Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Жизненный и творческий путь. Жизнь гоголя творческий путь в литературе

Родился Николай Васильевич в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Это место было центром провинциальной культуры, там находились имения известных литераторов.

Отец Гоголя был драматургом-любителем, он служил секретарем у Д.П. Трощинского, который держал домашний крепостной театр (для него требовались пьесы). Также в доме у Трощинского была большая библиотека, в которой Гоголь читал все детство. В 1821 году он отправляется учиться в Нежин, в гимназию Высших наук. Там внушали идею: чиновник - это столб, на котором держится все в государстве. Следовательно, у выпускников просто не было других путей, кроме как отправиться на государственную службу.

Первые произведения и знакомство с Пушкиным

В 1828 году, по окончании гимназии, Гоголь переезжает из Нежина в Петербург, мечтая стать там чиновником. Однако его никуда не хотят брать. Будучи обиженным и впечатленным, он написал поэму Ганс Кюхельгартен , посвященную немецкому юноше, которого не пускают служить отечеству. На самом деле, конечно, Гоголь имел в виду себя. Это творение не понравилось критике, и Гоголь, вновь обидевшись, сжег весь тираж.

Наконец ему удалось устроиться на работу, но теперь Гоголь понял, что все мечты его были по-детски наивными, а на самом деле служба ему не понравилась. Зато он начал общаться с известными литераторами, познакомился с Пушкиным.

В 1832 году публикуются Вечера на хуторе близ Диканьки - повесть, в которой важную роль играет смех, становящийся злым, появляются сказочные мотивы. После этой публикации даже Пушкин сказал, что из Гоголя может выйти толк. Он описывал не страдания лишнего человека, а простую жизнь простых украинцев, а для литературы той эпохи это было весьма необычно.

Однако после этого Гоголь неожиданно бросает литературу и службу и начинает с энтузиазмом изучать историю Древнего мира и Средних веков, хочет преподавать. Он пытается получить кафедру в Киевском университете, но это ему не удается. В 1835 году Гоголь бросает науку.

Петербургские повести

Гоголь быстро вновь начинает писать и почти сразу выпускает Арабески и Миргород , где описывается уже не только Украина, но и Петербург. Самые известные его повести: Портрет, Невский проспект, Записки сумасшедшего . Потом Гоголь пишет еще Нос и повесть Шинель : эти пять повестей позднее объединят в сборник петербургских повестей. Во всех них речь идет о существовании простых людей, о том, как порою сложно бывает маленькому человеку выжить в безжалостном обществе. Также в творчестве Гоголя впервые (если не считать «Медного всадника» Пушкина) появляется отдельный образ города - Петербурга, со всей его имперской красотой, холодом и легкой инфернальностью. Большое влияние на творчество Гоголя оказал европейский готический роман: в его повестях то и дело появляются потусторонние, загадочные и жутковатые мотивы.

Ревизор

После этого Гоголь проявляет себя в драматургии. В 1835 году он пишет комедию Ревизор , а в 1836 году ее впервые ставят на сцене Александринского театра. Главной задачей этой комедии было собрать воедино все самое плохое, что есть в России. Гоголь последовательно показывает все пороки общества; каждым из действующих лиц движет страх, за каждым из них - шлейф пороков. Постановка окончилась полным провалом, зрители пьесу не оценили. Однако у Гоголя появился один увлеченный зритель, мнение которого перекрывало все остальные - это был император Николай I. С тех пор между ним и Гоголем возникли дружеские отношения.

Он не понимает, почему публика не оценила постановку, и из-за этого пишет небольшое произведение «Размышления у театрального подъезда» , где объясняет смысл Ревизора: Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее во всем продолжении ее. Это был смех .

Римский период и Мертвые души

Несмотря на одобрение императора, Гоголь обижается на непонимающую остальную публику и уезжает в Рим. Там он много работал, написал Мертвые души , которые в 1842 году были опубликованы в России. (История создания Мертвых душ). Он замышлял эту поэму своего рода аналогом Божественной комедии Данте, однако написать три части Гоголю не удалось. (Жанр и сюжет Мертвых душ). В 1845 году у него неожиданно обнаружили шизофрению и поместили его в клинику для душевнобольных в Риме. Ему совсем плохо, русский посол передает Гоголю деньги от царя. Выкарабкавшись, он возвращается в Россию, благодарит императора и собирается уйти в монастырь.

Выбранные места из переписки с друзьями

Но этого намерения Гоголь не осуществил, литература оказалась сильнее. В 1847 году он публикует Выбранные места из переписки с друзьями : большую часть этого произведения действительно составляли письма, но были там и публицистические статьи. Произведение получилось скандальным - угрюмое и очень консервативное. Речь там идет о государственном строе России и о том, что крепостное право отменять не нужно. По мнению Гоголя, литература в Росси по-настоящему началась с эпохи од Ломоносова. Вывод: писатели должны восхвалять государя , тогда все у них будет хорошо.

Эту книгу он посылает своему духовнику в качестве исповеди. Однако церковь заявила, что светскому человеку негоже проповедовать; за такую вольность Гоголя даже хотели отлучить от церкви, но вовремя вмешался император. Также против Гоголя выступил критик В.Г. Белинский, который заявил, что Гоголь пытается оттянуть Россию назад в мрачное прошлое, а также хочет получить место воспитателя наследника престола. В ответ на это Гоголь предложил Белинскому вместе работать, но после этого у Гоголя неожиданно случается новый приступ шизофрении, следовательно, ему уже не до сотрудничества (хотя Белинский был согласен).

