Йорке Джон Леннон был застрелен Марком Дэвидом Чепменом у входа в здание "Дакота", где он жил. В 1995-6 годах появляется "Антология Битлз", включавшая в себя документальные фильмы, три двойных альбома и книгу об истории "Битлз". Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр приняли участие в подготовке этого проекта, который часто называют проектом-антологией. Харрисон умер от метастатического рака легкого в ноябре 2001 года. Фото: Press Association.

Великолепная ливерпульская четверка в начале 60-х подняла на уши весь мир, но никакая шумная слава не сравнится с настоящей проверкой временем: сначала Битлы показали, что их успех – совсем не кратковременное явление, а потом… просто изменили мир музыки и рок-культуру, став одной из самых значимых и влиятельных групп XX века.

История создания

В 1956 году простой ливерпульский парень по имени Джон Леннон услышал песню «Heartbreak Hotel» Элвиса Пресли и мгновенно заболел современной музыкой. Вместе с королем рок-н-ролла в его любимчики попали и другие первопроходцы жанра – американские певцы 50-х Билл Хейли и Бадди Холли. 16-летнему энергичному юноше просто необходимо было куда-то выплеснуть свою энергию – в этом же году со своими друзьями по школе он организовал скиффл-группу «The Quarrymen» (то есть «парни из школы Quarry Bank»).


В образах популярных тогда тедди-боев они в течение года выступали на вечеринках, а в июле 1957-го на одном из концертов Леннон познакомился с Полом Маккартни . Худощавый застенчивый парень просто поразил Джона своими познаниями в гитарном мастерстве – он не только хорошо играл, но знал аккорды и умел настраивать гитару! Для самоучки Леннона, слабовато играющего на банджо, губной гармошке и гитаре, это было практически подобно искусству богов. Он даже засомневался, не отберет ли такой сильный музыкант у него лидерство, но уже через две недели пригласил Пола на роль ритм-гитариста в The Quarrymen.


По характеру Пол и Джон были словно зеркальными отражениями друг друга: первый – отличник и паинька из благополучной семьи, второй – местный хулиган и прогульщик, которого в раннем детстве бросила мать, а потом воспитывала тетя.

Возможно, во многом благодаря своей непохожести парни смогли составить один из самых успешных музыкальных дуэтов в мире. С самого начала сотрудничества они стали и партнерами, и соперниками. И если Пол начал сочинять музыку с того момента, как только взялся за гитару, то для Джона это занятие изначально стало вызовом от своего талантливого напарника.

В 1958 году к коллективу присоединился гитарист Джордж Харрисон , которому на тот момент было только 15 лет. Позднее в группу также вошел однокурсник Леннона Стюарт Сатклифф – изначально именно этот квартет являлся основным составом группы, тогда как школьные друзья Джона вскоре забыли о своем музыкальном увлечении.


Сменив с десяток разных названий, в конце концов ливерпульцы остановились на The Beatles – Джон Леннон хотел, чтобы в слово было многозначным и содержало в себе некоторую игру. И если в России это прежде всего перевели как «Жуки» (хотя в английском правильно другое написание – «beetles»), то для участников группы название также отсылало к повлиявшей на них группе Бадди Холли The Crickets («Сверчки») и слову «the beat», то есть «ритм».

Основные этапы творчества

Какое-то время «битлы» подражали своим американским кумирам, все больше приобретая интернациональное звучание. Написав за два года более чем 100 композиций, они накопили материал на несколько лет вперед. Именно тогда Маккартни и Леннон договорились указывать двойное авторство песен, независимо от того, кто какой вклад внес в произведение.


Забавно, что вплоть до лета 1960-го у Beatles не было постоянного барабанщика – да и с аппаратурой и установками для выступлений тоже иногда случались проблемы. Всё решило приглашение выступить в Гамбурге, которое ребята получили, можно сказать, по счастливой случайности. Тогда они в экстренном порядке пригласили барабанщика Пола Беста, играющего в другом коллективе. После выматывающих гастролей, где битлы играли пока только каверы или импровизировали прямо на сцене, они вернулись в Англию уже более опытными, «заматеревшими» музыкантами.

Встреча с Брайаном Эпстайном и Джорджем Мартином

Успех группы The Beatles складывался из всех главных составляющих, необходимых для популярности, где помимо таланта, упорства и харизмы, не обойтись без грамотного продюсирования и продвижения. Можно даже сказать, что в начале своего творческого пути Beatles стали первой поп-группой мирового масштаба, правда, принципы продвижения в то время во многом отличались от современных.


Судьбу популярности Битлз решил владелец магазина грампластинок, настоящий энтузиаст своего дела, Брайан Эпстайн, который в 1962 году стал официальным менеджером группы. Если до Эпстайна битлы выступали на сцене лохматыми и даже, как он говорил, «грязными», то под руководством Брайана они переоделись в свои знаменитые костюмы, надели галстуки и сделали ультрамодные стрижки «под горшок». После работы над имиджем последовала вполне себе закономерная работа над музыкальным материалом.


