Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Цирковые номера на праздник. Цирковые номера. Какие цирковые номера подойдут именно вам

Цирк Никулина… На Цветном бульваре есть такое здание, в котором детская радость не знает границ. Экзотические животные, смешные клоуны - тот, кто хоть раз видел эту феерию, вряд ли ее забудет.

Общая информация

Один из старейших - цирк Никулина на Цветном бульваре. Фото человека, в честь которого он назван, висит в холле и в его гримерке. Само здание было построено более ста лет назад. Он был специально создан по заказу купца Данилова для Альберта Саламонского, шапито которого в конце девятнадцатого века уже имело огромную популярность. В октябре 1880 года цирк принял первых посетителей. Говорят, что свой первый рубль, полученный от продажи билетов, Саламонский, вставив в рамку, повесил в кассе. Это сегодня цирк Никулина на Цветном бульваре, схема зала с местами в котором помогает сориентироваться с покупкой билетов, может принимать до двух тысяч зрителей. А тогда, в конце девятнадцатого столетия, в нем было всего пять рядов с креслами, две ложи, бельэтаж, второстепенные места - деревянные ненумерованные лавки - и галерея для стоячих посетителей. Потом это здание не раз перестраивалось, добавлялись и достраивалось дополнительные площади. И сегодня, как и тогда, здесь звучат смех и аплодисменты тех, кто приходит в цирк Никулина на Цветном бульваре.

Как добраться

Доехать до него можно на метро. Направляясь из центра, лучше сесть в первый вагон, сойти на одноименной станции и пройти направо всего двести метров. Для удобства в метро есть много табличек, показывающих, как пройти в цирк Никулина на Цветном бульваре. Адрес этого развлекательного заведения указан не только на билетах, но и на афишах. Нетрудно догадаться, что расположен он на одноименной улице - Цветной бульвар, 13. Войти в цирк можно в центре здания, поднявшись на несколько ступеней, а кассы расположены по бокам.

Немного истории

Очень много питомцев вышли отсюда на разные манежи страны. Это Романов и Котов, Куксо и Попов, руководитель "хора" собак Боуслаев... Именно цирк Никулина на Цветном бульваре стал местом, где засиял своим талантом Однако самыми знаменитыми клоунами были студийцы из его второго выпуска - Никулин и Шуйдин.

На манеже этого цирка выступали Дуровы и Лазаренко, Труцци с труппой своих вышколенных лошадей, прыгуны Сосины, танцовщица Сур… Эквилибристки Кох, акробаты Океанос, наконец, знаменитый Кио - этот список можно продолжать еще долго.

В 1983 году руководить цирком доверили Юрию Никулину. В 1985-м на его уже устаревшем манеже состоялось последнее представление. Оно, по мнению многих, стало грандиозным событием для всех зрителей. А после старое здание снесли, и через два года на этом месте был заложен первый камень в фундамент нового - современного цирка. Была даже замурована капсула. И уже через два года на этом месте уже высилось новое здание.

А в декабре 1996-го было решено переименовать его в «Цирк Никулина на Цветном бульваре». После того как Юрия Владимировича не стало, директором и продолжателем идей является его сын Максим Юрьевич.

Афиша


Каждая программа, которую представляет цирк Никулина на Цветном бульваре - это уникальные шоу, поражающие зрителей зрелищными эффектами, богатством реквизитов и завораживающими звуковым и музыкальным сопровождениями. Недавно один из главных манежей страны представил новое представление. «Королевский Цирк» - так называется программа, состоящая из номеров, посвященных экзотическим тематикам.

В них участвуют акробаты, под куполом летают гимнасты, джигиты поражают сложными трюками, а девочка, на которой несколько десятков хула-хупов, перенесет зрителей на зеркальном шаре в сказочный мир.

Любителям номеров с животными понравятся дрессированные медведи и яки, павлины и еноты, и конечно, собаки и голуби. Но апогеем этого нового представления считается программа, тематикой которой является мир джунглей. Люди и звери - дрессировщики, львы и тигры - в одной клетке демонстрируют не только бесстрашие и волю человека, но и возможность его совместного существования с дикими зверьми.

