Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Жилин и костылин две судьбы. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Просмотр содержимого документа «Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы»

Самые яркие - те произведения, в которых главные герои абсолютно разные. Именно такие персонажи - основа рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник». Действующие лица - Жилин и Костылин. Разные судьбы и характеры у этих мужчин. Быль рассказывает об их жизни в плену у татар и попытке побега. Но путь к свободе тернистый, и в частности потому, что эти два офицера - полная противоположность друг другу.

Первая встреча товарищей

События происходят во время войны за Офицер Жилин получил письмо от матери. Она просит вернуться сына. Иван, так зовут мужчину, обдумывает предложение и соглашается. Путешествовать в одиночку было опасно, поэтому солдаты шли колонной. Группа тянулся медленно, и ему в голову стукнула мысль о том, что лучше поехать одному. Будто услышав его мысли, другой офицер, Костылин, предлагает ему продолжить путь вместе.

Первая Жилина и Костылина очень важна для дальнейшего развития событий. Автор не рассказывает о том, как выглядит главный герой, но дает описание Костылина. Это грубый с Из-за жары с него стекает пот. Убедившись, что он имеет заряженное оружие, и взяв слово держаться вместе, Жилин соглашается на приглашение.

Засада и неожиданное предательство друга

Товарищи отправляются. Весь путь лежит через степь, где хорошо видно врага. Но дальше дорога пролегает между двух гор. На этом месте возникает конфликт взглядов. В сцене происходит сравнение Жилина и Костылина по ощущению опасности.

Два отличных воина по-разному воспринимают ущелье гор. Жилин видит потенциальную угрозу и уверен, что за скалой могут сделать засаду турки. Костылин готов идти вперед, несмотря на возможный риск. Оставив друга снизу, Иван поднимается на гору и видит группу всадников. Враги замечают офицера и скачут навстречу. Жилин кричит Костылину, чтобы тот вытаскивал ружье. Но он, увидев татар, бросается в крепость.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина будет неполной, если не рассмотреть эту ситуацию детальнее. Первый заботился о безопасности обоих, второй же при сложных обстоятельствах думал только о собственной жизни. Костылин оставил товарища без оружия. Иван долго отбивался, но силы были неравны. Его взяли в плен. Но уже у татар он узнает, что его горе-друг тоже попал в засаду.

Вторая и нежданная встреча бывших друзей

Некоторое время мужчина провел в закрытом сарае. Затем его отвели в дом к татарам. Там ему объяснили, что человек, который взял в плен солдата, продал его другому татарину. А тот, в свою очередь, хочет получить за Ивана выкуп в размере 3000 рублей. Офицер, долго не раздумывая, отказался и сказал, что такая сумма ему не по карману. Большее, что он может предложить - 500 золотых. Последнее слово было твердое и непоколебимое. В комнату вводят его товарища.

И внешность Жилина и Костылина очень отличаются. Второй офицер толстый, босой, измученный, оборванный, на ногах колодка. Жилина не лучше, но в нем еще не угасла жажда борьбы. Новый хозяин ставит Костылина в пример и сообщает, что его примут за выкуп в 5000 рублей.

Автор показывает, как смиренно он принимает предложение в такую ​​большую цену. Иван же добился того, что плата за его душу составит Но все же понимает, что мать, которая живет на деньги, которые он сам ей отсылает, должна была бы продать все, чтобы освободить сына. Поэтому офицер пишет неправильный адрес, чтобы письмо не дошло. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина при установлении суммы выкупа говорит о том, что первый офицер заботится о своей матери, даже если ему угрожает смерть. Костылина не беспокоит, как насобирают деньги на его освобождение.

Попытка побега от врага

Проходит время. Лев Толстой живо описывает будни Жилина. Мужчина покоряет сердце дочери хозяина, когда лепит для нее куклы из глины. Приобретает уважение в селе как мастер, и даже через хитрость - как врач. Но каждую ночь, когда снимают кандалы, он роет проход под стеной. Работает он и днем, размышляя о том, в какую сторону ему бежать. Характеристика Жилина и Костылина в плену абсолютно противоположная. Жилин не сидит на месте, в отличие от своего товарища. А тот все время спит или болеет, ожидая, когда пройдет буря, связанная с гибелью одного из воинов татар.

Одной ночью Жилин решает бежать. Предлагает он это и товарищу по «камере». Костылин относится к этому скептически. Он заявляет, что они не знают дороги и заблудятся ночью. Но аргумент, что из-за смерти татарина им, как русским, могут отомстить, его окончательно убеждает.

Борьба с собственными возможностями

Пленные действуют. Пытаясь выбраться, неповоротливый Костылин поднимает шум. Зарычали собаки. Но предусмотрительный Иван долго подкармливал собак. Поэтому быстро успокоил их переполох. Они выбираются из села, но толстяк задыхается и отстает. Очень быстро сдается и просит оставить его.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина - это соревнования малодушия с силой. Оба устали. Ночь непроглядная, они вынуждены идти почти на ощупь. Плохие сапоги натирают ноги до крови. Костылин раз за разом останавливается и отдыхает. Впоследствии он выбивается из сил и говорит, что не в состоянии продолжить путь.

Тогда товарищ тянет его на своей спине. Из-за крика от боли Костылина их замечают и выслеживают. До рассвета товарищей поймали и на этот раз бросили в яму. И там портрет Жилина и Костылина противоположный. Жаждущий свободы офицер пытается делать подкоп, но некуда девать землю и камни.

Все чаще слышны разговоры от врагов о том, что русских нужно убить.

Финал и воля

На помощь приходит дочь хозяина. Она опускает в яму шест, по которому, не без помощи друга, Жилин выбирается на гору. Слабый Костылин остается у татар. Убегает он со скованными ногами, но тем не менее добирается до своего войска.

Через некоторое время выплачивают деньги и за Костылина. Тот возвращается едва живым. На этом заканчивается произведение. Автор не сообщает, что дальше ждёт персонажей с фамилиями Жилин и Костылин. Разные судьбы у героев, первый опирался только на собственные возможности, второй ждал манны небесной. Они - это два полюса, которые руководствуются разными принципами и правилами. Если Жилин упрямый, мужественный и свободолюбивый, то его напарник по несчастью - слабый, ленивый и трусливый.

Прекрасный сердцем офицер

Главные персонажи Льва Толстого - Жилин и Костылин. Рассказ этот о двух офицерах. Первый отважно боролся, второй со смирением принимал все, что приготовила ему жизнь. Жилину присуща такая черта, как забота. Думает о старушке-матери, когда просили выкуп, волнуется за судьбу друга, поэтому не оставляет его в селе врагов, за девочку, которая помогла выбраться из ямы.

Ей приказывает спрятать шест, который она принесла, чтобы Жилин смог подняться. Его сердце полно добра и любви. Офицер полюбил простой, мирный народ татар. Поэтому всячески облегчает их жизнь. Он - символ всего светлого и искреннего в произведении.

Костылин - герой или антигерой?

Часто Костылина считают героем отрицательным. Он бросил товарища в беде, отличился ленью и слабостью, навлек на обоих опасность. О малодушии мужчины и говорить нечего, ведь то и дело в его поступках проявляется беспомощность.


Но на самом ли деле Костылин такой немощный в душе, как снаружи? Где-то глубоко в сердце он отважный и сильный. Хотя частично это граничит с неразумностью. Именно он предложил товарищу отделиться от группы и поскакать первыми. Также был готов идти между гор, даже не убедившись, безопасно ли там. Не меньше мужества нужно было, чтобы решиться на побег, которого он не планировал и к которому не был готов ни физически, ни морально.

Характеристика Жилина и Костылина - это анализ двух противоположных видов храбрости. Но больше смелости Костылин проявил тогда, когда отказался повторить попытку побега. Более того, как смог, помог выбраться из ямы другу. Он понимал всю свою немощь и не посмел опять подставить товарища. Вот в таких поступках кроется тайна его сущности.

В центре произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» два главных героя – Жилин и Костылин. В сюжете рассказа взаимоотношения героев, сопоставление их характеров и сравнение героев друг с другом.

Разница в характерах героев привела к тому, что и их судьбы сложились по-разному. Жилин «джигит», а Костылин ведет себя смирно в сцене договора о выкупе. Эта разница проявляется уже в сцене нападения татар и аресте героев. И дальше их поведение в плену также показывает физическую и духовную слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина.