Эпстайн отправил демо-версию их первых песен Джорджу Мартину из звукозаписывающей студии Parlophone – на вскоре последовавшей встрече с битлами Мартин похвалил их, но посоветовал сменить барабанщика. Вскоре все единогласно (Эпстайн и Мартин всегда советовались с группой) выбрали на эту роль обаятельного и энергичного Ринго Старра из популярной тогда группы Rory Storm and the Hurricanes.

Безумный успех: мировое турне The Beatles

В сентябре 1962-го начался «захват мира»: Битлз выпустили свой первый сингл «Love me Do», который мгновенно стал лидером британского чарта. Вскоре все участники группы перебрались в Лондон и в феврале 1963-го за один день (!) полностью записали свой первый альбом «Please, Please me» с заводными хитами «She Loves You», «I Saw Her Standing There» и «Twist and Shout».

The Beatles – She Loves You

Пластинка была переполнена радостью, лиричностью и, конечно, ритмичным рок-н-роллом, а обаятельные участники Битлз стали олицетворением молодости и искренности для поклонников по всему миру. Успех закрепил последовавший в том же году альбом «With the Beatles». «Жуки» одними из первых музыкантов просто и чуточку наивно запели о любви, отношениях и настоящей романтике.


Именно тогда возникло понятие «битломания» – сначала она охватила Великобританию, а потом шагнула в другие страны и за океан. На концертах Beatles фанаты приходили в исступление, просто завидев своих миловидных кумиров. Девушки визжали так, что музыканты порой даже не слышали, что поют. Их успех в Америке в 1963-1966 годы можно было сравнить с триумфальным шествием. Кадры выступления The Beatles на популярном тогда шоу Эда Салливана в 1964 стали легендарными: исступленные вопли, невозмутимые музыканты, закадровая съемка.

The Beatles на шоу Эда Салливана (1964)

Альбомы «A Hard Day"s Night» (1964) и «Help!» (1965) не только содержали в себе прекрасные и уже по-настоящему «битловские» песни, но и были представлены на суд слушателей с параллельно вышедшими музыкальными фильмами, которые стали подарками для настоящих поклонников. И если в первой картине участники группы играли роль приглашенных звезд, то к «Help!» уже был придуман художественный сюжет, а битлы примерили на себя новые комичные образы.


Легендарная песня «Yesterday» Пола Маккартни с альбома «Help!», по официальной версии, сначала была записана без участия других битлов, а при помощи струнного квартета. Эта композиция, наряду с «Michelle» и «Girl», вошла в копилку лучших лирических песен группы и известна каждому, кто даже никогда близко не знакомился с творчеством ливерпульской четверки.


После изматывающих мировых туров (иной раз концерты давались каждый день) музыканты перешли к студийной работе в знаменитой студии Abbey Road. В это же время начало все больше меняться и звучание The Beatles. К примеру, на альбоме «Rubber Soul» (1965) впервые зазвучал ситар – на нем сыграл Джордж Харрисон для песни «Norwegian Wood». Кстати, к этому моменту участники группы уже стали виртуозными мульти-инструменталистами.


Пластинки «Revolver» (1966) и «Magical Mystery Tour» (1967) с песнями «Eleanor Rigby», «Yellow Submarine» и «All You Need Is Love» стали изысканным мостиком к грандиозному «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band» (1967), окончательно вознесшим группу на новую ступень. Beatles не просто стали эталоном в мире музыки, а «пробрались» в только-только зарождающийся мир психоделического и прогрессивного рока, в очередной раз отразив и одновременно создав своим творчеством целую эпоху. Собственно, символом эпохи хиппи с их антивоенными протестами, экспериментами с наркотиками и пропагандой свободной любви стали в некоторой степени и Битлз.

The Beatles – Yellow Submarine

На тот момент битлы уже полностью превратились из группы, собирающей стадионы, в камерный коллектив, записывающий наполовину экспериментальные, наполовину акустические альбомы. На стадионе Уэмбли в 1966 году Битлз попрощались со своим прошлым: в том числе и с громкими фанатами. Это решение помогло продолжить развитие в музыкальном плане, не отвлекаясь ни на шумиху, ни на рекламные акции.


Распад The Beatles

В то же время все больше росли противоречия внутри коллектива – Джорджу Харрисону и Ринго Старру приходилось в буквальном смысле писать в стол: большинство их композиций, по их словам, просто не принималось к рассмотрению Полом и Джоном. В августе 1967 года внезапно от передозировки снотворного скончался 32-летний Брайан Эпстайн, который наравне с Джорджем Мартином был «пятым битлом» в группе.


Появлялось все больше разъединяющих музыкантов факторов. В начале 1968-го они решили провести вместе время в Индии с учителем медитации Махариши – этот опыт по-разному повлиял на каждого, но в Англию битлы вернулись, так и не наладив взаимопонимания друг с другом.


