Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Зачем употребляются антонимы в речи? Антонимы.Разновидности антонимов,их употребление в речи

Тема: Использование антонимов в речи.

План

Введение

1. Анонимы в русском языке

2. Антонимия и полисемия

3. Использование антонимов в русском языке

4.Словари антонимов

5.Речь-канал развития интеллекта

Заключение

Список литературы

Введение

Особое место в русском языке занимают антонимы - слова, противоположные по значению. Антонимия отражает существенную сторону системных связей в русской лексике. Современная наука о языке рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи взаимозаменяемости и противопоставленности слов по содержанию. При этом если для синонимических отношений характерно семантическое сходство, то для антонимических - семантическое различие.

Существование антонимов в языке обусловлено характером нашего восприятия действительности во всей ее противоречивой сложности, в единстве и борьбе противоположностей. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой.

Предметом рассмотрения в научной работе будет употребление антонимов в русском языке.

Задачи научной работы:

Рассмотреть определение антонимов;

Проанализировать связь антонимов и полисемии;

Рассмотреть и обобщить функции использования антонимов в русском языке.

При написании работы использовались учебные и методические материалы по русскому языку и культуре речи. Научный проект состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

    Антонимы в русском языке

Антонимы (от греч. anti - против, ónyma - имя) - это слова с противоположным значением при их парном употреблении. В антонимические отношения вступают те слова, которые раскрывают с противоположных сторон соотносимые понятия, связанные с одним кругом предметов, явлений. Слова образуют антонимические пары на основе их лексического значения антонимов.

Антонимы встречаются в пределах всех частей речи, однако слова антонимической пары должны принадлежать к одной и той же части речи.

В антонимические отношения не вступают:

существительные с конкретным значением (дом, книга, школа), имена собственные;

числительные, большинство местоимений;

слова, обозначающие половой признак (мужчина и женщина, сын и дочь);

слова с разной стилистической окраской;

слова с увеличительным или уменьшительным акцентами (рука – ручища, дом – домик).

По своей структуре антонимы не однородны. Среди них встречаются:

однокорневые антонимы: счастье – несчастье, открыть – закрыть;

разнокорневые антонимы: чёрный – белый, хороший – плохой.

Явление антонимии тесно связано с многозначностью слова. Каждое из значений слова может иметь свои антонимы. Так, слово свежий в разных значениях будет иметь разные антонимические пары: свежий ветер - знойный ветер, свежий хлеб - чёрствый хлеб, свежая рубашка - грязная рубашка.

Антонимические отношения могут возникать и между разными значениями одного и того же слова. Например, просмотреть означает «знакомиться с чем-нибудь, проверить, быстро осматривая, проглядывая, прочитывая » и « пропустить, не заметить, прозевать». Совмещение противоположных значений в одном слове называется энантиосемией.

В зависимости от различительных признаков, которыми обладают слова с противоположным значением, можно выделить два вида антонимов общеязыковые (или просто языковые ) и контекстуально-речевые (авторские или индивидуальные ).

Общеязыковые антонимы регулярно воспроизводятся в речи и закреплены в словарном составе (день – ночь, бедный – богатый).

Контекстуально - речевые антонимы - это слова, которые вступают в антонимические отношения только в определённом контексте: Пой лучше щеглом, чем соловьём.

Употребление антонимов делает речь более яркой и выразительной. Антонимы используются в разговорной и художественной речи, во многих пословицах и поговорках, в названиях многих литературных произведений.

На резком противопоставлении слов-антонимов построена одна из стилистических фигур - антитеза (противопоставление) - характеристика путём сопоставления двух противоположных явлений или признаков: Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.С.Пушкин). Писатели часто строят с помощью этого приёма названия произведений: «Война и мир» (Л.Н.Толстой), «Отцы и дети» (И. С. Тургенев), «Толстый и тонкий» (П. Чехов) и др.

Другим стилистическим приемом, который строится на сопоставлении антонимических значений, является оксюморон, или оксиморон (гр. oxymoron - букв остроумно-глупое) - фигура речи, при которой соединяются логически несовместимые понятия: живой труп, мёртвые души, звонкая тишина..

2. Антонимия и полисемия

При изучении лексической антонимии следует иметь в виду, что отдельные значения многозначных слов тоже могут быть антонимичны. Например, верхний в значении «находящийся наверху, выше прочих» имеет антоним нижний в значении «расположенный внизу» (верхняя ступенька - нижняя ступенька). В своем втором значении - «близкий к верховью реки»- слово верхний также противопоставлено соответствующему значению его антонима - «расположенный ближе к устью» (верхнее течение - нижнее течение). Антонимизируются и специальные значения этих слов: «относящийся к верхам» (верхний регистр) и «образующий низший предел диапазона какого-нибудь голоса или инструмента» (нижний регистр). Однако полная антонимия всех значений многозначных слов - явление сравнительно редкое, гораздо чаще в антонимические отношения вступают лишь некоторые значения полисеманта. Например, слово день в значении «часть суток» имеет антоним ночь, а в значении «сутки, дата» вовсе не имеет антонимов. У разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Например, слово близкий в значениях «находящийся на небольшом расстоянии» и «отдаленный небольшим промежутком времени» имеет антоним далекий (близкое расстояние - далекое расстояние, близкие годы - далекие годы). А в значении «кровно связанный» это слово антонимично слову чужой (близкие люди - чужие люди). Выступая же в значении «сходный, похожий», образует антонимическую пару со словом различный (ср.: произведения, близкие по содержанию, но различные по форме).

Антонимические отношения слов отражаются и в возможностях их лексической сочетаемости. Если антонимическую оппозицию образуют слова, имеющие широкие границы лексической сочетаемости, то их можно использовать в разнообразных антонимических сочетаниях: левый - правый (рука, плечо, ухо, глаз, бок, крыло, лапа, сторона, часть, половина, берег, фланг, партия, уклон и т. д.). У слов, имеющих ограниченные возможности лексической сочетаемости, зона антонимии невелика: свежий - черствый (батон, хлеб).

3. Использование антонимов в русском языке

В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т. е. словах, противопоставленных в определенном контексте: «Волки и овцы». Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Современный русский язык/Под ред. В.А.Белошапковой. - М.: Азбуковник. 1999. С. 258

Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать, а дочь; солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально. Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи.

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.

По структуре антитеза может быть простой (одночленной): У сильного всегда бессильный виноват и сложной (многочленной): И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар.

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного обозначения: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так.

Сопоставление антонимов в высказывании придает особую значительность каждому из названных ими предметов, что усиливает выразительность речи: Горы разделяют страны, но сближают людей; Характер спортсменов воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений. Кроме того, антонимы в таких случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы; ср.: Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые. Особую остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: Дома новы, но предрассудки стары; Чем ночь темней, тем ярче звезды; Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок. Явление антонимии используется и в оксюмороне (гр. oxymoron - остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия: «Плохой хороший человек» (название кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца), другие - на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп»; «Оптимистическая трагедия»; Пышное природы увяданье. Слова, используемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в строгом значении термина, так как они принадлежат к разным частям речи.

В ироническом контексте может быть употреблен один антоним вместо другого: Откуда, умная, бредешь ты голова? Прилагательное умная относится к Ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним - глупая. Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом (гр. апti - против + phrasis - выражение). Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997., С. 129

К антифразису часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шутку говорят: Какой ты внимательный!; злому: Как ты добр! и т. д.

Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей; Войска идут день и ночь; им становится невмочь, полноту отражения явлений, фактов действительности: Спят богатые и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и лютые. Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла; Помиримся. И поссоримся. И снова ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь.

Столкновение в речи антонимов - многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour). Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993., С. 87

Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален, Молодая была уже не молода.

4. Словари антонимов.

Подобрать антоним к слову помогут словари антонимов. Словари антонимов – лингвистические словари-справочники, в которых дается описание антонимов. Например,в словаре Л. А. Введенской дается толкование более 1000 антонимических пар (учитываются и их синонимические соответствия), приводятся контексты употребления. А в словаре Н. П. Колесникова фиксируются антонимы и паронимы. В книге представлено примерно 3 000 паронимов и более 1 300 пар антонимов. Иллюстраций употребления антонимов в словаре нет.

Кроме словарей антонимов общего типа, существуют также частные словари, фиксирующие полярные отношения в каких-то узких областях лексики. Сюда относятся, например, словари антонимов-фразеологизмов, словари антонимов-диалектизмов и др.

Специальных словарей антонимов русского языка долгое время не было. В толковых словарях при объяснении значения слов иногда приводились антонимические сравнения. Так, в словаре Ушакова дано более трехсот антонимических отсылок, немало их в БАС [см.: белый – имеющий цвет снега, молока, мела (противополагается черному)]. Более последовательно подобные противопоставления даны в двухтомном "Словаре синонимов русского языка". Антонимы в этих словарях приводятся в конце словарной статьи.

В 1971 году были изданы два словаря антонимов. В "Словаре антонимов русского языка" Л.А.Введенского объяснены 862 антонимические пары. Все толкования снабжены многочисленными, весьма убедительными примерами из произведений, различных по стилевой принадлежности. Кроме собственно лексико-графических материалов, в словарь включен теоретический раздел, в котором с достаточной полнотой освещены вопросы, связанные с лексической антонимией. В 1982 году вышло второе издание этого словаря, значительно дополненное.

В словаре Н.П.Колесникова (под редакцией Н.М.Шанского) объяснено более 1300 слов – антонимов и разных противопоставлений.

В 1978 году вышел "Словарь антонимов русского языка" М.Р.Львова (под редакцией Л.А.Новикова). В словаре приведено почти две тысячи антонимических пар слов. Толкование их значений дано через приведение словосочетаний с этими словами и примеров в текстах. Лексикографической части предшествует обстоятельная теоретическая глава, написанная Л.А.Новиковым – "Антонимия и словари антонимов".

В 1980 году был издан "Школьный словарь антонимов русского языка" М.Львова. При определении значений учитывается многозначность слов. В конце словарных статей приведены так называемые синонимические пары, даны стилевые политы. Каждая пара антонимов иллюстрируется примером из художественной литературы.

5. Речь-канал развития интеллекта

Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением. Язык вводит ребенка в общественную жизнь, дает ему возможность общаться как с близкими, так и дальними людьми, весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Каждый речемыслительный акт есть разрешение проблемной ситуации, т.е. акт творческий. Речь – канал развития интеллекта. Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему большое значение придается обучению детей выражать свои мысли, общаться друг с другом, правильно строить устные и письменные высказывания. Одним словом, развитие речи детей является одной из основных задач при обучении детей языку.

В ходе педагогической практики велось наблюдение за тем, как ученики умеют составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.

Функциональное использование и экспрессивные возможности антонимов разнообразны. Антонимы чаще всего используются в тексте попарно, выражая самые разнообразные оттенки значений и смысла - сопоставление, противопоставление и т. д. Например:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать (Б.Пастернак)

С этими же целями антонимы используются во многих пословицах и поговорках русского фольклора: Где умному- горе, дураку - веселье; Хороша веревка длинная, а речь короткая; От доброго не бегай, а худого не делай. Антитеза (то есть контекстуальное противопоставление) создается не только с помощью синонимов, но и с помощью антонимов. Например, антонимы используются в названиях литературных произведений, указывая на то, что структурной основой произведения является противопоставление - антитеза в широком смысле слова, вплетенная в ткань повествования:
Роман-эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого;
Роман «Живые и мертвые» К. М. Симонова;
Повесть «Дни и ночи» К. М. Симонова.

В процессе дальнейшего обучения по обогащению речи детей словами с противоположными значениями на уроках русского языка можно использовать игру «Все наоборот». В её основе лежит приём инверсии, который всегда считался уникальным средством развития воображения.На его основе предмету, объекту или явлению приписывается противоположная функция.

Эта игра во всём разнообразии её вариантов,является универсальным способом активизации мыслительной и речевой деятельности ребёнка любого возраста.

Детям называется любое слово, а они говорят совершенно противоположное.Например: мокрый-сухой, большой-маленький, чистый-грязный, толстый-худой и т.д



Упражнения для работы с антонимами.

Загадки

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня …? ….

Я антоним к слову «лето»,

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …? ….

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? – Это …

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна

Да и в школе я нужна,

Называюсь …

Закончи пословицу:

Ученье свет, а неученье – …

Знай больше, а говори – …

Не бойся врага умного, а бойся друга …

Заключение

Антонимы, являясь выражением в языке противоположности, играют важную роль в лексической системе языка.

Антонимам свойственно преимущественно контактное употребление в определенных контекстах, в которых раскрываются их важнейшие функции.

Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических приемов. Антонимия придает особую значительность предметам и понятиям.

Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений.

Стилистические функции антонимов не исчерпываются выражением контраста. Антонимы помогают нам показать полноту охвата явлений.

Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи.

Таким образом, антонимы в лице противоположностей и противопоставлений, тесно связаны с жизнью. Во всем можно увидеть обратную сторону. А закладывать умение видеть эту противоположность, находить обратное необходимо уже в школьном возрасте.

Список литературы:

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи.- М.: Издательский дом ЮНИТИ,1988.

2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

3. Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. - М.: Гном и Д., 2003.

4. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.
М.: Айрис-Пресс, 2002.

6. Русский язык и культура речи/Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2000.

7. Современный русский язык/Под ред. В.А. Белошапковой. - М.: Азбуковник. 1999

8. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000.

9. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. - М.: Издательство НОРМА, 2003.

10.Леонтьев А.А. Языкознание и психология.-М.:Накука,1969

11.Леонтьев А.А. Язык,речь,речевая деятельность.-М.:Наука,1969

При изучении лексической антонимии следует иметь в виду, что отдельные значения многозначных слов тоже могут быть антонимичны. Например, верхний в значении "находящийся наверху, выше прочих" имеет антоним нижний в значении "расположенный внизу" (верхняя ступенька - нижняя ступенька ). В своем втором значении - "близкий к верховью реки"- слово верхний также противопоставлено соответствующему значению его антонима - "расположенный ближе к устью" (верхнее течение - нижнее течение ). Антонимизируются и специальные значения этих слов: "относящийся к верхам" (верхний регистр ) и "образующий низший предел диапазона какого-нибудь голоса или инструмента" (нижний регистр ). Однако полная антонимия всех значений многозначных слов - явление сравнительно редкое, гораздо чаще в антонимические отношения вступают лишь некоторые значения полисеманта. Например, слово день в значении "часть суток" имеет антоним ночь , а в значении "сутки, дата" вовсе не имеет антонимов.

У разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Например, слово близкий в значениях "находящийся на небольшом расстоянии" и "отдаленный небольшим промежутком времени" имеет антоним далекий (близкое расстояние - далекое расстояние, близкие годы - далекие годы) . А в значении "кровно связанный" это слово антонимично слову чужой (близкие люди - чужие люди ). Выступая же в значении "сходный, похожий", образует антонимическую пару со словом различный (ср.: произведения, близкие по содержанию, но различные по форме ).

Антонимические отношения слов отражаются и в возможностях их лексической сочетаемости. Если антонимическую оппозицию образуют слова, имеющие широкие границы лексической сочетаемости, то их можно использовать в разнообразных антонимических сочетаниях: левый - правый (рука, плечо, ухо, глаз, бок, крыло, лапа, сторона, часть, половина, берег, фланг, партия, уклон и т. д.). У слов, имеющих ограниченные возможности лексической сочетаемости, зона антонимии невелика: свежий - черствый (батон, хлеб, булка).

19. Вопрос о контекстуальных антонимах

В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т.е. словах, противопоставленных в определенном контексте: "Волки и овцы ". Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать , а дочь ; солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь . Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально.

Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи.

20. Использование антонимов в речи

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая , ты и обильная , ты и могучая , ты и бессильная , матушка Русь (Н.).

По структуре антитеза может быть простой (одночленной) : У сильного всегда бессильный виноват (Кр.) и сложной (многочленной): И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе , ни любви , и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (Л.). В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар.

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец , но и не дурной наружности , не слишком толст , не слишком тонок ; нельзя сказать, чтобы стар , однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г.). Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного обозначения: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг , а так... (Выc.).

Сопоставление антонимов в высказывании придает особую значительность каждому из названных ими предметов, что усиливает выразительность речи: Горы разделяют страны , но сближают людей ; Характер спортсменов воспитывается не триумфом побед , а горечью поражений (Из газ.) Кроме того, антонимы в таких случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы; ср.: Жизнь достаточно продолжительна , чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка , чтобы не успеть впасть в новые (Лих.).

Особую остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: Дома новы , но предрассудки стары (Гр.); Чем ночь темней , тем ярче звезды (Майк.); Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (Еc.)

Явление антонимии используется и в оксюмороне (гр. oxymoron - остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия: "Плохой хороший человек" (название кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца ), другие - на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: "Живой труп" (Л. Т.); "Оптимистическая трагедия" (Вишн.); ...Пышное природы увяданье (П.). Слова, используемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в строгом значении термина, так как они принадлежат к разным частям речи.

В ироническом контексте может быть употреблен один антоним вместо другого: Откуда, умная , бредешь ты голова? (Кр.). Прилагательное умная относится к Ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним - глупая . Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом (гр. апti - против + phrasis - выражение). К антифразису часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шутку говорят: Какой ты внимательный !; злому: Как ты добр! и т. д.

Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей (Л.-К.); Войска идут день и ночь ; им становится невмочь (П.), полноту отражения явлений, фактов действительности: Спят богатые и бедные , и мудрые , и глупые , и добрые , и лютые (Ч.). Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла (Бл.); Помиримся . И поссоримся . И снова ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь (Рожд.).

Столкновение в речи антонимов - многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour ). Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок , а самый близкий от чего-нибудь да отдален (Козьма Прутков), Молодая была уже не молода (И. и П.)

Антонимы благодаря устойчивым связям в лексической системе языка воспринимаются в речи на фоне своих семантических коррелятов. Так, встречая то или иное слово, имеющее антоним, мы невольно сопоставляем эти взаимосвязанные слова. Например, у Гоголя

Как вам показался наш город? - примолвила Манилова.- Приятно ли провели там время?

Очень хороший город, прекрасный город,- отвечал Чичиков,- и время провел очень приятно : общество самое обходительное .

А как вы нашли нашего губернатора? - сказала Манилова.

Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? - прибавил Манилов.

- Совершенная правда ,- сказал Чичиков,- препочтеннейший человек.

Каждое из выделенных слов читатель мысленно отличает от возможного антонима, в чем предполагаются системные связи слов в лексике.

Это разные слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения.

Например: истина - ложь , добро - зло , отвратительно - замечательно , друг - враг , тяжелый - легкий , грустно - весело , любить - ненавидеть .

Антонимы обычно противопоставляются по какому-либо признаку; день и ночь - по времени, легкий и тяжелый - по весу, здесь и там - по положению в пространстве, горький и сладкий - по вкусу и т.д.

Многозначное слово в разных своих значениях может иметь разные антонимы. Так антонимом слова легкий в значении "незначительный по весу " является прилагательное тяжелый , а в значении "простой для усвоения " - трудный .

Таким образом, если слово многозначно, то для каждого значения может быть свой антоним.

Например: худое ведро - целое ведро, худой поступок - хороший поступок.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Например:
Ложь бывает доброй или злой ,
Сердобольной или беспощадной ,
Ложь бывает ловкой и нескладной ,
Осмотрительной и безоглядной ,
Упоительной и безотрадной .
(Ф.Кривин)

Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи.

Например: Дома новы , а предрассудки стары . (А. Грибоедов) Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок. (С. Есенин) То сердце не научится любить , которое устало ненавидеть . (Н. Некрасов)

Антонимы широко используются в художественной и публицистической литературе как изобразительное и выразительное средство.

В одном случае они конструктивно организуют текст, в другом - контрастно оттеняют характеры героев произведений, в третьем - выступают в уточняющей функции.

Например , антонимы, выражающие координационные понятия (снаружи - внутри , направо - налево , сперва - потом ), служат для выражения пространственных или временных отношений в тексте. Таковы, в частности, экспозиция и концовка рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре »:

«Не спали. Иван Иванович, высокий худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках». И далее: «Была уже полночь. Направо видно было все село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Все было погружено в тихий, глубокий сон; ни движения, ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо... Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука».

В поэме А. Твардовского «Василий Теркин » антонимы со значением местоположения подчеркивают масштабность и драматизм батальных сцен:

Фронт налево , фронт направо
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Антонимы с временным значением оттеняют последовательность событий.

Например , И.С. Тургенев в повести «Муму » пишет о Герасиме: «Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока ».

Антонимы с временным значением могут также употребляться и для характеристики условий жизни персонажей произведений, раскрытия их внутреннего мира. Вспомним хотя бы необычайно выразительный портрет барыни из той же повести: «... она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи ».

Антонимы , выражающие качественную противоположность понятий, используются для контрастной характеристики персонажей, их душевных переживаний.

Героиня романа Тургенева «Накануне » Елена Стахова пишет в своем дневнике о своих душевных переживаниях: «...я одна, все одна, со всем моим добром , со всем моим злом . Некому протянуть руку. Кто подходит ко мне, того не надобно ; а кого бы хотела ... тот идет мимо ».

С помощью контекстных антонимов Тургенев передает ее тревожное настроение накануне объяснения в любви с Инсаровым: «Медленно прошел этот день для Елены; еще медлительнее протянулась долгая, долгая ночь. Елена то сидела на кровати, обняв колени руками и положив на них голову, то подходила к окну, прикладывалась горячим лбом к холодному стеклу и думала, думала, до изнурения думала все одни и те же думы ».

В функции уточнения антонимы выступают в следующем отрывке из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души »: «Другой род мужчин составляли толстые или же такие, как Чичиков, то есть не так чтобы толстые, однако же и не тонкие ... »

На антонимах нередко строятся названия произведений: «Война и мир » Л. Толстого, «Тонкий и толстый » А. Чехова, «Живые и мертвые » К. Симонова, «Что такое хорошо и что такое плохо » В. Маяковского.

Явление антонимии используется для создания нового понятия путем соединения контрастных по значению слов: «Живой труп », «Оптимистическая трагедия », «Плохой хороший человек ». Этот стилистический прием называется оксюморон . Его очень любят использовать публицисты в заглавиях статей, очерков: «Дорогая дешевизна », «Большие беды малого флота ».

Выразительность пословиц и поговорок, крылатых слов также часто определяется антонимией: «Ученье - свет , а неученье – тьма »; «Мягко стелет - жестко спать »; «Видеть легко , трудно предвидеть » (Дж. Франклин).

Антонимы постоянно используются в антитезе - стилистическом приеме, который состоит в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.

Например:
Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Лермонтов)

Черный вечер. Белый снег
. (А. Блок).

И Смерть и Жизнь - родные бездны:
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены.
Одна другую углубляет,
Как зеркало, а человек
Их съединяет, разделяет
Своею волею навек.

(Д. Мережковский)

Вот, например , как использует антонимию слов добро и зло В. Берестов в стихотворении с таким названием.

ДОБРО И ЗЛО
Зло без добра не сделает и шага
Хотя бы потому,
Что вечно выдавать себя за благо
Приходится ему.
Добру , пожалуй, больше повезло -
Не нужно выдавать себя за зло !

Смотрите также стихотворения М. Лермонтова «Парус » и А. Пушкина «Ты и я »: Ты богат - я очень беден ; ты прозаик - я поэт... или у М. Цветаевой: Не люби, богатый , бедную , не люби, ученый , глупую .

Роль антонимов в тексте

Антонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют:
а) уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее.

Например: Богатство и бедность , старость и молодость , красота и безобразие - это и было то, о чем (в колдовском разнообразии) говорится в сказках. (М. И. Цветаева);

б) дать более полную характеристику какого-либо явления.

Например: Он видел, что глубина ее души, прежде открытая перед ним, была закрыта для него. (Л. Н. Толстой);

Например: В результате свершилась резкая поляризация: с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры , с другой - ручеек литературы подлинно художественной . (Из газет);

г) усилить передаваемое содержание.

Например: Так, бросаем то в жар , то в холод , то в свет , то в темень , в мирозданьи потерян, кружится шар. (И. Бродский); То сердце не научится любить , Которое устало ненавидеть . (Н. А. Некрасов)

Фразеология

Фразеология - одно из самых ярких и действенных средств языка. Не случайно ее образно называют «жемчужиной русской речи ». «Фразеологизмы – кладезь народной мудрости ». Русский язык очень богат фразеологическими оборотами.

Фразеологизм, или фразеологический оборот – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).

Например:
- Аника-воин – задира, хвастающийся своей силой, но обычно терпящий поражение.
- А Васька слушает да ест
так говорят о том, кто не обращает никакого внимания на слова окружающих, продолжая совершать неприглядные поступки. (Цитата из басни И.А.Крылова).
- Баш на баш –
это выражение используют как характеристику равнозначного обмена одной вещи на другую.
- Делу время и потехе час
всему своё время: и делу, и потехе.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега – много хлеба ), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл ), третьи вышли из сказок, загадок, литературных произведений (в мгновение ока – из Библии, рожки да ножки – совсем ничего не осталось, слова из песенки «Жил-был у бабушки серенький козлик », рыльце в пуху – так говорят о том, кто отвергает обвинения, которые справедливы; из басни И.А.Крылова «Лисица и Сурок »).

По структуре фразеологизмы могут представлять собой словосочетания (сесть в калошу, без царя в голове ) или предложения (бабушка надвое сказала, когда рак на горе свистнет ).

Фразеологизмы обладают большими выразительными возможностями.

Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята );

2) отнесенностью многих из них:
а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету ) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши );

б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока - торжественная окраска, золотые руки - одобрительная окраска )
или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (без царя в голове - неодобрительная окраска, мелкая сошка - пренебрежительная окраска, грош цена - презрительная окраска).

Роль фразеологизмов в тексте

Использование фразеологизмов позволяет:

а) усилить наглядность и образность текста.

Например:
Вперяю взор бессильно жадный:
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем нить Ариадны
Меня до бездны довела?
(В. Я. Брюсов);

б) создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженности).

Например:
Я был везде: у черта на куличках .
От родины за тридевять земель
(М. А. Дудин);

«Караул! Грабят!» - кричала во всю Ивановскую Клавдия (В. М. Шукшин);

в) более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки.

Например: Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств. (Из газет)

Выразительность фразеологизмов может усиливаться в результате их преобразований (расширения, снижения, замены слов) и превращения из общеязыковых в индивидуально-авторские.

Например: Ему поскорее захотелось выскочить в люди - он запутался, споткнулся и принужден был выйти в отставку (И. С. Тургенев);

Прекрасная ночь. На небе ни облачка, а луна светит во всю Ивановскую . (А. П. Чехов)

Особую группу фразеологизмов составляют афоризмы (в пер. с греч. - определение) - крылатые слова, изречения из литературных источников, выражающие с предельной краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной, запоминающейся форме.

Например: А ларчик просто открывался; Сильнее кошки зверя нет; Слона-то я и не приметил; А Васька слушает да ест (И. А. Крылов);

Счастливые часов не наблюдают; А судьи кто; Ба! Знакомые все лица; Блажен, кто верует; Времен очаковских и покоренья Крыма (А. С. Грибоедов);

Любви все возрасты покорны; Мечтам и годам нет возврата; Ох, тяжела ты, шапка Мономаха; С корабля на бал; Что день грядущий мне готовит (А. С. Пушкин) и т. д.

К афоризмам по своей сущности относятся пословицы и поговорки, заключающие в себе вековую народную мудрость.

Внимание! Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и фразеологизмы как средства выразительности широко используются во всех стилях речи, кроме официально-делового.

Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать».

Типы антонимов:

1. Разнокорневые. Этот тип антонимов наиболее представителен. Противоположные значения являются принадлежностью этих слов в целом (например, высокий – низкий, жар – холод, догонять – отставать и др.). Противопоставляются как антонимы и некоторые предлоги (например, за и перед (за шкафом – перед шкафом), в и из (в комнату – из комнаты).

2. Однокорневые. У них значение противоположности выражается не корневыми частями слов, а аффиксальными морфемами. Антонимия возникает на противопоставлении приставок (например, при- и у- (приходить – уходить), в- и с- (влезать – слезать), либо как результат употребления отрицательных приставок, придающих слову противоположный смысл (например, грамотный – неграмотный, вкусный – безвкусный, военный – антивоенный, революция – контрреволюция и др.).

3. Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

4. Энантиосемия – противоположность значения одного и того же слова. Иногда антонимичными могут быть не отдельные слова, а разные значения одного слова (например, слово бесценный, означающий: 1. имеющий очень высокую цену (бесценные сокровища). 2. не имеющий никакой цены (купил за бесценок, т.е. очень дешево). Слово блаженный, означающий: 1. в высшей степени счастливый (блаженное состояние). 2. глуповатый (более раннее значение юродивый).

5. Соразмерные (имеющие противоположные действия: подниматься – опускаться, толстеть – худеть) и несоразмерные (некому действию противопоставляется бездействие: уехать – остаться, зажигать – тушить).

6. Языковые (существуют в системе языка: высокий – низкий, правый – левый) и речевые (образуются в речевых оборотах: бесценный – грош цена, красавица – кикимара болотная);



Функции антонимов:

1. Основная стилистическая функция антонимов - это лексическое средство для построения антитезы. П: И ненавидим мы, и любим мы случайно.

2. Противоположен антитезе прием, который заключается в употреблении антонимов с отрицанием. Он используется для того, чтобы подчеркнуть в описываемом предмете отсутствие четко выраженного качества. П: Она была не хороша, не дурна собою

3. Антонимия лежит в основе оксюморона (от греч. oxymoron ‘остроумно-глупое’) - стилистической фигуры, которая создает новое понятие соединением контрастных по значению слов. П: Тень несозданных созданий колыхается во сне. Словно лопасти лотаний на эмалевой стене (Брюсов).

4. Антонимы используются для подчеркивания полноты охвата изображаемого – нанизывание антонимических пар. П: В мире есть добро и зло, ложь и правда, горе и радость.

Анафразис – использование одного из антонимов, в то время как надо использовать другой: откуда, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу). Антонимические пары должны составляться логично.

Омонимия, виды омонимов. Паронимы. Парономазия. Функции омонимов и паронимов в речи.

Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, например: бор - “сосновый лес, растущий на сухом, возвышенном месте” и бор - “стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле”.

Виды омонимов.

Различают полные и частичные омонимы. Полные омонимы принадлежат к одной части речи и совпадают во всех формах, например: ключ (от квартиры) и ключ (родник). А частичные омонимы - это созвучные слова, одно из которых целиком совпадает лишь с частью форм другого слова, например: такт (в значении “проиграть последний такт”) и такт (в значении “правила приличия”). Слово со вторым значением не имеет формы множественного числа.

Паронимы (от греч. para «возле, рядом» + onyma «имя») - слова, схожие по звучанию, близкие по произношению, лексико-грамматической принадлежности и по родству корней, но имеющие разное значение. Паронимы в большинстве случаев относятся к одной части речи. Например: одеть и надеть, абонент и абонемент, мудреть и мудрить. Иногда паронимы также называют ложными братьями.

Явление парономазии (из гр. para - возле, onomazo - называю) заключается в звуковом подобии слов, имеющих разные морфологические корни (ср.: нары - нарты, лоцман - боцман, кларнет - корнет, инъекция - инфекция). Как и при паронимии, лексические пары при парономазии принадлежат к одной части речи, выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. У таких слов могут быть одинаковые приставки, суффиксы, окончания, но корни у них всегда разные. Кроме случайного фонетического сходства, слова в подобных лексических парах нечего общего не имеют, их предметно-смысловая отнесенность совершенно различна.

Парономазия в отличие от паронимии не носит характера закономерного и регулярного явления. И хотя в языке есть немало сходных в фонетическом отношении слов, сопоставление их как лексических пар является результатом индивидуального восприятия: один увидит парономазию в паре тираж - типаж, другой - в тираж - мираж, третий - в тираж - витраж. Однако паронимия и парономазия близки с точки зрения употребления в речи сходных по звучанию слов.

Использование омонимов и паронимов в речи

(Омонимы). Как и многозначные слова, омонимы употребляются во взаимоисключающих друг друга сильных позициях. Это позволяет реализовать основную семантическую функцию омонимов - дифференцировать различные по значению и совпадающие по звуковым оболочкам слова. Так как эти слова не связаны по смыслу, не мотивированы, сила их взаимного исключения в тексте значительно больше, чем. у значений (ЛСВ) многозначного слова.

Контактное употребление омонимов в тексте или даже их «наложение», полное «слияние» в одной форме реализует определенные стилистические функции, являясь средством создания каламбура, образного столкновения разных смыслов, подчеркнутой экспрессии: Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок я не в состоянии (П.); Платя свой долг, ты тем самым его выполняешь (Козьма Прутков) . Выразительность лозунга Миру - мир\ подчеркнута употреблением омонимов.

(Паронимы)

Паронимы могут быть использованы в речи в качестве средства выразительности.

Часто авторы ставят паронимы рядом, чтобы показать их смысловые отличия при кажущемся подобии: Любой человек, поскольку он живет в обществе, – гуманитарий в том смысле, что объясняет, корректирует, оценивает свое и чужое практическое и теоретическое поведение в категориях гуманитарного (не обязательно, к сожалению, гуманного) мышления. (В. Ильин, А. Разумов); Вот так оно бывает, когда доверие путают с доверчивостью. (Я. Дымский).

Столкновение паронимов может быть использовано для выделения этих слов, что усиливает выражаемые ими значения: Написал деловое и дельное письмо Валерьяну (Л.Толстой).

Итак, умелое употребление паронимов помогает правильно и точно выразить мысль, раскрывает большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков.

Главное назначение антонимов – сделать речь более понятной и образной, они помогают лучшим образом донести до читателей или слушателей мысли и чувства автора. Многие слова в находятся в неких взаимоотношениях с другими, и, если они противоположны по смыслу, то умелое расположение их в одной фразе позволяет максимально эмоции автора. Например, сравните фразы « звезды ярки» и «чем ночь темней, тем ярче звезды».

Тем не менее, контрастные слова нередко тесно связаны между собой, и не только отрицают друг друга, но и предполагают наличие противоположного понятия. Например, сказав об ускорении процесса, подразумевают, что раньше он шел слишком медленно, а слова о строгом преподавателе говорят также и о том, что учителя добрые.

У одного слова, если оно имеет несколько значений, может быть несколько антонимов. Иногда употребление антонима рядом с таким позволяет уточнить значение, например в знаменитой фразе И.А. Крылова «У сильного всегда бессильный виноват» сразу понятно, что « » выступает в значении «обладающий физической силой», а не «знающий, умелый в какой-либо области».

С помощью антонимов можно раскрыть противоречивую суть явления, в качестве примера можно привести слова Н.А. Некрасова о России «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная».

Для еще большего усиления эмоциональности автор может использовать несколько антонимичных пар в одной фразе, например, у В.В. Маяковского: «Радость ползет улиткой, у горя бешеный бeг».

Добавляет экспрессии в текст использование одного из антонимов с отрицанием, это позволяет усилить и подчеркнуть мысль автора. «Я не враг тебе, а друг. Пришел не , а мириться».

Очень часто антонимы используются в афоризмах и . Например, «В шутку сказано, да всерьез задумано», «Готовь сани , а телегу ». Иногда пословицы сами могут быть антонимичны, если их смысл полностью противоположен. Сравните «Делу время, а потехе час» с поговоркой «Работа не волк, в лес не убежит».

Видео по теме

Антонимы, как лексико-семантическое явление, теснее всех других явлений связаны с внеязыковой действительностью, поскольку обозначают те явления, которые в действительности существуют в противоположности. В языке антонимы существуют только в том случае, если слово обозначает родовое понятие, у которого есть видовое, обозначающее его крайнюю противоположность.

Что такое антонимы?

Орфоэпические - помогают правильно ставить ударения в словах.

В орфографических словарях дается грамматически верное написание слов.

Справочники по пунктуации необходимы для правильной постановки знаков .

Как правило, словарную статью дополняют , из художественной литературы, фразеологические обороты, иллюстрирующие то или иное слово.

Словари – наиболее авторитетные справочные издания, в которых можно найти исчерпывающие на любой интересующий вопрос. Пользоваться ими необходимо. Еще французский философ Вольтер , что словарь – в алфавитном порядке. А все остальные книги лишь содержатся в нем: «суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее».

Источники:

  • Основные типы словарей русского языка в 2019

И синонимы используются для большей выразительности речи. Они являются многозначными словами, а это значит, что в том или ином контексте актуализируется какое-либо одно значение.