Лучшие качества Жилина его жизнелюбие и худшие качества Костылина описаны в сцене побега. Жилин ходит высматривает, думает как сбежать, он раскопал дыру, выбрался, полез на гору, ползет к дороге и при том несет на себе Костылина. А как ведет себя Костылин – он безучастен, скучает, спит, а во время побега зацепил камень ногой, отстает, охает, упал со страху. Для Жилина важным является понятие взаимовыручки, а Костылин не хочет быть обузой.

Если кратко описывать характеры героев, то Жилина можно охарактеризовать как решительного, находчивого героя, который умеет прощать, смелый; Костылин напротив – смирный, слабый, предает, смиряется, трусит, насилу доковылял до дому. Одним словом Жилин удалец, а Костылин – колода.

Жилин превозмогает испытания в плену, он сумел не только выжить, прижиться во враждебном окружении, но даже расположил к себе своих врагов. Он решал свои проблемы сам, не перекидывая их на плечи других, был сильным. Костылин же не выдерживает посланные ему в плену испытания из-за своей слабости и эгоизма.

Также важную роль в сравнении персонажей играют их портреты. Портрет Костылина описывается словами: «… мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льется». Сразу появляется презрение, неприязнь от описания внешности. Создается образ жалкого, ничтожного человека, он слабый, готовый на подлый поступок.

Жилин: «невелик ростом, а удал был». Внешне человек обычный, но чувствуется в нем сила и мужество.

Сравнивая поступки, мотивы поступков и взаимоотношение героев также можно заметить противоположность в характерах.

Жилин любит старую мать, заботится о ней, не тревожит, не требует от нее непосильного, он надеется только на свои силы, активно ищет выход. Он говорит так: «не боялся, да и не буду бояться вас, собак». Он знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал.

Костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого ничего не хочет предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам. Он целыми дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет или спит.

Я считаю Жилина настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, стремится к освобождению. В его характере выделяется сильная воля, мужество, храбрость, благородство и находчивость. А Костылин заботится только о себе, о своем благополучии, не знает что такое долг, верность дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.

Но есть в наших героях кое-что общее. Оба персонажа служили на Кавказе. Жилин и Костылин дворяне, оба офицера русской армии, оба отправляясь в отпуска, и попадают в плен. И как по-разному они себя проявляют!!! Один – герой, другой – слабый телом и духом человек. Два непохожих человека в одинаковой ситуации.

Я думаю что автор, путем сравнения характеров героев, пытался донести до нас мысль о человеке, каким он должен быть. Как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой, не достоин называться человеком.

Рассказ Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" повествует о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к горцам во время войны. Сюжет рассказа довольно простой. История одна на двоих, но судьбы разные.

Автор выбирает для героев фамилии, которые полностью им соответствуют. Такие фамилии в литературе называют говорящими, ведь они много могут поведать о своем носителе. Жилин ‒ небольшого роста, худой, но жилистый и подвижный. Костылин ‒ грузный, толстый, ленивый мужчина, очень тяжелый на подъем. Много может рассказать о героях момент, когда они только попадают в плен. Когда герои решили отбиться от каравана, Костылин настаивал, что ружье заряжено, кони верные. Поэтому убедил Жилина, что они смогут продолжить путь в одиночку. Хотя опасность осознавали оба. Но очень устали ехать медленно по такому зною.

Особенно Костылину было тяжело. Офицеры погнали коней вперед. Но очень быстро наткнулись на татарский отряд. Костылин струсил и, бросив товарища, припустил свою лошадь обратно. Вместе с Костылиным "уехало" и ружье. Жилин остался с горцам один на один, но продолжал бороться. Он не сдавался до последнего, даже когда ему уже скручивали руки. В доме татарина выяснилось, что Костылин также угодил в плен. У него лошадь встала и ружье перестало стрелять. То есть при наличии большого отрыва, резвого жеребца и ружья, ему не удалость отбиться. Его задержали после Жилина, времени было достаточно.

В плену Жилин ведет достаточно активный образ жизни. Он мастерит глиняные куклы для татарских детей, чинит часы и даже оружие. Все поселение горцев удивляется его мастерству и идеям. И даже жители соседних аулов приезжают к нему как к мастеру. Люди едут со сломанной утварью, чтобы он ее чинил. Таким образом он завоевывает доверие и симпатию хозяина. А хозяйская дочка Дина приносит ему вкусную пищу тайком. Он даже собаку сумел прикормить и приласкать. Жилин готовился к побегу. За них требовали выкуп. Он сторговался на пятьсот рублей. Но Иван понимал, что матери не собрать таких денег, жалел мать. И написал на конверте неверный адрес. Надеялся только на побег. Костылин же, попав в плен, все больше спал и лежал. Написал родным про выкуп в пять тысяч рублей. И только и ждал, когда за ним приедут. Побег Жилина провалился только потому, что он взял с собой Костылина. Он даже какое-то время нес его на руках, хотя ноги стер не меньше. Но и это не спасло их побег.

Когда их вернули обратно, Жилин находит способ бежать. Ему помогает Дина. А измученного Костылина потом выкупают за пять тысяч, собрав деньги. У этих героев разные судьбы, потому, что характеры разные. Даже не характеры, а разное отношение к жизни. Только активные люди, смело идущие вперед, всегда побеждают. Такие как Жилин.

5 класс. Литература

Несколько интересных сочинений

  • Образы градоначальников в романе История одного города Салтыкова-Щедрина сочинение характеристики Глупов

    Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной

  • Тема повести Тарас Бульба Гоголя

    «Тарас Бульба» - известная историческая повесть Н. В. Гоголя. Ее основная тема – беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха

  • Смысл, суть и идея рассказа Горького Старуха Изергиль

    Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа Старуха Изергиль. Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.

  • Русский солдат – это уникальная личность не только русской истории, но и всего мира. Русские показали свою стойкость и храбрость. Русских бояться, и уважают во всем мире. Даже на генетическом уровне понимают

  • Моргач в рассказе Певцы Тургенева сочинение

    Есть в обществе люди, которых мы не любим, которые нам не милы, но при этом мы их уважаем. Один из таких людей в Рассказе «Певцы» - это Моргач.

Цели:

дать понятие о сравнении;

учиться сравнивать литературных героев;

воспитывать ответственность за свои поступки, стремление найти своё место в жизни;

развивать логическое мышление, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи по литературе.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.

Цели: дать понятие о сравнении;

Учиться сравнивать литературных героев;

Воспитывать ответственность за свои поступки, стремление найти своё место в жизни;

Развивать логическое мышление, речь.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. Постановка темы и целей урока.
  3. Беседа по теории литературы.
  • Что такое сравнение?

СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета или явления с другим.

  • Мы с вами будем сравнивать двух литературных героев – Жилина и Костылина.
  1. Аналитическая беседа по теме урока.
  • Почему рассказ называется «Кавказский пленник», хотя в нём два главных героя, попавших в плен?
  • Ответить на этот вопрос мы сможем более полно в конце урока.
  • Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?
  • Давайте выразительно прочитаем по ролям эпизод «Выкуп» гл.2 с. 211 – 212.
  • Почему Костылина татары называют смирным?
  • Из гл.3 выпишите глаголы, относящиеся к Жилину и Костылину отдельно.

Жилин: высматривает, выпытывает, бежать, ходит, насвистывает, рукодельничает, слепил, сделал, разобрал,разложил и др.

Костылин: писал, ждал, скучал, сидит, считает, спит.

  • К какому герою можно отнести понятие ДЕЙСТВИЕ?
  • О ком из героев можно сказать, что он бездействует?
  1. Пересказ эпизода « Неудачный побег».
  • Расскажите о том, как герои попытались бежать первый раз.
  • Как это характеризует каждого из героев?
  • Почему второй побег удался?
  1. Работа с иллюстрациями.
  • Рассмотрите иллюстрацию на стр.224 художника А.Иткина.
  • Какие эпизоды проиллюстрировал художник? Почему?
  • Как на картине показаны различия в поведении героев?
  • Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр.227 художника М.Родионова.
  • Какие чувства вложил в иллюстрацию художник? Совпадают ли они с чувствами автора? А с вашими?
  1. Словарная работа.
  • Фамилии героев находятся как бы в паре и даже рифмуются: Жилин – Костылин. Давайте посмотрим, что означают слова, от которых они образованы.

Выступают учащиеся, получившие задание на дом. Они рассказывают о значении слов ЖИЛА и КОСТЫЛЬ.

  1. Итог урока.

В одних и тех же условиях герои проявляют себя по-разному.

Подобный тип поведения можно наблюдать в экстремальной ситуации, и в повседневной жизни. От характера зависит судьба человека.

  • Почему же рассказ называется «Кавказский пленник»?
  1. Домашнее задание.

Рассказать о характере и поведении Жилина и Костылина.

Составить план своего рассказа.


Конкурсный урок по литературе

(5 кл.)

по теме

«Жилин и Костылин – два разных характера,

две разные судьбы»

Цели урока:

Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу, по системе образов рассказа;

Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Воспитывающие: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;

Коммуникативные: обучение культуре речевого общения и этикету.

Эпиграф урока:

Сам погибай, а товарища выручай.

А. Суворов

Оборудование урока: малый информационный комплекс (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), презентация «Система образов в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», видеоролик, «Песня о друге» В. Высоцкого, экспозиция иллюстраций учащихся, распечатанные тесты.

Формы урока: работа творческих групп, работа в парах, коллективная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу и начнём!

2. Слово учителя: постановка проблемы, сообщение темы и формы урока.

(Урок сопровождается показом слайдов на компьютере)

(1-2) Кавказ. Его теме, его образу, его пейзажу принадлежит исключительное место в русской культурной традиции. В русской поэзии - в первую очередь. Шире - в русском поэтическом сознании: еще бы! Священные для каждого имена - Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой ... Их жизнь и творчество неразрывно связаны с Кавказом.

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ,-

признавался юный поручик М. Ю. Лермонтов.

Вспоминая Кавказ, Толстой говорил: … (3-7)

3. Беседа по тексту. (8-9)

Предлагается ответить на следующие вопросы:

Кто они, эти пленники?

Как Жилин попал в плен?

Кто виноват в его пленении?

О чём думал каждый из героев в плену?

Почему Жилин пишет письмо домой, да так, чтобы оно не дошло?

4. Проверка домашнего задания: письма Жилина и Костылина домой.

1) Анализ писем.

2) Выделение лучшего письма, которое наиболее верно характеризует того или героя.

Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии?

(Ответ – 10- ый слайд):

Жилин: он жилистый, сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и

чуждую для него жизнь. Костылин: словно на костылях, подпорках.

Почему первый побег не удался? Кто в этом виноват?

(прослушивание песни Высоцкого «Песня о друге») (10)

В. Высоцкий. Песня о друге.

Если друг оказался вдруг,

И не друг, и не враг, а так…

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош, –

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его.

Пусть он в связке с тобой в одной –

Там поймёшь – кто такой.

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник – и сник,

Оступился – и в крик,

Значит, рядом с тобой чужой,

Ты его не брани – гони:

Вверх таких не берут и тут,

Про таких не поют.

5. Работа по иллюстрациям .

Выберите цитаты, которые соответствуют той или иной иллюстрации

(работа по слайдам) . (11)

Мы не случайно вспомнили именно эти эпизоды

Расставим их в нужном порядке и запишем в виде плана рассказа. (12)

6. Тестирование по образам.

Проверим знание текста:

Работа в парах. Задания имеют тестовый вид (взаимопроверка).

Жилин.

1. Что заставило Жилина уехать с Кавказа?

А) письмо матери;

Б) телеграмма брата;

В) вызов начальства.

2. Лошадь под Жилиным была…

А) гнедая;

Б) породистая;

В) охотницкая.

3. Жилин…

А) невелик ростом, а удал;

Б) высокий, храбрый, долговязый;

В) трусливый, жалкий мужчина.

4. У Жилина из оружия было…

А) ружье;

Б) шашка;

В) пистолет.

5. Когда Жилина пленили, его поместили…

А) в сарай;

Б) в яму;

В) в тюрьму.

6. Что Жилину больше всего хотелось в сарае?

А) есть;

Б) пить;

В) освободить руки.

7. Сколько Жилин у татар за себя выкуп выпросил?

А) 500 рублей;

Б) 1000 рублей;

В) 3000 рублей.

8. Что он делал в плену?

А) старался найти контакт с татарами;

Б) рукодельничал и старался найти путь побега;

В) шил одежду.

9. Что сделал Жилин и поставил на крышу?

А) свисток;

Б) кувшин;

В) куклу.

10. Какая слава про Жилина среди татар прошла?

А) что он мастер;

Б) что он колдун,

В) что он мусульманин.

11. Что Жилин делал по ночам в сарае?

А) спал;

Б) рукодельничал;

В) копал подкоп.

12. Как Жилин узнал дорогу к русским?

А) спросил у Дины;

Б) поднялся на гору и посмотрел;

В) вычислил по карте.

Костылин.

1. Костылин…

А) худощавый, высокий мужчина;

Б) грузный, толстый , весь красный;

В) среднего роста, средней комплекции.

2. У Костылина было…

А) ружье;

Б) пистолет;

В) автомат.

3. Что сделал Костылин, когда увидел татар?

А) стал стрелять;

Б) ждал Жилина;

В) поскакал к крепости.

4. Сколько попросил выкупа за себя Костылин в письме домой?

А) 1000 монет;

Б) 3000 монет;

В) 5000 монет.

5. Что делал Костылин в сарае у татар?

А) считал дни, когда придет письмо, и спал;

Б) строил план побега;

В) рыл подкоп под сараем.

6. Кого во время побега Костылин испугался в лесу?

А) оленя;

Б) медведя;

В) кабана.

7. Почему Костылин отставал от Жилина во время побега?

А) было лень идти;

Б) задыхался от быстрой ходьбы;

В) натер ноги.

8. Почему татарин, который гнал коров, узнал про беглецов?

А) Костылин свистнул;

Б) Костылин вскрикнул;

В) Костылин выстрелил.

9. Что стало с Костылиным яме?

А) он разболелся;

Б) он расхрабрился;

В) спал сутками.

10. Что сделал Костылин, когда Жилин предложил бежать во второй раз?

А) отказался;

Б) согласился;

В) выдал план татарам.

11. Через сколько времени после побега Жилина привезли Костылина?

А) через неделю;

Б) через месяц;

В) через полгода.

12. Как Костылин освободился от татар?

А) его освободили казаки;

Б) бежал;

В) внес выкуп.

7. Сравнительная характеристика героев. Работа в творческих группах.

Теперь, когда мы осмыслили содержание рассказа, выделили основные проблемы, пора подвести первые итоги.

Какими же предстали перед нами герои?

Работа с таблицей синонимов: составить характеристику из словосочетаний (письменно).

Жилин:

добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек;

сумел прижиться в ауле (он – Жилин!); работящий, не может сидеть без дела, мастер;

всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, он любит детей;

великодушный (простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).

Костылин:

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; очень ленивый;

способен на предательство (бросил Жилина); раскис, упал духом;

не понимает других людей, думает только о себе.

8. Работа по иллюстрациям учащихся. Самооценка.

Чей портрет передаёт реальный образ героев Л.Н. Толстого ?

9. Небольшой перерыв в уроке для разминки.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

10. Составление вывода по уроку.

Пришло время делать выводы:

1) Задаются вопросы следующего характера:

Почему удался второй побег Жилина из плена? (13)

Жилин стал своим, пользовался некоторой свободой, смог разведать дорогу домой, нравился Дине, которая ему помогала.

2) Словарная работа по статьям этимологического словаря. (13) Какое, по-вашему, значение слова «свой» подходит к определению положения Жилина?

Как сложилась судьба Костылина?

Кто же кавказский пленник?

Видеосюжет: мнение двух старшеклассников о кавказском пленнике.

Один считает, что пленник – это Жилин, другой Костылин. Кто из них прав? (14)

11. Заключительное слово учителя.

Л.Н. Толстой показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия.

Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Л.Н.Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до нас автор.

12. Задание на дом:

(15) написать сочинение « С кем бы я пошёл в разведку?».

13. Заключительный момент урока. Рефлексия.

Спасибо за урок, ребята. Урок закончен, до свидания. А напоследок хочу вам предложить оценить урок. Какие чувства вызвал у вас он? Выберите один из листков цветика-семицветика и, уходя из класса, прикрепите его, пожалуйста, на доску.