Зажигательная музыка, костюмированный балет - все это сопровождает каждый номер, создавая у зрителей незабываемое впечатление и эмоции - все то, зачем москвичи и гости столицы приходят в цирк Никулина на Цветном бульваре.

Схема зала


Для того чтобы сориентироваться при покупке билетов, необходимо четко представлять внутренний план цирка - как расставлены кресла вокруг арены. Это особенно актуально для тех, кто первый собирается его посетить, а также для тех, кто бронирует билеты онлайн. Стоимость их зависит от выбранного места. Например, первые два ряда - кресла непосредственно у арены - стоят три с половиной тысячи рублей, третий четвертый - три. Кресла в амфитеатре обойдутся в тысячу руб., а по обе стороны от форганга - выхода артистов - в четыреста, пятьсот и шестьсот рублей сверху вниз соответственно. Всего же цирк Никулина на Цветном бульваре может одновременно принимать до двух тысяч человек.

Труппа

Артисты цирка Никулина являются лауреатами или призерами очень многих Международных фестивалей. Их хорошо знают в Париже, Будапеште, Монте-Карло. Выступления труппы и ее мастерство высоко оценили в Японии и Корее, Китае и Франции, Англии и Австралии. Цирк организует выступления на любых сценических площадках, разъезжая не только по России, но и по всей планете.

В его труппу входят известные дрессировщики Багдасаровы, эквилибристы, которых тренирует Алиханов, воздушные гимнасты Волковы, Азиз Аскарян - руководитель шоу обезьян, С. Богданов со своим шоу воздушного полета «Heros» и многие другие талантливые артисты цирка.

Бронирование билетов

Кассы цирка работают ежедневно, без выходных, с одиннадцати дня до семи вечера. Бронирование билетов по телефону в цирке не предусмотрено. Тем же, кто по какой-то причине не может лично подойти в кассу, удобно будет зарезервировать по Интернету, заполнив специальную форму на сайте. Там же можно предварительно посмотреть схему зала, ознакомиться с ценами.

Правила

Цирк Никулина на Цветном бульваре оборудован всем необходимым, чтобы его могли посещать дети и взрослые с ограниченными возможностями. Для таких зрителей предусмотрен лифт, к которому можно пройти через кассовый зал.

Продолжительность спектаклей - сто сорок минут с учетом антракта. Дети до шести лет могут проходить с сопровождающим взрослым с одним билетом, но при этом они должны сидеть на коленях. Если родители хотят, чтобы ребенок сидел отдельно, им придется купить для него отдельное место по полной цене.

Помимо программ на стационарном манеже, Цирк Никулина на Цветном бульваре дает представление в двух собственных шапито. Кроме того, он организует выступления на любых других сценических площадках. В списке предлагаемых цирком услуг есть также возможность участия его артистов в днях рождения и веселых детских праздниках, корпоративных вечерах и новогодних представлениях.


Цирк обожают все без исключения дети и многие взрослые. Равнодушны к нему только скучные люди, потерявшие детское восприятие мира, которое свидетельствует, в первую очередь, о молодости души.

Гимнасты - Братья Данил и Кирилл Калуцких

Братья Данил и Кирилл Калуцких - 4-х кратные рекордсмены книги рекордов Гиннеса, многократные рекордсмены книги рекордов планеты.

Участие в телевизионном проекте на первом канале "Минута Славы" принесло им известность. В первом сезоне братья дошли до финала, а в 2010 году завоевали победу в международной "Минуте Славы" в России. Братья Калуцких стали обладателями Гран-при фестиваля "Браво-Брависимо" в Италии. А также принимали участие в съёмках на немецком, итальянском, испанском и чилийском телевидении и в престижнейшем цирке мира «du Soleil» (Дю-солей).

Шоу-программа: Выступление братьев Калуцких длится от 10 до 40 минут.

В программу входят:

Зажигательный, танцевально-акробатический номер;

Сложнейшие акробатические элементы с профессиональной постановкой, где сочетаются жанры эквилибр, клишник, каучук, йога, партерная силовая акробатика;

Эксклюзивный интерактив с участием зрителя, где апофеозом один из братьев надувает и лопает грелку, а другой показывает сложнейшее отжимание, которое можно представить;

Демонстрация уникальной памяти;

Показ трюков занесенных в книгу рекордов Гиннесса.











