Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Вознесенский монастырь (Московский Кремль). Вознесенский монастырь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

…Минувшее проходит предо мною…
Александр Пушкин. Трагедия «Борис Годунов».

…Каждый камень твой- заветное преданье поколений…
Михаил Лермонтов. Поэма «Сашка»

…Время собирать камни…
Экклезиаст, 3.5

Надеюсь, что навсегда в прошлое ушло время тяжелых испытаний
для Русской Православной Церкви, время поругания, унижения и
оскорбления религиозных чувств, время осквернения святынь.
У народа должны быть святыни! Без них невозможно говорить о
нравственности, о возрождении духовности и культуры.
Без святости, без высокого идеала человек теряется в море зла
и неправды…
Президент Российской Федерации Владимир Путин

Древнейшие Чудов и Вознесенский монастыри, находившиеся около Спасской башни Московского Кремля, значительно пострадали при обстреле артиллерийскими снарядами в ходе революционных боев в 1917 году. А в 1918 году их закрыли после переноса столицы России из Петрограда в Москву и переезда советского правительства из Петрограда в Московский Кремль.
Первое время после закрытия монастырей в помещениях Чудова монастыря разместился кооперативный магазин «Коммунист» и изба-читальня, затем помещения передали кремлевскому Лечсанупру (Лечебно-санитарное управление), отвечавшему за здоровье высокопоставленных лиц из советского правительства. В кельях Вознесенского монастыря разместили кремлевскую обслугу, а в Екатерининской церкви хотели оборудовать спортивный зал.

В 1929 году советское правительство приняло решение о сносе этих монастырей, несмотря на протесты известнейших архитекторов и других деятелей искусства и культуры.

Фотография, сделанная 10 сентября 1930 года с немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» (на борту которого были и советские специалисты), позволяет увидеть, как выглядела территория Кремля незадолго до полного сноса Чудова и Вознесенского монастырей.

На территории снесенных в 1929-1930 годы монастырей и находившегося рядом с ними Малого Николаевского дворца возвели в 1932-1934 годах по проекту инженера-архитектора Ивана Рерберга здание Школы красных командиров (корпус № 14). В нем в 1934-1938 годах помещалась 1-я Советская объединенная военная школа РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) имени ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет), затем Президиум Верховного Совета СССР, а позже- Администрация президента Российской Федерации.

За свою историю Москва лишилась многих своих строений и памятников архитектуры. В период, когда в столице были, в основном, деревянные строения, почти ежегодные пожары уничтожали многие ее строения. Историки подсчитали, что за первые свои 450 лет значительная часть Москвы сгорала более ста раз. Наиболее страшные пожары случились в годы: 1177 (первый отмеченный в летописях пожар), 1238 (нашествие Батыя: «град и церкви святыя огневи предаша и монастыри вси и села пожгоша»), 1293, 1331 («бысть пожар на Москве, погоре город Кремль»), 1335, 1337, 1343, 1354 (пожаром уничтожен Кремль и 13 церквей), 1365 («Всехсвятский» пожар: «погоре посад весь, Кремль и Заречье»; после этого пожара князь Дмитрий Донской «замыслил ставити город Москву камен»), 1382 (Кремль сожжен татарами), 1390, 1408, 1413, 1439, 1445 (в Кремле не осталось ни одного деревянного здания), 1453 («выгоре Москва, Кремль весь»), 1470, 1475, 1480, 1485, 1493, 1501, 1547, 1626 (погибло и много архивных документов), 1634 (сгорело 5 тысяч домов), 1701 (после этого пожара Петр I издал указ: «деревянного строения отнюдь не строить»), 1737 («Троицкий» пожар, сгорел Кремль, во время этого пожара и раскололся Царь-колокол)... Великий пожар 1812 года (продолжался неделю) во время пребывания в Москве армии Наполеона (сгорело 6,5 тысяч домов из 9 тысяч, 7 тысяч лавок из 8,5 тысяч, 122 церкви из 329). Несмотря на страшные последствия этих бедствий и потерь от войн, Москва каждый раз возрождалась…

Но не только из-за войн и стихийных бедствий лишилась Москва многих своих архитектурных памятников, среди которых исчезло и огромное количество храмов…
Жизнь, к сожалению, сопровождается не только приобретениями, но и потерями: человеческими, духовными, материальными … Все вокруг непрерывно изменяется… Стремительно преобразовывается и Москва… Среди столиц государств по динамике развития она сегодня вышла на второе место в мире после Пекина… Не остается неизменным и архитектурный облик нашей столицы. Но можно ли при возведении новых строений не уничтожать ранее созданные, являющиеся памятниками истории и культуры? В значительной мере это зависит от тех взглядов, которыми руководствуются люди, определяющие судьбу этих памятников. А что считать памятниками?
В 1928 году в Советском Союзе Главнаука посчитала главным критерием, определяющим принадлежность «сооружения» к памятникам- время его создания. Те из них, которые были созданы до 1613 года, объявили неприкосновенными, созданные в 1613-1725 годы- «в случае необходимости» могли подвергаться изменениям, в созданных в 1725-1825 годы сохранялись лишь фасады, а все созданные после 1825 года к памятникам не причислялись и государством не охранялись.
А Никита Сергеевич Хрущев, например, говорил: «Перестраивая Москву, мы не должны бояться снести дерево, церквушку или какой-нибудь храм!» Последствия таких взглядов оказались печальными. Огромны потери и в XX веке. На территории Москвы (в границах 1960 года) к 1917 году находилось 848 храмов, а к 1991 году- 191 действующий и 263 закрытых храмов. Было уничтожено 433 (по другим данным- 368) храмов!
В 2010 году в Москве было 837 действующих церквей, а в 2014 году их стало 1056.

Казалось, что Чудов и Вознесенский монастыри исчезли навсегда. Но недавно появилась надежда, и теперь мы ждем их возрождения. Какие есть для этого основания?
31 июля 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил не реконструировать административный 14-й корпус Кремля (который не является историческим памятником и находится на реконструкции с 2001 года), а снести его, и восстановить исторический облик этого места с Чудовым и Вознесенским монастырями, придав им в сегодняшних условиях характер исключительно культурных ценностей.

Эти монастыри, являвшиеся важными духовными центрами Православия, были не только украшением Кремля: здесь творилась наша отечественная история.

По преданию, Вознесенский женский монастырь создала предположительно в 1386 году княгиня Евдокия Дмитриевна (1353-1407)- дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича и супруга великого князя Московского Дмитрия Донского (1350-1389).
После победы Дмитрия Донского в 1380 году над войском хана Мамая на Куликовом поле Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях.
До 1817 года монастырь назывался Стародевичьим Вознесенским монастырем.

