Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Что такое боке в фотографии. Боке - великая сила художественной фотографии

Фотографы-профессионалы очень любят красиво размывать фон. Это делается не только для того, чтобы привлечь внимание к основному объекту съемки — красиво размытый фон придает фотографии особый шик, улучшает качество снимка. Такой оптический эффект называется расфокусировкой главного объекта съемки, но чаще его называют на французский манер – «боке».

Что такое боке?

Если кратко, то красивым словом «боке» называют рисунок, который создает объектив, проецируя на матрицу расфокусированные световые пятна. Для того, чтобы на снимке появился фон с красивым размытием, нужно выполнить как минимум два условия: полностью открыть диафрагму и подобрать такой фон, на котором контровой свет будет пробиваться сквозь плотную преграду (например – снять что-то на фоне листьев, сквозь которые проходит солнечный свет). Причудливая игра теней и «солнечных зайчиков» и создаст тот самый размытый фон. Само качество боке зависит от расстояния до фона, от контраста светотеневого рисунка и еще многих параметров. При максимально открытой диафрагме форма боке будет круглой, если диафрагма прикрыта, то боке принимает форму многогранника (из-за формы лепестков диафрагмы).

Выбор объектива для боке.

Фотографу, знающему как управлять ГРИП, красиво размыть фон не составит труда. Но только одного знания мало, нужен еще и хороший объектив – разные объективы по-разному изображают нерезкие предметы. Одни мягко и плавно их размывают, другие покрывают зону нерезкости двоящимися линиями и пятнами. Хорошее боке никогда не получится, если ваш объектив дает окантовку в бликах или «двоит» линию, дает четко очерченные границы световых пятен. Кстати, китовый объектив для съемки боке тоже не подходит, поэтому скорее всего придется покупать сменную оптику. Вполне подойдет для съемки боке стандартный портретный объектив 50 мм f 1,8. При выборе обращайте внимание на форму лепестков диафрагмы и их количество в конструкции диафрагмы. От этого параметра напрямую зависит размытие фона – чем больше лепестков, тем интереснее размоется фон.

Как снимать боке?

В теории это будет выглядеть примерно так: по возможности максимально открываете диафрагму, переводите камеру в ручной режим и фокусируетесь на самую близкую дистанцию. Снимаете что-то блестящее (новогоднюю елку, например, или светодиодную гирлянду, собранную в пучок). Главное – чтобы светящиеся пятнышки-точки были поярче и поменьше. Ваша задача настроить камеру так, чтобы эти светящиеся пятнышки «промахнуть» мимо фокуса.

Для съемки боке можно использовать самодельный фильтр с вырезанной в центре фигуркой (сердечком, звездочкой и т.п.). Из черного картона сооружается циллиндрик (бленда) такого диаметра, чтобы плотно надевался на объектив. Спереди на бленду крепится кружок из картона или плотной бумаги черного цвета, в центре которого будет вырезано отверстие нужной вам формы. Размер этого отверстия можно определить только опытным путем. Диафрагма во время съемки полностью открывается.

Еще один интересный метод – использовать для съемки боке рюмочки, фужеры и прочую прозрачную посуду . Держите фужер за ножку перед объективом и крутите. Занятие очень увлекательное и можно получить неплохое боке без особых усилий. Но имейте ввиду, что посуда должна быть безукоризненно чистой, иначе потом засохшие капли воды и следы от пальцев будет тяжело убирать в графическом редакторе.


Как получить эффект боке в графическом редакторе?
Если вы умеете работать в одной из программ для обработки фотографий, то ГРИП легко усилить уже после съемки. Есть немало способов для этого. Например – сделать кисть в виде полупрозрачного круга с более темной окантовкой. Потом кисть настраивается (Shape Dinamics — Other Dinamics — Scattering). Далее создаете папку с режимом наложения Color Dodge, где вы создаете слои и работаете сохраненной кистью. Можно сделать несколько слоев и в каждом рисовать кистью, меняя ее направление и размер. Под папкой создается слой, заливается разноцветным градиентом (режим наложения Overlay).

Эффект боке очень востребован на фотостоках, в макросъемке, портретной съемке , так что есть смысл потратить время чтобы научиться с помощью красивого размытия выделять главный объект на вашем снимке. Но вообще боке, как и многие художественные приемы в фотографии, вещь довольно субъективная, и не факт, что тот эффект, который нравится вам, обязательно понравится кому-то еще.