Это старейшее искусство берет свое начало в древних площадных выступлениях и театрализованных спортивных соревнованиях. По прошествии многих веков произошли принципиальные изменения в акробатических номерах, изменилась и сложность элементов, и сегодня акробаты выполняют сложнейшие трюки даже на роликах!




Вы хотите, чтобы на вашем празднике показали действительно эффектный номер? Тогда закажите цирковой номер «Каучук». Ваши гости на всю жизнь запомнят гибкость цирковых артистов и их фантастические способности.


Веселые клоуны, которые вовлекают в свое действо всех присутствующих, создают по-настоящему праздничное настроение и взрослым, и детям. Малышам особенно приятно почувствовать себя полноправными активными участниками процесса, а не пассивными зрителями.




Как и в древности, на арене цирка сегодня выступают жонглеры, акробаты, гимнасты, клоуны, дрессировщики, демонстрируя удивительные, почти безграничные возможности человека. Но именно факиры и йоги оставляют у зрителя неповторимое ощущение прикосновения к чему-то тайному, неизведанному, такому загадочному и манящему.









Если вы хотите доставить радость своему ребенку в какой-то важный для него и, разумеется, для вас день, пригласите на праздник цирковых артистов - акробатов и жонглеров. Поверьте, это торжество все гости запомнят надолго, особенно, если заниматься организацией циркового представления будет агентство развлечений «Империя Шоу».




Что может быть интереснее цирковых животных? Эти очаровательные собачки, обезьянки, кошки, лошади и слоны – настоящие артисты, которые любят публику и аплодисменты. Пригласите их на свой праздник, и вы получите огромный заряд положительных эмоций.






Агентство «Москоу Шоу» накопило огромный опыт в организации веселых представлений как для взрослой, так и для детской аудитории. Причем нам в равной степени удаются праздники для детей разного возраста, скучно не бывает никому. Артисты цирка, с которыми мы сотрудничаем, умеют находить общий язык с каждым и быть интересными для всех.

Что такое цирк? Кажется, что каждый из нас знает ответ на этот вопрос. Но стоит признать, что у большинства имеется только поверхностная информация. А вот про его историю и разновидности известно немногим. Главным отличием этого вида искусства считается демонстрация чего-то смешного и необычного. Как правило, в выступлении можно увидеть пантомимы, репризы, фокусы, клоунаду. Часто цирковые номера связаны с демонстрацией исключительных способностей человека, нередко отличающихся риском для жизни и здоровья. Это касается канатоходцев, эквилибристов, дрессировщиков хищных зверей. Часто труппа базируется в определенном городе, имея конкретное здание. Но нередко выступает в разных местах, как бродячий цирк.

Историческая справка

Что такое цирк, знали еще в Древнем Риме. В то время так называли сооружение, похожее на современный ипподром. Самым большим и известным был так называемый Большой цирк, который располагался в самом Риме.

Цирковые представления того времени имели мало общего с современными. Прежде всего, это были гонки на колесницах и лошадиные скачки. Позже цирковые представления стали организовывать в амфитеатрах. Они включали в себя бои гладиаторов, травлю диких животных.

В Средние века цирк перестал быть главным местом развлечений. Ставшие популярными в то время театральные представления и мистерии затмили его.

Цирк в современном для нас понимании появился во Франции только в конце XVIII века. Его создателями стали английские наездники Астлеи, сын и отец. В 1774 году они построили в пригороде французской столицы круглый зал, который так и назвали - цирк. Что такое это было в то время? Астлеи стали давать представления, которые состояли из акробатических этюдов и упражнениях на лошадях.

В истории цирка большую роль сыграли итальянцы Франкони. Они ввели пантомимы, а также устраивали борьбу между дикими животными и собаками. Именно из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.

Из истории цирка известно, что в конце XIX столетия появились выступления с дрессированными животными. Накануне XX века стационарные цирки существовали во всех европейских столицах.