Вместе с Вознесенским монастырем в 1929 году были уничтожены и расположенные на его территории Собор Вознесения Господня (создан в 1588 году), Церковь Михаила Малеина (создан в 1634 году) с колокольней и Церковь Екатерины Мученицы (создана в 1817 году).
Первая Вознесенская соборная церковь монастыря была построена из дерева. Когда Евдокия удалилась в 1407 году в этот монастырь за несколько недель до своей кончины, приняв монашество под именем Евфросиньи (греч.- «Радость», «Веселье»), она поручила заложить на месте деревянного новый, каменный Вознесенский собор. Инокиня Евфросиния после кончины была погребена в этом строящемся храме. Его строительство продолжила невестка княгини Евдокии, но вскоре при пожаре незавершенный собор выгорел дотла, и лишь через пятьдесят лет, в 1467 году он был восстановлен зодчим Василием Ермолиным, который для прочности «одел» старые стены собора в новые. Полностью выгоревший при следующем пожаре собор разобрали «ветхости ради», и на его фундаменте в 1519 году начали строительство нового Вознесенского собора. Предполагают, что его создал архитектор Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде. Но и этот облик собора оказался не последним. В 1588 году собор строится как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора Кремля (созданного Алевизом Новым).
В этом главном монастырском храме находилась почитаемая древняя икона Божьей Матери Одигитрии (греч.- Путеводительница, Указующая Путь)- Богоматерь с младенцем Иисусом. Считается, что эту икону княгиня Евдокия спасла во время нашествия на Москву в 1382 году хана Тохтамыша. Через сто лет икона сгорела, и на ее обгоревшей доске знаменитый иконописец Дионисий в 1482 году написал новый образ Богоматери. К иконе прикладывались цари и патриархи у ворот монастыря, когда по великим праздникам ее выносили им навстречу. Теперь икона находится в Государственной Третьяковской галерее.
Кроме главного Вознесенского собора в монастыре были построены еще два храма: церковь во имя преподобного Михаила Малеина и церковь во имя святой великомученицы Екатерины.

Церковь Михаила Малеина построена по приказу Михаила Романова- первого царя династии Романовых. Он посвятил ее своему святому покровителю, в честь которого и получил свое имя. В конце XVII I века в монастыре рядом с Церковью Михаила Малеина построили колокольню, а в 1823 году- двухэтажную каменную богадельню. Авторами церкви называют подмастерьев каменных дел Бажена Огурцова и Семейку Белого. Храм был богат многочисленными дарами от царствующих особ. Михаил Малеин (около 854-963)- православный святой, учитель Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры Афона, находящейся в Греции. Есть предположение, что на месте Церкви Михаила Малеина ранее стоял одноименный храм (построенный, вероятно, между 1613 и 1617 годами). Когда в 1613 году в Вознесенском монастыре поселилась царица-инокиня Марфа- мать новоизбранного царя Михаила Романова, она выстроила здесь храм во имя Михаила Малеина с приделом (пристройкой) во имя мученика Федора, то есть во имя святых, соименных мужу Федору и сыну Михаилу. В честь Михаила Малеина строили церкви во многих местах России.
Третья монастырская церковь была освящена во имя великомученицы Екатерины. Ее построили на месте обветшавшей небольшой Георгиевской церкви. Екатерининскую церковь заложили в 1809 году по проекту молодого талантливого зодчего Карла Росси (1775-1849). Это был изящный холодный летний храм с многочисленными башенками, стрельчатыми окнами, со стенами нежно-персикового цвета и с золотым куполом, украшенный изящной декоративной лепниной и кружевной каменной резьбой. Церковь больше походила на светское кокетливое здание, чем на храм. Над входом в храм были помещены рельефы Спасителя и апостолов.

В этом монастыре, как и в соседнем Чудовом, был свой хороший хор. На Вербное воскресенье здесь устраивались гулянья, на которых москвичи могли приобрести выставленные для продажи изделия монахинь.

Вознесенский монастырь стал свидетелем многих исторических событий. Здесь, например, разыгралась комедия торжественного признания Марией Федоровной Нагой (женой Ивана Грозного и матерью убитого в Угличе малолетнего царевича Дмитрия) явившегося к ней ее мнимого сына Лжедмитрия I. Правда, после убийства Лжедмитрия I.она быстро отреклась от своего признания. Мария Федоровна поселилась в этом монастыре под именем Марфы. Монастырь был местом пребывания царских невест до брака. В нем на несколько дней до свадьбы поселилась и Марина Мнишек, невеста Лжедмитрия I. К ней регулярно и приезжал Лжедмитрий I.

Со времен основательницы монастыря Евдокии соборный Вознесенский храм стал усыпальницей лиц женского пола из царствующей фамилии (великих княгинь, цариц и женщин из царствующего дома). Здесь были похоронены Софья Витовтовна (жена великого князя Василия I- сына Дмитрия Донского), Софья Палеолог (жена великого князя Ивана III), жёны Ивана Грозного, царевна Евдокия Алексеевна (дочь царя Алексея Михайловича), царица Мария Владимировна (Долгорукова, первая жена царя Михаила Фёдоровича)... При разрушении монастыря в 1929 году сотрудникам Оружейной палаты Кремля удалось спасти погребения, которые ныне находятся в южной пристройке к Архангельскому собору.

К 1907 в монастыре находились игуменья, 62 монахини и 45 послушниц. В 1929 году ряд икон из Вознесенского монастыря передан в Государственную Третьяковскую галерею, в Государственные музеи Московского Кремля. Иконостас Вознесенского собора установлен в соборе Двенадцати Апостолов в Кремле.

В 2007 году (к 600-летию кончины княгини Евдокии) Русская Православная Церковь учредила новую награду: Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Это вторая женская награда после Ордена святой равноапостольной Ольги.
В Москве 9 марта 2014 года князю Дмитрию Донскому установлен памятник (князь на коне) на пересечении Николо-Ямской и Яузской улиц (недалеко от высотного здания на Котельнической набережной), на том месте, где собиралось и отправлялось на Куликово поле его войско и ополчение. На памятнике надпись: «Посвящается Святому Благоверному князю Дмитрию Донскому- освободителю земли Русской». Автор- скульптор В.М. Клыков.

А на юго-западе Москвы, на Нахимовском проспекте около открытой в ноябре 2013 года Церкви Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке (Евфросиния- имя княгини Евдокии в монашестве) 19 ноября 2013 года установлен памятник супругам князю Дмитрию Донскому и княгине Евдокии с детьми. Автор- московский скульптор Дмитрий Кукколос. В композиции памятника даны не все дети Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны (их было 12: восемь сыновей и четыре дочери), а только Василий, который станет преемником отца- великим князем Василием I (1371-1425) и Юрий (1374-1434). В скульптурной группе Василий стоит около родителей, а Юрий находится на руках у матери, нежно прильнув к ней. Накануне открытия памятника его автор написал стихотворение, в котором есть такие строки:

Как долго шел я к вашим образам,
Взрастив в душе черты ваши святые,
Молился- и вокруг рождался Храм,
Димитрий перед ним и Евдокия.

Василий, княжич, впереди стоит,
Младенец Юрий к матери прижался,
От счастья глина плакала навзрыд,
Когда сей светлый образ создавался…

И так хотелось людям передать
Заученные истины простые-
Отец и сын, и со младенцем мать-
Семья! Семьей у нас сильна Россия!

