Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

«Зимняя сказка». Рисование по воображению и представлению. Рисование по воображению или по памяти Бросание работы на полпути

Сараева Н.П.

учитель ИЗО

Рисование с натуры, по памяти и по представлению

на уроках ИЗО в общеобразовательной школе

В современном мире искусство не утратило сво­его значения в области воспитания подрастающего поколения, в развитии художественного вкуса и восприимчивости прекрасного в окружающей жизни.

Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к этому должен забот­ливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего учитель школы - профессионал, который донесет до неискушенного ученика все тонкости своего дела - преподавания изобразительного искусства, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него - красоту и смысл жизни, реальности.

Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обес­печен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью под­готовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.

Изобразительное искусство - это прекрасный, удивительный и притягательный мир. Не всегда можно просто, сразу же войти в него. Мир этот живет по своим осо­бым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и слож­ность изобразительного искусства.

Далеко не последнее место в школьном преподавании изобразительного искусства отводится таким видам работ как рисование с натуры, по памяти и по представлению, выполнение которых способствует развитию возможности обучающимся видеть мир во взаимосвязи с искусством, формированию творческой личности. Учащиеся, понимающие язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимают другие виды искусства.

Различные виды творческой деятельности, освоенные учащимися, способствуют воспитанию у них отношения к изобра­зительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.

Рисование с натуры

Рисование с натуры является ведущим разделом обучения, наглядным методом обучения, который дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры в овладении умениями и навыками грамотного изображения играет большую роль. Это справедливое утверждение многих методистов нашло отражение в различной литературе, программах по рисованию и изобразительному искусству. Трудности рисования с натуры не только для подростков, учащихся общеобразовательной школы, но даже и для профессионалов заключаются в том, чтобы, пройдя через анализ, сохранить свежесть, активность и целостность первоначального восприятия, углубить и обогатить его. Пристальное аналитико-синтетическое восприятие предметов действительности в процессе рисования с натуры побуждает к созерцанию; эта способность чрезвычайно важна для возникновения эстетических эмоций и художественного образа.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе создает предпосылки не только для овладения основами грамотного изображения, но и условия для творческого художественно-образного отражения действительности. Одним из видов творческой работы, художественно отражающих действительность можно назвать натюрморт.

Главной задачей в натюрморте является развитие у школьников способности эмоционально-эстетически воспринимать изображаемые предметы. Направленность зрительного восприятия должна носить эмоциональный характер. Почувствовав красоту предметов, ребенок начинает иначе смотреть на обычный натюрморт; он видит гармонию очертаний вазы, сверкающую белизну тарелок, живописную фактуру драпировки, то есть, учится анализировать увиденное и видеть красоту предметов, окружающих их в обычной жизни.

При работе над натюрмортом решаются следующие учебные и творческие задачи:
1) анализ формы, пропорций, строения, пространственного положения;
2) изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии;
3) анализ цвета;
4) обучение приемам работы с разными материалами (графическими, живописными, пластическими).
5) приобретение навыков работы в монохроме;
6) изучение правил композиции;
7) приобретение навыков работы по памяти и по представлению (наблюдение, знание).

Курс изобразительного искусства предусматривает выполнение обучающимися различных натюрмортов, начиная с несложных, составленных из одного – двух предметов, усложняющихся на последующих этапах обучения.

Так в пятом классе в начале учебного года выполняется натюрморт с фруктами и овощами. Работа над натюрмортом начинается с композиции - расположения группы предметов на плоскости листа бумаги. Изображение предметов должно быть очень крупным и целиком занимать лист бумаги. Затем прорисовываются очертания и конструкция предметов натюрмор­та, начиная с самых крупных. Далее убираются линии построения, и начинается работа красками. Тонкими линиями намечаются границы света, тени, полутени, бликов и рефлексов на предметах, с помощью цвета и светотени передается красота формы, поверхности, цветовой окраски предметов.

Дети учатся понимать натуру, познают законы грамотного ее изображения, овладевают навыками строить работу последовательно от простого к сложному, от элементарных упражнений к задачам более разнообразным и глубоким.

В процессе обучения рисованию с натуры заложены учебные задачи,

которые содержат много различной информации, например: если рисуют фрукты, овощи - информация - где растут, о работах художников - мастерах натюрмортов; если инструменты – следует рассказ об их назначении. Когда рисуют предметы домашнего обихода – рассказывается о традиционных народных украшениях предметов быта (Палеха, Хохломы и других народных промыслов), рассказ о приемах промысла. Зрительный ряд, который обычно сопровождает любую информацию, обеспечивает более осознанное рисование школьниками.
Так на следующем этапе выполняется рисование осеннего натюрморта «Ветка рябины и яблоко». Рисованию предшествует рассказ о рябине: «На фоне тройки священных деревьев (ясень, орешник, дуб), обычная рябина выглядит скромно. В наших лесах это дерево, с его тонкими ветвями, резными листьями, крупными ягодами, качающееся на ветру среди могучих дубов и сосен, такой же символ магии, как и эта священная тройка.

В прошлом священные рябиновые рощи росли на неприкосновенных местах святилищ древних богов, поскольку рябина обеспечивала магическую защиту и способствовала предсказаниям. Кроме того, с рябиной связывали такие навыки, как умение контролировать свои чувства и уберегаться от чужих чар.

Растущая близ дома рябина до сих пор считается хорошей приметой, и срубать ее, без крайней необходимости, не хорошо, и обращаем внимание на необыкновенную красоту этого дерева». Детям предоставляется возможность познакомиться с некоторыми живописными работами, на которых изображена рябина. Обращается внимание на растущую за окном кабинета рябину, которую в это время года – осенью - украшают яркие кисти ягод.

Далее учитель совместно с учениками анализирует натурную постановку, форму, объем букета из рябины, пространственное положение, уровень горизонта, строение листьев и гроздей рябины. Демонстрируется последовательность линейного построения рисунка натюрморта. Особое внимание уделяется первому этапу - определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Обращается внимание на правильную и неправильную композицию рисунка натюрморта. Учащиеся с большим интересом относятся к этой работе. Натюрморты получаются очень яркие, красивые и эмоциональные. Красота рябины за окном тоже находит отражение в выполненных рисунках учащихся.

В седьмом классе предусмотрено выполнение «Праздничного натюрморта» и национального «Русского натюрморта».

Во время рисования «Праздничного натюрморта» с натуры необходимо напоминать обучающимся о необходимости рассматривать рисуемый предмет и сравнивать со своим рисунком. Чтобы натюрморт легче воспринимался, задаются контрастные предметы, несложные по форме и разные по цвету. В то же время необходимо помочь увидеть ребенку характерный цвет и форму предметов, обратить его внимание на эстетические качества модели. В постановочной работе может быть небольшое количество предметов, но повышаются требования к качеству выполнения рисунка.

При выполнении «Русского натюрморта» учащиеся расширяют знания о

декоративно-прикладном творчестве народов России, о народных про­мыслах, специфике образно-символического язы­ка и роли цвета в произведениях декоративно-прикладного искусства. Натюрморт составляется из предметов русского быта (крынка, берестяной туесок, глиняная миска, деревянная ложка). Обращается внимание учащихся, что рисунок по­становки - это не просто сумма частностей, один предмет подрисован к другому. Это нечто це­лое, но включающее в себя несколько предметов. Здесь необходимо позаботиться о взвешенности композиции, пластическом единстве всего рисунка.

Даже выполняя рисунок крынки, в общем, неслож­ного предмета, необходимо соблюдать определен­ную последовательность. Начинаем с изучения фор­мы, разбираемся в строении, фактуре поверхности. Затем вкомпоновываем изображение в формат и приступаем к конструктивному построению. Прове­ряем правильность рисунка, вертикальность оси, симметричность правой и левой сторон крынки, устойчивость на плоскости: нет ли ощущения, что предмет заваливается вперед или назад. Если есть, значит, неточно намечены лежащие горизонтально части крынки или другой вещи относительно уровня глаз. После исп­равления неточностей и ошибок всей композиции учащиеся начинают работать красками.

Таким образом, закрепляются знания, полученные в процессе обучения. Количество заданий уменьшается, но требования к качеству возрастают.

Первым шагом в освоении приемов изображения объемных предметов является рисование простейших геометрических тел. В начальной школе учащиеся знакомятся с геометрическими телами, усваивают навыки линейного построения. В средней школе эти знания расширяются и углубляются. Умение понимать и рисовать основные геометрические тела учащимися дает достаточно знаний для изображе­ния любого бытового предмета, которые при анализе формы обнаруживают сходство с геометрически­ми телами или состоят из их сочетаний.

Геометрические тела лежат в основе многих предметов, в них хорошо заметны все перспективные изменения, а процесс изображения этих тел прост и определяется лишь несколькими частными этапами.

В пятом классе выполняется рисование «Натюрморта из геометрических тел», составленный из геометрических тел различной формы (параллелепипед, цилиндр, шар). Задание выполняется мягкими карандашами: ТМ, М, 2М. Рисование данного натюрморта преследует следующие цели:

Знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью;

Рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема;

Понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы;

Развитие зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии, творческого воображения;

Рисование от общего к деталям;

Развитие памяти, умения комбинировать детали;

Укрепление межпредметных связей (математика).

Учебная постановка направлена на познание основ перспективы, умение понимать конструкцию предметов, светотенью выявлять объем. Уроки, полученные при рисо­вании простых предметов, по­могут позже передавать любые объекты, независимо от их разме­ров и сложности. Например, зда­ния мыслятся как комбинации сфер, цилиндров, конусов, призм и пирамид. Купола соборов - обычно полусферы, крыши неко­торых домов напоминают трех­гранные призмы или невысокие пирамиды. Хранилища газа и воды, в большинстве случаев ци­линдры с коническими или ку­полообразными верхушками. Интерьер комнаты, мебель также имеют геометрические пропор­ции.

В шестом классе, закрепляются знания, полу­ченные на предыдущих этапах обучения. Например – «Рисование с натуры столярных инструментов» – натюрморт с рубанком и киянкой. Данное учебное занятие способствует формированию пространственных воображений, развивает умение использовать законы линейного построения рисунка.

Умение рисовать рубанок, в основе которого лежит параллелепипед, дает достаточно знаний для изображения любого бытового предмета, который при анализе формы обнаруживает сходство с этим геометрическим телом или состоит из сочетаний нескольких параллелепипедов, в том числе - киянка.

Работа над рисунком «Рисование с натуры столярных инструментов» представляет собой последовательное решение связанных между собой основных задач.

1) Перспективное построение предметов (параллелепипеда) в угловом положении. Определение линии горизонта и двух точек схода, предопределяющее грамотное размещение предметов на листе.

2) Определение четырьмя линиями контур горизонтальной грани параллелепипеда корпуса рубанка на плоскости листа. Боковые плоскости, ограниченные вертикальными ребрами, изображаются вертикальными линиями. Затем намечается пространственное расположение и величина киянки, перспективные сокращения форм.

3) Построение сквозного рисунка каждого геометрического тела. Передача пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, хорошо передавая конструкцию предметов.

4) Определение градаций светотени, передача объема, грамотное владение штриховкой «по форме». Объясняется зависимость освещенности предмета от силы и удаленности источника освещения.

Несмотря на возникающие трудности, рисование данного натюрморта интересно для учащихся, а хорошее выполнение рисунка повышает самооценку. Для получения такого изображения необходим не только жизненный зрительный опыт, но и знание перспективных закономерностей. Знание этих закономерностей поможет при изображении по памяти и по представлению объемных предметов в пространственном окружении.

Все окружающие нас предметы имеют форму. Мы различаем их по признакам этой формы. Существует установленная геометрией классификация форм. В одних случаях признаки формы предмета очень ясны, они точно укладываются в эту классификацию, в других еле заметны. Иногда формы, знакомые по классификации, образуют новые, сложные и неповторимые сочетания их в предметах. Развивая у детей восприятие и умение передавать форму предметов на плоскости, мы обращаем внимание сначала на ее ясно различимые особенности.

Во многих произведениях художников можно встретить изображения различных построек, домов. Это деревенские избы, старинные деревянные и кирпичные особняки, современные дома. Умение рисовать здания особенно важно для архитекторов. С простейшими закономерностями линейной перспективы и с правилами объемного изображения, учащиеся опять встречаются при рисовании с натуры на уроке в пятом классе по теме «Наброски с натуры модели домика».

Учащиеся могут выполнить один, два наброска модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика. Следует заметить, что дети смотрят на модель домика с разных сторон, значит, их точки зрения различны. Для одних детей домик будет повернут своим фасадом, для других окажется расположенным с угла. Поэтому для формирования у них полноценного образа дома необходимы анализ его конструкции, геометрической формы и наблюдение с разных сторон.

Любой художник в течение всей жизни уделяет много внимания изображению человека. В общеобразовательной учебной программе определенное количество часов тоже уделяется изображению человека, предусматривая выполнение рисунков с натуры по темам «Наброски с фи­гуры челове­ка» и «Наброски с фи­гуры челове­ка, сидящего в профиль».

Наброски - одна из разновидностей рисунка, быстрые, лаконичные зарисовки. Чаще всего они бывают небольшого размера. Это обусловлено назначением и спецификой набросков, быстротой их выполнения, условиями, в которых они выполняются. Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями.

В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигур. Существенное значение в быстром рисовании играет умение начинать работу с установления целого. При рисовании с натуры набросков, надо стремиться выразить общее впечатление от натуры. Дать цельное представление о ней. Одной из весьма важных задач, стоящих перед учащимися, является правильная передача характерных особенностей изображаемых фигур, в том числе пропорции отдельных частей тела. При выполнении набросков человека учащиеся руководствуются правилами, взятыми из античных канонов, о пропорциях человеческой фигуры. В процессе создания композиции учащиеся все время сопоставляет натуру со своим рисунком.

Самостоятельная работа учащихся может выполняться различными способами:

Выполнение набросков одними линиями (первые линии изображают общее очертание фигуры, а затем прорисовываются части фигуры);

Выполнение набросков с помощью линий, схемы (вначале проводятся прямые отрезки линий, показывающие пространственное расположение частей фигуры, затем прорисовывается объемная форма фигуры).

Для подкрепления наглядности материала можно показать сходные позы (стоит прямо, стоит боком, сидит прямо или сбоку) на репродукциях, придать похожую позу натурному материалу. Лицо человека при этом детально не прорисовывается.

Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями. Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус.

Рисование по памяти и по представлению

Творческая работа на любую тему в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Поэтому в процессе подготовки учащихся к творческой деятельности необходимо осуществлять постоянную тренировку зритель­ной памяти, содействовать обогащению и пополнению запасов зрительных представлений, что достигается путем соответствую­щих упражнений в рисовании с натуры и по памяти.

Основой успешного рисования по памяти и по представлению является систематическая работа учащихся над рисунками и набросками с натуры. Рисуя с натуры, учащиеся изучают и запо­минают характерные особенности строения различных объектов, знакомятся с принципами их изображения. На этой основе и ба­зируется рисование по памяти.

В практике художественного образования сложилась опреде­ленная терминология, которая различает некоторые виды работы над изображением, проводимые без непосредственного использова­ния натуры. Это рисование по памяти, по представлению, по во­ображению. В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисун­ков и набросков на основе зрительной памяти.

При рисовании по представлению изобразительная деятель­ность протекает по несколько иному принципу. Изображение вы­полняется также на основе работы памяти, с использованием зри­тельных представлений, полученных ранее в результате наблюде­ний и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования по представлению определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбина­циях. Рисование по представлению является более сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти.

Рисование по памяти и по представлению находит свое применение в учеб­ной работе с учащимися. Программа подготовки учащихся к рисованию по памяти включает различные задания, упражнения.

Одним из заданий, над которым работают учащиеся в пятом классе «Рисуем отгадки к народным загадкам». Знакомство с таким видом устного народного творчества как загадки учит присматриваться ко всему окружающему миру, видеть красоту, радоваться его многообразию, развивает ассоциативное мышление, любознательность, расширяет кругозор. Детям предлагается проиллюстрировать загадки, но при этом продумать композицию так, чтобы рисунок - отгадку нельзя было увидеть рядом с текстом загадки. Лист бумаги можно согнуть, как открытку. Текст загадки, описывающий художественно-выразительными средствами признаки, по которым угадывается предмет, пишется печатными буквами цветными карандашами, фломастерами, шариковыми ручками на первой страничке. Ответ - отгадка рисуется внутри открытки. Выполнение этого задания требует от учащегося грамотного владения композицией, линией, цветом, развитого ассоциативного мышления.

В работе по представлению большую роль играют знания о действительности, ее наблюдение. Знания классифицируются, объединяются и сохраняются в памяти. Определенных знаний и наблюдений требуется и от художника – анималиста.

Знакомство учащихся с анималистическим жанром в средней школе предполагает выполнение набросков и рисования животных. Особенность анималистическо­го жанра изобразительного искусства требует знать анатомическое строение, про­порции, цветовой окрас живот­ных.

Работая по темам «Рыжий кот», «Наброски домашних живот­ных», учащиеся реализуют следующие виды деятельности:

1) Анализ основных форм, частей тела животных.

2) Ознакомление с поведением и способами передвижения.

3) Уточнение характерных движений.

4) Особенности внешнего вида (кожа, мех).

5) Изучение среды обитания.

6) Умение выполнять рисунок живот­ного с применением средств художественной выразительности.

Неправильно делают те учащиеся, которые, получив задание нарисовать животное по памяти, сразу приступают к процессу рисования, не дав себе труда представить, что надо сделать, предварительно не добившись четкого мысленного воспроизведения в памяти объекта, подлежащего зарисовке. В этой работе учащимся может помочь развитые память и воображение, наличие навыков и умений, которые вырабатываются в процессе последовательного многократного повторения.

Отношение к миру природы выражается в первую очередь в жанре пейзажа. Любовь к родной природе, понимание ее красоты - непременная часть патриотического воспитания человека. Чувства привязанности к родной, земле начинается именно с осознания поэзии окружающего с детства мира природы.

Практическая работа в жанре пейзажа дает много возможностей осознания и освоения элементарных худо­жественных навыков, которые расширяются и углубляются в задачах каждого урока. Работа по памяти и представлению по выполнению пейзажа «В осеннем парке», этюда «Багрец и золото осени» позволяют учащимся совершенствовать знания о применении законов линейной и воздушной перспективы, колорита, ком­позиции.

Для более полного и яркого представления природы показываются классу репродукции картин русских художников, обращается на колорит представленных картин, потому что именно от выбора цвета зависит настроение картины, ее эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным.

Так красно-взволнованный колорит А. Архипова и Ф. Малявина создает мажорное настроение их произведений. И наоборот: минорное настроение навевают нежно-задумчивые краски В. Борисова-Мусатова или холодный сказочно таинственный колорит М. Врубеля.

Известно, что природные цвета предметов сами по себе редко бывают гармоничны. Однако они всегда выглядят объединенными и сгармонированными именно благодаря общему освещению. В работе по памяти у учащихся наибольшую сложность и затруднение вызывает передача цветовых характеристик натуры. Так, например, цвет травы, листвы деревьев пишут иногда просто oттенками зеленого цвета, кирпичный дом - оранжево-красным, голубым и так далее.

Поэтому, учащимся рассказывается, что колористическое единство изображения акварельными красками иногда достигается художниками механическим путем. Для этих целей во все оттенки, которыми изображаются предметы, вводится одна и та же краска, этих же результатов добиваются предварительной прокладкой тем или иным цветом.

Заканчивается беседа анализом особенностей осени и изменений в осенней природе. Школьники вспоминают свои наблюдения во время прогулок на природе и делятся своими впечатлениями. Чтение отрывков стихотворения И. Бунина «Листопад» и из произведения Г. Скребицкого «Художник - осень» закрепляют эстетические впечатления детей от осеннего парка или леса.

Рисование на тему «Пейзаж с изображением домов выше, ниже и на линии горизонта» ставит перед учащимися следующие цели и задачи: изучение особенностей изображения призматических форм, расположенных на разном уровне к линии горизонта; закрепление сведений о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая, воздушная перспективы. В процессе работы над рисунком расширяются умения и навыки соблюдения законов фронтальной и воздушной перспективы, вводится понятие линейной угловой перспективы.

Обратить внимание на красоту движений тела человека, применить знания и умения, полученные ранее при рисовании фигуры человека с натуры, закрепить выразительность пропорций тела в движении фигур позволяет рисование на такие темы как «Спорт», «Материнство».

При рисовании по памяти и представлению на тему «Спорт» учащиеся д ля большей выразительности должны выбрать такие положения тела и моменты движения, когда наиболее полно ощущается динамика - ее кульминационные моменты. Движение фигур может быть усилено динамичными композициями.

При анализе работ художника А. Дейнеки обращается внимание учащихся на то, что фигуры в спортивной игре никогда не располагаются на одной линии - кто-то находится ближе к зрителю, кто-то дальше. Обращается внимание на возможности перекрытия фигуры фигурой и их ритмической связи при изображении фигур в едином действии.

Далеко не безразлично, в каком месте помещено изображение. Если в центре листа - оно будет неподвижным. Также неподвижным оно окажется и у самого края. Край листа как бы держит изображение. Предлагается подумать, куда следует поместить изображение, чтобы оно стало динамичным.

В конце беседы учащиеся должны ответить на вопрос: почему движения фигур, передающие движение спортивных игр, в работах художников так убедительны? Ответ заключается в том, что убедительно только то, что мы сами увидели в жизни. Все это создает ощущение естественности происходящего, жизненности.

Тема материнства присутствует почти в каждой программе по изобразительному искусству – важнейшая тема отношения к жизни и близкая ребенку. Она всегда проходит с особым интересом, но и довольно трудна, - здесь надо передать чувства людей через их изображение, мимику. З рительный ряд из произведений выдающихся русских и зарубежных художников, пословицы создают определенный настрой для работы. Не всегда достаточно хорошо представляя себе характер работы по памяти, учащиеся боятся пробовать свои силы или же неудачную попытку расценивают как неспособность к рисованию по памяти вообще. В связи с этим необходимо отметить, что рисунок по памяти, необязательно должен быть подробным, исчерпывающим в передаче впечатления от увиденного. Учащимся трудно добиться сходства даже при рисовании с натуры, а при рисовании по памяти это сделать еще труднее. Тем не менее, эти вполне естественные трудности не должны пугать и расцениваться учащимися как непреодолимые.

Процессы изображения по представлению, могут быть различными в зависимости от своего содержания и взаимоотношений между наблюдением, и воображением, участвующими в процессе рисования. Образы представления могут быть очень далеки от предметов действительности, например сказочные: в них причудливо сочетаются признаки действительности, нарушая привычные для нас законы предметного мира. В изображении по представлению можно передавать образы далекого прошлого. Рисующий воссоздает их в своем воображении на основании знаний и представлений о материальной культуре народов, природе и жизни минувших эпох. Такой работой является рисование по представле­нию в пятом классе на тему «Старин­ный терем».

На уроке учащиеся знакомятся с изображе­нием архитектурных сооружений в картинах мастеров русской живописи, с архитек­турным ансамблем Мос­ковского Кремля. Затем учащиеся рисуют «старинный терем» с использованием геометрических фигур, которые они раньше изучили и изображали (куб, конус, четырехгранная призма, цилиндр, шар). Таким образом, упражнения в рисовании по памяти и по представлению содействуют закреплению ранее полученных знаний, развитию зрительной памяти и пространственного мышления.

Рисование по памяти и по представлению - это рисование композиций на темы окружающей жизни. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности и цвета предметов.

Создание произведений искусства немыслимо без творческой фан­тазии, без участия памяти. Многие русские и зарубежные художники-педагоги использо­вали в своей педагогической работе с учащимися занятия рисова­нием с натуры, по памяти и представлению в качестве обязательной составной части процесса обучения будущих художников.

В повседневной работе над рисунками детям необходимы развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования с натуры, по памяти и по представлению. Умение рисовать по памяти обеспечивается знанием перспективы, пластической анатомии, цветоведения. В рисовании на темы - по памяти и представлению - учащиеся применяют умения , которые были выработаны при рисовании с натуры . Без них невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисованию, композиции, поскольку композиционный эскиз не составляется механически.

Сочинение композиционных эскизов - одно из важных средств развития памяти, наблюдательности, творческого воображения. По тому, как учащийся справляется с заданиями по композиции, можно в известной мере судить о том, насколько эти данные у него развиты. Надо иметь в виду, что развитие способности работать «от себя» не самоцель, а необходимое условие для успешной работы, особенно по композиции, тематическому рисованию. Основными помощниками в данном случае являются мастерство, память, воображение рисующего, а также его наблюдения и знание жизни, приобретенные при работе с натуры.

Таким образом, рисование с натуры, по памяти и по представлению выполняют общие задачи:

  • совершенствование и закрепление навыков грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема,
    освещенности, пространственного положения, цвет предмета, выделение композиционного центра;
  • отработка умения выразительно выполнять рисунок;
  • развитие умения самостоятельно выбрать сюжет предложенной темы и передать художественными выразительными средствами
    свое отношение к нему;
  • развитие фантазии, воображения, логического и пространственного мышления.

Завершая работу также можно сказать, что рисование с натуры, по памяти и по представлению воспитывает у обучающихся эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивает художественный вкус и творческое мышление, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Список литературы

1. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Просвещение. 1987. – 255с.

2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение». 2013. - 175 л.

3. Рисунок. Учебное пособие для студентов художественно-графического факультета педагогических институтов. Под редакцией А.М. Серова. М., «Просвещение», 1975. 271 с.

Информационные ресурсы

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГОЛОВКИНОЙ Н.С. С УЧАЩИМИСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА ЖИВОПИСИ

ТЕМА УРОКА: «Зимняя сказка». Рисование по воображению и представлению.

Дата: 23.12.2015г.

ЦЕЛЬ УРОКА: проверить ранее приобретенные знания, систематизировать, направить на получении новых знаний.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные: учить создавать зимний колорит; закреплять технические навыки работы с гуашью, используя приемы «мазок», «тычок», «плавная линия».