Цирк в России

Что такое цирк, в России узнали в 1764 году. Именно тогда британский жокей Бейтс построил манеж для конных представлений неподалеку от Казанского вокзала. Уже на следующий год он отправился с гастролями в Петербург.

В России представления часто организовывали в частных домах - в манежах или временных помещениях. Как правило, выступали иностранные труппы.

Именно русский цирк появился в 1873 году в Саратове. Его основали братья Никитины. И сегодня он считается одним из лучших в России. К тому, же в то время по России и Европе кочевали бродячие цирки, которые давали представления каждый день на новом месте.

Значительный урон цирковому искусству был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Здания преимущественно были уничтожены во время бомбежек. Реквизит и оборудование были уничтожены. Погибли многие дрессированные животные. Артисты отправлялись на фронт. Главное цирковое управление после нападения фашистов на СССР было эвакуировано в Томск. При этом историками отмечается, что руководство все же позаботилось о сохранении циркового искусства. По распоряжению Сталина, советский цирк поддерживался, выделялись средства на содержание и питание животных.

Цирк сегодня

Сегодня в цирке развиваются различные виды искусства. Например, это акробатика, клоунада, эквилибристика, а также музыкальная эксцентрика, интермедия, пантомимы, жонглирование, иллюзионизм.

Известно большое количество цирковых специальностей. В отдельные выделяют хождение по канату, номера на трапеции, воздушную гимнастику, дрессировку животных. Уникальный цирковой жанр - клоунада. Клоун обязан владеть несколькими дисциплинами, в последнее время распространен прием, когда клоун "внезапно" принимает участие в чужих номерах.

В наши дни возрождается уже практически забытая специальность огнеглотателей, которые были популярны много веков назад. Сегодня многие цирки мира включают в свою программу огненное шоу.

В России цирк является одной из ключевых номинаций в конкурсной программе Дельфийских игр.

Значение слова

Давая определение слова "цирк", не стоит забывать, что у него несколько смысловых значений.

Во-первых, цирк - это особый вид зрелищного искусства, который сегодня включает в себя разнообразные техники и дисциплины.

Еще одно значения слова цирк - это здание, в котором все эти представления и проходят.

Описание цирка

Само по себе здание цирка чаще всего представляет собой круглый шатер с высоким куполом наверху. Это классический цирк-шапито. Внутри него расположен манеж или цирковая арена, а также сидячие места для зрителей.

Другой вид цирка - капитальный. Примечательно, что обычно он тоже имеет круглую форму.

Интересный факт - манеж в цирке, на котором выступают артисты, всегда одного и того же размера. Причем независимо от того, на сколько зрителей рассчитан сам цирк - на 500 или пять тысяч. Причем этот размер неизменен во всем мире. Диаметр манежа составляет 13 метров (или 42 фута). Это требование появилось еще в XIX веке и до сих пор остается неизменным.

Такая традиция пошла из-за профессиональной необходимости. Дело в том, что для упражнения на конях и акробатов необходимо, чтобы спина бегущей лошади всегда находилась под одним и тем же углом относительно центра манежа. Добиться такого результата возможно только поддерживая постоянную среднюю скорость лошади на манеже определенного диаметра. В результате все цирковые арены, на которых проводились выступления на лошадях, были унифицированы.

Еще одна особенность - цирковая арена всегда отделяется от амфитеатра небольшим, но весьма широким барьером. Его высота доходит, как минимум, до среднего роста стандартной лошади, чтобы животное могло положить копыта передних ног на барьер и продолжить двигаться задними по арене.

Цирк Юрия Никулина

Из отечественных цирков стоит выделить, в первую очередь, цирк Никулина. Он расположен в Москве на Цветном бульваре. Это один из старейших стационарных цирков страны. Он вмещает две тысячи зрителей. В настоящее время его генеральным директором является сын Юрия Никулина Максим.

Этот цирк впервые распахнул свои двери для посетителей еще в 1880 году. Его основал Альберт Саламонский. Архитектором здания стал Август Вебер. Открытие запомнилось всем. На нем выступала гимнастка Генриетта, которая умудрялась жонглировать на натянутой на большой высоте проволоке, госпожа Труцци скакала по манежу на неоседланной лошади, сам Альберт Саламонский продемонстрировал номер с 14 дрессированными жеребцами.