Выпустив в 1968-м двусторонний диск «The White Album», группа продолжила эксперименты – на пластинке были собраны разношерстные композиции, в некоторых из них музыканты продолжили работать над звуком. В то время в студии Abbey Road битлов все время сопровождала будущая жена Джона Леннона, художница Йоко Оно, которая своими выходками жутко раздражала всех музыкантов – атмосфера все больше накалялась.


Несмотря на все противоречия, группа смогла собраться в студии, чтобы выпустить еще три альбома – «Yellow Submarine» (1968) с музыкой к психоделическому мультфильму, «Abbey Road» и «Let it Be» (1970). «Abbey Road» с легендарной обложкой, где четверка пересекает одноименную улицу, была признана критиками одной из самых совершенных пластинок квартета. На тот момент Джордж и Джон уже записали свои первые альбомы, а записи некоторых песен проводились группой не в полном составе. В 1970-м, Пол Маккартни, не дождавшись релиза «Let it Be», выпустил свой дебютный диск и опубликовал официальное письмо о распаде группы, чем вызвал шквал негодования у поклонников.

Скандалы

12 июня 1965 года многие кавалеры Ордена Британской империи были недовольны вручением почетной премии группе The Beatles «за вклад в развитие британской культуры и ее популяризацию по всему миру». До этого ни один поп-музыкант не получал премию от королевы. Правда, уже через четыре года Джон Леннон отказался от награды – таким образом он выступил против вмешательства Великобритании в исход Гражданской войны в Нигерии.

The Beatles популярнее Иисуса

После скандала на гастролях в Филиппинах в 1966-м (группа вступила в конфликт с самой первой леди) в Америке возмутились словами Джона Леннона о том, что Битлз «более популярны, чем Иисус», и признанием, что музыкант разочаровался в христианстве из-за его «глупых и заурядных» последователей. Никто из участников группы не мог и ожидать, что эти слова послужат причиной массовых сожжений пластинок Beatles в южных штатах и даже протестов ку-клукс-клана. Тогда Брайану Эпстайну пришлось отменить запланированные гастроли в США, а Леннону – принести публичные извинения.


Дискография

  • «Please Please Me» (1963)
  • «With The Beatles» (1963)
  • «A Hard Day’s Night» (1964)
  • «Beatles For Sale» (1964)
  • «Help!» (1965)
  • «Rubber Soul» (1965)
  • «Revolver» (1966)
  • «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967)
  • «Magical Mystery Tour» (1967)
  • «The Beatles» (известен также как «White Album») (1968)
  • «Yellow Submarine» (1968)
  • «Abbey Road» (1969)
  • «Let It Be» (1970)

Фильмы о the Beatles

  • «A Hard Day"s Night» (1964)
  • «Help!» (1965)
  • «Yellow Submarine» (1968)
  • «Let It Be» (1970)
  • «Imagine: John Lennon» (1988)
  • «Стать Джоном Ленноном» (2009)
  • «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» (2011)
  • «The Beatles: Восемь дней в неделю» (2016)

Сольные проекты участников The Beatles

Пол Маккартни

Пол Маккартни выпустил свой первый сольный альбом еще до распада The Beatles, скромно назвав его «McCartney» (1970). Несмотря на то, что разрыв участников легендарной группы на тот момент был уже очевиден, для Маккартни это стало источником серьезных переживаний. После некоторого уединения музыкант выпустил альбом «Ram» (1971), композиция с которого удостоилась Grammy. При этом ранние творения Пола разнесли как критики, так и его бывший напарник, Джон Леннон.


Неуверенно чувствуя себя соло, Маккартни создал группу The Wings, с которой с 1971 по 1979 выпустил 7 альбомов. Сольно сэр Пол записал 16 студийных альбомов, многие из которых становились платиновыми. Последняя на данный момент пластинка экс-битла – «New» 2013 года. В клипах Маккартни не раз снимались мировые звезды, например, Натали Портман и Джонни Депп .

Джон Леннон

Пожалуй, самой яркой и в то же время скоротечной у бывших участников Битлз стала сольная карьера Джона Леннона. Кажется, иначе и быть не могло – Джон всегда отличался не только сложным характером, но и стремлением к созданию чего-то категорически нового и порой авангардного. Не менее значимым для него было и выражение политической позиции с помощью творчества. Вместе со своей второй женой Йоко Оно он устраивал различные перформансы, самым известным из которых стало «постельное интервью» Give Peace a Chance (Дайте этому миру шанс) в 1969 году.


За условные 10 лет сольной карьеры (Леннон был застрелен 8 декабря 1980-го у входа в свой дом) легендарный битл выпустил 9 студийных альбомов, многие из которых были записаны в сотрудничестве с Ринго Старром, Джорджем Харрисоном, Филом Спектором и Йоко Оно. После трагической смерти музыканта стараниями его близких было издано еще несколько дисков с ранее неизданными песнями.

Джон Леннон – Imagine

Творчество Леннона имело огромное влияние на культуру, музыку, взгляды людей как при жизни, так и после смерти музыканта. Его самые успешные пластинки – это «Imagine» (1971) и «Double Fantasy» (1980).

Ринго Старр

Ринго Старр, как и Джордж Харрисон, во время существования Beatles, конечно, находился в тени Пола и Джона. Хотя он, как и остальные участники, сочинял много музыки, его композиции практически не были задействованы в репертуаре группы. Не всем также было известно, что популярнейшую песню Yellow Submarine спел именно Ринго. Тем не менее, после распада группы Старр сразу продолжил сольную карьеру.


К 2018 году Ринго выпустил уже 19 пластинок, многие из которых стали платиновыми. На протяжении своего творчества Старр продолжал сотрудничать с экс-битлами, к примеру, в записи его последнего альбома «Give More Love» (2017) принял участие Пол Маккартни.

В 2012-м Ринго Старра был назван самым богатым ударником в мире – его состояние на тот момент составляло уже около 300 млн долларов.

Джордж Харрисон

Малозаметный в группе гитарист Джордж Харрисон тоже не часто получал «белый свет» на использование своих композиций в группе, однако его авторству принадлежат одни из лучших песен их позднего творчества «While My Guitar Gently Weeps», «Something» и «Here Comes the Sun».


В сольном творчестве Харрисона уже никто не мог притормозить: так, всего он записал 10 студийных альбомов, лучшим из которых считается тройной диск «All Things Must Pass» (1970), среди композиций которого особенно отмечают одноименную композицию и песню «My Sweet Lord». Харрисон, принявший индуизм в конце 60-х, испытал сильное влияние индийской духовной музыки и религиозных текстов на своем творчестве. Музыкант умер от рака легких в ноябре 2001 года.


К 1958 году, когда Джон, Пол и Джордж начали играть вместе, американский рок-н-ролл вовсю распространился по Соединенному Королевству. Молодые люди ждали второго дыхания, какой-то искры, которая затмит собой британскую законсервированность и послевоенную серость, хотели музыкального развития. Кумиром молодежи в те времена был Элвис, под которого она готова была отплясывать ночи напролет. Само собой, помимо простых обожателей у него были и подражатели. Сотни любительских групп по всей Англии репетировали в подвалах и гаражах, подражая американским звездам. В одном только Ливерпуле таких коллективов было не счесть. Выделяется даже особый жанр британской музыки — мерсибит (по названию ливерпульской реки Мерси).

В те времена наши герои были далеко не единственной группой, играющей подобную музыку. Можно вспомнить хотя бы о группе The Undertakers, которая отказалась от сотрудничества с Брайаном Эпстайном (кто знает, возможно, именно эти парни стали бы самой влиятельной группой мира за всю историю, подпиши они контракт). Да и в 1960-е британская музыка не ограничивалась одними лишь «битлами»: были The Kinks, The Who, The Rolling Stones, Cream и многие другие. Но именно The Beatles удалось прогреметь на весь мир так, что отголоски слышны до сих пор.

Кто знает, заслуга ли это одного Брайана Эпстайна или коллективная, но факт остается фактом: из сотен одинаковых групп именно знаменитая ливерпульская четверка стала легендарной. Им удалось то, о чем другие могли только мечтать.

  • Битломания

    Массовая истерия, вызванная подчас нездоровым обожанием The Beatles, начавшаяся в Ливерпуле и Гамбурге, а впоследствии охватившая и весь мир (и даже СССР). Посмотрите записи концертов: рев на трибунах стоит такой, что самой музыки иногда просто не слышно. Беснующаяся толпа преследовала группу буквально по пятам и не давала ей прохода. Пробраться от аэропорта до машины порой было весьма затруднительно, и выручало только полицейское кольцо.

    Такая дикая любовь фанатов утомила битлов настолько, что в 1966 году они заявили о прекращении концертной деятельности: настолько группу измотало то явление, которое она сама же и вызвала — битломания мирового масштаба, запустившаяся в 1960-х и не прекращающаяся по сей день. Конечно, и сейчас у каждой группы найдутся особо любящие и фанатеющие поклонники, но такого масштаба обожания не повторил еще ни один коллектив.

  • Поп-культурный феномен

    Музыка The Beatles была понятна абсолютно каждому. Под нее можно было танцевать, мечтать, грустить, любить и вообще делать все, что угодно. Битлы превратились в настоящий феномен культуры по уровню своей массовой популярности, которой никто не обладал ни до них, ни после них. А искусство, обладающее особо массовой любовью, выходит за рамки своего вида, становясь больше, чем просто искусством — символом своей эпохи. The Beatles стали одним из главнейших символов 20 века. Их изображения до сих пор можно найти во многих местах: от фотографий в ресторанах до граффити на стенах, а продукция с символикой группы до сих пор пользуется большим спросом.

  • Влияние

    Список музыкантов, которые признавались в своей любви к ливерпульской четверке и указывали ее творчество в качестве источника влияния на свое, огромен. Вот лишь некоторые из них: The Who, The Velvet Underground, T-Rex, Tom Petty & The Heartbrakers, Bee Gees, Oasis, Aerosmith, The Jam, Cheap Trick, Дэвид Боуи, The Smiths, The Beach Boys, The Stone Roses, The Flaming Lips, The Black Keys, Nirvana. Каждая из этих команд отдает дань не только славе The Beatles, но и их музыкальному таланту.

  • Плодотворность

    13 альбомов за 7 лет — абсолютный рекорд. При всем этом к каждому своему альбому The Beatles подходили очень ответственно и никогда не делали работу спустя рукава, только бы скорее выпустить альбом с целью заработать побольше. К плодотворности уровня «битлов» на британской сцене приблизились разве что Deep Purple (10 альбомов в период с 1968 по 1975 год), The Rolling Stones (12 альбомов в период с 1964 по 1974 год), Led Zeppelin (4 альбома в период с 1969 по 1971 год) и The Smiths (4 альбома за 3 года существования, не считая сборника редких записей). Стоит добавить, что на одном только «Белом альбоме» 30 песен. Сегодня большой группе требуется в среднем 3-4 года на запись альбома из 10-15 песен.

  • Развитие

    Легендарная четверка никогда не стояла на месте и с каждым альбомом приносила что-то новое в свое творчество. За 10 лет существования музыканты попробовали себя в разнообразных жанрах — от ритм-энд-блюза до психоделического рока и хард-рока. В последнем группа вообще является пионером: песня Helter Skelter считается предвестницей хард-рока и хэви-метала. The Beatles и металл, можете себе представить?

    Диапазон у этих парней действительно был велик. Инструменты в песнях тоже использовались самые разные: помимо стандартных гитар и барабанов можно услышать ситар, губную гармошку, бонго и классический струнный оркестр. The Beatles всегда шли в гору, и когда казалось, что они уже достигли вершины и дальше идти просто некуда, они удивляли своих слушателей прыжком выше собственной головы.

  • Награждение Елизаветой II

    «Ну и что тут такого? — спросите вы, — Мика Джаггера и Роберта Планта вот тоже награждали, обычное дело». Верно, но вот только эти двое удостоились своих наград в 2000-х, а The Beatles были первыми и в этом. В 1965 году участники группы сенсационно были представлены к ордену Британской империи — весьма почетному званию — за вклад в развитие британской культуры и её популяризацию по всему миру. Это означало две вещи: признание рок-музыки консервативным истеблишментом (хотя некоторые обладатели ордена оскорбились этим событием настолько, что вернули свои награды) и появление новой визитной карточки до этого немузыкальной Великобритании.

  • Видеоряд

    Разумеется, битлы не первыми стали использовать формат клипов, но они установили определенные стандарты в этой области. Знаменитые фильмы, такие как Help, A Hard Day’s Night, Yellow Submarine, навсегда вошли в историю не только музыки, но и кинематографа. После The Beatles многие группы охотно использовали такой формат (например, The Who и Pink Floyd).

  • По отдельности

    Всемирная слава The Beatles привела к тому, что после распада на творчество всех четырех (!) участников группы обращали столь же активное внимание, какое было к группе. Конечно, этому способствовало и поведение самих участников: протесты Джона Леннона, увлечения Джорджа Харрисона индийской философией, группа Wings, в которую входили Пол Маккартни и его жена Линда…

    Вспомните, что обычно происходит, когда группа распадается. Вниманием к сольной деятельности обычно пользуются вокалист и гитарист, и надо обладать просто суперстатусом, чтобы градус внимания к творчеству всех экс-участников не понижался.

  • Status quo

    Время шло, музыка развивалась, появлялись новые герои и жанры. Появляются до сих пор. Но одно оставалось неизменным: всеми ведущими музыкальными изданиями The Beatles признавались как лучшая группа из всех когда-либо созданных, а их альбомы неизменно оставались в топах за всю историю.

    Взять хотя бы рейтинг «500 величайших альбомов всех времен» по версии журнала Rolling Stone. В него вошли 10 альбомов The Beatles, 4 из которых находятся в первой десятке. Это еще один рекорд ливерпульской четверки: больше альбомов в этом списке только у Боба Дилана — 11, но в десятке только 2. Журнал не один раз потом обвинили в излишней любви к року 1960-х и 1970-х при составлении списка, но в том, что все пластинки The Beatles там абсолютно по делу, сомнений ни у кого не возникало.