Очень часто начинающие фотографы сталкиваются с проблемой непонимания специальной терминологии. И очень часто натыкаются на агрессивное поведение более опытных собратьев, которые зачастую ленятся что-либо объяснять. И, например, на простой вопрос: что такое боке , не могут просто ответить, а начинают использовать сложные формулы и непонятные многим термины.
Но ведь все когда-то с чего-то начинали. Сегодня мы поговорим о часто употребляемом, в речи фотографов всего мира, термине боке. Если отойти от точных научных определений, то самое простое для понимания, значение термина боке можно определить, как: художественное размытие фона на фотографии; изображение находящееся не в фокусе; эстетическое качество размытия. Происхождение термина идет из японского языка, где 暈け или ボケ(Боке или Bokeh ) означает — «размывание» или «туман», возможный перевод «размытость» и «нечёткость».

Хотя это трудно оценить, но одни объективы дают более приятный фон вне зон фокусировки, чем другие. Хорошее боке особенно важно для портретных объективов, макро-объективов и иногда телеобъективов, потому что они обычно используют с маленькую глубину резкости. Глубина резкости изображаемого пространства часто обозначается словом — ГРИП. Посмотрите на картинку ниже, значение диафрагмы — играет решающую роль в том, получите вы размытый фон или нет. В любой зеркальной камере можно установить значение диафрагмы, если не знаете как это сделать — посмотрите в инструкции к своему фотоаппарату. Установив к примеру значение на f/1,4 вы получите очень размытый фон, при четком предмете на переднем плане. Именно такое значение установить смогут не все, так как эта возможности зависит напрямую от вашего объектива. Просто выберите минимальное значение из доступных для вашего объектива.

Существуют разные критерии по определению качества боке, но все же тут присутствует очень личностное восприятие. Одному человеку может понравиться боке фотографии, а другой скажет, что такой рисунок боке ему вообще не нравится. Сам рисунок боке напрямую зависит от самой оптической схемы объектива, от лепестков диафрагмы. Причем совсем необязательно, что бы рисунок был из световых кругляшков или многоугольников, боке — это любое размытие фона.

Цена объектива как правило имеет значение, и хороший портретник стоит недешево. Как вариант — обратить свое внимание на советскую оптику. Сегодня используя цифровую зеркальную камеру и старые объективы можно получать очень классные снимки. Главное правильно подобрать переходник.

Статьи и Лайфхаки

Профессиональные фотографы, особенно портретисты, нередко употребляют выражение «эффект боке», причем нередко сетуют, что на смартфоне с его получением имеются сложности.

Что же такое этот самый эффект боке и чем он так привлекает мастеров фото?

Как это выглядит

Сам термин «боке» пришел из японского языка, и в переводе означает «размытость», «нечеткость». Им пользуются, когда нужно описать размытие какой-то части снимка, чтобы подчеркнуть те или иные детали.

Понятно, что наиболее часто подобный прием применяется именно при портретной съемке. Особенно популярно его использование для размытия источников света, например, огней ночного города. В этом случае на их месте получаются характерные кружочки.

Следует также отметить, что, кроме наиболее известного боке заднего плана, встречается еще и боке переднего плана, например, когда между объективом и человеком оказываются листья или ветки, которые тоже «размываются».

В чем трудности при получении боке на смартфоне

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно представлять, как можно добиться этого эффекта :

  • Программно.
  • Изменяя характеристики объектива.
К первому варианту мы еще вернемся, а вот с характеристиками объектива всё сводится, главным образом, к изменению фокусного расстояния.

Для этого оно должно быть достаточно большим – до нескольких сотен миллиметров. Однако в камерах смартфонов оно обычно колеблется в районе 30 мм, что делает телескопическую съемку очень сложной.

До определенной степени решить эту проблему позволяет двухмодульная камера, ставшая трендом во флагманских моделях, начиная с 2016 года. К настоящему времени ею обзавелись многие середнячки, однако в них качество фото с размытием фона не дотягивает до идеала.

Как правило, один из модулей камеры является широкоугольным и позволяет получить четкую картинку самого объекта, а второй снимает фон, который затем размывается программными средствами во встроенном графическом редакторе.

В любом случае, смартфоны с более-менее мощной камерой практически всегда оснащены программным обеспечением, позволяющим имитировать съемку объективами с различным фокусным расстоянием и размером диафрагмы.

Приложения для программного размытия

При необходимости добиться эффекта боке можно и на уже сделанном снимке, другое дело, что это потребует установки приложений. Вот некоторые из них, которые можно скачать в для устройств на платформе Android или в для гаджетов Apple:
  • Snapspeed.
  • Point Blur.
  • AfterFocus.
  • Tadaa SLR.
Функциональность каждого из них существенно отличается от аналогов, однако все они позволяют регулировать силу размытия и масштабировать изображение.

Можно немного схитрить и сделать это в домашних условия с помощью любого смартфона и компьютера.

В заключение стоит отметить, что для получения действительно красивого эффекта боке необходимо какое-то время поэкспериментировать как с настройками камеры, так и с композицией снимка: расположением источников света, расстоянием от объекта до деталей фона и даже цветовой гаммой освещения.

Кроме того, не следует забывать и о том, что смартфон в любом случае проиграет профессиональной фотокамере, и даже если результат получился далекий от идеала – расстраиваться не стоит.

Слово боке появилось относительно недавно - в конце 1990-х годов. Слово пришло из японского языка, на котором оно означает "нечеткость", "размытость". Боке - это своеобразный рисунок, который формируется из объектов, находящихся вне зоны резкости.

Человек не может своими глазами увидеть эффекта боке, так уж устроен наш глаз, что все видит резко (при нормальном зрении). Вся прелесть боке заключается в том, что при грамотном его использовании можно снимать очень необычные фотографии чуть ли не на ровном месте. Конечно, для этого крайне желательно наличие хотя бы одного "красиво размывающего" объектива.

Известно, что производители фототехники при разработке нового объектива изо всех сил стараются дать ему максимум разрешающей способности и снизить искажения, вызванные аберрациями разных видов - наносят на линзы многослойное просветление, вводят низкодисперсные и асферические элементы, совершенствуют оптическую схему и так далее... Это, впрочем, почти всегда удается - объектив каждой следующей модификации действительно дает более высокую детализацию, чем предшественник, и "прорисовывает" пропорционально растущие мегапиксели.

Но, обратите внимания - среди профессиональной оптики встречаются "нетипичные" объективы, которые намеренно смягчают картинку. Например, Canon EF 135mm 1:2.8 Soft Focus, Canon EF 50mm 1:1.2L и т.п. Если посмотреть лабораторные тесты, то разрешающая способность у них невысока (особенно по краям кадра). Зачем тогда люди платят бешеные деньги, покупая такую оптику? Они покупают боке!


Боке объектива Canon 50mm f/0.95. Автор фотографии - Moaan

Стоимость объективов, имеющих такое боке, иногда с легкостью переваливаливает за 100 тысяч рублей. Сумма, так скажем, подъемная далеко не для всех. Может есть какие-то варианты подешевле? Да, безусловно... Но впервую очередь нужно разобраться, в каких случаях боке "играет и выигрывает", а в каких "висит бесполезным балластом". Так, глядишь, и обойдемся тем, что имеем!

Обязательно ли иметь дорогую оптику, чтобы получать красивое боке?

Оказывается, нет! За поиском истины для начала обратимся к старой советской "мануальной" оптике, которая стоит копейки по сравнению с "настоящими" Цейссами и Лейками (зачастую, являясь их копиями). Посмотрите это фото (на нем так называемое "крученое" боке):

Как вы думаете, сколько стоит объектив, которым была сделана эта фотография? 20 тысяч? 30 тысяч? Может быть 45? Фотография сделана при помощи объектива "Гелиос" 44-го семейства, самый "крутой" из которого (44-7) можно купить в нормальном состоянии за 3000 рублей (+1000 рублей за переходник с программируемым чипом). В продаже есть и новые Гелиосы, правда, стоят они подороже.

Еще один пример фотографии, на этот раз, сделанной объективом Helios 77 M4 на Canon EOS 450D:

Фотограф - Наталья Ова

Не буду приводить большое количество примеров, вы их можете найти в группе М39-М42 Клуб. Гелиос 40 - там много замечательных фотографий, сделанных Гелиосами, Юпитерами, Индустарами, Таирами, и т.д. - советскими объективами, которые сейчас стоят весьма скромно по сравнению с оригинальной оптикой Canon, Nikon, Pentax и т.д.

Что касается оригинальной оптики - любительские недорогие фиксы в некоторых ситуациях тоже проявляют себя очень неплохо, хотя у них картинка может быть и не такой интересной. Например, эта фотография сделана любительским "полтинником" Canon EF 50mm 1:1.8 II:

Эта фотография интересна тем, что фактура боке перекликается с фактурой на переднем плане - круглые листочки, круглые "бокешки". В виду того, что на фотографии преобладают светлые тона, это добавляет ей легкости и воздушности. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что более-менее приемлемое боке у "полтинника 1.8" только на открытой диафрагме, но при этом детализация в зоне резкости не высока.

Конечно, то боке, которое дает недорогая оптика может быть и не столь утонченно-изящное, как у топовых "творческих" объективов но учитывая 20-, 30-, иногда даже 100-кратную разницу в цене, недорогим объективам можно многое простить и рассматривать их как отправную точку в развитии нового виденья старых сюжетов.

Можно ли достичь хорошего боке на зум-объективе?

К сожалению, большинство зумов не может похвастаться хоть сколько нибудь оригинальным или, хотя бы, узнаваемым боке. Китовые объективы 18-55mm со светосилой f/5.6 на длинном конце размывают фон "для галочки", чтобы удовлетворить потребности тех, кто теоретически знает, что на портрете фон должен быть размытым. Вот максимум, что можно выжать из китового объектива:

Фотография была сделана аппаратом Canon EOS 400D с объективом 18-55 мм на длинном конце с максимально открытой диафрагмой (5.6). Дистанция фокусировки - минимально возможная - около 30 сантиметров. Рисунок боке по сравнению с теми же "Гелиосами" получился весьма унылый и безликий - сразу видно, что проектировщики объектива о боке задумывались в последнюю очередь. По пятнышкам размытия будто прошлись инструментом "размытие по Гауссу".

С китовыми объективами все понятно, но что если взять оптику посерьезнее? Ниже приведено несколько примеров фотографий, сделанных на Canon EOS 5D с объективом Canon EF 24-105mm 1:4L.

Заметно, что боке уже более интересное, чем у китового объектива - вместо размытых пятнышек на заднем плане аккуратные "кругляши" (т.н. диски нерезкости). Однако, при съемке с очень близкой дистанции на длинном конце и максимально открытой диафрагме, диски нерезкости уже начинают отвлекать от перед переднего плана, а это уже не очень хорошо:

Так или иначе нужно найти некую золотую середину, при которой боке дополняет основной мотив, но не пытается его затмить. Следующая фотография сделана с фокусным расстоянием 105 мм и диафрагмой 7.1:

Вывод - интересное боке можно получить и с зум-объективом. Главное, чтобы максимальное фокусное расстояние было более-менее приличным (от 70 мм) и светосила на длинном конце была бы от 1:4 и больше. Но все равно, большинство зумов выглядит компромиссным решением по сравнению со светосильными фиксами.

Количество лепестков диафрагмы - для чего оно указывается в характеристиках объектива?

В характеристиках объектива всегда указывается такая вещь как количество лепестков диафрагмы . На что это количество влияет, знают не все. Тут принцип такой - чем больше лепестков у диафрагмы, тем ближе форма дисков нерезкости к кругу, если диафрагма прикрыта (на открытой диафрагме количество лепестков не оказывает на форму дискков никакоговлияния). Считается, что чем больше лепестков, тем более "правильное" получается размытие, так как диски нерезкости склонны принимать форму диафрагменного отверстия.

Некоторые объективы в виду своих конструктивных особенностей имеют очень необычный рисунок боке! Например, у объектива Зенитар МЕ1 диафрагма имеет форму ромба!

Соответственно, рисунок размытия у этого объектива очень своеобразный:

Еще интереснее боке у зеркально-линзовых телеобъективов, например, MC 3M-5CA 8/500 - оно уже в виде бубликов:


Как оценить боке объектива?

Возможно, после просмотра приведенных в статье фотографий, вы уже задумываетесь о покупке нового стекла, чтобы заняться подобными экспериментами. Как выбрать? Расскажу историю из своего опыта...

Когда-то давно при покупке портретного объектива , продавец продемонстрировал мне примеры портретных фотографий с настолько сильно размытым фоном, что складывалось впечатление, будто фотографировали на фоне покрывала. Что-то вроде этого:

Продавец с восхищением говорил: "Посмотрите, как он круто размывает задний план!" На самом же деле, задний план не просто размыт, он убит. Проблема здесь уже не в объективе, а в построении кадра. Если дистанция от объекта до заднего плана велика, задний план будет размыт "в ноль" и фотография легко может потерять объем - фигура портретируемого будет выглядеть будто наклеенной на задний план (хотя, некоторые это преподносят как достоинство). Лично я считаю, чтобы сохранить объем, лучше обеспечть плавный уход заднего плана в размытие. Проще всего это сделать, если между передним и задним планам будут располагаться какие-то промежуточные объекты (желательно, однотипные), которые будут размываться по-разному - чем дальше, тем сильнее. Пример фотографии, где боке является полноправной частью композиции:

Фотограф - David Hendrawan, Сanon EOS 7D + Helios 40-2 / 85mm f1.5

На этой фотографии видно, как меняется степень размытия объектов заднего плана по мере удаления от модели (да еще и тональная перспектива здесь играет не последнюю роль). Благодаря этому объем на фотографии передан "от и до". Кстати, неизвестно, что больше привлекает внимание в этой фотографии - модель или размытый фон. Если вы смотрели подборки художественных портретных фотографий, наверняка обратили внимание, что уходящие вдаль аллеи, по краям которых растут кусты и деревья - чуть ли не излюбленное место для фотографов-портретистов.

Возвращаясь к теме оценки боке (желательно, до покупки объектива), ищите в интернете примеры именно художественных фотографий - портретов, макро, просто крупных планов, сделанных именно на пестром фоне - только в таких условиях можно увидеть реальное боке объектива. И поменьше слушать продавцов! Почти всегда у них иные критерии оценки объективов, нежели у творческих личностей, вроде нас с вами:)

Ну и напоследок, еще одна тема, которая волнует многих...

Можно ли создать боке в Фотошопе?

Есть несколько программных способов смоделировать боке. Один из них - инструмент "Размытие при малой глубине резкости" (Lens blur) в Adobe Photoshop.

Давайте попробуем сравнить результат программного и оптического размытия. В качестве объекта съемки выберем конструкцию из светодиодных гирлянд:

Сначала, давайте сделаем размытие в Фотошопе. Используем инструмент "размытие при малой глубине резкости", выбираем имитацию объектива с 8-лепестковой диафрагмой. Вот что получилось:

Мне одному кажется, что это очень похоже на боке китового объектива 18-55 мм? А вот так размыл картинку объектив Гелиос 44М (58 мм, 1:2):

Я думаю, и без объяснений видно, что второй вариант гораздо красивее и интереснее. Программное размытие получилось монотонным и скучным. Размытие оптическое имеет определенную фактуру, форму (у разных объективов она разная). Диски нерезкости имеют четкие края. Таким образом, боке, полученное при помощи подобного объектива способно превратить заурядный и банальный мотив в оригинальную художественную фотографию!


p.s. На заднем плане - такая же гирлянда, что и на переднем, но воспринимается она совсем иначе.

Слово боке вошло в широкий обиход не так уж и давно, примерно в конце 1990-х годов. Оно пришло из японского языка, где обозначает "размытость" или "нечеткость". Боке называют рисунок, который формируется на снимке из объектов, находящихся за границами зоны резкости путем размытия. Человек не способен своими глазами увидеть боке таким, какое оно получается на фотографии. Мы лишь слегка можем расфокусировать взгляд, получив нечеткое изображение, но это будет и близко не похоже на художественный эффект, получаемый благодаря объективам, способным создавать этот чудесный рисунок.

Для простого боке сгодится практически любой объектив, но действительно красивый рисунок создают не все. Производители оптики постоянно стараются уменьшить искажения, создаваемые линзами, исключить рассеивание света, добавляя просветляющее покрытие на оптические элементы и борются с аберрациями и прочими вредителями, но это всё делает рисунок боке более скудным.

На рынке можно встретить оптику не отличающуюся хорошей резкостью. Такие объективы дают мягкую картинку и замечательный рисунок боке. К примеру, Canon EF 135mm 1:2.8 Soft Focus или Canon EF 50mm 1:1.2L.

Оптика, способная создавать действительно красивый рисунок боке иногда стоит дороже самых топовых объективов. 100 тысяч рублей - это не предел. Конечно же, можно найти и более дешевые объективы подходящие на роль боке-художников. Главное разобраться, каким должно быть размытие, чтобы оно дополняло, а не портило снимок.

Стоимость оптики для боке

Красивый рисунок можно получить и на дешевой оптике. К примеру, старые советские объективы.

Очень достойный рисунок можно получить используя "Гелиос" 44-го семейства. Сколько такой раритет может стоить? Примерно 3000 рублей обойдется объектив в хорошем состоянии. Ещё 1000 рублей придется отдать за переходник. Снимки, получаемые на Helios 77 M4 могут соперничать с дорогими аналогами.

Также неплохие результаты можно получить используя любительскую недорогую оптику от современных производителей.

У многих объективов боке начинает раскрываться на диафрагме 1,8. При этом детализация зоны резко изображаемого пространства оставляет желать лучшего. Практически всегда боке недорогой оптики будет хуже, чем у топовых стёклышек, но если учесть разницу в цене в десятки раз, то на это можно закрыть глаза.

Боке на зум-объективах

Объективы с изменяемым фокусным расстоянием не способны создавать оригинальное и уникальное боке. К примеру, можно взять китовый объектив 18-55mm f/5.6 на максимальном фокусном расстоянии. Он будет размывать фон без какой-либо доли искусства и оригинальности.

Возьмем объектив 18-55 мм. Максимально увеличим фокусное расстояние и на максимум откроем диафрагму. Уменьшим дистанцию до объекта съемки на максимум (около 30 см). Рисунок боке получается унылым и невыразительным. Даже самый дешевый Гелиос сделает более интересную картинку. У более дорогой оптики творческий потенциал выше. К примеру, возьмём Canon EF 24-105mm 1:4L.

При тех же условиях съёмки рисунок начинает обретать диски нерезкости. Выглядит это более эффектно, но сами диски создают не очень приятную картинку. Они отвлекают внимание от переднего плана.

Всегда придётся искать максимально качественный результат в том, что есть в наличии. Следующий снимок демонстрирует рисунок боке полученный при съёмке на фокусном расстоянии 105 мм при диафрагме 7.1:

На что влияет количество лепестков диафрагмы?

Всегда в характеристиках оптики есть указание количества лепестков диафрагмы. Чем больше количество, тем форма кружков боке будет более приближённой к кругу. Но стоит знать, что открытая диафрагма на форму дисков не влияет.

Можно найти очень интересные объективы, такие как Зенитар МЕ1. Его диафрагма выполнена в форме ромба.

Естественно, рисунок получается оригинальный.

Зеркально-линзовые объективы, такие как MC 3M-5CA 8/500, дают боке в форме бубликов:

Оценка боке

Выбрать объектив с наилучшим боке трудно. По-хорошему, их нужно все попробовать. Тогда можно распознать "вкус" каждого и определиться с выбором. На деле нужно обращать внимание на некоторые нюансы. Например, если вам демонстрируют фотографии с размытым фоном, сделанные при помощи конкретных объективов следует задуматься о том, как они были получены и какие ошибки допустил фотограф. К примеру, если задний фон полностью размыт и нет плавного перехода от резкой части к зоне размытия - это плохо.

Боке не должно резко отделять задний план от переднего. Оно должно быть частью композиции. Лучше всего, когда за объектом съемки располагаются, уходя вдаль однотипные объекты и те, что дальше, размываются сильнее, чем те, что ближе. Это правильная демонстрация размытия

На данном снимке видно, как по мере удаления степень размытия увеличивается. Лучший способ оценить боке конкретных объективов - это найти в интернете художественные работы фотографов, сделанные именно с интересующим вас объективом. Нужно смотреть работы в разных жанрах. Тогда можно будет оценить потенциал и качество работы оптики.

Как имитировать боке в Фотошопе?

Создать боке в Photoshop можно. Для этого есть несколько инструментов. Фильтр "Размытие при малой глубине резкости" (Lens blur) может моделировать боке в Adobe Photoshop.

Для понимания качества программного метода просто сравним работу фильтра и реального объектива.

Подопытный снимок:

Проведём размытие в Фотошопе. Выбираем фильтр "размытие при малой глубине резкости", устанавливаем 8-лепестковую диафрагму. Получаем вот это:

Гелиос 44М (58 мм, 1:2) размыл изображение иначе:

Оптическое размытие создаёт совершенно другую фактуру. Края дисков чёткие и не такие структурированные, как при программном размытии.