В мае 2008 года в эту церковь были перенесены мощи Преподобной Евфросинии Московской.
В Москве есть примеры успешного воссоздания утерянных памятников истории и культуры: Храм Христа Спасителя (взорванный 5 декабря 1931 года), Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней, Красное крыльцо у Грановитой палаты Московского Кремля, Казанский собор на Красной площади, Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском…

Нет никаких сомнений в том, что будет успешно воссоздан и прежний облик Ивановской площади Московского Кремля с находившимися на нем Чудовым и Вознесенским монастырями- важный для нашей памяти исторический уголок России.

Нас ждет еще много археологических открытий на пути к возрождению этих монастырей, ведь на их месте в подземной части сохранилось много артефактов прошлого…

Идут дискуссии о способах возрождения исторического облика Ивановской площади и монастырей…

Увидеть прежнюю Ивановскую площадь Московского Кремля позволяют старые открытки и фотографии, картины художников (например, «Ивановская площадь» А.М. Васнецова), замечательный документальный фильм «Москва в снежном убранстве», который снял в 1908 году французский режиссер Жорж Мейер (фильм есть в Интернете)…

Сегодня, когда существует Интернет, любой человек, у которого нет возможности оказаться на территории Кремля, может совершить увлекательное путешествие не только по современному Кремлю, но и заглянуть в его прошлое, совершить виртуальное путешествие…

В декабре 2014 года в южном (то есть обращенном к Москве-реке) приделе (пристройке) Архангельского собора Московского Кремля открылась выставка, посвященная истории Вознесенского монастыря (в связи с 85-летием уничтожения этой уникальной обители, жемчужины Московского Кремля), на ней представлены сохранившиеся реликвии: иконы, церковные сосуды, книги...

На нашем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2) размещен рассказ: «Рассказы Юрия Жданова о Московском Кремле». В нем указаны и размещенные на этом сайте рассказы о памятниках Московского Кремля.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 121-125, 128

Вознесенский 1-го класса необщежительный женский монастырь в Кремле на Вознесенской площади у Спасских ворот

Спасская ул.

"Основан в 1387 г. вел. княгиней Евдокией, женой Димитрия Донского. Монастырь тянулся по Спасской улице на 80 с лишним метров. В центре его стоял каменный собор, служивший усыпальницей великих княгинь, а потом цариц до XVIII столетия".

"Монастырь основан в 1407 г. инокиней Евфросиньей (в миру кн. Евдокия Дмитриевна, супруга вел. кн. Дмитрия Донского). Монастырь частию сгорел в 1415 г.; возобновлен в 1467 г. вел. кн. Марией Ярославной, супругою сына Евфросинии Василия Темного; через 16 лет монастырь снова пострадал от пожара; в 1518-1519 гг. он был опять возобновлен вел. кн. Василием Иоанновичем. С этого времени соборный монастырский храм неоднократно подвергался бедствиям от пожаров: в 1547, 1571 и 1626 гг. По повелению императора Петра I он был возобновлен в 1721 г.

По уходе французов Вознесенский храм был освящен в 1814 г"..

"В 1812 г. перед нашествием неприятеля игуменья Вознесенского монастыря Трифена выехала с ризницей в Вологду. Оставшиеся приготовились к смерти: молились Богу, исповедались, причастились. 3-го сентября неприятель разломал в церквах двери, с алчностью все грабил. 6-го сент. выгнали монахинь из монастыря. Ограбленные, они разошлись по разным местам".

"В 1870 г. Вознесенский храм был внутри поправлен и украшен. В 1889 г. 7 июля в день кончины местночтимой княгини инокини Евфросинии монастырь отпраздновал 500-летний юбилей своего существования, разрешенный на основании того соображения, что в летописях сохранилось лишь известие, глухо говорящее об основании монастыря "по отшествии к Богу" кн. Димитрия Донского (ум. 19 мая 1389 г.), а в 1407 г. 20 мая начал строиться каменный соборный храм.

Мощи св. княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии, почивают под спудом, за правым столбом, при южной стене соборного храма Вознесения. В день отдания Пасхи после поздней литургии совершается обнесение плащаницы кругом соборного храма. В первое воскресенье после недели Всех святых на память о пожаре в монастыре 1737 г. совершается празднество в честь иконы Божией Матери "Неопалимая купина". Пред позднею литургиею в это воскресенье крестный ход внутри монастыря.

В ризнице, находящейся над придельным Успенским храмом Вознесенского собора, сохраняется много утвари и драгоценных вкладов царей и цариц и других замечательных в том или другом отношении личностей. Все эти вклады относятся к XVII в. и первой четверти XVIII в. и состоят большей частью из вещей, употребляемых при богослужении. Из них замечательны: два Евангелия (1681 и 1698 гг.) на александрийской бумаге, украшенные серебром, жемчугом и драгоценными камнями; два напрестольных восьмиконечных креста, золотые, с частицами св. мощей, богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями, - оба креста пожертвованы царем Михаилом Феодоровичем; потир и дискос, звездица, лжица золотые, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем в 1659 г.; Смоленская икона Божией Матери, шитая по шелковой материи золотом и серебром (по краям иконы вышиты золотом два тропаря Богородице); плащаница, шитая серебром и шелками (по краям ее серебром вышит тропарь "Во гробе плотски"); 13 покровов на надгробия цариц, княгинь, царевен и княжен, погребенных в Вознесенском соборном храме; грамоты на владение имуществами, пожалованные царями в разное время.

Монастырь (в 1907 г. - П. П.) владеет 195 десятинами земли; в нем находятся игумения, монахинь 62, послушниц 45".

"Монастырь находится внутри Кремля, у Спасских ворот, по правую их сторону. До 1817 г. назывался Стародевичьим" - для отличия от Новодевичьего монастыря в Москве, в Лужниках.

"В то время, как княгиня Евдокия задумала основать сию обитель, в Москве было только два женских монастыря: Алексеевский, первая игумения которого Иулиания (ум. в 1393 г.) была основательницей в Москве общежития в женских монастырях, и Рождественский, устроенный по образцу первого Мариею, матерью Владимира Андреевича Храброго (ум. в 1390 г.). До того, по древнему обычаю, черницы жили в мужских монастырях - напр., в Спасопреображенском на Бору. После основания Вознесенского монастыря собор сделался усыпальницею для великих княгинь, которые до того времени погребались в Спасопреображенском на Бору монастыре.

Избрание для монастыря места у Фроловских ворот Евдокиею определилось, по-видимому, тем, что отселе она провожала мужа своего Димитрия Ивановича Донского на доблестный подвиг и здесь же она встречала его после победоносной Куликовской битвы. На этом месте был дворец Димитрия Иоанновича и терем Евдокии, откуда, по сохранившимся известиям, она смотрела вслед своему супругу. После, перед смертию, в своем монастыре она и постриглась. При пострижении, как о том повествует Пролог в Сказании о блаженной Евдокии под 7 июля, св. Евдокия, шествуя в обитель, исцелила слепого, коснувшись глаз его длинным рукавом своей рубашки; в то же время Евдокия исцелила до тридцати человек недужных, страдавших различными болезнями.

При поступлении в иночество Евдокия приняла имя Евфросиния, а через три дня после пострижения заложила новую каменную церковь Вознесения.

После многократных пожаров церковь Вознесения была возобновлена вместе с монастырем еще несколько раз, а именно - в царствование Василия Иоанновича, Иоанна Грозного, Михаила Феодоровича, Петра I (1721 г.). При Петре I и церковь и монастырь подверглись весьма капитальной перестройке под наблюдением гвардии капитана Баскакова. После пожара 1737 г. по повелению императрицы Анны Иоанновны начато последнее возобновление монастыря и окончено в царствование императрицы Елизаветы Петровны. После 1812 г., уцелев от пожара, монастырь был очищен и приведен в настоящий его вид.

В этом же монастыре скончалась мать царя Михаила Феодоровича инокиня Марфа, в нем же Мария Феодоровна (супруга Иоанна Грозного и мать Димитрия царевича) встречала Марину Мнишек как обрученную невесту первого Лжедимитрия, которая провела в монастыре несколько дней до брака. Мать св. Димитрия царевича признала Лжедимитрия за истинного своего сына перед народом.

Монахини монастыря издревле занимаются разными рукоделиями: они вышивают шелком и золотом, обнизывают образа дорогими каменьями и т. п. В старину обитель была местом пребывания государевых невест до брака. Ворота монастырские во всю первую неделю Великого поста, по древнему обычаю, запираются.

В начале XVIII в. на Красной площади на Вербной неделе началась продажа "изукрашенной вербы", и до 1830-х гг. уборкой вербы, деланием из нее цветов и дутых восковых плодов и фигур занимались преимущественно монахини и белицы Вознесенского монастыря. Внутри этой обители было второе гулянье: по двору монастыря и по террасам его, около келий, прохаживался народ, смотрел на выставку искусственных цветов, опушенных зеленью, красиво собранных букетами и гирляндами, и покупал их у монахинь. До 1810 г. почти у самых ворот монастыря, под особенным шатром, устроенным императрицей Екатериною II, стояли 4 большие пушки. Они сданы потом в Арсенал".

"В 1824 г. при монастыре устроена больница игуменьею Афанасией Черкасовой".

"В храме Вознесения погребены русские княгини, царицы и царевны:

1. Царица Евдокия Лукиановна, вторая супруга царя Михаила Феодоровича, ум. 18 авг. 1645 г. 2. Царица Мария Ильинична, первая супруга царя Алексея Михайловича, ум. 3 марта 1669 г. 3. Царица Наталия Кирилловна, вторая супруга Алексея Михайловича, ум. 25 января 1694 г. 4. Царица Мария Петровна, в инокинях Елена, супруга царя Василия Иоанновича Шуйского, ум. в июле 1626 г. 5. Царица Агафия Симеоновна, первая супруга царя Феодора Алексеевича, ум. 14 июля 1681 г. 6. Царевна Феодора Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича, младенец 3 лет, ум. 28 ноября 1667 г. 7. Царица Мария Феодоровна, седьмая супруга царя Иоанна Васильевича Грозного, в инокинях Марфа, ум. в 1608 г. 8. Царица Марфа Васильевна, третья супруга царя Иоанна Васильевича Грозного, ум. 13 нояб. 1571 г. 9. Царица Мария Темрюковна, вторая супруга царя Иоанна Васильевича Грозного, родом черкешенка, ум. 1 сент. 1569 г. 10. Царица Анастасия Романовна, первая супруга Иоанна Грозного, ум. 7 авг. 1560 г. 11. Вел. кн. София Фоминична Палеолог, супруга великого князя Иоанна III Васильевича, ум. 17 апр. 1503 г. (дочь деспота Морейского, племянница последнего греческого императора Константина XII Палеолога). 12. Великая княгиня Елена Васильевна Глинская, вторая супруга великого князя Василия III Иоанновича, ум. 3 апр. 1538 г. 13. Великая княгиня Мария Борисовна, первая супруга вел. кн. Иоанна III Васильевича, ум. 22 апр. 1467 г. 14. Великая княгиня Мария Ярославна, супруга вел. кн. Василия Васильевича Темного, в инокинях Марфа, ум. 14 июля 1484 г. 15. Вел. княгиня София Витовтовна, супруга вел. кн. Василия I Дмитриевича, сына Донского, дочь князя Литовского, ум. 15 июня 1453 г. 16. Ирина Феодоровна Годунова, супруга царя Феодора Иоанновича, первая самодержавная царица - отказалась от престола и приняла пострижение в Новодевичьем монастыре под именем Александры. 6 лет прожила она в монастыре и мирно скончалась в 1604 г. 17. Царевна Мария Иоанновна, дочь царя Иоанна Грозного от первой супруги царицы Анастасии Романовны (младенец), ум. в 1551 г. 18. Царевна Феодосия Феодоровна, дочь царя Феодора Иоанновича (младенец), ум. в 1593 г. 19. Царевна Анна Васильевна, дочь царя Василия Шуйского (младенец). 20. Царевна Пелагия Михайловна, дочь царя Михаила Феодоровича (младенец), ум. 25 янв. 1628 г. 21. Царевна Мария Михайловна, дочь царя Михаила Феодоровича (младенец), ум. 21 сент. 1632 г. 22. Царевна София Михайловна, дочь царя Михаила Федоровича (младенец), ум. 23 июня 1636 г. 23. Царевна Евдокия Михайловна, дочь царя Михаила Феодоровича (младенец), ум. 10 февр. 1637 г. 24. Царевна Мария Иоанновна, дочь царя Иоанна Алексеевича (младенец), ум. 14 февр. 1692 г. 25. Царевна Феодосия Иоанновна, дочь царя Иоанна Алексеевича (младенец), ум. 12 мая 1691 г. 26. Царица Мария Владимировна (Долгорукова), первая супруга царя Михаила Феодоровича, ум. 6 янв. 1625 г. 27. Царевна Анна Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича и первой супруги его царицы Марии Ильиничны (младенец), ум. 3 марта 1659 г. 28. Царевна Евдокия Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича (19-ти лет от роду), ум. 18 февр. 1669 г. 29. Великая старица Иулиания Феодоровна, мать царицы Анастасии Романовны. 30. Вторая супруга царевича Иоанна Иоанновича, сына царя Иоанна Грозного, Параскева Михайловна (Соловых). 31. Царевна Наталия Алексеевна, дочь царевича Алексея Петровича, ум. 22 нояб. 1728 г. 32. Царевна Татиана Михайловна, дочь царя Михаила Феодоровича, ум. 71-го году от роду 24 авг. 1707 г. 33. Царевна Анна Михайловна, третья дочь царя Михаила Феодоровича, перед смертью приняла схиму с именем Анфусы, ум. 27 окт. 1693 г.

В монастыре погребены также (точное место погребения неизвестно):

1. Супруга кн. Юрия Дмитриевича, сына Донского, княгиня Анастасия Георгиевна, ум. в 1422 г. 2. Супруга князя Петра Дмитриевича, сына Донского, княгиня Евфросиния Полиевктовна, приняла схиму и ум. в 1466 г. 3. Супруга сына вел. кн. Иоанна III, кн. Иоанна, названного Младым, княгиня Елена Степановна, дочь молдавского господаря, ум. в 1505 г. 4. Дочь царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его царицы Анастасии Романовны царевна Евдокия Иоанновна, ум. в 1558 г. 5. Первая супруга царевича Иоанна Иоанновича, сына царя Иоанна Грозного, вел. княгиня Евдокия Богдановна, пострижена по воле царевича в монашество под именем Александры и ум. в 1620 г.

Против Царских врат придельного храма во имя Божией Матери всех Скорбящих Радости погребена дочь царя Иоанна V Алексеевича царевна Параскева Иоанновна, ум. 8 окт. 1731 г.".

"Древнейшая и богатейшая гробница - самой основательницы монастыря преп. Евфросинии. Она помещается у правой стены церкви, недалеко от боковой южной двери. На верхней доске раки написан образ преподобной, который при устроении раки обложен серебряной ризой. На раке вырезана следующая надпись: "Сия рака великой княгини Евдокии, во инокинях Евфросинии, супруги Димитрия Иоанновича Донского, бывшей основательницы сея обители, преставившейся в 1407 г. июля седьмого дня; 1821 г. мая тридесятого благословением высокопреосвященнейшего московского митрополита Серафима начата делатися усердием доброхотных дателей, тщанием игумении Афанасии, и окончена 1822 г. февраля 10 дня при высокопреосвященном московском архиепископе Филарете".

Царица Ирина Феодоровна - единственная из рода Годуновых, покоящаяся внутри стен Кремля".

В 1917 г. монастырь пострадал при артобстреле.

"В комиссариате митрополиту Платону было обещано сохранить в целости Кремль и объявлено, что стрельба в этот же день будет прекращена и что переговоры об этом уже ведутся. Несмотря на обещание, именно в ночь с 2 на 3 ноября Священный Кремль подвергся жестокому обстрелу и разгрому со стороны большевиков. Узнав об этом 3-го же ноября, я (еп. Нестор Камчатский, впоследствии митрополит. - П. П.) со священником Чернявским отправился в Кремль.

Нас пропустили в Спасские ворота. Прежде всего мы по пути зашли в женский Вознесенский монастырь. Здесь уже было полное разрушение. В храме св. великомученицы Екатерины насквозь пробита артиллерийским снарядом стена верхнего карниза и верхний свод храма. Отверстия по одному квадратному аршину. Другим снарядом разрушена часть крыши на главном куполе. От ружейных пуль и снарядных осколков разбиты купола храмов монастыря и крыши всех построек обители. Стекол выбито до 300 мест. В храме св. Екатерины на носилках среди церкви на полу лежал убитый ружейной пулей в висок юнкер Иоанн Сизов. У тела убиенного я отслужил литию. Когда солдаты уносили из Кремля тело этого юнкера, в ответ на соболезнование из толпы о мученической смерти, они выбросили тело с носилок на мостовую и грубо надругались над ним"(; см. также ).

"Известно, что Вознесенская церковь и церковь св. Екатерины Вознесенского монастыря разобраны в 1929 г.".

"Здания монастыря разобраны. При этом останки погребенных княгинь и цариц – Евдокии (Евфросинии), Софьи Витовтовны, Софьи Палеолог, Натальи Кирилловны Нарышкиной и др. - перенесены в подвал палатки, пристроенной в 1801 г. к Архангельскому собору.

В 1928-1932 гг. на месте, где стояли ранее Чудов и Вознесенский монастыри, архитектор И. И. Рерберг построил большое здание с колоннами, где теперь работает Президиум Верховного Совета СССР".

Здание это до Президиума ВС занимали также Военная школа им. ВЦИК, а после нее - Кремлевский театр.

Монастырь примыкал вплотную к Спасской башне и стене к северу от нее; на его месте стоит ныне восточная часть нового здания Президиума.

"В Гос. Третьяковской галерее в настоящее время сохранились четыре иконы, происходящие из Вознесенского монастыря в Кремле:

1. "Богоматерь Одигитрия" 1482 г. Дионисия, еще до революции переданная в Синодальную библиотеку.

2. "Богоматерь со свечой" (из акафиста) пер. пол. XVII в., моск. школа, до революции перешедшая в Церк.-археологический музей, с надписью на обороте "Из женского Вознесенского монастыря в Москве".

3. "Никита Новгородский", перв. пол. XVII в., моск. школа, поступившая из Гос. Исторического музея в 1930 г., с надписью на обороте сажей "Из Возн. монастыря № 253".

4. "Феодосия преподобная", 1690 г., мастер Кирилл Уланов, с надписью на обороте о происхождении из Вознесенского монастыря, находившаяся до революции в Церковно-археологическом музее и поступившая в ГТГ в 1930 г. из Гос. Исторического музея".

Иконостас Вознесенского собора установлен ныне в церкви Двенадцати апостолов в Кремле; ряд монастырских икон находится в фондах Государственных музеев Московского Кремля.

К 1917 г. в Вознесенском монастыре было 3 храма с 8 престолами. В настоящее время не осталось ничего.

Сытин. С. 57-58.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 493-498; библиогр.

Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2 (краткое донесение императору от настоятельницы монастыря о происшествиях при французах).

Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 77-82.

Проценко. Монастыри в России и соборы в Москве. М., 1863.

Нива. 1917. № 2; 3 (фото разрушений).

Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 15-16.

Александровский, № 20, 54, 325.

На выставку, посвящённую Чудову и Вознесенскому монастырям в Московском Кремле я непременно хотела сходить. О существовании древних обителей в Кремле осведомлён даже старшеклассник (если он не отъявленный двоечник). А вот визуально представить себе как выглядели и где точно располагались те или иные несуществующие здания, я никак не могла, имела лишь приблизительное представление. На выставке я надеялась наконец-то прояснить для себя вопрос местоположения Екатерининской церкви, Малого Николаевского дворца, церкви Чуда Архистратига Михаила, а также других разрушенных в разное время кремлёвских церквей и других строений. Мои надежды оправдались! Рассматривая планы, фотографии, рисунки и литографии Кремля XIX века, разрозненные части кремлёвской мозаики наконец-то сложились в ясную картину.
Для своей дырявой памяти предам огласке снимки, представленные на экспозиции выставки “Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле” в Московском музее Архитектуры и, по возможности, прокомментирую их.

Монастыри в Кремле. Планы

В первую очередь я увидела копию панорамы Кремля Д.С.Индейцева – конец XIX века. (Ниже продемонстрирую крупномасштабные фрагменты этой панорамы).

На выставке представлена компьютерная реконструкция строений Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле (снимок ниже). Так выглядела Ивановская площадь, если бы могли посмотреть на Кремль с вершины Покровского собора. В нижнем правом углу видна часть Красной площади, чуть выше – в верхнем правом углу белым цветом обозначено здание Сената.

Слева видно пустое пространство, сейчас на этом месте находится Тайницкий сад (Большой Кремлёвский сквер). На дальнем плане можно рассмотреть и нижнюю часть колокольни Иван Великий.
Теперь рассмотрим аксонометрию Кремля. Местоположение Чудова и Вознесенского монастырей выделено белым цветом.

Наконец, изучим детали кремлёвского плана. В верхнем левом углу обозначено ныне существующее треугольное здание Сената. Комплекс строений – имеющий в плане вид буквы “П” – это Вознесенский монастырь. Слева от него – строения Чудова монастыря. (План составил М.Д.Рудольф в 1861 году).

Вот как монастыри выглядят на аксонометрии 1898 года.

Обратите внимание, что справа вверху на плане показана бОльшая часть Красной площади с современным зданием Торговых рядов (ГУМ). На площади видно расположение памятника К.Минину и Д.Пожарскому работы Ивана Мартоса – аккурат напротив центрального входа в ГУМ.

Привожу аксонометрию 1898 года полностью в большом масштабе, она довольно подробна и любопытна.

Обратите внимание – пункты 28-44 перечня обозначают строения за пределами Кремля.

Панорама Д.С.Индейцева. Монастыри в Кремле

Вернёмся к панораме Д.С.Индейцева конца XIX века. Дублирую всю панораму.

Рассмотрим левый фрагмент панорамы с видом Ивановской площади.

Плац справа на месте нынешнего Тайницкого сада (Большого Кремлёвского сквера) показан очень наглядно. Перечислю строения слева направо.
1.Алексеевская церковь Чудова монастыря (это комплекс из двух зданий, трапезной и собственно церкви).
2.Малый Николаевский дворец или Архиерейский дом (трёхэтажное угловое здание под зелёной крышей).
3.Правее Малого Николаевского дворца видны три главы (центральная и две боковых) собора Вознесенского монастыря.
4.Екатерининская церковь Вознесенского монастыря (с большим куполом).
5.Спасская башня.
Два небольших строения между Спасской и Царской башнями не указаны.
6.Царская башня.
7.Набатная башня.
8.

Ещё один вид Ивановской площади, почти такой же, как выше, но в лучшем качестве, с бОльшим приближением, его прислала наш автор .

Средняя часть панорамы в настоящее время не представляет для нас большого интереса – это вид из Кремля на Замосковречье.

Теперь посмотрим на правую часть панорамы Д.С.Индейцева.

Все здания перечислять не буду, они очевидны. Укажу некоторые несуществующие ныне строения – слева от Боровицкой башни едва видна маленькая церковка. У Оружейной палаты (примерно напротив входа в Алмазный фонд) стоит церковь Иоанна Предтечи под Бором.

Ивановская площадь. Монастыри в Кремле

Вернёмся снова на Ивановскую площадь. На картинке ниже отлично видна ограда, отделяющая Соборную площадь.


А.Руднев по рисунку Д.М.Стругова “Вид Ивановской площади Московского Кремля” 1867 г.

Обратите внимание на купола Успенского собора – по форме они не похожи на нынешние. Также центральный купол сильно отличается по размеру от боковых, что не соответствует действительности. А решётка живёт и здравствует, только на другом месте – расположена между ОП и БКД.
Теперь опять обратимся к фрагменту панорамы Д.С.Индейцева.


Д.С.Индейцев. Вид Чудова и Вознесенского монастырей. Изд.Дж.Дациаро, 1850-е годы.

Здесь также видим Алексеевскую церковь (слева) и Малый Николаевский дворец Чудова монастыря, а также главы собора и Екатерининскую церковь Вознесенского женского монастыря.
Прежде чем подробно рассматривать отдельные строения, кратко упомяну об истории Чудова монастыря Московского Кремля.

Чудов монастырь Московского Кремля


Монастырь учредил в 1365 году митрополит Московский и воспитатель Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского Алексий, впоследствии причисленный к лику святых.

Основан монастырь был на том месте в Кремле, где прежде стоял Ордынский двор. Митрополит Алексий получил этот участок в дар от Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. По преданию, Тайдула одарила русского митрополита в благодарность за излечение от слепоты. Этот эпизод всегда изображают на житийных иконах святого Алексия, митрополита Московского.


Клеймо иконы с изобр. исцеления царицы Тайдулы митрополитом Алексием.
Икона “Митрополит Алексий с житием”, мастерская Дионисия, 1480-е гг. Дионисий. Алексий митрополит Московский. Конец XV – начало XVI вв. Клеймо “Излечение Тайдулы” находится в левой части иконы, четвёртое сверху

Вернувшись из Золотой Орды, митрополит учредил монастырь в честь Чуда архангела Михаила в Хонех. Ведь чудо прозрения Тайдулы по молитве Алексия случилось именно в день празднования Чуда архангела Михаила в Хонех.

Ещё при жизни митрополита в монастыре построили каменный храм Чуда архангела Михаила на месте деревянного. Почил св.Алексий в 1378 году и завещал похоронить себя у стен собора, что и было выполнено, его погребли в Благовещенском приделе собора Чуда архангела Михаила.
В 1431 году в соборе обрушились своды. Во время работ обрели мощи митрополита Алексия, это послужило поводом для его канонизации. Собор отстроили заново, а в начале XVI века итальянские мастера по повелению Ивана III вновь возвели храм на прежнем месте.

Была в соборе высокая колокольня. В XVII веке западную и северную границу монастыря опоясывали келейные корпуса.


Важнейшими постройками монастыря были собор Чуда архангела Михаила, Алексеевская трапезная церковь и Малый Николаевский дворец (Архиерейский дом).


Для наглядности вставляю ещё один снимок. Его происхождение неизвестно.


Собор Чуда архангела Михаила. Монастыри в Кремле

Собор Чуда архангела Михаила Чудова монастыря. Из издания: “Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества”, 1846-1859

Построен собор в 1503-м году по повелению государя Ивана III. Характер постройки, детали украшений указывает на авторство итальянских мастеров. Храм был крестовокупольный. Стояла церковь на высоком подклете. Во внешнем убранстве чисто русские приёмы (аркатурно-колончатый пояс) сочетались с ренессансными традициями (фриз с дельфинами).



Интерьер церкви Чуда архангела Михаила. “Обретение злата, злодеяние монахов и спасение пастуха архангелом Михаилом”. Фото А.В.Лядова 1929 г.
Интереьер церкви Чуда архангела Михаила. “Обретение мощей святителя Алексия”. Фото А.В.Лядова 1929 г.

Алексеевская трапезная церковь. Монастыри в Кремле

Возвели трапезную церковь в 1680-1686 годах по повелению государя Фёдора Алексеевича и по его чертежу. Церковь построили в духе русского узорочья, она была богато украшена кокошниками и увенчана десятью главами, которые были сгруппированы двумя парами по пять куполов.
В 1770-м году вид Алексеевской трапезной церкви преобразился – к ней пристроили крыльцо, выполненное в неоготическом стиле.

Малый Николаевский дворец Чудова монастыря (Архиерейский дом). Монастыри в Кремле

Чаще всего на панорамах Кремля мы видим Малый Николаевский дворец или Архиерейский дом – один из самых поздних памятников в монастырском ансамбле.

Новый архиерейский дом построили в Чудовом монастыре в 1775-76 годах, автор проекта – М.Ф.Казаков. Новое строение поставили на месте старых разобранных архиерейских палат. Угол раннеклассицистического здания представлял собой полуротонду с четырьмя колоннами и бельведером. Последний нёс на себе вензель митрополита Платона (Левшина).

В юго-восточной части здания была устроена домовая церковь апостолов Петра и Павла. Автором деревянного иконостаса храма был М.Ф.Казаков.
После 1818 года архиерейские палаты передали в казну. В нём пребывала семья императора Николая I во время коронации, проходившей в Москве в 1826 году, поэтому здание стали называть Николаевским дворцом. Позже, оно претерпело несколько изменений, в том числе, его надстроили третьим этажом, сначала – деревянным, затем – кирпичным, но казаковский декор фасадов, в целом, сохранился.


Малый Николаевский дворец. Вид после артобстрела 24 октября – 3 ноября 1917 года. Фото Ф.Н.Крашенинникова 1918-1919 годы. На этом снимке хорошо видна трапезная Алексеевской церкви с красивым крыльцом.


Вознесенский монастырь Московского Кремля

Женский монастырь занимал скромную территорию вдоль восточной стены Кремля, выходящей на Красную площадь и Чудовым монастырём.

В 1407 году, вдова Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского, Евдокия основала Вознесенский монастырь, где и приняла постриг под именем Ефросиньи. Первый собор монастыря строился на её пожертвования. После упокоения, инокиню Ефросинью похоронили в ещё недостроенной церкви. С тех пор всех супруг русских государей (до Петра I) хоронили именно там.
Первый каменный собор монастыря, начатый ещё при жизни Ефросиньи, освятили в честь Вознесения Господня в 1468-м году. В 1518 году Великий Князь Василий III повелел построить новый Вознесенский собор, которые впоследствии сильно пострадал от пожара. Новый собор построили на пожертвования Ирины Годуновой. Царицу также похоронили в Вознесенском соборе несмотря на то, что она стала инокиней .

В начале XVII века, после воцарения новой династии Романовых, инокиней монастыря стала Марфа (Ксения Иванова Романова), мать царя Михаила Фёдоровича. По её заказу в 1617 году в монастыре построили деревянный храм во имя святого Михаила Малеина. В честь это святого был крещён сын Марфы (Ксении Ивановны) и первый царь династии Романовых – Михаил.

В 1626 году в Вознесенском монастыре Кремля возвели деревянную церковь во имя св. Фёдора Пергамского (святого покровителя патриарха Филарета, в миру – Фёдора, отца царя Михаила Романова). Деревянные храмы не сохранились.
В 1634 году в Вознесенском монастыре построили каменный двухярусный храм в честь св.Михаила Малеина, куда перенесли и престол церкви Фёдора Пергамского.
Обратите внимание, что Михайловский храм построен по типу “иже под колоколы” – звонница надстроена над двухъярусной церковью.

В 1686 году в монастыре на месте ранних храмов возвели каменную церковь св.Екатерины.

Вдоль Спасской улицы проходила каменная ограда монастыря. С севера, запада и востока территорию Вознесенского монастыря окружали келейные и служебные постройки.

Екатерининская церковь Вознесенского женского монастыря в Кремле. Монастыри в Кремле

Новую церковь на территории Вознесенского монастыря в Московском Кремле начали строить в 1807 году. Но до событий 1812 года завершить её не успели. Окончательно достроили новый храм только в 1817 году. Автор проекта – К.И.Росси. На заключительном этапе Екатерининскую церковь достраивал А.Н.Бакарев.

Стиль постройки – псевдоготика. Главным фасадом церковь выходила на Спасскую улицу. Храм был одноглавый, большой купол поддерживал высокий барабан. Всё строение было совершенно симметричным, выдержанным в классических формах. Остроконечные башенки-пинакли придавали церкви “готический” облик. Интересно, что восточная стена церкви не была выделена традиционными апсидами, из-за этого храм несколько походил на гражданскую постройку.

Внутренняя отделка Екатерининской церкви соответствовала внешнему виду – интерьер храма также был исполнен в “готическом” вкусе. Первоначальный деревянный иконостас в 1870-80-е годы заменили на мраморный в тех же готических формах.


О.Бри по оригиналу А.Дюража “Екатерининская церковь Вознесенского монастыря”. Вид со двора. 1845 г.


В заключении приведу несколько интересных снимков Кремля.

Такой бы мы увидели колокольню, если бы стояли на Ивановской площади спиной к Сенату примерно на линии с . Хорошо видна улица между Успенским собором и церковью Двенадцати апостолов.


На следующем снимке на первом плане видна Спасская улица с церковью Николая Гостунского. За ней стоит Николаевский дворец. А вот церковь св.Екатерины ещё старая.


Теперь немного другой ракурс. Отсюда за Малым Николаевским дворцом увидим старую Екатерининскую и Георгиевские церкви.



Теперь посмотрим на Спасскую башню с Красной площади. За стеной справа от башни видим маленькую главку церкви Михаила Малеина, слева от неё – большой купол Екатерининской церкви.

На следующем снимке взгляните на Никольскую башню Кремля. Она изображена низенькой, приземистой, до перестройки. Слева – фасад Арсенала, справа – Сената.


Мастерская Ф.Я.Алексеева. Вид Сенатской пощади Московского Кремля, 1800-е.

Невозможно пройти мимо эскизов наличников окон церквей и гражданских зданий XVII-XVIII веков.

В данной публикации я представила бОльшую часть снимков, представленных на выставке “Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле”.
Сведения о кремлёвских монастырях и церквях взяты из фотоматериалов выставки.

Статьи об истории и архитектуре Московского Кремля и его музеев мы собираем в .

Экспозиция в Южной пристройке Архангельского собора посвящена одному из древнейших монастырей Москвы и наиболее почитаемых обителей России — Вознесенскому женскому монастырю в Кремле, основанному великой княгиней Евдокией, женой великого князя Дмитрия Донского. В 1407 году Евдокия приняла в монастыре постриг с именем Евфросинии и после кончины была погребена в построенном по ею указанию белокаменном соборе, освященном во имя Вознесения Господня. С этого времени на протяжении более трех столетий Вознесенский собор монастыря являлся усыпальницей великих княгинь и цариц, крупнейшим женским великокняжеским и царским некрополем Кремля. Под его сводами были похоронены Софья Витовтовна, жена великого князя Василия I, Софья Палеолог, жена великого князя Ивана III, Анастасия Романовна, первая жена царя Ивана IV Грозного, Ирина Годунова, жена царя Федора Иоанновича, Наталья Кирилловна, мать императора Петра I, и другие русские государыни.

Вознесенский женский монастырь располагался у Спасской (Фроловской) башни Московского Кремля. На протяжении столетий обитель вместе с Кремлем переживала пожары, нашествия и разорения, но каждый раз отстраивалась вновь. Монастырь пользовался особым покровительством великокняжеской, царской, а затем императорской семьи.

Революционные события 1917 года изменили судьбу Вознесенского монастыря. В 1918 году, после переезда советского правительства в Кремль, он был закрыт. В 1929 году правительственной комиссией было принято решение о сносе Вознесенского, а также находившихся рядом с ним Чудова монастыря и Малого Николаевского дворца для строительства на их месте Военной школы имени ВЦИК. Несмотря на попытки сохранить эти памятники, предпринятые специалистами музея и ведущими архитекторами, комплексы двух монастырей и дворца были уничтожены. Сотрудникам Музеев Кремля и другими специалистам, ценой героических усилий в кратчайшие сроки удалось спасти от уничтожения иконы и богослужебные предметы, выполнить фотофиксацию и обследование захоронений, сделать архитектурные обмеры зданий. Гробницы великих княгинь и цариц были перевезены в подземную палату под южной пристройкой Архангельского собора.

Экспозиция рассказывает о монастырских храмах, их быте и убранстве. Посетители увидят иконы и богослужебные предметы из Вознесенского монастыря, среди которых иконы из величественного шестиярусного иконостаса монастырского собора, созданные около 1679 года, запрестольный крест, выполненный после войны 1812 года при восстановлении Кремля.

Свидетельством особого почитания, которым пользовался Вознесенский монастырь у русских государей и знатных родов, являются пожертвования — драгоценная подвесная пелена к чтимой иконе «Богоматерь Одигитрия» — вклад княгини Домники Михайловны Мстиславской, шитая пелена «Богоматерь Федоровская» 1630-х годов — вклад старицы Марфы, матери первого царя династии Романовых.

В XVII веке более ста шестидесяти, а в начале XX столетия более двухсот монахинь и послушниц проводили дни в монастыре в молитве и послушании. Облачения некоторых из них представлены на экспозиции. Ценнейшей реликвией является кожаный пояс преподобной Евфросинии начала XV века с тиснеными изображениями двунадесятых праздников.

Создание экспозиции, восстанавливающей историческую память о знаменитой Вознесенской обители, стало возможным благодаря многолетним стараниям научных сотрудников и реставраторов Музеев Московского Кремля, сохранившим спасенные сокровища одного из самых знаменитых монастырей, история которого неразрывно связана с историей Москвы и России.

Вознесенский женский монастырь в Кремле был основан в XIV веке великой княгиней Евдокией — женой князя Дмитрия Донского. Обитель является одной из древних в Москве. Она была построена в память о Куликовской битве (1380) и стала одним из первых женских монастырей.

Внутреннее убранство Вознесенского собора не сохранилось до наших дней, уцелел лишь иконостас, который после революции 1917 года перенесли в кремлевский собор Двенадцати апостолов. Иконостас выполнен в стиле барокко в конце XVII века, украшен флемской резьбой, символизирующей райский сад. Среди святынь Вознесенского собора был древний образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Считается, что сама княгиня Евдокия спасла его из огня при пожаре во время нашествия Тохтамыша в 1382 году.

В 1730-х годах в Вознесенском соборе устроили Успенский придел и придел во имя иконы "Всех скорбящих Радость".

К началу XX века в Вознесенском монастыре было три храма: Вознесенский собор, церковь Святого Михаила Малеина и храм Великомученицы Екатерины, который был построен в XVII веке на месте древней церкви Святых Афанасия и Кирилла (в честь бракосочетания Дмитрия Донского и Евдокии). К XIX веку он сильно обветшал, его хотели снести. В 1808 году по приказу императора Александра I новую Екатерининскую церковь создал итальянский архитектор Карл Росси в совершенно нехарактерном для Москвы готическом стиле. Храм был освящен в 1817 году.

На протяжении всего времени своего существования монастырь щедро одаривали, он был в числе самых богатых и уважаемых монастырей Москвы.

Вознесенский монастырь служил усыпальницей для женщин царской фамилии. Здесь также находили последний приют родственные великим князьям удельные правители. Самой почетной была южная сторона храма. У этой стены в серебряной раке покоились мощи святой Евдокии, здесь была похоронена Мария Шуйская (жена сверженного царя Василия Шуйского), которая, по мнению историков, начинала свой род от отца Евдокии, а также Анастасия Романова — первая и самая любимая жена Ивана Грозного и другие прославленные женщины.

Перед важными военными походами, дальними путешествиями, перед тем, как отправиться на богомолье, великие князья поклонялись праху своих отцов в Архангельском соборе, и матерей в Вознесенском. На большие церковные праздники было также принято посещать эти соборы.

Находясь под покровительством правительниц, Вознесенский монастырь считался царским, на его настоятельниц распространялась привилегия входить к великим княгиням и царицам без доклада. Часть инокинь и сами принадлежали к царскому роду. Здесь провела остаток своих дней Мария Нагая (инокиня Марфа) — последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Димитрия. Инокиней Вознесенского монастыря была мать первого царя из рода Романовых — Марфа, здесь Лжедмитрием была заточена дочь Бориса Годунова царевна Ксения.

По традиции, установившейся в древние времена, в Вознесенском монастыре до венчания находились государевы невесты после обручения. Здесь жила какое-то время и Марина Мнишек — жена Лжедмитрия I.

Инокини Вознесенского монастыря шили одежду для членов царской фамилии, вышивали салфетки и полотенца для царского обихода, плели кружева и иногда готовили любимые блюда цариц.

При монастыре существовало училище для девиц из знатных семей, в котором их обучали грамоте, этикету, церковному пению.

Во время наполеоновского нашествия 1812 года настоятельница Вознесенского монастыря успела увезти в Вологду ризницу, поэтому самые важные ценности избежали осквернения и разграбления. Несмотря на то, что обитель была оккупирована французскими солдатами, она сохранилась лучше других московских монастырей и почти не была повреждена. Монастырский священник Иван Яковлев даже сумел здесь спрятать мощи святого царевича Димитрия, которые нашел в оскверненном Архангельском соборе.

В ноябре 1917 года в ходе боев за Кремль были разрушены многие стены и купола его храмов. В марте в Кремль переселилось новое большевистское правительство и монахиням было приказано покинуть обитель. Покидая монастырь, они сумели тайно вынести под одеждами Казанскую икону Божией Матери, а также некоторые драгоценности, спрятав их на лаврском подворье. Властями был учинен обыск, сокровища нашли и отправили их в Оружейную палату Кремля. В церкви Святой Екатерины был оборудован гимнастический зал.

В 1929 году Вознесенский монастырь был уничтожен. На этой территории в 1932-1934 годах была построена Военная школа имени ВЦИК. В 1950-х годах здание было передано Верховному Совету СССР, в 1958 году его часть перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест.

В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников