Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Ягодицы вместо нотной тетради, или как зазвучал триптих «Сад земных наслаждений. История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.

По нашим современным представлениям в раю нет насилия и смерти. Однако они имеют место быть в раю Босха. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. А птица вот-вот проглотит лягушку.



Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая.

Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало.

2. Откуда Босх мог видеть экзотических животных?

Босх изображал не только фантастических монстров, но и реально существующих животных из далёкой Африки. Едва ли житель Западной Европы мог увидеть слона или жирафа вживую. Ведь цирков и зоопарков в средние века не было. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно?

Во времена Босха очень редко, но все же встречались путешественники, которые и привозили рисунки неведомых зверей из далеких стран.

Жираф, например, скорее всего был скопирован Босхом с рисунка путешественника Чириако д’Анкона. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Сегодня д’Анкона считается отцом современной археологии. Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа.

3. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных?

На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. просто переполнена обнаженными людьми: они едят ягоды и фрукты, беседуют и обнимаются то тут, то там.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Наименее хаотичным на картине кажется хоровод из необычных всадников: мужчины едут верхом на различных животных вокруг озера, в котором безмятежно плещутся девушки.

Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Возможно, они означают характер и сущность женщины. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства.

А вот характер мужчин определяется тем животным, на котором он едет. Здесь есть и лошади, и верблюды, и кабаны. А вот козел пока свободен, без наездника.

Также примечательно, что мужчины держат разные дары для будущих избранниц – кто рыбу, кто яйцо или ягоды. Найдя себе вторую половинку, пары разбредаются по саду, чтобы уже наслаждаться земной распутной жизнью не в одиночестве.

4. Если Босх изображает, как люди предаются греху сладострастия, то где собственно распутные сцены?

Несмотря на то, что Босх изобразил несчетное количество нагих фигур, которые по его задумке предаются греху сладострастия, вы едва ли найдёте здесь откровенно неприличные сцены.

Но это лишь на взгляд современного человека. Для времени же Босха изображение нагих тел – уже олицетворение крайнего разврата.

Однако есть все-таки одна распутная пара на картине, которая по откровенности своих жестов превосходит всех остальных. Она хорошо спрятана, поэтому найти её очень непросто.

Пара расположилась в глубине сада в отверстии центрального фонтана: бородатый мужчина положил свою ладонь на лоно большеголовой женщины.

5. Почему в саду наслаждений так много птиц?

На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Но это значение было актуально в античности, и оно же принято в наше время.

Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением.

Поэтому сова в отверстии фонтана жизни в раю – это скорее предупреждение, что зло не дремлет даже в безгрешном пространстве и лишь ждёт момента, когда вы оступитесь.

Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Поэтому изображение больших птиц – это аллегория Босха о безудержности людей в похоти и разврате.

Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами. Ведь удод, имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе.

Похоть – грязное устремление человека по предсталениям религиозных людей средних веков, каким и был Босх. Поэтому не удивительно, что он его здесь изобразил.

6. Почему не все грешники подвергаются мукам в Аду?

Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Он кишит всевозможными монстрами. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг.

Но не все души принимают муки. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины.

Внутри полого яйца – таверна, где грешники выпивают, пусть и верхом на ящероподобном существе. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами.

Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве. Возможно это те, кто продали души дьяволу и для них было забронировано тёплое местечко без мучений? Только вот никуда не деться от созерцания мучений других.

Об этом демоне-дереве я также подробно писала в статье .

7. Что за ноты изображены на заде грешника? Это бессмыслица или конкретная мелодия?

В Аду немало грешников, наказанных за то, что при жизни играли на музыкальных инструментах для увеселения и удовольствия. Во времена Босха правильным считалось исполнять и слушать только церковную музыку.

Среди таких грешников один придавлен огромной лютней. На его заду – ноты. До недавнего времени исследователи не обращали на них особого внимания, рассматривая это лишь как элемент композиции.

Но одна студентка Оклахомского Христианского университета решила проверить, бессмысленны ли эти ноты.