Развивающие: учить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; вызвать у детей положительный эмоциональный отклик при восприятии зимней природы, развивать воображение,фантазию, мышление, внимание.

Воспитательные : воспитывать любовь к родной природе; эстетический вкус; вызывать интерес к различным видам искусства.

Тип урока : урок смешанного типа.

Материалы: гуашь, кисти щетинка, синтетика, губка, стаканчик с водой, бумага для акварели (круг d 16).

Оборудование: репродукции картин известных художников

Кравченко Алексей Ильич. Зима на окраине города

Грабарь Игорь Эммануилович . Февральская лазурь

Горбатов Константин Иванович. Зимний пейзаж с церковью.

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Зимний сон (Зима).

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Солнце - на лето, зима - на мороз.

Жуковский Станислав Юлианович. Зима.

Кустодиев Борис Михайлович Зима.

Музыкальная фонозапись: Антонио Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»; П.И. Чайковский «Зимнее утро», Песня «Зима» в исполнении Э.Хиля.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Беседа. Прослушивание музыкальных фонозаписей.
  4. Объяснение учебного материала.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Подведение итогов. Рефлексия.

ЭТАПЫ УРОКА

I . Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на меня. Я рада видеть ваши красивые улыбки, веселые глаза. Такое хорошее настроение поможет нам сегодня легко справиться со всеми заданиями на уроке.

II . Сообщение темы урока .

- Для того, чтобы узнать, что мы с вами будем сегодня рисовать отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой).

Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например, что вы представляете, когда произносят слово зима?

Но рисовать мы будем сегодня не простую зиму, а волшебную.

III . Беседа

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

О чем говорит Федор Иванович Тютчев в этом стихотворении?

Художники, композиторы, поэты воспевали зиму в своих произведениях, о зиме есть много загадок, поговорок, пословиц, примет. Назовите те, которые вы знаете.

(Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Бело покрывало на земле лежало.

Лето пришло – оно всё сошло (снег).

Очень красива зима в своём белоснежном убранстве. Зима-волшебница приходит к нам в гости, расстилает везде снежные пушистые ковры, покрывает леса, дома белоснежными шапками, сковывает льдом реки и озера.

Посмотрите на репродукции картин известных художников.

- Какие цвета, краски преобладают в зимних пейзажах?

( Синие, голубые, белые, нежно-сиреневые, бледно-желтые).

Зима бывает разная: то светит солнышко и снег переливается серебром, то завьюжит и не видно даже вблизи.

Зима бывает веселая и радостная, но бывает суровая и морозная.

В контрастах и заключается прелесть этого времени года.

А за что мы любим нашу зиму?

(За зимние забавы: катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, лепку снеговика)

За её красоту придумали ей ласковые названия: Зимушка – зима, Гостья – зима, Зима – волшебница.

Ребята, а хотелось бы вам хотя бы на минуточку заглянуть, где живет Зима –волшебница? Мне бы очень хотелось! И я приглашаю вас. Закройте глаза и представьте, что идем мы с вами по волшебному искрящемуся лесу, а в руках у нас подзорная труба.

Что вы видите вокруг себя? (ответы детей)

Идем мы, идем и вдруг попадаем в зимнюю сказку, перед нами густые заросли кустарника, мы смотрим в подзорную трубу,медленно отодвигаем веточки, чтобы нас не засыпало пушистым снежком, и нашему взору представляется опушка леса, а на ней избушка – вся в снегу….(играет музыкальная запись песни «Потолок ледяной»)

Как вы думаете, кто живет в избушке? Почему мы не можем подойти ближе? Захотелось ли вам нарисовать заснеженный домик?

Посмотрите, что получилось у меня.

Показ образца.

Почему рисунок выполнен в круге? (Потому что смотрим издалека в подзорную трубу).

IV. Объяснение последовательности выполнения работы.

Начинаем с фона. Примерно, одну треть листа займет небо, оно у нас зимнее вечернее, т.е. достаточно темное. Небо пишем кусочком губки синей и фиолетовой гуашью. Оставляем местечко для луны. Нижнюю часть листа покрываем голубой гуашью(белая+синяя).

Фиолетовой краской рисуем темные тучки. Очень произвольно, горизонтальными мазками. Используем толстую кисточку-щетинку.

Остатками голубой освещаем те места туч, куда попадает лунный свет.

Опять берем фиолетовую гуашь и пишем дальний лес. Его очертания похожи на кардиограмму, так и пишем его, острыми зигзагами. И сразу же тень от леса остатками краски на кисточке.

А теперь наш рисунок немного подсохнет, а мы передохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ИГРА «Доскажи словечко»

Я Зима. Люблю мороз.

Довожу людей до … (слез)

А сама их зря не трачу,

Уходя весной… (заплачу).

Вдоль по улице метелица метет,

Белый снег-то все поземкою … (несет).

Молодцы! А сейчас давайте представим, что мы снежинки-пушинки.

(Дети двигаются под музыку «Зимняя сказка», импровизируя снежинки)

Рисунки просохли, внимательно посмотрите, что нужно еще дорисовать.

Да, теперь можно заняться зимним домиком.Для него нам нужно три цвета гуаши: охру(у кого в наборе нет охры, получить её можно, смешав, желтый и коричневый),коричневый и темно-коричневый (коричневый+черный).
Начинаем охрой. Боковые стены, пол, потолок, а затем прорисовываем окна, крыльцо. В конце наносим краску на снег -падающий свет от окон.

Снег на крыше домика -голубого оттенка, на крыше крыльца чуть темнее. Самые освещенные места на крыше показываем белой гуашью.

Оранжевым покрываем нижнюю часть окон и оранжевый добавляем к падающему свету на снегу.

Белой гуашью осветляем верхнюю часть окон. Там источник освещения, там должно быть светлее всего.

Темно-коричневой гуашью, тоненькой кисточкой прорисовываем все деревяшки домика,рамы на окнах. Тени от рам на снегу должны быть голубыми, светлее, чем сам снег.

Тонкой кистью белой гуашью рисуем сосульки, капающие с крыш, снежок, который задуло между деревяшками домика,снежок на рамах окон, на подоконниках, на углах дома.
Фиолетовой гуашью толстой щетиной рисуем фон для ближних деревьев справа и слева от дома.

Черной гуашью очень быстро, схематично пишем стволы деревьев и крупные ветки, достаточно часто, густые заросли растительности. И ещё добавляем лунного света на тучки.

Голубой гуашью пишем снег на деревьях.Используем тонкую щетину.

Осталось нанести падающий снег. Берем в левую руку толстую щетиновую кисть, макаем в белую гуашь, затем в чистую воду и забрызгиваю всю работу. Как получить мелкие частые брызги: кисть с краской в левой руке, расположена параллельно рисунку. Правым указательным пальцем оттягиваем щетину на себя и отпускаем. Если не получается, значит кисточка не достаточно намочена.

V . Самостоятельная работа.

Ребята, но ведь избушка у нас не простая, сказочная, искрящаяся…

Что бы вам хотелось еще добавить к своему рисунку?

(используют блестки, украшают веточки деревьев, избушку).

Играет музыкальная фонозапись.

VI . Подведение итогов. Выставка. Анализ работ. Рефлексия.

– Понравился ли вам сегодня наш урок?

– Какое время года мы рисовали?

– Какая зима?

– Какие краски мы брали?

– А какой зимний волшебный праздник мы все ждём?

(Новый год)

Спасибо за урок!

Не всегда готовые модели стоят и только и ждут – когда же вы, такой всеми любимый художник, приступите к его срисовыванию. А некоторых даже просить об этом не стоит – либо слишком гордые они, либо слишком скромные мы (это я по себе сужу) .

Так вот, именно для того, чтоб это не было помехой импульсу «вот-бы-нарисовать-ее (его)-прямо-сейчас », нужно развивать рисование по памяти , о котором мы сейчас и поговорим. Этот навык очень важен для вашего творческого Я , поскольку мало того, что повышает вашу самооценку, так еще и дает возможность поупражняться для развития процессов памяти и воображения.

Благодаря ему вы можете развить свои аналитические умственные способности – то есть самостоятельно находить и исправлять ошибки (избегать их в будущем).

В рисунке по памяти вы должны передать собственно суть нашей фигуры, а именно какие-то общие понятия (что-то вроде набросков): ну там, общие контуры, закономерности строения и все такое. Все это должно быть основано на знаниях анатомии и конструктивных базовых основ.

Тренировка рисования по памяти

Для тренировки этого навыка, лучше рисовать уже после натурного рисунка – рисование по памяти того персонажа, что уже был изображен вами ранее. Но! Не копировать, а рисовать по памяти . Ну вот, к примеру, возьмем некую леди, уже изображенную вами (скажем, она на вашем рисунке стоит, глядя мечтательно в окно) и представим, как бы она смотрелась, если бы в комнату вошел тот, кого она ждала.

Наверняка, ее позиция изменилась бы, верно?

Мы можем изобразить это, с учетом всех изменений ее положения и положения одежды, складок на ней. Иными словами, чтоб избежать тупого копирования уже существующего рисунка, лучше попробовать изобразить его (персонажа-натуру) с другой какой-нибудь точки зрения . Вот.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

What You"ll Be Creating

Как всё начинается. Вы представляете могучего дракона со страшной головой, блестящей чешуёй, дивными крыльями и длинным хвостом с шипами... он настолько реалистичный, что вы можете почти прикоснуться к нему!

Вы берёте карандаш, или графический планшет, вы чувствуете поток творческой энергии, проходящий сквозь ваши пальцы, и... ничего не происходит. Просто ничего не получается. И было бы понятно, если бы вы плохо рисовали, хотя, вы можете рисовать реалистично, если у вас было бы под рукой исходное изображение, верно? Ваши линии чёткие, вы можете контролировать карандаш, у вас выходят правильные пропорции, но только тогда, когда у вас есть что-то, на что вы можете посмотреть в реальности.

Рисовать, используя воображение, похоже, намного сложнее, чем просто воссоздавать реальность. В конце концов, это реальное воссоздание – выпретворяете в жизнь в то, чего никто никогда не видел раньше! Все эти удивительные существа и фантастические рассказы в вашем воображении только и ждут, когда вы высвободите их. Вы хотите наблюдать за ними, как они рождаются на листе бумаги, чтобы увидеть их, как они оживают, чтобы все восхищались ими, как и вы. Почему это так сложно? Как получить правильную взаимосвязь между изображением в вашем воображении и линиями, создаваемые вашей рукой?

Как Вы Рисуете?

На этот вопрос вам необходимо ответить в первую очередь. Рисовать не так просто, как вы думаете – этот процесс состоит из (могут создаваться различные стили, хотя существует только одна реальность). Поэтому, техника, которую вы используете для рисования с исходного изображения может (и, возможно, так и есть) совершенно отличаться от техники, которую вы используете для рисования, используя своё воображение. Если это так, то неудивительно, что одна техника даётся вам легко, а вторая кажется невозможной, даже несмотря на то, что обе техники относятся к "рисованию".

Тот же самый эффект может создать, используя различные техники. Например, вы можете создать реалистичное изображение лошади следующими способами:

  • сфотографировать настоящую лошадь
  • создать реалистичную скульптуру лошади, а затем сфотографировать её при соответствующем освещении
  • использовать различные тона цвета, чтобы создать рисунок лошади
  • использовать точки света, чтобы создать цифровой рисунок лошади

Все эти методы, при правильном использовании, дадут вам одно и то же реалистичное изображение лошади. То же самое касается ваших рисунков, учитывая даже то, что рисунок, нарисованный с помощью исходного изображения и рисунок, нарисованный с помощью воображения, имеют одни и те же линии и нарисованы одной и той же рукой и одним человеком, оба рисунка создаются по-разному. Другими словами, существует два разных процесса, происходящие в вашем сознании, когда вы создаёте и воссоздаёте.

Рисуем, используя исходное изображение: Копирование

Выберете исходное изображение, попробуйте нарисовать рисунок по нему, и понаблюдайте за тем, как вы это делаете. Как это работает? Что вы делаете в действительности , кроме "рисования"? Обратите внимание на процессы, происходящие в вашей голове, проанализируйте их. Какие вопросы вы хотите задать себе про исходное изображение, и как вы ответите на них?

Самый популярный способ использования исходного изображения – это копирование линий. Для того, чтобы сделать это правильно, необходимо уметь копировать пропорции – видеть объект на удалении и уметь воссоздавать его в другом масштабе. Это относительно лёгкая практика, которая даёт быстрые результаты, включая впечатление, что вы хорошо рисуете.

Однако, при этом, вы хорошо справляетесь только в копировании линий и пропорций . Если у вас хорошая память, то вы можете запомнить линии и позже нарисовать тот же объект без исходного изображения, но это по-прежнему не имеет ничего общего с навыками, необходимыми, чтобы рисовать по воображению. Не говоря уже о том, сколько линий нужно запомнить, и как легко их забыть!

Исходное изображение (1) визуально преобразовано в линии (2), а затем копируются линии (3)
Подобный набор точных линий часто подвержен искажению - со временем они буквально тают в вашей памяти, и вам придётся заполнить пустоты, используя свои предположения.

Рисуем, используя воображение: Зрительный Процесс

А сейчас попробуйте нарисовать что-нибудь, используя своё воображение. Какие возникают вопросы? Что вы отвечаете на них?

Стандартный процесс рисования по воображению выглядит следующим образом: вы видите образ чего-то в своей голове, вы можете почувствовать это, а затем вы начинаете рисовать. У вас нет чёткой идеи - вы не видите её так же чётко, как реальную картинку, но у вас есть особое ощущение, что если бы только взять карандаш, то он автоматически заполнил пустоты в вашем видении. Но, если этого не происходит, то вы чувствуете себя опустошённым.

Идея в вашей голове не может быть преобразована в линии, подобно стандартному исходному изображению.

Вот почему рисунок по воображению не может быть создан таким же образом, как рисунок по исходному изображению. Нельзя скопировать линии и пропорции чего-то, что вы не можете увидеть ещё - только после того, как вы нарисуете что-то, вы можете увидеть, является ли это тем, что вы хотели или нет. Тогда….. почему? Почему у вас такое сильное ощущение, что вы можете увидеть это в своём сознании, когда на самом деле нет?

Картинки Вашего Воображения

Воображение является особенностью вашего сознания, которая позволяет смешивать элементы реальности для создания её новых версий. Креативность представляет ваши навыки. Чем больше креативности, тем больше оригинальных вещей вы можете создать из одних и тех же элементов.

Воображение делает возможным создание новой реальности из исходных фрагментов реальности.

Все мы творческие личности в какой-то степени, но некоторые из нас в этом смысле лучше, чем другие. Интересно то, что большинство детей очень креативны, потому что они далеки от концепции абсурда. Они просто создают идеи, не пытаясь рассуждать о них, а также не пытаясь исключить самые сумасшедшие из них. По мере того, как мы взрослеем, мы больше узнаем, и зачастую наша креативность от этого страдает, потому что мы так боимся неудач и того, что будем выглядеть нелепо.

Небольшой совет: если вы хотите развить свой творческий потенциал, найдите партнера и задайте друг другу вопросы, на которые нельзя ответить "Я не знаю". Чем более безумны будут вопросы и ответы, тем лучше!

Быть креативным - достаточно, чтобы создать что-то в своем воображении, но недостаточно, чтобы реализовать это. Вам необходимо знать элементы реальности, которые вы использовали для создания этого нового видения, чтобы потом нарисовать их.

Не важно, что вы хотите нарисовать дракона, а драконы не существуют, потому что существует концепция дракона (например, в Западной культуре: большая чешуйчатая рептилия с крыльями), живых существ, когти, челюсти хищных животных, конструкцию ног, необходимые для эффективного передвижения, конструкцию крыльев с учётом их функциональности и так далее. Это огромное количество информации, которой на ваш взгляд, вы обладаете - но так ли это?

Память

Мы можем сказать, что существует два типа памяти - активная и пассивная. Пассивная память предназначена "только для чтения" - вы используете ее для того, чтобы что-то узнать. Например, объект 1 сохранён в пассивной памяти со свойствами А, В и С, поэтому, когда вы видите объект со свойствами А, В и С, вы распознаете его, как объект 1 . Хранить что-то в пассивной памяти не составляет труда, а информация хранится очень долго, но в то же самое время у вас нет прямого доступа к ней - вам необходимо увидеть объект, с которым она связана, чтобы использовать её. Без объекта, информация просто не существует для вас.

Пассивная память собирает всю информацию вокруг вас без нашего ведома. Эта информация очень детальная, однако не имеет прямого доступа. Вы можете получить информацию только извне, а вопрос согласованности - (содержат ли какие-либо из сохранённых объектов в памяти свойства А, В и С?).

Активная память - это что-то большее. Она содержит копию информации, которую однажды вы получили и осознанно решили сохранить. Когда вы прилагаете усилия что-то запомнить, фактически вы лепите образ этого объекта. Однако, эта скульптура тает со временем, поэтому, вам необходимо время от времени возвращаться к ней, чтобы починить её, делая ее массивнее с каждым разом. Это и есть механизм запоминания и повторения.

Пассивная Память

Давайте внимательнее посмотрим на процессы запоминания. Пассивная память полностью подсознательна - вы смотрите на объект (1), а затем его свойства запоминаются в вашей памяти (2). Вы даже не догадываетесь об этом! Таким образом, вы "помните" прически и лица ваших друзей, даже не думая об этом.