Последние годы стали самыми мрачными в жизни Гоголя: абсолютно больной человек пишет второй том поэмы Мертвые души, он даже готов издать его, однако в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года у него случается помутнение рассудка, и он почему-то бросает рукопись в огонь. А через десять дней умирает.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: «Герой нашего времени»: реализм и романтизм, оценка романа критикой
Следующая тема:   История создания поэмы «Мертвые души»: замысел поэмы

Краткое жизнеописание

Родился Н.В.Гоголь 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в помещичьей семьи среднего достатка, где помимо Николая было еще пятеро детей. Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19), а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе. Однако мысль о писательстве еще «не всходила на ум» Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. В декабре 1828 приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен» вызвала резкие и насмешливые отзывы.

Служил Гоголь вначале в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Затем -в департаменте уделов. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произве-дений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.

Верх гоголевской фантастики - «петербургская повесть» «Нос» (1835; опубликована в 1836 г.), осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а уже 19 апреля состоялась премьера пьесы на сцене Александринского театра в Петербурге. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре. В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.

В сентябре 1839 г. Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав «Мертвых душ» в присутствии своих старых друзей. Восторг был всеобщий. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. После первых, весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. В июне 1842г. Гоголь уезжает за границу. Трёхлетие. (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2-м томом «Мертвых душ». В 1847 г. в Петербурге были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями». Выход «Выбранных мест» навлек на их автора настоящую критическую бурю. Гоголь не может прийти в себя от полученных «ударов. В апреле 1848 г. Гоголь окончательно возвращается в Россию.

Весною 1850 г. он предпринимает попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря.

Подробнее:

  • http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0202.shtml (Из энциклопедии Брогкауза и Эфрона)
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Из Википедии)
  • http://www.tonnel.ru/ (Виноградов И.А. Биография Н.В.Гоголя)

Хронология жизни и творчества

  • 1809, 20 марта – В местечке Большие Сорочинцы родился Николай Васильевич Гоголь
  • 1818-1819 – учеба в Полтавском поветовом училище
  • 1820 – Жизнь в Полтаве на дому у учителя Г. Сорочинского, подготовка ко второму классу гимназии
  • 1821-1828 – Учение в Нежинской гимназии высших наук кн. Безбородко
  • 1825, 31 марта – Смерть отца Гоголя Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, конец детства Гоголя
  • 1828, конец декабря – Гоголь приезжает в Петербург
  • 1829 – Стихотворение «Италия» (без подписи) напечатано в журнале «Сын Отечества», выход поэмы «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов,
  • служба в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий
  • 1830 – Гоголь – писец в Департаменте уделов
  • 1830 – В «Отечественных записках» напечатана (без подписи) повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Знакомство с Жуковским
  • 1831, май – Знакомство с А. С. Пушкиным
  • 1831-1835 – Гоголь работает учителем истории в Патриотическом институте
  • 1831, сентябрь – Выход в свет первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
  • 1832 – Выход в свет второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
  • 1834-1835 – Гоголь – адъюнкт-профессор по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете
  • 1835 – Вышли «Арабески» и «Миргород». Начаты «Мертвые души»
  • 1835, ноябрь-декабрь – Написан «Ревизор»
  • 1836, 11 апреля – Выход в свет первого номера «Современника», где напечатаны «Коляска», «Утро делового человека»
  • 1836, 19 апреля – Премьера «Ревизора» в Александрийском театре
  • 1836, 6 июня – Отъезд Гоголя за границу
  • 1836-1839 – Жизнь за границей. Знакомство с А. А. Ивановым
  • 1839, сентябрь - 1840, май – Гоголь в России. Знакомство с В. Г. Белинским
  • 1840, 9 мая – Знакомство с М. Ю. Лермонтовым
  • 1842, май – Вышли «Мертвые души»
  • 1842-1848 – Жизнь за границей
  • 1842, декабрь – Первое представление «Женитьбы» в Петербурге
  • 1842-1843 – Издание Сочинений Н. В. Гоголя, где впервые напечатаны «Шинель» и «Театральный разъезд»
  • 1844 – Создание фонда для помощи нуждающимся молодым студентам. Смерть сестры Гоголя М.В.Трушковской
  • 1845, весна – Болезнь Гоголя во Франкфурте
  • 1845, лето – Сожжение одной из редакций второго тома «Мертвых душ»
  • 1846 – Написаны «Развязка Ревизора» и предисловие ко второму изданию «Мертвых душ»
  • 1847 – «Выбранные места из переписки с друзьями». «Авторская исповедь»
  • 1847, июнь-август – Обмен письмами между Гоголем и Белинским по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»
  • 1848, февраль – Гоголь в Иерусалиме
  • 1848, осень – Начало «романа» с А.М. Вьельгорской. Знакомство с Гончаровым, Некрасовым, Григоровичем. Гоголь поселяется в Москве
  • 1850 – Гоголь в Оптиной пустыни и в Васильевке
  • 1850, осень -1851, весна – Жизнь в Одессе
  • 1851 – Последнее пребывание Гоголя в Васильевке. Знакомство с И С. Тургеневым
  • 1952, 26 января – смерть Е.М. Хомяковой
  • 1852, ночь с 11 на 12 февраля – сожжение второго тома «Мертвых душ»
  • 1852, 21 февраля – в 8 часов утра Н. В. Гоголь умер
  • 21 февраля – Похороны Гоголя на кладбище Данилова монастыря

Источник: Золотусский Игорь Петрович. Гоголь / Золотусский Игорь Петрович. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 528с.: ил. - (Жизнь замечательных людей; Серия биографическая, Вып.11(595)). – с 523-524.

«Литература заняла всю жизнь мою»

Основные произведения

Сборники повестей:

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки», часть 1, 1831 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», опубл. 1830 под назв. «Басаврюк», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота»);
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки», часть 2, 1832 («Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место»).
  • «Миргород», 1835 (часть 1 – «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», нов. ред. 1839-41;
  • часть 2 – «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
  • «Арабески», 1835 (повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», 1-я ред.;
  • главы из незаконченного романа «Гетьман»;
  • статьи, в том числе «Несколько слов о Пушкине», «О малороссийских песнях» и др.)
  • «Нос» (1836)
  • «Коляска» (1836)
  • «Шинель» (1942)
  • «Ревизор» (1836)
  • «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1842)
  • «Женитьба» (1842)
  • «Игроки» (1842)

Поэма (в прозе):

  • «Мёртвые души» (т.1, 1842; т.2 уничтожен автором, частично опубл. 1855)
  • «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)

Духовная эволюция и духовная проза

Трагизм личности Гоголя заключался в том, что как глубокий религиозный философский мыслитель он почти не был понят своими современниками, а его художественное творчество было истолковано превратно. Его духовным завещанием потомкам можно считать «Выбранные места из переписки с друзьями», не понятое читающей публикой и отвергнутое критикой, как реакционное. Только немногим за исключением ближайших друзей, М.П Погодина, С.П.Шевырёва, С.Т.Аксакова, В.А. Жуковского и некоторых других, было очевидно пророческое призвание Н.В.Гоголя. Для большинства эта сторона писателя осталась закрытой. Непонимание и осуждение современников, неудачи в личной жизни, усугубившаяся болезнь ускорили смерть писателя. Строго говоря, настоящего Гоголя мы просто не знаем. Мы его не читали или читали чужими глазами - школьного учителя литературы, Белинского или другого критика. Сам Гоголь столкнулся с этим еще при жизни: «Не судите обо мне и не выводите своих заключений: вы ошибетесь, подобно тем из моих приятелей, которые, создавши из меня свой собственный идеал писателя, сообразно своему собственному образу мыслей о писателе, начали было от меня требовать, чтобы я отвечал ими же созданному идеалу». Настоящего Гоголя надо искать в его произведениях и в его молитвах и завещании друзьям. Он сделал в этой жизни все, что мог. Сказал все, что мог сказать. Дальше дело читателей - услышать или не услышать...За два дня до смерти он написал на клочке бумаги: «Будьте не мертвые, а живые души...»

Литература:

  • Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 7-ми т. Т.6: Статьи/ Н.В.Гоголь.- М.: Худож. лит.,-560с.
  • Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь.- М.: Русская книга,-560с.
  • Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями/ Н.В.Гоголь.- М.: Сов.Россия, 1990.-432с.
  • Виноградов И.А. Гоголь-художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания: / И. А. Виноградов.- М.:Наследие, 2000. - 448с.
  • Барабаш Ю.Гоголь: Загадка «Прощальной повести» (Выбранные места из переписки с друзьями» Опыт непредвзятого прочтения)/Ю.Барабаш.- М.:Худож. Лит.,1993.- 269 с.

Н.В.Гоголь «Духовное завещание». Фрагменты

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Отдаю всё имущество, какое есть, матери и сёстрам. Советую им жить совокупно в деревне и, помня что отдав себя крестьянам и всем людям, помнить изреченье Спасителя: « Паси овцы Моя!» Господь да внушит всё, что должны они сделать. Служивших мне людей наградить. Якима отпустить на волю. Семёна также, если он прослужит лет десять графу. Мне бы хотелось, чтобы деревня наша по смерти моей сделалась пристанищем всех, не вышедших замуж девиц, которые бы отдали себя на воспитание сироток, дочерей бедных неимущих родителей. Воспитанье самое простое: Закон Божий да беспрерывное упражнение в труде на воздухе около сада или огорода.

Совет сёстрам

Во имя Отца и Сына… Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились частые поминки по грешной душе моей. Для того кладу в основание половину моих доходов с сочинений. Если сёстры не выйдут замуж, дом свой да превратят в обитель, выстроив посреди двора и открывши у себя приют бедным, живущим без места девицам. Жизнь должна быть самая простая, довольствоваться тем, что производит деревня, и ничего не покупать. Со временем обитель может превратиться в монастырь, если потом на старости дней сёстры возымеют желание принять иноческий чин. Одна из них может быть игуменьею. Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались.

Друзьям моим

Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело, молясь в тишине. Общество только тогда поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы, законные всему. И человечество двинется вперёд.

Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, если тать и разбойник.

Источник:

  • Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь; Сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова; Вступ. Ст. В.А.Воропаева.- М.: Русская книга, 1992.- 560с.: 1л. портр.; 16 л. ил..- С.442-443.

Н.В. Гоголь Выбранные молитвы

Влеки меня к себе, Боже мой, силою святой любви Твоей. Ни на миг бытия моего не оставляй меня: соприпутствуй мне в труде моём, для него же произвёл меня в мир, да свершая его, пребуду весь в Тебе, Отче мой, Тебя единого представляя день и ночь перед мысленные мои очи. Сделай, да пребуду нем в мире, да обесчуствует душа моя ко всему, кроме единого Тебя, да обесчуствует сердце моё к житейским скорбям и бурям, их же воздвигает сатана на возмущение духа моего, да не возложу моей надежды ни на кого из живущих на земле, но на Тебя единого, Владыко и господин мой! Верю бо, яко Ты един в силах поднять меня; верю, яко и сие самое дело рук моих, над ним же работаю ныне, не от моего произволения, но от святой Воли Твоей. Ты поселил во мне и первую мысль о нём; Ты и возрастил её, возрастивши и меня самого для неё; Ты же дал силы привести к концу Тобой внушённое дело, строя всё спасение моё: насылая скорби на умягченья сердца моего, воздвигая гонения на частые прибеганья к Тебе и на получение сильнейшей любви к Тебе, ею же да воспламеняет и возгорится отныне вся душа моя, славя ежеминутно святое имя Твоё, прославляемое всегда ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи, дай мне помнить вечно моё… неведение, моё незнание, недостаток образования моего, да не выведу ни о ком и ни о чём неосмотрительного мнения. (Никого не судить и сторониться выводить мнение. Да помню ежеминутно слова Апостола Твоего. Не всё да будет.)
Господи! Спаси и помилуй бедных людей. Умилосердись, Создатель, и яви руку Свою над ними. Господи, выведи нас всех на свет из тьмы. Господи, отгони все обольщения лукавого духа, всех нас обольщающие. Господи, просвети нас, Господи, спаси нас. Господи, спаси бедных людей Твоих. … Небесная стройность и мудрость Христа, соприпутствовавшая Богу при твореньи мира, без нея же ни что же бысть. Яви человеколюбие Свое ради Святой Крови Своей, ради жертвы за нас принесенной. Внеси святой порядок, и разогнавши мысли нечестивые, вызови из хаоса стройность, и спаси нас, спаси, спаси нас. Господи, спаси и помилуй бедных людей Твоих.

Боже, дай полюбить ещё больше людей. Дай собрать в памяти своей всё лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить. О, пусть же сама любовь будет мне вдохновением.

Молюсь о друзьях моих. Услыши, Господи, желанья и моленья их. Спаси их Боже. Прости им, Боже, как и мне грешному, всякое согрешенье пред Тобою.

Источник:

  • Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь; Сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова; Вступ. Ст. В.А.Воропаева.- М.: Русская книга, 1992.- 560с.:1л. портр.; 16 л. ил..- С.442-443.

Афоризмы Н.В. Гоголя

  • Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.
  • Какой же русский не любит быстрой езды?
  • В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.
  • Обращаться со словами нужно честно.
  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
  • Дама приятная во всех отношениях.
  • Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно.
  • Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека

Источник: Мудрость тысячелетий: Энциклопедия/ Авт.-сост. В.Балязин.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-848с.//Глава «Гоголь Николай Васильевич»: с. 552-554

Высказывания Н.В. Гоголя

О себе и своем творчестве

  • Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно.
  • Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
  • Работа - моя жизнь; не работается - не живется.
  • Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер, верьте только, что всегда чувства благородные наполняют меня, что никогда я не унижался в душе и что всю жизнь свою обрёк благу. Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними. Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем.
  • Вещь, над которой сижу и тружусь теперь... не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов... Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое моё порядочное творение. Вся Русь отзовётся в нём.
  • (Гоголь Погодину о "Мёртвых душах")
  • Сочинение моё гораздо важнее и значительнее, чем можно предполагать по его началу... Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения...
  • ...Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже всё поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого. (Гоголь о "Мёртвых душах")

О национальных мотивах и национальном характере

  • ...Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа.
  • Украинские песни не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств. Везде проникает их, везде в них дышит эта широкая воля козацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какой козак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасностей и разгульного пиршества с товарищами.
  • Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться... Эх, кони, кони, что за кони... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ... Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух, летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

О сатире, юморе, смехе

  • Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым... На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеётся им! О, смех великое дело!
  • И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!
  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.
  • Всякий народ своеобразно отличается каждый своим собственным словом, в котором отражается его характер. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
  • Перед вами громада - русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость и изучить чудесные законы его.

О других видах искусства

  • Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок, где, при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе показывается знакомый, прячущийся порок и, при тайном голосе всеобщего участия, выставляется знакомое, робко скрывающееся возвышенное чувство.
  • (“Петербургские записки” 1836 год.)
  • Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить.
  • Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.

Гоголь Николай Васильевич – знаменитый русский писатель, гениальный сатирик, родился 20 марта 1809 г. в селе Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов, в родовом имении, селе Васильевке. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был сын полкового писаря и происходил из старинного малороссийского рода, родоначальником которого считался сподвижник Богдана Хмельницкого , гетман Остап Гоголь, а мать, Марья Ивановна, была дочь надворного советника Косяровского. Отец Гоголя, человек творческий, остроумный, много видавший и по своему образованный, любивший собирать в своей усадьбе соседей, которых он занимал рассказами, полными неистощимого юмора, был большой любитель театра, устраивал спектакли в доме богатого соседа и не только сам участвовал в них, но даже сочинял собственные комедии из малорусского быта, – а мать Гоголя, домовитая и гостеприимная хозяйка, отличалась особенными религиозными наклонностями.

