Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Восточная архитектура. Непал. Древняя Архитектура. Мавританский архитектурный стиль

Арабская цивилизация хорошо известна как одна из наиболее оригинальных и высокоразвитых в культурном уровне цивилизаций на планете - достаточно вспомнить хотя бы то, что в культуре повседневного быта и в точных науках арабский мир в Средние века находился далеко впереди Европы. И это тем более поразительный факт, если учитывать, что арабская культура во многом появилась как бы без корней, ниоткуда. Взять хотя бы арабскую архитектуру - ведь до принятия ислама архитектура у кочевых арабских племен находилась на зачаточном уровне. Понадобилось всего несколько веков военных завоеваний, чтобы на основе заимствований арабским миром была создана собственная уникальная архитектура.

Архитектура на религиозном фундаменте

Возникновение, укрепление и распространение самобытной арабской цивилизации непосредственно связано, как известно, с появлением и развитием такой религиозной системы, как ислам. Собственно, ислам и стал двигателем практически всех сторон жизни арабской цивилизации, в том числе и архитектуры. Арабская архитектура на стадии своего зарождения появилась в связи с необходимостью сооружения священных зданий, мечетей. Не имея собственной богатой традиции возведения масштабных и долговечных зданий, арабы позаимствовали саму схему и во многом методику строительства сооружений для религиозных нужд из Ирана.

Арабская мечеть, то есть большое здание с купольным сооружением в центре, имеет явное иранское происхождение. По планировке мечеть имеет две части: обширный двор с колодцем для ритуальных омовений и непосредственно молельня. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене, где хранится Коран. Основание купола опирается на четыре стены основного квадратного объема и на небольшие арки, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны, наиболее распространены были подковообразная, стрельчатая однолопастная или трехлопастная. Снаружи основного здания возводятся высокие минареты, с которых верующих созывают на молитву.

Здания прямоугольной формы со стрельчатыми арками, наиболее часто используемые для возведения мечетей и иных зданий духовной направленности (например, медресе - духовные училища), получили название пештак. Также традиционно популярны айваны, сводчатые здание из четырех стен, открытые только с одной стороны. Главным строительным материалом арабской архитектуры являлся обожженный кирпич, реже разные породы камня (песчаник, известняк). В качестве вспомогательных материалов использовали дерево, тростник, гипс, поливную керамику (майолику или фаянс). Мрамор использовался реже, например, для небольших колонн, поддерживавших своды, и чаще всего в тех регионах арабского мира, которые в силу географического положения испытывали наиболее сильное европейское влияние (Северная Африка, Испания).

В будущее благодаря традициям

Однако представление о том, что арабская архитектура это исключительно прерогатива религиозных построек, не совсем верно. Да, главные творческие силы арабской мира были направлены на прославление Аллаха любыми способами, в том числе и архитектурными. Но и гражданская архитектура в арабской цивилизации благодаря векам развития достигла немалых высот. Сооружения этого типа по планировке во многом повторяли концепцию мечетей, это правда, однако они всегда вносили функциональные изменения. Жилые дома имели центральный двор с арками вокруг и фонтаном посредине, причем почти всегда имели один этаж и не имели окон, выходящих на улицу. Зато почти всегда арабский жилой дом зажиточного человека имел сад, несмотря на преимущественно засушливый климат. Арабские инженеры и архитекторы достигли непревзойденных высот в плане строительства гидротехнических сооружений: крытых резервуаров, водопроводов, фонтанов, ирригационных систем и так далее. В городах улицы делались узкими, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары. Зачастую отдельные городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами - в первую очередь для создания эффективной системы обороны в случае вооруженного нападения на город.

Современное развитие арабской архитектуры, по мнению исследователей, во второй половине прошлого столетия было осложнено слишком сильным влиянием западных архитектурных стандартов. Специалисты выделили четыре основные направления этого процесса:

  • следование в русле «международного стиля»;
  • формальная стилизация сооружений европейского типа арабскими мотивами;
  • использование стилевых мотивов арабской архитектуры в соединении со средствами современной архитектурной стилистики;
  • творческое использование традиционных типов арабского зодчества с учетом достижений современной техники.

При этом многие ученые с оптимизмом смотрят в будущее самобытной арабской архитектуры, усматривая сохранение и возможность дальнейшего активного использования таких концептуальных ее принципов, как, например, преобладание пространственного мышления над объемным, ограничение и художественное модулирование светового потока, специфический «южный» урбанизм, сформировавшийся под влиянием родственно-племенного расселения и сухого жаркого климата, а также многие другие.

Александр Бабицкий

Крупнейшей азиатской страной со своей уникальной культурой является, конечно, Китай. Архитектура Поднебесной сформировалась еще в 3 веке до н. э. Причем многие старинные традиции сохранились вплоть до сегодняшнего дня.

За все тысячелетия своего существования китайская культура обогатила мировое наследие, подарила ему множество шедевров. К сожалению, далеко не все сооружения сохранились до наших дней. О многих их них известно только из книг или более древних письменностей. Одно можно сказать точно: ни одна другая классическая культура не достигла столь большой высоты, как китайская. Поэтому она, как никакая другая, заслуживает внимания.

Древняя китайская архитектура

Невозможно рассказать о таком строительном искусстве, как архитектура древнего Китая, кратко. Это обусловлено тем, что оно является неотъемлемой частью формирования культуры Поднебесной в целом. Те элементы, которые сформировались многие тысячелетия назад, можно увидеть и в современности. Конечно, сейчас используются другие материалы, технологии и способы, но традиции все-таки сохранились.

Архитектура Китая и Японии схожа тем, что обе страны в первобытном обществе и вплоть до первых лет нашей эры использовали для строительства дерево. Кроме того, за этот период, естественно, наблюдалась некоторая модернизация процесса возведения зданий, но она была минимальной. Настоящий рывок произошел в 3-4 вв. н. э.

Для архитектуры древнего Китая характеры следующие элементы:

  • гибкость линий;
  • элегантность;
  • идеально правильная планировка (любовь к квадратам, кругам);
  • изящная декоративность.

В древности китайцы строили большое количество храмов, резиденций, дворцов или городских стен. Все эти здания, если они сохранились до сегодняшнего дня, представляют собой культурное наследие не только Поднебесной, но и всего мира.

Новые культовые сооружения: дуновение буддизма

Ближе к нашей эре китайская цивилизация становится настолько развитой, что способна расширять свои территории. Она продвигается далеко за пределы страны, естественно, оказывая влияние на культуры других народов. Именно поэтому архитектура Востока во многом обязана именно Поднебесной. Поскольку развитие Китая было быстрым и существенным, соседние государства и страны, несмотря на некий гнет, получили новые навыки строительства.

Вскоре на территорию Поднебесной из Индии приходит буддизм, который открывает человеку веру не только в силу орудий - появление религии положительно сказывается на духовном развитии. Соответственно, вместе с буддизмом появляются и культовые сооружения. Статуи Будды, росписи храмов, повествующие о тех или иных событиях религии, - вот в чем заключается отличие зодчества начала новой эры.

Великая стена

Мировые шедевры архитектуры нельзя рассматривать, не упомянув Великую китайскую стену. Ее строительство велось поколениями. Также данное сооружение можно по праву назвать самым технологичным для своего времени. Более того, способы, которые использовались при возведении, могут кое-чему научить и современных архитекторов.

Строительство стены началось за несколько веков до н. э. Таким заурядным методом нация хотела доказать свое единство.

На целостности сооружения не могли не сказаться многочисленные набеги соседних воинствующих государств (в основном монголов). Поэтому стену периодически приходилось латать, заделывать дыры. Занимались этим заключенные под руководством профессионалов.

История Великой китайской стены многогранна. Она является символом Поднебесной, ее величием восхищаются все люди современности. И только она смогла противостоять множество веков ветрам, непогоде и любым другим негативным условиям.

Архитектура минского периода

В 14-17 вв. в Китае начинается время, когда постройки укрепляются настолько, что могут стоять столетиями. В этот период начинается эпоха Мин. О ней сегодня известно многое. Дело в том, что есть несколько десятков строений, сохранившихся до наших дней. Одним из них является китайский храм Неба. Он был возведен в 1420 году, когда столицу страны перенесли в Пекин. Здесь в день зимнего солнцестояния проводились жертвоприношения. Тысячи людей приходили к храму для того, чтобы помолиться, попросить у неба хорошего урожая.

Есть и другая отличительная черта минской эпохи. Она заключается в том, что китайский храм, дом, усадьба или любое другое здание приобретает общие черты. То есть, если возведение ведется в рамках одного проекта, то все его отдельные части имеют одинаковые стили выполнения, технологии, декорации и так далее.

Отличия архитектуры Китая

Культура любой страны имеет свои особенности. Однако архитектура Древнего Востока поистине уникальна, она не имеет аналогов, в то время как другие государства перенимали и заимствовали те или иные приемы строительства и возведения зданий. В этом смысле особенно выделился Китай. Его культура, конечно, тоже перенимала чужие знания, однако все они интерпретировались и использовались исключительно в рамках традиций.

Первый китайский дом появился в 5 тысячелетии до н. э. Тогда это было наполовину зарытое в землю строение. Следует отметить, что культовые или административные сооружения имели такую же форму - они лишь увеличивались в размерах. Именно в то время сформировалось убеждение, что квадраты в архитектуре связывают человека с землей, а круги - с небом. Поэтому все постройки имеют соответствующие формы.

Окончательно стиль таких архитектурных объектов, как китайский дом, дворец или, например, храм, сформировался ближе к началу н. э. Различия тогда заключались только в том, что Китай разделился на северный и южный. Но когда он вновь объединился (5 век), то и архитектура стала выполняться в едином стиле. Нет ни одной другой страны, которая бы чтила традиции зодчества больше, чем Поднебесная.

Современная архитектура Китая

Любое культурное наследие можно разделить на несколько периодов. С 1949 года начинается современная история такой страны, как Китай. Архитектура этого времени терпит существенные изменения. Основа всех перемен заключается в дуновении европейских традиций.

Многие здания вроде театров, административных и торговых центров, гостиниц и ресторанов строились в западном стиле. Но китайская архитектура все-таки оставалась доминирующей. Данному времени соответствует появление небоскребов. Так Поднебесная решала вопрос о размещении своего многочисленного населения. Но даже в современных строениях время от времени прослеживаются национальные традиции, и многие из них сегодня принимают за настоящие шедевры архитектуры.

Таким образом, в этот период наблюдалось смешение стилей. Крупные города перенимали европейские новшества, тогда как небольшие поселения и деревеньки оставались приверженцами своих исконных культурных традиций строительства.

Новейшая архитектура Поднебесной

Как известно, развитие культурных сфер жизнедеятельности человека будет напрямую зависеть от того, насколько развита экономика страны. И никто не станет спорить, что многие мировые шедевры архитектуры принадлежат именно Китаю. Это обусловлено тем, что он представляет собой государство, которое имеет стабильное экономическое положение, причем уже не первое столетие. В древности и Средневековье именно Поднебесная считалась одним из наиболее развитых регионов.

Столь стабильное экономическое положение не могло не отразиться на том, какую культуру обрел Китай. Архитектура современности значительно отличается от старой. Дело в том, что домишки с изогнутыми крышами, легкие на вид и изящные, стали непозволительной роскошью в многонаселенной стране. Появились небоскребы, высокие торговые центры и другие строения, не имеющие ничего схожего с традиционными постройками.

В качестве примера можно рассмотреть комплекс офисов, расположившийся в Гонконге. Высота зданий составляет почти полкилометра. Здесь же был возведен и торговый комплекс. Все строения современного Китая растут ввысь. Конечно, это вынужденное решение. Но нельзя не отметить уникальность, которая присуща всем новейшим проектам. Каждый из них обладает своей отличительной чертой, и найти аналогов невозможно ни в одной из других стран планеты.

Заключение

Таким образом, государством с необычайно большим наследием является современный Китай. Архитектура его наряду с другими ответвлениями культуры за многие тысячелетия совершенствовалась. Изящество и красота, а также какая-то особенная легкость присутствуют в каждом строении, каким бы массивным оно ни было. Потребуется много времени, чтобы перечислить все те шедевры, которые Поднебесная подарила миру.

Народы Древнего Востока создали сложную и высокую по уровню развития культуру, которая была богата по содержанию и, оказывая влияние на все дальнейшее развитие мирового искусства, стала одним из важных этапов развития мировой культуры в целом.

Созданная на Древнем Востоке художественная система обладала рядом специфических особенностей, отражавших специфику древневосточной природы и цивилизации как таковой. Значительное влияние на развитие искусства на Древнем Востоке оказывало то, что только что вышедшая из глубины родовых отношений цивилизация во многом зависела от окружающих природных сил.

Чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм).

Одной из крупнейших и неотъемлемых частей созданной на Древнем востоке культуры была архитектура.

Поскольку, говоря «Древний Восток», мы подразумеваем общность из сразу нескольких цивилизаций, логично будет рассмотреть архитектуру разных стран древнего мира для составления наиболее полного представления о развитии и становлении архитектуры той эпохи.

Одной из крупнейших и наиболее богатых по художественному и культурному материалу цивилизаций той эпохи является Древний Египет.

Сложение египетского искусства в 4 тыс. до н.э.

Архитектура Египта эволюционировала от древнейших ям и пещер, на смену которым пришли круглые хижины, слепленные из смешанной с глиной соломой (сплетенные из тростника и обмазанные глиной). С выделением верхушки общины изменяется облик жилищ-появляются большие по размерам, сложенные из кирпича - сырца, прямоугольные по форме. Подобное развитие отражается и на облике могилы-посмертного дома умершего (часть круглых ям с циновками заменяется прямоугольными, выложенными кирпичом). Древнейшие святилища также имели вид больших хижин.



1) Искусство Раннего и Древнего царств (3000год до н.э.-около 24в. до н.э.)

Это время имело огромное значение и для истории Египта, и для развития искусства. Века поисков, отборов, сложения основных форм египетской культуры. Именно в эпоху Древнего Царства создавались первые пирамиды. Было освоено конструктивное и декоративное значение камня, отобраны элементы архитектурной декорировки.

Культовый характер монументального каменного зодчества объясняется сразу несколькими аспектами: в идеологии Египта как земледельческой страны был силен культ умирающих и воскресающих сил природы, тесно связанный с заупокойными представлениями, верой в загробную жизнь. Кроме того, чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм). Помимо того, свойственной Древнему Востоку была и идея о том, что чем прочнее материал, тем сильнее, долговечнее, монументальнее созданный из него образ. Используемый в качестве основного материала для строительства и создания скульптур камень также отражал поэтику прочности, твердости и несокрушимости.

Поскольку гробница должна была обеспечивать неприкосновенность тела усопшего и иметь особое помещение для совершения заупокойных обрядов, развитие усыпальниц шло по пути выполнения этих условий. Примитивные могильные холмы сменялись надгробиями из кирпича аналогичной формы (позже материалом стал камень). Эти гробницы получили название «мастабы» («скамья» с арабского). Мастаба включала в себя кладовые, иногда молельни и подземную камеру, где находился гроб с телом умершего.

Гробницы возводились для фараонов и знати, у первых они отличались огромными размерами, более сложным устройством. Возможно именно в поиске создания наиболее впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, как создания метафоры силы и возвышенности царской власти.

Первая созданная пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона Джосера в 28 (около 2650) веке до н.э. В высоту постройка достигала около 60 метров, была воздвигнута на искусственной террасе и состояла из поставленных одна на другую 7 мастаб. Пирамида была окружена сложным ансамблем из дворов, молелен, не имевших четкой планировки. Все это окружала высокая стена, облицованная камнем. При сооружении пирамиды Джосера конструктивное значения камня не было еще полностью освоено, в ряде случаев заметны формы, свойственные скорее деревянным и кирпичным постройкам (потолки вырублены в виде бревен). Колонны, будучи отодвинутыми от стен, все же соединены с ними. Формы колонн и пилястров разнообразны-от строгих каннелированных столбов, просто увенчанными плитами абак до пилястров в виде папирусов и лотосов. В облицовке залов применены рельефы, алебастровые плиты.

Пирамиды Джосера и его переемников продолжили путь к созданию классической пирамиды. Наиболее грандиозной постройкой этого периода была пирамида Хеопса (2560-2540), достигавшая 146 метров в высоту и сложенная из каменных блоков весом до 30 тонн (всего использовалось более 2 300 000 таких блоков). Толща пирамиды прорезывалась коридорами, ведущими к погребальной камере. Местами проходы были облицованы гранитом, а снаружи пирамида была покрыта плитами известняка. К восточной стороне пирамиды был традиционно пристроен заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним пирамидным храмом. Сочетание грандиозности и предельной ясности-характерная особенность архитектурного стиля пирамидных ансамблей с их строгим симметричным расположением внутренних помещений. Большее освоение камня позволило применить колонны для оформления входов, дворов, залов. В декорации памятника использовались такие породы как граниты различных цветов, базальты, алебастр, диориты.

В последующие века размеры пирамид уменьшаются (не выше 70 метров), а размеры заупокойных храмов увеличиваются, возрастает сложность планировки.

Дома и дворцы в Древнем царстве строились из кирпича и дерева, поэтому от них почти ничего не осталось.

2) Для архитектуры Среднего царства (21-18века до н.э.) характерно то прекращение, то возобновление строительства пирамид, которые уже не имели прежней прочности: были целиком сложены из камня, недостатки конструкций скрадывались облицовкой из деревянных плит, соединенных каменными скрепами, при разрушении которых рушились и сами пирамиды.

Залы приобретают большие размеры, вытягиваются в глубину, проход от двери подчеркивается двойным рядом колонн. Стены в скальных гробницах покрывались росписями, цветными рельефами, орнаментами. На более позднем этапе в ряде городов развернулось строительство, демонстрирующее новые архитектурные формы: колонны с капителью в виде головы богини Хатор, ворота храма в виде пилона (двух башен с наклонными стенами и проходом по середине). Пирамидные храмы достигают огромных размеров (до 72 тыс. кв. метров-лабиринт Аменемхета 3), масштабы, техническое совершенство, пышность декорации.

3) Архитектура Нового царства (16-11 века до н.э.)

К главным архитектурным памятникам того времени можно отнести построенные в Фивах храмы Амона-Ра-Ипет-Сут и Ипет-Рес (современные Карнак и Луксор). Оба принадлежат к типу святилищ. Территория подобного храма представляла обнесенный стеной вытянутый прямоугольник. Дорога была обрамлена статуями сфинксов. Фасад имел вид пилона, перед которым стояли обелиски и статуя фараона, позади пилона был открытый двор с портиками по сторонам. В самом храме были колонные залы, молельни со статуями богов, стены были покрыты рельефами. Характерной особенностью были высокие колоннады по середине открытого двора, которые как бы определяли проход от пилона к храму. Гробницы царей отделялись от храмов-вырубались в скалах отдаленной долины, состояли из коридоров, подводивших к гробнице с саркофагом.

(план комплекса в Карнаке)

В целом можно сказать, что несмотря на жесткие рамки канонов, искусство Египта развивалось, изменяясь в зависимости от исторических условий, специфики художественных центров.

Междуречье.

Мало запасов строительного камня и дерева, но много глины, поэтому строили большей частью из сырцового кирпича. Поскольку материал рыхл и непрочен, увеличивали монументальность (стены толщиной выше 10м.). Прямоугольные конструкции, знали и иногда применяли арку, использовали столбы, но редко применяли колонны. Зиккурат - на высокой платформе, расчленено на несколько ярусов, каждый высшей-меньшие размеры, ярусы соединялись лестницами.

Во внутреннем убранстве храмов важную роль играли культовые статуэтки.

С середины 3го тысячелетия до н.э. правители начинают строить себе дворцы, представлявшие собой разросшиеся дома с рядом внутренних дворов, иногда наружной стеной крепостного типа. Частные дома строились между городской стеной и стеной, ограждавшей храм. Имели прямоугольные очертания, без окон, с плоской крышей, чаще внутренним (реже наружным) двором, обнесенным глинобитными стенами. Дома нередко бывали двухэтажными, с деревянной галереей, выходящей во внутренний двор.

Искусство Сиро-Финикии, Хеттов, Хурритов.

Кирпич-сырец был главным строительным материалом, но дерево и камень так же широко применялись в строительстве. Каменный фундамент, каменный цоколь, деревянная (позже и каменная) свободно стоящая опора, каменная облицовка нижней части стен. Внутренний двор не являлся обязательной частью, более характерным является открытый двор перед фасадом здания с плоской крышей. Дома нередко бывали двухэтажными, с жилыми помещениями на втором этаже.

Наиболее характерным типом здания был “бит-хилани” - вход располагался с продольной стороны и имеет вид портика на столбах, замкнутого с двух сторон прямоугольными башнями. Над портиком могло помещаться окно или род балкона. Наружные стены “бит-хилани” могли облицовываться понизу вертикально поставленными каменными плитами - ортостатами. Перед входом могли водружаться символические мачты или деревянные столбы, иногда изображения пальм.

По этому образцу был построен храм Соломона в Израелевом царстве (10 век до н.э.), который известен нам по описанию в Библии.

На примере храма в Тель-Халафе можно видеть органичное вхождение скульптуры в архитектурный ансамбль: несущие опоры портика, сохраняя общую конфигурацию округлого столба, являются здесь скульптурами божеств, величественными и монументальными. Цоколь статуй скрыт фигурами львов и быков-ощущение, что боги стоят на их спинах. По сторонам портика выставлены фигуры крылатых сфинксов с женскими головами, передняя их часть выполнена в виде круглой скульптуры и переходит в рельефные ортостаты портика.


Что в первую очередь приходит на ум, когда мы вспоминаем восточную страну? Разумеется, это роскошные мечети, медресе, дворцы, замки, сады, парки и т.д. Знаменитая притягивает к себе внимание миллионов людей со всего мира: фотографы буквально наперегонки пытаются запечатлеть изображение ценных объектов; туристы заранее составляют график посещения достопримечательностей, чтобы успеть увидеть все воочию; историки мечтают постичь новые открытия и разгадать загадки прошлого; а опытные специалисты из области архитектуры пытаются добиться подобного уровня мастерства, изучая строение конструкций, материал отделки, узоры и прочее.

Архитекторы с давних времен ценились в странах Арабского Востока. Это был особый класс людей, которые своими идеями пробивали место в истории. Население восхищалось их талантами: чего только стоят египетские пирамиды – до сих пор доподлинно неизвестно о деталях процесса строительства. Ученые приходят в замешательство, рассчитывая масштабы и точность конструкции. Подобный уровень труднодостижим даже в наши дни – многотонные блоки невозможно передвигать на расстояние без специальной техники, о которой во 2-3 тысячелетиях до нашей эры даже не могли мечтать. Это еще одно подтверждение могущества восточной цивилизации.

Величие архитектуры Арабского Востока полностью признают и за его пределами: в списке «Семи чудес света» 5 мест заняли рукотворные объекты, находившиеся на Ближнем Востоке. Из них 2 – пирамиды Гизы (единственное «чудо», существующее и по сей день) и Александрийский маяк – на территории современной Арабской Республики Египет, и висячие сады Семирамиды – в Ираке. Это дает основание говорить о местной архитектуре не в моноэтническом значении, а даже в поликультурном, так как к строительству исторических достопримечательностей приложили руку и древние египтяне, вавилонцы, евреи, персы и другие.

Элементы арабской архитектуры можно встретить и за пределами Востока – в Северной Африке или бывшей мусульманской Испании, к примеру. Стиль дизайна был перенят во многих регионах, где господствует Ислам, сливаясь с местными традициями, в результате чего мы можем видеть современные мечети в Поволжье, Турции, на Балканах и Кавказе – в основе всех лежит фундамент арабских представлений о религиозном здании, где совершаются угодные Богу дела. И это еще одно объяснение роскоши восточной архитектуры подобного характера – место поклонения обязательно должно положительно отличаться от всего вокруг, так как это (в переносном смысле) дом Аллаха. Огромный размер объясняется необходимостью вмещения всех верующих, дабы никто не остался на улице без места для молитвы; светлые оттенки в интерьере – жарким климатом, в котором не выгодно окрашивать здания в темный цвет, притягивающий солнечные лучи; прочная стойкая конструкция – сейсмологической активностью, ведь ближневосточная история хранит немало случаев, когда с лица земли в миг исчезали целые города.

Что касается дворцов и замков, принадлежащих правителям, то это отдельный момент. Политическая обстановка на Арабском Востоке вплоть до последних революционных событий знаменита послушным подчинением народа монархии, когда никто и не мог подумать о сопротивлении халифу, падишаху или султану. В связи с этим резиденции и места отдыха должны соответствовать титулу – шикарные жилища украшаются самыми дорогими металлами и камнями. Стоимость дворцов подчас просто неизмерима – раньше она могла превышать все доходы и имущество подданных, ремесленников и купцов.

К слову говоря, частью архитектуры можно считать и знаменитые на Востоке крытые рынки. Их непростая структура включает в себя компактные лавочки с навесами, которые располагаются в строю длинной улицы.

Историю арабской архитектуры можно условно разделить на 4 этапа:

1. доисламский период (до 7 в. н.э.), когда на земли арабов оказывали влияние ныне исчезнувшие соседние империи; основным отличием является наличие языческих элементов, которые запрещены последней религией;

2. исламский – особое внимание уделялось строительству мечетей, медресе и административных зданий; наблюдается совершенствование государственного строя и улучшение инфраструктуры крупных населенных пунктов;

3. османский – действовал по большей части в Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии и Палестине; после него надолго осталась мода на турецкий стиль, который наблюдается в некоторых районах и по сей день;

4. современный (начало 20 века – нынешнее время) – отличается слиянием с западными модными направлениями и применением новейших технологий Европы, Америки и Дальнего Востока.

Кроме того, архитектура сегодняшнего дня приобрела новое консервативное направление – возвращение к истокам, к классическому арабскому стилю, который пережил период расцвета после ниспослания откровений Корана. Это связано и с освободительным движением арабов, желающих создать самостоятельное крепкое государство. С развитием отрасли туризма началась широкомасштабная постройка гостиниц и развлекательных комплексов, к которым привыкло современное европейское население.

Одними из самых известных примеров архитектуры Арабского Востока являются «Масджид аль-Харам» (главная святыня мусульман), «Бурдж-Халифа» (самое высокое здание в мире), мечеть «аль-Азхар», ворота Дамаска, Каирский музей, дворец «Монтаза», мавзолей Зубайды, касба «Айт-Бенхадду» и многие другие. Зачастую архитектурные объекты окружены пышной экзотической растительностью и фонтанами, куда приходят отдохнуть и ощутить присутствие частички природы.

Дворец Ашшурбанипала в Ассирии

Период развития ассирийского искусства пришелся на времена правления царя Ашшурбанипала. В результате раскопок были найдены в Ниневии развалины его некогда величественного дворца. В них были найдены разнообразные произведения изобразительного искусства, а также таблички из глины с клинообразными текстами, которые составляли библиотеку Ашшурбанипала. Эти тексты свидетельствуют о высоком уровне ассирийской культуры.

Рельефы на стенах дворца прославляют царя, транслируют военные сцены, охотничьи сцены. При этом одни работы реализованы высококлассными мастерами, а другие обычными ремесленниками. В отличие от изображений предыдущего времени, в них реалистичнее передаётся движение. В сюжетных изображениях действия отображаются последовательно.

Известными во всем мире стали рельефы со сценами охоты на львов в зверинце царя. Великолепно проработаны тела самих зверей. Очень реалистично сделаны фигуры раненых львицы и льва. Особенно выразительно изображена львица смертельно раненная, и делающая финальную попытку подняться.

Храм Соломона в Иерусалиме

Храм Соломона - это одно из впечатляющих архитектурных сооружений Иерусалима. Он был несколько раз разрушен и отстроен заново. Но в семидесятом году нашей эры был окончательно разрушен римскими войсками. Храм Соломона был воздвигнут на девятифутовой платформе. К входу в храм вела лестница из десяти ступеней, с двух сторон окруженная колоннами, названными Иахин и Воаз. Смысл этих названий так и остался загадкой.

Внутри храм царя Соломона был поделен на три большие части:

  • Одна была святилищем с окнами под самым потолком, полом из кипарисовых досок и стенами, обшитыми кедром. У этой части была плоская крыша, поддерживаемая большими бревнами. На стенах и дверях были изображены пальмы, цветы, цепи, херувимы.
  • Во втором помещении Храма Соломона размещалась разная церковная утварь. Там же находился вырезанный из кедра алтарь, небольшого размера с отделкой из золота, разные светильники, а также стол для хлебов. Алтарь располагался, как в Хананейских храмах, перед лестницей, которая вела в другое помещение.
  • Третье помещение в храме называлось «Святое Святых» - обитель Божья. В нем не было окон. Здесь располагались два пятнадцатифутовых херувима, отделанных золотом. Их внешние крылья дотрагивались стен, а внутренние в центре зала соприкасались друг с другом. Считается, что здесь и находился «Ковчег Завета».

У Храма Соломона был также внутренний двор. Там находился алтарь для приношений, похожий на вавилонскую башню.

Этот храм строился целых семь лет. Он был освящен на праздник Кущей, и в него внесли «Ковчег Завета». После этого в него вошел сам царь Соломон и прочитал молитву, после которой огонь сошел с небес и опалил жертвы, преподнесенные Господу. В этом храме всегда проводили самые масштабные и торжественные богослужения.

Замечание 1

На сегодняшний день от величественного храма остался лишь небольшой кусок западной стены. Данное место носит название Стены плача и является великой святыней у евреев.

Пирамида Хеопса

Пирамиду Хеопса построили около четырех с половиной тысяч лет назад. Пирамида находится около города Гизы, сегодняшним пригороде Каира.

Внутри пирамиды расположено множество тоннелей и своеобразных лабиринтов. Некоторые из них ведут в пустые пространства, а некоторые в тупик. Изначально считалось, что это не несет никакого смысла, но постепенно исследователями было обнаружено, что если начертить план внутренних путей и отсеков, то он напоминает карту неба. Существует еще один очень удивительный факт, что один из каналов пирамиды расположен вертикально по оси усыпальницы.

Изначально высота данного сооружения составляла примерно сто сорок шесть метров. Но с течением времени почти восемь метров этой грандиозной конструкции были стерты дождями и ветрами. Периметр пирамиды девятьсот двадцать два метра. Площадь основания пирамиды можно сравнить с десятью футбольными полями. По подсчетам ученых общий вес пирамиды Хеопса составляет пять миллионов тонн. И состоит она примерно из двух миллионов гигантских каменных блоков из известняка, гранита, базальта. Рядов из таких блоков в пирамиде двести десять.

Вход в пирамиду находится с северной стороны. Он образован уложенными в виде арки каменными плитами. Но сегодня вход заделан гранитной пробкой, а попасть внутрь можно через пролом. Он был сделан в 820 году халифом Джафар аль-Мамуном, который хотел найти внутри пирамиды сокровища фараона, но обнаружил только пыль.

Замечание 2

В строительстве пирамиды было одновременно задействовано около сотни тысяч человек. Первое десятилетие строилась дорога, по которой далее доставлялись огромные каменные блоки.

Пирамида Хеопса служит компасом. В отдельных структурах этой известной усыпальницы заложены математические величины и соотношения, включая число «пи». Параметры царской камеры сложены в «священный» треугольник, имеющий четкую пропорцию – 3,4 и 5. Считается, что даже углы этой пирамиды отражают современные представления о тригонометрических значениях.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды были построены в Вавилоне при царе Навуходоносоре втором. Согласно многим легендам Семирамида была храброй воительницей, а также обладала архитектурным вкусом. Под именем Семирамиды греки обозначали ассирийскую царицу Шаммурамат, жившую примерно в восьмисотом году до нашей эры.

Замечание 3

Висячие сады - это четырехуровневое сооружение с большим количеством прохладных комнат, достаточно обильно украшенных растениями.

Для полива растений использовался водоподъемник. Он функционировал за счет рабов, крутящих колесо. Своды здания на всех уровнях подпирались колоннами в двадцать пять метров. Террасы были выложены плиткой, залиты асфальтом и засыпаны слоем земли, которого хватало даже для выращивания деревьев.

Рисунок 3. Висячие сады Семирамиды. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Применяемая в садах Семирамиды система водоснабжения была не нова для Месопотамии. Подобные сооружения встречались в местных зиккуратах. Но только в садах такая техника орошения достигла истинного совершенства.