Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Война как тема художественной литературы. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе на тему: Литература периода Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, по­гибший незадолго до победы, писал: «Свой доб­рый век мы прожили как люди, и для людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и...писали.

О, книга! Друг заветный!

Ты в вещмешке бойца

Прошла весь путь победный

До самого конца.

Твоя большая правда

Вела нас за собой.

Ходили вместе в бой.

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.

Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания:

Впору поднять десяти поколеньям

Тяжесть, которую подняли мы.

(писал в своих стихах А. Сурков)

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).

В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свиде­тельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, дела­лись ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу".

Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капи­тана, провоевавшего под Сталинградом все дол­гие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела на­ша армия. В произведении мы видим стремле­ние автора не только воплотить личные воспо­минания о войне, но и попытаться психологиче­ски мотивировать поступки человека, исследо­вать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повести великое ис­пытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жес­токостью войны. Это была одна из первых попы­ток психологического осмысления подвига наро­да.

Война стала для всех большой бедой, несчасть­ем. Но именно в это время люди проявляют нрав­ственную суть, «она (война) как лакмусовая бу­мажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега - малограмотный чело­век, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего пат­рона. А кончатся патроны - кулаками, зуба­ми...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставле­на задача, то ее надо выполнять, несмотря на лю­бые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в рус­ского солдата, у которого, несмотря на все страда­ния, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои по­вести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его по­священа подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не от­ступил от правды, рассказал о том жестоком и тя­желом времени честно и талантливо. Герой повес­ти В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреться - уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих - и будь здоров».

Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Саш­ка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие чело­веческие качества русского солдата, Сашка умен, сообразителен, ловок - об этом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных мо­ментов повести - отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фаши­сты».

В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужества, патрио­тизм, стремление к подвигу, трудолюбие, вынос­ливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем - способность размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка пони­мал, что «не научились еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на хо­ду, в боях идет по самой Сашкиной жизни. "Пони­мал и ворчал, как и другие, но не обезверил и де­лал свое солдатское дело, как умел, хотя особых. геройств не совершал».

«История Сашки - это история человека, ока­завшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдат­ской», - писал о герое Кондратьева К. М. Симо­нов.

Тема подвига человека на войне получила свое развитие в литературе послевоенного времени.

Использованная литература:

Ø История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва – 1970 Ø Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985

Ø Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000


Очерки истории советского книгоиздательства. М., 1952, с. 233. 16. Васильев В.И. Издательско-полиграфический комплекс и издательский репертуар Академии наук в годы войны. - Наука и ученые России в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.,1996, с. 221-235; его же. К периодизации истории отечественного академического книгоиздания: издательский репертуар периода Великой Отечественной войн

Выехать в Польшу . Основная часть из оставшихся в СССР бывших польских граждан была реэвакуирована в европейскую часть страны. Подводя итоги, отметим, что межнациональные отношения в тыловых районах СССР в годы Великой Отечественной войны нельзя определить как однозначно позитивные: в них имелись сложности и противоречия. Причинами негативных явлений в этой сфере, на мой взгляд, являлись...

Жизненно необходимое продовольствие, материалы, воинские грузы и эвакуируя население и оборудование промышленных предприятий осажденного города. Подвиги балтийских моряков в Великой Отечественной войне неоднократно отмечались боевыми наградами. Морской торговый флот в военных операциях на Чёрном и Азовском морях. С момента вторжения и начала наступления немецко-фашистских войск на юге нашей...

Бурнштейн, профессор А.И. Крупских, кандидат медицинских наук Л.Я. Шостак. М.И. Буковский (1908 – 1972) – заслуженный врач РСФСР. 40 лет работал в Тамбове организатором здравоохранения. В годы Великой Отечественной войны М.И. Буковский – майор медицинской службы – был начальником полевого госпиталя, затем начальником эвакогоспиталя в Тамбове. А.Е. Мещеряков « 1898 – 1975» – один из...

ОБЗОРНАЯ ТЕМА «ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ»

Литература периода Великой Отечественной войны - «блистатель­ной и трагической эпохи», как назвал ее Н. Тихонов,- является важ­ным этапом в развитии искусства социалистического реализма. В про­изведениях, написанных в эти годы, запечатлен подвиг народа, высо­кий этический кодекс, сложившийся на войне справедливой, освободи­тельной, которую вел советский человек, воспитанный социалистическим строем.

Планируя работу, каждый учитель отбирает (исходя из програм­мы) определенный круг произведений, иногда в зависимости от того, чем располагает библиотека и сами школьники. Думается, что самый плодотворный принцип, который позволит систематизировать мате-риал,- принцип жанровый. Он даст возможность более экономно ре­шить комплекс немаловажных задач, нагляднее показать связь литера­туры с жизнью, продемонстрировать перед учащимися закономерности развития и особенности отдельных литературных форм.

Первые два урока из пяти, отведенных школьной программой на всю тему, целесообразно посвятить поэзии, следующие два - прозе, пя­тый урок - драматургии военных лет.

Прежде всего следовало бы, на наш взгляд, обратиться к лириче­ским произведениям. Лирика Великой Отечественной войны - выдаю­щееся явление в истории нашей литературы. Может быть, полнее, чем все другие жанры, она позволяет судить о том, чем была война для ее современников, и каким был человек, вынесший неисчислимые тяготы ратного труда. Вот почему именно лирика поможет создать на уроках нужное настроение, наметить главные темы всей литературы Великой Отечественной войны, поставить проблемы, которые будут решаться на последующих уроках.

При отборе лирических стихотворений, о которых пойдет речь на уроке, большую роль может играть принцип тематический, отнюдь не исключающий внимания и к многообразию художественных реше­ний, к стилевым и жанровым особенностям некоторых произведений.

Начиная разговор о литературе военных лет, следует сказать о подвиге советских писателей, который состоял не только в том, что многие из них ушли в армию, стали фронтовыми корреспондентами, участниками боевых операций. Подвигом был и напряженный литера­турный труд, создание художественных произведений, по их влиянию на читателей действительно «приравненных к штыку», ставших настоя­щим боевым оружием.

Тревога за судьбы Родины, собственный «окопный» опыт писателей отзываются в лирике глубоким раздумьем, проникновенным чувством. «Не надо пытаться перекричать войну... голос будет услышан, если го­ворящий и пишущий стоит близко у сердца воюющего человека»,- говорил А. Сурков. Правда мысли, правда чувства стали важнейшими эстетическими требованиями эпохи, когда каждое движение человече­ской души испытывалось огнем борьбы.

Рождается замечательное качество, определившее высокую народ­ность поэзии войны, невиданное прежде внимание к ней читателя,- ду­шевная слитность лирического героя с борющимся народом. «Никогда за всю историю поэзии,- говорил А. Сурков в 1944 году, не устанав­ливался такой прямой, близкий, сердечный контакт между пишущим и читающим, как в дни Отечественной войны».

Особой популярностью пользовалась в те годы песенная лирик Уже на третий день войны появляется знаменитая песня В. Лебедева - Кумача, ставшая "поэтической эмблемой эпохи,- «Священная война» В ней с такой простотой и так верно выразились чувства, охватившие весь народ, так точно были сформулированы значение и сущность происходящих событий, что она сразу оказалась в солдатском строю. Широкую известность получили в эти годы песни М. Исаковского, А. Суркова, А. Фатьянова и других советских поэтов. Песни-гимны, песни походные, военно-бытовые, шуточные, интимно-лирические сопро­вождали солдата во всех перипетиях его нелегкой жизни.