Врожденные свойства таланта и характера Гоголя и наклонности, отчасти усвоенные им от своих родителей, ярко проявились в нем уже в школьные годы, когда он был помещен в Нежинский лицей. Он любил уходить с близкими товарищами в тенистый сад лицея и там набрасывать первые литературные опыты, составлять на учителей и товарищей едкие эпиграммы, придумывать остроумные клички и характеристики, ярко отмечавшие его незаурядную наблюдательность и характерный юмор. Преподавание наук шло в лицее очень незавидно, и наиболее даровитым юношам приходилось путем самообразования пополнять свои знания и так или иначе удовлетворять свои потребности к духовному творчеству. Они выписывали в складчину журналы и альманахи, сочинения Жуковского и Пушкина , устраивали спектакли, в которых принимал очень близкое участие Гоголь, выступавший в комических ролях; издавали собственный рукописный журнал, редактором которого был тоже выбран Гоголь.

Портрет Н. В. Гоголя. Художник Ф. Мюллер, 1840

Однако Гоголь не придавал особого значения своим первым творческим упражнениям. Он мечтал по окончании курса уехать на государственную службу в Петербург, в котором единственно, как ему казалось, он мог найти и широкое поле для деятельности, и возможность насладиться истинными благами науки и искусства. Но Петербург, куда Гоголь переехал по окончании курса в 1828 г., далеко не оправдал его ожиданий, особенно в первое время. Вместо широкой деятельности «на поприще государственной пользы», ему предложили ограничиться скромными занятиями в канцеляриях, а литературные попытки оказались настолько неудачными, что первое изданное им произведение – поэму «Ганс Кюхельгартен» – Гоголь сам же отобрал из книжных магазинов и сжег после неблагоприятной критической заметки о ней Полевого .

Непривычные условия жизни в северной столице, недостатки материальные и разочарования нравственные – все это повергало Гоголя в уныние, и все чаще и чаще его воображение и мысль обращались к родной Украине, где так привольно жилось ему в детстве, откуда сохранилось так много поэтических воспоминаний. Широкой волной хлынули они на его душу и вылились впервые в непосредственные, поэтические страницы его «Вечеров на хуторе близ Диканьки », вышедших в 1831 г., в двух томах. «Вечера» были очень радушно приветствованы Жуковским и Плетневым, а затем и Пушкиным и, таким образом, окончательно установили литературную репутацию Гоголя и ввели его в круг корифеев русской поэзии.

С этого времени в биографии Гоголя начинается период наиболее усиленного литературного творчества. Близость к Жуковскому и Пушкину, перед которым он благоговел, окрыляла его вдохновение, придавала ему бодрости и энергии. Чтобы сделаться достойным их внимания, он начинал все более смотреть на занятия искусством, как на серьезное дело, а не просто как на игру ума и таланта. Появление вслед одного за другим таких поразительно оригинальных произведений Гоголя как «Портрет », «Невский проспект » и «Записки сумасшедшего », а затем «Нос », «Старосветские помещики », «Тарас Бульба » (в первой редакции), «Вий » и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем », – произвело в литературном мире сильное впечатление. Для всех было очевидно, что в лице Гоголя народился крупный своеобразный талант, которому суждено дать высокие образцы истинно реальных произведений и тем окончательно упрочить в русской литературе то реальное творческое направление, первые основы которого были заложены уже гением Пушкина. Больше того, – в повестях Гоголя почти впервые затрагивается (хотя еще поверхностно) психология масс, тех тысяч и миллионов «маленьких людей», которых литература касалась доселе только мимоходом и изредка. Это были первые шаги на пути демократизации самого искусства. В этом смысле молодое литературное поколение в лице Белинского с восторгом приветствовало появление первых повестей Гоголя.

Но как ни могуч и своеобразен был талант писателя в этих первых произведениях, проникнутых то свежим, чарующим воздухом поэтической Украины, то веселым, бодрым истинно народным юмором или же глубокою гуманностью и потрясающим трагизмом «Шинели » и «Записок сумасшедшего », – однако не в них выразилась основная сущность творчества Гоголя, то, что сделало его творцом «Ревизора» и «Мертвых душ», двух произведений, составивших эпоху в русской литературе. С тех пор как Гоголь приступил к созданию «Ревизора», его жизнь всецело поглощается исключительно литературным творчеством.

Портрет Н. В. Гоголя. Художник А. Иванов, 1841

Насколько внешние факты его биографии несложны и не разнообразны, настолько же глубоко – трагичным и поучительным является внутренний духовный процесс, который он переживал в это время. Как ни велик был успех первых произведений Гоголя, однако он все еще не был удовлетворен своею литературной деятельностью в той форме простого художественного созерцания и воспроизведения жизни, в какой оно являлось до сих пор, согласно господствовавшим эстетическим воззрениям. Он был не удовлетворен тем, что его нравственная личность при такой форме творчества оставалась как бы в стороне, совершенно пассивною. Гоголь тайно жаждал быть не только простым созерцателем жизненных явлений, но и судьей их; он жаждал непосредственного воздействия на жизнь во имя блага, жаждал гражданской миссии. Потерпев неудачу осуществить эту миссию на служебном поприще, сначала в качестве чиновника и учителя, а затем в звании профессора истории при петербургском университете, к которому он был мало подготовлен, Гоголь с еще большею страстью обращается к литературе, но теперь взгляд его на искусство становится все суровее, все требовательнее; из пассивного художника-созерцателя он старается преобразиться в активного, сознательного творца, который будет не только воспроизводить явления жизни, освещая их лишь случайными и разрозненными впечатлениями, но проведет их через «горнило своего духа» и «вынесет на всенародные очи» просветленным глубоким, проникновенным синтезом.

Под влиянием такого, все настойчивее развивавшегося в нем настроения, Гоголь заканчивает и ставит на сцену, в 1836 г., «Ревизора », – необыкновенно яркую и едкую сатиру, не только раскрывавшую язвы современного административного строя, но и показавшую, до какой степени опошления понижался под влиянием этого строя самый душевный склад добродушного, русского человека. Впечатление, произведенное «Ревизором», было необыкновенно сильное. Несмотря, однако, на огромный успех комедии, – она доставила Гоголю немало неприятностей и огорчений, как от цензурных затруднений при её постановке и печатании, так и от большинства общества, задетого пьесой за живое и обвинявшего автора в том, что он пишет пасквили на свое отечество.

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841

Расстроенный всем этим, Гоголь уезжает за границу, чтобы там, в «прекрасном далеке», вдали от суеты и мелочей приняться за «Мертвые души ». Действительно, сравнительно спокойная жизнь в Риме, среди величавых памятников искусства, вначале благотворно подействовала на творчество Гоголя. Уже через год был готов и напечатан первый том «Мертвых душ». В этой в высокой степени оригинальной и единственной в своем роде «поэме» в прозе, Гоголь развертывает широкую картину крепостного уклада жизни, преимущественно с той стороны, как он отражался на верхнем, полукультурном крепостническом слое. В этом капитальном произведении основные свойства таланта Гоголя – юмор и необыкновенное уменье схватывать и воплощать в «перл создания» отрицательные стороны жизни, – достигли апогея в своем развитии. Несмотря на сравнительно ограниченную сферу затронутых им явлений русской жизни, многие из созданных им типов по глубине психологического проникновения могут соперничать с классическими созданиями европейской сатиры.

Впечатление, произведенное «Мертвыми душами» было еще более потрясающее, чем от всех прочих произведений Гоголя, но оно же послужило и началом тех роковых недоразумений между Гоголем и читающей публикой, которые привели к очень печальным последствиям. Для всех было очевидно, что этим произведением Гоголь наносил ничем не отстранимый, жестокий удар всему крепостному складу жизни; но в то время, как молодое литературное поколение делало по этому поводу самые радикальные выводы, консервативная часть общества негодовала на Гоголя и обвиняла его в клевете на свою родину. Гоголь сам как будто испугался той страстности и яркой односторонности, с которою он старался сконцентрировать в своем творестве всю людскую пошлость, вскрыть «всю тину мелочей, опутывающих человеческую жизнь». Чтобы оправдать себя и высказать свои настоящие взгляды на русскую жизнь и свои произведения, он выпустил в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Консервативные идеи, высказанные там, крайне не понравились русским радикалам-западникам и их главе Белинскому. Белинский и сам незадолго до этого диаметрально менял свои общественно-политические убеждения от ярого охранительства к нигилистической критике всего и вся. Но теперь он начал обвинять Гоголя в «предательстве» прежних идеалов.

Левые круги обрушились на Гоголя со страстными нападками, которые со временем всё усиливались. Не ожидая этого от недавних друзей, он был потрясён и обескуражен. Гоголь стал искать духовной поддержки и успокоения в религиозном настроении, чтобы с новой духовной бодростью приняться за завершение своего труда – окончание «Мертвых душ», – которое, по его мнению, уже должно было окончательно рассеять все недоразумения. В этом втором их томе Гоголь, вопреки желанию «западников», предполагал показать, что Россия состоит далеко не из одних умственных и моральных уродов, думал изобразить типы идеальной красоты русской души. Созданием этих положительных типов Гоголь хотел довершить, – как последним аккордом, – свое творение, «Мёртвые души», которое, по его замыслу, далеко не должно было исчерпываться первым, сатирическим, томом. Но физические силы писателя были уже серьёзно подорваны. Слишком долгая замкнутая жизнь, вдали от родины, суровый аскетический режим, наложенный им на себя, подорванное нервным напряжением здоровье, – все это лишало творчество Гоголя тесной связи с полнотой жизненных впечатлений. Подавленный неравной, безысходной борьбой, в минуту глубокой неудовлетворенности и тоски Гоголь – сжег черновую рукопись второго тома «Мертвых душ» и вскоре скончался от нервной горячки в Москве, 21 февраля 1852 г.

Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»

Влияние Гоголя на творчество непосредственно следовавшего за ним литературного поколения было велико и разносторонне, являясь как бы неизбежным дополнением к тем великим заветам, которые оставил еще далеко незавершенными безвременно погибший Пушкин. Блестяще завершив великое национальное дело, прочно заложенное Пушкиным, дело выработки литературного языка и художественных форм, Гоголь, помимо этого, внес в самое содержание литературы две глубоко оригинальных струи, – юмор и поэзию малорусской народности – и яркий социальный элемент, получившей с этого момента в художественной литературе неоспоримое значение. Это значение он укрепил и примером собственного идеально-высокого отношения к художественной деятельности.

Гоголь поднял значение художественной деятельности на высоту гражданского долга, до которой она до него в такой яркой степени еще не возвышалась. Глубоко трогательным и поучительным навсегда останется печальный эпизод жертвоприношения автором своего любимого творения посреди поднятой вокруг него дикой гражданской травли.

Литература о биографии и творчестве Гоголя

Кулиш, «Записки о жизни Гоголя».

Шенрок, «Материалы для биографии Гоголя» (M. 1897 г. 3 т.).

Скабичевский , «Сочинения» т. II.

Биографический очерк Гоголя, изд. Павленкова .

"Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным". Н. В. Гоголь.

Гений классической литературы

Николай Васильевич Гоголь известен миру как писатель, поэт, драматург, публицист и критик. Человек недюжинного таланта и потрясающий мастер слова, он знаменит как на Украине, где родился, так и в России, в которую переехал со временем.

Особенно Гоголь известен своим мистическим наследием. Его истории, написанные на уникальном украинском языке, не являющимся литературным в полном смысле этого слова, передают глубину и красоту украинской речи, известные всему миру. Наибольшую популярность Гоголю подарил его «Вий». Какие еще произведения написал Гоголь? Список произведений мы рассмотрим ниже. Это и нашумевшие истории, часто мистические, и повести из школьной программы, и малоизвестные произведения автора.

Список произведений писателя

Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий». Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя. Список перед вами:

  1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
  3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  4. «Нос» (1841-1842).
  5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
  6. «Портрет» (1842).
  7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
  8. «Ревизор» (1835).
  9. Пьеса «Женитьба» (1841).
  10. «Мертвые души» (1835-1841).
  11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
  12. «Шинель» (1839-1841).
  13. «Рим» (1842).

Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

«Вий» - самое мистическое творение Гоголя

В истории «Вий» рассказывается про недавно усопшую панночку, дочь сотника, которая, как известно всему селу, была ведьмой. Сотник по просьбе любимой дочки заставляет читать над ней заупокойную бурсака Хому Брута. Ведьма, умершая по вине Хомы, мечтает отомстить…

Отзывы о произведении «Вий» - сплошная похвала писателю и его таланту. Список произведений Николая Гоголя невозможно обсуждать, не упомянув всеми любимого «Вия». Читатели отмечают ярких персонажей, самобытных, уникальных, со своими характерами и привычками. Все они - типичные украинцы, веселые и оптимистично настроенные люди, грубоватые, но добрые. Невозможно не оценить тонкую иронию и юмор Гоголя.

Также выделяют уникальный слог писателя и его умение сыграть на контрастах. Днем крестьяне гуляют и веселятся, выпивает и Хома, чтобы не думать об ужасе предстоящей ночи. С приходом вечера же наступает мрачная, мистическая тишина - и Хома вновь вступает в очерченный мелом круг…

Совсем небольшая по объему история держит в напряжении до последних страниц. Ниже - кадры из одноименного фильма 1967 г.

Сатирическая комедия «Нос»

«Нос» - потрясающая повесть, написанная в столь сатирической форме, что для начала кажется фантастическим абсурдом. По сюжету, Платон Ковалев - человек публичный и склонный к нарциссизму, утром просыпается без носа - на его месте пусто. В панике Ковалев начинает искать потерянный нос, ведь без него и в приличном обществе не появишься!

Читатели без труда увидели прототип российского (да и не только!) общества. Гоголевские истории, несмотря на то что были написаны в 19-м веке, не теряют своей актуальности. Гоголь, список произведений которого в большинстве своем можно поделить на мистику и сатиру, очень тонко чувствовал современное общество, которое за прошедшее время ничуть не изменилось. В почете до сих пор остались чин, внешний лоск, а вот внутреннее содержание человека никому не интересно. Именно нос Платона, с внешней оболочкой, но без внутреннего содержания, становится прототипом человека богато одетого, разумно мыслящего, но бездушного.

«Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - великое творение. Описывая произведения Гоголя, самые известные, список которых предоставлен выше, нельзя не упомянуть об этой повести. В центре сюжета двое братьев, Андрей и Остап, а также их отец, сам Тарас Бульба, человек сильный, мужественный и донельзя принципиальный.

Читатели особенно выделяют мелкие детали повести, на которых автор акцентировал внимание, что оживляет картину, делает те далекие времена более близкими и понятными. Писатель долгое время изучал детали быта той эпохи, чтобы читатели более живо и ярко представляли себе происходящие события. Вообще, Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы обсуждаем сегодня, всегда придавал особое значение мелочам.

Харизматичные персонажи также произвели неизгладимое впечатление на читателей. Жесткий, беспощадный Тарас, готовый на все ради Родины, смелый и мужественный Остап и романтичный, самоотверженный Андрей - они не могут оставить читателей равнодушными. Вообще, известные произведения Гоголя, список которых мы рассматриваем, имеют интересную особенность - удивительное, но гармоничное противоречие в характерах героев.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Еще одно мистическое, но при этом смешное и ироничное произведение Гоголя. Кузнец Вакула влюблен в Оксану, которая пообещала выйти за него замуж, если он достанет ей черевички, как у самой царицы. Вакула в отчаянии... Но тут совершенно случайно на глаза ему попадается нечисть, развлекающаяся в селе в обществе ведьмы. Неудивительно, что Гоголь, список произведений которого вмещает в себя многочисленные мистические истории, в этой повести задействовал ведьму и черта.

Эта история интересна не только сюжетом, но и колоритными персонажами, каждый из которых уникален. Они, словно живые, предстают перед читателями каждый в своем образе. Одними Гоголь любуется с легкой иронией, Вакулой он восхищается, а Оксану учит ценить и любить. Словно заботливый отец, он добродушно посмеивается над своими персонажами, но все это выглядит настолько мягко, что вызывает лишь нежную улыбку.

