Гоголя «Ревизор». «Смех - благородное лицо» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор
Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».
Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».
Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».
И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские «для порядку» ставят всем подряд и так далее.
Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.
Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице…», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр» и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?... Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.
Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.
1. Положительный герой комедии - смех.2. «Ревизор» изображает комическую правду жизни.
3. Роль и место комедии в творчестве Гоголя.
Н. В. Гоголь, отвечая на упреки критиков, что в пьесе «Ревизор» нет ни одного по¬ложительного лица, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, быв¬шего в моей пьесе; это честное, благородное лицо был - смех». И далее Гоголь вы¬ступает его защитником: «Нет, смех значительней и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезнен¬ным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздно¬го развлечения и забавы людей, - но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека». Именно такой смех вызывает Гоголь своим «Ревизором».
В основе сюжета пьесы лежит комедийная ситуация: человека помимо его воли принимают не за того, кем он является на самом деле. Хлестаков не собирался вы¬давать себя за ревизора, но чиновники увидели в нем ревизора из-за его чистосер¬дечия и непреднамеренности поступков. Именно эта особенность Хлестакова сби¬ла всех с толку, а затем уже сам Хлестаков вошел в роль и «заигрался».
В одном из писем к Жуковскому Гоголь признается, что его смех «вначале был добродушен», но, слыша, что «целиком сословия и классы общества» сердятся на него, Гоголь, наконец, задумался: «Если сила смеха так велика, что ее боятся, стало быть, ее не следует тратить по-пустому». Тут же Гоголь поясняет происхождение «Ревизора»: «Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над всем посмеяться».
Гоголь смеется над обитателями уездного города, над их пороками, над всем городом в целом и над самой сложившейся ситуацией. «Ревизор» - комедия харак¬теров и комедия положений. Смешна не только сама ситуация, смешны и сами пер¬сонажи. Все действующие лица очень серьезно относятся к своему делу, но нам по¬нятна пустота и никчемность их забот. Смешны и нелепые ситуации, когда город¬ничий от волнения и спешки путает слова и несет полную околесицу, предлагая всем «взять в руки по улице», а минуту спустя вместо шляпы хочет надеть бумаж¬ный футляр. Квартальные, которым городничий указывает на лежащую на полу бумажку, «бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах». Бобчинский и Добчинский подходят одновременно к Анне Андреевне и сталкиваются лбами. Все это безумно смешно, но мы понимаем, что эти смешные картинки - только фон к основ¬ному сатирическому мотиву.
Гоголь смеется над «несоответствием характеров людей и их положением в об¬ществе, над несоответствием между тем, что персонажи думают и что говорят, между поведением людей и их мнением». Чиновники с женами, пришедшие поздравить городничего и его жену с прекрасной партией для их дочери, в глаза льстят и вос¬хищаются, а за глаза называют городничего свиньей.
Известно, что Пушкин, слушая Гоголя, читающего «Мертвые души», много и искренне смеялся, но «начал становиться все сумрачнее, сумрачнее, и, наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: Боже мой, как грустна наша Россия». Так же воспринимается и «Ревизор». Журнал «Молва», первый откликнувшийся на появление в печати ранней редак¬ции пьесы, понял одну из главных ценностей творчества Гоголя: комедия - смешна
снаружи, но внутри это «горе-гореваньице, лыком подпоясано, мочалами испутанно».
Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, осознать всю их зловредность и постараться от них избавиться. Во вся¬ком случае, «Ревизор» не мог не сыграть значительную роль в развитии обществен¬ного самосознания. Огромная обличительная сила, с которой Гоголем были рас¬крыты язвы общества, сделала «Ревизора» произведением большой идейной цен¬ности. Облеченная в безукоризненную художественную форму, комедия стала од¬ним из шедевров мировой драматургии,
В. Г. Белинский удачно определил умение Гоголя изображать жизнь: все в пьесе «больше, нежели портрет или зеркало действительности, но более походит на дей¬ствительность, нежели действительность похожа сама на себя, ибо все это - худо¬жественная действительность, замыкающая в себе все частные явления подобной действительности ».
Происходящее в комедии выявляло истинное уродливое и смешное лицо лю¬дей, вызвало смех над ними, над их жизнью и жизнью всей России. «Чему смее¬тесь? Над собой смеетесь!» - эти слова обращены прямо в хохочущий зрительный зал.
В критике комедию Н.В. Гоголя «Ревизор» принято называть лучшей социальной комедией своего времени. Созданная на основе глубочайшего проникновения в сущность общественных явлений, комедия «Ревизор» сыграла немаловажную роль в развитии общественного самосознания. Высокий реализм тесно слился в «Ревизоре» с сатирой, сатира с воплощением социальных идей. Разъясняя смысл «Ревизора», Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо – был смех». Писатель ставил перед собой цель – «смеяться сильно» над тем, что «достойно осмеяния всеобщего», ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество.
Близкий друг Гоголя, Аксаков, писал, что «современная русская жизнь не дает материала для комедии». На что Гоголь ему ответил: «Комизм кроется везде… живя среди него, мы его не видим, но… если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».
Своеобразие гоголевского смеха заключается прежде всего в том, что предметом для комизма избраны не плутни какого-либо героя, а сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях.
В основе сюжета «Ревизора» лежит типично комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но в отличие от своих предшественников, Гоголь решает эту ситуацию по-новому.
Хлестаков не старается выдать себя за важное лицо. Чиновников обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли провел бы городничего, который «мошенников из мошенников обманывал». Именно непреднамеренность поступков Хлестакова сбила его с толку.
В «Ревизоре» нет внешних толчков к развитию действия. Как ни парадоксально, основным импульсом развития комедии является страх чиновников. Страх объединяет раздираемый внутренними противоречиями город; делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей.
Происходящее выявляло в людях их истинное уродливое и смешнее лицо, вызывало смех над ними, над их жизнью, которая была жизнью всей России. «Над собою смеетесь»,- это ведь обращено в хохочущий зрительный зал.
Гоголь смеется как над всем уездным городом в целом, так и над его отдельными обитателями, над их социальными пороками. Беззаконие, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе – все это показано в «Ревизоре» в виде тех общепризнанных форм жизни, вне которых управители не мыслят себе свое существование. Смешное обнаруживается и в той серьезности, с которой относится к своему делу каждый из персонажей комедии. Все они заняты своим делом как величайшей задачей всей жизни. Читателю же со стороны видна незначительность и пустота их забот. Таким образом, Гоголь наглядно показывает контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения. .
«Ревизор»- комедия характеров. Юмор Гоголя психологичен. Смеясь над персонажами «Ревизора», мы, говоря словами Гоголя, смеемся не над их «кривым носом, а над кривою душою». Комическое у Гоголя почти целиком отдано обрисовке типов. Оа неприятие фарса, карикатуры. Сам автор писал «Больше всего надо опасаться чтобы не впасть в карикатуру». Так, отдавая спешные приказания к при ему ревизора, городничий путает слова: «Пусть каждый возьмет в руки по улице, – черт возьми, по улице! – по метле…» Минуту спустя он хочет надеть вместо шляпы бумажный футляр. В записке, полученной Анной Андреевной от мужа, содержится забавная путаница: «Я ничего не понимаю, к чему же ту! соленые огурцы и икра?» Квартальные, которым городничий указывает на лежащую на полу бумажку, «бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах». Поздравляя Анну Андреевну с «обручением» дочери, Бобчинский и Добчинский «подходят в одно время и сталкиваются лбами». Вот, пожалуй, и все подобные сцены и подробности. И мы видим, что эти смешные «цепляния»- скорее сопутствующие тона к основному мотиву. Они характеризуют атмосферу спешки, неразберихи, страха. Комическое Гоголя, как правило, вытекает из характеров героев.
Автор, равно как и читатели, смеется также «над несоответствиями характеров людей и их положением в обществе, над несоответствием между тем, что персонажи думают и что говорят, между поведением людей и их мнением. Так, к примеру, чиновники с женами, пришедшие поздравить городничего и Анну Андреевну с прекрасной партией дочери, в глаза льстят, про себя же отзываются о городничем весьма нелестно: «Не судьба, батюшка, судьба-индейка; заслуги привели к тому. (Б сторону.) Этакой пезет всегда в рот счастье».
Обличая все дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают гибельность «дурного», а чтобы осознали, Гоголь осмеивает все презренное, ничтожное. Реализовать эту задачу ему помогает смех. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью или плохим характером, не тот легкий смех, служащий для праздного развлечения, но тот, который «весь излетает из светлой природы человека», на дне которой заключен «вечно бьющий родник его».
“Смех – благородное лицо” в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”
Разъясняя смысл “Ревизора”, Н. В. Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех”.
Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: “Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху”.
Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по-новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам “мошенников из мошенников обманывал”. Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: “Над собой смеетесь”.
И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют “гуси с гусенками”, а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по-русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские “для порядку” ставят всем подряд и так далее.
Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.
Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: “Пусть каждый возьмет в руки по улице…”, или реплика “Вместо шляпы надевает бумажный футляр” и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: “Да какое вы имеет е право?… Я прямо к министру!” А уж как он “великолепен” в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.
Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.
(1
votes, average: 1.00
out of 5)
- Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей...
- Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают...
- Сюжет комедии “Ревизор”, как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо...
- “Смех сквозь слезы” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” I. “Мертвые души” – это “история болезни, написанная мастерской рукой” (А. И. Герцен). II. “Мертвые души” – гениальная сатира на...
- Николай Васильевич Гоголь всем сердцем любил Россию и не мог оставаться в стороне, наблюдая, как она погрязла в болоте продажного чиновничества. Он создает два весьма значительных произведения, отображающих неблаговидную реальность...
- Появление комедии “Ревизор” в 1836 г. вызвало в обществе приподнятое, волнующее чувство. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня....
- Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии:...
- Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действительное состояние страны. Одним...
- Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность...
- РЕВИЗОР Идейно-художественное своеобразие Комедии “Ревизор” Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы:...
- Я засмеялся сразу, когда только прочитал тему сочинения. И действительно, для чего смех может потребоваться человеку? Смешной вопрос! Смех – это же суть нашей жизни! Радость, счастье и свет, юмор...
- Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге (“Ревизор” Н. В. Гоголя)? Выполняя задание, опишите характер поведения Хлестакова с чиновниками, его желание извлечь максимальную выгоду из создавшейся ситуации. Вспомните...
- Единственной музой Александра Блока была его супруга Любовь Менделеева, брак с которой не сложился по ряду причин. Тем не менее, именно этой женщине поэт посвятил подавляющее большинство своих лирических стихов....
- ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Автор пересказов В. С. Санович Абэ Кобо Чужое лицо Роман-притча (1964) Исследователь, заведующий лабораторией в институте высокомолекулярной химии, во время эксперимента обжег себе лицо жидким кислородом, отчего все...
- Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”...
- Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика...
- Русская литература 1-й половины XIX века Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” “немой сценой”? Гениальная гоголевская комедия написана в Петербурге осенью 1835 года – зимой и весной 1836 года....
- Великий русский критик В. Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, “чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением жизни”. Именно таким писателем, потрясающим...
- В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,...
- 1835 год стал переломным в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Вместе с “Миргородом” создавалось первое из “Петербургских повестей”, которое считается Вершиной малой прозы Гоголя. “Портрет”, “Нос”, “Записки сумасшедшего” открывали новейшую реальность...
- Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя были предшественники. Этот смех зародился в комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в комедии Грибоедова “Горе от ума”. Над чем же...
- Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления – восстания декабристов 1825 года. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятелями русской общественной...
- Русская литература 1-й половины XIX века Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Лирические отступления – высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображенным в произведении....
- Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, – срывает у тебя камер-юнкер или генерал. Н. В. Гоголь...
- КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее... Русская литература 1-й половины XIX века Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать...
- Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире (анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) План I. Описание Ноздрева. II. Беседа Ноздрева с Чичиковым. III. Какие...
- Поэт В. В. Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру преимущественно как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его...
План
Введение
Комедия Гоголя «Ревизор» - сатирическое произведение.
В комедии выражено критическое отношение автора к современному ему обществу.
Основная часть
Н.В. Гоголь «решился собрать в одну кучу все дурное»:
а) мы видим удручающую картину уездного города;
б) от страха возмездия чиновники принимают Хлестакова за ревизора;
в) узнав правду о Хлестакове, чиновники поражены;
г) Городничий обращается к окружающим: «Чему вы смеетесь!..»;
Кто из героев комедии достоин сочувствия?
По словам автора, в комедии есть одно «благородное лицо» - «смех».
Заключение
Смех над подлыми людьми - вот что может исправить общество.
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» - сатирическое произведение. Поэтому в нем ярко выражено критическое отношение автора к современному обществу, его социальным проблемам, а также нравственные проблемы, раскрывающиеся на примере характеров героев.
Как писал Н.В. Гоголь, в «Ревизоре» он «решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним
разом посмеяться над всем». Поэтому мы видим удручающую картину жизни уездного города, где правят беззаконие и произвол. Люди, имеющие власть, употребляют ее не во благо народа, а для своего личного обогащения. При этом они умственно и нравственно убоги, низки, подлы. От страха возмездия они принимают за ревизора Хлестакова - ничтожество, верят его вранью и не верят правде. Поэтому когда правда выясняется, они поражены, как могли они так обмануться. А сам Хлестаков даже не понял, какую роль он сыграл. Городничий кается публично: как он мог? «Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду». И обращается к окружающим: «Чему вы смеетесь!..»
Действительно, кто из персонажей комедии заслуживает сочувствия? Обманутые чиновники? Но ведь они сами жулики и подлецы. Хлестаков? Жалующиеся купцы? Нет положительного героя в комедии Гоголя.
Сам автор писал, что в его комедии есть одно честное, благородное лицо - «смех». Это не развлекательный смех, а грозный, как карающая сила. Смеха боится даже тот, кто ничего не боится. Городничий боится одного: что найдется автор, «в комедию тебя вставит», «и все будут скалить зубы и бить в ладоши».
Смех над бесчестными и подлыми людьми - единственное, что может исправить общество, если эти люди, боясь стать посмешищем, сумеют измениться нравственно. В это горячо верил и на это надеялся автор бессмертной комедии.