Анализируя стихи военных и первых послевоенных лет, можно проследить некоторые жанровые тенденции, которые порой взаимодей­ствуют даже внутри одного произведения. Обостренное гражданское, патриотическое чувство находило выход в призывно-ораторских стихах, приобретавших иногда одическое звучание, напоминавших героические песни. Соединяя в себе лирику и публицистику, они часто строились в форме обращения, послания, наказа. Но рядом с высокой поэтиче­ской речью звучало и тихое, интимное слово (размышление, беседа), призванное выразить незаметные на первый взгляд душевные движе­ния человека - солдата и труженика.

Ведущая тема литературы военных лет - тема Родины. Она часто соединяется с темой подвига, звучит в стихах о дружбе, любви и каж­дым поэтом осмысляется по-своему, рождая стихи разной тональности, разных ассоциаций, разных масштабов.

Одно из лучших стихотворений, посвященных этой теме,- «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К. Симонова. Оно привле­кает предельной искренностью и доверительностью тона, во многом определяющегося формой стихотворения, построенного как разговор с близким человеком. Обновленное чувство Родины диктуется поэту тем, какой он увидел ее на одной из самых трудных дорог войны. Образ Родины возникает в неповторимых приметах, которые многое говорят только человеку, родившемуся на этой земле.

Близко по смыслу и другое стихотворение К. Симонова - «Роди­на». Темы «большой» и «малой» родины сплетаются в этом стихотво­рении, как бы развивающем мысль, заложенную в известной русской по­словице: «Родная земля и в горсти дорога».

Обостренное поэтическое чувство, вызванное войной, сказывается в пристальном внимании к истории, фольклору, природе родной страны.

В историческом плане осмыслен образ Родины в стихотворении А. Суркова «Россия», где обращение к славному прошлому как бы укрепляет уверенность лирического героя в победе: «С Куликова ста­ринного поля веет ветер невиданных сеч».

В дорогих сердцу красках и картинах русской природы, в фольклорно-песенных традициях рисуется Родина в стихах А. Прокофьева. Освободить от врагов родной край, «земли отцов»,- это значит, по мысли поэта, вернуть

Красу долин,

Березы выше крыш,

И журавлей кричащий клин,

И в заводи камыш;

Дубрав взволнованный прибой,

Седой бурун морей...

(«Родине»)

Любовь к Родине и ненависть к врагу порождает тему героиче­ского подвига народа. Активное настроение, призывная интонация чрезвычайно характерны для таких стихов. Они звучат как непрелож­ное требование, наказ, которому обязан следовать каждый: «Вперед! В наступленье! Назад -ни шагу!» (А. Сурков); «Убей его!» (К. Симо­нов); «Круши, карай неистовую силу!» (М. Исаковский).

Среди произведений, посвященных теме народного подвига,-стихотворные рассказы М. Исаковского. В одном из них («Партизанка») словно бы развертывается емкий образ из песни поэта «Ой, туманы мои...»:

День и ночь партизанские вьюги

Над разбойной гудят головой.

Старая женщина, героиня «Партизанки», с достоинством встречает
и «угощает» - уничтожает незваных гостей. ,.

О широте народного фронта сопротивления, о мужестве, возникаю­щем на пределе человеческих сил, о безграничных возможностях чело­века, одушевленного великой целью, говорится и в стихотворении М. Исаковского «Русской женщине», и в «Разговоре с соседкой» О. Берг­гольц, и в «Кельнской яме» Б. Слуцкого.

Раздумья о сущности героизма находят в поэзии углубленную пси­хологическую разработку. Так, в стихотворении К. Симонова «Атака», обостренная любовь к жизни, к каждой мелочи, которую невольно отмечает глаз солдата в последнюю минуту перед боем, говорит о том, какого напряжения душевных сил требует подвиг.

Те же раздумья о природе подвига отражены и в многочисленных стихах, в которых героическая тема предстает как тема повседневного труда. «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа»,- так выражает эту мысль М. Кульчицкий в стихотворении «Мечтатель, фан­тазер, лентяй-завистник!..».

В лучших произведениях того времени запечатлен богатый духов­ный мир защитника Родины. В стихах разных лет и разных настроений, светлых и негодующих, суровых и задумчивых, отразились нравствен­ные идеалы советского человека, его душевная щедрость, вера в тор­жество справедливости, его духовный опыт и духовный рост.

В «лирике сердца» большое место занимают стихи о дружбе, став­шей великим законом фронтовой жизни («Смерть друга» К- Симонова, «Баллада о дружбе» С. Гудзенко), стихи о любви и верности («Зем­лянка» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского, «Жди меня» К- Симо­нова и др.).

Война - жестокая вещь. На войне гибнут и страдают миллионы людей, на войне человек убивает человека. Важнейшей проблемой литературы Великой Отечественной войны становится проблема гума­низма. Эта проблема находит в поэзии и остропублицистическую и углубленно-психологическую разработку. Война, которая идет «ради цветенья и радости ради»,- война справедливая, освободительная. Вот почему В. Лебедев-Кумач ярость, поднявшую народ на борьбу, назы­вает благородной. Вот почему М. Светлов в стихотворении «Итальянец» заявляет:

Я стреляю - и нет справедливости

Справедливее пули моей!

С представлением о сущности борьбы, которую вел народ, связана
и уверенность в победе, оптимистические мотивы лирики, начинающие
звучать в ней уже с июня 1941 года. В качестве примера можно обра­титься к стихотворениям М. Исаковского «Ласточка» или «Слово о Рос­сии». Последнее из них особенно интересно тем, что в нем воедино слиты важнейшие темы, рожденные войной.

Лирика военных лет обогащает нас опытом предшествующих поколений. Помнить об испытаниях и подвиге народа, соотносить свои по­ступки с высокими нравственными идеалами, выверенными в борьбе, во многом ставшими залогом победы,- зовут многие стихи. Среди них такие, как «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского, «Дом в Вязьме» К. Симонова.

Обращаясь к лирике военных и первых послевоенных лет, важно учитывать конкретные условия работы учителя. В этой связи может возникнуть необходимость в постановке таких, например, тем, как «Мо­сква в поэзии военных лет», «Поэзия осажденного Ленинграда» и т. п. Учащиеся могут подготовить самостоятельные сообщения о стихах, по­священных подвигу советской женщины в годы войны. Особая тема - стихи поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

Важнейшие темы, наметившиеся в лирике военных лет, разраба­тываются и в больших поэтических жанрах. В годы войны интенсивно развивается поэма.

Поэмы, созданные в те годы, рассказывали читателям о «железных ночах» блокадного Ленинграда («Киров с нами» Н. Тихонова), о герои­ческой борьбе белорусских партизан («Возмездие» Я. Коласа), о воинах, погибших за Украину («Похороны друга» П. Тычины)...

Разумеется, учитель не может охарактеризовать каждую из них с достаточной полнотой. Эту тему целесообразнее раскрыть обзорно, остановившись подробнее на 1 - 2 произведениях из числа названных в программе («Василий Теркин» А. Твардовского, «Зоя» М. Алигер, «Возмездие» Я- Коласа, «Похороны друга» П. Тычины, «Сын» Анто­кольского) .

Своеобразие поэмы военных лет состоит в том особом значении, приобретает в ней лирическое начало. Лирическая стихия буквально пронизывает рассказ о том или ином событии, так что неред­ко возникает ощущение, будто автор является прямым соучастником происходящего.

