Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

В каком веке появился менуэт. Тема пятаямузыкальные жанры, связанные с движением. Особенности изучения танца

Менуэт - это танец королей. Именно так его характеризовали в минувшие века, и ничего не изменилось в наши дни. В современном мире о существовании такого танца знают лишь истинные ценители искусства, а от широкой публики, увы, он безвозвратно ушел. Менуэт - танец, который состоит из медленных движений, маленьких шажков, красивых па и реверансов. И для того чтобы окунуться в прошлое и узнать, как именно отдыхали на балах наши предки, мы более детально изучим историю и все особенности менуэта.

Зарождение жанра

Родными местами менуэта считается историческая область Там он существовал наряду с прочими которые, однако, исполнялись и в аристократических кругах. Суть его тогда заключалась лишь в том, что пары двигались грациозно, выполняя поочередно мелкие шажочки. Конечно же, такое действо всегда сопровождалось соответствующей медленной музыкой. Даже в то время еще народный французский менуэт уже исполнялся с определенным размером - ¾. Многие композиторы специально для этого танца писали произведения или просто импровизировали на торжественных приемах и балах.

Становление танца в широких народных массах

В начале 17 столетия об этом удивительном явлении народного творчества узнал Людовик XIV. Именно он официально провозгласил на всю страну, что менуэт - танец. Это была новость, которая моментально расползлась по всем городам, и при каждом аристократическом дворе начали исполнять менуэт приближенные к королю особы, графы, бароны и прочие обладатели высоких титулов. Учитывая тот факт, что в 17-18 веках во всей Европе и даже в России была мода на все французское, этот новый жанр быстренько завоевал лидирующие позиции при всех знатных дворах.

Менуэт был в фаворе у то есть в Петербурге и в Москве, его исполняли в Польше, в Великобритании. Популярность танца не спадала до середины 19 века, пока на смену медленным па не пришли более энергичные ритмы и резкие движения.

Исторический образ танца

На заре своего существования менуэт состоял из крайне простых, но очень грациозных движений. Исполнители выполняли реверансы, протяжные па; они двигались по залу, то приближаясь друг к другу, то удаляясь. Таким образом создавалось впечатление, что менуэт - это не танец, а лишь приглашение, очень галантное, кокетливое и вежливое. Примечательным было то, что исполняла его всегда только одна пара. То есть гости по очереди танцевали менуэт - сначала самые знатные особы, потом все остальные.

После того как танец стал широко распространен во Франции и за ее пределами, его движения усложнились. Важно было с максимальной точностью выполнять шаги в сторону и вперед, выстраивая таким образом фигуры. Также произошла еще одна важная метаморфоза. С 17 века менуэт - танец, который исполняется всеми гостями сразу. Первыми шествовали короли, за ними следовали дофины со спутницами, а потом и остальные титулованные гости. Все исполнители во время танца выстраивались в определенные фигуры. Чаще всего это были буквы «Z» или «S».

Эпоха барокко

В этот период менуэт терпит значительные трансформации. Ускоряется его темп, становится более подвижным и нестандартным ритм. Если ранее танец исполнялся строго на ¾, то теперь к этому размеру добавилась вариация - 6/8. В менуэт - это танец, который исполняется одновременно большей частью гостей. При этом все их движения должны быть наполнены не только кокетством, но и жеманством, хитростью, харизмой. Для того чтобы подчеркнуть такой «легкомысленный» характер танца, люди менялись партнерами. Важно также выделить, что в годы популярности появились первые классические музыкальные сопровождения для этого танца. Они делились на три части и коду. Первая была двухголосной, вторая - трехголосной, в третьей части повторялись мотивы из первой. Кода была маленькой и обязательно исполнялась в мажоре.

Особенности изучения танца

Поразительно, но при всей кажущейся простоте исполнения менуэта предварительно его изучали годами. Детей с малых лет учили правильно двигаться, развивали их пластичность, грацию. Каждый переход, каждый шаг репетировался с максимальной точностью, ведь любое движение в таком танце должно было быть легким, будто бы импровизация, и в то же время четким, уверенным, совпадающим со всеми остальными. Справедливости ради стоит выделить, что менуэт - это танец, который сложен в первую очередь для мужчин. Им необходимо было снимать шляпу, потом, как бы одним движением, заманивать даму к танцу, затем, не прерывая того же «дыхания», надевать ее обратно на голову.

Как писали мировые классики

Менуэт в музыке - это не просто сопровождение для танца, которое имеет определенный ритм и темп. Это отдельный жанр, который существует наряду с сонатой или прелюдией. Изначально он существовал как отдельная форма и исполнялся на клавесине или клавикорде. Позже он стал обязательной частью инструментальной сюиты. Когда популярность стал набирать такой жанр, как опера, менуэт стал частью увертюры. В 18 веке из менуэтов уже начали составлять целые сюиты. Первый номер обязательно писался в мажоре, а за ним следовал танец в миноре.

Нередко этот танец чередовали с другими, где лады также варьировались. Среди композиторов, которые писали музыку в этом жанре, стоит назвать И. С. Баха. Наряду с ним творили Гендель, Ж.-Б. Люлли и прочие композиторы эпохи рококо. Позже за написание менуэтов взялись творцы эпохи романтизма. Это были Бетховен (в своих нотах он называет менуэт «скерцо»), Глюк, Моцарт, Сати, Дебюсси. Описываемый жанр встречается и в творчестве отечественных композиторов: Чайковского, Глинки, Рубинштейна и др.

МЕНУЭТ

(франц. menuet , от menu - малый, мелкий) - французский танец. музыкальный размер 3/4. произошел от народного хороводного танца провинции пуату. в конце 17 в. стал одним из основных бальных танцев придворных кругов; вошел в оперно-балетные спектакли.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕНУЭТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕНУЭТ в Этнографическом словаре:
    (франц. menuet от menu, маленький), франц. танец, произошёл от хороводного танца жителей пуату. в 17 в. распространился при королевском …
  • МЕНУЭТ в Словаре этнографических терминов:
    (франц. menuet от menu, маленький), франц. танец, произошёл от хороводного танца жителей Пуату. В 17 в. распространился при королевском дворе
  • МЕНУЭТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. menuet от menu - маленький), старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер
  • МЕНУЭТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. menuet, от menu - маленький, мелкий), французский танец. Происходит от народного танца провинции Пуату. Со 2-й половины 17 в. …
  • МЕНУЭТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Менуэт (фр. - menuet, ит. miouetto, от франц. слова menu илилатинского minutus - малый, мелкий) - старинный грациозный танец, названный …
  • МЕНУЭТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МЕНУЭТ
    (французское menuet), 1) старинный французский танец (3-дольный), в европейских странах середины 17 - 19 вв. бальный. 2) Часть инструментальной сюиты, …
  • МЕНУЭТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Старинный французский бальный танец плавного, несколько жеманного характера, построенный в основном на поклонах и реверансах. Менуэтный - относящийся …
  • МЕНУЭТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Старинный французский народный и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. II прил. менуэтный, -ая, …
  • МЕНУЭТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕНУ́ЭТ (франц. menuet, от menu - маленький), старинный нар. франц. танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Муз. …
  • МЕНУЭТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (франц. ? menuet, итал. ? minuetto, от французского слова menu или латинского minutus ? малый, мелкий) ? старинный грациозный танец, …
  • МЕНУЭТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    менуэ"т, менуэ"ты, менуэ"та, менуэ"тов, менуэ"ту, менуэ"там, менуэ"т, менуэ"ты, менуэ"том, менуэ"тами, менуэ"те, …
  • МЕНУЭТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Старинный французский танец в умеренном темпе с плавными и медленными движениями, а также музыка к этому танцу. …
  • МЕНУЭТ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. menuet menu маленький, мелкий) старинный французский бальный танец плавного, несколько жеманного характера, построенный в основном на поклонах и …
  • МЕНУЭТ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. menuet старинный французский бальный танец плавного, несколько жеманного характера, построенный в основном на поклонах и реверансах; муз. размер - …
  • МЕНУЭТ в словаре Синонимов русского языка.
  • МЕНУЭТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Старинный французский бальный танец, характеризующийся плавностью и медленностью движений и состоящий в основном из поклонов и реверансов. 2) …
  • МЕНУЭТ в Словаре русского языка Лопатина:
    мену`эт, …
  • МЕНУЭТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    менуэт, …
  • МЕНУЭТ в Орфографическом словаре:
    мену`эт, …
  • МЕНУЭТ в Словаре русского языка Ожегова:
    старинный французский народный и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца менуэт! старинный французский народный и бальный …
  • МЕНУЭТ в Словаре Даля:
    муж. , франц. устаревшая …
  • МЕНУЭТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. menuet, от menu - маленький), старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер …

Менуэт — танец королей

Менуэт (фр. menuet ) - бальный танец. Состоит из поклонов и реверансов, маленьких шагов, изящных поз. Назван так из-за своих мелких движений (па). Происхождением из Франции. В средневековье был народным. Отличался живым непосредственным характером и имел совершенно другое название - Бранль а Мене из провинции Пуату (Branle de Poitou à Mener).

С ХVII века принят знатью и сменил имя. Превратился в Amener, от à mener – вести. Во-первых, таким образом скрывалось его крестьянское происхождение. Во-вторых, подчёркивалось предводительство первой пары (первым всегда шёл король). Однако и от нового названия пришлось отказаться. Благодаря своим мелким па вместо «Амене» стали говорить «Менуэт» (Pas Menu - маленький шаг).

Придворным танцем менуэт стал в эпоху правления короля Людовика ХIV. Тогда же произошла «революция» в правилах бальных церемоний. Ведь касаться даже кончиков пальцев дамы считалось неприличным. В менуэте же кавалер ведет партнершу именно за кончики пальцев.

Постепенно мода танцевать менуэт распространилась по всей Европе, а во Франции его усовершенствованием занялись члены королевской академии танцев. В ХVIII веке танец ещё более усложнился, стал быстрее, движения — вычурнее и жеманнее. Приобрел популярность в кругах буржуазии. О нем говорили «Менуэт – это танец королей и король танцев!».

История менуэта прервалась Великой французской революцией. Аристократы либо бежали из страны, либо погибли на гильотине. Танцевать менуэт стало некому и негде, придворные балы ушли в прошлое.

С тех пор менуэт живет лишь в балете.

Так или иначе дань менуэту отдали в своем творчестве выдающиеся композиторы: Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт, Глюк, Чайковский, Рубинштейн, Глинка, Дебюсси, Глазунов. Кто-то вставлял элементы мелодии танца в свои балеты, кто-то вводил в инструментальную сюиту, кто-то - в оперную увертюру

В симфониях первым использовал менуэт великий австрийский композитор Йозеф Гайдн

Ги де Мопассан «Менуэт»

(Отрывок из рассказа)

«…- Объясните мне, - сказал я старому танцовщику, - что такое менуэт?
Он встрепенулся.
- Менуэт, сударь, это король танцев и танец королей - вот что это такое. С тех пор как не стало королей, не стало и менуэта.
И он в высокопарном стиле произнес длинный дифирамб менуэту, из которого я ничего не понял. Я попросил описать мне все его па, движения, позы. Он путался, приходил в отчаяние от своего бессилия, нервничал. И вдруг он обернулся к своей старой подруге, по-прежнему молчаливой и важной:
- Элиза, хочешь, скажи, хочешь, - это было бы так мило с твоей стороны, - хочешь показать этому господину, что такое менуэт?
Она беспокойно огляделась по сторонам, потом поднялась, не говоря ни слова, и стала против него. И тут я увидел нечто незабываемое.
Они двигались взад и вперед, по-детски жеманясь, улыбались друг другу, наклонялись, кланялись, подпрыгивали, точно две старые куклы, которых приводит в движение допотопный механизм, сделанный рукой искусного мастера по правилам того времени.
Я смотрел на них, а сердце томилось странным чувством, душа была полна невыразимой грусти. Мне казалось, что передо мной предстало жалкое и смешное привидение, старомодный призрак целого века. Мне хотелось смеяться и в то же время плакать.
Они вдруг остановились - окончились все фигуры танца. Несколько мгновений они стояли друг против друга, строя какие-то удивительные гримасы, потом, плача, обнялись»
.

Что танцевали на дворянских балах

  • Полонез . Им открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Продолжался полчаса. Танцевали все присутствующие. Во время полонеза дамы встречали кавалеров.
  • Вальс . Второй по счету танец дворянского бала. Вошел в моду в России
    в начале ХIХ века.
  • Мазурка . Середина бала. В России появилась около 1810 года. Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.
  • Котильон . Происхождением из Франции. Известен в середины ХVIII века. В Россию пришел в следующем столетии Он представлял собой танец-игру. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.
  • Гавот . Известен с ХVI века. В ХVII веке стал придворным танцем, приобрёл грациозный и жеманный характер.
  • Кадриль . Французский танец, возник в конце XVIII века. Был популярным до конца XIX века. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику друг против друга.
  • Полька . Была очень модна во Франции. В России полька появилась в 1845 году. Привёз её знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Н. Гольц.

Видео танца

(pas menus ). Произошёл от медленного вальса (так называемый menuet de la chaîne) - танца провинции Пуату . Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века - бальный . С XVII века широко распространился по всей Европе.

Исторический обзор

Менуэт в творчестве композиторов

В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной , клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо (не менее великого, а может даже более, но без такого же "титула"), Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах , Гендель), иногда - даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно -симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре , то второй нередко пишется в одноимённом миноре . Второй менуэт чаще всего назывался трио .

В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка и ранних симфониях Гайдна , у которого менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии. [ ] Моцарт внёс в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации. Бетховен в своих поздних симфониях заменил менуэт на скерцо . Позднее, в XIX веке менуэты писали Чайковский , Глазунов , Дебюсси , Сати и другие композиторы.

Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн . В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта.

Источники

[франц. Menuet ]

Название ряда придворных бальных танцев XVII-XVIII веков. Музыкальный размер – ¾. Темп от умеренного до умеренно-быстрого. Для танца характерны реверансы, поклоны, маленькие шаги (), изящные позы. Различают два основных типа этого танца: Менуэт XVII века и Быстрый Менуэт XVIII века.

«Самый изящный и изысканный танец, лучший образец придворного балета, жемчужина бала, король бальных танцев, король танцев и танец королей, величайшее произведение искусства, когда-либо созданное в области танца» – так говорили о Менуэте в конце XVIII века. «Грациозный, галантный и любимый танец, вычерчивающий на полу тайные знаки любви» – это о нём же столетием раньше. «Простонародный, низкого происхождения, безалаберный, скандальный» – это тоже о нём, но в середине XVII века. Почему так разнятся эпитеты?

Некоторые танцмейстеры относят Менуэт к эпохе французского короля Людовика Четырнадцатого и объясняют его происхождение весьма просто: «В королевском «поклонном обряде» ножки в туфельках на каблучках делали изящные шажки. Этот обряд помог родиться «pas menu» («маленький шаг»), этому первичному менуэту. Постепенно в процессе развития простой обряд приветствия королю, состоявший из реверансов (поклонов) как у мужчин, так и у женщин, все более усложнялся: из сравнительно статичного состояния реверанса переходили к движению в два-три шага и более, а затем и к полутанцу. Так из «pas menu» образовался первый скромный менуэт, состоявший из ряда изощренно-почтительных реверансов перед королем, где танца, хоть и примитивного, было уже больше, чем простой реверансной поступи…»

На самом деле, этот танец появился задолго до рождения Людовика XIV. Изначально он был сельской пляской, отличался живым непосредственным характером и имел совершенно другое название – Бранль а Мене из провинции Пуату [франц. Branle de Poitou à Mener танец из Пуату с ведением]. Когда в XVII веке этот танец стали исполнять при королевском дворе, то предпочитали объявлять его как Амене – по последним словам названия [франц. Amener , от à mener – вести]. С одной стороны, таким образом скрывалось его крестьянское происхождение. С другой стороны, подчёркивалось предводительство первой пары (первым всегда шёл король). Но в XVII веке подобных «ведущих» танцев на балу стало много, и танец Амене пришлось переименовать. История умалчивает о том, кто первый обратил внимание на небольшой размер его шагов. Танцевальный шаг Амене был поистине крохотным – настоящим [франц. Pas Menu – маленький шаг]. Исходя из этого, танец получил новое название, слегка созвучное старому. Вместо «Амене» стали говорить: «Менуэт».

Введение танца Амене (Менуэт) в придворный бальный зал сопровождалось скандалом. Дело заключалось в том, что в Менуэте кавалер танцевал, прикасаясь к руке дамы! Он всего лишь брал её за кончики пальцев. Но всё равно, это считалось невиданным нарушением приличий. Вести даму за руку позволялось только в торжественных церемониальных танцах, открывающих бал. В чувственном танце, каковым тогда считался Менуэт, это выглядело чересчур смело. Впрочем, с этим быстро смирились, ибо новые правила ввёл сам король Людовик XIV. Всё же придворным танцем Амене (Менуэт) стал именно при нём.

На балах середины XVII века Менуэт занял место и стал основным придворным танцем. Из Франции он распространился по всей Европе. Танец состоял из многочисленных поклонов и реверансов, меж которых исполнялись важные [франц. Pas Grave – важный шаг], движения типа , а также специально подобранные придворные позы. В танце стремились продемонстрировать максимум величия и изящества. Вначале Менуэт танцевали в умеренном темпе и с относительно простыми движениями и позами. Однако постепенно темп музыкального сопровождения ускорился, а движения и позы усложнились.

Движения Менуэта стали очень изысканными во второй половине XVII века. Над их разработкой и совершенствованием трудились члены Королевской Академии Танца. Схема шагов была строго регламентирован. Композиция выстраивалась в зале по рисунку букв S или Z. Ещё больше усложнился Менуэт в XVIII веке. В 1763 году по случаю бракосочетания Людовика XVI и Марии Антуанетты танцевальными академиками был сочинён [франц. Menuet à la Reine ], который по сей день считается самым трудным для изучения придворным бальным танцем.

В XVIII веке изменилась придворная мода. В бальном зале это проявилось в изменении репертуара. В частности, сильно изменился Менуэт. Темп танца ускорился, так как основной шаг теперь делался на один такт музыки. Движения приобрели вычурный и несколько жеманный характер. Появились комбинированные танцы, типа Бурре-Менуэта [франц. Bourr é e - Menuet ].

В этот период ни один танец не пользовался таким успехом в дворянских, а затем и в буржуазных европейских кругах. Его успех демонстрирует замечательная словесная формула: «Менуэт – это танец королей и король танцев!».Всеобщее восхищение продолжалось до конца XVIII века и прервалось самым трагическим образом. Во время революционных событий во Франции вместе с французскими абсолютизмом был низвергнут Менуэт. Формально его продолжали танцевать там, где давались придворные балы. Но общественная атмосфера кардинально изменилась. В танцевальных залах наступила эпоха .

В XIX веке в качестве сценической танцевальной формы Менуэт продолжал активно существовать в балетном театре. А танцмейстеры использовали его как образцовую модель обучения. С него начинали танцевальные занятия, им же и заканчивали. В России даже в конце XIX века ученики бальных классов обязаны были уметь танцевать