Изначально в цирке работало много клоунов. Саламонский настаивал, что его публика обязательно должна хохотать. Примечательно, что до этого цирк не считался местом, куда стоит приходить с детьми. Только Саламонский осознал, что дети - это прекрасная публика, на которой можно неплохо заработать. Он первым инициировал проведение утренних представлений, который вскоре стали называться утренниками. При этом специально адаптировал программы к детскому восприятию.

Никулин на сцене

Юрий Никулин оказался в студии клоунады при столичном цирке на Цветном бульваре после того, как его не приняли в ВГИК. В 1948 году он впервые вышел на сцену в паре с Борисом Романовым. Их номер назывался "Натурщик и халтурщик".

Вскоре после этого стал работать ассистентом популярного в те годы клоуна Михаила Румянцева, больше известного как Карандаш. Затем познакомился с Михаилом Шуйдиным. Все втроем они стали ездить на гастроли по всей стране.

В 1950 году после конфликта Никулин и Шуйдин стали работать отдельно от Румянцева, составив знаменитый клоунский дуэт.

В 1981 году Никулин перестал выступать на сцене, ему исполнилось 60. Он стал директором цирка. При нем было построено новое здание, которое открыли в 1989 году. Сегодня за представлениями в расписании цирка Никулина многие пристально следят. Ведь это один из самых популярных цирков страны.

"Аквамарин"

Большой популярностью в России пользуется также цирк танцующих фонтанов под названием "Аквамарин". Зрители становятся свидетелями уникального шоу, когда цирковой искусство соединяется с танцами фонтанов и балетом на льду. Невероятные способности и возможности человека раскрываются на фоне фантастической красоты.

В цирке "Аквамарин" гордятся тем, что сохранили лучшие традиции отечественного цирка. При этом постоянно применяют новейшие технологии, актуальную сценографию, погружая зрителя в настоящее современное шоу.

В представлениях часто принимают участие дрессировщики, специально обученные животные - лошади, собаки, обезьяны. Представления обязательно сопровождаются живым вокалом.

Цирковые жанры

Среди основных цирковых жанров необходимо выделить акробатику, которая делится на силовую, воздушную и прыжковую.

Большой популярностью пользуется вольтижировка - выполнение гимнастических и акробатических упражнений на лошади. А также дрессировка цирковых животных, жонглирование, иллюзионизм, клоунада, цирковое шоу, пантомима и эквилибристика.

Иллюзионизм

Что такое цирковой жанр иллюзионизм, сегодня знает любой, кто хоть раз был в цирке или видел представление по телевизору. Это особый вид циркового исполнительского искусства. В нем с помощью ловкости рук, а также за счет трюков и использования специальной аппаратуры, как правило, скрытой от глаз окружающих, иллюзионист выполняет уникальные трюки или фокусы. Он создает иллюзии нарушения привычных для всех физических свойств предметов и явлений. Дословно название этого циркового жанра переводится как "вводить в заблуждение".

Искусство создания иллюзий восходит еще к древности. В то время особыми приемами и техникой для манипуляций пользовались жрецы или шаманы, чтобы производить впечатление на обычных людей, подтверждая таким образом свою уникальность и особенность. Со временем их стали использовать для развлечения публики факиры, шпагоглотатели и другие.

Жонглирование

Такой вид циркового искусства, как жонглирование, появился еще до нашей эры. Увидеть людей, одновременно подбрасывающих более трех предметов, можно еще на настенных рисунках в Египте.

Сегодня выделяют несколько видов жонглирования - классическое, перекидное, контактное, жонглирование от пола, флейринг (когда используют бутылки и стаканы), жонглирование кендамой (название произошло от японской игры, заключающейся в перебрасывании шара с лунки на лунку), силовое, боевое жонглирование.

Зрители представляют арену цирка как место развлечения, где гимнасты, клоуны и дрессировщики, сменяя друг друга, выдают яркое шоу. Однако для работников этой сферы создание красивых номеров - это смертельно опасная работа, которая нередко приводит к трагедиям. «Газета.Ru» составила список из 10 случаев, когда в цирке было не до смеха.

Многие еще с детских лет любят ходить в цирк: полюбоваться выступлениями дрессированных животных, посмеяться над проделками озорных клоунов или затаить дыхание, глядя на сложные акробатические номера. Но за великолепно сыгранными номерами стоят не только годы труда и репетиций, но и настоящие человеческие трагедии, причиной которых становится чья-то оплошность, нелепая случайность или животные инстинкты.

Смерть под копытами

30 августа 2015 года цирковая наездница Анастасия Максимова с группой участвовала в представлении в спорткомплексе поселка Абрау-Дюрсо под Новороссийском.

Выполняя акробатический трюк, 24-летняя девушка выпала из седла, зацепившись ногой за стремя, после чего конь несколько раз протащил ее по арене. Затем лошадь выскочила на трибуну.

Остановить перепуганное животное смогли только через пару минут, но за это время Максимова получила несколько сильнейших ударов копытами и по голове. От полученных травм она скончалась в машине «скорой помощи».

В ходе расследования выяснилось, что в конном спорте Максимова была далеко не новичком: она занималась им шесть лет и имела многочисленные награды за спортивную джигитовку. На чемпионате мира 2012 года по этой дисциплине она получила серебряную медаль. Некоторые эксперты тогда выдвинули версию, что причиной случившегося стало нарушение техники безопасности при джигитовке: вторая нога девушки, вопреки всем правилам, была жестко закреплена в брезентовой петле. Сделано это было, вероятно, для того, чтобы было легче выполнить трюк. Но именно из-за фиксации ноги спортсмен не может вовремя соскочить с лошади.

Последняя «Капля»

Весной 2013 года в цирке на проспекте Вернадского проходил номер «Капля». По сценарию группа акробатов должна была спрыгнуть с 30 метров (что соответствует восьмому этажу здания) прямо на манеж вниз головой. В полете они успевали выполнить сложные акробатические фигуры. Номер выполняла группа спортсменов из Кении. Согласно авторской задумке, первым приземлиться должен был 23-летний Каро-Кристофер Казунгу.

Все шло хорошо, зрители, включая многочисленных родственников акробата, специально приехавших из Африки, были в восторге. Но падающего кенийца не задержала страховочная сетка или трос, как должны были, и он рухнул на манеж. Акробата срочно доставили в ближайшую Первую градскую больницу, врачи диагностировали у него сотрясение мозга, оскольчатый перелом первого позвоночника и ряд других травм. Казунгу чудом остался жив.

Государственная инспекция труда выяснила, что, во-первых, пострадавший не был профессиональным акробатом, а у себя на родине вместе с группой коллег занимался танцами. Во-вторых, он прыгал без страховочного троса.

В самом цирке случившееся с низкой квалификацией гимнаста не связывают: якобы лучше Казунгу «Каплю» не выполнял никто. С сеткой якобы тоже все было в порядке до выступления кенийца, а смысл номера, по словам руководителя номера воздушных акробатов в цирке на проспекте Вернадского Владимира Довейко, как раз и был в том, чтобы прыгать без страховки. В итоге официальной причиной ЧП признали бракованную сетку, а руководство цирка оплатило артисту последующее лечение.

Падение на лед

Несчастным случаем закончилось выступление Юлии и Александра Волковых , выступавших в цирке на Цветном бульваре в Москве. В 2009 году они репетировали номер «Воздушные гимнасты на полотнах», он длится 5,5 минут и исполняется без страховки. Юлия сидела в шпагате, ноги были закреплены кольцами полотен, руками она держалась за ткань, а на ее талии были закреплены ремни, за которые держался Александр. Но в какой-то момент нога артистки выскользнула из кольца, и акробаты упали на искусственный лед (в цирке тогда проводилось и ледовое представление): Александр с шести метров, Юлия - с восьми. Пара осталась жива, но получила многочисленные травмы. После продолжительной реабилитации артисты вернулись на манеж.

«Полет» закончен

В том же 2009 году в Хабаровске разбился гимнаст московского цирка «Морские звезды». 26-летний акробат репетировал номер «Полет».

Его коллеги по какой-то причине не успели поймать летящего под куполом гимнаста и он, работавший без страховочного лонжа, упал на сетку.

Упал так неудачно, что получил вывих шейного позвонка и повреждение спинного мозга - но остался жив.

Тигр-тигр, жгучий страх

В 2006 году во время номера в цирке на Цветном бульваре дрессировщик Артур Багдасаров хотел подтолкнуть палкой одного из тигров к остальным животным, но подошел к нему слишком быстро. В итоге, когда мужчина поднял руку, тигр поднял на него лапу, а потом подмял Артура под себя и сжал его голову зубами. Отогнать хищника попытались хлыстами, но отреагировал он только на несколько выстрелов из пистолета в воздух. Только на голову дрессировщика врачи наложили около сотни швов. Тигра, кстати, который от стресса даже отказался от еды на некоторое время, наказывать не стали: решили, что Багдасаров сам нарушил технику безопасности.

Львы на охоте

На дрессировщика Александра Шатирова во время выступления в уфимском цирке в 2005 году напали два льва. Один из зверей разодрал мужчине ногу, второй повалил его на манеж. Ассистенты пытались отогнать хищников холодной водой из брандспойта, однако удалось это сделать не сразу.

Примечательно, что Шатиров принципиально не давал своим питомцам специальные успокоительные средства, хотя эта практика часто используется во многих цирках: он считал, что это плохо отражается на способностях львов.

Пришел, увидел, укусил

8 марта 2004 года в московском цирке на проспекте Вернадского тигр Цезарь, которого все считали безобидным (по хищным меркам, конечно) внезапно напал на беременную дрессировщицу Светлану Собенко. Женщину доставили в реанимацию с серьезными ранами и переломами, была даже угроза выкидыша, но ребенок, к счастью, родился здоровым.

Додон атакует

В декабре 2003 года медведь по кличке Додон напал на трех человек. Трагедия произошла в «Уголке Дурова», в помещении, где содержатся звери, когда ассистент дрессировщика Умар Закиров собирался покормить питомца. Каким-то образом Додон выбрался из клетки, загрыз Закирова, а потом напал на двух дрессировщиков - Тимура Щедова и Владимира Сошина, которые попытались остановить медведя и спасти коллегу. Закиров скончался на месте, Щедов был тяжело ранен, Сошин получил ранение кисти правой руки.

Растоптан слонами

Один из самых трагичных случаев произошел 22 февраля 2001 года, в том же «Уголке Дурова». Дрессировщик Александр Терехов репетировал с двумя слонихами - Дашей и Машей. Когда он пытался надеть на Дашу шлейку, для чего, видимо, встал на некую приступку. До сих пор неизвестно, сам ли он упал с нее, потеряв равновесие, или слониха случайно скинула его хоботом, но вдобавок Даша еще несколько раз наступила на Терехова. «Скорая» не смогла спасти артиста.

«Старушка на абажуре»

Трагедии случались и в советское время. Страшным происшествием стала гибель клоунессы Ирины Асмус, известной по роли Ириски в телевизионной передаче «АБВГДейка». Асмус родилась в апреле 1941 года, она чудом пережила блокаду Ленинграда. Некоторое время после окончания школы она была акробатом, но после травмы перешла в Театр имени В. Ф. Комиссаржевской, где играла Золушку, Джульетту и другие роли. Затем Ирина Асмус вернулась в цирк, но уже в качестве клоунессы: она выступала в сольных номерах под сценическим псевдонимом Ириска.

Трагедия, оборвавшая жизнь Ириски, произошла в 1986 году в цирке белорусского Гомеля. У 44-летней Асмус был эффектный трюк «Старушка на абажуре»: она вращалась вокруг своей оси под самым куполом.

Но когда клоунесса закружилась вниз головой, продев ногу в петлю и отстегнув страховку, чтобы трос не мешал движениям, она сорвалась. Тело камнем упало с 12-метровой высоты. Артистка скончалась от многочисленных переломов и внутреннего кровоизлияния. Позже выяснилось, что в машинка для вращения сломалась: после гибели циркачки данных тип механизмов был запрещен.

