Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Какие проблемы обдумывал и осмыслял Николенька в эти годы? Толстой, Отрочество. Как вы объясните, что лучшие описания природы у разных писателей связаны с ее грозными явлениями? Проблемы которые обдумывает в отрочество

Какие проблемы обдумывал и осмыслял Николенька в эти годы?
Прав ли был автор, оценив этот период жизни как " пустыню отрочества"
Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте рассказать, как бы обсудили бы эту проблема с Николенькой.

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства?

Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. При этом он считал, что именно он первый открывал великие и полезные истины.

Стоит подумать о том, не казалось ли каждому из нас, что именно мы открыли те или иные истины.

Каким образом Николенька хотел испытать свои нравственные силы? Зачем он это делал?

Николенька придумывал себе самые различные испытания: он стегал себя веревкой, чтобы закалить свою волю, держал в руках на весу тяжеленные словари (лексиконы), чтобы стать сильнее, вдруг бросал уроки, поскольку неизвестно, сколько продлится его жизнь и нужно пользоваться настоящим… Все эти способы проверки и испытания он проводил, прежде всего, чтобы закалить себя.

Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте обсудить эту проблему с Николенькой.

Не каждый шестиклассник может обсуждать проблемы симметрии. Однако каждый может вспомнить, как обсуждал эти вопросы Николенька. Так, для него вопрос о симметрии неожиданно перерос в вопрос о вечности и жизни человека. При этом он отвлекся и тут же стал размышлять о душе лошади-водовозки, которую он увидел из окна. Одной улыбки брата, заметившего его состояние, было достаточно, чтобы Николенька сделал вывод: "…все то, о чем я думал, была ужаснейшая гиль (бессмыслица)".

Понятно ли вам, что такое скептицизм? Как вы объясните, почему им увлекался Николенька?

Узнав о скептицизме, Николенька стал сомневаться в существовании всего, что было вокруг него. Он даже пытался увидеть… пустоту, если быстро оглянешься в противоположную сторону. Это увлечение поддерживалось и эгоизмом мальчика, поскольку давало ему право считать себя единственным во всем мире.

Справка. Скептицизм - философская позиция, которая характеризуется сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Почему у подростка Николеньки "ум за разум заходил"?

Николенька считал, что в это время он со своими увлечениями философией скептицизма был близок к сумасшествию. Но автор - взрослый Николенька - видел, что размышления по сложным вопросам, которые были не по силам уму мальчика, только вызывали привычку к отвлеченным размышлениям, которые не приносят пользы. Именно от отвлеченных и непосильных размышлений у него "ум за разум заходил".

Согласны ли вы с тем, что Николенька делал философские открытия?

Сам Л. Н. Толстой понял, что никаких философских открытий ему в отрочестве сделать не удалось и едва ли они по силам и всякому взрослому, даже очень умному человеку. Став взрослым, автор написал: "…философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком…"


Триатлон 2/3

"Отрочество" символично начинается с путешествия. Наша жизнь - вся путешествие, но никакой другой период жизни не движется так стремительно, как тот самый переходный возраст. Детство завершается, а до взрослой жизни ещё далеко.

Снова необыкновенные пейзажи кисти Толстого, взрослые дела (управление бричкой, например) и первые взрослые вопросы. Богатые и бедные - противоречие, с которым неясно, что делать, как может вдруг нарушиться привычный порядок вещей из-за этого противоречия и придётся расстаться с любимым человеком. «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной?» И ребёнок стал видеть мир по-другому, оказалось, в нем живут другие люди со своими судьбами и мнениями. Так, наверно, и происходит взросление и Толстой даёт нам возможность немного подглядывать за этим процессом. Изменились девочки, изменился старший брат, отец, бабушка, учитель, весь мир и он сам.

Снова психологические наблюдения в форме правил: "... я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее." Склонность к анализу самого себя и окружающих возрастает в этой части. Автор препарирует все движения души, которые берётся описывать, и из всех происшествий делает выводы. Ко многим эпизодам хочется пригласить психоаналитика (история Карла Ивановича и его обреченность на несчастье с детства, борьба Николеньки со своей непривлекательностью, отношение к женскому полу и др). Толстой, правда, не дожидается чужого анализа своего текста и сам вводит в него умозаключения психологов о переходном возрасте. Очень точно описаны ощущения подростка и его убежденность во всеобщей нелюбви и даже ненависти, мысли о том, что он неродной своим родителям или отца, одиночество и истерическая близость к суициду.

И снова сжимается сердце - теперь от того, как могут взрослые быть такими бесчувственными и не понимать, как ребёнку тяжело, и предлагать на все случаи одно решение, - наказание. Со временем все забудется и сгладится, но почему просто не дать детям любви, когда они в ней так нуждаются. И тогда бы так не была важна для них чья-то похвала («Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под ее приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову») и были бы они более независимы и счастливы в своей юной и взрослой жизни.

Нет страшней людей, чем взрослые, и Толстой это очень тонко показывает. Не знаю, нужно ли это всем читать. От рекомендаций воздержусь. Сама еду дальше - к Юности))

Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства?

Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. При этом он считал, что именно он первый открывал великие и полезные истины.

Стоит подумать о том, не казалось ли каждому из нас, что именно мы открыли те или иные истины.

Каким образом Николенька хотел испытать свои нравственные силы? Зачем он это делал?

Николенька придумывал себе самые различные испытания: он стегал себя веревкой, чтобы закалить свою волю, держал в руках на весу тяжеленные словари (лексиконы), чтобы стать сильнее, вдруг бросал уроки, поскольку неизвестно, сколько продлится его жизнь и нужно пользоваться настоящим… Все эти способы проверки и испытания он проводил, прежде всего, чтобы закалить себя.

Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте обсудить эту проблему с Николенькой.

Не каждый шестиклассник может обсуждать проблемы симметрии. Однако каждый может вспомнить, как обсуждал эти вопросы Николенька. Так, для него вопрос о симметрии неожиданно перерос в вопрос о вечности и жизни человека. При этом он отвлекся и тут же стал размышлять о душе лошади-водовозки, которую он увидел из окна. Одной улыбки брата, заметившего его состояние, было достаточно, чтобы Николенька сделал вывод: "…все то, о чем я думал, была ужаснейшая гиль (бессмыслица)".

Понятно ли вам, что такое скептицизм? Как вы объясните, почему им увлекался Николенька?

Узнав о скептицизме, Николенька стал сомневаться в существовании всего, что было вокруг него. Он даже пытался увидеть… пустоту, если быстро оглянешься в противоположную сторону. Это увлечение поддерживалось и эгоизмом мальчика, поскольку давало ему право считать себя единственным во всем мире.

Справка. Скептицизм - философская позиция, которая характеризуется сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Почему у подростка Николеньки "ум за разум заходил"?

Николенька считал, что в это время он со своими увлечениями философией скептицизма был близок к сумасшествию. Но автор - взрослый Николенька - видел, что размышления по сложным вопросам, которые были не по силам уму мальчика, только вызывали привычку к отвлеченным размышлениям, которые не приносят пользы. Именно от отвлеченных и непосильных размышлений у него "ум за разум заходил".

Согласны ли вы с тем, что Николенька делал философские открытия?

Сам Л. Н. Толстой понял, что никаких философских открытий ему в отрочестве сделать не удалось и едва ли они по силам и всякому взрослому, даже очень умному человеку. Став взрослым, автор написал: "…философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком…"