Нрав украинцев, их язык, обычаи и устои, так явно описанные в повести, мог столь подробно и любовно описать только Гоголь. Даже подшучивание над «москалямы» выглядит в устах персонажей повести мило. Все потому, что Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы сегодня обсуждаем, любил свою родину и отзывался о ней с любовью.

«Мертвые души»

Звучит мистично, согласны? Однако на самом деле Гоголь в данном произведении не прибегал к мистике и заглянул гораздо глубже - в людские души. Главный герой Чичиков кажется персонажем отрицательным на первый взгляд, но чем больше читатель знакомится с ним, тем больше положительных черт замечает в нем. Гоголь заставляет читателя переживать за судьбу своего героя, несмотря на его нелицеприятные поступки, что уже говорит о многом.

В данном произведении писатель, как всегда, выступает прекрасным психологом и настоящим гением слова.

Безусловно, это не все творения, которые написал Гоголь. Список произведений неполный без продолжения «Мертвых душ». Именно его автор якобы сжег перед смертью. Поговаривают, что в следующих двух томах Чичиков должен был исправиться и стать порядочным человеком. Так ли это? К сожалению, теперь мы никогда не узнаем об этом наверняка.

Является Николай Гоголь. Книги его знакомы каждому. По его произведениям снимают фильмы и ставят спектакли. Творчество этого писателя весьма разнообразно. В нем присутствуют как романтические повести, так и произведения реалистической прозы.

Биография

Николай Гоголь родился на Украине в семье полкового писаря. Талант сатирика в нем проявился рано. Неутомимую жажду к знаниям проявлял уже в детстве Гоголь. Книги в его жизни играли большую роль. В Нежинском училище, где он получал образование, ему не дали достаточных знаний. А потому он выписывал дополнительно литературные журналы и альманахи.

Еще в школьные годы он начал составлять остроумные эпиграммы. Предметом насмешек будущего писателя были учителя. Но подобным творческим изысканиям лицеист не придавал особого значения. После окончания курса он мечтал уехать в Петербург, полагая, что там сможет устроиться на государственную службу.

Служба в канцелярии

Мечта сбылась, и выпускник лицея покинул родные края. Однако в Петербурге он смог получить лишь скромное место в канцелярии. Параллельно этой работе он создавал небольшие Но были они плохи, и почти все экземпляры первой поэмы, которая называлась «Ганс Кюхельгартен», он скупил в книжной лавке и собственноручно сжег.

Тоска по малой родине

Вскоре неудачи в творчестве и материальные затруднения повергли в уныние Гоголя. Северная столица стала вызывать в его душе тоску. И все чаще служащий мелкой канцелярии вспоминал милые сердцу украинские пейзажи. Не каждый знает, какая книга принесла Гоголю известность. Но нет в нашей стране школьника, которому было бы неизвестно произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки». Создание этой книги было навеяно тоской по малой родине. И именно это литературное произведение принесло известность Гоголю и позволило получить признание собратьев по перу. Хвалебного отзыва самого Пушкина был удостоен Гоголь. Книги великого поэта и писателя в юности оказали на него решающее влияние. А потому мнение корифея литературы было особенно ценным для молодого автора.

"Петербургские повести" и другие произведения

С тех пор Гоголь был вхож в литературные круги. Он близко общался с Пушкиным и Жуковским, что не могло не повлиять на его творчество. Отныне писательство стало для него смыслом жизни. К этому делу он стал относиться весьма серьезно. И результат не заставил себя ждать.

В этот период были созданы самые известные книги Гоголя. Список их говорит о том, что писатель работал в чрезвычайно усиленном режиме и не отдавал особенного предпочтения тому или иному жанру. Его произведения вызвали резонанс в мире литературы. О таланте молодого прозаика писал Белинский, отличающийся удивительной способностью распознавать уникальные способности на раннем этапе. Реалистическое направление, заложенное Пушкиным, развивалось на достойном уровне, о чем свидетельствуют книги Гоголя. Список их включает следующие произведения:

  • "Портрет".
  • "Записки сумасшедшего".
  • "Нос".
  • "Невский проспект".
  • "Тарас Бульба".

Каждое из них уникально в своем роде. В некотором смысле стал новатором Николай Гоголь. Книги его отличались тем, что в них впервые в истории русской литературы была затронута тема Сделано это было поверхностно, но до этого судьба тысяч простых людей изображалась в художественной литературе лишь вскользь.

Но как бы ни был силен и уникален талант создателя «Шинели», особый вклад в литературу он внес все же благодаря написанию «Ревизора» и «Мертвых душ».

Сатира

Ранние произведения принесли Гоголю успех. Однако писатель был этим не удовлетворен. Гоголь не желал оставаться всего лишь созерцателем жизни. В его душе все сильнее крепло осознание того, что миссия писателя чрезвычайно велика. Художник способен донести до своих читателей свое видение современной действительности, тем самым оказывая влияние на сознание масс. Во благо России и ее народа творил отныне Гоголь. Книги его свидетельствуют об этом благом стремлении. Поэма «Мертвые души» стала величайшим произведением в литературе. Однако после выхода первого тома писатель подвергся жестким нападкам со стороны приверженцев консервативных взглядов.

Непростая ситуация, которая сложилась в жизни и творчестве писателя, привела к тому, что завершить поэму ему так и не удалось. Второй том, который был написан незадолго до смерти, писатель сжег.