Такова, например, поэма М. Алигер, рассказывающая о подвиге московской комсомолки Зои Космодемьянской, с порога школы шагнув­шей в суровую партизанскую жизнь. Судьба героини органически сливается в поэме с судьбой сражающейся Родины. Вот почему в ха­рактере Зои подчеркнуто прежде всего особенное, исключительное: на­пряженный духовный поиск, способность жить всеми радостями и трево­гами, своей огромной страны, непримиримая честность, обостренное чувство долга.

Взволнованное слово поэтессы сопровождает каждый шаг героини. Оно выражает страдание, гордость, оно обвиняет, призывает свидете­лей, требует возмездия. Разговорные интонации сочетаются с высокой патетикой, лирика с публицистикой, особенно в последней главе, где утверждается право героини на бессмертие,

Потому что вся ее отвага, устремленный в будущее взгляд - к победе

«Сто раз, погибнув и родившись снова», прокладывает путь к побе­де и герой поэмы П. Антокольского «Сын». Индивидуальные судьбы здесь почти отождествляются с судьбами поколений, поглощаются со­бытиями, имеющими всечеловеческое значение. Даже отец, потерявший сына, не признает за собой права на «особую, отдельную тоску».

Начала зла, бездуховности олицетворены П. Антокольским" "в пре­
дельно обобщённом образе фашистского солдата. Носителем же добра,
молодости и красоты является сын поэта, представляющий не только
Советскую страну, но и всякую «молодую поросль земли». Подчеркнуто
романтический стиль находит выражение в особенностях поэтической
речи, в многочисленных контрастах, символах. В поэме нередко звучат
интимные, задушевные ноты, однако преобладают в ней патетика, ора­торская интонация, связанные с публицистическими и философскими обобщениями.

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вершинному произведению лирического эпоса военных лет - поэме А. Твардовского «Василий Теркин». Отдельные главы этой поэмы учащиеся прочли еще в VII классе. Возвращаясь к ней на новом этапе, в X классе, нужно, видимо, предусмотреть более детальное знакомство с произведением, иной уровень его постижения.

Произведение глубоко оригинальное, «Василий Теркин» отличается рядом характерных и ярких особенностей. Интересна его композиция, в которой автор дорожил законченностью каждой части, каждой стро­фы. Особого внимания заслуживает достоверность изображения харак­теров и военного быта. Правду как глубоко осознанный- эстетический принцип А. Твардовский полемически утверждает уже в первой главе поэмы («От автора»), выступая тем самым против односторонних, об­легченных трактовок темы большой войны.

Поэму отличает задушевная интонация, простота слова, опираю­щаяся на возможности разговорной народной речи, особый ритмиче­ский колорит, тот истинно народный юмор, который исключает возмож­ность преувеличений. Наконец, говоря о своеобразии поэмы А. Твар­довского, необходимо специально остановиться на самом характере главного героя, являющегося не просто представителем, но подлинным олицетворением народа, образом собирательным.

Разговор о поэме, «Василий Теркин» позволяет углубить многие тео­ретико-литературные представления учащихся: о народности литературы, о жанре эпопеи, о принципах художественной типизации и т. п.

Следующая тема - проза военных лет, которая представлена всеми основными жанрами: статьей, репортажем, очерком, рассказом, пове­стью, романом. Подробный разговор о каждом из них, конечно, невоз­можен. Поэтому где-то придется ограничиться лишь самым кратким об­зором, на чем-то остановиться подробнее, предложив учащимся задания, предполагающие самостоятельную работу с текстом.

Проблематика публицистики военных лет во многом отражается в заглавиях произведений: «Свобода или смерть!», «Вперед», «Близится час», «Мы не забудем!», «Босоногая орда» (И. Эренбург); «Что мы за­щищаем», «Фашисты ответят за свои злодеяния», «Москве "угрожает враг», «Родине», «Мы должны выстоять! Мы выстоим!» (А. Толстой),- которые прозвучат для учащихся достаточно красноречиво. Все публи­цистические жанры: листовки, воззвания, памфлеты, фельетоны, очерки и т. д. - были поставлены на службу победе. Выразившиеся в них воо­душевление, эмоциональное напряжение иногда сближали публици­стику с лирикой.

Обострение национального чувства, вызванное войной, сказалось в многочисленных обращениях к героическому прошлому, к образам прославленных русских полководцев, старинных русских городов, рус­ской природе. Статьи и очерки А. Толстого, И. Эренбурга, М. Шолохо­ва, Н. Тихонова, Л. Соболева, Вс. Вишневского, К. Симонова и мн других писателей рассказывают о коварстве и жестокости врага, о героях войны и тыла, успехах нашего оружия, нелегких фронтовых дорогах, учат ненависти, воодушевляют верой в победу. В качестве примеров можно привести один-два отрывка из очерков А. Толстого, И. Эренбур­га, М. Шолохова, Л. Леонова (по выбору учителя).

Проблемой, объединившей многие рассказы военных лет, была пробле­ма характера советского человека, тех его качеств, которые выявились в ратном подвиге народа. Не случайно, например, К. Симонов назы­вает один из своих рассказов «Русское сердце», А. Толстой - «Русский характер», показателен подзаголовок к циклу «Ленинградские расска­зы» Н. Тихонова - «Черты советского человека» и т. п.

Своеобразием малых повествовательных жанров военных лет яви­лось сосуществование в них на равных правах документальности и вы­мысла. Таким образом, их жанровая специфика не всегда может быть определена с категорической точностью. Черты рассказа и очерка од­новременно несут в себе и «Наука ненависти» М. Шолохова, и «Честь командира» и «Солдатская слава» К. Симонова и др.

Военные рассказы отличает чрезвычайная напряженность сюжета, драматизм коллизий, продиктованных самой жизнью. Таков, например, «Март - апрель» В. Кожевникова, привлекательный для школь­ников и психологическими портретами героев и остротой сюжета. В ка­честве примера можно прочесть на уроке и небольшую, в две-три странички, новеллу Л. Соболева из посвященного легендарным подвигам Севастопольских моряков цикла «Морская душа» (например, «Федя с Наганом», «Привычное дело», «Последний доклад»). Романтическое звучание этих произведений определено исключительностью характе­ров и ситуаций. В то же время все они рождены действительной жиз­нью осажденного Севастополя, связаны с реальными, конкретными фак­тами. В новеллах Л. Соболева говорится о веселом, не знающем преде­ла бесстрашии, готовности бороться до последней капли крови, до по­следнего патрона как о характерных чертах солдата-моряка.

Переходя к характеристике повести и романа военных лет, мож­но сказать, что все малые жанры: публицистическая статья, очерк, рас­сказ - выполняли не только свои непосредственные задачи. Одновре­менно они осуществляли своеобразную разведку, намечая плацдармы для крупных повествовательных произведений, которые начали появ­ляться уже в 1942 году.

В программе названы следующие повести и романы военного вре­мени и первых послевоенных лет: «Непокоренные» Б. Горбатова, «Мо­лодая гвардия» А. Фадеева, «Знаменосцы» О. Гончара, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Звезда» Э. Казакевича, «Буря» В. Лациса. Делая об­зор прозы военных лет, учитель может использовать впечатления уча­щихся, связанные с их самостоятельным чтением, привлечь произведения, изучавшиеся в средних классах («Русский характер» А. Толстого, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Сын полка» В. Катаева). Работа, посвященная анализу одного-двух прозаических произведений, явится главной частью занятий по этой теме. Характер анализа во многом будет определен идейно-те­матическими и жанрово-композиционными особенностями конкретного произведения.

В книгах, написанных в тот период, конфликты, рожденные борь­бой народа, выдвинутые ею проблемы разными писателями осваивались неодинаково. Многое зависело от того, какими видел автор происходив­шие события, какие задачи считал необходимым решить, на какой опыт имел возможность опереться, какой была его концепция человека.

Тематически произведения большой повествовательной формы рас­падаются на три основные группы: говорят о героическом подвиге сол­дата, о борьбе, которую вел народ в тылу врага, о тружениках тыла.

Так, в повести Б. Горбатова «Непокоренные» (1943), представля­ющей романтическую линию военной прозы, рассказывается о жизни и борьбе народа на территории, временно оккупированной фашистски­ми войсками. Перед читателем возникают картины разоренной земли с виселицами, концлагерями, покинутыми деревнями, замершими го-родами, множество действующих лиц: с одной стороны, захватчики и «покоренные» - просто равнодушные, предатели, полицаи, с другой - растущие силы сопротивления, возглавляемые Коммунистической пар­тией. Интересно обратить внимание учащихся и на тему молодежи в повести, получившую позже углубленную разработку на близком ма­териале и в сходной творческой манере в «Молодой гвардии» А. Фа­деева.

Напряженный драматизм повествования рождается в острых сю­жетных ситуациях, в экспрессивном, подчеркнуто романтическом стиле, который находит опору в традициях народно -поэтического творчества, древнерусского героического эпоса, иногда воспринимаемых автором через призму гоголевской поэтики. Вспомнить о повести «Тарас Бульба» заставляют нас даже имена героев Б. Горбатова: Тарас, Андрей. Романтический стиль в произведении Б. Горбатова находит выраже­ние в многочисленных повторах, в особенностях символики, метафор и олицетворений, в инверсиях, патетических восклицаниях и обращениях («распятый, окровавленный город»; «черные тополя, заплаканные, как вдовы»; «Где же вы, сыновья мои, где вы?»; «Коснись моих ран, Тарас, раздели мои муки...» и т. п.).

Событиям фронтовой жизни посвящены повести А. Бека «Волоко­ламское шоссе» и Э. Казакевича «Звезда».

А, Бек рассказывает о войне, какой она виделась ее участнику каж­дый день, в ее буднях и суровых испытаниях. В этом смысле «Волоко­ламское шоссе» (1942-1944) стоит в одном ряду с такими произведе­ниями военной повествовательной литературы, как книги К. Симонова. Стилю А. Бека чужда многозначительная символика. В са­мом тоне, в скупой, лаконичной фразе, сдержанной интонации повесть несет на себе печать суровых дней обороны Москвы, когда требовалось трезво оценить ситуацию, все силы, все помыслы направить только на то, чтобы преградить дорогу врагу.

Одна из характерных особенностей книги А. Бека - подчеркнутое тяготение к документальности. Стремясь создать впечатление достовер­ности рассказа, писатель точно следует хронологии войны, передает по­вествование действительному участнику событий, комбату легендарной панфиловской дивизии казаху Баурджану Момыш-Улы.

Однако основу сюжета повести составляет не хроникальное движе­ние событий, а перестройка сознания мирного человека, который дол­жен был стать солдатом.

«Может быть, по-вашему, героизм - дар природы?» - спрашивает приехавшего в дивизию писателя Момыш-Улы. Проблема героизма, проблема подвига и есть центральная проблема книги. В связи с ней рассказчик говорит о тяготах военной жизни, о том, как нелегко доста­ются солдату атаки и победы. Наука побеждать складывается, по его мнению, из целого ряда компонентов, которые обозначены в многочис­ленных «уроках» генерала Панфилова: «Победа куется до боя», «Сол­дата надо беречь», «Солдат умом должен воевать», «И еще нужна одна очень жестокая вещь... дисциплина». Высокие нравственные качества, выучка, дисциплина, тщательная подготовка боя, предваряющаяся напряженным раздумьем командира, - таковы те заповеди, которые сто­ят за главным девизом Панфилова, имеющим глубоко гуманный смысл: «Солдат идет в бой не умирать, а жить!» Эти слова являются лейтмо­тивом всей книги.

Уже после войны, хотя и по горячим следам событий, написана по­весть Э. Казакевича «Звезда» (1947). Многие особенности этой повести определены временной дистанцией, позволившей писателю несколько иначе увидеть события недавнего прошлого, осмыслить некоторые тен­денции военной прозы. Так рождается художественная достоверность, соединяющая в себе правду повседневности, тонкий психологический анализ и высокое лирическое одушевление.

В изображении военного быта, в жесткой линии внешнего сюжета «Звезда» напоминает повесть А. Бека. Безраздельная верность долгу, абсолютная поглощенность войной сближают панфиловского комбата и главного героя «Звезды» лейтенанта Травкина. Но есть здесь и дру­гое. Иные отношения связывают в ней людей, сроднившихся на долгих дорогах войны. Иной опыт лежит у них за плечами. В другом ракурсе видит писатель сложную проблему «человек и война». Вот почему многомернее изображенные в повести герои, сложнее их психологические характеристики, иные оттенки открываются в нравственной проблема­тике книги.

В повести «Волоколамское шоссе» человек интересует рассказчика прежде всего как солдат. Этические проблемы - а здесь много говорит­ся о долге, чести, честности, совести - осмыслены лишь в отношении к войне, как долг, честь и совесть солдата.

Для Э. Казакевича высокий нравственный кодекс, которым руко­водствуются его лучшие герои, имеет всеобщую, всечеловеческую цен­ность.

В облике юноши-командира, чистого, цельного и не по годам муд­рого Травкина, сегодня занятого только войной, принадлежащего толь­ко ей, ощущаются богатые и разносторонние возможности, которым не суждено было осуществиться. Трагические ноты, возникающие в слож­ной тональности «Звезды», напоминают читателю о том, что победа требует от человека огромной отдачи, сопряжена с жертвами и поте­рями. В то же время в повести особенно настойчиво звучит и другая мысль - о неразрывной связи каждой человеческой судьбы, каждого подвига с делом всего народа, судьбой всей Родины. Это находит сим­волическое выражение в позывных «Звезда» и «Земля», связывающих группу Травкина с его полком, с «большой землей».

Мысль о бессмертии подвига, дела, которому бескорыстно и без остатка отдает себя человек, составляет в повести содержание романти­ческого начала. Оно не определяет своей поэтики книги, но играет в ней значительную роль. Светом прекрасной звезды остается Травкин не только для героев повести, для Кати, продолжающей посылать в эфир свои позывные, но и для читателей.

Характеристикой проблематики и особенностей поэтики повество­вательных жанров заканчивается обзор прозы военных лет. Последний урок посвящается драматургии периода Великой Отечественной войны.

Надо сказать, что театр работал в эту пору с огромным напряже­нием. Уже в 1941 году стали создаваться фронтовые бригады, которые в условиях боевой обстановки дали 473 тысячи спектаклей и концертов. В репертуаре этих бригад были главным образом агитпьесы, пользовав­шиеся в те годы большим успехом.

В первые же месяцы войны предпринимались попытки средствами драматургии выразить историческую сущность событий, сказать о на­родно-освободительном характере войны, об истоках массового геро­изма народа. В лучших из этих пьес, по словам А. Суркова, соединя­лась «страстная публицистика и вдохновенная лирика, широкая эпическая поступь времени и трепетная исповедь сердца». Таковы «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука,

Острая конфликтность этих пьес находила выражение в том глу­боком драматизме, который определялся самим характером героиче­ского времени, противоборством различных чувств и побуждений, вы­званных сложными переломами в человеческих судьбах.

В героической драме «Русские люди» главные действующие лица - горсточка советских людей, которые ведут борьбу с превосходящими силами врага. Но напряженность сюжета определена и острыми нрав­ственными коллизиями, встающими перед героями: военфельдшер Глоба должен играть перед фашистами роль предателя; капитана Сафоно­ва воинский долг обязывает послать почти на верную смерть девушку, которую он любит; в трагическую ситуацию попадает Мария Никола­евна Харитонова - жена изменника и труса и мать солдата, погибшего на фронте. Эти острейшие ситуации и позволяют драматургу реализо­вать главную свою задачу - показать богатый духовный мир защитни­ков Родины.

«Ветер войны», врываясь в маленький провинциальный городок, по­рождает чрезвычайно драматические ситуации и в пьесе Л. Леонова «Нашествие». В главном ее конфликте, втягивающем в свою орбиту всех действующих лиц, разрешается и драма Федора Таланова, человека не­простой судьбы, сложного характера. Проследить путь нравственного возрождения Федора - одна из важных задач, которая непременно воз­никает в процессе анализа произведения. При внимательном отношении к тексту можно найти немало деталей, которые позволяют понять, что вызывающее поведение Федора лишь свидетельство его растерянности, что вернулся он в город не с пустым сердцем, что будущий его подвиг опирается на нравственные возможности, составляющие сущность его натуры.

То, что война в едином патриотическом порыве объединяет людей очень разных, является в «Нашествии» свидетельством справедливости борьбы, которую ведет народ, ее глубоко гуманистической сущности.

Иной круг вопросов интересует А. "Корнейчука в его пьесе «Фронт», написанной в остропублицистической манере. Создавая характеры, дра­матург использует широкий арсенал выразительных средств, прибегая к психологическим характеристикам, патетике и сатире, плакатным об­разам, заостряющим какую-то одну черту, обозначенную даже фами­лией персонажа. Автор «Фронта» смело ставит вопрос о недостатках и помехах, возникающих в ходе войны внутри армии, ратует за твор­ческий стиль руководства, передовую военную стратегию как необходимые условия победы.

Таким образом, органическая связь литературы периода Великой Отечественной войны с борьбой народа сказалась в произведениях этой поры постановкой серьезнейших проблем, богатством содержания, мно­гообразием стилевых и жанровых тенденций. Вот почему искусство ге­роической эпохи оказало и продолжает оказывать огромное влияние на всю нашу духовную культуру, на развитие всей советской литерату­ры. Многие проблемы, психологические конфликты, наметившиеся уже в Годы войны, с успехом разрабатываются и сегодня. На новом этапе глубже и детальнее исследуются истоки Победы, гуманистическая сущ­ность подвига народа, широкий комплекс вопросов, связанных с чрез­вычайно сложной коллизией «человек и война».

по курсу “История России”

по теме: “Великая Отечественная война в литературе и кино

1. Литература и война

В годы Великой Отечественной войны советского на рода перо писателя и поэта, кисть художника, резец скульптора, камера кинооператора стали острейшим оружием в борьбе с ненавистным врагом. Многие деятели литературы и искусства владели штыком и автоматом не менее мастерски, чем пером и кистью. Они сражались в едином строю бойцов, командиров, политработников действующей армии.

На фронт ушло более тысячи советских писателей и среди них М. Бажан, А. Безыменский, П. Бровка, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, Е. Долматовский, А. Корнейчук, В. Кожевников, К. Крапива, Ю. Крымов, М. Лыньков, С. Михалков, П. Павленко, Е. Петров. А. Прокофьев, В. Саянов, М. Светлов, К. Симонов, Л. Славин, В. Ставский, А. Сурков, М. Танк, А. Твар­довский, Н. Тихонов, М. Шолохов. На фронт ушло 900 членов Союза художников, вся военная студия имени Грекова. На фронт ушли композиторы А. Александ­ров, В. Мурадели и др.; художники П. Соколов-Скаля, Б. Пророков, П. Шухмин и др.; артисты К. Байсеитова, Е. Гоголева, И. Ильинский, Г. Юра и др.

Многие из писателей и работников искусства преодолели серьезные препятствия на их пути в Действующую армию-сопротивление врачей. А. Гайдара не пускали на фронт из-за старой тяжелой контузии, Ю. Инга -из-за болезни туберкулезом, Дж. Алтаузена - из-за болезни сердца, Э. Казакевич был освобожден по состоянию здоровья от строевой службы, он смог стать сперва лишь сотрудником редакции военной газеты, находившейся в тылу. Вскоре он без чьего-либо согласия перебрался из этой газеты в Действующую армию и стал мужественным офицером разведки.

275 писателей отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины. 500 писателей были награждены боевыми орденами и медалями, 10 из них стали Героями Советского Союза.

Писатели-фронтовики совершили множество героических подвигов на фронтах Великой Отечественной войны. Их жизнь и их имена навсегда запечатлены в памяти советского народа. С. Борзенко был в первых рядах десанта на Керченский полуостров. 40 дней и ночей он находился в беспрерывных боях. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. В осажденном Севастополе в последние дни его героической борьбы находился пи­сатель Евгений Петров. Ю. Крымов погиб, прикрывая огнем ручного пулемета отход группы бойцов. А. Гайдар встал под пули немецкого автомата, чтобы предупредить своих товарищей-партизан об опасности. Б. Лапин не вышел из окружения вместе с другими, а остался на верную гибель, отказавшись покинуть своего тяжелораненого друга 3. Хацревина. Отказался вылететь на само­лете из окружения и погиб в бою Дж. Алтаузен. Вместе с экипажем подводной лодки встретил смерть на мор­ском дне А. Лебедев. Всему миру известен подвиг Мусы Джалиля, совершенный им в фашистских застенках.

Советские писатели совершили и выдающийся литературный подвиг. С первого часа войны они дали советскому народу - и воинам фронта, и труженикам тылато, в чем возникла острая нужда, - боевое художественное слово.

Трудно было советскому человеку, миролюбивому по своему характеру, проникнуться пониманием всей серьезности положения, исполниться испепеляющей ненависти к врагу. Тут нужно было огневым словом проникнуть к самым глубинам его души, донести до каждой извилины мозга сознание необходимости мужественной защиты Родины, прожечь сердца идеей священной Отечественной войны. И эта задача была с честью выполнена советскими писателями, поэтами, драматургами и жур­налистами.

В первом номере газеты «Правда» военных дней, 23 июня, были опубликованы стихотворения А. Суркова и Н. Асеева. На следующий день «Известия» опубликовали исполненные гневной страсти строки «Священной войны» В. Лебедева-Кумача, ставшие затем, после их переложения на музыку композитором А. Александровым, гимном Великой Отечественной войны. С 26 июня выступлением в газете «Красная звезда» начинается бое­вая, разящая публицистика И. Эренбурга, а с 27 июня в «Правде» - А. Толстого. Вдохновенные патриотиче­ские статьи А. Толстого, М. Шолохова и А. Фадеева, волнующие очерки Н. Тихонова из осажденного Ленинграда, вся советская литература, все искусство, все творчество сотен и тысяч славных представителей нашей культуры, культуры всех народов СССР будили в людях пламя ненависти к захватчикам, воспитывали мужество, зака­ляли волю к борьбе.

Идея защиты Советской Родины стала основной идеей всей литературы. Главная ведущая ее тема - беззаветная преданность Родине, смертельная ненависть к врагу, героизм народа, гуманизм освободительной войны, вера в победу. Сражающийся народ, человек на войне стал главным героем произведений литературы. Обращаясь к вековой истории борьбы русского и других народов СССР с иноземными захватчиками, к примерам героизма, вошедшим во всемирные летописи славы, Л.Леонов писал: «В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оста­ваясь в одиночку среди вражеского множества».

И. Эренбург внес большой вклад в воспитание всенародной ненависти к фашистским захватчикам. Он изобличил гитлеровцев как убийц-рецидивистов, давно заслуживших за свои злодеяния смертной казни. «Эта война, - писал И. Эренбург, - не похожа на прежние войны. Впервые перед нашим народом оказались не люди, но злобные и мерзкие существа, дикари, снабженные всеми достижениями техники, изверги, действующие по уставу и ссылающиеся на науку, превратившие истребление грудных детей в последнее слово государственной мудрости». А. Толстой призывал советских воинов: «Ты любишь свою жену и ребенка, выверни наизнанку свою любовь, чтобы она болела и сочилась кровью. ... Убей зверя, это твоя священная заповедь».

Советская литература отнюдь не рисовала врага слабым, не ориентировала на легкую победу над ним. Она показала и его силу, и его слабость. Эта сила заключалась во всесторонней подготовке к захватнической воине, в вымуштрованности армии, в ее военном опыте, в злобе, алчности и цинизме захватчиков. Эта слабость состояла в отсутствии высоких идеалов, в низменности целей, в их противоречии неумолимым законам истории. Сила духа советского человека и его преданность социализму были несравнимы с тем мрачным подобием идеалов, с которым выступал фашизм.

Важнейшая задача в дни войны заключалась в том, чтобы ее глубинный смысл и закономерности стали достоянием каждого человека. И эту задачу наряду с другими формами воспитательно-патриотической, идеологической работы решала советская литература. Создавая образы тружеников, поднявшихся на смертный бой, она показывала на этих примерах силу и непобедимость. Она решительно отстаивала наши идеалы и наше мировоззрение. Тема патриотизма была ведущей темой литературы народов СССР на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Подвиг писателей был неотделим от подвига всего народа, тесно с ним переплетался. В суровые годы войны неизмеримо укрепилась народность советской литературы. Эта народность проявлялась в том, что писатели, поэты, драматурги говорили то, что жаждал услышать от них народ. Они говорили правду о трагедии, переживаемой народом, и о его великом, испепеляющем гневе, который не мог не спасти нашу Родину и все человечество от порабощения фашизмом. Они выразили со всей силой художественного слова необратимость всемирной истории, сказавшуюся в победе социализма в нашей стране и тех глубочайших изменениях, к которым привела эта победа.

Народ на войне, народ в тылу, народ в осажденных городах - вот главный герой художественной литературы военных лет. Советская литература убедительно показала определяющую роль народных масс в борьбе против фашизма и в завоевании грядущей победы.

Подвиг советской литературы получил законное признание народа. Оно отразилось в возросшем в дни войны интересе советских людей к поэзии и прозе. Характерно, что за годы войны вышло 169,5 млн. экземпляров произведений художественной литературы.

Поэзия оказалась действенной, мобильной, зажигательной нормой художественного творчества. На фронте и в тылу зазвучали стихи и песни Д. Джамбула, М. Исаковского, Г. Леонидзе, В. Лебедева-Кумача, Я. Коласа, А. Кулешева, Я. Купалы, С. Нерис, М. Рыльского, К. Си­монова, А. Суркова, А. Твардовского, П. Тычины и многих других. Осенью 1941 г. Н. Тихонов написал поэму о фронтовом осажденном Ленинграде «Киров с нами». Поэма «Россия» А. Прокофьева, «Сын» П. Антокольско­го, «Похороны друга» П. Тычины, «Знамя бригады» А. Кулешева, «Зоя» М. Алигер рисовали героические характеры советских людей, принявших, не дрогнув, смертный бой с врагом. Зоя в одноименной поэме М. Алигер перед смертью с верой в будущее говорит: «Я умру, но правда победит!»

К. Симонов, как и многие другие поэты, тесно связанный с бойцами Советских Вооруженных Сил, глубоко осознал потребность их в лирических строках. Он создал ряд стихотворений высокого лирического звучания, в которых сугубо личная тема подымается на высшую ступень героической гражданственности. Одним из самых любимых стихотворений фронтовой лирики, весьма характерным для нее, стало его стихотворение «Жди меня». В этом стихотворении боец обращается к своей девушке со словами любви и уверенности в ее непоколебимой верности, в том, что ее ожидание спасет его среди огня войны. Это и многие другие фронтовые лирические стихотворения К. Симонова, М. Исаковского, А. Суркова и других поэтов, исполненные глубокого патриотического чувства, стали популярными народными песнями военных лет. На борьбу с врагом подымали песни В. Лебедева-Кумача, и прежде всего его «Священная война», прекрасно охарактеризовавшая грозную силу советского народа, поднявшегося во весь свой богатырский рост на священный бой с фашистской силой чер­ною, с проклятою ордой.

Осенью 1942 г. А. Твардовский начал публиковать главу за главой свою замечательную поэму «Василий Теркин».

В поэме «Василий Теркин» создан обобщенный облик советского бойца-фронтовика, рассматривающего свои боевые подвиги как повседневный ратный труд. Но этот труд озарен светом высокой патриотической идеи - идеи защиты от врага великих завоеваний социализма. Теркин - герой, вобравший в себя энергию народной борьбы с фашизмом. Он - носитель лучших черт рус­ского народного характера, олицетворение народной сметки и народной силы. Он исполнен ясного ума, сер­дечности, жизнелюбия, задорного юмора, душевной теп­лоты и тонкой грусти. Теркин - патриот в самом луч­шем, самом высоком смысле этого слова. Для него не существует никаких сомнений в том, что победа будет вырвана у врага.

Теркин - собирательный образ. Такие образы встали рядом с реальными героями, воспетыми советской литературой. Одна из выдающихся заслуг советской литературы состоит в том, что она широко осветила героические подвиги советских воинов, сделала эти подвиги широко известными, превратила их в достояние всей страны и всего народа. Благодаря этому многие такие подвиги были повторены тысячекратно. В эпос героического советского народа навечно вошли его верные сыны и дочери: партизанка Зоя Космодемьянская и летчик Алексей Маресьев, командир батальона Боурджан Момыш-Улы и пехотинец Александр Матросов.

Наряду с подвигами реальных героев советская ли­тература освещала и столь же реальные подвиги целых городов-героев. 900 дней длилась варварская блокада Ленинграда. И все эти дни в рядах героических ленинградцев были Василий Ардаматский, Николай Браун, Вера Инбер, Вера Кетлинская, Александр Крон, Павел Лукницкий, Александр Прокофьев, Всеволод Рождественский, Владимир Рудный, Виссарион Саянов, Михаил Светлев, Николай Тихонов, Зинаида Шишова. Городу-герою посвящали они свое творчество.

О. Берггольц писала о том, что нашла свое счастье поэта и гражданина в прочной связи с героической судьбой города Ленина, рядовой которого она себя ощущала.

Гарнизону Ханко посвятил свои стихи М. Дудин. Об эпопее Сталинграда писали В. Гроссман, М. Луконин, К. Симонов и др.

Советская проза военных лет стала быстро развиваться несколько позднее поэзии, примерно с лета 1942 г. Появились такие выдающиеся произведения нашей литературы, как: «Наука ненависти» М. Шолохова, «Русские люди» и «Дни и ночи» К. Симонова, «Непокоренные» Б. Горбатова, «Волоколамское шоссе» А. Бека, повесть В. Гроссмана «Народ бессмертен», «Радуга» В. Василев­ской, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, рассказ В. Кожевникова «Март-апрель» и др. Во многих из этих произведений видны черты народного бога­тырского эпоса. Великая жизнеутверждающая сила звучит даже в описаниях смерти героев, мужество которых сильнее смерти. В повести В. Гроссмана «Народ бессмер­тен» показано, что героизм бойцов еще выше подымает величие народа.

Со страниц романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» вышли бойцы, исполненные такого мужества, перед которым отступала смерть. Эти люди глубоко сознают неотделимость своей личной судьбы от судеб социалистической Родины и в этом духе своим лич­ным примером воспитывают и подымают на подвиги бойцов и командиров. Даже будучи тяжело раненными, они остаются в строю. Боец коммунист Стрельцов говорит своему другу Лопахину: «Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому».

В повести А. Бека «Волоколамское шоссе» показан сложный процесс становления советских воинов из лю­дей, в мирное время не владевших оружием. Эти люди, проникшись идеями защиты Родины и ненавистью к врагу, познав его сильные и слабые стороны, в короткое время стали грозной силой, способной сокрушить военную машину гитлеровской Германии. В повести А. Бека показана дружба народов СССР, их единство, раскрыты особенности работы командиров и политработников в условиях суровой войны, их роль в воспитании и обучении советских воинов.

Многие произведения советской литературы военных лет показывают страдания людей, попавших в фашистскую кабалу. Этой теме посвящена повесть В. Василев­ской «Радуга». Писательница показала преданность населения оккупированной территории Советской власти, несокрушимую силу его морального облика. В этой повести, как и во многих других произведениях советских писателей, раскрывается неизмеримое превосходство мо­рали и духа советских людей над фашистскими варва­рами.

Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» был завершен по окончании войны. В основу этого романа положена подлинная история героической борьбы и трагической гибели подпольной комсомольской организации в оккупированном немцами шахтерском городе Краснодоне. И в этом романе с большой силой художественного слова раскрываются истоки героизма советских людей самых различных поколений.

В конце войны в литературе появилась новая тема: мечта о своей любимой Родине бойца, которого военные пути-дороги увели далеко за ее пределы. Эта тема звучала в песне М. Блантера на стихи М. Исаковского «Под звездами балканскими».

Советская литература шла по полям сражений в едином строю со всеми советскими воинами. Она делала достоянием всего народа подвиги отдельных бойцов и командиров, она сыграла свою роль в том, что эти подвиги стали массовым явлением. Советские писатели показали, что героизм на фронте представляет собой есте­ственное выявление характера человека, защищающего свою Родину. Советские люди поступали именно так, потому что иначе они поступить не могли.

Не только писатели были зримо и незримо в боевых порядках войск. Здесь же находились и деятели советского искусства. За время войны на фронте побывало 42 тыс. актеров, около 4 тыс. концертных бригад, которые провели 1 350 тыс. концертов. Сюда же надо причис­лить и выступления армейской и флотской художественной самодеятельности, учет которых не производился. Композиторами был создан в дни войны ряд патриотиче­ских произведений самых различных жанров. Большую роль играли песни, которые подхватывались миллионами советских воинов как отражение их собственных чувств. Среди произведений крупного плана выдающееся место принадлежит Седьмой симфонии Д. Шостаковича, написанной в осажденном Ленинграде. Композитор посвятил свое произведение городу-герою и грядущей победе над врагом. В симфонии средствами музыкального искусства показаны нашествие фашистских орд, их жестокость и бездушие, борьба с врагом не на жизнь, а на смерть и конечная победа над фашизмом, великое тор­жество свободолюбивого человечества. Создав такую симфонию в осажденном Ленинграде, ее автор сам со­вершил выдающийся героический подвиг. Симфония впервые была исполнена в Ленинграде. Отсюда она с необычайной быстротой обошла земной шар, ее исполняли лучшие симфонические оркестры.

2. Подвиг кинематографистов

С началом Великой Отечественной войны на фронт отбыли операторы кинохроники - передовой отряд нашей кинематографии. Они проделали весь длинный путь советских войск от западных границ СССР до бере­гов Волги и от Волги до Берлина и Эльбы. Многие из них погибли, но долг кинематографии перед Родиной был выполнен с честью. За время войны кинооператоры засняли свыше 3,5 млн. м пленки. Они зафиксировали события, ставшие достоянием истории, создали величайшие документально-исторические ценности. К этой сокровищнице вновь и вновь обращаются сценаристы и режиссеры. Кроме того, за годы войны было создано и выпущено на экраны более 500 номеров различных киножурналов, 67 короткометражных и 34 полнометражных военных фильма.

В годы войны из материалов фронтовых киноопера­торов был создан ряд полнометражных документальных фильмов, запечатлевших важнейшие события грозовых лет. 18 февраля 1942 г. по свежим следам стал демон­стрироваться фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламов и И. Копалин). Вскоре вышел другой документальный фильм - «Ленинград в борьбе» (режиссеры Р. Кармен, Н. Комаревцев, В. Соловцев и Е. Учитель). 13 июня 1942 г. 240 операторов в 40 местах тыла страны и на всем обширном фронте от Белого до Черного морей сняли фильм «День войны». В марте 1943 г. появился полнометражный документаль­ный фильм «Сталинград», снятый фронтовыми операторами непосредственно в боях, проходивших в городе-герое. Этот фильм, широко показанный за пределами СССР, потрясал своей документальностью, с которой были показаны мужество и подвиги героических защитников города на Волге. Одна из американских газет писала: этот фильм «представляет собой абсолютную вершину данного жанра. Ни одна картина не могла передать так мощно и так живо всю разрушительность войны. Этот фильм в изображении борющейся России не имеет себе равных». Ряд фильмов был посвящен после­дующим наступательным операциям Советских Вооруженных Сил.

Серия документальных картин огромной впечатляющей силы завершается двумя, названия которых говорят сами за себя - «Берлин» (режиссеры Ю. Райзман и Е. Свилова) и «Разгром Японии» (режиссеры А. Зархи и И. Хейфец). Об этой серии картин И. Большаков, возглавлявший в дни войны Комитет кинематографии, пи­шет: «Многие отличались новизной режиссерских приемов, яркостью и необычайной выразительностью своих кадров, высоким профессиональным операторским ма­стерством, хорошим дикторским текстом, прекрасным музыкальным оформлением.

Другими словами, все компоненты документального фильма -монтаж, фотография, дикторский текст, музыка - получили новое развитие и достигли высокого уровня. И документальное кино по праву встало в один ряд с художественной кинематографией по своему идейно-политическому и воспитательному значению. Советские документалисты очень многое сделали, чтобы поднять значение документального кино до уровня художественной кинематографии».

Много документальных картин было снято в парти­занских отрядах, а также в рядах зарубежного движения Сопротивления, посвящено освобождению от немецких захватчиков оккупированных ими стран. Таков, например, фильм «Освобожденная Франция» С. Юткевича.

Трудно было сразу же с началом войны создать пол­нометражные художественные фильмы, посвященные ее темам. Жизнь породила оперативную форму - короткие киноновеллы. Эти новеллы, среди которых встречались и кинокомедии, объединялись в «боевые киносборники». Таких киносборников в 1941-1942 гг. было создано 12. Их успех определялся тем, что в основу новелл заклады­вались достоверные факты.

Преобладающей темой кинофильмов военных лет, как и всего советского искусства и литературы, является ге­роизм советского народа. С разных сторон освещается эта тема в картинах «Зоя» Л. Арнштама, «Жила-была девочка» В. Эйсымонта, «Человек 217» М. Ромма, «Нашествие» А. Роома, «Это было в Донбассе» Л. Лукова, «Жди меня» А. Столпера и Б. Иванова, «Небо Москвы» Ю. Райзмана, «Иван Никулин-русский матрос» И.Сав­ченко, «В шесть часов вечера после войны» И. Пырьева.

На экраны вышел также и ряд картин о героизме тружеников тыла. Этому же посвящен и ряд произведений литературы и изобразительного искусства.

Советские писатели, композиторы, художники, как и весь советский народ, находились в течение войны в едином боевом строю. По словам датского писателя Мартина Андерсена Нексе, они представляли собой «силы действия, силы воинствующие... Советское искусство и литература немало сделали для приближения победы демократии во всем мире». Их произведения воспитывали в советских людях беззаветный героизм, нравственную чистоту и беспредельную преданность Родине.

Поставленные на службу великому делу разгрома врага, советская литература и искусство достойно выполнили свой гражданский патриотический долг, стали мощ­ным духовным оружием Великой Отечественной войны.

Развитие литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий - одна из важнейших тем в отечественном искусстве. Оно имеет ряд особенностей, которые отличают ее от военной литературы других стран и периодов. В частности, огромную роль в духовной жизни народа приобретают поэзия и публицистика, так как тяжелое, полное тягот время требует от жанров малых форм.

Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.

Поэзия

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

Основные жанровые группы военных стихов :

  1. Лирическая (ода, элегия, песня)
  2. Сатирическая
  3. Лирико-эпическая (баллады, поэмы)

Самые известные поэты военного времени :

  1. Николай Тихонов
  2. Александр Твардовский
  3. Алексей Сурков
  4. Ольга Берггольц
  5. Михаил Исаковский
  6. Константин Симонов

Проза

Малые формы литературы (такие как рассказ и повесть) пользовались особенной известностью. Искренние, несгибаемые и, по истине, народные характеры вдохновляли советских граждан. Например, одно из самых знаменитых произведений того периода «А зори здесь тихие» до сих пор знает каждый уже со школьной скамьи. Ее автор, Борис Васильев, уже упомянутый выше, в своих работах придерживался одной основной темы: несовместимость естественного человеческого, жизнерождающего и милосердного начала, воплощаемого, как правило, в женских образах, – и войны. Тональность произведения, свойственная многим писателям того времени, а именно трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью «силы», сочетающийся с сентиментально-романтической идеализацией «положительных» образов и сюжетным мелодраматизмом, покоряет читателя с первых страниц, но оставляет глубокую рану впечатлительным людям. Наверное, этот хрестоматийный пример дает наиболее полное представление о драматическом накале прозы в период ВОВ (1941-1945).

Крупные произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».

Известные прозаики времен войны :

  1. А. Гайдар
  2. Е. Петров
  3. Ю. Крымов
  4. М. Джалиль,
  5. М. Кульчицкий
  6. В. Багрицкий
  7. П. Коган
  8. М. Шолохов
  9. К. Симонов

Публицистика

Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.

Основные публицистические жанры военного времени :

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты :

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Драматургия

Драматические произведения К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука демонстрируют душевное благородство русских людей, их нравственную чистоту и духовную силу. Истоки их героизма отображены в пьесах «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова. История противоборства двух типов военных руководителей полемически обыгрывается в пьесе «Фронт» А. Корнейчука. Драматургия в период Великой Отечественной войны – это очень эмоциональная литература, наполненная героическим пафосом, свойственным эпохе. Она вырывается из рамок соцреализма, становится ближе и понятнее зрителю. Актеры уже не играют, они изображают свои же будни на сцене, переживают свои же трагедии заново, чтобы люди внутренне вознегодовали и продолжили мужественное сопротивление.

Всех сплотила литература военных лет: в каждой пьесе главной идеей становился призыв к единению всех общественных сил перед лицом внешней угрозы. Например, в пьесе Симонова «Русские люди» главный герой – интеллигент, казалось бы, чуждый пролетарской идеологии. Панин – поэт и очеркист – становится военкором, как когда-то сам автор. Однако его героизм не уступает отваге комбата Сафонова, который искренне любит женщину, но все равно посылает ее на боевые задания, ведь его чувства по отношению к родине не менее значимы и сильны.

Роль литературы в годы войны

Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) отличается целенаправленностью: все писатели, как один, стремятся помочь своему народу выстоять под тяжелым бременем оккупации. Это книги о Родине, самопожертвовании, трагической любви к своей стране и долге, которым она обязывает каждого гражданина защищать отечество любой ценой. Безумная, трагическая, беспощадная любовь открывала в людях потаенные сокровища души, а писатели, как живописцы, точь-в-точь отображали то, что видели собственными глазами. По словам Алексея Николаевича Толстого, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».

Писатели не отделялись от фронтовиков и тружеников тыла, они стали понятны и близки всем, поскольку война объединила нацию. Авторы мерзли и голодали на фронтах в качестве военных корреспондентов, культработников и умирали с бойцами и медсестрами. Интеллигент, рабочий или колхозник – все были заодно. В первые годы борьбы шедевры рождались за один день и оставались в русской литературе навсегда. Главная задача этих произведений – патетика обороны, пафос патриотизма, поднятие и поддержание воинского духа в рядах Советской армии. То, что сейчас называется «на информационном фронте», тогда было действительно нужно. Причем, литература военных годов – не государственный заказ. Писатели вроде Симонова, Твардовского, Эренбурга получались сами собой, впитывая впечатления на передовой и перенося их в записные книжки под звуки разрывающихся снарядов. Поэтому этим книгам действительно веришь. Их авторы выстрадали написанное и рисковали жизнью, чтобы передать эту боль потомкам, в руках которых должен был быть мир завтрашнего дня.

Список популярных книг

О крушении простого человеческого счастья в военных реалиях расскажут книги:

  1. «Просто любовь» В. Василевской,
  2. «Это было в Ленинграде» А. Чаковского,
  3. «Третья палата» Леонидова.
  4. «А зори здесь тихие» Б. Васильева
  5. «Судьба человека» М. Шолохова

Книги о героических подвигах в условиях самых кровопролитных сражений в период ВОВ:

  1. «В окопах Сталинграда» В. Некрасова,
  2. «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина,
  3. «Июль – Декабрь» Симонова,
  4. «Брестская крепость» С. Смирнова,
  5. «Они сражались за родину» М. Шолохова

Советская литература о предательстве:

  1. «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
  2. «Сотников» В. Быкова
  3. «Знак беды» В. Быкова
  4. «Живи и помни» В. Распутина

Книги, посвященные блокаде Ленинграда:

  1. «Блокадная книга» А. Адамовича, Д. Гранина
  2. «Дорога жизни» Н. Ходзы
  3. «Балтийское небо» Н. Чуковского

О детях, участвующих в войне:

  1. Молодая гвардия – Александр Фадеев
  2. Завтра была война – Борис Васильев
  3. До свиданья мальчики – Борис Балтер
  4. Мальчики с бантиками – Валентин Пикуль

О женщинах, участвующих в войне:

  1. У войны не женское лицо – Светлана Алексеевич
  2. Мадонна с пайковым хлебом – Мария Глушко
  3. Партизанка Лара – Надежда Надеждина
  4. Девичья команда – П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Альтернативный взгляд на военное руководство:

  1. Жизнь и судьба – Василий Гроссман
  2. Штрафбат – Эдуард Володарский
  3. На войне как на войне – Виктор Курочкин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!