Вы можете сделать любой цирковой номер. Для вас нет ничего недоступного! Вспомните, например, такой удивительный номер – балансеры на першах. Один артист держит на лбу перш, огромную алюминиевую штангу. Его партнер взбирается по штанге на самую верхушку и делает там гимнастические упражнения, а в это время "нижний", держащий на лбу штангу, сгибается, садится, ложится, поворачивается и вновь выпрямляется.

Какая должна быть взаимосвязь и взаимозависимость партнеров в таком номере! Ведь не заберетесь же вы, в самом деле, на голову партнеру! Вы стоите на полу перед ним, но так стоите, как если бы были на вершине перша и как если бы ваш партнер держал этот перш на лбу. Малейшая ваша неточность, потеря равновесия, и партнер не удержит перш! Работайте!

А дрессированных лошадей вы можете показать? Конечно! И для этого не нужно становиться на четвереньки – пусть ваши лошади бегают на двух ногах, как если бы они умели это делать!

Задание каждому: придумать дома несколько цирковых номеров, отработать их и показать нам.

Цирковое представление

Работа над отдельными цирковыми номерами может завершиться массовым упражнением – цирковым представлением, с оркестром на воображаемых инструментах, с аттракционами первого класса и, конечно, с публикой – какое же представление в цирке без аплодисментов? Непременно нужны и униформисты, подготавливающие манеж к каждому номеру.

Представление начинается. Гремит оркестр. Шпрехшталмейстер объявляет номера:

Братья Курочкины! Икарийские игры!

Сестры Занзибарийские! Высший класс верховой езды! Конно-балетное ревю!

Дрессированные собачки!

Перепиливание ящика с живой артисткой Эммой Вавилонской!..

Акробаты на батуте!.. Жонглер на мотоцикле!.. Акробаты с подкидной доской!.. Эксцентрик на проволоке!.. Воздушные гимнасты!.. Балансеры на шарах!.. Полет на стреле!.. Эквилибрист на катушках!.. Группа гималайских медведей!.. Оригинальный жанр!..

Силовые акробаты!.. Музыкальные эксцентрики!.. Роликобежцы!.. Воздушные гимнасты!.. Прыгуны!.. Мартышки-футболисты!.. В бассейне – морские львы и купальщицы!..

Отвинченная голова

В пьесе-сказке Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" веселый и добрый волшебник совершает чудеса удивительно просто: "Шел, понимаешь, по лесу, вижу: молодой медведь, подросток еще. Голова лобастая, глаза умные. Разговорились мы, слово за слово, понравился он мне. Сорвал я ореховую веточку, сделал из нее волшебную палочку – раз, два, три…" И что же он сделал? Самую малость – превратил медведя в человека!

Давайте совершать обыкновенные чудеса! Ну, скажем, – подшутите над товарищем: пока он спит, отвинтите у него голову и спрячьте ее в комнате. Пусть поищет, когда проснется!

Два ученика выходят на площадку. Один ложится на скамейку и засыпает. Другой начинает "отвинчивать" у него голову.

Осторожнее крутите, а то он проснется. Что, туго поддается, заржавела резьба? Следите, покойно ли дыхание, не дрожат ли его веки.

Наконец голова отвинчена, и ученик несет воображаемую голову в угол комнаты, прячет ее. Потом будит товарища: "Вставай, пора на занятия!"

Что же происходит, когда вы просыпаетесь? Видите что-нибудь? Ничего! Правда, и голова проснулась вместе с вами, но она лежит в такой темноте, что ей ничего не видно. Ощупывайте руками плечи, шею… а головы-то и нет! Конечно, это шутки вашего приятеля. Вечно он шутит… Но он убежал. Придется вслепую разыскивать голову по всей комнате. Ищите!

Приятель неслышно крадется в угол, берет голову и подсовывает ее хозяину.

Она или нет? Проверьте, может быть, – чужая? Ощупайте воображаемую голову. Узнаёте свой нос, свою шевелюру? Все в порядке, привинчивайте ее на место!

Отрабатывая с учениками упражнения на чудеса, нужно и в них стремиться отыскать логику и последовательность чудесных действий.