Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Yeah mon! Житие Боба Марли. История жизни боба марли Почему умер боб марли

Боб Марли родился 6 февраля 1945 года на севере Ямайки в городке Пэриш. Его настоящее имя Роберт Неста Марли. При рождении его назвали Неста Роберт Марли, но в паспортном столе из-за ошибки сотрудника имена поменялись местами.

Его пятидесятилетний отец, Норвал Марли, по происхождению европеец, служил офицером морского флота Великобритании, затем работал управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился с будущей матерью Боба, 17-летней ямайской девушкой Седеллой Букер.


Дом в котором Боб Марли провел свои юные годы

Вскоре после рождения Боба, Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу. Семьи в традиционном понимании у Боба не было - отец появлялся редко, хотя и оказывал финансовую помощь. Когда Бобу Марли исполняется 10 лет. Норвал умер.


Родители Боба Марли

В конце шестидесятых Боб Марли вместе со своей матерью с матерью в поисках лучшей жизни покидает Пэриш и переезжает в столицу Ямайки, город Кингстон. В те годы в на Ямайке в поисках работы многие переезжали в Кингстон. После скорого разочарования в столице, многие перебирались в трущобы. Наиболее известным бедным районом является Тренчтаун.

Как и все другие Марли и его мать в конце концов обосновались в Тренчтауне. Там у Боба появляется друг Невилл Ливингстон по прозвищу Бани. Денег катастрофически нехватало. Боб решает бросить школу, и устраивается работать сварщиком.

Все свободное время ребята проводят, слушая радио. Именно посредством радио у Боба появилось желание стать певцом. Поэтому он начинает практиковаться в пении, посещая бесплатные уроки известного ямайского музыканта Джо Хиггса. На уроках он знакомится с Питером Макинтошем, другим амбициозным молодым человеком.


Боб Марли и Джо Хиггс

В 1962 году Боба Марли заметил Лесли Конг, у которого была собственная студия звукозаписи. Конга впечатлил его вокал, и он предложил Бобу и его друзьям попробовать записаться у него на студии. Так в 19 лет Боб Марли дебютировал с синглом под названием “Judge Not”, который написал вместе с Джо Хиггсом.


Банни и Тош (слева)

Затем появились другие песни – “Terror” и “One Cup of Coffee”, которые не привлекли большого внимания, зато утверждают мысль Боба Марли стать певцом. В это время он решает создать группу вместе с Банни и Питером.

Через год в 1963 не без помощи Хиггса Боб Марли, Бани, Питер Макинтош - собирают группу, назвав ее «The Wailing Wailers» («Причитающие плакальщики»). В этом не было иронии – ведь традиции плача сильны в негритянской культуре. В группу, помимо них, вошли, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Музыкальным директором группы стал ее бас-гитарист Астон Баррет.

Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошёлся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. Альбом записывался в «Studio One». Это было настоящим прорывом. Очень быстро группа «The Wailers» набирает популярность и становится знаменитой на Ямайке. После головокружительного успеха «The Wailing Wailers» начали постоянно записываться у Коксона Додда в его студии, ища новые темы для своих песен, одной из которых стала тема уличного руд боя.

Через некоторое время группа записывает в студии «Studio One» сингл «I"m Still Waiting». Несмотря на популярность группы, денег на всех участников не хватало. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио (группу покидают Джуниор Брэитвэйт, Беверли Келсо и Черри Смит). А в 1966 году группа распадается.


Боб Марли и Рита Андерсон (слева)

10 февраля 1966 года Боб Марли женится на Рите Андерсон. В это же время мать Боба Марли выходит замуж второй раз и переезжает в Соединенные Штаты, где скопила денег для сына на авиабилеты, что бы он прилетел к ней. Она хотела, что бы он начал новую жизнь в новой стране. В надежде на лучшую жизнь в 21 год Боб переезжает в США к матери. Но пребывание Боба в США было недолгим. Некоторое время он работал грузчиком, официантом, затем подсобным рабочим на автомобильном заводе. А через 8 месяцев возвращается на Ямайку. Пока Боб Марли был в Америке, Ямайку посещает император Хайле Селасие воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Это способствовало бурному развитию движения раста.


Хайле Селасие (слева)

Во время этого бума, Марли вновь обосновывается в Кингстоне. Боб все больше начинает верить в религию раста, отражая в новых песнях свои убеждения.

Вместе с друзьями Боб Марли вновь образует группу, и дает ей новое название – «The Wailers». И включает в нее женское вокальное трио. Его жена, Рита, тоже начинает петь в этом коллективе.

В 1970 году Боб Марли пытается заключить контракты с некоторыми звукозаписывающими фирмами. Но эти попытки были безуспешны, так как музыкант не был известен за пределами Ямайки.

В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.


Джонни Нэш (слева)

В 1971 году на растафарианской религиозной церемонии старейшина Мортимо Планно знакомит Боба Марли с американским певцом Джони Нэшем. Это знакомство играет важную роль в жизни Боба. В конце 1971 года под руководством Джонни Нэша группа записывает две песни «Stir It Up» и «Guava Jelly» ставшие хитами. На Ямайке к Бобу ничаниет приходить известность. Он становится голосом движения растаманов, набиравших в то время популярность.

Летом 1971 года Боб Марли принимает приглашение Джони Нэша сопровождать его в Швейцарию, где американский певец дал несколько концертов. В Европе, Боб подписывает контракт с компанией CBS, принадлежавшей Нэшу.

Весной 1972 года весь коллектив «The Wailers» приезжает в Лондон с целью продвижения сингла “Reggae on Broadway”, который принадлежал CBS, но в конечном итоге они оказываются в бедственном положении.

В отчаянном шаге, Боб Марли отправляется прямиком в английское отделение «Island Records» и попросит помощи у её основателя и владельца Криса Блэквелла.


Крис Блэквелл

Блэквэл уже знал Боба Марли и знал его репутацию на Ямайке и предлагает «The Wailers» уникальный на тот момент контракт для ямайских исполнителей, им дают 4000 долларов на запись своего первого альбома.

В 1972 году «The Wailers» выпускают дебютный альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Этот альбом был тепло встречен публикой. И был первым шагом на пути к мировой известности.


Альбом - Catch A Fire

Также в развитии популярности музыкантам помог Эрик Клэптон, который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую международным хитом.

В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.


Альбом - Natty Dread

В 1975 году группа «The Wailers» выпускает свой новый альбом «Natty Dread». Композиция «No Woman, No Cry» из этого альбома имела огромную популярность. Альбом «Natty Dread» добивается ошеломляющего успеха. Входит в Британский топ-40 и топ-100 Америки. Популярность группы и Боба Марли в частности растет. Боб Марли успешно выступает на лондонской сцене Lyceum Ballroom.

В 1976 году группе «The Wailers»присуждается звание лучшей группы по итогам опроса журнала «Rolling Stone». Они становятся признанными лидерами регги, успешно гастролируют по всему миру.

Альбом «Rastaman Vibration», который выходит в 1976 году, взломал все чарты. Основными песнями альбома были Crazy Baldhead”, “Johnny Was”, а также “War”, стихи для которой были взяты из выступлений Хайле Селассие.

На Ямайке же Боб Марли становится настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого.

В 1976 году на Боба Марли, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение. Несмотря на тяжёлую рану, концерт не был отменен. На вопрос почему он решил не отменять концерт Марли ответил:

«Безумцы, пытающиеся сделать наш мир хуже, никогда не отдыхают, как-же я могу... Осветите тьму!»


Боб Марли обожал играть в футбол

Этот концерт был последним появлением Боба Марли на Ямайке в течении года. После концерта Боб Марли уезжает жить в Лондон, где в начале 1977 году он записывает новый альбом – «Exodus».

В июле 1977 года у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги. Он отказывается от ампутации, по причине религиозных убеждений:

«Раста не приемлет ампутации. Я не допускаю, чтобы человека разбирали на запчасти».

В 1978 году Боб Марли был удостоен Медали Мира, учреждённой ООН.

4 мая 1980 года Боб Марли крестился в Эфиопской православной церкви в Кингстоне и взял имя Берхане Селласие (на амхарском языке - Свет Святой Троицы). Затем он был награждён Ямайским Орденом Почёта.

В этом же 1980 году правительство освобожденного Зимбабве приглашает The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира.

Через некоторое время здоровье Боба Марли начинает стремительно ухудшаться.

Боб Марли проходит курс лечения в Мюнхене у специалиста по раковым заболеваниям Йозефа Иссельса (Josef Issels), но попытки лечения не увенчались успехом. В результате болезни у Марли начинают выпадать дреды, и их приходится состричь.

Почувствовав близкую смерть, Боб захотел вернуться на родину, но из-за состояния здоровья перелёт из Германии пришлось прервать в Майами. В понедельник 11 мая 1981 года Боб Марли умирает в больнице Майами, в возрасте 36 лет. Последними словами, сказанными им были:

«Деньги не могут купить жизнь».

Боб Марли был похоронен на Ямайке. День похорон был объявлен днём национального траура. Тело великого музыканта Ямайки было упокоено в мавзолее. Похороны проходили по всем традициям растафарианства. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Gibson Les Paul», футбольный мяч, пучок марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца, старшего сына Хайле Селассие I).


То самое кольцо на руке Боба

Боб Марли был и остаётся выдающимся музыкантом современности. За свою непродолжительную жизнь он добился очень много: снискал мировую известность, создал особый стиль музыки, стал символом борьбы за равноправие рас.

В 2012 году на экранах появился документальный фильм «Марли».

Цитаты Боба Марли

"У меня есть только одна мечта, чтобы все люди жили в мире".
"Я верю что можно излечить расизм, зло и ненависть - музыкой".
"Сам я никто. Все что есть у меня – это Бог".
"В каждом из нас есть Бог, поэтому мы не одиноки".
"Освободите свой разум от гнева и проснитесь к жизни".

Все Цитаты >>> Боба Марли


  • Любопытно
  • Когда-то, ещё не влившись в течение регги, совсем молодой Боб Марли был руд-боем. Руд-бои люди подчеркивающие свое презрение к опасностям.
  • Боба Марли нельзя назвать примерным семьянином. И в семейных отношениях с Ритой у Боба Марли было не все гладко. В первые годы их совместной жизни, Боб Марли много работал, из-за чего он редко виделся с Ритой. Когда к нему пришла популярность, Марли постоянно гастролировал, а Рита с детьми оставалась дома.

Дети Боба и Риты Марли

23 ноября 1964 года родилась самая младшая Шэрон. Боб Марли не был ее биологическим отцом, он принял дочь Риты от предыдущих отношений, и растил ее как свою собственную. Являлась участником группы Ziggy Marley & The Melody Makers.


Шэрон (слева), Седелла (справа)

23 августа 1967 года родилась Седелла (названная в честь матери Баба, их первый общий биологический ребенок. Начинала карьеру в оставе группы Ziggy Marley & The Melody Makers, а так же является генеральным директором Tuff Gong International. Кроме того является автором детских книг, а также актрисой и дизайнером одежды).

17 октября 1968 появился на свет Дэвид «Зигги» тарший сын Боба и фронтмен Ziggy Marley & The Melody Makers. Пятикратный победитель Грэмми, Зигги начал сольную карьеру в 2003 году. Также является борцом за легализацию марихуаны.


Дэвид (слева), Стивен (справа)

20 апреля 1972 года родился Стивен. Является четвертым членом группы Ziggy Marley & The Melody Makers. Певец, автор песен и продюсер.

В 1974 году родилась девочка Стефани. Является директором Фонда Боба Марли, музея Боба Марли, Tuff Gong International, Tuff Gong Records, URGE и Фонда Риты Марли.

Боб является отцом по меньшей мере 12 детей, рожденных от разных женщин:


Стефани (слева), Роберт (справа)

Роберт Марли – его мама Пэт Уильямс. Робби жил с Бобом и Ритой. Занимается трюковой ездой на мотоцикле).

Рохан Марли – его мама Джанет Хант была подругой Боба. Профессионально играл в футбол в Канаде. Также является соучредителем корпорации Marley Coffee.


Рохан (слева), Карен (справа)

Карен Марли – мама подруга Боба Джанет Боуэн.

Джулиан Марли – мать Люси Паундер. Занимается музыкой


Джулиан (слева), Каймани (справа)

Каймани Марли – мать чемпионка мира по настольному теннису Анита Белнейвис. Занимается актерским мастерством.


Дамиан (слева), Боб и Синди Брэйкспир (справа)

Дамиан Марли - мать - Синди Брэйкспир, обладательница титула «Мисс Мира 76». Певец в стиле регги.

До сих пор есть люди, которые утверждают, что они дети Боба.

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Ямайка ещё никогда не видела таких похорон. Люди выстроились в длинную широкую линию, чтобы проводить своего кумира к усыпальнице на кладбище, находящемся в 100 км к северу от Кингстона. По всему пути следования процессии звучала музыка, его музыка, ритмическая, плавная, немного печальная.

Ямайка прощается со своим пророком

Это были ритмы родины, его народа, чьей кровью и плотью он был. Провожал покойного весь остров, тысячи дерзких почитателей слетелись на похороны со всего мира. Смерть кумира нации спутала государственные планы. Важные мужи на неделю отложили рассмотрение государственного бюджета, на церемонии присутствовали два премьер-министра, один из них произнёс прощальную речь. Земле предали национального героя Ямайки, чьё творчество потрясло мир. Был ещё молод певец Боб Марли. В чём причина смерти 36-летнего музыканта, расскажем позже, а сейчас несколько слов о его биографии.

Боб Марли - сын темнокожей женщины и белого мужчины

Роберт Неста Марли родился в феврале 1945 года в маленькой деревушке недалеко от океана. Чистокровным ямайцем он не был. Будущий певец и музыкант - плод любви 55-летнего еврея из Великобританиии 18-летней жительницы острова. Офицера из Ливерпуля в те края занесла Вторая мировая война. Он встретил поэтессу, красавицу Седеллу Букер. Они думали, что проживут вместе годы, но судьба распорядилась иначе. Британский офицер покинет семью не по своей воле. Ему прикажут вернуться на родину, но только одному. Чернокожие должны находиться там, где родились. Так считало начальство, он не посмел ослушаться. Нормал Марли покинет остров, жену и сына, но не забудет о семье, по мере возможности будет помогать ей материально.

Музыка, футбол и женщины

Через несколько лет семья переедет в Кингстон, столицу острова. Район Тренчтаун, где проходят детство и юность будущего певца - трущобы. Здесь царят бедность, антисанитария, воровство, насилие. Роберт учится на сварщика, но мысли его далеки от швов на железных конструкциях. Три вещи в мире он любит больше всего - музыку, футбол и женщин. Марли оставил после себя 11 детей от разных подруг, хотя был женат всего лишь на одной: очаровательной кубинке Альфарите Андерсон. Они встретились в Тренчтауне в 1966 году, ей было 20, ему - 21 год. Спустя год поженились. У Риты оказался замечательный голос, она стала бэк-вокалисткой в группе мужа. Общих детей и Риты и Боба четверо. Впрочем, он никому не изменял. Для острова любовь ко всему прекрасному - как любовь к жизни. Он сам - её музыкальное воплощение: необыкновенная гибкость, тонкие длинные пальцы, глаза, голос, роскошные волосы. Всё пластичное тело его звучит, как гитара. Будем снисходительны к женщинам, устоять перед обаянием певца немыслимо.

Первые радости творчества и первые неудачи

Боб понял, что без музыки жизни нет, когда собственноручно смастерил первую гитару из невероятно убогих подручных средств. Он и друзья играют по вечерам в переполненных бараках. Слушатели курят травку и наслаждаются. Их становится всё больше и больше, но Боб уезжает в Америку в поисках себя и новой музыки, но пока приходится довольствоваться работой сборщика на заводе "Крайслер". Не складывается: неприятности с законом, разборки среди своих на улице… Боб решает вернуться. Дома тоже встречают неприятности, но внезапно он обретает религию, которая по душе. Имя ей - растафарианство. С этого момента всё в его жизни меняется.

Боб Марли: причина смерти, биография

Если католика, протестанта или православного в толпе не отличишь, то раста видно издалека: косички дреды, огромная шапка на голове цветов (красный, жёлтый, зелёный). Растафарианство проповедует всемирное братство чернокожих и единство всех народов Африки. Символ свободы - Эфиопия, страна, не покорившаяся европейским колонизаторам. Расти называют Запад Вавилоном. Регги - музыка их религии. С этого момента музыка Боба - уже не просто хорошая музыка. Это проповедь стиля жизни и философии расти. Лучшая песня, считает король регги Боб Марли, - та, в которой заложен правильный смысл.

Незадолго до ухода из жизни певец крестился в Эфиопской православной церкви, ему дали новое православное имя. Он торопился. Боб Марли (причина смерти его на первый взгляд самая невинная) знал, что болезнь не остановить. Он призывал к миру, добру, его цитаты и высказывания о жизни стали откровением для многих. Он говорил, что вчерашние ошибки в итоге идут на пользу. Он говорил: любой может причинить тебе боль, но лучше найти тех, кто этого достоин. «Пока цвет кожи значит больше, чем цвет глаз, будет война. Я против войны. За каждой войной следует другая. Я - никто. У меня есть только Бог. Я хотел музыкой сделать мир добрей».

Боб Марли (причина смерти певца многих шокирует) однажды во время игры в футбол поранил большой палец ноги. Небольшая травма, на неё поначалу никто не обратил внимания. Нога продолжала болеть, врачи обнаружили злокачественную опухоль, требовалась ампутация. Он категорически отказался. «Расти не позволяют разбирать себя на запчасти». Считается, что меланома почти не встречается у людей с чёрной кожей. Кто-то увидел в этом издёвку судьбы. Пророк на своей земле, певец ямайского народа и борец за его права - Боб Марли. Причина смерти - болезнь белых людей.

Боб Марли: причина смерти, фото

Он практически отказался от лечения. Мир людей перестал тревожить певца задолго до смерти. Боб решил, что если ему суждено умереть, то нужно достойно встретить свою кончину, подготовиться к ней. И он готовился. А когда час настал, газеты мира буквально взорвались заголовками о том, что умер Боб Марли. Причина смерти, личная жизнь певца обсуждались во всех печатных изданиях. О нём писали много и по-разному, но трагизм судьбы певца ощущался в каждой публикации.

Основные свои награды певец получил посмертно. В 1994 году - имя его занесено в американский Зал славы рок-н-ролла, в 2001 - звезда на аллее Голливуда и «Грэмми». BBC назовёт певца величайшим лириком Земли, одну из песен - лучшей песней тысячелетия. И если нас и сегодня интересует Боб Марли, причина смерти не имеет значения, есть его музыка, и она останется с нами навсегда.

Растафарианство

Главные доктрины
Джа · Афроцентризм
Айтал · Сион · Панафриканизм
Ключевые писания
Библия · Кебра Нагаст
The Promise Key · Холи Пиби

Моя жизнь и прогресс Эфиопии
Скрижали чёрного превосходства

Основные персоны

Боб Марли был одним из виднейших сторонников панафриканизма и правоверным растафарианином ; многие другие последователи этой религии даже считают Марли пророком.

Биография

Ранние годы

Боб Марли родился в деревне Найн-Майлс, Ямайка . Его отец, Норвал Марли, по происхождению белый европеец, служил офицером ВМС Великобритании , а потом служил управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился со своей будущей женой, восемнадцатилетней афро-американкой Седеллой Букер. Вскоре после рождения Боба Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу, но продолжал оказывать ей финансовую поддержку и иногда навещал сына.

В конце 1950-х Марли, как и многие другие ямайские провинциалы, перебрался вместе с матерью в столицу Ямайки Кингстон , где поселился в бедном районе Тренчтаун. Там он познакомился с Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни, с которым и начал делать свои первые шаги в музыке. После окончания школы Марли устроился работать сварщиком, а в свободное время совершенствовал свои музыкальные навыки. Помощь в этом ему оказал известный ямайский музыкант Джо Хиггс, дававший Марли и Банни бесплатные уроки вокала . Вскоре состоялось знакомство с Питером Макинтошем, который позже станет известен как Питер Тош.

Начало карьеры

В 16 лет Боб Марли дебютировал с синглом «Judge Not», который написал вместе с Джо Хиггсом. В 1963 году при помощи того же Хиггса Боб Марли организовал вокальную группу The Wailers , в которую, помимо него, вошли Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Первый же сингл группы «Simmer Down» () возглавил хит-парад Ямайки и разошелся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио и, несмотря на успех песен (например, «Rude Boy» вошла в местный «Тор 10»), в 1966 году распались.

Некоторое время Боб Марли работал подсобным рабочим на автомобильном заводе в США , куда переехала его мать, но вскоре вернулся на Ямайку и воссоздал The Wailers . Группа работала в самых разных жанрах - ска , калипсо , фьюжн , но за пределы острова ее популярность не распространялась. В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.

Однако в конце 1971 года Боб Марли подписал контракт с американским певцом Джонни Нэшем и написал для него две песни, ставшие хитами: «Guava Jelly» и «Stir It Up». В 1972 году «The Wailers » наконец получили контракт с международной фирмой Island Records и выпустили альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки . Популярность группы росла, и во многом музыкантам помог Эрик Клэптон , который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую в его исполнении международным хитом. В 1973 году группа предприняла гастроли по США . Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.

Bob Marley & The Wailers

Дискография

Год Название Примечания
Soul Rebels Студийный альбом
Catch A Fire Студийный альбом
1973 Burnin" Студийный альбом
Rasta Revolution Студийный альбом
1974 Natty Dread Студийный альбом
Live! Запись концерта в «Lyceum Theatre», Лондон , июль
Rastaman Vibration Студийный альбом
Kaya Студийный альбом
1978 Babylon by Bus Записи с концертов в Европе
Survival Студийный альбом
Uprising Студийный альбом
Confrontation Студийный альбом
Legend Сборник; благодаря его популярности, неоднократно позже выходил в различных дополненных версиях
Talkin" Blues Запись концерта в «Record Plant», Сан-Франциско ,
Live At The Roxy Запись концерта в «Roxy», Голливуд , май

Ещё

Альбом Год Лейбл
The Wailing Wailers 1966 Studio One
The Best of the Wailers 1970 Beverley’s
Soul Rebels 1970 Upsetter/Trojan
Soul Revolution 1971 Upsetter/Trojan
Soul Revolution Part II 1971 Upsetter/Trojan
African Herbsman 1973 Upsetter/Trojan
Rasta Revolution 1974 Upsetter/Trojan
Catch a Fire 1973 Island/Tuff Gong
Burnin" 1973 Island/Tuff Gong
Natty Dread 1974 Island/Tuff Gong
Rastaman Vibration 1976 Island/Tuff Gong
Exodus 1977 Island/Tuff Gong
Kaya 1978 Island/Tuff Gong
Survival 1979 Island/Tuff Gong
Uprising 1980 Island/Tuff Gong
Confrontation (posthumous) 1983 Island/Tuff Gong
Концертные альбомы
Live! 1975 Island/Tuff Gong
Babylon by Bus 1978 Island/Tuff Gong
Talkin" Blues (записан в 1973) 1991 Island/Tuff Gong
Live at the Roxy (записан в 1976) 2003 Island/Tuff Gong
Компиляции
Legend 1984 Island/Tuff Gong
Reggae Greats 1984 Island/Tuff Gong
Rebel Music 1986 Island/Tuff Gong
Songs of Freedom 1992 Island/Tuff Gong
Natural Mystic: The Legend Lives On 1995 Island/Tuff Gong
Bob Marley: Reggae Legend 1999 St. Clair
One Love: The Very Best of Bob Marley & The Wailers 2001 Island/Tuff Gong
Bob Marley and The Wailers: Trenchtown Rock (Anthology "69 - "78) 2002 Trojan Records
Gold 2005 Island/Tuff Gong
Africa Unite: The Singles Collection 2005 Island/Tuff Gong
Компиляция записей песен в Studio One 1963-1966
One Love at Studio One (double CD) 1991 Heartbeat Records
Simmer Down at Studio One 1994 Heartbeat Records
Wailing Wailers at Studio One 1994 Heartbeat Records
The Toughest - collection of Peter Tosh’s Studio One recordings 1996 Heartbeat Records
Destiny: Rare Ska Sides from Studio One 1999 Heartbeat Records
Wailers and Friends 1999 Heartbeat Records
Climb the Ladder 2000 Heartbeat Records
Greatest Hits at Studio One 2003 Heartbeat Records
Компиляция записей песен 1966-1971
Feel Alright 2004 JAD Records/Universal Records
Best of the Wailers 2004 JAD/Universal
Soul Rebels 2004 JAD/Universal
Soul Revolution Part II 2004 JAD/Universal
Soul Revolution Part II(Upsetter Revolution Rhythm) 2004 JAD/Universal
Universal Masters Collection 2004 JAD/Universal
Original Cuts 2004 JAD/Universal
127 King Street 2004 JAD/Universal
Ammunition Dub Collection 2004 JAD/Universal
Wail’N Soul’M Singles Selecta 2005 JAD/Universal
Grooving Kingston 12 (3-CD boxset) 2004 JAD/Universal
Fy-Ah, Fy-Ah (3-CD boxset) 2004 JAD/Universal
Официально выпущенные ремиксы
Chances Are 1981 WEA
Soul Almighty: The Formative Years Vol.1 1996 JAD
Black Progress: The Formative Years Vol.2 1997 JAD
Dreams Of Freedom: Ambient Translations in Dub 1997 Island
Chant Down Babylon 1999 Island
Shakedown: Marley Remix 2001 JAD

Жители Ямайки говорили о Бобе Марли:

«У меня не хватает слов, чтобы рассказать, сколько хорошего Боб Марли сделал для Ямайки и для всего мира. Об этом может рассказать только всевышний»

«Боб Марли был, несомненно, королем регги»

«Он научил нас всему, что мы знаем»

«Боб… он повлиял на всех нас»

Когда Бобу Марли исполнилось пять лет, мать Седелла увезла его в Кингстон, с надеждой на то, что жизнь там будет благополучнее. Они жили вместе с семьей Ливингстон, и Боб подружился с их сыном Банни (Bunny Livingston). Мальчики увлеклись музыкой, осваивали новые ритмы. Музыка позволяла друзьям забыть о насилии и нищете, царивших в Кингстоне. Вскоре Боб, благодаря своей чуткости, понял, что ему удается через песни и музыку выражать чужие страхи и заботы. В своих песнях он рассказывал притчи - это были послания веры и своего рода предупреждения. Его песни часто восхваляли растафарианскую веру, но еще чаще они рассказывали о радостях, бедах и мечтах всего человечества - Боб считал всех людей братьями, в независимости от их цвета кожи.

Отец Боба жил в этом доме, здесь он встречался с женщинами. Он был белым, англичанином. Он следил за демобилизованными солдатами и людьми, которые работали на их поле и в горах. Его любили, он был приятным человеком.

Стико, друг Марли, показывает дом Боба: «Он жил здесь когда ему было 16-17 лет. Он родился в этом доме и прожил здесь несколько лет перед тем как переехать в Кингстон». Боб ел только из традиционной ямайской посуды (калабах), спал на узкой кровати. Боб не был похож на других музыкантов города, в отличие от них он знал о жизни за пределами города. Люди, которые провели жизнь в городских стенах, не знали о времени и о природе того, что знал Боб. В этом было его преимущество над всеми остальными музыкантами. В районе Тренчтаун по-прежнему царит музыка, именно поэтому Тренчтаун так вдохновлял Боба на написание музыки. Здесь люди живут музыкой, дышат ею.

«Боб был особенным, а все особенное всегда кажется странным. Он стал частью Тренчтауна, он вдохновляет нас добиваться лучшего. Боб показал людям Тренчтауна, что есть лучшая жизнь. Благодаря его песням мир узнал, что здесь живут неплохие люди, Боб воспел нас, жителей трущоб, показал, что в трущобах есть что-то хорошее. Мы гордимся Бобом» - говорят жители Тренчтауна.

Из Тренчтауна Боб переселился в Булл-Бей, Кингстон (Bull Bay, Kingston), здесь он познакомился с Гэби, который помог Бобу освоиться здесь. Сначала Марли жил в Кол-Корнел, на холме, затем переехал в другой дом, где позже поселился с Джадемор. Боб, Джадемор и Банни жили здесь. Они дружили с одним парнем по имени Джон Марке.

Зигги Марли: «Мой отец повлиял на жителей Ямайки больше, чем кто-либо другой. Его влияние было и в самой музыке, и в жизни. Отец показал нам тот свет, к которому нужно стремиться. Он призывал нас не сходить с этого пути. И мы все больше убеждаемся в том, насколько он был прав. Мы решили пойти по стопам отца. Когда мы нашли сумму денег, достаточную для того чтобы купить необходимое оборудование для записи музыки, мы отремонтировали студию, где записывался мой отец и начали работать там. В этой студии особенная атмосфера, хорошая энергетика».

Детство Боба было совершенно обычным, что нельзя сказать об его увлечением музыкой и желание дарить с ее помощью надежду людям. Боб захотел записывать свою музыку, поэтому он бросил учиться на сварщика и собрал свою первую группу «Руд Бойз» («Rude Boys»), которая позже сменила название на «The Wailers».

В 16 лет Бобу наконец удалось воплотить свою давнюю мечту - он записал свой первый сингл под названием «Judge Not» (1962). Вскоре к ним с Банни присоединился Питер Тош (Peter Tosh) - так складывался состав группы «The Wailers». В переводе название группы означает «плакальщики», говорят, что при рождении все члены команды плакали. Их первая песня «Simmer Down» («успокойся») мгновенно стала хитом номер один на Ямайке. Ранние композиции «The Wailers» были записаны в популярном тогда танцевальном стиле «ска», но постепенно группа перешла к спокойному, насыщенному басами звуку регги.

Седелла Марли, мать Боба Марли: «Боб был первопроходцем, он открыл путь другим. Это трудно объяснить, но мне всегда кажется, что он рядом с нами. Душу невозможно потрогать руками, ее можно только почувствовать. Я всегда ощущаю его присутствие рядом. Ведь он сейчас здесь».

В 1866 году все участники группы обратились в растафарианство. Они пели о бедственном положении угнетенных жителей Ямайки, пытавшихся покинуть трущобы. А песня «Exodus» («Исход») была призывом для всех униженных покинуть ямайский «Вавилон» и вернуться на священную землю в Эфиопию.

В 1966 году Ямайку посетил Хайле Селассие (Haile Selassie). Для ямайцев это означало, что сбылось пророчество основателя культа растафари, Маркуса Гарви (Marcus Garvey), который предсказал прибытие чернокожего царя. Боб, как многие другие, считал Селассие новым спасителем. После визита Селассие на Ямайку, влияние религии растафари начало стремительно расти. Боб и старейшина культа верили, что Спаситель обязательно придет, но под другим именем. Он верил, что западные религии глубоко заблуждаются, ожидая искупителя под именем Иисус.

Зигги Марли: «Боб был отличным отцом и наставником. Он не столько учил на словах, сколько подавал пример своими действиями. Дети быстро учатся, особенно у своих родителей. Мы учились, наблюдая за отцом, впитывая все, что происходит вокруг него. Он учил нас верить в то, что мы делаем, быть твердыми в своих убеждениях, не позволять никому себя запугивать. Он учил нас всегда иметь чувство достоинства, самоуважения. Музыка окружала нас все время, я слышал ее всегда, сколько себя помню - можно сказать, что это было нечто врожденное».

В 1972 году Крис Блэквелл (Chris Blackwell), владелец компании «Island Records», подписал контракт с «The Wailers». И уже в следующем году вышел альбом «Catch a Fire», который принес группе всемирное признание. Впервые в истории регги, группа записывалась на профессиональном оборудовании. До того как группа подписала контракт со студией, регги-песни звучали только в дешевых альбомах-сборниках.
Крис Блэквелл: «Я думаю, это вечная музыка - она никогда не умрет, как Моцарт, который уже четыре столетия оказывает на людей такое влияние».

Патрик Нельсон (друг Боба Марли): «Он всегда будет звездой. Он был из тех, чье предназначение - рассказать людям нечто важное».

Эдвард Сэага (Edward Seaga), бывший премьер-министр Ямайки: «Я считаю Боба величайшей звездой третьего мира. Он был не просто певцом с Ямайки, его музыка принадлежит всем. Он поведал всему миру о жизни третьего мира и прославил музыку Ямайки».

Патрик Нельсон: «Боба считают пророком. Я считаю его посланником Бога. Он верил, что Бог живет в каждом из нас, поэтому мы никогда не бываем одиноки. И мы должны помнить о том, что придет судный день и придется отвечать за все поступки. Думаю, что если бы он этого не понимал, то не был бы самим собой».

Седелла Марли: «Боба ничто не интересовало кроме музыки - она была его жизнью, главной музыкой для него было регги. Это был его способ сказать всем людям, что нужно жить в мире, что они должны объединиться. Он пел о том, как хорошо будет жить в мире, где все люди - братья, где царит гармония и мир, ведь миром правит любовь».

Зигги Марли: «Он научил нас всему что мы знаем - он научил нас петь, играть, мы идем по его стопам. Все в нашей семье музыканты - и наша бабушка, и дяди и тети».

Тони Калдер (Tony Calder, музыкальный менеджер, работал с «The Rolling Stones»): «Что мне нравилось в Бобе так это его вкус в отношении жещин. Как все растафариане, он считал женщин людьми второго сорта, но я часто видел его в окружении потрясающе красивых женщин. По законам растафари, он имел много детей от разных женщин, и все его подруги были очень красивыми».

Деннис Боувелл (Dennis Bovell): «Во многих странах подобные отношения не поощряются, но если считать что каждый ребенок - это благословение свыше, то Боба несомненно благословил Бог».

Патрик Нельсон: «Думаю, от мужчин требуют слишком многого, Боб просто любил женщин».

Банни Мелоди (Bunny Melody): «Да, он очень любил женщин. На Ямайке нет ничего странного в том, что у мужчины есть дети от разных женщин, а уж если вы великий музыкант как Боб Марли, перед вами открывается больше возможностей».

Боба считали мистиком и пророком, на него стали обращать внимание политики. Когда премьер-министр Ямайки Майкл Мэнли предложил предоставить Бобу сцену для бесплатного концерта, тот согласился. Остров разрывали политические конфликты. Шла гражданская война, и представители различных групп хотели использовать Боба в своих интересах. 25 ноября 1976 года кто-то пробрался в особняк Боба и начал стрельбу. Среди пострадавших был сам Боб, его жена Рита и его менеджер Дон Тейлор (Don Taylor).

Патрик Нельсон: «Каждая политическая партия пыталась переманить его на свою сторону, но он был ни на чьей стороне, а это им не нравилось и они решили припугнуть его».

Натти Ребел, философ растафарианского учения (Nattie Rebel): «Для того, чтобы стать президентом Ямайки или политиком, нужно быть преступником».

Деннис Боувелл: «Думаю, Боб отказался бы от высокой должности в политике, но при этом он мог бы быть великим политическим советником».

Патрик Нельсон: «Если бы он попал в парламент, все бы изменилось к лучшему, но быть политиком очень опасно. На Ямайке политика - это борьба не на жизнь, а на смерть, поэтому и приходится быть эгоистом».

Натти Ребел: «Человек, который выступал против власти, не мог сам стать политиком. Боб скорее был революционером, он возглавлял движение растафари, и мог разговаривать с народом посредством музыки. На Ямайке был только один телевизионный канал. Большинство людей слушали радио или покупали газеты, хотя не каждый мог себе это позволить. Музыка была самым доступным способом сообщать людям что-то важное, поэтому мы, музыканты регги, поем о тех вещах, которые важны для общества - в этом мы похожи на политиков. Боб пел об идеях растафарианства. Для него не было ничего важнее этого».

Интервью с Бобом Марли:

- «Боб, как вы относитесь к тому, что вас считают влиятельной политической фигурой?»

- «Я просто стараюсь нести идеи мира. Ни один конфликт нельзя решить с помощью войн. Убийства не решают ни одной конфликтной ситуации, я считаю что мир - это лучшее из всех решений. Ведь это духовные вещи».

- «Вам не кажется, что для того чтобы изменить общество, нужно изменить закон. В стране неблагоприятные экономические условия - высокая безработица…»

- «Мы хотим изменить не только наш остров, но и весь мир».

- «Растафарианство, столько распространенное на Ямайке, не приветствуется в Канаде и США - оно ассоциируется с наркотиками, распространением марихуаны и преступностью».

- «Да, это правда».

Бывший премьер-министр Ямайки Майкл Менли:

«Боб Марли - очень значительная фигура в мире музыки - такие люди рождаются раз в десятилетие, может даже реже, такие люди как он благодаря своей энергии, гениальности, могут превратить местную музыку в явление международного значения. Боб не обладал чертами характера, необходимыми политику, и не состоял в какой бы то ни было политической партии. Но он был рупором народа - своими песнями он рассказывал о нищете и лишениях. Когда Боб стал миллионером, многие задумались - а не станет ли он петь коммерческую музыку или пойдет на другую тропу, но ничего не изменилось. Теперь он пел не только о Тренчтауне, но и о Зимбабве, но вопросы которые он затрагивал, оставались прежними».

Деннис Боувелл: «Боб умел зарабатывать деньги, у него всегда они были. Его благосостояние начало расти когда он стал известным музыкантом, не знаю, пользовался ли он своим богатством…»

Банни Мелоди: «Он был добрым, у него было много друзей, думаю деньги не изменили его… Он писал о самом очевидном, доступном. Его песни были как поговорки, он просто складывал вместе простые вещи».

Как растафарианин он не верил в медицину, особенно западную, он никогда не ходил к врачам. Когда у него нашли рак на ноге, он отказался лечиться. Для Боба тело было храмом - он считал, что если господь решил что тебе пора покинуть этот мир - ты должен готовиться к уходу. Он выбрал альтернативный метод лечения - его положили в клинику, где ему прописали особые микстуры, диету, лечение травами, но было слишком поздно. Многие говорили что это был заговор, и Боба убили намеренно, но это не так. Он знал, что его время пришло. Лечение в клинике только помогло ему спокойно подготовиться к уходу в другой мир. Он умер от рака в возрасте 36 лет.

Катафалк с его телом в сопровождении машин проехал 100 км к северу от Кингстона. Тысячи людей выстроились на улице, чтобы посмотреть на это. Безусловно, это были самые пышные похороны среди ямайских певцов. Из огромных динамиков звучала его музыка. На похоронах присутствовали оба премьер-министра Ямайки, а обсуждение вопросов госбюджета было отложено на несколько дней в связи со смертью национального героя. Музыка Марли была бунтарской, и вряд ли бы его удивили волнения, возникшие на его похоронах. Само прощание с телом певца прошло по растафарианскому обряду. Прощальную речь читал премьер-министр Ямайки, Майкл Менли. Сам Менли раньше был музыкальным продюсером, ему была близка жизнь и творчество Боба. В речи он перечислил наиболее известные песни Боба и рассказал, о чем пел Боб. На похоронах выступили различные музыканты, в том числе Рита Марли, жена Боба. Затем в непосредственной близости от гроба отца танцевали двое сыновей Боба Марли. Тело Боба Марли было похоронено в усыпальнице на севере Ямайки.

Статья составлена на основе фильма «Viasat History: Bob Marley»