Пассивное запоминание

Пассивная память вызывает у вас чувство чего-то знакомого, когда вы видите объект, который уже был сохранён - это потому, что подсознание проверяет, есть ли он уже в базе данных, на случай, если его нужно сохранить. Поэтому ребенка захватывает все, что он видит (его пассивная память почти пуста), а взрослый даже не замечает этих вещей. Когда мы видим что-то, что мы никогда не видели до этого, это притягивает наше внимание, поэтому объект надлежащим образом сохранился в пассивной памяти. Далее, он нас больше уже не интересует.

Пассивное узнавание

Пассивная память, не смотря на то, что она «ленивая», на деле очень полезная и быстрая. Она заставляет вас узнавать все вещи вокруг вас без использования сознания. Вы просто смотрите на что-то, ваши глаза передают информацию вашему мозгу, и внезапно вы знаете, на что вы смотрите - не догадываясь, что было мгновение что вы не знали про это. Вы понятия не имеете, что у вас был какой-либо вопрос, потому что на него уже ответили!

Можете ли вы достать информацию, записанную в пассивной памяти без использования механизма сравнения? Да, но только подсознательно. Подумайте о своих снах - в некоторых из них, особенно в ярких, вы можете увидеть невероятное количество деталей, и все они, в большинстве случаев, правдивы. Весь мир снов основан на ваших пассивных воспоминаниях, хотя они и могут бы смешаны. Поэтому, вы также можете вспомнить что-то, если некоторое время вы не думали об этом - ваше подсознание пытается ответить на вопрос, даже если вы сознательно решили уже сдаться.

Активная память

Активная память более сложная. Она требует от вас осознанных усилий для запоминания. Она срабатывает каждый раз, когда вы пытаетесь запомнить имя или номер - когда вы решаете что-то запомнить.

Активное запоминание

Это усилие стоит того - активная память позволяет вам воссоздавать что-то из своего сознания, используя тот же самый "рецепт", который вы создали, когда запоминали его.

Активное узнавание

Активная память, согласно названию, требует вашей осознанности, следовательно, она медленнее. Вам известно о вопросе и ответе (или отсутствии такового). Вам необходимо сделать усилие, чтобы вытянуть информацию из вашего сознания.

Давайте представим, что у вашего друга новая причёска. Ваша пассивная память скажет вам, что что-то не так (что-то не вписывается в шаблон). Теперь вам нужно вспомнить, как ваш друг выглядел ранее, используя свою активную память. Если ранее вы никогда не задавали этот вопрос, скорее всего, у вас в голове не сохранилась копии этой информации - только шаблон, созданный вашим подсознанием, недоступный для вашего сознания. Поэтому, пассивная память говорит вам, что вы это знаете это, но в то же время, вы не можете сказать, что именно вы знаете .

Я Не Знаю, Что Я Знаю

В действительности, активная и пассивная память - это одно и то же. Их отличает процесс запоминания и узнавания.

Давайте представим, что воспоминания могут храниться в контейнере из живой мембраны. У контейнера нет никаких отверстий, и если вам нужно поместить воспоминания внутрь, то вам придётся проткнуть его. Если вы делаете это неосознанно, то вы поместите вовнутрь всё очень легко. Однако, вы не сможете осознанно вернуть воспоминания через "неосознанно" открытый контейнер. Единственная вещь, которая может использовать этот канал - это небольшой кусочек информации - "да" или "нет", в качестве ответа на вопрос "хранится ли информация Х внутри?" Это наша пассивная память.

Легко хранить воспоминания неосознанно - вам даже не нужно думать об этом!
"Что такое Х?", спрашиваете вы. "Ты знаешь, что это", отвечает пассивная память. И у вас не остается выбора, кроме как поверить этому!

Если вы хотите сохранить какую-либо информацию осознанно, для этого потребуется больше времени и усилий. Каждый ее кусочек должен проделать в мембране собственное отверстие, но если у вас получится это сделать, вы также сможете вытянуть эту информацию. Это наша активная память.

Вам необходимо понимать процесс запоминания, чтобы запомнить информацию осознанно. Если это просто, то это не работает!
Теперь вы можете вновь найти свою информацию в той форме, в которой вы её запомнили.

Проблема состоит в том, что каждый канал со временем зарастает, усложняя процесс извлечения информации. Из-за того, что "да" или "нет" так мало, они могут проделать путь через канал и через долгое время с момента акта запоминания. Осознанные каналы зарастают с той же скоростью, но они очень быстро становятся слишком маленькими для их информации, при этом невозможно вытянуть эти воспоминания. Единственный способ держать каналы незаросшими - это освежать воспоминания до того, как канал станет слишком маленьким. Чем чаще вы это делаете, тем медленнее зарастает канал!

Чем больше времени проходит с момента запоминания, тем меньше сохранённой информации может пройти сквозь канал, до тех пор, пока вы не будете ничего извлекать кроме ощущения, что эта информация там есть.

Конечно, это только один из множества способов упрощения процесса, который происходит в нашем разуме. Человеческая память так и не изучена до конца, и, конечно же, она намного сложнее, чем я её описал. Тем не менее, метафора пассивной и активной памяти - это все нам ещё предстоит понять и решить проблемы с созданием рисунка по воображению.

Воображение = Смесь Воспоминаний

Теперь мы знаем, почему иногда, когда мы так уверены, что знаем, как что-то выглядит, но не в состоянии это вообще нарисовать. Но есть кое-что ещё.

Маловероятно, что существо, которое вы представляете в голове, имеет зрительную форму. Наши воспоминания очень сложные - например, когда я говорю "ключи", вы можете автоматически представить форму ключа, но также и почувствовать запах/вкус железа, услышать звук ключей, которые звенят в связке, почувствовать холодный металл в своей руке или вес связки ключей, в зависимости от того, какое из ваших чувств наиболее развито.

Еще раз, хорошенько приглядитесь к своему существу в своём разуме. Вы действительно его видите? Или, может, вы чувствуете вес его тела, тепло его дыхания, звук хвоста, скользящего по камням?

Может, вы чувствуете что-то странное, что мы обычно не называем чувством, ощущение движения, когда когти обнажены и готовы вцепиться и рвать, или даже вибрацию в горле существа, когда оно рычит?

Вся эта информация заставляет вас быть уверенным, что в вашей голове есть детальное изображение существа, хотя визуальной информации - единственной информации, необходимой, чтобы что-либо нарисовать, - в действительности очень мало. Как это работает? Когда вы чувствуете когти, вам не нужно их видеть, так как они являются частью изображения в любом случае. Однако, нельзя нарисовать ощущение!

Как же проверить, что изображение, которое вы видите - полное, и готово к воплощению в реальность?

Протестируйте Своё Воображение

Существует простой способ. Рассматривайте все элементы изображения как будто они являлись бы частью активной памяти, и тогда вы узнаете, есть ли они в действительности. Как? Просто спросите себя о них, и отвечайте словами, а не набросками. Чем больше будет детализированной информация, тем больше шансов получить верный рисунок.

Но вас ждёт ловушка. Скорее всего, вы с лёгкостью ответите на следующие вопросы:

  • Сколько у него лап?
  • Насколько большие его глаза?
  • Насколько длинный его хвост?
  • Насколько длинные его лапы?
  • Какого оно окраса?
  • Какой рисунок его окраса?
  • Оно большое или маленькое?
  • Это мужская или женская особь?
  • Оно мускулистое или худое?
  • Какие ноги у него - когти, копыта, лапы?

Проблема в том, что все эти ответы всё ещё вопросы! Что значит "мускулистое"? Что значит "большой" или "маленький"? В чём разница между "когтями" и "лапами", между "мужской особью" и "женской"? Более того, что такое "ноги", "хвост", "глаза"…? Все эти определения сохранены в вашей пассивной памяти, поэтому вас посещает обманчивое чувство, что вы их знаете, но это не значит, что вы сможете получить открытый доступ к ним при создании рисунка!

Какая из этих "лап" та, о которой идёт речь? Подсказка: они не одинаковые!

Поэтому вас не покидает сильный соблазн нарисовать существо, вместо того, чтобы отвечать на вопросы словами. Вы думаете: "Я не могу описать это, но вот, если бы мне позволили нарисовать это…" Вашей пассивной памяти необходимо что-то для сравнения, поэтому она просит вас предоставить это, а затем она сможет ответить на ваш вопрос: "Ты хочешь знать, что такое Х? Покажи мне что-нибудь, и я скажу тебе, это Х или нет". Поэтому, вы оптимистично начинаете рисовать когти, и получаете ответ: "Не-а, это не когти". Теперь понятно, почему это заставляет вас чувствовать себя так плохо!

Вы можете использовать другой трюк, чтобы проверить свои знания. Если вы думаете, что знаете как выглядит правильное крыло, то вы также должны суметь описать крыло, которое не выглядит правильным. Скорее всего, на самом деле вы ничего не знаете о крыльях, и всё, что у вас есть - это неуловимое чувство этой структуры в своей голове.

Лепите Свои Воспоминания

Теперь мы знаем, какого характера процесс лежит в основе наших проблем. Как преодолеть это? Что мы можем сделать, чтобы с лёгкостью рисовать по воображения? Ну, на самом деле ответ прост: нам нужно заменить пассивную память активной. Я дам вам небольшой совет, который поможет вам достичь этой цели.

Сосредоточьтесь на одном Материале

Во-первых, не делайте процесс обучения более сложным, чем он должен быть. Сосредоточьтесь на одном инструменте, на одной технике. Если вам не удаётся рисовать по воображению, не смешивайте это процесс с другими аспектами, как, например, затенением или совмещением. Лучше сражаться с одним врагом вместо целой армии!

Используйте обычный карандаш, даже не графический планшет - потому что даже он может стать источником других проблем. Также, если вы действительно разбираетесь в затенении, раскрашивании, а также в других подобных аспектах, у вас может появиться соблазн использовать их, чтобы скрыть то, что не так развито. Это также не поможет вам развить этот навык!

Трудно сказать, что не так, когда существует множество вещей, которые могут оказаться неверными!

Это связано с другим советом:

Выявите Свои Неумения

"Я не умею рисовать" - это самая опасная вещь, которую может сказать любой начинающий художник. Рисование содержит в себе множество аспектов, и я уверен, что вы освоили хотя бы некоторые из них, например, правильный захват карандаша и нажатие им на бумагу. Если вы преуспели в копировании (я не имею ввиду с помощью кальки), то вам стоит более оптимистично относиться к своим художественным способностям! Проблемы с рисованием по воображению в этой ситуации абсолютно естественны!

Возможно, вы расстроены по этому поводу, потому что вы рассматриваете эти два вида рисования, как к одному и тому же, поэтому, вы не можете понять, почему один даётся вам легко, а второй выходит ужасно плохо. Каждый раз вы разделяете эти два навыка - рисование, как индивидуальное мастерство, и понимание объекта, как ментальную способность - вы можете расслабиться и сконцентрироваться на изучении прочих навыков без этого досадного ощущения, что с вами что-то не так.

Продолжаем, нарисуйте что-то по воображению. Что-то появилось на бумаге? Отлично, вы это нарисовали! Теперь взгляните на это. Что не так? Я имею в виду что именно "Выглядит ужасно" - это не ответ. "Лапы выглядят неверно" - намного лучше. Нельзя научиться тому, как сделать "не ужасным" рисунок в целом, но вы можете понять, как выглядят "правильные" лапы. Намного проще решить проблему "я не могу нарисовать лапу по воображению", чем "я вообще не умею рисовать по воображению".

Легче учиться постепенно шаг за шагом, чем пытаться усвоить всю концепцию за один раз. Кроме этого, маленькие успехи заставят вас двигаться вперёд!

Существует, возможно, много "неумений", над которыми вам нужно работать, но не позволяйте этому демотивировать вас. Составьте список, и следуйте по списку шаг за шагом, работая над каждым пунктом по отдельности.

Наблюдайте, Спрашивайте, Отвечайте

Я повторю еще раз, чтобы было абсолютно ясно: если вы можете рисовать с исходного изображения, а не по воображению, у вас проблемы не с рисованием. Когда вы хотите записать свой номер телефона, но забываете его, это не потому что вы "не можете написать его", а потому что вы можете - вы всего лишь неверно записали его в свою активную память.

Так что, это не верно: "Я не могу нарисовать лошадь повоображению", верно так: "Я не помню, как выглядит лошадь ". Чтобы нарисовать что-то по воображению, вам всего лишь нужно это запомнить, как если вы хотели это вспомнить.

Однако, живые существа - это намного сложнее, чем слово или номер. Чтобы нарисовать их правильно, нельзя запомнить картинку - они выглядят по-разному с различной точки перспективы, и это касается не только внешнего вида; у них также есть особый способ передвижения и поведения, который влияет на итоговое изображение.

Всему этому нужно научиться, и, очевидно, вы не сможете воспользоваться своей техникой копирования линий, чтобы только нарисовать. Теоретически, животное, которое вы хотите запомнить, могло быть преобразовано в линии, и таким образом сохранено в памяти, но это было бы невероятно трудно. Это другой метод:

Шаг 1

Научитесь рисовать простые блоки, например, шары, кубы, цилиндры и так далее. Это потребует , и это то, что вы просто не должны пропустить. Не волнуйтесь, - нужно всего лишь понять, откуда берётся перспектива, и как она работает в этом обозримом мире.

На этом уровне вы должны уметь рисовать любые блоки, какие вы хотите нарисовать по воображению , придавая им задуманный вид. Это может показаться скучным, но помните - вы можете не преуспеть в рисовании фантастических существ, если вы не можете нарисовать простой цилиндр. Уделите этому столько времени, сколько нужно - иначе, это будет похоже на попытку нарисовать картинку из тысячи линии, не зная, как нарисовать и одну! Прежде всего, не лгите себе. Даже самые лучшие уроки не помогут вам, если вы будете обманывать себя.

Во-первых, постарайтесь понять правила создания форм…
…а затем используйте/изменяйте их, чтобы быстро и без усилий нарисовать блоки, а также без тщательного измерения каждой линии

Шаг 2

Научитесь создавать более сложные фигуры, используя простые блоки, которые вы освоили ранее. Эти фигуры не должны напоминать что-то реальное, поэтому просто поиграйте с ними. Пришло время убедиться, что вы чувствуете себя комфортно, используя эти блоки, и что вы можете создать любую конструкцию по воображению.

Ещё раз повторю, если вы не можете представить и нарисовать конструкции из блоков, то как же вы сможете представить и нарисовать невероятно сложных живых существ? Не обманывайте себя, это ни к чему не приведет! Я знаю, что вы хотите пойти дальше и перейти к следующим шагам, но поверьте мне, это то , что вас так долго тормозило. Останьтесь на этом этапе, проявите терпение и не расстраивайтесь, если это займет больше времени, чем вы ожидали - в конце концов, это 80% того, что вам нужно, чтобы рисовать по воображению. Если вы справитесь с этим, то вы больше не скажите “Я не умею рисовать”!

Если это требует от вас значительных усилий, то вернитесь к предыдущему шагу. Продолжите, когда будете готовы с лёгкостью создавать любые фигуры из блоков, которые вы представите в своём воображении.

Шаг 3

Пришло время для наблюдений. Фокусируйтесь на одной теме за раз. Если вы хотите рисовать лошадей по воображению, понаблюдайте за живой лошадью, найдите реалистичную модель лошади, или просто используйте большой набор фотографий одной и той же лошади с разных точек перспективы. Исследуйте их внимательно, и представьте, как вы заполняете её тело простыми формами, над которыми вы практиковались ранее. Ответьте на каждый вопрос, который вы могли бы задать относительно неё. Изучите лошадь, уделите внимание каждой детали, поймите, что делает её лошадью. Измерьте своим взглядом, поймите пропорции, и представьте, как бы выглядела лошадь, если бы изменились пропорции.

Шаг 4

Создайте примерный лист-исходник с изображением каждой части тела, которые будут изображены в качестве конструкции из упрощенных форм. Запишите все наблюдения и измерения, каждую деталь, которая, на ваш взгляд является важной. Что очень важно, не рисуйте просто лошадь, используя изображение, которое вы используете в качестве исходного. Ваша задача заключается в том, чтобы описать всё в деталях, включая всю информацию, которая может понадобиться вам при воссоздании любой перспективы, которая вам понравится, а не в том, чтобы заучить одну единственную позу, за которой вы наблюдаете в данный момент.

Опишите внешний вид, движение, поведение и набросайте несколько характерных поз. Если вы когда-либо подумаете “Это очевидно, я запомню это” - запишите это в любом случае - сейчас это может быть очевидно, но позже, возможно, вам будет нелегко это вспомнить. Этот лист-исходник - это письмо будущему себе, сидящему за столом и пытающемуся нарисовать лошадь, не глядя на нее. Сделайте себе одолжение, и ответьте на все вопросы, которые могут возникнуть у вас в будущем .

Представьте, что вы пытаетесь описать кому-то предмет, кто никогда не видел и не слышал о нём ранее.

Что важно: наш мозг не любит простые ответы, например "красный", "длинный", "острый". Намного лучше, когда ответы комбинированные, связанные с чем-то, что мы уже знаем. Вместо того, чтобы спрашивать (и отвечать) "какие зубы у лошади?", спросите «что ест лошадь?». Попробуйте записывать свои ответы в следующей форме: "у них есть [черта Х], потому что [функция Y]". Наша память - это паутина связанной информации, и она работает лучше всего, когда используется таким вот образом!

Шаг 5

На следующий день после составления листка-исходника, перерисуйте объект, чтобы он был более чётким. Убедитесь, что всё очевидно, даже для того, кто не обладает вашей свежей памятью наблюдения за лошадью. Нарисуйте лошадь, используя лист-исходник, а также проверьте, всё ли там указано, что вам необходимо. Если нет, поищите информацию где-нибудь ещё, чтобы обновить листок.

Создайте своё портфолио или папку, или что угодно, где вы предпочитаете хранить бумаги, и положите туда свой листок. Поздравляю, вы только что завершили первую фазу!

Шаг 6

Отдохните два или три дня, но не более. Попробуйте нарисовать лошадь, используя информацию с листка-исходника, но практически, не открывая его. Это может быть очень сложно, но вы увидите, что вы уже кое-что запомнили. Когда вы закончите, достаньте лист-исходник, а затем исправьте ошибки, уделяя им особое внимание и отмечая у себя в голове, почему вы их совершили. Еще раз проверьте, остались ли какие-то неотвеченные вопросы, а затем обновите лист-исходник при необходимости.

Шаг 7

Повторяйте предыдущий шаг время от времени. Начните с коротких интервалов и затем делайте более длительные перерывы. Каждый раз вы будете делать всё меньше ошибок, и однажды вам больше не понадобится лист-исходник, потому что ваше активное воспоминание лошади будет полностью выстроено! Проделайте то же самое с каждым объектом/предметом, который вы хотите освоить. Т.к. ваше портфолио заполнено, поэтому, ваша память активна!

Обратите внимание, что было бы сложно и ушло бы много времени, чтобы заполнить лист-исходник - например, если вам потребовалось освоить кости, сухожилия, мышцы и вены лошади, чтобы нарисовать ее реалистично по воображению. К счастью, до тех пор, пока вы не хотите рисовать в стиле гиперреализма (которого никто не ожидает от рисования по воображению), это и не нужно. С другой стороны, упрощения, которые вы делаете во время анализа объекта, создадут ваш собственный стиль!

Практикуйтесь (Или Этот Навык Пропадёт)

Сейчас ваш мозг ненавидит тратить место и энергию на информацию, которая вам не нужна, и, очевидно, вам не нужно что-то, что вы не используете. Сейчас вы можете преуспеть в рисовании лошади по воображению, но ненадолго перестаньте использовать свою активную память, к примеру, на месяц, или год, и воспоминания исчезнут. К счастью, если вы следовали процессу обучения должным образом, то вы должны с лёгкостью освежить воспоминания при помощи листка-исходника. Тем не менее, запомните, что нельзя научиться "рисовать по воображению" раз и навсегда - нужна постоянная практика, это очень важный фактор!

Заключение

Неожиданное заключение следует из этой статьи - вы всегда рисуете с источника, пусть это будет источник в виде фото или воспоминания.

Теперь вы видите, что романтичное виденье талантливого художника, рисующего удивительных созданий по воображению - это не соответствует действительности, этот художник наверняка потратил много времени, рисуя с источника, перед тем, как достичь того уровня, на котором вы за ним наблюдали.

Друзья, мне часто задают один и тот же вопрос. Про то, как рисовать по воображению, то есть «из головы». Чтобы не повторяться в отдельных письмах, в этот раз я отвечу на сайте. Надеюсь, мой ответ будет полезен для художников, которых тревожит та же проблема.

А начну с последнего письма на эту тему.

Здравствуйте!

Прошлой осенью я уже писал Вам в виде «крика души», на который Вы на мое удивление даже ответили 🙂 Спасибо за это!

Хочу сказать, что большинство основных проблем в моем творчестве я преодолел, но возникла очередная, которая раздражает очень и очень сильно: я не могу (почти) рисовать «из головы». То есть если поставить передо мной гипс, или хозяйскую утварь с фруктами, или даже пейзаж, то сформировать более менее адекватное изображение у меня выходит.

Но вот если я сажусь и хочу нарисовать то, что у меня в голове — … тут начинает ад. Как будто я держу кисть или карандаш в руках первый раз. То есть что сложного — представить в своей голове дерево на фоне реки и нарисовать его акварелью даже в одном цвете. Если бы я видел перед собой этот сюжет то написание наброска у меня заняло пара минут и несколько движенью кистью (в идеале), но представляя в голове, выходит как будто мне 4 года, и родители подарили мне краски с кистями на новый год, лишь бы я перестал бегать по коридорам.

Иногда, разумеется получается, но все равно гораздо ниже уровнем нежели если бы я рисовал с натуры…

Как я понимаю тут дело уже не в умении и не в технике рисования, а именно в «таланте» или «мозге»… Можно конечно продолжать рисовать с натуры, но порой хочется нарисовать что-то иное, что в душе, но не выходит…

На мой взгляд, описанная ситуация не только типична, но и НОРМАЛЬНА.

«Из головы» замечательно писать абстрактные картины, тут пространство для воображения безгранично. Ну в крайнем случае, нечто фантастическое. Какого-нибудь не известного науке Чебурашку или портрет лунатика.

Но если хочется изобразить что-то, что может существовать в реальном мире, да еще и сделать это достаточно правдоподобно, то зачем мучить голову, пытаясь достать из нее то, чего там нет?!

Да, именно так.

Не верите? В порядке эксперимента… Представьте себе какой-нибудь овощ или фрукт, который найдется у вас в холодильнике. Нарисуйте его «из головы», так подробно, как можете себе представить. А потом достаньте из холодильника настоящий и нарисуйте его с натуры. Какой из этих рисунков выглядит более правдивым?

Понимаете, каждый предмет в природе уникален, он существует только в одном экземпляре.

В голове у нас хранится некий обобщенный образ, набор характеристик. Морковка выглядит как вытянутый конус оранжевого цвета. А она может быть такой:

Окружающий мир намного разнообразнее того, что мы можем себе вообразить…

Помимо биологической вариативности есть ведь еще и другие переменные. Тени и рефлексы, которые носят случайный характер. Цвет, в зависимости от общего освещения. Руанский собор в полдень и Руанский собор в серую погоду — два разных по цвету собора.

Художники всегда относились к натуре с большим уважением. И в том, чтобы писать с натуры или писать то, что в душе, нет на самом деле никакого противоречия. Можно писать то, что в душе с натуры — стоит лишь найти подходящую натуру.

Возьмем для примера «Явление Христа народу» А. Иванова.

Понятно, что идея картины взята «из головы», и автор не писал эту сцену с натуры. И замысел здесь действительно монументален. Вот как видел художник свою задачу: «Нужно представить в моей картине лица разных сословий, всяких скорбных и безутешных, проглядывающее горестное чувство, желание свободы и независимости».

Но лица эти не выдуманные, как и детали пейзажа. Известно, что Иванов выполнил для этой картины около 400 предварительных этюдов и эскизов. Работа над полотном продолжалась 20 лет.

И этюды писались с реальных людей. Например, прототипом одного из персонажей был Гоголь.

Часть этих этюдов можно видеть в собрании Русского музея .

Любая реализация любого замысла предполагает сбор материала, и пропускать эту стадию не желательно. В вашей копилке могут быть наброски, эскизы, какие-то подходящие фотографии по теме. И тогда реализованная идея будет весомой и правдоподобной.

Но еще хочу сделать небольшую ремарку. Рисование «по воображению» отличается от рисования «по памяти». Со стороны разница не заметна, художник рисует что-то не глядя на натуру. Однако, по памяти можно нарисовать что-то действительно более-менее убедительное.

Конечно, в этом случае необходим достаточно большой опыт. Если вы нарисовали тысячу портретов с натуры, вы сможете нарисовать лицо, которое вполне может принадлежать реальному человеку. Ваша память будет подсказывать вам какие-то отдельные черты и нюансы лиц, уже вами нарисованных.

Чтобы рисовать по памяти недостаточно просто представлять себе знакомый объект. Его необходимо тщательно изучить, с карандашом в руке, делая наброски и подробные рисунки.

Я время от времени для разминки рисую свой автопортрет. В результате я могу не глядя в зеркало нарисовать лицо, похожее на мое… А вот лица родных или друзей я по памяти нарисовать не смогу, особенно тех, кого никогда не рисовала раньше.

По воспоминаниям современников, многие известные художники обладали уникальной цепкой памятью. Думаю, это не врожденный талант, а результат тренировки, каждый из этих художников имел большой опыт рисования с натуры.

Поэтому, если есть желание рисовать «из головы» — обязательно нарабатывайте опыт в рисунках с натуры, делайте наброски — чем больше, тем лучше. И вскоре эта проблема перестанет быть для вас проблемой)

«Для меня вполне очевидно, что привычка точно рисовать, что мы видим, дает соответствующую способность точно рисовать то, что мы задумываем»…
Джошуа Рейнольдс

Полезная статья? Поделитесь с друзьями: