Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Восточная архитектура названия строений. Самые известные сооружения древнего востока. Новые культовые сооружения: дуновение буддизма

Что в первую очередь приходит на ум, когда мы вспоминаем восточную страну? Разумеется, это роскошные мечети, медресе, дворцы, замки, сады, парки и т.д. Знаменитая притягивает к себе внимание миллионов людей со всего мира: фотографы буквально наперегонки пытаются запечатлеть изображение ценных объектов; туристы заранее составляют график посещения достопримечательностей, чтобы успеть увидеть все воочию; историки мечтают постичь новые открытия и разгадать загадки прошлого; а опытные специалисты из области архитектуры пытаются добиться подобного уровня мастерства, изучая строение конструкций, материал отделки, узоры и прочее.

Архитекторы с давних времен ценились в странах Арабского Востока. Это был особый класс людей, которые своими идеями пробивали место в истории. Население восхищалось их талантами: чего только стоят египетские пирамиды – до сих пор доподлинно неизвестно о деталях процесса строительства. Ученые приходят в замешательство, рассчитывая масштабы и точность конструкции. Подобный уровень труднодостижим даже в наши дни – многотонные блоки невозможно передвигать на расстояние без специальной техники, о которой во 2-3 тысячелетиях до нашей эры даже не могли мечтать. Это еще одно подтверждение могущества восточной цивилизации.

Величие архитектуры Арабского Востока полностью признают и за его пределами: в списке «Семи чудес света» 5 мест заняли рукотворные объекты, находившиеся на Ближнем Востоке. Из них 2 – пирамиды Гизы (единственное «чудо», существующее и по сей день) и Александрийский маяк – на территории современной Арабской Республики Египет, и висячие сады Семирамиды – в Ираке. Это дает основание говорить о местной архитектуре не в моноэтническом значении, а даже в поликультурном, так как к строительству исторических достопримечательностей приложили руку и древние египтяне, вавилонцы, евреи, персы и другие.

Элементы арабской архитектуры можно встретить и за пределами Востока – в Северной Африке или бывшей мусульманской Испании, к примеру. Стиль дизайна был перенят во многих регионах, где господствует Ислам, сливаясь с местными традициями, в результате чего мы можем видеть современные мечети в Поволжье, Турции, на Балканах и Кавказе – в основе всех лежит фундамент арабских представлений о религиозном здании, где совершаются угодные Богу дела. И это еще одно объяснение роскоши восточной архитектуры подобного характера – место поклонения обязательно должно положительно отличаться от всего вокруг, так как это (в переносном смысле) дом Аллаха. Огромный размер объясняется необходимостью вмещения всех верующих, дабы никто не остался на улице без места для молитвы; светлые оттенки в интерьере – жарким климатом, в котором не выгодно окрашивать здания в темный цвет, притягивающий солнечные лучи; прочная стойкая конструкция – сейсмологической активностью, ведь ближневосточная история хранит немало случаев, когда с лица земли в миг исчезали целые города.

Что касается дворцов и замков, принадлежащих правителям, то это отдельный момент. Политическая обстановка на Арабском Востоке вплоть до последних революционных событий знаменита послушным подчинением народа монархии, когда никто и не мог подумать о сопротивлении халифу, падишаху или султану. В связи с этим резиденции и места отдыха должны соответствовать титулу – шикарные жилища украшаются самыми дорогими металлами и камнями. Стоимость дворцов подчас просто неизмерима – раньше она могла превышать все доходы и имущество подданных, ремесленников и купцов.

К слову говоря, частью архитектуры можно считать и знаменитые на Востоке крытые рынки. Их непростая структура включает в себя компактные лавочки с навесами, которые располагаются в строю длинной улицы.

Историю арабской архитектуры можно условно разделить на 4 этапа:

1. доисламский период (до 7 в. н.э.), когда на земли арабов оказывали влияние ныне исчезнувшие соседние империи; основным отличием является наличие языческих элементов, которые запрещены последней религией;

2. исламский – особое внимание уделялось строительству мечетей, медресе и административных зданий; наблюдается совершенствование государственного строя и улучшение инфраструктуры крупных населенных пунктов;

3. османский – действовал по большей части в Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии и Палестине; после него надолго осталась мода на турецкий стиль, который наблюдается в некоторых районах и по сей день;

4. современный (начало 20 века – нынешнее время) – отличается слиянием с западными модными направлениями и применением новейших технологий Европы, Америки и Дальнего Востока.

Кроме того, архитектура сегодняшнего дня приобрела новое консервативное направление – возвращение к истокам, к классическому арабскому стилю, который пережил период расцвета после ниспослания откровений Корана. Это связано и с освободительным движением арабов, желающих создать самостоятельное крепкое государство. С развитием отрасли туризма началась широкомасштабная постройка гостиниц и развлекательных комплексов, к которым привыкло современное европейское население.

Одними из самых известных примеров архитектуры Арабского Востока являются «Масджид аль-Харам» (главная святыня мусульман), «Бурдж-Халифа» (самое высокое здание в мире), мечеть «аль-Азхар», ворота Дамаска, Каирский музей, дворец «Монтаза», мавзолей Зубайды, касба «Айт-Бенхадду» и многие другие. Зачастую архитектурные объекты окружены пышной экзотической растительностью и фонтанами, куда приходят отдохнуть и ощутить присутствие частички природы.

Народы Древнего Востока создали сложную и высокую по уровню развития культуру, которая была богата по содержанию и, оказывая влияние на все дальнейшее развитие мирового искусства, стала одним из важных этапов развития мировой культуры в целом.

Созданная на Древнем Востоке художественная система обладала рядом специфических особенностей, отражавших специфику древневосточной природы и цивилизации как таковой. Значительное влияние на развитие искусства на Древнем Востоке оказывало то, что только что вышедшая из глубины родовых отношений цивилизация во многом зависела от окружающих природных сил.

Чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм).

Одной из крупнейших и неотъемлемых частей созданной на Древнем востоке культуры была архитектура.

Поскольку, говоря «Древний Восток», мы подразумеваем общность из сразу нескольких цивилизаций, логично будет рассмотреть архитектуру разных стран древнего мира для составления наиболее полного представления о развитии и становлении архитектуры той эпохи.

Одной из крупнейших и наиболее богатых по художественному и культурному материалу цивилизаций той эпохи является Древний Египет.

Сложение египетского искусства в 4 тыс. до н.э.

Архитектура Египта эволюционировала от древнейших ям и пещер, на смену которым пришли круглые хижины, слепленные из смешанной с глиной соломой (сплетенные из тростника и обмазанные глиной). С выделением верхушки общины изменяется облик жилищ-появляются большие по размерам, сложенные из кирпича - сырца, прямоугольные по форме. Подобное развитие отражается и на облике могилы-посмертного дома умершего (часть круглых ям с циновками заменяется прямоугольными, выложенными кирпичом). Древнейшие святилища также имели вид больших хижин.



1) Искусство Раннего и Древнего царств (3000год до н.э.-около 24в. до н.э.)

Это время имело огромное значение и для истории Египта, и для развития искусства. Века поисков, отборов, сложения основных форм египетской культуры. Именно в эпоху Древнего Царства создавались первые пирамиды. Было освоено конструктивное и декоративное значение камня, отобраны элементы архитектурной декорировки.

