Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Музыкальные произведения о зиме для детей. Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней. Ричард Клайдерман Love Song in Winter «Зимняя песня о любви»

Тема урока: «Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников»

Цель урока: обеспечить максимальное восприятие пейзажной лирики; раскрыть задушевность пейзажной лирики; нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

Тип урока: урок-концерт.

Части урока:

Литературно-музыкальная композиция «Волшебница-зима»;

Беседа;

Конкурсы.

Оформление и оборудование урока: грамзапись: П.И. Чайковский «Времена года. Январь»; И. Никитин «Встреча зимы», Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»; иллюстрации картин А.А. Пластова «Первый снег», К.Ф. Юон «Русская зима», карточки с фамилиями поэтов; мультимедийное оборудование, презентация .

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Литературно-музыкальная композиция с элементами беседы.

Давайте настроимся на лирическую волну - послушаем музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Январь» (слайд 3).

Какое настроение вызывает эта музыка?

О чем она? Что вы представили, слушая музыку?

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю одна красивее другой! Вот цветок с шестью концами, вот цветок с шестью лепестками (слайд 4).

Чтец: (подготовленный ученик)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

А под утро снегом

Поле забелело.

Прочно пеленою

Все его одело.

Так просто, красиво сумел передать начало русской зимы поэт Иван Суриков.

А вот какой видит ее воронежский поэт Иван Никитин. (Стихотворение И.Никитина «Встреча зимы») (слайд 5).

Почему зиму встречают как гостью? Чего ждут от нее? (Картина Аркадия Пластова «Первый снег») (слайд 6).

Посмотрите на эту картину. Вы видите первый зимний день, снег выпал и покрыл землю. Вдали виднеются дом, дорога, деревья и всюду хлопья мягкого и пушистого снега.

Чтец: (подготовленный ученик)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован.

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мощет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Как красив зимний лес: он говорит о величии и красоте грозной русской зимы, родной природы (слайд 7).

(Обращаем внимание на картину Константина Юона «Русская зима»)

И стихотворец, и живописец независимо друг от друга увидели зимний лес, который поразил каждого из них «ослепительной красотой». И в стихотворении, и на полотне пейзажиста лес «околдован» «Чародейкою Зимою», «сном волшебным очарован», «опутан», «окован/легкой цепью пуховой…».

А как красива зимой березка! Послушайте стихи Афанасия Фета (слайд 8).

Чтец: (подготовленный ученик)

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разряжена она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игры Денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

Любимый герой детей в русских народных сказках - Дед Мороз. Великий русский поэт Николай Некрасов изображает его веселым, озорным и могучим чародеем, повелителем снегов и метелей (слайд 9).

(Прослушаем стихотворение Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором»).

Кто из вас не любит русскую зиму! Она дарит нам снежные дорожки для лыжных прогулок. Серебрит лесной, свежий, здоровый воздух (слайд 10).

Зимой мы встречаем радостный праздник - Новый год. Зимой весело проводим каникулы, нас ждут елки, лыжи, коньки.

Нам не страшен мороз, снежная вьюга. Смело выходим на лыжную прогулку, на каток, на ледяные горки.

  1. Игры, конкурсы.

И мы с вами сейчас поиграем. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Кто больше наберет жетонов - тому вручаем приз (слайд 11).

1. Назовите половицы и поговорки о зиме. (Мороз не велик, да стоять не велит ).

2. Разгадайте загадки.

1) Летом одевается, зимой раздевается (лес ) (слайд 12).

2) Живет - лежит, умрет - бежит (снег ) (слайд 13).

3) Две Палашки бегут в лесок, загнув носок (лыжи ) (слайд 14).

4) Наша полянка заячьей шкуркой покрылась (снег ) (слайд 15).

5) На дворе горою, а в доме водою (снег ) (слайд 16).

6) Кто в году четыре раза переодевается? (земля ) (слайд 17).

7) Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет (мороз ) (слайд 18).

8) День прибывает, а он убывает (календарь ) (слайд 19).

9) Кручу, урчу, знать никого не хочу (метель ) (слайд 20).

10) Бел, да не сахар, ног нет, а идет (снег ) (слайд 21).

1) Вот и зима! Трещат морозы

На солнце искрится снежок.

Пошли товарами обозы

По Руси вдоль и поперек. (И. Никитин) (слайд 22)

2) Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф.И. Тютчев) (слайд 23)

3) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя… (А.С. Пушкин) (слайд 24)

4) Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз, воевода дозором

Обходит владенья свои… (Н. Некрасов) (слайд 25)

5) Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (А. С. Пушкин) (слайд 26)

6) Зима! Крестьянин торжествуя,

На дровнях обновляет путь,

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь. (А.С. Пушкин) (слайд 27)

7) Поет зима, аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (С. Есенин) (слайд 28)

8) Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна. (А. Фет) (слайд 29)

9) Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима. (А.С. Пушкин) (слайд 30)

10) Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой. (А. Фет) (слайд 31)

11) Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. (С. Есенин) (слайд 32)

12) Говорят: под Новый год,

Что не пожелается,

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается. (С. Михалков) (слайд 33)

  1. Итоги урока.

Пришли зимние каникулы. В феврале зима в полном разгаре, но день заметно прибавился, и солнышко стало пригревать. В полдень с крыши начинает капать, а к вечеру под окнами нависают длинные сосульки, значит, дело идет к весне (слайд 34) .

Чтец: (подготовленный ученик)

Зима недаром злится,

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все гонит зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.


Музыкально-литературная гостиная «МУЗЫКА ЗИМЫ»

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель Попова Надежда Александровна.
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:
учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.
Предварительная работа:
- беседы о характерных признаках и приметах зимы;
- подбор и разучивание песен и стихов о зиме;
- знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;
- слушание произведений П.И. Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «На тройке», «Вальс снежных хлопьев», Г. Свиридова «Метель», А. Вивальди «Зима»;
- беседы о характере прослушанной музыки, разучивание зимних песен; постановка танцевального этюда на музыку «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского;
- работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «На тройке» П. И. Чайковского.)
Ход досуга.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова.
Дети заходят в зал и рассаживаются.
(слайд - зимний лес)

Муз. рук. Добрый день, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Муз. рук. Давайте попробуем ненадолго перенестись на 100 лет назад, в гостиную, где собирались русские дворяне, а музыка поможет нам в этом.
(слайд - старинная гостиная с роялем)

Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Да… тогда были гостиные домашнего музицирования. В любой, уважающей себя семье, в гостиной имелись гитара или рояль. А иногда и то, и другое.
После обеда кто-то брал в руки гитару или садился за рояль и зал наполнялся звуками. Позвольте подарить нашим слушателям романс «Я помню вальса звук прелестный…» композитора Листова.
А исполнит его наш воспитатель Валентина Викторовна.
Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный»,музыка и слова Н.Листова.


Муз. рук. Мы благодарим Валентину Викторовну.


Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней.
Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…
- А что за музыка звучит сейчас?
Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского
Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Муз. рук. Конечно, ребята, эта музыка вам хорошо знакома.
А вот какие замечательные строки выходили из- под пера поэтов, чтобы рассказать о зимней красоте, о её величии.
(слайд – иллюстрирующий текст отрывка Пушкина)


Дети читают отрывки о зиме из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
(слайд – зимняя природа)
Муз. рук. Ребята мы с вами знаем и песни о зиме. Давайте споём одну из них.
Песня «Зимушка-зима», муз. З.Роот
Муз. рук. Зима,… какая она?
Дети. Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.
Муз. рук. Совершенно верно. Заботливая. Вот как об этом пишет поэт А. Коринфский в своём стихотворении «Одеяльце».


Стихотворении «Одеяльце» исполнят Настя со своей мамой:
Дочь - Отчего, родная, снег зимой идет?
Мама – Из него природа одеяльце ткет!
Дочь – Одеяльце, мама? А зачем оно?!
Мама – Без него в земле бы стало холодно!
Дочь - А кому, родная, в ней тепла искать?!
Мама - Тем, кому придется зиму зимовать:
Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
Корешкам былинок, злаков и цветов.
Муз. рук. Ребята, мы знаем зиму шаловливой и игривой. Дима, расскажи об этом.
Стих Н. А. Некрасова. «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Муз. рук. Какие звуки можно услышать зимой?
Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
(слайд – летящие снежинки)

Муз. рук. Верно. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку. Но сначала давайте послушаем стихотворение о снежинке в исполнении Кати.
Константина Бальмонт «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Муз. рук. Дорогие наши гости, сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?
Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его балета «Щелкунчик».
Муз. рук. Мы не только услышим сказочную музыку, но и увидим танец девочек-снежинок.


Танец-этюд на музыку П.И. Чайковского
«Вальс снежных хлопьев»

Муз. рук. Чудесная музыка Чайковского из его балетов, альбома «Времена года» не может оставить равнодушными никого. А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»?
Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Муз. рук. Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Зима».
Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди.
Муз. рук. Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка?
Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная.
Муз. рук. Сам Вивальди так написал об этой музыке:
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.
Я думаю, сюда подошли бы и стихи, которые прочтёт Артемий.
И. Никитин «Зашумела, разгулялась…» …
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
Да удалому детине
Буря не забота:
Он проложит путь-дорогу,
Лишь была б охота.
Не страшна глухая полночь,
Дальний путь и вьюга,
Если молодца в свой терем
Ждет краса-подруга.
Муз. рук. После бури всегда наступает затишье.
Звучит отрывок пьесы «На тройке». Ноябрь
П. Чайковского

(слайд – тройка лошадей)


Муз. рук. Зима дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.
Какое музыкальное произведение звучит сейчас?
Дети. «На тройке». П.И Чайковского.
Муз. рук. Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.
Давайте послушаем пьесу до конца и украсим её звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.

(Дети подготовительной группы выбирают бубенчики, бубен, металлофон, деревянные ложки. Импровизируют под фонограмму.)
Муз. рук. Спасибо, ребята. Предлагаю вам исполнить знакомую песню «Саночки», аккомпанируя себе на бубенцах.

Песня «Саночки», муз. А Филиппенко
(слайд зимнего вечера)

Муз. рук. У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.
«Танец со свечами» муз. И.С. Баха «Ария из сюиты №3»

Цель:

Создать условия для пробуждения чувств единения с природой через красоту поэтического, художественного, музыкального языка произведений.

Задачи:

  1. Формирование эстетического вкуса, эмоциального отклика через различные виды искусств.
  2. Побудить детей к творческой деятельности.
  3. Помочь детям воспринимать музыку сердцем.
  4. Помочь выразить свои чувства через художественное исполнение.

Оборудование:

  1. словарь эстетических эмоций,
  2. Портреты композиторов
  3. Картины художников
  4. Альбомы, краски, кисти.

Оформление доски.

  • Тема урока.
  • Словарь эстетических эмоций.
  • Эпиграф:
    Чему бы жизнь нас не учила,
    Но сердце верит в чудеса.
Стихотворение Темп Динамика Характер

Ход урока

Дети входят в класс и поют музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, дети, я рада вас видеть!

Дети: Здравствуй, учитель, и мы рады вам.

Учитель: Ребята, какая у нас сегодня тема урока, что, вы нового узнаете на уроке? (Ответы детей.)

– Ребята, положите руку на сердце и послушайте его. Как у вас стучит сердце? (Спокойно.)

– Но, слушая разную музыку, сердце воспринимает ее по-разному. Послушайте, необычную музыку, какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку.

(Звучит музыка Альфреда Шнитке из кинофильма “Сказка странствий”.)

– Какую весть нам принесла эта музыка? (Ответы детей.)

– А вы хотите побывать в сказке? Давайте снова обратимся к своему сердцу. (Дети кладут руку на сердце.)

– На чем мы отправимся с вами в путешествие? (На тройке лошадей.)

– А у какого композитора есть такое произведение – “Тройка”? (У П.И. Чайковского.)

– Сели свободно, положили руки на колени. И так, поедем в лес! Не забывайте любоваться природой!

(Дети смотрят видеофильм “Времена года. Ноябрь “Тройка”.)

– Что вы увидели, посмотрев этот фильм? (Беседа о музыке.)

– Глядя на эту красоту, что наша душа просит? (Ответы детей.)

Вот север, тучи нагоняя
Вздохнул, завыл, и вот сама
Идет волшебница зима.

(Домашнее задание – дети читают зимние стихи, четверостишие.)

– А вы хотели бы сами стать поэтами? Сейчас мы будем сочинять стихи. Перед вами рифмы, выберите те, которые подойдут к нашей теме.

– Молодцы! Правильно, но почему вы выбрали эти рифмы? (Ответы детей.)

Учитель вместе с детьми сочиняет четверостишие, и записывает его на доске, составляя партитуру.

–А теперь вы хотели бы стать композиторами? (дети сочиняют музыку на эти стихи).

Итак, увидев зимнюю картину, мы не смогли не откликнуться на нее и не сочинить стихи, музыку, но многие композиторы не остались равнодушными к природе, и они написали много песен о зиме.

Положите руку на сердце. Какая звучит песня? (Зимняя сказка. Исполнение песни.)

– Многие художники не оставались равнодушными к красоте русской природы и создали много полотен о русской зиме. Назовите, каких вы знаете художников, и их картины?

(На доске картины: Грабарь “Февральская лазурь”, Пластов “Первый снег” и др.)

– Соответствуют ли эти картины вашему представлению о зиме? (Беседа о картинах.)

– Я хочу, чтобы вы сегодня стали еще и художниками. Попробуем открыть тайну новой музыки, послушав ее, вам надо будет свои чувства, свое настроение передать в красках.

(Звучит танец снежинок из балета “Щелкунчик” П И Чайковского. Дети рисуют, анализ рисунков, защита рисунков,показ некоторых на доске.)

– В Марьинском театре прошла необычная постановка этого балета, режиссера Михаила Шемякина,он много внес нового, необычного и в костюмы, в оформление сцены удачно подобрал действующих лиц, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из этого балета.

(Дети смотрят видеофильм “Танец снежинок”.)

– Ребята, пора возвращаться домой.

(Звучит “Тройка” П.И.Чайковского.)

– С каким настроением вы возвращаетесь домой? (Ответы ребят.)

– Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Обратите внимание на эпиграф урока, почему я взяла именно этот:

“Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса”.

(Ответы детей.)

– Мне бы хотелось, чтобы на протяжении всей вашей жизни вы верили в сказку, в чудеса, потому что в сказке добро побеждает зло и тот, кто верит в сказку, жить им становиться легче, интересней

Итог урока, рефлексия.

Домашнее задание; составить рифмы о зиме и сочинить свое четверостишие

Наталья Рагулина
Литературная гостинная «Зима в музыке, изобразительном искусстве, поэзии» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи :

o Приобщать детей к словесному искусству , в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

o Обогащать музыкальные впечатления , способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры .

o Ввести дошкольников в образный мир музыки , показать возможность отражения в нем мира природы;

o Помочь дошкольникам почувствовать музыку природы , внутренним зрением увидеть природу в музыке ;

o Воспитание гражданской позиции к охране и сохранению всего живого на Земле.

Материал : компьютер, диск с записью музыкальных фрагментов из пьес А. Вивальди “Зима” , П. Чайковского «Зимнее утро» , С. Прокофьев «Утро» , музыкальный центр , репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь» , «Белая зима . Грачиные гнезда» , выставка детских работ.

(ДЕТИ ЗАХОДЯТ В ЗАЛ И САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, ЗВУЧИТ ЕЛЕ СЛЫШНО МУЗЫКА С . Прокофьева «Утро» . На фоне музыки читается стихотворение.)

Муз. рук.: Утром кот

Принес на лапах.

Первый снег!

Первый снег!

Вкус и запах

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится

Легкий, новый

Над головой.

Платок пуховый

Расстелить над мостовой,

Он белеет

Вдоль заборов,

Прикорнул на фонаре.

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок.

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе.

Муз. рук.: Ребята, а скажите о каком времени года пойдет рассказ?

Дети : Зима .

Муз. рук.: Правильно ребята, молодцы. А скажите мне, пожалуйста, какая бывает зима ?

(ответы детей )

Муз. рук.: Молодцы ребята. «Зима » это удивительное время года, сказочное и волшебное. И самое главное зимой наступает Новый год и Рождество! Про это время года художники пишут картины, поэты и писатели сочиняют стихи и рассказы. А мы сейчас попадем в волшебное царство музыки , которое расскажет нам о волшебном времени года о «Зиме» . Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то вас ласково встречает солнышко, но бывает и такое злится метель… Сейчас мы с вами послушаем музыкальную пьесу П . И. Чайковского «Зимнее утро» . Послушайте и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру .

(Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро» ).

После прослушивания ответы детей .

Муз. рук.: Правильно ребята, когда мы слушаем пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» , возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревожено, то жалобно. (исполняются фрагменты пьесы) . Прослушайте отрывок стихотворения к этой пьесе С. Есенина.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна.

Воробышки игривые

Как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые

И жмутся по плотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Муз. рук.: А теперь мы послушаем произведение замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года» . Эти концерты имеют название : «Весна» , «Лето» , «Осень» , «Зима » . Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из трех частей концерта «зима » . Какая зима видится вам при этих звуках.

(прослушивание концерта Антонио Вивальди «Зима » ) .

Дети : Красивая, сверкают снежинки.

Муз. рук.: А какая музыка по характеру ?

Дети : Нежная, светлая.

Муз. рук.: Да. В оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне нежно и задушевно поют скрипки. У русского поэта И. Сурикова есть стихотворение о белом пушистом снеге.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

И под утро снегом

Поле забелело

Словно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозцы

И зима настала .

(Исполняется пьеса фрагментами) .

Но вот мы с вами прослушали две пьесы разные по характеру. Как наша зима . Зима может быть и суровой и теплой.

А давайте вспомним, как мы весело умеем играть в снежки. Приготовили свои ручки.

Музыкальная разминка

Снежные комья летят и мелькают.

Снежные комья лицо залепляют.

Снежные комья глаза нам слепят.

Снежные комья нас веселят.

Муз. рук.: но вот ребята мы с вами прослушали, как описывают зиму великие композиторы, а теперь обратите внимание на картины художников и посмотрите как они рисовали (писали) «зиму» .

(идет описание картин) .

Муз. рук.: а теперь ребята мы с вами перейдем к конкурсу чтецов. У нас ребята подготовили стихотворение о зиме. Давайте внимательно послушаем и выберем с вами того кто выразительно прочтет стихотворение о зиме, а поможет нам этом наше замечательное жури. Поприветствуем наших участников.

(выступление конкурсантов)

Муз. рук.: Ребята наши конкурсанты выступили, жюри подведет итоги и назовет нам наших победителей.

(Награждение)

Муз. рук.: Дорогие ребята, наша музыкальная гостиная посвященная замечательному и волшебному времени года зиме закрывается. До новых встреч!

ТЕМА УРОКА

«Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов»

Цель урока

Формирование духовного мира ребенка, развитие творческих способностей через музыку и поэзию

Планируемые личностные результаты образования

Бережное отношение к природе;

Выражение своего эмоционального отношения к художественным образам в поэзии и музыке;

Размышление, рассуждение о способах отражения в музыке характеристики зимнего времени года;

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей

Планируемые универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения;

Умение находить взаимосвязи в природе

Способность эмоционально отзываться на музыкальные произведения и поэзию;

Наблюдать и самостоятельно делать выводы.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.

Планируемые

предметные

результаты

Познакомить детей с образами зимы в музыке и поэзии;

Формировать понятия «Кантата», а так же повторение понятия «Симфонический оркестр»;

Умение определять особенности и характер мелодий различных музыкальных произведений

Оборудование для проведения урока

Для учителя: Мультимедийная установка с презентацией к уроку; аудиозаписи: «Поет зима...», песня «Зимняя сказка», «Вальс» из музыкального цикла «Метель» Г. Свиридова; звуки инструментов.

Для учащихся: распечатанные стихотворения для анализирования

Использованные образовательные ресурсы для проведения урока

Статья из журнала «Из отечественного опыта» на тему «Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов» (Интегрированный урок в 5 классе)

ПЛАН УРОКА

(музыкальный)

Материал

Учеников

1.Организационный этап

Учитель начинает урок с прочтения стихотворения А. С. Пушкина

«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима».

2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся

Ученики определяют тему и цель урока:

Ребята, как вы думаете, какая тема будет нашего урока сегодня? О чем пойдет речь на уроке?

3 этап. Целеполагание и планирование

Ученики, определив тему урока, планируют ход работы на уроке.

Что же мы сегодня будем делать на уроке? Какая у нас цель?

4 этап. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Ребята, а вам нравится зима? Какой образ зимы вы создали в своих домашних сочинениях? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники.... Расскажите о своей зиме.

5 этап. Открытие нового знания

5.1. Первичное усвоение новых знаний

«Вальс» из музыкального цикла «Метель» Г. Свиридова

Учитель преподносит ученикам теоретический материал по данной теме, параллельно производится практическая работа - дети слушают музыкальные произведения и анализируют художественные произведения

5.2. Первичное закрепление

Звуки инструментов симфонического оркестра

Учащиеся делают вывод, что образ зимы можно передать не только при помощи стихотворений, но и с помощью музыки. Сами пытаются сочинить музыкальное произведение к стихотворению.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление

Фрагмент кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает»

Прослушивания кантаты на стихотворение «Поет зима – аукает», определение понятия «Кантата»

7 этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Песня уральского композитора Ирины Фроловой «Зимняя сказка».

Учитель заканчивает урок музыкальным произведением

Ученики оценивают свою работу на уроке, подводят итоги.

ХОД УРОКА

У. Здравствуйте, мои дорогие! Давайте скорей начнем урок. Улыбнитесь друг другу и подарите свою улыбку мне.

Д. Здравствуйте! (дети улыбаются и садятся за свои места)

У. Сегодня у нас будет очень интересная тема, а о чем мы будем говорить постарайтесь догадаться сами (Читает стихотворение)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки зимы.

У. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая же тема сегодняшнего урока?

Д. О зиме, об образе зимы

У. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о том, как ее видят не только поэты, но и композиторы. Тема нашего урока « Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов» Что мы с вами должны сделать на уроке? Какая у нас цель?

Д. Сегодня мы будем анализировать стихотворения, а так же музыкальные произведения о зиме. Цель нашего урока познакомится со стихотворениями и музыкальными произведениями о зиме.

У. Верно, а теперь давайте вновь вернемся к стихотворению, которое я прочла, и внимательно посмотрим на него. Какой поэтический образ зимы создал в этом стихотворении А. С. Пушкин?

Д. Зима – матушка, зима – волшебница.

У. Как вы думаете, почему он ее так величает?

Д. Природа – мать, она близка и дорога поэту. Ему нравится зима, хотя это суровое, метельное и грустное время года.

У. Ребята, а вам нравится зима? Какой образ зимы вы создали в своих домашних сочинениях? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники.... Расскажите о своей зиме. (Ребята выходят к доске и зачитывают свои работы, рассказывают о рисунках)

У. Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ русской зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему. Прослушайте стихотворение русского поэта XX века.

(Учитель литературы читает стихотворение С. Есенина «Пороша». В это время звучит «Вальс» из музыкального цикла «Метель» Г. Свиридова).

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Д. Да, это стихотворение С.А. Есенина «Пороша».

Д. Зима тихая, спокойная, волшебная. Она заколдовала лес, преобразила сосну в старушку, красивой шалью укрыла землю.

(Дети находят эпитеты (белая косынка, бесконечная дорога); олицетворения (дремлет лес); сравнения (сосна - старушка)).

У. Что можно сказать о человеке, который написал это стихотворение?

У. Да, природа для С. Есенина – это его Родина, его дом, его семья. Сам поэт неоднократно признавался: «Я люблю Родину, я очень люблю Родину...». Эту любовь автор сумел передать через стихи, посвященные русской природе. А какие стихи С. Есенина, посвященные русской зиме вы еще знаете? (Дети перечисляют стихи С. Есенина «Заметает пурга», «Поет зима - аукает» и т.д.)

У. Давайте обратим внимание на стихотворение «Поет зима – аукает» (учитель читает стихотворение)

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

У. Образ какой зимы встает перед нами?

Д. Холодной, суровой, властной, злой и грубой хозяйки. «Седые облака» наводят холод и тревогу, «Вьюга с ревом бешеным» стучит по ставням и злится.

У. Есть ли музыкальность в этом стихотворении? Можно ли это произведение изобразить с помощью музыки? Давайте представим, себя в роли начинающих композиторов, и порассуждаем. Какая мелодия может передать характер стихотворения?

Д. Мелодия должна быть громкая на форте. Характер музыки грозный, властный...

У. А если бы вы писали музыку для смешанного хора, каким бы голосам поручили петь эти строки: Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

Д. Эти строки мы бы поручили петь мужскому хору.

У. Как бы вы изобразили в музыке образ воробышек?

Д. Воробышки жалостливые, тихие, беззащитные.

Д. О воробышках можно поручить спеть женскому хору.

У. А если бы вы писали музыку для симфонического оркестра, какой инструмент мог передать жалостливое звучание?

Д. Флейта (духовой инструмент)

У. Каким встает перед нами образ вьюги? Как можно ее изобразить в симфоническом оркестре?

Д. Вьюга суровая и страшная. Лучше ее характер передадут струнные инструменты – скрипки и виолончели, медные духовые – трубы и валторны.

У. Какой бы вы изобразили в музыке весну? Какая группа хора могла бы исполнить эти строки?

Д. Весна солнечная, теплая, радостная, ясная. Эти строки мог бы исполнить женский хор.

У. Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на это стихотворение написал настоящий композитор. (Звучит фрагмент кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает»).

У. Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?

Д. Да, похожа. Если бы мы были композиторами, мы бы сочинили что-то подобное.

У. Эту удивительную музыку написал наш современник Г. Свиридов. Эта кантата называется «Памяти С. Есенина». А что такое кантата?

(Словарная работа: кантата – это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов).

У. Мы с вами слушали только вторую часть кантаты, всего их 10. музыка этого произведения ярко и образно отражает литературный текст. Чувствуется единство музыки и слова.

У. А вдохновила на творчество композитора и поэта русская зима. Хотя она суровая и холодная, но сколько радости она несет в наш дом. Вместе с ней приходят Новый год и долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках.

У природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твердость духа, выдержку. Она учит нас терпению и выносливости.

У. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Д. О зиме и ее образе в стихотворениях и музыкальных произведениях

У. Какие новые музыкальные термины мы узнали?

Д. Узнали, что такое кантата, вспомнили что такое симфонический оркестр и какие инструменты в него входят

У. Мы с вами выполнили цель урока?

У. Вам понравился урок? Улыбнитесь все те, кому понравился урок, а кому не понравился урок надуйте щечки. Давайте закончим наш урок веселой песней уральского композитора Ирины Фроловой «Зимняя сказка».