  • 7 ответов

    Если во втором вопросе под «лучшей группой всех времен» понимать «наиболее успешной группой всех времен», то можно объяснить такое утверждение количественными показателями и разнообразными регалиями. За неполные 10 лет существования группы, они записали 12 студийных альбомов (или 13 – смотря что считать за альбом) – более 200!!! песен; The Beatles получили 26 номинаций на Грэмми, выиграв 10, в списке величайших исполнителей всех времён журнала Rolling Stone битлы занимают почетное 1-е место; участники группы были награждены Орденом Британской империи (получили рыцарский титул от Королевы Британии) «за выдающийся вклад в дело процветания Великобритании»; наконец, the Beatles попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая продаваемая группа в мире – уже в начале 2000-х было продано более миллиарда дисков и кассет, связанных с именем группы.

    Однозначный ответ на первый вопрос дать совсем непросто. Зато становится очевидно, что популярная музыка не может быть полно описана исключительно в музыкальных, эстетических терминах. Безусловно, успех группы во многом обусловлен недюжинным талантом участников коллектива – Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра, их трудолюбием, полной отдачей любимому делу музыки, готовностью меняться, привносить в собственное творчество новые элементы. Но все это, на самом деле, никак не может охарактеризовать уникальность «Битлз» – в одном Ливерпуле конца 50-х–60-х годов было множество талантливых, трудолюбивых, новаторских команд. Здесь стоит сказать об особенностях музыкальной среды города. Ни для кого не секрет, что британский рок – это американская молодежная поп-музыка привитая традиционными британскими мотивами. Тем не менее, для описания звучания ливерпульских команд используется понятие Liverpool Sound («ливерпульское звучание»). Ливерпуль – был крупным портовым городом, в который со всего света стекались не только продукты производства, но и песни, музыка (например, ямайская, индийская, африканская). Разнообразные диаспоры, да и просто прибывающие торговцы и моряки, формировали в этом городе тысячи музыкальных клубов особую питательную среду, не исчерпывающуюся исключительно американским попом и британской народной музыкой. Именно в этой среде и варились «Битлз», хотя опять-таки – не только они.

    Далее, важную роль в успехе группы сыграло осознание участниками необходимости профессионализации своей деятельности. Приглашение Брайана Эпстайна, владельца магазина грампластинок, на роль менеджера группы стало одним из поворотных моментов истории группы. Он скупал пластики битлов на свой страх и риск, дабы те поднимались в рейтингах, упорядочивал графики выступлений группы, занимался составлением программ выступлений, работал над сценическим образом «Битлз». Здесь мы переходим к еще одной важной составляющей успеха – сценическому образу. Вне зависимости от того, кто придумал узнаваемый образ группы (на это претендовали разные люди, имевшие отношение к группе) – стрижка моп-топ, консервативные черные костюмы с пиджаками без воротников (иногда такие пиджаки называют «битловками»), «приличное» поведение на сцене. Для чопорной Англии, где отношение к музыке зачастую определяется моральным и морализирующим оцениванием музыкантов (например, гастроли молодого, а впоследствии великого, рок’н’рольщика Джерри Ли Льюиса в Британии были сорваны из-за его неподобающего поведения), «Битлз» получили невероятно выгодный ярлык «good-boys», в противоположность плохим парням из Rolling Stones, и сексуально-распущенным чужакам из Штатов. Тем не менее, профессионализация и образ – важные элементы популярной музыки, начиная с 30-х годов, и в этом также нет ничего уникально-битловского.

    Еще один аспект, который необходимо учитывать, говоря о the Beatles – это поиск идеального звучания и экспериментирование со звуком и звукозаписью. Джордж Мартин – пятый битл, – продюсер и звукорежиссер группы, сыграл здесь огромную роль (хотя и сами участники с большим интересом пускались в эксперименты, достаточно указать на заигрывание с восточными мотивами во второй половине 60-х Джорджа Харрисона). Мартин, блестяще разбиравшийся в музыке, сделал возможным воплощение многих смелых идей участников группы, причем воплощение, практически идеальное по форме (например, «симфоническая» сторона «Yellow Submarine» или единство «Strawberry Fields Forever», составленной из разных по темпу и тональности частей).

    Наконец, говоря о всемирной популярности Битлз и феномене битломании, начавшейся с выступления на шоу Эда Салливана, стоит иметь в виду некоторые исторические обстоятельства, подготовившие почву для самой возможности успеха британской музыки в США. Так, во второй половине 50-х годов, практически все ведущие американские поп-музыканты исчезли со сцены: в 1959 г. погиб в автокатастрофе Бадди Холли, а Чак Берри был приговорен к 5 годам заключения, годом ранее Элвис отправился в армию, Литл Ричард отошел от музыкальной деятельности, став проповедником в 1957 г., Джерри Ли Льюис был подвержен обструкции за женитьбу на несовершеннолетней двоюродной племяннице (конец 50-х иногда называется, по мотивам песни Дона Маклина «American Pie», «временем, когда умерла музыка»). Собственно, этот вакуум на рынке молодежной популярной музыки и был заполнен новой британской рок-музыкой, что впоследствии было названо «Британским вторжением». Хотя «Битлз» и оказались первой британской группой, добившейся вершин американских хит-парадов, они не были единственными.

    Таким образом, все указанные причины – среда, талант, трудолюбие, преданность делу, профессионализация, экспериментальность, внимание к образу группы и перфомансу, благоприятные обстоятельства рынка, помноженные на уникальную харизму и личностное обаяние Маккартни и Леннона, – важно учитывать, говоря про уникальность и успешность группы. Можно сказать, что это необходимые элементы величия the Beatles, но недостаточные: многие группы в чем-то могли даже превосходить битлов, но не достигли ни такой известности, ни такого коммерческого успеха. В этом смысле, уникальность Битлз заключается и в том, что нельзя дать исчерпывающего объяснения этой уникальности. Зато так легко можно наслаждаться их музыкой.

    "Битлз" оказались гениальными авторами песен, и, несмотря на отсылки к тем или иным американским авторам и исполнителям (прежде всего Бадди Холли и Литтл Ричарду), не выглядели бледными копиями американских оригиналов, в отличие от более ранних британских певцов. Плюс оптимизм ранних песен, новаторство в работе со звуковыми эффектами и необычными инструментами и доброжелательный имидж. А еще они открыли американцам их собственную музыку: в результате британского вторжения очень многие парни в Америке задумались о том, что раз уж эти островитяне души не чают в нашей музыке и зарабатывают этим, значит, мы тоже можем. Без "Битлз" не было бы ни последовавшего бума отличной британской музыки, ни симметричного ответа Америки, где тоже есть что послушать.

    Есть очень остроумные мемуары, в которых написано, что всё творчество Битлз создано . Он был музыкальным теоретиком и композитором, но нам известен в первую очередь как социолог из франкфуртской школы.

    Причем здесь он, если мы все таки не верим в ТЗ (теории заговора)? При том, что в своей книжке он довольно интересно описал музыкальное творчество как социальный процесс, и Битлз очень органично укладываются в его рецепт. Битлз - интересны, в первую очередь, как социальное явление, на котором отпечатались время и идеи этого времени. Кроме того, хороший кругозор и не плохой вкус помогли им выхватывать все, что происходило вокруг, как в музыкальном плане, так и в социальном. Поэтому, выпадая из их контекста, может казаться, что они придумали почти всю современную нам музыку. Кроме того, убийство Ленона дало свои фантики в их пользу (и ТЗ связанную с ним). Все это дает возможность воспринимать их как явление без контекста, и без всего перечисленного там десятка альбомов и миллиарда продаж. Битлз - это часть языка, на котором музыка разговаривает, понятная и доходчивая, без перегибов и с нужными акцентами - все как-то так.

    Лучшая группа всех времен - это в любом случае субъективность, особенно при параллельно с ними творивших Хендриксе и Velvet Underground.

    Пожалуй, прав Макаревич в своей оценке феномена Битлз. "Всенародный Макар" считает появление в его жизни Битлз главнейшим событием, определившим его дальнейшую судьбу, однако он просто издевается над позицией, что "Битлз совершили настоящую революцию в эстраде", что "первыми запели о любви, о таком человеке, как мы с тобой" (дальше привожу высказывание Макаревича, несколько отредактировав "под себя"). - "Какая ерунда! обо всем этом пели еще от самого Сотворения... и никакой особой революции в эстрадной музыке они не совершили, поскольку ничего по-настоящему сверхнового они не придумали, и тогда было достаточно групп, использовавших те же мелодико-ритмические приемы, игравших-певших на те же темы ("любовь-морковь"), были в ту пору и лучшие вокалисты, инструменталисты, однако... у Битлз была та ничем и никем не объяснимая магия, которая неотразимо действовала на публику, "цепляла" (как сейчас говорят). Леннон и Маккартни составляли "магический тандем" - исключительно удачно дополняли друг друга, Леонард Бернстайн даже сравнил их со святыми Иоанном и Павлом (хотя Пол и особенно Джон были далеко не святыми); да и два другие (Харрисон и Старр) весьма гармонично вписывались в ансамбль, и несмотря на то, что были гитаристы технически покруче Харрисона, а Ринго был технически в общем-то средним ударником, никого другого в группе вместо них невозможно себе представить. Ребята не заштамповывались, постоянно развивались... впрочем, последнее можно сказать и о других группах, однако у битлов это получалось, опять же, волшебно, у других же... Стоило битлам выпустить "Сержанта Пеппера", как и другие группы последовали примеру и начали записывать своих "Сержантов", а Битлз были уже далеко... Были у Битлз и слабые вещи (типа Tell me what you see, I will, Baby you"re rich man, I’ll Get You) - неудачные эксперименты или "впадание" в примитивизм, однако лучшие их вещи отмечены уникальностью, "штучностью" и той самой магией. Кто-то из крупных музыкантов, когда его попросили составить топ самых великих дирижеров, сказал следующее: "Фон Караян и... все остальные". Точно так же можно сказать и о группах 60-х "Битлз и все остальные". Да и впоследствии (уже в последующие 10-летия) их никто так и не превзошел и даже не подобрался вплотную. И распались они очень вовремя - добрались до своего апогея, "Эвереста", а затем решили (в первую очередь Леннон), что в основном все самое достойное, что можно было создать вместе, создано и исполнено, вот и самое время (пока публика еще чего-то ждет) закрыть проект, и "унести ноги" лучше на год раньше, чем на день позже, и остаться навек на том "Эвересте" (ну и еще оставить надежду у публики, что как-нибудь они снова соберутся и порадуют новыми шедеврами; а ведь журналисты, когда интервьюировали кого-либо из них в 70-е, почти неизменно в конце задавали вопрос о воссоединении)... Когда я впервые услышал их (будучи еще, кажется, 4-хлетним мальцом (я 63 г.р.)), то был премного ошарашен - настолько этоа музыка была не похожа на все то, что доводилось слышать ранее; более осознанно я их услышал уже в 74-м (т.е. через 4 года после распада, мне включил одноклассник) и претерпел настоящий восторг... В настоящее время тот восторг давно трансформирован в "ровный степенный пиетет".

    Недавно Ринго Старр, обмолвливаясь о тех славных временах, говорил, что "когда загремели первые залпы славы, многие считали, что мы - так, очередные однодневки... однако же...". "Однодневки " по-прежнему у многих на устах. Многие из "молодняка" о них понятия не имеют - в силу того, что под них теперь уж не "оторвешься", не "потащишься" и не "заторчишь" (тогда таких слов не было и говорили типа "балдеть", "кайфовать" и "экстазировать"), а слушает Битлз молодняк достаточно продвинутый, который знает толк в музыке и может оценить наших корифеев по достоинству. В общем, если перефразировать Маяковского, "Леннон жил, Леннон жив, Леннон будет жить!".

    Итак, в чём же феномен Битлз? Почему спустя почти полвека после распада группы по-прежнему ведутся споры о её значимости для истории музыки?

    Во-первых, Битлз стали первой группой получившей настоящую мировую известность, причем за очень короткое время. Именно они способствовали популяризации рок-музыки как жанра. Наблюдая за ними тысячи людей по всему миру взяли в руки инструменты и стали играть рок.

    Во-вторых, Битлз активно экспериментировали с музыкой, всегда оставаясь в авангарде. Одна из ранних композиций психоделического рока - "Tomorrow never knows", оркестрового рока - "A Day in the Life", метала - "Helter Skelter", экспериментального рока - "Revolution 9". Музыка их отличалась широтой диапазона жанров от мерсибита до блюз-рока, и от рага-рока до прога. Они одни из первых начали играть психоделию - пра-пра-прабабушку большинства современных рок, и не только, жанров.

    В-третьих, уделяли много внимания оформлению альбомов. Сейчас трудно представить, насколько скучное оформление было у пластинок вплоть до середины 60-х. Сержант Пеппер, Белый альбом, Эбби Роуд - обложки этих пластинок стали мемами, живущими своей собственной жизнью и объектами многочисленных пародий. Битлы могли позволить себе приглашать для работы известных художников своего времени, благодаря их стараниям обложка альбома стала полноценным художественным произведением, а не обычным бумажным конвертом.

    В-четвертых, важную роль сыграли музыкальные таланты квартета. За авторством Маккартни, Леннона, Харрисона написано несколько десятков хитов, права на их которые стоят баснословных денег. Ещё один показатель - количество каверов на их произведения. На одну только Yesterday их больше 2,5 тысяч. Естественно точное количество подсчитать невозможно, но сам факт того что песни продолжают жить в чужом исполнении, свидетельствует об авторском даровании.

    В-пятых, Битлы стали одним из самых знаковых культурных феноменов своей эпохи. В западном обществе назревали важные перемены, закончившиеся переходом к новой исторической эпохе. По сути в 60-е произошла бескровная (относительно) революция. Люди почувствовали себя гораздо свободнее, изменилась мода, язык, музыка, кинематограф. Рок-музыка стала символом перемен в обществе. Выразителем всего этого, в том числе, стали The Beatles. Изменения в общественном сознании нашли отражение в их имидже (отрастили длинные волосы и бороды) и их музыке (стали активнее экспериментировать со звучанием). Они не держались в стороне от происходящего и активно высказывали свою гражданскую позицию. Больше других в этом отличился Леннон. Хиппи, наряду с битниками и байкерами стали одной из первых контр-культур.


    А Грэмми и прочие статуэтки в общем ни о чем не говорят, как и десять золотых граммофонов водевильного певчишки Николая Баскова.

    Так, впрочем, не только с культурой, очень многие в России, например, уверены, что "Джек Дэниэлс" не колхозная сивуха для реднеков, а хороший алкоголь.

    Ответить