Культовый характер монументального каменного зодчества объясняется сразу несколькими аспектами: в идеологии Египта как земледельческой страны был силен культ умирающих и воскресающих сил природы, тесно связанный с заупокойными представлениями, верой в загробную жизнь. Кроме того, чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм). Помимо того, свойственной Древнему Востоку была и идея о том, что чем прочнее материал, тем сильнее, долговечнее, монументальнее созданный из него образ. Используемый в качестве основного материала для строительства и создания скульптур камень также отражал поэтику прочности, твердости и несокрушимости.

Поскольку гробница должна была обеспечивать неприкосновенность тела усопшего и иметь особое помещение для совершения заупокойных обрядов, развитие усыпальниц шло по пути выполнения этих условий. Примитивные могильные холмы сменялись надгробиями из кирпича аналогичной формы (позже материалом стал камень). Эти гробницы получили название «мастабы» («скамья» с арабского). Мастаба включала в себя кладовые, иногда молельни и подземную камеру, где находился гроб с телом умершего.

Гробницы возводились для фараонов и знати, у первых они отличались огромными размерами, более сложным устройством. Возможно именно в поиске создания наиболее впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, как создания метафоры силы и возвышенности царской власти.

Первая созданная пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона Джосера в 28 (около 2650) веке до н.э. В высоту постройка достигала около 60 метров, была воздвигнута на искусственной террасе и состояла из поставленных одна на другую 7 мастаб. Пирамида была окружена сложным ансамблем из дворов, молелен, не имевших четкой планировки. Все это окружала высокая стена, облицованная камнем. При сооружении пирамиды Джосера конструктивное значения камня не было еще полностью освоено, в ряде случаев заметны формы, свойственные скорее деревянным и кирпичным постройкам (потолки вырублены в виде бревен). Колонны, будучи отодвинутыми от стен, все же соединены с ними. Формы колонн и пилястров разнообразны-от строгих каннелированных столбов, просто увенчанными плитами абак до пилястров в виде папирусов и лотосов. В облицовке залов применены рельефы, алебастровые плиты.

Пирамиды Джосера и его переемников продолжили путь к созданию классической пирамиды. Наиболее грандиозной постройкой этого периода была пирамида Хеопса (2560-2540), достигавшая 146 метров в высоту и сложенная из каменных блоков весом до 30 тонн (всего использовалось более 2 300 000 таких блоков). Толща пирамиды прорезывалась коридорами, ведущими к погребальной камере. Местами проходы были облицованы гранитом, а снаружи пирамида была покрыта плитами известняка. К восточной стороне пирамиды был традиционно пристроен заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним пирамидным храмом. Сочетание грандиозности и предельной ясности-характерная особенность архитектурного стиля пирамидных ансамблей с их строгим симметричным расположением внутренних помещений. Большее освоение камня позволило применить колонны для оформления входов, дворов, залов. В декорации памятника использовались такие породы как граниты различных цветов, базальты, алебастр, диориты.

В последующие века размеры пирамид уменьшаются (не выше 70 метров), а размеры заупокойных храмов увеличиваются, возрастает сложность планировки.

Дома и дворцы в Древнем царстве строились из кирпича и дерева, поэтому от них почти ничего не осталось.

2) Для архитектуры Среднего царства (21-18века до н.э.) характерно то прекращение, то возобновление строительства пирамид, которые уже не имели прежней прочности: были целиком сложены из камня, недостатки конструкций скрадывались облицовкой из деревянных плит, соединенных каменными скрепами, при разрушении которых рушились и сами пирамиды.

Залы приобретают большие размеры, вытягиваются в глубину, проход от двери подчеркивается двойным рядом колонн. Стены в скальных гробницах покрывались росписями, цветными рельефами, орнаментами. На более позднем этапе в ряде городов развернулось строительство, демонстрирующее новые архитектурные формы: колонны с капителью в виде головы богини Хатор, ворота храма в виде пилона (двух башен с наклонными стенами и проходом по середине). Пирамидные храмы достигают огромных размеров (до 72 тыс. кв. метров-лабиринт Аменемхета 3), масштабы, техническое совершенство, пышность декорации.

3) Архитектура Нового царства (16-11 века до н.э.)

К главным архитектурным памятникам того времени можно отнести построенные в Фивах храмы Амона-Ра-Ипет-Сут и Ипет-Рес (современные Карнак и Луксор). Оба принадлежат к типу святилищ. Территория подобного храма представляла обнесенный стеной вытянутый прямоугольник. Дорога была обрамлена статуями сфинксов. Фасад имел вид пилона, перед которым стояли обелиски и статуя фараона, позади пилона был открытый двор с портиками по сторонам. В самом храме были колонные залы, молельни со статуями богов, стены были покрыты рельефами. Характерной особенностью были высокие колоннады по середине открытого двора, которые как бы определяли проход от пилона к храму. Гробницы царей отделялись от храмов-вырубались в скалах отдаленной долины, состояли из коридоров, подводивших к гробнице с саркофагом.

(план комплекса в Карнаке)

В целом можно сказать, что несмотря на жесткие рамки канонов, искусство Египта развивалось, изменяясь в зависимости от исторических условий, специфики художественных центров.

Междуречье.

Мало запасов строительного камня и дерева, но много глины, поэтому строили большей частью из сырцового кирпича. Поскольку материал рыхл и непрочен, увеличивали монументальность (стены толщиной выше 10м.). Прямоугольные конструкции, знали и иногда применяли арку, использовали столбы, но редко применяли колонны. Зиккурат - на высокой платформе, расчленено на несколько ярусов, каждый высшей-меньшие размеры, ярусы соединялись лестницами.

Во внутреннем убранстве храмов важную роль играли культовые статуэтки.

С середины 3го тысячелетия до н.э. правители начинают строить себе дворцы, представлявшие собой разросшиеся дома с рядом внутренних дворов, иногда наружной стеной крепостного типа. Частные дома строились между городской стеной и стеной, ограждавшей храм. Имели прямоугольные очертания, без окон, с плоской крышей, чаще внутренним (реже наружным) двором, обнесенным глинобитными стенами. Дома нередко бывали двухэтажными, с деревянной галереей, выходящей во внутренний двор.

Искусство Сиро-Финикии, Хеттов, Хурритов.

Кирпич-сырец был главным строительным материалом, но дерево и камень так же широко применялись в строительстве. Каменный фундамент, каменный цоколь, деревянная (позже и каменная) свободно стоящая опора, каменная облицовка нижней части стен. Внутренний двор не являлся обязательной частью, более характерным является открытый двор перед фасадом здания с плоской крышей. Дома нередко бывали двухэтажными, с жилыми помещениями на втором этаже.

Наиболее характерным типом здания был “бит-хилани” - вход располагался с продольной стороны и имеет вид портика на столбах, замкнутого с двух сторон прямоугольными башнями. Над портиком могло помещаться окно или род балкона. Наружные стены “бит-хилани” могли облицовываться понизу вертикально поставленными каменными плитами - ортостатами. Перед входом могли водружаться символические мачты или деревянные столбы, иногда изображения пальм.

По этому образцу был построен храм Соломона в Израелевом царстве (10 век до н.э.), который известен нам по описанию в Библии.

На примере храма в Тель-Халафе можно видеть органичное вхождение скульптуры в архитектурный ансамбль: несущие опоры портика, сохраняя общую конфигурацию округлого столба, являются здесь скульптурами божеств, величественными и монументальными. Цоколь статуй скрыт фигурами львов и быков-ощущение, что боги стоят на их спинах. По сторонам портика выставлены фигуры крылатых сфинксов с женскими головами, передняя их часть выполнена в виде круглой скульптуры и переходит в рельефные ортостаты портика.


Архитектура Двуречья (IV тыс. до н.э. - IV в. до н.э.)

Одна из самых древних цивилизаций Востока сложилась в дельте Тигра и Евфрата, где уже в V - IV тыс. до н. э. существовали рабовладельческие государства. Основные объекты их строительной деятельности - ирригационные сооружения и укрепленные города.

Зависимость хозяйства и всей жизни от водного режима рек вызвала необходимость изучения сезонных особенностей климата, звездного неба, движения Солнца и Луны. Из среды занимающихся астрономическими наблюдениями людей формируется особая каста жрецов, взявших на себя регулирование всех хозяйственных работ.

В состав храмовых хозяйств входили крупные хранилища посевного зерна, выдача которого строго контролировалась жрецами. Здесь общественные склады, почитаемые как священные объекты, превращаются в настоящие храмы, но - с закромами.

Основные строительные материалы, применявшиеся в народном строительстве Двуречья, были глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использовались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок - фашин того же тростника.

Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами.

Применение высушенного на солнце кирпича (его изготовляли в виде широких плит и укладывали на глино-известковом растворе) повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило возможности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел не столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затененных участков.

О бщий вид Вавилона

Вавилон. Сады Семирамиды -

дворцовый парк на высоте 20 м

Использование стандартного прямоугольного кирпича открыло возможность регулярной модульной кладки и геометрической упорядоченности планировки.

Для производства обожженного кирпича не хватало топлива, поэтому применялся он редко, в основном как облицовочный материал для сырцовых конструкций или кладки цокольных частей зданий, которым угрожала сырость.

Для гидроизоляции в Двуречье использовался битум, его выходы на поверхность образовывали целые озера. Битум применялся также как связующее для кирпичной кладки, для окраски и улучшения осадки стен, устройства асфальтовых полов.

От солнечного перегрева дома защищались толстыми стенами, часто двойными. Площадь теплоотдачи увеличивала сотовидная облицовка стен небольшими глиняными трубками, открытыми отверстиями наружу. Окна в стенах делали небольшими, под самым потолком; в сущности, это были вентиляционные отверстия.

Под отвесными лучами солнца сильнее всего прогревалась, конечно, кровля; здесь толстый земляной накат крыши засевали травой, испарение которой давало дополнительный эффект охлаждения. Кроме того, крышу затеняли навесами, образующими террасы и павильоны, используемые как спальни. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, над ним вместо крыши - наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта.

Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3 - 4 м. Часто вместо пальмового наката помещения перекрывали сводами из сырцового кирпича, в этом случае помещения были еще уже. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают и особый характер планировке хозяйственной и жилой застройки Двуречья в виде системы смежных тоннелеобразных помещений. Во дворцах, где применяли балки из привозного ливанского кедра, залы достигали ширины 7 - 10 м.

Камень как и дерево, привозили с севера, стоил он дорого и шил только на облицовку, скульптуру, памятные стелы.

Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались, украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей. Глазурованные кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневою, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком.

Наносные почвы Двуречья не выдерживали больших нагрузок, поэтому крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты. Дворцы царей и храмы возносятся на недосягаемую высоту, к небу; формируются архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах - террасах. На плоских равнинах Двуречья это стало наиболее эффективным средством защиты от наводнений и композиционным приемом выделения важнейших сооружений из окружающей застройки.

История архитектуры древнего Двуречья (Месопотамии) делится на четыре периода соответственно этапам экономического и политического подъема государств, попеременно принимающих на себя роль культурного центра.

Этими центрами были:

ранние государства Двуречья (V тыс. до н. э. - 2300 г. до н.э.);

Вавилон - централизованное рабовладельческое государство (2150 - 1000 гг, до н.э.);

Ассирия - огромная военная держава (1000 - 605 гг. до н э.);

Нововавилонская империя (625 - 539 гг. до н.э.).

Архитектура Древней Персии (VI - IV вв. до н. э.)

Степные долины Иранского плоскогорья, расположенные между земледельческими районами Двуречья и Индии, обеспечивали благоприятные условия для развития пастбищного скотоводства. Древние персы, населявшие эти районы, имели свои традиции в хозяйстве и искусстве, присущие кочевому образу жизни. У них были легкие передвижные и разборные жилища, колесный транспорт, предметы быта. Суровая закалка и неприхотливость хорошо организованных персидских отрядов обеспечили им военный успех в походах. Царь Кир в середине VI в. до н. э. завоевывает одно за другим ослабевшие государства Двуречья и Восточного Средиземноморья.

Захват областей с высоким уровнем цивилизации приблизил персов к достижениям оседлой культуры. Заимствуются приемы горного крепостного строительства, тип царских скальных гробниц, монументальная образность дворцов на платформах. При этом не строили специальных оснований, а подбирали подходящие участки и обрабатывали их в виде террас. Дворцы не подавляли своей монументальностью и глухими стенами; они легкие, просторные, со стройными колоннами внутри - на их архитектуру оказали влияние традиции возведения кочевых шатров.

В Древней Персии был создан тип многоколонных широких залов с портиками во всю ширину стены. Царские приемные залы, построенные таким образом, назывались стаканами. В них ежегодно устраивались церемонии подношения дани царю.

Персидские владыки не жалели средств для возведения сооружений, возвеличивающих их могущество. На царские стройки сгонялись лучшие художники и скульпторы со всех концов империи.

Укрепленная резиденция, которую начал строить в 520 г. до н. э. Дарий I, получила название Персеполь. Здесь был политический центр империи.

Для строительства была избрана труднодоступная терраса, защищенная горами с северо-запада. С юга и запада терраса была укреплена высокой глинобитной стеной. В скалах над Персеполем устраивались усыпальницы царей.

Планировка ансамбля отвечала характеру организации процессии посланцев с дарами. Поднявшись по главной лестнице - единственному входу, ведущему на террасу, и пройдя пропилеи, посетитель оказывался прямо против ападаны, возвышающейся на высокой платформе, в которой были устроены торжественные лестницы, украшенные величественными рельефами, изображавшими воинов.

Зал ападаны размером 62,5x62,5 м, вмещавший 10000 человек, имел 36 стройных мраморных колонн высотой почти 19 м. На происхождение их формы от деревянных стоек указывает решение капителей, имеющих сложный профиль и высоту около 2/5 от высоты колонны. Перекрытие из прочных кедровых балок допускало широкую расстановку опор.

Исходный элемент персидской капители деревянный брус с пазом для укладки балок крыши.

Оригинальные капители, принципиально новое пространственное решение объектов официальной архитектуры, развитие скульптуры и рельефных облицовок - все это свидетельствует о блестящем расцвете персидской строительной культуры, созданной вавилонскими, мидийскими, египетскими, греческими мастерами.

Персы не строили храмов. Они были огнепоклонниками и обожествляли свет, которому строили жертвенники и алтари огня.

Империя держалась на силе, процветала благодаря планомерному грабежу покоренных народов, не затрагивая их обычаев, культов, социального устройства. В 331 г. до н. э молодой македонский царь Александр двинул свои армии в Переднюю Азию, Персидская армия, не получившая поддержки внутри империи, откатывалась назад и вскоре была разбита. Обширное персидское царство становится частью империи Александра Македонского.

Архитектура Древнего Египта

· ок. 10000 - 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 - х царств - Верхнего и Нижнего Египта

· ок. 2630 до н.э. Построена 1 - я ступенчатая пирамида

· ок. 2575 до н.э. В эпоху Древнего царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших

· ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство

· ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии

· ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства

· 1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия

· 1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества

· 1070 до н.э. Начало упадка

· 332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским

· 51 до н.э. Начало правления Клеопатры

· 30 до н.э. Египет становится римской провинцией

Возникновение

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Историческая характеристика

Египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

Строительные особенности

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.

Пирамида Хеопса.

Храм Амона в Карнаке.

Из пирамид и масштаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Карнака, которые были основаны примерно в 16 - 14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого сезона, сформировало представления о расцвете и умирании природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса.

По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире, и для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело. В связи с этим в Древнем Египте получает распространение искусство мумификации и строительства погребальных сооружений. Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал н ее возведению, как только занимал престол. Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом,

Типы сооружений

В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным было развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Египте наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладной каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений.

Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы.

Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила.

Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре.

Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение жилища в Египте, была необходимость укрытия от палящего солнца. Поселения группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень.

Комнаты, разделенные толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый слой глины.

Храм Гора в Эдфу I - II вв. до н.э.

Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца.

Виллы крупных государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина.

Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Мумия умершего помещалась в погребальном сооружении - мастаба. Внешне мастаба представляет глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Целые кварталы таких погребений - «город мертвых» - занимали специально отведенные территории.

Дворцы и усыпальницы фараонов и важных сановников вначале тоже строились из кирпича, а затем начинают возводиться из камня - вечного материала, или размещаться в скальных массивах.

Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Египта.

Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально - хозяйственного развития, известным по письменным источникам:

Древнее Царство - III - IV династии (3000 - 2400 гг. до н. э.)

Среднее - Царство - XI - XIII династии (2100 - 1700 гг. до н. э.)

Новое Царство - XVIII - XX династии (1584 - 1071 гг. до н. э.)

Поздний Египет (1071 - 332 гг. до н. э.)

Эллинистический Египет (332 - 30 гг. до н. э.)

В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.

Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально - экономической организации подрывают консервативные устои жизни рабовладельческого Египта.

Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время и породивший ее общественный строй, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов.

Тем не менее различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях.

Архитектура явилась той организующей средой, где были решены проблемы синтеза строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры.

Подражания исключительному по самобытности и яркости искусству Древнего Египта, его отточенной символике не раз прокатывались волной по истории человеческой культуры.

Междуречье

Две великие реки Тигр и Евфрат, на берегах которых выросла одна из древнейших культур земли, берут свое начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив. В верхнем течении эти реки пересекают малоазиатские горные хребты, а в нижнем - текут по глинистой равнине. Недалеко от места своего впадения в Персидский залив реки широко разливаются, образуя обширное заболоченное пространство, в древности называвшееся Горькой рекой. Подобно египетскому Нилу, воды Тигра и Евфрата несли массы плодородного ила, оставляя его во время половодья на полях. Поэтому равнинные земли Междуречья всегда считались очень плодородными. Кроме того, здесь много природного асфальта (битума) и глины, которая и стала основным строительным материалом в этом районе.

Однако жить здесь было трудно. Круглый год нужно рыть каналы, возводить дамбы и шлюзы, чтобы отвести лишнюю воду. Приходилось бороться и с очень высокой засоленностью почвы. Да еще ветры, часто дующие с Персидского залива, гнали соленую морскую воду в реки, вызывая наводнения. Не случайно миф о всемирном потопе именно здесь получил свою классическую форму.

Уже к середине IV тысячелетия до н.э. население Междуречья освоило ирригацию, возникла письменность и окончательно оформилась месопотамская цивилизация. Здесь, на безлесой равнине, в течение тысячелетий сменяли друг друга государства Шумера и Аккада, Вавилона и Ассирии. Постепенно продвигаясь вниз по течению рек, культуры наслаивались друг на друга, создавая прихотливый многослойный конгломерат. Духовно скрепляли все эти разнообразные культуры единая система письма (клинопись) и единое мировоззрение, отличающееся даже в рамках Древнего мира некоторым своеобразием.

Так, ветры, свободно гуляющие по равнине, наравне с великими реками стали основой ориентации древних жителей Междуречья. Жертвоприношения совершались “на четыре ветра”. “Вредоносные” ветры насылались на людей богами в наказание. В отличие от Древнего Египта, где доминировало солнечное божество, одним из верховных богов Междуречья стал Энлиль - Господин ветра. Четыре ветра были непременными спутниками и всесильного вавилонского бога Мардука. И даже стороны света обозначались в вавилонском языке названиями ветров.

Более того, храмы здесь ориентировались по характеру того или иного ветра. Так, юго-восточный ветер, дующий с Персидского залива и приносящий дожди, облачность, наводнения, был связан с морскими богами и богами преисподней. Потому храмы хтонических богов ориентировались на юго-восток. Северо-западный ветер считался благоприятным, так как разгонял облака и прояснял небо. Его связывали с Нинлиль - супругой Энлиля, с богом луны Сином, а позже с Ашшуром и богиней любви Иштар. С северо-востока приходил в Вавилонию “горный ветер”. И храмы главного вавилонского бога Мардука (бог весеннего, восходящего и дневного солнца) ориентировались в эту сторону. Да и весь Вавилон был ориентирован в сторону этого божества. “Бурный ветер” дул с юго-запада. Это был “ветер пустынь” - горячий, засушливый и разрушительный. Он ассоциировался со злыми демонами болезней и войны.

Довольно рано сложилась в Месопотамии и так называемая “астрологическая география”. К вавилонскому периоду она приобрела свой вполне законченный характер. Весь земной мир рассматривался как круглая земля, состоящая из четырех квадрантов, соответствующих сторонам света. Это Вавилония (Аккад) - на юге, Ассирия - на севере, Элам - на востоке и Сирия с Палестиной - на западе. Так же на четыре части было поделено время - по три месяца в году. Вавилонии, например, соответствовали 1, 5 и 9 месяцы местного календаря. На четыре части делились солнечный и лунный диски, что позволяло солнечные и лунные затмения соотносить с земными событиями. Особо яркие звезды (планеты) также были строго прикреплены к определенным земным квадрантам. Так, Юпитер назывался аккадской звездой, а Плеяды соответствовали Эламу. Подобным образом были расписаны и зодиакальные созвездия. Естественно, что все события, происходящие во времени, пространстве или на звездах, тотчас отражались в соответственных частях на земле. Все это создавало определенную атмосферу, которая во многом формировала художественную культуру Междуречья.

Уже древнейшие жилища Месопотамии - это круглые и прямоугольные хижины. Основу такой хижины составляет тесное переплетение тростника, обмазанного сверху глиной. Даже сводчатое перекрытие делали из согнутых верхушек тростника, обмазывая его все той же глиной. Встречаются и непрочные глинобитные бескаркасные постройки. Типичный жилой дом здесь выглядел практически так же, как и в Древнем Египте - ровные прямые стены, кубические объемы, плоская крыша с террасой для отдыха.

Однако такая техника плохо годилась для обширного дворцового строительства. И уже в IV - начале III тыс. до н.э. в Междуречье изобрели сырцовый кирпич. Из хорошо промятой глины руками лепили плоские широкие кирпичи. Высушивали их прямо под жарким южным солнцем. Иногда для крепости в смесь добавляли рубленую солому или мелко нарезанный тростник.

Постепенно выработалась и местная форма такого сырцового кирпича. Римхены - это тонкие, плоские, односторонне-выпуклые кирпичи. С начала III тыс. до н.э. их начинают изготавливать в деревянных формах размером 20 см Х 30 см Х 10 см. Именно такой кирпич, немного измененных размеров (31 см Х 34 см Х 10 см), позже назовут старовавилонским.

Использовался и обожженный кирпич. Но только для облицовки богатых зданий снаружи и в исключительных случаях. От влаги и обилия почвенных солей стены защищали тем, что через каждые 5-13 слоев сырцового кирпича прокладывали тростник или тростниковую циновку, промазанные битумом. А большие постройки отделяла от почвы еще и высокая глинобитная платформа.

В Междуречье уже в V тыс. до н.э. начали строить многокомнатные дома. И почти сразу появляются довольно крупные поселения. Не случайно, сегодня Междуречье считается древнейшим районом городской культуры.

Основную часть города составляли одноэтажные оштукатуренные жилые дома простолюдинов - прямоугольные в плане, без окон, с освещением через дверные проемы, с плоской крышей и внутренним двором. Дерева здесь было мало. Даже дверные косяки считались настолько ценным имуществом, что арендатор, снимая дом, приносил их с собой. У зажиточных горожан в начале II тыс. до н.э. дома были побогаче - двухэтажные и с деревянной галереей, огибавшей внутренний двор. Такого типа постройки были распространены практически на всем Древнем Востоке. Второй тип городских зданий - хеттские “бит-хилани”. Это отдельный жилой дом в несколько комнат с главным залом, растянутым в ширину. Фасад его состоит из двух башен и открытой террасы посередине, кровля которой (иногда с галереей) опирается на 2-4 круглых деревянных столба. И сегодня большинство зданий в этом районе традиционно принадлежат к одному из этих двух типов строений. Более того, именно отсюда берут начало основные композиционные формы мусульманской архитектуры.

Из этих неприхотливых сооружений и состояло большинство городов древней Месопотамии. Сам город сначала застраивался хаотично и беспорядочно. Кривые и узкие переулки и тупики, немощеные улицы были здесь естественны. Но практически во всех, даже маленьких городах археологи находят сегодня следы канализации. Город - это то, что огорожено. И потому обязательной была крепостная стена вокруг любого, даже небольшого, поселения. Да и сам город делился на части не менее высокими стенами. Их обязательно возводили вокруг религиозно-административного центра города и вокруг территории храма.

В I тыс. до н.э. в Ассирии появляются строго спланированные крупные города: Кар-Тукульти-Нинурта (XIII век до н.э.), Дур-Шаррукин (VIII век до н.э.) - резиденция Саргона II, частично Ниневия (VIII-VII века до н.э.). Здесь уже четко соблюдались определенные правила застройки. Так ширина главной улицы, так называемой Дороги процессий, должна была составлять 52 локтя (около 26 м). А раскопки в районе озера Ван вообще обнаружили город, который начали строить целиком по единому плану. Город имел точную квадратную планировку, каждая улица была шириной 5 м и только главная несколько шире - 7 м. Все дома здесь строились одновременно и имели стандартные размеры. Однако строительство этого города было почему-то приостановлено уже в самом начале.

Практически все древние авторы особенно выделяют Вавилон. Этот город, как и всякий долго живущий организм, переживал постоянные разрушения и возвышения. Особенного расцвета Вавилон достиг при Асаргаддоне и Навуходоносоре II (VII-VI века до н.э.). Город, площадью около 10 кв. км, делился по Евфрату на восточную часть - Старый город и западную часть - Новый город. Между частями города через реку перекинули большой каменный мост. Окружала город тройная оборонительная стена с высокими квадратными башнями и 8-ю воротами, носившими имена главных богов. Выстроили стену и вдоль берегов Евфрата. Вдоль всех стен, с внешней стороны, прорыли глубокие каналы. В античные времена о величине Вавилона ходили легенды. Так Аристотель приводит рассказ о поразительной величине этого города: “...уже три дня прошло, как Вавилон взят, а часть жителей города ничего еще об этом не знала”.

Основными магистралями города стали Дороги процессий. Главной считалась Аибуршабу - Дорога процессий Иштар, протянувшаяся от ворот Иштар к Эсагилу - главному храму города. Эта дорога, шириной около 7,5 м, была вымощена плитами известняка и красной брекчии (ит. breccia - порода, состоящая из сцементированных обломков различных пород). Начиналась Дорога процессий величественными Воротами Иштар. Они представляли собой две внешние и две внутренние башни, облицованные синими глазурованными кирпичами с чередующимися рельефными изображениями быков и драконов - белых с желтыми гривами и желтых с красными гривами. Такие же изображения располагались по крепостной стене вдоль Северного дворца, расположенного прямо за воротами.

Центром Старого города в Вавилоне был Внутренний город - дворцовая и храмовая территория. Дворцы появляются в Междуречье с середины III тыс. до н.э. Дворец, как жилище царя, сильно отличался от простого, даже очень большого и богатого, дома.

Одной из самых характерных форм не только дворца, но и всей парадно-культовой архитектуры Междуречья стала лестница. Ее считали символической дорогой в небо и устраивали либо с многочисленными ступеньками, либо гладкую, в виде пандуса. Парадная лестница царского дворца выходила на двор для собраний. На вершине этой лестницы царь появлялся перед народом. Постепенно и сам дворец начал приобретать форму лестницы, устремленной к богам. Для этого он строился на большой глинобитной платформе и ярусами поднимался к небу.

Входы во дворец охраняли крылатые быки (или львы) с человеческими головами (шеду). Эти духи-хранители в ассирийских дворцах стояли по сторонам практически всех арочных проемов. Интересно, что, в отличие от духов-охранителей многих других древних культур, эти мощные фигуры не воспринимались неподвижными. Для успешной охраны они должны были двигаться, действовать. Поэтому часто к фигуре приделывалась пятая нога, передающая движение и в статичной позе.

Внутренним центром дворца был большой приемный зал. Его старательно украшали стенными росписями, используя сочетание белых, черных и красновато-коричневых тонов. На панелях из разноцветных поливных изразцов изображали священные предметы (плуг, птица, дерево), а сами росписи передавали батальные и охотничьи сцены. Нижнюю же часть стен зала облицовывали рельефными каменными плитами (ортостаты). Верх зала украшали резные кедровые балочные перекрытия.

Непосредственно к дворцовому хозяйству относились и знаменитые висячие сады, устроенные, по преданию, Навуходоносором II для жены-мидянки, не привыкшей к плоскому и безлесому ландшафту Вавилонии. Впрочем, существует также версия, согласно которой сады устроены великой царицей Семирамидой (Шаммурамат), построившей и сам Вавилон. Но как бы не возникли сады, слава об этом чуде быстро распространилась по всему Востоку. Однако висячими сады только казались. Для их устройства рылись специальные подвалы, перекрытые сверху несколькими рядами сводов. На сводах лежали большие каменные плиты, на которые выкладывали слои кирпича, битума, тростника, свинца и, наконец, толстый слой земли, в котором и росли деревья висячего сада.

Культовым центром Вавилона стал храм Мардука (Эсагила). Священный участок храма четко распланировали, выделив на нем Северный двор, Западный двор, Главный двор с храмовой башней и нижний храм Мардука - Экуа. Особый интерес здесь представляет храмовая башня Эсагилы - зиккурат Этеменанки (шумерск. Дом основания земли и неба). Это знаменитая Вавилонская башня.

Зиккурат вообще являет собой объемное воплощение принципа лестницы. Появляется он в конце III тыс. до н.э. Это сплошная ступенчатая пирамида из сырцового кирпича с небольшим храмом главного божества города на верхней террасе. На каждый следующий ярус процессия во время религиозных торжеств поднималась по многочисленным лестницам или пандусам. Иногда же весь зиккурат устраивали в виде огромной спирали, и верующие должный были на каждом ярусе обойти все строение кругом, чтобы подняться на следующий ярус.

К сожалению, до нас не дошло ни одного целого зиккурата, и мы только предположительно можем реконструировать его форму. Однако известно, что каждая из террас зиккурата окрашивалась в свой символический цвет. Чаще других в описаниях повторяются черный цвет (обмазка битумом), красный цвет (облицовка обожженным кирпичом) и белый цвет (побелка). Кроме того, вертикальные стены зиккурата орнаментировались вертикальными прямоугольными нишами.

Подробнее других древние авторы описывают вавилонский зиккурат Этеменанки. Он был разрушен царем Синаххерибом, восстановлен при его сыне Асаргаддоне и внуке Ашшурбанапале зодчим Арадаххешу; перестроен при нововавилонских царях и начал разрушаться при персидском владычестве в VI-IV веках до н.э. Даже Александр Македонский приложил руку к переустройству Вавилонской башни. По античным описаниям нижний ярус зиккурата был размером 90 Х 90 метров, высотой 33 метра и, возможно, был покрыт битумом. Второй ярус поднимался на высоту 18 метров. А третий, четвертый и пятый (может быть и шестой) ярусы были высотой по 6 метров.

Стены членились прямоугольными вертикальными выступами с каждой стороны. С юго-востока на первый ярус башни вела лестница длиной 60 метров и шириной более 9 метров. Кроме того, сразу на второй ярус поднимались две боковые лестницы, также оформленные выступами. Над пятым (или шестым) ярусом находилось святилище из обожженного кирпича высотой 15 метров, облицованное синими изразцами. Над святилищем помещалась еще вышка высотой 6 метров, увенчанная огромными бронзовыми (вероятно, золочеными) рогами. Общая высота храма составляла 90 метров. В святилище, которое считалось спальным покоем бога Мардука и его супруги, располагались золотое ложе и кресла, золотые или одетые в золотые одежды статуи. Таким образом, для жителя древней Месопотамии Ћседьмое небоЛ было зримо представлено жилищем бога на вершине зиккурата.

В Междуречье глина служила не только строительным материалом, но и материалом для письма. У писца под руками всегда была продолговатая дощечка из мягкой сырой глины, на которой он легким нажимом деревянной палочки выдавливал знаки, напоминающие клинышки. Оттого и письмо такого рода получило название клинописи. Именно это письмо стало объединяющим для всей культуры Междуречья. Не случайно многие ученые сегодня называют клинопись “латиницей Древнего Востока”. И когда клинопись забывается, то постепенно исчезает и эта древняя культура.

Глиняные дощечки с нанесенными на них знаками затем сушились, обжигались и сохранялись. Из таких глиняных плиток составляли целые библиотеки, часть которых сегодня обнаружена археологами и расшифрована.

Клинопись - это идеографическое письмо. Здесь за каждым знаком стоит целое понятие. В этом отношении клинопись подобна ранним монументальным иероглифам Древнего Египта. И возникает клинопись, как и египетские иероглифы, из рисунчатого (пиктографического) письма древних шумер. Сравнение знаков, передающих одни и те же понятия, в разные эпохи развития культуры Междуречья помогает увидеть, как простой и ясный рисунок постепенно превращался в абстрактный знак.

© С.А. Ивлев

Архитектура стран Междуречья

Двуречье, или Междуречье (гре-ческая Месопотамия), т.е. долины рек Тигра и Евфрата, было одним из древ-нейших очагов человеческой культуры. Этот географический район имел есте-ственные границы в виде Персидских гор на востоке и безводной Сирийской пустыни на западе. По своим природным данным Дву-речье не представляло собой единого ландшафтного целого, климат Дву-речья был весьма неоднороден. Среднее течение рек Тигра и Евфрата относилось к зоне континентального климата с рез-кими сменами дневных и ночных темпе-ратур. Верховье Тигра располагалось в горном ландшафте, где зимой иногда выпадал снег. Нижнее течение Тигра и Евфрата находилось ближе к субтро-пикам.

Весьма различны были по своему ре-жиму реки, питающие земли Двуречья.

Тигр, быстрая и горная река, с высокими каменистыми берегами, часто подверга-лась разрушительным паводкам. Разлив Тигра начинался в конце февраля, а к на-чалу июля воды его спадали. Разлив Ев-фрата начинался одновременно с разли-вом Тигра, но протекал медленнее и заканчивался к началу октября. Рай-оны нижнего течения Тигра и Евфрата нуждались в строительстве многочисленных каналов и ирригационных систем, что на ранних этапах формирования классового общества в Двуречье способствовало развитию рабовладельческого строя.

История Двуречья, насчитывающая несколько тысячелетий, представляет собой пеструю картину смены народов государств. Первый этап развития Двуречья протекал между 3200-1800 гг. до н. э. Древнейшим государством было государство Шумер, которое вскоре после своего создания слилось с государством Аккад в единое целое. Дальнейшее развитие Двуречья связано с историей двух крупных государственных образований- Вавилонии и Ассирии. История Вавилонского царства делится на два периода: Старовавилонское царство (XIХ-XVI вв. до н. э.) и Нововавилонское царство (VII-VI вв. до н. э.). Ассирийское государство также имело два крупных этапа развития: первый относился к на-чалу XVIII в. до н. э., а второй - к концу XII-IX в. до н. э.

Основные строительные материалы, применявшиеся в народном строи-тельстве Двуречья, были глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использо-вались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок-фашин того же тростника. Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами. Применение высушенного на солнце кирпича (его изготовляли в виде широких плит и укладывали на глино-известковом растворе) повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило воз-можности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел не столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затененных участков.

Использование стандартного прямоугольного кирпича открыло возмож-ность регулярной модульной кладки и геометрической упорядоченности планировки. Для производства обожженного кирпича не хватало топлива, поэтому применялся он редко, в основном как облицовочный материал для сырцовых конструкций или кладки цокольных частей зданий, которым угрожала сырость.

Для гидроизоляции в Двуречье использовался битум, его выходы на поверхность образовывали целые озера. Битум применялся также как связующее для кирпичной кладки, для окраски и улучшения осадки стен, устройства асфальтовых полов.От солнечного перегрева дома защищались толстыми стенами, часто двойными. Площадь теплоотдачи увеличивала сотовидная облицовка стен небольшими глиняными трубками, открытыми отверстиями наружу. Окна в стенах делали небольшими, под самым потолком; в сущности, это были вентиляционные отверстия.

Под отвесными лучами солнца сильнее всего прогревалась, конечно, кровля; здесь толстый земляной накат крыши засевали травой, испаре-ние которой давало дополнительный эффект охлаждения. Кроме того, крышу затеняли навесами, образующими террасы и павильоны, исполь-зуемые как спальни. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, над ним вместо крыши-наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта.

Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3-4 м, и часто вместо пальмового наката помещения перекрывали сводами из сырцового кирпича; в этом случае помещения были еще уже. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают и особый характер планировке хозяйственной и жилой застройки Двуречья в виде системы смежных тоннелеобразных помещений. Во дворцах, где применяли балки из привозного ливанского кедра, залы достигали ширины 7-10 м.

Камень, как и дерево, привозили с севера, стоил он дорого и шел только на облицовку, скульптуру, памятные стелы. Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались, украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей, глазурован-ные кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневого, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком.

Наносные почвы Двуречья не выдерживали больших нагрузок, по-этому крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты. Дворцы царей и храмы возносятся на недосягаемую высоту, к небу; формируются архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах-террасах.

На плоских равнинах Двуречья это стало наиболее эффективным средст-вом защиты от наводнений и композиционным приемом выделения важнейших сооружений из окружающей застройки,

Характеризуя в целом градострои-тельство Двуречья, следует отметить, что оно выделялось среди других стран Древнего мира своим рационализмом и экономным использованием город-ских земель, высоким по тому времени уровнем инженерной подготовки терри-тории и крепостного строительства, а также мастерским использованием местного строительного материала. Что же касается роли городов Двуречья в развитии мирового градостроитель-ства, то она была весьма значительной. Многими поколениями строителей го-родов Ассирии и Вавилонии были ре-шены такие крупные градостроительные задачи, как проблема монументального главного здания города (в виде зиккурата), использование цвета как одного из композиционных средств при формиро-вании городских ансамблей, применение планировочных модулей при разбивке городских территорий и многое другое. Все эти градостроительные достижения в разной степени нашли свое отражение в градостроительстве более поздних эпох и, в частности, в средневековых го-родах Передней и Центральной Азии.

Крупнейшей азиатской страной со своей уникальной культурой является, конечно, Китай. Архитектура Поднебесной сформировалась еще в 3 веке до н. э. Причем многие старинные традиции сохранились вплоть до сегодняшнего дня.

За все тысячелетия своего существования китайская культура обогатила мировое наследие, подарила ему множество шедевров. К сожалению, далеко не все сооружения сохранились до наших дней. О многих их них известно только из книг или более древних письменностей. Одно можно сказать точно: ни одна другая классическая культура не достигла столь большой высоты, как китайская. Поэтому она, как никакая другая, заслуживает внимания.

Древняя китайская архитектура

Невозможно рассказать о таком строительном искусстве, как архитектура древнего Китая, кратко. Это обусловлено тем, что оно является неотъемлемой частью формирования культуры Поднебесной в целом. Те элементы, которые сформировались многие тысячелетия назад, можно увидеть и в современности. Конечно, сейчас используются другие материалы, технологии и способы, но традиции все-таки сохранились.

Архитектура Китая и Японии схожа тем, что обе страны в первобытном обществе и вплоть до первых лет нашей эры использовали для строительства дерево. Кроме того, за этот период, естественно, наблюдалась некоторая модернизация процесса возведения зданий, но она была минимальной. Настоящий рывок произошел в 3-4 вв. н. э.

Для архитектуры древнего Китая характеры следующие элементы:

  • гибкость линий;
  • элегантность;
  • идеально правильная планировка (любовь к квадратам, кругам);
  • изящная декоративность.

В древности китайцы строили большое количество храмов, резиденций, дворцов или городских стен. Все эти здания, если они сохранились до сегодняшнего дня, представляют собой культурное наследие не только Поднебесной, но и всего мира.

Новые культовые сооружения: дуновение буддизма

Ближе к нашей эре китайская цивилизация становится настолько развитой, что способна расширять свои территории. Она продвигается далеко за пределы страны, естественно, оказывая влияние на культуры других народов. Именно поэтому архитектура Востока во многом обязана именно Поднебесной. Поскольку развитие Китая было быстрым и существенным, соседние государства и страны, несмотря на некий гнет, получили новые навыки строительства.

Вскоре на территорию Поднебесной из Индии приходит буддизм, который открывает человеку веру не только в силу орудий - появление религии положительно сказывается на духовном развитии. Соответственно, вместе с буддизмом появляются и культовые сооружения. Статуи Будды, росписи храмов, повествующие о тех или иных событиях религии, - вот в чем заключается отличие зодчества начала новой эры.

Великая стена

Мировые шедевры архитектуры нельзя рассматривать, не упомянув Великую китайскую стену. Ее строительство велось поколениями. Также данное сооружение можно по праву назвать самым технологичным для своего времени. Более того, способы, которые использовались при возведении, могут кое-чему научить и современных архитекторов.

Строительство стены началось за несколько веков до н. э. Таким заурядным методом нация хотела доказать свое единство.

На целостности сооружения не могли не сказаться многочисленные набеги соседних воинствующих государств (в основном монголов). Поэтому стену периодически приходилось латать, заделывать дыры. Занимались этим заключенные под руководством профессионалов.

История Великой китайской стены многогранна. Она является символом Поднебесной, ее величием восхищаются все люди современности. И только она смогла противостоять множество веков ветрам, непогоде и любым другим негативным условиям.

Архитектура минского периода

В 14-17 вв. в Китае начинается время, когда постройки укрепляются настолько, что могут стоять столетиями. В этот период начинается эпоха Мин. О ней сегодня известно многое. Дело в том, что есть несколько десятков строений, сохранившихся до наших дней. Одним из них является китайский храм Неба. Он был возведен в 1420 году, когда столицу страны перенесли в Пекин. Здесь в день зимнего солнцестояния проводились жертвоприношения. Тысячи людей приходили к храму для того, чтобы помолиться, попросить у неба хорошего урожая.

Есть и другая отличительная черта минской эпохи. Она заключается в том, что китайский храм, дом, усадьба или любое другое здание приобретает общие черты. То есть, если возведение ведется в рамках одного проекта, то все его отдельные части имеют одинаковые стили выполнения, технологии, декорации и так далее.

Отличия архитектуры Китая

Культура любой страны имеет свои особенности. Однако архитектура Древнего Востока поистине уникальна, она не имеет аналогов, в то время как другие государства перенимали и заимствовали те или иные приемы строительства и возведения зданий. В этом смысле особенно выделился Китай. Его культура, конечно, тоже перенимала чужие знания, однако все они интерпретировались и использовались исключительно в рамках традиций.

Первый китайский дом появился в 5 тысячелетии до н. э. Тогда это было наполовину зарытое в землю строение. Следует отметить, что культовые или административные сооружения имели такую же форму - они лишь увеличивались в размерах. Именно в то время сформировалось убеждение, что квадраты в архитектуре связывают человека с землей, а круги - с небом. Поэтому все постройки имеют соответствующие формы.

Окончательно стиль таких архитектурных объектов, как китайский дом, дворец или, например, храм, сформировался ближе к началу н. э. Различия тогда заключались только в том, что Китай разделился на северный и южный. Но когда он вновь объединился (5 век), то и архитектура стала выполняться в едином стиле. Нет ни одной другой страны, которая бы чтила традиции зодчества больше, чем Поднебесная.

Современная архитектура Китая

Любое культурное наследие можно разделить на несколько периодов. С 1949 года начинается современная история такой страны, как Китай. Архитектура этого времени терпит существенные изменения. Основа всех перемен заключается в дуновении европейских традиций.

Многие здания вроде театров, административных и торговых центров, гостиниц и ресторанов строились в западном стиле. Но китайская архитектура все-таки оставалась доминирующей. Данному времени соответствует появление небоскребов. Так Поднебесная решала вопрос о размещении своего многочисленного населения. Но даже в современных строениях время от времени прослеживаются национальные традиции, и многие из них сегодня принимают за настоящие шедевры архитектуры.

Таким образом, в этот период наблюдалось смешение стилей. Крупные города перенимали европейские новшества, тогда как небольшие поселения и деревеньки оставались приверженцами своих исконных культурных традиций строительства.

Новейшая архитектура Поднебесной

Как известно, развитие культурных сфер жизнедеятельности человека будет напрямую зависеть от того, насколько развита экономика страны. И никто не станет спорить, что многие мировые шедевры архитектуры принадлежат именно Китаю. Это обусловлено тем, что он представляет собой государство, которое имеет стабильное экономическое положение, причем уже не первое столетие. В древности и Средневековье именно Поднебесная считалась одним из наиболее развитых регионов.

Столь стабильное экономическое положение не могло не отразиться на том, какую культуру обрел Китай. Архитектура современности значительно отличается от старой. Дело в том, что домишки с изогнутыми крышами, легкие на вид и изящные, стали непозволительной роскошью в многонаселенной стране. Появились небоскребы, высокие торговые центры и другие строения, не имеющие ничего схожего с традиционными постройками.

В качестве примера можно рассмотреть комплекс офисов, расположившийся в Гонконге. Высота зданий составляет почти полкилометра. Здесь же был возведен и торговый комплекс. Все строения современного Китая растут ввысь. Конечно, это вынужденное решение. Но нельзя не отметить уникальность, которая присуща всем новейшим проектам. Каждый из них обладает своей отличительной чертой, и найти аналогов невозможно ни в одной из других стран планеты.

Заключение

Таким образом, государством с необычайно большим наследием является современный Китай. Архитектура его наряду с другими ответвлениями культуры за многие тысячелетия совершенствовалась. Изящество и красота, а также какая-то особенная легкость присутствуют в каждом строении, каким бы массивным оно ни было. Потребуется много времени, чтобы перечислить все те шедевры, которые Поднебесная подарила миру.

Дворец Ашшурбанипала в Ассирии

Период развития ассирийского искусства пришелся на времена правления царя Ашшурбанипала. В результате раскопок были найдены в Ниневии развалины его некогда величественного дворца. В них были найдены разнообразные произведения изобразительного искусства, а также таблички из глины с клинообразными текстами, которые составляли библиотеку Ашшурбанипала. Эти тексты свидетельствуют о высоком уровне ассирийской культуры.

Рельефы на стенах дворца прославляют царя, транслируют военные сцены, охотничьи сцены. При этом одни работы реализованы высококлассными мастерами, а другие обычными ремесленниками. В отличие от изображений предыдущего времени, в них реалистичнее передаётся движение. В сюжетных изображениях действия отображаются последовательно.

Известными во всем мире стали рельефы со сценами охоты на львов в зверинце царя. Великолепно проработаны тела самих зверей. Очень реалистично сделаны фигуры раненых львицы и льва. Особенно выразительно изображена львица смертельно раненная, и делающая финальную попытку подняться.

Храм Соломона в Иерусалиме

Храм Соломона - это одно из впечатляющих архитектурных сооружений Иерусалима. Он был несколько раз разрушен и отстроен заново. Но в семидесятом году нашей эры был окончательно разрушен римскими войсками. Храм Соломона был воздвигнут на девятифутовой платформе. К входу в храм вела лестница из десяти ступеней, с двух сторон окруженная колоннами, названными Иахин и Воаз. Смысл этих названий так и остался загадкой.

Внутри храм царя Соломона был поделен на три большие части:

  • Одна была святилищем с окнами под самым потолком, полом из кипарисовых досок и стенами, обшитыми кедром. У этой части была плоская крыша, поддерживаемая большими бревнами. На стенах и дверях были изображены пальмы, цветы, цепи, херувимы.
  • Во втором помещении Храма Соломона размещалась разная церковная утварь. Там же находился вырезанный из кедра алтарь, небольшого размера с отделкой из золота, разные светильники, а также стол для хлебов. Алтарь располагался, как в Хананейских храмах, перед лестницей, которая вела в другое помещение.
  • Третье помещение в храме называлось «Святое Святых» - обитель Божья. В нем не было окон. Здесь располагались два пятнадцатифутовых херувима, отделанных золотом. Их внешние крылья дотрагивались стен, а внутренние в центре зала соприкасались друг с другом. Считается, что здесь и находился «Ковчег Завета».

У Храма Соломона был также внутренний двор. Там находился алтарь для приношений, похожий на вавилонскую башню.

Этот храм строился целых семь лет. Он был освящен на праздник Кущей, и в него внесли «Ковчег Завета». После этого в него вошел сам царь Соломон и прочитал молитву, после которой огонь сошел с небес и опалил жертвы, преподнесенные Господу. В этом храме всегда проводили самые масштабные и торжественные богослужения.

Замечание 1

На сегодняшний день от величественного храма остался лишь небольшой кусок западной стены. Данное место носит название Стены плача и является великой святыней у евреев.

Пирамида Хеопса

Пирамиду Хеопса построили около четырех с половиной тысяч лет назад. Пирамида находится около города Гизы, сегодняшним пригороде Каира.

Внутри пирамиды расположено множество тоннелей и своеобразных лабиринтов. Некоторые из них ведут в пустые пространства, а некоторые в тупик. Изначально считалось, что это не несет никакого смысла, но постепенно исследователями было обнаружено, что если начертить план внутренних путей и отсеков, то он напоминает карту неба. Существует еще один очень удивительный факт, что один из каналов пирамиды расположен вертикально по оси усыпальницы.

Изначально высота данного сооружения составляла примерно сто сорок шесть метров. Но с течением времени почти восемь метров этой грандиозной конструкции были стерты дождями и ветрами. Периметр пирамиды девятьсот двадцать два метра. Площадь основания пирамиды можно сравнить с десятью футбольными полями. По подсчетам ученых общий вес пирамиды Хеопса составляет пять миллионов тонн. И состоит она примерно из двух миллионов гигантских каменных блоков из известняка, гранита, базальта. Рядов из таких блоков в пирамиде двести десять.

Вход в пирамиду находится с северной стороны. Он образован уложенными в виде арки каменными плитами. Но сегодня вход заделан гранитной пробкой, а попасть внутрь можно через пролом. Он был сделан в 820 году халифом Джафар аль-Мамуном, который хотел найти внутри пирамиды сокровища фараона, но обнаружил только пыль.

Замечание 2

В строительстве пирамиды было одновременно задействовано около сотни тысяч человек. Первое десятилетие строилась дорога, по которой далее доставлялись огромные каменные блоки.

Пирамида Хеопса служит компасом. В отдельных структурах этой известной усыпальницы заложены математические величины и соотношения, включая число «пи». Параметры царской камеры сложены в «священный» треугольник, имеющий четкую пропорцию – 3,4 и 5. Считается, что даже углы этой пирамиды отражают современные представления о тригонометрических значениях.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды были построены в Вавилоне при царе Навуходоносоре втором. Согласно многим легендам Семирамида была храброй воительницей, а также обладала архитектурным вкусом. Под именем Семирамиды греки обозначали ассирийскую царицу Шаммурамат, жившую примерно в восьмисотом году до нашей эры.

Замечание 3

Висячие сады - это четырехуровневое сооружение с большим количеством прохладных комнат, достаточно обильно украшенных растениями.

Для полива растений использовался водоподъемник. Он функционировал за счет рабов, крутящих колесо. Своды здания на всех уровнях подпирались колоннами в двадцать пять метров. Террасы были выложены плиткой, залиты асфальтом и засыпаны слоем земли, которого хватало даже для выращивания деревьев.

Рисунок 3. Висячие сады Семирамиды. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Применяемая в садах Семирамиды система водоснабжения была не нова для Месопотамии. Подобные сооружения встречались в местных зиккуратах. Но только в садах такая техника орошения достигла истинного совершенства.