Все были поражены, когда она переложила мелодию в современную нотацию и записала ее в формате хорового мужского пения в тональности до-мажор. Именно так эта музыка звучала во времена Босха:

Мелодия приятная, но не похожая на веселую песенку. Скорее – на церковное песнопение. На картине видно, что грешники хором её исполняют. Видимо их муки заключаются в том, чтобы вечно исполнять один и тот же мотив.

Вот лишь несколько загадок самой фантастической картины средневековья.

На самом деле эта работа вызывает гораздо больше вопросов. Но единого толмута с разгадками вы не найдёте. Вот у Питера Брейгеля старшего, современника Босха, все было гораздо однозначнее, и исследователи давно расшифровали его работы. Ведь он изображал голландские пословицы.

Вконтакте

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
Алтарь «Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия – Luxuria. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Возможно, он выполнил эту работу для какой-то небольшой секты, исповедовавшей "свободную любовь". Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. На левой створке триптиха изображен Бог, представляющий Еву ошеломленному Адаму в безмятежном и мирном Раю.

В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порожденные его фантазией. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие – торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. Федерико Дзери:"Сад земных наслаждений – это изображение Рая, где упразднен естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей".

На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнаженными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и – прежде всего – окрыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всем их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнаженные девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.

Может показаться, что на картине изображено "детство человечества", "золотой век", когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем – как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием.

«Сад земных наслаждений» — одно из самых известных произведений великого художника (1450-1516). Свой триптих нидерландский художник посвятил греху и религиозным представлениям об устройстве мироздания. Примерное время написания 1500-1510 г. Дерево, масло, 389×220 см. В настоящее время триптих представлен в Музее Прадо в Мадриде.

Как на самом деле назвал своё творение Иероним Босх — неизвестно. Исследователи, которые изучали картину в XX веке, назвали его «Сад земных наслаждений». Так работа называется и сегодня. Исследователи и ценители искусства Босха до сих пор спорят о значении данной картины, её символических сюжетах и загадочных образах. Данный триптих считается одним из самых загадочных произведений самого загадочного художника эпохи Возрождения.

Садом земных наслаждений картину назвали по центральной части, где как раз представлен некий сад с наслаждающимися людьми. По бокам находятся другие сюжеты. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. На правой створке изображён ад. Триптих имеет огромное количество деталей, фигур, загадочных существ и до конца не расшифрованных сюжетов. Картина представляется настоящей книгой, в которой зашифровано некое послание, творческое видение художника на бытие в мире. Через множество деталей, которые можно рассматривать часами, художник выражает главную идею — суть греха, ловушка греха и расплата за грех.

Фантастические сооружения, странные существа и чудовища, карикатурные изображения персонажей — всё это может показаться гигантской галлюцинацией. Данная картина в полной мере оправдывает мнение, что Босх считается первым сюрреалистом в истории.

Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Одни утверждали, что центральная часть может представлять или даже прославлять телесные наслаждения. Таким образом Босх изобразил последовательность: создание человека — торжество сладострастия на земле — последующее наказание ад. Другие же исследователи отвергают такую точку зрения и указывают на тот факт, что церковь во времена Босха приветствовала эту картину, а это может означать, что на центральной части изображёны не земные утехи, а рай.

Последней версии придерживаются немногие, так как если присмотреться к фигурам на центральной части картины, то можно увидеть, что Босх в аллегорической форме изобразил губительные последствия земных удовольствий. Обнажённые люди, которые развлекаются и предаются любовным утехам, имеют некоторые символические элементы гибели. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина — женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Всадники, которые едут на различных животных и фантастических существах — круговорот страстей. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты — символ греха и страсти. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Многие пословицы, которые задействовал в своём триптихе Иероним Босх, не сохранились до нашего времени и поэтому образы не удаётся расшифровать. Для примера, одним из образов-пословиц является изображение с несколькими любовниками, которые закрыты стеклянным колоколом. Если бы данная пословица не дожила до нашего времени, образ так и не смогли бы расшифровать: «Счастье и стекло — как они недолговечны».

Подводя итог, можно сказать, что Босх изобразил на своей картине губительность любострастия и прелюбодеяния. На правой части картины, которая изображает сюрреалистические ужасы ада, художник показал результат земных наслаждений. Правая створка получила название «Музыкальный ад » из-за наличия здесь нескольких музыкальных инструментов — арфы, лютни, нот, а также хора душ во главе с монстром с рыбьей головой.

Все три изображения являются внутренней частью «Сада земных наслаждений». Если створки закрыть, то появляется ещё одно изображение. Здесь изображён мир на третий день после того, как бог сотворил его из пустоты. Земля здесь находится в некой сфере, она окружена водой. На земле уже вовсю растёт зелень, светит Солнце, но пока ещё нет ни животных, ни людей. На левой створке надпись гласит: «Он сказал, и сделалось», на правой «Он повелел, и явилось».

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.

Когда вы впервые смотрите на одну из самых загадочных картин Босха, вы скорее испытываете смешанные чувства: она притягивает и завораживает скоплением большого количества необычных деталей. В то же время понять смысл этого скопления деталей как в совокупности, так и по отдельности никак не удается.

В таком впечатлении нет ничего удивительного: большинство деталей насыщенны символами, которые современному человеку не известны. Только современники Босха могли разгадывать этот художественный ребус.

Попробуем и мы разобраться. Начнем с общего смысла картины. Она состоит из четырех частей.

Закрытые створки триптиха. Сотворение мира


Иероним Босх. Закрытые створки триптиха “Сотворение мира”. 1505-1510 гг.

Первая часть (закрытые створки триптиха). По первой версии – изображение третьего дня сотворения мира. На земле еще нет человека и животных, из воды только появились скалы и деревья. Вторая версия – это конец нашего мира, после вселенского потопа. В верхнем левом углу – Бог, созерцающий свое творение.

Левая створка триптиха. Рай


Иероним Босх. Рай (левая створка триптиха “Сад земных наслаждений”). 1505-1510 гг.

Вторая часть (левая створка триптиха). Изображение сцены в Рае. Бог показывает удивленному Адаму только что созданную из его ребра Еву. Вокруг – недавно созданные Богом животные. На заднем плане – Фонтан и озеро жизни, из которого выходят первые создания нашего мира.

Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений


Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. .

Третья часть (центральная часть триптиха). Изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу:

Люди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха.

Правая створка триптиха. Ад


Иероним Босх. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг.

Четвертая часть (правая створка триптиха). Изображение ада, в котором грешники испытывают вечные муки. В середине картины – странное существо из полого яйца, с ногами в виде стволов деревьев с человеческим лицом – предположительно это проводник по Аду, главный демон. О том, за мучение каких грешников он отвечает читайте в статье.

Таков общий смысл картины-предостережения. Худодник показывает нам, насколько легко впасть в грех и попасть в Ад, несмотря на то, что когда-то человечество зародилось в Раю.

Символы картины Босха

Почему же на такое множество персонажей и символов?

Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине.

Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее “читать” картину.

Вкушение “сладострастных” ягод и плодов – один из главных символов похоти. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.

Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.

Грехи Средневековья

Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Дело в том, что в нашем сознании увлечение праздной музыкой или скупость (экономность) не воспринимаются как нечто плохое, в отличие от того, как это воспринимали люди в Средневековье.

Говорят, что в его картинах зашифрованы секреты алхимиков, колдунов и астрологов. Его работам приписывают славу величайших ребусов в истории, а также религиозных проповедей. А его самого называют Почётным профессором кошмаров. Конечно же, речь идёт о Иеро́ниме Босхе (Jheronimus Bosch) .

Жизнь и смерть художника укутаны в пуховое одеяло из тайн и загадок. Исследователи до сих пор пытаются приподнять хотя бы его краешек, чтобы узнать, как же всё было на самом деле, но попытки тщетны.

Художник, покинувший свет 500 лет назад, по сей день находит способы напоминать о себе! Совсем недавно, например, шум поднялся вокруг …попы грешника! Да-да, это не опечатка. Американская студентка Амелия Хэмрик (Amelia Hamrick) приковала внимание всего земного шара к своему открытию. Она нашла применение нотам, которые Босх нарисовал на пятой точке одного из героев своей картины «Сад земных наслаждений». Девушка в шутку переложила эти символы в мелодию для фортепиано и выложила в своём арт-блоге. 25-секундная песня набрала рекордное количество лайков и закрепила имя студентки в запросах всех поисковиков. Мало того, её открытием заинтересовались лучшие профессора Оклахомского Христианского Университета! Амелия находит очень забавным тот факт, что учёные с серьёзным видом обсуждают голый зад какого-то древнего мужчины.


Давайте разберёмся в этой истории с самого начала. А началась она примерно в 1510 году, когда Иероним Босх нарисовал картину, истинное название которого до нас не дошло. Люди вольно окрестили триптих «Сад земных наслаждений». Произведение состоит из трех створок и символизирует весь путь человечества: на первой изображены Адам и Ева, на второй – порочный и греховных мир людей, а на третьей – картины Страшного суда, которым позавидовал бы сам Данте Алигьери. Нас интересует как раз эта створка.

Если вы присмотритесь внимательнее, то среди пестроты различных образов и сцен увидите «музыкальный ад». Если в детстве вас пугали тем, что черти будут жарить грешников на раскалённой сковородке, то у Босха было своё представление о пытках. Кто-то распят на арфе, а кого-то мучают на лютне, предусмотрительно вытатуировав на его ягодицах ноты. Наверное, чтобы петь было комфортнее. А руководит хором монстр с рыбьей головой. Трогательная картина, не правда ли?

Все СМИ удивляются: целых 500 лет никто не додумался сыграть эту самую мелодию! На самом деле, это не совсем так, но мы ещё вернёмся к этому вопросу чуть позже. А пока расскажем вам вторую часть истории, произошедшую в наши дни.

Представьте себе конференц-зал университетского общежития после полуночи. В помещении среди прочих находятся два человека: Амелия и её друг. Молодые люди увлечённо рассматривают картину Почётного профессора кошмаров (что же ещё делать в час ночи в общежитии?). И вдруг… замечают ноты! По счастливому стечению обстоятельств фрагмент триптиха попался на глаза нужному человеку: отец девушки имеет докторскую степень в музыковедении. И главное: его специальность – это 1500─1600 годов!

Что это значит? То, что Амелия Хэмрик смогла правильно расшифровать нотный стан, в котором всего четыре строчки. Дело в том, что в средневековье была принята такая нотная грамота. Студентка предположила, что тональность нижнего голоса До-мажор, как это было принято в средневековых хоралах. «Я сказала: «Я собираюсь записать это, ребята. Сделала это в шутку и разместила в своем блоге. Видимо, это было историческим моментом» ,─ прокомментировала Амелия. «Я потратила на всё около часа времени. На самом деле в моей транскрипции могут быть неточности» ,─ продолжила она.

На этом история даже не подумала закончиться! Удивительным открытием заинтересовались ученые, журналисты, преподаватели и просто зеваки. Профессор университета, в котором учится 20-летняя девушка, заявил: «Транскрипция застала нас врасплох в самый разгар семестра. У нас не было времени, чтобы исследовать это» . Но он очень надеется, что это открытие выльется в диссертацию или докторскую работу! Самой же Амелии просто интересно, имеют ли ноты какое-то отношение к картине. Может быть, её нужно смотреть именно под звуковое сопровождение с филейной части героя? А может, автор просто написал ноты для красоты и симметрии?

Другой пользователь сервиса tumblr.com, Уильям Эсензо (William Ascenzo), в ответ на пост Амелии Хэмрик выложил модернизированную версию мелодии. Он написал для неё аранжировку и сочинил текст! Слова звучат так: «Наши попы поют, пока мы горим в чистилище»

butt song from hell
this is the butt song from hell
we sing from our asses while burning in purgatory
the butt song from hell
the butt song from hell
butts

Раз уж речь зашла о людях, причастных к этой мелодии, мы расскажем ещё об одном неизвестном факте. В начале этой статьи мы упомянули о том, что до этого момента никто не решался осквернять «партитуру» Босха. Это неверно. Ещё в 2003 году шведская группа под названием Vox vulgaris создала композицию на основе нот с ягодиц грешника! Только, почему-то, это не было предано такой огласке.

Песня называется De jordiska fröjdernas paradis, вышла она на диске The shape of medieval music to come. Ребята постарались подобрать музыку наиболее близко к оригиналу. Получилось у них это или нет – вы можете понять сами, прослушав композицию.

Интересно, как бы отреагировал великий художник на такое вольное переложение своих нот и всю шумиху вокруг картины? Говорят, он был страшно религиозным человеком, состоял в Братстве Девы Марии. Его работы безоговорочно принимались и поощрялись церковью, а современники воспринимали сюрреалистичные полотна, как религиозные наставления. «Не греши, в ад попадёшь!», ─ словно бы говорят все его мрачные картины. Наверное, художник назвал бы нас всех грешниками и нарисовал бы новое «предостережение».

На самом деле, личность Босха соткана из догадок, абсурда и предположений. Кто-то рисует его мистиком, кто-то ─ фанатиком, а кто-то шутником. Дело в том, что до наших дней не дошло почти ничего о жизни художника: ни писем, ни воспоминаний, ни записей. Только сухие факты из городского архива. Что мы знаем о нём наверняка? Давайте перечислим.

  • Настоящее имя художника Еру́н Анто́нисон ван А́кен (Jeroen Anthoniszoon van Aken)
  • Точный год рождения неизвестен. Дата вычислена приблизительно историками.
  • Босх – это псевдоним, который произошел от названия родного города живописца Хертогенбос (Hertogenbosch).
  • Он был членом Братства Девы Марии.
  • Еру́н ван Акен был одним из богатейших людей своего города, так как удачно женился на Алейт Гойартс ван дер Меервенне.
  • Дожил Босх предположительно до 65 лет.
  • Количество полотен, написанных художником, неизвестно. До нас дошло всего 25 картин и 8 рисунков. Ни на одном из произведений нет даты и подписи.

Слухов же сейчас намного больше, чем правдивых фактов о жизни художника. Самым популярным является миф о смерти Босха (а может, и не миф совсем?). Говорят, что когда вскрыли могилу живописца, она оказалась пуста. Кроме того, обломок надгробия стал светиться и нагреваться, когда его изучали под микроскопом…

Так как в нашей истории два главных героя, то хотелось бы вернуться ко второму из них. Об Амелии Хэмрик сведений тоже немного. Но нам повезло, что девушка ─ наша современница и активный пользователь интернета. Поэтому редакции Artifex удалось раздобыть некоторые сведения о ней. Мы уже упоминали о том, что родители студентки связаны с музыкой. Кроме того, они оба работают в научных библиотеках. Амелия мечтает пойти по их стопам. Интересно, что она не только интересовалась исследованиями своего отца в сфере музыки, но и сама постигала эту область. Девушка даже умеет играть на нескольких музыкальных инструментах.

Есть и ещё одна необычная деталь: у Хэмрик специфические проблемы со слухом. Она может слышать высокочастотные звуки обычно или даже лучше, чем другие люди, а низкие – гораздо хуже. «Иногда я удивляюсь, что музыка звучит иначе для меня, чем для всех остальных, но я всё равно люблю её» , ─ призналась она.

Сейчас Амелия Хэмрик работает с профессором истории музыки, чтобы повысить точность мелодии. Также она намекнула на то, что не остановится на достигнутом, ведь у Босха ещё так много картин, на которых изображены ноты…